03.03.2020

Иностранными работниками не являются. Трудовые отношения с иностранными гражданами. Единый социальный налог


В чем же состоит основная проблема с юридической точки зрения, которая касается привлечения рабочей силы из-за рубежа? Ответим. Трудовой Кодекс в норме 57 не приводит для пользователя никаких специальных требований, касающихся оформления иностранцев на работу. Поэтому, оставляя «за скобками» регулирование правоотношений с иностранцами в области осуществления ими трудовой деятельности на территории РФ, Кодекс ничем помочь не может. Зато кадровикам помогает миграционное законодательство, в частности, нормативно-правовой акт высшей юридической силы от 2002 года. Он регулирует правовой статус иностранцев. Трудовые отношения с иностранными гражданами: на что обратить особое внимание?

Нюансы заключения трудового соглашения

Общие положения оформления трудового соглашения ничем не отличаются от привычных правил. В любом договоре должны быть зафиксированы:

  • информация о сторонах заключаемого договора;
  • требования, которые должны отражаться в самом тексте документа – это не что иное, как существенные положения соглашения.

Второе требование, указанное выше, является императивным, поскольку мы знаем, что невключение существенных условий в текст договора влечет ничтожность сделки. Что касается дополнительных условий, которые помогут при возникновении разногласий, то они не должны ухудшить положение иностранного работника по отношению к договорам коллективного содержания и нормативным актам локального назначения. Но если работодатель может, не суетясь (при наличии разрешительной документации), заключить одноименное соглашение с зарубежным работником, то последний (по общему правилу) обязан получить разрешительный документ на работу. И только потом начать свою деятельность.

А что же иностранный работник?

Трудовые отношения с иностранными гражданами определены разрешительным порядком работы на территории РФ. Законом закреплены два основных документа: их должен иметь иностранец и его потенциальный начальник для трудоустройства. Это:
  • разрешительный документ на привлечение и применение иностранной рабочей силы для работодателя;
  • разрешение на работу для работника.

Но если работодатель заключает договор с безвизовым иностранцем, то ему не нужно брать разрешение на привлечение такой категории работников к труду. Отметим и иную сторону: некоторым категориям работников нет надобности получать разрешение на работу. К ним относятся:

  • постоянно или временно живущие на территории нашей страны;
  • являющиеся сотрудниками дипмиссий;
  • обучающиеся в РФ в заведениях профессионального образования и трудящиеся во время каникул;
  • приглашенных в Россию в качестве преподавателей и т.п.;
  • являющиеся сотрудниками иностранных юридических лиц;
  • являющиеся представителями СМИ, аккредитованных в правовом пространстве РФ и т.д.

Полный список представлен в законе

Таким образом, при трудоустройстве работодатель имеет полное право потребовать от иностранца - работника разрешение на труд. Либо тот акт, который подтвердит, что разрешения не нужно. Например, это может быть вид на жительство. В случае невозможности для потенциального работника представить все эти акты, работодатель вправе отказаться от заключения с ним трудового соглашения.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

С 2014 года в Трудовом кодексе есть новая глава 50.1, регулирующая особенности труда работников, не являющихся гражданами РФ, т.е. иностранцев и лиц без гражданства. На таких работников распространяются нормы российского трудового права, а кроме того - специальные правовые нормы о положении иностранцев в России.

Вопрос трудоустройства иностранцев в России всегда был непростым: с одной стороны, массы нелегалов, работающих и находящихся в обстановке, непозволительной для цивилизованного государства, коррупция и криминал, с другой - громоздкая процедура официального оформления с учетом квотирования рабочих мест и огромные штрафы за любые нарушения при оформлении иностранных работников.

Так, на сегодня за нарушение этих правил в отношении российских работодателей установлены следующие меры ответственности: штраф до 800 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (статья 18.15 КоАП РФ). Для работодателей городов Москва и Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей размер штрафа составляет до 1 млн рублей . Самих нелегальных работников наказывают штрафом до 5 тысяч рублей с возможностью выдворения за пределы Российской Федерации.

Пока что приходится признать, что официальное оформление иностранного работника сопряжено с некоторыми трудностями как для самих иностранцев, так и для работодателя. Но надо при этом отметить, что относится это не ко всем желающим работать в России, и определенные подвижки к улучшениям в этой сфере все-таки есть.

Каким иностранным работникам требуется разрешение на работу в России?

Правила оформления иностранных работников при их трудоустройстве зависят от:

  • категории - временно пребывающие, временно проживающие, постоянно проживающие;
  • статуса - высококвалифицированный специалист, журналист, беженец, спортсмен, дипломат и др.;
  • режима страны, из которой они прибывают - визовый или безвизовый.

Все понятия, которые применяются при описании правил трудоустройства иностранных работников, приведены в законе от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», поэтому при сомнениях в их толковании рекомендуем обращаться к первоисточнику.

Для того, чтобы иметь право легально работать на территории Российской Федерации, иностранные работники должны иметь соответствующий документ. Если иностранец прибыл из страны, с которой у России установлен визовый режим, этим документом является разрешение на работу . Если иностранец въезжает к нам без визы, то для официального трудоустройства он должен получить патент .

К странам безвизового режима относятся Азербайджан, Киргизия, Молдова, Украина, Узбекистан, Таджикистан, Македония, Турция, Израиль и другие. Полный перечень стран, с указанием режима въезда (визовый или безвизовый) приведен в Письме МИД России от 27 апреля 2012 г. № 19261/кд.

Существуют категории иностранных работников, разрешение на работу которых в России не требуется . Полный перечень таких работников приведен в статье 13 закона N 115-ФЗ, среди них:

  • граждане Белоруссии, Казахстана и Армении (основанием такого порядка является статья 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. Предполагается, что вскоре к этому упрощенному порядку присоединится и Киргизия);
  • временно проживающие (имеющие разрешение на временное проживание в РФ);
  • постоянно проживающие (получившие вид на жительство в РФ);
  • дипломатические и консульские работники;
  • журналисты, аккредитованные в России;
  • работники иностранных организаций, выполняющие монтажные работы, сервисное, гарантийное и постгарантийное обслуживание и ремонт оборудования, поставленного в Россию;
  • иностранные студенты, работающие во время каникул, или в учебных заведениях, где они учатся;
  • профессорско-преподавательский состав;
  • беженцы и получившие временное убежище на территории РФ.

Самая многочисленная категория иностранных работников, которые не попадают в этот список (а значит, им нужен разрешительный документ на работу в России) - это граждане соседних стран, с которыми у нас установлен безвизовый режим. На таких иностранных работников система квотирования рабочих мест не распространяется, им надо только оформить патент.

Патент для иностранного работника

До 2015 года работа иностранцев на основе патента была возможна лишь у частных лиц, в роли домашнего персонала. Для трудоустройства в российских организациях и ИП безвизовым иностранцам, так же, как и прибывающим из стран с визовым режимом, необходимо было получить разрешение работу. Теперь же патент дает право иностранному работнику из безвизовой страны работать у любого российского работодателя - организациях, ИП, частных нотариусов, адвокатов, граждан.

Обратиться за получением патента, который дает право работать в России, иностранец обязан в течение 30 дней со дня въезда , причем, в его миграционной карте, которую он заполняет на границе, целью приезда должна быть указана именно работа. За нарушение 30-дневного срока обращения за патентом штраф составляет от 10 до 15 тысяч рублей (статья 18.20 КоАП РФ).

Прежде чем обратиться за получением патента, иностранцу необходимо пройти медкомиссию и подтвердить знание русского языка. И то, и другое проводится в специальных аккредитованных организациях, контакты которых надо узнавать в региональных подразделениях ФМС. Кроме того, надо оплатить полис ДМС (медицинская страховка), выданный организацией, находящейся на территории, где собирается работать иностранец.

В пакет документов для получения патента входят:

  • заявление о выдаче патента;
  • документ, удостоверяющий личность и признаваемый в этом качестве на территории России;
  • миграционная карта;
  • полис ДМС;
  • документы, подтверждающие прохождение медосмотра;
  • документ, подтверждающий владение русским языком, а также знание истории России и основ российского законодательства;
  • документ о постановке на регистрационный учет по месту пребывания;
  • подтверждение оплаты стоимости патента.

Срок оформления патента после подачи документов - 10 рабочих дней. Патент выдается за плату, которая признается фиксированным авансовым платежом по НДФЛ иностранного работника. Стоимость патента на месяц составляет 1200 рублей в месяц, дополнительно эта сумма увеличивается на коэффициент-дефлятор (в 2017 году он равен 1,625) и региональный коэффициент, который устанавливают местные власти субъектов РФ. Так, в Москве за патент ежемесячно надо платить 4200 рублей.

Принимать на работу иностранного работника можно только по той специальности (или профессии) и на той территории, которая указана у него в патенте. Оформить патент можно на срок от 1 до 12 месяцев, а для граждан Таджикистана срок действия патента составляет до трех лет. Срок патента при его выдаче будет зависеть от числа оплаченных месяцев, далее его можно продлевать, не обращаясь больше в ФМС, а просто оплачивая очередное количество месяцев (можно по одному месяцу).

Если иностранный работник проработал на основании патента 12 месяцев, то его можно переоформить на такой же срок, для чего надо обратиться в ФНС за 10 дней до истечения срока его действия. Переоформление патента аналогично процедуре его получения, дополнительно надо предоставить соответствующее ходатайство работодателя или заказчика и договор (трудовой договор или гражданско-правовой договор). Переоформить патент разрешается только один раз, т.е. проработать в России непрерывно и без выезда иностранный работник сможет не более двух лет. Далее ему нужно выехать и повторить всю процедуру получения патента заново.

По мнению чиновников, в основу трудоустройства иностранных работников на основе патента положен справедливый принцип - теперь подготовка и оформление документов на право работы является обязанностью самих иностранцев. Уйдут в прошлое продажи квот и коррупция при получении разрешений на работу. Однако, те, кто реально сталкивался с новой процедурой оформления патента, считают, что никакого улучшения ситуации не произошло.

Причин тому несколько:

  • сбор необходимых документов выглядит простым только на бумаге, в реальности потенциальные работники сталкиваются с огромными очередями в пунктах ФМС и бюрократическими проволочками. Например, получение патента для работы в Москве оформляется только в одном подразделении УФМС, и даже не на территории столицы, а в деревне Сахарово;
  • раньше, получая разрешение на работу, безвизовые иностранные работники знали, куда именно он будут трудоустраиваться, теперь же найти работодателя они могут только после получения патента;
  • срок обращения за получением патента составляет всего 30 дней против 90 дней, которые полагались на получение разрешения на работу;
  • и самое главное - работодатель, нанявший иностранного работника с действующим патентом, должен постоянно следить за сроком его действия и продления, т.к. если у него будет работать иностранец с просроченным или аннулированным патентом, то работодатель будет привлечен к той самой ответственности по статье 18.15 КоАП РФ - штраф до 800 тысяч рублей или приостановление деятельности.

Можно сказать, что российские бюрократы в очередной раз не смогли осуществить в реальности благое намерение обеспечить рынок труда квалифицированной дешевой рабочей силой из соседних стран, одновременно пополнив казну поступлениями от стоимости патентов. Все, что сумели - закрутить гайки и сделать крайними работодателей и самих иностранных работников, которым при любом нарушении процедуры (даже не всегда от них зависящим) закрывается въезд в Россию. По неофициальным данным число таких иностранцев приблизилось к миллиону.

Привлечение иностранного работника из страны с визовым режимом

Таких работников значительно меньше, чем тех, кто имеет право работы в России на основании патента, и здесь к оформлению разрешительных документов привлекается и работодатель. Для этого нужно обратиться в территориальное подразделение ФМС с заявлением о выдаче разрешения на работу для иностранного работника. Административный регламент получения разрешения приведен в приказе ФМС России от 30 октября 2014 г. № 589.

Разрешение на работу не будет выдано, если региональная квота на работников такого профиля уже превышена. Квоты на 2017 год для привлечения работников из стран с визовым режимом установлены постановлениями Правительства РФ от 8 декабря 2016 г. № 1315.

Налоги и страховые взносы за иностранных работников

Какой-либо экономии на налогах при привлечении иностранных работников нет, что совершенно справедливо, иначе такие работники составляли бы конкуренцию российским гражданам на рынке труда. Скорее можно говорить об имеющемся, в некоторой степени, двойном налогообложении иностранных работников.

Выше мы уж упоминали, что стоимость патента - это не просто обязательный сбор, а фиксированный авансовый платеж налога на доходы физических лиц. Ставка НДФЛ для резидентов равна 13%, если же период нахождения меньше этого срока, то налоговая ставка составит 30%. Резидентом РФ признается любое физическое лицо (независимо от гражданства), которое находилось на территории РФ больше 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Таким образом, если иностранный работник проработал на основании патента больше 6 месяцев, то его доходы облагаются по ставке13%.

Удерживать и переводить в бюджет НДФЛ с зарплаты любого работника должен работодатель, но вспомним, что иностранец при оплате патента уже внес авансовый платеж по этому налогу. Так, если рассчитать, какой должна быть зарплата, чтобы НДФЛ с нее составил 4000 рублей (стоимость патента в Москве), то мы получим 32 307 рублей. А если зарплата ниже или выше этой суммы, придется делать перерасчет.

При этом, чтобы учесть авансовый платеж по НДФЛ, который в виде оплаты за патент иностранный работник уже внес, необходимо получить от налоговой инспекции разрешение на этот налоговый вычет. Если же такого разрешения не будет, то доходы иностранца облагаются дважды: первый раз при оплате патента, второй раз - при удержании НДФЛ при выплате ему зарплаты.

По поводу страховых взносов ситуация следующая:

  • пенсионное страхование иностранных работников такое же, как и россиян (статья 22.1 закона № 167-ФЗ), поэтому и СНИЛС на иностранцев тоже надо оформлять;
  • оформить медицинский полис должен сам работник, перед устройством на работу (кроме граждан Беларуси, Казахстана и Армении, которые приравнены в вопросе медстрахования к российским гражданам);
  • ставка взносов в ФСС составляет 1,8% вместо 2,9%.

Оформление иностранного работника

В течение трех рабочих дней работодатель обязан сообщить в территориальное подразделение ФМС о приеме или увольнении иностранного работника , причем даже тех иностранцев, для трудоустройства которых не требуется разрешения, например, граждан Белоруси, Казахстана и Армении.

До 2015 года работодатели должны были сообщать о найме иностранных работников еще и в налоговую инспекцию, теперь эта обязанность упразднена. Сведения о таких работниках налоговики получают от ФМС напрямую.

Принять иностранных работников можно не на каждую позицию, есть виды деятельности, которые осуществлять им нельзя (статья 14 закона№ 115-ФЗ). Среди них муниципальная служба; работа в качестве членов экипажей морских судов, самолетов; в организациях, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ. Быть лицом, на которое возложено ведение бухучета, могут только иностранные работники, проживающие в России временно или постоянно.

Иностранца, если он прибыл из соседних безвизовых стран, может быть образца 1974 года, выданная еще в СССР. Такие трудовые книжки действительны на территории России, и их можно продолжать вести. Если российской трудовой книжки у иностранного работника нет, ее нужно завести заново. Продолжать вести книжку иностранного образца или переносить из нее записи нельзя. Если вы принимаете на работу водителя-иностранца, то знайте, что водительское удостоверение иностранного образца будет действовать на территории РФ до 1 июня 2017 года.

С иностранным работником заключается , так же, как и с российским гражданином, но в перечень обязательных документов будет добавлено основание нахождения иностранца в РФ: вид на жительство, разрешение на временное проживание, разрешение на работу или патент. Основания для увольнения иностранца дополнены еще перечнем, приведенном в статье 372.6 ТК РФ.

Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы для работодателя

Наличие у работника специального документа, подтверждающего право на занятие трудовой деятельностью

патент или разрешение на работу*(8)

Дополнительные документы, предъявляемые работником при приеме на работу

патент/разрешение на работу*(12)

разрешение на временное проживание*(14)

Дополнительные сведения, указываемые в трудовом договоре

сведения о разрешении на работу*(16)

сведения о патенте/ разрешении на работу*(17)

сведения о разрешении на временное проживание*(18)

Уведомление органов государственной власти о заключении трудового договора

В течение трех рабочих дней с даты заключения трудового договора необходимо уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в том субъекте РФ, в котором работник осуществляет трудовую деятельность*(21) . Форма и порядок уведомления утверждены приказом МВД России от 04.06.2019 N 363

2. Дополнительные основания прекращения трудовых отношений с иностранными гражданами

Основание увольнения

Особенности прекращения трудовых отношений

приостановление действия, окончание срока действия, аннулирование разрешения на привлечение и использование иностранных работников

иностранные граждане, временно пребывающие на территории РФ на основании визы

работнику выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (ст. 327.7 ТК РФ)

аннулирование разрешения на работу или патента

аннулирование разрешения на временное проживание

аннулирование вида на жительство

окончание срока действия разрешения на работу или патента

временно пребывающие иностранные граждане

Трудовой договор подлежит прекращению по истечении одного месяца со дня окончания срока действия указанных документов (часть вторая ст. 327.6 ТК РФ). На указанный период работники должны быть отстранены от работы (ст. 327.5 ТК РФ). Если в течение указанного периода работники продлят срок действия указанных документов или получат новые документы, трудовые отношения не прекращаются

окончание срока действия разрешения на временное проживание

временно проживающие иностранные граждане

окончание срока действия вида на жительство

постоянно проживающие иностранные граждане

окончание срока действия договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо прекращение действия заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, которые обеспечивают оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме

временно пребывающие иностранные граждане

приведение численности работников, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в соответствие с установленными федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ ограничениями на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства

трудовой договор прекращается не позднее окончания срока, установленного соответствующими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации (часть третья ст. 327.6 ТК РФ)

невозможность предоставления работнику прежней работы по окончании срока временного перевода в соответствии с частью второй статьи 327.4 ТК РФ

временно пребывающие

работник, должен быть в письменной форме предупрежден работодателем об увольнении не менее чем за три календарных дня до увольнения (часть четвертая ст. 327.6 ТК РФ)

невозможность временного перевода работника в соответствии с

В статье рассмотрены особенности трудоустройства иностранных граждан с учетом изменений 2019 года, актуальных и в 2020, дана пошаговая инструкция и перечень документов, которые нужно оформить.

Читайте в нашей статье

Оформление на работу иностранных граждан в 2020 году

Первостепенной задачей любого государства является обеспечение работой своих граждан, поэтому многие страны вводят квоты для иностранцев с целью защиты национального рынка труда. Не является исключением и Россия. Правила приема на работу иностранных граждан обязаны исполнять все компании-работодатели независимо от форм собственности.

Прием иностранцев на работу в 2020 году, как и в 2019, действующим законодательством не запрещен. В отношении многих из них действуют общие правила. Условия трудоустройства этой категории соискателей определяются их особым юридическим статусом. Например, они зависят от того, временно или постоянно проживает иностранец в нашей стране, прибыл по визе или по безвизовому режиму.

Условия и порядок приема на работу иностранных граждан регламентируются федеральным законодательством, в частности, законом № 115-ФЗ. Кроме того, в 2020 году в отношении них будут действовать ограничения на трудоустройство, установленные Постановлением Правительства РФ № 1271 от 30 сентября 2019 года. Этот нормативный акт устанавливает квоты по областям экономической деятельности. Под ограничения попали те же отрасли, что и в 2019-м (Постановление № 1365 от14.11.2018). Допустимую долю в них не изменили, за исключением отдельных регионов.

Доля иностранцев в компаниях, которые выращивают овощи, осталась прежней: до 50%. Сейчас это ограничение не работает в Приморском крае и Астраханской области. В 2020 году эти условия должны соблюдать все регионы. Строительные компании в Бурятии, Амурской области и Москве могут нанимать иностранных работников без ограничений. В остальных регионах их доля не должна превышать 80% от общего числа работников, а в Республике Дагестан - 50%.

Привести численность иностранных работников в соответствие с допустимой долей нужно до 31 декабря 2019-го (п. 5 ст. 18.1 Закона № 115-ФЗ), иначе компании грозит штраф от 800 тыс. до 1 млн руб. либо приостановка деятельности на срок от 14 до 90 суток (ч. 1 ст. 18.17 КоАП).

Внимание! Ограничения не касаются высококвалифицированных специалистов-иностранцев и членов их семьи, временно или постоянно проживающих мигрантов – ст. 2, п. 2. № 115-ФЗ.

Как уже говорилось, условия трудоустройства иностранных граждан определяются их статусом. Всего таких статусов четыре.

1. Постоянно живущий в России иностранец на основании вида на жительство, выдаваемого сроком на 5 лет, который может продлеваться неоднократно.

2. Живущий временно на основании разрешения на временное проживание, выдаваемого на срок до трех лет.

3. Прибывший из страны, с которой у России установлен визовый режим, временно пребывающий на основании визы.

4. Приехавший из страны, с которой установлен безвизовый режим, пребывающий в России временно.

Особенности приема на работу граждан СНГ

Принимать на работу граждан СНГ можно в упрощенном порядке. Это относится к гражданам Азербайджана, Абхазии, Армении, Казахстана, Белоруссии, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана, Украины, Южной Осетии.

Исключение составляет только одна страна - Туркменистан. Работников с гражданством Туркменистана принять на работу придется в ином порядке.

Прием на работу иностранного гражданина с видом на жительство

Прием на работу с видом на жительство в России в 2019 году и далее в 2020, а также с разрешением на временное проживание, производится на общих условиях. Это значительно упрощает работу кадровика, поэтому компании охотно трудоустраивают эту категорию иностранцев. При этом не существует каких-либо территориальных ограничений. В то время, как мигранты с разрешением на временное проживание местом своего жительства могут выбрать только населенный пункт в пределах того субъекта РФ, где получено разрешение. Следовательно и трудоустраиваться они могут только на предприятия этого региона.

Вид на жительство выдают, если иностранец прожил в РФ не менее года на основании разрешения на временное проживание. С 1 ноября 2019 года действуют новые правила выдачи вида на жительство – теперь его начали выдавать без срока действия (Законы от 02.08.2019 № 257-ФЗ и 258-ФЗ). Раньше срок ограничивался пятью годами, а затем его надо было продлять. Срок действия вида на жительство высококвалифицированных специалистов и членов их семей по-прежнему соответствует периоду разрешения на работу.

Во время обучения по программе профессиональной переподготовки "Организация работы с персоналом" вы узнаете, как оформлять кадровую документацию по новым правилам, как оценивать кандидатов и принять на работу нового сотрудника, как внедрять профстандарты и что делать, если квалификация работников не соответствует их требованиям, и многое другое. После завершения учебного курса вас ждет официальный диплом.

Разрешение на работу для иностранных граждан в 2020 году

Временно пребывающие на основании визы мигранты обязаны получить разрешение на работу. При этом работодатель должен учитывать, что срок пребывания такого работника на территории нашей страны ограничен тем периодом, на который выдана виза. Разрешение на работу выдают в пределах квоты, которую ежегодно устанавливает Правительство РФ, а по регионам квоты распределяет Минтруд.

В 2019-м квота для разрешений на работу и приглашений на въезд для работы составляет 144 583 человека . В 2020-м Правительство планирует установить квоту в размере 104 993 – на 39 590 разрешений меньше.

Новый перечень профессий, которым разрешение на работу в 2020 году выдают без учета квоты, утвержден . Он состоит из 80 пунктов. Добавлены семь технических специальностей: диспетчер, инженер по расчету режимов, инженер-программист, мастер по ремонту технологического оборудования, оператор технологических установок, слесарь по ремонту технологических установок, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования. Исключены инженер по качеству, менеджер в общественном питании и гостиничном обслуживании, метрдотель или администратор торгового зала, переводчик технической литературы, шеф-повар.

Для принятия на работу иностранного гражданина, имеющего визу на въезд, работодатель в установленном порядке обязан оформить в территориальных миграционных органах МВД РФ специальное разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Иностранным гражданам, на руках у которых есть миграционная карта, для въезда виза не требуется. Но тогда срок их пребывания в нашей стране ограничивается 90 днями. Если этот срок продлен не будет, они обязаны выехать из страны.

Безвизово въехавшие в страну иностранцы обязаны купить патент , чтобы подписать трудовой договор с российской организацией-работодателем. При этом все иностранные граждане, пребывающие временно, могут трудоустраиваться только в тех регионах, где выдано разрешение на работу или патент.

Прием на работу иностранцев - граждан стран ЕАЭС

Членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), кроме России, являются Казахстан, Беларусь, Армения, и Киргизия. На основании подписанного этими странами союзного договора, их гражданам при трудоустройстве в других государствах - членах ЕАЭС не требуется оформлять какие-либо разрешительные документы на трудоустройство.

Так, например, граждане Армении или Казахстана до приема на работу должны либо зарегистрироваться по месту жительства (при наличии требующегося пакета документов), либо в течении недели встать на миграционный учет. Только при этом условии они смогут оформлять трудовые отношения на общих основаниях. Будущему работодателю они должны будут предъявить тот же пакет документов.

При приеме на работу следует:

  1. Получить у соискателя необходимые документы (кроме военного билета);
  2. Заключить трудовой договор;
  3. Издать приказ о приеме;
  4. Уведомить территориальный миграционный орган о приеме на работу трудового мигранта в течение трех рабочих дней после подписания с ним трудового договора.

Как принять иностранца на работу в 2020 году: пошаговая инструкция (с учетом изменений 2019)

Когда речь идет об иностранных гражданах, прибывших в страну по визе, алгоритм их трудоустройства будет следующим.

Шаг 1. Регистрация предприятия в миграционных органах в качестве работодателя иностранцев.

Необходимо пройти процедуру регистрации вашей компании в местном миграционном органе и получить разрешение на прием на работу иностранцев с учетом установленной квоты.

Шаг 2. Направление извещения в Центр занятости о намерении взять на работу иностранных специалистов или рабочих.

Нужно сообщить в госорган по занятости населения о том, что вы собираетесь трудоустраивать граждан иных государств.

Шаг 3. Оформление приглашения, по которому будущему сотруднику выдадут въездную визу в Россию.

Разработайте шаблон и оформите приглашение для работника-иностранца, которого вы хотите привлечь к работам на предприятии.

Шаг 4. Оформление разрешения на работу для физического лица.

Помогите с оформлением разрешения на работу сотруднику-иностранцу.

Шаг 5. Уточнение гражданства, статуса и режима пребывания, проверка наличия у соискателя всех нужных документов.

Проверьте статус иностранца и все необходимые документы. Помните, что от его статуса зависит, имеет ли он право работать в вашей компании. В случае нарушения закона отвечать будет работодатель.

Разработайте шаблон трудового договора, адаптируйте его для конкретной должности и оформите должным образом трудовые отношения с иностранцем.

Шаг 7. Подготовка пакета документов, необходимых для регистрации трудового мигранта.

Соберите необходимый пакет бумаг для того, чтобы иностранец мог пройти регистрацию.

Шаг 8. Уведомление соответствующих госорганов.

Своевременно направьте уведомления о приеме на работу иностранца в Управления по делам миграции МВД, территориальный налоговый орган.

Документы при приеме на работу иностранца

Документы, которые необходимо проверить

Безвизовые работники - граждане иностранных государств

Пребывающие временно

Проживающие временно

Проживающие постоянно

Граждане ЕАЭС

Удостоверение личности

Паспорт сотрудника - гражданина иностранного государства

Паспорт работника - гражданина иностранного государства или вид на жительство

Паспорт гражданина иностранного государства

Трудовая книжка

Российского или советского образца. Если книжки нет, то при ее отсутствии новая оформляется работодателем за счет средств работника

Свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС)

При отсутствии, когда иностранец устраивается на работу в России впервые, оформить его должен работодатель

Военный билет

Не требуется

Документы об образовании

Если к занимаемой должности предъявляются определенные квалификационные требования

Документ, подтверждающий право на труд

Патент или разрешение на работу, оформленное до 01.01.2015 г., миграционная карта

Разрешение на временное проживание

Вид на жительство

Не требуется

Документ, подтверждающий право на оказание медпомощи

Полис или договор о добровольном медстраховании

Не требуется

Прием на работу иностранца с патентом в 2020 году

Для трудоустройства безвизовых сотрудников, имеющих патент, предприятие не обязано получать регистрацию в территориальном управлении МВД в качестве работодателя трудовых мигрантов. В других случаях без этого статуса привлекать к работе выходцев из других стран не дозволяется. Но обратите внимание, что при заключении трудовых договоров с теми сотрудниками, кто имеет патент, не требуется уведомлять ни налоговые органы, ни центры занятости населения.

Это, в частности, касается приема на работу граждан Узбекистана, Таджикистана, Молдавии. Кроме них, право въезда в Россию без визы также имеют граждане Абхазии, Южной Осетии, Азербайджана и Украины.

Перечень документов, которые иностранный работник с патентом должен представить в отдел кадров при трудоустройстве, собран в таблице выше. Работодателю нужно учесть, что, начиная с 2015 года, прием на работу граждан ДНР, даже временно пребывающих, осуществляется без обязательного в остальных случаях предъявления патента. Эта категория соискателей имеет статус беженцев и, в соответствии с законодательством, покупать патент они не должны.

Кроме того, перечень документов при приеме на работу иностранца с патентом, с которым заключается договор гражданско-правового характера, сокращается - стороне, подписывающей соглашение в качестве исполнителя, предъявлять трудовую книжку уже не нужно.

Все нормы трудового законодательства распространяются на трудовые отношения, в том числе, с участием трудовых мигрантов, без всяких ограничений, если исключения не установлены иными законами федерального уровня или договорами, заключенными между странами.

Прием на работу иностранцев регулируется ст. 64, которая прямо запрещает необоснованно отказывать в трудоустройстве любым кандидатам. При этом работодатели имеют право устанавливать для них квалификационные требования в соответствии с профстандартами или должностными инструкциями. Но они не должны иметь дискриминационных признаков, поскольку могут быть оспорены в судебном порядке.

Законной причиной отказа могут стать несоответствия, выявленные в миграционных и удостоверяющих личность документах, истекший срок их действия. Поэтому при приеме на работу иностранцев работодатель должен очень внимательно проверить все документы, представленные соискателями. Если разночтения и несоответствия будут выявлены, кандидату нужно отказать в трудоустройстве, чтобы избежать крупных штрафов.

КонсультантПлюс: примечание.

Национальный порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в РФ не применяется (Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4).

Статья 13. Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации

1. Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

2. Работодателем в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей) и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Заказчиком работ (услуг) в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей) и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). В качестве заказчика работ (услуг) может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) постоянно или временно проживающих в Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;

3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;

4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;

5) являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;

6) обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и работающих в свободное от учебы время в этих образовательных организациях, в хозяйственных обществах или в хозяйственных партнерствах, созданных бюджетными или автономными образовательными организациями высшего образования, в которых они обучаются;

(пп. 7 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве научных или педагогических работников, в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования образовательными организациями высшего образования, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами, государственными научными центрами, иными научными организациями, в которых действуют диссертационные советы, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо иными научными организациями и инновационными организациями согласно критериям и (или) перечню , утвержденным Правительством Российской Федерации, либо в качестве педагогических работников для проведения занятий в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия педагогической деятельностью в духовных образовательных организациях;

(пп. 8 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1) приглашенных в Российскую Федерацию с деловой или гуманитарной целью либо в целях осуществления трудовой деятельности и привлекаемых помимо этого для занятия научно-исследовательской и (или) педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования в научных организациях и образовательных организациях высшего образования, за исключением духовных образовательных организаций;

(см. текст в предыдущей редакции)

8.2) прибывших в Российскую Федерацию не более чем на тридцать суток для осуществления гастрольной деятельности (организации и проведения на основании гражданско-правовых договоров на возмездной и (или) безвозмездной основе мероприятий, в ходе которых иностранный гражданин, являющийся творческим работником, осуществляет публичное исполнение произведений литературы, искусства или народного творчества) либо для осуществления по приглашению и в интересах государственных учреждений культуры и искусства творческой, просветительской, научно-исследовательской и (или) педагогической деятельности;

(см. текст в предыдущей редакции)

8.3) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве медицинских, педагогических или научных работников в случае их приглашения для занятия соответствующей деятельностью на территории международного медицинского кластера;

8.4) прибывших в Российскую Федерацию с гостевым визитом либо для осуществления научных или культурных связей и контактов и привлекаемых помимо этого государственными учреждениями культуры и искусства для осуществления деятельности, указанной в подпункте 8.2 настоящего пункта, в течение срока, не превышающего тридцати суток;

9) являющихся аккредитованными работниками аккредитованных в установленном порядке на территории Российской Федерации представительств иностранных юридических лиц, на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

10) осуществляющих трудовую деятельность в случае и порядке, предусмотренных частью четвертой статьи 63 и статьей 348.8 Трудового кодекса Российской Федерации;

11) признанных беженцами на территории Российской Федерации, - до утраты ими статуса беженца или лишения их статуса беженца;

12) получивших временное убежище на территории Российской Федерации, - до утраты ими временного убежища или лишения их временного убежища.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.2. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами).

(см. текст в предыдущей редакции)

4.3. Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территории Российской Федерации в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи определяются Федеральным законом "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

4.4. Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территории Российской Федерации в связи с организацией проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году в городе Владивостоке определяются Федеральным законом "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

4.5. Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случае, если иностранные граждане:

1) прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;

2) являются высококвалифицированными специалистами и привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.2

3) являются членами семьи высококвалифицированного специалиста, привлеченного к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона;

4) обучаются в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию;

5) привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.5

4.6. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, при выдаче ему разрешения на работу или патента подлежит фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке , определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, с последующим внесением полученных сведений в банк данных об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности, создаваемый в соответствии со статьей 18.2 настоящего Федерального закона. Действие настоящего положения не распространяется на высококвалифицированных специалистов, получающих разрешение на работу в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, а также на иностранных граждан, получающих разрешение на работу в соответствии со статьей 13.5 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.7. Организации, оказывающие услуги по трудоустройству иностранных граждан на территории Российской Федерации, в течение трех рабочих дней со дня трудоустройства иностранного гражданина обязаны уведомлять об этом территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Порядок представления уведомления о трудоустройстве иностранного гражданина на территории Российской Федерации и его форма устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.8. Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории инновационного центра "Сколково" устанавливаются Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково".

4.9. Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации в связи с осуществлением мероприятий, предусмотренных Федеральным законом "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливаются указанным Федеральным законом .

(см. текст в предыдущей редакции)

4.9-1. Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территориях опережающего социально-экономического развития определяются Трудовым кодексом Российской Федерации.

4.10. Установленные подпунктами 6 и 7 пункта 4 настоящей статьи правила не применяются в отношении иностранных граждан, совмещающих в Российской Федерации осуществление трудовой деятельности с обучением, в случае, если данные иностранные граждане прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в целях осуществления трудовой деятельности либо на основании обыкновенной рабочей визы.

4.11. Особенности осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации иностранными гражданами, являющимися членами жюри Международного конкурса имени П.И. Чайковского, определяются Федеральным законом "О регулировании отдельных вопросов, связанных с проведением в Российской Федерации Международного конкурса имени П.И. Чайковского, и внесении изменения в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

(см. текст в предыдущей редакции)

4.12. Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории международного медицинского кластера устанавливаются Федеральным законом "О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

4.13. Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территориях инновационных научно-технологических центров устанавливаются Федеральным законом "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

5. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.

6. С учетом особенностей региональных экономических связей уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти может устанавливать случаи осуществления трудовой деятельности:

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) иностранным гражданином, временно пребывающим в Российской Федерации, - вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, а в случае осуществления иностранным гражданином трудовой деятельности в порядке, установленном статьей 13.4 настоящего Федерального закона, - вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин обучается;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) иностранным гражданином, временно проживающим в Российской Федерации, - вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.

7. После принятия к рассмотрению документов для оформления иностранному гражданину разрешения на работу или патента федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган проверяет факт постановки на учет в налоговом органе данного иностранного гражданина на основании сведений, имеющихся в государственной информационной системе миграционного учета.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае отсутствия указанных сведений федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган не позднее дня, следующего за днем принятия к рассмотрению документов для оформления иностранному гражданину разрешения на работу или патента, направляет сведения о постановке данного иностранного гражданина на миграционный учет по месту пребывания в налоговый орган по месту своего нахождения. Налоговый орган не позднее дня, следующего за днем постановки на учет иностранного гражданина, направляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган сведения о постановке иностранного гражданина на учет в налоговом органе. Обмен сведениями осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иным способом в электронном виде при условии соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

(см. текст в предыдущей редакции)

настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

(см. текст в предыдущей редакции)

Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел обмениваются с органами исполнительной власти, ведающими вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, и налоговыми органами сведениями о привлечении работодателями и заказчиками работ (услуг) иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности. Обмен сведениями осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иным способом в электронном виде при условии соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. На основании соглашения о взаимодействии между федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и субъектом Российской Федерации уполномоченная данным субъектом Российской Федерации организация участвует в осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов, в том числе осуществляет прием заявлений и документов, необходимых для выдачи или переоформления патента, а также оказывает содействие в проведении обязательной государственной дактилоскопической регистрации иностранных граждан, обращающихся за получением патента, и их фотографировании. Указанные участие и содействие осуществляются без привлечения средств федерального бюджета.

11. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в случае изменения в течение срока действия разрешения на работу фамилии, имени или отчества (последнее - при наличии) иностранного гражданина либо реквизитов документа, удостоверяющего его личность на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, данный иностранный гражданин в течение семи рабочих дней со дня въезда в Российскую Федерацию (при изменении его фамилии, имени или отчества (последнее - при наличии) либо реквизитов его документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, за пределами Российской Федерации) либо со дня изменения его фамилии, имени или отчества (последнее - при наличии) либо реквизитов его документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (при изменении его фамилии, имени или отчества (последнее - при наличии) либо реквизитов его документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, на территории Российской Федерации), обязан обратиться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, выдавший разрешение на работу, для внесения соответствующих изменений в сведения, содержащиеся в таком разрешении.

(см. текст в предыдущей редакции)


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав