03.03.2020

Основания возникновения изменения и прекращения экологических правоотношений. Понятие экологического правоотношения, основания его возникновения и прекращения. Вопросы и задания для самоконтроля


Основаниями возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений являются юридические факты. Юридические факты - это такие жизненные обстоятельства, с которыми нормы экологического права связывают возникновение, изменение или прекращение юридических отношений. Юридические факты вызывают наступление предусмотренных нормой юридических последствий.

Все юридические факты делятся на действия и события. Действия всегда являются осознанными и волевыми актами поведения людей. Они делятся на правомерные и неправомерные. Все действия классифицируются на юридические акты и поступки. Юридические акты - действия, которые направлены на достижение определенных юридических последствий. К примеру, согласно ст. 14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством РФ. Юридическим актом в данном случае будет обращение лица - владельца стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха в уполномоченный государственный орган за разрешением.

Юридические поступки - это такие действия, которые независимо от намерения лица влекут возникновение юридических последствий, т.е. порождают, изменяют либо прекращают экологическое правоотношение. Например, намерение построить высокоскоростную магистраль Санкт-Петербург - Москва влечет необходимость проведения оценки воздействия на окружающую среду. До передачи материалов проекта на государственную экологическую экспертизу инициатор намечаемой деятельности обязан обеспечить согласование материалов с органами федерального н

адзора и контроля и органами местного самоуправления и получить их положительные заключения и (или) документы согласований.

В контексте обсуждения вопроса о действиях как формы юридических фактов, служащих основанием возникновения экологических правоотношений, важно обратить внимание на то, что необходимость их (действий) осуществления всеми субъектами экологического права, в том числе государства в лице уполномоченных органов, вытекает из закона. К примеру, одной из основных мер охраны окружающей среды является нормирование качества окружающей среды, требования которого определены Федеральным законом "Об охране окружающей среды". Определенные Правительством РФ уполномоченные государственные органы исполнительной власти обязаны обеспечить разработку и утверждение таких нормативов.

Наиболее существенной причиной низкой эффективности экологического права в Российской Федерации является то, что специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды не совершают предусмотренные законодательством действия, то есть бездействуют. В значительной степени эта характеристика относится и к юридическим лицам.

События, в отличие от действий, происходят помимо воли людей. Событием являются, к примеру, природные явления - землетрясения, наводнения и др., порождающие стихийные бедствия. Отношения по поводу таких природных явлений, вызывающих стихийные бедствия, также регулируются законодательством. По их поводу складываются экологические правоотношения.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений (как и других видов правоотношений) служат юридические факты.
В теории права под юридическими фактами понимают конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение и прекращение юридических отношений.
Юридические факты являются предпосылками правоотношений и закреплены в гипотезе правовых норм.
Б.В. Ерофеев выделяет следующие основные признаки юридического факта:
- объективность существования (роль юридического факта, например, не может играть намерение субъектов экологических правоотношений - собственника земельного участка и мелиоративной организации - о заключении договора о мелиорации этого участка);
- конкретность проявления (нельзя, например, считать конкретным юридическим фактом устоявшееся общественное мнение о том или ином лице, что оно осуществляет, например, незаконную охоту (браконьерство), но никто не может конкретно подтвердить время, место, вид и количество отстрелянных диких животных). Юридические факты классифицируются по различным основаниям.
1. По характеру наступающих последствий они делятся на правообразующие (правоустанавливающие), правоизменяющие, правопрекращающие.Примерами правообразующих фактов выступают, например, подача гражданином в установленном порядке заявки на получение лицензии на недропользование, что является основанием возникновения правоотношений по выдаче этой лицензии и по осуществлению специального недропользования; заключение договора аренды земельного участка влечет к возникновению земельных правоотношений и т.д. Продление срока действия договора аренды земельного участка или продление срока действия лицензии на занятие определенным видом деятельности можно рассматривать как правоизменяющие юридические факты.
Напротив, истечение срока действия договора аренды земельного участка или лицензии на недропользование являются основаниями прекращения соответствующих правоотношений и соответственно выступают правопрекращающими фактами.
2. По волевому признаку (связи с волей участников правоотношений) юридические факты делятся на события и действия. События - это такие юридические факты, наступление которых не зависит от воли участников правоотношения (пожар от удара молнии, землетрясение, извержение вулкана, истечение срока, естественная смерть человека и др.).
Действия, напротив, представляют собой волевые акты поведения людей, внешнее выражение их воли и сознания.
События, возникая и порождая экологические отношения помимо воли человека, не всегда выступают как чисто природные явления и часто являются следствием непродуманной деятельности человека. Например, массовое выкачивание подземных вод, устройство водохранилищ, добыча нефти и газа в крупных масштабах могут привести к возникновению землетрясений.
Иногда событие начинается как действие, но затем выходит из под контроля человека и развивается как событие. Такие события называются относительными (например, рождение ребенка, авария на Чернобыльской АЭС в 1986 г., пожар в лесу, возникший из-за непотушенного костра, и т.д.).
Действие (поведение) является наиболее распространенным основанием возникновения и прекращения экологических правоотношений, проявляется через поступки людей, которые делятся на правомерные (позитивные) и противоправные (негативные).
Правомерные, в свою очередь, подразделяются на юридические акты (действия, совершаемые с намерением породить юридические последствия - сделки, судебные решения и т.п.) и юридические поступки (действия, приводящие к юридическим последствиям независимо от намерений лица, их совершающего, - создание художественного произведения и т.д.).
Например, в соответствии со ст. 37 Федерального закона «О животном мире» для получения долгосрочной лицензии на пользование животным миром заинтересованное юридическое лицо подает заявку по установленной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ. Факт подачи соответствующим лицом указанной заявки будет являться юридическим актом, направленным на достижение конкретных юридических последствий. Намерение же построить какой-либо промышленный объект (автозаправочную станцию, нефтехимический завод и т.д.) является юридическим поступком, поскольку независимо от воли инициатора намечаемой хозяйственной деятельности возникает необходимость проведения оценки воздействия на окружающую среду, а в дальнейшем - государственной экологической экспертизы.
Противоправными юридическими фактами являются факты, ведущие к нарушению норм экологического законодательства и привлечению виновных лиц к юридической ответственности (уголовной, административной и т.д.). Бездействие также является юридическим фактом и относится к поведению (действию). Как правило, бездействие (пассивное поведение) является негативным поведением (например, неоказание помощи капитаном судна другому судну, которое терпит бедствие, и т.д.).
Нередко для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий необходим не один юридический факт, а их совокупность, которую называют юридическим (фактическим) составом. Например, для возникновения отношений недропользования хозяйствующий субъект должен быть зарегистрированным в качестве юридического лица и иметь лицензию на соответствующий вид недропользования.
В.В. Петровым предложена следующая классификация оснований прекращения экологических правоотношений. Условно они подразделяются на две группы.
К первой группе относятся те, которые происходят по воле самого природопользова- теля: отказ от использования природного ресурса, ликвидация предприятия, смерть приро- допользователя, истечение срока действия договора аренды участка лесного фонда и т.д.
Ко второй группе относятся те, которые совершаются принудительно - по воле органов государства, уполномоченных на охрану окружающей среды, а также по решению суда. К ним относятся: изъятие природного ресурса, лишение права специального природопользования в связи с нарушением закона, нерациональным использованием природного ресурса, неосвоением его в течение установленного срока, уклонением от уплаты налогов и других законных платежей, нарушением договорных обязательств и др.
По мнению О.И. Крассова, основаниями прекращения экологических правоотношений главным образом выступают административные акты органов государственной власти и органов местного самоуправления, например, решение об изъятии земельного участка или водного объекта для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, наиболее распространенными основаниями возникновения и прекращения экологических правоотношений являются: административные акты органов государственной власти и органов местного самоуправления; судебные решения; договоры.

Основания возникновения и прекращения экологических правоотношений

Основаниями возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений (как и других видов правоотношений) служат юридические факты.
В теории права под юридическими фактами понимают конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение и прекращение юридических отношений.
Юридические факты являются предпосылками правоотношений и закреплены в гипотезе правовых норм.
Б.В. Ерофеев выделяет следующие основные признаки юридического факта:
- объективность существования (роль юридического факта, например, не может играть намерение субъектов экологических правоотношений - собственника земельного участка и мелиоративной организации - о заключении договора о мелиорации этого участка);
- конкретность проявления (нельзя, например, считать конкретным юридическим фактом устоявшееся общественное мнение о том или ином лице, что оно осуществляет, например, незаконную охоту (браконьерство), но никто не может конкретно подтвердить время, место, вид и количество отстрелянных диких животных). Юридические факты классифицируются по различным основаниям.
1. По характеру наступающих последствий они делятся на правообразующие (правоустанавливающие), правоизменяющие, правопрекращающие.Примерами правообразующих фактов выступают, например, подача гражданином в установленном порядке заявки на получение лицензии на недропользование, что является основанием возникновения правоотношений по выдаче этой лицензии и по осуществлению специального недропользования; заключение договора аренды земельного участка влечет к возникновению земельных правоотношений и т.д. Продление срока действия договора аренды земельного участка или продление срока действия лицензии на занятие определенным видом деятельности можно рассматривать как правоизменяющие юридические факты.
Напротив, истечение срока действия договора аренды земельного участка или лицензии на недропользование являются основаниями прекращения соответствующих правоотношений и соответственно выступают правопрекращающими фактами.
2. По волевому признаку (связи с волей участников правоотношений) юридические факты делятся на события и действия. События - это такие юридические факты, наступление которых не зависит от воли участников правоотношения (пожар от удара молнии, землетрясение, извержение вулкана, истечение срока, естественная смерть человека и др.).
Действия, напротив, представляют собой волевые акты поведения людей, внешнее выражение их воли и сознания.
События, возникая и порождая экологические отношения помимо воли человека, не всегда выступают как чисто природные явления и часто являются следствием непродуманной деятельности человека. Например, массовое выкачивание подземных вод, устройство водохранилищ, добыча нефти и газа в крупных масштабах могут привести к возникновению землетрясений.
Иногда событие начинается как действие, но затем выходит из под контроля человека и развивается как событие. Такие события называются относительными (например, рождение ребенка, авария на Чернобыльской АЭС в 1986 г., пожар в лесу, возникший из-за непотушенного костра, и т.д.).
Действие (поведение) является наиболее распространенным основанием возникновения и прекращения экологических правоотношений, проявляется через поступки людей, которые делятся на правомерные (позитивные) и противоправные (негативные).
Правомерные, в свою очередь, подразделяются на юридические акты (действия, совершаемые с намерением породить юридические последствия - сделки, судебные решения и т.п.) и юридические поступки (действия, приводящие к юридическим последствиям независимо от намерений лица, их совершающего, - создание художественного произведения и т.д.).
Например, в соответствии со ст. 37 Федерального закона «О животном мире» для получения долгосрочной лицензии на пользование животным миром заинтересованное юридическое лицо подает заявку по установленной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ. Факт подачи соответствующим лицом указанной заявки будет являться юридическим актом, направленным на достижение конкретных юридических последствий. Намерение же построить какой-либо промышленный объект (автозаправочную станцию, нефтехимический завод и т.д.) является юридическим поступком, поскольку независимо от воли инициатора намечаемой хозяйственной деятельности возникает необходимость проведения оценки воздействия на окружающую среду, а в дальнейшем - государственной экологической экспертизы.
Противоправными юридическими фактами являются факты, ведущие к нарушению норм экологического законодательства и привлечению виновных лиц к юридической ответственности (уголовной, административной и т.д.). Бездействие также является юридическим фактом и относится к поведению (действию). Как правило, бездействие (пассивное поведение) является негативным поведением (например, неоказание помощи капитаном судна другому судну, которое терпит бедствие, и т.д.).
Нередко для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий необходим не один юридический факт, а их совокупность, которую называют юридическим (фактическим) составом. Например, для возникновения отношений недропользования хозяйствующий субъект должен быть зарегистрированным в качестве юридического лица и иметь лицензию на соответствующий вид недропользования.
В.В. Петровым предложена следующая классификация оснований прекращения экологических правоотношений. Условно они подразделяются на две группы.
К первой группе относятся те, которые происходят по воле самого природопользова- теля: отказ от использования природного ресурса, ликвидация предприятия, смерть приро- допользователя, истечение срока действия договора аренды участка лесного фонда и т.д.
Ко второй группе относятся те, которые совершаются принудительно - по воле органов государства, уполномоченных на охрану окружающей среды, а также по решению суда. К ним относятся: изъятие природного ресурса, лишение права специального природопользования в связи с нарушением закона, нерациональным использованием природного ресурса, неосвоением его в течение установленного срока, уклонением от уплаты налогов и других законных платежей, нарушением договорных обязательств и др.
По мнению О.И. Крассова, основаниями прекращения экологических правоотношений главным образом выступают административные акты органов государственной власти и органов местного самоуправления, например, решение об изъятии земельного участка или водного объекта для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, наиболее распространенными основаниями возникновения и прекращения экологических правоотношений являются: административные акты органов государственной власти и органов местного самоуправления; судебные решения; договоры.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений являются юридические факты. Юридические факты - это такие жизненные обстоятельства, с которыми нормы экологического права связывают возникновение, изменение или прекращение юридических отношений. Юридические факты вызывают наступление предусмотренных нормой юридических последствий.

Все юридические факты делятся на действия и события . Действия всегда являются осознанными и волевыми актами поведения людей. Они делятся на правомерные и неправомерные. Все действия классифицируются на юридические акты и поступки . Юридические акты - действия, которые направлены на достижение определенных юридических последствий. К примеру, согласно ст. 14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством РФ. Юридическим актом в данном случае будет обращение лица - владельца стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха в уполномоченный государственный орган за разрешением.

Юридические поступки - это такие действия, которые независимо от намерения лица влекут возникновение юридических последствий, т.е. порождают, изменяют либо прекращают экологическое правоотношение. Например, намерение построить высокоскоростную магистраль Санкт-Петербург - Москва влечет необходимость проведения оценки воздействия на окружающую среду. До передачи материалов проекта на государственную экологическую экспертизу инициатор намечаемой деятельности обязан обеспечить согласование материалов с органами федерального надзора и контроля и органами местного самоуправления и получить их положительные заключения и (или) документы согласований.

В контексте обсуждения вопроса о действиях как формы юридических фактов, служащих основанием возникновения экологических правоотношений, важно обратить внимание на то, что необходимость их (действий) осуществления всеми субъектами экологического права, в том числе государства в лице уполномоченных органов, вытекает из закона. К примеру, одной из основных мер охраны окружающей среды является нормирование качества окружающей среды, требования которого определены Федеральным законом "Об охране окружающей среды". Определенные Правительством РФ уполномоченные государственные органы исполнительной власти обязаны обеспечить разработку и утверждение таких нормативов.

Наиболее существенной причиной низкой эффективности экологического права в Российской Федерации является то, что специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды не совершают предусмотренные законодательством действия, то есть бездействуют. В значительной степени эта характеристика относится и к юридическим лицам.

События, в отличие от действий, происходят помимо воли людей. Событием являются, к примеру, природные явления - землетрясения, наводнения и др., порождающие стихийные бедствия. Отношения по поводу таких природных явлений, вызывающих стихийные бедствия, также регулируются законодательством. По их поводу складываются экологические правоотношения.

Экологические правоотношения возникают на основании юридических фактов. При этом в области экологии факты классифицируют на события и действия.

Событие (например, стихийное бедствие, извержение вулкана, наводнение, лесной пожар и т. д.) возникает и порождает эколого-правовые отношения помимо воли человека. Однако не всегда событие выступает как чисто природное явление, зачастую оно является следствием непродуманной деятельности человека.

Действие отражает поступок человека (это наиболее распространенное основание возникновения экологических правоотношений). Различают позитивные и негативные действия (поступки).

Позитивное поведение человека как участника экологического правоотношения означает соблюдение требований экологических предписаний.

Негативное экологическое правоотношение подразумевает причинение вреда природной среде и здоровью человека. Такие юридические факты определяют экологические правонарушения. Негативные экологические правоотношения формируют институт эколого-правовой ответственности.

Основания для прекращения экологических правоотношений условно, можно подразделить на две группы.

К первой группе относятся основания, которые происходят по воле природопользователя: отказ от использования природного ресурса, ликвидация предприятия, смерть природопользователя.

Вторую группу составляют основания, инициаторами которых являются государственные органы, уполномоченные на охрану окружающей природной среды. К ним относятся, в частности:

Изъятие природного ресурса;

Лишение права пользования в связи с нарушением закона, нерациональным использованием природного ресурса.

Поводом для такого решения может стать неосвоение природного ресурса в течение установленного срока; уклонение от уплаты налогов и других законных платежей; нарушение природопользователем договорных обязательств.

Экологическое правоотношение может быть прекращено по решению органа, осуществляющего функции государственного экологического контроля за охраной природной среды, по решению суда, арбитражного суда, по представлению специально уполномоченных органов.

Прекращение права природопользования может быть обусловлено протестом органа прокуратуры, выявившей нарушение действующего законодательства о порядке использования и охраны природной среды.

2.7.Понятие и особенности источников экологического права. Классификация источников экологического права. Система законодательства об охране окружающей природной среды и рациональном использовании природных ресурсов.

К источникам экологического права относятся нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. Исходя из юридической силы актов, предусматривающих правовые нормы, источники экологического права можно разделить на группы.

К актам федеральных органов относятся законы Российской Федерации и подзаконные федеральные акты.

Законы Российской Федерации:

а) Конституция Российской Федерации. Имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ;

б) акты Федерального Собрания Российской Федерации:

Федеральные конституционные законы. Конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В течение четырнадцати дней принятый федеральный конституционный закон подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию;

Федеральные законы. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Думы и передаются (в течение пяти дней) на рассмотрение Совета Федерации. Принятый федеральный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию;

Акты Федерального Собрания (декларации, положения, постановления и др.).

Подзаконные федеральные акты:

Указы, распоряжения Президента Российской Федерации;

Постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации;

Нормативные акты министерств и других центральных органов;

Приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти.

К актам субъектов Российской Федерации относятся законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации:

Конституции, уставы субъектов федерации;

Законы субъектов федерации.

Подзаконные акты субъектов Российской Федерации:

Указы, распоряжения президентов (губернаторов) субъектов федерации;

Постановления, распоряжения правительств субъектов Российской Федерации;

Нормативные акты министерств субъектов Российской Федерации;

Приказы, постановления иных органов субъектов Российской Федерации.

Акты органов местного самоуправления - нормативные акты местной администрации, действующие только на территории края, области, города, района, сельской местности.

Виды актов местного самоуправления:

Распоряжения;

Решения.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, ратифицированные Россией, - составная часть ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (часть четвертая ст. 15 Конституции РФ).

Экологическое законодательство РФ составляют:

Конституция РФ;

Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах";

Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях";

Федеральный закон "О животном мире";

Федеральный закон "Об экологической экспертизе"

Федеральный закон "Об использовании атомной энергии";

Федеральный закон "О континентальном шельфе";

Закон РФ "Об охране окружающей среды";

Закон РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";

Водный Кодекс РФ;

Лесной кодекс РФ;

Закон РФ "О недрах";

Закон РФ "О безопасности";

Другие нормативно-правовые акты.

Наличие развитой системы источников экологического права - существенное условие для выделения совокупности эколого-правовых норм в отдельную отрасль в системе российского права. Под источниками экологического права понимаются нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы, т.е. экологические отношения.

Чтобы служить источниками экологического права, нормативный правовой акт должен отвечать определенным требованиям:

а) иметь объективно выраженную форму - закон, указ Президента, постановление Правительства, приказ или инструкция министерства, решение органов местного самоуправления;

б) должен быть принят уполномоченным органом;

в) должен иметь предусмотренную законом форму;

г) должен быть официально опубликован. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Источники экологического права имеют ряд особенностей . Так, с учетом того, что земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах и об охране окружающей среды отнесено Конституцией РФ к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, эколого-правовые нормы устанавливаются на обоих уровнях. Еще одна наиболее существенная особенность предопределена характером самой отрасли как комплексной в системе российского права. Правовые нормы данной отрасли имеют "прописку" в разных отраслях права. Наряду со специальным законодательством об окружающей среде, природоресурсным законодательством, они содержатся в актах гражданского, конституционного, предпринимательского, уголовного и иного законодательства.

Вопрос об источниках экологического права представляет собой значительную трудность, так как издается огромное количество нормативных правовых актов на различных уровнях. Преодолению этих трудностей призвана служить классификация нормативных правовых актов в области природопользования и охраны окружающей среды.

Такая классификация может быть проведена по ряду оснований.

1. По юридической силе все нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты:

а) законы - нормативные правовые акты, принимаемые представительными органами государственной власти;

б) все иные нормативные правовые акты являются подзаконными актами. Это акты, принимаемые Президентом РФ, Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации, министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления.

2. По предмету регулирования источники экологического права можно классифицировать на общие и специальные.

Общие характеризуются тем, что предмет их регулирования широк и охватывает как экологические, так и иные общественные отношения. К таким актам относится, в частности, Конституция РФ.

Специальные: Федеральный закон "Об охране окружающей среды", Водный кодекс РФ, Федеральный закон "О животном мире" и другие акты.

3. По характеру правового регулирования нормативные правовые акты можно подразделить на материальные и процессуальные.

Нормативные правовые акты материального характера - акты, содержащие материальные нормы права. Материальные эколого-правовые нормы устанавливают права и обязанности, а также ответственность участников соответствующих отношений. Примерами актов материального характера могут служить Федеральные законы "Об экологической экспертизе", "Об особо охраняемых природных территориях".

Источники экологического права процессуального характера регулируют процессуальные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Значительная часть материальных норм экологического права может быть реализована лишь посредством осуществления и соответственно регулирования последовательного ряда процессуальных действий. Они касаются, к примеру, предоставления земель в пользование, процедуры разработки нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую среду, проведения государственной экологической экспертизы, экологического лицензирования, защиты экологических прав и интересов и т.д. Акты процессуального характера: Гражданский процессуальный кодекс РСФСР; Уголовно-процессуальный кодекс РФ; Положение о порядке предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г.; Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденное Постановлением Правительства РФ в ред. от 11 июня 1996 г. и др. Материальные и процессуальные нормы в сфере природопользования и охраны окружающей среды часто предусматриваются в одних и тех же актах.

4. По своему характеру нормативные правовые акты как источники права можно условно подразделить на кодифицированные и не являющиеся таковыми. Кодифицированными являются систематизированные нормативные правовые акты. Систематизация нормативного материала проводится в процессе нормотворческой деятельности с целью приведения его в соответствие с системой регулирования общественных отношений. Эти акты отличаются более высоким качеством и являются головными в той или иной отрасли права. В экологическом праве кодифицированные акты - Федеральный закон "Об охране окружающей среды", Лесной кодекс РФ, Закон "О недрах" и др.

Систему источников экологического права образуют:

Конституция РФ,

Федеративные договоры,

Международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права,

Федеральные законы,

Нормативные правовые акты Президента РФ,

Нормативные правовые акты Правительства РФ,

Нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств,

Конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ,

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления,

Локальные нормативные правовые акты,

Судебные решения.

В приведенный перечень источников современного экологического права России не включен обычай . В историческом плане во взаимодействии общества и природы обычай как неписаное правило поведения играл важную роль в регулировании и обеспечении рационального природопользования. Имеет ли он правовое значение на современном этапе? Ответ, на наш взгляд, может быть только положительным, хотя обычай и не выделен нами в качестве самостоятельного вида источника права. В регулировании использования природных ресурсов обычай имеет большое практическое значение в контексте традиционного природопользования, регулируемого множеством законов. Регулирование отношений по использованию природных ресурсов с учетом традиционного природопользования предусматривается, в частности, Земельным кодексом РФ (ст. 31), Федеральным законом "О животном мире" (ст. ст. 9, 48, 49).

Таким образом, обычай как источник права применяется в практике, но он опосредован в установленных нормах права.

Для возникновения, изменения или прекращения экологических правоотношений недостаточно одних только эколого-правовых норм. Например, наличие права на земельный участок, приобретенный из земельного массива муниципальной собственности, возникает после отвода его в натуре, регистрации права собственности на этот участок, выдачи собственнику соответствующих документов и т. д.

Обстоятельства, имеющие юридическое значение, являются юридическими фактами и только при их наличии могут возникать, изменяться и прекращаться экологические правоотношения. Так, с получением земельного участка в собственность землепользователь становится субъектом правоотношений по охране почв этого участка от эрозии и других неблагоприятных последствий; с изменением состояния этого земельного участка могут возникнуть правоотношения по оказанию другими лицами услуг рекультивации или мелиорации этого участка; с восстановлением почвенного покрова эти правоотношения прекращаются.

Юридический факт является связующим звеном между правовой нормой и правоотношением и это звено выражается в форме либо человеческого поведения, либо события, которое нельзя отнести к человеческому поведению. Например, незаконная охота является основанием лишения нарушителя прав на охоту, т.е. поведением человека, породившим охранительное правоотношение по лишению его этих прав. Превышение же численности особей животного мира является событием, порождающим правоотношения по регулированию этой численности.

Если поведение всегда является волевым актом людей, проходящим через определенную мотивацию, то событие объективно по своему происхождению, т.е. независимо от воли и сознания людей. Так, человека никто не может принудить к совершению незаконной охоты, он всегда в состоянии противостоять такому принуждению. Возрастание же численности дикой фауны зависит от природных факторов, а не от человека.

Несмотря на различный источник происхождения, поведение людей как волевые акты и события, как возникающие не по воле людей обстоятельства зачастую перекрещиваются между собой в причинно-следственных связях. Например, осуществление вторжения в природные процессы без учета будущих последствий влечет за собой глубокие негативные изменения в окружающей природной среде, т.е. события, на которые человек уже не в состоянии воздействовать. Иначе говоря, поведение порождает событие и управляемые обстоятельства превращаются в неуправляемые.



Поведение людей как юридический факт можно подразделять на два вида: действия и бездействие.

Действия людей как юридический факт подразделяются, в свою очередь, на правомерные и неправомерные. Так, правомерным является совершенное в установленном порядке лицензирование мелиоративной деятельности; неправомерным является осуществление этой подлицензионной мелиоративной деятельности с нарушением установленных правил. Первый юридический факт является основанием возникновения правоотношений по осуществлению мелиорации земель. Второй юридический факт - основанием для лишения лицензии и прекращения мелиоративной деятельности.

Действия людей могут осуществляться как со стороны людей, не облеченных никакой властью, так и со стороны лиц, обладающих определенными властными полномочиями. Например, покупка земельного участка с находящимися на нем природными объектами является действием человека, не облеченного властными правомочиями; регистрация же этой покупки и выдача лицензии на определенный вид природопользования является действием субъекта экологических правоотношений, наделенного властными правомочиями.

В силу этого результаты действий могут выражаться либо в виде определенных актов (сделки и др.), либо в виде определенных решений и распоряжений компетентных на то государственных органов и должностных лиц.

Бездействие людей как юридический факт также может быть правомерным или неправомерным. К числу правомерных бездействий можно отнести, например, консервацию деградированного земельного участка и оставление его без эксплуатации на восстановительный период. К числу неправомерных бездействий можно отнести оставление без использования земельного участка, который по своему целевому назначению и состоянию должен использоваться для сельскохозяйственных целей,

По своей роли в экологических правоотношениях юридические факты можно подразделить на три группы:

1) правоустанавливающие факты, т.е. такое поведение людей или такие события, которые являются основанием возникновения прав и обязанностей субъектов правоотношения, а значит и возникновения экологических правоотношений. Например, подача гражданином в установленном порядке заявку на получение лицензии на водопользование является основанием возникновения правоотношений по выдаче этой лицензии, а в дальнейшем и по осуществлению подлицензионного водопользования;

2) правоизменяющие факты, т.е. поведение людей или события, влекущие за собой изменение сложившихся правоотношений. Так, сдача собственником лесного объекта в аренду части его для рубки леса влечет за собой изменение правоотношений между собственником арендуемого лесного участка и органами лесоохраны по вопросам отчетности, передачи информации и т. д.; возникновение объективной необходимости охраны того или иного объекта может явиться юридическим фактом, влекущим ограничение или приостановление прав пользования участками этого объекта;

3) правопрекращающие факты, т.е. такое поведение людей и такие события, которые влекут за собой прекращение экологических правоотношений. Например, истечение установленного срока пользования животным миром и нарушения законодательства о порядке пользования объектами животного мира являются основанием прекращения правоотношений по использованию этих объектов.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав