06.09.2019

Система запретов и ограничений как фактор минимизации коррупционных проявлений в органах внутренних дел. §4. Антикоррупционные запреты в связи с прохождением государственной службы Президент Российской Федерации


Проблемы противодействия коррупции в структурах муниципального управления продолжают оставаться актуальными . Для борьбы с этим явлением и в развитие общих обязанностей и ограничений муниципального служащего, установленных ст. 12 и ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" , 14 статья предусматривает ряд дополнительных ситуаций, которые несовместимы с замещением должности муниципальной службы. Эти обстоятельства законодатель называет запретами, связанными с муниципальной службой.
Запреты для служащих являются не только препятствием, но и средством самореализации служащего, в них содержится не только ограничительный, но и освободительный от внешнего воздействия потенциал.
Запреты на муниципальной службе - это запрещение совершать определенную деятельность, они осуществляются, как правило, путем бездействия. Запреты ограничивают ряд конституционных прав муниципальных служащих (право заниматься предпринимательской деятельностью, допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, и т.д.), но и принимаются муниципальными служащими добровольно при поступлении на муниципальную службу. Целевое назначение запретов:
- повышение эффективности деятельности муниципальной службы и лиц, на ней занятых;
- установление препятствий возможному злоупотреблению муниципальными служащими;
- создание условий для независимости служебной деятельности в системе муниципальной службы.
По своему содержанию запреты близки к правоограничениям муниципального служащего, но имеют свою специфику. В первом случае поведение и действия служащих ограничиваются, во втором - императивно запрещаются. Запреты, связанные с муниципальной службой, - это обусловленные и установленные действующим законодательством нормы, однозначно запрещающие муниципальному служащему производить те или иные действия как на службе, так и вне ее. Они также обусловлены особенностями правового режима чиновника.
В связи с прохождением муниципальной службы для служащего существуют определенные запреты. Самая значительная группа запретов имеет целью противодействие коррупции.
К данной группе относятся следующие запреты.
1. Запрет муниципальному служащему состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией. Согласно Гражданскому кодексу РФ под коммерческими организациями понимаются организации, имеющие в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли и ее распределение между участниками организации. Закон запрещает чиновнику на платной основе участвовать в работе органов управления этих организаций. В противном случае он будет уделять основное внимание коммерческой организации, а не службе.
Муниципальные служащие, назначенные представителями государства (в случае наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями) или муниципального образования в органах управления коммерческой организации, за невыполнение или ненадлежащие выполнение возложенных на них обязанностей несут дисциплинарную ответственность, а их полномочия по представлению интересов государства или муниципального образования в органах управления коммерческих организаций могут быть прекращены. Органы местного самоуправления в основном не разрабатывают и не принимают специальных нормативных актов в части целей, принципов и организации своего представительства в хозяйствующих субъектах, в которых они участвуют.
2. Запрет муниципальному служащему заниматься предпринимательской деятельностью. Служащим запрещено заниматься деятельностью с целью извлечения прибыли, которая называется предпринимательской или коммерческой. Запрет налагается на все виды предпринимательской деятельности. Муниципальным служащим лично или через доверенных лиц запрещено: 1) заниматься производством; 2) заниматься реализацией или приобретением продукции или товаров; 3) заниматься оказанием услуг; 4) заниматься выполнением работ с целью извлечения прибыли; 5) владеть, пользоваться, распоряжаться имуществом, составляющим материальную основу предпринимательской деятельности, а именно зданиями, сооружениями, оборудованием, машинами, земельными участками, иными вещами, используемыми в производственном процессе и коммерческой деятельности. Служащим запрещено приобретать имущественные права на нематериальные объекты - товарные знаки, промышленные образцы, торговые секреты, фирменные наименования.
Смысл этого запрета - предотвратить ситуацию, когда муниципальный служащий, используя свои полномочия, работал бы только на свой бизнес, а не на орган местного самоуправления. Если он добровольно пошел на муниципальную службу, то должен получать оплату труда только из местного бюджета и на время службы забыть о своей предпринимательской деятельности. Но законом не запрещено, чтобы предпринимательской деятельностью занимались родственники муниципального служащего - например, жена, дети. Закон разрешает служащему с уведомления руководителя заниматься любой оплачиваемой непредпринимательской деятельностью - педагогической, научной, творческой. Муниципальный служащий вправе с предварительного письменного уведомления руководителя органа местного самоуправления, избирательной комиссии выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
Любые попытки прямого или скрытого участия муниципальных служащих в предпринимательской деятельности наносят значительный урон авторитету местного самоуправления и муниципальной службы, поскольку подрывают доверие населения к власти, и потому должны сурово пресекаться.
3. Запрет муниципальному служащему быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы либо которые непосредственно подчинены или подконтрольны ему, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Дело в том, что представитель действует не только от имени, но и в интересах представляемого, поэтому разрешение на представительство означало бы возможность использовать муниципальным служащим должностные полномочия в интересах частных лиц. Такое выполнение представительских функций находилось бы в прямом противоречии с правовым статусом муниципального служащего и профессиональной этикой муниципальной службы. Действительно, заинтересованность поверенного или представителя стороны или третьего лица имеет, как правило, опосредованный материально-правовой характер, потому что размер вознаграждения, на которое вправе претендовать представитель, обычно зависит от исхода (результата) дела. Следовательно, муниципальный служащий будет использовать свой должностной ресурс в пользу третьих лиц. Поэтому выполнение представительских функций на муниципальной службе запрещается.
4. Запрет муниципальному служащему получать в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются муниципальной собственностью и передаются муниципальным служащим по акту в орган местного самоуправления, избирательную комиссию муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.
Этот запрет установлен для того, чтобы муниципальный служащий за преподнесенный ему подарок не оказывал предпочтения какому-либо частному лицу на основе семейных, дружеских или иных связей, помимо служебных, а также юридическим лицам (коммерческим организациям, другим предприятиям), в которых он заинтересован, и не нарушал бы нормы профессиональной этики.
Закон регулирует вопрос получения муниципальным служащим подарков в связи с исполнением должностных обязанностей - протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. В этом случае они признаются муниципальной собственностью и передаются служащим в течение месяца по акту в муниципальный орган, где он проходит службу. Вознаграждение считается принятым в связи с исполнением должностных обязанностей, если:
- имеется договор дарения или на подарке указана должность лица, его принявшего;
- вознаграждение вручено по месту работы во время участия чиновника в официальных мероприятиях (совещаниях, переговорах), на которых он представляет орган местного самоуправления.
Муниципальному служащему нельзя получать вознаграждения косвенным путем, например при их передаче близким родственникам.
Вместе с тем данный запрет не лишает муниципального служащего права принимать символические подарки в соответствии с общепринятыми нормами вежливости и гостеприимства. При оценке подарков, принятие которых разрешается, следует руководствоваться ст. 575 ГК РФ, которая устанавливает, что муниципальным служащим в связи с их должностным положением или с исполнением ими служебных обязанностей не допускается дарение, за исключением так называемых подарков, стоимость которых не превышает 3000 руб.
5. Запрет муниципальному служащему выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц. Исключения здесь составляют служебные командировки, осуществляемые на взаимной основе по договоренности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования с органами местного самоуправления, избирательными комиссиями других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями.
Данный запрет конкретизирует предыдущий и также преследует цель предотвратить подкуп муниципального служащего. Муниципальные служащие не вправе получать средства на командировочные расходы сверх выделяемых бюджетных ассигнований от любых физических и юридических лиц и не вправе с точки зрения профессиональной этики пользоваться услугами любых организаций и граждан по оплате личных расходов во время командировок. В противном случае он будет этой стороне обязанным.
Однако муниципальному служащему не запрещено пользоваться услугами принимающей стороны - размещение, транспорт, питание, но только лишь в объеме, не превышающем уровень обычного гостеприимства.
6. Запрет муниципальному служащему использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического, финансового и иного обеспечения, другое муниципальное имущество.
Имеется в виду использование оргтехники, средств коммуникации, иных видов оборудования или муниципального имущества в рамках служебного времени или вне его, в личных интересах или в интересах других лиц. Это может быть эксплуатация компьютера (в том числе с выходом в Интернет и использованием других его функций), средств коммуникации (телефон, факс и др.), множительной техники, использование с нарушением установленного порядка финансовых средств и т.п.
Использование чиновником муниципального имущества в неслужебных, личных целях характеризует муниципального служащего как работника нечестного, корыстолюбивого, недобросовестного, пренебрегающего нормами профессиональной этики. Такие нарушения служащих не могут оставаться безнаказанными, к ним должны применяться меры дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения с муниципальной службы.
7. Запрет муниципальному служащему принимать без письменного разрешения главы муниципального образования награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.
Этот запрет носит этический характер и направлен на обеспечение независимости муниципальных служащих от иностранных государств, их должностных лиц, международных организаций, других иностранных общественных и религиозных объединений, что связано с правовым статусом муниципального служащего.
Специфика запретов как служебных обязанностей состоит в том, что муниципальный служащий в процессе служебной деятельности реализует часть компетенции органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования и в связи с этим обладает правом принимать в одностороннем порядке управленческие решения, обязательные для исполнения местным населением, не находящимся непосредственно в его служебном подчинении, что обусловливает необходимость наличия таких запретов для муниципального служащего.
Запреты для муниципального служащего имеют абсолютный характер, они не связаны непосредственно с исполнением служебных обязанностей, т.е. они действуют для служащих в течение всего времени нахождения на службе и не могут быть отменены или заменены другими положениями. Если запреты нарушаются в процессе служебной деятельности, то это обстоятельство отягчает ответственность муниципального служащего.

Литература

1. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru.
2. Кабашов С.Ю. Морально-этические и правовые основы государственного и муниципального управления. М.: Дело, 2013. 216 с.
3. Маслакова Е.А. Коррупция в органах местного самоуправления: криминологические аспекты // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2013. N 4. С. 24 - 26.
4. Попов Д.В. Проблемы противодействия коррупции // Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. Серия "Право". 2013. N 10 (3). С. 60 - 66.

  • Глава 2. Меры профилактики коррупции §1. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов
  • §2. Организационные и правовые способы исключения необоснованного вмешательства в деятельность государственных служащих в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений
  • §3. Антикоррупционные ограничения, налагаемые на гражданина, ранее замещавшего должность государственной службы
  • §4. Общественный и парламентский контроль в сфере противодействия коррупции
  • Глава 3. Правовое положение государственного служащего в связи с обеспечением профилактики коррупции
  • §1. Квалификационные требования к гражданам, претендующим на замещение должностей государственной службы
  • §2. Основные права государственного служащего, связанные с осуществлением профессиональных обязанностей
  • §3. Основные антикоррупционные обязанности государственного служащего и требования к его служебному поведению
  • §4. Антикоррупционные запреты в связи с прохождением государственной службы
  • Глава 4. Конфликт интересов на государственной службе §1. Понятие и содержание конфликта интересов на государственной службе
  • §2. Полномочия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов
  • §3. Обязанности государственного служащего и представителя его нанимателя по предотвращению конфликта интересов
  • §2. Административные процедуры исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги)
  • §3. Контроль за исполнением административных регламентов и обжалование их нарушений
  • Глава 6. Предупреждение коррупционных рисков при размещении заказов для государственных нужд §1. Правовые основы предупреждения коррупции при размещении заказов для государственных нужд
  • §2. Антикоррупционное обеспечение способов размещения заказов
  • §3. Антикоррупционные требования к участникам размещения заказов и специализированным организациям
  • §4. Коррупционные риски при выполнении ниокр и их предупреждение
  • §2. Полномочия и ответственность представителей органа государственного контроля (надзора) при проведении проверки
  • §3. Плановая и внеплановая проверки. Антикоррупционные требования к их проведению
  • §4. Основные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с проверкой
  • Глава 8. Ответственность за коррупционные правонарушения §1. Ответственность физических и юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений
  • §2. Уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность за коррупционные правонарушения
  • §2. Субъекты, осуществляющие проверку и их полномочия
  • §3. Предмет проверки и основания ее осуществления
  • §4. Административные процедуры проведения проверки
  • §5. Использование результатов проверки
  • Глава 10. Антикоррупционный мониторинг §1. Предмет, задачи и цели антикоррупционного мониторинга
  • §2. Мониторинг уголовной и судебной правоприменительной практики борьбы с коррупцией
  • Сведения о применении судами максимальных санкций уголовного наказания к виновным в совершении отдельных коррупционных преступлений в 2007-2009 гг. (в %)
  • Сравнительная информация о редко и часто назначаемых видах уголовного наказания за совершение отдельных коррупционных преступлений в России в 2007-2009 гг.
  • §2. Перспективные направления общественно-государственного антикоррупционного взаимодействия
  • Практикум по усвоению учебного материала Глоссарий
  • Вопросы для самопроверки и подготовки к экзаменации
  • §4. Антикоррупционные запреты в связи с прохождением государственной службы

    Система запретов неправомерных действий (бездействия) государственных служащих в связи с осуществлением ими своей профессиональной деятельности, которые обуславливают коррупцию, установлена нормами статьи 17Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации".

    Ключевым для непосредственного предупреждения коррупционных правонарушений является запрет участия государственного служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией за исключением случаев, установленных федеральным законом.

    Перечень видов коммерческих организаций предусмотрен ст. 50ГК РФ. В их число входят: хозяйственные товарищества (в форме полного товарищества и товарищества на вере); общества (в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью); производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия.

    Следует иметь в виду, что деятельность государственных служащих, представляющих интересы государства в коммерческих организациях с государственной долей участия, осуществляется в пределах установленной компетенции, не допускающей возникновения личной заинтересованности в принятии решений или совершении действий в связи с осуществлением представительства. Сведения о таких нарушениях в настоящее время отсутствуют. Между тем отечественный опыт обеспечения уголовно-правовой охраны исполнения уставов казенного управления в конце XIX века в развивающихся сферах государственно-частного партнерства (железные дороги, экспортная промышленность, и т.д.) свидетельствуют о достаточно частых коррупционных правонарушениях чиновников, представляющих государственные интересы в этих сферах. Уголовная статистика ежегодно (с 1893 по 1917 гг.) фиксировала число совершения таких деяний от двух до трех тысяч ежегодно*(21).

    Следуя от обратного, исходя из содержания установленного запрета, государственному служащему не запрещено участвовать в органах управления некоммерческих организаций, которые могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), фондов, финансируемых собственником учреждений. Например, государственный служащий может входить в правление товарищества собственников жилья, осуществляя в нем за плату определенные функции (члена правления, бухгалтера, и т.д.) Однако при этом необходимо соблюдение общего требования о недопустимости конфликта интересов.

    Особая актуальность соблюдения запрета на участие государственного служащего в деятельности коммерческой организации возникает не в связи с непосредственным осуществлением им каких-либо управленческих, распорядительных функций в них, а в связи с латентными и нелегитимными формами их осуществления через других лиц (родственников, знакомых и иных доверенных субъектов). Как правило, именно на такой основе нивелируется установленный запрет, в том числе имеющий уголовно-правовую охрану (ст. 289УК РФ "Незаконное участие в предпринимательской деятельности").

    Антимонопольные органы нередко выявляют случаи недобросовестной конкуренции, продуцированные действиями (бездействием) должностных лиц органов государственной власти, которые обеспечивают доминирующее положение на рынке определенной группы товаров, работ или услуг. Такие случаи невозможно квалифицировать как несоблюдение рассматриваемого запрета, поскольку формально речь не идет о его нарушении (государственный служащий не получает заработную плату в организациях, которым обеспечивает преференции и не состоит в них на службе). Между тем это не означает, что коррупционный интерес государственного служащего не обеспечен гарантиями его достижения. Примечательно, что в XVI веке, а затем и в начале XX века, отечественный законодатель криминализировал скрытые условия коррупционных деяний, которые выражались в способе их совершения - "по задней лестнице, через жену, или сына или дочь" (Псковская судная грамота) или "от имени своей жены или через подставное лицо" (Уголовное уложение 1903 года).

    Не сложным в соблюдении является запрет замещения должности государственным служащим в случае: избрания или назначения на государственную должность, за исключением случаев, установленных указами Президента РФ; избрания на выборную должность в органе местного самоуправления; избрания на оплачиваемую выборную должность в органах профессионального союза. Государственная служба избранного приостанавливается на время исполнения обязанностей в указанных выше органах (организациях), а по окончании срока работы на выборной должности он восстанавливается на государственной службе.

    При оценке коррупциогенности совмещения разных видов деятельности государственным служащим важно разделять основания запрета и разрешения. Рассмотренный выше запрет имеет специальные основания - в силу указания закона и с перечислением сфер деятельности. Однако законом императивно не запрещены всевозможные случаи совмещения государственной службы с иными видами оплачиваемой деятельности, без указания на конкретную сферу. Так приходится признать, что незапрещенное совмещение государственной службы с иными видами оплачиваемой деятельности, при условии недопущения конфликта интересов, как это установлено ч. 2 ст. 14Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации", не всегда выступает достаточным основанием для предупреждения коррупции. Ранее законодатель использовал принцип конкретного обозначения сфер, в которых оплачиваемая деятельность государственного служащего допускалась, это: научная, педагогическая и творческая работа. В настоящее время законодательство не содержит указания каких-либо сфер деятельности.

    Императивным запретом для государственных служащих и лиц, замещающих государственные должности, находится осуществление предпринимательской деятельности. Критерием определения предпринимательской деятельности является установление цели - получение прибыли. К предпринимательской деятельности, следуя общим положениям ГКРФ, относятся: производство, реализация или приобретение продукции или товаров, оказание услуг, выполнение работ с целью извлечения прибыли; владение, пользование, распоряжение имуществом, составляющим материальную основу предпринимательской деятельности; приобретение имущественных прав на нематериальные объекты (товарные знаки, фирменные наименования).

    В случаях, установленных федеральным законом, запрещено приобретение ценных бумаг, по которым может быть получен доход. К ценным бумагам в данном случае относятся: облигации, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законодательно или в ином установленном порядке отнесены к числу ценных бумаг и по которым может быть получен доход (ст. 143ГК РФ). В данном случае требует пояснение понятия акции.

    Если ценные бумаги имелись у гражданина к моменту начала его деятельности в качестве государственного служащего, то он обязан на время прохождения государственной службы передать их в доверительное управление в порядке, установленном гражданским законодательством (а именно, в соответствии с нормами, определенными главой 53ГК РФ).

    Нужно отметить, что установленный Федеральным закономот 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" порядок и условия передачи в доверительное управление ценных бумаг и акций, под которыми понимаются также доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций, нельзя признать сполна отвечающим требованиям профилактики коррупции. Данное замечание объясняется тем, что использование гражданско-правовых механизмов передачи в доверительное управление ценных бумаг, собственником которых является государственный служащий, не исключает возможности распоряжения ими, поскольку не установлены специальные требования к субъектам управления ценными бумагами. Таковыми могут выступать любые лица вне зависимости от родственных или личных отношений с государственным служащим (например, его супруг (супруга), иные другие родственники).

    Учитывая фактический слабый профилактический потенциал рассматриваемой меры, в будущем целесообразно определить такой порядок передачи в доверительное управление ценных бумаг, находящихся в собственности у государственного служащего, при котором оперативное управление ими осуществляет специально уполномоченный государственный орган (например, Росимущество), либо аккредитованная иная организация.

    Государственным служащим запрещено быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в государственном органе, в котором они замещают должность, если иное не предусмотрено федеральными законами. Данный запрет следует трактовать более обширно и понимать под государственными органами также и те органы (организации, учреждения), которые непосредственно ему подчинены или подконтрольны.

    В связи с исполнением должностных обязанностей государственным служащим запрещено принимать вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, деньги, ссуды, услуги, оплата развлечений и отдыха, транспортные расходы и другие вознаграждения). Подарки, полученные государственным служащим в связи с протокольными и официальными мероприятиями, служебными командировками, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность, за исключением случаев, установленных гражданским законодательством. Данный запрет не является императивным.

    Во-первых, государственный служащий, сдавший подарок, полученный в связи с исполнением должностных обязанностей, может его выкупить в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации (в настоящее время пока не определен).

    Во-вторых, запрет в некоторой степени нивелируется разрешением (в силу положений статьи 575ГК РФ) принимать государственным служащимобычные подарки (выделено мной - А.В.), стоимость которых не превышает трех тысяч рублей. На первый взгляд здесь отмечается противоречие между нормами ГК РФ иЗаконао государственной гражданской службе, а также конкуренция статьи 575 ГК РФ состатьями 290-291УК РФ о взяточничестве.

    Впрочем, эта конкуренция растворяется при сущностном определении обычности подарка, если его представлять как выражение (знак) вежливости в заурядном для обыденного сознания содержании. Например, если речь вести о дарении букета цветов или сувенира, приуроченного к праздничным датам или событиям. Законодатель при определении условий разрешения обычных подарков, наверное, исходил из существующей социальной практики благодарения, которое не предваряет совершения действий государственным служащим и не несет в себе значения их оплаты. Судебная практика в целом исходит из такого понимания подарков в случае оценок их коррупционного содержания при разбирательстве уголовных дел о получении-даче взятки*(22).

    Содержательно данный запрет целесообразно в будущем распространять не только на получение государственными служащими подарков, но и услуг, которые нередко становятся предметом коррупционных сделок. Это может быть получение на безвозмездных или льготных условиях каких-либо нематериальных благ или необоснованных привилегий, например, в учебной или научно-педагогической деятельности (при присуждении ученых степеней, званий, подготовке учебной литературы).

    Под запретом находится выезд государственных служащих за рубеж в связи с исполнением должностных обязанностей за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами или на взаимной основе по договоренности между органами государственной власти и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями.

    Между тем, в ходе командировок государственным служащим не запрещается пользоваться услугами принимающей стороны по организации размещения, питания, предоставления транспорта в пределах, необходимых для выполнения цели поездки. Несомненно, что такие услуги могут быть приняты только в том объеме, который не превышает уровня заурядного гостеприимства. При этом нужно понимать, что национальные и культурно-ментальные критерии гостеприимства не одинаковы.

    Государственным служащим запрещено использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другого государственного имущества, а также передавать их другим лицам. Под данный запрет можно отнести использование без служебной необходимости средств коммуникации, оргтехники, автомобиля. Такого рода деяния влекут применение дисциплинарных санкций, которые налагаются независимо от привлечения к иным видам юридической ответственности.

    Запрещено разглашение или использование в целях, не связанных с государственной службой, сведений, отнесенных в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера или служебной информации, ставших известными государственному служащему в связи с исполнением должностных обязанностей. Под целями, не связанными с государственной службой, понимается использование конфиденциальной информации не по назначению, с выгодой для себя или без таковой, в интересах физических или юридических лиц.

    На практике реализацию мер по неразглашению сведений конфиденциального характера, следует сочетать с рядом условий: применительно к конкретному государственному служащему должен быть определен перечень сведений, составляющих информацию конфиденциального характера; при этом требование о неразглашении информации должно быть включено в должностной регламент служащего и в трудовой договор в качестве одной из основных его обязанностей.

    Государственным служащим запрещены публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в СМИ, в отношении деятельности государственных органов (включая те, в которых они работают), их руководителей, а также решения вышестоящего государственного органа, если это не входит в их должностные обязанности. Данный запрет нельзя считать сугубо антикоррупционным, между тем его несоблюдение опосредовано может повлечь конфликт интересов, связанный с извлечением государственным служащим личной выгоды.

    Обстоятельства несоблюдения запрета между тем должны оцениваться во всех аспектах. Например, чтение лекций, написание научных статей, безусловно, предполагают публичность производимых оценок, но при этом необходимо иметь в виду, что научно-педагогическая деятельность государственных служащих может содержать критичные положения.

    Без письменного разрешения представителя нанимателя государственным служащим запрещено принимать награды, почетные и специальные званий (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями. Нередко на практике встречаются случаи, когда заслуги государственных служащих отмечаются в виде наград со стороны общественных объединений в подконтрольной им сфере. Конечно, это может образовывать предпосылки для возникновения конфликта интересов, но исключение их развития ограничивается соблюдением выше отмеченного условия - получением разрешения представителя нанимателя государственного служащего на получение награды.

    На государственных служащих налагаются запреты по использованию преимущества должностного положения для проведения предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума. Не разрешается использование должностных полномочий в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публичное выражение отношения к указанным объединениям и организациям в качестве государственного служащего, если это не входит в его должностные обязанности.

    Запрет распространяется на создание в государственных органах структур политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствование созданию указанных структур.

    Только в случаях, предусмотренных международными договорами или законодательством Российской Федерации, государственным служащим разрешается входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории России их структурных подразделений. При соблюдении названного условия, а также при получении письменного разрешения представителя нанимателя, государственным служащим разрешено заниматься оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

    Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

    В случае несоблюдения отмеченных запретов нарушители привлекаются к ответственности, которая определяется федеральными законами. Для целей практического применения мер дисциплинарной ответственности виновных важным представляется соблюдение процедур установления факта нарушения того или иного запрета. Для этого требуется проведение служебной проверки, которая назначается по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего и осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 59Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

    1)Администрация Президента Российской Федерации

    2)Председатель Правительства Российской Федерации 3)Генеральный прокурор Российской Федерации

    4)Счетная палата Российской Федерации

    165. Нанимателем федерального государственного служащего является:

    · федеральный государственный орган Российская Федерация

    · работодатель

    · Правительство Российской Федерации

    166. Руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность,
    либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия
    нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, - это:

    представитель нанимателя

    · уполномоченный работодатель

    · уполномоченный наниматель

    ■ представитель работодателя

    167. Решение вопроса об отказе в приеме на гражданскую службу относится:

    ■ к трудовым спорам

    ■ к административно-правовым спорам

    к индивидуальным служебным спорам

    К коллективным служебным спорам

    IV. Тестовые вопросы на знание основ законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции

    168. К коррупции относится:

    Любое нарушение государственным служащим требований к служебному поведению

    использование государственным служащим своего должностного положения в целях приобретения выгоды для своих близких родственников

    ■ разглашение государственным служащим информации, ставшей ему известной в ходе исполнения должностных обязанностей

    169. Примерами коррупции являются:

    ■ получение государственным служащим любого подарка, связанного с его служебной деятельностью

    использование государственным служащим своего служебного положения для оказания влияния на конкурсную комиссию государственного органа в целях назначения на должность родственника указанного государственного служащего

    · дополнительная оплачиваемая занятость государственного служащего в качестве преподавателя ВУЗа с использованием знаний и опыта, приобретенных им в рамках работы в государственном органе

    · небрежное и недобросовестное исполнение государственным служащим должностных обязанностей в результате конфликтов с непосредственным руководством

    170. Выберите все верные утверждения из перечисленных:

    ■ выявление коррупционных преступлений и уголовное преследование виновных лиц является основным способом профилактики коррупции

    ■ коррупция свойственна только исполнительной ветви государственной власти коррупция существует как в государственном, так и частном секторе экономики



    ■ коррупционная выгода всегда имеет денежную форму

    171. К сферам повышенного коррупционного риска в деятельности государственного органа
    относится:

    1)управление государственным имуществом

    2)ведение делопроизводства

    3)проведение контрольных мероприятий в отношении подведомственных организаций

    4)реализация функции по разъяснению положений действующего законодательства в регулируемой сфере деятельности

    172. Конфликт интересов на государственной службе - это ситуация, когда:

    1)личная заинтересованность государственного служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей

    2)государственным служащим совершено коррупционное правонарушение

    3)государственный служащий получает поручение, исполнение которого связано с нарушением действующего законодательства

    4)государственный служащий негативно оценивает реализуемую государственным органом политику или принятые руководством решения и, как следствие, не прилагает достаточного усердия и добросовестности для выполнения своих должностных обязанностей

    173. Целью выявления и урегулирования конфликта интересов на государственной службе
    является:

    1)выявление коррупционных правонарушений, совершенных государственным служащим

    2)установление полного контроля над интересами государственных служащих, не связанных с непосредственным выполнением должностных обязанностей

    3)предотвращение совершения государственным служащим коррупционных правонарушений

    174. К антикоррупционным запретам, требованиям, ограничениям на государственной службе
    относятся:

    1)запрет на нахождение на государственной службе близких родственников при наличии их подчиненности друг другу



    2)ограничения на работу по совместительству

    3)ограничения на публичные высказывания в отношении деятельности государственных органов

    4)требование прохождения процедуры оформления допуска к информации, составляющей государственную тайну

    175. Ответственность за совершение коррупционных правонарушений могут нести:

    · только физические лица

    · только юридические лица

    как физические, так и юридические лица

    176. К последствиям коррупции относится:

    финансовые потери, вызванные закупкой государственными органами товаров и услуг по завышенным ценам

    Рост численности государственных служащих ущерб репутации государственных органов

    177. Национальный план противодействия коррупции на очередной период утвержден:

    Федеральным законом

    указом Президента Российской Федерации

    · нормативным правовым актом уполномоченного федерального государственного органа

    178. Антикоррупционные ограничения, требования и запреты для гражданских служащих установлены:

    Отдельным федеральным законом

    Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

    ■ Кодексом поведения государственных гражданских служащих Российской Федерации

    179. В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии
    коррупции» противодействие коррупции является обязанностью:

    ·только правоохранительных органов

    ·только государственных органов

    ■ только государственных органов и иных государственных организаций

    как государственных органов, иных государственных организаций, так и организаций частного сектора (коммерческих и некоммерческих)

    180. В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной
    гражданской службе Российской Федерации» под личной заинтересованностью гражданского
    служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных
    обязанностей, понимается:

    1) возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов в денежной форме

    2)возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов в натуральной форме

    3)возможность получения гражданским служащим нематериальной выгоды

    181. Непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов:

    · влечет применение к гражданскому служащему мер дисциплинарной ответственности

    · является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы

    · влечет применение к гражданскому служащему мер уголовной ответственности

    182. При поступлении на гражданскую службу и при ее прохождении гражданин, обязанный представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляет сведения:

    о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

    о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (супруга)

    о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих несовершеннолетних детей

    · о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих детей, находящихся на его иждивении

    · о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих родителей.

    183. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера обязаны
    представлять:

    ■ все гражданские служащие

    Гражданские служащие, замещающие должности категории «руководители» и «специалисты»

    ■ гражданские служащие, замещающие должности высшей, главной и ведущей группы должностей гражданские служащие, замещающие должности, включенные в специальный перечень

    184. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
    представляются гражданами, обязанными представлять такие сведения:

    при поступлении на гражданскую службу

    · ежегодно при прохождении гражданской службы

    · в течение недели после изменения имущественного положения гражданского служащего и/или члена его семьи

    при увольнении с гражданской службы

    185. Укажите, какие из перечисленных ниже вопросов регулируются Федеральным законом «О
    государственной гражданской службе Российской Федерации»:

    представление гражданским служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

    Порядок размещения представленных гражданскими служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в сети «Интернет»

    установление для гражданских служащих требований к служебному поведению

    ■ применение мер ответственности за получение и дачу взятки

    186. Гражданский служащий:

    Имеет право выполнять любую иную оплачиваемую работу

    не имеет права заниматься оплачиваемой деятельностью за исключением преподавательской, научной и иной творческой

    имеет право выполнять иную оплачиваемую работу с предварительным уведомлением представителя нанимателя, если это не повлечет за собой конфликт интересов

    ■ не имеет права выполнять иную оплачиваемую работу

    187. Гражданскому служащему запрещено:

    участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией

    ■ участвовать на платной основе в деятельности органа управления любой некоммерческой организацией

    осуществлять предпринимательскую деятельность

    ■ замещать любую оплачиваемую должность в органах политических партий

    188. Подарок, стоимостью свыше трех тысяч рублей, полученный гражданским служащим в
    связи с протокольным мероприятием:

    ■ в обязательном порядке должен быть передан в государственный орган

    может быть выкуплен гражданским служащим после его передачи в государственный орган

    Может быть оставлен гражданским служащим у себя при условии уведомления государственного органа о получении подарка

    189. Гражданскому служащему запрещено без письменного разрешения представителя
    нанимателя:

    Принимать почетные научные звания иностранных государств

    заниматься оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств

    ■ вступать в члены международных организаций

    190. Гражданский служащий обязан уведомлять:

    О всех фактах склонения его к совершению коррупционных правонарушений

    о всех фактах склонения любых гражданских служащих к совершению коррупционных правонарушений

    ■ обо всех замеченных им коррупционных правонарушениях

    191. К взысканиям за несоблюдение ограничений, запретов и обязанностей, установленных в
    целях противодействия коррупции, относятся:

    замечание

    выговор

    ■ строгий выговор

    · сокращение размера премии за выполнение особо важных и сложных заданий

    · понижение в должности

    предупреждение о неполном должностном соответствии

    192. Гражданский служащий вправе обжаловать взыскание за коррупционное правонарушение:

    ■ в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликтов интересов

    в комиссию государственного органа по служебным спорам

    в суд

    193. При поступлении на гражданскую службу гражданин обязан представить сведения:

    о предпринимательской деятельности, выполняемой с начала трудовой деятельности

    о доходах

    О принадлежности к политическим партиям - об отношении к религии

    194. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
    федеральный гражданский служащий представляет:

    ■ непосредственному руководителю

    в кадровую службу федерального государственного органа

    · в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов

    · в налоговые органы

    195. Стоимость подарка, полученного гражданским служащим в связи с официальным
    мероприятием, при которой подарок подлежит передаче в государственный орган, установлена:

    · Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

    Гражданским кодексом Российской Федерации

    ■ указом Президента Российской Федерации

    · постановлением Правительства Российской Федерации

    · нормативным правовым актом конкретного государственного органа

    196. Ответственность при исполнении гражданским служащим неправомерного поручения
    несет:

    · только давший поручение руководитель

    · только выполнивший поручение гражданский служащий

    · руководитель государственного органа

    давший поручение руководитель и выполнивший поручение гражданский служащий

    197. Представление гражданином заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах при
    поступлении на гражданскую службу влечет за собой:

    · требование государственного органа о представлении гражданином достоверных и полных сведений

    · отказ в приеме данного гражданина на гражданскую службу

    · запрет на назначение гражданина на какую-либо должность гражданской службы в течение 1 года

    · применение к гражданину мер дисциплинарной ответственности

    Применение к гражданину мер уголовной ответственности

    198. Гражданский служащий представляет сведения о своих расходах и расходах членов своей семьи в случае, если:

    Сумма сделки превышает общий доход служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за год, предшествующий совершению сделки

    сумма сделки превышает общий доход гражданского служащего и его супруги (супруга) за три года, предшествующих совершению сделки

    ■ сумма сделки превышает один миллион рублей

    199. Гражданский служащий:

    обязан сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов

    ■ обязан сообщать представителю нанимателя только об уже возникшем и требующем урегулирования конфликте интересов

    Не обязан сообщать ни о личной заинтересованности, ни об уже имеющемся конфликте интересов

    200. Гражданскому служащему запрещено получать вознаграждения от физических и юридических лиц:

    в связи с исполнением должностных обязанностей

    · в связи с исполнением должностных обязанностей при условии, что получение вознаграждения может привести или приводит к конфликту интересов

    · в связи с исполнением должностных обязанностей, если вознаграждение предоставляется в денежной форме

    201. Гражданскому служащему запрещено:

    Вступать в политические партии

    использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации

    ■ участвовать в деятельности руководящего органа политической партии

    публично выражать отношение к политическим партиям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности

    202. В случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами, приводит или может
    привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан:

    передать принадлежащие ему ценные бумаги в доверительное управление

    · обратиться в комиссию по урегулированию конфликтов интересов и следовать рекомендациям комиссии

    · продать принадлежащие ему ценные бумаги

    203. Срок действия ограничения на трудоустройство гражданина после увольнения с
    гражданской службы составляет:

    1 год после увольнения

    2 года после увольнения

    ■ 5 лет после увольнения

    204. Ограничение на трудоустройство гражданина после увольнения с гражданской службы:

    · распространяется только на работу по трудовому договору распространяется на работу по трудовому и гражданско-правовому договору

    · предусматривает дачу согласия на трудоустройство руководителем государственного органа

    предусматривает дачу согласия на трудоустройство комиссией государственного органа по урегулированию конфликта интересов

    205. Укажите, какие из перечисленных ниже антикоррупционных конвенций ратифицированы
    Российской Федерацией:

    Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции

    Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию

    ■ Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию

    Конвенция ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок

    206. Президент Российской Федерации:

    определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции

    координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с коррупцией

    определяет порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов

    устанавливает порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых федеральными государственными служащими

    207. Вопросы создания системы противодействия коррупции в России возложены:

    ■ на Генеральную Прокуратуру Российской Федерации

    На Министерство юстиции Российской Федерации

    на Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции

    208. Основные правила служебного поведения государственных служащих закреплены:

    Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих Российской Федерации, утвержденным президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции

    Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих Российской Федерации, утвержденным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации

    ■ Кодексом поведения государственных и муниципальных служащих, утвержденным указом Президента Российской Федерации

    общими принципами служебного поведения государственных служащих, утвержденными указом Президента Российской Федерации

    Общими принципами служебного поведения государственных служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации

    209. При заполнении справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного
    характера в числе прочего федеральный гражданский служащий обязан представлять сведения
    о следующих видах доходов:

    пенсии, пособия

    доходы, полученные от продажи, сдачи в аренду недвижимого имущества

    доходы от создания литературного произведения

    · возмещенные суммы расходов, связанных со служебными командировками

    · сумма социального и имущественного налогового вычета

    государственный сертификат на материнский (семейный) капитал

    210. При заполнении справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в числе прочего федеральный гражданский служащий обязан представлять сведения о следующих видах транспортных средств:

    о транспортных средствах, находящихся в угоне

    o транспортных средствах, негодных к эксплуатации

    ■ о транспортных средствах, предоставляемых федеральному гражданскому служащему в связи с исполнением должностных обязанностей

    О транспортных средствах, находящихся в пользовании федерального гражданского служащего (при наличии документов, подтверждающих право пользования)

    ■ о транспортных средствах, находящихся в фактическом пользовании федерального гражданского служащего

    о транспортных средствах, снятых с регистрационного учета

    ■ о транспортных средствах, за которые федеральным гражданским служащим в отчетном периоде была оформлена предоплата, но при этом право собственности на федерального гражданского служащего оформлено не было

    211. В случае, если федеральный гражданский служащий обнаружил, что в представленных им сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения или имеются ошибки, он может представить уточненные сведения в течение (?) месяца (месяцев) после окончания срока представления сведений в текущем отчетном году.

    1

    ■3 ■2 0,5

    212. В сети «Интернет» сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные гражданскими служащими:

    ■ не размещаются, поскольку являются сведениями конфиденциального характера

    размещаются в отношении гражданских служащих, замещающих должности, включенные в специальный перечень

    Размещаются в отношении гражданских служащих, давших свое письменное согласие на опубликование сведений

    Размещаются в отношении всех гражданских служащих, представляющих указанные сведения

    213. Гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью гражданскому служащему, являющемуся:

    его отцом

    ■ его супругом (супругой)

    супругой его сына

    ■ его дядей

    214. К гражданскому служащему, сообщившему о ставших ему известными фактах коррупции, меры дисциплинарной ответственности в течение одного года после сообщения:

    ■ применяются только по согласованию с профсоюзным органом

    Применяются только по согласованию с общественным советом при федеральном государственном

    применяются только по итогам рассмотрения соответствующего вопроса на заседании комиссии по

    урегулированию конфликта интересов

    · применяются только по согласованию с комиссией по служебным спорам

    · не применяются

    215. К компетенции комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов относится:

    ■ рассмотрение обращений граждан о даче согласия на трудоустройство после службы

    ■ рассмотрение заявлений государственных служащих о даче согласия на занятие иной оплачиваемой деятельности

    Рассмотрение заявлений государственных служащих, желающих выкупить подарок, полученный в связи с исполнением должностных обязанностей

    Рассмотрение обращений государственных служащих о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах своих супруги (супруга)

    216. Разъяснение федеральным государственным органам применения законодательства, устанавливающего антикоррупционные требования, ограничения и запреты на гражданской службе, находится в компетенции:

    ■ Аппарата Правительства Российской Федерации

    Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции

    Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

    Федеральной службы по труду и занятости

    217. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов проводится в целях:

    выявления коррупциогенных факторов для их последующего устранения

    Выявления противоречий и правовых коллизий по отношению к иным действующим нормативным правовым актам

    обеспечения участия независимых экспертов в проведении оценки качества принимаемых нормативных правовых актов

    218. В соответствии с законом уголовная ответственность предусмотрена:

    задачу взятки

    за получение взятки

    за коммерческий подкуп

    за незаконное вознаграждение от имени юридического лица

    ■ за не принятие мер по урегулированию конфликта интересов на государственной службе

    219. Расследование преступлений коррупционной направленности относится к компетенции:

    Следственного комитета Российской Федерации

    Федеральной службы безопасности Российской Федерации

    ·Счетной палаты Российской Федерации

    ·Генеральной прокуратуры Российской Федерации

    220. Укажите, какие из перечисленных ниже положений устанавливаются Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»:

    Срок, в течение которого должны быть приняты меры по урегулированию конфликта интересов

    особенности применения к юридическим лицам мер уголовной ответственности за совершение коррупционных правонарушений

    Запрет на занятие предпринимательской деятельностью для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации

    обязанность государственных служащих соблюдать Кодекс поведения государственных и муниципальных служащих

    право Администрации Президента Российской Федерации осуществлять проверки достоверности и полноты сведений о доходах любых государственных служащих

    221. Укажите, какие из перечисленных ниже положений установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»:

    Обязанность гражданского служащего уведомить представителя нанимателя о склонении к совершению коррупционного правонарушения

    запрет на приобретение гражданским служащим в установленных федеральным законом случаях ценных бумаг, по которым может быть получен доход

    Обязанность государственных служащих соблюдать Кодекс поведения государственных и муниципальных служащих

    ■ обязанность государственных служащих проходить регулярное повышение квалификации по вопросам противодействия коррупции

    222. В случае, если выявлено несоответствие расходов государственного служащего и членов его семьи их доходам:

    Органы прокуратуры обращаются в суд с иском о применении к государственному служащему мер уголовной ответственности

    органы прокуратуры обращаются в суд с иском об изъятии в доход государства имущества, законность приобретения которого государственный служащий не может обосновать

    * государственный служащий незамедлительно увольняется с государственной службы

    223. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается
    получать подарки в связи с исполнением должностных обязанностей:

    От физических и юридических лиц

    - от физических и юридических лиц, за исключением подарков, врученных в связи с протокольными мероприятиями

    · от физических лиц

    · от юридических лиц

    224. Гражданский служащий обязан уведомить:

    \ о факте обращения к нему представителей юридического лица в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения

    о факте обращения к нему гражданских служащих, замещающих должности в том же государственном органе, в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения

    О совершении гражданским служащим, замещающим должность в том же государственном органе, коррупционного правонарушения

    ■ об имеющихся у него сведениях о подготовке другими гражданскими служащими коррупционного правонарушения

    225. В состав комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в обязательном порядке входят:

    ■ представители Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции

    представители научных или образовательных учреждений, деятельность которых связана с государственной службой

    ■ представители профсоюзной организации, действующей в государственном органе

    226. В соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации предметом взятки
    могут являться:

    деньги

    имущество

    ценные бумаги

    услуги имущественного характера

    неимущественная выгода

    227. В соответствии с российским законодательством не могут быть квалифицированы как
    получение взятки следующие ситуации:

    получение должностным лицом вознаграждения за использование исключительно личных, не связанных с его должностным положением, отношений

    за совершение должностным лицом действий по службе имущество передается, не лично ему либо его родным или близким, а заведомо другим лицам, и должностное лицо, его родные или близкие не извлекают из этого имущественную выгоду

    ■ получение должностным лицом вознаграждения до совершения им действий по службе в пользу лица, передавшего вознаграждение

    Получение должностным лицом вознаграждения за общее покровительство или попустительство по службе

    228. Гражданин, совершивший коррупционное правонарушение, может быть лишен права
    занимать определенные должности государственной службы:

    По решению комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов

    · по решению представителя нанимателя государственного органа, где гражданин замещал должность государственной службы

    · при включении гражданина в реестр граждан, совершивших коррупционные правонарушения

    ■ по решению Президента Российской Федерации

    по решению суда

    229. Государственный служащий замещает должность в федеральном агентстве, а также работает по совместительству в техническом институте.

    Федеральное агентство планирует осуществить государственную закупку услуг по осуществлению научно-исследовательских работ. В силу своих должностных обязанностей государственный служащий должен принять участие в разработке технического задания на эту работу.

    Ему известно, что технический институт заинтересован в выполнении работ по планируемому государственному заказу и собирается принять участие в конкурсе.

    В данной ситуации:

    ■ имеется конфликт интересов, поскольку в случае победы в конкурсе технического института увеличится рабочая нагрузка государственного служащего в техническом институте, а это в свою очередь может повлиять на качество и объем выполнения должностных обязанностей по месту прохождения государственной службы в федеральном агентстве

    имеется конфликт интересов, поскольку государственный служащий может повлиять на содержание технического задания и обеспечить преимущество организации, от которой получает доход

    Конфликт интересов отсутствует, поскольку нет информации, свидетельствующей о возможности извлечения материальной выгоды от принятого решения государственным служащим или членами его семьи

    Конфликт интересов отсутствует, поскольку по сравнению с остальными потенциальными участниками конкурса технический институт может выполнить работы наиболее качественно и по разумной цене

    Конфликт интересов отсутствует, поскольку не имеется обстоятельств, свидетельствующих о том, что государственный гражданский служащий намерен злоупотребить своим должностным положением

    Государственным органом был объявлен конкурс по предоставлению субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям. В конкурсе приняла участие некоммерческая организация «Милосердие и забота».

    Один из государственных служащих, участвующих в оценке конкурсных заявок и принятии решения о получении субсидий, ранее работал в указанной благотворительной организации, хотя на момент проведения конкурса не был связан с ней какими-либо финансовыми обязательствами.

    Считая, что «Милосердие и забота» в наибольшей степени заслуживает поддержки, государственный служащий активно рассказывал о преимуществах этой организации и убеждал членов комиссии голосовать за нее.

    В данной ситуации в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации»:

    Конфликт интересов отсутствовал, но имело место нарушение требований к служебному поведению

    конфликт интересов отсутствовал в случае, если благотворительная организация получила бы субсидию и в отсутствии поддержки со стороны гражданского служащего

    ■ имела место ситуация конфликта интересов, поскольку гражданский служащий использовал свое должностное положение в целях получения материальной выгоды конкретной благотворительной организацией

    231. В 2005 году А. была назначена на должность заместителя начальника отдела в
    территориальном органе федеральной службы. В 2009 году супруг А. был назначен на должность
    руководителя этого территориального органа.

    По результатам проведенной проверки соблюдения требований к служебному поведению коррупционной составляющей во взаимодействии руководителя территориального органа и государственной служащей А. не выявлено (отсутствовали факты выплаты премий в повышенном размере, предоставления каких-либо льгот, преференций и т.п.).

    В данной ситуации:

    · конфликт интересов отсутствует, посколь

    · определение основных направлений государственной политики в области противодействия коррупции

    · координации деятельности в области противодействия коррупции

    · формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению

    · создание нормативной правовой базы противодействия коррупции

    544. Конфликт интересов на государственной службе – это ситуация, когда:

    · личная заинтересованность государственного служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей

    · государственным служащим совершено коррупционное правонарушение

    · государственный служащий получает поручение, исполнение которого связано с нарушением действующего законодательства

    · государственный служащий негативно оценивает реализуемую государственным органом политику или принятые руководством решения и, как следствие, не прилагает достаточного усердия и добросовестности для выполнения своих должностных обязанностей

    545. Целью выявления и урегулирования конфликта интересов на государственной службе является:

    · выявление коррупционных правонарушений, совершенных государственным служащим

    · установление полного контроля над интересами государственных служащих

    · предотвращение совершения государственным служащим коррупционных правонарушений

    · профилактика индивидуальных служебных споров на государственной гражданской службе

    546. Решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов принимаются:

    · Председателем комиссии

    · Председателем комиссии по результатам проведения открытого голосования (если комиссия не примет иное решение)

    547. Государственный гражданский служащий при возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения обязан:

    · Уведомить об этом своего непосредственного начальника в письменной или устной форме (по выбору государственного гражданского служащего) как только ему станет об этом известно

    · Поставить в известность об этом своего непосредственного начальника в письменной форме в месячный срок со дня возникновения конфликта интересов или возможности его возникновения

    · Уведомить о конфликте интересов (возможности его возникновения) как только служащему станет об этом известно, в порядке, определенном представителем нанимателя

    · Направить письменное заявление в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов о проведении заседания комиссии

    548. К антикоррупционным запретам, требованиям, ограничениям на государственной службе относятся:

    · запрет на нахождение на государственной службе близких родственников при наличии их подчиненности друг другу

    · ограничения на работу по совместительству

    · ограничения на публичные высказывания в отношении деятельности государственных органов

    · требование прохождения процедуры оформления допуска к информации, составляющей государственную тайну

    549. В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается:

    · возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов в денежной форме

    · возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов в натуральной форме

    · возможность получения гражданским служащим нематериальной выгоды

    550. Государственный служащий обязан уведомить представителя нанимателя:

    · обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений

    · обо всех случаях обращения каких-либо лиц к другим государственным служащим в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений

    · только о тех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений, которые имели место в течение рабочего времени

    551. Непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов:

    · влечет применение к гражданскому служащему мер дисциплинарной ответственности

    · является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы

    · влечет применение к гражданскому служащему мер уголовной ответственности

    552. Гражданскому служащему запрещено получать вознаграждения от физических и юридических лиц:

    · в связи с исполнением должностных обязанностей

    · в связи с исполнением должностных обязанностей при условии, что получение вознаграждения может привести или приводит к конфликту интересов

    · в связи с исполнением должностных обязанностей, если вознаграждение предоставляется в денежной форме

    553. К компетенции комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов относится:

    · рассмотрение обращений граждан о даче согласия на членство в политической партии

    · рассмотрение заявлений государственных служащих о даче согласия на занятие иной оплачиваемой деятельности

    · рассмотрение заявлений государственных служащих, желающих выкупить подарок, полученный в связи с исполнением должностных обязанностей

    · рассмотрение обращений государственных служащих о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах своих супруги (супруга)

    554. Стоимость подарка, полученного гражданским служащим в связи с официальным мероприятием, при которой подарок подлежит передаче в государственный орган, установлена:

    · Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

    · Гражданским кодексом Российской Федерации

    · указом Президента Российской Федерации

    555. Подарок, стоимостью свыше трех тысяч рублей, полученный гражданским служащим в связи с протокольным мероприятием:

    · в обязательном порядке должен быть передан в государственный орган

    · может быть выкуплен гражданским служащим после его передачи в государственный орган

    · может быть оставлен гражданским служащим у себя при условии уведомления государственного органа о получении подарка

    ГОСУДАРСТВЕННОМУ ГРАЖДАНСКОМУ СЛУЖАЩЕМУ ОБ ОСНОВАХ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ

    Основные нормативные правовые акты в сфере противодействия коррупции:

    1. Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

    2. Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

    3. Федеральный закон от 03.12.2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

    4. Указ Президента Российской Федерации от 11.04.2014 г. № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы».

    5. Указ Президента Российской Федерации от 13.03.2012 г. № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции».

    6. Закон Удмуртской Республики от 20.09.2007 г. № 55-РЗ «О мерах по противодействию коррупционным проявлениям в Удмуртской Республике»

    Основные понятия

    Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, совершение данных деяний от имени или в интересах юридического лица.

    Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

    Личная заинтересованность - возможность получения государственным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

    Государственный гражданский служащий обязан:

    1. Соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, установленные законодательством.

    2. Представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если должность, замещаемая государственным гражданским служащим, включена в соответствующий Перечень должностей.

    3. Представлять сведения о своих расходах, а также о расходах членов своей семьи по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход гражданского служащего и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка в случае, если должность, замещаемая государственным гражданским служащим, включена в соответствующий Перечень должностей.

    4. Уведомлять в письменной форме своего непосредственного начальника о личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.

    5. Уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры, обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

    6. Передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организации) в доверительное управление в случае, если такое владение приводит или может привести к конфликту интересов.

    7. Сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) в течение двух лет после увольнения с государственной службы в случае, если замещаемая в государственном органе должность была включена в соответствующий Перечень должностей .

    Государственному гражданскому служащему запрещается:

    1. Замещать должность в случае избрания или назначения на государственную должность или выборную должность в органе местного самоуправления.

    2. Осуществлять предпринимательскую деятельность.

    3. Приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход.

    4. Получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).

    5. Быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы.

    6. Выполнять иную оплачиваемую работу в случае, если выполнение такой работы приводит или может привести к конфликту интересов.

    7. В течение двух лет после увольнения с государственной гражданской службы замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора, если отдельные функции государственного (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного гражданского служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, в случае, если должность, замещаемая государственным гражданским служащим, включена в соответствующий Перечень должностей.

    Ограничения, связанные с гражданской службой:

    1. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

    Близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

    Представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

    Непредставления сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу.

    Утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных федеральными законами в целях противодействия коррупции.

    Гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:

      • непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
      • непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
      • участия гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
      • осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности;
      • вхождения гражданского служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

    Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия представителем нанимателя мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему гражданский служащий.


    © 2024
    artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав