28.06.2020

Типы права и основные правовые семьи. Правовые системы (семьи) современности. §5. Социалистическая семья правовых систем


Понятие правовой системы и правовой семьи.

Правовая система – понятие гораздо более емкое, нежели система права. Они соотносятся, как целое и часть.

Правовая система - это совокупность взаимосвязанных правовых явлений, отражающих всю правовую организацию общества и характеризующих уровень развития той или иной страны, т. е, правовая система - комплексная категория.

Структура правовой системы (элементы правовой системы):

    нормативный элемент включает в себя право, правовые принципы, источники права, систему права, систему законодательства;

    институциональный элемент , включающий систему органов государственной власти, осуществляющих правотворческие, правоприменительные, правоохранительные функции;

    социологический элемент включает в себя правосознание, правовую культуру, юридическую практику, юридическую технику.

Правовая система – это совокупность взаимосвязанных правовых явлений, нормативную основу которых составляет право.

В настоящее время выделяют три основные разновидности правовых систем:

1) национальную правовую систему, отражающую политическое своеобразие конкретной страны;

2) тип права (рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический);

3) правовую семью.

Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем.

Правовые семьи и их классификация

Каждому государству присуща своя национальная правовая система, характеризующая уровень развития страны. Однако мно­гие национальные системы близки друг другу по характерным признакам. Такие черты, присущие многим государствам, объ­единяют правовые системы в типы правовых систем, или правовые семьи .

Типы правовых систем (семьи) распространяются на группы государств.

Выделяют следующие типы правовых систем (правовые семьи)

    англосаксонская;

    романо-германская;

    мусульманская.

    индусская;

    скандинавская;

    славянская;

    система обычного права;

    социалистическая и др.

Следует отметить, что определяющим основанием для классификации правовых систем является нормативный элемент. С учетом этого рассмотрим основные правовые семьи.

Англосаксонская правовая семья.

Основы данного типа правовых систем были сформированы в Англии, а затем посредством активной колониальной политики был распространены и на другие континенты. В настоящее время данный тип правовых систем существует в Великобритании, США, Канаде (Австралии, Новой Зеландии, Северной Ирландии и ряде других стран). Примерно одна треть населения живет в правовых рамках определенных именно англосаксонской правовой системой.

Формирование англосаксонской системы права началось еще в XIII в., когда были образованы и действовали так называемы разъездные королевские суды. В своей деятельности они руководствовались в основном обычаями, а также практикой местных судов. В результате судьи вырабатывали общие нормы, принципы и подходы в рассмотрении споров из разных сфер общественно жизни. Таким образом, складывалось так называемое общее прав (common law), которое первоначально было неписаным. Следует отметить то обстоятельство, что английское феодальное прав практически не подверглось влиянию римского права.

В дальнейшем решения королевских судов стали использоваться в качестве руководства в принятии решений другими судами по аналогичным делам. Таким образом, судебная практика стала одни из основных источников права.

В XIV в. в Англии наряду с «общим правом» начинает функционировать и так называемое право справедливости. Оно возникло как апелляционный институт. Недовольные решением своих дел в судах общего права обращались «за милостью и справедливостью» к королю. Король делегировал свои полномочия лорду-канц­леру, который считался «проводником королевской совести». Он при решении дел применял нормы общего права, римского права или канонического права, руководствуясь «соображениями справедливости». В дальнейшем данный суд также стал использован, свои же судебные прецеденты. В конечном итоге «общее право» и «право справедливости» слились друг с другом и в результате образовалось общее прецедентное право.

В 1854 г. специальным парламентским статутом была офици­ально признана обязательность судебных прецедентов. При этом были установлены следующие принципы прецедентною права:

    высшие суды не зависят от решений низших судов;

    суд первой инстанции не связан решением другого суда этого же уровня;

    нижестоящий суд обязан следовать выводам высшего суда;

    последующие решения палаты лордов (как высшей судеб­ной инстанции) не должны противоречить своим же пре­дыдущим решениям.

Следует отметить, что в Англии наряду с судебными прецеден­тами в качестве источников права использовались и используют­ся и законодательные акты. Так, в начале XX в. в Англии стала наблюдаться тенденция расширения роли парламентских стату­тов (парламентских законов, принимаемых по отдельным сферам общественных отношений). В настоящее время статуты наряду с судебными прецедентами являются основными источниками права.

Признаки англосаксонской системы права:

1) основным источником права выступает судебный прецедент;

2) ведущая роль в формировании права (правотворчестве) отводится суду;

3) главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное право, которое во многом определяет право материальное, поскольку, например, в процессе судопроизводства происходит правообразование (судья, принимая решение по конкретному делу, создает прецедент как источник права для других правоприменителей);

4) отсутствие официального деления права на отдельные отрасли;

5) отсутствие кодифицированных отраслей права;

6) отсутствие классического деления права на частное и публичное.

Романо-германская правовая семья.

Данный тип правовых систем имеет наибольшее распространение. Он характерен для всей континентальной Европы (Италия, Франция, Германия, Австрия, Швейцария, Россия), Латинской Америки, большинства стран Африки, многих государств Азии.

Романо-германская правовая семья - самая древняя. Ее корни можно отыскать и в Древнем Вавилоне, и в Древнем Египте и в Древней Греции. Но основа романо-германской правовой системы была заложена в Древнеримском государстве, где, как известно, впервые стали развиваться нормативные абстрактные положения (в отличие от древних казуальных законов, где степень абстрагирования была минимальной).

Как таковая романо-германская система появляется в XII XIII вв., т. е после рецепции в Европе римского права. В дальнейшем в развитии этой системы наибольших результатов добились германские юристы (отсюда и название правовой системы - романо-германская).

Значительный импульс в развитии романо-германской правовой системы имел место в период после буржуазных революции в Европе, когда начался активный процесс кодификации прав. К этому времени в континентальной Европе лидером в правовой развитии стала Франция. Особое значение в правовой истории сыграли два французских кодекса - Гражданский кодекс 1804 (его еще называют кодексом Наполеона в связи с тем, что император принимал личное участие в его разработке) и Уголовный кодеке 1810 г. Эти нормативные акты стали образцом кодифицированного права, которое стало перениматься другими государствами, включая и Россию.

Признаки романо-германской правовой семьи:

1) основной источник - нормативные правовые акты. Данная правовая система предполагает, что правоприменитель осуществляет квалификацию тех или иных действий на основе имеющихся правовых нормативов. В странах с романо-германской правовой системой роль судебного прецедента как источника права либо крайне незначительна; либо отсутствует вообще;

2) главную роль в формировании права играет законодатель

3) деление системы права на отрасли;

4) деление на частное и публичное право;

5) высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;

6) важное положение занимают подзаконные нормативные акты;

7) наличие конституций, обладающих высшей юридической силой;

8) единая иерархически построенная система источников права

Мусульманская правовая семья.

Данная правовая система характерна для стран Ближнего Вос­тока, Аравийского полуострова (Иран, Ирак, Судан, Пакистан, Саудовская Аравия, Афганистан и др.), т. е. для стран, где офици­альной религией является ислам.

Особенность этой религии в том, что она не просто является морально-идеологическим течением, но составляет образ жизни людей, которые придерживаются религиозных догм.

Мусульманской правовой семье присущи следующие черты:

1) главный творец права – Бог, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда;

2) основным источником права здесь являются религиозные догмы : в данном случае мусульманской религии. Основные положения этой религии содержатся в Коране. Сам по себе Коран не является непосредственным источником права, и правоприменители обращались не к нему, а к комментариям Корана, написанным в разное время наиболее авторитетными учеными-богословами. Эти комментарии носят название Иджма . Они, в свою очередь, в нынешнем столетии стали активно включаться в тексты законов, принима­емых законодательными органами. Источником мусульманского права является также так называемый Кияс - рассуждения в области права по аналогии;

2) система права делится на уголовное, семейное и др. Однако нет такой подробной дифференциации права, как в конти­нентальной Европе;

3) отсутствует деление права на частное и публичное;

4) тесное переплетение юридических положений с религиоз­ными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями.

5) судебная практика во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека.

Традиционная семья – Мадагаскар, некоторые страны Африки, Китай, Япония.

Признаками данной правовой семьи являются следующие:

1) доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;

2) обычаи и традиции представляют собой совокупность юридических, моральных и мифических предписаний, признанных государством;

3) юридический прецедент не выступает в качестве основного источника права.

Типы правовых семей

Очевидно, в таком случае соответствующая правовая семья является не чем иным, как единицей, идеальным типом правовой системы, которая в реальности не существует, а является лишь результатом теоретического научного анализа существующих правовых систем. При этом одним из методов, которой играет главную роль в процессе выделения групп правовых систем (правовых семей) и проведении этого анализа, метод типологии. Поэтому иногда в литературе как синоним понятия "правовая семья" используется термин "тип правовой системы".

Впрочем, через то, что в нашей науке терминология, связанная с использованием понятия "тип", имеет определенную окраску, определенный контекст, что корнями уходит в исторические особенности развития отечественных социальных наук (в том числе юридических), то более удачным в процессе деления правовых систем на крупные блоки представляется использование именно термина "правовая семья".

правовой семьей следует понимать совокупность национальных правовых систем государств, которые имеют общие черты, проявляющиеся в схожести и близости понимания основных закономерностей и тенденций развития правовых институтов, определения доминирующих форм (источников) и принципов права, системы права, системы законодательства, организации правовых учреждений, сходства правовых категорий и понятий и тому подобное.

Если взглянуть на совокупность критериев, используемых для проведения разделения всей совокупности правовых систем мира на отдельные правовые семьи, то среди них можно назвать:

сходство процессов генезиса правовых систем (возникновение, история развития и тенденции дальнейшего развития). Введение такого критерия обусловлено тем, что правовые системы, которые развиваются в сходных исторических условиях, должны иметь соответствующие похожие признаки в содержании своих структурных элементов;

близость мировоззренческих, религиозных и идеологических предпочтений, которые присущи населению стран, правовые системы которых привлечено к одной и той же правовой семье. При этом одну из главных ролей играет господствующий в обществе тип правопонимания;

однородность принципов организации общественного бытия, в том числе принципов регулирования общественных отношений с помощью права;

общность в понимании источников права, форм его закрепления и структуры построения отдельной составляющей единицы права (юридической нормы, прецедента тому подобное). То есть одним из важнейших критериев формирования правовой семьи является понимание внешних форм проявления права;

близость процедур и правил юридической техники, в том числе юридической терминологии, юридических категорий и понятий; и тому подобное.

Правовые семьи современности, их признаки и общая характеристика

Исходя из представленных критериев в юридической науке выделяют следующие правовые семьи:

Романо-германскую или континентальную правовую семью. К ней относятся страны континентальной Европы: Франция, Италия, Германия, Австрия, Швейцария и др. Внутри романо-германского правовой семьи выделяют две правовые группы:

романскую (Франция, Бельгия, Люксембург, Голландия, Италия, Португалия, Испания). Ведущей в этой группе является национальная правовая система Франции);

германскую (Германия, Австрия, Швейцария и др.). Ведущей в этой группе является национальная правовая система Германии).

Англосаксонскую или англо-американскую правовую семью (Англия, Северная Ирландия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.). В рамках англо-американской правовой семьи выделяют две группы: английское общее право;

в американское право (США);

Религиозно-традиционную правовую семью. Здесь следует выделить следующие группы: религиозно-общинные правовые системы (мусульманская, индусская, иудейская, христианская и др.);

обычно-общинные правовые системы, присущие некоторым африканским и азиатским странам;

далекосхідно-традиционные правовые системы (китайская, японская). Признаками романо-германской правовой семьи являются следующие:

Основным источником права признается писаное право, которое прежде всего формализуется в системе законодательства;

Законодательство построено по принципам иерархической системы, в которой акты одного более низшего уровня подчиняются актам другого, высшего уровня;

Главная роль в формировании права отводится уполномоченным государством органам, в основном непосредственно государственным органам власти;

В основе правовой системы лежит нормативно-юридический акт высшей юридической силы - писаная конституция, - которому подчиняются и должны соответствовать все иные нормативно-юридические акты, действующие в стране, а также правореалізаційна практика;

Признается необходимость урегулирования общественных отношений с помощью не только законов или принципов права, но и с помощью подзаконных

нормативно-юридических актов (постановлений органов исполнительной власти, приказов, инструкций, регламентов министерств и ведомств и т. п.);

Система права делится не только на юридические нормы, институты (підінститути) и отрасли (подотрасли), а на два больших блока - публичное и частное право;

Значение правового обычая и прецедента если и признается, то лишь как вспомогательный источник права;

Юридическая наука (соответственно, юридическое знание) рассматривается как основа процессов нормотворчества и правореалізаційної практики.

Генезис правовых систем, которые относятся к правовым системам романо-германской правовой семьи, связанный с рецепцией римского права. При этом считается, что в процессе возникновения, становления и развития эта правовая система прошла три этапа:

I этап - возникновение и развитие римского права, что связано с историей Древнего Рима. На этом этапе постепенно формируется система римского права;

II этап - возрождение римского права в Европе и формирование на его основе континентальных европейских правовых систем (ХІ-ХVI вв.). При этом римское право первоначально проникает в университеты, становится основой для юридической науки, а следовательно, происходит его рецепция в правовые системы европейских континентальных стран (прежде всего Франции, Италии и Германии). 3 развитием европейской континентальной юридической науки и правовых систем происходит формирование в общем виде романо-германской правовой семьи и ее распространение в европейских и некоторых странах других континентов;

III этап - окончательное оформление национальных правовых систем континентальной семьи (XVIII-ХХ ст.), то есть формирование системы законодательства и правовой системы, соответствующие принципам римского права, в том числе за счет кодификаций, разделения права на публичное и частное и тому подобное.

Главными признаками англосаксонской правовой семьи, как правило, считают то, что:

основным источником права здесь выступает правовой прецедент, то есть решение, принятое уполномоченным органом в конкретном деле, распространяются на все аналогичные дела;

главная роль в процессе формирования права отводится судьям, что ведет к судебной правотворчества;

серозный влияние на правовую реальность (в том числе на судебные решения) осуществляет философский (прежде всего этическое) и социологическое знание;

несмотря на то, что в рамках этой правовой семьи широкое развитие получило статутное право (законодательство), а юридические обычаи выступают как дополнительные источники, жесткой иерархии между структурными элементами права не существует;

определяющее место отводится материальному праву, а процессуальном, которое в основном определяет право материальное;

несмотря на то, что признается роль и значение конституции, она не всегда существует в писаной форме и в форме единого документа;

в системе права отсутствует деление права на частное и публичное;

юридическая наука вырабатывает юридическую доктрину, которая, как правило, имеет сугубо прагматический, прикладной характер.

Становление англосаксонской правовой семьи непосредственно связано с историей Англии и ее колоний. Обычно выделяют четыре главных этапа возникновения и формирования этой правовой системы, а именно:

Для первого этапа - до 1066 г. (до нормандского завоевания Англии) -характерно отсутствие общего для всего населения Британии права. На разных территориях острова действовали разные правовые обычаи;

На втором этапе - 1066-1485 гг., с момента нормандского завоевания Англии до установления власти династии Тюдоров) - происходит зарождение общего права, которое формировали королевские суды в процессе рассмотрения различных споров и конфликтных ситуаций;

Третий этап - господство и упадок общего права (1485-1832 гг.), когда постепенно возникает "справедливости", которое самостоятельно создал английский лорд-канцлер (представитель короля), исходя из принципов справедливости;

Четвертый этап - современный, с 1832 г., когда была осуществлена судебная реформа в Англии, по сей день. Вследствие упомянутой реформы судьи получили возможность по своему усмотрению решать юридические дела, опираясь как на общее право, так и на собственное убеждение справедливости.

Правовая система Англии распространялась в ее колониях, в том числе Соединенных Штатах Америки (однако не во всех штатах).

Третьей правовой семьей религиозно-традиционная правовая семья, которая распадается, как замечено выше, на три группы (религиозно-общинные, обычно-общинные, далекосхідно-традиционные правовые системы).

Для религиозно-общинных правовых систем характерным является то, что:

Главными источниками права выступают религиозные догмы, которые содержатся в "посланиях Бога" людям - Ведах, Ветхом и Новом Завете, Коране и тому подобное. Соответственно, система законодательства должна соответствовать этим священным книгам - писанием;

Именно религиозные каноны, правила и нормы занимают высшую ступень в иерархии правил поведения, которые господствуют в обществе;

Право происходит от Бога, является выражением его воли;

большое значение приобретает правовая доктрина, которая интерпретирует содержание канонических текстов с целью установления правил поведения, которые бы соответствовали божьей воле;

Право трудно отделить от религиозной, нравственной и традиционной норм;

Законодательство как выражение воли светской государственной власти не может противоречить содержанию религиозных предписаний. В случае возникновения коллизии между требованиями законодательства и религиозными нормами нормы законодательства игнорируются, а выполняться имеют предписания, содержащиеся в религиозных нормах;

Система права как таковая фактически отсутствует, хотя могут быть некоторые вычленения (например, Хидоя).

История формирования отдельных проявлений этой правовой семьи тесно связана с возникновением, становлением и развитием соответствующей религиозной системы. Признаками традиционно-общинной правовой семьи является то, что в ее пределах: основным источником права является правовой обычай и традиции;

Право неписаное правило;

Право не является системой норм;

Довольно трудно отделить право от морали, религиозных норм и ритуальных правил;

Законодательство как выражение воли светской государственной власти не может противоречить праву, то есть правовому обычаю и традиции. В случае возникновения такой коллизии требования законодательства подлежат игнорированию, а выполняться имеют предписания, содержащиеся в обычаях;

Юридическая наука и доктрина как ее результат не имеет большого значения и не влияет на процесс формирования и совершенствования права;

Право имеет достаточно консервативный и статичный характер. Особенностями дальневосточной группы правовых систем является то, что здесь хоть и признается наличие права как волеизъявление государства, как инструмента влияния со стороны государства на общественные отношения, однако именно понимание характера права, его влияния на общество и личность является принципиально отличным от указанных выше подходов.

Право в пределах дальневосточных правовых систем рассматривается не как выражение справедливости, общественной потребности и тому подобное, то есть чего-то со знаком "плюс". Право в пределах этих систем - инструмент произвола, институт, который ломает нормальный (то есть должный) характер общественного и природного устройства. В жизни следует руководствоваться не правом - законом, а традицией, законами гармонии, природы и тому подобное. Решение споров и конфликтов между людьми не следует отдавать государству, все должно решаться путем примирения и консенсуса. Кстати, именно поэтому китайцы считают, что право существует для варваров, то есть для тех, кто не заботится о морали, для преступников и иностранцев, которые не относятся к китайской цивилизации.

Иногда в рамках классификации правовых систем, рассмотренной выше, также указывают на существование социалистической правовой семьи (СССР, Куба и др.). Главным отличием этой правовой семьи является место и значение специфической светской идеологии, которая определяет не только цели, задачи, принципы, методы и внутреннее содержание системы законодательства и права, но и направленность юридической практики, для которой приоритетным является не столько право, сколько основополагающие идеи господствующей в обществе идеологической доктрины.

в Отношении правовых семей следует добавить, что изучение разнообразной совокупности национальных правовых систем, попытки установить их общие и отличительные черты, тенденции развития и вызвало необходимость формирования целого направления юридических исследований, которые постепенно оформились в отдельную юридическую науку, сравнительное правоведение. Поэтому вопросы, рассмотренные в этой главе, в большой степени относятся к предмету сравнительного правоведения, хотя имеют определенное (вспомогательное) отношение и к общетеоретической науки.

В современном мире каждое государство имеет свое право, а бывает и так, что в одном и том же государстве действуют несколько конкурирующих правовых систем. Свое право имеют и негосударственные общности: каноническое право, мусульманское право, индусское право, иудейское право.

Правовые системы различных государств отличаются большим многообразием, спецификой, а иногда и уникальностью. Вместе с тем при всем многообразии характеристик, факторов и путей развития национальных систем можно назвать четыре основные семьи национальных систем права: романо-германская, англо-американская, религиозно-общинные юридические системы ряда стран Азии и Африки и правовые системы при авторитарных политических режимах. Их различие зависит от экономических и социально-политических условий развития общественной жизни.

Для облегчения сравнительного изучения правовых систем все их разнообразие сведено в науке сравнительного правоведения в ограниченное количество правовых семей. Тем самым, не входя в детали каждой правовой системы, внимание исследователя акцентируется на общих характерных чертах основных правовых семей.

Очевидно, что различия в праве прежде всего определяются содержанием входящих в его состав норм. Но было бы поверхностным и неправильным видеть в праве только лишь совокупность норм. Право - это значительно более сложное явление, выступающее как система. У нее определенный понятийный фонд; она соединяет нормы в определенные группы; использует определенные способы создания и толкования норм: она связана с определенной концепцией социального устройства, и от этой концепции зависит, как применяется и вообще функционирует право.

Однако различия между правом разных стран значительно уменьшаются, если исходить не из содержания их конкретных норм, а из более постоянных элементов, используемых для создания, толкования, оценки норм. Сами нормы могут быть бесконечно разнообразными, но способы их выработки, систематизации, толкования показывают наличие некоторых типов, которых не так уж и много. Поэтому возможна группировка правовых систем в особые группы или семьи.

Правовая семья - это совокупность национальных правовых систем, выделяемых на основе общности различных признаков. Обычно выделяют три правовые семьи: романо-германскую правовую семью, семью общего права и семью религиозного права.

Романо-германская правовая семья включает страны (в том числе и Россию), в которых юридическая наука сложилась на основе римского права. Здесь на первый план выдвинуты нормы права, которые рассматриваются как нормы поведения, отвечающие требованиям справедливости и морали. Определить, какими же должны быть эти нормы, - вот основная задача юридической науки; поглощенная этой задачей, доктрина в меньшей мере интересуется вопросами управления, отправлением правосудия и применением права; этим занимаются юристы-практики. В романо-германской семье, начиная с XIX века, господствующая роль отведена закону, и в странах, принадлежащих к этой семье, действуют кодексы. Право выступает здесь прежде всего как средство регулирования отношений между гражданами; другие отрасли права были разработаны гораздо позднее и менее совершенны по сравнению с гражданским правом, которое и остается основой юридической науки.

Семья общего права (common law) включает право Англии и стран, последовавших образцу английского права, в частности, США. Характерные черты этого права совсем иные, нежели право всех систем романо-германской семьи. Общее право было создано судьями, разрешавшими споры между отдельными лицами; эту печать своего происхождения данная правовая система несет на себе до нынешнего времени. Норма общего права менее абстрактна, чем норма права романо-германской правовой семьи, и направлена на то, чтобы разрешить конкретную проблему, а не сформулировать общее правило поведения на будущее. Нормы, касающиеся отправления правосудия, судебного процесса, доказательств и даже исполнения судебных решений, в глазах юристов этих стран имеют не меньшее, а даже большее значение, чем нормы, относящиеся к материальному праву; их основная забота - немедленное восстановление статус-кво, а не установление основ социального порядка. При формировании и развитии общего права учения романистов, основанные на гражданском праве, играли весьма ограниченную роль; классификации общего права, его концепции и сам словарь юристов этой формации совершенно иные, чем в правовых системах романо-германской семьи.

Религиозно-общинные юридические системы - это системы юридического регулирования, которые в силу особых экономических, политических, духовно-нравственных условий функционируют на основе связанности регулирующими формами, такими как религиозные, традиционные, обычно-общинные и др. Для этой правовой семьи характерно переплетение права и религии.

Правовые системы при авторитарных режимах - группа правовых систем по структуре весьма близка к вышерассмотренной семье. Отличие заключается в том, что для данной группы правовых систем с внешней стороны характерно использование элементов современной юридической, правовой культуры, институтов правосудия и законодательства. При этом отрицается юридическая значимость прав человека и отсутствует действительно независимое правосудие.

Еще по теме 2.2.2. Современные типы права и правовые системы (семьи):

  1. §1.1. Общие сущность, институциональная и нормативно-правовая база иммиграционной политики государств-членов ЕС
  2. СУХАНОВ Е.А. КОДИФИКАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВЕЩНОМ ПРАВЕ
  3. Раиса Алиевна Камалитдинова Развитие доктрины невозможности исполнения обязательств в различных правовых системах

Правовая система – это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны.

Каждая правовая система уникальна, однако сравнительное правоведение позволяет произвести типологию правовых систем на основе анализа их сходств и различий. Таким образом, формируются типы правовых систем, называемые правовыми семьями.

Под правовой системой (семьей) понимается более или менее широкая совокупность национальных правовых систем, объединенных общностью исторического формирования, структу­ры и источников, ведущих отраслей и правовых институтов, пра­воприменения, понятийно-категориального аппарата юридичес­кой науки, методов и способов развития.

Выделяют следующие правовые семьи:

1. Романо-германская (континентальная, законодательная) правовая семья. Она объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы. Эта правовая семья возникла на основе рецепции (от лат. - принятие, адаптация) римского права Средневековой Европой благодаря деятельности итальянских и германских университетов.

Основной источник права нормативно-правовой акт. Для большинства стран этой семьи характерно наличие писаной конституции и кодифицированных актов: кодексов, уставов, основ (например, Гражданский кодекс Франции, Германское гражданское уложение и т.д. ). Существует развитая система подзаконных актов, определенную роль играет правовая доктрина. Значение правовых обычаев и прецедентов относительно невелико.

Ей присуще четкое деление норм права на отрасли, а все отрасли подразделяются на две подсистемы: частного и публичного права. К сфере публичного права относятся административное, уголовное, конституционное, международное публичное. К частному относятся гражданское, семейное, трудовое, международное частное. Также существует деление на материальное и процессуальное право при исходящей роли первого.

В системе органов государства проводится четкое различие на законодательные и правоприменительные органы. Важнейшую роль законодательные органы, имеющие монополию на законотворчество. Возможны референдумы (всенародные голосования). Судьи не создают, а только применяют нормы права.

Распространено в странах Европы, кроме Великобритании, во многих странах Латинской Америки, в Японии, Китае, части африканских стран и т.д.

2. Англосаксонская правовая семья (прецедентная, общая). Общее право доминирует в национальных правовых системах Великобритании (кроме Шотландии), Канады, США, Ямайки, Австралии и т.д.

Прародительницей этой правовой семьи была Англия. Основой формирования данной системы стала деятельность английских королевских судов (общее право) и суда канцлера (право справедливости).


Характерна развитая правовая идеология и научная доктрина. Основным источником права здесь является судебный прецедент. Основные правовые принципы берутся из решений суда. Суд играет ведущую роль, по сути, он творит право, т.е. суд не применяет, а создает нормы права, опираясь на решения вышестоящих судов или равных судов (прецеденты). Даже вступление в адвокатуру возможно только по рекомендации судебных органов. Важную роль при формировании прецедентов играет правовой обычай. Определенное значение имеют законы и подзаконные акты, но их значение относительно не велико (например, в США во всех 50 штатах есть уголовные кодексы и в половине из них - гражданские процессуальные кодексы, но они остаются вспомогательными в отношении прецедентов ).

В этих правовых системах отсутствует деление права на частное и публичное. Процессуальные нормы являются ведущими относительно материальных, что придает всему праву характер публичности. Отсутствует строгое деление права на отрасли.

Нормативные акты, разумеется, также присутствуют в этой семье, однако не играют ведущей роли.

3. Религиозные правовые семьи. Это, прежде всего, мусульманская, индусская, иудейская и буддистская правовые системы.

Регуляторы отношений в этих семьях лишь условно можно назвать правом, во всяком случае, они не подпадают под наше определение права.

В религиознообщинных правовых семьях право не рассматривается как результат рациональной деятельности человека, а тем более государства.

В основе религиозной правовой системы лежит какая-либо система вероучения.

Мусульманское право наиболее распространено (более 1 млрд. верующих). Страны мусульманского права образуют одну из закрытых правовых систем. Она сложилась с возникновением и распространением ислама. Регулирует отношения только между мусульманами, а невыполнение его норм является одновременно грехом и преступлением.

Источниками мусульманского праваявляются Коран, Сунна и Иджма, кияс. Коран - священная книга ислама, состоящая из высказываний пророка Магомета. Сунна - мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка; это сборник нормтрадиций, которые должны служить образцами для мусульман. Иджма - это комментарии ислама, созданные его толкователями: докторами мусульманской религии. Эти комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах. Окончательное толкование ислама дается в Иджме, поэтому Коран и сунна непосредственного юридического значения не имеют. Кияс своеобразный сборник прецедентов мусульманского права.

Государство должно охранять нормы исламского права от нарушения.

Вместе с тем мусульманское право не отрицает адат, т.е. обычное право. В настоящее время все большую роль играют нормативные правовые акты, особенно в Турции, Египте, Сирии, Тунисе и т.п. Это стало следствием западного влияния.

Существует два вида судов : одни судят на основе шариата (судопроизводство осуществляют выборные лица – кади ), другие – законов и обычаев. При рассмотрении дела судья никогда не обращается прямо к Корану и сунне, а ссылается на правоведа, авторитет которого общепризнан.

Внутренняя структура права только формируется, и в настоящее время отсутствует деление права на частное и публичное, только намечается выделение отдельных отраслей права. При этом нельзя смешивать два понятия – мусульманское право и право мусульманских стран.

В чистом виде мусульманское право существует в немногих государствах (прежде всего, Иран ) и проявляется преимущественно в семейном и наследственном праве.

4. Патриархальные (традиционные) правовые семьи. Свойственны некоторым странам Африки, Индокитая и Океании.

Для этих систем характерна существенная роль обычаев и традиций , но все большее влияние приобретает закон.

Основными источниками права являются обычаи и традиции, передаваемые из поколения в поколение. Они сохраняют важную роль в регулировании земельных, семейных, наследственных и ряда других отношений.

Деятельность судов рассчитана на примирение сторон, восстановление согласия внутри группы или сообщества.

Правовую систему можно определить как целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения ϲʙᴏих целей. Это понятие выражает важную идею: право есть комплекс; составляющие его элементы соединены между собой не случайным образом, а необходимыми связями и отношениями; все юридические явления данного общества, существующие в одно и то же время и на одном пространстве, связаны отношениями общности, кᴏᴛᴏᴩые и объединяют их в систему.

Исторически в каждой стране действуют ϲʙᴏи правовые обычаи, традиции, законодательство, юрисдикционные органы, сформировались особенности правового менталитета, правовой культуры. Правовое ϲʙᴏеобразие стран позволяет говорить об их самобытности, о том, что каждая из них образует ϲʙᴏю правовую систему. Существует несколько критериев классификации правовых систем различных государств.

В первую очередь, общность генезиса. Системы связаны между собой исторически, имеют общие государственно-правовые корни.

Во-вторых, общность источников, форм закрепления и выражения норм права. Речь идёт о внешней форме права, о том, где и как фиксируются его нормы, об их роли, значении, соотношении.

В-третьих, структурное единство, сходство. Правовые системы стран, входящих в одну правовую семью, должны обладать сходством структурного построения нормативно-правового материала. Как правило, ϶ᴛᴏ находит выражение на микроуровне – на уровне строения нормы права, её элементов, а также на макроуровне – на уровне строения крупных блоков нормативного материала (отраслей, суботраслей, других подразделений)

В-четвёртых, общность принципов регулирования общественных отношений. В одних странах ϶ᴛᴏ идеи ϲʙᴏбоды субъектов, их формального равенства, объективности правосудия и т.д., в других – теологические, религиозные начала, в третьих – социалистические, национал-социалистические идеи.

В-пятых, единство терминологии, юридических категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права.

С учётом изложенного выше в науке выделяют следующие правовые системы (семьи): романо-германскую, англосаксонскую, религиозно-правовые, социалистическую, систему обычного права.

Семья романо-германского права сформировалась в континентальной Европе, сложилась на традициях римского права. Романо-германское право в значительной мере результат идей, конструкций, институтов римского права, модифицированных применительно к новым условиям, результат рецепции римского права.
Стоит отметить, что особенности ϶ᴛᴏй правовой семьи представляются в ряде моментов. Норма права здесь выступает в качестве достаточно общего правила, число казуистических норм не велико. Общий характер нормы позволяет охватить регулированием большой круг общественных отношений, в значительной мере избежать пробелов.
Стоит отметить, что основным источником права будут нормативные акты, ведущее место среди кᴏᴛᴏᴩых занимают законы как акты, принятые высшим законодательным органом и имеющие верховенство над другими актами. Структура права характеризуется делением права на частное и публичное, а также на отрасли и отдельные институты. Юридическая техника, терминология, толкование во многом несут печать тех же традиций, важное значение здесь придаётся кодификации. Суды лишены правотворческих полномочий, их задача – разрешать конкретные юридические дела на базе закона; суды имеют право толковать законы.

Семья англосаксонского (общего) права возникла в Англии, в последствии распространилась на бывшие доминионы и колонии Англии. Как единая система англосаксонское право стало складываться с момента завоевания Англии Вильгельмом Завоевателем (1060 год) Римское право не оказало влияние на эту систему, хотя римляне и правили Британией почти пять веков.
Стоит отметить, что основным источником права здесь будет судебный прецедент, в качестве кᴏᴛᴏᴩого выступают решения только высших судебных инстанций. Правило прецедента, действующее в данных системах, носит императивный характер и гласит: дело решать так, как аналогичное дело было решено раньше. Нормы права в англосаксонской правовой семье носят весьма детальный, казуистический характер, так как формулируются в виде прецедентов при решении конкретных казусов. В статутах нормы права, как в романо-германских системах, выступают в виде правил более общего характера, однако, как уже отмечено, они должны конкретизироваться в прецедентах. Система англосаксонского права не знает деления на право частное и публичное, всё право будет публичным, следовательно, все нормы носят императивный характер. В рассматриваемых системах значительна роль судов, кᴏᴛᴏᴩые обладают большой самостоятельностью. Велика их роль в формировании права путем прецедентов.

Мусульманское право – разновидность религиозного права, распространяется только на лиц, исповедывающих ислам. Исламское право не следует отождествлять с правом мусульманских стран. Во многих из них действует светское право, в других – мусульманское право хотя и действует, но в определённых ограниченных пределах. В странах, где мусульманская идеология объявлена государственной (исламские государства), роль мусульманского права значительна. Источниками мусульманского права будут коран, сунна, иджма, кияс.

Коран – священная книга мусульман, содержит в себе высказывания Аллаха, данные Мухаммеду (Магомету), последнему из его посланцев и пророков. Сунна – собрание преданий (адатов) о жизни, поступках, высказываниях пророка Мухаммеда и его ближайших сподвижников. Коран и сунна не подлежат толкования, так как они уже истолкованы авторитетами, докторами ислама в IX веке. Иджма – нормы, сформулированные по единодушному согласию мусульманских учёных, наследников пророка. Кияс – нормы, сформулированные учёными исламскими правоведами по аналогии. Нормы права рассматриваются в ϶ᴛᴏй правовой семье как божественное откровение, веление Аллаха. Важно заметить, что одни из них выступают как нормы-принципы, мало пригодные для применения, другие как достаточно конкретизированные, адаптированные к существующим условиям. Все поступки мусульманское право делит на обязательные, запрещаемые, рекомендуемые, порицаемые и безразличные. Среди них не видим дозволенного поведения, следовательно, нет и дозволительных норм.

Структура мусульманского права ϲʙᴏеобразна. Здесь нет деления на право частное и публичное, но существует определённая интеграция однородных норм в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие блоки (отрасли)

Семья традиционного (обычного) права – наиболее архаичная из существующих правовых систем. Главная особенность данной семьи в том, что основным источником права будет обычай (традиция)

Подобные правовые системы сохранились в ряде государств Африки; а территории проживания находящихся в догосударственном состоянии племён Южной Америки; Индонезии и Папуа-Новой Гвинеи; на островах Океании.

Также к особенностям данной правовой семьи можно отнести следующее.

неписаный (некодифицированный) характер права;

основу обычаев составляют моральные, философские, юридические нормы, а также мифология;

сосуществование отдельно друг от друга «цивилизованной» правовой системы и традиционной (Индонезия, Бразилия), признание государством за племенами, не интегрированными в государственную жизнь права творить правосудие опираясь на ϲʙᴏи обычаи;

регулирование обычаямитрадиционно поведения коллектива, а не отдельного индивида;

коллективная ответственность группы за правонарушение, совершённое её членом;

осуществление правосудия непосредственно потерпевшим либо мудрецами, жрецами, вождями;

архаичность многих обычаев;

уклон в сторону примирения, а не наказания при незначительных правонарушениях;

Сегодня различные правовые семьи взаимодействуют друг с другом, перенимая некᴏᴛᴏᴩые элементы посредством структурных, идеологических, функциональных, процессуальных связей.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав