03.03.2020

Субъекты экологических правоотношений. Субъекты экологического права. Понятие и виды экологических прав граждан. Обязанности граждан в области экологии Правовые гарантии экологических прав и свобод человека и гражданина и способы их защиты., Система эколо


Тема № 2. Нормы экологического права и экологические правоотношения

План:

1.1. Понятие экологических правоотношений их классификация

1.2. Субъекты экологических правоотношений.

1.3. Объекты экологических правоотношений.

1.4. Основания возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений.

Понятие экологических правоотношений их классификация

Правоотношение - это возникающее в соответствии с требованиями норм права общественное отношение, участники которого имеют субъективные права и юридические обязанности, гарантируемые государством.

Экологические правоотношения - это урегулированные нормами экологического права общественные отношения в сфере взаимодействия природы и общества по поводу охраны и восстановления окружающей среды, обеспечения рационального использования природных ресурсов и защиты права каждого на благоприятную окружающую среду.

Классификация экологических правоотношений в научных кругах осуществляется не однозначно. Автор предлагает следующую классификацию:

а) экологические правоотношения в сфере государственного регулирования природорользования;

б) экологические правоотношения в сфере осуществления правомочий собственности на природные ресурсы;

в) материальные и процессуальные экологические правоотношения;

г) регулятивные и охранительные экологические правоотношения.

Субъекты экологических правоотношений

Субъектами экологических правоотношений являются:

государство - в лице компетентного органа;

юридические лица;

физические лица, воздействующие на природную среду с целью ее потребления, использования, воспроизводства либо охраны;

хозяйствующие субъекты - предприятия, учреждения, организации, воздействующие на природную среду, в том числе граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также граждане, осуществляющие общее или специальное природопользование.

1) природопользователи - носители прав и обязанностей по рациональному использованию природных ресурсов и охране природной среды;

2) органы представительной и исполнительной власти, специально уполномоченные органы государства, имеющие право на регулирование использования природных ресурсов и на контроль за охраной природной среды;

3) общественные объединения экологического профиля;

4) органы судебно-прокурорского надзора, осуществляющие надзор за законностью экологических правоотношений.

Субъективное право - это мера дозволенного поведения, обеспечиваемая государством.

Юридическая обязанность - это мера должного поведения, обеспеченная государством.

Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды закреплены в ст. 11 Закона, где указано, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Здесь же перечислены права и обязанности граждан. В частности, они имеют право :

создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;

выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

Граждане обязаны:

сохранять природу и окружающую среду;

бережно относиться к природе и природным богатствам;

соблюдать иные требования законодательства.

Общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право :

разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;

за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;

оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;

обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;

участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;

обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу;

подавать в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;

предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

Общественные и иные некоммерческие объединения при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды.

1.3. Объекты экологических правоотношений .

Объектами экологических правоотношений являются природные объекты и комплексы, закрепленные ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Основными объектами охраны окружающей среды остаются: земли, недра, почвы;

поверхностные и подземные воды;

леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию;

Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

Право природопользования - это институт экологического права, который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов. Речь идет о праве по использованию природных объектов и ресурсов для определенных целей, что относится в основном к праву природоресурсному.

В зависимости от основания как критерия для классификации выделяются разные виды права природопользования. Наиболее распространенной в науке экологического права признают следующую классификацию права природопользования в зависимости от требования по наличию разрешительной документации: право общего природопользования и право специального природопользования.

Право общего природопользования представляет собой право использования природных ресурсов без получения разрешительных документов со стороны государства и иных уполномоченных лиц. Право специального природопользования представляет собой право использования природных ресурсов с обязательным получением соответствующих разрешительных документов. Так, к примеру, сбор грибов гражданами в лесу для личного пользования является общим правом природопользования, и для этого не требуется получения каких-либо документов, а вот использование земельного участка для строительства уже требует получения документов как на земельный участок, так и на возведение здания, строения, сооружения.

Существует еще одна распространенная классификация права природопользования в зависимости от использования природного объекта, природного ресурса: землепользование, лесопользование, недропользование, водопользование, пользование животным миром и т.д.

Можно выделить еще одну классификацию права природопользования. Так, общим критерием, объединяющим право природопользования отдельными природными ресурсами, является срок пользования ими. Таким образом, можно выделить постоянное право природопользования (без определенного срока) и срочное. Срочное делится на долгосрочное и краткосрочное. Выделяется также право ограниченного пользования чужим имуществом (сервитут). Так, существует лесной сервитут, водный сервитут, земельный сервитут.

Право природопользования тесно связано с понятием оборотоспособности природных ресурсов. В соответствии со ст. 129 Гражданского кодекса РФ оборотоспособностью является возможность объекта гражданского права свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому. Земля и другие природные ресурсы, согласно данной статье, могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Объединяющим показателем для природных ресурсов и объектов является также понятие изъятых из оборота или ограниченных в обороте природных ресурсов. Изъятие из оборота подразумевает невозможность прежде всего находиться в частной собственности, ограничение в обороте подразумевает наличие ограниченной возможности по совершению сделок и возможность находиться в частной собственности только при прямом указании на то в законе.

Большинство природных объектов и ресурсов, предоставляемых в пользование, относится к недвижимости. Так, в соответствии с п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Для недвижимости законодателем закреплено возникновение права только после осуществления государственной регистрации права на недвижимое имущество. Возникновение таких прав, ограничение этих прав, переход и прекращение права подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции. Указанные действия осуществляются в рамках специального Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".


Похожая информация.


§ 10
Акты органов местного самоуправления и локальные акты в области природопользования и охраны окружающей среды

Источниками экологического права являются нормативные правовые акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления , если в соответствии с Конституцией РФ эти органы наделены законом необходимыми государственными полномочиями. Такие полномочия определены рядом законодательных актов, в том числе Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Он относит к ведению местного самоуправления принятие и изменение уставов муниципальных образований, а также обеспечение санитарного благополучия населения, регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований, благоустройство и озеленение территории, организацию утилизации и переработки отходов, участие в охране окружающей среды.

Закон об охране окружающей среды также определяет ряд полномочий органов местного самоуправления: организацию мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и др.

Перечисленные полномочия органов местного самоуправления осуществляются посредством принятия нормативных правовых актов.

Самым низким уровнем актов как источников экологического права признаются локальные нормативные акты , принимаемые на предприятиях. Выделяются локальные акты общего характера и специальные . К актам общего характера относятся, например, коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка. Особое место в системе локальных источников права окружающей среды занимает устав предприятия. В уставах содержатся нормы относительно правового режима имущества и земли, организации управления, в том числе управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Согласно ст. 41 ТК РФ в коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя по вопросам экологической безопасности и охраны здоровья работников на производстве.

Специальные акты – планы организационно – технических мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, должностные инструкции и др. Действие эколого – правовых норм, содержащихся в локальных нормативных актах, ограничено рамками предприятия и иного формирования.

§ 11
Роль судебной практики в регулировании экологических отношений

Являются ли решения, принимаемые судами по вопросам, отнесенным к предмету права окружающей среды, источником этого права? Наиболее распространенная позиция по этому вопросу выражена В. В. Петровым : «Решения судов, несмотря на свою оригинальность и юридическую грамотность, не могут служить образцом, источником для принятия решения по другому аналогичному делу. Отсюда следует, что российская доктрина рассматривает судебную практику лишь в плане применения права, толкования и разъяснения его отдельных положений» .

Полагаем, однако, что анализ роли судов в контексте принципа разделения властей и признания судебной власти в качестве самостоятельной ветви государственной власти дает основание для существования иной позиции. Ее суть – в признании судебной практики источником права окружающей среды, поскольку в рамках принципа разделения властей суды наделяются новыми полномочиями нормотворческого органа власти.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Отсюда следует, что нормативный правовой акт любого уровня может быть обжалован в суд. Согласно Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Федерации. При этом Конституционный Суд РФ может признать акты неконституционными, что является основанием для их отмены. Решения других органов, нарушающие права и свободы граждан, могут быть обжалованы в суд (ст. 3 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866–1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»). Решение суда о признании неконституционным и отмене того или иного нормативного акта порождает новые права и обязанности участников общественных отношений. По существу такое решение безусловно оказывается нормотворческим.

Конституцией РФ (ст. 126, 127) закреплено право Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ давать разъяснения по вопросам судебной практики. Разъяснения пленумов этих судов носят общий неперсонифицированный характер и, бесспорно, являются источником права.

Так, постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г. № 10 судам даны разъяснения по вопросам рассмотрения жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан, в том числе экологические права.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. № 10 рассмотрены некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда. Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье и т. п.), или нарушающие личные неимущественные права (право на пользование своим имуществом и др.) либо имущественные права гражданина.

Судам предоставлено право непосредственного применения Конституции РФ. При осуществлении этого права суд может не применять тот или иной закон, если, по мнению суда, он противоречит Конституции РФ (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8). Такое решение суда, по существу отменяющее закон, является источником права.

Наконец, при рассмотрении отдельных дел суды восполняют пробелы в праве, руководствуясь внутренним убеждением. Если такие решения апробируются Верховным Судом РФ или Высшим Арбитражным Судом РФ и публикуются, они становятся источником права.

Глава 4
Экологические правоотношения

§ 1
Понятие и виды экологических правоотношений

Экологическое правоотношение – это реально существующее общественное отношение, урегулированное нормами экологического права, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей.

Реальность экологического правоотношения проявляется в трансформировании общих правил, предусмотренных нормами экологического права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы (объективное право), в конкретные права и обязанности участников данного отношения (субъективное право). Объективное право представляет собой совокупность правовых норм, устанавливающих права и обязанности неопределенного круга субъектов экологического права. Субъективное право является индивидуализированным. Общие права и обязанности становятся принадлежностью конкретных лиц, участвующих в правоотношении. При этом регулируемые объективным экологическим правом общественные отношения превращаются в конкретные экологические правоотношения.

Экологические правоотношения характеризуются определенными признаками :

– они складываются на основе норм экологического права;

– субъекты правоотношения являются носителями конкретных прав и обязанностей. При этом если один субъект правоотношения является обладателем определенных прав, то на другого возлагаются корреспондирующие им обязанности. Так, в соответствии с Конституцией РФ и иными законами устанавливается право человека и гражданина на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды. Этим правам корреспондирует обязанность государственных органов, предприятий и иных субъектов экологического права такую информацию предоставить;

– носят сознательно – волевой характер. Правоотношения складываются на основе правовых норм, созданных по воле людей. Субъекты правоотношений посредством волевых и осознаваемых действий реализуют свои права и обязанности, предусмотренные этими нормами;

– гарантируются государством и охраняются в необходимых случаях его принудительной силой. Государство создает необходимые политические, экономические, социальные и иные условия для реализации эколого – правовых норм. В случае нарушения меры свободы участниками экологического правоотношения при реализации ими прав и обязанностей, определенную правовыми нормами, государство использует принудительную силу.

Экологические правоотношения направлены на обеспечение интересов человека, гражданина, общества и государства в рамках общественных отношений, образующих предмет экологического права, т. е. отношений собственности на природные ресурсы, по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных химических, физических и биологических воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности, по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Экологические правоотношения, будучи выделенными по отраслевому признаку, в зависимости от иных оснований классификации весьма разнообразны .

В соответствии с функциями норм права экологические правоотношения, формируемые на их основании, подразделяются на регулятивные и охранительные . Регулятивные экологические правоотношения направлены на обеспечение развития общественных отношений по природопользованию и охране окружающей среды. Это – правоотношения по поводу экологического нормирования, экспертизы, лицензирования, сертификации, аудита, ведения государственных кадастров природных ресурсов и комплексов, мониторинга и др. К охранительным правоотношениям относятся правоотношения по защите экологически прав физических и юридических лиц, по применению юридической ответственности за экологические правонарушения.

В теории права различаются общие и конкретные правоотношения. Общие экологические правоотношения возникают непосредственно из закона. Такие правоотношения складываются между личностью (или юридическим лицом) и государством. В таком случае закон является юридическим фактом, порождающим экологическое правоотношение. Так, общие экологические правоотношения возникают из ряда норм Закона об охране окружающей среды о запретах: о строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до отвода земельных участков в натуре (ст. 37); ввода в эксплуатацию предприятий и иных объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, обеспечивающими выполнение установленных требований в области охраны окружающей среды (ст. 38), ввоза в Российскую Федерацию радиоактивных отходов и ядерных материалов из иностранных государств в целях их хранения и захоронения (ст. 48) и др. Конкретные правоотношения возникают на основе юридических фактов, например разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, сброс сточных вод и т. п.

По степени определенности субъектов экологические правоотношения разделяются на абсолютные и относительные . Абсолютные экологические правоотношения – те, в которых определена только одна сторона – носитель субъективного права, например права на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Вторая сторона правоотношения, на которую возложена юридическая обязанность соблюдать эти права, является персонально не определенной. В относительном экологическом правоотношении стороны персонально определены. К примеру, в правоотношении по нормированию предельно допустимых вредных воздействий на природу одной стороной является территориальный орган Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, другой – предприятие, которое такие воздействия оказывает.

Посредством экологических правоотношений реализуются предусмотренные в нормах экологического права меры по обеспечению рационального природопользования, охране окружающей среды, реализации, соблюдению и охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. Эти меры имеют своих адресатов.

Экологические правоотношения имеют свою структуру. Ее элементами являются субъекты, объекты, права и обязанности.

§ 2
Субъекты экологических правоотношений. Правоспособность и дееспособность

Субъектами экологических правоотношений являются субъекты экологического права, обладающие экологической правоспособностью и дееспособностью.

Субъекты экологических правоотношений по характеру обеспечиваемых и охраняемых правом экологически значимых интересов подразделяются на две группы – физические лица и организации. К организациям относятся государство в целом, государственные органы, муниципальные органы, юридические лица, общественные организации.

Круг субъектов определяется законодательством. Однако мера участия субъектов в экологических правоотношениях различна. Она определяется их правоспособностью и дееспособностью .

Экологическая правоспособность – определенная законом способность лица быть носителем экологических прав и обязанностей.

Правоспособность физического лица в экологическом праве часто возникает с момента рождения человека. Она связана с признанием законом его определенных прав. Например, Конституцией РФ признано право каждого на благоприятную окружающую среду. Лесным кодексом РФ установлено право на свободное пребывание в лесах с целью отдыха, сбора ягод, грибов для личных нужд. Во многих случаях экологическая правоспособность физического лица возникает по достижении определенного возраста. Так, специальное природопользование (лесопользование, водопользование и др.) может осуществляться физическим лицом по достижении совершеннолетия.

Экологическая правоспособность организации возникает на основаниях и в порядке, предусмотренном законом.

Экологическая дееспособность – это способность физического лица как субъекта экологического права и правоотношения осуществлять своими действиями принадлежащие ему экологические права и обязанности.

Сущность экологической дееспособности проявляется в том, что гражданин, к примеру, реализуя свое право на специальное природопользование, может обратиться в уполномоченные государственные органы для получения лицензии. Праву на природопользование корреспондирует обязанность по охране природы. Если в процессе такого природопользования будет причинен экологический или экогенный вред, то гражданин обязан его возместить.

Экологическая дееспособность, в отличие от правоспособности, всегда возникает по достижении определенного законом возраста. Экологическая дееспособность возникает в полном объеме по достижении восемнадцатилетнего возраста.

§ 3
Объекты экологических правоотношений

Объектами экологических правоотношений являются объекты экологических отношений, регулируемых нормами экологического права. Объекты экологических отношений весьма разнообразны. В рамках интегрированного и дифференцированного подходов к регулированию экологических отношений выделяется две группы объектов.

К первой группе относятся окружающая среда или природа, а также природные комплексы (государственные природные заповедники, парки, заказники и другие особо охраняемые природные территории и территории традиционного природопользования). Вторая группа – отдельные природные объекты и ресурсы – земля, недра, воды, атмосферный воздух, леса и растительный мир вне лесов, животный мир, озоновый слой, климат, околоземное космическое пространство.

Более подробно вопрос об объектах экологических общественных отношений рассмотрен в гл. 2 данного учебника.

Применительно к вопросу об объектах экологических правоотношений целесообразно рассмотреть также вопрос о сфере их распространения. Прежде всего подчеркнем, что такие объекты расположены в основном в пределах государственной территории Российской Федерации. Некоторые такие объекты расположены и за пределами территории Российского государства, например исключительная экономическая зона.

§ 4
Содержание экологических правоотношений

Субъективное экологическое право представляет собой предусмотренную юридической нормой меру возможного поведения участника правоотношения. Говоря о том, что право – это мера возможного поведения, мы подчеркиваем, что обладатель права по своему усмотрению решает вопрос о его реализации. Субъект всегда может отказаться от использования права, которое ему принадлежит, за исключением случаев, когда субъективное право является одновременно и юридической обязанностью (полномочия государственных органов и должностных лиц) .

Субъективные права, установленные в экологическом праве, по своему содержанию и характеру различаются. К примеру, субъективное право на благоприятную окружающую среду существенно отличается от права собственности на землю и другие природные ресурсы. Особенность последнего в том, что собственник может по своему усмотрению пользоваться соответствующим благом до определенного предела, установленного законом. В соответствии с ч. 2 ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Юридическая обязанность – это предусмотренная нормой права мера должного поведения участника экологического правоотношения. Юридическая обязанность отличается от субъективного права тем, что от нее субъект правоотношения не может отказаться. Не исполнение обязанности является основанием для применения юридической ответственности. Ответственность наступает также при ненадлежащем исполнении обязанности.

Юридическая обязанность является мерой поведения субъекта экологического правоотношения, определяемой законом в целях охраны окружающей среды, обеспечения рационального природопользования, соблюдения экологических прав. Нарушение этой меры влечет нарушение субъективного права.

Юридические обязанности в экологическом праве, относящемся к публичному праву, обладают той особенностью, что в их основу положены как частные, так и публичные интересы. В связи с этим особое значение в экологическом праве имеют обязанности государства, его органов и должностных лиц. В рамках экологической функции государство обеспечивает общественные интересы. Поэтому права и обязанности государства, его органов и должностных лиц совпадают, объединяясь термином «полномочия» .

§ 5
Возникновение, изменение и прекращение экологических правоотношений

Основаниями возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений являются юридические факты.

Юридические факты – это такие жизненные обстоятельства, с которыми нормы экологического права связывают возникновение, изменение или прекращение юридических отношений. Юридические факты вызывают наступление предусмотренных нормой юридических последствий.

Все юридические факты делятся на действия и события . Действия всегда являются осознанными и волевыми актами поведения людей. Они делятся на правомерные и неправомерные . Все действия классифицируются на юридические акты и поступки . Юридические акты – действия, которые направлены на достижение определенных юридических последствий. К примеру, согласно ст. 14 Закона об охране атмосферного воздуха выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством РФ. Юридическим актом в данном случае будет обращение лица – владельца стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха в уполномоченный государственный орган за разрешением.

Юридические поступки – это такие действия, которые независимо от намерения лица влекут возникновение юридических последствий, т. е. порождают, изменяют либо прекращают экологическое правоотношение. Например, намерение построить высокоскоростную магистраль Санкт – Петербург – Москва влечет необходимость проведения оценки воздействия на окружающую среду. До передачи материалов проекта на государственную экологическую экспертизу инициатор намечаемой деятельности обязан обеспечить согласование материалов с органов федерального надзора и контроля и органов местного самоуправления и получить их положительные заключения и (или) документы согласований.

В контексте обсуждения вопроса о действиях как формы юридических фактов, служащих основанием возникновения экологических правоотношений, важно обратить внимание на то, что необходимость их (действий) осуществления всеми субъектами экологического права, в том числе государства в лице уполномоченных органов, вытекает из закона. К примеру, одной из основных мер охраны окружающей среды является нормирование качества окружающей среды, требования которого предусмотрены Законом об охране окружающей среды. Определенные Правительством РФ уполномоченные государственные органы исполнительной власти обязаны обеспечить разработку и утверждение таких нормативов.

Субъекты экологического права. Понятие и виды экологических прав граждан. Обязанности граждан в области экологии Правовые гарантии экологических прав и свобод человека и гражданина и способы их защиты.

Вообще, любой субъект права имеет характерные признаки: он наделен юридическими правами и обязанностями. Субъектом может быть только лицо, имеющее самостоятельный ум и волю.

Способность иметь экологические права и обязанности составляет экологическую правоспособность. Способность самостоятельно осуществлять экологические права и обязанности составляет экологическую дееспособность. В совокупности правоспособность и дееспособность образуют правовую бы " сытности.

Субъекты экологического права приведены на рис. 1.10. Субъекты экологического права имеют характерные признаки: они наделены юридическими правами и обязанностями; реально способны участвовать в экологических правоотношениях. Юридические нормы создают обязательную основу участия субъектов экологического права в правоотношениях (право собственности на природные ресурсы, природопользовании и др.).

Государство реализует свои правомочия через соответствующие органы государственной власти, которые наделены компетенцией по регулированию экологических отношений, территориальные общины реализуют свои правомочия непосредственно или через органы местного самоуправления. Правосубъектность органов, исполняющих управленческие функции в сфере экологии,. определяется их компетенцией. Данные субъекты делятся на органы общей и специальной компетенции. К первым относятся Верховная Рада Украины, Президент Украины, Кабинет Министров Украины, органы местного самоуправления, их исполнительные комитеты и государственные администрации. Ко вторым относятся органы, решающие специальные вопросы в области экологии. Это министерства, государственные службы, государственные агентства и тому подобное.

Рис. 1.10. Виды субъектов экологического права

Юридическим лицом является организация, созданная и зарегистрированная в соответствии с законодательством. В зависимости от порядка их создания эти субъекты делятся на юридических лиц частного права и юридических лиц публичного права. Юридические лица могут создаваться в форме обществ, учреждений и в иных формах, установленных законом. Общества в свою очередь делятся на предпринимательские и непредпринимательские. Юридические лица публичного права создаются распорядительными актами Президента Украины, органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым или органа местного самоуправления.

Физические лица - это преимущественно разновидность индивидуальных субъектов в экологическом праве. При наличии определенных условий они могут быть субъектами права собственности на определенные в законодательстве природные ресурсы, права пользования ими, на получение экологической информации; имеют право на подачу исков к виновным лицам о возмещении убытков, причиненных загрязнением природной среды и тому подобное. Физическое лицо-предприниматель имеет право на осуществление не запрещенной законом предпринимательской деятельности в области использования природных ресурсов при условии его государственной регистрации.

Полномочия общественных объединений в области охраны окружающей среды определены в ст. 21 Закона Украины "Об охране окружающей природной среды".

Специфическими субъектами правоотношений являются животные, которые получили правосубъектность согласно Закону Украины "О защите животных от жестокого обращения" от 21 февраля 2006 года. Они наделены только правоспособностью, но не дееспособностью от их имени и в их интересах должны выступать физические или юридические лица. Они имеют только естественные права, которые закреплены за ними указанным Законом: право на жизнь, на эвтаназию, на общение с себе подобными, на гуманное обращение с ними и тому подобное.

В экологическом праве существует также понятие специального субъекта - субъекта, который наделен специфическими правами и обязанностями, которых не имеют другие субъекты права, например, специальными субъектами являются охотники, государственные экологические инспекторы, владельцы земельных участков, водных объектов, лесных площадей и тому подобное.

В отличие от субъективного права, экологические интересы - психическое переживание человеком своей экологической потребности, то есть осознание ценности окружающей среды, его способности удовлетворять желания человека. Даже если лицо не имеет права на какой-то объект, он имеет право требовать судебной защиты своего интереса, если только он касается не частной, а общественной потребности, общественного блага. Ст. 15 Гражданского кодекса Украины от 16 января 2003 года предусматривает право на защиту интересов лица, не противоречит общим принципам справедливости, добросовестности и разумности.

Право носителя государственной власти на применение этой власти для установления прав и обязанностей других лиц помимо их воли, то есть через нормотворчество или через управленческие акты, называется полномочиями. Совокупность полномочий Государственного органа - его компетенция. Совокупность экологических прав и обязанностей лица называют эколого правовым положением лица. Эколого-правовое положение может быть двух видов: 1. общее - экологические права и обязанности, принадлежащие всем субъектам и 2 специальным - экологические права и обязанности, принадлежащие специальным субъектам. Экологические права граждан имеют определенные, присущие только им свойства, которые обусловлены экологическими факторами (рис. 1.11- 1 . 12 ).

Рис. 1.11. Характеристика свойств экологических прав граждан Украины

Общее эколого-правовое положение закреплено в Конституции Украины и ст. 9, 12 Закона Украины "Об охране окружающей природной среды" от 25 июня 1991 года.

Рис. 1.12. Основные права граждан Украины в области экологии

Экологические обязанности граждан Украины приведены на рис. 1.13. С учетом субъектного состава выделяют общие (присущие всем без исключения гражданам как субъектам экологического права) и специальные экологические обязанности (определенные природоресурсного экологическим законодательством, базируются на общих положениях права собственности и природопользования, обеспечения экобезопасности, содержащие обязанности, обусловленные спецификой природного ресурса, особенностями правового режима эксплуатации соответствующего объекта; характерные при введении режима чрезвычайного положения или при объявлении определенной местности зоной чрезвычайной экологической ситуации), а также на имущественные и неимущественные.

Рис. 1.13. Экологические обязанности граждан Украины

Гарантиями прав является совокупность объективных и субъективных факторов, направленных на фактическую реализацию прав человека, на устранение причин и препятствий их ограничения, ненадежного осуществление и защита от нарушений.

Все гарантии реализации прав граждан Украины (рис. 1.14) делятся на общие (социально-экономические, политические, идеологические условия жизни общества) и специальные - юридические, однако обе группы находятся в неразрывной взаимосвязи.

Рис. 1.14. Эколого-правовые гарантии экологических прав граждан Украины (согласно ст. 10 Закона Украины "Об охране окружающей природной среды")

Нарушены права граждан должны быть восстановлены, а их защита возможна как в административном, так и в судебном порядке. Существуют определенные способы и формы защиты экологических прав граждан (рис. 1.15).

Надлежащая реализация экологических прав должна обеспечиваться не только гарантиями, но действием всей системы экологического законодательства по их обеспечению, в том числе: нормированием качества окружающей природной среды, экологическим страхованием, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением экологического законодательства.

Рис. 1.15. Характеристика форм и способов защиты экологических прав граждан Украины

Система экологического права. Источники экологического права.

Система экологического права как отрасли права - это его внутреннее строение, упорядоченная совокупность его институтов, расположенных в определенной последовательности, в соответствии с его внутренних закономерностей. Элементом системы экологического права как отрасли права является правовая норма. Эта система состоит из трех частей, характеристика которых приведена на рис. 1.16.

Система экологического права как учебной дисциплины - это целостная, последовательная и взаемообгрунтована совокупность теоретических положений, идей, взглядов на экологическое право, его в правовой системе, структуре и содержании, которая состоит из трех частей (рис. 1.17).

Система экологического права как эколого-правовой науки - это система научных взглядов, правовых идей, концепций, понятий, знаний закономерностей правового регулирования экологических отношений, образующих предмет экологического права.

Рис. 1.16. Характеристика экологического права как отдельной отрасли права

Рис. 1.17. Характеристика экологического права как учебной дисциплины

Источниками, то есть нормативно-правовыми актами экологического права, выступают законы Украины, постановления Верховной Рады Украины, указы Президента Украины, постановления Кабинета Министров Украины, нормативные акты Министерства экологии и природных ресурсов Украины, решения местных советов.

Это внешнее выражение эколого правовых норм, или способ выявления норм экологического права.

Существуют различные классификации источников экологического права (рис. 1 . 18 ).

Рис. 1.18. Источники экологического права

Понятие объекта экологического права

В юридической литературе в качестве объекта правоотношений выступает то благо, на которое направлены данные правоотношения. В экологических правоотношениях выделяют два основных вида таких благ:

  1. Объекты природы. Они могут выступать в виде целостных природных объектов, их элементов, природных комплексов, а также в целом окружающей среды.
  2. Порядок использования и охраны этих природных объектов.

Для объектов природы как объектов экологических правоотношений присуще два основных свойства, которые влияют на содержание этих правоотношений:

  1. Естественное происхождение объектов природы порождает появление таких видов экологических правоотношений, которые не присущи правоотношениям других отраслей права, например, как отношения по ведению мониторинга, по ведению кадастра объектов животного мира и прочие;
  2. На экологические правоотношения непосредственно воздействуют объективные законы природы. Например, субъекты экологических правоотношений, осуществляя свою хозяйственную деятельность и размещая производственные объекты, обязаны следить за сохранностью миграционных путей диких животных.

Виды объектов экологического права

Природные объекты, как объекты экологического права, можно разделить на три вида:

  1. Основные виды объектов природы, которым присущи свойства однородности: дикая фауна, леса, земля, недра, вода. Ввиду однородных свойств этих природных объектов, а также однородных отношений, которые складываются по поводу этих объектов, экологические правоотношения делят на лесо-правовые, водно-правовые, земельно-правовые и т.д. Использование и охрана таких природных объектов регулируется системно.
  2. Природные комплексы, которые включают в себя различные виды и элементы указанных выше объектов природы. Ввиду комплексного характера такие правоотношения являются достаточно специфическими. К ним относят правоотношения по использованию и охране земель лесного фонда, правоотношения, складывающиеся в отношении природно-заповедных комплексов.
  3. В целом природная окружающая среда. Она выступает в качестве объекта экологических правоотношений в случаях определенного антропогенного воздействия на нее. Такие экологические правоотношения возникают в области охраны экологического благополучия и включают в себя применение мер судебной или административной защиты. Например, применение мер правового воздействия при превышении предельно допустимых уровней воздействия на окружающую природную среду.

Порядок использования и охраны природных объектов, как объект экологических правоотношений, также делится на несколько разновидностей:

  1. Порядок использования объектов природы, устраняющий возможность природоохранных нарушений. К нему можно отнести установление лимитов водопотребления и водоотведения, которые предотвращают загрязнение и истощение водоемов.
  2. Порядок охраны объектов природы, при котором достигается цель, продиктованная необходимостью охраны. Так, путем ограничения использования определенных объектов природы может быть достигнута поставленная цель охраны окружающей среды.

Специфика объектов экологических правоотношений влияет на содержание этих правоотношений, в основе которых лежат правомочия субъектов. Также эта специфика служит основным критерием разграничения экологических правоотношений от правоотношений, возникающих в других отраслях права. Например, к экологическим отношениям нельзя отнести отношения, возникшие в сфере обеспечения ветеринарного благополучия сельскохозяйственного скота, так как к объектам экологических правоотношений относятся особи животного мира, имеющие естественное происхождение в дикой природе, а также обитающие в среде этой дикой природы.

Особенности экологических правоотношений можно поделить на типичные и индивидуальные. Для типичных особенностей характерно влияние на содержание правоотношений в большей степени, чем индивидуальных.

Понятие субъекта экологического права

Всех субъектов, реализующих эколого-правовые нормы, делят отдельно на субъекты экологического права и субъекты экологических правоотношений.

Так как Конституцией РФ для каждого установлена обязанность охраны окружающей среды, то субъектом экологического права может выступать любое лицо, то есть как физические, так и юридические лица.

Напротив, субъектом экологического правоотношения может выступать только то лицо, которое в силу закона может принимать участие в тех или иных экологических правоотношениях.

Субъекты экологического права - это лица, которые по закону управомочены совершать определенные действия или бездействия, носящие правоохранительный характер. Они могут реализовывать эти действия или бездействия в своем поведении самостоятельно, не взаимодействуя с другими субъектами экологического права.

Субъекты экологических правоотношений, как правило, делятся на две основные группы: управомоченные и обязанные. Наличие этих групп является неотъемлемым признаком экологических правоотношений, так как всегда уполномоченному субъекту противостоит обязанный субъект.

Управомоченные субъекты экологических правоотношений являются носителями принадлежащих им субъективных прав. При этом они самостоятельно делают выбор реализовать эти субъективные права или нет.

Обязанные субъекты экологических правоотношений выступают в качестве носителей обязанности, которая корреспондирует правам управомоченных субъектов данных правоотношений. Иными словами, обязанные субъекты участвуют в реализации прав, принадлежащих управомоченным субъектам.

Управомоченные и обязанные субъекты экологических правоотношений при изменении содержания правоотношений могут меняться местами.

Правомочия субъектов экологического права

Правомочия любых субъектов в праве означает меру их возможного и дозволенного поведения. Правомочия субъектов экологических правоотношений условно делят на общие и специальные.

Общими правомочиями обладают все виды субъектов, так как они выступают в виде универсальных правил. И, напротив, специальными - обладает узкий круг субъектов, которые имеют особенности в правовом статусе. Так, например, право общего природопользования могут реализовать в равной степени все субъекты экологических правоотношений, в то время как право специального природопользования - только те субъекты, которые в силу своего правового статуса уполномочены на такой вид природопользования. Сами общие и специальные правомочия субъектов более подробно классифицированы законом в отдельных видах экологических правоотношений.

Как уже отмечалось, связующими элементами субъектов экологических правоотношений являются их управомоченность и обязанность друг перед другом, которая меняет субъекты местами в зависимости от характера правоотношений.

Эта управомоченность и обязанность выражается в правах и обязанностях субъектов экологических правоотношений, что и составляет содержание этих правоотношении.

Права субъектов экологических правоотношений представляют собой предусмотренную законом меру возможного поведения, которое имеет две стороны:

а) право на определенное поведение, т.е. на совершение действия или бездействия. Например, лесопользователи могут при осуществлении ими лесопользования возводить пункты хранения древесины, а могут и не возводить, и никто не вправе обязать их делать или не делать этого, если законом не предусмотрено иное;

б) право на притязание, выражающееся в правовой возможности требовать от определенных субъектов правоотношений:

Определенного поведения. Например, право требования не находиться на определенном секторе земельного участка, леса, принадлежащих собственнику, и т. д.;

Защиты от определенного поведения и его последствий. Например, право требования от органов местного самоуправления прекращения необоснованных ограничений в природопользовании; право судебного взыскания причиненных убытков; право на обращения за привлечением к административной или уголовной ответственности лиц, совершивших посягательства на права субъектов экологических правоотношений, и т. д.

Обязанности субъектов экологических правоотношений представляют собой предусмотренную законом меру должного поведения, которое также имеет две стороны:

а) обязанность совершения субъектами правоотношений определенных действий. Например, обязанность юридических лиц и граждан принимать меры к предотвращению заболеваний и гибели объектов животного мира при проведении сельскохозяйственных и иных работ;

б) обязанность не совершать определенные действия, которая установлена законом. Так, запрещается выжигание растительности, хранение и применение ядохимикатов, удобрений, других опасных для объектов животного мира и среды их обитания материалов.

Обязанности субъектов экологических правоотношений, в отличие от их прав, характеризуются жесткой правовой регламентацией. Например, законом предусматриваются не только обязанности субъектов по охране природы, но и процедурные правила реализации этих обязанностей. Иначе говоря, урегулированы не только правила, но и процесс их применения.

Права и обязанности субъектов экологических правоотношений можно подразделить на следующие основные виды:

1) права и обязанности по включению субъектов экологических правоотношений в эти правоотношения. Например, для получения права землепользования, субъект экологического права должен обладать определенными параметрами правоспособности и дееспособности;

2) права и обязанности субъектов экологических правоотношений в зависимости от особенностей объектов, по поводу которых складываются эти правоотношения. В связи с этим можно выделить земельные экологические правоотношения, водные экологические правоотношения, лесные экологические правоотношения и т. д.;

3) права и обязанности субъектов экологических правоотношений в зависимости от юридических фактов, на основании которых возникают, изменяются и прекращаются экологические правоотношения. Например, при деградации земель возникают у землепользователей права и обязанности по консервации деградированных земельных участков и проведении на них специальных восстановительных мероприятий;

4) права и обязанности субъектов экологических правоотношений в зависимости от обстановки на данной территории, имеющей юридическую значимость. Например, если в результате этого стихийного бедствия на территории введен особый правовой режим или в результате антропогенного загрязнения территории она определена зоной чрезвычайной экологической ситуации, то на права и обязанности субъектов экологических правоотношений накладывается определенный отпечаток в виде ограничений определенных видов природопользования.

Обстановка, имеющая эколого-правовую значимость для формирования экологических правоотношений, имеет две разновидности:

а) обстановка, правовая характеристика которой устанавливается при определении той или иной местности зоной чрезвычайной экологической ситуации, зоной экологического бедствия и т. д. (ст. 58, 59 Закона об охране окружающей природной среды). Параметры этой обстановки определяются соответствующими государственными органами, осуществляющими введение чрезвычайного положения на данной территории, т.е. конкретного состава параметров закон не предусматривает, уступая место административному усмотрению соответствующих государственных органов и должностных лиц;

б) обстановка, правовая характеристика которой устанавливается законом. Например, система зон и их правового режима была установлена для местностей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Соответственно, правовой режим каждой из этих зон является составом юридических фактов, влияющих на содержание экологических правоотношений.

Специфика прав и обязанностей субъектов экологических правоотношений выражается в том, что они всегда имеют природоохранительный характер, выражающийся в следующем:

а) права и обязанности субъектов содержат в себе механизм предотвращения причинения вреда окружающей природной среде. Так, введением обязанности рационального использования земель законодатель обеспечил создание предпосылок сохранности и неухудшения их;

б) права и обязанности данных субъектов содержат в себе механизм пресечения вреда окружающей природной среде уже в ходе реализации субъектами своих правомочий. Например, устраняются причины и условия возникновения пожара обязанностью граждан соблюдать правила противопожарной безопасности в лесах (ст. 86 ЛК РФ);

в) права и обязанности субъектов экологических правоотношений содержат в себе правовой механизм восстановления и улучшения природных объектов, по поводу которых складываются эти правоотношения. Так, землепользователи обязаны повышать плодородие почв, лесопользователи -осуществлять лесовосстановительные работы, пользователи объектов животного мира - сохранять и улучшать среду обитания объектов животного мира и т. д.

Предыдущая

© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав