10.09.2019

Оценка уязвимости транспортных средств. Что такое оценка уязвимости транспортных средств и порядок ее проведения Дополнительная оценка уязвимости проводится срок


О.О. Чёрная,

Помощник первого заместителя Председателя

Комитета Государственной Думы

по бюджету и налогам

Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры: регулирование и правоприменение

1. Правовое регулирование отношений по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры .

Пунктом 6 ст. 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» установлено: «О ценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства» .

Статьей 4 («Обеспечение транспортной безопасности») Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ определено:

О беспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (пункт 1 ст. 4);

Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают транспортную безопасность в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 2 ст. 4);

Обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах воздушного транспорта включает в себя обеспечение авиационной безопасности (пункт 3 ст. 4).

Статья 5 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ регулирует отношения, возникающие при о ценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

В силу пункта 1 ст. 5 порядок оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации (федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта) по согласованию с ФСБ России (федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации) и МВД России (федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел).

Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств утвержден приказом Минтранса России от 12 апреля 2010 г. № 87 .

Пунктом 7 ст. 5 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ предусмотрено, что «о ценка уязвимости воздушного судна, объекта транспортной инфраструктуры воздушного транспорта проводится с учетом требований, установленных международными стандартами Международной организации гражданской авиации в области защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».

Следует указать, что в соответствии с подпунктом 5.7. пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, утвержденных приказом Минтранса России от 8 февраля 2011 г. № 40, субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и о присвоенной категории ОТИ .

Заметим, что названные «Требования…» применяются, согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 208-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антитеррористической защищенности объектов», до дня вступления в силу соответствующего нормативного правового акта Правительства Российской Федерации . Такой нормативный правовой акт принимается Правительством Российской Федерации по представлению Минтранса России, согласованному с ФСБ России и МВД России (ст. 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 208-ФЗ).

Существенно, что федеральный закон, возложивший обязанности по установлению требований по обеспечению транспортной безопасности на Правительство Российской Федерации, вступал в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования, которое состоялось 23 июля 2013 г. на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru). Скоро исполнится полтора года, прошедших со дня вступления в силу Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 16-ФЗ, однако требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов, Правительством Российской Федерации не установлены.

Пунктом 2 ст. 5 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ установлено, что «оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора».

Согласно пункту 3 ст. 5 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности».

Административный регламент Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по утверждению результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта утвержден приказом Минтранса России от 6 мая 2013 г. № 171 .

Таким образом, в отношениях по оценке уязвимости участвуют три независимые организации:

Субъект транспортной инфраструктуры (на котором лежит обязанность обеспечить проведение оценки уязвимости и утверждение её результатов; установлен срок – 3 месяца со дня получения уведомления о включении ОТИ в соответствующие реестр);

Специализированная организация (при этом срок проведения оценки уязвимости не должен превышать одного месяца – см. пункт 5 «Порядк а проведения оценки уязвимости...»);

Федеральный орган исполнительной власти, который в 30-дневный срок вправе утвердить или не утвердить результаты оценки уязвимости (см. вышеназванный Административный регламент).

При этом отношения субъекта транспортной инфраструктуры и специализированной организации – гражданско-правовые, основанные на автономии воли и равенстве сторон (следовательно, и механизм воздействия на специализированную организацию, порядок заключения с ней договора регулируются гражданским законодательством); отношения субъекта транспортной инфраструктуры и специализированной организации с федеральным органом исполнительной власти – административно-правовые, то основанные на принципе власти-подчинения, когда какими-либо мерами воздействия на орган публичной власти хозяйствующие субъекты не обладают.

Следует также отметить, что ст. 12 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ определены п рава и обязанности субъектов транспортной инфраструктуры в области обеспечения транспортной безопасности.

Субъекты транспортной инфраструктуры имеют право:

В установленном порядке получать от уполномоченных федеральных органов исполнительной власти информацию по вопросам обеспечения транспортной безопасности (подпункт 1 пункта 1 ст. 12);

Вносить в Минтранс России, ФСБ России и МВД России предложения по обеспечению транспортной безопасности (подпункт 2 пункта 1 ст. 12).

Субъекты транспортной инфраструктуры обязаны:

Незамедлительно информировать в порядке , установленном Минтрансом России, об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры (подпункт 1 пункта 2 ст. 12);

Выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности (подпункт 2 пункта 2 ст. 12);

Оказывать содействие в выявлении, предупреждении и пресечении актов незаконного вмешательства, установлении причин и условий, способствующих их совершению (подпункт 3 пункта 2 ст. 12;

Предоставлять в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности полную и достоверную информацию для проведения категорирования, предусмотренного данным Федеральным законом (подпункт 4 пункта 2 ст. 12).

Субъекты транспортной инфраструктуры несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3 ст. 12).

2. Судебная практика.

Существенно, что судебная практика по данному вопросу имеет разнонаправленные тенденции.

2.1. Судебная практика, негативная для субъекта транспортной инфраструктуры .

Имеется ряд решений, исходящих из такой логики: с огласно пункту 5.7. Требований по обеспечению транспортной безопасности, субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и о присвоенной категории ОТИ. Доказательств того, что результаты оценки уязвимости утверждены в установленном порядке, суду не представлено. Вина субъекта транспортной инфраструктуры в совершении административного правонарушения заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения требования (за нарушение которого предусмотрена административная ответственность), но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Весьма характерным в этом отношении является постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 8 августа 2014 г. по делу № А43-7545/2014. По делу обжаловалось решение Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее по тексту - Управление) о привлечении к административной ответственности за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации по обеспечению транспортной безопасности. Суд, в частности, отметил, что предприятию (заявителю по делу) в целях исполнения законодательства следовало пройти несколько стадий. Так, предприятие должно было подготовить материалы и направить их в компетентный орган для включения в Реестр категорированных объектов; после получения уведомления на основе публичного договора со специализированной организацией провести оценку уязвимости объекта и составить план обеспечения транспортной безопасности.

Предприятием (заказчик) и Федеральным государственным унитарным предприятием «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» (далее – ФГУП «УВО Минтранса России», исполнитель) 14 ноября 2012 г. был заключен договор № 35 на оказание услуг по проведению оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (автостанции). Оценка уязвимости была проведена и ее результаты были направлены для утверждения в Федеральное дорожное агентство. Результаты проведенной оценки уязвимости не утверждались по причине несоответствия полного названия субъекта транспортной инфраструктуры Реестру категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

В материалы дела представлена переписка между заказчиком и исполнителем по вопросу проведения оценки уязвимости автостанции (датированная январем и мартом 2014 года), согласно которой на момент проверки Управлением оценка уязвимости автостанции проведена, но до 24 января 2014 г. не отсылалась на утверждение в Федеральное дорожное агентство ввиду того, что в первую очередь Федеральное дорожное агентство рассматривает отчеты объектов транспортной инфраструктуры сочинских Олимпийских объектов.

По оценке суда, предприятие не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства о транспортной безопасности. В период с 2012 года по 2014 год предприятие ограничилось лишь направлением двух запросов в адрес специализированной организации.

Между тем, как указал суд, Федеральная служба по тарифам приказами 2012, 2013 годов установила тарифы на услуги по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств, в которых значится ряд специализированных организаций, оказывающих услуги, аналогичные тем, которые оказывает ФГУП «УВО Минтранса России». Однако возможностью перезаключения неисполненного договора от 14.11.2012 № 35 предприятие в вышеуказанный период не воспользовалось. С документальным обоснованием невозможности своевременного проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры предприятие в Управление не обращалось.

Суд констатировал, что поскольку предприятие при должной внимательности и осмотрительности могло предвидеть последствия (то есть возможность нарушения законодательства), имело возможность предотвратить совершение административного правонарушения, но не предприняло всех зависящих от него мер, то оно обоснованно привлечено к административной ответственности .

2.2. Судебная практика, позитивная для субъекта транспортной инфраструктуры.

Другая правовая позиция: по ст. 5 , оценка уязвимости объектов транспортной безопасности проводится специализированными организациями на основании публичного договора, заключаемого субъектом транспортной инфраструктуры. Таким образом, законодатель отстранил субъекта транспортной инфраструктуры от непосредственной оценки уязвимости объектов инфраструктуры, ограничив и круг организаций, имеющих право на проведение такой оценки на договорной основе. С учетом данных положений закона, субъект транспортной инфраструктуры не может нести ответственность за нарушение специализированной организацией сроков проведения такой оценки. Не может субъект транспортной инфраструктуры и нести ответственность за результат проведенной специализированной организацией оценки уязвимости объекта, так как такой результат в силу части 3 статьи 5 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» утверждается компетентным органом в сфере транспортной безопасности, а не заказчиком по договору .

2.3. Судебная практика об ответственности федеральных органов исполнительной власти в случае не утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ.

Анализ судебной практики по делам, где обжаловались действия федеральных органов исполнительной власти, не утвердивших результаты оценки уязвимости ОТИ, показывают, что доказать незаконность этих действий крайне затруднительно.

В качестве примера можно привести постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 августа 2014 г. № 09АП-28683/2014 по делу № А40-9158/14.

Как видно из судебного акта, ООО «БИПРОАСКО» (являющееся аккредитованной Росавтодором специализированной организацией, осуществляющей оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства), во исполнение муниципального контракта № 04000.13.051, заключенного 15 апреля 2013 г. с Департаментом дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени, провело оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Тюмени - четырнадцати автодорожных мостов и путепроводов.

В соответствии с п. 5.14.2 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 № 374, результаты оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности, проведенной специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, утверждает Федеральное дорожное агентство (Росавтодор).

В соответствии с требованиями Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», постановления Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. № 374 «Об утверждении Положения о Федеральном дорожном агентстве» и в порядке, определенном приказами Минтранса России от 12 апреля 2010 г. № 87 «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной безопасности и транспортных средств» и от 7 мая 2013 г. № 178 «Об утверждении Административного регламента Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по утверждению результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности», Росавтодор предоставляет государственную услугу в отношении специализированных организаций в области обеспечения транспортной безопасности (далее - Заявитель), представивших на утверждение в Росавтодор результаты оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее - Результаты) в установленной сфере деятельности.

Заявителем проведена оценка уязвимости 14 объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ), результаты которых впервые представлены в Росавтодор для рассмотрения и принятия решения об их утверждения или об отказе в их утверждении в мае - июне 2013 года. Результаты рассмотрены в установленные сроки и в соответствии с требованиями нормативных правовых актов. По результатам рассмотрения Результатов принято решение об отказе в их утверждении и Заявителю направлены заключения об отказе в утверждении с указанием причин отказа.

В сентябре 2013 г. в Росавтодор Заявителем повторно представлены Результаты 14 оценок уязвимости ОТИ. Анализ представленных документов показал, что ранее указанные недостатки устранены не в полном объеме. Кроме того, в ходе переработки допущены недостатки, отсутствующие в Результатах при первом их представлении. По итогам рассмотрения представленных Результатов подготовлены и направлены в адрес Заявителя заключения об отказе в их утверждении с приложением причин отказа (исх. от 18.10.2013 N 10-30/16706-дсп).

После устранения заявителем указанных недостатков в Росавтодор в декабре 2013 г. третий раз представлены результаты оценок уязвимости ОТИ. По итогам рассмотрения результатов по 7 ОТИ 13 декабря 2013 г. подготовлены и направлены в адрес Заявителя заключения об отказе в их утверждении с приложением причин отказа. Анализ представленных после переработки документов показал, что ранее указанные недостатки заявителем исправлены не в полном объеме. После устранения в рабочем порядке указанных недостатков 25 декабря 2013 г. принято решение об утверждении Результатов 7 оценок уязвимости ОТИ.

По итогам рассмотрения результатов других 7 оценок уязвимости ОТИ 15 января 2014 г. принято решение об отказе в их утверждении и в адрес Заявителя направлены заключения об отказе в утверждении представленных Результатов с приложением причин отказа в связи с тем, что недостатки, существенно влияющие на обеспечение транспортной безопасности, не устранены. Считая вышеуказанные решения Росавтодора незаконными и необоснованными, общество оспорило их в Арбитражный суд г. Москвы. Решением суда от 14.05.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано; не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой.

Исследовав замечания, послужившие для Росавтодора основанием для отказа в утверждении результатов оценки уязвимости ОТИ, суд апелляционной инстанции указал, что «незаконности вынесенных отказов, с учетом компетентности и специфики органа, а равно направленности принимаемых решений на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности , судом не установлено».

Кроме того, суд со ссылкой на нормы АПК РФ, ст. 13 ГК РФ и пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» отметил, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным является «одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием», однако «Заявителем не указаны нормы права, которые нарушены ответчиком при вынесении оспариваемых отказов».

На основании изложенного Девятый арбитражный апелляционный суд решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.05.2014 по делу № А40-9158/2014 оставил без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения .

3. Проблема реализации административно-правовых норм законодательства о транспортной безопасности (в части оценки уязвимости ОТИ) и ответственности за их несоблюдение в зависимости от гражданско-правовых отношений хозяйствующих субъектов .

Как уже указывалось, субъект транспортной инфраструктуры обязан в силу закона заключить гражданско-правовой договор со специализированной организацией, уполномоченной на: а) проведение оценки уязвимости ОТИ; б) представление результатов оценки уязвимости ОТИ в соответствующий федеральный орган исполнительной власти.

Таким образом, государство в лице регулятора (Минтранса России) поставило соблюдение административно-правовых норм законодательства о транспортной безопасности (в части оценки уязвимости ОТИ и их утверждения в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и о присвоенной категории ОТИ) и ответственность за их соблюдение в зависимость не только от гражданско-правовых отношений хозяйствующих субъектов, но и от отношений с третьим лицом (утверждающим результаты оценки федеральным органом власти), не являющимся стороной договора.

В этой связи необходимо отметить, что в соответствии с законодательством заключение договоров со специализированными организациями осуществляется на конкурсной основе.

Так, согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 июля 2011 г. № Д28-160, размещение заказа по оказанию услуг специализированными организациями по проведению работ по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, транспортная безопасность которых осуществляется за счет средств федерального бюджета и средств субъектов Российской Федерации, необходимо осуществлять в соответствии с процедурами, предусмотренными законодательством, регулирующим закупки для государственных нужд .

При этом согласно ст.ст. 49 и 54 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, а контракт заключается не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола .

В соответствии с пунктом 2 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (распространяющимся практически на все организации с государственным участием) извещение о проведении конкурса или аукциона размещается в единой информационной системе не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе .

Следовательно, при реализации положений законодательства о транспортной безопасности, касающихся трехмесячного срока, установленного для проведения оценки уязвимости ОТИ и утверждения его результатов, примерно от одного до 1,5 месяцев составляет минимальный период, требуемый для проведения конкурсных процедур.

Таким образом, один-полтора месяца необходимо для проведения конкурсных процедур; один месяц установлен для проведения оценки уязвимости; один месяц – для получения заключения государственного органа по результатам оценки. Любой «сбой» в соблюдении указанных сроков ведет к неисполнению вышеуказанных требований законодательства, независимо от того, какие усилия прикладывал субъект транспортной инфраструктуры для получения результатов оценки уязвимости ОТИ (переписка, расторжение договора со специализированной организацией, применение к ней штрафных санкций, проведение конкурсных процедур для заключения договора с иной специализированной организацией и т.д.).

Исходя из реалий можно констатировать, что простой арифметический подсчет вышеназванных сроков и отсутствие у субъектов транспортной инфраструктуры действенных механизмов воздействия на специализированные организации и тем более органы власти, приводят к выводу о высоком юридическом риске заведомой неисполнимости приказа Минтранса России, установившего такие требования к субъектам транспортной инфраструктуры.

4. Проблемы административной ответственности должностных лиц.

Как показывает анализ, нередко контролирующие органы применяют меры административной ответственности к руководителям субъектов транспортной инфраструктуры независимо от наличия или отсутствия правовых оснований. Видимо, считается само собой разумеющимся, что руководитель юридического лица уже в силу занимаемой должности, «автоматически», является виновным в административном правонарушении. Однако такой подход, как представляется, не является законным.

Согласно ст. 2.1. («Административное правонарушение») Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность .

Статья 2.2. («Формы вины») КоАП РФ устанавливает, что административное правонарушение признается совершенным:

Умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично;

По неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

При этом в силу ст. 1.4. («Принцип равенства перед законом») КоАП РФ, лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. В частности, физические лица подлежат административной ответственности независимо от должностного положения и других обстоятельств.

В силу ст. 1.5. («Презумпция невиновности») КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; по общему правилу, оно не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Статьей 1.6 («Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением») определено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Статья 2.4. («Административная ответственность должностных лиц») КоАП РФ устанавливает, что должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом понимается, в частности, лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти (то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него), а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Таким образом, признаками должностного лица являются: а) выполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций; б) наличие полномочий на их осуществление (в силу постоянных либо временных трудовых обязанностей или по специальному полномочию, выраженному в приказе и (или) доверенности).

Если обратиться к Единому квалификационному справочник у должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций воздушного транспорта», утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 января 2009 г. № 32, то изложенные в нем должностные обязанности руководителей сводятся, как правило, к организации процесса деятельности подчиненных работников и структурных подразделений. Например, генеральный директор ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»: «Руководит в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации». Организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений, направляет их деятельность на развитие и совершенствование управления воздушным движением, стратегии открытия новых воздушных трасс, повышение интенсивности воздушного движения с учетом требований по безопасности полетов воздушных судов. Обеспечивает выполнение обязательств перед федеральным, региональным и местным бюджетами, государственными внебюджетными социальными фондами, поставщиками, заказчиками и кредиторами, включая учреждения банка, а также хозяйственных и трудовых договоров (контрактов) и бизнес-планов. Организует производственно-хозяйственную деятельность на основе использования новейшей техники и технологии, прогрессивных форм управления и организации труда, научно обоснованных и трудовых затрат, изучения передового опыта в целях повышения уровня аэронавигационного обслуживания, рационального использования воздушного пространства Российской Федерации. Принимает меры по обеспечению федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, созданию безопасных и благоприятных условий труда. Обеспечивает сочетание экономических и административных методов руководства, единоначалия и коллегиальности в решении вопросов, материальных и моральных стимулов повышения эффективности деятельности, применение принципа материальной заинтересованности и ответственности работников за результаты работы, выплату заработной платы в установленные сроки. Обеспечивает разработку, заключение и выполнение условий коллективного договора, соблюдение трудовой дисциплины, использование правовых средств для финансового управления, укрепления и регулирования договорной и финансовой дисциплины. Защищает имущественные интересы в суде, арбитраже, органах государственной власти» .

Таким образом, любой руководитель обязан прежде всего организовать работу структурных подразделений: утвердить положение о таком подразделении, обеспечить трудовыми и имущественными ресурсами, назначить ответственных, определить и формализовать права и обязанности работников. Из вышеизложенных обязанностей не усматривается, что руководитель предприятия может быть признан виновным в совершении административных правонарушений, допущенных иным руководителем или работником предприятия.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность в сфере транспортной и авиационной безопасности:

1) невыполнение либо нарушение норм, правил или процедур авиационной безопасности (пункт 1 ст. 11.3.1. КоАП РФ);

2) непринятие мер по содержанию ограждений контролируемой территории или зоны ограниченного доступа либо наземных сооружений аэропорта, аэродрома или вертодрома (пункт 2 ст. 11.3.1. КоАП РФ);

3) непринятие мер по недопущению проникновения на борт воздушного судна лиц, ручной клади или багажа, груза, почты, бортовых запасов, не прошедших досмотра, либо предметов или веществ, запрещенных к перевозке воздушными судами (пункт 3 ст. 11.3.1. КоАП РФ);

4) доставка либо содействие в доставке на борт воздушного судна лиц, ручной клади или багажа, груза, почты, бортовых запасов, не прошедших досмотра, либо предметов или веществ, запрещенных к перевозке воздушными судами (пункт 4 ст. 11.3.1. КоАП РФ);

5) неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния (ст. 11.15.1. КоАП РФ);

6) нарушение правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (ст. 11.15.2. КоАП РФ);

7) нарушение порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (ст. 11.15.2. КоАП РФ);

8) нарушение порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (ст. 11.15.2. КоАП РФ);

9) нарушение порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к подразделениям транспортной безопасности (ст. 11.15.2. КоАП РФ);

10) нарушение порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности (ст. 11.15.2. КоАП РФ);

11) нарушение порядка аттестации сил обеспечения транспортной безопасности (ст. 11.15.2. КоАП РФ);

12) нарушение правил проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности (ст. 11.15.2. КоАП РФ);

13) непредставление или несвоевременное представление субъектом транспортной инфраструктуры либо перевозчиком информации об угрозах совершения или о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности (ст. 19.7.5. КоАП РФ);

14) невыполнение в установленный срок законного предписания , требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля (надзора) в сфере обеспечения транспортной безопасности (пункт 10 ст. 19.5 КоАП РФ).

За административные правонарушения, указанные в пунктах 5-12 данного перечня, установлена различная ответственность в зависимости от формы вины (неосторожно или умышленно) и повторности.

Кроме того, необходимо отметить, что пунктом 1 ст. 19.7.5. КоАП РФ предусмотрено, что невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет ; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

5 . Проблемы заключения договора на охрану объектов ЕС ОрВД РФ с единственным поставщиком .

Вопросы заключения договора на охрану объектов с единственным поставщиком заслуживают отдельного исследования . Вместе с тем, отметим, что главной проблемой является определение экономически обоснованной цены услуг и оптимального, с точки зрения транспортной безопасности, их объема.

При заключении договора на оказание услуг по охране ОТИ надлежит руководствоваться общими правилами, содержащимися в главе 28 («Заключение договора») Гражданского кодекса Российской Федерации.

Так, по ст. 421 ГК РФ юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Согласно ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. На настоящее время государственное регулирование цен (тарифов) на услуги ФГУП «УВО Минтранса России» не осуществляется.

Статьей 432 ГК РФ установлены основные положения о заключении договора. Так, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

Отметим, что в силу ст. 438 ГК РФ акцепт (ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии) должен быть «полным и безоговорочным». Молчание не является акцептом, если иное не вытекает из закона, обычая делового оборота или из прежних деловых отношений сторон.

Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (в т.ч. предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

Существенно, что согласно ст. 443 ГК РФ акцепт (ответ о согласии заключить договор) на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом. Такой ответ признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой.

Статьей 445 ГК РФ урегулировано заключение договора в обязательном порядке. В случаях, когда в соответствии с законодательством для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

Сторона , направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия , возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта .

В случаях, когда в соответствии с законодательством заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий .

При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

Правила о сроках, предусмотренные пунктами 1 и 2 ст. 445 ГК РФ, применяются, если другие сроки не установлены законом, иными правовыми актами или не согласованы сторонами.

Если сторона, для которой в соответствии с законодательством заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.

Важно, что по ст. 446 («Преддоговорные споры») ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст. 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

Таким образом, заинтересованная сторона обязана осуществлять активные юридически значимые мероприятия для обеспечения и защиты прав и законных интересов.

Учитывая изложенное, представляется целесообразным:

Субъектам транспортной инфраструктуры осуществлять формулирование договоров со специализированными организациями с сокращенными сроками предоставления результатов оценки уязвимости ОТИ (до одного месяца);

Субъектам транспортной инфраструктуры предусматривать расторжение договора в одностороннем порядке без оплаты в случаях: а) ненаправления результатов оценки уязвимости в Росавиацию через один месяц со дня заключения договора; б) отказа в утверждении результатов оценки уязвимости Росавиацией;

Субъектам транспортной инфраструктуры начинать новые конкурсные процедуры незамедлительно после расторжения договора с предыдущей специализированной организацией при условиях, указанных выше;

Усовершенствовать Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, утвержденных приказом Минтранса России от 8 февраля 2011 г. № 40 (в части распределения ответственности за проведение оценки уязвимости ОТИ между всеми участниками данных отношений);

Внести изменения в Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», предусмотрев возможность проведения оценки уязвимости ОТИ самими субъектами ОТИ, как это ныне предусмотрено для транспортных средств;

Федеральной службе по надзору в сфере транспорта обратить внимание территориальных органов и должностных лиц на необходимость дифференциации и конкретизации ответственности должностных лиц при составлении протоколов об административных правонарушениях;

Федеральному агентству воздушного транспорта по представлению субъектов транспортной инфраструктуры утвердить перечни сил и средств охраны конкретных ОТИ воздушного транспорта;

Ввести государственноего регулирования ставок (тарифов) на услуги ФГУП «УВО Минтранса России» при охране ОТИ.

гор. Москва

197-ФЗ № 208-ФЗ

См., напр., постановления: Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18 декабря 2012 г. по делам №№ А55-13259/2012 и А55-13254/2012, от 27 декабря 2012 г. по делу № А55-13263/2012; Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 марта 2012 г. № Ф09-946/12; Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 июня 2013 г. № 09АП-9984/2013-АК; Определение Ленинградского областного суда от 16 января 2013 г. № 33-107/2013 – СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения – 26.01.2015).

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 30 (часть 1), ст. 4571.

См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. 1), ст. 1 (первоначальная редакция).

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 января 2009 г. № 32 «Об утверждении Единого квалификационного справочник а должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций воздушного транспорта» // Бюллетень трудового и социального законодательства Российской Федерации, 2009, № 3.

По данному вопросу см., в частности: Шилина В.П. Правовое регулирование обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры в гражданской авиации. В кн.: Безопасность авиационной инфраструктуры: юридический анализ источников и подборка нормативных правовых актов / Под общ. ред. докт. юрид. наук С.С. Юрьева. – М.: Национальная ассоциация воздушного права, 2012. С. 7-43. Волков Г.А., Пиджаков А.Ю., Чернышов С.М. Борьба с терроризмом и гражданская авиация: проблемы взаимосвязи: монография. – СПб.: СПбГУГА, 2010. – С. 166-192.

Оценка уязвимости ОТИ и ТС позволяет определить степень, насколько объекты транспортных средств и транспортной инфраструктуры, защищены от угрозы совешения на них актов незаконного вмешательства.

Грамотная оценка транспортной уязвимости проводится специализированными организациями в сфере обеспечения безопасности на траспорте, либо субъектами транспортной инфраструктуры. Все полученные сведения о результатах оценки представляют собой информацию ограниченного доступа и составляют государственную тайну.

Компания «СБ-Урал» предлагает качественное проведение услуг по оценке уязвимости транспортных средств в Екатеринбурге и области. Окончательная стоимость оценки рассчитывается на договорной основе. Цена зависит от срока исполнения работ, категории ТС и ОТИ (автобусы, трамваи, троллейбусы, грузовые, АВ, АС), категории (межобластные, междугородние, городские, пригородные, иномарки и отечественного производства). Время выполнения работ составляет 10 - 30 дней.

Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры делится на четыре основных этапа:

    рассмотрение технологических и технических параметров объекта;

    определение систем мер по защите от АНВ;

    изучение вариантов применения потенциальных угроз;

Порядок проведения оценки уязвимости ОТИ установлен приказом Минтранса России от 12.04.2010 № 87 «Об утверждении порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» на основании пункта 2 статьи 5 Федерального закона «О транспортной безопасности» и методических указаний ФДА.
Срок проведения оценки уязвимости не должен превышать одного месяца.

Стоимость услуги:

на проведение оценки уязвимости ТС
Наименование услуги Сроки (сутки) Стоимость (руб) *
Категория (1,2,3)
Автобусы 10дней/ 20дней/ 30дней 45 000/ 35 000/ 30 000 межобластные
Автобусы 10дней/ 20дней/ 30дней 40 000/ 35 000/ 30 000 межгород
Автобусы 10дней/ 20дней/ 30дней 35 000/ 30 000/ 2 5 000 город, пригород
Грузовые О/ грузы 10дней/ 20дней/ 30дней 45 000/ 35 000/ 30 000 и ностранные марки (3)
Грузовые О/ грузы 10дней/ 20дней/ 30дней 40 000/ 35 000/ 30 000 о течественные (3)
Трамвай (вагон) 10дней/ 20дней/ 30дней 35 000/ 30 000/ 25 000 город, пригород
Троллейбусы 10дней/ 20дней/ 30дней 35 000/ 30 000/ 25 000 город, пригород


на проведение оценки уязвимости ОТИ
Наименование услуги Сроки (сутки) Стоимость (руб) * Категория (1,2,3)
АВ, АС 10дней/ 20дней/ 30дней 130000/ 125000/ 99000 1.2 категория
АВ, АС 10дней/ 20дней/ 30дней 110000/ 105000/ 85000 3 категория
АВ, АС 10дней/ 20дней/ 30дней 80000/ 60000/ 50000 4 категория

* Примечание : стоимость оценки ТС и ОТИ может быть договорной

2. Оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства (далее - оценка уязвимости) проводится в целях определения степени защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Оценка уязвимости акватории морского порта проводится в целях определения степени защищенности от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в отношении судов, находящихся в акватории морского порта, возможности незаконного нахождения или перемещения судов, принятия мер капитаном морского порта по обнаружению судов, их идентификации, установления с ними радиосвязи, прекращения их незаконного нахождения, перемещения в акватории морского порта.

Оценка уязвимости акватории морского порта включает в себя оценку охраны акватории морского порта и проводится с учетом требований, установленных главой XI-2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (принята Постановлением Совета Министров СССР от 2 ноября 1979 г. N 975 "О принятии СССР Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года"), Международным кодексом по охране судов и портовых средств и Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".

3. В ходе проведения оценки уязвимости осуществляется:

3.1. В отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, за исключением акватории морского порта:

3.1.1. Изучение технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (включая геологические, гидрологические и географические особенности дислокации объекта транспортной инфраструктуры), а также организации их эксплуатации (функционирования).

Результатом изучения является описание технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (включая геологические, гидрологические и географические особенности дислокации объекта транспортной инфраструктуры), а также организации их эксплуатации (функционирования), определение границ зоны транспортной безопасности, ее частей и перечня критических элементов объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, которые определяются в случае проведения оценки уязвимости организациями, указанными в части 2 статьи 5 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - специализированные организации), по согласованию с субъектом транспортной инфраструктуры либо в отношении транспортных средств субъектами транспортной инфраструктуры.

3.1.2. Изучение системы принятых на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве мер по защите от актов незаконного вмешательства.

Результатом изучения является описание системы принятых субъектом транспортной инфраструктуры мер на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортном средстве по защите от актов незаконного вмешательства, а также оценка ее соответствия требованиям по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

3.1.3. Изучение способов реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства с использованием совокупности сведений о численности, оснащенности, подготовленности, осведомленности, а также действий потенциальных нарушителей, преследуемых целей при совершении акта незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства (далее - модель нарушителя).

Результатом изучения является описание способов реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства применительно к модели нарушителя.

3.1.4 . Определение рекомендаций субъекту транспортной инфраструктуры в отношении мер, которые необходимо дополнительно включить в систему мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства.

Результатом определения рекомендаций является описание дополнительных мер, которые необходимо принять субъекту транспортной инфраструктуры на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортном средстве в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности.

3.2. В отношении акватории морского порта:

3.2.1. Описание границ акватории морского порта (включая места якорных стоянок) в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации границами морского порта, в том числе географические особенности расположения акватории морского порта.

3.2.2. Описание подходов к морскому порту в соответствии с обязательными постановлениями в морском порту.

3.2.3. Описание районов акватории морского порта, запрещенных или ограниченных для судоходства в соответствии с обязательными постановлениями в морском порту, другими нормативными правовыми актами, извещениями мореплавателям.

3.2.4. Установление возможности обнаружения и идентификации судов на поверхности воды акватории морского порта с помощью инженерно-технических средств, установленных в морском порту.

3.2.5. Описание технических возможностей и зон действия инженерно-технических средств (Глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ), автоматическая идентификационная система (АИС), средства визуального наблюдения, система управления движением судов (СУДС), УКВ радиосвязь), с помощью которых возможны обнаружение и идентификация судов, а также установление радиосвязи с ними.

3.2.6. Определение интенсивности судоходства в акватории морского порта.

3.2.7. Описание погрузочно-разгрузочных операций, осуществляющихся в акватории морского порта в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 29 апреля 2009 г. N 68 "Об утверждении Правил оказания услуг по организации перегрузки грузов с судна на судно" (зарегистрирован Минюстом России 29 июня 2009 г., регистрационный N 14146) с изменениями , внесенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 10 мая 2016 г. N 122 (зарегистрирован Минюстом России 7 июня 2016 г., регистрационный N 42438).

3.2.8. Описание системы мер, принятых субъектом транспортной инфраструктуры на акватории морского порта по защите от актов незаконного вмешательства, а также оценка ее соответствия требованиям по обеспечению транспортной безопасности, утвержденным в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", и определение границ зоны транспортной безопасности, ее частей, которые определяются в случае проведения оценки уязвимости специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности по согласованию с капитаном морского порта.

3.2.9. Описание способов реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в акватории морского порта.

3.2.11. Результатом оценки уязвимости акватории морского порта являются материалы проведенной работы, предусмотренной подпунктом 3.2 настоящего Порядка, и рекомендации:

о необходимости дополнения технических или организационных мер в отношении акватории морского порта или ее отдельных частей;

и/или о достаточности технических и организационных мер обеспечения транспортной безопасности для акватории морского порта или ее отдельных частей;

и/или об отсутствии необходимости принятия дополнительных мер обеспечения транспортной безопасности в отношении акватории морского порта или ее отдельных частей.

4. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями, а транспортных средств - специализированными организациями либо субъектами транспортной инфраструктуры.

Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств проводится в соответствии с Перечнем потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденным приказом Минтранса России N 52, ФСБ России N 112, МВД России N 134 от 5 марта 2010 г. (зарегистрирован Минюстом России 2 апреля 2010 г., регистрационный N 16782), а также с применением модели нарушителя.

5. Срок проведения оценки уязвимости не должен превышать одного месяца.

6. Результаты проведенной оценки уязвимости оформляются в виде документа с графическими планами-схемами в трех экземплярах (первый и второй экземпляры на бумажном носителе, третий - на электронном носителе) и направляются в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности (далее - компетентный орган) для рассмотрения и принятия решения об утверждении.

Допускается представление результатов проведенной оценки уязвимости, оформленной в двух экземплярах (первый экземпляр представляется на бумажном носителе, второй экземпляр, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью, - на электронном носителе).

7. При оценке уязвимости группы идентичных по своим конструктивным, техническим, технологическим характеристикам транспортных средств, находящихся в собственности одного юридического (физического) лица или использующихся им на ином законном основании, по его ходатайству результаты оценки уязвимости одного транспортного средства распространяются на всю группу.

Перечень транспортных средств, входящих в указанную группу, представляется субъектом транспортной инфраструктуры в компетентный орган перед проведением оценки уязвимости транспортного средства.

8. Решение об утверждении результатов проведенной оценки уязвимости либо об отказе в их утверждении принимается компетентным органом в срок, не превышающий 30 дней.

8.1. Решение оформляется в виде заключения и утверждается руководителем компетентного органа (либо уполномоченным им лицом).

8.2. Первый экземпляр результатов проведенной оценки уязвимости, утвержденный руководителем компетентного органа (либо уполномоченным им лицом) и заверенный гербовой печатью, направляется (вручается) специализированным организациям либо субъектам транспортной инфраструктуры в случае проведения оценки уязвимости транспортных средств субъектами транспортной инфраструктуры, второй и третий экземпляры остаются в компетентном органе, из которых формируются документальная и электронная базы.

При представлении результатов проведенной оценки уязвимости в двух экземплярах первый экземпляр результатов проведенной оценки уязвимости, утвержденный руководителем компетентного органа (либо уполномоченным им лицом) и заверенный гербовой печатью, направляется (вручается) специализированным организациям либо субъектам транспортной инфраструктуры в случае проведения оценки уязвимости транспортных средств субъектами транспортной инфраструктуры, второй экземпляр, из которого формируется электронная база, остается в компетентном органе.

8.3. Решение об отказе в утверждении результатов проведенной оценки уязвимости направляется (вручается) специализированным организациям либо субъектам транспортной инфраструктуры в случае проведения оценки уязвимости транспортных средств субъектами транспортной инфраструктуры в письменной форме с указанием причин отказа вместе со вторым экземпляром.

При представлении результатов проведенной оценки уязвимости в двух экземплярах решение об отказе в утверждении результатов проведенной оценки уязвимости направляется (вручается) специализированным организациям либо субъектам транспортной инфраструктуры в случае проведения оценки уязвимости транспортных средств субъектами транспортной инфраструктуры в письменной форме с указанием причин отказа вместе с первым экземпляром.

9. В случаях, определенных требованиями по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по видам транспорта 1 , утвержденными в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", в установленные данными требованиями сроки проводится дополнительная оценка уязвимости.

При изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, и (или) потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в трехмесячный срок проводится дополнительная оценка уязвимости в части, касающейся произошедших изменений.

Для акватории морского порта дополнительная оценка уязвимости проводится в срок, указанный в абзаце втором настоящего пункта, при изменении конструктивных, технических и технологических характеристик и (или) потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства, требований по обеспечению транспортной безопасности, а также при изменении границ акватории морского порта в части, касающейся произошедших изменений.

______________________________

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7 (ч. 1), ст. 837; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3634; 2010, N 27 (ч. 1), ст. 3415; 2011, N 7, ст. 901, N 30 (ч. 1) , ст. 4569, 4590; 2013, N 30 (ч. 1), ст. 4041, 4058; 2014, N 6, ст. 566; 2015, N 27, ст. 3959, N 29 (ч. 1), ст. 4356; 2016, N 26 (ч. 1), ст. 3870, N 28, ст. 4558.

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 г. N 678 "О требованиях по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 31, ст. 5012);

постановление Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2016 г. N 924 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта, и внесение изменений в положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 39, ст. 5648);

постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2017 г. N 410 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий метрополитенов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 15, ст. 2236);

постановление Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 г. N 495 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 19, ст. 2835);

постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 886 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5345).

5. Оценка уязвимости морского судна включает в себя оценку охраны морского судна и проводится с учетом требований, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Оценка уязвимости морского терминала, акватории морского порта включает в себя оценку охраны соответствующего портового средства и проводится с учетом требований, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Особенности оценки уязвимости акватории морского порта устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Статья 1. Общие положения и план действий

Этой статьей «ТБ Эксперт» открывает серию публикаций, посвященных изучению порядка проведения оценки уязвимости и методик проведения оценки уязвимости (будут рассмотрены методики, представленные в открытых источниках информации). Материал статей будет интересен специализированным организациям в сфере обеспечения транспортной безопасности и собственникам (субъектам транспортной инфраструктуры). Приветствуется обсуждение представленной Вашему вниманию информации.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Начнем с изучения общих положений проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, которые представлены в Минтранса России от 12.04.2010 № 87 «Об утверждении проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств». Раздел «Общие положения» должен присутствовать в отчете о проведении оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (далее – ОТИ) или транспортного средства (далее – ТС), основное его содержание следующее (на примере , опубликованной на официальном сайте Росавтодора):

«.. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства осуществляется в соответствии со статьёй 5 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 7, часть 1, ст. 837; 2008, № 30, часть 2, ст. 3616, 2009, № 29, ст. 3634, 2010, № 27, ст. 3415).
Оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства (далее – оценка уязвимости) проводится в целях определения степени защищенности объекта транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства (далее – ОТИ) от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность ОТИ.
Предметом оценки уязвимости является исследование возможных способов (путей) реализации потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность ОТИ.
Порядок проведения оценки уязвимости ОТИ установлен приказом Минтранса России от 12.04.2010 № 87 «Об утверждении порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».
Оценка уязвимости проводится организациями, определенными пунктом 2 статьи 5 Федерального закона «О транспортной безопасности» (далее – организации), в соответствии с настоящими методическими рекомендациями.
Срок проведения оценки уязвимости не должен превышать одного месяца.
Результаты оценки уязвимости используются для разработки плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ.
При выходе новых государственных нормативных документов по оценке уязвимости, накоплении опыта проведения оценки уязвимости, создания систем безопасности, методические рекомендации могут изменяться и дополняться. ..»

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОУ

Далее рассмотрим план действий в рамках проведения оценки уязвимости ОТИ и ТС на примере уже упомянутой методики, рекомендованной Росавтодором. В этой статье ограничимся только перечислением этапов и их краткого содержания, по каждому из этапов более подробные пояснения дадим в последующих публикациях, будем «есть слона частями». Итак, в соответствии с методикой проведения оценки уязвимости ОТИ и ТС в области автомобильного транспорта, рекомендуется проводить оценку уязвимости в 4 этапа:


Этап №1 Изучение технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры, организации эксплуатации (порядка функционирования).

1) Общая характеристика ОТИ;
2) Описание ОТИ;
3) Организация эксплуатации (порядок функционирования) ОТИ;
4) Определение границ зоны безопасности и перечня критических элементов.

Этап №2 Изучение системы принятых на ОТИ мер по защите от АНВ.
1) Организационная система;
3) Инженерно-техническая система обеспечения транспортной безопасности;
3) Силы охраны;
4) Определение соответствия системы принятых на ОТИ мер по защите от АНВ предъявляемым требованиям по обеспечению транспортной безопасности.

Этап №3 Изучение способов реализации потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность ОТИ с использованием «модели нарушителя».
1) Анализ целей нарушителей, возможные способы реализации угроз в отношении критических элементов и последствий по степени опасности;
2) Анализ угроз по степени опасности;
3) Разработка модели нарушителя;
4) Определение эффективности действующей системы обеспечения безопасности ОТИ (данные определяются с помощью компьютерного моделирования и практических учений);
5) Выводы по оценке уязвимости ОТИ при существующей системе обеспечения транспортной безопасности. Результатом является описание способов реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства применительно к модели нарушителя. Определение степени защищенности ОТИ.

Этап №4 Определение рекомендаций субъекту транспортной инфраструктуры в отношении мер, которые необходимо дополнительно включить в систему мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ.
1) Определение рекомендаций к организационной системе;
2) Определение рекомендаций к инженерно-технической системе;
3) Определение рекомендаций к силам охраны.
В процессе проведения оценки уязвимости определяются способы достижения нарушителями наиболее опасных для функционирования ОТИ целей и рассчитывается вероятность пресечения АНВ нарушителей действиями сил охраны и/или федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ).


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав