26.06.2019

Какой контроль осуществляет министерство финансов. Сферы деятельности министерства финансов рф. Участниками бюджетного процесса являются


В соответствии с положением о Министерстве финансов Российской Федерации (утверждений постановлением Правительства РФ № 329 от 30 июня 2004 г.) Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Ядром Соглашения об ассоциации является соглашение о глубоком и всеобъемлющем соглашении о свободной торговле. Таким образом, Украина вступает в комплексные международные обязательства, которые должны быть реализованы в установленные сроки. Подробные обязательства и сроки будут инициировать комплексный процесс трансформации и структурные реформы в течение следующих нескольких лет и десятилетий.

Общие положения бюджетного процесса

В результате у правительства Украины есть повестка дня реформ с обязательными приоритетами и сроками. Государственные финансы ближе к европейским стандартам прозрачности, эффективности и подотчетности. Внешний аудит Необходимо улучшить потенциал Счетной палаты как независимого органа внешнего финансового контроля. Контрольные мероприятия, связанные с государственным бюджетом, должны включать все государственные доходы и расходы. Необходимо улучшить сотрудничество с парламентом, в частности, как можно реализовать предложения и рекомендации Счетной палаты. Кроме того, необходимо уточнить информационные потребности членов Комитета по бюджетам и роль парламента в бюджетном цикле. Бюджеты стратегических программ Бюджетные подходы должны быть ориентированы на конкретные результаты в будущем и поддерживать связь с достижением целей правительства. Цель состоит в том, чтобы улучшить условия для предоставления общественных товаров, таких как образование, социальные услуги и другие. Налоговая реформа Министерству финансов Украины и Государственной финансовой службе помогают модернизировать налоговое законодательство и налоговое администрирование. Важные темы включают налоговый аудит и международное налоговое право. Общая цель заключается в укреплении силы самофинансирования.

  • Прежде всего, будет усилена эффективность Министерства финансов.
  • Стандарты контроля разрабатываются в соответствии с международными стандартами.
Налоговое законодательство и администрация модернизируются.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Международные эксперты передают опыт Европы и Германии и поддерживают развитие личных навыков и ресурсов, а также институциональное лидерство. В Министерстве финансов эксперты вводят европейские стандарты и обучают персонал. Например, европейские семинары по акцизным сборам преподавали европейские стандарты.

Счетная палата будет укреплена, с тем чтобы она могла самостоятельно проверять государственные доходы и расходы в соответствии с международными стандартами. Проект поддерживал этот процесс с самого начала, включая всех заинтересованных сторон. На портале 1000 пользователей в месяц.

Министерство финансов Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Участниками бюджетного процесса являются

Сотрудничая с проектом «ПроЗорро», который делает публичные торги доступными для граждан, государство повышает прозрачность, а коррупция и незаконное присвоение средств становятся более сложными. Ежегодный экономический рост на 10 процентов и сокращение числа людей, пострадавших от бедности, с нынешних 40 процентов до 35 процентов населения - это цели Буркина-Фасо с его стратегией роста и устойчивого развития.

Но эта стратегия до сих пор слишком мало связана с планированием государственного бюджета. Таким образом, желаемые успехи остаются. Вот почему Буркина-Фасо, будучи членом Западноафриканского экономического и валютного союза, обязалась кардинально реформировать свой бюджетный процесс.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Финансовые органы субъектов РФ при осуществлении государственного контроля за использованием ассигнований соответствующего бюджета наделяются правами, аналогичными правам Министерства финансов РФ.

Действия правительства в области государственных финансов со стороны доходов и расходов являются прозрачными, законными и ориентированными на развитие. Это связано с внедрением программных бюджетов и их контролем со стороны Министерства финансов. В обучении и дальнейшем обучении сотрудники 41 министерства и учреждений Беркинабе учатся создавать программные домохозяйства.

В Национальном колледже финансового управления партнеры внедряют учебные модули и учебные модули по вопросам составления бюджета, ориентированного на конкретные результаты, макроэкономического анализа и прогнозирования, а также составления бюджета по гендерным вопросам.

Статья 165. Бюджетные полномочия Министерства финансов Российской Федерации

Министерство финансов Российской Федерации обладает следующими бюджетными полномочиями:

осуществляет нормативное и методическое обеспечение деятельности по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля федеральными органами исполнительной власти, а также методическое обеспечение такой деятельности органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и исполнительно-распорядительными органами (должностными лицами) муниципальных образований;

Это важный шаг в подготовке к изменению бюджета. Два учебных модуля для внедрения ориентированного на результаты бюджетирования и макроэкономического анализа и прогнозирования были включены в программу Школы управления. Вместе с двумя сетями гражданского общества был разработан анализ реализации национальной стратегии развития и государственных финансов. Правительство регулярно публикует отчеты на уровне общин о влиянии своей политической работы на развитие. Несмотря на значительные успехи в достижении такого ориентированного на результаты бюджетирования, ведущее министерство по экономическим вопросам, финансам и развитию по-прежнему сталкивается с фундаментальными проблемами.


  1. Понятие и источники бюджетного права РФ: Отличительные особенности.

Бюджетное право – это основной раздел финансового права, включающий в себя финансово-правовые норма, устанавливающие:

· структуру бюджетной системы РФ (статья 10 БК РФ);

· перечень бюджетных доходов и расходов;

· порядок распределения доходов и расходов между различными видами бюджетов;

До сих пор отсутствует системный подход, учитывающий все подсистемы государственных финансов в стратегическом направлении и осуществлении реформы. Более того, институты внутреннего и внешнего финансового контроля в настоящее время еще не готовы к проведению эффективного бюджетного аудита в программном формате. То же самое относится к требованию гражданского общества о подотчетности за использование бюджета, что снижает их вес в процессе принятия политических решений. Важнейшие критерии эффективности и прозрачности в управлении финансами еще не реализованы.

· бюджетные права РФ, субъектов РФ, административно-территориальных единиц;

· регламент бюджетного процесса;

· порядок формирования и использования государственных внебюджетных фондов в целях обеспечения финансово-экономического развития.

Виды бюджетных правоотношений:

1) установление бюджетного устройства и бюджетной системы в РФ;

Реформа бюджета ориентирована на эффективность, прозрачность и подотчетность. Программа поддерживает регулярное осуществление бюджетом программы правительства Буркинабе, основываясь на национальной стратегии отраслевой реформы для бизнеса и финансов. Его главной целью является управление бюджетом, ориентированное на прозрачность, эффективность и соответствие нормативным требованиям. Этот проект способствует развитию навыков экспертизы и проектирования, а также взаимовыгодному сотрудничеству между всеми субъектами бюджетной реформы.

2) установление структуры доходов и расходов бюджетной системы РФ, а также распределение их между бюджетами разного уровня;

3) разграничение бюджетной компетенции между РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления;

4) организация бюджетного процесса;

5) организация бюджетного контроля за исполнением бюджетов.

Субъекты бюджетных правоотношений

Программа консультирует Министерство финансов о реализации стратегии реформ. Прежде всего, Технический секретариат Руководящего комитета по внедрению государственного бюджета по программам поддерживается в том, что его стратегическая и систематическая функция управления и координации. Генеральному директору бюджета, отвечающему за бюджетирование и исполнение, также будет оказана помощь в его реструктуризации; укрепляются профессиональные ресурсы. Для того, чтобы полностью поддержать реформу, проект консультирует эти структуры в рамках межминистерского и межминистерского сотрудничества и в их роли консультантов вовлеченных министерств.

Субъекты бюджетных правоотношений:

1) государство, а также государственные и административно-территориальные образования;

2) представительные и исполнительные органы государственной и местной власти;

3) государственные и муниципальные организации и учреждения, финансируемые из соответствующего бюджета.

Круг субъектов бюджетных правоотношений является более узким по сравнению с субъектным составом других финансовых правоотношений. Эти субъекты вступают в бюджетные отношения, возникающие по поводу уплаты различных платежей в бюджет и получения ассигнований из бюджета.

Например, план действий по бюджетной реформе должен разрабатываться и осуществляться как в сотрудничестве со всеми соответствующими департаментами, так и с внешними учреждениями финансового контроля. Программа укрепляет внутренние и внешние аудиторские учреждения в Министерстве финансов для повышения прозрачности и подотчетности в бюджетной системе: надзорный контроль, надзор, внутренние проверки и аудит эффективности.



Поддерживаются сети гражданского общества в области государственных финансов для усиления спроса на подотчетность. Проект поощряет организации гражданского общества расширять свой опыт в составлении бюджетов, ориентированных на конкретные результаты, вносить совместный вклад в вопросы государственного финансирования и участвовать в публичных дискуссиях в сотрудничестве с институтами внешнего финансового контроля. К ним относятся Бюджетный информационный, учебно-исследовательский центр, Центр демократического управления, Национальная сеть борьбы с коррупцией и общая организация неправительственных организаций.

Основным источником бюджетного права является Бюджетный Кодекс РФ от 31.07.1998. БК РФ впервые закрепил общие правовые основы, на которых строиться бюджетное законодательство РФ. БК РФ расширил рамки бюджетной системы, включив в нее помимо бюджетов и внебюджетные государственные социальные фонды. В БК РФ определяются понятия бюджетного устройства, бюджетные регулирования. Он закрепил основные принципы бюджетной деятельности, основы бюджетного процесса. Подробно регламентирует порядок составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета.

Наличие личного финансового контроля - самый простой способ заботиться о своих деньгах. Вот как вы точно знаете, что ваш доход, ваши расходы и что можно улучшить, чтобы заработать больше денег в конце месяца. Деньги, чтобы сделать финансовый резерв, инвестировать и умножить свой доход.

Мы говорим не только о деньгах, но и о качестве жизни. Когда у вас есть хороший финансовый контроль, вы меньше заботитесь о счетах за месяц. Он также может быть запрограммирован для более приятных мероприятий и проектов, таких как поездка, которую вы хотели сделать с семьей или обмен автомобилями.

Также источником финансового права является ФЗ №115-ФЗ от 15.08.1996 «О бюджетной классификации РФ», в соответствии с которым устанавливаются принципы бюджетной классификации в РФ.

Специальным источником бюджетного права является также ФЗ от 15.07.1992 «О субвенциях». Он устанавливает правовые основы оказания централизованной финансовой помощи субъектам России из федерального бюджета и других денежных фондов.

Личный финансовый контроль помогает вам узнать свой доход, расходы и то, что можно улучшить, чтобы заработать деньги. Личный финансовый контроль - это привычка организовывать все доходы и расходы в период, как правило, ежемесячно, учитывая как фиксированные векселя, так и накладные расходы. Это важная привычка, потому что многие люди не знают, сколько они зарабатывают и сколько они тратят в месяц, и это основная причина финансовых волнений.

Итак, в этой статье вы поймете, как получить свой личный финансовый контроль и высшие советы по организации вашей финансовой жизни. Вот 13 личных советов по финансовому контролю, которые изменят вашу форму. думать о деньгах. Если у вас нет долгов, вы уже на правильном пути, чтобы контролировать свои личные финансы. Но если вы это сделаете, это первое, что вам нужно решить, чтобы иметь хороший финансовый контроль.

Нормы бюджетного права содержатся не только в специальном законодательстве, но и в нормативных актах более общего характера. На основе этих нормативных актов разрабатываются и принимаются нормативные акты субъектов, посвященные бюджетным правоотношениям.

Исходные начала бюджетного права также определяются в Конституции РФ, а также конституциях субъектов РФ. Например, в Конституции РФ указываются полномочии России в сфере бюджетной деятельности (статья 71), полномочия субъектов в бюджетной сфере (статьи 72-73), а также полномочия местного самоуправления в этой сфере (глава 8).

Делинквентные счета генерируют новые издержки из-за интереса, который они начисляют, и у них есть возможность сэкономить и лучше программировать. В конце концов, все деньги, которые поступают, направлены на кредиторскую задолженность, и главная цель - обнулить долг.

Попытки пересмотреть или установить задолженность могут быть мерами, которые помогают решить эту проблему. этот шаг. Второй самый важный шаг, чтобы сделать ваш личный финансовый контроль, - это знать свой фактический доход. Классическая ошибка заключается в том, чтобы думать о вашем доходе как о стоимости вашей зарплаты, не принимая во внимание все налоговые скидки, медицинскую страховку, ваучеры и другие льготы.

  1. Понятие бюджета и его структура.

В целях настоящего Кодекса применяются следующие понятия и термины:

Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления;

Вся фин система гос-ва функционирует в непоср взаимосвязи с бюджетом. Бюджет определяет, на решение каких задач направлено внимание гос-ва в опр промежуток времени. Именно бюджетом определяется экономич политика страны.Виды бюджетов. БК РФ от 31.07.98 № 145-ФЗ устанавливает общие принципы бюдж зак-ва РФ. Консолидированный бюджет - свод бюджетов бюдж системы РФ на соответствующей территории: за исключением бюджетов гос внебюдж фондов; без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами (ст. 6 БК РФ).Консолидированный бюджет используется для : расчетов макроэкономических показателей; анализа экономического развития (страны; регионов; мун образований).Основные показатели фед бюджета - это : общий объем доходов; общий объем расходов; дефицит (профицит) или сбалансированность бюджета.

Поэтому вам нужно иметь в виду вашу чистую зарплату, то есть сумму, которую вы фактически получаете каждый месяц после скидок. Если у вас есть другая ежемесячная дебиторская задолженность, например, аренда какого-либо имущества вашей собственности, они также поступают в ваш доход. Но если вы получили деньги от продажи какого-либо товара или какой-либо другой природы, которая не будет повторяться твердо, эта ценность не должна рассматриваться. часть их доходов. Подумайте об этом значении как о «лишнем», которое можно сэкономить или инвестировать.

Начиная с 2008 года в России принимается 3-летний бюджет - на соотв год и прогнозный период (следующие 2 года). Это позволяет лучше организовывать фин сферу, заранее планировать эк политику и вносить необходимые коррективы. Подобная практика (принимать бюджет на несколько лет вперед) существует в некоторых странах, в частности, в Германии, где принимается 4-летний бюджет (на соответствующий год и прогнозный период - следующие 3 года).В законе о фед бюджете указываются ожидаемые : размер инфляции; рост ВВП.Каждый субъект РФ имеет собственный бюджет и бюджет территориального гос внебюдж фонда. Региональный бюджет (бюджет субъекта РФ) - форма образования и расходования ден ср-в в расчете на фин год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соотв субъекта РФ.Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов мун образований, входящих в состав субъекта РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта РФ. Каждое мун образование имеет собственный бюджет. Местный бюджет (бюджет мун образования) предназначен для исполнения расходных обязательств соотв мун образования.Фин год соотв календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

  1. Бюджетное устройство и бюджетная система РФ. Особенности национального бюджетного устройства.

Статья 6. Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе

Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

Бюджетное устройство государства определяется его государственным устройством. В унитарном государстве бюджетная система состоит из двух уровней: государственный бюджет и местные бюджеты, находящиеся в ведении органов местного самоуправления (Франция, Бельгия, Япония). Для бюджетной системы федеративных государств характерно 3 уровня: государственный бюджет, региональные бюджет и бюджеты местных уровней власти.

Бюджетное устройство определяется БК РФ. Согласно статье 10 БК РФ и статье 65 Конституции РФ, бюджетное устройство РФ состоит из бюджетов следующих уровней:

Статья 10. Структура бюджетной системы Российской Федерации

К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:

· федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

· бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

· местные бюджеты, в том числе:

· бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

· бюджеты городских и сельских поселений.

Каждая группа бюджетов составляет самостоятельные звенья в бюджетной системе РФ в целом.

Бюджеты, действующие на соответствующих территориях, объединяются в консолидированные бюджеты . Каждый бюджет, формируемый в РФ, обеспечивает финансирование мероприятий, имеющие соответствующее федеральное, региональное или местное значение.

Роль каждого вышестоящего бюджета заключается в том, что он выступает гарантом финансирования минимально-необходимых расходов нижестоящей территории. Это выражается в выделении денежных средств из вышестоящего бюджета в нижестоящий, если последний не обеспечивает финансирование такого минимума.

  1. Бюджетное регулирование на современном этапе: дискуссионные вопросы.

Бюджетное регулирование - предоставление средств из государственных доходов вышестоящими бюджетами нижестоящим с целью сбалансирования доходов и расходов каждого бюджета,

Задачи бюджетного регулирования:

1. Обеспечение, сбалансированности всех бюджетов, выделение каждому бюджету таких доходных источников, которые позволяли бы своевременно и бесперебойно финансировать предусмотренные мероприятия.

2. Усиление заинтересованности республиканских и местных органов власти в выполнении планов, поступлений налогов, неналоговых платежей.

Как экономическое понятие, бюджетное регулирование, с одной стороны, выражает совокупность финансовых отношений по выбору и применению тех или иных методов сбалансированности доходов и расходов внутри- одного бюджета.

С другой стороны, это финансовые отношения по выбору и использованию методов субординации и правового регулирования деятельности отдельных звеньев бюджетной системы.

В бюджетной практике применяют разнообразные методы бюджетного регулирования. Конкретный из них выбирается в зависимости от:

Политической и экономической ориентации органов власти и управления; .

Специфики экономических показателей, определяющих уровень доходов и расходов конкретного региона.

Статья 129. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме:

· дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

· субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;

· субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;

· иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;

· межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

  1. Понятие, принципы и участники бюджетного процесса.

Статья 6. Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе

Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности;

Статья 28. Перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

· единства бюджетной системы Российской Федерации;

· разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

· самостоятельности бюджетов;

· равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

· полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

· сбалансированности бюджета;

· эффективности использования бюджетных средств;

· общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

· прозрачности (открытости);

· достоверности бюджета;

· адресности и целевого характера бюджетных средств;

· подведомственности расходов бюджетов;

· единства кассы.

Статья 152. Участники бюджетного процесса

1. Участниками бюджетного процесса являются:

· Президент Российской Федерации;

· высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;

· законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы);

· исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);

· Центральный банк Российской Федерации;

· органы государственного (муниципального) финансового контроля;

· органы управления государственными внебюджетными фондами;

· главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

· главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

· главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

· получатели бюджетных средств.

  1. Стадии бюджетного процесса. Особенности принятия бюджета.

Согласно статье №6 БК РФ Бюджетный процесс – это регламентируемая нормами финансового права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджета, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утвержденных и исполненных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Общие положения бюджетного процесса:

1) составление бюджета производится в соответствии с прогнозом и программами соц.-экономического развития территории.

2) на основе этих прогнозов исполнительные органы вносят предложения в представительные органы о планируемых доходах и расходах бюджета.

3) Правительство РФ (Минфин) организует работу по доведению до субъектов специальных методик по расчетам показателей бюджета.

4) с основе составления проектов бюджета обязательно учитываются дотации, субвенции и другие виды материальной помощи.

5) утверждение бюджета осуществляется постатейно.

6) практическую работу по составлению проектов бюджета осуществляют финансовые органы.

7) принятые бюджеты оформляются на уровне РФ и ее субъектов – законами, а на уровне местного самоуправления – решениями соответствующих органов.

Стадии бюджетного процесса:

1) составление бюджета : решение о начале работы над составлением проекта бюджета принимает Президент РФ за 18 месяцев до начала бюджетного года. На основании решения Президента Правительство организует всю последующую работу по составлению проекта бюджета. Именно Минфин обеспечивает методическое руководство и координацию всех министерств, субъектов по составлению бюджета.

2) рассмотрение бюджета : проект федерального бюджета Правительство представляет Госдуме. Вначале проект рассматривают комитеты и комиссии, образуемые Госдумой, и выносят по нему свои заключения, которые представляются в Комиссию Госдумы по бюджету, которая обобщает все представленные заключения, составляет итоговое заключение и представляет его на заседании Госдумы. На заседании Госдумы заслушивается постатейное итоговое заключение комиссии и проводится дискуссия по основным направлениям бюджетной политики.

3) утверждение бюджета:

1 чтение: обсуждаются концепции бюджета и прогноз социально-экономического развития страны на следующий год: 1) прогнозируются основные направления бюджетной и налоговой политики; 2) анализируется программа государственных внешних заимствований. По результатам первого чтения санкционируется доходная часть бюджета.

2 чтение: в течение 15 дней со дня первого чтения. Утверждаются расходы по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ.

3 чтение: в течение 25 дней со 2 чтения. Утверждаются расходы по подразделам классификации.

4 чтение: 15 дней со дня 3 чтения. Законопроект голосуется в целом, никаких поправок больше не вносится.

Утвержденный Госдумой проект бюджета в обязательном порядке в течение 5 дней передается в Верхнюю Палату для одобрения. В течение 14 дней Совет Федерации должен рассмотреть проект о бюджете и либо одобрить, либо отклонить. Срок в 14 дней имеет юридическое значение: если проект не утвердили в эти 14 дней, он считается принятым, т.е. одобренным. Утвержденный проект направляется Президенту в течение 5 дней для подписания и обнародования. Президент в течение 14 дней либо подписывает и обнародует проект, либо отклоняет и передает для повторного рассмотрения. Отклоненный проект повторно рассматривается Верхней и Нижней Палатами, т.е. Госдумой и Советом Федерации. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от числа депутатов и сенаторов, он подлежит подписанию Президентом в течение 7 дней и обнародованию.

4) исполнение бюджета: представляет собой практическую реализацию бюджета по всем показателям его доходной или расходной частей. В исполнении бюджета принимают участие абсолютно все государственные органы и в особенности ФНС, ФТС, органы Казначейства и др. Главным документом, на основании которого осуществляется исполнение бюджетов – бюджетная роспись, т.е. распределение доходов и расходов бюджета в соответствии с бюджетной классификацией. Закрытие бюджета осуществляется 31 декабря. После этой даты никакие выплаты не производятся, равно как и не производится зачисление бюджетных доходов.

5) составление отчета об исполнении бюджета : в конце бюджетного года начинается работа по составлению отчета (Минфин и другие финансовые органы). Представительные органы власти рассматривают отчеты и принимают акты об утверждении или неутверждении отчета. Утверждение отчета оформляется постановлением либо решениями, которые подлежат обязательному опубликованию в печать.

  1. Бюджетные полномочия РФ на современном этапе.

Статья 7. Бюджетные полномочия Российской Федерации (БК РФ)

К бюджетным полномочиям Российской Федерации относятся:

установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений;

определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;

установление порядка составления и рассмотрения проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утверждения и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, осуществления контроля за их исполнением, составление, внешняя проверка, рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, составления отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;

составление и рассмотрение проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утверждение и исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, осуществление контроля за их исполнением, составления, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;

установление порядка составления и представления в федеральные органы исполнительной власти сводов утвержденных бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, отчетов об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и иной бюджетной отчетности;

определение порядка установления расходных обязательств публично-правовых образований;

определение порядка установления и исполнения расходных обязательств Российской Федерации, установление и исполнение расходных обязательств Российской Федерации;

определение порядка установления и исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из федерального бюджета;

определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

определение порядка установления нормативов отчислений доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

установление нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов;

определение основ кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;

предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;

определение общего порядка и принципов осуществления заимствований и предоставления гарантий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, погашения и обслуживания государственного (муниципального) долга;

осуществление государственных заимствований Российской Федерации, предоставление государственных гарантий Российской Федерации, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом Российской Федерации и управление государственными активами Российской Федерации;

установление основ бюджетной классификации Российской Федерации и общего порядка ее применения;

установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к федеральному бюджету и государственным внебюджетным фондам Российской Федерации;

установление единого порядка ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, включая отчеты о кассовом исполнении бюджетов;

установление унифицированных форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, установление оснований и порядка временного осуществления органами государственной власти Российской Федерации (органами государственной власти субъектов Российской Федерации) отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления);

временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

установление оснований для привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации;

установление видов бюджетных нарушений и бюджетных мер принуждения, определение оснований и порядка применения бюджетных мер принуждения;

установление порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом к бюджетным полномочиям Российской Федерации.

  1. Бюджетные полномочия субъектов РФ и органов местного самоуправления в настоящее время.

Финансовое право

Министерство финансов РФ, как субъект государственного финансового контроля

Этот государственный орган исполнительной власти, обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в России и координирует деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти.

Осуществляя свои функции, Минфин России взаимодействует с другими органами исполнительной власти – федеральными, органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, а также общественными объединениями и иными организациями.

Министерство финансов РФ возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и осуществлением им своих функций. Министр имеет 16 заместителей назначаемых на должность и освобождаемых от нее Правительством РФ.

В Министерстве финансов РФ образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей, руководителей Государственной налоговой службы РФ и Государственного таможенного комитета РФ, а также других руководящих работников центрального аппарата Министерства и иных лиц по представлению Министра. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством РФ. Коллегия рассматривает основные вопросы финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, а также другие наиболее важные вопросы деятельности Министерства. Решения коллегии реализуются, как правило, приказами Министра. В случае разногласий между Министром и членами коллегии окончательное решение принимает Министр, докладывая о возникших разногласиях Правительству РФ.

Основные задачи, функции и права Минфина

В соответствии с Положением о Министерстве финансов в РФ, к его основным задачам относят:

    совершенствование бюджетной системы Российской Федерации, развитие бюджетного федерализма;

    разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации;

    концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации;

    разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения в установленном порядке федерального бюджета; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

    разработка программ государственных заимствований и их реализация в установленном порядке от имени Российской Федерации;

    управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

    разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в Российской Федерации;

    участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;

    разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;

    осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля;

    обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях), а также в соответствии с законодательством Российской Федерации аудитом в Российской Федерации (кроме аудита в банковской системе).

Функции Министерства финансов РФ соответствуют его положению как федерального органа по управлению финансами страны. Они относятся к следующим областям:

    государственные финансы в целом - участие в комплексном анализе экономики страны и в работе по составлению долгосрочных и краткосрочных прогнозов их развития, определение потребностей государственных финансовых централизованных ресурсов, подготовка предложений о распределении этих ресурсов между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;

    государственный бюджет - организация работы по составлению и обеспечению исполнения федерального бюджета, разработка предложений по нормативам отчислений от федеральных налогов, размерам дотаций и субвенций, выделяемых в бюджеты субъектов РФ, прогнозирование и составление консолидированного бюджета РФ;

    внебюджетные государственные федеральные фонды - подготовка предложений о создании и использовании целевых внебюджетных фондов, обеспечение финансового исполнения государственных федеральных внебюджетных фондов;

    страхование - участие в работе по развитию и совершенствованию страховой деятельности в стране;

    денежное обращение - разработка и осуществление мер по оптимизации товарно-денежных пропорций и сбалансированности денежных доходов и расходов населения, укреплению денежного обращения и покупательной способности рубля, подготовка предложений по улучшению состояния расчетов в народном хозяйстве, по основным направлениям денежно-кредитной политики РФ, обеспечение изготовления Гознаком денежных билетов и металлических монет;

    государственный кредит - выпуск государственных внутренних займов РФ, согласование общего объема и условий выпуска долговых обязательств субъектов РФ, заключение соглашений с Центральным банком РФ о предоставлении кредита на покрытие дефицита федерального бюджета и другие цели;

    финансовый рынок - разработка предложений по формированию финансового рынка, регулирование рынка ценных бумаг, регистрация выпуска ценных бумаг;

    валютно-финансовые отношения - подготовка предложений по совершенствованию валютно-финансовых и кредитных отношений с иностранными государствами и увеличению валютных ресурсов страны, участие в разработке финансовых условий договоров и соглашений с иностранными государствами, валютно-кредитной политики, предложений по использованию валютных средств, прогноза платежного баланса, формирование таможенной политики, организация работы по привлечению в экономику страны иностранных кредитных ресурсов, обслуживание государственного внешнего долга, участие в регулировании отпуска драгоценных металлов и камней;

    финансовый контроль - контроль за исполнением федерального бюджета и использованием средств государственных федеральных внебюджетных фондов, за использованием валютных средств, инвестиций, а также проведение аттестации по аудиту предприятий, объединений, организаций и учреждений, граждан, осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность, лицензирование аудита;

    организация учета и отчетности - анализ сводной бухгалтерской отчетности федеральных органов исполнительной власти, руководство бухгалтерским учетом и отчетностью предприятий, организаций и учреждений, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, установление порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и организаций, установление форм учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ.

Для выполнения своих задач и функций Министерство финансов РФ имеет необходимые права, в том числе:

    вытекающие из функций по составлению и исполнению бюджета и связанного с этой деятельностью контроля - получать от государственных органов исполнительной власти Федерации и ее субъектов, а также предприятий, учреждений, организаций, банков, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, необходимые материалы, документы, бухгалтерские балансы, отчеты, справки и т.д., проводить документальные ревизии и проверки, давать обязательные к применению указания по устранению выявленных нарушений;

    по применению мер принудительного воздействия в случаях нарушений установленного порядка - ограничивать, а при необходимости приостанавливать финансирование предприятий, учреждений и организаций, взыскивать в установленном порядке с предприятий, учреждений и организаций средства, выделенные из федерального бюджета или федеральных внебюджетных фондов, используемые не по целевому назначению, с наложением штрафа в размере учетной ставки Центрального банка РФ; запрещать, либо приостанавливать выпуск ценных бумаг акционерными обществами при нарушении законодательства;

    по регулированию соотношения доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации в процессе их исполнения и поступлений налогов в федеральный бюджет - заключать от имени Правительства РФ соглашения с Центральным банком РФ о предоставлении кредита на покрытие дефицита федерального бюджета и другие цели;

    выдавать при необходимости ссуды из федерального бюджета на покрытие временных кассовых разрывов по бюджетам субъектов Федерации с погашением этих ссуд в пределах бюджетного года, предоставлять отсрочки и рассрочки платежей по налогам в федеральный бюджет с уведомлением Министерства РФ по налогам и сборам.

Полномочия Минфина в осуществлении финансового контроля

Министерство финансов РФ занимает важнейшее место в системе финансового контроля, оно не только разрабатывает финансовую политику страны, но и контролирует ее осуществление.

Минфин осуществляет финансовый контроль за:

    целевым использованием федерального бюджета и средств государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов;

    поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности;

    доходами от проведения лотерей, зарегистрированных в РФ;

    обеспечением платежеспособности страховщиков;

    формированием и сохранностью Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней в РФ;

    использованием и хранением драгоценных камней организациями и совершением сделок с ними;

    расходами, связанными с государственным внутренним и внешним долгом;

    качеством аудиторских проверок.

В связи с этим Минфин России вправе проводить комплексные ревизии и тематические проверки поступления и расходования средств федерального бюджета, внебюджетных фондов и других федеральных средств, проводить документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности по заданиям правоохранительных органов.

Для выполнения контрольных полномочий Минфин России имеет право запрашивать необходимые материалы по бюджетным и внебюджетным фондам и применять меры воздействия по результатам контроля – при установлении фактов нецелевого использования взыскивать их с наложением штрафа; ограничивать, приостанавливать и прекращать финансирование организаций в случае нарушения финансовой дисциплины. Вместе с тем, Минфин уполномочен предоставлять отсрочки и рассрочки по налоговым платежам в федеральный бюджет.

Следует при этом отметить, что контрольные полномочия Минфина Российской Федерации распространяются на финансовые средства только федерального уровня. В тех случаях, когда проверяется деятельность исполнительных органов власти субъектов Федерации, его контрольные функции не должны выходить за эти рамки. Такой подход обусловлен принципом самостоятельности бюджетного устройства в Российской Федерации, самостоятельности финансовой деятельности субъектов Федерации и органов местного самоуправления в установленных законодательством пределах, их ответственностью за формирование и использование своих финансовых ресурсов.

Однако, принимая во внимание принятый в 1998г. Бюджетный кодекс, отметим, что на Минфин возложено осуществление финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов российской Федерации и местных бюджетов, если субъект Российской Федерации получает помощь в объеме свыше 50% расходов его консолидированного бюджета. Назначается ревизия и исполнение бюджета субъекта Федерации переходит под контроль Минфина и в случаях, когда субъект не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств.

Финансовый контроль осуществляют все структурные подразделения Министерства финансов РФ соответственно их компетенции. Однако Минфин имеет в совей структуре и специальные подразделения, предназначены именно для проведения финансового контроля: Департамент государственного финансового контроля и аудита, Департамент страхового надзора. В его ведении находятся Федеральное казначейство, Пробирная палата и др. органы. Департамент государственного финансового контроля и аудита создан на основании постановления Правительства РФ на базе нескольких упраздненных структурных подразделений Минфина России, в том числе контрольно-ревизионного управления и Департамента организации аудиторской деятельности.

В задачи этого Департамента входит контроль за:

    исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов,

    организацией денежного обращения,

    использованием кредитных ресурсов,

    состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов,

    предоставлением налоговых льгот и преимуществ.

Департамент государственного контроля и аудита организует и проводит самостоятельно и с привлечением территориальных КРУ ревизии и проверки; контролирует использование федеральных средств, в том числе в иностранной валюте; организует контроль за качеством проведения аудиторами и аудиторскими организациями аудиторских проверок. В случае установления нарушений использования федеральных средств, израсходованных незаконно или не по целевому назначению средства, а также доходы от их использования, по предписанию Департамента, подлежат возмещению в течение одного месяца после выявления нарушений.

Территориальные контрольно-ревизионные органы осуществляю последующий финансовый контроль на территории соответствующего субъекта РФ. В частности, они:

    контролируют целевое использование средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов;

    проводят документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям правоохранительных органов.

14. Государственное регулирование страховой деятельности

В связи с активизацией законотворческой деятельности ряда лоббистских групп в области страхования и принятием Государственной Думой РФ целого ряда законопроектов, представляется целесообразным оценить общее положение сложившееся в страховом законодательстве Российской Федерации в настоящее время.

Первые шаги по созданию законодательства в области страхования были сделаны с принятием Закона СССР «О кооперации в СССР», на основании которого в конце 1998 г. были созданы первые страховые кооперативы. Этим законом предусматривалось, что кооперативы могут страховать свое имущество и имущественные интересы в органах государственного страхования, а также создавать кооперативные страховые учреждения, определять условия, порядок и виды страхования.

Наибольшую роль в ускорении создания негосударственных страховых организаций сыграло утвержденное Советом Министров СССР «Положение об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью» (19 июня 1990 г.) и постановление «О мерах по демонополизации народного хозяйства» (16 августа 1990 г.). Последнее являлось основанием для работы на страховом рынке конкурирующих между собой государственных, акционерных, взаимных и кооперативных обществ, имеющих право проводить различные виды страхования.

Собственно специализированная законодательная база страхования была создана 27 ноября 1992 г., когда был принят Закон Российской Федерации «О страховании».

Для осуществления государственного надзора за страховой деятельностью на территории Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации была создана Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор), которая являлась центральным органом федеральной исполнительной власти и подчинялась Правительству Российской Федерации, действуя на основании утвержденного им Положения.

Оценивая сложившуюся за последние десять лет законодательную базу, можно выделить 4 группы законодательства, регулирующего страховую деятельность:

1) общее страховое законодательство – законодательные и иные нормативные акты, регулирующие страховую деятельность всех страховых и перестраховочных компаний, независимо от их организационно правовых форм, форм собственности и страховой специализации. («Гражданский кодекс РФ», Закон РФ «Об акционерных обществах»; Закон РФ «О некоммерческих организациях».

2) специальное страховое законодательство – законодательные и иные нормативные акты, регулирующие конкретные виды страхования Закон РФ «О страховании» («Об организации страхового дела в Российской Федерации»).

3) общее гражданское законодательство.

4) общее предпринимательское (хозяйственное) законодательство.

К ведомственным нормативным актам относятся многочисленные нормативные документы, принятые федеральным органом страхового надзора, Минфином РФ, Госналогслужбой РФ, Госгортехнадзором РФ, Госатомнадзором РФ и другими федеральными службами России, которые регулируют отдельные стороны страховой деятельности.

Деятельность «Российского Союза Автостраховщиков (РСА)» регулируется Законом РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Анализируя последовательность событий, можно сделать заключение о том, что так же, как и в 1991 г. , в России реализуется схема ухода от решения важнейшей задачи по созданию комплексного пакета базовых законодательных актов в форме Страхового Кодекса или иного сборника основных документов, регулирующих деятельность на страховом рынке.

Государство регулирует страховую деятельность с помощью законов. Закон «об организации страхового дела в Российской Федерации» устанавливает, что он регулирует отношения в области страхования между страховыми организациями и гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, отношения страховых организаций между собой, а также устанавливает основные принципы государственного регулирования страховой деятельности.

Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

Предметом непосредственной деятельности страховщиков не могут быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность.

Страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 процентов, не могут осуществлять в Российской Федерации страхование жизни, обязательное страхование, обязательное государственное страхование, имущественное страхование, связанное с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций.

Страховая организация обязана получить предварительное разрешение федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью на увеличение размера своего уставного капитала за счет средств иностранных инвесторов и/или их дочерних обществ, на отчуждение в пользу иностранного инвестора (в том числе на продажу иностранным инвесторам) своих акций (долей в уставном капитале), а российские акционеры (участники) - на отчуждение принадлежащих им акций (долей в уставном капитале) страховой организации в пользу иностранных инвесторов и/или их дочерних обществ. В указанном предварительном разрешении отказывается страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям), либо имеющим долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49 процентов, либо становящимся таковыми в результате указанных сделок, если установленный настоящим пунктом размер (квота) исчерпан или будет превышен при их совершении.

Оплата иностранными инвесторами принадлежащих им акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций производится исключительно в денежной форме в валюте Российской Федерации.

Лица, осуществляющие функции единоличного исполнительного органа и главного бухгалтера страховой организации с иностранными инвестициями, должны иметь гражданство Российской Федерации.

Страховая организация, являющаяся дочерним обществом по отношению к иностранному инвестору (основной организации), имеет право осуществлять в Российской Федерации страховую деятельность, если иностранный инвестор (основная организация) не менее 15 лет является страховой организацией, осуществляющей свою деятельность в соответствии с законодательством соответствующего государства, и не менее двух лет участвует в деятельности страховых организаций. созданных на территории Российской Федерации.

Страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 процентов, могут открывать свои филиалы на территории Российской Федерации, участвовать в дочерних страховых организациях после получения на то предварительного разрешения федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. В указанном предварительном разрешении отказывается, если превышен размер (квота) участия иностранного капитала в страховых организациях Российской Федерации.

Юридические и физические лица для страховой защиты своих имущественных интересов могут создавать общества взаимного страхования в порядке и на условиях, определяемых Положением об обществе взаимного страхования, утверждаемым Верховным Советом Российской Федерации.

Страховщики могут осуществлять страховую деятельность через страховых агентов и страховых брокеров.

Страховые агенты - физические или юридические лица, действующие от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями.

Страховые брокеры - юридические или физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей, осуществляющие посредническую деятельность по страхованию от своего имени на основании поручений страхователя либо страховщика.

Страховые брокеры обязаны направить в федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью извещение о намерении осуществлять посредническую деятельность по страхованию за 10 дней до начала этой деятельности. К извещению должна быть приложена копия документа о государственной регистрации брокера в качестве юридического лица или предпринимателя.

Посредническая деятельность по страхованию, связанная с заключением договоров страхования от имени иностранных страховых организаций, за исключением договоров страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, выезжающих за пределы Российской Федерации, на территории Российской Федерации не допускается, если межгосударственными соглашениями с участием Российской Федерации не предусмотрено иное.

Посредническая деятельность, связанная с заключением на территории Российской Федерации от имени иностранных страховщиков договоров страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, выезжающих за пределы Российской Федерации, разрешается с начала страховой деятельности страховой организации, осуществляющей указанную посредническую деятельность.

Страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование.

Событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления.

Страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.

При страховом случае с имуществом страховая выплата производится в виде страхового возмещения, при страховом случае с личностью страхователя или третьего лица - в виде страхового обеспечения.

Страховой суммой является определенная договором страхования или установленная законом денежная сумма, исходя из которой устанавливаются размеры страхового взноса и страховой выплаты, если договором или законодательными актами Российской Федерации не предусмотрено иное.

При страховании имущества страховая сумма не может превышать его действительной стоимости на момент заключения договора (страховой стоимости). Стороны не могут оспаривать страховую стоимость имущества, определенную в договоре страхования, за исключением случаев, когда страховщик докажет, что он был намеренно введен в заблуждение страхователем.

Страховое возмещение не может превышать размера прямого ущерба застрахованному имуществу страхователя или третьего лица при страховом случае, если договором страхования не предусмотрена выплата страхового возмещения в определенной сумме.

В том случае, когда страховая сумма ниже страховой стоимости имущества, размер страхового возмещения сокращается пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости имущества, если условиями договора страхования не предусмотрено иное.

Условиями договора страхования может предусматриваться замена страховой выплаты компенсацией ущерба в натуральной форме в пределах суммы страхового возмещения.

В договоре личного страхования страховая сумма устанавливается страхователем по соглашению со страховщиком.

Страховое обеспечение выплачивается страхователю или третьему лицу независимо от сумм, причитающихся им по другим договорам страхования, а также по социальному страхованию, социальному обеспечению и в порядке возмещения вреда. При этом страховое обеспечение по личному страхованию, причитающееся выгодоприобретателю в случае смерти страхователя, в состав наследственного имущества не входит.

Страховым взносом является плата за страхование, которую страхователь обязан внести страховщику в соответствии с договором страхования или законом.

Страховой тариф представляет собой ставку страхового взноса с единицы страховой суммы или объекта страхования.

Страховые тарифы по обязательным видам страхования устанавливаются или регулируются в соответствии с законами об обязательном страховании.

Страховые тарифы по добровольным видам личного страхования, страхования имущества и страхования ответственности могут рассчитываться страховщиками самостоятельно. Конкретный размер страхового тарифа определяется в договоре страхования по соглашению сторон.

Объект страхования может быть застрахован по одному договору совместно несколькими страховщиками (сострахование). При этом в договоре должны содержаться условия, определяющие права и обязанности каждого страховщика.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав