16.08.2019

Рекомендация мот 91 о коллективных договорах ратифицирована. VII. Различные положения


Новая редакция Ст. 48 ТК РФ

Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.

Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

Соглашение действует в отношении:

всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением;

работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;

органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.

В отношении работодателей - государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий соглашение действует также в случае, если оно заключено от их имени уполномоченными государственным органом или органом местного самоуправления (статья 34 настоящего Кодекса).

Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой настоящей статьи.

В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.

Соглашением может быть предусмотрено, что в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя.

По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.

Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования предложения о присоединении к соглашению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок опубликования иных соглашений определяется их сторонами.

Комментарий к Статье 48 ТК РФ

Статья 48 Трудового кодекса РФ рассказывает о нюансах действия соглашения. В соответствии с нынешней редакцией данной статьи за сторонами соглашения сохраняется право на его продление на срок до трех лет, однако отныне такой возможностью стороны могут воспользоваться лишь однократно.

Кроме того, в статье уточнен порядок действия сторон в случае отказа работодателя от присоединения к соглашению, чего до определенного момента сделано не было. В подобной ситуации под эгидой руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области труда, организуются дополнительные консультации с участием представителей сторон соглашения.

Другой комментарий к Ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Общие правила действия соглашения определяются Рекомендацией МОТ N 91 (см. п. 1 комментария к ст. 43 ТК РФ).

2. Момент вступления соглашения в силу определяется его сторонами и фиксируется в самом соглашении. При отсутствии соответствующего положения в тексте соглашения оно вступает в силу с момента его подписания сторонами.

Трудовой кодекс ограничивает срок действия соглашения тремя годами. Конкретный срок действия соглашения может быть определен в самом соглашении. По истечении установленного срока действие соглашения прекращается.

Стороны имеют право продлить действие соглашения на срок не более трех лет. Продление действия соглашения осуществляется по взаимному волеизъявлению сторон, достигаемому в результате проведения коллективных переговоров. Действие соглашения может быть продлено только один раз.

3. Части 3 и 4 комментируемой статьи определяют работодателей, в отношении которых действует то или иное соглашение. К ним относятся: 1) работодатели, которые являются членами объединения работодателей, заключившего соответствующее соглашение, на момент заключения соглашения либо вступили в это объединение в период действия соглашения (даже если работодатель прекратил членство в объединении работодателей, он продолжает нести обязанности по соглашению); 2) работодатели, которые не являются членами объединения работодателей, но уполномочили объединение работодателей участвовать в коллективных переговорах от их имени; 3) работодатели, которые присоединились к соглашению после его заключения; 4) работодатели - государственные и муниципальные учреждения, иные организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, если соглашение заключено от их имени органом государственной власти или органом местного самоуправления (об этом см. ст. 34 ТК РФ и комментарий к ней).

Правила присоединения работодателей к соглашению законом не установлены и определяются на практике в самих соглашениях либо решениями комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.

4. Часть 5 ст. 48 определяет круг работников, в отношении которых действует соглашение. Ими являются работники, которые состоят в трудовых отношениях с работодателями, подпадающими под действие соглашения.

5. Поскольку соглашения заключаются на пяти уровнях социального партнерства, работодатели зачастую одновременно несут обязанности не по одному, а по нескольким соглашениям одновременно. При этом нормы соглашений могут вступать в противоречие друг с другом. В таких случаях применению подлежат условия наиболее благоприятные для работников (условия, устанавливающие более высокий размер заработной платы, большую продолжительность оплачиваемого отпуска и т.п.).

6. Части 7, 8, 9 ст. 48 устанавливают особую процедуру - распространение действия соглашения на новых субъектов. Такая возможность предусмотрена Рекомендацией МОТ N 91 "О коллективных договорах". В ней определено, что "в случае необходимости и с учетом действующей системы коллективных переговоров должны приниматься меры, определяемые законодательством каждой страны и отвечающие существующим в ней условиям, для распространения всех или некоторых положений коллективного договора на всех работодателей и трудящихся, входящих по производственному и территориальному признаку в сферу действия договора".

а) коллективный договор уже охватывал достаточно представительное, по мнению компетентного органа власти, число соответствующих предпринимателей и трудящихся;

б) требование о распространении действия коллективного договора как общее правило исходило от одной или нескольких участвующих в договоре организаций трудящихся или предпринимателей;

в) предпринимателям и трудящимся, на которых предстоит распространение коллективного договора, была предоставлена возможность высказать предварительно свои замечания.

Процедура распространения действия соглашения, предусмотренная ТК, отличается от предлагаемой со стороны МОТ. Во-первых, может быть распространено действие только отраслевого соглашения, заключенного на федеральном уровне и регионального соглашения о минимальной заработной плате. Во-вторых, юридически значимым признается предложение о распространении действия соглашения, выдвинутое исключительно органами государственной власти.

Предложение о распространении действия отраслевого соглашения, заключенного на федеральном уровне, должно исходить от руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда - Министерства здравоохранения и социального развития РФ (Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321). Соответствующее предложение выдвигается по инициативе сторон соглашения и должно быть официально опубликовано. Данное предложение выдвигается не раньше опубликования самого соглашения и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования. Оно адресуется работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения.

Работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения вправе представить в указанный федеральный орган исполнительной власти письменный мотивированный отказ присоединиться к соглашению. В том случае, когда такой отказ не представлен, соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования предложения. Решение относительно присоединения к соглашению принимается работодателем после консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации, которая объединяет работников данного работодателя. Протокол соответствующих консультаций должен быть приложен к отказу от присоединения к соглашению.

Руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, вправе инициировать проведение консультаций с работодателем, отказавшимся присоединиться к отраслевому соглашению, заключенному на федеральном уровне. Участниками таких консультаций являются представители работодателя, представители первичной профсоюзной организации и сторон соглашения. Результатом этих консультаций является принятие работодателем окончательного решения о присоединении или отказе от присоединения к соглашению.

7. Соглашения должны быть опубликованы. По общему правилу порядок опубликования соглашений определяется их сторонами. Исключение составляют отраслевые соглашения, заключенные на федеральном уровне. Порядок их опубликования, а также опубликования предложения о присоединении к соглашению определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Пока соответствующий порядок не определен, предложение о присоединении к соглашению должно быть официально опубликовано в "Российской газете" или в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" (Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти").

  • Вверх

Комментарий К. Я. Ананьевой

Коллективный договор – это важнейший элемент организации трудовых отношений, правовая форма согласования интересов работодателя и работников Условия договоров, заключенных в соответствии с законодательством, являются обязательными для сторон трудовых отношений, на которых они распространяются.

Согласно Рекомендации № 91 «О коллективных договорах», принятой Международной организацией труда 29 июня 1951 г., коллективный договор – это всякое письменное соглашение относительно условий труда и найма, заключаемое, с одной стороны, между предпринимателем, группой предпринимателей или одной или несколькими представительными организациями трудящихся или, при отсутствии таких организаций, – представителями самих трудящихся, надлежащим образом избранных и уполномоченных согласно законодательству страны.

Если в процессе переговоров не достигнуто согласие, то в этом случае общее собрание (конференция) работников организации принимает согласованные условия коллективного договора. Возникшие разногласия оформляются протоколом и разрешаются путем проведения примирительных процедур, предусмотренных главой 61 ТК (см. комм. к гл. 61 ТК).

Комментарий К. Н. Гусова

§ 1. Понятие коллективного договора в ТК по сравнению с понятием, включенным в Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях», по сути не изменилось. Правда, дополнилось положением о том, что он заключается работниками и работодателем в лице их представителей.

В Рекомендации МОТ № 91 о коллективных договорах под «коллективным договором» подразумевается всякое письменное соглашение относительно условий труда и найма, заключаемое, с одной стороны, между предпринимателем, группой предпринимателей или одной или несколькими организациями предпринимателей и, с другой стороны, одной или несколькими представительными организациями трудящихся, или, при отсутствии таких организаций, представителями самих трудящихся, надлежащим образом избранными и уполномоченными согласно законодательству страны.

Из данного определения видно, что МОТ под коллективным договором понимает два вида актов - соглашения, заключаемые на уровне организации (коллективные договоры по принятой в России терминологии) и соглашения более высокого уровня (соглашения по социально-трудовым вопросам по терминологии, принятой в России).

Кроме того, Рекомендация № 91 затрагивает вопросы процедуры ведения коллективных переговоров; обязательств, вытекающих из коллективных договоров; распространения действия коллективных договоров; их толкования и контроля за их соблюдением.

§ 2. Коллективный договор теперь может быть заключен как в организации в целом, ее филиалах, представительствах (в этой части законодательство не изменилось), так и в иных обособленных структурных подразделениях (см. ч. 4 п. 40).

Понятия представительств и филиалов содержатся в ст. 55 Гражданского кодекса.

Представительство – это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Понятия «иные обособленные структурные подразделения» ни ГК, ни ТК не содержат. Признаки, по которым то или иное структурное подразделение можно отнести к обособленным, можно вывести из ст. 11. Налогового кодекса РФ (ч. 1). В ней предусмотрено, что обособленное подразделение организации – это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

§ 3. Поскольку филиал, представительство, иное структурное подразделение не являются юридическими лицами, а значит, и самостоятельными работодателями, работодательской стороной коллективных договоров, заключаемых в таких структурных подразделениях, является организация в целом, которая представлена руководителями этих подразделений, имеющих соответствующие полномочия.

§ 4. Устоявшаяся в течение многих лет практика свидетельствует о том, что коллективные договоры заключаются также в крупных цехах, иных подразделениях организации, а не только в обособленных. Представляется, коль скоро такая практика позволяет улучшать положение работников с помощью коллективных договоров, она не должна вызывать возражений.

§ 5. Федеральный закон «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» (см. п. 2 ст. 13) содержит правило, согласно которому работодатели обязаны заключать коллективные договоры на согласованных сторонами условиях.

Если стороны не достигли согласия по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров, то они должны подписать коллективный договор на согласованных условиях. Одновременно составляется протокол разногласий, где отражены вопросы, по которым не удалось достичь договоренности. По ним могут быть продолжены переговоры, или же эти разногласия разрешаются в порядке, установленном для коллективных трудовых споров.

В связи с обращениями в ОПАР членов профсоюза по вопросу необходимости распространени я действия коллективного договора только на работников – членов профсоюза, Профсоюз разъясняет следующее. Н а различных научных и практических конференциях и круглых столах, инициированных Федерацией Независимых Профсоюзов России, отдельными профсоюзными лидерами высказывается предположение, что существуют риски, что работодатель будет пользоваться инструментом распространения коллективного договора на членов профсоюза для подрыва традиционных профсоюзных объединений, создавая «желтые профсоюзы», заключая с ними коллективный договор и соглашения, определенные на более льготных условиях, и тем самым будет происходить перетекание из наших боевых профсоюзов в так называемые «желтые профсоюзы». На в згляд Профсоюза , это не является серьезным риском, поскольку на сегодня у работодателя есть все ресурсы для того, чтобы предоставить определенные льготы для любой категории работников.

В Рекомендации МОТ № 91 «О коллективных договорах» подчеркивается роль организации трудящихся как стороны коллективных переговоров. В частности, говорится о представителях, не членах профсоюза, только при отсутствии представительной организации на предприятии. На эти положения необходимо обращать внимание и внедрять эту практику в жизнь.

Согласно части 3 статьи 43 ТК РФ действие коллективного договора распространяется на всех работников организации.

В то же время в п. 4 Рекомендации МОТ № 91 «Рекомендации о коллективных договорах» указывается, что «положения коллективного договора должны распространяться на всех трудящихся соответствующих категорий, работающих на охватываемых коллективным договором предприятиях, если в нем не предусматривается иного».

Учитывая, что Рекомендации МОТ № 91 это акт международного права, считаем возможным включить дополнительные льготы и гарантии для работников, являющихся членами профсоюза, в раздел «Гарантии профсоюзной деятельности» коллективного договора, принимая во внимание то, что инициатором и основным разработчиком данных предложений является профсоюзная организация.

В связи с тем, что именно профсоюзная организация представляет и защищает интересы всех работников, в том числе и не являющихся членами профсоюза, считаем возможным, с учетом норм Трудового кодекса РФ, включить в коллективный договор положения части 3 статьи 377 ТК РФ: «Распространение коллективного договора на работников, не являющихся членами профсоюза, может осуществляться согласно ст.30 и ст.377 ТК РФ, ст.28 п.4 ФЗ РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» с ежемесячным перечислением 1% заработной платы на счет профсоюзного органа».

Кроме этого ч. 10 ст. 45 ТК РФ предусмотрена возможность заключения соглашений на любом уровне социального партнерства. В современных условиях соглашения заключаются и на локальном уровне по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений. В связи с этим Профсоюз считает более целесообразным заключение отдельного Соглашения о социальном партнерстве и взаимодействии между работодателем и первичной профсоюзной организацией, в котором будут предусмотрены как дополнительные льготы и гарантии членам профсоюза, установленные работодателем, так и льготы и гарантии, предоставляемые профсоюзной организацией.

Следует также учитывать, что часть 6 статьи 377 Трудового кодекса РФ позволяет распространять действие коллективного договора на работников, не являющихся членами профсоюза по их письменному заявлению с ежемесячным перечислением денежных средств из заработной платы, указанных работников на условиях и в порядке, которые установлены коллективным договором. Коллективный договор двусторонне-обязывающий документ, в нем могут быть обязанности не только работодателя, но и работников. Таким образом, целесообразно прописывать в коллективном договоре, обязанности работников письменно заявлять работодателю о перечислении из их заработной платы денежных средств на счет первичной профсоюзной организации, заключившей коллективный договор.

Представляется, что большое значение для мотивации профсоюзного членства имеет информационная работа, предоставление рядовым членам профсоюза информации о важности единой профсоюзной структуры.

В условиях затяжного экономического кризиса продолжают ухудшаться социально-экономические условия, которые несут работникам угрозу сокращения, незаконных увольнений, невыплаты заработной платы, нарушения законодательства.

И только сильный профсоюз, входящий в структуру самого крупного профсоюзного объединения России – Федерацию Независимых профсоюзов России - может защитить работников от этих реально существующих угроз.

Объединение в Общероссийский профсоюз неизбежно до тех пор, пока существуют две группы людей с противоположными интересами: работники и работодатели.

Работник, действуя в одиночку, не может защитить себя от незаконных действий работодателя, добиться улучшения условий труда или принятия нужных для него законов. При этом он ощущает непосредственное влияние – давление на себя со стороны работодателя, власти и капитала. Но, объединившись, сделав свой выбор в пользу Профсоюза, работники способны противопоставить свое консолидированное мнение интересам работодателя и установить контроль за условиями своего труда и своей жизни.

Конфликт интересов приводит работников к осознанию необходимости объединения для того, чтобы сообща участвовать в регулировании отношений с работодателем, участвовать в управлении организацией, устанавливая взаимодействие с управленческими структурами, работодателем.

Лишь сильные, имеющие законную трехзвенную структуру (Общероссийский профсоюз - региональная (территориальная) профсоюзная организация – первичная профсоюзная организация) Профсоюзы способны на эффективную защитную деятельность.

Для чего нужен Общероссийский профсоюз авиационных работников, имеющий трехзвенную структуру?

1. Предоставление бесплатной юридической консультации по социально-трудовым вопросам. Юридическая защита в вопросах соблюдения законодательства при получении льгот за вредные и (или) опасные условия труда, при увольнении из организации, при выходе на пенсию при специальной оценке условий труда, в вопросах охраны труда.

2. Организованная учеба по вопросам трудового законодательства и профсоюзной борьбы.

3. Борьба за повышение заработной платы.

4. Борьба за заключение коллективного договора и отраслевых соглашений (Росгидромет, Росавиация), улучшающих положение работника по сравнению с действующим трудовым законодательством (а не слепое переписывание статей ТК РФ).

5. Проведение коллективных акций для защиты своих трудовых прав.

6. Возможность самореализации активной части трудового коллектива через работу в выборных органах профорганизации.

Общероссийским профсоюзом авиационных работников накоплен колоссальный опыт как правозащитной работы, так и опыт взаимодействия с федеральными органами власти, в первую очередь, Минтранс России, Росавиация, Росгидромет, Минтруд России и Минздрав.

Рядовой работник или малочисленная профсоюзная организация, не входящая в трехзвенную структуру Общероссийского профсоюза, имеет гораздо меньше шансов быть услышанной, чем активист первичной профсоюзной организации Общероссийского профсоюза, за которым стоят десятки тысяч солидарных с ним членов единого профсоюза.

Только Общероссийский профсоюз имеет реальную возможность ставить вопросы и решать социально-трудовые проблемы членов профсоюза как отраслевого значения, так и локального уровня, на самом высоком уровне, через участие в деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (Координатор – заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Т. А. Голикова), через непосредственное общение с руководителями отраслевых министерств и ведомств.

Сила Профсоюзов и их влияние в обществе возможны только в случае массовости профдвижения, строгого соблюдения уставной дисциплины как членами Профсоюза, так и каждым структурным подразделением, укрепления организационного единства, повышения профессионализма кадров, формирования привлекательного имиджа Профсоюза.

Проблема мотивации профсоюзного членства крайне актуальна, а предложенные выше инструменты позволяют более гибко использовать законодательные положения о распространении коллективного договора на всех работников.

I. Процедура ведения коллективных переговоров

1. 1) Путем соглашения или законодательства в зависимости от условий страны должны устанавливаться отвечающие местным условиям системы для выработки, заключения, пересмотра и возобновления коллективных договоров или для оказания содействия сторонам при выработке, заключении, пересмотре и возобновлении коллективных договоров.

2) Организация, функционирование и круг ведения этих систем должны определяться либо соглашениями между участвующими сторонами, либо законодательством каждой страны, сообразно с тем, какие способы отвечают условиям, существующим в данной стране.

II. Определение коллективных договоров

2. 1) В целях настоящей Рекомендации под "коллективным договором" подразумевается всякое письменное соглашение относительно условий труда и найма, заключаемое, с одной стороны, между предпринимателем, группой предпринимателей или одной или несколькими организациями предпринимателей и, с другой стороны, одной или несколькими представительными организациями трудящихся или, при отсутствии таких организаций, представителями самих трудящихся, надлежащим образом избранными и уполномоченными согласно законодательству страны.

2) Ничто в настоящем определении не может истолковываться как подразумевающее признание организации трудящихся, созданной или финансируемой предпринимателями или их представителями или находящейся под их господством.

III. Обязательства, вытекающие из коллективных договоров

3. 1) Всякий коллективный договор должен связывать подписавшие его стороны, а также лиц, от имени которых он заключен. Предприниматели и трудящиеся, связанные коллективным договором, не должны включать в трудовые договоры условия, противоречащие положениям коллективного договора.

2) Положения трудовых договоров, противоречащие коллективному договору, должны считаться недействительными и заменяться автоматически соответствующими положениями коллективного договора.

3) Положения трудовых договоров, которые более благоприятны для трудящихся, чем положения коллективного договора, не должны считаться противоречащими коллективному договору.

4) Если практическое применение положений коллективных договоров обеспечивается самими участниками этих договоров, то предусмотренные в предыдущих пунктах положения не могут истолковываться в смысле требования о проведении мероприятий в законодательном порядке.

4. Положения коллективного договора должны распространяться на всех трудящихся соответствующих категорий, работающих на охватываемых коллективным договором предприятиях, если в нем не предусматривается иного.

IV. Распространение действия коллективных договоров

5. 1) В случае необходимости и с учетом действующей системы коллективных переговоров должны приниматься меры, определяемые законодательством каждой страны и отвечающие существующим в ней условиям, для распространения всех или некоторых положений коллективного договора на всех предпринимателей и трудящихся, входящих по производственному и территориальному признаку в сферу действия договора.

2) Законодательство страны может обусловливать распространение действия коллективного договора, в частности, следующими требованиями:

А) чтобы коллективный договор уже охватывал достаточно представительное, по мнению компетентного органа власти, число соответствующих предпринимателей и трудящихся;

B) чтобы требование о распространении действия коллективного договора, как общее правило, исходило от одной или нескольких участвующих в договоре организаций трудящихся или предпринимателей;

С) чтобы предпринимателям и трудящимся, на которых предстоит распространение коллективного договора, была предоставлена возможность высказать предварительно свои замечания.

V. Толкование коллективных договоров

6. Споры, вытекающие из толкования коллективного договора, подлежат урегулированию в порядке, установленном по соглашению между сторонами или в законодательстве, сообразно с тем, какой способ соответствует существующим в данной стране условиям.

VI. Контроль за соблюдением коллективных договоров

7. Контроль за соблюдением коллективных договоров должен производиться участвующими в них организациями предпринимателей и трудящихся или существующими органами инспекции, или же органами, специально создаваемыми для этой цели.

VII. Различные положения

8. Законодательство отдельных стран может предусматривать, в частности:

А) обязанность предпринимателей, связанных коллективными договорами, принимать необходимые меры для сообщения заинтересованным трудящимся текста коллективного договора, находящегося в силе в отношении их предприятия;

B) регистрацию или сдачу на хранение коллективных договоров и текстов всех вносимых в них в дальнейшем изменений;

С) установление минимального срока, в течение которого коллективные договоры должны считаться действительными, если они не предусматривают иного и если только они не будут до истечения срока их действия изменены или отменены участвующими сторонами.

созванная в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся 6 июня 1951 года на свою тридцать четвертую сессию,

постановив принять ряд предложений о коллективных договорах, что является частью пятого пункта повестки дня сессии,

принимает сего двадцать девятого дня июня месяца тысяча девятьсот пятьдесят первого года нижеследующую Рекомендацию, которая будет именоваться Рекомендацией 1951 года о коллективных договорах:

I. Процедура ведения коллективных переговоров

1. 1) Путем соглашения или законодательства в зависимости от условий страны должны устанавливаться отвечающие местным условиям системы для выработки, заключения, пересмотра и возобновления коллективных договоров или для оказания содействия сторонам при выработке, заключении, пересмотре и возобновлении коллективных договоров.

2) Организация, функционирование и круг ведения этих систем должны определяться либо соглашениями между участвующими сторонами, либо законодательством каждой страны, сообразно с тем, какие способы отвечают условиям, существующим в данной стране.

II. Определение коллективных договоров

2. 1) В целях настоящей Рекомендации под "коллективным договором" подразумевается всякое письменное соглашение относительно условий труда и найма, заключаемое, с одной стороны, между предпринимателем, группой предпринимателей или одной или несколькими организациями предпринимателей и, с другой стороны, одной или несколькими представительными организациями трудящихся или, при отсутствии таких организаций, - представителями самих трудящихся, надлежащим образом избранными и уполномоченными согласно законодательству страны.

2) Ничто в настоящем определении не может истолковываться как подразумевающее признание организации трудящихся, созданной или финансируемой предпринимателями или их представителями или находящейся под их господством.

III. Обязательства, вытекающие из коллективных договоров

3. 1) Всякий коллективный договор должен связывать подписавшие его стороны, а также лиц, от имени которых он заключен. Предприниматели и трудящиеся, связанные коллективным договором, не должны включать в трудовые договоры условия, противоречащие положениям коллективного договора.

2) Положения трудовых договоров, противоречащие коллективному договору, должны считаться недействительными и заменяться автоматически соответствующими положениями коллективного договора.

3) Положения трудовых договоров, которые более благоприятны для трудящихся, чем положения коллективного договора, не должны считаться противоречащими коллективному договору.

4) Если практическое применение положений коллективных договоров обеспечивается самими участниками этих договоров, то предусмотренные в предыдущих пунктах положения не могут истолковываться в смысле требования о проведении мероприятий в законодательном порядке.

4. Положения коллективного договора должны распространяться на всех трудящихся соответствующих категорий, работающих на охватываемых коллективным договором предприятиях, если в нем не предусматривается иного.

IV. Распространение действия коллективных договоров

5. 1) В случае необходимости и с учетом действующей системы коллективных переговоров должны приниматься меры, определяемые законодательством каждой страны и отвечающие существующим в ней условиям, для распространения всех или некоторых положений коллективного договора на всех предпринимателей и трудящихся, входящих по производственному и территориальному признаку в сферу действия договора.

2) Законодательство страны может обусловливать распространение действия коллективного договора, в частности, следующими требованиями:

a) чтобы коллективный договор уже охватывал достаточно представительное, по мнению компетентного органа власти, число соответствующих предпринимателей и трудящихся;

b) чтобы требование о распространении действия коллективного договора, как общее правило, исходило от одной или нескольких участвующих в договоре организаций трудящихся или предпринимателей;

c) чтобы предпринимателям и трудящимся, на которых предстоит распространение коллективного договора, была предоставлена возможность высказать предварительно свои замечания.

V. Толкование коллективных договоров

6. Споры, вытекающие из толкования коллективного договора, подлежат урегулированию в порядке, установленном по соглашению между сторонами или в законодательстве, сообразно с тем, какой способ соответствует существующим в данной стране условиям.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав