03.03.2020

Долговые обязательства рф не предполагают форму. Виды долговых обязательств в россии. Долговые обязательства организации


Взаимоотношения между физическими лицами и организациями могут привести к ситуации, когда одна сторона берет у другой денежные суммы или материальные ценности с условием их возврата в будущем. Долговое обязательство – это гарантия того, что заем будет возвращен. Чтобы иметь юридическую силу, он всегда должен быть оформлен письменно с соблюдением правовых норм.

Общая характеристика

Предоставление денежных средств или материальных ценностей в качестве займа, которое сопровождается подписанием договора, приводит к образованию долговых обязательств.

ГК РФ характеризует любое обязательство, как правоотношение между физическими или юридическими лицами, когда одному следует совершить (либо наоборот не совершать) в пользу другого ряд действий. К таковым может относиться передача денег либо имущества, выполнение определенных работ и пр.

Можно выделить несколько причин, вследствие которых возникает обязательство:

  • Односторонняя личная инициатива, направленная на улучшение благосостояния иного лица.
  • Изменения законодательных и подзаконных актов.
  • Нанесение ущерба.

Т. е. можно сказать, что часть обязательств – это следствие волеизъявления сторон, а часть – результат действий третьих лиц, не участвующих в них.

Какие существуют классификации

Рассмотрим существующие виды долговых обязательств РФ. В публично-правовой системе можно выделить несколько вариантов систематизации, отталкиваясь от различных признаков.

Долговые обязательства формируются при появлении задолженности одной из сторон

По наличию субъективного признака

Обязательства делятся, исходя из объекта, которому организация задолжала денежную сумму:

  • Лицам, которые осуществляли денежные и материальные вложения в уставной капитал.
  • Персоналу предприятия (например, в виде долгов по заработной плате).
  • Третьим лицам (государственным структурам, внебюджетным фондам, контрагентам и пр.).

По принадлежности

Обязательства можно классифицировать, отталкиваясь от вида собственника, которому они принадлежат:

  • Уставной капитал, т. е. заемные средства, которые не нужно погашать в процессе деятельности предприятия.
  • Кредиты и займы, которые в процессе функционирования организации необходимо будет погасить.

По степени срочности

  • Краткосрочные. Максимальный период их исполнения составляет один год.
  • Долгосрочные. Рассчитаны на срок более 12 месяцев.
  • Среднесрочные. Их необходимо погасить в течение 3-6 месяцев.

По возможности определить размер обязательства

  • Обязательства с заранее оговоренным размером будущего погашения (например, кредитные платежи, оплата по договорам купли-продажи и пр.).
  • Обязательства, у которых заранее определить размер будущих платежей затруднительно, т. к. он зависит от действий иных лиц (например, от судебного решения и пр.).

Необходимость правильно классифицировать возникшее обязательство вызвано потребностью определения дальнейшей тактики для его прекращения.

Обязательства классифицируются по различным признакам

Формы обязательств

Анализируя современное законодательство Российской Федерации, можно определить несколько форм долговых обязательств, которые существуют на данный момент:

  • Кредитные соглашения и договоры, которые заключаются Федеральным Правительством от имени государства в качестве заемщика со всевозможными зарубежными коммерческими структурами и государственными образованиями.
  • Внутренние государственные займы, которые осуществляются, если от имени РФ выпускают ценные бумаги.
  • Договоры и соглашения, которые подразумевают получение от местных (например, муниципальных) субъектов РФ ссуд и кредитов в федеральный бюджет.
  • Договоры, которые подразумевают предоставление государственных гарантий от имени РФ.
  • Соглашения и договоры, которые подписываются от имени РФ о проведении реструктуризации или продлении долговых обязательств России, которые возникли в прошлом.

Особенности фиксирования

Когда возникает необходимость зафиксировать обязательства в отчетах, то для этого нужно вносить в документы именно те суммы, которые вытекают из отчетов фирмы и имеют признание в качестве верных. Но в этом правиле есть и исключение. При расчетах с бюджетными организациями и банками следует первоначально согласовать суммы с указанными структурами.

Долговые обязательства должны быть внесены в сумму основного долга. Для этого правила также действуют исключения. Если необходимо отобразить займы и кредиты, то делать это следует вместе с суммой процентов по имеющимся долгам.

Если заем оформлялся в иностранной валюте, то при составлении отчетности его следует перевести в российские рубли и вносить в документацию именно в рублях.

При расчете налога на прибыль необходимо отталкиваться от доходности обязательств. Все проценты, начисленные по кредитам, следует отнести к внереализационным доходам и учесть при налогообложении.

Договор является одной из форм обязательств

Как отражаются в бухгалтерском учете

Долговое обязательство обязательно должно быть отражено в бухучете. Чтобы осуществить это правильно, следует обратиться к ПБУ 15/2008.

Чтобы точнее определить способ отражения в балансе, необходимо обратиться к гражданскому российскому законодательству с целью выяснения видов привлечения заемных средств. Всего ГК РФ выделяет их несколько видов:

  • Договор займа. В данном случае заимодавец передает заемщику материальные ценности или денежную сумму и обратно должен получить их в том же самом объеме. При этом составляется письменное долговое обязательство, выдаваемое заемщиком кредитору.
  • Кредитный договор. Финансовое учреждение (например, банк) передает клиенту определенную сумму денег в долг согласно договору. По истечении определенного срока заемщик обязан ее вернуть, выплатив при этом начисленные проценты. Используется безусловное долговое обязательство.
  • Товарный кредит. Одно лицо предоставляет другому материальные предметы, которые имеют между собой общие признаки. Возврат осуществляется в пределах заключенного соглашения, который действует в рамках кредитного договора.
  • Коммерческий кредит. Одна сторона передает другой в собственность денежную сумму или материальные предметы, которые объединены общими признаками. Он может предусматривать выдачу кредита (в том числе и в виде аванса, отсрочки по оплате и пр.).

Основную сумму задолженности следует отразить в бухучете в качестве кредиторской:

  • На балансе счета 66 по краткосрочным кредитам.
  • На балансе счета 67 по долгосрочным кредитам.

Обязательства должны быть зафиксированы при ведении бухучета

Но кроме основной суммы следует указать и выплачиваемые по займу проценты и прочие дополнительные расходы. Для осуществления этих целей следует руководствоваться следующими правилами:

  • Проценты следует отразить на последнюю дату месяца.
  • Если процентные выплаты согласно условиям договора должны осуществляться равномерно (а не в последний день месяца), тогда в отчете их следует обозначать именно на эти даты согласно условиям договора.
  • Дополнительные расходы в бухучете разрешено зафиксировать одномоментно или равномерно распределить на весь срок действия договора займа. Отражаются по Дебету субсчета 91 – 2 (прочие расходы).
  • При наличии инвестиционных активов их надлежит включить в Дебет счета 08. Когда работы с активами завершаются, то с 1 числа того месяца, который идет следом за окончанием работ, их переносят в Дебет субсчета 91 – 2.
  • Если предприятие работает с векселем, то проценты по нему должны быть начислены отдельно от основной суммы и распределяться равномерно в течение всего срока, пока ценная бумага находится в обращении.
  • При работе с облигациями проценты по ним надлежит начислять отдельно от основной стоимости бумаги и отражать равномерно в течение всего времени, пока облигация имеет хождение.

При составлении отчета о прибылях и убытках проценты, которые должны быть начислены по займам, следует отразить по строке 2330 «проценты к уплате».

Сроки погашения государственных обязательств

Выплата займа сопровождается подписанием договора, в котором оговариваются временные рамки, в течение которых долг необходимо вернуть. То же самое касается кредитов, предоставляемых правительствами государств.

Существуют три стандартные разновидности государственных долговых обязательств, исходя из сроков их возврата:

  • Долгосрочные. Рассчитаны на срок, превышающий пять лет.
  • Среднесрочные. Расчет по ним следует произвести в период от одного года до пяти лет.
  • Краткосрочные. Срок возврата по ним не может превышать один год (календарный либо финансовый).

Обязательство должно быть исполненного в оговоренные сроки

Согласно международным стандартам срок возврата государственных обязательств не может превышать 30 лет. Исключение составляют случаи проведения его реструктуризации.

Долговые обязательства РФ могут возникать в отношении физических или юридических лиц, международных организаций и пр. Полученные кредиты должны быть использованы в качестве внутренних и внешних активов. Госдолг РФ обеспечивается всем имуществом, которое входит в государственную казну. Сроки возврата по нему подчиняются международным нормам.

Наличие долговых обязательств, особенно государственных, может привести к серьезным последствиям. Так, любой аналитик скажет, что возникновение серьезных вооруженных конфликтов последних десятилетий – это следствие растущего американского госдолга. Поэтому понимание основ данного вопроса столь важно для любого современного человека.

Речь в видео пойдет о долговых обязательствах:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Как составить иск о взыскании задолженности? Иск о взыскании задолженности является конечным этапом по возврату долга и к судебному разбирательству данной проблемы приходят уже после того как проведены переговоры и прошло досудебное урегулирование дела. Применить иск можно тогда, когда должника можно уличить в злостном уклонении от погашения долга. Исковое заявление должно включать в себя: 1. Наименование суда, в который подается иск. 2. Реквизиты истца: адрес, фамильные данные, телефон. 3. Реквизиты ответчика: адрес, фамильные данные, телефон. 4. Цена иска в денежном выражении. 5. Заявление с предъявляемыми требованиями и описанием сути дела. 6. Список приложений. 7. Дата и подпись истца.

В-40. формы и виды государственных долговых обязательств

Важно

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно). 4. В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются: 1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации; 2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации; 3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией; 4) объем обязательств, вытекающих из государственных гарантий, выраженных в валюте Российской Федерации; (в ред.


Федерального закона от 28.12.2017 N 434-ФЗ) (см.

Понятие и формы долговых обязательств рф

Государственный долг субъекта РФ включает в себя долговые обязательства субъекта РФ, которые осуществляются в виде обязательств: — по государственным ценным бумагам субъекта РФ;- по бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет субъекта РФ;- по кредитам, полученным субъектом РФ от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций;- по государственным гарантиям субъекта РФ. Совокупность долговых обязательств муниципального образования об-разует муниципальный долг.
Долговые обязательства муниципального образования выступают в виде обязательств: — по ценным бумагам муниципального образования (муниципальные ценные бумаги);- по бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов БС РФ;- по кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций;- по гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям).

Виды долговых обязательств в россии

Внимание

РФ могут существовать в виде обязательств по: 1) государственным ценным бумагам субъекта РФ;2) бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет субъекта РФ от других бюджетов БС РФ;3) кредитам, полученным субъектом РФ от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций;4) государственным гарантиям субъекта РФ. Долговые обязательства субъекта РФ могут быть краткосрочными (менее 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет) и долгосрочными (от 5 до 30 лет).


Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в виде обязательств по: 1) ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам);2) бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов БС РФ;3) кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций;4) гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям).

Как происходит взыскание задолженности у должника?

России. В состав государственного долга Российской Федерации в соответствии со ст. 98 Бюджетного кодекса РФ включаются долговые обязательства в следующих формах: * в форме кредитных договоров и соглашений, заключенных от имени России с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов; * в форме государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ; * в форме договоров о предоставлении государственных гарантий РФ, договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами; * в форме переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов; * и, наконец, в форме соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени России, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Что такое долговое обязательство? государственные долговые обязательства

Правительством РФ, материальная ответственность по погашению долга, в случае неплатежеспособности эмитентов, возлагается на Российскую Федерацию. Если же внутренние займы субъектов РФ не были гарантированы Правительством РФ, то ответственности по их долговым обязательствам Российская Федерация не несет.


Формы и условия выпуска долговых обязательств субъектов Федерации и местного самоуправления устанавливаются самостоятельно соответствующими органами власти. Говоря о других формах государственных долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ, следует назвать, например, и такую как казначейские векселя, которые появились на территории Российской Федерации.] В соответствии же с Федеральным законом «О переводном и простом векселе» были установлены определенные ограничения на выпуск в обращение долговых обязательств в форме векселя.
Так, ст.

Формы и виды долговых обязательств и их реализация

В этом случае будет целесообразно оформить отказ от наследства, так как смысла в наследовании не будет.

Долговое обязательство

Соответствующие органы субъекта Российской Федерации и местного самоуправления являются эмитентами ценных бумаг субъекта РФ и муниципального образования. Наиболее распространенным видом ценным бумаг по государственным займам являются облигации внутреннего государственного займа.

Облигация (от лат. obligatio обязательство) представляет собой ценную бумагу, удостоверяющую внесение ее держателем денежных средств и подтверждающую обязательство возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный в ней срок с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска). Подробное понятие облигации закреплено в ст. 816 ГК РФ.

  • Ваш должник умер, тяжело заболел, получил инвалидность: как обратиться с требованием уплаты долга к его родственникам, обратить взыскание на его имущество.
  • Вы намерены расторгнуть брак, и хотите узнать, как осуществляется раздел долгов при разводе.
  • Для того, чтобы одолжить денег знакомому, вы оформили на себя кредит: особенно осложняется эта ситуация тогда, когда вы уже и сами не можете выплачивать этот кредит, и вам грозит судебный процесс с банком, а письменное долговое обязательство не было заключено.
  • Вы были должны кому-то денег, вернули долг, но не задокументировали факт исполнения обязательств, не уничтожили расписку – и с вас требуют денег теперь повторно, грозят обращением в суд.
  • Вы планируете вступить в наследство, но вместе с имуществом покойного к вам переходят и его долги, которые превышают размер стоимости наследственной массы.

В связи с этим наиболее целесообразным представляется обращение к МСФО (международным стандартам). В соответствии с ними обязательства классифицируются в качестве элемента, который относится непосредственно к оценке финансового статуса компании.

Они также выступают как часть пассива, возникающего из предшествующих событий, оплата которой предполагается вследствие выбытия ресурсов. Кроме того, обязательства являются результатом прямых событий либо прочих операций.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что, в отличие от гражданско-правовой точки зрения, в соответствии с которой рассматриваемый элемент правоотношений выступает как условие совершения или несовершения действий, бухгалтерский подход характеризует их как последствия того или другого поведения, вследствие чего возникает необходимость выбытия ресурсов.
Формы долговых обязательств РФ В законодательстве выделяются следующие формы долговых обязательств РФ:

  • договора кредитного характера, одним из участников которых является государство, а в качестве другого может выступать другая страна, различные международные фонды и кредитные организации;
  • ценные бумаги, выпуск которых организован от имени государства;
  • соглашения о переуступке долгов третьих лиц (исключительно на основании принятых законодательных актов);
  • договора о предоставлении государственной гарантии;
  • соглашения о реструктуризации прошлых долгов или об их пролонгации;
  • и т.д.

Можно сказать, что формы долговых обязательств РФ ничем не отличаются от тех, которые касаются частных и юридических лиц, кроме того факта, что одной из сторон соглашения должно выступать само государство в лице уполномоченных органов и структур.
Основные виды долговых обязательств РФ: — Кредиты, привлеченные от имени РФ, выступающей в качестве за-емщика, осуществляются с целью привлечения денежных средств для преодоления дефицита бюджета. Кредиторами в этом случае выступают коммерческие банки России и иностранных государств, а также сами иностранные государства.- Обязательства по государственным ценным бумагам.
Решение об эмиссии государственных ценных бумаг РФ принимается Правительством РФ.- Бюджетные кредиты предоставляется на условиях возмездности и возвратности.- Государственной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в которых гарантом выступает РФ. Государственная гарантия может предоставляться для обеспечения как уже возникших обязательств, так и обязательств, которые могут возникнуть в будущем. Письменная форма договора о предоставлении государственной гарантии является обязательной.

В ходе коммерческой деятельности имеют место разнообразные взаимоотношения между предпринимателями. Следствием их может стать долговое обязательство. Оно свидетельствует о вовлечении заемных средств в оборот. Далее рассмотрим подробнее, что собой представляет долговое обязательство.

Юридический аспект

По ст. 307, п. 1 ГК, обязательство – гражданское правоотношение, в соответствии с которым одному лицу надлежит совершить в пользу другого определенные действия или воздержаться от них. В первом случае это может быть исполнение работы, передача имущества, выплата денег и так далее. В рамках данного правоотношения кредитор может требовать выполнения обязанности, возложенной на должника.

Общая характеристика

Договорные обязательства могут возникнуть вследствие действий лиц, не предусмотренных законодательством. Однако при этом они не должны противоречить нормам права, если вследствие них появляются условия, регулируемые общими правилами и нормами ГК.

Классификация

В рамках односторонней сделки долговое обязательство может возникнуть только относительно лица, заключившего контракт. Данное положение установлено в ст. 155 ГК. В частности, это может быть действие в чьих-либо интересах без поручения. Обязательства могут возникнуть вследствие принятия актов публичной властью. К ним, например, относят административные положения госорганов и структур местного самоуправления. Долговое обязательство также может исходить из факта причинения ущерба другим лицам либо необоснованного обогащения за счет них. Эти обстоятельства могут появиться вследствие действий как юрлиц и граждан, так и структур публичной власти, в том числе в случае принятия ими локальных или иных актов, противоречащих законодательству и прочим нормам.
В качестве основания могут также выступать юридические обстоятельства-события. В соответствии со ст. 307, п. 2 ГК, обязательства возникают только из фактов, прямо предусмотренных законом. Данная классификация обладает большим практическим значением. Некоторые из обязательств определяются волей сторон или диспозитивными нормами ГК, другие же образуются преимущественно на основании императивных предписаний.

Бухгалтерский учет

Информация о тех обязательствах, которые имеет организация, должна отражаться в пассиве баланса (форма № 1) и в приложении (форма № 5). Однако ни в Федеральном законе, регулирующем порядок бухучета, ни в соответствующем положении нет трактовки данного показателя. В связи с этим наиболее целесообразным представляется обращение к МСФО (международным стандартам). В соответствии с ними обязательства классифицируются в качестве элемента, который относится непосредственно к оценке финансового статуса компании.

Они также выступают как часть пассива, возникающего из предшествующих событий, оплата которой предполагается вследствие выбытия ресурсов. Кроме того, обязательства являются результатом прямых событий либо прочих операций. Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что, в отличие от гражданско-правовой точки зрения, в соответствии с которой рассматриваемый элемент правоотношений выступает как условие совершения или несовершения действий, бухгалтерский подход характеризует их как последствия того или другого поведения, вследствие чего возникает необходимость выбытия ресурсов. Согласно данному положению, в качестве пассивов организации следует рассматривать:

Обязательства, которые имеет покупатель перед продавцом, необходимо признавать, учитывая дату непосредственного приобретения продукции или перехода прав собственности, но не на момент вступления договора поставки в действие.

Виды долговых обязательств

В бухгалтерской отчетности используются следующие категории:

  • Краткосрочные и долгосрочные.
  • Просроченные и срочные.
  • Необеспеченные и обеспеченные.

Правила бухгалтерского учета требуют, чтобы погашение долговых обязательств было обоснованным.

Особенности фиксирования

Большинство из долговых обязательств следует отражать в отчетности в тех суммах, которые вытекают из отчетных записей организации и признаются ею правильными. В качестве исключений выступают расчеты с бюджетом и банками. Они должны быть согласованы с соответствующими структурами. Долговые обязательства включаются в сумму основного долга. Исключением в данном случае являются займовые и кредитные средства. Они отражаются совместно с суммой, отражающей проценты по долговым обязательствам.
Заем может быть привлечен посредством выдачи векселя либо эмиссии облигации. В этом случае обязательства могут отражаться с учетом процентов, причитающихся по долгу. Средства, приобретенные в иностранной валюте, подвергаются переоценке по курсу. Они отражаются в рублях.

Требования

В бухгалтерской отчетности указывается отсутствие условий признания дохода при оказании услуг, исполнении работ и продаже продукции. К ним относят:

  • Наличие у предприятия права получать доход, вытекающий из конкретного соглашения либо подтвержденный прочим образом.
  • Возможность определить сумму прибыли.
  • Уверенность в том, что вследствие осуществления конкретной операции будет увеличена экономическая выгода организации.
  • Переход прав собственности, распоряжения, пользования либо владения товаром к покупателю от предприятия, принятие заказчиком результата работы, факта оказания услуги.
  • Возможность определить расходы, которые уже были либо будут произведены в соответствии с операцией.

Если относительно денежных средств или прочих активов, которые получены организацией в оплату, не будет выполнено хотя бы одно из вышеприведенных условий, это отражается в бухгалтерской отчетности. Вместе с этим указывается срок долговых обязательств. По его истечении средства списываются в соответствии с данными проведенной инвентаризации, письменным обоснованием и распоряжением (приказом) руководства предприятия с отнесением к внереализационным доходам.

Долговые обязательства РФ

Для их выражения существует три формы. Они закреплены в ст. 2 ФЗ, регулирующем государственные долговые обязательства. Эти формы следующие:


Более конкретно долговые обязательства государства определены в Бюджетном кодексе. В частности, в нем предусмотрены следующие формы:

Аналогичным образом могут выражаться долговые обязательства региона или муниципального образования. Однако для МО исключением является последняя из приведенных форм (международных соглашений и договоров). При этом обязательства муниципальных образований, в отличие от государственных, могут выражаться в форме переоформления долгов юридических лиц в муниципальные, согласно нормативных актов местной власти. Положения о способах обращения ценных бумаг закреплены в ст. 4 соответствующего ФЗ.

Специфика Бюджетного кодекса

После его введения в 2000 году долговые обязательства России соответствуют тем формам, которые приведены в ст. 98. В частности, использование кредитов Правительства обуславливается недостаточностью средств бюджета. До того как был принят ФЗ, регулирующий вопрос о внутреннем государственном долге России, прямое указание на наличие возможности покрыть дефицит за счет внедрения заемных ресурсов содержалось в Законе РСФСР, регламентировавшем основы бюджетного устройства и процесса в стране.

Но принятый впоследствии указанный выше ФЗ о государственном долге впервые урегулировал данный вопрос комплексно. Вместе с этим следует напомнить о том, что до 26 апреля 1995 года – момента принятия новой редакции Закона "О Центробанке России" - предоставление кредитов Правительству осуществлялось непосредственно Центральным банком. Данная организация в качестве ресурсов использовала и собственные средства, и отчисления, поступавшие от прочих коммерческих банковских и кредитных структур. Эти выплаты, в свою очередь, составляли часть сумм привлеченных средств юридических лиц и граждан согласно нормативам для передачи в ЦБ на хранение, а также свободные (временно) вклады населения в филиалах Сбербанка в объемах, определенных в ежегодных соглашениях.

Долговое обязательство -- документ, оформленный в свободной форме и выдаваемый заёмщиком кредитору при получении кредита (или займа). В долговом обязательстве указывается сумма кредита и срок его погашения. Согласно этому документу заёмщик обязуется возвратить кредит в установленный срок, а кредитор получает право взыскать его с заёмщика по истечении этого срока.

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть выражены в следующих трех формах, закрепленных в ст. 2 Закона РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации»:

  • 1) в форме кредитов, получаемых государством в лице Правительства РФ;
  • 2) в форме государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;
  • 3) долговые обязательства в других формах, гарантированные Правительством РФ.

Бюджетный кодекс РФ более конкретно определяет формы, в которых могут существовать долговые обязательства России. В состав государственного долга Российской Федерации в соответствии со ст. 98 Бюджетного кодекса РФ включаются долговые обязательства в следующих формах:

  • * в форме кредитных договоров и соглашений, заключенных от имени России с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;
  • * в форме государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ;
  • * в форме договоров о предоставлении государственных гарантий РФ, договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
  • * в форме переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;
  • * и, наконец, в форме соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени России, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

В аналогичных формах могут быть выражены долговые обязательства субъекта РФ, а также муниципального образования. Исключение составляет для муниципальных образований последняя из вышеуказанных форм (международных договоров и соглашений). В свою очередь, долговые обязательства муниципального образования (в отличие от государственных) могут быть выражены в форме долговых обязательств юридических лиц, переоформленных в муниципальный долг на основе правовых актов органов местного самоуправления.

Общие положения о формах государственных и муниципальных ценных бумаг закреплены в ст. 4 Федерального закона «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».

После введения в действие БК РФ с 1 января 2000 г. долговые обязательства РФ будут соответствовать тем формам, которые закреплены в его ст.98.

Так, использование такой формы государственных долговых обязательств, как кредиты Правительства РФ, обусловлено недостаточностью бюджетных средств. До принятия Закона РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» прямое указание на возможность покрытия дефицита бюджета развития за счет использования кредитных ресурсов было закреплено в ст. 13 Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. Некоторые положения были закреплены также в первоначальной редакции Закона РСФСР. Однако именно Закон РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» впервые комплексно урегулировал этот вопрос. При этом следует напомнить, что до 26 апреля 1995 г. -- даты принятия новой редакции Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)», кредиты Правительству предоставлялись, как правило, самим Центральным банком. При этом Банк России в качестве кредитных ресурсов использовал как собственные средства, так и отчисления коммерческих банков и кредитных организаций от сумм привлеченных ими средств физических и юридических лиц по нормативам, подлежащим передаче ЦБ РФ для хранения, а также временно свободные вклады населения в учреждениях Сбербанка РФ в объемах, определяемых ежегодными соглашениями.

В настоящее время эта форма долговых обязательств выражена, причем как на государственном, так и на муниципальном уровнях, в форме кредитных договоров, заключаемых между заемщиком (Российской Федерацией, ее субъектом, либо муниципальным образованием) и кредиторами (банковскими кредитными организациями, как правило, коммерческими банками).

Центральный же банк, в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» теперь не вправе предоставлять кредиты на финансирование дефицитов государственных и местных бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Государственные займы -- вторая основная форма государственного долга, названная в Законе «О государственном внутреннем долге Российской Федерации». Государственные займы представляют собой кредитные отношения между государством (как правило, в лице Правительства) и юридическими и физическими лицами, которые оформляются путем выпуска и размещения среди последних государственных ценных бумаг.

Государственные и муниципальные долговые обязательства, составляющие внутренний долг, должны быть выражены в валюте Российской Федерации. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в качестве соответствующей оговорки, на основании которой определяется величина платежа по конкретным государственным и муниципальным ценным бумагам. Оплачиваться они также должны в российской валюте.

Порядок выпуска государственных займов Российской Федерации, как установлено в ст. 75 Конституции РФ, определяется на основе федерального закона. Генеральные условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг утверждаются соответственно: Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления в форме нормативных правовых актов соответствующего уровня (ст. 8 Федерального закона «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»). Принцип добровольности размещения государственных займов в России получил конституционное закрепление (ч. 4 ст. 75 Конституции РФ).

В целях оформления государственных внутренних займов выпускаются ценные бумаги различных видов: облигации, казначейские обязательства, бескупонные облигации и другие, относящиеся к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг», удостоверяющих право их владельца на получение от органа, их выпустившего, денежных средств или иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии.

Эмитентом, т.е. органом, осуществляющим выпуск ценных бумаг Российской Федерации, выступает федеральный орган исполнительной власти, являющийся юридическим лицом, к функциям которого решением Правительства РФ отнесено составление и (или) исполнение федерального бюджета. Соответствующие органы субъекта Российской Федерации и местного самоуправления являются эмитентами ценных бумаг субъекта РФ и муниципального образования.

Наиболее распространенным видом ценным бумаг по государственным займам являются облигации внутреннего государственного займа.

Облигация (от лат. obligatio -- обязательство) представляет собой ценную бумагу, удостоверяющую внесение ее держателем денежных средств и подтверждающую обязательство возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный в ней срок с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска).

Подробное понятие облигации закреплено в ст. 816 ГК РФ. Более короткое и общее определение облигации дано в Положении о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах -- облигация есть ценная бумага, удостоверяющая отношения займа между ее владельцем (кредитором) и лицом, выпустившим документ (должником).

Облигации бывают различных видов: на предъявителя и именные.

Облигации внутренних займов выпускаются, как правило, на предъявителя. По виду выплат дохода они подразделяются на процентные и беспроцентные. Доход может выплачиваться и в форме выигрышей, разыгрываемых в специальных тиражах.

В зависимости от субъектов, среди которых размещаются облигации, они подразделяются на: свободно обращающиеся и с ограниченным кругом обращения (например, только среди юридических лиц). Облигации распространяются среди юридических и физических лиц на добровольной основе. Между тем из истории многих государств известно и принудительное (по подписке) размещение облигаций внутреннего государственного займа; поэтому облигации могут классифицироваться и по принципу размещения.

В зависимости от эмитента различают: облигации, выпускаемые Правительством или Министерством финансов Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и облигации, выпускаемые органами местного самоуправления.

Выпуск облигаций внутренних займов имеют право осуществлять Правительство и Министерство финансов Российской Федерации, а также соответствующие органы субъектов Федерации и местного самоуправления.

Все названные виды облигаций допускаются к публичному размещению.

Первые муниципальные займы после распада Союза ССР и перехода к рыночным отношениям появляются в России в 1992 г. Их эмитентом стали муниципальные органы власти г. Новосибирска, Пушкинского и Сергиево-Посадского районов Московской области, а также муниципальные органы власти Хабаровского края и Нижегородской области. Число муниципальных займов, а также займов субъектов РФ (субфедеральных) растет из года в год. За период с 1992 по 1997 г. было зарегистрировано 176 муниципальных займов. В общей сложности количество субфедеральных и муниципальных облигационных займов на 1 января 1998 г. составило 466 выпусков на общую сумму 49,5 трлн руб.

Цели муниципальных займов аналогичны государственным:

основное их предназначение -- частичное погашение бюджетного дефицита. И кроме того, предназначение муниципальных займов -- развитие самих муниципальных образований.

Одной из самых распространенных форм муниципального долга в России являются облигации жилищных и телефонных займов. Муниципальные облигации, как правило, выпускаются на срок более одного года. Если же они имитируются на срок менее одного года, то принято уже говорить не об облигациях, а о краткосрочных долговых обязательствах (КДО). В отличие от облигаций их целью являются не инвестиции на развитие муниципальных структур и реализацию их долговременных социальных программ, а финансирование текущих муниципальных расходов.

Цены (курс) облигаций и других государственных и муниципальных долговых обязательств определяются в процентах к их нарицательной стоимости (номиналу).

Юридические лица приобретают облигации всех видов за счет средств, остающихся в их распоряжении после внесения в бюджет и внебюджетные фонды налоговых и неналоговых платежей, а физические лица -- за счет личных средств.

Средства, полученные от реализации облигаций внутреннего займа, направляются в бюджет и внебюджетные фонды либо на специальные цели, определенные при их выпуске. Облигации внутренних государственных займов распространяются, как правило, через учреждения Сберегательного банка РФ, а местных займов -- также и через фондовые биржи.

Генеральным агентом по обслуживанию выпусков облигаций федеральных займов, как правило, является Центральный банк Российской Федерации. Он же либо, по его усмотрению, иная уполномоченная организация выполняет функции депозитария, в том числе функции по хранению глобального сертификата выпуска облигаций федеральных займов, осуществляет учет прав различных организаций на эти облигации. Функции же субдепозитария по этим облигациям могут выполнять уполномоченные организации. Они осуществляют учет прав на облигации федеральных займов по счетам «Депо» депонентов (инвесторов).

Государственные и муниципальные ценные бумаги могут выпускаться в документарной форме с обязательным централизованным хранением. При этом имя владельца такой бумаги не является обязательным реквизитом глобального сертификата. В нем указывается лишь депозитарий. При этом по именным ценным бумагам РФ реестр владельцев таких бумаг не ведется. Эмиссия может осуществляться отдельными выпусками. В рамках конкретного выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг могут устанавливаться серии, разряды, номера ценных бумаг. Сам выпуск может подразделяться на транши (франц. tranche -- кусок, ломоть), т.е. определенные части, размещаемые в рамках объема данного выпуска в любую дату в течение периода обращения ценных бумаг данного выпуска.

Внутренние государственные займы оформляются также посредством выпуска государственных казначейских обязательств. Казначейские обязательства -- это вид размещаемых на добровольной основе среди населения и юридических лиц государственных ценных бумаг, удостоверяющих внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающих право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения этими ценными бумагами.

Их выпуск осуществляется «в целях оптимизации исполнения федерального бюджета и снижения темпов инфляции». Эмитентом казначейских обязательств является Министерство финансов РФ. Выпускаются и обращаются казначейские обязательства в бездокументарной форме в виде записи на счетах в уполномоченном банке. Срок их погашения, процентная ставка и номинальная стоимость устанавливаются при выпуске каждой серии.

Владельцами казначейских обязательств могут быть юридические и физические лица. Обращение казначейских обязательств допускается в а) ограниченной и б) неограниченной форме. К числу ограничений, устанавливаемых Минфином России, могут относиться: строго целевое использование казначейских обязательств (только на погашение кредиторской задолженности); ограничения на право передачи казначейских обязательств (только юридическим лицам); определение минимального числа операций по казначейским обязательствам; ограничения по срокам учета и обмена на налоговые освобождения.

Муниципальные займы также могут иметь форму казначейских обязательств (КО).

Самостоятельной формой государственного внутреннего долга являются также долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ. Долговые обязательства в данном случае -- это любые ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступает государство, органы государственной власти или управления и удостоверяющие право заимодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение (ст. 817 ГК РФ).

В случае эмиссии ценных бумаг (независимо от сумм эмиссии) органами государственной власти и управления субъектов Российской Федерации, краев и областей, городов и регионов, регистрация ценных бумаг проводится Министерством финансов РФ. По долговым обязательствам субъектов Федерации и местного самоуправления, гарантированным Правительством РФ, материальная ответственность по погашению долга, в случае неплатежеспособности эмитентов, возлагается на Российскую Федерацию. Если же внутренние займы субъектов РФ не были гарантированы Правительством РФ, то ответственности по их долговым обязательствам Российская Федерация не несет.

Формы и условия выпуска долговых обязательств субъектов Федерации и местного самоуправления устанавливаются самостоятельно соответствующими органами власти. Говоря о других формах государственных долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ, следует назвать, например, и такую как казначейские векселя, которые появились на территории Российской Федерации.] В соответствии же с Федеральным законом «О переводном и простом векселе» были установлены определенные ограничения на выпуск в обращение долговых обязательств в форме векселя. Так, ст. 2 названного Закона установлено, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, имеют право обязываться по переводному и простому векселю только в случаях, специально предусмотренных федеральным законом. Действующее российское законодательство не содержит норм, предусматривающих возможность эмиссии муниципальными образованиями ценных бумаг в форме векселя, сущность которого заключается в содержащемся в нем ничем не обусловленном обязательстве векселедателя или иного лица -- плательщика выплатить до наступления предусмотренного векселем срока полученные взаймы денежные суммы (ст. 815 ГК РФ).

Для привлечения денежных средств государство использовало также выпуск золотых сертификатов (первоначально номиналом по 10 кг, а затем по 1 кг золота на каждый сертификат). При погашении сертификатов, их владельцы получали право на соответствующее весовое количество золота.

Государственное долговое представляют собой , подтверждающие факт заимствования правительством или иным органом государственного управления. Данные средства используются в подавляющем большинстве случаев для финансирования бюджетного дефицита. Общая сумма заимствований и составляет страны и может выражаться как в национальных денежных единицах, так и в иностранной валюте.

В законодательстве, в частности, в Бюджетном кодексе, имеется юридическое определение этого понятия как обязательства Российской Федерации перед частными или юридическими лицами, правительствами или иными органами иностранных государств, а также международными организациями или другими субъектами права. Заимствования делаются на определенный срок и подлежат погашению в установленном порядке.

Государственные долговые обязательства имеют разные формы в зависимости от способа привлечения средств. Ценные бумаги, выпущенные правительством страны, предполагают определенную доходность в соответствии с установленной процентной ставкой по ним. В каждом государстве существует система учета обязательств и порядок погашения долгов перед кредиторами.

Виды государственных долговых обязательств

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав