03.07.2020

Угрозы национальной безопасности рф в экономической сфере. Национальная безопасность и национальные интересы россии. обжд. К угрозам национальной безопасности РФ относятся


Анализ положений Стратегии национальной безопасности РФ выявляет основные внешние и внутренние угрозы национальной безопасности, имеющие комплексный взаимосвязанный характер.

Во внешнеполитическом плане со стороны США и их союзников оказывается противодействие с целью сохранения своего доминирования в мировых делах. Реализуемая ими политика сдерживания России предусматривает оказание на нее политического, экономического, военного и информационного давления.

Процесс формирования новой полицентричной модели мироустройства сопровождается ростом глобальной и региональной нестабильности. Обостряются противоречия, связанные с неравномерностью мирового развития, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран, борьбой за ресурсы, доступом к рынкам сбыта, контролем над транспортными артериями. Особое значение в этом процессе приобретает лидерство в освоении ресурсов Мирового океана и Арктики.

В международных отношениях не снижается роль фактора силы. Стремление к наращиванию и модернизации наступательного вооружения, созданию и развертыванию его новых видов ослабляет систему глобальной безопасности, а также систему договоров и соглашений в области контроля над вооружением.

Обостряются угрозы, связанные с неконтролируемой и незаконной миграцией, торговлей людьми, наркоторговлей и другими проявлениями транснациональной организованной преступности.

Осложняются, как уже отмечалось, мировая демографическая ситуация, проблемы окружающей среды и продовольственной безопасности. Более ощутимыми становятся дефицит пресной воды, последствия изменения климата. Получают распространение эпидемии, многие из которых вызваны новыми, неизвестными ранее вирусами.

Деятельность системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации направлена на защиту национальных интересов от угроз национальной безопасности в соответствии со следующими стратегическими национальными приоритетами.

В сфере обороны страны основные положения военной политики и задачи военно-экономического обеспечения, военные опасности и военные угрозы определяются в Военной доктрине Российской Федерации, представляющей собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации.

Военной угрозой является состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое реальной возможностью возникновения военного конфликта между противостоящими сторонами, высокой степенью готовности какого-либо государства (группы государств), сепаратистских (террористических) организаций к применению военной силы (вооруженному насилию).

К основным военным угрозам относятся:

  • - резкое обострение военно-политической обстановки (межгосударственных отношений) и создание условий для применения военной силы;
  • - воспрепятствование работе систем государственного и военного управления Российской Федерации, нарушение функционирования ее стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной, химической, фармацевтической и медицинской промышленности и других потенциально опасных объектов;
  • - создание и подготовка незаконных вооруженных формирований, их деятельность на территории России или на территориях ее союзников;
  • - демонстрация военной силы в ходе проведения учений на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками;
  • - активизация деятельности вооруженных сил отдельных государств (групп государств) с проведением частичной или общей мобилизации, переводом органов государственного и военного управления этих государств на работу в условиях военного времени.

Противодействие военным угрозам осуществляется военной организацией страны, представляющей собой совокупность органов государственного и военного управления, Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, создаваемых на военное время специальных формирований, составляющих ее основу и осуществляющих свою деятельность военными методами, и оборонно-промышленный комплекс страны, совместная деятельность которых направлена на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации.

В сфере государственной и общественной безопасности основными угрозами являются:

  • - разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, наносящая ущерб национальным интересам;
  • - деятельность террористических и экстремистских организаций, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию работы органов государственной власти, уничтожение или нарушение функционирования военных и промышленных объектов, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, устрашение населения, в том числе путем завладения оружием массового уничтожения, радиоактивными, отравляющими, токсичными, химически и биологически опасными веществами, совершение актов ядерного терроризма, нарушение безопасности и устойчивости функционирования критической информационной инфраструктуры Российской Федерации;
  • - деятельность радикальных общественных объединений и группировок, использующих националистическую и религиозно-экстремистскую идеологию, иностранных и международных неправительственных организаций, финансовых и экономических структур, а также частных лиц, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, включая инспирирование «цветных революций», разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
  • - деятельность преступных организаций и группировок, в том числе транснациональных, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организацией незаконной миграции и торговлей людьми;
  • - деятельность, связанная с использованием информационных и коммуникационных технологий для распространения и пропаганды идеологии фашизма, экстремизма, терроризма и сепаратизма, нанесения ущерба гражданскому миру, политической и социальной стабильности в обществе;
  • - преступные посягательства, направленные против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности;
  • - коррупция;
  • - стихийные бедствия, аварии и катастрофы, в том числе связанные с глобальным изменением климата, ухудшением технического состояния объектов инфраструктуры и возникновением пожаров.

Угрозами качеству жизни российских граждан являются:

  • - неблагоприятная динамика развития экономики;
  • - отставание в технологическом развитии;
  • - введение ограничительных экономических мер против Российской Федерации;
  • - нецелевое расходование бюджетных ассигнований;
  • - усиление дифференциации населения по уровню доходов;
  • - снижение качества потребительских товаров и оказываемых населению услуг.

Главными стратегическими угрозами в области экономики являются:

  • - низкая конкурентоспособность экономики;
  • - сохранение экспортно-сырьевой модели развития и высокая зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры;
  • - отставание в разработке и внедрении перспективных технологий;
  • - незащищенность национальной финансовой системы от действий нерезидентов и спекулятивного иностранного капитала;
  • - уязвимость экономики информационной инфраструктуры;
  • - несбалансированность национальной бюджетной системы;
  • - регистрация прав собственности в отношении значительной части организаций в иностранных юрисдикциях;
  • - ухудшение состояния и истощение сырьевой базы;
  • - сокращение добычи и запасов стратегически важных полезных ископаемых;
  • - прогрессирующая трудонедостаточность;
  • - сохранение значительной доли теневой экономики, условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, незаконной миграции;
  • - неравномерное развитие регионов, снижение устойчивости национальной системы расселения.

Угрозами национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан являются:

  • - возникновение эпидемий и пандемий;
  • - массовое распространение таких заболеваний, как онкологические, сердечно-сосудистые, эндокринологические, ВИЧ-инфекции, туберкулез, наркомания и алкоголизм;
  • - увеличение случаев травм и отравлений;
  • - доступность психоактивных и психотропных веществ для незаконного потребления.

Угрозами национальной безопасности в области культуры являются:

  • - размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа Российской Федерации путем внешней культурной и информационной экспансии, пропаганды вседозволенности и насилия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости;
  • - снижение роли русского языка в мире, качества его преподавания в России и за рубежом;
  • - попытки фальсификации российской и мировой истории, противоправные посягательства на объекты культуры.

По стратегическим национальным приоритетам в области науки, технологии, образования и области живых систем и рационального природопользования определены факторы, негативно влияющие на национальную безопасность.

В настоящее время преступность и сопряженные с ней формы противоправного поведения приобретают характер реальной угрозы национальной безопасности. В связи с этим становится особенно актуальным обеспечение законности, являющейся важнейшим обязательным принципом правового государства, без соблюдения которого механизм государства не сможет эффективно осуществлять поставленные перед ним задачи, обеспечивать правовой порядок в обществе. Требование законности выступает в качестве всеобщей конституционной обязанности соблюдать законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ), в результате чего в обществе складывается правовой порядок как цель правового регулирования общественных отношений.

Основной угрозой национальной безопасности является международный терроризм. Терроризм, как никакое другое преступление, связан с глобальными социальными, политическими, экономическими противоречиями развития общества. По своим масштабам, направленности и тяжести последствий он опасен для всего мира. В Стратегии национальной безопасности РФ отмечается, что появление террористической организации, объявившей себя «Исламским государством», и укрепление ее влияния стали результатом политики двойных стандартов, которой некоторые государства придерживаются в области борьбы с терроризмом.

Под терроризмом в Федеральном законе от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» понимается идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. Противодействием терроризму является деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. В основном эту деятельность осуществляют правоохранительные органы.

Преступность как явление существует в любом обществе и тесно связана с ним. На рост преступности большое влияние оказывают изменения в социальной сфере, глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан. В мировой практике считается, что если разрыв в доходах между богатыми и бедными (децильный коэффициент) превышает соотношение 1:10, то такое общество и страна обречены на социальный взрыв. Децильный коэффициент является одним из показателей национальной безопасности Российской Федерации. Превышение разрыва в доходах основной массы населения и небольшой богатой его группы приводит к неустойчивости правопорядка в целом.

Другой серьезной угрозой национальной безопасности России является коррупция, определенная в ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» как: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение этих деяний от имени или в интересах юридического лица.

Этим законом закреплены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Следует отметить, что коррупция как социальное явление существует во всех странах, но в разных масштабах. По экспертным данным неправительственной международной организации Transparency International, коррупция стала привычным явлением во многих ведущих индустриальных государствах. В рейтинге стран по индексу восприятия коррупции в 2016 г., опубликованных этой организацией, участвовали 177 стран, где Дания заняла 1 место, Россия - 134, а США - 18.

В интересах объединения усилий органов власти и местного самоуправления, общества, организаций и физических лиц по противодействию коррупции Указом Президента РФ от 01.04.2016 № 147 был утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2016- 2017 годы.

Этот план определил основные направления противодействия коррупции:

  • 1) ликвидация условий для возникновения коррупции, в частности, модернизация антикоррупционного законодательства;
  • 2) создание стимулов к антикоррупционному поведению;
  • 3) создание антикоррупционного стандарта поведения.

Указом Президента РФ от 19.05.2008 № 815 «О мерах по противодействию коррупции» был образован Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции.

В мировой практике используются различные методы борьбы с коррупцией, вплоть до публичных расстрелов, как в Китае. В нашей стране предусмотрена уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность, которая устанавливается соответствующими нормативными правовыми актами (УК РФ, КоАП РФ и др.). В Федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлены ограничения и запреты, а также обязанность предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении гражданского служащего. За несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, налагаются дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора и предупреждения о неполном должностном соответствии.

С целью реализации антикоррупционной политики был принят Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В соответствии с международными договорами действие этого закона распространяется на всех физических и юридических лиц, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом не только в Российской Федерации, но и за ее пределами.

К органам с «повышенным коррупционным риском», как правило, относятся органы исполнительной власти, для которых характерно наличие полномочий, связанных с распределением значительных финансовых средств, высокая степень свободы действия, вызванная спецификой их работы, и большой объем контактов с гражданами и организациями.

Причинами распространения коррупции в органах исполнительной власти также являются сложность структуры этих органов, наличие множества формализованных, бюрократических процедур, создаваемых самими государственными служащими, отсутствие эффективного внешнего и внутриорганизационного контроля над деятельностью аппарата государственного управления. К негативным факторам, обусловливающим возникновение коррупционных проявлений, относятся административные барьеры, выражающиеся в особых проявлениях общественных отношений и оказывающие негативное влияние на интересы личности, общества и государства.

В Стратегии национальной безопасности РФ отмечается, что обеспечение экономической безопасности осуществляется в том числе путем «улучшения делового климата и создания благоприятной деловой среды». В связи с этим недопустима генерация правил избыточного государственного регулирования, способствующих появлению предпосылок для всевозможных злоупотреблений со стороны государственных и (или) муниципальных органов (должностных лиц), наделенных соответствующей компетенцией.

С целью модернизации российской экономики в 2000 г. было провозглашено последовательное проведение линии на «снятие административных барьеров на пути ведения бизнеса, движения труда и капитала», которое, как считает Ю. А. Тихомиров, должно «способствовать созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности» . В ходе российской административной реформы, проведенной в 2006-2010 гг., осуществлялись следующие общесистемные меры снижения административных барьеров: совершенствование системы лицензирования, аккредитации, уведомительного порядка осуществления предпринимательской и профессиональной деятельности, системы государственного контроля и надзора, развитие и внедрение механизмов саморегулирования.

В области регламентации и стандартизации государственных и муниципальных услуг (функций) были разработаны административные регламенты предоставления (исполнения) государственных и муниципальных услуг (функций), которые позволили систематизировать полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, упорядочить их деятельность, а также восполнить пробелы в законодательстве.

В связи с этим были приняты Федеральные законы от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморе- гулируемых организациях»; от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»; от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др.

Вместе с тем, несмотря на значительные усилия, злободневность проблемы негативного влияния административных барьеров не уменьшилась. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию 2016 г. отмечается, что «вопросом национальной безопасности» является развитие «масштабной системной программы развития экономики нового технологического поколения», для чего необходимо «снять все административные, правовые, любые другие барьеры, которые мешают бизнесу выходить как на существующие, так и на формирующиеся высокотехнологичные рынки».

На природу административных барьеров позволяют взглянуть справедливые точки зрения В. М. Манохина и Ю. А. Тихомирова о дискреционных (т.е. по усмотрению) полномочиях исполнительной власти. Так, В. М. Манохин выделяет два вида усмотрения: 1) правоприменителя, избирающего принудительную меру, установленную государством; 2) реализацию правоприменителем своего намерения в виде постановления, распоряжения, приказа и т.д. При дифференциации элементов компетенции исполнительной власти и росте численности объектов управления, отмечает ученый, «поспеть за этим процессом... в смысле постоянного, повседневного правового регулирования (как нормативного, так и правоприменительного) ... практически невозможно, остается часть отношений для дискреционного способа их реализации». Для усмотрения появляется «лазейка» действовать не только с позиции законности, а с точки зрения целесообразности.

Профессор Ю. А. Тихомиров рассматривает сущность административных барьеров через категории «дискреция» («административное усмотрение») как «легальную возможность должностного лица, госслужащего действовать самостоятельно в рамках своей компетенции» . По его мнению, административное усмотрение ориентировано на выполнение норм закона; полное последовательное осуществление полномочий; выбор вариантов решений и действий в пределах их норм; проявление способности анализировать и оценивать динамичные управленческие решения. Однако на практике имеет место некомпетентность, боязнь действовать, иерархическое послушание, злоупотребление полномочиями, превышение или сужение их объема.

Административные барьеры выступают фактором национальной безопасности в случаях неопределенных правовых условий, когда субъекты (государственные и муниципальные служащие) могут управлять по своему усмотрению, основываясь не на принципе законности, а на собственном видении сложности и значимости управленческого мероприятия. С целью минимизации действия административных барьеров необходимо исключить неправомерное отклонение от правовых норм, четко соблюдая правовые статусы субъектов обеспечения национальной безопасности в соответствии с принципом законности.

Вместе с тем при осуществлении антикоррупционной деятельности необходимо учитывать следующее:

  • 1) в современных условиях недостижима «абсолютная победа» над коррупцией;
  • 2) коррупцию нельзя ограничить только законодательными методами;
  • 3) потери от коррупции гораздо больше, чем затраты на реализацию антикоррупционных программ;
  • 4) противодействие коррупции является эффективным, когда оно осуществляется постоянно всеми субъектами обеспечения национальной безопасности.

С целью укрепления правопорядка, формирования развитого гражданского общества, повышения уровня обеспечения национальной безопасности Российской Федерации необходимо воспитание уважения к праву, повышение правового сознания и искоренение правового нигилизма всех граждан.

  • Риск в сфере публичного и частного права: монография / отв. ред. Ю. А. Тихомиров, М. А. Лапина. М., 2014.
  • См.: Манохин В. М. Дополнения к структуре административного права // Административное право и процесс. 2013. № 11. С. 5-6.
  • Тихомиров Ю. А. Модернизация административного права: от «наказательности»к «регулирующему обеспечению» // Административное право и процесс. 2015. № 4.С. 5-11.

Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.

Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

В зависимости от источников, угрозы можно подразделить на 2 вида: внутренние и внешние.

Внутренние угрозы - проистекают, как правило, из несовершенства государственного аппарата. Это неспособность к самосохранению и саморазвитию, слабость инновационного начала в развитии, неэффективность системы государственного регулирования экономики, неумение находить разумный баланс интересов при преодолении противоречий и социальных конфликтов для нахождения наиболее безболезненных путей развития общества.

Внутренние угрозы подразделяются на экономические, социальные, угрозы со стороны организованной преступности и т.д.

В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.

Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России.

Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих - производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.

Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации.

Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных объединений, а также неконтролируемая миграция способствуют усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и создают условия для возникновения конфликтов.

Единое правовое пространство страны размывается вследствие несоблюдения принципа приоритета норм Конституции Российской Федерации над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм над нормами субъектов Российской Федерации, недостаточной отлаженности государственного управления на различных уровнях.

Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции.

Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. В связи с этим борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер.

Масштабы терроризма и организованной преступности возрастают вследствие зачастую сопровождающегося конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство.

Угрозу национальной безопасности России в социальной сфере создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы.

Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ.

Последствиями глубокого социального кризиса являются резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества - семьи, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения.

Углубление кризиса во внутриполитической, социальной и духовной сферах может привести к утрате демократических завоеваний.

Внешние угрозы, соответственно, угрозы, связанные с неотрывным влиянием мировой арены на государство. Ниже расписаны угрозы по сферам .

Основные угрозы в международной сфере обусловлены следующими факторами:

стремление отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ;

опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире;

укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток;

возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов;

распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки;

ослабление интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств;

возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств - участников Содружества Независимых Государств;

притязания на территорию Российской Федерации.

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в международной сфере проявляются в попытках других государств противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире, помешать реализации национальных интересов и ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм. Международным терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России.

Усиливаются угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

Возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере.

Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире.

Увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения создают предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий.

Активизируется деятельность на территории Российской Федерации иностранных специальных служб и используемых ими организаций.

Усилению негативных тенденций в военной сфере способствуют затянувшийся процесс реформирования военной организации и оборонного промышленного комплекса Российской Федерации, недостаточное финансирование национальной обороны и несовершенство нормативной правовой базы. На современном этапе это проявляется в критически низком уровне оперативной и боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в недопустимом снижении укомплектованности войск (сил) современным вооружением, военной и специальной техникой, в крайней остроте социальных проблем и приводит к ослаблению военной безопасности Российской Федерации в целом.

Угрозы национальной безопасности и интересам Российской Федерации в пограничной сфере обусловлены:

экономической, демографической и культурно-религиозной экспансией сопредельных государств на российскую территорию;

активизацией деятельности трансграничной организованной преступности, а также зарубежных террористических организаций.

Угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. Имеет место тенденция к использованию территории России в качестве места переработки и захоронения опасных для окружающей среды материалов и веществ.

В этих условиях ослабление государственного надзора, недостаточная эффективность правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риск катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности.

POLITICAL SCIENCE | Juvenis scientia 2016 № 2

СОВРЕМЕННЫЕ УГРОЗЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А. Э. Кочетков*

Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина Россия, 390000, г. Рязань, ул. Свободы, 46 * email: [email protected]

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации - один из важнейших документов стратегического планирования. Именно он определяет порядок действий и меры по обеспечению безопасности, в том числе государственной, страны. Обострение международной обстановки, произошедшее в последние годы, не могло не найти отражения в тексте документа такого рода. 31 декабря 2015 года указом президента была утверждена новая Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. При сохранении набора стратегических национальных приоритетов как основных направлений, по которым выстраивается работа всех государственных органов власти Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности, список угроз государственной безопасности страны претерпел изменения, подробный анализ которых и был представлен автором статьи.

Ключевые слова: государственная безопасность, угрозы, стратегия национальной безопасности, терроризм, экстремизм, сепаратизм, шпионаж, коррупция.

MODERN THREATS OF THE RUSSIAN FEDERATION STATE SECURITY A. E. Kochetkov*

Ryazan State University named for S.Yesenin 46 Svoboda St., 390000, Ryazan, Russia * email: [email protected]

The National Security Strategy is one of the most important strategic planning documents. It determines the procedure and measures of the state security safeguarding. The international climate worsening must be reflected in this type of documents. The revised version of the National Security Strategy was ratified by the Decree of the President on Dec. 31, 2015. It upheld the set of strategic national priorities or directions of all public authorities activities in the field of security. At the same time the list of the state security threats has changed. The detailed analysis of this list is described in the article.

Keywords: state security, threats, national security strategy, terrorism, extremism, separatism, espionage, corruption.

За последние десятилетия ситуация на мировой арене изменилась до неузнаваемости - биполярное мировое устройство сменилось претензиями на однополярность, где главенствующее положение занимает одна сверхдержава. Не менее кардинальным образом изменился и расклад сил в мире, иными стали вызовы и угрозы безопасности, в том числе и государственной, Российской Федерации.

К ним Президент России Владимир Путин в декабре 2015 года, утвердив новую редакцию Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, отнёс :

Разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, наносящую ущерб национальным интересам;

Деятельность террористических и экстремистских организаций, направленную на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию работы органов государственной власти, уничтожение или нарушение функционирования военных и промышленных объектов, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, устрашение населения, в том числе путем завладения оружием массового уничтожения, радиоактивными, отравляющими, токсичными, химически и биологически опасными веществами, совершения актов ядерного терроризма, нарушения безопасности и устойчивости функционирования критической информационной инфраструктуры Российской Федерации;

Деятельность радикальных общественных объединений и группировок, использующих националистическую и религиозно-экстремистскую идеологию, иностранных и между-

народных неправительственных организаций, финансовых и экономических структур, а также частных лиц, направленную на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, включая инспирирование "цветных революций", разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

Деятельность преступных организаций и группировок, в том числе транснациональных, связанную с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организацией незаконной миграции и торговлей людьми;

Деятельность, связанную с использованием информационных и коммуникационных технологий для распространения и пропаганды идеологии фашизма, экстремизма, терроризма и сепаратизма, нанесения ущерба гражданскому миру, политической и социальной стабильности в обществе;

Преступные посягательства, направленные против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности;

Коррупцию;

Стихийные бедствия, аварии и катастрофы, в том числе связанные с глобальным изменением климата, ухудшением технического состояния объектов инфраструктуры и возникновением пожаров.

Данная Стратегия, разработанная с учетом обострения международной обстановки, призвана заменить действовавшую до этого «Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». Под угрозой безопасности

в целом в ней понимается «совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам» .

Разведывательная деятельность иностранных спецслужб не случайно рассматривается как одна из первоочередных внешних угроз безопасности Российской Федерации. И даже несмотря на то, что в последние годы характер такой деятельности и даже тактика её проведения претерпели существенные изменения, одно остаётся неизменным - интерес со стороны иностранных спецслужб к Росси есть, и даже более того

Растёт с каждым годом. Об этом свидетельствует статистика

Как отметил Президент страны Владимир Путин, выступая на коллегии ФСБ в марте 2015-го, в 2014-м году «была пресечена деятельность 52 кадровых сотрудников и 290 агентов иностранных спецслужб» . Для сравнения - в 2013-м году Федеральной службой безопасности были выявлены «46 кадровых сотрудников спецслужб иностранных государств и 258 агентов» . В 2012-м российской контрразведкой и вовсе были задержаны «30 иностранных шпионов» .

Активные усилия вкладываются иностранными спецслужбами в вербовку российских граждан, причем как за границей, так и на территории Российской Федерации. Действующее уголовное законодательство в связи с этим разделяет понятия «шпионаж» и «государственная измена». Если под первым подразумевается «передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, иных сведений для использования их против безопасности Российской Федерации, если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства» , то «государственная измена» - не что иное, как шпионаж, совершенный именно гражданином Российской Федерации.

Вербовку граждан, в том числе и Российской Федерации, активно используют в качестве инструмента для пополнения своих рядов международные террористические организации, в частности, запрещенное в России «Исламское государство» (ИГИЛ), «Аль-Каида», «Джабхат-ан-Нусра» . Во многом именно этим обусловлена российская превентивная операция в Сирии.

Не так давно потрясшую весь мир террористическую атаку пережила Франция , теракт - причина катастрофы российского самолета А321 в Египте , да и в целом в последние годы понятия «терроризм», «террорист», «террористический акт» можно чуть ли не ежедневно встретить в различных средствах массовой информации. Современный терроризм приобретает все более разнообразные формы и все более угрожающие масштабы, он давно вышел на наднациональный уровень. За последние десятилетия международный терроризм стал самым опасным и труднопрогнозируемым явлением, самым страшным вызовом глобальной безопасности, порождающим страх и беспокойство людей за свое настоящее и будущее. Ежегодно от рук террористов гибнут тысячи, причем количество террористических актов растет, и именно многочисленностью жертв террористов и огромным материальным ущербом, наносимым террором, вызвана озабоченность мирового сообщества ростом террористической активности.

Рост преступлений террористического характера фиксируется и на территории Российской Федерации. Обратимся к порталу правовой статистики Генеральной прокуратуры Рос-

сийской Федерации . Только с января по сентябрь 2015-го года на территории страны зафиксировано 1144 преступления террористического характера, к которым относят террористические акты, вовлечение в совершение преступлений террористического характера, публичные призывы к осуществлению террористической деятельности либо публичное оправдание терроризма, захват заложников, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, организация незаконного вооруженного формирования либо участие в нем. Чуть меньше, а именно 1127 преступлений, было зафиксировано за весь 2014-й, в 2013-м таких преступлений было «всего» 661. По сути всего за 6 лет статистических наблюдений по этому показателю количество преступлений террористического характера выросло в 2 раза.

География таких преступлений также имеет ярко выраженную направленность - подавляющее большинство терактов происходит на территории республик Северного Кавказа. В первую очередь это Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская и Чеченская Республики. На территории первой, к примеру, с января по сентябрь 2015-го года зарегистрировано 505 преступлений террористической направленности. В Рязанской области, для сравнения, за тот же период - 2, в городе Москве - 18. В целом стоит отметить, что после отмены режима контртеррористической операции в Чеченской Республике 16 апреля 2009 года, официально завершившей Вторую чеченскую войну, мир в регионе не наступил - конфликт продолжается, и более того, налицо признаки его эскалации на всю территорию Северного Кавказа.

Нельзя назвать положительной и статистику по выявлению лиц, совершивших преступления террористического характера. При общем росте количества преступлений такого рода, количество человек, зарегистрированных правоохранительными органами как совершившие их, в последние годы относительно статично и ежегодно составляет в среднем 400500 человек .

Все это позволяет отнести терроризм не только к угрозам государственной безопасности Российской Федерации, но и к одной из главных угроз безопасности человечества в целом.

В качестве еще одной, в чем-то не менее опасной, угрозы государственной безопасности России в Стратегии отмечается экстремистская деятельность различных организаций и структур, чья цель - дестабилизация внутриполитической ситуации в стране, а также нарушение её единства и территориальной целостности.

Среди основных понятий Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» четкого определения термина «экстремизм» нет. Законодательно устанавливается лишь перечень деяний, которые следует относить к «экстремистской деятельности». К примеру, «насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации», «возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни», тот же терроризм и его публичное оправдание и так далее .

Обратимся к Резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы 1344 (2003) «Об угрозе для демократии со стороны экстремистских партий и движений в Европе», определяющей экстремизм как «форму политической деятельности, явно или исподволь отрицающую принципы парламентской демократии и основанную на идеологии и практике нетерпимости, отчуждения, ксенофобии, антисемитизма и ультра-национализма» . Согласно ратифицированной в России Шанхайской конвенции от 15 июня 2001 года «О борьбе с тер-

POLITICAL SCIENCE | Juvenis scientia 2016 № 2

роризмом, сепаратизмом и экстремизмом» экстремизм

Это какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в этих целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке» .

В Российской Федерации сегодня наиболее опасен экстремизм религиозно-политический, в первую очередь, сторонников радикального течения ислама - ваххабизма, нетерпимых к инаковерующим и не признающим власти, отходящей от предписаний шариата. Их деятельность приобретает все более агрессивный характер, и что самое страшное - растет их численность. В 2013 году, по данным рабочей группы Института национальной стратегии, опубликованным в докладе «Карта этнорелигиозных угроз. Северный Кавказ и Поволжье», общая численность ваххабитов в России - около 700 тысяч человек . География распространения все та же

Территории Северного Кавказа, преимущественно Дагестан и Чечня.

Не менее опасным для государственной безопасности Российской Федерации может стать экстремизм националистический, то есть «радикальные, нетолерантные идеи и действия в отношении представителей иной народности, национальности, этнической группы» . Примеров различного рода межнациональных столкновений на территории России - множество. Самым ярким из них за последние годы стали, пожалуй, массовые беспорядки на Манежной площади в Москве 11 декабря 2010 года, вызванные гибелью футбольного болельщика в результате нападения группы выходцев с Северного Кавказа несколькими днями ранее. К слову, большую часть протестовавших, которых по данным ГУВД Москвы было около 5 тысяч человек , составили молодые люди в возрасте 14-20 лет, что позволяет говорить о таком явлении, как подростково-молодежный экстремизм. Объектом его, как правило, выступают национальные меньшинства, преимущественно неславянского этноса, а также представители различных молодежных субкультур.

В новой стратегии к угрозам государственной безопасности страны отнесена деятельность иностранных и международных неправительственных организаций, финансовых и экономических структур и частных лиц, направленная на нарушение единства России и дестабилизацию в стране, включая инспирирование «цветных революций», что особенно актуально в контексте событий последних лет, от «Арабской весны» до смены власти на Украине.

Вновь обращаясь к порталу правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации, можно сделать неутешительный вывод - количество преступлений экстремистской направленности также растет . С января по сентябрь 2015-го года на территории Российской Федерации их зарегистрировано 1028. Для сравнения за весь 2009-й - 548. География распространения - в первую очередь, город Москва и Московская область, Республики Дагестан и Татарстан.

Одной из новелл Стратегии национальной безопасности стало признание деятельности, связанной с использованием информационных и коммуникационных технологий для распространения и пропаганды идей экстремизма угрозой государственной безопасности Российской Федерации. Впрочем, работа в этом направлении велась и ранее - в 2014 году формулировки ст.ст. 280 и 282 Уголовного Кодекса Российской Федерации были дополнены словами «с использованием...

информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет"», по сути приравнивающими такими образом Интернет к СМИ. Обусловлено это в первую очередь тем, что распространение экстремистских идей во всемирной паутине, особенно в социальных сетях, представляет повышенную общественную опасность, так как охватывает значительную часть населения.

Деятельность различных транснациональных преступных организаций, занимающихся незаконным оборотом наркотических средств, с одной стороны следует рассматривать в тесной связи с вышеописанной деятельностью террористических группировок, поскольку та же наркоторговля, равно как и торговля оружием либо людьми, зачастую выступает главным источником финансирования террористической и другой криминальной активности. Впрочем, нельзя забывать и о том, что наркомания представляет угрозу и сама по себе -директор ФСКН Виктор Иванов отмечает, что «с конца 1980-х число наркоманов в России выросло почти в 150 раз и сейчас составляет более 7 миллионов человек» . В то же время главный психиатр-нарколог Минздрава России Евгений Брюн приводит куда более скромные цифры, а именно «700 тысяч зарегистрированных больных» . С учётом того, что далеко не все наркозависимые обращаются за медицинской помощью, проблема стоит гораздо острее, и счёт по-прежнему идёт на миллионы.

Разумеется, не случайно к угрозам государственной безопасности отнесена и коррупция. Пример Рязанской области как субъекта федерации в этом плане показателен - в 2015-м году вынесен приговор бывшему начальнику УГИБДД УМВД России по Рязанской области Александру Алфосову, его бывшему заместителю Валерию Вышинскому и бывшему заместителю начальника МРЭО УГИБДД Игорю Тесленко . Они были признаны виновными в совершении 34 преступлений, среди которых покушение на получение взятки, получение взятки и мошенничество. За получение взятки в особо крупном размере был осуждён экс-начальник УФСКН РФ по Рязанской области генерал-майор полиции Игорь Туровский . Возбуждены уголовные дела в отношении бывших заместителя министра сельского хозяйства Рязанской области Геннадия Ноздрина и первого заместителя Председателя Правительства Рязанской области Дмитрия Андреева . Они также обвиняются в получении взятки.

Разумеется, любые действия чиновников столь высокого уровня, направленные на удовлетворение личной заинтересованности в ущерб интересам службы, представляют угрозу государственной безопасности. Осложняет ситуацию латентный характер коррупционных преступлений и невозможность хотя бы относительно реальной оценки масштабов коррупции в стране.

Преступные посягательства, направленные против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности по-прежнему рассматриваются в качестве угроз государственной безопасности Российской Федерации, однако, по сравнению с предыдущей редакцией Стратегии изъята формулировка «сохраняющийся рост» таких посягательств, что, вероятно, следует рассматривать как свидетельство её эффективности.

Не случайно появление в списке угроз государственной безопасности России стихийных бедствий, аварий и катастроф, в том числе связанных с глобальным изменением климата, ухудшением технического состояния объектов инфраструктуры и возникновением пожаров. С момента принятия предыдущей редакции Стратегии их было немало. Это и ано-

мальная жара летом 2010 года, принесшая, по разным данным, ущерб экономике страны до 15 миллиардов долларов , не говоря уже о десятках тысяч человеческих жизней . Нельзя не вспомнить наводнение на Дальнем Востоке в 2013 году. Общий ущерб тогда составил более 527 миллиардов рублей, а пострадавшими были признаны около 190 тысяч человек . Наводнение в Краснодарском крае в 2012-м стало причиной гибели 171 человека, пострадали более 34 тысяч . Предотвратить стихийные бедствия такого масштаба, разумеется, невозможно, главной задачей государства в таких случаях становится максимально оперативная ликвидация их последствий и оказание помощи пострадавшим.

Таким образом мы рассмотрели и проанализировали угрозы государственной безопасности Российской Федерации, изложенные в Стратегии национальной безопасности от 31 декабря 2015 года. Приведённые выше статистические данные позволяют сделать вывод о том, что такой их список - не случаен, как не случайны в нём и изменения по сравнению с текстом предыдущей Стратегии. А значит именно от адекватной государственной политики в сфере обеспечения защищенности государства от этих угроз в целом зависит государственная безопасность Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".

2. «Путин сообщил о пресечении деятельности 52 иностранных разведчиков в России» [Электронный ресурс] // Информационное агентство «Интерфакс» [Офиц. сайт]. URL: http://www. interfax.ru/russia/432385/

3. «Владимир Путин: в 2013 году в России пресечена деятельность 46 сотрудников спецслужб иностранных государств» [Электронный ресурс] // газета «Коммерсантъ» [Офиц. сайт]. URL: http:// www.kommersant.ru/doc/2447441/

4. «На расширенном заседании коллегии ФСБ подвели итоги работы спецслужб за 2012 год» [Электронный ресурс] // Первый канал [Офиц. сайт]. URL: http://www.1tv.ru/news/crime/226563/

5. Уголовный кодекс РФ (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ.

6. «Путин: создав плацдарм в Сирии, террористы строят планы экспансии» [Электронный ресурс] // Российское агентство международной информации «РИА Новости» [Офиц. сайт]. URL: http://ria. ru/syria_chronicle/20151020/1305138788.html.

7. «Париж пережил самый крупный теракт за свою историю» [Электронный ресурс] // Информационное агентство «Интерфакс» [Офиц. сайт]. URL: http://www.interfax.ru/world/479257/

8. «ФСБ признала катастрофу A321 терактом» [Электронный ресурс] // Информационное агентство «Интерфакс» [Офиц. сайт]. URL: http://www.interfax.ru/russia/479712/

9. Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс] // [Офиц. сайт]. URL: http://crimestat.ru/

10. Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 08.03.2015) "О противодействии экстремистской деятельности".

11. Резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы 1344 (2003) «Об угрозе для демократии со стороны экстремистских партий и движений в Европе» [Электронный ресурс] // Совет Европы [Офиц. сайт]. URL: http://www.coe.int/T/r/Parliamentary_ Assembly/%5BRussian_documents%5D/%5B2003%5D/%5BSept_2 003%5D/Res%201344%20Rus.asp/

12. Федеральный закон от 10.01.2003 N 3-ФЗ "О ратификации Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом".

13. Шанхайская конвенция от 15 июня 2001 года «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом».

14. «Карта этнорелигиозных угроз. Северный Кавказ и Поволжье» [Электронный ресурс] // Агентство политических новостей [Офиц. сайт]. URL: http://www.apn.ru/userdata/files/ethno/ Ethnodoc-new-full-sm.pdf

15. Баева Л.В. Молодежный экстремизм в современной России ОБЗОР. НЦПТИ. Выпуск № 5/2015. С. 16-21.

16. «ГУВД Москвы оценило численность митинговавших на Манежной в 5 тысяч человек» [Электронный ресурс] // Электронное периодическое издание «Лента.ру» [Офиц. сайт]. URL: http://lenta. ru/news/2010/12/11/numbers/

17. «Глава ФСКН насчитал в России 7 млн наркоманов» [Электронный ресурс] // Русская служба BBC [Офиц. сайт]. URL: http://www. bbc.c0m/russian/russia/2015/06/150626_drug_addicts_number/

18. «В Рязани вынесен приговор в отношении бывшего руководства регионального УГИБДД» [Электронный ресурс] // Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Рязанской области [Офиц. сайт]. URL: http://ryazan.sledcom.ru/ news/item/995895/

19. «В Рязанской области вступил в силу приговор в отношении бывшего начальника областного антинаркотического ведомства осужденного за получение взятки в особо крупном размере» // Прокуратура Рязанской области [Офиц. сайт]. http://www. pr0krzn.ru/news/2015/2262/

20. «В Рязанской области расследуется уголовное дело в отношении областного заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия» // Генеральная Прокуратура Российской Федерации [Офиц. сайт]. http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/ news-845459/

21. «В отношении бывшего первого заместителя Председателя Правительства Рязанской области Дмитрия Андреева возбуждено новое уголовное дело» // Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Рязанской области [Офиц. сайт]. http://ryazan.sledcom.ru/news/item/989521/

22. «Катаклизм с человеческим лицом» [Электронный ресурс] // Издательский дом Коммерсантъ [Офиц. сайт]. URL: http://www. kommersant.ru/doc/1658791/

23. «Жара 2010 года унесла 30 тысяч жизней россиян» [Электронный ресурс] // Российская газета [Офиц. сайт]. URL: http://www. rg.ru/2014/08/01/jara-site.html

24. «Наводнение на Дальнем Востоке в 2013 году» [Электронный ресурс] // Российское агентство международной информации «РИА Новости» [Офиц. сайт]. URL: http://ria.ru/ spravka/20140720/1016605356.html

25. «МЧС РФ подтверждает информацию о гибели 171 человека на Кубани» [Электронный ресурс] // Российское агентство международной информации «РИА Новости» [Офиц. сайт]. URL: http:// ria.ru/incidents/20120711/696898509.html

Новая для России геополитическая и международная ситуация, негативные процессы в отечественной экономике, обострение межнациональных отношений и социальная поляризация российского общества создают прямую угрозу национальной безопасности страны.
Кризисное состояние экономики - основная причина возникновения угрозы национальной безопасности Российской Федерации. Оно проявляется через существенное сокращение производства, снижение инвестиционной и иннова-ционной активности, разрушение научно-технического потенциала, стагнацию
аграрного сектора, расстройство платежно-денежной системы, уменьшение до-ходной части федерального бюджета, рост государственного долга. Несомненной угрозой является увеличение доли топливно-сырьевого сектора, формирование экономической модели, основанной на экспорте топлива и сырья и импорте оборудования, продовольствия и предметов потребления, что может привести к завоеванию внутреннего рынка России иностранными фирмами.
Эти угрожающие проявления характеризуются увеличением вывоза за пределы России валютных запасов, стратегически важных видов сырья при крайне неэффективном либо криминальном использовании прибыли, увеличением оттока квалифицированных кадров и интеллектуальной собственности из России, неконтролируемой утечкой капитала, ростом зависимости страны от иностранных производителей высокотехнологичной техники, неразвитостью
1 U и 1 U U
финансовой, организационной и информационной поддержки российского экспорта, нерациональной структурой импорта.
Падение научно-технического потенциала страны ведет к утрате Россией передовых позиций в мире, снижению качества исследований на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса, деградации наукоемких производств, понижению технического уровня материального производства, росту вероятности техногенных катастроф, технологической зависимости России от ведущих стран Запада и подрыву оборонного потенциала государства, делает труднодостижимой кардинальную модернизацию национальной технологической базы.
Особую угрозу создает низкий уровень крупномасштабных инвестиций в российскую экономику. Без крупных капиталовложений и стратегические сферы экономики экономическое возрождение России невозможно.
Угрозой безопасности России в социальной сфере, как следствие кризисного состояния экономики, является увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, усиление социальной напряженности.
Нарастание негативных проявлений в социальной сфере ведет к снижению интеллектуального и производственного потенциала России, сокращению численности населения, истощению основных источников духовного и экономического развития, может привести к утрате демократических завоеваний. Для устранения этой угрозы необходима выработка общенациональной социальной программы.
Угроза истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации в стране находится в прямой зависимости от уровня развития экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно- энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранных мероприятий и их высокой ресурсоемкости, отсутствия либо ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. Нарастает тенденция использования территории России в качестве места захоронения опасных для окружающей среды материалов и веществ, размещения на российской территории вредных производств.
Ослабление государственного надзора и отсутствие эффективных правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риск катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности.
Негативные процессы в экономике усугубляют центробежные устремления субъектов Российской Федерации и ведут к нарастанию угрозы нарушения территориальной целостности и единства правового пространства страны.
Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда национальных общественных формирований, способствуют усилению на-ционального сепаратизма, создают благоприятные условия для возникновения конфликтов на этой почве. Помимо усиления политической нестабильности это ведет к ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих - производственно-технологических и транспортных
U 1 U U с»
связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.
К числу факторов, усиливающих угрозу нарастания национализма, национального и регионального сепаратизма, относятся массовая миграция и неуправ-ляемый характер воспроизводства рабочей силы в ряде регионов страны. Основными причинами этого являются последствия распада СССР на национально- территориальные формирования, провалы национальной и экономической политики как в России, так и в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, распространение и эскалация конфликтных ситуаций на национально-этнической почве.
Имеет место также целенаправленное сознательное вмешательство иностранных государств и международных организаций во внутреннюю жизнь народов России, ослабление роли русского языка как государственного языка Российской Федерации.
Все более опасным фактором, размывающим единое правовое пространство страны, становится принятие субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов и решений, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству.
Продолжающееся разрушение единого духовного пространства России, экономическая дезинтеграция и социальная дифференциация провоцируют усиление напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой явную угрозу федеративному устройству Российской Федерации.
Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Ошибки, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных сферах государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной социальной государственной политики, снижение духовно- нравственного уровня общества являются объективными факторами, способствующими сохранению преступности и коррупции.
Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, сращивании исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. Преступный мир, по существу, бросил вызов государству, вступив с ним в открытую конкуренцию. Поэтому борьба с преступностью и коррупцией носит не только правовой, но и политический характер.
Вследствие масштабного, зачастую конфликтного передела собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых, политико-
идеологических и этнонационалистических интересов нарастает угроза терроризма. Слабость профилактических мер предупреждения преступных проявлений, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на общество.
Вызывает тревогу угроза физическому здоровью нации. Ее истоки лежат практически во всех сферах жизни и деятельности государства и наиболее явно проявляются в кризисном состоянии систем здравоохранения и социальной защиты населения, стремительном возрастании потребления алкоголя и наркотических веществ.
Последствиями этого глубокого системного кризиса являются резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни, ухудшение здоровья людей, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества - семьи.
Такое развитие демографических процессов обусловливает снижение ду-ховного, нравственного и творческого потенциала общества.
Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в международной сфере проявляются через попытки других государств противодействовать укреплению России как одного из влиятельных центров формирующегося многополярного мира. Это находит свое отражение в действиях, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, в том числе с использованием межэтнических, религиозных и других внутренних противоречий, а также в территориальных притязаниях со ссылками в отдельных случаях на отсутствие четкого договорно-правового оформления государственных границ. Своей политикой такие государства стремятся снизить значимость Российской Федерации в решении ключевых проблем мирового сообщества и в деятельности международных организаций. В целом это может привести к ограничению влияния России, ущемлению ее важнейших национальных интересов и ослаблению ее позиций в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье и Центральной Азии.
Угроза возникновения или обострения в государствах - участниках Содружества Независимых Государств политических, этнических, экономических кризисов, способных затормозить или разрушить процесс интеграции, приобретает для нашего государства особое значение. Российской Федерации крайне важно становление этих стран как дружественных, независимых, стабильных и демократических.
Несмотря на позитивные перемены в мире, сохраняются угрозы национальной безопасности Российской Федерации в оборонной сфере. Учитывая глубокие изменения в характере отношений Российской Федерации с другими ведущими державами, можно сделать вывод, что угроза крупномасштабной агрессии против России в обозримом будущем практически отсутствует. Вместе с тем нельзя исключить попытки силового соперничества с Россией. Наиболее реальную угрозу для России в оборонной сфере представляют существующие и потенциальные очаги локальных войн и вооруженных конфликтов вблизи ее государственной границы.
Серьезную угрозу представляет собой распространение ядерного и других видов оружия массового уничтожения, технологий их производства и средств доставки, и прежде всего в сопредельных с Россией странах или близких к ней регионах.
Одновременно расширяется спектр угроз, связанных с международным терроризмом, в том числе с возможным использованием ядерного и других видов оружия массового уничтожения.
Угрозой для национальной безопасности России в оборонной сфере остается сохранение или создание крупными державами (их коалициями) мощных группировок вооруженных сил в прилегающих к ее территории регионах. Даже при отсутствии агрессивных намерений в отношении России такие группировки представляют собой потенциальную военную опасность.
Расширение НАТО на восток и превращение его в доминирующую военно-политическую силу в Европе создают угрозу нового раскола континента, крайне опасного в условиях сохранения в Европе мобильных ударных группировок войск, ядерного оружия, а также недостаточной эффективности многосторонних механизмов поддержания мира.
Технологический отрыв ряда ведущих держав мира и наращивание их возможностей для создания вооружений и военной техники новых поколений могут привести к качественно иному этапу развертывания гонки вооружений.
Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в оборонной сфере также кроются в незавершенности процесса реформирования военной организации государства, сохраняющемся разрыве между политическими установками и их реализацией в военной и военно-технической политике, недостаточном финансировании национальной обороны, неразработанности современных подходов к военному строительству и в несовершенстве его нормативной правовой базы.
На современном этапе это проявляется в крайней остроте социальных проблем в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, критически низком уровне оперативной и боевой подготовки войск (сил) и штабов, недопустимом падении уровня укомплек-тованности войск (сил) современными и перспективными видами вооружения и военной техники, а в целом - в снижении возможностей государства для обес-печения безопасности Российской Федерации.
Наметилась тенденция к нарастанию угрозы агентурного и оперативно- технического проникновения в Россию иностранных разведок. Объектами их деятельности становятся органы государственной власти, политические партии и иные общественные объединения, банки и другие кредитные организации, промышленные предприятия, научно-исследовательские организации, средства массовой информации. Последствиями этой деятельности могут стать усиление противодействия избранному Россией курсу, подрыв ее экономики путем вовлечения в убыточные торгово-экономические сделки, нерациональное военно-техническое сотрудничество, развертывание научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в неперспективных направлениях, втягивание России в региональные конфликты и дестабилизация внутриполитической обстановки в стране.
Анализ угроз национальной безопасности Российской Федерации показывает, что главные из них в настоящее время и в обозримой перспективе не имеют военной направленности, носят преимущественно внутренний характер и сосредоточены во внутриполитической, экономической, социальной, экологической, информационной и духовной сферах.
Развитие качественно новых отношений с ведущими государствами мира и практическое отсутствие угрозы крупномасштабной агрессии против России при сохранении ее ядерного потенциала сдерживания позволяют перераспреде-
лить ресурсы государства и общества для решения в первоочередном порядке острых внутренних проблем.

Национальные, в том числе базовые, интересы могут быть подвержены воздействию разнообразного спектра угроз.

В современной международной обстановке существует три типа угроз для России: внешние, внутренние и трансграничные , нейтрализация которых является в той или иной степени функцией Вооруженных Сил РФ .

К основным внешним угрозам можно отнести:

1. Развертывание группировок сил и средств для военного нападения на РФ и ее союзников;

2. Территориальные претензии к РФ, угроза политического или силового отторжения от РФ отдельных территорий;

3. Осуществление государствами или общественно-политическими структурами программ по созданию ОМП;

4. Вмешательство во внутренние дела РФ со стороны иностранных государств или организаций, поддерживаемых иностранными государствами;

5. Демонстрация военной силы вблизи границ РФ, проведение учений с провокационными целями;

6. Наличие вблизи границ РФ или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов , угрожающих их безопасности;

7. Нестабильность, слабость государственных институтов в приграничных странах;

8. Наращивание группировок войск, ведущие к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ РФ или границ ее союзников и прилегающих к их территории морских водах;

9. Расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности РФ и ее союзников;

10. Деятельность международных исламских радикальных группировок, усиления позиций исламского экстремизма вблизи российских границ;

11. Ввод иностранных войск (без согласия РФ и Совета Безопасности ООН) на территории сопредельных и дружественных РФ государств;

12. Вооруженные провокации, нападения на военные объекты РФ, расположенные на территории зарубежных государств;

13. Действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транс-портным коммуникациям;

14. Дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан РФ в зарубежных странах;

15. Распространение технологий двойного назначения и компонентов для изготовления ядерного и других видов ОМП.

К основным внутренним угрозам следует отнести:

1. Попытки насильственного изменения конституционного строя ;

2. Планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, народно-хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;

3. Создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных воо-руженных формирований;

4. Незаконное распространение (оборот) на территории РФ оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.д.;

5. Широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающей политической стабильности в масштабах субъекта РФ;


6. Деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-националисти-ческих движений в РФ.

Трансграничные угрозы

Совмещают в себе черты внутренних и внешних угроз. Будучи по форме проявления внутренними, по своей сути (по источникам стимуляции, возможным участникам, возможным участникам) являются внешними. Имеется тенденция к возрастанию значения трансграничных угроз для безопасности РФ.

Трансграничные угрозы включают в себя:

1. Создание, оснащение, обеспечение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований с целью их переброски для действий на территории РФ и территории ее союзников;

2. Поддерживание из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных и религиозных экстремистских группировок, предназначенных для подрыва конституционного строя, создание угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан;

3. Трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих военно-политической безопасности РФ или стабильности не территории союзников РФ;

4. Ведение враждебных по отношению к РФ информационных действий;

5. Международный терроризм, если его деятельность затрагивает безопасность РФ;

6. Деятельность наркобизнеса, транспортировка нар-котиков на территорию или использование территории РФ в качестве транзитной территории для транспортировки наркотиков в другие страны.

К угрозам национальной безопасности РФ относятся:

1. Террористическая угроза . Существенной подпиткой для террористов, источником их вооружения и полем деятельности остаются локальные конфликты, зачастую на этнической почве, межконфессиональном противостоянии, которое искусственно нагнетается и навязывается миру экстремистами различных мастей. С 1991 по 2004 гг. зарегистрировано 390 атак камикадзе. Лидером пока является Израиль, где с 2000 по 2004 гг. взорвались 59 «живых бомб».

2. Серьезной угрозой национальной безопасности РФ является угроза распространение ОМП . Если такое оружие попадет в руки террористов, то последствия могут быть просто катастрофическими. Ядерным оружием сейчас обладают 9 государств мира (Россия, США, Англия, Франция, Китай, Индия, Пакистан, Израиль, КНДР), близки к его созданию еще 8 государств.

3. Угрозой является раскручивание маховика гонки вооружений, причем она выходит на новый технологический уровень, угрожая появлением целого арсенала новых дестабилизирующих видов оружия. Военные расходы США в 2006 г. превысили военные расходы России в 23 раза.

4. Отсутствие гарантии не вывода оружия, в том числе и ядерного, в космос. Пуск межконтинентальных баллистических ракет с неядерными боеголовками, может спровоцировать неадекватную реакцию со стороны ядерных держав, включая ответный удар с использованием стратегических ядерных сил. Ситуация с разработкой баллистических ракет в КНДР, Иране.

5. Сохраняется угроза стереотипа блокового мышления. Например, для того чтобы защитится якобы от России, Прибалтийские страны, Грузия и ряд других стран бывшего Варшавского договора вошли или имеют желание войти в блок НАТО . Состав блока НАТО: 1949 г. - 12 государств; 1982 г. - 16 государств; 1999 г. - 19 государств; 2004 г. - 26 государств.

6. Угроза в экономической сфере. Проявляется в сокращении наукоемких производств, снижении инвестиционной (за 2011 г вложения со стороны иностранных инвесторов в Российскую экономику составили 38 млрд. дол., в США за I квартал 2012г. более 130 млрд. дол.), а так же инновационной активности, разрушении научно-технического потенциала.

Увеличивается вывоз за пределы России валютных запасов, стратегически важных видов сырья, отток квалифицированных кадров и интеллектуальной собственности.

В промышленности увеличивается доля топливно-сырьевого сектора, формируется экономическая модель, основанная на экспорте топлива и сырья и импорте оборудования, продовольствия и предметов потребления, т. е. происходит рост зависимости страны от иностранных производителей высокотехнологичной техники, возникает технологическая зависимость РФ от стран Запада и подрыв оборонного потенциала государства.

7. Имеется угроза безопасности России в социальной сфере , в связи с увеличением удельного веса населения, живущего за чертой бедности, расслоения общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан. Всё это ведет к снижению интеллектуального и производительного потенциала России, сокращению численности населения, истощению основных источников духовного и экономического развития, может привести к утрате демократических завоеваний. Примерно 30% населения страны сейчас отказывается от заведения детей по экономическим и духовным причинам.

8. Угроза истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации. Эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранных мероприятий, не использования природо-сберегающих технологий. Нарастает тенденция использования территории России в качестве места захоронения опасных материалов и веществ, размещения на российской территории вредных производств.

9. Увеличивается вероятность возникновения катастроф техногенного характера. По данным зарубежных исследователей риск возникновения техногенных катастроф и аварий в России на 2 порядка превышает этот показатель для западных стран. Доля техногенных ЧС в общем количестве составляет в нашей стране 91,8%.

10. Вызывает тревогу угроза физическому здоровью нации. Наиболее явно это проявляется в кризисном состоянии систем здравоохранения и социальной защиты населения, в росте потребления алкоголя (18 л чистого алкоголя на душу населения, а более 12 л - это уже угроза нации) и наркотических веществ. 3% населения РФ - наркоманы, ежегодно в стране 70.000 чел. умирает от передозировки наркотиков. Официально зарегистрировано более 500 тысяч ВИЧ -инфицированных. На здравоохранение РФ тратит 3% ВВП, а Германия и Франция - 8%. Продолжительность жизни в РФ сейчас составляет 71 год, поставлена задача в течение 6лет поднять её до 75 лет.

Серьезную проблему составляет демографическая ситуация в стране: в ряде регионов РФ смертность превышает рождаемость, ухудшается здоровье людей. В Ярославле, например, в 2011году родилось 6445 человек, а умерло 8330 чел., т.е. убыль составила 1885 чел.

11. В международной сфере угрозы проявляются через попытки некоторых государств противодействовать укреплению России как одного из центров формирующегося многополярного мира. Это проявляется в действиях направленных на нарушение территориальной целостности РФ, а также в территориальных притязаниях.

12. Существуют угрозы в военной сфере . Значение военной силы в системе международных отношений за последнее время не уменьшилось. Военно-политическая обстановка не исключает возможность возникновения вблизи границ России крупных вооруженных конфликтов, затрагивающие интересы безопасности РФ.

13. Появилась новая угроза - морское пиратство.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав