23.02.2019

Проводки в некоммерческих организациях. Особенности бухгалтерского учета в автономной некоммерческой организации. Чем учет основных средств у НКО отличается от учета в коммерческой фирме


В.А. Кобызева,
директор ООО “БалансАУДИТ+”

Е.Е. Рощина,
исполнительный директор
ООО “БалансАУДИТ+”

Бухгалтерский учет строится в некоммерческих организациях в соответствии с теми же нормативными актами, что и в коммерческих, основными из которых являются:

Федеральный закон от 21.11.96 № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете”;

Для классификации приоритет определял назначение деятельности для экономической деятельности. После установления определения и классификации, правового статуса, отношений перед государственными органами и определения размеров для международных сопоставлений, предположительно, терминологическая путаница будет преодолена. Несмотря на это, те же самые ошибки по-прежнему остаются в отношении принятия термина «Третий сектор», о чем свидетельствуют различные определения многочисленных сайтов и книг по этому вопросу.

Уверенность в том, что Третий сектор определенно встречается в парадигме «организаций» и экономической деятельности. Один из них делает один вывод: жаргон строго отмечен неоспоримым рыночным уклоном. Чтобы укрепить эти доказательства, мы будем раскрывать некоторые характеристики, приписываемые «организациям третьего сектора» в свете трехсекторальности.

Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 26.12.94 № 170, в редакции изменений и дополнений от 19.12.95 № 130;

Положение по бухгалтерскому учету “Учетная политика предприятия” (ПБУ 1/94), утвержденное приказом Минфина России от 28.07.94 № 100;

Положение по бухгалтерскому учету “Учет договоров на капитальное строительство” (ПБУ 2/94), утвержденное приказом Минфина России от 20.12.94 № 167;

Трехсекторность и ее превратности. Назначение «третьего», очевидно, связано с существованием двух других Секторов. Алан Фаулер выделяет Секторы в соответствии с предназначением, которым они служат: расположен в соответствии с государственной или частной целью. Таким образом, организации Первого Сектора будут расположены в публичной сфере, где будет общая область, охватывающая всех граждан посредством прав и обязанностей, одновременно затрагиваемых государством. Поэтому Первый сектор будет отмечен деятельностью правительственных органов в общественной сфере, в которых общественность является синонимом государства.

Положение по бухгалтерскому учету “Учет имущества и обязательств организаций, стоимость которых выражена в иностранной валюте” (ПБУ 3/95), утвержденное приказом Минфина России от 13.06.95 № 50;

Положение по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организаций” (ПБУ 4/96), утвержденное приказом Минфина России от 08.02.96 № 10;

По основным средствам НКО начисляют износ

Государство мобилизует свои финансовые ресурсы для предоставления коммунальных услуг населению, что способствует уплате налогов. Организации второго сектора будут расположены в частной сфере, с ее логикой рынка, представленной прибыльной деятельностью и особыми интересами. В этом была бы инициатива людей для выживания и экономического улучшения. Здесь частное является синонимом бизнеса. Таким образом, такие организации называются частной инициативой, рассматриваемой с точки зрения бизнеса - для частных целей, то есть капитала.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина СССР от 01.11.91 № 56 и рекомендованные для применения на территории Российской Федерации письмом Минэкономики России от 19.12.91 № 18-5, с последующими изменениями и дополнениями, сообщенными приказами Минфина России от 28.12.94 № 173, от 28.07.95 № 81 и от 27.03.96 № 31;

Согласно этой точке зрения, бизнес-мир будет предлагать товары и услуги клиентам, которые, заплатив за них, субсидируют свое производство. Это взаимодействие характеризует его. Организации третьего сектора будут образованы частной сферой, с той разницей, что она будет искать общественные интересы. Этот сектор будет характеризоваться перемещением «гражданского общества» в общественные интересы, то есть услуги, аналогичные службам, предлагаемым государством. Эту третью сферу можно охарактеризовать как «негосударственную публичную сферу частных инициатив с общественным смыслом».

Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552, с последующими изменениями и дополнениями.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель, который обязан создать необходимые условия для ведения бухгалтерского учета, обеспечить выполнение всеми членами коллектива распоряжений главного бухгалтера по порядку оформления и представления в бухгалтерию первичной учетной документации.

Нынешняя логика будет заключаться в том, что гражданское общество «отмечено защитой конкретных интересов и экспериментированием инновационных форм действий». Стив Уодделл синтезирует структуру «идеальных типов», присваивая характеристики каждому Сектору, классифицируя: первичный интерес; энергетическая система; цели, которые включают; навыки, которые включают в себя; функции, которые включают; и недостатки, которые включают.

В свою очередь, размер каждого Сектора и то, что они представляют, согласно Фаулеру, варьируется в каждой стране и регулируется конкретным законодательством. В этой модели Второй сектор занимает самое большое пространство в обществе. Во второй модели, типичной для стран южного полушария, правительство является самой современной сферой, и идея государственной собственности и централизованного планирования делает государство главной движущей силой экономики и социального развития. Фернандес указывает на четыре причины, по которым организации третьего сектора следует рассматривать как независимые от двух других Секторов и охватывающие различные формы, которые составляют его: разница по отношению к действиям правительства; разница в рыночных долях; тот же ярлык для ваших действий; взаимодополняемость между публичными и частными действиями.

Главный бухгалтер должен обеспечить отражение всех хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, представлять оперативную информацию для руководителя организации, составлять бухгалтерскую отчетность и своевременно представлять ее в компетентные органы.

Согласно п. 3 ст. 29 Закона РФ от 12.01.96 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” некоммерческие организации обязаны составлять сметы, а также финансовый план, который утверждается высшим органом управления некоммерческой организации.

В основе его аргументации лежит защита «ни публичного, ни частного» пространства, нарушающего «дихотомию между публикой и частным», преодолеваемая тем, что существует промежуточное пространство интересов, как государственных, так и частных, характеризующееся индивидуальным интересом в отношении коллективных интересов.

Это будут индивидуальная инициатива для общественного блага, свобода и свободное выражение которой материализуются в качестве и обязанности действовать для общего благополучия. Это будет практика, применяемая сетью организаций, которые воплощают эти ценности, которые отмечены: великая экономическая сила двинулась; значительное и растущее число рабочих мест; наличие в определенных областях концентрации; источник финансирования, в основном от правительства, а не от пожертвований, как можно себе представить.

Общая смета некоммерческой организации может состоять из трех основных частей:

1. Оперативная смета, показывающая планируемые операции на предстоящий год, включая доходы и расходы.

2. Смета наличности, отражающая предполагаемые источники и направление использования наличных средств.

3. Смета по капитальным вложениям, показывающая планируемые изменения в основных средствах, в направлении инвестиций.

Это будет способ рассмотрения организаций третьего сектора за счет «идеи» и «реальности». Эта грань заканчивается тем, что охватывает все остальное из-за «противоречивых политических и идеологических проблем». Миф о том, что такие организации строго предназначены для общественных целей. Автор сообщает, что он подвержен влиянию на определенные политические линии, утрачивает общественную независимость и противостоит правительствам и коллективным интересам, признавая, что «эти организации могут сыграть второстепенную роль, просто поддерживая систему».

Некоторые некоммерческие организации строят свою деятельность по определенным проектам, для чего составляют бюджет проектов.

Смета составляется в денежном выражении на определенный период времени, чаще всего на один год с разбивкой по кварталам. Она состоит из доходной и расходной частей. Доходная часть составляется на основе предполагаемых в будущем году (и в каждом из кварталов) поступлений: вступительных и членских взносов, взносов учредителей, добровольных взносов от других юридических и физических лиц на уставную деятельность; целевых поступлений от юридических и физических лиц, в том числе иностранных; ассигнований из бюджета на осуществление отдельных программ; средств от предпринимательской деятельности и прочих поступлений. В расходную часть включаются предполагаемые затраты соответствующего периода: административно-хозяйственные расходы, связанные с осуществлением основной уставной деятельности; расходы по выполнению программ и мероприятий, связанных с уставной деятельностью, на которые получены средства целевых поступлений из бюджетного финансирования; расходы, связанные с предпринимательской деятельностью; средства, переданные в результате внутрихозяйственных расчетов; потери и списания.

Они не были бы новыми и американскими изобретениями, поскольку благотворительность и альтруизм - это традиции, присутствующие почти во всех обществах, выполненные в соответствии с их собственными институциональными средствами. Этот класс аргументов заключается в том, что изменилась только институциональная форма практики действий со всеми последствиями этой операции. Необходимо установить стратегические внутри - и межотраслевые альянсы.

Какие особенности имеют бухгалтерский учет и налогообложение некоммерческих организаций

Из этого изложения видно, что организационная вселенная, названная «Третий сектор», со всеми ее вызовами и экзистенциальными оправданиями, бросается в глаза, замаскировав центральную точку: далеко не непосредственно атакуя основы проблем, порождающих социальный вопрос, мы имеем трансмутацию этого для организационной проблемы.

вся организация учета базируется на основе сметы, которая определяет состав счетов, порядок определения и распределения доходов. Смета является частью управленческого учета, так как в деятельности бухгалтера при организации учета на первый план выдвигаются управленческие задачи.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день нет нормативных указаний по составлению и исполнению сметы некоммерческими организациями. Обычно бухгалтера исходят из опыта работы бюджетных организаций и правил, зафиксированных в ст. 18 Закона СССР “О кооперации в СССР” от 26.05.88 № 8998-XI (с изменениями по состоянию на 08.05.96).

Статус, который занимаются организациями третьего сектора, не ограничивается только организационной сферой, образованием рабочих мест и участием в экономике. Предлагая и создавая товары и услуги, он также имеет «политическую» роль по отношению к другим двум секторам.

Как институциональная форма интересов «гражданского общества», организации третьего сектора выходят за рамки открытого пространства со стороны государства. Они были охарактеризованы как пространство для допроса эффектов капитализма, принимая на себя роль оспаривания анонимной глобальной системы, борясь за преодоление препятствий, препятствующих модернизации, используя союзы и стратегические партнерства для достижения этой цели.

Некоммерческая организация самостоятельно определяет форму бухгалтерского учета, которая включает рабочий план счетов, набор учетных регистров, систему документооборота.

Как правило, бухгалтера ведут Книгу учета хозяйственных операций (форма К-1), в которую заносятся все применяемые данной организацией синтетические счета. Записи хозяйственных операций ведутся в хронологическом порядке; одновременно производится разноска по счетам. Ежеквартально составляется оборотная или шахматная ведомость. Расчеты по заработной плате ведутся в расчетно-платежных ведомостях.

Требования каких ПБУ некоммерческие организации могут не соблюдать

В свою очередь, принимая эту роль политических актеров, приходится на неотъемлемые интересы политической игры. И с этим вопросом: как взять позицию, которая, по преимуществу, будет политической позицией оспаривания системы, ставя себя в аполитичную позицию? Поскольку организации третьего сектора рассматриваются как политические субъекты, они также принимают четкую позицию в отношении того, что они ставят под сомнение. У нас есть еще один вопрос: с каким политическим развитием мы имеем дело? Если бы на самом деле были подвергнуты сомнению ущерб капитализма и неолиберальный буклет, их действия были бы направлены на борьбу с основанием проблемы, то есть с изменением системы, которая порождает бедность, несправедливость и неравенство, а не в действиях, которые пытаются исправить продукт системы в надежде на ее улучшение.

Для документирования операций можно применять типовые межведомственные формы первичной учетной документации, ведомственные формы, а также формы, самостоятельно разработанные применительно к соответствующим типовым, содержащие обязательные реквизиты и обеспечивающие достоверность отражения в учете совершенных операций. Состав обязательных реквизитов определен Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. При ведении учета в Книге формы К-1 первичные документы подшиваются в одной папке по порядку их хронологической записи в учетном регистре. При ведомственной форме учета первичные документы, относящиеся к разным ведомостям, группируются и подшиваются в отдельные папки.

По статистике, не спешит сказать, что Бразилия все еще далека от того, чтобы быть «страной будущего». Именно на этом перекрестке возможных социальных преобразований можно подумать о преимуществах эффективного управления организациями третьего сектора. Коррикейра на языке организационного мира, эффективность и эффективность - это слова, которые переходят к передовому управлению и литературе, которые изобилуют управлением этими организациями. В этом контексте следует рассмотреть вопрос о появлении литературы по оценке социальных программ и проектов для третьего сектора, которая уже изобилует полками, которые занимаются этой темой.

Порядок и сроки хранения учета первичных документов определены в Перечне типовых документов, использующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий, утвержденном Главным архивным управлением при Совете Министров СССР от 15.08.88, с учетом изменений, внесенных решением от 27.06.96 Центральной экспертно-проверочной комиссии при Росархиве и Центральной экспертной комиссии Госналогслужбы России “Об изменении сроков хранения документов бухгалтерского учета”.

Но при переходе к социальному вопросу медленно конфликт эффективности действия в социальной сфере выступает в качестве фундаментальной точки ограничения собственных действий. Поскольку дилетантство воли, чтобы помочь уступить место профессионализации действий, сами становятся более эффективными. В этом отношении мы прислушаемся к предупреждениям Фаулера, отметив, что система помощи стала бизнесом помощи, требуя высокого уровня профессионализма. Этот переход от фокусировки к эффективности действия будет характеризовать доминирование рыночных ценностей и рыночной логики над ценностями «солидарности» и логикой «добровольного сектора».

По истечении срока хранения документы сдаются в местный государственный архив или уничтожаются.

Если некоммерческая организация имеет статус юридического лица, у нее образуется уставный (складочный) капитал или фонд. Его учет ведется на счете 85 “Уставный капитал”, сальдо по которому должно соответствовать размеру уставного капитала, зафиксированного в учредительных документах.

Не говоря уже о тонкостях введения правил и логики финансиста для предполагаемого действия и тени сбора средств. В этой перспективе проблема, поставленная Фаулером, заключается в том, что организации третьего сектора не теряют первоначальную идентичность для Рыночных ценностей, делая их сосуществовающими, не перекрывая друг друга. В аналогичном ключе Диниз и Маттос считают необходимость создания организационных теоретических основ для организаций третьего сектора.

У нас есть последний вопрос: какова эффективность и социальная трансформация капиталистических метаморфоз? Часть характеристики оспаривания системы, однако, радикально меняя ее, только совершенствуя ее, можно охарактеризовать постулатами, которые вдохновляют на стремление к трансформации и совершенствованию системы в отличие от уже «побежденного» предложения о смене системы: Третий путь.

При регистрации уставного капитала выполняется проводка:

Д-т 75, субсчет “ Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал” К-т 85 - на сумму, указанную в учредительных документах.

Фактическое поступление вкладов от учредителей в виде денежных средств отражается проводками:

Д-т 50 (51, 52) К-т 75.

Если в качестве вкладов вносятся материальные и иные ценности, то выполняются проводки:

Д-т 01 (04, 10, 12, 41) К-т 75.

Другим источником финансирования некоммерческих организаций могут быть вступительные и членские взносы, которые учитываются как средства целевого назначения. Для их учета необходимо предусмотреть субсчет на счете 96 “Целевые финансирование и поступления”.

Поступление средств отражается в учете следующим образом:

Д-т 50 (51, 52) К-т 96, субсчет “Вступительные и членские взносы”.

Взносы могут расходоваться на мероприятия, предусмотренные уставом в соответствии с утвержденной сметой.

На отдельных субсчетах счета 96 должны быть отражены также добровольные взносы и пожертвования физических и юридических лиц и целевые средства, предоставляемые безвозмездно иностранными благотворительными организациями в денежной или натуральной форме с последующим отчетом об их использовании (гранты).

Д-т 50 (51,52) К-т 96, субсчет “Добровольные взносы физических и юридических лиц “ или субсчет “Полученные гранты от иностранных организаций”.

Источником финансирования может являться также прибыль, полученная от предпринимательской деятельности, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов и направляемая на уставную деятельность, что отражается в учете следующей проводкой:

Д-т 81 К-т 96.

Любая некоммерческая организация использует в своей уставной деятельности основные средства - помещения, мебель, оргтехнику и т.п.

Это - основные средства непроизводственного назначения. Синтетический учет ведется на счетах 01 “Основные средства”, 02 “Износ основных средств”, 08 “Капитальные вложения”.

Как правило, некоммерческие организации, имея небольшое количество основных средств, ведут аналитический учет в инвентарной книге.

В бухгалтерском учете основные средства отражаются по первоначальной стоимости, которая складывается из фактических затрат на строительство или приобретение объекта, включая затраты на доставку и установку; восстановительной стоимости, которая равна сумме затрат на воспроизводство основных средств на момент переоценки по решению правительства; остаточной стоимости, которая равна первоначальной (восстановительной) за вычетом износа. В балансе основные средства отражаются по остаточной стоимости. Поскольку приобретаются основные средства непроизводственного назначения, то в фактические затраты на их приобретение включается НДС.

Расходы по приобретению основных средств отражаются по дебету счета 08 “Капитальные вложения” и кредиту счетов денежных средств и расчетов. При оприходовании основных средств дебетуется счет 01 “Основные средства “ и кредитуется счет 08.

При получении основных средств в аренду заключается договор аренды, оформляется акт сдачи-приемки, который подписывается лицами, обладающими необходимыми для этого полномочиями. От арендодателя должны быть получены копии инвентарных карточек. В синтетическом учете арендованные основные средства должны значиться на забалансовом счете 001 “Арендованные основные средства”.

Арендная плата при аренде основных средств непроизводственного назначения списывается на источники средств в корреспонденции со счетом 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”. При уплате арендной платы дебетуется счет 76 и кредитуются счета учета денежных средств.

Выбытие основных средств при продаже, ликвидации, безвозмездной передаче, передаче в качестве вклада в уставный капитал другому предприятию или для совместной деятельности отражается на счете 47 “Реализация и прочее выбытие основных средств”. При ликвидации основных средств составляется акт на списание формы ОС-3, акт на списание автотранспортных средств формы ОС-4. Оборот по реализации основных средств облагается налогом на добавленную стоимость, причем при безвозмездной передаче плательщиком НДС является передающая сторона.

Нематериальные активы отражаются в учете и отчетности в сумме затрат на приобретение, изготовление и расходы по их ведению до состояния, в котором они пригодны к пользованию, на счете 04 “Нематериальные активы”.

Если нематериальные активы получены безвозмездно, то их оценка осуществляется экспертным путем. НДС по поступившим в некоммерческую организацию нематериальным активам включается в их первоначальную стоимость с последующим списанием на источники финансирования через амортизацию.

Амортизационные отчисления осуществляются равными долями в течение срока их существования. По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, срок амортизации устанавливается в 10 лет. По отдельным нематериальным активам амортизация может не начисляться. Для отражения амортизации используется счет 05 “Амортизация нематериальных активов”. Источником списания амортизации являются счет 96 “Целевые финансирование и поступления” и счет 20 “Основное производство”, если нематериальные активы используются в процессе выполнения услуг.

Выбытие нематериальных активов отражается через счет 48 “Реализация прочих активов”. При безвозмездной передаче плательщиком НДС является сторона передающая.

Практически все некоммерческие организации используют в своей работе материалы: бланки первичных документов, бухгалтерские книги, формы отчетности, строительные материалы для текущего ремонта, горючие и смазочные материалы, продукты питания, медикаменты и т.п. Учет материалов ведется на счете 10 “Материалы”, к которому по мере надобности открываются различные субсчета. Если общественная организация не ведет предпринимательской деятельности с использованием этих материалов, то они приходуются на счете 10 с НДС. При отпуске материалов их стоимость списывается на счет 96 “Целевые финансирование и поступления”, на котором некоммерческая организация учитывает свои расходы.

Выручка за проданные материалы считается оборотом по реализации и облагается НДС. Реализация материалов производится с использованием счета 48 “Реализация прочих активов”. По всем оприходованным материалам ведется аналитический учет.

К малоценными быстроизнашивающимся предметам относятся:

Предметы, служащие в пределах одного года;

Предметы стоимостью в пределах лимита, установленного для основных средств за единицу, по цене приобретения, независимо от срока их службы.

некоммерческие организации могут включать в состав МБП библиотечные фонды (книги), постельные принадлежности, предметы, приобретаемые для кружков, для спортивных секций, хозяйственный инвентарь и инструменты для ремонта и т.п. МБП учитываются на счете 12 “Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы” по фактической себестоимости приобретения, включая НДС. Учет библиотечных фондов ведется общей суммой в стоимостном выражении. Затраты по их доставке и обработке в эту сумму не включаются, а списываются на расходы по дебету счета 96 “Целевые финансирование и поступления”. Износ МБП учитывается на счете 13 “Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов” в зависимости от выбранной учетной политики. Для продажи или безвозмездной передачи ненужных материалов и МБП используется счет 48 “Реализация прочих активов” с начислением и уплатой НДС и налога на прибыль.

Некоммерческие организации должны вести раздельный учет доходов и расходов от непредпринимательской и предпринимательской деятельности.

Необходимо иметь в виду, что зачастую бывает трудно распределить расходы при одновременном ведении уставной деятельности за счет паевых (вступительных, членских) взносов и предпринимательской деятельности.

В данном случае можно предложить распределение расходов пропорционально сумме, поступившей из всех источников, в соответствии с письмом Минфина России и Госналогслужбы России от 28.10.92 № 100, ВГ-6-01/385 “Об исчислении и уплате в бюджет налога на прибыль бюджетными учреждениями и о порядке представления отчетности в налоговые органы“, с учетом последующих изменений и дополнений.

Практика деятельности некоммерческих организаций заставляет их постоянно задумываться над вопросами налогообложения. Таким организациям приходится выяснять, какие системы налогообложения им доступны, какие типы налогов подлежат уплате в федеральный, региональный и местный бюджеты, как вести учет доходов и расходов. Система налогообложения некоммерческих организаций подразумевает соблюдение множества нюансов, разобраться в которых порой бывает очень трудно.

Какие особенности имеют бухгалтерский учет и налогообложение некоммерческих организаций

Многие сообщества, которые занимаются общественной деятельностью, проходят процедуру регистрации в виде некоммерческой организации (НКО). В качестве таких объединений могут выступать различные фонды, общества, религиозные организации и пр.

Большинство организаций используют такой способ регистрации по прямому назначению, то есть для осуществления социально значимой деятельности на благо общества. Для других, недобросовестных организаций, регистрация в качестве НКО становится способом ухода от налогов благодаря льготным налоговым схемам. Для пресечения таких случаев создан Федеральный закон №7-ФЗ и другие специальные нормы, регулирующие эти виды деятельности. В законодательстве прописано, как статус НКО влияет на систему налогообложения.

Независимо от целей, с которыми была зарегистрирована организация, она будет являться полноценным участником налоговых взаимоотношений, ведь в законе прописаны четкие механизмы налогообложения некоммерческих организаций. Однако стоит отметить, что некоммерческие организации не играют существенной роли в финансовой системе государства.

Некоммерческие организации делятся на три типа:

    Негосударственные (общественные), которые финансируются из своей прибыли.

    Государственные (муниципальные), которые финансируются из соответствующих бюджетов.

    Автономные .

Налоговый кодекс РФ гласит, что любые некоммерческие организации должны точно так же предоставлять налоговые декларации с включением всех расчетов по налогам и сборам в федеральный, региональный и местный бюджеты.

Также НКО должны вести бухучет и сдавать бухгалтерскую отчетность на общих основаниях, прописанных в российском законодательстве.

В бухгалтерской отчетности НКО , необходимой для налаживания системы налогообложения некоммерческой организации, должны содержаться сведения об уставной и коммерческой работе. НКО могут сами разрабатывать и принимать формы бухотчетности на основе образцов, представленных Российским министерством финансов.

Если НКО не ведет предпринимательскую деятельность, соответственно, сведения об этом отсутствуют, организация может отказаться от предоставления следующих документов строгой отчетности:

    Отчета о корректировке капитала (форма №3);

    Отчета о движении финансов (форма №4);

    Приложения к бухбалансу (форма №5);

    Пояснительной записки.

Организации, получающие бюджетное финансирование, также обязаны предоставлять сведения об использовании этих средств. Их вносят в форму, утвержденную Минфином РФ, и включают в общую бухгалтерскую отчетность. Подача бухотчетности сопровождается письмом, в котором указываются сведения обо всех документах, включенных в ее состав.

Особенности налогообложения некоммерческих организаций по федеральным налогам

НДС и налог на прибыль

Эти два типа налогов чаще всего подлежат уплате при налогообложении некоммерческой организации. При их взимании в обязательном порядке учитываются льготы, обусловленные спецификой работы некоммерческих организаций. Эта специфика заключается в следующем:

    Извлечение прибыли не является приоритетной задачей НКО (в соответствии с Гражданским кодексом РФ). А на предоставление некоторых видов услуг некоммерческие организации должны получать лицензию;

    НКО вынуждены предоставлять юридическим и физическим лицам определенные услуги на возмездной основе или осуществлять иную деятельность, приносящую доход, чтобы обеспечивать свою основную деятельность. При этом НКО официально не регистрируются как предприниматели.

Эти две особенности оказывают существенное влияние на то, как НКО отчитываются о своих доходах. Перечень типов прибыли, которая может не включаться в список налогообложения некоммерческой организации при использовании доходов по назначению, определяется приказом Минфина РФ. Чтобы получить такие льготы, должны быть выполнены определенные условия, которые также прописаны в законодательстве.

В первую очередь, необходимо начать вести раздельный учет любых целевых поступлений и использовать их только в соответствии с тем, на каких условиях они получаются. По окончании финансового периода НКО обязана предоставить в налоговый орган отчетность об использовании доходов.

Кроме того, должны учитываться не только целевые поступления, но и прочие доходы. Их можно условно разделить на два вида:

    Реализационные доходы, получаемые по итогам предоставления услуг и выполнения работ;

    Внереализационные доходы, получаемые из прочих источников, не связанных с работой НКО (пени и штрафы за неуплату членских взносов, прибыль от собственности, сдаваемой в наем, и пр.).

Несоблюдение любого из этих условий может привести к полной потере любых льгот.

Все перечисленные виды доходов, которые делают работу выгодной, подлежат обязательному налогообложению некоммерческой организации (в соответствии с гл. 25 НК РФ). Налогооблагаемая база - это разница между размерами полученных доходов (без НДС и акцизов) и расходов, обоснованных экономическими параметрами и подтвержденных документами. К таким расходам относятся:

    Расходы на оплату труда работников;

    Материальные расходы;

    Амортизационные начисления;

    Прочие расходы.

В статье 41 Налогового кодекса РФ закреплено, что доходом может являться только экономическая выгода, получаемая НКО в натуральном или денежном эквиваленте. Таким образом, поступления, не принесшие НКО выгоды, налогами не облагаются (речь идет, к примеру, о транзитных платежах).

Документально подтвержденными могут считаться лишь те затраты, которые оформлены документально (договоры, авансовые отчеты и т.д.). Под экономически обоснованными подразумеваются траты, произведенные в соответствии с нормативами и правовыми актами, установленными в организации (командировочные, нормы расходования ГСМ и т.д.). Стоит отметить, что любые расходы могут производиться только в рамках той деятельности, которая имеет своей целью извлечение прибыли.

Налогообложение некоммерческих организаций, которые продают определенные товары или предоставляют какие-либо услуги, должно в обязательном порядке включать в себя НДС. Однако некоторые виды деятельности от этого налога могут освобождаться. Обратите внимание, что от НДС освобождаются именно определенные виды деятельности, а не организация в целом.

Чтобы познакомиться со списком услуг, по которым предусматриваются налоговые льготы, загляните в Налоговый кодекс РФ (глава 21, посвященная НДС). Коротко говоря, от налога на добавленную стоимость освобождаются все виды работ, которые считаются социально значимыми (например, присмотр за инвалидами и пенсионерами в муниципальных и государственных учреждениях социальной защиты населения). При этом на основе одной лишь социальной значимости работ НКО может и не получить льгот. В перечень дополнительных требований также входят:

    Наличие лицензии на право заниматься определенной деятельностью;

    Соответствие предоставляемой услуги определенным требованиям, например, по срокам или месту предоставления.

Помимо двух главных налогов, которые обязаны уплачивать все организации, существует огромное количество мелких налогов и сборов, о которых также не следует забывать.

Государственная пошлина

Государственная пошлина также является сбором, уплачиваемым в федеральный бюджет. При налогообложении некоммерческих организаций они уплачивают ее в случаях совершения юридически значимых действий: обращения в судебные инстанции для разрешения споров по финансово-хозяйственным вопросам. От уплаты государственной пошлины могут освобождаться как некоммерческие организации в целом, так и отдельные виды их деятельности.

В частности, от госпошлины освобождаются:

    Государственные внебюджетные фонды РФ, бюджетные ведомства, существующие за счет федерального бюджета. Обратите внимание, что организации, финансируемые из региональных и местных бюджетов, от уплаты государственной пошлины не освобождаются;

    Государственные и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные объекты, где хранятся культурные ценности (они могут не уплачивать пошлину за вывоз этих ценностей);

    Общественные организации инвалидов — они полностью освобождаются от пошлин по любым нотариальным действиям, обращениям в суды различных уровней;

    Специализированные учебно-воспитательные заведения для детей с девиантным (общественно опасным) поведением — они могут не платить за исполнительные надписи о взыскании с родителей задолженности по уплате средств на содержание их детей в таких заведениях;

    Государственные и муниципальные ведомства — они освобождаются от уплаты пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимость в органах регистрации РФ, субъектов РФ или муниципальных образований.

Таможенная пошлина

Ставка таможенной пошлины одинакова для всех, она не изменяется в зависимости от юридического и организационного статуса лица, перевозящего товары через таможню, типа сделки и иных критериев.

От таможенной пошлины освобождаются товары, а не юрлица. К числу освобожденных относятся:

    Товары, которые ввозятся в Россию или вывозятся из нее в качестве безвозмездной помощи и на благотворительные цели государств, правительств, международных организаций (в том числе оказание технического содействия);

    Гуманитарная помощь, ввозимая в Россию или вывозимая из нее, для ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

    Учебные пособия для детсадов, школ, иных образовательных, а также лечебных заведений;

    Газеты, журналы, книги и иная печатная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой.

Налогообложение некоммерческих организаций по региональным налогам

Налог на имущество

Предоставлять отчетность по этому виду налога должны все организации - даже те, которые имеют право на льготу. Заявлять об этом праве необходимо одновременно с представлением налоговых деклараций. Чтобы подсчитать среднегодовую цену собственности, необходимо знать ее остаточную стоимость - она служит основанием для расчетов. Остаточная стоимость движимого и недвижимого имущества - это разность между его изначальной ценой и амортизацией, которая начисляется ежемесячно. Такой порядок расчета применяется на единых основаниях как в коммерческом, так и в некоммерческом секторе (в том числе, в бюджетных организациях). В соответствии с налоговым кодексом РФ, ставка налога на имущество устанавливается в объеме 2,2%. Власти регионов могут ее снижать, поскольку весь объем собранного налога зачисляется именно в региональный бюджет субъекта РФ.

НКО можно разделить на три группы, каждая из которых имеет собственные системы налогообложения некоммерческих организаций в части уплаты налога на имущество.

В первую группу входят НКО, которые наделены федеральным законодательством безусловным правом на льготы на неопределенный срок. К этой категории относятся государственные научные организации; религиозные общества и объединения, обслуживающие имущество для религиозной работы (к примеру, культовые строения); организации, владеющие на разном праве памятниками истории и культуры всероссийского значения; ведомства уголовно-исполнительной сферы.

Ко второй группе относятся НКО, которые имеют условные льготы по налогу на имущество. Они освобождаются от его уплаты при определенных обстоятельствах. В эту категорию входят общества инвалидов, численность членов с ограниченными возможностями в которых составляет не менее 80%; общества, в штате которых состоит не меньше половины инвалидов.

Третья группа НКО состоит из некоммерческих партнерств и АНО (автономных некоммерческих организаций), автономных государственных и муниципальных ведомств, различных фондов (за исключением общественных). Эта группа лишена прав на льготы по налогу на имущество.

Региональные властные структуры могут не только снижать ставки налога на имущество, но и увеличивать список организаций, которые имеют право претендовать на такие льготы.

Транспортный налог

Система налогообложения некоммерческих организаций предусматривает уплату НКО транспортного налога в общем порядке. Такие организации обязаны уплачивать взносы за любые зарегистрированные транспортные средства, находящиеся в их собственности, оперативном управлении или хозяйственном ведении (речь идет об автомобилях, водных и воздушных судах, снегоходах и пр.).

Земельный налог

Земельный налог - это один из видов местного налога. Уплачивать его обязаны любые некоммерческие организации, которые имеют землю в собственности, бессрочном пользовании или пожизненном наследуемом владении. Земля в бессрочное пользование отдается предприятиям государственной и муниципальной собственности, казенным ведомствам, органам госвласти и местного самоуправления.

Ставка земельного налога составляет полтора процента от кадастровой стоимости земли. Полностью освобождены от его уплаты органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ; общества инвалидов, являющиеся единственными собственниками земли, численность людей с ограниченными возможностями в которых составляет не меньше 80%; религиозные объединения.

Бюджетные организации, занимающиеся культурой и спортом, искусством, кинематографией, образованием, здравоохранением в соответствии с федеральным законодательством не имеют права на льготы по земельному налогу. Скидки им могут дать только местные органы власти.

Упрощенная система налогообложения некоммерческих организаций

Использование упрощенной системы налогообложения некоммерческой организации избавит ее от:

    Налога на прибыль;

    Налога на имущество;

    Налога на добавленную стоимость (НДС).

Однако организация должна будет уплачивать единый налог, который взимается при использовании упрощенки:

    При выборе типа налогообложения «Доходы» — 6% с любых поступлений, которые признаются доходом в соответствии с НК РФ;

    При избрании объекта налогообложения «Доходы минус расходы» — 15% от разности между доходами и расходами или 1% — минимальный налог при отсутствии такой разницы (расходы полностью равны доходам либо превышают их).

Не забывайте, что целевые поступления, которые НКО получают и используют по назначению (согласно ч. 2 ст. 251 НК РФ), этим налогом не облагаются. При этом организация должна учитывать доходы и расходы по отдельности по всем полученным целевым поступлениям.

Гранты, целевые субсидии, пожертвования, членские взносы и взносы учредителей налогом не облагаются.

При использовании упрощенки руководитель фирмы может самостоятельно вести бухучет (то есть НКО может работать и без главбуха или специализированной аутсорсинг-компании, предоставляющей такие услуги в соответствии с законом «О бухгалтерском учете»).

Ранее упрощенная система налогообложения некоммерческих организаций имела и другие плюсы - сниженную ставку налога на зарплату сотрудников, отсутствие бухучета. Именно ради этого компании и переходили на упрощенку. Однако сейчас эти нормы исключены из Налогового кодекса РФ, поэтому никаких льгот, кроме описанных выше, УСН не предусматривает.

Можно сделать вывод, что использование УСН будет выгодным в следующих случаях:

    Если НКО продает товары, выполняет работы и предоставляет услуги на территории РФ (в том числе социальные или платные услуги своим участникам и пр.);

    Если НКО имеет в собственности имущество, которое учитывается на балансе фирмы в качестве основных средств. Речь идет о собственности, которая будет использоваться дольше 12 месяцев и стоит дороже 40 тысяч рублей - это помещения, автомобили, офисная техника и пр. Более подробные сведения о налогооблагаемом имуществе вы можете найти в соответствующей статье НК РФ.

Как перейти на упрощенное налогообложение некоммерческих организаций

Некоммерческая организация может перейти на упрощенную систему налогообложения, если:

    Ее доходы по итогам девяти месяцев работы не превышают 45 миллионов рублей (рассчитываются за год, в котором фирма подаёт заявление на переход к УСН);

    Средняя численность сотрудников фирмы не превышает ста человек (за отчетный период);

    У фирмы нет филиалов;

    Остаточная цена активов не превышает 100 миллионов рублей;

    Фирма не производит подакцизную продукцию.

Переход к упрощенной системе налогообложения некоммерческих организаций осуществляется с 1 января следующего года. Уведомить налоговый орган необходимо до 31 декабря года текущего. В уведомлении необходимо указать выбранный объект налогообложения, остаточную цену основных средств и объем доходов к 1 октября текущего года (то есть года, предваряющего тот, в котором будет осуществляться переход). Новые организации могут перейти к УСН не позже чем через месяц после даты постановки на учет в налоговой службе.

Таким образом, НКО, которые финансируются в рамках соцпроектов (грантов или субсидий), а также из членских взносов и пожертвований, при этом не имея в собственности дорогого имущества (дороже 40 тысяч рублей) со сроком использования больше года, не будут чувствовать на себе принципиальных различий между обычной и упрощенной системой налогообложения некоммерческих организаций.

Как только фирма получает в распоряжение какой-либо объект налогообложения некоммерческой организации (к примеру, в рамках соцпроекта покупает автомобиль или ноутбук, стоимость которого превышает 40 тысяч рублей), она должна заплатить по нему соответствующий налог до момента перехода к УСН (то есть до 1 января следующего года).

Впрочем, крупные покупки обычно планируются предприятиями загодя, поэтому НКО может рассчитать, когда приобретение такого имущества будет наиболее выгодным (к примеру, можно подать уведомление о переходе к УСН до 31 декабря текущего года, а совершить сделку уже после 1 января следующего года).

Таким образом, некоммерческая организация может не спешить переходить к УСН, пока в этом не появится острой необходимости. При этом использование УСН также не требует существенных расходов, а документооборот при ней увеличивается незначительно: всего на один документ, сдаваемый раз в год, - декларацию по единому налогу, выплачиваемому из-за перехода к УСН.

Если компания практически не осуществляет финансово-хозяйственную деятельность (а большинство только что открывшихся НКО даже не заводят себе расчетный счет, а осуществляют все расходы из личных средств, которые не подлежат оформлению), УСН можно и не внедрять - это позволит немного сократить временные затраты на подготовку и сдачу нулевой отчетности.

Если компания планирует осуществлять мероприятия по собственному развитию, следует начать применение упрощенной системы сразу же, чтобы в дальнейшем не корректировать график продаж и организацию новых типов деятельности под сроки перехода к УСН.

Автономная некоммерческая организация: налогообложение по УСН и ЕНВД

Первым делом давайте узнаем, какие именно организации называются автономными. Это те фирмы, которые основаны на общественных началах и служат целям науки, культуры, спорта, здравоохранения и пр. Такая организация может быть создана как юридическими, так и физическими лицами. Доля каждого учредителя в общем капитале организации не должна превышать одну четверть. Каждый акционер передает свою собственность автономной некоммерческой организации безвозвратно. При этом учредитель не отвечает за потери организации, а сама АНО не расплачивается по обязательствам учредителей.

Чаще всего учредители автономных некоммерческих организаций задают вопросы о возможности применения упрощенной системы налогообложения некоммерческих организаций или налога на вмененный доход. Обе эти системы могут применяться в автономной общественной организации.

Как уже отмечалось выше, существует два вида уплаты налогов по УСН . Они отличаются друг от друга процентной ставкой. Так для вида «Доходы» она равна 6%, а для вида «Доходы - Расходы» - 15%. Следует точно рассчитать, какая экономическая составляющая будет облагаться большими ставками в вашей конкретной ситуации. Так в первом случае налог рассчитывают только от прибыли. Во втором проценты исчисляют от разницы между прибылью и затратами.

Чтобы проиллюстрировать методику вычислений, рассмотрим схему действия различных видов упрощенного налога на примере. Общественная организация «ВВВ» в течение определенного налогового периода получила прибыль в размере 485 тысяч руб. При этом на достижение целей она потратила 415 тысяч.

Для начала выполним расчеты по системе «Доходы». Для этого нужно перемножить прибыль организации и процентную ставку:

485 тысяч руб. * 6% = 29,1 тысяч руб.

Теперь рассчитаем налогообложение по типу «Доходы - Расходы». Для этого нам нужно вычесть из прибыли расходы и умножить полученный результат на процентную ставку:

(485 тысяч руб. - 415 тысяч руб.) * 15% = 10,5 тысяч руб.

В этой ситуации становится понятно, какую систему налогообложения некоммерческой организации следует выбрать. Не забывайте, что этот выбор индивидуален для каждой отдельно взятой компании. Он находится в строгой зависимости от сферы деятельности фирмы. Далеко не всегда система, подошедшая одной организации, будет выгодной и для другой, пусть даже аналогичной. Поэтому, прежде чем выбирать тип упрощенки, выполните простые подсчеты. Они сделают работу фирмы более экономичной.

Теперь подсчитаем ЕНВД . Для его вычисления возьмем специальную формулу:

ЕНВД = Б * П * К * КК * 15%.

Б - базовая доходность компании - уровень дохода, который устанавливается государством для каждого вида деятельности в отдельности.

П - физический показатель - число, установленное для каждого вида работ в отдельности в зависимости от числа сотрудников, рабочей территории и т.д.

КД - коэффициент дефляции, который устанавливается государством каждый год и учитывает целый спектр показателей.

КК - корректирующий коэффициент, предусмотренный органами местного самоуправления. Устанавливается для каждого региона с учетом его особенностей.

Налогообложение некоммерческих организаций: как часто нужно сдавать отчетность

Система налогообложения некоммерческих организаций предусматривает своевременную сдачу отчетности по всем видам уплачиваемых сборов. Для каждого из них предусмотрены свои сроки подачи деклараций, они прописаны в различных главах НК РФ.

Чаще всего календари подачи декларации составляются на каждый год, в них указываются виды отчетов и сроки их подачи. Такие календари содержатся в правовых базах.

Для примера рассмотрим сроки представления нескольких главных типов налоговых деклараций:

    Единый (упрощенный) налоговый отчет. Подается налогоплательщиками, деятельность которых не приводит к движению денежных средств на их счетах в банках или в кассе, не имеющими объектов налогообложения по соответствующим налогам (20.01, 20.04, 20.07, 20.10).


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав