28.06.2020

Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности в российской федерации. Правовые и организационные основы бжд. Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере


  • 15. Основные подходы, способы и средства обеспечения безопасности врача.
  • 16. Характеристика угроз жизни и здоровья пациентов больницы.
  • 17. Права и обязанности медицинского работника по воинскому учету.
  • 18. Средства индивидуальной и коллективной защиты.
  • 19. Индивидуальные медицинские средства защиты (табельное оснащение сандружинника (цы).
  • 20. Эвакуация населения (кто организует, привлекаемые силы и средства, способы и сигналы оповещения).
  • 21. Основные элементы оценки медико-санитарной обстановки чс.
  • 22. Силы и средства рсчс на объектах экономики, учреждениях, организациях.
  • 23. Цель, задачи радиационной разведки. Характеристика приборов дп-5-в, ид-1, дп-22-в, дп-70-м.
  • 24. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ (ас и дыр).
  • 25. Классификация и характеристика средств защиты органов дыхания.
  • 26. Основные принципы и мероприятия по защите населения в чс.
  • 27. Фазы развития ч/с различного генеза.
  • 28. Методика оценки медицинской обстановки при возникновении очагов поражения при ч/с.
  • 29. Факторы, вызывающие поражение людей при ядерных взрывах и радиационных авариях.
  • 30. Классификация отравляющих веществ.
  • 31. Организация, задачи, состав сил и средств (рсчс) на муниципальном уровне.
  • 31.Организация,задачи,силы и и средства рсчс на муниципальном уровне.
  • 32. Организация, задачи, состав сил и средств (рсчс) на региональном уровне.
  • 32.Организация,задачи,силы и и средства рсчс на региональном уровне,
  • 33. Организация, задачи, состав сил и средств (рсчс) на окружном (межрегиональном) уровне.
  • 33.Организация,задачи,силы и средства рсчс на межрегиональном уровне.
  • 34. Организация, задачи, состав сил и средств (рсчс) на федеральном уровне.
  • 35. Организация и принципы построения (рсчс).
  • 36. Организация силы и средства ликвидации чс рсчс на объектовом уровне.
  • 37. Классификация чс по масштабам.
  • 38. Общая характеристика и классификация защитных средств.
  • 39. Предназначение, организация, база создания, состав сил и средств санитарной дружины.
  • 40. 3Адачи и организация медико-психологической защиты населения и спасателей в чс.
  • 41. Постоянно действующие органы повседневного управления рсчс.
  • 42. Оснащение санитарного дружинника (цы).
  • 43. Санитарная и специальная обработка (определение, задачи, мероприятия).
  • 44. Организация рсчс на объектовом уровне.
  • 45. Основы организации и мероприятия защиты население в мирное и военное время.
  • 46. Санитарная обработка пациентов.
  • 47. Силы и средства рсчс на объектовом уровне.
  • 48. Система го и основные направления ее деятельности.
  • 49. Эвакуация пациентов в чс.
  • 50. Режимы функционирования рсчс.
  • 51. Мероприятия по повышению устойчивости функционирования учреждений
  • 52. Санитарные потери чс (величина, структура и от чего она зависит).
  • 53. Современные войны и вооруженные конфликты.
  • 54. Классификация и характеристика средств защиты кожи.
  • 55. Цели и задачи химического контроля. Характеристика приборов впхр, пхр-мв, мпхр.
  • 56. Мероприятия по обеспечению личной безопасности граждан.
  • 57. Правила проведения полной санитарной обработки населения, персонала учреждений и больных.
  • 58. Органы управления в системе рсчс.
  • 59. Организация работы санитарной дружины.
  • 60. Организация и проведение социально-гигиенического мониторинга. Нормативные документы, задачи.
  • Задачи отдела социально-гигиенического мониторинга
  • 61. Принципы построения системы лечебно-эвакуационного обеспечения (ji-э-о) населения при чс.
  • 62. Принципы медицинской сортировки раненых и больных при лечебно-эвакуационном обеспечении (л-э-о) населения в чс.
  • 63. Особенности организации оказания медицинской помощи детям в чс.
  • 64. Особенности организации лечебно-эвакуационного обеспечения (л-э-м) в случае применения современных видов оружия.
  • 65. Режимы функционирования всмк.
  • 66. Задачи, принципы организации всмк.
  • 67. Органы управления в системе всмк.
  • 68. Организация и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий среди населения в чс.
  • 69. Медико-санитарное обеспечение населения при ликвидации последствий чс химической природы
  • 70. Задачи и принципы снабжения медицинским имуществом формирований и учреждений всмк.
  • 71. Задачи и организационная структура службы Роспотребнадзора в условиях чс.
  • 72. Медико-санитарные последствия чс.
  • 72. Медико-санитарные последствия чс
  • 73. Медико-тактическая характеристика чс природного характера.
  • 74. Принципы организации противоэпидемических (профилактических) мероприятий в чс.
  • 75. Неотложные мероприятия 1-ой врачебной помощи.
  • 76. Объем медицинской помощи (определение, кто определяет его, и как меняется в зависимости от медико-тактической обстановки).
  • 77. Виды сортировок на этапах медицинской эвакуации.
  • 78. Схема развертывания этапа медицинской помощи.
  • 79. Первая врачебная помощь (цель, мероприятия, кто оказывает, время).
  • 80. Принципы управления всмк.
  • 82. Организация противоэпидемических мероприятий в чс.
  • 83. Законодательные и нормативно-правовые основы управления всмк.
  • 84. Основные направления медицинского обеспечения населения в чс.
  • 85. Условия, определяющие современную систему лечебно-эвакуационного обеспечения (л-э-о).
  • 86. Критерии оценки санитарно-эпидемиологического состояния мероприятий чс.
  • 87. Правовые основы гигиенического воспитания и обучения.
  • 88. Медицинская характеристика радиационных поражений, ближайшие и отдаленные последствия облучения.
  • 89. Токсичные химические вещества раздражающего действия. Клиника, диагностика, принципы лечения.
  • 90. Средства профилактики и терапии радиационных поражений.
  • 91. Организация, задачи, состав сил и средств санитарно-эпидемиологического отряда (с-эо).
  • 92. Организация, базы создания, состав сил и средств г-э-р (группы эпидемиологической разведки).
  • 93. Организация, задачи, состав сил и средств санитарно-эпидемиологического бригады (с-э-Бр).
  • 94. Задачи и база создания специализированных формирований Роспотребнадзора рф в чс.
  • 2.4. Задачи формирования в режиме повышенной готовности:
  • 2.5. Задачи формирования в режиме чрезвычайной ситуации:
  • 95. Организация, базы создания, состав сил и средств специализированной противоэпидемиологической бригады (с-п-э-Бр).
  • 96.0Рганизация, задачи, состав сил средств врачебной бригады службы «03»(скорой медицинской помощи).
  • 97. Организация, задачи, база создания, состав сил и средств радиологической бригады.
  • 98. Поражающие факторы, вызывающие поражение людей при ядерных взрывах и радиационных авариях.
  • 99. Медицинское оснащение санитарного дружинника (цы).
  • 100. Классификация аварийно-опасных химических веществ (аохв).
  • 101. Определение и виды медицинской помощи на этапах медицинской эвакуации.
  • 102. Мероприятия первой врачебной помощи при дорожно-транспортных происшествиях.
  • 103. Медицинское имущество: классификация и характеристики.
  • 104. Этап медицинской эвакуации (задачи, база создания, принципы сортировки раненых и больных).
  • 105. Медико-тактическая характеристика чс взрыво- и пожароопасного характера.
  • 106. Организация учета и отчетности по медицинскому имуществу.
  • 107. Организация всмк на региональном уровне.
  • 108. Доврачебная медицинская помощь (задачи, мероприятия, кто оказывает, время).
  • 108.Доврачебная медицинская помощь(задачи, мероприятия, кто оказывает, время)
  • 109. Медико-тактическая характеристика районов наводнения.
  • 110. Первая помощь (цель, кто оказывает, время, мероприятия).
  • 111. Виды медицинской помощи (сроки, кто оказывает, мероприятия, где оказывается).
  • 1. При катастрофах с преобладанием механических (динамических) поражающих факторов:
  • 2. В очагах с преобладанием термической травмы в дополнение к перечисленным мероприятиям проводят:
  • 3. При катастрофах с выходом в окружающую среду ахов дополнительно:
  • 4. При авариях с выбросом радиоактивных веществ:
  • 5. При массовых инфекционных заболеваниях в очагах бактериологического (биологического) заражения:
  • 112. Первая помощь пострадавшим при химических авариях (цель, мероприятия, кто оказывает).
  • 113. Особенности организации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в условиях эпидемий. Понятие о карантине и обсервации.
  • 114. Мероприятия первой врачебной помощи при химических происшествиях.
  • 115. Критерии оценки санитарно-гигиенического состояния территорий чс.
  • 116. Организация, база создания, задачи, состав сил и средств токсикологической бригады.
  • 117. Общие принципы оказания неотложной помощи, антидотная терапия.
  • 118. Органы управления в системе всмк.
  • 119. Ограничительные мероприятия (карантины). Кто устанавливает, показания к установлению.
  • 120. Права должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно- эпидемиологический надзор.
  • 1. Правовая основа обеспечения безопасности жизнедеятельности в рф.

    Безопасность жизнедеятельности человека состояние деятельности человека, характеризующееся отсутствием возможности воздействия неблагоприятных факторов, то есть отсутствием опасности возникновения патогенной ситуации.

    Статья 41

    1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

    3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

    Закон 323 Статья 19 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2012 г.

    Статья 19 . Право на медицинскую помощь

    1. Каждый имеет право на медицинскую помощь.

    2. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

    4. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством Российской Федерации.

    5. Пациент имеет право на:

    1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

    2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

    3) получение консультаций врачей-специалистов;

    4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;

    5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

    6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;

    7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну;

    8) отказ от медицинского вмешательства;

    9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;

    10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;

    11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

    Статья 32 . Медицинская помощь

    1. Медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.

    2. К видам медицинской помощи относятся:

    1) первичная медико-санитарная помощь;

    2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;

    3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;

    4) паллиативная медицинская помощь.

    3. Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:

    1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой,) 2) амбулаторно, в том числе на дому при вызове медицинского работника;

    3) в дневном стационаре

    4) стационарно 4. Формами оказания медицинской помощи являются:

    1) экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;

    2) неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;

    3) плановая - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

    Статья 35 . Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь

    1. оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. оказывается гражданам бесплатно.

    2. оказывается в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях.

    4. При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения

    5. Медицинская эвакуация включает в себя:

    1) санитарно-авиационную эвакуацию, осуществляемую воздушными судами;

    2) санитарную эвакуацию, осуществляемую наземным, водным и другими видами транспорта.

    6. Медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи с проведением во время транспортировки мероприятий по оказанию медицинской помощи, в том числе с применением медицинского оборудования.

    8. Выездными экстренными консультативными бригадами скорой медицинской помощи оказывается медицинская помощь в случае невозможности оказания в указанной медицинской организации необходимой медицинской помощи.

    Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и защиты территорий регламентирует обязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан, закрепляет и регулирует устройство и назначение специальных органов управления в области защиты от ЧС, определяет ответственность всех уровней власти и граждан

    Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция – Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить.

    1. Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68 – ФЗ от 21.12. 1994 г. Настоящий закон определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера. 2. Закон РФ «О гражданской обороне» № 28 – ФЗ от 12.02.1998 г. Данный Федеральный закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны. 3. Постановление Правительства РФ «О создании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» № 1113 от 5.11.1995 г. Органами законодательной и исполнительной власти принят еще ряд важных правовых актов в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. На уровне субъектов РФ приняты правовые акты в развитие федеральных законов применительно к условиям данного региона. На данный момент они приведены в соответствие с федеральным законодательством. Основной проблемой в обосновании правового регулирования безопасности жизнедеятельности является унификация первых вышеуказанных законов.

    Экологическая безопасность . Обеспечение экологической безопасности на территории РФ, формирование и укрепление экологического правопорядка основаны на действии с марта 1992 г. Федерального закона «Об охране окружающей природной среды. Закон содержит свод правил охраны окружающей природной среды в новых условиях хозяйственного развития и регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство. Задачами природоохранительного законодательства являются: охрана природной среды (а через нее и здоровья человека); предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности; оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества. Эти задачи реализуются через три группы норм:

      нормативы качества окружающей среды) ПДК вредных веществ, ПДВ, ПДС)

      экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, влияющей на окружающую среду

      механизм исполнения этих требований.

    Охрана труда . Основы законодательства устанавливают гарантии осуществления права на охрану труда и направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней. Законодательство РФ об охране труда состоит из соответствующих норм Конституции РФ, требований Федерального закона от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (вступил в силу с 1.02.2002 г.) и издаваемых в соответствии с ними законодательных и иных нормативных актов.. На федеральном уровне установлено, что в РФ действует система правовых актов , содержащих единые нормативные требования по охране труда, которые должны соблюдаться федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при проектировании и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. В нее входят: - государственные стандарты (ГОСТы); - система стандартов безопасности труда (ССБТ); - отраслевые стандарты ОСТ ССБТ; - санитарные правила СП; - гигиенические нормативы ГН; - правила безопасности ПБ; - инструкции по безопасности ИБ; - правила по охране труда отраслевые ПОТО; - типовые отраслевые инструкции по охране труда ТОИ. Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утверждают стандарты предприятия системы ССБТ, инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ (ИОТ) на основе государственных правовых актов. ССБТ – комплекс взаимосвязанных стандартов, направленных на обеспечение безопасности труда, сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда. ССБТ устанавливает требования и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов: - к производственному оборудованию; - к производственным процессам; - к средствам защиты работающих. Чрезвычайные ситуации . Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» определяет общие для России организационно-правовые нормы в области защиты населения, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера. Основные цели закона: предупреждение возникновения и развития ЧС, снижение размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС определяется, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств. Постановлениями Правительства РФ от 24 июля 1995 г. № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС» и от 2 ноября 2000 г. № 842 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» определены основные задачи, формы и методы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера. Все население страны делится на категории:

    "

    Тема: Организационные и правовые основы

    Обеспечения жизнедеятельности.

    Введение стр. 3

    1. Законы и подзаконные акты стр. 3

    2. Экологическая безопасность стр. 5

    3. Охрана труда стр. 10

    Заключение стр. 15

    Список использованной литературы стр. 16
    Введение:

    Наука о безопасности жизнедеятельности исследует мир опасностей, действующих в среде обитания человека, разрабатывает системы и методы защиты человека от опасностей. В современном понимании безопасность жизнедеятельности изучает опасности производственной, бытовой и городской среды как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения.

    Основой законодательного обеспечения безопасности является основной закон государства – Конституция Российской Федерации.

    В конституции Российской Федерации базовой статьей является статья 37: «труд свободен».

    Каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать вид деятельности; запрет принудительного труда.

    Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены…"

    Ст.41 Конституции Российской Федерации провозглашает: утверждение права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь;

    «Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни, здоровья людей влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом».

    В Трудовом кодексе Российской Федерации устанавливаются права и обязанности работодателей и работников в отношении охраны труда; оговариваются ограничения к труду в особо тяжелых условиях некоторых групп населения (беременных женщин и т.д.).
    1.Законы и подзаконные акты.
    Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами Российской Федерации (до 1992 г. РСФСР) и входящих в нее республик, а также подзаконные акты: указы президентов, постановления, принимаемые правительствами Российской Федерации (РФ) и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными на то органами. Среди них прежде всего Министерство природных ресурсов РФ, Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, Министерство труда и социального развития РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и их территориальные органы.

    Правовую основу охраны окружающей среды в стране и обеспечение необходимых условий труда составляет закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1991г.), в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее указанный закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Ряд требований по охране труда и окружающей среды зафиксировано в законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1991 г.) и в законе РФ «О защите прав потребителей» (1992 г.).

    Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является закон РФ «Об охране окружающей природной среды» (2002 г.).

    Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды отметим Водный кодекс РФ (1995 г.), Земельный кодекс РФ (2001 г.), законы Российской Федерации «О недрах» (1992 г.) и «Об экологической экспертизе» (1995 г.).

    Среди законодательных актов по охране труда отметим и Трудовой кодекс РФ, устанавливающие основные правовые гарантии в части обеспечения охраны труда.

    Правовую основу организации работ в чрезвычайных ситуациях и в связи с ликвидацией их последствий составляют законы РФ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994 г.), «О пожарной безопасности» (1994 г.), «Об использовании атомной энергии» (1995 г.). Среди подзаконных актов в этой области отметим постановление правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (1995 г.).
    2. Экологическая безопасность
    Обеспечение экологической безопасности на тер­ритории РФ, формирование и укрепление экологи­ческого правопорядка основаны на действии с мар­та 1992 г. федерального закона «Об охране окружа­ющей природной сpeды» в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия. Закон содержит свод правил охраны окружающей природной среды в новых условиях хозяйственного развития и регули­рует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство.

    Задачами природоохранительного законодатель­ства являются: охрана природной среды (а через нее и здоровья человека); предупреждение вредного воз­действия хозяйственной или иной деятельности; оз­доровление окружающей природной среды, улучше­ние ее качества.

    Эти задачи реализуются через три группы норм:

    Нормативы качества окружающей среды,

    Экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, влияющей на окружающую среду,

    Механизм исполнения этих требований.

    К нормативам качества окружающей природной среды относятся предельно допустимые нормы воз­действия (химического, физического, биологическо­го): ПДК вредных веществ, ПДВ, ПДС, нормы ради­ационного воздействия, нормы остаточных химичес­ких веществ в продуктах питания и др. Нормативы утверждаются специально уполномоченными орга­нами государства (в частности, Госсанэпиднадзором России) и обязательны для всех хозяйствующих субъектов.

    Экологические требования предъявляются всем хозяйствующим субъектам независимо от форм соб­ственности и подчиненности, гражданам РФ. Органы охраны Окружающей среды и санэпиднадзора имеют право экологического контроля и наложения запрета деятельности на всех стадиях - проекти­рования, размещения, строительства, ввода в эксп­луатацию, эксплуатации объектов. Закон гаранти­рует право граждан на здоровую и благоприятную природную среду, закрепляет полномочия граждан и общественных экологических объединений в ох­ране окружающей природной среды: требовать предоставление экологической информации, назна­чения экологической экспертизы, обращаться в ад­министративные и судебные органы с заявлением о приостановлении или прекращении деятельности экологически вредных объектов, обращаться с ис­ками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу.

    Механизм реализации Закона выражается в со­четании экономических методов хозяйствования с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей природной среды. Экономи­ческий механизм охраны окружающей среды пред­полагает финансирование, кредитование, льготы при внедрении экологически чистых технологий, при начислении налогов. Это прямые экологические стимулы в охране окружающей природной среды. Влияние на экономический интерес осуществляет­ся через изъятие части денежного дохода в качестве платы за пользование ресурсами, налога на эколо­гически вредную продукцию или продукцию, вы­пускаемую с применением экологически опасных технологий.

    Административно-правовое воздействие реализу­ется через экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пресе­чения вредной деятельности, ответственность за эко­логические правонарушения. Финансирование и осуществление хозяйственных проектов произво­дится только после положительного заключения экологической экспертизы. В случае несоблюдения экологических требований закон предусматривает приостановление деятельности и одновременное прекращение финансирования со стороны кредит­но-финансовых учреждений.

    Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды (мониторинг), государственного, производственного, обществен­ного контроля. Мониторинг организуется с целью наблюдения за происходящими в окружающей природной среде физическими, химическими, био­логическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферы, воздуха, почв, водных объектов, по­следствиями его влияния на растительный и животный мир, обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей природной cpeдe предупреждениями и прогнозами ее состояния.

    Организационную основу службы экологическо­го контроля составляет Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Роскомгидромет) и ее подразделения на мес­тах. В проведении государственного экологического мониторинга участвуют: Госсанэпиднадзор России - в части мониторинга неблагоприятных воз­действий факторов окружающей среды на здоровье человека, Минсельхоз России в части мониторинга загрязнения почв, растительной продукции, вод и снега тяжелыми металлами, пестицидами, нитра­тами в агропромышленном комплексе, а также, Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству, Комитет по геологии, Федеральный надзор России по ядерной и· радиационной безопасности. Основная нагрузка ложится на государственную систему мониторинга Росткомгидромета. В ее состав входит сеть пунктов режимных наблюдений за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, повер­хности вод, морской среды, лесной растительности, за химическим составом осадков, снежного покрова, уровнем радиации.

    Основные положения производственного эколо­гического контроля были введены постановлени­ем правительства СССР 1968 года « О мeрax по даль­нейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране». Постановление пре­дусматривало организацию лаборатории в составе заводских лабораторий для постоянного контроля за соблюдением санитарно-гигиенических нормативов в цехах, а также за загрязнением атмосфер­ного воздуха, почвы и водоемов промышленными выбросами. В соответствии с федеральным законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990) предприятия получили самостоя­тельность в определении структуры и финансиро­вания своих подразделений. Однако обязанностью всех предприятий и предпринимателей является проведение экологического контроля производства и недопущение загрязнения окружающей среды, выпуск продукции, не приносящей вреда здоровью человека.

    Органы охраны окружающей среды и санэпиднадзора имеют право налагать запрет на размеще­ние проекта, совместно с органами власти прини­мать меры административно-правового пресечения вредной деятельности, привлекать виновников к от­ветственности за экологические правонарушения.

    Система стандартов. Охрана природы. ГОСТ 17.0.0.00 устанавливает требования к природо­пользователям элементов биосферы (атмосферы, гидросферы, почвы) в части защиты их от антро­погенного воздействия. Государственные стандарты являются основными нормативно-техническими документами, устанавливающими общие требова­ния к конкретным видам природопользования. Государственные стандарты дают признаки и методи­ки определения степени воздействия на окружаю­щую среду различных загрязнителей.

    Система государственных стандартов включает более 200 стандартов, касающихся охраны окружа­ющей среды. Она подразделяется на несколько групп стандартов и обеспечивает применение единых и обя­зательных методов и правил охраны природы. Стан­дарты нулевого комплекса ГОСТ 17.0.0.01 и другие составляют группу организационно-методических стандартов. Так, ГОСТ 17.0.0.04-90 регламентиру­ет основные положения экологического паспорта предприятия.

    Стандарты в области охраны вод объединяются в первый комплекс - ГОСТ 17.1.1.01 и другие; а, на­пример, ГОСТ 17.1.3.07. Правила контроля каче­ства воздуха населенных пунктов - в третий. К четвертому комплексу относятся стандарты в области охраны и рационального использования почв, к пятому - использования земли, к шестому - ох­раны растительности.

    Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды» дополняется законодательными актами, конкретизирующими его положения. В 1992 году принят «Порядок разработки и утверж­дения экологических нормативов выбросов и сбро­сов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ре­сурсов, размещения отходов». В 1993 году принят Указ «Об образовании Межведомственной комиссии Совета безопасности РФ по экологической безопас­ности». В 1994 году «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению ус­тойчивого развития.

    Проблема охраны окружающей среды имеет гло­бальный характер. В Декларации Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей че­ловека среды (1972) сформулированы 26 принци­пов, положенных в основу международного эколо­гического сотрудничества. Декларация провозгла­сила право человека на жизнь в благоприятной окружающей среде. Природные ресурсы Земли дол­жны быть сохранены на благо нынешнего и буду­щих поколений.

    Конференция ООН в 1992 году в Рио-де-Жанейро единодушно приняла Декларацию по окружаю­щей среде и развитию, провозгласившую цель установить новое, справедливое глобальное партнерство для сохранения, защиты и восстановления здорового состояния и целостности экосистемы Земли.

    Российской Федерацией приняты к исполнению, в частности:

    Протокол 1985 года о сокращении выбросов серы или их трансграничных потоков, Протокол 1988 года об ограничении выбросов окислов азота или их трансграничных потоков.

    Россия стала членом многосторонних конвенций, таких как конвенция о защите Черного моря от заг­рязнений (1992г.), об охране морской среды Бал­тийского моря (1992г.), конвенции о трансгранич­ном воздействии промышленных аварий и др.

    3. Охрана труда
    Основы законодательства Российской Федерации об охране труда обеспечивают единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчинен­ности. Основы законодательства устанавливают гарантии осуществления права на охрану труда и направлены на создание условий труда, отвечаю­щих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе· трудовой деятельности и в связи с ней.

    Охрана труда - это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-техни­ческие, санитарно-гигиенические, лечебно-профи­лактические, реабилитационные и иные мероприятия.

    Законодательство РФ об охране труда состоит из соответствующих норм Конституции РФ, основ за­конодательства РФ об охране труда и издаваемых в соответствии с ними законодательных и иных нор­мативных актов.

    Основные направления государственной политики в области охраны труда:

    Признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятий;

    Установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной де­ятельности и ведомственной подчиненности;

    Государственное управление деятельностью в области охраны труда, включая государственный надзор и контроль за соблюдением законов и иных нормативных актов об охране труда;

    Общественный контроль за соблюдением за­конных прав и интересов работников в области ох­раны труда, осуществляемый через профессиональ­ные союзы и иные представительные органы;

    Защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или полу­чивших профессиональные заболевания, а также членов их семей;

    Проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание здоровых и безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасной техники и технологий, средств коллективной. и ин­дивидуальной защиты;

    Применение экономических санкций в целях соблюдения предприятиями и работниками норма­тивных требований по охране труда.

    Каждый работник имеет право на охрану труда, в том числе:

    На рабочее место, защищенное от воздействия вредных или опасных производственных факторов;

    На возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением им трудовых обязанностей;

    На обучение безопасным методам и приемам труда за счет работодателя и др.

    Государство в лице органов законодательной, ис­полнительной и судебной властей гарантирует пра­во на охрану труда работникам, участвующим в трудовом процессе по трудовому договору (контакту) с работодателем. Условия трудового договора (контакта) должны соответствовать требованиям законодательных и нормативных актов по охране труда.

    В 1994г. была создана межведомственная ко­миссия на уровне заместителей министров и ведомств РФ для координации деятельности мини­стерств и ведомств РФ, привлечения компетентных организаций, ученых и специалистов в целях реализации Основ законодательства РФ об охране труда.

    На федеральном уровне установлено, что в РФ дей­ствует система правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда, которые должны соблюдаться федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждени­ями и организациями всех форм собственности при проектировании и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, раз­работке технологических процессов, организации производства и труда. В нее входят:

    Государственные стандарты (ГОСТы) РФ;

    Система стандартов безопасности труда (ССБТ);

    Отраслевые стандарты ОСТ ССБТ;

    Санитарные правила СП;

    Гигиенические нормативы ГН;

    Правила безопасности ПБ;

    Инструкция по безопасности ИБ;

    Правила по охране труда отраслевые ПОТО;

    Типовые отраслевые инструкции по охране труда ТОИ.

    Органы государственной власти субъектов РФ на основе государственных правовых актов, содержа­щих требования по охране труда, разрабатывают и утверждают соответствующие нормативные правовые акты по охране труда.

    Предприятия, учреждения и организации разрабaтывают и утверждают стандарты предприятия, системы ССБТ, инструкции по охране труда для ра­ботников и на отдельные виды работ (ИОТ) на осно­ве государственных, правовых актов.

    Профессиональные союзы в лице их соответству­ющих органов и иные уполномоченные работника­ми представительные органы имеют право прини­мать участие в разработке и согласовании норматив­ных правовых актов по охране труда.

    ССБТ - комплекс взаимосвязанных стандартов, направленных на обеспечение безопасности труда, сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

    ССБТ устанавливает требования и нормы по ви­дам опасных и вредных производственных факто­ров:

    Требования безопасности к производственно­му оборудованию;

    Требования безопасности к производственным процессам;

    Требования к средствам защиты работающих.

    Система стандартов безопасности труда ССБТ на­считывает несколько сот государственных и отрас­левых стандартов. На основе ССБТ создаются новые безопасные техника и технологии, планируются и осуществляются мероприятия по улучшению сани­тарно-гигиенических условий труда на рабочих ме­стах, осуществляется контроль состояния условий и охраны труда.

    Обеспечение безопасности производственного оборудования и технологических процессов долж­но достигаться при ведением их в соответствие с тре­бованием ССБТ.

    Стандарты предприятий по безопасности труда (СТПБТ) являются составной частью ССБТ. Стан­дарт предприятия регламентирует организацию работы по обеспечению безопасности труда на предприятии.

    Инструкция по охране труда (ИОТ) является нормативным документом, устанавливающим тре­бования безопасности при выполнении работ в про­изводственных помещениях и в иных местах, где работающие выполняют порученную им работу или служебные обязанности. Инструкции могут разрабатываться как для работающих отдельных профес­сий, так и для отдельных видов работ. Инструкции должны включать только те требования, которые касаются безопасности труда и выполняются самими работающими.

    Инструкции разрабатываются на основе типовых инструкций, требований безопасности, изложенных в эксплуатационной документации используемых технических средств, а так же с учетом конкретных условий работы.

    Требования ИОТ являются обязательными для работающих. Невыполнение их рассматривается как нарушение производственной дисциплины.

    Для организации работы по охране труда на предприятии создаются в случае необходимости служ­бы охраны труда или привлекаются специалисты по охране труда на договорной основе. Структура и численность работников службы охраны труда предприятия определяется работодателем с учетом рекомендаций государственного органа управления ох­раной труда.

    Ответственность за состояние условий и охраны труда на предприятии возлагается на работодателя. В обязанности работодателя входит обеспечение бе­зопасности оборудования, технологических процес­сов и применяемых сырья и материалов, выполне­ние требований законодательства и нормативных актов, в частности, организация медицинских ос­мотров при поступлении на работу и периодических осмотров в процесс е работы.

    Оценка фактического состояния условий труда производится на основании данных аттестации ра­бочих мест или специальных инструментальных за­меров уровней факторов производственной среды, которые отражаются в карте условий труда на ра­бочем месте.

    Превышение ПДК и ПДУ на рабочих местах счи­тается нарушением норм и правил по охране труда.

    Государственное управление ОТ, надзор и контроль осуществляет государственный орган, полно­мочия которого определяются Президентом РФ и по его поручению Правительством РФ. Нормы и правила ОТ, утверждаемые этим государственным органом управления ОТ, обязательны для исполнения на территории РФ предприятиями всех форм собственности.

    Правовые нормы в области защиты населения всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации, объектов произ­водственного и социального назначения, а также ок­ружающей при родной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    Основные цели закона: предупреждение возникновения и развития ЧС, снижение размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС.

    Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите насе­ления от чрезвычайных ситуаций.

    Президент вносит на рассмотрение Совета Безопас­ности РФ и принимает с учетом его предложений ре­шение по вопросу предупреждения и ликвидации ЧС, а также по вопросам преодоления их послед­ствий, вводит при необходимости и в соответствии с Конституцией чрезвычайное положение.

    Федеральное собрание Российской Федерации утверждает ассигнования на финансирование ме­роприятий, проводит парламентские слушания по вопросам защиты населения и территории от чрез­вычайных ситуаций.
    Заключение
    Правовые основы безопасности жизнедеятельности имеют иерархическое строение, то есть требования верхних уровней должны быть учтены при разработке нижних, конкретных подзаконных актов.

    Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами Российской Федерации, а также подзаконные акты: указы президентов, постановления, принимаемые правительствами Российской Федерации (РФ) и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными на то органами.

    Объектами стандартизации на предприятиях являются: организация работ по охране труда, контроль состояния условий труда, порядок стимулирования работы по обеспечению безопасности труда; организация обучения и инструктажа работающих по безопасности труда; организация контроля за безопасностью труда и всех других работ, которыми занимается служба охраны труда.
    Список использованной литературы:

    1. Безопасность жизнедеятельности. /под ред. Э.А. Арустамова. – М.: Юнити, 2006

    2. Белов С.В., Морозова Л.Л., Сивков В.П. Безопасность жизнедеятельности. – М.: Высшая школа, 2001.

    Введение.......................................................................................... 2

    1. Правовые основы БЖД............................................................. 3

    1.1.Законы и подзаконные акты................................................... 3

    1.2. Нормативно-техническая документация............................ 4

    2. Управление ЧС......................................................................... 12

    3. Международное сотрудничество.......................................... 15

    Заключение.................................................................................... 17

    Список использованной литературы........................................ 18

    Введение

    Наука о безопасности жизнедеятельности исследует мир опасностей, действующих в среде обитания человека, разрабатывает системы и методы защиты человека от опасностей. В современном понимании безопасность жизнедеятельности изучает опасности производственной, бытовой и городской среды как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения.

    Основой законодательного обеспечения безопасности является основной закон государства – Конституция Российской Федерации.

    В конституции Российской Федерации базовой статьей является статья 37: "труд свободен".

    Каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать вид деятельности; запрет принудительного труда.

    Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены…"

    Ст.41 Конституции Российской Федерации провозглашает:

    · утверждение права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь;

    "Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни, здоровья людей влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом".

    В Трудовом кодексе Российской Федерации устанавливаются права и обязанности работодателей и работников в отношении охраны труда; оговариваются ограничения к труду в особо тяжелых условиях некоторых групп населения (беременных женщин и т.д.).

    1. Правовые основы БЖД

    1.1.Законы и подзаконные акты

    Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами Российской Федерации (до 1992 г. РСФСР) и входящих в нее республик, а также подзаконные акты: указы президентов, постановления, принимаемые правительствами Российской Федерации (РФ) и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными на то органами. Среди них прежде всего Министерство природных ресурсов РФ, Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, Министерство труда и социального развития РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и их территориальные органы.

    Правовую основу охраны окружающей среды в стране и обеспечение необходимых условий труда составляет закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1991 г.), в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее указанный закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Ряд требований по охране труда и окружающей среды зафиксировано в законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1991 г.) и в законе РФ «О защите прав потребителей» (1992 г.).

    Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является закон РФ «Об охране окружающей природной среды» (2002 г.).

    Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды отметим Водный кодекс РФ (1995 г.), Земельный кодекс РФ (2001 г.), законы Российской Федерации «О недрах» (1992 г.) и «Об экологической экспертизе» (1995 г.).

    Среди законодательных актов по охране труда отметим и Трудовой кодекс РФ, устанавливающие основные правовые гарантии в части обеспечения охраны труда.

    Правовую основу организации работ в чрезвычайных ситуациях и в связи с ликвидацией их последствий составляют законы РФ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994 г.), «О пожарной безопасности» (1994 г.), «Об использовании атомной энергии» (1995 г.). Среди подзаконных актов в этой области отметим постановление правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (1995 г.).

    1.2. Нормативно-техническая документация

    Нормативно-техническая документация по охране окружающей среды включает федеральные, республиканские, местные санитарные нормы и правила Министерства здравоохранения РФ, строительные нормы и правила Комитета по строительной, архитектурной и жилищной политике РФ, систему стандартов «Охрана природы», документы Министерства природных ресурсов РФ, Государственного комитета РФ по охране окружающий среды, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

    Санитарные нормы устанавливают ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в воде различного назначения, а также предельные уровни физических воздействий на окружающую среду (шума, вибрации, инфразвука, электромагнитных полей и излучений от различных источников, ионизирующих излучений).

    В системе строительных норм и правил рассмотрены нормы проектирования сооружений различного назначения, учитывающие требования охраны окружающей среды и рационального природопользования. В группе 12 части 2 системы представлены нормы отвода земель под различные строительные объекты. Особо отметим СНиП 2.04.03–85 «Канализация. Наружные сети и сооружения», в котором подробно рассмотрены мероприятия и устройства по очистке сточных вод, их обеззараживанию, а также по утилизации осадков, полученных при очистке (группа 04 части 2 системы СНиПов).

    Система стандартов «Охрана природы» – составная часть государственной системы стандартизации (ГСС), ее 17-я система. Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов–совокупность взаимосвязанных стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природных ресурсов. Эта система разрабатывается в соответствии с действующим законодательством с учетом экологических, санитарно-гигиенических, технических и экономических требований.

    Система стандартов в области охраны природы состоит из 10 комплексов стандартов. Кодовое название комплекса: 0 – организационно-методические стандарты; 1 –гидросфера, 2–атмосфера, 3 –биологические ресурсы, 4 –почвы, 5 –земли, 6 –флора, 7 – фауна, 8–ландшафты, 9–недра. Каждый комплекс стандартов, начиная с комплекса «гидросфера» и кончая комплексом «недра», включает в себя шесть групп стандартов (табл. 1).

    Классификация системы стандартов в области охраны природы

    Обозначение стандартов в области охраны природы состоит из номера системы по классификатору, шифра комплекса, шифра группы, порядкового номера стандарта и года регистрации стандарта. Так, стандарт на предельно допустимый выброс СО бензиновых двигателей автомобилей стоит в комплексе 2 группа 2, обозначение его ГОСТ 17.2.2.03–87.

    Нормативно-техническая документация по охране труда включает правила по технике безопасности и производственной санитарии, санитарные нормы и правила, стандарты системы стандартов безопасности труда, инструкции по охране труда для рабочих и служащих.

    Согласно Трудовому кодексу РФ, правила по охране труда подразделяются на единые, межотраслевые и отраслевые. Единые распространяются на все отрасли экономики. Они закрепляют важнейшие гарантии обеспечения безопасности и гигиены труда, которые одинаковы для всех отраслей. Межотраслевые закрепляют важнейшие гарантии обеспечения безопасности и гигиены труда в нескольких отраслях, либо в отдельных видах производства, либо при отдельных видах работ (например, на отдельных типах оборудования во всех отраслях).

    Инструкции по охране труда делятся на типовые (для рабочих основных профессий отраслей) и действующие в масштабах предприятия, организации или учреждения.

    Система стандартов безопасности труда (ССБТ) –одна из систем государственной системы стандартизации (ГСС). Шифр (номер) этой системы ГСС–12. В рамках этой системы производятся взаимная увязка и систематизация всей существующей нормативной и нормативно-технической документации по безопасности труда, в том числе многочисленных норм и правил по технике безопасности и производственной санитарии как федерального, так и отраслевого значения. ССБТ представляет собой многоуровневую систему взаимосвязанных стандартов, направленную на обеспечение безопасности труда.

    Стандарты подсистемы 0 устанавливают: цель, задачи, область распространения, структуру ССБТ и особенности согласования стандартов ССБТ; терминологию в области охраны труда; классификацию опасных и вредных производственных факторов; принципы организации работы по обеспечению безопасности труда в промышленности. Большую часть этой подсистемы составляют стандарты предприятий (СТП).

    Управление безопасностью жизнедеятельности в техносфере — это целенаправленная деятельность государственных, отраслевых органов и ведомств, а также отдельных объединений, организаций, коллективов по обеспечению нормальных условий жизнедеятельности людей, их защите от любых опасностей и вредных факторов, предотвращению чрезвычайных ситуаций техногенного характера и ликвидации их последствий.

    Основой управления является решение , которое определяет порядок и способы принимаемых действий и мер по обеспечению безопасности жизнедеятельности в техносфере. Можно сказать, что обеспечение безопасности жизнедеятельности в техносфере в конечном счете определяется правильностью и своевременностью принимаемых управленческих решений, оформляемых в нормативно-правовые акты.

    Правовые, нормативные и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности

    Законодательство РФ об основывается на и состоит из федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Среди них можно выделить федеральный закон “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” . Для реализации этих законов приняты Постановления Правительства РФ “О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда”, “О службе охраны труда”, “О Федеральной инспекции труда” и др.

    Управление охраной труда осуществляет блок федеральных органов исполнительной власти, руководимый Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития). Оно осуществляет функции государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития, социального страхования, условий и охраны труда и т. д.

    Функции по контролю и надзору, которые ранее осуществлялись Санэпиднадзором Минздрава России, переданы Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

    Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) осуществляет функции по надзору и контролю в сфере труда, а также государственный надзор и контроль за соблюдением, в частности, трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве.

    Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию (Росздрав) организует деятельность по установлению связи заболевания с профессией, государственной службы медико-социальной экспертизы и др.

    Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) осуществляет контроль за порядком организации осуществления медико-социальной экспертизы; порядком установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и др.

    Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) — государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства; организует деятельность системы санитарно-эпидемиологической службы РФ.

    Правовую основу организации работ в чрезвычайных ситуациях и ликвидации их последствий составляет закон Российской Федерации “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” (1994), который определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты ее граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    В федеральном законе “О пожарной безопасности” (1994) определяются общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в России , дается регулирование отношений между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, крестьянскими хозяйствами и иными юридическими лицами независимо от форм собственности. Федеральный закон “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” (1997) определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций к локализации последствий аварий.

    Федеральный закон “О радиационной безопасности населения” (1995) характеризует правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья.

    Федеральный закон “О гражданской обороне” (1998) отражает задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления , полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления организаций независимо от форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.

    Среди подзаконных актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций выделяется Постановление Правительства РФ “О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций” (1995), в котором определены принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействие основных элементов, а также регулируются основные вопросы функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (). В Москве принят закон города Москвы “О защите населения и территорий города от и ”, а также постановления, среди которых важнейшими являются: “Об индексации платы за загрязнение окружающей природной среды”, “О ставках платы и порядке исчисления платежей за загрязнение окружающей природной среды на территории Москвы”, “О ходе работ по созданию автоматизированной системы экомониторинга”, “О мерах по обеспечению взрывобезопасности на промышленных объектах Москвы”.

    Управление безопасностью жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях осуществляет Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), которое реализует государственную политику в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляет координацию деятельности государственных и местных органов в этой области. Управление безопасностью в чрезвычайных ситуаций обеспечивается единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

    Постоянно действующими органами управления Московской городской системы чрезвычайных ситуаций МГСЧС являются:
    1. на городском уровне — Главное управление МЧС России по Москве;
    2. на уровне административных округов города Москвы — структурные подразделения Главного управления МЧС России по Москвы, осуществляющие свою деятельность на территории соответствующих административных округов города Москвы;
    3. на уровне районов города Москвы — структурные подразделения управ районов, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;
    4. на объектовом уровне — структурные подразделения или работники, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

    Постоянно действующие органы управления МГСЧС создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления МГСЧС определяются соответствующими положениями о них и другими документами указанных органов управления.

    Органами повседневного управления силами и средствами МГСЧС являются:
    • Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Москве, Центр управления силами Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Москве и специальное структурное подразделение Управления гражданской защиты Москвы для оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях, объединяемые в Единый дежурно-диспетчерский центр реагирования на чрезвычайные ситуации города Москвы;
    • дежурно-диспетчерские службы отраслевых и функциональных органов исполнительной власти города Москвы, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и организаций, объединяемые в Единую систему оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях города Москвы.

    Указанные органы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    Размещение органов повседневного управления МГСЧС в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

    МЧС России осуществляют надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне и пожарной безопасности (за исключением пожарного надзора на подземных объектах и при ведении взрывных работ), а также защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий.

    Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере

    Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере регламентирует обязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан, закрепляет и регулирует структуру и назначение специальных органов управления в области защиты от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, определяет ответственность всех уровней власти и граждан. Она направлена на то, чтобы каждый гражданин страны знал основные положения законодательства и был защищен им, чтобы его повседневное поведение строго соответствовало правовым нормам.

    Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, в том числе и в техносфере, является Конституция — Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны ей противоречить; гарантом Конституции Российской Федерации является Президент.

    Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере являются:

    • федеральные законы;
    • указы Президента Российской Федерации;
    • постановления Правительства Российской Федерации;
    • приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств и ведомств;
    • правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (указы, постановления):
    • приказы (распоряжения) руководителей организаций (учреждений, объектов).

    Правовой основой обеспечения безопасности в техносфере является целый ряд федеральных законов:

    • «О безопасности гидротехнических сооружений»;
    • «О безопасности дорожного движения»;
    • «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
    • «О газоснабжении в Российской Федерации»;
    • «О пожарной безопасности»;
    • «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
    • «О радиационной безопасности населения»;
    • «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
    • «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»;
    • «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».

    Для реализации требований законов необходимо принятие подзаконных актов, определяющих порядок их исполнения. Подзаконными актами исполнения могут быть постановления Правительства Российской Федерации и правительств субъектов Российской Федерации. а также постановления специально уполномоченных органов в области управления безопасностью жизнедеятельности, в частности, об утверждении разного рода положений и правил.

    Основные постановления Правительства Российской Федерации в области обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере:

    • «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов»;
    • «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
    • «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
    • «О силах и средствах Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
    • «О Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности»;
    • «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
    • «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)».

    Для осуществления практической деятельности в области обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере необходимы нормативы и правила ведения соответствующих работ, позволяющие их обеспечить. Это прежде всего нормативы качества среды обитания человека, нормативы допустимых нагрузок на природные среды, оборудование, здания и сооружения. Такого рода документация разрабатывается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России), Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России). Министерством регионального развития Российской Федерации (Минрегион России), Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегули- рование). Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и специально уполномоченными органами управления по отдельным направлениям обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере.

    Документация Минздравсоцразвития России включает в себя гигиенические нормативы (ГН), санитарные нормы (СН), санитарные правила (СП), Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) — санитарные правила и нормы (СаНПиНы), Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии — Государственные стандарты (ГОСТ), Минрегиона России — строительные нормы и правила (СНиП). На уровне отраслей это ОСТы, правила и т.д. Законы и подзаконные акты объединяются понятием «нормативные правовые акты».

    Правовые основы безопасности жизнедеятельности имеют иерархическое строение, то есть требования верхних уровней должны быть учтены при разработке нижних, конкретных подзаконных актов.

    Государства, входящие в межгосударственные объединения (например, ООН), должны учитывать международные соглашения и декларации при разработке своего внутреннего правового поля. Так, например, в Конституции должны быть учтены такие статьи "Всеобщей декларации прав человека" как:

    • статья N 3 "Каждый человек имеет право на жизнь...";
    • статья N 23 "Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия..." и т.п.

    Упрощенно существующую иерархию в правовом пространстве БЖД можно представить следующим образом.

    1.Высший уровень иерархии представлен Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года. Конституция РФ включает ряд статей, посвящённых охране труда, природы и здоровья человека.

    2.Кодексы законов и отдельные законы РФ. Так, например, 9 декабря 1971 года был принят кодекс законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ), а 23 июня 1999 года принят федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации".

    3.Указы и распоряжения Президента РФ.

    4.Постановления и распоряжения Правительства РФ;

    5.Система стандартов безопасности труда (ССБТ), строительные нормы и правила (СНиП), санитарные нормы (СН), санитарные правила (СП), гигиенические нормы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН) и др.

    6.Инструкции, правила, памятки, руководства, методические указания и т.п. Высшая судебная власть в России осуществляется Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ. Надзор за исполнением законности осуществляет институт прокуратуры РФ.

    2. Законодательные основы охраны труда

    В основном законе нашего государства. Конституции Российской Федерации, принцип охраны труда определён в статье 37: "...Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены...".

    В "Кодексе законов о труде Российской Федерации" отражены следующие вопросы:

    • в главе Х - "Охрана труда";
    • в главе XI - "Труд женщин";
    • в главе XII - "Труд молодёжи".

    Основные принципы государственной политики в области охраны труда представлены в федеральном законе РФ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", принятом 23 июня 1999 года. В частности:

    • признание приоритета жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности;
    • государственное управление и координация деятельности в области охраны труда, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
    • установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности;
    • обеспечение общественного контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда;
    • обязательность расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    • обучение безопасным методам труда и подготовка специалистов в области охраны труда;
    • гарантирование компенсаций за вред, причинённый работникам другие принципы.

    Дополнительные условия охраны труда рассматриваются при составлении коллективного договора и контракта, т.е. индивидуального трудового договора (КЗоТ РФ, глава 3).

    Правительством Российской Федерации 12 августа 1994 года принято постановление N937 "О государственных нормативных требованиях по охране труда в Российской Федерация", которым утверждён перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда в Российской Федерации.

    Этим же постановлением установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда, обязательные для применения при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

    Согласно постановлению, можно выделить следующие виды нормативных правовых актов по охране труда (в скобках приводятся сокращённые обозначения).

    1.Государственные стандарты Системы Стандартов Безопасности Труда (ГОСТ Р ССБТ) - утверждают Госстандарт России и Минстрой России.

    2.Отраслевые стандарты системы стандартов безопасности труда (ОСТ ССБТ) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.

    3.Санитарные правила (СП), санитарные нормы (СН), гигиенические нормативы (ГН) и санитарные правила и нормы (СанПиН) - утверждает Госкомсанэпиднадзор России.

    4.Строительные нормы и правила (СНиП) - утверждает Минстрой России.

    5.Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ) - утверждают федеральные органы надзора в соответствии с их компетенцией.

    6.Правила по охране труда межотраслевые (ПОТ М) - утверждает Минтруд России.

    7.Межотраслевые организационно-методические документы (положения, рекомендации, указания) - утверждают Минтруд России и федеральные органы надзора.

    8.Правила по охране труда отраслевые (ПОТ О) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.

    9.Типовые отраслевые инструкции по охране труда (ТОИ) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.

    10.Отраслевые организационно-методические документы (положения, указания, рекомендации) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.

    Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе государственных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, разрабатывают и утверждают соответствующие нормативные правовые акты по охране труда.

    Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утверждают стандарты предприятия системы стандартов безопасности труда (СТП ССБТ), инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ (ИОТ) на основе государственных нормативных правовых актов и соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

    Профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право принимать участие в разработке и согласовании нормативных правовых актов по охране труда.

    3. Инструкции по охране труда на предприятии

    Сложность современного производства требует комплексного подхода к охране труда. В этих условиях предприятие решает следующие задачи:

    • обучение работающих вопросам охраны труда;
    • обеспечение безопасности производственного оборудования;
    • обеспечение безопасности зданий и сооружений;
    • обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты;
    • обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха;
    • обеспечение безопасности производственных процессов;
    • нормализация условий труда и др.

    Одним из важнейших направлений охраны труда на предприятиях является обеспечение работников инструкциями по охране труда. Данная работа должна осуществляться в соответствии с "Методическими указаниями по разработке правил и инструкций по охране труда", утверждёнными постановлением Минтруда РФ N 129 от 1 июля 1993 года.

    Инструкция по охране труда - нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда при выполнении работ в производственных помещениях, на территории предприятия, на строительных площадках и в иных местах, где производятся эти работы или выполняются служебные обязанности.

    Инструкции по охране труда могут быть типовые (отраслевые) для работников предприятий, участков и конкретного рабочего места. Инструкции по охране труда разрабатываются на основе межотраслевых и отраслевых правил по охране труда и не должны им противоречить.

    Утверждённые инструкции для работников учитываются службой охраны труда предприятия в журнале учёта. Надзор и контроль за соблюдением правил и инструкций по охране труда осуществляется федеральными органами надзора.

    Инструкции для работников по профессиям и на отдельные виды работ разрабатываются в соответствии с утверждённым работодателем перечнем, который составляется при участии руководителей подразделений, служб главных специалистов и др. Разработка инструкций для работников осуществляется на основе приказа работодателя.

    Инструкции для работников разрабатываются руководителями подразделений (цехов, отделов, лабораторий и др.).

    Служба охраны труда организации осуществляет контроль за своевременной разработкой и пересмотром инструкций для работников, а также оказывает методическую помощь разработчикам.

    Типовая инструкция и инструкция для работников должны содержать следующие разделы:

    • общие требования безопасности;
    • требования безопасности перед началом работ;
    • требования безопасности во время работы;
    • требования безопасности в аварийных ситуациях;
    • требования безопасности по окончанию работы.

    Инструкции для работников не должны содержать ссылок на какие-либо нормативные акты, кроме ссылок на другие инструкции для работников, действующие на данном предприятии. В инструкциях не должны применяться слова, подчёркивающие особое значение отдельных требований (например, "категорически", "особенно", "строго" и т.п.), так как все требования инструкции должны выполняться работниками в равной степени. Замена слов в тексте буквенным сокращением допускается при условии полной расшифровки.

    Если безопасность выполнения работы обусловлена определёнными нормами, то они должны быть указаны в инструкции (величина зазора, расстояния и т.п.).

    Проверка инструкций на соответствие требованиям действующих государственных стандартов, санитарных норм и правил должна проводиться не реже одного раза в 5 лет.

    Проверка инструкций для работников по профессиям или по видам работ, связанным с повышенной опасностью, должна проводиться не реже одного раза в 3 года.

    Если в течение срока действия инструкции условия труда работников на предприятии не изменились, то приказом работодателя действие инструкции продлевается на следующий год, о чём делается запись на первой странице инструкции (штамп "Пересмотрено", дата и подпись лица, ответственного за пересмотр инструкции).

    Выдача инструкций руководителям подразделений организации производится службой охраны труда с регистрацией в журнале учёта выдачи инструкций.

    У руководителя подразделения организации должен постоянно храниться комплект действующих в подразделении инструкций для работников всех профессий и по всем видам работ.

    Инструкции работникам могут быть выданы на руки под расписку в личной карточке инструктажа для изучения при первичном инструктаже, либо вывешены на рабочих местах или участках, либо храниться в ином месте, доступном для работников.

    Контроль организации охраны труда на предприятии осуществляется:

    • работодателем и руководителями подразделений;
    • через совместный административно-общественный контроль;
    • через контроль вышестоящей организации;
    • инспекторами государственного специального надзора (Госгортехнадзор, Госэнергонадзор, Госсанэпиднадзор, Госатомнадзор и др.);
    • инспекторами государственной службы по охране труда (государственные инспекторы Рострудинспекции и работники подразделения по охране труда органа по труду субъекта Федерации);
    • через смотры по охране труда и технике безопасности.

    4. Государственный надзор и общественный контроль за охраной труда

    В основе государственного надзора и общественного контроля за охраной труда лежит законодательная база: "Конституция РФ", федеральный закон "Об основах охраны труда в РФ", "КЗоТ РФ", а также ряд указов Президента РФ, постановления Правительства РФ, Министерства труда РФ и др.

    Общий надзор за исполнением законов о труде и охране труда в Российской Федерации осуществляет прокуратура.

    Указом Президента РФ N850 от 4 мая 1994 года государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда возложен на Федеральную инспекцию труда при Министерстве труда РФ. В настоящее время Федеральная инспекция труда действует в соответствии с "Положением о Федеральной инспекции труда", утвержденным постановлением Правительства РФ N78 от 28 января 2000 года.

    В соответствии с данным "Положением", государственные правовые инспекторы труда и государственные инспекторы по охране труда имеют право:

    • беспрепятственно посещать любые предприятия, проводить расследования несчастных случаев на предприятиях;
    • получать информацию, приостанавливать работу;
    • выдавать должностным лицам предприятий обязательные для исполнения предписания и налагать штрафы на должностных лиц, виновных в нарушении законодательных и иных нормативных актов по охране труда.

    Постановлением Министерства труда РФ N58 от 30 октября 1995 года утверждено "Примерное положение о подразделении по охране труда органа исполнительной власти по труду субъекта РФ". В соответствии с этим положением, работники данного подразделения осуществляют управление, руководство и организацию в области охраны труда на соответствующей территории субъекта Федерации. Для осуществления своих обязанностей эти работники имеют соответствующие права и полномочия:

    • беспрепятственно посещать предприятия всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчинённости;
    • получать необходимую информацию.

    Общественный контроль осуществляют профсоюзы или иные представительные органы коллектива и, в соответствии с федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (ст. 22) и "Рекомендациями по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива" (утверждёнными Постановлением Минтруда РФ N30 от 8 апреля 1994 года), имеют право:

    • контролировать выполнение работодателем законодательства по охране труда;
    • проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников предприятия;
    • принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве, а также осуществлять самостоятельное их расследование, получать информацию о состоянии условий и охраны труда на предприятии;
    • предъявлять требования о приостановке работ при угрозе жизни и здоровью работников, выдавать работодателю обязательные к рассмотрению представления по устранению выявленных нарушений законодательства об охране труда;
    • контролировать выполнение коллективного договора в пунктах, где отражены вопросы условий труда и охраны труда, принимать участие при разработке нормативных актов по охране труда;
    • обращаться в соответствующие органы о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушениях требований по охране труда, принимать участие в рассмотрении трудовых споров по охране труда.

    Список литературы

    1.Безопасность жизнедеятельности. Конспект лекций. Ч. 2/ П.Г. Белов, А.Ф. Козьяков. С.В. Белов и др.; Под ред. С.В. Белова. -М.: ВАСОТ. 1993.

    2.Безопасность жизнедеятельности/ Н.Г. Занько. Г.А. Корсаков, К. Р. Малаян и др. Под ред. О.Н. Русака. -С.-П.: Изд-во Петербургской лесотехнической академии, 1996.

    3.Белов С.В., Морозова Л.Л., Сивков В.П. Безопасность жизнедеятельности. Ч. 1.--М. ВАСОТ, 1992

    4.Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности-наука о выживании в техносфсре -М.: ВИНИТИ, Обзорная информация. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях, 1996. вып. 1.

    5.Белов С.В. Техносфера: аспекты безопасности и экологичности. - М.: Вестник МГТУ. 1998, сер. ЕН.№1.

    6.Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. Т. 1: Пер с англ. - М.: Мир, 1993.

    7.Рамад Ф. Основы прикладной экологии: Пер. с франц. -Л.: Гидрометеоиздат, 1981.

    8.Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. -М.: изд-во ИЦ «Россия молодая» -Экология, 1992.

    9.Русак О.Н. Введение в охрану труда. -Л.: изд-во Ленинград, лесотехнической академии, 1982.


    © 2024
    artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав