23.06.2020

Принцип разделения властей и государственный аппарат. В чем заключается суть принципа разделения властей и каковы его роль и назначение? 4 государственная власть принцип разделения властей


Принцип разделения властей является важнейшим элементом функционирования демократического государства, исключающим возможность соединения законодательной, исполнительной и судебной власти в одних руках или в рамках одного политического института. Теория разделения властей была разработана такими исследователями политики, как Дж.Локком, Ш.Монтескье, А.Гамильтоном, Д.Мэдисоном, Д.Джеем и другими.

Согласно теории разделения властей:

Законодательная, исполнительная и судебная власть предоставляются различным людям и органам в соответствии с Конституцией;

Все власти равны перед законом и между собой;

Никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другой власти;

Судебная власть независима от политического воздействия, судьи несменяемы, независимы, неприкосновенны и подчиняются только закону.

Суть принципа сводится к тому, что «различные по содержанию властные функции осуществляются в государстве самостоятельными, независимыми друг от друга структурами государственного механизма, которые уравновешивают друг друга, ограничивают друг друга от узурпации власти, сосредоточения всех властных функций в руках одной из ветвей власти». При этом законодательная власть формулирует нормы права, исполнительная власть обеспечивает их применение и исполнение, а судебная власть разрешает споры о праве.

Разделение властей является характерным признаком правового государства, гарантией его функционирования. Оно обеспечивается механизмом «сдержек и противовесов», под которым понимается частичное совпадение полномочий трех властей.

Кроме того, разделение власти на три ветви в государстве обуславливается необходимостью: четкого определения функций, компетенции и ответственности различных государственных органов; обеспечения возможности контролировать государственными органами друг друга на конституционной основе; эффективной борьбы со злоупотреблениями властью. Реализация принципа разделения властей всегда сопровождается свободой средств массовой информации.

Впервые свое юридическое оформление принцип разделения властей нашел в Конституции США (1787 г.), в конституционных актах Великой Французской революции (1789-1794 гг.). Сегодня этот принцип конституционно закреплен в большинстве стран мира.

В Российской Федерации принцип разделения властей также закреплен в Конституции, которая была принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года. В ст.10 Конституции России говорится, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Конституция определяет построение системы высших органов государственной власти Российской Федерации. Законодательная власть на уровне Федерации возлагается на Федеральное Собрание. Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации. Судебная власть осуществляется Конституционным, Верховным, Высшим арбитражным и другими судами Российской Федерации.

Опыт многих стран, давно установивших разделение власти, свидетельствует о том, что его важным элементом является определенный баланс полномочий между ветвями власти, наличие системы сдержек и противовесов.

1 . Появление и становление принципа разделения властей.


2. Сущность принципа разделения властей.


3 . Принцип разделения властей в России:


а) понимание принципа разделения властей в постреволюционной России.


б) особенности принципа разделения властей характерные для российской конституции.


в) один из взглядов на принцип разделения властей в современной научной литературе.


г) недостаточность правового регулирования разделения властей на современном этапе.

4 . Модернизация принципа разделения властей.


5 . В Ы В О Д.


Появление и становление принципа разделения властей.


Идея разделения законодательной, исполнительной и судебной власти сопровождает поиск человеком идеального государства на протяжении многих веков. в зачаточном состоянии она присутствовала уже во взгляда древнегреческих философов (Аристотель, Полибий) . однако утверждение разделения власти как составной части учения о демократическом государстве связано с революциями 17 –18 веков, когда Д.Локк и Ш. Монтескье сформировали этот принцип как важную гарантию против концентрации и злоупотребления властью, свойственным феодальным монархиям. * Они выдвинули тезис о необходимости разделения государственной власти н законодательную, исполнительную и судебную.

Первая должна быть избрана народом (т.е. парламент) , исполнительная власть должна осуществляться главой государства, а судебная власть должна быть представлена независимым судом, а не Королевским.

Против этой концепции выступал Ж.-Ж. Руссо. Он отстаивал единство власти и отвергал концепцию разделения властей не столько с организационно – правовых позиций сколько с позиций социологических.он утверждал, что вся власть должна принадлежать народу, её нельзя делить, отчуждая от народа, а формой осуществления власти народом должно было служить народное собрание.**

Первые конституции США и Франции закрепили, хотя и в разных вариантах,разделения властей, видя в нем

________________________________________________

* М. В. Баглай, Конституционное право России, Норма, Москва, 1998 год, стр. 129.

** В. Е. Чиркин, Конституционное право: Россия и зарубежный опыт, Зерцало, Москва, 1998 год, стр. 245 .


важный элемент равновесия трех основных ветвей государственной власти для осуществления главной функции государств: охрана прав и свобод человека и гражданина.

Декларация прав и свобод человека и гражданина 1789 года включает бессмертные строки: “ Всякое общество, в котором не обеспечивается пользование правами и не проведено разделения властей не имеет конституции” ст. 16 .

Указанный принцип оказался жизнеспособным и нашел воплощение в конституциях цивилизованных стран *.

Историческая практика показала, что сосредоточение в одних руках законодательных, исполнительных и судебных функций приводит к установлению в стране диктаторских режимов, Так и произошло в России в начале 20 века,разделение властей было отвергнуто марксизмом –ленинизмом. в соответствии с этим учением в России, а затем и ряде других стран было построено тоталитарное государство, отказавшееся от принципа разделения властей.**


_________________________________________________

*И. Коваленко, Конституционное право РФ, Артания, Москва,1995 год, стр. 100 .

** М. В. Баглай, Конституционное право России, Норма, Москва, 1998 год, стр. 129.


Сущность принципа разделения властей.

В условиях разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается другой, различные ее ветви взаимно уравновешивают друг друга, действуя как система сдержек и противовесов, предотвращая монополизацию власти каким –либо одним институтом государства.*

Самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной властей не должна абсолютизироваться.

Являясь органами государства, они должны взаимодействовать между собой, ибо в противном случае становится невозможным нормальное функционирование государственного механизма. Но в этом взаимодействии они должны уравновешивать друг друга с помощью системы сдержек и противовесов. Взаимное ограничеие их полномочий на основе Конституции позволяет разумно и согласованно решать реальные вопросы государственной политики.**

Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счёте правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженных в них. Однако

*Конституция РФ, Комментарии, Юридическая литература, Москва,1994 год, стр. 96

** И. Коваленко, Конституционное право РФ, Артания, Москва,1995 год, стр. 100


органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции. Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. Сдерживание исполнительной власти достигается также посредством её подотчётности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, с другой стороны его важнейшей задачей является организационно–правовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и

прежде всего конституционных, как со стороны

законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

Хотя органы власти действуют самостоятельно, речь идет не об абсолютном обособлении, а лишь об относительной их самостоятельности и одновременном тесном взаимодействии друг с другом, осуществляемом в пределах их полномочий. Принцип разделения властей имеет свои особенности в зависимости от формы правления в государстве.*

Существенные особенности свойственны системе разделения властей в государствах с парламентской формой правления. Здесь, как и в любом конституционно- правовом государстве, обеспечивается относительная самостоятельность законодательной, исполнительной и судебной власти, но баланс между ними поддерживается при помощи специфических средств, т. е., например, парламент ** может выразить недоверие правительству, а глава государства может распустить парламент

Если говорить о президенте республики, то здесь разделение властей проводится наиболее последовательно. В США этот принцип был существенно дополнен системой “ сдержек и противовесов” , которая не только позволяет разделить три ветви власти, но и конструктивно уравновесить их.

Есть свои особенности и в полупрезидентских республиках. Президент делит исполнительную власть с правительством, которое в свою очередь должно опираться на поддержку парламентского большинства.

*А. Е. Козлов Конституционное право России, Москва, БЕК, 1996 год, стр. 245



Принцип разделения властей в России.

Понимание принципа разделения властей в постреволюционной России.

Теория “разделения властей” – буржуазная политико-правовая доктрина, согласно которой государственная власть понимается не как единое целое, а как совокупность различных властных функций,осуществляемых независимыми друг от друга государственными органами.*

Учение о разделении властей связанное с теорией естественного права, исторически сыграло прогрессивную роль в борьбе буржуазии с абсолютизмом и произволом королевской власти.

По словам Ф.Энгельса теория разделения властей представляет собой “….. не что иное, как прозаическое деловое разделение труда, примененное к государственному механизму в целях упрощения и контроля”.**

С утверждением капиталистического строя принцип

разделения властей был провозглашен одним из основных принципов буржуазного конституционализма, что было впервые отражено в конституционных актах Великой Французской Революции.

Марксистско-ленинская теория отвергает теорию разделения властей как игнорирующую классовую природу государства.

Существование в социалистическом государстве государственных органов с различной компетенцией означает, что принцип единства государственной власти требует разграничения между ними функции по


*Юридический энциклопедический словарь, Советская энциклопедия, Москва,198 год, стр.402

**К.Маркс и Ф.Энгельс, Сочинен., изд.2 ,том 5 стр.203


осуществлению государственной власти *- такая трактовка данного принципа характерна для большинства авторов советского периода.

В РФ принцип разделения властей впервые закреплен в конституции РСФСР, но, как было сказано выше, нарушение этого принципа избежать не удалось, что породило глубокий конституционный кризис.

Поэтому Конституция 1993 года фиксировала этот принцип как одну из основ конституционного строя.**


Особенности принципа разделения властей характерные для Конституции РФ.

Ст. 10 Конституции РФ провозглашает, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.Конституция вверяет каждую из этих ветвей власти соответствующему органу действующему самостоятельно.

Более чем скромное наполнение столь сложного и важного принципа порождает вопросы, ответы на которые даются конституционными нормами, определяющими механизм государственной власти.**

Следует помнить, что все высшие органы государственной власти в равной степени выражают целостность концепции народного суверенитета, Разделение властей есть разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти.

Важной особенностью российской конституции является то, что Президент как бы не входит ни в одну из

*Здесь имеются в виду разделы Конституции в которых говориться о полномочиях Президента, Федерального собрания и т.д.

трех властей. Он глава государства и обязан обеспечить согласованное функционирование и взаимное действие органов государственной власти.*

Но при этом Президент не вправе вмешиваться в полномочия Федерального собрания или судебных органов– Конституция строго разделяет их полномочия. Разногласия между властями он может регулировать только с помощью согласительных процедур или путем передачи спора в суд.

В то же время многие статьи Конституции указывают на то, что фактически Президент признается главой исполнительной власти.**

Поэтому представляется целесообразным остановиться на анализе положения данных высших органов государственной власти, чтобы лучше уяснить механизм действия принципа разделения власти в Российской Федерации.

Пост Президента был учреждён в Российской Федерации общенародным референдумом в апреле 1991 г. По Конституции РФ 1993 г. “Президент РФ является главой государства” (п. 1, ст. 80, Конституции РФ). В прежней Конституции его функция была определена через термины “высшее должностное лицо” и “глава исполнительной власти”. Изменение конституционной формулы не означает сужения функций Президента РФ или его “отлучения” от исполнительной власти. Термин “глава государства” более точно отражает и то, и другое, но не свидетельствует о появлении четвёртой основной ветви власти. Когда тем не менее употребляют термин “президентская власть”, то это может означать только особый статус Президента в системе трёх властей, наличие у него некоторых собственных

_______________________________________________

*В. Е. Чиркин, Конституционное право: Россия и зарубежный опыт, Зерцало, Москва, 1998 год,

**Вопрос о принадлежности Президент к исполнительной власти до сих пор остается спорным в научной литературе.

полномочий и комплексный характер его разнообразных прав и обязанностей во взаимодействии с двумя другими властями, но в основном - с исполнительной властью. Полномочия Президента вытекающие из различия конституционных функций главы государства и парламента, в основном и главном не конкурируют с полномочиями представительного органа.

В то же время полномочия Президента в сфере взаимоотношений с парламентом позволяют рассматривать главу государства как непременного участника законодательного процесса. Президенту принадлежит право назначать выборы Государственной Думы, в то время как выборы Президента назначаются Советом Федерации. Таким образом, назначение выборов этих органов государственной власти происходит не на взаимной основе, чтобы избежать взаимозависимости.

После выборов Государственная Дума собирается на тридцатый день самостоятельно, но Президент может созвать заседание Думы ранее этого срока. Президент имеет право законодательной инициативы, то есть, внесение законопроектов в Государственную Думу, он обладает правом вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием. Это вето именуемое в теории как относительное, может быть преодолено при повторном принятии законопроекта двумя палатами Федерального Собрания при раздельном обсуждении большинством в две трети каждой палаты - в этом случае Президент обязан подписать закон в течение семи дней. Законопроект становится законом и вводится в действие только после его подписания и обнародования Президентом. На рассмотрение отводится 14 дней, после чего закон должен быть или отклонён, или входит в силу. Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, но обращение с этими посланиями не означает, что он

нуждается в утверждении своих идей.

Президент назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Президент вправе распускать Государственную Думу, но не предусмотрено его право распускать Совет Федерации, Роспуск Думы возможен в случае трёхкратного отклонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства (ч.4, ст.111, Конституции РФ), при двукратном вынесении недоверия Правительству в течение 3-х месяцев (ч.3, ст.117) и при отказе Думы в доверии Правительству (ч.4, ст.117). В случае роспуска Государственной Думы Президент назначает новые выборы с тем, чтобы новая Дума собралась не позднее чем через 4 месяца после роспуска. Государственная Дума не может быть распущена Президентом: 1) в течении года после её избрания; 2) с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации; 3) в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения; 4) в течение 6-ти месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ Строгое обусловливание роспуска Думы и ограничения прав Президента в этой области свидетельствует о том, что роспуск Думы рассматривается как явление экстраординарное и не желательное. При всех случаях роспуска Государственной Думы Совет Федерации продолжает свою деятельность, обеспечивая непрерывность представительной власти.

В соответствии с принципом разделения властей и независимости судов Президент не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов. Однако он участвует в формировании органов судебной власти. Так, только Президенту предоставлено право выдвижения кандидатур для назначения Советом Федерации на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Президент также назначает судей других федеральных судов. Никто не в праве требовать от

Президента выдвинуть ту или иную кандидатуру - это было бы нарушением принципа разделения властей. В соответствии с Федеральным Законом Президент предлагает Совету Федерации кандидатуру на эту должность и он же вносит предложение об освобождении от должности Генерального Прокурора РФ.

При характеристике Российского парламента в свете принципа разделения властей можно выделить три момента: “а) применение к нему термина “парламент” означает официальное принятие категории парламентаризма с учётом Российских условий и особенностей, а также мирового цивилизованного опыта; б) специфическим свойством является определение его как общенационального представительного органа; в) Федеральное Собрание - законодательный орган Российской Федерации”. Однако Конституция 1993 г. не исходит из принципа верховенства парламента над исполнительной властью. Вопрос о недоверии Правительству, выраженном Государственной Думой, окончательно решается Президентом РФ.

Конституция Российской Федерации главой 7 выделяет и третью самостоятельную ветвь власти - Судебную. Судебная власть и органы её осуществляющие, обладают значительной спецификой, это отражено в ч.2 ст. 118 Конституции РФ, где сказано, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Конституция Российской Федерации чётко определяет, что правосудие в России осуществляется только судами РФ. При этом подчеркивается независимость судов. Конституцией Российской Федерации предусмотрены: а) Конституционный Суд РФ; б) Верховный Суд РФ; в) Высший Арбитражный Суд РФ. Согласно Конституции РФ действуют другие федеральные суды.


Особенно ярко действие принципа разделения властей в отношении судебной власти можно обнаружить по роли Конституционного Суда РФ. Согласно статьи 125 Конституции Российской Федерации, п.2 Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации, или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной властей субъектов РФ разрешает дело о соответствии Конституции РФ: а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; б) Конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; в)договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; г) не вступивших в силу международных договоров РФ.

Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции: а) между федеральными органами государственной власти; б) между органами государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; в) между высшими государственными органами субъектов РФ. Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле, порядке установленном федеральным законом. Конституционный Суд РФ даёт толкование Конституции РФ. Акты или их


отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Конкретное содержание принцип разделения властей состоит в следующем:

· Законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным органом.

· Исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством, быть подотчетным главе государства и лишь в некотором отношении Парламенту.

· Судебные органы независимо и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно.

· Ни одна из трех ветвей власти не должна вмешиваться в прерогативу другой власти,а тем более сливаться с другой властью.

· Споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и через правовую процедуру, т.е. Конституционным судом.

· Конституционная система должна предусматривать правовые способы сдерживания каждой власти двумя другими, т.е. содержать взаимные противовесы для всех властей.

Хотя такое содержание принципа разделения властей в российской Конституции прямо не закреплено,безусловно, присуще ей в силу логики закрепленных в ней правил взаимоотношения трех властей. *


Один из взглядов на принцип разделения властей в современной научной литературе .

Демократический республиканский правовой строй

____________________________________________

* М.В. Баглай, Б.И. Габричидзе, Конституционное право России, Москва, Инфра-М, 1996 год, стр.129

предполагает разделение власти на создающую закон и следящую за ее исполнением, соответственно этому принципу, систем государственной власти в России может быть основана на подлинном разделении на законодательную, исполнительную и судебную.

Идею разделения властей в России следует проводить в трех плоскостях.*

1. Ни один орган власти или политическая организация не могут игнорировать либо приостанавливать деятельность конституционно закрепленных институтов, бесконтрольное отправление властных функций, стремиться к упразднению конституционного строя, его нравственной и социальной опоры. Принципиально исключается возможность узурпации власти и порождаемого этим населения.

2. Функционально разделение властей предполагает

соответствующую организацию законодательного исполнительного и судебного механизмов. законодательная власть ограничивается референдумом, прямыми выборами Президент, его правовым вето, Конституционным Судом; внутренним ее ограничением являются две платы Парламента. Исполнительная власть ограничивается ответственностью перед Парламентом и подзаконным характером издаваемых ею нормативных актов,должна сохраняться также внутренняя разделенность, воплощенная в том,что Конституционный Суд выделяется из общей судебной системы, меняется круг полномочий прокуратуры, вводятся системы специальных судов, мировых судей.

3.Конституция обеспечивает правовые и экономические условия самоуправления и саморазвития различных ________________________________________

культурных, социальных,производственны, религиозных и иных. тому же служит отделение экономической системы от политики и власти, принцип нейтралитета по отношению к различным укладам хозяйства,равенство различных секторов экономики перед законом.


Недостаточность правового регулирования разделения властей в России на современном этапе.

Говоря о конституционном закреплении системы и структурно функциональной организации федеральных органов государственной власти необходимо отметить, что для их согласованного взаимодействия наличие и действие конституционны норм явно не достаточно. *

Требуется специальный федеральный закон,закрепивший бы процедуры осуществления полномочий органов власти и формы их взаимодействия. Правовое урегулирование этих вопросов в одном законодательном акте способствовало бы их сбалансированному и согласованному функционированию, невмешательство в компетенцию друг друга.*

На основе единой концепции, исключающей дублирование и противоречивость положений о полномочиях федеральных органов государственной власти, удалось бы выработать такой законодательный акт, который стал бы правовым основанием их слаженной и ритмичной работы.


*М. В. Баглай, Конституционное право России, Норма, Москва, 1998 год.

**по мнению Румянцева, которое он высказывает в своей работе, правового регулирования данного вопроса тоже не достаточно. Требуется появление нового государственного органа “ Государственный Совет” –координирующего и контролирующего три ветви власти

представляется что в таком акте следует прежде всего четко определить состава. структуру федеральных органов власти; порядок осуществления конституционных полномочий в процессе их взаимодействия. *В этой связи особое значение имеет законодательное закрепление процедуры формирования органов, в которых неизбежно участвуют соответствующие властные структуры Федерации. Взять хотя бы процедуру назначения Председателя Правительства РФ. Участие в ней Президента и Государственной Думы предусматривается Конституцией. Однако процесс его назначения не регламентирован до сих пор, действующим законодательством. В Конституции устанавливается, что Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства России.

Целесообразно было б закрепить в законодательном порядке способы разрешения разногласий между Президентом России и Государственной думой по кандидатуре Председателя правительства, предусмотреть в законе согласительные процедуры на этот счет. Это касается и других властных федеральных структур государства.


* М.В. Баглай, Б.И. Габричидзе, Конституционное право России, Москва, Инфра-М, 1996 год.


ВЫВОД:

Принцип разделения властей является достаточно актуальной на современном этапе, особенно для Российского государства. Связано это в первую очередь с тем, что в советское время, на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила отражения в отечественной правовой концепции, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства.

Рассмотрев как исторический опыт, так и современное положение вещей, мы можем сделать вывод о том что в странах, которые отказались от принципа разделения властей устанавливался антидемократический политический режим, т.е. мы уже не можем говорить о правовом государстве.

Таким образом принцип разделения властей следует считать основой построения органов демократического правового государства.

Кроме того не стоит забывать о том, что с развитием правового государства все более частым становиться отхождение от строгого принципа разделения властей на законодательную. исполнительную и судебную


ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Конституция рф

2. Конституция рф. Комментарии “юридическая литература” , москва,1994 год

3. Юридический энциклопедический словарь, “советская энциклопедия” .москва, 1987 год

4. М. В. Баглай, конституционное право россии, норма, москва, 1998 год,

5. М.в. баглай, б.и. габричидзе, конституционное право россии, москва, инфра-м, 1996 год.

6 .и. Коваленко, конституционное право рф, артания, москва,1995 год,

7. А. Е. Козлов конституционное право россии, москва, бек, 1996 год,

8. А.а.мишин “теория разделения властей”,

Советская научная литература, саратов, 1985 год

9. В. Е. Чиркин, конституционное право: россия и зарубежный опыт, зерцало, москва, 1998 год

10. О.г. румянцева “основы конституционного строя россии” , юрист, москва,1994 год.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня на нашем блоге пойдет речь о разделении властей. В начале, приобрела форму теоретико-правовой концепции, которую впервые разработал английский философ Д. Локк, в последующем, многие ученые правоведы рассматривали данную теорию представления формирования политической власти в этом ключе. Целью являлось разработка идеальной модели, которая исключала бы такие негативные явления как: узурпацию, бюрократию и монополизацию власти.Сегодня многие современные правовые государства реализуют на практике разделение властей, и как правило, существует три основных ветви: законодательная, исполнительная и судебная. При этом каждая из них независима и самостоятельна, но это относительные категории. Их относительность проявляется в существующей между ними взаимосвязи и взаимодействии. Суть разделения властей в том, что между органами власти распределена и разграничена компетенция, таким образом их самостоятельность проявляется во взаимном контроле.

Для того чтобы сформировать представление о разделении властей в Российской Федерации, необходимо рассмотреть таблицу представленную ниже. Данная таблица подготовлена в соответствии с Конституцией РФ. Дадим краткую характеристику каждой ветви власти.
Законодательная власть - принимает законы, бюджеты, осуществляет парламентский контроль за исполнительной властью. В РФ законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, верхняя палата- Совет Федерации (входят: по два представителя от каждого субъекта РФ (один от законодательного органа власти субъекта РФ и один от исполнительного органа власти субъекта РФ); нижняя палата — Государственная Дума (входит: 450 депутатов, избранных на выборах).
Исполнительная власть — организовывает исполнение законов, а так же осуществляет управление сферами жизни общества и отраслями государственного и хозяйственно-культурного строительства. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Правительство РФ является высшим исполнительным органом, который возглавляет единую систему исполнительной власти на всей территории России. Во главе Правительства РФ стоит Председатель Правительства РФ, кандидатуру которого предлагает Президент РФ и вносит на рассмотрение в Государственную Думу для получения согласия. После утверждения Председатель Правительства РФ формирует кадровый состав Правительства РФ и представляет Президенту РФ.
Судебная власть — обусловленная разделением властей вид государственной власти, который осуществляет правосудие по средствам уголовного, гражданского, конституционного и административного судопроизводства. Правосудие в РФ осуществляется только судом на основе законодательства регламентирующего организацию и порядок деятельности судов. Конституционный суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ иных НПА, а также разрешает споры о компетенции, дает толкование Конституции РФ и т.д. (см. ст.125 Конституции РФ). Верховный суд РФ является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иных делам подсудным судам в соответствии с законодательством, а так же дает разъяснения по вопросам судебной практики.
!Правосудие - это деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.!

Основа разделения властей естественное разделение функций, таких как законотворчество, государственное управление и правосудие. Говоря о какой-либо из ветвей следует отметить что каждая осуществляет государственный контроль. Необходимо понимать и то что помимо фактического разделения следует говорить и о разделении полномочий между органами государственной власти и муниципальными органами.
Российская Федерации является федеративным государством, которое предусматривает трёхуровневую систему, и представляется она следующим образом: федеральные органы власти; органы власти субъектов; органы муниципальной власти.

Подводя итог, нужно сделать несколько выводов, во-первых, принцип разделения властей направлен на то чтобы властные полномочия не были сосредоточены в компетенции одного органа государственной власти, а перераспределены и сбалансированы между различными органами власти; во-вторых, «система сдержек и противовесов» поддерживает независимость каждой ветви власти, хотя каждая в свою очередь может сдерживать, уравновешивать и контролировать другую, что в последующем не допускает нарушение Конституции и иных законов. Таким образом, разделение властей играет большую роль в работе государственного аппарата современного правового государства.

© Мария Растворова 2015

Разделение властей - принцип конституционного строя, согласно которому государственная власть осуществляется законодательными (представительными), исполнительными и судебными органами независимо друг от друга и при наличии механизмов, сдерживающих и уравновешивающих объем их полномочий. Разделение властей - основополагающий, фундаментальный принцип организации государственной власти.

В соответствии со ст.10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Принцип разделения властей является одной из основных характеристик правового государства и выступает в качестве гарантии реализации принципа приоритета человека, его прав и свобод как высшей ценности.

Характеристики принципа разделения властей:

1) разделение функций по осуществлению государственной власти на законодательную , исполнительную и судебную . В соответствии с принципом разделения властей в государстве действуют:

во-первых, законодательная власть, ее основной функцией является принятие законов;

во-вторых, исполнительная власть, ее назначение в исполнении принимаемых законодательной властью законов;

в-третьих, судебная власть, ее сфера - осуществление правосудия - деятельности по рассмотрению и разрешению конкретных дел с вынесением решений, которые не могут быть отменены органами законодательной или исполнительной власти.

Органы каждой из ветвей власти действуют в рамках установленной Конституцией РФ компетенции и не вправе осуществлять функции, присущие органам иной ветви власти;

2) самостоятельность органов каждой из ветвей власти означает, что в своей деятельности они независимы друг от друга, не подчинены друг другу;

3) система сдержек и противовесов . Этим термином обозначается система полномочий трех ветвей власти в сфере взаимоотношений друг с другом, установленная Конституцией РФ с целью не допустить нарушений принципа разделения властей, преимущественного положения одной ветви власти перед другой. Такими полномочиями являются, например:

право Государственной Думы давать согласие на назначение Председателя Правительства РФ, выражать недоверие Правительству РФ;

право Президента РФ распускать Государственную Думу;

право Конституционного Суда признавать неконституционными законы, принятые Федеральным Собранием, и др.;

4) единство государственной власти . Разделение властей не означает, что государственная власть делится на части. Между государственными органами распределяются функции по ее осуществлению.

Согласно ст.11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют:

1) Президент РФ;

2) Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);

3) Правительство РФ;

4) суды Российской Федерации.

В связи с федеративным строением России Конституция РФ закрепляет, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Обычно региональные органы государственной власти представлены законодательным (представительным) органом и исполнительным органом власти, в некоторых субъектах образуются конституционные (уставные) суды. Система судов общей юрисдикции и арбитражных судов является единой и федеральной, поэтому субъекты Федерации не вправе создавать по своему усмотрению судебные органы данных видов.

Разделение властей является одним из главнейших демократических принципов, направленных на предотвращение узурпации государственной власти и использования ее в ущерб публичным интересам. Принцип разделения властей является сегодня одним из основных конституционных принципов всех демократических государств, представляющий собой систему конституционно-правовых норм, регламентирующих разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Конституционный принцип разделения властей выступает в качестве правовой структуризации государственной власти в Российской Федерации и включает в себя разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, что не лишает государственную власть ее основного качества - целостности и единства. В свою очередь, полномочия разделенной власти представляют собой формы структуризации государственной власти согласно рассматриваемому принципу разделения властей.

В юридической науке термин "разделение" применительно к государственной власти употребляется в двух значениях: согласно одному из них, наиболее распространенному, он используется для обозначения разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, второе значение термин употребляется в отношении разделения государственной власти между федеративным государством и его составляющими государственными образованиями, то есть в теории федерализма - как "разделение власти".

По отношению к данному принципу в классическом понимании, где идет речь о трех ветвях государственной власти, существует два противоположных подхода: разграничение властей и разделение властей, которые соответствуют двум различным концепциям демократии: президентской и парламентской. Под "разграничением властей" понимается строгое, абсолютное отделение трех ветвей власти; ни одна власть не может взять на себя функции другой, поэтому в таких системах, запрещается совмещение должностей в органах, относящихся к различным ветвям власти.

Сущность "разделения властей" состоит в том, что ветви власти в основных составляющих отделены друг от друга и независимы, но данная концепция допускает и признает отдельные сферы пересечения, в которых ветви власти выполняют чуждые им функции в той мере, в какой сохраняется принципиальное отделение властей друг от друга. Диссертант отмечает, что закрепление принципа разделения властей в качестве основы организации государственной власти является важным показателем признания Россией общедемократических ценностей.

Конституционный принцип разделения властей предполагает не только самостоятельность и независимость отдельных ветвей государственной власти, но и их координацию, взаимосдерживание и взаимоконтроль. В настоящее время Конституция РФ располагает механизмами взаимоконтроля ветвей власти. Однако нельзя утверждать, что подобный контроль является равнозначным и равносильным.

Принцип разделения властей в его современном прочтении содержит два взаимосвязанных компонента, образующих неразрывное единство. По-прежнему он нацелен на то, чтобы предотвратить абсолютизацию одной из властей, утверждение авторитарного правления в обществе.

Законодательная, исполнительная деятельность и отправление правосудия органически взаимосвязаны, они выполняют определенные государственные функции в более общей системе. Одним из требований нашего времени является устранение институционального несоответствия, отражающего смешение и переплетение функций различных ветвей власти.

При этом ни одна из трех ветвей государственной власти не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более, сливаться с другой властью. Это обеспечивается: а) различными источниками формирования ветвей власти; б) различными сроками полномочий; в) степенью защиты одной власти от другой.

Анализ разделения властей предполагает изучение этого феномена в двух направлениях: по горизонтали и вертикали, то есть речь идет о разделении власти между законодательной, исполнительной и судебной ветвями и о разделении власти между федеральным центром и регионами. Оба направления сегодня являются определяющими в сфере строительства российского правового государства.

Разделение властных функций проходит по несущим конструкциям государственного управления: законодательный представительный орган в лице Федерального Собрания обладает правом на законотворчество; исполнительный в лице Президента и Правительства - на практическую реализацию законов; судебный орган - на улаживание споров и конфликтов. Силовое вторжение одной из ветвей власти в область деятельности другой может привести к смешению функций и в результате - к?ослаблению авторитета власти в целом.

Существуют и другие подходы к оценке способов разграничения функций властей. Болгарский исследователь С. Баламезов считает, что власти необязательно уравнивать между собой, лучше подчинить деятельность исполнительных и судебных органов закону. Тем самым обеспечивается превращение принципа разделения властей в важнейший элемент правового государства. Такой подход в современной России едва ли возможен. И не столько из за политических соображений, сколько по причине медленного развертывания законотворческого процесса.

Российские специалисты также по-разному оценивают значение каждой ветви власти. Одни подчеркивают приоритет законодательной власти, другие отмечают особую роль власти субъектов Российской Федерации, третьи считают "центром притяжения" всей государственной машины исполнительную власть.

Российская Федерация представляет собой наиболее сложный вариант государства, построенного на принципе разделения властей. Институт президентства вносит дополнительные осложнения в реальную политику разделения властей, поскольку де-факто значительная часть полномочий ветвей власти соединяется в руках Президента как главы государства. В результате создается почва для дисбаланса сил, что ведет не к их взаимодействию на основе взаимодополнения, а к выяснению сфер влияния.

Большинство российских ученых склоняется к мнению, что Президент РФ не входит ни в одну из ветвей государственной власти. Вместе с тем существуют различные точки зрения на место и природу президентской власти в России.

Так, О.Е. Кутафин полагает, что сегодня разделение властей в России "характеризуется почти повсеместным господством исполнительной власти, а также президентской, стоящей над всеми другими властями". Близкую по смыслу позицию, которую разделяем и мы, занимает Ю.И. Скуратов, утверждающий, что "институт президентства в России сочетает черты как президентской, так и полупрезидентской республики". Крайнюю позицию в этом вопросе занимает М.А. Краснов, который утверждает, что "мы являемся свидетелями оформления еще одной ветви власти - президентской". Однако эта позиция, на наш взгляд, не совсем верна, поскольку наличие терминов "глава государства", "президент" вовсе не означает появление четвертой ветви власти.

Механизм, заложенный в Конституции РФ для разрешения возможного конфликта между законодательной и исполнительной властями, отличается большой сложностью. Президент обладает очень широким арсеналом средств воздействия на законодательную и исполнительную власти. Президент не просто арбитр, наблюдающий со стороны за соблюдением правил политической игры ее участниками. Он сам участвует в этой политической игре, что не может не сказаться на функционировании властей.

В России, как и в большинстве стран мира, не предусмотрена парламентская ответственность главы государства. Это значит, что парламент не может заставить Президента уйти в отставку, отказывая в одобрении его политики или предложенных им решений. Но это вовсе не значит, что глава государства свободен от следования предписаниям Конституции и законов. Если его деятельность приобретает противоправный характер, вступает в силу специальный механизм ответственности, который иногда, по аналогии с англо-американской практикой, называют импичментом.

Таким образом, несмотря на сложности современного политического развития, принцип разделения властей в современной России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов.

Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено не только господством права, связанностью государственной власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких формах и какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к теории разделения властей. Согласно этой теории смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены.

С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой "сдержек и противовесов" властей. Подобная система "сдержек и противовесов" устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.

Классическим образцом в этом отношении являются США. Согласно теории разделения властей в ней законодательная и исполнительная власти, действуют как две силы в замкнутом круге своих полномочий. Но при этом предусмотрены формы воздействия органов одной власти на органы другой. Так, президент наделен правом налагать вето на законы, принимаемые Конгрессом. В свою очередь оно может быть преодолено, если при повторном рассмотрении законопроекта в его пользу отдадут голоса 2/3 депутатов каждой из палат Конгресса. Сената наделен полномочием утверждения членов правительства, назначаемых президентом. Он также ратифицирует договоры и иные международные соглашения, заключаемые президентом. В случае совершения президентом преступлений, Сенат обращается в суд для решения вопроса о вынесении ему "импичмента, т.е. об отстранении от должности. "Возбуждает" же дело об импичменте Палата Представителей. Но могущество Сената ослабляется тем, что ее председателем является вице-президент. Но последний может принимать участие в голосовании лишь в том случае, если голоса разделяются поровну. Конституционный контроль в стране осуществляет Верховный суд США.
В современных демократических государствах (таких, как США, Германия) наряду с классическим делением государственной власти на "три власти" федеративное устройство является также способом децентрализации и "разделения" власти, предупреждающим ее концентрацию.
В Конституции РФ предусмотрен принцип разделения властей в России . Так, в ст. 10: "Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны."


К органам и законодательной власти
- Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума - две палаты Собрания), Законодательные Собрания республик, входящих в состав Российской Федерации;

Органы власти других субъектов Российской Федерации; местные органы государственной власти.

К органам исполнительной власти в Российской Федерации относятся:

Президент Российской Федерации; Совет Министров Российской Федерации;

Высшие должностные лица республик, избираемые гражданами или Законодательными Собраниями;

Правительство республик; органы администрации других субъектов Российской Федерации.

К органам судебной власти в Российской Федерации относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации;

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; суды республик и других субъектов РФ;

Районные народные суды; суды специальной юрисдикции.

Для демократического общества принцип разделения властей особо важен и значим. Он выражает не только разделение труда между государственными органами, но и умеренность, "рассредоточенность" государственной власти, предупреждающую ее концентрацию, превращение ее в авторитарную и тоталитарную власть. Этот принцип в демократическом обществе предполагает, что все три власти одинаковы, равновелики по силе, служат противовесами по отношению друг к другу и могут "сдерживать" одна другую, не допускать доминирования одной из них. Например, превращения управленческой власти в авторитарную, а законодательной - во "всевластие", в тоталитарную власть, подчиняющую себе и управление, и правосудие.

6. Юридические факты как основания возникновения, изменения и прекращения правовых отношений

Юридический факт - это закрепленное в гипотезах норм права конкретное жизненное обстоятельство, наступление которого влечет юридические последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений.

Юридическими являются не все жизненные факты, а лишь предусмотренные нормативно. Юридические факты закрепляются и описываются в гипотезах правовых норм как определенные, потенциально возможные ситуации. В случае возникновения такой ситуации в реальной жизни наступают предусмотренные нормой правовые последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношения.

Классификация юридических фактов.

По правовым последствиям:

· правообразующие юридические факты;

· правоизменяющие юридические факты;

· правопрекращающие юридические факты.

По волевому критерию.

Юридические факты-события и порождаемые ими последствия, которые не зависят от воли людей. Наиболее распространёнными юридическими фактами-событиями являются рождение или смерть человека, достижение определенного возраста, наступление установленной даты, истечение срока, стихийное бедствие и т.д.

Юридические факты-деяния, выражаемые в виде действия или бездействия, которые являются обстоятельствами, наступление которых определяется сознанием и волей людей. Деяния можно разделить на:

· правомерные действия - действия соответствующие праву: договоры, сделки, правомерные поступки;

· неправомерные действия - деликты или правонарушения.

Виды правомерных деяний:

Юридические поступки - это поступки, которые вызывают юридические последствия независимо от того, сознавал или не сознавал субъект их правовое значение. Например, создание автором изобретения.

Юридические акты - это действия, непосредственно направленные на достижение юридических результатов.

Состояние - это длительно существующее юридическое свойство, выраженное в длящимся правоотношении. Например, гражданство, брак, судимость и т.д. Таким образом, некоторые правоотношения сами по себе способны выступать в виде юридических фактов.

Фактический состав правоотношения - это совокупность нескольких юридических фактов, порождающих определенное правоотношение. Для возникновения трудового правоотношения между работником и работодателем требуется достигнуть возраста трудовой правоспособности, написать заявление о приёме на работу, заключить трудовой договор, издать приказ о зачислении лица на работу.

6. Юридические факты как основание возникновения правоотношений


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав