30.06.2020

Правовые основы бжд кратко. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве. Принципы обеспечения безопасности жизнедеятельности


В настоящее время в обществе все более укрепляется сознание остроты проблемы безопасности жизнедеятельности и ее правового обеспечения. Не так быстро, как требует ситуация, но все же постепенно в России формируется законодательная база по обеспечению безопасности жизнедеятельности человека во всех средах его обитания, а именно в быту, на производстве, в условиях окружающей природной среды и при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

Чтобы обеспечить безопасность человека в различных сферах его деятельности, государством должна быть создана система защиты от рисков природного, техногенного, социального и политического характера. Безопасность может быть достигнута проведением единой государственной политики в области защиты населения, системой мер экономического, политического, экологического и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности и государства.

Правовую основу законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности составляет Конституция - основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

В марте 1992 г. в России был принят Закон «О безопасности», закрепивший правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определивший систему безопасности и ее функции, установивший порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности.

Закон дает определение безопасности и ее объектов. Согласно закону, «безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних или внешних угроз».

Обеспечение экологической безопасности на территории РФ, формирование и укрепление экологического правопорядка основаны на действии Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» 2002 г. в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия. Закон содержит свод правил охраны окружающей природной среды в новых условиях хозяйственного развития и регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство.

Задачи природоохранительного законодательства:

  • - охрана природной среды (а через нее и здоровья человека);
  • - предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности;
  • - оздоровление окружающей природной среды и улучшение ее качества.

Механизм реализации Закона выражается в сочетании экономических методов хозяйствования с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей природной среды. Экономический механизм охраны окружающей среды предполагает финансирование, кредитование, льготы при начислении налогов в случае внедрения экологически чистых технологий. Это прямые экологические стимулы по охране окружающей природной среды.

Административно-правовое воздействие реализуется через экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пресечения вредной деятельности, ответственность за экологические правонарушения. Решение этих задач отражено в Федеральном законе «Об экологической экспертизе» 1995 года № 174-ФЗ. Финансирование и осуществление хозяйственных проектов производятся только после положительного заключения экологической экспертизы. В случае несоблюдения экологических требований закон предусматривает приостановление деятельности и одновременное прекращение финансирования со стороны кредитно-финансовых учреждений.

Промышленная безопасность опасных производственных объектов базируется на фундаментальном документе - на Законе «О промышленной безопасности». Федеральный закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов № 116-ФЗ действует с 1997 г. Он отражает основы обеспечения безопасной эксплуатации и предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий аварий. Изменения в области обеспечения промышленной безопасности внесены Федеральным законом № 22-ФЗ от 4 марта 2013 г., где установлено деление опасных производственных объектов в зависимости от уровня потенциальной опасности на четыре класса (чрезвычайно высокой, высокой, средней и низкой).

Правовую основу охраны здоровья и обеспечения безопасности населения в России составляют следующие законодательные акты.

  • * Конституция РФ, которая в ст. 42 провозглашает право граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение ущерба, причиненного здоровью.
  • * Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ в ред. от 25.06.2012 г. «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации».
  • * Гражданский кодекс, предусматривающий рассмотрение исковых споров о возмещении вреда, нанесенного здоровью, в судах.
  • * Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1991), регулирующий санитарные отношения, связанные с охраной здоровья от неблагоприятного воздействия внешней среды - производственной, бытовой, природной. В Законе закрепляется право граждан на возмещение в полном объеме «ущерба от вреда здоровью, причиненного в результате нарушения санитарных норм и правил, повлекших за собой заболевания, отравления». * Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994), определяющий общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты населения, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера. Основные цели Закона - предупреждение возникновения и развития ЧС, снижение размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС.

Вред жизни и здоровью человека от неблагоприятного воздействия окружающей среды выражается в полной или частичной потере жизнеобеспечивающих функций организма. Последствия такого вреда проявляются в утрате здоровья или жизни, в отрицательных изменениях в генетической программе человека.

При возмещении вреда здоровью граждан компенсации подлежат следующие расходы:

  • - затраты на лечение и восстановление здоровья;
  • - расходы на возмещение материальных потерь в связи с утратой трудоспособности;
  • - вынужденный переезд на новое место жительства;
  • - преждевременный уход на пенсию;
  • - упущенные возможности профессиональной или иной деятельности и моральный вред, который по гражданскому законодательству подлежит возмещению.

Основы законодательства РФ об охране труда обеспечивают единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сфер хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Основы законодательства устанавливают гарантии осуществления права на охрану труда и направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Законодательство РФ об охране труда состоит из соответствующих норм Конституции РФ, основ законодательства РФ об охране труда и издаваемых в соответствии с ними законодательных и иных нормативных актов.

Ответственность за нарушение нормативно-правовых актов по безопасности жизнедеятельности. Средством стимулирования работ по безопасности служит экономическая ответственность, которая состоит в предъявлении экономических санкций, в том числе в виде платы за риск (плата за загрязнение окружающей среды, дифференциация ставок налога на имущество в зависимости от степени износа и новизны применяемых видов техники и оборудования), а также лишение квот (норм, нормативов, требований, наложение штрафов вплоть до остановки производства). Одна из важнейших разновидностей указанных санкций - штрафные санкции, налагаемые за нарушение требований нормативных документов. Штрафные санкции реализуют необходимую обратную связь для эффективного функционирования системы управления риском. Одна из таких санкций - плата за загрязнение среды, осуществляемая в соответствии с принципом «загрязняющий платит», который широко используется в мировой экономике практически всеми странами.

Перспективный и эффективный инструмент обеспечения промышленной безопасности - страхование техногенных рисков.

По действию механизмы страхования близки к механизмам платы за риск, поскольку страховой взнос зависит от уровня риска. Страхование стимулирует снижение риска, так как предприятиям выгодно вложение средств в мероприятия по снижению риска.

При страховании техногенных рисков для граждан объектами страхования могут быть их жизнь, здоровье, трудоспособность, сохранность имущества (личное и имущественное страхование). Для юридических лиц возможно имущественное страхование, предусматривающее возмещение ущерба, нанесенного в результате ЧС, и страхование, предусматривающее возмещение страхователем (виновником происшествия) причиненного им ущерба гражданам, другим юридическим лицам, природной среде (страхование ответственности).

Обязательно страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта. В соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», эксплуатирующая объект организация обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу граждан и окружающей природной среде в случае аварии на этом объекте.

Вместе с тем возможности страхования не беспредельны. Страхование - не источник легких денег для финансирования каких-либо нужд и не благотворительный фонд, а сложная система экономических отношений. Опыт зарубежных стран наглядно показывает, что страховая отрасль не только чутко реагирует на изменения экономической конъюнктуры, правовых норм и др., но и сама оказывает значительное влияние на хозяйственные процессы.

Меры юридической ответственности, рассматриваемые как гарантии обеспечения выполнения законодательства, регулирует дисциплинарная, материальная, административная и уголовная ответственность.

Законодательство РФ устанавливает не только ответственность государственных органов, предприятий, организаций, учреждений за обеспечение безопасности жизнедеятельности населения, но определяет права и ответственность каждого гражданина, что отражено в Законе «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».

В кодексе признано, что человек в цивилизованном мире является высшей социальной ценностью. В соответствии с этим концептуальным положением, последовательно проведен принцип приоритета общечеловеческих ценностей, провозглашена ориентация на максимальное обеспечение безопасности личности, чести, достоинства, прав и свобод граждан, их неприкосновенность.

К числу должностных лиц, несущих ответственность за нарушение законодательства по защите населения и обеспечение его жизнедеятельности, относятся собственники, руководители и заместители руководителей предприятий, учреждений и организаций, руководители структурных подразделений и другие лица, отвечающие за соблюдение нарушенных норм и правил.

Дисциплинарная ответственность указанных лиц наступает на основании норм трудового законодательства. К таким лицам применяют меры дисциплинарного взыскания, включая увольнение с работы.

Административная ответственность наступает за нарушения, предусмотренные административным законодательством, в частности Кодексом РФ «Об административных правонарушениях», а также иными нормативными актами, устанавливающими административную ответственность. Она заключается в применении к виновным лицам наказания в виде предупреждения или штрафа.

Уголовная ответственность виновных должностных лиц может наступить, если нарушения повлекли за собой или могли повлечь тяжелые последствия, например гибель людей, массовые заболевания, несчастные случаи. Такие вопросы регулируются нормами уголовного законодательства.

Взаимная ответственность каждого гражданина, общества и государства при выполнении требований законодательства по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения создает условия для формирования и развития безопасного общества, устойчивого развития современной цивилизации.

Вопросы для самоконтроля

¦ Безопасность жизнедеятельности: определение и основные задачи.

¦ Основные принципы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

¦ Среда обитания: определение и основные понятия.

¦ Характеристика основных видов безопасности жизнедеятельности.

¦ Характеристика экологической безопасности.

¦ Характеристика промышленной безопасности.

¦ Охрана труда: определение, основные направления государственной политики.

¦ Правовая основа безопасности жизнедеятельности: основные понятия.

¦ Ответственность за нарушение нормативно-правовых актов по безопасности жизнедеятельности.

¦ Конституция РФ. Право граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение ущерба, причиненного здоровью.

Управление безопасностью жизнедеятельности в техносфере — это целенаправленная деятельность государственных, отраслевых органов и ведомств, а также отдельных объединений, организаций, коллективов по обеспечению нормальных условий жизнедеятельности людей, их защите от любых опасностей и вредных факторов, предотвращению чрезвычайных ситуаций техногенного характера и ликвидации их последствий.

Основой управления является решение , которое определяет порядок и способы принимаемых действий и мер по обеспечению безопасности жизнедеятельности в техносфере. Можно сказать, что обеспечение безопасности жизнедеятельности в техносфере в конечном счете определяется правильностью и своевременностью принимаемых управленческих решений, оформляемых в нормативно-правовые акты.

Правовые, нормативные и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности

Законодательство РФ об основывается на и состоит из федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Среди них можно выделить федеральный закон “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” . Для реализации этих законов приняты Постановления Правительства РФ “О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда”, “О службе охраны труда”, “О Федеральной инспекции труда” и др.

Управление охраной труда осуществляет блок федеральных органов исполнительной власти, руководимый Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития). Оно осуществляет функции государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития, социального страхования, условий и охраны труда и т. д.

Функции по контролю и надзору, которые ранее осуществлялись Санэпиднадзором Минздрава России, переданы Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) осуществляет функции по надзору и контролю в сфере труда, а также государственный надзор и контроль за соблюдением, в частности, трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве.

Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию (Росздрав) организует деятельность по установлению связи заболевания с профессией, государственной службы медико-социальной экспертизы и др.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) осуществляет контроль за порядком организации осуществления медико-социальной экспертизы; порядком установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и др.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) — государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства; организует деятельность системы санитарно-эпидемиологической службы РФ.

Правовую основу организации работ в чрезвычайных ситуациях и ликвидации их последствий составляет закон Российской Федерации “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” (1994), который определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты ее граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В федеральном законе “О пожарной безопасности” (1994) определяются общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в России , дается регулирование отношений между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, крестьянскими хозяйствами и иными юридическими лицами независимо от форм собственности. Федеральный закон “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” (1997) определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций к локализации последствий аварий.

Федеральный закон “О радиационной безопасности населения” (1995) характеризует правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья.

Федеральный закон “О гражданской обороне” (1998) отражает задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления , полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления организаций независимо от форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.

Среди подзаконных актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций выделяется Постановление Правительства РФ “О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций” (1995), в котором определены принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействие основных элементов, а также регулируются основные вопросы функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (). В Москве принят закон города Москвы “О защите населения и территорий города от и ”, а также постановления, среди которых важнейшими являются: “Об индексации платы за загрязнение окружающей природной среды”, “О ставках платы и порядке исчисления платежей за загрязнение окружающей природной среды на территории Москвы”, “О ходе работ по созданию автоматизированной системы экомониторинга”, “О мерах по обеспечению взрывобезопасности на промышленных объектах Москвы”.

Управление безопасностью жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях осуществляет Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), которое реализует государственную политику в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляет координацию деятельности государственных и местных органов в этой области. Управление безопасностью в чрезвычайных ситуаций обеспечивается единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Постоянно действующими органами управления Московской городской системы чрезвычайных ситуаций МГСЧС являются:
  1. на городском уровне — Главное управление МЧС России по Москве;
  2. на уровне административных округов города Москвы — структурные подразделения Главного управления МЧС России по Москвы, осуществляющие свою деятельность на территории соответствующих административных округов города Москвы;
  3. на уровне районов города Москвы — структурные подразделения управ районов, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;
  4. на объектовом уровне — структурные подразделения или работники, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

Постоянно действующие органы управления МГСЧС создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления МГСЧС определяются соответствующими положениями о них и другими документами указанных органов управления.

Органами повседневного управления силами и средствами МГСЧС являются:
  • Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Москве, Центр управления силами Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Москве и специальное структурное подразделение Управления гражданской защиты Москвы для оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях, объединяемые в Единый дежурно-диспетчерский центр реагирования на чрезвычайные ситуации города Москвы;
  • дежурно-диспетчерские службы отраслевых и функциональных органов исполнительной власти города Москвы, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и организаций, объединяемые в Единую систему оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях города Москвы.

Указанные органы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

Размещение органов повседневного управления МГСЧС в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

МЧС России осуществляют надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне и пожарной безопасности (за исключением пожарного надзора на подземных объектах и при ведении взрывных работ), а также защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий.

Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере

Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере регламентирует обязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан, закрепляет и регулирует структуру и назначение специальных органов управления в области защиты от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, определяет ответственность всех уровней власти и граждан. Она направлена на то, чтобы каждый гражданин страны знал основные положения законодательства и был защищен им, чтобы его повседневное поведение строго соответствовало правовым нормам.

Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, в том числе и в техносфере, является Конституция — Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны ей противоречить; гарантом Конституции Российской Федерации является Президент.

Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере являются:

  • федеральные законы;
  • указы Президента Российской Федерации;
  • постановления Правительства Российской Федерации;
  • приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств и ведомств;
  • правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (указы, постановления):
  • приказы (распоряжения) руководителей организаций (учреждений, объектов).

Правовой основой обеспечения безопасности в техносфере является целый ряд федеральных законов:

  • «О безопасности гидротехнических сооружений»;
  • «О безопасности дорожного движения»;
  • «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
  • «О газоснабжении в Российской Федерации»;
  • «О пожарной безопасности»;
  • «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
  • «О радиационной безопасности населения»;
  • «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»;
  • «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».

Для реализации требований законов необходимо принятие подзаконных актов, определяющих порядок их исполнения. Подзаконными актами исполнения могут быть постановления Правительства Российской Федерации и правительств субъектов Российской Федерации. а также постановления специально уполномоченных органов в области управления безопасностью жизнедеятельности, в частности, об утверждении разного рода положений и правил.

Основные постановления Правительства Российской Федерации в области обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере:

  • «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов»;
  • «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
  • «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
  • «О силах и средствах Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
  • «О Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности»;
  • «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
  • «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)».

Для осуществления практической деятельности в области обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере необходимы нормативы и правила ведения соответствующих работ, позволяющие их обеспечить. Это прежде всего нормативы качества среды обитания человека, нормативы допустимых нагрузок на природные среды, оборудование, здания и сооружения. Такого рода документация разрабатывается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России), Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России). Министерством регионального развития Российской Федерации (Минрегион России), Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегули- рование). Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и специально уполномоченными органами управления по отдельным направлениям обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере.

Документация Минздравсоцразвития России включает в себя гигиенические нормативы (ГН), санитарные нормы (СН), санитарные правила (СП), Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) — санитарные правила и нормы (СаНПиНы), Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии — Государственные стандарты (ГОСТ), Минрегиона России — строительные нормы и правила (СНиП). На уровне отраслей это ОСТы, правила и т.д. Законы и подзаконные акты объединяются понятием «нормативные правовые акты».

Тема: Организационные и правовые основы

Обеспечения жизнедеятельности.

Введение стр. 3

1. Законы и подзаконные акты стр. 3

2. Экологическая безопасность стр. 5

3. Охрана труда стр. 10

Заключение стр. 15

Список использованной литературы стр. 16
Введение:

Наука о безопасности жизнедеятельности исследует мир опасностей, действующих в среде обитания человека, разрабатывает системы и методы защиты человека от опасностей. В современном понимании безопасность жизнедеятельности изучает опасности производственной, бытовой и городской среды как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения.

Основой законодательного обеспечения безопасности является основной закон государства – Конституция Российской Федерации.

В конституции Российской Федерации базовой статьей является статья 37: «труд свободен».

Каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать вид деятельности; запрет принудительного труда.

Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены…"

Ст.41 Конституции Российской Федерации провозглашает: утверждение права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь;

«Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни, здоровья людей влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом».

В Трудовом кодексе Российской Федерации устанавливаются права и обязанности работодателей и работников в отношении охраны труда; оговариваются ограничения к труду в особо тяжелых условиях некоторых групп населения (беременных женщин и т.д.).
1.Законы и подзаконные акты.
Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами Российской Федерации (до 1992 г. РСФСР) и входящих в нее республик, а также подзаконные акты: указы президентов, постановления, принимаемые правительствами Российской Федерации (РФ) и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными на то органами. Среди них прежде всего Министерство природных ресурсов РФ, Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, Министерство труда и социального развития РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и их территориальные органы.

Правовую основу охраны окружающей среды в стране и обеспечение необходимых условий труда составляет закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1991г.), в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее указанный закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Ряд требований по охране труда и окружающей среды зафиксировано в законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1991 г.) и в законе РФ «О защите прав потребителей» (1992 г.).

Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является закон РФ «Об охране окружающей природной среды» (2002 г.).

Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды отметим Водный кодекс РФ (1995 г.), Земельный кодекс РФ (2001 г.), законы Российской Федерации «О недрах» (1992 г.) и «Об экологической экспертизе» (1995 г.).

Среди законодательных актов по охране труда отметим и Трудовой кодекс РФ, устанавливающие основные правовые гарантии в части обеспечения охраны труда.

Правовую основу организации работ в чрезвычайных ситуациях и в связи с ликвидацией их последствий составляют законы РФ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994 г.), «О пожарной безопасности» (1994 г.), «Об использовании атомной энергии» (1995 г.). Среди подзаконных актов в этой области отметим постановление правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (1995 г.).
2. Экологическая безопасность
Обеспечение экологической безопасности на тер­ритории РФ, формирование и укрепление экологи­ческого правопорядка основаны на действии с мар­та 1992 г. федерального закона «Об охране окружа­ющей природной сpeды» в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия. Закон содержит свод правил охраны окружающей природной среды в новых условиях хозяйственного развития и регули­рует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство.

Задачами природоохранительного законодатель­ства являются: охрана природной среды (а через нее и здоровья человека); предупреждение вредного воз­действия хозяйственной или иной деятельности; оз­доровление окружающей природной среды, улучше­ние ее качества.

Эти задачи реализуются через три группы норм:

Нормативы качества окружающей среды,

Экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, влияющей на окружающую среду,

Механизм исполнения этих требований.

К нормативам качества окружающей природной среды относятся предельно допустимые нормы воз­действия (химического, физического, биологическо­го): ПДК вредных веществ, ПДВ, ПДС, нормы ради­ационного воздействия, нормы остаточных химичес­ких веществ в продуктах питания и др. Нормативы утверждаются специально уполномоченными орга­нами государства (в частности, Госсанэпиднадзором России) и обязательны для всех хозяйствующих субъектов.

Экологические требования предъявляются всем хозяйствующим субъектам независимо от форм соб­ственности и подчиненности, гражданам РФ. Органы охраны Окружающей среды и санэпиднадзора имеют право экологического контроля и наложения запрета деятельности на всех стадиях - проекти­рования, размещения, строительства, ввода в эксп­луатацию, эксплуатации объектов. Закон гаранти­рует право граждан на здоровую и благоприятную природную среду, закрепляет полномочия граждан и общественных экологических объединений в ох­ране окружающей природной среды: требовать предоставление экологической информации, назна­чения экологической экспертизы, обращаться в ад­министративные и судебные органы с заявлением о приостановлении или прекращении деятельности экологически вредных объектов, обращаться с ис­ками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу.

Механизм реализации Закона выражается в со­четании экономических методов хозяйствования с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей природной среды. Экономи­ческий механизм охраны окружающей среды пред­полагает финансирование, кредитование, льготы при внедрении экологически чистых технологий, при начислении налогов. Это прямые экологические стимулы в охране окружающей природной среды. Влияние на экономический интерес осуществляет­ся через изъятие части денежного дохода в качестве платы за пользование ресурсами, налога на эколо­гически вредную продукцию или продукцию, вы­пускаемую с применением экологически опасных технологий.

Административно-правовое воздействие реализу­ется через экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пресе­чения вредной деятельности, ответственность за эко­логические правонарушения. Финансирование и осуществление хозяйственных проектов произво­дится только после положительного заключения экологической экспертизы. В случае несоблюдения экологических требований закон предусматривает приостановление деятельности и одновременное прекращение финансирования со стороны кредит­но-финансовых учреждений.

Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды (мониторинг), государственного, производственного, обществен­ного контроля. Мониторинг организуется с целью наблюдения за происходящими в окружающей природной среде физическими, химическими, био­логическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферы, воздуха, почв, водных объектов, по­следствиями его влияния на растительный и животный мир, обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей природной cpeдe предупреждениями и прогнозами ее состояния.

Организационную основу службы экологическо­го контроля составляет Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Роскомгидромет) и ее подразделения на мес­тах. В проведении государственного экологического мониторинга участвуют: Госсанэпиднадзор России - в части мониторинга неблагоприятных воз­действий факторов окружающей среды на здоровье человека, Минсельхоз России в части мониторинга загрязнения почв, растительной продукции, вод и снега тяжелыми металлами, пестицидами, нитра­тами в агропромышленном комплексе, а также, Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству, Комитет по геологии, Федеральный надзор России по ядерной и· радиационной безопасности. Основная нагрузка ложится на государственную систему мониторинга Росткомгидромета. В ее состав входит сеть пунктов режимных наблюдений за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, повер­хности вод, морской среды, лесной растительности, за химическим составом осадков, снежного покрова, уровнем радиации.

Основные положения производственного эколо­гического контроля были введены постановлени­ем правительства СССР 1968 года « О мeрax по даль­нейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране». Постановление пре­дусматривало организацию лаборатории в составе заводских лабораторий для постоянного контроля за соблюдением санитарно-гигиенических нормативов в цехах, а также за загрязнением атмосфер­ного воздуха, почвы и водоемов промышленными выбросами. В соответствии с федеральным законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990) предприятия получили самостоя­тельность в определении структуры и финансиро­вания своих подразделений. Однако обязанностью всех предприятий и предпринимателей является проведение экологического контроля производства и недопущение загрязнения окружающей среды, выпуск продукции, не приносящей вреда здоровью человека.

Органы охраны окружающей среды и санэпиднадзора имеют право налагать запрет на размеще­ние проекта, совместно с органами власти прини­мать меры административно-правового пресечения вредной деятельности, привлекать виновников к от­ветственности за экологические правонарушения.

Система стандартов. Охрана природы. ГОСТ 17.0.0.00 устанавливает требования к природо­пользователям элементов биосферы (атмосферы, гидросферы, почвы) в части защиты их от антро­погенного воздействия. Государственные стандарты являются основными нормативно-техническими документами, устанавливающими общие требова­ния к конкретным видам природопользования. Государственные стандарты дают признаки и методи­ки определения степени воздействия на окружаю­щую среду различных загрязнителей.

Система государственных стандартов включает более 200 стандартов, касающихся охраны окружа­ющей среды. Она подразделяется на несколько групп стандартов и обеспечивает применение единых и обя­зательных методов и правил охраны природы. Стан­дарты нулевого комплекса ГОСТ 17.0.0.01 и другие составляют группу организационно-методических стандартов. Так, ГОСТ 17.0.0.04-90 регламентиру­ет основные положения экологического паспорта предприятия.

Стандарты в области охраны вод объединяются в первый комплекс - ГОСТ 17.1.1.01 и другие; а, на­пример, ГОСТ 17.1.3.07. Правила контроля каче­ства воздуха населенных пунктов - в третий. К четвертому комплексу относятся стандарты в области охраны и рационального использования почв, к пятому - использования земли, к шестому - ох­раны растительности.

Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды» дополняется законодательными актами, конкретизирующими его положения. В 1992 году принят «Порядок разработки и утверж­дения экологических нормативов выбросов и сбро­сов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ре­сурсов, размещения отходов». В 1993 году принят Указ «Об образовании Межведомственной комиссии Совета безопасности РФ по экологической безопас­ности». В 1994 году «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению ус­тойчивого развития.

Проблема охраны окружающей среды имеет гло­бальный характер. В Декларации Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей че­ловека среды (1972) сформулированы 26 принци­пов, положенных в основу международного эколо­гического сотрудничества. Декларация провозгла­сила право человека на жизнь в благоприятной окружающей среде. Природные ресурсы Земли дол­жны быть сохранены на благо нынешнего и буду­щих поколений.

Конференция ООН в 1992 году в Рио-де-Жанейро единодушно приняла Декларацию по окружаю­щей среде и развитию, провозгласившую цель установить новое, справедливое глобальное партнерство для сохранения, защиты и восстановления здорового состояния и целостности экосистемы Земли.

Российской Федерацией приняты к исполнению, в частности:

Протокол 1985 года о сокращении выбросов серы или их трансграничных потоков, Протокол 1988 года об ограничении выбросов окислов азота или их трансграничных потоков.

Россия стала членом многосторонних конвенций, таких как конвенция о защите Черного моря от заг­рязнений (1992г.), об охране морской среды Бал­тийского моря (1992г.), конвенции о трансгранич­ном воздействии промышленных аварий и др.

3. Охрана труда
Основы законодательства Российской Федерации об охране труда обеспечивают единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчинен­ности. Основы законодательства устанавливают гарантии осуществления права на охрану труда и направлены на создание условий труда, отвечаю­щих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе· трудовой деятельности и в связи с ней.

Охрана труда - это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-техни­ческие, санитарно-гигиенические, лечебно-профи­лактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Законодательство РФ об охране труда состоит из соответствующих норм Конституции РФ, основ за­конодательства РФ об охране труда и издаваемых в соответствии с ними законодательных и иных нор­мативных актов.

Основные направления государственной политики в области охраны труда:

Признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятий;

Установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной де­ятельности и ведомственной подчиненности;

Государственное управление деятельностью в области охраны труда, включая государственный надзор и контроль за соблюдением законов и иных нормативных актов об охране труда;

Общественный контроль за соблюдением за­конных прав и интересов работников в области ох­раны труда, осуществляемый через профессиональ­ные союзы и иные представительные органы;

Защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или полу­чивших профессиональные заболевания, а также членов их семей;

Проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание здоровых и безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасной техники и технологий, средств коллективной. и ин­дивидуальной защиты;

Применение экономических санкций в целях соблюдения предприятиями и работниками норма­тивных требований по охране труда.

Каждый работник имеет право на охрану труда, в том числе:

На рабочее место, защищенное от воздействия вредных или опасных производственных факторов;

На возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением им трудовых обязанностей;

На обучение безопасным методам и приемам труда за счет работодателя и др.

Государство в лице органов законодательной, ис­полнительной и судебной властей гарантирует пра­во на охрану труда работникам, участвующим в трудовом процессе по трудовому договору (контакту) с работодателем. Условия трудового договора (контакта) должны соответствовать требованиям законодательных и нормативных актов по охране труда.

В 1994г. была создана межведомственная ко­миссия на уровне заместителей министров и ведомств РФ для координации деятельности мини­стерств и ведомств РФ, привлечения компетентных организаций, ученых и специалистов в целях реализации Основ законодательства РФ об охране труда.

На федеральном уровне установлено, что в РФ дей­ствует система правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда, которые должны соблюдаться федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждени­ями и организациями всех форм собственности при проектировании и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, раз­работке технологических процессов, организации производства и труда. В нее входят:

Государственные стандарты (ГОСТы) РФ;

Система стандартов безопасности труда (ССБТ);

Отраслевые стандарты ОСТ ССБТ;

Санитарные правила СП;

Гигиенические нормативы ГН;

Правила безопасности ПБ;

Инструкция по безопасности ИБ;

Правила по охране труда отраслевые ПОТО;

Типовые отраслевые инструкции по охране труда ТОИ.

Органы государственной власти субъектов РФ на основе государственных правовых актов, содержа­щих требования по охране труда, разрабатывают и утверждают соответствующие нормативные правовые акты по охране труда.

Предприятия, учреждения и организации разрабaтывают и утверждают стандарты предприятия, системы ССБТ, инструкции по охране труда для ра­ботников и на отдельные виды работ (ИОТ) на осно­ве государственных, правовых актов.

Профессиональные союзы в лице их соответству­ющих органов и иные уполномоченные работника­ми представительные органы имеют право прини­мать участие в разработке и согласовании норматив­ных правовых актов по охране труда.

ССБТ - комплекс взаимосвязанных стандартов, направленных на обеспечение безопасности труда, сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

ССБТ устанавливает требования и нормы по ви­дам опасных и вредных производственных факто­ров:

Требования безопасности к производственно­му оборудованию;

Требования безопасности к производственным процессам;

Требования к средствам защиты работающих.

Система стандартов безопасности труда ССБТ на­считывает несколько сот государственных и отрас­левых стандартов. На основе ССБТ создаются новые безопасные техника и технологии, планируются и осуществляются мероприятия по улучшению сани­тарно-гигиенических условий труда на рабочих ме­стах, осуществляется контроль состояния условий и охраны труда.

Обеспечение безопасности производственного оборудования и технологических процессов долж­но достигаться при ведением их в соответствие с тре­бованием ССБТ.

Стандарты предприятий по безопасности труда (СТПБТ) являются составной частью ССБТ. Стан­дарт предприятия регламентирует организацию работы по обеспечению безопасности труда на предприятии.

Инструкция по охране труда (ИОТ) является нормативным документом, устанавливающим тре­бования безопасности при выполнении работ в про­изводственных помещениях и в иных местах, где работающие выполняют порученную им работу или служебные обязанности. Инструкции могут разрабатываться как для работающих отдельных профес­сий, так и для отдельных видов работ. Инструкции должны включать только те требования, которые касаются безопасности труда и выполняются самими работающими.

Инструкции разрабатываются на основе типовых инструкций, требований безопасности, изложенных в эксплуатационной документации используемых технических средств, а так же с учетом конкретных условий работы.

Требования ИОТ являются обязательными для работающих. Невыполнение их рассматривается как нарушение производственной дисциплины.

Для организации работы по охране труда на предприятии создаются в случае необходимости служ­бы охраны труда или привлекаются специалисты по охране труда на договорной основе. Структура и численность работников службы охраны труда предприятия определяется работодателем с учетом рекомендаций государственного органа управления ох­раной труда.

Ответственность за состояние условий и охраны труда на предприятии возлагается на работодателя. В обязанности работодателя входит обеспечение бе­зопасности оборудования, технологических процес­сов и применяемых сырья и материалов, выполне­ние требований законодательства и нормативных актов, в частности, организация медицинских ос­мотров при поступлении на работу и периодических осмотров в процесс е работы.

Оценка фактического состояния условий труда производится на основании данных аттестации ра­бочих мест или специальных инструментальных за­меров уровней факторов производственной среды, которые отражаются в карте условий труда на ра­бочем месте.

Превышение ПДК и ПДУ на рабочих местах счи­тается нарушением норм и правил по охране труда.

Государственное управление ОТ, надзор и контроль осуществляет государственный орган, полно­мочия которого определяются Президентом РФ и по его поручению Правительством РФ. Нормы и правила ОТ, утверждаемые этим государственным органом управления ОТ, обязательны для исполнения на территории РФ предприятиями всех форм собственности.

Правовые нормы в области защиты населения всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации, объектов произ­водственного и социального назначения, а также ок­ружающей при родной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Основные цели закона: предупреждение возникновения и развития ЧС, снижение размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите насе­ления от чрезвычайных ситуаций.

Президент вносит на рассмотрение Совета Безопас­ности РФ и принимает с учетом его предложений ре­шение по вопросу предупреждения и ликвидации ЧС, а также по вопросам преодоления их послед­ствий, вводит при необходимости и в соответствии с Конституцией чрезвычайное положение.

Федеральное собрание Российской Федерации утверждает ассигнования на финансирование ме­роприятий, проводит парламентские слушания по вопросам защиты населения и территории от чрез­вычайных ситуаций.
Заключение
Правовые основы безопасности жизнедеятельности имеют иерархическое строение, то есть требования верхних уровней должны быть учтены при разработке нижних, конкретных подзаконных актов.

Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами Российской Федерации, а также подзаконные акты: указы президентов, постановления, принимаемые правительствами Российской Федерации (РФ) и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными на то органами.

Объектами стандартизации на предприятиях являются: организация работ по охране труда, контроль состояния условий труда, порядок стимулирования работы по обеспечению безопасности труда; организация обучения и инструктажа работающих по безопасности труда; организация контроля за безопасностью труда и всех других работ, которыми занимается служба охраны труда.
Список использованной литературы:

1. Безопасность жизнедеятельности. /под ред. Э.А. Арустамова. – М.: Юнити, 2006

2. Белов С.В., Морозова Л.Л., Сивков В.П. Безопасность жизнедеятельности. – М.: Высшая школа, 2001.

Юридической базой всех отраслей законодательства является Конституция РФ (1993 г.), которая обладает наивысшей юридической силой. Основы конституционного строя РФ в области БЖД изложены в статье 7, а права и обязанности человека в данной области закреплены в статьях 37, 39, 41, 42 и 58 Конституции.

Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами Российской Федерации (до 1992 г. РСФСР) и входящих в нее республик, а также подзаконные акты: указы президентов, постановления, принимаемые правительствами РФ и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными на то органами. Среди них, прежде всего Министерство природных ресурсов, Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и их территориальные органы.

Правовую основу охраны окружающей среды в стране и обеспечение необходимых условий труда составляет закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999), в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее указанный закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и безвредности факторов среды обитания и требования к обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности. Ряд требований по охране труда и окружающей среды зафиксирован в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» (1993) и в законе «О защите прав потребителей» (1992). Законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является закон РФ «Об охране окружающей среды» (2002). См. с. 509 и 510

Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды отметим Водный кодекс Безопасность подобно другим аспектам жизнедеятельности подлежит охвату правовым регулированием в той части, которая санкционирована государством. На территории РФ действуют только законы и подзаконные акты РФ. В переходный период (до создания своего законодательства по всем отраслям права) на территории России действуют также законы и подза-конные акты бывшего СССР, если они не противоречат Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Поэтому важнейшие законодательные положения по БЖД закреплены в Конституции РФ, Законах РФ и СССР.

Конституция РФ (1993 г.) является юридической базой всех отраслей законодательства и обладает наивысшей юридической силой. Основы конституционного строя РФ в области БЖД изложены в статье 7, а права и обязанности человека в данной области закреплены в статьях 37, 39, 41, 42 и 58 Конституции. РФ (1995), Земельный кодекс РФ (2001), законы РФ «О недрах» (1992), «Об охране атмосферного воздуха» (1999), «Об отходах производства и потребления».


Среди законодательных актов по охране труда отметим федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ» (1999) и Трудовой Кодекс РФ (2001), устанавливающие основные правовые гарантии в части обеспечения охраны труда, а также закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (1998). Из подзаконных актов отметим постановления Правительства РФ «Об экспертизе условий труда», «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда», «Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях», «Положение об аттестации рабочих мест по условиям труда» и «Правила сертификации работ по охране труда».

Правовую основу организации работ в чрезвычайных ситуациях и в связи с ликвидацией их последствий составляют законы РФ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994), «О пожарной безопасности» (1994), «Об использовании атомной энергии» (1995). Среди подзаконных актов в этой области отметим постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Детально положения Конституции РФ в области БЖД конкретизируются в следующих законодательных актах:

Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990 г.);

Закон РСФСР «Об охране атмосферного воздуха» (1982 г.);

Земельный кодекс РСФСР (1991 г.);

Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (1991г.);

Закон РСФСР «О чрезвычайном положении» (1991 г.);

Закон РФ «О недрах» (1992 г.);

Закон РФ «О безопасности» (1992 г.);

Закон РФ «О защите прав потребителей» (1992 г.);

- «Кодекс законов о труде РФ» (1992 г.);

Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» (1992 г.);

Закон «О сертификации продукции и услуг» (1994 г.);

Закон РФ «О пожарной безопасности» (1995 г.);

Закон РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (1997 г.);

Закон «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (1998 г.);

Закон «Об основах охраны труда в РФ» (1999 г.);

Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.) и др.

В последнем из указанных законов под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние её факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности. В соответствии с Законом граждане РФ имеют право на благоприятную среду обитания (окружающую природную среду, условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, питание, потребляемую или используемую продукцию), факторы которой не должны оказывать опасного и вредного влияния на организм человека настоящего и будущего поколений.

Граждане РФ имеют право на своевременное возмещение в полном объёме ущерба от вреда, причиненного их здоровью в результате нарушений санитарных правил, повлекших за собой возникновение массовых инфекционных и (или) неинфекционных заболеваний. Возмещение ущерба проводится организациями, допустившими нарушения санитарных правил, добровольно либо по решению суда.

Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» - комплексный нормативный акт. Он регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя её отдельные объекты. В соответствии с Законом задачами природоохранительного законода-тельства являются: охрана природной среды (а через неё и здоровья человека), предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности, оздоровление окружаю-щей природной среды, улучшение её качества. Ведущим принципом, направленным на решение указанных задач, Закон называет научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов. В этом его основная идея.

Реализация этой идеи обеспечивается в Законе тремя группами норм, закрепляющих:

Нормативы качества окружающей природной среды;

Экологические требования к хозяйственной и иной деятельности, влияющие на окружающую среду;

Механизм использования этих требований.

Закон РФ «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и предпринимателями, устанавливает права потребителей на безопасность их жизни и здоровья, на государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Статья 4 Закона устанавливает, что продавец (изготовитель, исполнитель) обязан продать потребителю товар (передать результаты выполненной работы, оказать услугу), соответствующий по качеству обязательным требованиям стан-дартов, санитарных норм (СН), строительных норм и правил (СНиП), услови-ям договора, обычно предъявляемым требованиям.

Потребитель имеет право на то, чтобы товары (работы, услуги) при обычных условиях их использования, при их хранении и транспортировке были безопасны для его жизни, здоровья, окружающей среды в соответствии с требованиями стандартов, СН, СНиП. На товары (результаты работы), использование кото-рых по истечении определённого срока представляет опасность для жизни, здоровья потребителей, окружающей среды, должны устанавливаться сроки службы (годности), о которых потребитель должен предупреждаться (ст. 5). Товары, на которые в законодательных актах или стандартах установлены требования, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья потребителей, подлежат обязательной сертификации, т.е. подтверждению уполномоченным на то органом соответствия товара требованиям стандарта.

Потребитель вправе потребовать, а изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставить необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах).

Вред, причинённый жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объёме (ст. 12). Моральный вред, причинённый потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) его прав, подлежит возмещению причинителем вреда. Размер возмещения вреда определяется судом (ст. 13).

Кодекс законов о труде РФ (КЗоТ) определяет основные обязанности администрации по обеспечению безопасных условий труда; специальные требо-вания, предъявляемые к работникам, занятым на тяжёлых и вредных работах; требования безопасности к производственным зданиям, сооружениям, оборудованию, устанавливает материальную ответственность за ущерб, причинённый работникам повреждением их здоровья и т.п. КЗоТ содержит 18 глав, среди которых есть такие главы как «Охрана труда», «Труд женщин», «Труд молодежи», «Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде».

Закон «Об основах охраны труда в РФ » (1999 г.) устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе труда.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности организации;

Установление единых нормативных требований по охране труда, обязательных к исполнению для организаций любых форм;

Государственное управление охраной труда, включая государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

Содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

Расследование каждого несчастного случая и профессионального заболевания на производстве;

Защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования;

Установление компенсаций за тяжёлую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

Проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

Установление порядка обеспечения работников средствами коллективной и индивидуальной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами за счёт средств работодателя.

Закон РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий и обеспечение готовности организаций к локализации последствий этих аварий.

К категории опасных производственных объектов Закон относит объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются и уничтожаются воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные вещества; используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 °С; используются стационарно установленные грузоподъёмные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулёры; получаются расплавы чёрных и цветных металлов; ведутся горные работы, а также работы в подземных условиях.

Закон РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» устанавливает правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от указанных случаев на производстве и определяет порядок возмещения вреда, причинённого жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим законом случаях.

Эффективность работы государства, общества, личности по обеспечению безопасности жизнедеятельности определяется наличием законодательства, а также обоснованностью и своевременностью принимаемых управленческих решений в масштабах страны, субъекта федерации, отрасли или объекта (предприятия, организации).

Управление системой безопасности жизнедеятельности в РФ в настоящее время ведется по трем самостоятельным направлениям, каждое из которых имеет свою правовую (законодательную), нормативную и организационную основу, свои руководящие и контролирующие органы.

К этим направлениям относятся:

1. Обеспечение безопасности (охрана труда).

2. Защита (охрана) окружающей среды.

3. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

По каждому из трех основных направлений обеспечения безопасности жизнедеятельности разработаны и постоянно совершенствуются правовые акты, регулирующие все общественные отношения в данной области, а также созданы органы государственного управления и контроля.

Правовую и организационную основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности.

Право - это система юридических актов, регулирующая все общественные отношения в стране (государственные, административные, хозяйственные, гражданские и уголовные).

С точки зрения права, законодательство Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности на современном этапе представлено:

Конституцией РФ;

Федеральными конституционными законами;

Федеральными законами.

Для реализации требований законов РФ принимаются подзаконные акты, определяющие порядок их исполнения, среди которых:

Нормативные правовые акты РФ – Указы и Поручения Президента РФ, Постановления и Распоряжения Правительства РФ;

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти – приказы министерств и ведомств;

Нормативные акты субъектов РФ – законы субъектов РФ, постановления правительств субъектов РФ, приказы региональных министерств и ведомств.

Для осуществления практической деятельности применяют нормы и правила ведения работ.

Среди них:

Гигиенические нормативы (ГН);

Санитарные нормы (СН);

Санитарные правила (СП);

Санитарные правила и нормы (СанПиН);

Строительные нормы и правила (СНиПы);

Правила безопасности (ПБ);

Правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ);

Отраслевые стандарты (ОСТы).

Гражданское (конституционное) право закрепляет основы общественно-политической системы государства, основные права и обязанности граждан и государственных органов управления. Ряд положений действующей Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, относится к правовым основам обеспечения безопасности жизнедеятельности (глава 1, статья 7; глава 2, статьи 36, 37, 41, 42, 55, 56 и 58). В конституционных документах субъектов Российской Федерации также содержатся основные положения государственного права по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности на подведомственной территории.

В Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 г., записано, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится «осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий». Основной Закон Российской Федерации закрепил права граждан на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу.

В целях реализации положений Конституции Российской Федерации разработаны и в соответствующем порядке утверждены: Концепция национальной безопасности Российской Федерации, Концепция общественной безопасности Российской Федерации, Военная доктрина Российской Федерации, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации и другие основополагающие документы.

Административное право – совокупность законодательных актов, указов высших должностных лиц и постановлений органов исполнительной власти, а также ведомственных актов, регламентирующих общественные отношения в области государственного управления.

В настоящее время приняты и действуют десятки федеральных законов, направленных на обеспечение безопасности жизнедеятельности. Важнейшими из них являются: «О безопасности, «О государственной тайне», «Об обороне», «Об статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «О гражданской обороне», «О чрезвычайном положении», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», «О борьбе с терроризмом», «О противодействии экстремистской деятельности», «Об оружии», «О свободе совести и о религиозных объединениях», «Об информации, информатизации и защите информации», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О радиационной безопасности населения», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности гидротехнических сооружений», «Трудовой кодекс Российской Федерации», «Уголовный кодекс Российской Федерации», «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «О защите прав потребителей», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «Об обращении лекарственных средств», «О наркотических средствах и психотропных веществах», «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и другие.

Кроме того, представительными органами субъектов Российской Федерации принят большой комплекс законов, по тематике соответствующих федеральным, но учитывающий специфику региона, края или области. Указы высших должностных лиц и постановления органов исполнительной власти (федеральных, субъектов федерации и местных) устанавливают в соответствии с действующими законами систему и полномочия органов управления безопасностью жизнедеятельности на подведомственных территориях.

В области безопасности жизнедеятельности Правительство Российской Федерации, на основе федеральных законов, принимает подзаконные нормативные правовые акты, конкретизирующие меры защиты жизни и здоровья граждан.

Законы и подзаконные акты объединяются понятием «нормативные правовые акты».

В соответствии с законодательством, безопасность жизнедеятельности достигается проведением единой государственной политики, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Более подробно правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности будет рассмотрена и изучена, по каждому направлению отдельно, на семинарских и практических занятиях.

Заключение

В Российской Федерации, как и в других странах, безопасность жизнедеятельности основана на системе национальной безопасности. Помимо ее законодательством Российской Федерации предусмотрены: безопасность государства, общественная безопасность, экологическая безопасность, безопасность личности и иные виды безопасности. Каждому виду безопасности соответствуют сложные технологические системы, объединяющие специфические и общие структуры и процессы.

Значительную роль в создании благоприятной среды обитания и в рациональном использовании имеющихся средств защиты играет уровень владения каждым человеком знаниями об опасностях окружающего мира и способах защиты от них, что и составляет основу понятия «культура безопасности».

Сегодня можно констатировать, что в нашей стране сформирована единая законодательная и нормативная правовая база в области безопасности жизнедеятельности человека, в которой четко определены основные направления государственной политики в данной области.

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что проблемы безопасности жизнедеятельности носят системный характер и их решение возможно лишь при объединении усилий многих научных и практических направлений деятельности человека в современном мире. К ним, прежде всего, следует отнести медицину, экологию, эргономику, психологию, а также деятельность законодательной и исполнительной власти, усилия общества и каждого конкретного человека.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав