28.07.2019

Когда не нужен паспорт сделки. Как оформить паспорт сделки по валютным операциям? полезных документа для юриста компании


С точки зрения российского законодательства, чтобы вести бизнес с иностранными партнерами, недостаточно подписать контракт, закрепляющий согласованные условия сделки. Валютные операции находятся под контролем государства. Поэтому если вы поставляете товар за границу или иностранная компания оказывает вам услуги, вы наверняка знаете, что договоры «с иностранным элементом» требуют особого взаимодействия с банками.

Только за второе полугодие 2017 года были приняты, по крайней мере, два важных нормативных акта в сфере валютного контроля. Речь идет о новой Инструкции Банка России от 16 августа 2017 года № 181-И (далее – «Инструкция 181-И», «новая Инструкция») и поправках в закон №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» , введенных Федеральным законом N 325-ФЗ от 14 ноября 2017 года .

31 декабря 2017 года станет последним днем действия Инструкции Банка России N 138-И, принятой 04 июня 2012 года (далее – «Инструкция 138-И», «старая Инстукция») , о которой . Напомним, что в соответствии с данным нормативным актом резидент обязан открыть в банке паспорт сделки, если цена контракта с нерезидентом превышает 50 тысяч долларов. На смену данному документу приходит Инструкция 181-И.

Комментарий ЦБ о новой Инструкции. Как отмечается в информации пресс-службы Центрального Банка, новый порядок направлен на либерализацию требований валютного контроля. Новая Инструкция 181-И призвана уменьшить нагрузку на резидентов в сфере документооборота по валютным операциям. Из содержания документа, в то же время, ясно, что «либерализация» не означает полной отмены контроля за валютными операциями. Снижение требований выразится в том, что пакет документации, предоставляемый резидентами по контракту, станет меньше. Также возрастет минимальное значение цены договора, по достижении которого по такому договору потребуется предоставление банку большего количества документов.

Обзор нововведений в соответствии с новой Инструкцией 181-И.

i. Учет контракта вместо паспорта сделки.

Основным нововведением является отмена паспортов сделок. Теперь внешнеторговые контракты необходимо ставить на учет. Как и в случаях с паспортами сделки, учету подлежат не все договоры с нерезидентами. Но теперь важное значение приобретает направленность контракта на экспорт или импорт. Порядок учета экспортных и импортных сделок различается. Учет контрактов требуется, если цена импортного контракта оценивается в 3 миллиона рублей и более, а по экспортным договорам точкой отправления является 6 миллионов рублей.

Для учета договора резидент должен представить в банк пакет документов. Каждому контракту, который ставится на учет, присваивается уникальный номер. Процедура постановки на учет должна занимать у банка всего один рабочий день. Напомним, что для открытия паспорта сделки по старой Инструкции 138-И требовалось до трех рабочих дней.

ii. Банк не сможет отказать в постановке контракта на учет.

Новый порядок исключает отказ банка в постановке контракта на учет. Это отличает новую Инструкцию от действующей до 1 января. Так, по старому порядку, банк мог правомерно отказать в оформлении паспорта сделки, если данные, указанные в контракте, не соответствовали сведениям в заполненной форме паспорта сделки. Теперь банк в любом случае должен будет поставить контракт на учет.

iii. Порядок взаимодействия с банком по сделкам до 200 тысяч рублей.

Ранее при сумме сделки, не превышающей одной тысячи долларов, резидент был вправе предоставлять в банк только справку о валютной операции. Предоставление иных документов в такой ситуации не требовалось. С 1 января 2018 года по договорам с суммой обязательств менее 200 тысяч рублей не потребуется представления документов, связанных с проведением валютных операций. В этом случае резидент должен предоставить только информацию о коде вида операции.

iv. Отмена справок о валютных операциях.

Наряду с паспортами сделок, отменяются также справки о валютных операциях. Ранее такая справка была одним из основных документов, оформляемых резидентом. В то же время требование о предоставлении документов-оснований по валютным операциях в новой Инструкции сохраняется.

v. Иные изменения.

Ранее резидент в ряде случаев должен был предоставлять в банк ведомость валютного контроля. Например, такое действие требовалось при переводе контракта на обслуживание в другой банк. Теперь банк самостоятельно запрашивает ведомость в электронном виде в Банке России.

Инструкция также предусматривает сокращение ряда сроков осуществления действий банками. Так, уменьшен срок проверки документации по снятию контракта с учета (ранее – закрытию паспорта сделки), а также срок, по истечении которого банк вправе самостоятельно снять полностью исполненный или полностью не исполненный контракт с учета (ранее – закрыть паспорт сделки).

Последствия вступления в силу новой Инструкции.

Исходя из текста новой Инструкции, изменения повлекут следующие последствия:

  • уменьшается «документальная» нагрузка на резидентов: основные обязанности по оформлению документации переносятся на банки, резидентам нужно будет готовить меньше документов;
  • вводится различный порядок оформления в банке экспортных и импортных контрактов: повышено значение цены сделки для экспортных операций, при котором потребуется постановка контракта на учет (ранее – при превышении которого требовалось оформление паспорта сделки);
  • повышается значение цены сделки, с которого по внешнеторговой сделке требуется предоставление документации: теперь документация не предоставляется в обязательном порядке при сумме внешнеторгового контракта до 200 тысяч рублей (хотя может быть запрошена);
  • уменьшается количество оснований для привлечения к ответственности за валютные правонарушения: сокращено количество документов, предоставляемых в банк при осуществлении валютных операций, а, следовательно, привлечь к ответственности за их непредоставление будет нельзя;
  • увеличивается скорость оформления внешнеторговых операций в банке: предусматривается сокращение сроков осуществления банком отдельных действий.

Переходные положения.

Если паспорт сделки оформлен, но еще не закрыт в 2017 году, в 2018 году его автоматически признают закрытым. При этом договор, по которому оформлен паспорт сделки, поставят на учет в соответствии с новым порядком. Номер паспорта сделки при этом станет уникальным номером контракта.

Тем, кто представил документы на оформление паспорта сделки в 2017 году (при этом паспорт сделки еще не был оформлен) и тем, у кого по состоянию на 2017 год есть оформленные и незакрытые паспорта сделок, советуем проверить правильность переноса банками информации из паспортов сделок (или информации, представленной для их оформления) в реестр действующих контрактов.

Валютный контроль: ужесточение требований.

Изменение требований по взаимодействию с банками по новой Инструкции 181-И – не единственные нововведения в сфере валютного контроля. С 14 мая 2018 года изменится и закон “О валютном регулировании и валютном контроле”. Принятые Федеральным законом N 325-ФЗ от 14 ноября 2017 года поправки направлены отнюдь не на либерализацию действующего законодательства. Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, его целью является устранение условий, способствующих нарушениям в сфере валютного регулирования. Эти изменения предполагают ужесточение требований к внешнеторговым контрактам, расширение оснований для отказа в проведении валютной операции со стороны банка и повышение установленных размеров ответственности за нарушение валютного законодательства.

Указание сроков во внешнеторговом контракте станет обязательным.

Предыдущая редакция закона “О валютном регулировании и валютном контроле” позволяла резиденту указать «ожидаемые сроки» в отношении сроков получения выручки или исполнения иных обязательств со стороны нерезидента. Согласно принятым поправкам, в договорах между резидентами и нерезидентами должны быть указаны сроки исполнения сторонами обязательств. Таким образом, отсутствие данных сроков в контракте фактически является нарушением требований закона. Соответственно, такая сделка может быть признана недействительной в соответствии со статьей 168 ГК. Поправки, однако, не наделяют правом подавать иски о признании сделок недействительными органы валютного контроля, хотя Минфином ранее такие изменения предлагались .

Также исходя из новых изменений закона, о которых мы расскажем далее, отсутствие информации о сроках в договоре может привести к отказу в осуществлении валютной операции банком по данному контракту.

Расширен перечень оснований отказа в проведении валютных операций

Ранее банки были вправе отказывать в проведении валютной операции по двум основаниям: в связи с непредоставлением документов (предоставлением неверных документов) или при подозрениях, что операция направлена на легализацию незаконно полученных денежных средств или финансирование терроризма. С 14 мая 2018 года такой отказ будет возможен и в иных случаях.

Банки будут вправе отказывать в осуществлении валютной операции, если резидент представил документы, не соответствующие требованиям закона. Также такой отказ будет возможен по причине нарушения валютного законодательства. Речь идет, например, о нарушении резидентами требований в отношении валютных операции между резидентами, нарушениях в области регулирования счетов резидентов в банках, расположенных за пределами РФ, о злоупотреблении правами и неисполнении резидентами обязанностей.

При этом в новой редакции закона перечень оснований для отказа закреплен описательно. В соответствии с изменениями, уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции в случае, если ее проведение нарушает требования актов валютного законодательства РФ.

Ужесточение ответственности за валютные правонарушения.

Поправки в закон «О валютном регулировании и валютном контроле» сопровождаются внесением изменений в Кодекс об административных правонарушениях в части ужесточения ответственности за валютные правонарушения. Повышаются штрафы для должностных лиц за ряд валютных правонарушений до 20-30 тысяч рублей. Вводится ответственность для должностных лиц в виде дисквалификации при совершении правонарушений повторно. Как указано в пояснительной записке к законопроекту, изменения направлены на то, чтобы пресечь «возможность создания одними и теми же лицами неограниченного количества юридических лиц для осуществления противоправной деятельности».

Последствия принятия поправок.

Российской компании теперь придется каждый раз при подписании внешнеторгового контракта убеждаться, что стороны согласовали сроки исполнения обязательства. Причем даже тогда, когда для сторон они не являются существенными и не указаны в применимом законе в качестве таковых. Резидент должен будет убедить иностранного контрагента в том, что указание сроков во внешнеторговом контракте необходимо по российскому законодательству.

На практике бывают ситуации, когда по объективным причинам сложно указать сроки исполнения обязательств. Например, если в договоре подряда есть условие о выплате дополнительного вознаграждения подрядчику за достижение определенного результата и о его утверждении со стороны заказчика. Также российские компании сотрудничают с компаниями-монополистами и крупными зарубежными поставщиками, которые зачастую работают по типовым шаблонам. В этом случае добиться правок в такие договоры для российских организаций на практике крайне сложно.

В случае, когда резидент РФ находится в слабой переговорной позиции или есть объективные причины невозможности указания точных сроков исполнения обязательств, указанные законодательные нововведения могут привести к тому, что российским компаниям придется либо соглашаться с неминуемым нарушением валютного законодательства, ставя под угрозу саму возможность осуществления валютных операций по внешнеторговой сделке, либо отказываться от сотрудничества с непреклонным иностранным партнером.

Кроме того, в законе не предусмотрено никаких инструкций в отношении уже заключенных к моменту вступления в силу поправок договоров.

Изменения в сфере валютного регулирования: резюме

Новая Инструкция 181-И снимает часть нагрузки в сфере документооборота с резидентов при работе по внешнеторговым контрактам. Однако кардинально порядок взаимодействия с банками не меняется. Новые стандарты облегчат работу, главным образом, по экспортным контрактам и контрактам с ценой до 200 тысяч рублей.

В то же время говорить о либерализации в сфере валютного регулирования и контроля в целом было бы преждевременно. С 14 мая 2018 года вступят силу поправки, внесенные 325-ФЗ, которые ужесточают ответственность за нарушение валютного законодательства и предусматривают новые возможности отказа в совершении валютной операции банками. Причем перечень оснований отказа закреплен таким образом, что при любом, даже формальном нарушении положений актов валютного законодательства, банк будет вправе отказать в проведении операции. Это может привести к увеличению случаев необоснованного отказа в осуществлении валютных операций, в том числе по формальным основаниям. При этом спорен вопрос о том, является ли такой отказ основанием для освобождения от ответственности за неисполнение обязательств по внешнеторговому контракту российским резидентом.

Вводятся дополнительные требования к контрактам в сфере внешнеторгового оборота по указанию сроков, что может затруднить работу добросовестных компаний с иностранными партнерами. Полностью оценить грядущие изменения и их практические последствия можно будет после вступления поправок в силу.

Инструкция Банка России от 16 августа 2017 года № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» http://www.cbr.ru/analytics/?PrtID=na_vr&docid=408

Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 18.07.2017) “О валютном регулировании и валютном контроле”

Федеральный закон от 14.11.2017 N 325-ФЗ “О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле” и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”

Инструкция Банка России от 04.06.2012 N 138-И (ред. от 25.04.2017) “О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением”

14.11.2017

2 ноября 2017 года была опубликована Инструкция Банка России от 16 августа 2017 г. № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (вступает в силу с 1 марта 2018 г. ; одновременно прекращает свое действие действовавшая ранее Инструкция № 138-И от 4 июня 2012 г.).

Новая Инструкция несколько упрощает порядок оформления в российских уполномоченных банках документов, связанных с проведение валютных операций по внешнеэкономическим сделкам. Она распространяется на резидентов - юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, а также на нерезидентов, не являющихся физическими лицами.

Согласно указанной Инструкции:

  1. Произошла отмена требования по оформлению паспортов сделок. Предыдущая Инструкция № 138-И устанавливала порог суммы обязательств по контракту, превышение которого требовало оформления паспорта сделки, в размере 50 000 долларов США. Новая Инструкция 181-И не предусматривает требование составления паспорта сделки.
  2. Отменяется требование о представлении резидентами уполномоченным банкам справок о валютных операциях и ведомостей валютного контроля , являвшихся формами учета. При этом требование о представлении документов, являющихся основанием для проведения валютных операций, сохраняется.
  3. Устанавливается порядок представления резидентами и нерезидентами в банк подтверждающих документов и информации в связи с осуществлением валютных операций.

В частности, резидент при проведении операции по зачислению иностранной валюты на транзитный валютный счет должен представить в банк документы, связанные с проведением операций, не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления иностранной валюты на транзитный валютный счет, указанной в уведомлении банка о ее зачислении.

При списании иностранной валюты с расчетного счета резидента, резидент должен представить в банк документы, связанные с проведением операций, одновременно с распоряжением о списании.

Требования по представлению подтверждающих документов распространяются на договоры, (заключенные между резидентами и нерезидентами, и предусматривающие расчеты через счета резидентов (открытые как в российских, так и в иностранных банках)), сумма обязательств по которым равна или превышает эквивалент:

  • для импортных контрактов или кредитных договоров – 3 миллионов рублей ;
  • для экспортных контрактов – 6 миллионов рублей.

Сумма обязательств по контракту (кредитному договору), определяется на дату его заключения либо в случае изменения суммы обязательств – на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такое изменение суммы, по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю.

Если сумма обязательств по договору с нерезидентом равна или не превышает в эквиваленте 200 000 рублей, представление документов, связанных с проведением валютных операций по такому договору, не требуется.

  1. Вводится новый порядок учета контрактов в банках с присвоением им уникальных номеров (а также снятия их с учета и изменения сведений в них), которые заменяет собой существующий порядок оформления паспортов сделок.

Резидент, являющийся стороной по экспортному или импортному контракту, либо по кредитному договору, должен осуществить их постановку на учет в уполномоченном банке и проводить расчеты по такому контракту только через свои счета, открытые в уполномоченном банке, принявшем на учет контракт. Банк принимает контракт на учет и присваивает ему уникальный номер (о чем информирует резидента).

Для постановки контракта на учет требуются практически те же сведения, что и сейчас для заполнения паспорта сделки:

  • общие сведения о контракте: вид контракта, дата, номер (при наличии), валюта контракта, сумма обязательств, предусмотренная контрактом, дата завершения исполнения обязательств по контракту;
  • реквизиты нерезидента, являющегося стороной по контракту: наименование, страна.
  1. Паспорта сделки, оформленные, но не закрытые до 1 марта 2018, будут считаться закрытыми с указанной даты. При этом отметка об их закрытии в паспорте сделки проставляться не будет, а его уникальный номер будет перенесен банком в реестр в качестве номера поставленного на учет контракта.

Отметим, что банки не вправе отказать в постановке контракта на учет. При этом максимальный срок для такой операции не может составить более 1 рабочего дня. Действовавшей ранее Инструкцией 138-И был установлен срок для оформления паспорта сделки в 3 рабочих дня.

В дополнение к этому необходимо упомянуть, что помимо изменений правил оформления сделок для целей валютного контроля в сторону их упрощения (уменьшение количества требуемых документов; увеличение пороговых значений сумм сделки, при которых требуется их постановка на учет; уменьшение сроков постановки сделки на учет), появились и другие особенности регулирования внешнеэкономических сделок, предусмотренные Федеральным законом от 14.11.2017 N 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» . К ним относятся следующие:

  1. Устанавливается обязательное требование указания срока исполнения обязательств сторонами по внешнеэкономическому договору.

Исходя из формулировки новой редакции пункта 1.1 статьи 19 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» , необходимо будет не только указывать срок исполнения обязательств в договоре, заключенном между резидентом РФ и нерезидентом, но и сообщать банкам точные сроки зачисления денежных средств в иностранной валюте на счет резидента, а также точные сроки исполнения обязательств нерезидентом.

Формулировка предшествующей редакции позволяла указывать в банковских формах учета ожидаемые сроки исполнения обязательств и зачислений денежных средств в иностранной валюте. Новая редакция вступит в силу с 14 мая 2018 г.

Таким образом, на практике может возникнуть ситуация, когда внешнеэкономический договор без указания сроков исполнений обязательств будет признан недействительным вследствие несоответствия законодательным требованиям, либо банк откажет в проведении валютной операции по такому договору.

  1. Расширение перечня оснований для отказа в проведении валютной операции.

Помимо предусмотренных ранее оснований для отказа в проведении операции из-за непредставления сторонами сделки требуемых банками документов по валютной сделке или недостоверности указанных в таких документах сведений, после вступления в силу положений новой редакции ФЗ-173 банки смогут отказывать и по иным основаниям. В частности, такими основаниями могут быть осуществление запрещенных операции по зачислению средств на счет резидента РФ в иностранном банке, осуществление запрещенных валютных операций между резидентами РФ, а также несоответствие представляемых в связи с проведением сделки документов законодательным требованиям.

  1. Вводится административная ответственность за осуществление запрещенных валютных операций для должностных лиц в дополнение к имеющейся ответственности для физических и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей.

Ответственность заключается в уплате штрафа в размере от 20 до 30 тысяч рублей нарушившим валютное законодательство должностным лицом. За повторное совершение незаконной валютной операции должностное лицо может быть подвержено дисквалификации на срок от 6 месяцев до 3 лет.

Обобщение

Инструкцией ЦБ РФ несколько упрощается порядок и процедура валютного контроля внешнеэкономических сделок резидентов РФ. В основном это касается отмены паспортов сделок с их заменой на постановку договоров на учет в банке, а также отмены требования представлять документы по сделкам менее чем на 200 000 рублей. Вместе с тем новыми поправками в валютное законодательство были введены требования обязательного указания точного срока исполнения обязательств во внешнеэкономическом договоре (невыполнение которого может привести к отказу в проведении валютных операций по нему, а возможно и к признанию сделки недействительной), уточнен список оснований для отказа банка в проведении валютной операции и расширен список лиц, которые могут быть привлечены к ответственности за нарушение валютного законодательства (была введена ответственность для должностных лиц).

По общим правилам ПС оформляется:

На заключенный контракт (соглашение);
предварительный контракт;
предложение (оферту) о заключении контракта, если оно содержит все существенные условия будущего контракта.

Одновременно контракт (или оферта) должен подходить под определенные критерии:

Должен быть заключен между резидентом и нерезидентом;
расчеты должны проходить по счетам контрагента-резидента, имеющимся в банке - резиденте РФ, или по его же счетам за границей в банке-нерезиденте;
контракт относится к определенному виду;
общий объем обязательств по контракту больше или равен 50 000 долларов США.

Перечень соглашений с контрагентами-нерезидентами, которые банк должен рассмотреть на предмет оформления ПС:

1. Контракты по сделкам агентирования, комиссии, поручения, обслуживающие сделки по перемещению через границу РФ товаров, за исключением перемещения ценных бумаг в документарном виде.
2. Контракты на куплю-продажу и (или) сопутствующие таким сделкам услуги, связанные с перемещением через границу РФ материальных ценностей.
3. Контракты с агентами, комиссионерами, поверенными, заключенные для передачи результатов информационно-интеллектуальной деятельности, а также исключительных прав на них.
4. Контракты, по которым идет передача имущества в аренду и лизинг.
5. Контракты на поступление и перечисление заемных средств, а также возврат таких средств в рамках контракта.

Как правильно определить объем обязательств для ПС

Как уже отмечалось выше, сумма контракта для оформления ПС должна составлять не менее 50 000 долларов США в валютном эквиваленте. Чтобы понять, превышен лимит или не превышен, существуют определенные правила.

1. Дата для пересчета курса (по курсам конвертации инвалют по отношению к рублю, установленными Банком России [далее - БР]):

Дата подписания контракта при первичном его заключении;
дата подписания (вступления в силу) последних изменений к контракту, если они есть.

2. Нюансы выбора курса: если курс инвалюты контракта не устанавливается БР - пересчет должен быть произведен по курсу инвалют, установленному другим способом, рекомендованным БР.

3. При определении итоговой суммы в общий объем контрактных обязательств не должны входить:

Штрафные санкции (неустойки, штрафы, пени), которые могут значиться в условиях;
суммы налогов, комиссий и иных аналогичных платежей, которые должна будет уплатить каждая из сторон в ходе исполнения контракта.

4. При определении итоговой суммы в объем контрактных обязательств входят:

По сделкам агентирования - вознаграждение агента (независимо от способа его погашения) и иные средств, которые могут быть получены агентом по условиям сделки (возмещаемые расходы, средства, переводимые агентом принципалу);
по кредитным контрактам - сумма основного долга.

При появлении у российского резидента прав и (или) обязательств по международному контракту начать работу по оформлению ПС ему необходимо в такие сроки:

При первоначальном заключении сделки ПС должен быть оформлен не позднее срока:
когда нужно предъявить в банк справку о валютной операции;
когда нужно предоставить банку справку о подтверждающих документах;
даты подачи декларации (или аналога документа) на товары;
заявления на условный выпуск (заявления на выпуск компонента) вывозимого товара.

Причем в качестве срока рассматривается наиболее раннее из возможных событий.

Полный список сроков в зависимости от учитываемых событий представлен в п. 6.5 инструкции Банка России № 138-И.

В случае если Резидент 1 произвел уступку своих прав по контракту Резиденту 2 или перевел долг по контракту Резиденту 2, Резидент 2 должен заводить новый ПС:

В случае если у банка, в котором обслуживается резидент, отозвана лицензия - переоформить ПС в новом банке следует:

В случае перехода резидента из одного банка в другой - принцип определения сроков такой же, как в случае перемены банка при отзыве лицензии.

Для получения ПС клиент-резидент подает в свой банк такие документы и сведения:

Контракт, для которого нужен ПС (согласно изложенным выше критериям) либо выписку из такого контракта с информацией, достаточной для формирования ПС.
Сведения об условиях расчетов по сделке.
Копию уведомления своей налоговой об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета в заграничном банке - если валютные транзакции (или их часть) в рамках контракта пройдут через такой банк. На уведомлении обязательно должна быть отметка о том, что ИФНС его приняла.
Прочие документы и сведения, которые могут потребоваться банку, с учетом требований инструкции № 138-И. Такие документы обычно призваны подтвердить данные, указанные резидентом в заполненной им форме ПС.
ПС, заполненный по установленной приложением № 4 инструкции № 138-И форме, в одном экземпляре.

Если ПС оформляется при переходе из другого банка (причины мы рассмотрели в разделе «Сроки оформления ПС»), то в дополнение к описанному выше пакету документации резидент подает:

ПС, полученный в «старом» банке или копию такого ПС в случае отзыва лицензии у прежнего банка.
Ведомость банковского контроля, которую должен предоставить «старый» банк.

Если ПС оформляется при уступке прав между резидентами, дополнительно к приведенному выше основному пакету на ПС банк запросит:

Документ, подтверждающий факт совершения уступки по контракту, по которому ранее уже был оформлен ПС.
Ведомость банковского контроля, полученную по изначальному ПС.

Существует несколько вариантов формирования самого ПС:

Внести в форму ПС сведения может сам оформляющий его резидент (в бумажный бланк по форме, установленной приложением № 4 инструкции 138-И).
ПС можно создать по шаблону на сайте банка, в который можно внести сведения в электронном виде, а затем сформировать и распечатать электронный документ.
Для клиентов, использующих дистанционное банковское обслуживание (ДБО), например клиент-банкинг, интернет-банкинг, ПС можно создать в ресурсе ДБО и через него же отправить на проверку в банк.
И последний случай - форму ПС могут заполнить за клиента сотрудники банка на основе предоставленных клиентом данных. Обычно такие услуги прописываются в договоре на банковское обслуживание и являются платными. В этой ситуации клиент обычно предоставляет стандартный пакет документов и данных, но вместо заполненной формы ПС подает заявление на оформление ПС банком.

Внесение данных в ПС: титульный раздел и раздел 1

1. В титульной части ПС указывается полное или сокращенное наименование банка (филиала), оформившего данный ПС.
2. В поле «Паспорт сделки от ____ №__» банк указывает в формате ДД.ММ.ГГГГ дату ПС и номер, присваиваемый самим банком. Это поле резидент оставляет пустым.
3. В поле «Паспорт сделки от ____ №__» банк вносит сведения после анализа полученных от клиента документов - в том случае, если принимается решение о необходимости формирования ПС.
4. Раздел 1 «Сведения о резиденте» заполняется с такими нюансами:
В п. 1.1 указывается:
полное или сокращенное название юрлица (если организация коммерческая),
название юрлица (для НКО),
или Ф. И. О. физлица-ИП, физлица, занимающегося частной практикой.

В этом разделе разрешено использовать стандартные аббревиатуры (например, ООО, ИП).

Если транзакции по контракту осуществляются филиалом юрлица, в пункте 1.1 после наименования юрлица через запятую надо указать обозначение его филиала.

В п. 1.2 указывается адрес места нахождения юрлица-резидента либо адрес места жительства физлица.

В случае если адрес не содержит части элементов, для которых в п. 1.2 предусмотрены графы - такие графы нужно оставить незаполненными.

Резиденты, адресом местонахождения (места жительства) которых являются города федерального значения - Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, заполняют пункт 1.2 по правилу: заполняется только графа «Субъект Российской Федерации», графа «Город» не заполняется.

В п. 1.3 проставляется ОГРН, присвоенный резиденту.

В случае оформления ПС частнопрактикующими физлицами (нотариусами и адвокатами) в пункте 1.3 указывается регистрационный номер по реестру соответствующего регистрирующего органа (реестра контор нотариусов, реестра адвокатов субъекта РФ и т. п.).

В п. 1.4 в формате ДД.ММ.ГГГГ проставляется дата внесения в государственные реестры ОГРН юрлиц и физлиц-ИП (для юрлиц, зарегистрированных до 1 июля 2002 года, указывается: «01.07.2002»).

В случае оформления ПС частнопрактикующим физлицом в пункте 1.4 указывается дата приказа о наделении нотариуса полномочиями, указанная в графе 3 реестра государственных контор нотариусов, либо дата распоряжения о внесении сведений об адвокате в реестр, указанная в графе 4 реестра адвокатов субъекта РФ.

В п. 1.5 проставляется ИНН и для юрлиц - КПП.

Для филиала юрлица проставляется КПП филиала (по месту нахождения последнего).

Раздел 2 «Реквизиты нерезидента (нерезидентов)» заполняется так:

В гр. 1 указывается наименование нерезидента, являющегося стороной по контракту:
В гр. 2 и гр. 3 в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (ОКСМ) проставляются:
для иностранного юрлица - наименование и цифровой код страны его местонахождения;
для иностранного физлица - наименование и цифровой код страны его места жительства;
для филиалов и аналогичных структурных подразделений иностранного юрлица, находящихся в РФ, берется код страны местонахождения самого юрлица. Если страна иностранца неизвестна, в гр. 3 указывается код 997;
для межгосударственных и межправительственных организаций, их филиалов и представительств в РФ в гр. 3 указывается код 998.

ВАЖНО: если страна местонахождения иностранного лица не указана в контракте (кредитном договоре), в гр. 3 для физлиц проставляется код 999, для юрлиц - вписывается название и код страны, которые юрлицо должно сообщить контрагенту письменно.

В случаях наличия в гр. 3 кодов 997, 998 или 999 гр. 2 остается пустой.

Если сторонами по контракту являются несколько нерезидентов, в разделе 2 указываются данные о каждом из них.

В раздел 3 «Общие сведения о контракте» (форма 1 ПС) и подраздел 3.1 «Общие сведения о кредитном договоре» (форма 2 ПС, лист 1) вносятся:

В гр. 1 - номер контракта. Если нет номера - в графе 1 проставляется: «БН».
В гр. 2 в формате ДД.ММ.ГГГГ проставляется самая поздняя из дат:
подписания контракта,
вступления его в силу,
его составления (в случае отсутствия двух предыдущих дат).
В гр. 3 и 4 проставляются соответственно название и код инвалюты контракта (по классификаторам).
В гр. 5 в инвалюте, которая указана в гр. 4, отражается сумма обязательств, предусмотренная контрактом, по которому оформлен ПС. При этом:
- по контракту на получение-выдачу займа указывается сумма без учета процентов (тело кредита или основной долг);
- в случае, когда резидент оформляет новый ПС, при продолжении исполнения обязательств по одному и тому же контракту отражается сумма незавершенных обязательств;
- в случае если контрактом обязательство определено в нескольких валютах и общий эквивалент в одной из валют не определен - в гр. 3 и 4 резидент указывает сведения о любой из валют, которая фигурирует в контракте, а в гр. 5 - сумму обязательства, пересчитанную в указанную валюту по курсу на дату, приведенную в гр. 2;
в случае отсутствия в контракте данных для заполнения гр. 5 при оформлении ПС в ней указывается: «БС».
В гр. 6 в формате ДД.ММ.ГГГГ указывается дата окончания исполнения всех обязательств по контракту. При этом резидент может сам ее уточнить, исходя из известных ему условий сделки и нюансов делового оборота.
В гр. 7 (форма 2 ПС, лист 1) отражается сумма денежных средств, которая будет зачисляться на заграничные счета контрагента-резидента по сделкам, сущностью которых является предоставление заемных средств. В других случаях эту графу заполнять не нужно.
В гр. 8 (форма 2 ПС, лист 1) отражается сумма валютной выручки (дохода), которая будет поступать на заграничные счета контрагента-резидента по контрактам на предоставление заемных средств. В прочих случаях данная графа не заполняется.
В гр. 9 (форма 2 ПС, лист 1) указывается один из кодов срока исполнения обязательств по контрактам на предоставление заемных средств:

Подраздел 3.2 «Сведения о сумме и сроках траншей по кредитному договору» заполняется, если условия сделки предусматривают переводы средств траншами:
В гр. 1 и 2 проставляется название и код инвалюты.
В гр. 3 отражается сумма транша (в валюте контракта).
В гр. 4 указывается код срока прохождения транша в соответствии с таблицей, используемой при заполнении гр. 9 подраздела 3.1.
В гр. 5 - ожидаемая дата поступления транша.
В прочих случаях подраздел 3.2 остается незаполненным.

Прочие разделы ПС

Разделы 4, 5 и 7 заполняются самим банком после приема формы у оформляющего ПС.

Раздел 6 предназначен для указания сведений о предыдущем ПС в случаях, когда по одной и той же сделке оформляется не один ПС.

Разделы 8 и 9 являются специализированными и заполняются по кредитным договорам, по включенным в них особым условиям. В рамках данного материала мы не будем останавливаться на них подробно. Полную информацию при необходимости разъяснит банк, а также ее можно найти в инструкции № 138-И.

Список причин отказа банка в оформлении ПС является закрытым и приведен в пунктах инструкции № 138-И:

П. 6.9.1 - несоответствие данных, указанных в ПС, данным, которые содержатся в контракте и прочих сведениях, которые получены банком. Сюда же относится случай, если банк не усмотрел оснований для открытия ПС исходя из полученных данных;
п. 6.9.2 - если форма ПС заполнена не так, как установлено инструкцией № 138-И;
п. 6.9.3 - недостаточность документов и сведений, которые предоставил банку клиент, а также выявление банком недостоверных данных в составе полученных;
п. 6.9.4 - если банк сочтет, что транзакции, которые будут проводиться по контракту, могут иметь целью «отмывание» преступных доходов или финансовую поддержку терроризма.

Оформление ПС является обязательным действием при заключении резидентом РФ сделок, являющихся внешнеторговыми. Заключая сделку и готовясь осуществлять по ней банковские расчеты, резидент должен либо убедиться в том, что на эту сделку распространяется освобождение от оформления ПС, либо заявить о сделке в свой банк и начать оформление ПС.

Кроме того, следует учитывать, что ПС надлежит оформить не только в случаях первичного заключения контракта, но и при переуступке прав и обязательств по внешнеторговому контракту, если такая переуступка происходит между двумя резидентами РФ.

Переоформить ПС требуется и в случаях, когда резидент - сторона валютного контракта переходит из банка в банк по различным основаниям. Новый банк открывает новый ПС.






Назад | |

Еще совсем недавно для ведения контроля по валютным операциям между резидентами и нерезидентами банки открывали паспорта сделок (ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ). Порядок оформления, переоформления, закрытия паспорта сделки регулировался Инструкцией ЦБР от 04.06.2012 № 138-И. Однако с 01.03.2018 указанная Инструкция утратила силу, а вместе с ней отменено и требование об оформление паспортов сделок. Об отмене паспорта сделки и последних новостях, связанных с этим, расскажем в нашем материале.

Об отмене паспортов сделки с 1 марта 2018

Отмена паспорта сделки связана с принятием новой Инструкции по валютным операциям (Инструкция ЦБР от 16.08.2017 № 181-И). При этом первоначально отмена паспортов сделки в 2018 году планировалась с начала года. Но принятое Указание ЦБР от 29.11.2017 № 4629-У сдвинуло планируемый срок отказа от паспортов на 2 месяца.

Отмена паспортов сделки с 01.03.2018 предусматривает, что оформлять в банке их больше не придется. Вместо этого понадобится ставить на учет в банках валютные контракты, которым будет присваиваться уникальный номер.

Ставить на учет в банке нужно такие договоры, сумма по которым равна или превышает эквивалент (п. 4.2 Инструкции ЦБР от 16.08.2017 № 181-И):

  • для импортных контрактов или кредитных договоров - 3 млн. рублей;
  • для экспортных контрактов - 6 млн. рублей.

Сумма по договору определяется на дату его заключения либо, в случае изменения, - на дату заключения последних изменений.

Ставим на учет контракт и кредитный договор

Контракт или кредитный договор должны быть поставлены на учет в банке в следующие сроки (п. 5.7 Инструкции ЦБР от 16.08.2017 № 181-И):

Вид операции Срок постановки на учет контракта (договора)
Списание денег со счета резидента в пользу нерезидента Не позднее даты представления распоряжения о списании денежных средств
Зачисление денег от нерезидента на счет резидента Не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления денег
Списание денег в пользу нерезидента со счета резидента, открытого в банке-нерезиденте
Не позднее 30 рабочих дней после месяца, в котором было произведено списание (зачисление) денег
Зачисление денег от нерезидента на счет резидента, открытый в банке-нерезиденте
Ввоз на территорию РФ (вывоз с ее территории) товаров, подлежащих декларированию Не позднее даты подачи декларации на товары
Ввоз на территорию РФ (вывоз с ее территории) товаров, не подлежащих декларированию Не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы
Выполнение работ, оказание услуг, передача информации и результатов интеллектуальной деятельности
Иные операции

Для регистрации договора в банк нужно подать сам договор (или выписку из него) и иные документы по перечню, определенному обслуживающим банком.

Обращаем внимание, что экспортный контракт можно представить в банк не позднее 15 рабочих дней после постановки экспортного контракта на учет. А постановка на учет в этом случае производится на основании общих сведений об экспортном контракте и реквизитах стороны контракта (п.п. 5.3 , 5.4 Инструкции ЦБР от 16.08.2017 № 181-И).

Кроме того, поставить на учет контракт или кредитный договор можно и на основе проекта. В этом случае представить в банк контракт (договор) нужно будет не позднее 15 рабочих дней после даты его подписания (п. 5.10 Инструкции ЦБР от 16.08.2017 № 181-И).

Когда банк присвоит номер?

Банк должен поставить на учет контракт (кредитный договор) не позднее следующего рабочего дня после даты представления необходимых документов. После этого банку дается еще один рабочий день, чтобы направить своему клиенту уникальный номер контракта (договора) (п.п. 5.5 , 5.8 Инструкции ЦБР от 16.08.2017 № 181-И).

Переходные положения: открытые паспорта и паспорта на проверке

Если по экспортному, импортному контракту или кредитному договору на 01.03.2018 в банке открыт паспорт сделки, то ни закрывать его, ни отдельно ставить такие договоры на учет организации не придется. Банк сам признает такие паспорта закрытыми, а договорам самостоятельно присвоит уникальный номер, который будет соответствовать номеру закрытого паспорта сделки (п. 18.1 Инструкции ЦБР от 16.08.2017 № 181-И).

Аналогично, если по состоянию на 01.03.2018 организация сдала в банк документы для открытия паспорта сделки, банк самостоятельно поставит на учет валютный договор и присвоит ему уникальный номер (


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав