28.06.2020

Организационный механизм природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Экологическая безопасность и охрана окружающей среды Направления деятельности ВОЗ


Экологическое законодательство в той или иной степени рассматривалось в предыдущих главах. Данный параграф служит для рассмотрения всех нормативных актов, принятых в области экологии в Российской Федерации в логической последовательности.

Важным инструментом, используемым государством в интересах сохранения и рационального использования окружающей среды, является экологическое право, т.е. отрасль права, которая регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. В связи с резким обострением экологических проблем на современном этапе роль экологического права и в целом административно-правового направления постоянно растет.

Источниками экологического права являются следующие правовые документы:

  • 1) конституция;
  • 2) законы и кодексы в области охраны природы;
  • 3) указы и распоряжения Правительства РФ по вопросам экологии и природопользования; правительственные природоохранные акты;
  • 4) нормативные акты министерств и ведомств;
  • 5) нормативные решения органов местного самоуправления.
  • 1. Конституционные основы охраны окружающей среды закреплены в Конституции РФ, принятой 12.12.1993. Конституция РФ провозглашает право граждан на землю и другие природные ресурсы, закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду (экологическую безопасность) и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью.

Конституция РФ определяет также организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов, устанавливает обязанности граждан по отношению к природе, охране ее богатств.

2. Законы и кодексы в области охраны окружающей среды составляют природно-ресурсную и природоохранную правовую основу. Кодексы определяют все виды деятельности по отношению к объекту кодекса и меры административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства в отношении данных объектов.

Земельный кодекс (от 25.10.2001 № 136-ФЗ) включает главу 2 «Охрана земель», в которой регулируются вопросы предотвращения и ликвидации загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель. В главе 6 ст. 42 Кодекса в обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков, вменено «не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы». Кодекс регламентирует также куплю-продажу земель и совершение других земельных сделок.

В Лесном кодексе (от 04.12.2006 № 200-ФЗ) глава 3 посвящена охране и защите лесов, в ст. 53 (п. 53.1-53.8) рассмотрены вопросы охраны лесов от пожара, порядок мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, глава 4 посвящена воспроизводству лесов и лесоразведению.

Водный кодекс (от 03.06.2006 № 74-ФЗ) содержит систему мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов. В данную систему входят основные требования охране водных объектов, болот, ледников от загрязнения и засорения; охране подводных водных объектов; использованию, охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных в водоохранных зонах; дано определение особо охраняемым водным объектам.

Систему экологического законодательства возглавляет Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В вопросах охраны окружающей среды нормы других законов не должны противоречить Конституции РФ и данному законодательному акту.

В этом Федеральном законе отражены следующие вопросы в области охраны окружающей среды:

  • ? общие положения;
  • ? основы управления в области охраны окружающей среды;
  • ? права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих организаций;
  • ? экономическое регулирование;
  • ? нормирование;
  • ? оценка воздействий на окружающую среду и экологическая экспертиза;
  • ? требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
  • ? зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций;
  • ? природные объекты, находящиеся под особой охраной;
  • ? государственный мониторинг окружающей среды;
  • ? контроль в области окружающей среды (экологический контроль);
  • ? научные исследования;
  • ? основы формирования экологической культуры;
  • ? ответственность за нарушение законодательства;
  • ? международное сотрудничество.
  • ? заключительные положения.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» формирует экологические требования не к природным ресурсным объектам земля, недра, воды и т.д., а непосредственно к предприятиям, организациям и гражданам, обязывая их принимать эффективные меры по охране природы, рациональному воспроизводству и использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды и обеспечению экологической безопасности человека.

В ФЗ «Об охране окружающей среды» также определены понятия «экологический риск» и «экологическое страхование».

Экологический риск - вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

Экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков. В экологическом страховании объектом страхования является риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении страхователю имущественных претензий физическими или юридическими лицами в соответствии с нормами гражданского законодательства о возмещении ущерба за загрязнения земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна на территории действия конкретного договора страхования. Страховое событие (случай) - внезапное, непреднамеренное нанесение ущерба окружающей природной среде в результате аварий, приведших к выбросу загрязняющих веществ в атмосферу, к загрязнению земной поверхности, сбросу сточных вод.

Экологическое страхование в Российской Федерации осуществляется в соответствие с законодательством РФ. Минприроды России (03.12.1992 № 04-04/72-6132) и Российской государственной и страховой компанией (20.11.1992 № 22) утверждено «Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации».

Правовые основы охраны атмосферного воздуха отражены в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также в Законе от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Федеральный закон от 09.01.1996 № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения» провозглашает принцип приоритета здоровья человека и сохранения природной среды при практическом использовании и эксплуатации объектов ионизирующих излучений. Правовая защита людей, вовлеченных в сферу использования ядерных и радиационных установок, радиоактивных веществ и др., гарантируется данным законом. В случае радиационной аварии закон гарантирует возмещение ущерба здоровью и имуществу граждан, законом устанавливается также компенсация за повышенный риск, связанный с проживанием вблизи ядерных и радиационных установок, в виде улучшения социально-бытовых условий населения и др.

Закон РФ от 22.02.1992 № 2395-1 «О недрах» устанавливает правовые отношения при изучении, использовании и охране недр. К числу эколого-правовых нарушений, затрагивающих недра как часть природной среды, закон в первую очередь относит их загрязнение.

Закон РФ от 24.04.95 № 52-ФЗ«0 животном мире». В нем содержатся эколого-правовые и административные нормы с учетом новых экономических отношений. Согласно закону к эколого-правовым нарушениям отнесены: незаконный лов рыбы, уничтожение редких и исчезающих животных и др.

Важнейшие экологические требования отражены также в законах РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и др.

Федеральный закон от 19.07.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан РФ на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

3. Указы и распоряжения Правительства РФ затрагивают широкий круг экологических вопросов. Распоряжением Правительства РФ от 18.12.2012 № 2423-р утверждены «Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года». Разработка Основ обусловлена необходимостью обеспечения экологической безопасности при модернизации экономики и в процессе инновационного развития.

Стратегической целью государственной политики в области экологического развития является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Основными принципами государственной политики в области экологического развития являются: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях устойчивого развития и обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; приоритетность сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов и т.д.

К основным задачам в области экологического развития относятся следующие задачи: формирование эффективной системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, предусматривающей взаимодействие и координацию деятельности органов государственной власти; совершенствование нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности; обеспечение экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных технологий; предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на окружающую среду; восстановление нарушенных естественных экологических систем; обеспечение экологически безопасного обращения с отходами; сохранение природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира; совершенствование системы государственного экологического мониторинга (мониторинга окружающей среды) и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также изменений климата; формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания; развитие международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

В данном постановлении также были сформулированы основные механизмы реализации государственной политики в области экологического развития.

Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 326 утверждена государственная программа РФ «Охрана окружающей среды на 2012-2020 годы».

Государственная программа разработана Минприроды России и направлена:

  • ? на снижение общей антропогенной нагрузки на окружающую среду на основе повышения экологической эффективности экономики;
  • ? сохранение и восстановление биологического разнообразия России;
  • ? повышение эффективности функционирования системы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды;
  • ? организацию и обеспечение работ и научных исследований в Антарктике.

Программа включает следующие подпрограммы:

  • ? Регулирование качества окружающей среды;
  • ? Биологическое разнообразие России;
  • ? Гидрометеорология и мониторинг окружающей среды;
  • ? Организация и обеспечение работ и научных исследований в Антарктике;
  • ? Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы;
  • ? Охрана озера Байкал;
  • ? Социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы.

Распоряжением Правительства РФ от 04.12.2014 № 2462-р утвержден комплекс первоочередных мероприятий, направленных на ликвидацию последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической и иной деятельности.

Экологическое нормирование определяется:

  • ? Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  • ? постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 182 «О порядке установления и пересмотра экологических и гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух и государственной регистрации вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ»;
  • ? постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 № 469 «О Порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей».
  • 4. Нормативные акты природоохранительных министерств и ве- Эсшстбиздаются по самым разнообразным вопросам рационального использования и охраны окружающей среды, в виде постановлений, инструкций, приказов и т. д. Они считаются обязательными для других министерств и ведомств, физических и юридических лиц.

Нормативные решения местных административных органов дополняют и конкретизируют действующие нормативно-правовые акты в области охраны окружающей среды.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Что регулирует экологическое право, какие источники данная отрасль права включает?
  • 2. Какие права человека в области экологического права закреплены Конституцией РФ?
  • 3. Перечислите кодексы РФ и основные вопросы по охране окружающей среды, рассматриваемые в данных кодексах.
  • 4. Какие вопросы в области охраны окружающей среды рассматривает Федеральный закон «Об охране окружающей среды»?
  • 5. Что является стратегической целью государственной политики в области экологического развития России?

Законодательное обеспечение экологической безопасности: нормативно-правовые акты, надзор за их соблюдением и ответственность за экологические правонарушения.

Экологическая безопасность как составная часть национальной безопасности России. Реализация экологической безопасности на глобальном, региональном и локальном уровнях.

Система мониторинга окружающей среды: понятие и основные задачи. Классификация видов экологического мониторинга и их краткая характеристика.

Загрязнение морской среды;

Нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ;

Порча земли;

Нарушение правил охраны и использования недр;

Незаконная добыча водных животных и растений;

Нарушение правил охраны рыбных запасов;

Незаконная охота;

- уничтожение критических местообитаний для организмов, зане-сенных в Красную книгу;

Незаконная порубка деревьев и кустарников;

Уничтожение или повреждение лесов;

Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов;

Экоцид сравнительно новое понятие, оно впервые введено в УК РФ как новый вид преступных деяний. Экоцид — массовое уничтоже-ние растительного, животного мира (в том числе людей), отравление ат-мосферы или водных ресурсов, а также другие действия, которые могут привести к экологической катастрофе. Совершение экоцида наказывается лишением свободы на срок от две-надцати до двадцати лет.

За совершение экологических преступлений предусмотрены различ-ные виды уголовной ответственности: лишение свободы, исправительно-трудовые работы, лишение права занимать определенные должности или зани-маться определенными видами деятельности, штрафы.

Экологическая безопасность - состояние защищенности биосферы и человеческого общества, а на государственном уровне - государства, от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду.

В понятие экологической безопасности входит система регулирования и управления, позволяющая прогнозировать, не допускать, а в случае возникновения - ликвидировать развитие чрезвычайных ситуаций.

Экологическая безопасность реализуется на глобальном, региональном и локальном уровнях.

Глобальный уровень управления экологической безопасностью предполагает прогнозирование и отслеживание процессов в состоянии биосферы в целом и составляющих ее сфер. (например, на территории биосферных заповедников). Управление глобальной экологической безопасностью является прерогативой межгосударственных отношений на уровне ООН , ЮНЕСКО , ЮНЕП и др. международных организаций.

Региональный уровень включает крупные географические или экономические зоны, а иногда территории нескольких государств. Контроль и управление осуществляется на уровне правительства государства и на уровне межгосударственных связей (Объединенной Европы, СНГ, Союз африканских государств и т.д.).

На этом уровне система управления экологической безопасностью включает:

Экологизацию экономики;

Создание и внедрение новых экологически безопасных технологий;

Выдерживание темпов экономического развития, не препятствующих восстановлению качества ОС и способствующих рациональному использованию природных ресурсов.

Локальный уровень включает города, районы, предприятия металлургии, химической, нефтеперерабатывающей, горнодобывающей промышленности и оборонного комплекса, а также контроль выбросов, стоков и др. Управление экологической безопасностью осуществляется на уровне администраций отдельных городов, районов, предприятий с привлечением соответствующих служб, ответственных за санитарное состояние и природоохранную деятельность.

Экологический мониторинг

С целью измерения, оценки и прогноза антропогенных изменений абиотической составляющей биосферы (в первую очередь загрязнений) и ответной реакции биоты на эти измене-ния, а также последующих изменений в экосистемах в результате антропогенных воздействий была создана информационная система экологического мониторинга.

Термин «мониторинг» образован от лат. «монитор» — «на-блюдающий», «предостерегающий». Существует несколько со-временных формулировок определения мониторинга.

В настоящее время под мониторингом окружающей природной среды понимают долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей природ-ной среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явления-ми, а также оценку и прогноз состояния природной среды и ее загрязнения (Закон РФ «О гидрометеорологической службе», 1998).

Мониторинг включает в себя следующие основные практи-ческие направления:

Наблюдение за состоянием окружающей среды и факторами, воздействующими на нее;

Оценку фактического состояния окружающей среды и, уровня ее загрязнения;

Прогноз состояния окружающей среды в результате воз-можных загрязнений и оценку этого состояния.

По объектам наблюдения различают: атмосфер-ный, воздушный, водный, почвенный, климатический монито-ринг, мониторинг растительности, животного мира, здоровья населения и т.д.

По масштабам воздействия мониторинг бывает пространственным и временным.

По характеру обобщения информации различают следующие системы мониторинга:

Глобальный — слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере Земли, включая все ее экологиче-ские компоненты, и предупреждение о возникающих экс-тремальных ситуациях;

Базовый (фоновый) — слежение за общебиосферными, в ос-новном природными, явлениями без наложения на них региональных антропогенных влияний;

Национальный — мониторинг в масштабах страны;

Региональный — слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру, и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерной для всей биосферы;

Локальный — мониторинг воздействия конкретного антропогенного источника;

Импактный мониторинг региональных и локальных антропогенных воздействий в особо опасных зонах и местах.

Классификация систем мониторинга может основываться на методах наблюдения (мониторинг по физико-химическим, биологическим показателям, дистанционный мониторинг).

Химический мониторинг — это система наблюдений за хими-ческим составом (природного и антропогенного происхождения), атмосферы, осадков, поверхностных и подземных вод, вод океанов и морей, почв, донных отложений, растительности, животных и контроль за динамикой распространения химических загрязняющих веществ.

Физический мониторинг — система наблюдений за влиянием физических процессов и явлений на окружающую среду (навод-нения, вулканизм, землетрясения, цунами, засухи, эрозия почв и т.д.).

Биологический мониторинг — мониторинг, осуществляемый с помощью биоиндикаторов (т. е. таких организмов, по наличию, состоянию и поведению которых судят об изменениях в среде). В биологическом мониторинге могут быть использованы не только биологические, но и любые другие методы, например, химический анализ содержания загрязняющих веществ в живых организмах.

Экобиохимический мониторинг — мониторинг, базирующийся на оценке двух составляющих окружающей среды (химической и биологической).

Дистанционный мониторинг — в основном, авиационный, космический мониторинг с применением летательных аппара-тов, оснащенных радиометрической аппаратурой, способной осуществлять активное зондирование изучаемых объектов и ре-гистрацию опытных данных.

Экологический менеджмент и экологический аудит на предприятии.

Экологический менеджмент - это система управления природопользованием и охраной окружающей среды, основанная на комплексном учете экологических факторов, с целью сочетания рационального, ресурсосберегающего природопользования и устойчивого экономического развития.

Экологическим менеджментом называется безопасное управление природными процессами, которое определяется как биологическими особенностямиобъекта управления, так и социально-экономическими возможностями управляющего.

Предметом ЭМ является процесс управления современным производством, которое обеспечивает сочетание эффективного производства с охраной ОС и рациональным использованием природных ресурсов.

Экологический менеджмент на предприятии - это система управленческих рычагов, обеспечивающая эффект в области допустимых темпов экономического развития в рамках допустимого давления на ОС.

Выгодность рационального и сбалансированного природо-пользования для предприятия реализуется через экономические выгоды:

а) снижение издержек в результате экономии природных ресурсов, рециркуляции, переработки отходов, сниже-ние платежей за штрафы;

б) рост доходов за счет «зеленых» това-ров, конкуренции, новых рынков сбыта; стратегические выгоды: имидж предприятия, рост производительности труда, вы-полнение экологических требований без излишнего напряжения.

Экологический аудит - это проведение ревизии экологической деятельности (экологичности) предприятия (компании). Концепция экологического аудита была разработана в конце 1970-х годов в США. Термин «аудирование» означает проверку, ре-визию, он заимствован из лексикона финансистов.

Экологический аудит включает в себя проверку следующих видов деятельности:

Выполнение экологических нормативов в соответствии с законодательством и внутрифирменными требованиями;

Определение уровня экологичности компании;

Функционирование систем экоуправления;

Получение экологического сертификата;

Выполнение финансовых обязательств и выплата долгов;

Составление экологической декларации и отчетов компании об экологической деятельности.

Экологический аудит представляет собой комплексный, документированный верификационный процесс объективного выявления и оценки сведений для определения соответствия критериям проверки конкретных экологических мероприятий, видов деятельности, условий, управленческих систем или информации о них и информирования потребителя о полученных в ходе указанного процесса результатах.

Экозащитная техника и технологии

Экозащитная техника и технологии направлены на максимальное снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду путем сокращения количества отходов, комплексной переработки природных ресурсов и использования методов биотехнологии.

Биотехнологии представляют собой совокупность методов и приемов получения полезных для человека продуктов, явлений и эффектов с помощью микроорганизмов. Общим подходом для них являются искусственное создание условий для биогеохимических процессов на Земле в виде характерных биореакторов, реализующихся с большими скоростями, оставаясь совместимыми по своим продуктам с окружающей природной средой.

Биотехнология переработки твердых отходов позволяет утилизировать биогаз, снизить энергетический дефицит и в значительной степени уменьшить количество соединений, способствующих парниковому эффекту. Общим подходом к биотехнологии утилизации отходов с энергетическими целями является их анаэробная деструкция (т.е. разложение без доступа воздуха). При проведении такого процесса образуется биогаз, состоящий из 65% метана, 30% углекислого газа, остальное - водород, сероводород и аммиак. Средняя теплота сгорания биогаза 22-24 МДж/м. Возможными путями его утилизации являются: использование в котельных для обогрева, получение электроэнергии посредством газогенераторных установок; сжижение и использование в качестве автомобильного топлива или бытового балонного газа.

Биотехнологии защиты атмосферы создаются с целью удаления из воздуха дурно пахнущих загрязняющих веществ (меркаптаны, масляная кислота, тиофенол и др.). Очистка атмосферного воздуха осуществляется путем его пропускания через сухие или мокрые биореакторы, содержащие сорбирующий материал.

Очень важным направлением является создание биотехнологий, позволяющих рекультивировать почвы на территориях, загрязненных тяжелыми металлами, нефтью и нефтепродуктами.

Биологическая очистка природных и сточных вод в настоящее время является достаточно изученным и широко применяемым методом, значение и роль которого со временем будет только возрастать в связи с требованиями экологичности и экономичности современных видов производств.

Экологическая экспертиза .

Главная цель экологической экспертизы — предупреждение негатив-ных последствий хозяйственной деятельности, проверка соответствия на-мечаемой деятельности требованиям экологической безопасности общества и рационального использования природных ресурсов.

Собственно экспертная — оценочно-аналитическая — работа состоит из ряда стадий, включающих два основных элемента: проектный и послепроектный анализ объекта. Эти элементы представляют собой два типа экологической экспертизы, различающихся по объекту анализа: проект-ную и послепроектную экспертизу.

Проектная экспертиза — это экспертиза проекта сооружения, нор-мативно-технических документов на новую технику, технологию, мате-риалы, а также проектов административных актов и законов.

Послепроектная экспертиза (экологический аудит) — это экспертиза действующего оборудования, предприятия и сооружения, а также приме-няемого законодательства.

Главным итогом проектной экспертизы является экспертное заклю-чение, без которого не выдается разрешение на строительство проектируемого объекта (производства).

В экспертном заключении отражено следующее:

Исходные данные, характеризующие состояние окружающей сре-ды до начала реализации проекта, технические особенности проекта;

Перечень воздействий проектируемого объекта на окружающую среду, в том числе первичных, вторичных и долговременных эффектов, необратимых и неизбежных последствий; при этом воздействия характе-ризуются количественными и качественными показателями;

Данные о воздействии различных вариантов проектируемого со-оружения на исходное состояние окружающей среды;

Компенсационные меры, включая технические и/или финансо-вые, предусматривающие уменьшение негативных экологических воз-действий.

Главной задачей послепроектной экспертизы является оценка воздей-ствия работающих предприятий и сооружений на окружающую среду и определение степени риска для здоровья людей и качества окружающей среды (оценка последствий функционирования объекта).

Тем самым осу-ществляется проверка соответствия параметров и характеристик работы объектов:

1) требованиям природоохранного законодательства, стандар-там качества окружающей среды;

2) положениям и выводам заключения проектной экологической экспертизы.

Инициатором экологической экспертизы могут быть как государство, ведомство, так и общественность и общественные организации.

Международно-правовая охрана природной среды на планете Земля является одной из функций международного сообщества и представляет собой форму межгосударственного, общегуманистического официального сотрудничества человечества в рамках международного экологического права.

Межгосударственное сотрудничество в сфере экологической безопасно-сти осуществляется в рамках деятельности ряда международных органи-заций.

В зависимости от характера и направлений деятельности, целей и задач их можно дифференцировать по нескольким группам:

Охрана окружающей природной среды, решение проблем Земли (ЮНЕП, МСОП);

Комплексный природоохранительный мониторинг (ФАО, ВОЗ, ВМО);

Специальные природоохранительные мероприятия (охрана дикой при-роды, международных озер, рек, безопасность ядер-ных источников энергии и т. п.).

Защита окружающей природной среды - одна из приоритетных целей Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений, что предусмотрено Уставом этой организации. Кроме того, ООН при-звана оказывать содействие разрешению международных проблем в об-ласти экономической, социальной жизни, здравоохранения, повыше-ния уровня жизни населения, соблюдения прав человека.

ООН сыграла ведущую роль в выработке следующих форм межгосудар-ственного сотрудничества в сфере охраны природы:

Участие в международных конвенциях;

Подписание соглашений о проведении природоохранных мероприятий и реализации различных проектов;

Проведение международных конференций по актуальным экологичес-ким проблемам;

Разработка экологических концепций, способов реализации международных программ.

15 декабря 1972 года резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН была утверждена Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП ). Принятие этого документа предусматривалось рекомендациями Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде, состоявшейся в том же году. Структуру ЮНЕП составляют Совет управляющих (в него входят представители государств-участниц), Совет по координации охраны окружающей среды, Фонд окружающей среды.

Совет управляющих определяет основные направления деятельности ЮНЕП. Приоритетные направления на ближайшие годы:

Здоровье человека, санитария окружающей среды;

Охрана земель, вод, предотвращение опустынивания;

Охрана природы, диких животных, генетических ресурсов;

Энергия;

Образование, профессиональная подготовка;

Торговля, экономика, технология.

В 1948 году был образован Международный союз охраны природы и при-родных ресурсов (МСОП) - неправительственная межгосударственная организация, представляющая свыше 100 стран, неправительственные организации и международные правительственные организации.

Приоритетная задача МСОП - развитие международного сотрудниче-ства государств, национальных и международных организаций, а также граждан в целях:

Реализации региональных программ охраны природной среды;

Сохранения естественных экосистем, растительного и животного мира;

Сохранения редких и исчезающих видов растений и животных, памят-ников природы;

Организации заповедников, резерватов, национальных природных пар-ков;

Экологического просвещения.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) , образованная в 1946 году, координирует решение вопросов охраны здоровья человека примени-тельно к проблемам его взаимодействия с окружающей средой.

Направления деятельности ВОЗ:

Санитарно-эпидемиологический мониторинг окружающей среды;

Анализ статистических данных о заболеваемости людей в связи с состо-янием окружающей среды;

Санитарно-гигиеническая экспертиза окружающей среды, анализ ее качества.

ВОЗ исследует способы и методы решения проблем оздоровления горо-дов, организации отдыха и санаторно-курортного лечения граждан, участвует в реализации международных программ по улучшению санитарно-гигиенических условий жизни человека. В целях эффективного решения наиболее актуальных задач ВОЗ взаимодействует с ЮНЕП, МАГАТЭ, ВМО и другими межгосударственными структурами.

Специализированная организация ООН в области сельского хозяйства и продовольствия ФАО была образована в 1945 году. В поле зрения этой международной структуры находятся экологические проблемы в облас-ти сельского хозяйства и мировых продовольственных ресурсов. Спектр направлений деятельности ФАО - рациональное использование при-родных ресурсов, охрана и использование земель, животного мира, ле-сов, биологических ресурсов Мирового океана.

ФАО подготовила почвенную карту мира, благодаря инициативе ФАО принята Всемирная почвенная хартия, состоялись международные кон-ференции по народонаселению, продовольствию, по борьбе с опусты-ниванием земель, охране водных ресурсов. ФАО участвует в подготовке международных и региональных экологических программ наряду с ЮНЕП, ЮНЕСКО, МСОП.

В 1947 году была создана Всемирная метеорологическая организация ООН (ВМО) , в задачи которой входит изучение и анализ факторов воздей-ствия человека на погоду и климат не только планеты, но и отдельных регионов. ВМО функционирует в рамках глобальной системы монито-ринга окружающей среды (ГСМОС). В качестве координатора системы выступает ЮНЕП. В ГСМОС, наряду с ВМО, представлены ВОЗ, ФАО, ЮНЕСКО.

В рамках системы ГСМОС осуществляются программы мониторинга состояния атмосферы; трансграничного загрязнения воздуха; здоровья человека; Мирового океана; возобновляемых ресурсов суши.

Международные акты в области охраны природы

Основная цель международного сотрудничества в области охраны окру-жающей среды - объединение усилий мирового сообщества для обеспе-чения экологической безопасности, совершенствования методов эко-логического контроля и оценок состояния окружающей природной среды. Ключевым этапом на пути решения глобальных экологических проблем и укрепления экологической безопасности являются международные конференции, итогом которых служит разработка важнейших международных актов в области охраны окружающей среды.

Состоявшаяся в 1972 году Стокгольмская конференция ООН по окружа-ющей среде приняла два основных документа - Декларацию принципов и План мероприятий, сыгравших ключевую роль в развитии экологической политики государств и активизации международного сотрудничества в данной сфере.

Декларация включает свыше двадцати принципов, в которых формули-руется отношение мирового сообщества к проблеме окружающей среды.

В частности, эти принципы предусматривают:

Сохранение природных ресурсов на благо нынешних и будущих поколений;

Право человека на благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь;

Суверенность прав государств на разработку собственных природных ресурсов и ответственность государств за ущерб окружающей среде;

Сотрудничество при решении международных проблем окружающей среды;

Избавление человека и окружающей природной среды от последствий применения ядерного и иных видов оружия массового уничтожения.

План мероприятий содержит свыше ста пунктов, предусматривающих решение организационных, экономических, политических вопросов охраны окружающей среды, способы взаимоотношений государств и международных Организаций.

Одно их исторических решений конференции - создание постоянно дей-ствующего органа ООН по охране окружающей среды - ЮНЕП (Про-грамма ООН по окружающей среде), образование Фонда окружающей среды. Кроме того, конференция провозгласила 5 июня Всемирным днем окружающей среды.

В августе 1975 года в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, в котором участвовали все европейские стра-ны (за исключением Албании), США и Канада. Один из разделов при-нятого форумом Заключительного акта был посвящен вопросам эколо-гической безопасности. В документе определялись области, цели, методы и формы международного экологического сотрудничества (например, борьба с загрязнением атмосферы, охрана вод от загрязнения, охрана морской среды и почвы, охрана заповедников, окружающей среды в городах).

В том же документе в качестве форм и методов сотрудничества предлага-лось использовать обмен информацией, проведение конференций, об-мен научными работниками.

В ходе Венской встречи представителей государств - участников СБСЕ 1986 года особое внимание было уделено состоянию окружающей сре-ды и выполнению хельсинских договоренностей.

Итоговый документ Венской встречи содержал, в частности, следующие рекомендации :

Сокращение до 1995 года на 30% выбросов серы, снижение выбросов углеводородов и других загрязнителей;

Разработка методов, альтернативных захоронению опасных отходов в море;

Поощрение мероприятий, предусматривающих сокращение производ-ства веществ, способствующих разрушению озонового слоя;

Развитие совместной программы наблюдения и оценки распространения загрязнителей на большие расстояния в Европе (ЕМЕП);

Обмен сведениями о потенциально опасных химических веществах, включая оценку риска для здоровья и окружающей среды;

Активизация исследования явлений глобального потепления климата.

Конференция ООН по окружающей среде и развитию (3 - 14 июня 1992 года, Рио-де-Жанейро ) была организована с целью подведения итогов работы по охране окружающей среды за время, прошедшее пос-ле Стокгольмской конференции ООН 1972 года. На форуме в Рио-де-Жанейро присутствовало около 15 тысяч делегатов из 178 стран мира.

На конференции были одобрены и приняты пять основных документов:

- «Декларация Рио об окружающей среде и развитии», предусматривающая принципы охраны окружающей сре-ды;

- «Повестка дня на XXI век» - обширная программа действий в данной сфере на предстоящее столетие;

- «Заявление о принципах по управлению, сохранению и устойчивому развитию всех типов лесов»;

- «Конвенция по биоразнообразию»;

- «Рамочная конвенция по проблеме изменений климата».

Другие решения этого форума - образование Комиссии ООН по окру-жающей среде, разработка проекта Конвенции по пустыням и засуш-ливым зонам.

Кроме того, на Конференции была принята стратегия устойчивого развития, которая продолжает быть в центре всеобщего внимания и в настоящее время. В ООН создана Комиссия по устойчивому развитию.

Сейчас понятие устойчивого развития включает взаимосвязь экономических, социальных и экологических компонентов устойчивого развития, а также потребности обеспечения сотрудничества на разных уровнях. Концепция, ориентированная на сохранение «природного капитала», сводится к необходимости сбалансировать деятельность человека со способностью природы восстанавливаться.

Понятие об экологической безопасности В конце XX века человечество осознало что биосфера и ее составные части имеют пределы саморегуляции самовосстановления выше которых они могут деградировать необратимо. Экологическая безопасность состояние защищенности жизненно важных экологических интересов человека прежде всего его прав на чистую здоровую благоприятную для жизни окружающую природную среду....


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Лекция 13

Раздел 3. Охрана природы и рациональное природопользование

Глава 12. Рациональное природопользование как основа экологической безопасности государства

1 Понятие об экологической безопасности

В конце XX века человечество осознало, что биосфера и ее со ставные части имеют пределы саморегуляции, самовосстановления, выше которых они могут деградировать необратимо. Вследствие этого дальнейшее устойчивое развитие человечества не может происходить вне сохранения биосферы. Так появилось понятие экологической безопасности.

Экологическая безопасность — состояние защищенности жизненно важных экологических интересов человека, прежде всего его прав на чистую, здоровую, благоприятную для жизни окружающую природную среду.

Экологическая безопасность — это в то же время достижение условий и уровня сбалансированного сосуществования окружающей природной среды (ОПС) и хозяйственной деятельности человека, когда уровень нагрузки на среду не превышает способности ее к восстановлению. Наконец, это система регулирования, комплекс упреждающих (профилактических) мероприятий, направленных на недопущение развития ЧС не только в пределах антропогенной деятельности, но и в условиях предсказуемости развития экстремальных ситуаций в самой природной среде (заблаговременно реагировать на возможные стихийные бедствия, включая ураганы, вулканизм, землетрясения и т.д., уметь предсказывать время и силу их проявления).

Исходя из вышеизложенного экологическая безопасность должна рассматриваться и как приемлемый социально-экономический уровень экологической опасности, определяемой, в свою очередь, как степень отклонения состояния ОПС и здоровья человека от нормы.

Объектом экологической безопасности являются геосоциоэкосистемы различного уровня: глобального, национального, регионального, местного, уровня отдельного хозяйства (предприятия), наконец, человека, как личности.

Все они подвергаются так называемым экологическим угрозам , под которыми следует понимать (А.М. Муравых, 2001 г.) — «прогнозируемые последствия или потенциальные сценарии развития событий катастрофического характера, которые обусловлены изменениями состояния окружающей среды и способны нанести вред жизненно важным интересам личности, общества, государства, мирового сообщества».

По отношению к конкретной геосоциоэкосистеме различают внешние и внутренние угрозы. К внешним экологическим угрозам для государства, например, можно отнести, например, возможность трансграничного переноса вредных веществ, глобального изменения климата, разрушения озонового экрана, размещения токсичных и радиоактивных отходов на территории отдельного государства. Если последнее осуществляется более сильным государством без надлежащего согласования и последующей компенсации, можно говорить об осуществлении экологической агрессии одной страны против другой.

Внутренние угрозы обусловлены собственной деятельностью государства, его структур и хозяйствующих субъектов. Они проявляются в результате хищнической эксплуатации природных ресурсов, разворачивания производства без надлежащих природоохранных устройств, испытания образцов оружия массового поражения и т.п.

В аспекте сказанного становится понятным, что экологическая безопасность является составным компонентом национальной безопасности государства.

Стратегия обеспечения экологической безопасности основывается на следующих подходах: 1) оборонительном , он связан с укреплением экологической безопасности путем снижения уровня уязвимости геосоциоэкосистем от внешних воздействий; 2) адаптивном — обусловлен развитием механизмов усиления приспосабливаемости геосоциоэкосистем; 3) кооперативном , при котором развивается взаимовыгодное международное сотрудничество для устранения (или снижения) опасности воздействия на ОПС.

2 Основные принципы природопользования

Областью и формой взаимодействия производства и окружающей среды является природопользование .

Различают экономический и социоэкологический принципы природопользования.

Экономический принцип природопользования характерен для периодов развития общественного производства, когда антропогенные воздействия вызывали определенную реакцию природной среды и не нарушали при этом динамического равновесия в целом.

Критериями эффективности хозяйственной деятельности при таком подходе к природопользованию обычно служат следующие:

— экономический — получение максимального экономического результата при минимальных затратах;

— эколого-экономический — получение максимальных экономических результатов при минимальных затратах и минимальном экономическом ущербе для природной среды

Для решения проблемы сбалансированного взаимодействия общества и природы формируется новый принцип хозяйствования — социоэкологический .

В его основе лежит критерий получения максимального экономического результата при минимальных затратах и при обязательном сохранении динамического равновесия биосферы, ее территориальных составляющих, т.е. без превышения возможностей территорий к самоочищению от отходов и загрязнений вследствие хозяйственной деятельности. Главным условием такого принципа хозяйствования является восстановление и сохранение высокого качества окружающей природной среды.

Формирующаяся в настоящее время социоэкологическая концепция управления системой «общество — природа» предполагает переход от существующего экстенсивного природопользования к равновесному .

Согласно П.Г. Олдаку (1983 г.), экстенсивное природопользование имеет место, когда рост производства и людских поселений осуществляется за счет возрастающих нагрузок на природные комплексы, причем эта нагрузка растет быстрее, нежели увеличивается масштаб производства; равновесное природопользование — когда общество контролирует все стороны своего развития, чтобы совокупная антропогенная нагрузка на среду не превышала самовосстановительного потенциала природных экосистем.

Ныне в рамках социальной экологии формируется новое направление – экологический менеджмент .

Менеджмент, как известно, есть совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством. В этом аспекте экологический менеджмент должен рассматриваться как управление процессами изменения экологического состояния общества, страны, региона посредством экологически безопасного управления промышленными, сельскохозяйственными, военно-промышленными и иными производствами.

Связь общественного производства с природной средой следует рассматривать исходя из трех важнейших факторов экономического роста:

— трудовые ресурсы — главный фактор экономического роста, его источником является население — важная производственная сила;

— созданные людьми средства производства : орудия труда, технологии, на которых основаны промышленность, транспорт, сельской хозяйство, строительство;

— природные ресурсы .

3 Природные ресурсы и их классификация

Природные ресурсы – важнейшие компоненты (материальные объекы и явления) окружающей человечество естественной среды, используемые для создания материальных и культурных потребностей общества.

Природные ресурсы подразделяются на две группы – неисчерпаемые и исчерпаемые; последние в свою очередь подразделяются на невозобновляемые и возобновляемые (рис. 12.4).

Рисунок 12.4 – Классификация природных ресурсов с позиций их исчерпаемости

Ресурсообеспеченность (по В.И. Коробкину и Л.В. Передельскому, 2000 г.) – это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается либо количеством лет, на которое должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения. По обеспеченности многими природными ресурсами наша страна занимает первое место в мире.

4 Основы рационального природопользования

Согласно Н.Ф. Реймерсу (1990 г.), рациональное природопользование – система деятельности, призванная обеспечить экономную эксплуатацию природных ресурсов и условий и наиболее эффективный режим их воспроизводства с учетом перспективных интересов развивающегося хозяйства и сохранения здоровья людей.

То есть рациональное природопользование – высокоэффективное хозяйствование, которое не приводит к резким изменениям природно-ресурсного потенциала и к глубоким переменам в окружающей человека природной среде, в частности сводит до минимума нарушение естественных круговоротов веществ.

Несмотря на тесную связь экологии с природопользованием, эти термины не следует смешивать. Природопользование (здесь имеется в виду только рациональное), основываясь на экологических законах и принципах, является в большей степени одной из сфер экономики, постоянно требующих новых подходов для решения назревших проблем.

Основные принципы рационального природопользования показаны на рис. 12.6. Это — изучение, охрана, освоение и преобразование (Ю.К. Ефремов и др., 1981 г.).

Рисунок 12.6 – Основные принципы рационального природопользования

Современное человечество в целом пока опирается на экстенсивный тип природопользования, при котором рост производства осуществляется за счет возрастающих нагрузок на природные комплексы, причем эта нагрузка растет заметно быстрее, чем увеличивается масштаб производства.

Рисунок 12.7 – Формы управления природопользованием (по Р.С. Маковику, 1996 г.)

5 Кадастры природных ресурсов

Свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих количество и качество природного ресурса, состав и категории природопользователей, называется кадастром природного ресурса . Единого кадастра природных ресурсов не существует. Кадастры представлены по видам природного ресурса (рис. 12.8). Через определенное время (периодически) кадастры обновляются.

Рис. 12.8.Кадастры природных ресурсов

Данные кадастровой оценки применяют при планировании использования ресурса, для оценки степени рациональности использования, при определении платежей за ресурс и т.д. (рис. 12.8).

В последнее время встал вопрос о необходимости учета размещения промышленных отходов по составу и степени токсичности, а также регистрации загрязнений окружающей среды — ксенобиотиков. Речь идет, таким образом, о создании реестра (кадастра) отходов. При этом объектом регистрации должны служить все опасные и потенциально опасные вещества, как производимые на территории России, так и ввозимые из-за рубежа.

6 Красные книги животных и растений

Красные книги — официальные документы, содержащие систематизированные сведения о животных и растениях мира, отдельных регионов или стран, состояние которых вызывает опасение за их будущее.

Международный союз природы и природных ресурсов (МСОП), созданный в 1948 г., постоянно работает над Красной книгой. Виды, включенные в нее, подразделяются на пять категорий:

1. Исчезающие виды — находящиеся под серьезной угрозой исчезновения; их спасение невозможно без специальных мер охраны и восстановления (эти виды описаны на красных страницах).

2. Редкие виды — не находящиеся под прямой угрозой вымирания, но сохранившиеся в небольшом количестве или на ограниченных территориях; имеется опасность их исчезновения (белые страницы).

3. Виды, находящиеся под угрозой уничтожения , — их численность быстро и неуклонно падает (желтые страницы).

4. Неопределенные виды — очевидно, находящиеся под угрозой исчезновения, но достоверных фактов о состоянии их популяций нет (серые страницы).

5. Восстанавливающиеся виды — зеленые страницы.

Первое издание Красной книги СССР вышло в 1978 г., второе — в 1984 г. В 1996 г. было принято правительственное постановление «О Красной книге Российской Федерации».

7 Особо охраняемые природные территории

К особо охраняемым природным территориям (ООПТ) относятся участки суши или водной поверхности, которые в силу своего природоохранного и иного значения решениями Правительства РФ полностью или частично изъяты из хозяйственного пользования.

Закон об ООПТ, принятый в феврале 1995 г., установил следующие категории указанных территорий: а) государственные природные заповедники, в т.ч. биосферные; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады.

Заповедник — это особо охраняемое законом пространство (территория или акватория), которое полностью изъято из обычного хозяйственного использования с целью сохранения в естественном состоянии природного комплекса. В заповедниках разрешена только научная, охранная и контрольная деятельность.

Ныне в России насчитывается 95 заповедников с общей площадью 310 тыс. км 2 , что составляет около 1,5% всей территории России. В целях нейтрализации техногенного влияния прилегающих территорий, особенно в зонах с развитой промышленностью, вокруг заповедников создают охранные зоны.

Биосферные заповедники входят в состав ряда государственных природных заповедников и используются в целях комплексного изучения участков нетронутой природы и сходных по природным условиям участков, эксплуатируемых человеком.

Биосферные заповедники (БЗ) выполняют четыре функции: сохранение генетического разнообразия нашей планеты; проведение научных исследований; слежение за фоновым состоянием биосферы (экологический мониторинг); экологическое образование и международное сотрудничество.

Очевидно, что функции БЗ шире, чем функции охраняемых природных территорий любого иного типа. Они служат своеобразными международными стандартами, эталонами окружающей среды.

На Земле ныне создана единая глобальная сеть из более чем 300 биосферных заповедников (в России — 11). Все они работают по согласованной программе ЮНЕСКО, проводя постоянные наблюдения за изменением природной среды под воздействием антропогенной деятельности.

Национальный парк — обширная территория (от нескольких тысяч до нескольких млн га), которая включает как полностью заповедные зоны, так и зоны, предназначенные для отдельных видов хозяйственной деятельности.

Целями создания национальных парков являются: 1) экологическая (сохранение природных экосистем); 2) научная (разработка и внедрение методов сохранения природного комплекса в условиях массового допуска посетителей) и рекреационная (регулируемый туризм и отдых людей).

В России насчитывается 33 национальных парка общей площадью около 66,5 тыс. км 2 .

Природный парк — территория, обладающая особой экологической и эстетической ценностью и используемая для организованного отдыха населения.

Заказник — это природный комплекс, который предназначен для сохранения одного или нескольких видов животных пли растений при ограниченном использовании других. Существуют ландшафтные, лесные, ихтиологические (рыбы), орнитологические (птицы) и другие типы заказников. Обычно после восстановления плотности популяции охраняемых видов животных или растений заказник закрывают и разрешают тот или иной вид хозяйственной деятельности. В России ныне насчитывается более 1600 государственных природных заказников с общей площадью свыше 600 тыс. км 2 .

Памятник природы — отдельные природные объекты, отличающиеся уникальностью и невоспроизводимостью, имеющие научное, эстетическое, культурное или воспитательное значение. Это могут быть очень старые деревья, бывшие «свидетелями» каких-то исторических событий, пещеры, скалы, водопады и др. Таковых в России имеется около 8 тыс., при этом на территории, где расположен памятник, запрещена любая деятельность, которая способна их разрушить.

Дендрологические парки и ботанические сады — созданные человеком коллекции деревьев и кустарников в целях как сохранения биоразнообразия и обогащения растительного мира, так и в интересах науки, учебы и культурно-просветительной работы. В них часто проводят работы, связанные с интродукцией и акклиматизацией новых растений.

За нарушение режима особо охраняемых природных территорий законодательством России установлена административная и уголовная ответственность. В то же время ученые и специалисты настоятельно рекомендуют существенно увеличить площадь особо охраняемых территорий. Так, для примера, в США площадь последних составляет более 7% территории страны.

8 Экосистемный метод неистощительного природопользования

Решение экологических проблем, а следовательно, и перспективы устойчивого развития цивилизации во многом связаны с грамотным использованием возобновляемых ресурсов и разнообразных функций экосистем, управлением ими. Это направление — важнейший путь достаточно длительного и относительно неистощительного природопользования в сочетании с сохранением и поддержанием стабильности биосферы, а следовательно, и среды обитания человека.

Ограниченное на данный момент времени использование экосистемных методов неистощительного природопользования связано как с недостаточным вниманием к данной проблеме, так и с нежеланием нести дополнительные расходы в течение длительного времени.

В заключение укажем, что основными причинами истощения, загрязнения и разрушения природной среды, которые обусловлены антропогенной деятельностью на базе экстенсивного природопользования, являются, по мнению многих ученых, следующие:

1. Ограниченность возможностей природной среды по переработке, очистке антропогенных отходов. Емкость ее не позволяет перерабатывать все возрастающие количества таких отходов, их накопление привело к глобальному загрязнению.

2. Вследствие ограниченности территории планеты запасы полезных ископаемых, используемых человеком, постепенно расходуются и перестают существовать. Тем самым человечество создало себе проблему изыскания альтернативных источников энергии и некоторых материалов.

3. В отличие от природного, созданные человеком производства являются отходными. Так, для обеспечения жизнедеятельности лишь одного человека ежегодно расходуется не менее 20 т природных ресурсов. Однако из них лишь около 5% идет на выработку чистой продукции, а остальное — отходы.

4. Законы развития экосистем и биосферы в целом, на основе которых можно прогнозировать последствия антропогенной деятельности, человек, к сожалению, постигает в основном посредством накопления опыта ведения хозяйства, а это фактически метод «проб и ошибок».

Вопросы для самоконтроля

Понятие об экологической безопасности.

Основные принципы природопользования .

Природные ресурсы и их классификация.

Основы рационального природопользования .

Кадастры природных ресурсов .

Красные книги животных и растений .

Особо охраняемые природные территории.

Экосистемный метод неистощительного природопользования.

PAGE 1

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

5889. Рациональное природопользование, курс лекций 194.5 KB
Рассмотрены основные вопросы природопользования и охраны окружающей среды в условиях интенсивного развития урбосистем. Учитывая научную специфику и техническую направленность кафедры Химическая технология и промышленная экология при подготовке специалистов в области охраны окружающей среды настоящий курс посвящен преимущественно промышленному природопользованию...
15893. Разработка мероприятий по обеспечению производственной и экологической безопасности при производстве резиновых рукавов на ОАО «Курскрезинотехника» 189.22 KB
Отходы производства и потребления могут быть использованы для изготовления из них различных изделий и материалов необходимых народному хозяйству для производства строительных и технических материалов и так далее. Задачами данной работы являются: –анализ вредных производственных факторов предприятия; –оценка условий труда производственного цеха –анализ и выбор оборудования для повышения безопасности на предприятии –расчет экономической эффективности разработанных мероприятий. Отходы предприятия используются по нескольким направлениям:...
10271. Правовая основа обеспечения безопасности жизнедеятельности в Российской Федерации 28.51 KB
Виды направления подходы метод способы и средства обеспечения безопасности жизнедеятельности. Говоря о реализации состояния безопасности необходимо рассматривать объект защиты и совокупность опасностей действующих на него. Системы безопасности по объектам защиты реально существующие в настоящее время распадаются на следующие основные виды: систему личной и коллективной безопасности человека в процессе его жизнедеятельности; систему охраны природной среды биосферы; систему государственной безопасности систему глобальной безопасности.
12064. Автоматизированная система виртуальной оценки экологической и санитарно-гигиенической безопасности (АСВОБ) материалов и химических веществ, контактирующих с питьевой водой в процессах водоподготовки и транспортировки 17.66 KB
АСВОБ предназначена для проведения предварительной оценки экологической и санитарногигиенической безопасности материалов и реагентов путем приема и проверки заявок от заявителя для предлагаемого материала реагента а также поиска необходимой информации включая данные о токсической опасности в интернетисточниках и проведения расчетов биологической активности соединения что в комплексе позволяет определить степень опасности интересуемого реагента материала. Её достоинством является проведение оперативного предварительного отбора новых...
8114. Чувственное и рациональное познание 10.14 KB
идеального воспроизведения предметов внешнего мира объекта в сознании человека субъекта. Целостное отражение предметов в результате их непосредственного воздействия на органы чувства называется восприятием. Восприятие связано с активным обнаружением различением и синтезом свойств и сторон предметов с помощью например рук позволяющих установить формы этих предметов глаз прослеживающих их видимые контуры органов слуха улавливающих соответствующие звуки. Благодаря восприятию достигается связывание и соотнесение предметов в...
3734. Рациональное экономическое поведение 4.49 KB
Полная ограниченная и органическая рациональность Модели человека в экономической теории. Рациональное экономическое поведение – это такое поведение человека которое приносит наилучшие результаты при наименьших затратах. Приходится учитывать элементы неопределенности и рисков характер ожиданий человека и правовых норм. На этом уровне рациональности учитывается группа факторов связанных с стремлением человека не только к материальным благам т.
8871. Рациональное использование природных ресурсов 137.83 KB
утилизации природных тел и явлении природных ресурсов на уровне как отдельного индивидуума так и более или менее крупных общественных групп. Классификация природных ресурсов В основу классификации положено три признака: по источникам происхождения по использованию в производстве и по степени истощаемости ресурсов. лесной фонд часть земельного фонда Земли на которой произрастает или может произрастать лес выделенный для ведения сельского хозяйства и организации особо охраняемых природных территорий; он является частью биологических...
5778. Факторы, искажающие рациональное поведение потребителя 333.88 KB
Потребительское поведение: основные характеристики. Факторы искажающие рациональное поведение потребителя. Социальные факторы влияющие на потребительское поведение. В современном мире экономисты и статистики очень активно продолжают разрабатывать различные способы определения необходимости спроса потребителей на определенные товары а так же пытаются выработать более новые методы и стратегии влияния на потребительское поведение.
16973. Рациональное управление эмоциональным фактором в проектной деятельности 19.23 KB
Евразийский центр управления проектами эксперт. К ним относятся: Наличие экспертизы знаний навыков опыта в предметной области у Исполнителя; Наличие экспертизы в управлении инновационными проектами у Исполнителя; Ясные цели внедрения четкий план внедрения наличие ключевых показателей эффективности KPI проекта изменений; Наличие подготовленного квалифицированного обладающего знаниями об управленческих технологиях персонала со стороны Заказчика Факторы связанные с психологией развитием управлением персонала ом – мягкие...
6289. ФИЗИОЛОГИЯ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ 14.42 KB
Понятие об обмене веществ в организме животных и человека. Основные понятия и определения физиологии обмена веществ и энергии. Понятие об обмене веществ в организме животных и человека.

83. Стратегическими целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования являются:

сохранение и восстановление природных систем, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для жизни человека и устойчивого развития экономики;

ликвидация экологического ущерба от хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.

84. На состояние экологической безопасности негативное влияние оказывают истощение запасов минерально-сырьевых, водных и биологических ресурсов, в том числе в результате неэффективного и "хищнического" природопользования, преобладание в экономике добывающих и ресурсоемких отраслей, большой удельный вес теневой экономики в сфере использования природных ресурсов, наличие экологически неблагополучных территорий, характеризующихся высокой степенью загрязнения и деградации природных комплексов. Проблемы в области экологии обостряются в связи с наличием значительного количества экологически опасных производств, нехваткой мощностей по очистке атмосферных выбросов, промышленных и городских сточных вод, по обработке, обезвреживанию, утилизации, размещению и переработке твердых отходов производства и потребления, а также в связи с загрязнением окружающей среды, вызванным трансграничным переносом токсичных веществ, возбудителей инфекционных заболеваний и радиоактивных веществ с территорий других государств. Усилению действия этих факторов способствует недостаточная эффективность государственного контроля за состоянием окружающей среды и соблюдением экологических нормативов хозяйствующими субъектами, а также низкий уровень экологического образования и экологической культуры населения.

85. Достижение стратегических целей экологической безопасности и рационального природопользования осуществляется путем формирования и реализации долговременной государственной политики, направленной на защиту и воспроизводство природно-экологического потенциала Российской Федерации, повышение уровня экологического образования и экологической культуры граждан.

86. В целях противодействия угрозам в области экологической безопасности и рационального природопользования органы государственной власти и органы местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества принимают меры, направленные:

на стимулирование внедрения инновационных технологий и развития экологически безопасных производств;

на развитие индустрии утилизации и вторичного использования отходов производства и потребления;

на создание удовлетворяющих современным экологическим стандартам полигонов для размещения, утилизации и переработки твердых отходов производства и потребления;

на строительство и модернизацию очистных сооружений, а также внедрение технологий по снижению объема выбросов вредных веществ и сточных вод;

на повышение технического потенциала и оснащенности сил, участвующих в мероприятиях по предотвращению и ликвидации негативных экологических последствий техногенных катастроф и иных чрезвычайных ситуаций;

на ликвидацию вредных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, а также на реабилитацию территорий и акваторий, загрязненных в результате такого воздействия, в том числе при осуществлении военной деятельности;

на минимизацию ущерба, причиняемого окружающей среде при разведке и добыче полезных ископаемых, и рекультивацию нарушенных земель;

Рассмотренные выше примеры антропогенных воздействий и экологических поражений -- от локальных техногенных катастроф до глобального экологического кризиса -- свидетельствует о том, что современное состояние системы экосферы представляет собой значительную опасность для всего человечества, биосферы и техносферы Земли. За короткий исторический срок хозяйственная деятельность человека дестабилизировала всю систему, вызвав глобальный экологический кризис. В силу существующих в системе внутренних связей эта дестабилизация ударяет по самому человеку (эффект бумеранга). Наступил момент, когда на человека воздействует измененная им природа. Эта опасность тем реальнее, чем выше численность и технико-экономический потенциал человечества. Это -- «экологическая опасность» (Реймерс, 1992). Для того, чтобы противостоять экологической опасности, необходимо развивать новые формы взаимодействия общества и природы. Возникает комплексная эколого-экономическая, научно-техническая и правовая проблема -- обеспечение экологической безопасности.

Существует «Концепция экологической безопасности РФ», утвержденная Минприроды России в 1994 г. Однако теоретические основы экобезопасности находятся пока в стадии разработки. Само понятие «экологическая безопасность» трактуется различным образом. Основываясь на общем определении понятия «безопасность», установленном Законом РФ «О безопасности» (1992 г.), предлагается следующее определение:

«экологическая безопасность -- состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в процессе взаимодействия общества и природы от реальных или потенциальных угроз, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду». Оно может быть сведено к краткой формуле: «состояние защищенности от опасности». Но так же, как защита не исчерпывает защищенности, так и состояние защищенности не исчерпывает безопасность.

Поэтому общие понятие «Экологическая безопасность » включает в себя конкретные действия в сферах: природопользование; природоохрана; экополитика и др.

Безопасность сложной системы определяется не столько субъектами защиты или факторами внешней защищенности, сколько внутренними, свойствами -- устойчивостью, надежностью, способностью к авторегуляции. В наибольшей степени это относится именно к экологической безопасности. Человек, общество, государство не могут быть гарантами собственной экологической безопасности до тех пор, пока продолжают нарушать устойчивость и биотическую регуляцию окружающей природной среды.

Управление природопользованием и экологическая политика

Организация природопользования -- важное направление социально-политической деятельности государства, поэтому отличительной особенностью современного этапа хозяйственного развития является формирование представлений о тесной взаимосвязи экономического и экологического благополучия.

В хозяйственной деятельности предприятий отсутствует механизм, опирающийся на экономический инструментарий стимулирования природоохранных мероприятий. Создание такого инструментария в настоящее время чрезвычайно актуально и необходимо. Это определяется не только внутренними потребностями России, но и процессом интеграции страны в мировое сообщество и возникающими в этой связи объективными требованиями использования в хозяйственной практике мировых стандартов.

Проблемы, которые исследуются в рамках экономики природопользования, можно объединить в две большие группы. Во-первых, это проблемы наиболее эффективного использования экономикой природных ресурсов и, во-вторых, это проблема поиска и обоснования наиболее целесообразных методов предотвращения и ликвидации ущерба от загрязнения окружающей среды. Эти проблемы должны решаться на основе закономерностей естественно-исторического характера, а также с учетом изменяющихся потребностей общества, формирования новой системы ценностей на фоне экономических проблем современности.

Понятие управления природопользованием вошло в употребление в России в конце 80-х гг. Управление -- это совокупность мер регулирования состояния системы в целях сохранения ее устойчивости. Содержательный смысл управления природопользованием раскрывается в конкретных формах его организации и выбранной системе воздействий. Цель управления -- обеспечение экологически безопасного и устойчивого развития. Характер системы управления определяется прежде всего поставленной целью и зависит от особенностей конкретной территории, что влияет на специфику природопользования и требует регионального подхода к организации систем управления природопользованием.

Системы управления природопользованием зависят от методов управления, которые определяются на основе информационного и нормативно-правового обеспечения управления процесса управления. Организация системы управления природопользованием включает: формирование экологической политики; определение целей, задач, приоритетов экополитики; выработку стратегии природопользования; выбор методов управления; создание информационного и нормативно-правового обеспечения управления природопользованием; создание институциональной инфраструктуры.

Основной составляющей системы управления природопользованием является экологическая политика , т. е. политика по отношению к окружающей природной среде, рациональному природопользованию и уровню экологической безопасности. В иерархической структуре экополитики выделяется четыре основных уровня:

I. международно-глобальная экополитика;

II. региональная (макрорегиональная) экополитика;

III. национальная (государственная) экополитика;

IV. локальная экополитика аналог государственной;

Цели и задачи экополитики устанавливаются на глобальном и национальном уровнях. На региональном и местном уровнях они конкретизируются, исходя из специфики территории, определяются приоритеты. На национальном и региональном уровнях определяются стратегические цели. Это цели, задачи и приоритеты, приведенные в соответствие с особенностями территории, ее возможностями.

Рассмотрим стратегические цели, задачи и принципы государственной политики в области природопользования и охраны окружающей среды России.

Стратегической целью государственной экополитики является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечение экологической безопасности страны.

Государственная экополитика базируется на следующих принципах:

· устойчивое развитие, предусматривающее равное внимание к его экономической, социальной и экологической составляющим, и признание невозможности развития человеческого общества при деградации природы;

· приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию ее ресурсов;

· справедливое распределение доходов от использования природных ресурсов и доступа к ним;

· предотвращение негативных экологических последствий в результате хозяйственной деятельности, учет отдельных экологических последствий;

· отказ от хозяйственных и иных проектов, связанных с воздействием на природные системы, если их последствия непредсказуемы для окружающей среды;

· природопользование на платной основе и возмещение населению и окружающей среде ущерба, наносимого в результате нарушения законодательства об охране окружающей среды;

· открытость экологической информации;

· участие гражданского общества, органов местного самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Для реализации стратегических целей, исходя из внутренних и внешних объективных предпосылок, намечаются более конкретные направления действий. Основными направлениями государственной экологической политики России являются:

a) Обеспечение устойчивого природопользования . Основными задачами в указанной сфере являются неистощительное использование возобновляемых и рациональное использование невозобновимых природных ресурсов;

b) Снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение . Основной задачей в указанных сферах является снижение загрязнения окружающей среды выбросами, сбросами, отходами, а также удельной энерго- и ресурсоемкости продукции и услуг;

c) Сохранение и восстановление природной среды . Основными задачами в указанной сфере являются сохранение и восстановление ландшафтного и биологического разнообразия, достаточного для поддержания способности природных систем к саморегуляции и компенсации последствий антропогенной деятельности

Выделим приоритетные направления экополитики России :

· обеспечение экологической безопасности потенциально опасных видов деятельности, реабилитация территорий и акваторий, пострадавших в результате техногенного воздействия на окружающую среду;

· улучшение качества жизни, здоровья и увеличение продолжительности жизни населения путем снижения неблагоприятного воздействия экологических факторов и улучшения экологических показателей окружающей среды;

· выявление и минимизация экологических рисков для природной среды и здоровья населения, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

· предотвращение террористических актов, вызывающих ухудшение экологической обстановки и деградацию природной среды;

· организация контроля за ввозом, использованием и распространением на территории страны чужеродных видов и генетически измененных организмов.

На основе выделенных направлений определяются механизмы их реализации и конкретные методы -- инструменты экополитики . Известно около 40 различных инструментов экополитики. Они делятся на фискальные и нефискальные. К нефискальным инструментам относят, например, правовое обеспечение природоохранной деятельности, экологическое нормирование, образование и др. Фискальные инструменты (непосредственно связанные с финансами) делят на два вида: связанные с государственными доходами (лицензирование природопользования, налоги); связанные с государственными издержками (природоохранные целевые инвестиции, государственная поддержка экологических направлений НИОКР, государственное финансирование природоохранных мероприятий, экологических программ и пр.). В настоящее время среди важнейших механизмов реализации экополитики в России следует выделить: правовой, административный, экономический,информационный.

Обычно, когда говорят о механизмах реализации экологической политики, выделяют три подхода:

ь прямое регулирование, связанное с воздействием государства (нормативно-правовые, административно-контрольные меры, прямое регулирование и т.д.);

ь экономическое стимулирование, связанное с развитием рыночных механизмов;

ь смешанные механизмы, сочетающие два первых подхода.

В области природопользования и природоохранной деятельности наибольшее распространение получило прямое регулирование, базирующееся на законодательстве. Как следует из теории и практики последних десятилетий, решать экологические проблемы только на базе государственного регулирования и рынка не удается. Имеется ряд принципиальных причин, определяющих «провалы рынка» (экстерналии, отсутствие или заниженность цен, общественные блага и др.) и неэффективность государственной политики (субсидии, налоги и др.) в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. В связи с этим наиболее приемлемы смешанные механизмы, позволяющие реализовывать эколого-экономическую политику на основе государственного регулирования и рыночных инструментов.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав