29.06.2019

Внедрение некоммерческих организаций в социальной сфере. Некоммерческие организации как социальный институт формирующегося гражданского общества


Описание:

Организационные структуры социальной сферы чрезвычайно разнообразны. Они распределяются в соответствии с Общероссийским классификатором технико-экономической социальной информации по отраслям: образование, здравоохранение, культура и искусство и т.д. По своим организационно-правовым формам они могут быть: государственными, муниципальными и негосударственными учреждениями (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций, фондами и т.д.). Существует множество принципов классификации учреждений и организаций социальной сферы. Однако нас интересует вопрос о специфике учреждения социальной сферы как субъекта экономических отношений в современной рыночной экономике.

Таким образом, большое количество информации и знаний может выступить в ходе обсуждения среди этих экспертов. Реакции, обсуждение, а также поддерживающие и противоположные точки, все выявляются и добавляются к данным. Основной характеристикой фокус-группы является взаимодействие с открытым концом; респонденты могут свободно реагировать на ответы друг друга. Основным преимуществом этого метода является способность перегонять и обрабатывать информацию на уровне экспертов. Поэтому метод фокус-группы по своей сути позволяет наблюдать динамику группы, обсуждение и из первых рук к респондентам поведения и отношения.

В СССР учреждения социальной сферы традиционно рассматривались в качестве получателей бюджетных средств, не принимающих участия в создании национального дохода. Длительное время они были лишены возможности вести активную хозяйственную деятельность. Реформирование экономики значительно расширило возможности учреждений образования, здравоохранения в сфере коммерческой деятельности. Однако специфика механизма хозяйствования в социальной сфере в условиях смешанной экономики предполагает необходимость поиска адекватных форм предпринимательской деятельности.

Цель исследования фокус-групп - заставить респондентов взаимодействовать друг с другом таким образом, чтобы выявить дополнительную информацию. Цель состоит в том, чтобы получить высококачественные данные в уникальной среде, где могут быть представлены новые идеи и перспективы. Онлайн-взаимодействие между участниками на форумах имеет решающее значение для успеха проекта, что приводит к выводам Паттона о том, что фокус-группы объединяют элементы опроса и наблюдения участников. Капитализация по групповой динамике и явное использование группового взаимодействия позволяет генерировать данные и идеи, которые вряд ли появятся без динамического взаимодействия, происходящего в группе.

В мировой практике традиционные формы предпринимательства сосуществуют с институтом некоммерческих организаций. Они образуют так называемый "третий сектор", отличающийся по ряду видовых признаков как от государственных, так и частнопредпринимательских структур. Развитие этого сектора убедительно показывает, что частная инициатива и деятельность, не стесненные государственной регламентацией, могут успешно решать не только экономические, но и сугубо социальные задачи. Некоммерческий сектор в значительной мере обеспечивает функционирование современного гражданского общества, дает простор свободной самоорганизации граждан, ведет к разнообразию общественной жизни.

Важный вопрос, который возникает при исследовании онлайн-сообществ, заключается в том, следует ли полагаться исключительно на онлайн-материал для сбора своих данных. Учитывая, что участники дискуссионных форумов проживают во всем мире, но в основном в США и Канаде, личные интервью не были реалистичным вариантом для этого исследования. Выбор сосредоточиться на двух онлайновых дискуссионных форумах для сбора данных оказался плодотворным. Участники этих форм оказались уникальными навыками и знаниями, а во многих случаях профессиональным опытом, который непосредственно связан с обсуждаемыми вопросами.

До недавнего времени в нашей стране по сути отсутствовали подлинно независимые некоммерческие организации. Не следует заблуждаться, относя к их числу те формально самостоятельные общественные структуры - профсоюзы, комсомол, фонды и т.п., управление которыми в конечном счете осуществлялось государством, причем практически теми же методами, какими регулировалась деятельность государственных учреждений.

Участники часто были очень осведомлены о обсуждаемых темах и имели доступ к интересующей информации, которую они с удовольствием хотели поделиться с другими. Эта группа, а не группы, в качестве кросс-проводки были частыми, - предлагала информацию и опыт вне уровня, который был бы осуществим с использованием традиционных методов исследования.

Электронная почта как инструмент исследования

Благодаря своей относительной простоте и эффективности электронная почта быстро интегрировалась в бизнес и коммерцию, а также широко используется частными лицами и академическим сообществом. Частота ответов на вопросники электронной почты имеет тенденцию быть благоприятной, а также легкость распространения и время отклика. В исследовании представлены несколько аргументов в поддержку идеи, которую пообещала электронная почта в качестве средства администрирования опросов. В прошлых исследованиях было установлено, что прямые маркетологи могут быстрее собирать данные с помощью электронной почты, чем с помощью почтовых методов.

В этой связи рассмотрим некоммерческую организацию как форму хозяйственной деятельности в социальной сфере. Достаточно полно характеристика деятельности некоммерческих организаций в социальной сфере дается в книге “Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере” (см. в Списке литературы).

Признаки некоммерческой организации:

В исследованиях, в которых сообщалось о результатах отклика, ответы электронной почты были собраны значительно быстрее, чем ответы почтовой почты. Субъекты не ограничены синхронной связью, но могут реагировать, когда и как они чувствуют себя комфортно.

Шихан и Хой определили два возможных ограничения для исследований по электронной почте; респонденты могут не учитывать опрошенные опросы, и из-за меняющегося характера Интернета адреса электронной почты могут часто меняться. Подобная волатильность характеризует само сообщение электронной почты. Другим возможным недостатком такого подхода является огромное количество почты, которую люди получают ежедневно, что легко приводит к информационной перегрузке.

  1. Изначально не ориентируются на извлечение прибыли.
  2. Цели их деятельности фиксируются законодательством.

Доходы или имущество ни полностью, ни частично не могут быть распределены между лицами, причастными к организации (учредители, управляющие, персонал)

Регламентируя характер распределения доходов и сферу деятельности некоммерческих организаций, общество (государство) поддерживает и поощряет их деятельность системой мер: льготное налогообложение, предоставление налоговых скидок организациям, занимающимся благотворительной помощью и т.д.

Тем не менее, преимущества электронной почты явно перевешивают его ограничения во многих случаях. Следуя тенденциям в исследованиях рынка, предпринимались предварительные шаги по использованию электронной почты в качестве инструмента исследования, прежде всего в форме количественных инструментов, таких как электронные вопросники, а также, в меньшей степени, качественных методов, таких как электронные интервью и электронные фокус-группы. Ранние количественные исследования показывают, что электронные вопросники имели очень благоприятный коэффициент ответа по сравнению с типичными частотами ответа, обычно достигаемыми обычными почтовыми опросами.

Название некоммерческий (неприбыльный) не означает, что у некоммерческих организаций отсутствует прибыль. Более того, прибыль необходима по ряду причин: расширение объемов деятельности, предоставление услуг лицам, не способным их оплатить, страхование риска и т.д. Сам показатель прибыльности служит наряду с другими критериями мерой успеха организации. Следовательно, термин “некоммерческий” указывает на ограничение в использовании прибыли: она может идти только на развитие организации или на благотворительные акции.

Мой собственный опыт работы с электронной коммуникацией в контексте этого исследовательского проекта в равной степени положителен. Это имеет явные последствия с точки зрения фона, образования, пола и ресурсов. Тем не менее, в других случаях, отмечает Кумер, пользователи передовых коммуникационных технологий могут быть именно теми людьми, к которым стремится исследование.

Это явно имеет место в этом конкретном исследовательском проекте, учитывая относительный эксклюзивный характер форумов для обсуждения по электронной почте. Новые возможности, которые предлагает Интернет для одноранговой связи, вызвали взрыв в количестве новых виртуальных сообществ. Цифровые сообщества становятся все более важными как в форме социального взаимодействия, так и в качестве платформы для обмена информацией. Рейд указывает, что вместо того, чтобы быть ограниченным компьютером, члены онлайновых сообществ творчески используют функции систем, чтобы играть с новыми формами выразительной коммуникации.

Некоммерческие организации функционируют как юридически независимые и хозяйственно самостоятельные субъекты, но их деятельность направлена не на максимизацию прибыли (в отличие от коммерческих), а на реализацию миссии (достижение тех или иных стратегических целей). Это фиксируется в программах и проектах, рассчитанных на различный срок.

В своих исследованиях в сетях интернет-ретрансляции Чат Рейд был одним из первых, кто признал потенциальные возможности построения коммуникации, связанные с компьютером. Личные отношения между участниками могут быть глубокими и эмоциональными. Лица могут исследовать возможные общественные личности, создавать в противном случае маловероятные отношения и создавать новые нормы поведения, при этом они придумывают новые сообщества.

Виртуальные сообщества - это культурные продукты и культурные объекты. Онлайн-сообщества превосходят физические и пространственные границы, которые определяют сообщества на протяжении всей истории. Ольденбург подчеркивает, что, хотя современность установила культуру, в которой жилище и рабочее место остаются единственными двумя интерактивными сферами существования, все еще очень необходимо более широкое чувство сообщества, общественной сферы.

Ключевой хозяйственной проблемой существования некоммерческих организаций является обеспечение финансовыми ресурсами.

Важнейшими субъектами рыночных отношений современной России выступают некоммерческие организации, основа так называемого «третьего некоммерческого сектора» страны. Термин «третий сектор» является на сегодняшний день общепризнанным в мировой практике обозначением некоммерческих,

Следовательно, неудивительно, что люди обращаются к Интернету, чтобы установить онлайн-сообщества и другие формы опосредованного компьютером общения, чтобы воссоздать эту утраченную общественную сферу. Интернет активировал новые каналы связи, которые в основном обходят традиционные журналы. Исследователи и социологи обнаруживают множество данных в проводках интернет-групп. Межличностная динамика этих групп все чаще попадает под контроль академических исследований. Архивированные записи виртуальных сообществ Интернета анализируются для различных исследовательских интересов.

благотворительных инициатив (первый сектор - государственный, второй - частный). В настоящее время существуют различные названия некоммерческого сектора: неприбыльный, бесприбыльный, непрофитный, третий, общественный, благотворительный, филантропический, независимый, негосударственный,

неправительственный, гражданского общества (Бразилия), добровольческий (Великобритания), сектор ассоциаций (Германия), гражданские структуры (Египет), дополнительный (Индия), третья система (Италия), освобожденный от налогов (США), социальное хозяйство (Франция), социальные корпорации (Япония). Некоммерческий сектор призван решать ряд жизненно-необходимых задач по реальной поддержке миллионов людей, созданию десятков тысяч рабочих мест, осуществлению множества общественнополезных проектов.

В последние десятилетия исследователи использовали множество подходов к анализу «виртуальной» связи на компьютерных и сетевых системах связи, используя различные рамки для определения единиц анализа в разных настройках связи. Это привело к новым представлениям, но мало теоретической интеграции или сравнению результатов исследования для изучения. Документировано, как изучаемые явления изменяются самим актом наблюдения за ними во время наблюдения участников. Более того, практически невозможно экспериментальная гипотеза, которая не может быть поддержана.

Несмотря на бурное развитие некоммерческого сектора в последние десятилетия, в настоящий момент четко не выделены его социально-экономические признаки.

Разработка проблемы выделения экономических признаков некоммерческого сектора ведется как российскими, так и зарубежными исследователями. Однако, в силу крайней разнородности некоммерческих организаций, их видам деятельности, организационной структуре, методам управления эта задача достаточно сложна.

Возможно, самым полезным исследовательским подходом для достижения этого веберовского понимания предмета, столь же изменчивого, как и интернет-общение, должно быть «бесстыдно эклектично» при использовании одних методов, разрабатывать методологический микс, который работает, и попытаться смоделировать то, что происходит оттуда. Подходы к смешанным методам доказали свою эффективность в таких исследовательских ситуациях, как ситуация, в которой преобладают нормы уважения и коллегиальности, и когда существует отношение здорового скептицизма в отношении как теории, так и метода.

Важная заслуга в определении границ некоммерческого сектора в рыночной экономике принадлежит американскому экономисту JL Саламону.

Однако, надо отметить, что объектом исследования этого ученого являются только негосударственные некоммерческие структуры. По его мнению, их типичными признаками являются:

Организованность, то есть наличие определенной внутренней организационной структуры, утвержденной уставом или другими законодательными актами.

Экспертная оценка может обеспечить ценное руководство в этом новом цифровом ландшафте. чтобы избежать ловушек сбора цифровой информации с точки зрения релевантности, достоверности и обоснованности. Они предложили ценные мнения. Метод заземленной теории, также известный как постоянный сравнительный метод, был разработан Глейзером и Штраусом более 30 лет назад. Основанная теория не начинается с гипотезы или вопроса исследования. Скорее, его отправной точкой является явление, которое недостаточно объяснено в теории и определенной исследовательской проблеме.

Независимость - юридическая и хозяйственная обособленность от органов государственного управления и других хозяйственных единиц.

Запрет на распределение прибыли среди учредителей, участников организации и ее руководства.

Привлечение добровольных пожертвований, целевых средств и других нехарактерных для коммерческого сектора источников финансирования.

Это делает его весьма подходящим методом для разработки теории и обоснования теории в данных для поддержки теории. Стросс и Корбин описали использование литературы в рамках этой методологии. Развивать теоретическую чувствительность к этой области, разрабатывать вторичные источники данных, такие как цитаты, вопросы для использования в сборе дополнительных данных, а также разрабатывать и утверждать теорию. Объединив методы полевых исследований с использованием литературы - «триангуляцию» - можно обосновать достоверность, надежность и достоверность исследований.

Данные признаки позволяют достаточно точно выявить общие черты негосударственных некоммерческих организаций. Вместе с тем, как отмечалось выше, недостатком такого подхода является ограниченный взгляд на некоммерческий сектор, исключающий из рассмотрения государственные организации. Более широкая трактовка признаков некоммерческого сектора дана в методологических положениях ООН по статистике (рис.2.):

Однако крайне важно, чтобы исследователь четко излагал свои предвзятости относительно предмета исследования. Этнография определяется Маршаллом как «акты как непосредственного наблюдения за поведением социальной группы, так и составления их письменного описания». Компьютеризированная связь в последнее время была в центре внимания многих этнографических исследований. Значительная часть этого исследования рассмотрела способы общения людей в виртуальной среде. В этих исследованиях исследователи обнаружили, что текстовые виртуальные среды - это места, где пользователи могут экспериментировать с идентичностью и полом, формировать новые дружеские отношения и конструктивно взаимодействовать в виртуальных сообществах.

Официальный юридический статус. Большинство некоммерческих организаций - это юридические лица, создаваемые на основании закона.

Независимость. Существование некоммерческих организаций признается независимым от частных лиц, корпораций и органов государственного управления, которые, тем не менее, могут учреждать, финансировать и контролировать такие организации, а также управлять их деятельностью.

Применение этнографических методов к виртуальной среде создает проблемы, которые, вероятно, будут отличаться от тех, которые встречаются во время автономных исследований. Тюркл отмечает, что виртуальная реальность создает новую методологическую задачу для исследователя - «Что делать в онлайн-интервью и, действительно, как и как их использовать». Вместо того, чтобы сосредоточиться на построении прогностических моделей компьютерно-опосредованной коммуникации, Бейм считает, что «более натуралистические, этнографические и микроаналитические исследования» приведут к лучшему пониманию влияний и результатов, подход, совершенно напоминающий понятие «Герц», толстого описания.

Целенаправленность деятельности. Цели некоммерческих организаций излагаются в уставе или аналогичном документе, составляемом при ее образовании.

Отсутствие акционерного капитала. В некоммерческих организациях не может быть акционеров, которые имели бы финансовые требования на их прибыль или долю в капитале: вся прибыль остается в распоряжении организации.

Исключение учредителей из управления текущей деятельностью некоммерческой организации. Непосредственное руководство некоммерческой организацией обычно возлагается на группу служащих, исполнительный комитет или подобный ему орган, избираемый всеми членами организации простым большинством голосов. Выбранные лица выполняют функции, аналогичные совету директоров корпорации, и отвечают за назначение оплачиваемого управляющего персонала.

Запрет на извлечение какой-либо финансовой выгоды лицами, контролирующими некоммерческие организации.

Рис. 2. Основные признаки некоммерческого сектора

Отмеченные признаки некоммерческих организаций частично нашли отражение в российском законодательстве. Понятие некоммерческой организации впервые было введено в Гражданский Кодекс. В соответствии со ст. 50 ГК РФ юридические лица подразделяются на организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации), либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

По оценкам экспертов основополагающими признаками бюджетных или государственных учреждений в настоящее время являются:

Прямая административная подчиненность вышестоящему государственному или муниципальному органу, а учреждение действует по его заданиям (не случайно, с точки зрения гражданского и бюджетного права, государственное образовательное или медицинское учреждение не имеет принципиальных отличий от воинской части);

  • выделение бюджетных средств в форме ассигнований на содержание учреждения вне зависимости от конкретных результатов деятельности, иными словами, учреждение финансируется как некая совокупность ресурсов: оклады определенного числа работников, отопление и освещение определенных помещений и т.д., что исключает заинтересованность в улучшении соотношения «ресурсы - результаты»;
  • сведение финансовой деятельности к исполнению предписанной «сверху» сметы;
  • субсидиарная ответственность собственника по обязательствам учреждения, что естественно в условиях финансовой и административной несамостоятельности, но несовместимо с реальной конкуренцией.

Критерии и признаки некоммерческой организации более подробно определены в Законе РФ «О некоммерческих организациях». Данное в Законе определение более четко конкретизирует сферу деятельности некоммерческих организаций, а также механизм хозяйствования, которому они должны подчиняться.

Выделены основные критерии некоммерческих организаций:

  • основная деятельность организации связана с реализацией цели и задач социальной политики и контролируется государством на основе их организационно-правовой формы;
  • осуществление ими основного вида деятельности может быть реализовано только на условиях государственного финансирования;
  • развитие предпринимательских видов деятельности у данных организаций для обеспечения самофинансирования может резко ухудшить удовлетворение жизненно важных потребностей социально незащищенных групп населения;
  • наличие явных конкурентных преимуществ на основе организационной, научно-технической, технологической поддержки со стороны государства;
  • ликвидация таких организаций приведет к созданию значительные социальные проблемы, в том числе, связанные с трудоустройством сотрудников этих организаций.

Некоммерческий сектор (НКС) призван защищать и реализовывать интересы граждан, действуя независимо от государства и коммерческих структур. Два основных обстоятельства создают предпосылки для его существования и необходимости в нем: во-первых, совокупный общественный спрос не удовлетворяется в полной мере первыми двумя секторами, то есть в рамках рыночных

механизмов или государственной системы; во-вторых, мотивы гражданского поведения определяются не только политическими и экономическими интересами; в любом обществе достаточно развиты социальная ответственность и филантропические мотивы.

Со своими неудовлетворенными запросами граждане могут обратиться в негосударственные некоммерческие организации (НКО), которые пытаются восполнить недопроизводство определенных товаров и услуг или обеспечить более весомое и влиятельное представительство различных социальных групп, реализуя, тем самым, механизмы прямой демократии и вынуждая другие сектора, и особенно государственный, эффективнее и результативнее действовать в интересах общества. Последнее обстоятельство является очень важным, поскольку представляет собой существенный демократический инструмент, дополняющий процедуры прямого голосования на выборах.

Ресурсы для деятельности НКО поступают в виде добровольных пожертвований: более обеспеченные занимаются

благотворительностью в пользу нуждающихся и в интересах общества в целом; причем совсем не потому что это нужно им лично или что так предписывает Закон. Целью НКО является не прибыль и не политический капитал, а общественная польза. Таким образом, некоммерческий сектор ориентируется, прежде всего, на социально и материально незащищенные группы.

Это, однако, совсем не означает, что НКС стоит в стороне от материальных интересов. Далеко не вся деятельность НКО оплачивается донорами-благотворителями, многие товары и услуги предоставляются получателям за плату. Но содержательно и по закону превышение доходов над расходами (то есть то, что у предпринимателя составляет прибыль) идет на финансирование других, убыточных, видов деятельности. В предприятии прибыль по закону принадлежит его собственникам, в НКО она должна быть израсходована в интересах общества и в полном соответствии с заявленными НКО целями и видами деятельности.

Значительным источником средств НКС в развитых странах является государство, которое заключает с НКО договора на реализацию тех или иных государственных программ. У нас подобный контракт получил название государственного социального заказа. В большинстве случаев, вопрос о том какие программы финансируются государством, решается при участии самого сектора (рис. 3).

Представленные три сектора в кратком виде можно сформулировать следующим образом:

  • государственный сектор - платят все и в обязательном порядке, потребляет «средний избиратель», цели - политические.
  • бизнес - каждый платит за себя исходя из своих возможностей и потребностей, кто покупает, тот и потребляет, цель - максимизация прибыли.
  • НКС - платит тот, кто хочет, добровольно, потребляет тот за кого платят или тот, кто больше других нуждается, цель - польза для общества.

Рис. 3. Трехсекторная модель общества

Представленная трехсекторная модель общества - сильное упрощение действительности. К счастью, предприниматель исходит не только из меркантильных соображений, а государственный чиновник, к сожалению, печется не только о благе народном.

Социальная система состоит из отдельных индивидуумов, а также различных подсистем, образованных ими и связанных внутри себя и между собой горизонтальными и вертикальными социальными связями. Крупные подсистемы, государство, бизнес обеспечивают и управляют связями с внешними общественными системами - другими государствами, финансово-промышленными группами, с отдельными людьми, проживающими на данной территории, повлеченными в те или иные структуры, а некоммерческие организации представляют собой саморегулирующиеся малые социальные подсистемы. В целом большие и малые подсистемы образуют социальную систему (рис. 4).

Основание схемы состоит из множества индивидов, живущих своими различными интересами. Общественные связи между ними в основном ограничиваются семьей, коллективом, в котором они работают или учатся. Эти связи хоть и несопоставимо малы в отдельности по сравнению с масштабами всего объема социальной пирамиды, но из-за их многочисленности являются главным условием ее устойчивости. При объединении людей в разнообразные мелкие подсистемы по общим интересам в виде формальных или неформальных некоммерческих организаций (профсоюзные,

экологические, творческие организации) социальные связи распространяются среди большего количества людей и оказывают значительное влияние на общество и целом, так как создают дополнительные горизонтальные социальные связи между

индивидуумами, мелкими подсистемами, а затем распространяются по вертикали к крупным подсистемам общества.

Рис.4. Социальная система

Важно, что объединение происходит исходя из потребностей самих людей, под влиянием изменений в социальной системе. В этом случае идет процесс самоорганизации общества, где некоммерческие организации являются первичными элементами саморегуляции социальной системы. Как известно, самоорганизующиеся системы более способны к развитию и устойчивости, чем системы, созданные по программе заданной извне. Непременным условием развития социальных систем - это динамичность, изменчивость системы, ее способность приспосабливаться к изменениям окружающей среды, что диалектически связанно с другим свойством - стабильностью, устойчивостью системы. Социальные институты призваны обеспечить гомеостазис - состояние равновесия между изменчивостью и неизменностью системы.

При посредничестве некоммерческих организаций население включается во взаимодействие между собой, с более крупными общественными подсистемами, а затем в общую социальную систему. В частности, в советском обществе профсоюзы, ВЛКСМ (Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи), ДОСААФ (Добровольное Общество Содействия Армии и Флоту) и другие организации были инструментами объединения населения вокруг КПСС, кок органа государственного управления, а не общественной организации. Они выполняли социальные функции укрепления данного типа государственного устройства. Но в этом случае объединение шло по команде извне, нарушался принцип добровольности. Социальные связи, порождаемые такими организациями, во многом были формальными и, как следствие, недостаточно эффективными. Поэтому многие советские

общественные организации в условиях трансформации общества распались в числе первых и возрождение их аналогов идет с трудом.

Таким образом, можно сделать вывод, что основная социальная функция некоммерческих организаций - это вовлечение отдельных индивидуумов в общественную систему или систематизация

общества.

Устойчивость социальной системы, стабильность общества в целом зависит от количества и прочности социальных связей.

Социальные связи должны быть равномерно распределены среди всех подсистем общества. Социальная стабильность достигается прочностью и равновесием связей между отдельными

индивидуумами, социальными группами и крупными подсистемами общества. Ослабление их в одной части снижает устойчивость всей системы. Жизнедеятельность любой системы зависит от степени ее внутренней организованности, устойчивости, количества и прочности внутренних связей. Малые сообщества увеличивают количество связей внутри социальной системы тем самым, укрепляя ее.

Неполитизированные, малые некоммерческие организации (здесь не имеются в виду крупные профсоюзные организации или предпринимательские союзы) объединяют часть населения, которая слабо охвачена влиянием государственных структур и не связана с бизнесом. Чем больше людей вовлечено в общественную систему, в том числе и через некоммерческие организации, тем меньше степень хаотичности, непредсказуемости общества, тем оно устойчивее. Рост числа безработных и других деклассированных элементов, не вовлеченных в те или иные сообщества, характеризует нестабильность современной России в переходный период. Не зря советских граждан обязывали вступать в ту или иную организацию охраны природы или трезвости, пытаясь, таким образом, сцементировать советское общество. Но личные интересы людей часто не совпадали с интересами власти и принудительные методы организации не давали ожидаемого результата. Принцип самоорганизации системы, необходимый для ее устойчивости, отсутствовал. Проанализировав и сравнив причины распада советского общества и причины образования новых некоммерческих организаций, созданных исходя из интересов самих граждан, а не аппарата управления, вполне обоснованно можно сделать следующий вывод для устойчивости общественной системы нужно, чтобы процесс организации граждан шел изнутри, порождался интересами людей, был процессом самоорганизации.

Интересы людей, особенно в постиндустриальном обществе, не ограничиваются только семьей и работой. Благодаря техническому прогрессу и информационным технологиям в обществе появляются новые нематериальные социокультурные потребности. Часто эти потребности удовлетворяют различные некоммерческие организации: творческие любительские союзы, общества по увлечениям и т.д.

Кроме того, что некоммерческие организации помогают людям совместно решать общие для них проблемы, они удовлетворяют очень важную психологическую и социальную потребность в общении с теми, кто разделяет их взгляды и склонности. Будь это общественно-политическое объединение или клуб футбольных болельщиков. Психологическим последствием неудовлетворения потребности в общении является дискомфорт, который может вылиться в депрессию или агрессию, социальными последствиями - возникновение конфликтов между отдельными индивидуумами, группами индивидуумов, отдельными людьми и обществом, т.е. появление и/или усиление социальной напряженности.

Некоммерческие организации, предоставляя индивидуумам возможность общаться с себе подобными, осуществляют психологическую разгрузку, снижают социальную напряженность. При встраивании некоммерческих организаций с помощью законодательных норм в государственную систему они становятся инструментом упорядочивания социальных отношений между активными гражданами и обществом, с помощью которого можно ослаблять социальную напряженность и стабилизировать общественную систему.

Следовательно, одна из важных социальных функций некоммерческих организаций - это стабилизация социальной системы, повышение ее устойчивости. Каждая система, в том числе и социальная, состоит из управляющего блока и субъектов управления. В общественной системе управляющие функции выполняют органы государственного управления, а население относится к субъектам управления. Важную роль играют обратные связи между блоком и объектами управления. От качества обратной связи зависит скорость реагирования системы на внутренние и внешние изменения. Если обратные связи прерываются или передают информацию о внутреннем состоянии с искажениями, органы управления принимают неверные решения. При длительном отсутствии обратных связей, случайном или намеренном, система перестает работать и со временем распадается.

Некоммерческие организации, кроме того, что создают горизонтальные межличностные связи, формируют вертикальные связи между нижними и верхними уровнями социальной пирамиды. Они группируют интересы отдельных граждан и передают информацию о состоянии и потребностях общества управляющим государственным структурам. Под напором сигналов снизу органы государственной власти вынуждены реагировать на запросы общества.

Таким образом, некоммерческие организации выполняют в социальной системе функции формирования мнения населения и одного из каналов обратной связи между обществом и управляющими государственными органами.

Известно, что общество состоит из разных индивидуумов. Большинство пассивно реагирует на окружающие изменения, в лучшем случае приспосабливаясь к ним. Другая, меньшая часть, с разной степенью активности реагирует на перемены, высказываясь в их поддержку или выражая неприятие. От того, какая часть,

пассивная или активная преобладает, зависит динамика развития общества, каким образом реагирует на изменении большинство, зависит направление развития общества.

Процесс оценки общественных изменений связан с биологическими и социальными механизмами жизнедеятельности человека. Естественный отбор играл свою роль в начале эволюции человека в борьбе за господство среди других биологических видов, но в современных условиях его влияние уже не так существенно. Сегодня в огромной степени на него воздействуют результаты человеческой деятельности. Возможно, что в будущем естественный отбор среди вида «homo sapiens» будет контролироваться самим человечеством. Поэтому все большее значение для развития человечества приобретает социальный отбор, менее изученный по сравнению с естественным.

«Совершенно очевидна роль социальной преемственности, вертикальной и горизонтальной и то, что прогресс человечества базируется на этой преемственности» еще в 60-е гг. XX в. писал выдающийся российский генетик В.П. Эфроимсон.

В деятельности и создании некоммерческих организаций участвуют, в основном, инициативные граждане, имеющие организаторские способности независимо от социального положения. Часто, получив знания, практику взаимодействия с другими социальными структурами, опыт работы с государственными учреждениями, члены некоммерческих организаций применяют наработанный опыт в основной деятельности и, как следствие, повышают свой социальный статус, перемещаясь в верхние слои общественной пирамиды, т.е. с помощью некоммерческих организаций происходит социальный отбор активных членов общества.

Важен не только механизм, но и критерии социального отбора. Критерии эти основываются на экономических и политических интересах, а также во многом на этических нормах, социально- культурных традициях, присущих данному обществу. «Способность к этической оценке определяется генотипом, но этические критерии - что именно считать хорошим, что дурным, в огромной мере определяется социальном преемственностью».

Среди некоммерческих организаций много благотворительных организаций, которые оказывают помощь не только членам своей организации, но и партнерам по профессии и увлечениям: инвалидам, женщинам, детям из неблагополучных семей. Как видим, с помощью некоммерческих организаций происходит отбор и развитие этических

норм, принятых в обществе на данном этапе. Отбор, как положительных свойств, так и отрицательных. Например, в последнее время вследствие идеологического хаоса, усиления протестных настроений в малообеспеченных и, как следствие, малообразованных слоях населения в западной части России возникли националистические организации, носящие деструктивный характер.

Приведенные примеры показывают, что некоммерческие организации концентрируют социально активную часть населения, создают условия для ее развития, выполняя функцию социального отбора, тем самым содействуют развитию всего общества.

В последние годы к социальным функциям некоммерческих организаций относят их участие в развитии гражданского общества. Некоммерческие организации считаются социальной основой этого типа государственного устройства.

Некоммерческие организации часто связывают с гражданским обществом. Выражение «civil society» корнями уходит в античные времена. Ключевым понятием гражданского общества выступает свобода как условие человеческого существования, но обязательно в сопровождении персональной ответственности. Российская элита, которая начала демократические реформы, должна помнить, что подлинная демократия - это разграничение гражданского общества и государства, а точнее: то, что демократия - это непрерывно расширяющийся процесс распределения власти и публичного контроля за ее исполнением в рамках разных не всегда связанных между собой сфер гражданского общества и государства. Основными элементами гражданского общества являются так называемые первичные общности людей (различные их объединения), обычаи, традиции, производственная и частная жизнь людей, средства массовой информации, а также сфера самоуправления людей и соответствующие образования. Следовательно, одной из основных социальных функций российских НКО является создание и развитие гражданского общества.

Существование гражданского общества в какой-либо современной стране является вопросом дискуссионным, на который нет однозначного ответа. Но необходимо выделить проблемы, которые стоят на пути создания такого общества в России:

Связанные с историческим путем развития. Россия - это

многолетняя империя, не имеющая опыта демократического

управления и отстающая от социального развития Запада, где

некоммерческие организации стали оформляться в новом виде с середины прошлого столетия;

  • обусловленные сложностью управления большой территорией и различиями между центром и регионами;
  • вызванные нестабильностью переходного периода: политической, экономической и социальной трансформацией общества.

Сейчас основная масса населения занята адаптацией к меняющимся условиям и удовлетворение первичных потребностей (работа, питание, содержание детей и др.) и лишь после стабилизации в политике и экономике появится мотивация дня развитая гражданских потребностей.

Гражданское общество - социокультурное лишение западного мира, может быть воспринято Россией лишь в той мере, в которой оно будет соответствовать социокультурной основе российского общества. Общества во многом патриархального, патерналистского, со своей отличной от Запада, а в некоторых регионах азиатской культурой. Основные компоненты социокультурной основы - это историческая память, этнические самосознание, конфессиональная принадлежность, отношение к природе, к окружающим,

традиционные виды хозяйственной деятельности и т. п.

И гражданское общество, и общественные организации базируются на одном принципе - принципе самоуправления. По некоммерческим организациям только строительный материал,

инструмент для построения гражданского общества. Индивидуумы свободно объединяются для удовлетворения потребностей, не связанных с производственной и семейной деятельностью, самостоятельно выбирают сферы детальности, методы управлении, через некоммерческие организации и другие общественные объединения выражают свои интересы и доводят их до власти.

Но следует иметь в виду, что гражданское общество

подразделяется на два типа: первый утвердился в США и частично в Великобритании и представляет собой множество гражданских, корпоративных объединений и групп. Они во многом

самостоятельны, но полномочия их ограничены, в том числе и законодательно; второй - европейский, характеризуется крупными профессиональными, отраслевыми и производственными организациями. Эти организации значительно крупнее, более сплоченны и дисциплинированы и отражают этапы исторического развития некоммерческих организаций в зарубежных странах, В России пока складывается американская схема.

Кроме того, участие в некоммерческих организациях - это один из способов адаптации индивидуумов к изменениям в обществе и один из механизмов предупреждения и разрешения социальных конфликтов. В условиях трансформации связанной с ней нестабильностью эти функции играют важную роль и являются особенностями современно го российского общества, как и роль некоммерческих организаций в создании основ гражданского общества. Перечисленные социальные функции: адаптация

населения, предупреждение социальных конфликтов, построение гражданского общества будут подробнее рассмотрены ниже.

Некоммерческие организации занимают определенное место в различных общественных системах и выполняют социальные функции, наиболее важные для данной системы. Некоммерческие общественные организации или как их еще называют, гражданские организации, в странах Западной Европы и США за десятилетия существовании заняли определенное место и социальной структуре и играют присущие им роли.

Практика работы некоммерческих организаций за рубежом показывает, что они выполняют свои основные социальные функции систематизации и стабилизации общества, информирования органов управления государства о потребностях населения, функции социального отбора.

На основании изложенного можно сделать вывод об социальных функциях некоммерческих организаций, которые проявляются при разных типах государственного устройства. Основные социальные функции некоммерческих организаций представлены на рис. 5.

Социальные функции некоммерческих организаций

Формирование гражданского общества Стабилизация социальной системы Повышение устойчивости социальной политики Систематизация общества Помощь в решении общих проблем Социальный отбор и социальная адаптация населения Установление обратной связи от общества к государственному управлению

Рис. 5. Социальные функции НКО

К основным стратегическим целям и задачам в области социальной политики относятся:

  • формирование новой системы общезначимых для большинства населения социальных ценностей, превращение этих ценностей в реальные регуляторы социальной жизни (социальное партнерство, социальная ответственность, социальная мобильность и т.п.);
  • на базе вновь складывающейся системы ценностей интеграция всего общества по решению основных социальных задач;
  • адаптация населения к новым социально-экономическим реалиям, использование большинством населения собственных ресурсов, отход от социального иждивенчества во взаимоотношениях с государством и другими субъектами социальной политики;
  • формирование интегральной рыночной хозяйственной среды, способной к органичному экономическому росту на основе внутренней предпринимательской мотивации и участию в перераспределении ресурсов для обеспечения функционирования отраслей социальной сферы за счет собственных средств коммерческого сектора, неаккумулированных государством посредствам налоговых сборов и платежей;
  • формирование системы социальных институтов, опирающихся на механизмы социального участия населения в решении социальных задач, нормативные и экономические методы регулирования и стимулирования этих институтов.

Все перечисленные характеристики, цели, задачи НКО в области социальной политики определили изменения в законодательных актах Российской Федерации.

Президентом России подписан Закон от 5 апреля 2010 г. № 40- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» (далее - Закон).

Предложенные в законе изменения и дополнения направлены на создание системы мер поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 г. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев отметил, что «люди, неравнодушные к тому, что происходит вокруг должны иметь все возможности для реализации своих благородных устремлений». Принятие указанного федерального закона позволит социально ориентированным некоммерческим организациям рассчитывать на прямую поддержку государства, что, в свою очередь, будет играть положительную роль в стимулировании некоммерческих организаций к осуществлению деятельности по социальной поддержке и защите граждан, охране окружающей среды, благотворительной деятельности и др.

В законе предлагается:

  1. В Федеральном законе от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» дать законодательное определение социально ориентированным некоммерческим организациям (пункт 1 статьи I Закона).
  2. Изменить название главы VI Федерального закона «О некоммерческих организациях», а также урегулировать в указанной главе следующие вопросы: о приоритетной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций; о видах деятельности, осуществление которых дает право на получение соответствующей поддержки; о формах поддержки; о ведении реестров социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки; о разграничении полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по решению вопросов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (пункты 2-6 статьи 1 Закона);
  3. Включить в перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, закрепленный в пункте 2

статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», решение вопросов о поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций (пункт 1 статьи 2 Закона). Для осуществления указанных полномочий установить, что в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям (пункт 2 статьи 2 Закона);

  1. В Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внести следующие изменения: отнести к вопросам местного значения поселения, муниципального района и городского округа оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям; дополнить перечень имущества, которое может находиться в собственности поселений и муниципальных районов (статья 3 Закона);
  2. В Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» включить социально ориентированные некоммерческие организации в перечень некоммерческих организаций, для которых установлено право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Включить в число целей, на которые могут быть представлены государственные или муниципальные преференции, поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций (статья 4 Закона).

В Законе (пункт 4 статьи 1) указаны виды деятельности некоммерческих организаций, признаваемые социально ориентированными. Кроме того, в нем устанавливается, что для признания некоммерческих организаций социально ориентированными законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут определяться другие (помимо предусмотренных Законом) виды деятельности, направленные на

решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации. Во избежание предоставления налоговых имущественных льгот некоммерческим организациям, не ведущим практическую деятельность, которая направлена на решение актуальных социальных проблем граждан России, в принятом Федеральном законе установлены определенные качественные критерии, которыми должны руководствоваться органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при издании законов и нормативных правовых актов о дополнении списка социально ориентированных некоммерческих организаций, имеющих право на получение государственной поддержки, а также однозначно установлено, что указанных вид деятельности должен быть единственным, которым может заниматься социально ориентированная некоммерческая организация. Совмещение занятия такой организацией одновременно несколькими видами деятельности может осуществляться только в рамках определенного законом перечня.

Для признания некоммерческих организаций социально ориентированными Законом предусматривается возможность установления федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований других дополнительных видов деятельности, которые также направлены на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в Российской Федерации.

Указанная норма может привести к чрезмерно необоснованному расширению перечня социально ориентированных видов деятельности. Основанием для такого предположения является многолетний опыт законотворческой работы Комитета по собственности над законодательством о лицензировании, направленным на введение в Российской Федерации института лицензирования отдельных видов деятельности, когда - особенно на первых этапах законодательного регулирования - возможность определения подлежащих лицензированию видов деятельности была предоставлена, помимо Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления. В результате такой новации количество лицензируемых видов деятельности достигло порядка полутора тысяч.

Также требуют уточнения отдельные формулировки видов деятельности, которыми могут заниматься социально

ориентированные некоммерческие организации. В частности, вызывают вопросы такие виды деятельности, как «охрана и должное содержание в соответствии с установленными требованиями зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение» и «Оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям». В первом случае непонятно, каким образом некоммерческая организация, не имеющая своей уставной целью получение прибыли, а значит, не располагающая достаточными финансовыми ресурсами, сможет обеспечить «должную» охрану и «содержание» объектов, имеющих вполне конкретную ценность, определяемую исходя из их исторического, культового или природоохранного значения. Во втором случае вызывает сомнение неопределенный характер используемых критериев. Получается, что снижение всего на 1 процент стоимости оказываемых населению юридических услуг позволит огромному количеству общественных организаций получить статус социально ориентированных и претендовать на получение не только имущественной, но и финансовой поддержки от государства и муниципальных властей. При этом надо учитывать, что на сегодняшний день большинство так называемых «рейдерских компаний» имеет статус некоммерческих организаций - фондов, ассоциаций, деловых партнерств и т.д.

Согласно Закону предусматривается поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в формах оказания финансовой, имущественной, информационной, консультационной поддержки; путем подготовки и повышения квалификации работников; посредством предоставления льгот по уплате налогов и сборов, а также льгот юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным организациям материальную поддержку; размещения среди социально ориентированных некоммерческих организаций государственных и муниципальных заказов.

Положения Закона нуждаются в согласовании с нормами

Федерального закона «О развитии малого и среднего

предпринимательства в Российской Федерации» в части

установления приоритета и разграничения сфер деятельности между

социально ориентированными некоммерческими организациями и

субъектами малого и среднего предпринимательства, в частности,

Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров,

выполнение работ, оказание услуг для государственных и

муниципальных нужд» предусматривается обязанность размещения среди субъектов малого и среднего предпринимательства заказов в размере не менее чем 10 процентов и не более чем 20 процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также необходимость проведения специализированных торгов, к участию в которых допускаются только указанные субъекты предпринимательской деятельности. В отношении социально ориентированных некоммерческих организаций Законом каких-либо специальных процедур участия в размещении государственного и муниципального заказа не установлено.

В Законе предоставлена возможность поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в форме финансовой поддержки и предоставления льгот по уплате налогов и сборов из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов с финансовым положением последних, в частности с наличием дефицита соответствующих бюджетов и получением трансфертных платежей из федерального бюджета (либо трансфертных платежей из бюджета субъекта Российской Федерации в пользу местного бюджета) на покрытие бюджетного дефицита. Представляется, что при получении трансфертных платежей расходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов не должны направляться на поддержку некоммерческих организаций, что не исключает предоставления им имущественной поддержки.

Следовательно, есть все основания утверждать, что современные российские НКО являются одним из механизмов социальной адаптации россиян к происходящим социальным изменениям, а функция социальной адаптации - это специфическая социальная функция современных российских НКО, присущая обществу, находящемуся в стадии трансформации.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав