Россия – правовое государство Темой моего сочинения является правовое государство. Я хочу выяснить основные признаки правового государства и узнать, является ли правовым государством Россия. Собрав и обобщив материал, я выделил 3 основных признака правового государства: Верховенство права, то есть, все в обществе – и его граждане, и само государство в лице представителей власти должны неукоснительно соблюдать установленные правовые, то есть справедливые и гуманные законы.
Незыблемость прав и свобод человека (законы государства должны признавать, гарантировать и надежно защищать права человека, свободу и равенство всех граждан). Разделение властей (Такое устройство государства, при котором все органы власти разделены на 3 ветви – законодательную, судебную и исполнительную, причем все эти власти не должны зависеть друг от друга, с целью исключения монополизации власти).
Является ли правовым государством страна, в которой мы живем? Конституция, то есть основной закон РФ, объявляет человека, его права и свободы высшей ценностью и гарантируют их признание и защиту.
Провозглашена свобода мысли и слова, совести и религии, печати, равенство всех граждан перед законом и судом, и т. д. Из этого можно сделать вывод, что основной закон нашего государства в полной мере гарантирует фундаментальные права человека и провозглашает верховенство права. Конституция РФ принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., а через год началась первая чеченская война. Город Грозный был почти полностью разрушен. О каких правах человека можно говорить! Оставим в стороне «чеченский вопрос».
Рассмотрим равенство всех граждан перед законом. Тюрьмы в России, как известно переполнены.
Люди проводят годы в заключении за весьма незначительные преступления. В то же время, многие из наших сограждан, нанесших огромный ущерб России, хорошо устроились за границей. Возникает вопрос – равны ли в нашей стране перед законом простой рабочий и простой российский миллионер? В России существует разделение властей, но я сомневаюсь в их независимости друг от друга. По Конституции РФ, президент страны обладает гораздо большей властью, чем Государственная Дума и Совет Федерации.
Судебная система у нас до сих пор находится в процессе становления, то есть внешняя и внутренняя политика в нашем государстве фактически зависит от воли одного человека, пусть и всенародно выбранного. Конституция России декларирует, но отнюдь не гарантирует права человека. Несмотря на демократические перемены, произошедшие в стране за последние десятилетия, Россию нельзя назвать правовым государством.
Государство в своей деятельности связано и ограничено правом стоит
под правом, а не вне и над ним.
Возникновение и развитие идеи правового государства.
Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.
Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.
Государственная власть, признающая право и, одновременно, ограни-ченная им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой государственностью. "Там, где отсутствует власть закона,- писал Аристотель,- нет места и (какой-либо) форме государственного строя". Цицерон говорил о государстве как о "деле народа", как о правовом общении и "общем правопо-рядке". Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрес-сивных учений о правовом государстве.
Рост производительных сил, изменение социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.
Наиболее известные идеи правовой государственности изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Маккиавелли и Ж. Боден. В своей теории Маккиавелли на основе опыта существования государств прошлого и настоящего объяснял принципы политики, осмыслял движущие политические силы. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого. Боден определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.
В период буржуазных революций в разработке концепции правовой государствен-ности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Б. Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье и другие.
Надо отметить, что среди русских философов идеи правового государства тоже нашла отражение. Они излагались в трудах П. И. Пестеля, Н. Г. Чернышевского, Г. Ф. Шершеневича.
Так, Шершеневич отмечает следующие пути формирования и основные параметры правового государства:
1) для устранения произвола необходимо установление норм объективного права, которые определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни интересы от других, в том числе и государственной организации,- отсюда идея господства права в управлении;
2) если личная инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраною субьективных прав;
3) чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердив самостоятельность судебной власти и допустив к соучастию в законодательстве выборные общественные элементы.
В послеоктябрьский период в нашей стране в силу объективных и субъективных факторов идеи правового государства вначале были по-глощены требованиями революционного правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни. Правовой нигилизм при сосредоточении реальной власти в руках партийно- государственного аппарата, отрыв этой власти от народа привели к полному отрицанию в теории и на практике правовой организации общественной жизни на началах справедливости и в конечном счете к установлению тоталитарной государственности.
Советская государственность в период тоталитаризма не воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположной классовой концепции государства.
Основные характеристики правового государства.
Экономическая, социальная и нравственная основы правового госу-дарства.
Экономической основой правового государства являются произ-водственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной, частной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенства участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.
Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.
Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.
Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограниченно правом и исключает произвол и беззаконие. государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.
Основные признаки правового государства.
1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. В системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы людей является закон. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. Законы регулируют наиболее важные, стержневые стороны общественной жизни. Подзаконные акты, тем более ведомственные, при необходимости могут лишь конкретизировать некоторые положения законов. Но они не совершенствуют и не изменяют законов.
Основной закон государства - это Конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее законодательст-во. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить Конституции.
1. Правовое государство. Понятие и основные черты
1.1. Идея правового государства, возникновение и развитие
1.2. Основные характеристики правового государства
1.2.1. Признаки правового государства
1.2.2. Понятие правового государства
1.2.3. Принцип организации деятельности правового государства
1.2.4. Основы правового государства.
2. Правовой статус товарной и фондовой биржи
2.1. Товарная биржа
2.2. Фондовая биржа
Правовое государство: понятие и основные черты
Идея правового государства, возникновение и развитие.
Термин "правовое государство" сформировался и утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX в. В России эта концепция широко была распространена в XIX - начале XX вв.
Термин правовое государство состоит из 2-х частей:
Государство - это исторически выделившееся из общества и обусловленная его экономическим строем политическая организация суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства, а также, обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.
Право - это система общих правил поведения, санкционированных государством и охраняемых от нарушения государством.
Это очень общее понятие права. Э. Кант писал: " Для юриста ответить, что такое право, так же сложно, как Логике, что такое Истина".
Всякое государство связано с правом. Без издания законов государство не могло бы управлять поведением граждан, деятельностью предприятий. Государственная воля находит высшее выражение в праве. Государство контролирует выполнение законодательства, применяет принуждение к тем, кто его нарушает. Право закрепляет устройство государства, определяет компетенцию его органов.
Правовое государство не нашло полной реализации ни в древности, ни в средние века, ни в новейшее время.
Идея о возможности построения правового государства возникла во времена античности. Философ Платон различал 2 типа государственного устройства: в первом надо всем возвышались правители, а во втором - законы. И нужно стремиться к этому. Государство будет процветать, "если закон владыка над правителями, а они его рабы".
Другой античный философ Аристотель полагал, что в правильно устроенном государстве правят не люди, а законы, так как даже лучшие правители могут ошибаться, они могут быть подвержены страстям, закон же " уравновешенный разум".
Эти идеи получили дальнейшее развитие в трудах Дж. Локка. Он писал, что до появления государства люди пребывали в естественном состоянии, что поражало у них чувство неуверенности. При образовании государства, люди отдали ему часть своих прав, чтобы государство, установив законы, охраняло их права. Локк выдвинул теорию "разделения властей".
В основе современных концепций правового государства лежали идеи французского правоведа Монтескье и немецкого философа Канта. Кант выдвинул "категорический императив", согласно которому каждый человек обладает абсолютной ценностью и не должен быть инструментом в чьих-либо намерениях. Государство должно опираться на право и согласовывать с ним все свои действия. По определению Канта " право есть совокупность условий, при котором произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. К таким условиям относятся: наличие принудительного осуществления законом, гарантируемый статус собственности и личных прав индивида, равенство членов общество перед законом, разрешение споров в судебном порядке".
Он выделяет при этом 3 ветви власти как идеальную организацию государства.
Сейчас государственные деятели и правоведы говорят о построение правового государства, как о цели, к которой надо стремиться. Наиболее экономически развитые страны как США, Франция, Англия ближе всех к построению правового государства. Но и там не решены многие проблемы: существуют нарушения прав личности, дискриминация отдельных социальных групп. В этих странах разный принцип государственного устройства, своя модель разделения властей. Поэтому, правовое государство - это только идея, концепция, стимул, к которому нужно стремиться.
Основные характеристики правового государства
Признаки правового государства
Господство права во всех сферах жизни общества и верховенство закона, отражающего правовые принципы государства. В системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы людей является закон. Государство формулирует законы исходя из реальных отношений в обществе в основе которых свобода и равенство всех участников. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. Законы регулируют наиболее важные, стержневые стороны общественной жизни. Подзаконные акты, тем более ведомственные, при необходимости могут лишь конкретизировать некоторые положения законов. Но они не совершенствуют и не изменяют законов.
Основной закон государства - это Конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее законодательство. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить Конституции.
Верховенство закона, и, прежде всего Конституции, создает прочный режим правовой законности, стабильность справедливого правового порядка в обществе.
Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития. В социально-политической жизни свобода человека выступает как его право. Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы, за пределы которой вмешательство государства недопустимо.
Правовой характер свободы индивида проявляется в различных сферах общественной жизни. Например, это права индивида на положительные действия государства в его интересах: право на неприкосновенность личности, право на образование, социальное обеспечение, судебную защиту и тому подобное. Степень развитости и гарантированности свобод личности обусловливается зрелостью правовых начал государственности, экономическими и духовными предпосылками.
Взаимная ответственность государства и личности. Отношения между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее формирования и осуществления должны строится на началах равенства и справедливости. Государство берет на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: ответственность депутатов перед избирателями, ответственность правительства перед представительными органами, дисциплинарная и уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными субъектами права.
На тех же правовых началах строится ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.
Правовой характер взаимной ответственности государства и личности - это важная составная часть складывающегося в обществе права.
Понятие правового государства
Для того чтобы понять суть правового государства, недостаточно ограничиться набором внешних характеристик, определенной системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства не в законопослушании и не в обилии законодательных актов. Суть правового государства заключается в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности.
Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его является признание прав человека.
Французский философ размышляет над проблемой сущности правового государства. Для правильного понимания смысла слов автора, необходимо определить, о какой силе государства идёт речь. Речь идет не о военной силе, предотвращающей порабощение другим государством, а о силе народа, о приоритете их прав и свобод. Руссо считает, что сильным можно считать лишь то государство, основополагающим началом деятельности которого являются человек, его права и свободы, другими словами - правовое государство.
Рассмотрение данной проблемы как никогда актуально, ведь сейчас наша страна встала на путь построения именно правового государства.
Как известно, свобода граждан выражается в их самостоятельности, возможности действовать на основе собственного выбора, исходя из своих целей и интересов. Свобода является обязательной составляющей правового государства, которое призвано обеспечить права и свободы личности и поэтому действия властей ограничены правом и волей народа, . В таком государстве возникают условия для самопроявления свободных граждан на основе частных интересов без прямого вмешательства государства в данные общественные отношения, что свидетельствует о становлении гражданского общества. Это благотворно влияет на всю политическую систему общества, способствует развитию демократии и гуманизма.
Ярким примером сильного государства являются США. Предполагается не сила экономической и военной развитости, а дух свободы, который процветает в этой стране. Это стало возможно благодаря высокой развитости СМИ, общественных организаций и других институтов гражданского общества.
Вспомните Советский Союз. Являясь тоталитарным государством, он победил в войне с Германией, восстановил разрушенное этой войной народное хозяйство. СССР добился огромного военного и экономического потенциала, но в стране в действительности не реализовывались права и свободы граждан, осуществлялись репрессии, в принудительном порядке навязывалась одна идеология, все сферы общественной жизни находились под контролем государства и в итоге оно распалось. Сильным его нельзя назвать.
Является ли современная Россия сильным государством? Я думаю, пока нет. Но выводы из истории сделаны. В Конституции РФ провозглашены принципы правового государства, ценности демократического общества. Впереди трудный путь по их реализации, формированию гражданского общества, правосознания и правовой культуры.
Подводя итог, следует сказать, что только свободный и независимый народ может сделать своё государство свободным и сильным.
Министерство образования Украины
Экономика – правовой университет
Курсовая работа
На тему : “ Правовое государство “
студента группы 19-А
Бражника Юрия Юрьевича
Проверил : Шульга А.М. ____
Харьков 1999
Введение
С возникновением государства значительная часть оказалась неудовлетворённой тем, что социальный институт использовался вовсе не всегда в общественных интересах, что его сила, энергия, власть употреблялись не на общее благо, а в целях узкого круга лиц, групп, классов. В таких ситуациях государство из «слуги» общества превратилось в его «хозяина», навязывало волю большинству, подавляло его, чинило произвол. Подобные обстоятельства, откладывающие существенный отпечаток на взаимоотношения человека и государства, давали весомые основания для обозначения данных государств в виде тираний и деспотий.
Мы любыми способами не должны допустить обстановки, которая присутствовала еще во времена СССР, когда личные интересы граждан и вовсе не рассматривались. И вот только сейчас – с возникновением первого этапа развития и становления правового государства появляется уверенность в завтрашнем дне. И мы, как граждане Украины, должны всячески способствовать этому. Но я считаю, что первым делом, перед тем как принимать активное участие в построение правового государства, необходимо досконально изучить историю развития и основные признаки последнего. Именно этому и посвящена эта работа.
1. Становление и развитие идеи правового государства
Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Вопросы типа: Что такое правовое государство? Когда появилась его идея и как она развивалась? Каковы его основные признаки и черты? Каковы цель и назначение правового государства? - практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков, независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство - государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности.
Разумеется, смысл и содержание идеи правового государства у одних мыслителей, политических и общественных деятелей зачастую расходились со смыслом и содержанием его у других мыслителей и государственных деятелей. Если у одних, например, идея такого государства ассоциировалась в конечном счете с частной собственностью, богатством определенных классов и слоев, с использованием в различных формах чужого труда, то у других все выглядело наоборот.
При частной собственности, заявлял, например, еще в XVI веке известный гуманист, лорд-канцлер английской монархии и автор первого «коммунистического» произведения - «Утопия» Т. Мор, невозможно говорить ни о справедливости, ни о благополучии всего общества, ни о «наилучшем устройстве государства». «При неоднократном и внимательном созерцании ныне процветающих государств, я могу клятвенно утверждать, что они представляются ни чем иным, как неким заговором богачей, ратующих под именем и вывеской государства о своих личных выгодах». Они измышляют и изобретают, продолжал автор, всякие способы и хитрости прежде всего для того, чтобы удержать без страха потери то, что «стяжали разными мошенническими хитростями», а затем для того, чтобы откупить себе за возможно дешевую плату «работу и труд всех бедняков и эксплуатировать их, как вьючный скот». Раз богачи постановили от имени государства, делал вывод автор из своих наблюдений и размышлений, «значит также и от имени бедных соблюдать эти ухищрения, они становятся уже законами».
Вопросы правового государства широко обсуждаются и в наше время. Основная причина такого внимания к правовому государству заключается не только в гуманизме самой идеи его возникновения, но и в поисках путей ее наиболее адекватного оформления и эффективного осуществления.
Зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, широкого и ограниченного притязания господствующего класса принципам демократизма, установления и сохранения свободы, господства права и закона прослеживаются еще в рассуждениях передовых для своего времени людей: мыслителей-философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран. Так, еще в знаменитых диалогах под названием «Государство», «Политик», «Законы» и др. древнегреческого философа-идеалиста Платона проводилась мысль о том, что там, где «закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью», неизбежна «близкая гибель государства». «Соответственно, там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях».
Тирания, неизбежно приходящая, по мнению Платона, на смену демократии, опьяненной «свободой в неразбавленном виде», когда чрезмерная свобода оборачивается чрезмерным рабством, есть наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие. Только там, заключал Платон, «где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги».
Аналогичные идеи, заложившие основу теории правового государства, развивались также в работах «величайшего мыслителя древности» - Аристотеля. Именно ему, стоявшему на позициях защитника права индивида, частной собственности как проявления в каждом человеке «естественной любви к самому себе» и развивавшего в противоположность Платону взгляд на государство как на продукт естественного развития, как на высшую форму человеческого общения, охватывающую собой все другие формы (в виде семьи, селения и др.), принадлежат крылатые слова о том, что “Платон мне друг, но больший друг – истина ”
Выражая свое отношение к государственной власти, праву и закону, Аристотель постоянно проводил мысль о том, что «не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву, стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права». Там, где отсутствует «власть закона», делал вывод Аристотель, там нет места и (какой-либо) форме государственного строя. «Закон должен властвовать над всем».
С идеями передовых мыслителей Древней Греции о праве, свободе, человеческом достоинстве и гуманизме перекликаются гуманистические воззрения и взгляды древнеримских политических и общественных деятелей, писателей, историков, поэтов. Особенно отчетливо это прослеживается в работах знаменитого римского оратора, государственного деятеля и мыслителя Цицерона, таких, как «О государстве», «О законах», «Об обязанностях», а также в многочисленных произведениях других римских писателей и философов эпохи империи.
Что такое государство? Чьим достоянием оно является? - спрашивал Цицерон. И тут же отвечал: достоянием народа, понимаемым не как «любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом», а как «соединение многих людей, связанных вместе между собою согласием в вопросах права и общностью интересов». Государство, пояснял Цицерон, с точки зрения его соотношения с правом, есть не что иное, как «общий правопорядок». В основу же права он неизменно вкладывал присущие человеческой природе, равно как и природе вообще, разум и справедливость.
Будучи глубоко убежденным и последовательным сторонником естественного права, Цицерон исходил из того, что права и свободы человека не даруются и не устанавливаются кем-то и по чьему бы то ни было желанию или велению, а принадлежат ему по самой природе. Оперируя понятием «истинного закона», Цицерон рассматривал его как «разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает; оно, однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им...»
Весьма важным в плане формирования идей, заложивших первые камни и составивших впоследствии основу теории правового государства, явился сформулированный Цицероном правовой принцип, согласно которому «под действие закона должны подпадать все», а не только некоторые, «избранные граждане». Важным оказалось выработанное им положение, в соответствии с которым любому закону должно быть свойственно стремление хотя бы «кое в чем убеждать, а не
ко всему принуждать силой и угрозами”; выдвигавшиеся им призывы к человеколюбию, „законосообразности“, к борьбе за свободу и справедливость, за гуманистическое отношение государственных органов к свободным гражданам и даже рабам.
Гуманистические мотивы, идеи духовной свободы всех людей, независимо от их занятий и положения в обществе, особенно громко и требовательно звучали в многочисленных трактатах А. Сенеки, - одного из крупнейших древнеримских писателей и философов: „О счастливой жизни“, „О милосердии“, „О спокойствии души“, „Нравственные письма к Луцилию“ и других. Весьма показательны его выступления в защиту „говорящих орудий“ - рабов.
Все люди, согласно учению Сенеки, равны между собой в том смысле, что они являются „сотоварищами по рабству“, одинаково находясь во власти судьбы. „Я с радостью узнаю о приезжающих из твоих мест, - пишет Сенека своему другу Луцилию, - что ты обходишься со своими рабами как с близкими. Так и подобает при твоем уме и образованности. Они рабы? Нет, люди. Они рабы? Нет, твои соседи по дому. Они рабы? Нет, твои смиренные друзья. Они рабы? Нет, твои товарищи по рабству, если ты вспомнишь, что и над тобой, и над ними одинакова власть фортуны“.
Подобные человеколюбивые, гуманистические мотивы, трансформировавшиеся медленно или по истечении определенного времени в соответствующие государственно-правовые взгляды и доктрины, в соответствии с которыми в обществе и государстве должны торжествовать не зло, насилие и произвол, а право и закон, развивались не только в Древней Греции и Риме, но и в Древней Индии и Китае. Наряду с наивными материалистическими представлениями о мире, умещавшимися в формулах типа „сознание рождается в вещах и умирает тоже в вещах“, или: „жизнь - это корень смерти, а смерть - корень жизни“; в Китае, например, еще в глубокой древности философами и юристами, применительно к господствовавшему в стране рабовладельческому строю, проводилась мысль о том, что „в государстве должен царить порядок“, основанный на законе. Утверждалось, что государь, если он хочет до конца жизни не подвергаться опасности, должен быть справедлив, а „управление страной должно соответствовать спокойствию“, быть спокойным. Нельзя силой насаждать порядок в стране, ибо „страна управляется справедливостью“.
Конечно, данные и перекликающиеся с ними мысли и воззрения наивно было включать напрямую в их первозданном виде в систему принципов и идей, формирующих современную концепцию правового государства. Это тем более невозможно, что в них всегда недоставало строгой логичности, определенности и последовательности. А кроме того, некоторые из них, хотя и не расходились радикально с идеями и взглядами, положившими историческое начало процессу становления теории „правового государства“, но тем не менее непосредственно и не „вписывались“ в них, органически не сочетались с ними. К таковым можно было бы отнести, в частности, своего рода постулаты известного Древнекитайского философа Лао Цзы, согласно которым: „когда растут законы и приказы, увеличивается число воров и разбойников“; „когда правительство спокойно, деятельно, народ становится несчастным“; „нужно сделать государство маленьким, а народ - редким“ и пр.
Однако, несмотря на такие своеобразные суждения и умозаключения, все же древняя гуманистическая мысль, государственно-правовые взгляды и идеи передовых, прогрессивных мыслителей того времени несомненно стали первоосновой всего последующего процесса развития гуманистических взглядов и идей, составивших впоследствии фундамент теории правового государства.
Разумеется, до полного завершения процесса созидания данной конструкции, самого здания под названием „теория правового государства“ было еще очень далеко. Предстояло пройти еще огромный интеллектуальный путь, измерявшийся даже не столетиями, а тысячелетиями. Но тем не менее начало, причем обнадеживающее, было положено. Важно было теперь не сбиться с этого пути.
Очень многое было сделано для развития теории правового государства мыслителями последующих, особенно XVIII-XX веков, Ряд положений теории правового государства развивался, в частности, усилиями таких носителей передовой общественно-политической мысли, боровшихся против произвола и беззакония, как Дж. Локк, Ш. Монтескье, А. Радищев, А, Герцен и многие другие.
Философские основы теории правового государства создавались и развивались великим немецким философом И. Кантом, многократно указывавшим на необходимость для государства опираться на право, строго согласовывать свои действия с правом, постоянно ориентироваться на право.
Идея правового государства нашла значительное освещение и развитие в произведениях современных зарубежных юристов, политологов и социологов. В прямой, а чаще в косвенной форме она закрепляется в текущем законодательстве и даже в конституциях ряда западных государств.
Прямое закрепление идея правового государства нашла, например, в Конституции Испании 1978 г., провозглашающей в п. 1 ст. 1 о том, что Испания - это „социальное, правовое и демократическое государство, высшими ценностями которого являются свобода, справедливость, равенство и политический плюрализм“. Она закрепляется в Основном законе ФРГ 1949 г., в ст. 20 и 28 прокламирующем, что „Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством“ и что „Конституционное устройство земель должно соответствовать основным принципам республиканского, демократического и социально-правового государства в духе настоящего Основного закона“. Косвенное закрепление идея правового государства получила в конституциях Австрии, Греции, Италии, Франции, Швеции, Швейцарии и ряда других высокоразвитых капиталистических государств.
Большое значение для совершенствования теории правового государства имеют работы отечественных авторов. Основное внимание в них уделяется не только основным чертам и признакам правового государства, но и наиболее важным условиям их формирования.
Справедливости ради следует заметить, что отечественными авторами концепция правового государства в том виде, как она сложилась и прокламировалось на современном Западе, зачастую рассматривалась лишь в критическом плане. Это было правильна и вполне оправданно, когда имелись в виду лишь ее сущность, социальное содержание и назначение в каждый конкретный исторический период и применительно к каждому конкретному господствующему слою или классу. Ведь не секрет, например, что в отношении к любому современному западному государству и власть предержащим данная концепция призвана идеализировать их, показать их „связанность“ действующим правом, представить любое западное государство в виде некоего выразителя и защитника всех без исключения слоев общества, верного стража „всеобщей“ справедливости, законности и правопорядка, коим оно, как показывает жизнь, далеко не всегда является.
Однако в однозначном критическом подходе к теории правового государства имелись и значительные натяжки. Издержки такого видения заключались прежде всего в том, что при оценке данной концепции не учитывался факт создания и применения ее не иначе, как в виде политического и идеологического средства противопоставления и борьбы с абсолютистскими и иными им подобными режимами, единоличной властью и произволом монарха, чрезмерным вмешательством государства в различные сферы жизни общества и деятельности негосударственных объединений.
Упускались из поля зрения и некоторые общечеловеческие ценности, сформировавшиеся в процессе тысячелетнего развития гуманистической мысли и нашедшие свое известное, хотя и сугубо формальное отражение в рассматриваемой теории. Речь идет, в частности, о принципах и идеях, касающихся неотъемлемых прав и свобод граждан, о приоритете и „торжестве закона“ в условиях демократического государственного и общественного строя, о примате права, социальной справедливости и незыблемости законности и правопорядка в условиях правового государства.
Речь идет также об идеях суверенности народа как источника власти, гарантированности его прав и свобод, подчинении государства обществу и др. Говоря об этом, следует вспомнить слова К. Маркса: „Свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган, этому обществу всецело подчиненный; да и в наше время большая или меньшая свобода государственных форм определяется тем, в какой мере они ограничивают “свободу государства"».
Государство и право при этом выступают не как безликие в социально – классовом отношении явления, а как вполне определенные, выражающие прежде всего волю и интересы господствующих кругов в условиях капитализма явления. Ибо, как известно, внеклассовых, надклассовых и классово нейтральных, “ чистых ” в социальном отношении государственно – правовых явлений, институтов и учреждений нет и не может быть.
Таким образом, для образования правового государства необходима некоторая основа, некоторые принципы, без которых последнее не может образоваться и существовать:
Правовое государство возникает там, где общество имеет стойкие демократические, правовые, политические, культурные традиции.
Для формирования правового государства требуется высокий уровень общей культуры вообще и правовой в частности. Культура как наработанная человечеством сумма духовных и материальных ценностей напрямую влияет на характер политических институтов.
Построение правового государства затруднено там, где имеются давние традиции правового нигилизма. Довольно часто можно встретить рассуждения о том, что недостатки общественного развития главным образом являются следствием плохих законов. С этим можно согласиться лишь отчасти, поскольку даже совершенный закон мало что способен изменить, если члены общества не имеют привычку соизмерять свои действия с правом. Нужно стремиться к такому качеству общества, когда законопослушное поведение становится устойчивым, массовидным, типичным и стереотипным, т.е. тогда, когда оно не нуждается в знательных интеллектуальных усилиях и будет реализовываться на «подсознательном алгоритме».
Правовое государство предполагает и определенный уровень индивидуальной и общественной нравственности, правовое государство основывается на праве, которое объективно нуждается в моральном обосновании.
Одной из главных предпосылок формирования правового государства справедливо называют наличие институтов гражданского общества.
Правовое государство требует мощного экономического базиса, высоких стандартов жизни и доминирования «среднего» класса в социальной структуре общества. Власть при этом существует на деньги налогоплательщиков, которые в этой связи предъявляют к ней обоснованные претензии в случае каких-либо нарушений.
Формирование правового государства возможно только при наличии рыночной многоукладной экономики. Опыт всех без исключения социалистических стран свидетельствует, что экономический монополизм порождает монополизм политический, т.е. доминирование одной партии, одной идеологии, одной системы ценностей.
Формирование правового государства требует сбалансированных усилий. Нельзя проводить правовую реформу в отрыве, скажем, от политической. Все необходимо увязывать и добиваться параллелизма. Значительное опережение политических преобразований при ухудшении экономического положения справедливо порождает протест масс, ибо зачем демократия, если общество едва обеспечивает простое воспроизводство жизни на уровне элементарных биологических потребностей.
Правовое государство не следует понимать как, за- конченную, совершенную формулу, как некую статическую субстанцию. Правовое государство одновременно является категорией сущего и должного, идеалом, преобразующим действительность.
2.Признаки правового государств а
(некоторые признаки приведены на примере Украины)
Характеризуя правовое государство, следует иметь в виду, что, несмотря на специфические особенности данного института, оно оставалось и остается государством.
Во-первых, оно не отождествляется и не растворяется в обществе или в системе других общественно-политических организаций. А во-вторых, помимо своих собственных, специфических признаков и черт обладает, как и любое иное государство, также обще- родовыми признаками и чертами.
По сравнению, например, с негосударственными организациями государство обладает публичной властью, выступает как официальный представитель не только правящих, но и всех остальных слоев общества.
Правовое государство как особое звено политической системы общества располагает специальным аппаратом управления и принуждения. Последний в данном случае выступает в виде совокупности разнообразных органов и организаций, связанных друг с другом едиными принципами образования и функционирования и объективно необходимых для выполнения стоящих перед государством целей и задач. Для его содержания в каждой стране устанавливаются и взимаются налоги, проводятся займы, формируется государственный бюджет.
Правовое государство в отличие от других, негосударственных организаций - составных частей политической системы общества, располагает разветвленной системой юридических средств. Они дают ему возможность оперативно управлять всеми отраслями рыночной или плановой экономики, оказывать эффективное воздействие на все общественные отношения.
Обладая государственно-властными полномочиями, государственные органы не только издают в рамках своей компетенции соответствующие нормативно-правовые акты, но и обеспечивают их реализации путем применения мер воспитания, поощрения или убеждения. Государственные органы осуществляют постоянный контроль за их точным соблюдением. Применяют в необходимых случаях меры государственного принуждения.
Правовое государство, также как и все другие государства, обладает суверенитетом. Как и у каждого государства суверенность государственной власти правового государства заключается в ее верховенстве по отношению ко всем гражданам и образуемым ими негосударственными организациями внутри страны и независимости (самостоятельности) государства вовне, в проведении внешней политики и в построении отношений с другими государствами.
Обладая суверенитетом, правовое государство организует самое себя и устанавливает обязательные для всех правила поведения. Некоторые государства при этом предусматривают определенные правила поведения и ответственность за их соблюдение не только в отношении отдельных граждан и их организаций, но и в отношении всего общества, народа.
Названные признаки и черты являются общими как для правовых, так и для неправовых государств. Чем отличается правовое государство от неправового? Какие признаки и черты характеризуют его?
2.1 Принцип разделения властей
Одним из важных признаков демократического государства является разделение властей. Основателем концепции разделения властей обычно принято считать известного французского просветителя Ш.Л. Монтескье, хотя до него подобные идеи высказывал Дж. Локк, еще ранее Полибий и в принципе на начале разделения властей было основано государственное устройство Римской республики.
Идея о создании государственного механизма исключает сосредоточение власти в одних руках. Каждая из властей в государстве (законодательная, исполнительная, судебная) самостоятельна, имеете свою компетенцию и не должна вмешиваться в дела других.
Цель разделения властей по функциональному признаку преследует двоякость:
Исключить узурпацию, т.е. сосредоточение всей
государственной власти в руках государственного органа или
должностного лица.
Распределить компетенцию между ветвями
государственной власти.
Один из вариантов концепции разделения властей предполагает создание так называемой системы сдержек и противовесов, когда каждая из властей имеет множество возможностей взаимо-контролировать и ограничивать друг друга. Такой государственно-властный механизм функционирует в США. Другой вариант предполагает приоритет одной из ветвей государственной власти - законодательной, что характерно, например, для Англии.
Сбалансированность властей основывается на суверенитете народа, что нашло конституционное закрепление в ряде современных государств. По идее законодательная власть должна принимать законы, исполнительная - организовывать их выполнение, а судебная - решать спор о праве на основании закона, принятого законодательным органом.
В настоящее время наблюдается активизация именно исполнительной власти, которая как бы постепенно расширяет свое поле деятельности. Это объективная закономерность, поскольку жизнь современного государства принимает более усложненные формы и часто требует оперативного властного вмешательства, которое является функцией прежде всего правительства. При этом важно то, чтобы деятельность исполнительных органов власти осуществлялась в правовых формах и на основании актов, принятых законодательным органом.
В отличие от унитарного государства, в федеративном наряду с горизонтальным» разделением властей проводится принцип «вертикального» разделения: между федерацией и ее субъектами.
Наряду с тремя традиционными ветвями государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) следует иметь в виду функционирование учредительной власти; власти общественного мнения (прессы); контрольной власти; материальной власти, ассоциируемой с такими институтами государства, как армия, полиция, тюрьма и т.п.
2.2Принцип верховенства законаи права
Закон – важнейший источник права и одно из главных его проявлений:
Противоречивость и пробелы в регулировании режима государственной собственности снижают ее потенциал.
Острая проблема – соотношение подзаконных актов с законом.
Общественная жизнь – многогранная и противоречивая – требует гибких рычагов воздействия на ее различные стороны. Поэтому нужны устойчивые государственные институты, способные обеспечить стабильность власти, умелое управление государственными делами и отдельными отраслями, наладить регулирование подвижных сфер экономического, политического и социального развития.
Несомненно, при этом должны учитываться механизмы как саморегулирования, так и проявления стихийной регуляции.
Но есть своего рода “общий знаменатель” у названных “числителей”. Это – право как система устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих общественное поведение людей и многообразную деятельность организаций, предприятий и учреждений. Закон – важнейший источник права и одно из главных его проявлений.
Закон – основа устойчивого развития.
Закон нельзя путать с другими правовыми актами, ибо именно он регулирует важнейшие общественные отношения и обладает высшей юридической силой. Для него характерны следующие признаки:
Выражение воли народа и общих социальных интересов;
Принятие законодательным органом или путем народного голосования;
Регулирование основных сторон жизни общества, государства и граждан;
Принятие посредством специальной процедуры – законодательного процесса;
Обладание высшей юридической силой и соответствие ему всех иных правовых актов;
Наибольшая стабильность.
В каком соотношении находятся между собой управление и закон? К сожалению, в понимании и взаимосвязи этих явлений допускается немало ошибок. Парадокс заключается в стремлении их развести – дескать, верховенство права и закона позволяет сузить поле государственного управления, которое способно с помощью правовых норм действовать самостоятельно.
Между тем с созданием законодательной базы управление в государственном масштабе, в рамках комплексов, отраслей и регионов, корпораций, не исчезает, а только видоизменяется. Закон служит основой устойчивого управления на всех уровнях, что выражается в регулировании самих систем управления и сфер их применения на основе системы законов.
Теоретически господство закона выражается в том, что он является не просто продуктом государственной воли, а представляет собой реализацию правовой идеи, сформированной правосознанием индивидов, с которыми государство состоит в публично-правовых отношениях. Условно генезис права в странах континентальной Европы происходит по следующей схеме: сначала в обществе появляются какие-то правовые идеи, которые затем получают свое закрепление в юридических нормах, а потом реализуются в конкретных правоотношениях субъектов права.
2.3Принцип взаимной ответственности государства и граждан
возложенных на лицо и безусловных для выполнения. Они краткие в своем перечне, но все весомые, поскольк
Обязанности - это определенный круг действий, у в значительной степени обеспечивают реализацию прав.
Гражданин ответственен перед государством в реализации своих обязанностей:
Защита Отчизны, независимости, территориальной целостности, уважение государственных символов являются обязанностью граждан (ст. 65). Закон допускает и альтернативную военную службу (ст. 43). Обязанностью граждан является уплата налогов и сборов в размерах, установленных законом (ст. 67). Введение налогов - один из признаков государства. Они идут на содержание государственного аппарата, на финансирование социальных программ и др. Статья 66 Конституции обязывает граждан заботливо относиться к окружающей природной среде. Ущерб, нанесенный природе и культурному наследию, возмещается виновным лицом. Обеспечение экологической безопасности и поддержка экологического равновесия, преодоление последствий Чернобыльской катастрофы - это уже является обязанностью государства(ст. 16). Статья 68 обязывает каждого неуклонно соблюдать Конституцию Украины законы Украины. Незнание законов не освобождает от юридической ответственности.
Государство в свою очередь ответственно перед гражданами в реализации своих обязанностей (функций):
В обязанностях государства проявляется его сущность. Оно реализует себя в них. По ним мы и судим каково государство, степень его демократичности, характер деятельности, отношение к обществу, классам. Обязанности государства определяются экономическим базисом общества его социальной структурой (классами и социальными слоями).
В зависимости от того, какие проблемы решает государство, его функции (обязанности) подразделяются на внутренние и внешние. Во внутренних функциях проявляется роль государства при решении вопросов в рамках его территории. Таковы, например, функции охраны различных форм собственности, правопорядка, законности, прав и свобод человек и гражданина. Во внешних - государство проявляет себя как официальный представитель всего общества на международной арене. К ним, в частности, относятся функции: обороны страны от нападения извне, сотрудничества с другими государствами, охраны окружающей среды и т.д. Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой, так как являются выражением одной и той же сущности государства. Их различает только специфика решаемых проблем. Но подход к ним остается одним и тем же. Если государство тоталитарное, то при осуществлении как внутренних, так и внешних функций оно ведет себя именно как данное государство. Наглядным примером может служит Ирак, который не только прибегает внутри страны к репрессивны акциям, но и на международной арене ведет себя как тоталитарное государство (нападение на Кувейт, поддержка терроризма и т.п.).
Далее, следует обратить внимание на то обстоятельство, что не все формы деятельности государства можно расценивать как его функции (обязанности). Государство делает много такого, что не вытекает из его сущности. Поэтому такая деятельность государства не может рассматриваться как его функция,
Внутренние и внешние функции современного правового государства включают в себя следующие направления его деятельности.
Внутренние функции:
1) экономическая, выражающаяся в формировании и исполнении бюджета, определении стратегии экономического развития государства, обеспечении равных условии для функционирования различных форм собственности, стимулировании предпринимательской деятельности и т.д.;
2) социальная, выражающаяся в оказании социальных услуг членам общества, социальном обеспечении граждан и т.д.;
3) правоохранительная, призванная обеспечить охрану правопорядка и соблюдение законности;
4) культурно-просветительская, направленная на подъем культурного и образовательного уровня граждан, создание условий их участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры.
Внешние функции:
1) экономическое сотрудничество с другими государствами;
2) оборона страны от нападения извне, охрана государственных границ;
3) участие в межгосударственных мероприятиях по урегулированию военных и политических конфликтов на основе международных актов;
4) культурный обмен между странами на взаимовыгодной основе;
5) научно-техническое сотрудничество с другими странами;
6) борьба за мир и мирное, существование;
7) взаимодействие с другими странами по вопросам охраны окружающей среды и созданию необходимых условий экологического выживания мирового сообщества.
2.4 Принцип связанности государства своими законами
Деятельность государства как юридически организованного общественного целого необходимо должна осуществляться лишь в правовых формах и согласно с правом. Это в полной мере относится и к законодательной, и к исполнительной, и к судебной власти.
Государство в лице должностных лиц и государственных органов должно являться образцом и примером принятых им же законов. Невозможно требовать исполнения закона от граждан, если государство является примером неисполнения или нарушения закона.
2.5Принцип наличия Конституционного Суда
Конституционный Суд в правовом государстве выполняет функцию контроля за действиями законодателя, т.е. качеством его продукции. Конституционный Суд не рассматривает споры о праве на что-либо. В Конституционный Суд не могут обратиться граждане государства, т.е. круг лиц, которым можно обращаться, строго ограничен: 45 депутатов, президент, председатель Верховного Суда, уполномоченный по правам человека в Верховной Раде.
Конституционный Суд – это новый институт, созданный после принятия Основного Закона Украины. Это единый орган конституционной юрисдикции в Украине. Он является гарантом верховенства Основного Закона государства на всей территории Украины.
Полномочия Конституционного Суда определены ст.150 Конституции Украины и ст.13 Закона “ О Конституционном Суде Украины ” Конституционный Суд принимает решения и дает заключения по делам относительно:
1) конституционности законов и других правовых актов Верховной Рады Украины, актов Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины, правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым;
2) соответствие Конституции Украины международным договорам Украины или тем же международным договорам, которые выносятся на Верховную Раду Украины для предоставления согласия на их обязательность;
3) соблюдение конституционной процедуры расследования и рассмотрение дела об отстранении президента Украины от поста в порядке импичмента в пределах, определенных ст. 111 и 151;
официального толкования Конституции и законов Украины;
К полномочиям Конституционного Суда не относятся вопросы, отнесенные к компетенции судов общей юрисдикции.
2.6 Принцип реальности контроля и надзора за исполнением закона
В правовом государстве должны существовать органы, осуществляющие постоянный контроль и надзор за исполнением закона, т.е. за правильностью его исполнения, за соблюдением предписанных нормами обязанностей. Среди таких органов можно назвать органы Прокуратуры, государственные инспекции, специальные комиссии; наличие у этих контрольно-надзорных органов реальных действенных мер по отношению к нарушителям.
2.7 Принцип реальности прав и свобод граждан
Права человека – это одно из неотъемлемых, атрибутивных свойств личности, присущее любому человеческому существу, где бы он ни находился, кем бы ни был. Универсальность прав человека создает необходимость всестороннего, целостного осмысления онтологических, феноменологических, гносеологических, аксиологических, креативных, прогностических и других аспектов этого сложного и многостороннего феномена. Современная концепция прав человека исходит из представления об их этическом характере.
Права человека представляют собой высокий общественный идеал, к достижению которого ныне стремятся все цивилизованные демократические страны. В соответствии с ним они пытаются реформировать существующую социальную структуру и оптимизировать условия развития членов общества, воспитать молодежь в духе уважения человеческого достоинства, дружбы и взаимопонимания с другими народами мира, носителями самобытных культур, что является важной предпосылкой выживания человечества в новых исторических условиях.
Права человека - это квинтэссенция правового государства, важнейший фактор в развитии общества в целом. Знаменитый софист Протагор (481-411 гг. до н.э.) вывел чрезвычайно важную для последующих эпох формулу: «Мера всех вещей - человек». Со временем пришло понимание того, что лучшей гарантией прав человека может быть закон, который охраняет важнейшие интересы личности, облеченные в форму прав.
В данной связи уместно вспомнить немецкого философа И. Канта. Он отличает не политико-институциональное, а моральное обоснование права. Нормы позитивного законодательства в той мере являются правом, в какой они соответствуют разуму, дающему человеку законы свободы. Право регулирует взаимоотношения между индивидами, носителями свободной воли и в конечном счете выступает совокупностью условий, позволяющих совместить произвол (свободу) одного лица с произволом (свободой) другого лица с точки зрения всеобщего закона свободы. Таким образом, право, по Канту, не только формальное условие внешней свободы, но и сущностная форма его бытия. Порожденные разумом правила поведения Кант называет императивом. Одна из редакций категорического императива выглядит следующим образом; «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».
В континентальной Европе доминирует немецкая конструкция правового государства, базирующаяся на рационалистической традиции. Она делает упор на философию Канта, и в особенности Гегеля. Последний понимал эволюцию человечества как последовательное развитие свободы через преодоление произвола. Немецкой юриспруденции, да и не только ей, свойственно интерпретировать право, государство, свободу как некие неразрывные и в какой-то степени тождественные категории. Эта версия правового государства несет в себе огромный либеральный потенциал. В этой связи вызывает возражение встречающееся в литературе мнение о том, что позитивистская концепция правового государства, свойственная прежде всего немецким авторам (Г. Еллинек, Р. Иеринг и др.), представляет собой нечто менее совершенное, чем другие версии правового государства. Сторонникам такой позиции не нравится идея ограничения государства правом, ам же самим созданным.
В правовом государстве не должно быть места никаким патерналистским умонастроениям, согласно которым государство «одаривает» граждан некими правами и свободами. Естественные права человека на жизнь, на свободу, на собственность, на стремление к счастью принадлежат ему в силу самого факта рождения и являются самоочевидными априорными истинами. В демократическом правовом государстве они находят свое выражение в конституции. Кроме того, индивид является членом политического союза (государства) и в данном качестве выступает как гражданин. Отношения государства и гражданина должны строиться на твердых основах права и выступать как публичноправовые связи, предполагающие взаимное признание прав и свобод.
В настоящее время вопрос о правах человека становится важнейшей частью процесса гуманизации и гуманитаризации образования в Беларуси. Преодолении ранее господствовавшего представления о правах человека как арене идеологической борьбы и укрепление понимания общечеловеческой сущности и нравственной ценности прав человека отражает новый этап в развитии культуры и образования в стране.
В Украине права и свободы граждан закреплены во втором разделе Конституции.
2.8 Принцип высокой правовой культуры населения
Поступательное движение общества и успех реформ во многом зависят от уровня правосознания и правовой культуры народа.
Высокая правовая культура - основа демократического общества и показатель зрелости правовой системы. Она является фактором, оказывающим активное воздействие на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе, способствующим консолидации граждан, всех социальных групп, поддерживающим и укрепляющим целостность общества, порядка в нем. Уважение к закону является одним из основных требований правового общества, эффективного функционирования политической и правовой систем.
Правовая культура - неотъемлемая часть общей культуры. В сознании людей должно укорениться убеждение, что культурным и образованным может считаться только тот, кто обладает правовыми знаниями и умеет применять их на практике. Исходя из необходимости обеспечения в стране прав и интересов человека, создания условий для демократизации общественной жизни и формирования основ правового государства должна приниматься настоящая Национальная программа.
Целью Национальной программы является создание всеохватывающей постоянно действующей системы формирования правовой культуры с тем, чтобы все слои населения овладевали правовой грамотностью, достигли высокого уровня правосознания, могли применять правовые знания в повседневной жизни.
Основными задачами в достижении указанной цели являются:
совершенствование системы правового обучения и
правового воспитания;
достижение уважительного отношения к закону и праву всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами;
Повышение правовой грамотности населения;
Обеспечение социально-правовой активности граждан.
Государственная политика в области формирования и повышения правовой культуры опирается на принципы: приоритетность прав и свобод человека; верховенство Конституции и закона; демократизм; социальная справедливость; научность; непрерывность; преемственность и всеобщность правового воспитания; доступность правовой информации; единство и дифференцированный подход к правовому воспитанию и просвещению. Успешная реализация государственной политики по формированию правовой культуры населения предполагает, с одной стороны, создание условий, необходимых для усвоения каждым членом общества определенного минимума правовых знаний, с другой – дифференциацию правового просвещения с учетом особенностей различных социальных групп.
Права человека - ядро гуманистического, демократического правосознания. Уровень правосознания - это не только правовая информированность людей, знание ими законов. В первую очередь, это - готовность соблюдать и выполнять законы, законопослушание, уважение к праву и правосудию. Общественным объединениям следует уделять особое внимание оказанию реальной адресной правовой помощи различным социальным группам населения, созданию общественных юридических консультаций, изданию тематических сборников законодательных актов по правам человека, социальным вопросам, пенсионному обеспечению, брачно-семейным отношениям, выпуску юридических справочников, а также научно-популярной правовой литературы, предназначенной для работников различных профессий.
Общество и государство содействует функционированию национальных институтов по правам человека, различных общественных движений, правозащитных организаций, способствующих развитию правовой грамотности граждан, защите их прав и законных интересов.
3.Заключение
Таковы основные характеристики правового государства. В них концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в процессе длительного развития государственно-организованного общества. Естественный прогресс человеческой жизни вносит и будет вносить новые элементы в теорию и практику строительства правового государства.
Литература
1. “Общая теория государства и права” 1999г.
под редакцией В.В.Лазарева
2. “Общая теория государства и права”
Академический курс 1998г.
М.И. Байтин и др.
3. “ Государство и право ” 1995г.
С.С. Алексеев
4. “Теория государства и права ” 1994г.
А.И. Коваленко
5. “Правовое государство” – лекция
А.В. Малько
6. Конституция Украины
7.”Правовое государство, как его построить?
Белорусские правозащитники побывали в Чехии.
Что они там увидели?” – статья 1998г.
8.”Основы государства и права” 1997г.
Посбие для поступающих в вузы
в вопросах и ответах
А.И Коваленко
9. “Теория государства и права” 1998г.
И.Я. Тодоров Э.А. Чередниченко
10.”Основы конституционного
права Украины” 1999г.