22.09.2019

Референдум абсентеизм и его причины. Политический абсентеизм: причины, виды, проблемы, последствия, примеры


Социальная практика убедительно свидетельствует, что участие населения в политическом процессе и, прежде всего, в формировании выборных органов власти является условием успешного функционирования любого общества, построенного на демократических принципах. Никто из ученых и политических деятелей, приверженных принципам демократии, не ставит под сомнение тот факт, что исключение из активной политической жизни представителей определенных социальных групп, увеличение числа тех, кто сознательно дистанцируется от политики, неизбежно препятствует формированию структур гражданского общества, негативно сказывается на эффективности деятельности выборных органов власти.

Практически для всех, кто занимается проблемами политики в научном и практическом плане, является очевидным, что рост числа абсентеистов - это свидетельство несовершенства сложившейся политической системы, показатель роста недоверия к демократическим институтам, индикатор нарастания социальной напряженности в обществе. Именно с этим обстоятельством, прежде всего, связан тот пристальный интерес к проблеме абсентеизма, который демонстрируют многие из отечественных и зарубежных ученых.

Абсентеизм представляет собой естественноисторическое явление, неотъемлемый атрибут политической системы, построенной на принципах демократии и свободы. Он является феноменом политической жизни любого демократического общества и правового государства, вступившего на нисходящую ветвь своего развития. Широкое распространение абсентеизма, как в странах классической демократии, так и тех, которые недавно вступили на путь демократического развития, связано с нарастанием процессов дисфункциональности в их политических системах, исчерпанностью креативного потенциала исторически сложившихся демократических институтов, возникновением "подданнического" типа политической культуры у широких масс под воздействием СМИ.

Масштаб абсентеизма и формы его проявления напрямую связаны с историческими условиями становления институтов демократии, с различиями в менталитете народов, с существованием различных традиций и обычаев в данном социуме

Как известно, одной из характерных черт политической жизни постиндустриального общества является резкое снижение политической активности граждан. Рост числа абсентеистов фиксируется практически во всех высокоразвитых в экономическом отношении странах, начиная с Англии и заканчивая Японией. Таким образом, можно говорить о том, что абсентеизм стал своеобразной "визитной карточкой" новейшего времени.

Растет число абсентеистов и в России, где в выборах различного уровня не участвует от 40 до 70% потенциальных избирателей, тогда как в конце 80-х - начале 90-х годов в выборах депутатов Верховного Совета РСФСР, а затем депутатов первой и второй Государственной Думы РФ участвовало более 85% внесенных в списки избирателей.

Некоторые современные политики отмечают в качестве причины нарастающего абсентеизма простую лень избирателей. Такой аргумент едва ли можно признать убедительным. Причины, разумеется, глубже, серьезнее и требуют специального исследования. Анализ политологов и социологов позволяет выявить следующие причины нарастающего абсентеизма:

  • 1. Причины общесоциального и общеполитического характера. В качестве примера: длительные экономические трудности, на решение которых итоги выборов значительного влияния не оказывают, низкий уровень доверия к действующим органам власти, невысокий престиж депутатского корпуса в глазах населения.
  • 2. Причины, связанные с несовершенством законодательства и работой избирательных комиссий. Как отмечается специалистами, после каждых выборов, проходящих как на федеральном, так и на региональном уровне, выявляются недостатки, несовершенство законодательства, что приводит к внесению ряда существенных поправок в основной избирательный закон, т.е. ФЗ РФ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 02.11.2013) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Само наличие подобных недостатков провоцирует у населения недоверие.
  • 3. Причинны, связанные с особенностью конкретной избирательной кампании. В частности, непривлекательный кандидат, неинтересная агитация.
  • 4. Причины случайного характера. Например, погодные условия, состояние здоровья избирателя Микова Е. Причины абсентеизма в молодежной среде и возможные способы его устранения [Электронный ресурс] / Е.Микова.- Режим доступа: http://dо.gеndосs.ru/dосs/indеx-38515.html (27 ноября 2013).

Стоит отметить, что эти причины оказывают влияние на все категории граждан. Но молодежь признается наиболее активной социальной группой, однако именно она, как правило, составляет основу современных абсентеистов. Молодой человек 18-25 лет не посещает избирательный участок по ряду причин: взгляд на родителей, индивидуальные интересы, отсутствие веры в силу собственного голоса. Как показывают исследования политологов, социально зрелым и адаптированным к современным условиям жизни общества человек становится к 21 году, т. е. это середина молодежного возраста, после этого рубежа изменить предпочтение, в том числе политические взгляды достаточно трудно. Если представить, что уже сейчас современный молодой человек, достойная часть общества и государства, игнорирует участие в жизни своей страны, посредством выбора представителя власти, то будущая обстановка в этой стране не представляется такой уж безоблачной.

На сегодняшний день среди проблем общественного сознания, связанных с абсентеизмом, наиболее актуальной является абсентеизм молодежи. При этом необходимо отметить, что низкий уровень политического участия молодежи, или политический абсентеизм, не является исключительно российской проблемой. «Абсентеизм в большей степени наблюдается у молодежи» независимо от ее гражданства. Даже в развитых демократических странах Европы привлечение молодежи к участию в выборах - самой массовой, общедоступной, простой и наименее время- и ресурсозатратной форме политического участия - представляет собой задачу отнюдь не тривиальную. Меры, направленные на повышение уровня политического участия молодежи, принимаются на самом высоком уровне, создаются программы, выделяются средства, но молодежь по-прежнему отказывается приходить на избирательные участки.

В России же ситуация более сложная. Если говорить о причинах политического абсентеизма молодежи в России, то эксперты выделяют целый комплекс таковых, среди которых важнейшими мне представляются следующие.

«Во-первых, низкий уровень политической культуры и политико-правовой грамотности молодежи, которая обусловливает тот факт, что молодежь, особенно та ее часть, что проживает в регионах, не имеет четкого представления о механизмах трансляции своих интересов во власть, а также способах влияния на политический процесс и государственную власть, механизмах контроля за исполнением общественного запроса и т.д. В условиях демократизации и реформирования особенно важно, чтобы население, в частности, молодое, адекватно воспринимало идеологические и иные основания политического курса, принимаемых решений и политических действия власти. Это обеспечивает легитимность, то есть поддержку проводимых реформ. Именно поэтому низкий уровень политической грамотности вызывает или аполитичность, или протестные настроения.

Во-вторых, утрата доверия к государственным органам и процедурам, например, к электоральному процессу. Это происходит, или когда общественный запрос на «входе» не корреспондируется с политическим решением на «выходе», или когда уже сложилась ситуация, согласно которой результаты политического участия молодежи не находят отклика в государственных структурах, за счет чего она теряет веру в то, что способна разрушить этот барьер и что-либо изменить в политической системе или политическом курсе. Кроме того, коррумпированность политической системы как на региональном, так и на общенациональном уровне, содействуют утверждению мнения среди молодежи, что любые важные реформы можно «притормозить» или отклонить, а вместо них будут осуществляться изменения, выгодные политической или экономической элите.

В-третьих, еще сохраняющееся представление о том, что между гражданским обществом и властью нет диалога, а существуют чуть ли не конфронтационные отношения. Это вызвано сформированной за всю историю российского государства традицией, что сильная власть в стране - основной субъект политического процесса, который как законными, так и насильственными методами регламентирует жизнь населения, выбирает и претворяет в жизнь политический курс и производит реформирование. А народ, в свою очередь, является, своего рода, оппозицией государственной власти, которая всегда находится «на периферии» политического процесса и мобилизуется только во время кризиса политической системы (переходные периоды). Именно так формировалась аполитичность, пассивность населения в отношении политики в стране. То есть можно сделать вывод, что эта причина тесно взаимодействует с типом политической культуры. До недавнего времени в России она обозначалась как подданническая, то есть было слабое участие населения в политике, его массовое смирение с тем, что политический курс будет осуществляться государственной властью почти без учета общественного мнения наряду с ожиданиями, что сильная власть удовлетворит все нужды и обеспечит достойный уровень жизни. Однако сейчас, на мой взгляд, идет плавная трансформация подданнической политической культуры в культуру участия (активистская политическая культура). Для верификации данного утверждения нужно сказать, что все больше людей стремится принять активное участие в формировании и реализации политики, независимо от того, какие методы ими избираются - законные или незаконные, позитивные или протестные.

В-четвертых, уже упомянутый уровень жизни молодежи также играет свою существенную роль, поскольку, имея низкий уровень дохода, молодой человек скорее стремится преодолеть свои финансовые проблемы, чем политические. Последние, логично, что отодвигаются на задний план.В-пятых, отсутствие постоянно и эффективно функционирующих социально-политических «лифтов» - то есть тех факторов и механизмов, возможно даже цензов, которые определяющим образом влияют на вертикальную социальную мобильность населения, в данном случае, в политической сфере. Это напрямую связано с рекрутированием новых компетентных членов из социума в ряды политической элиты страны, которое на практике заменяется отбором нового «политического персонала» за счет личных связей или коррупционных махинаций. Еще одна проблема в рамках этой причины - сопротивление старших поколений, прочно занимающих долгое время место в политике, направленное на то, чтобы не допустить молодое поколение к управлению. Чаще всего это объясняется неквалифицированностью новых кадров или их радикалистским желанием изменить политический курс, но основной причиной является боязнь старшего поколения потерять свои посты.

Суммируя все вышесказанное, проблема абсентеизма как одной из базовых вариаций политического участия молодежи в России сейчас стоит достаточно остро, потому что все вышеперечисленные причины сохраняются по сей день» Катушева К. Тенденции политического участия молодежи в России: политический абсентеизм, автономное и мобилизованное участие [Электронный ресурс] / К. Катушева.- Режим доступа: http://rud.еxdat.соm/dосs/indеx-727397.html (30 ноября 2013). Хотелось бы отметить еще один важный факт. Поскольку институт выборов был привнесен в Россию из западных демократических режимов, которые в первые десятилетия демократизации и модернизации в мире (50-е гг. XX вв.) считались универсальной калькой для построения демократии, он еще не до конца укоренился в нашей стране в силу национальной специфики и исторического развития. Вместо того, чтобы получать поддержку со стороны населения, он скорее пока теряет свою ценность в глазах граждан, что вызвано и коррумпированность, и политическими традициями, и многими другими факторами. Все это приводит к политическому абсентеизму или нарастанию протестных настроений.

Среди перечисленных выше причин, наиболее серьезной для молодежи является низкая политическая и правовая культура, безразличие и отчуждение от избирательного процесса. Для ее устранения требуется повысить активность молодого избирателя, не только ознакомить его с конституционным правом избирать и быть избранным, но и показать механизм реализации этого права. Под правовой активностью следует понимать, прежде всего, свободное, правомерное поведение в части реализации своего субъективного избирательного права. С целью наиболее всестороннего анализа причин молодежного абсентеизма и возможностей его устранения, можно отметить элементы, составляющие части правовой активности граждан - это правовое воспитание, правовая культура и правосознание.

В результате правового воспитания у гражданина формируются правовые потребности, интересы, установки, ценностные ориентации, которые в значительной мере являются важными компонентами социально - психологической регуляции правомерного поведения. Здесь главным является то, что простое знание людьми законов, устройства государства, судопроизводства еще не гарант гражданственности действий этих людей в политико-правовой сфере. Правовая культура также выступает элементом правовой активности граждан, являясь ее фундаментом. Она выражается в единстве правомерного и социально - активного поведения индивида, его активной жизненной позиции в сфере права, законности и стремления к правопорядку.

Что касается правосознания как одного из элементов правовой активности граждан, то здесь главной является готовность гражданина к процессу реализации правовых норм в своем поведении.

Правосознание учитывает также нравственный и духовный потенциал населения, исторические особенности и характерные черты российского общества. Признается, что граждане сами, исходя из своей общечеловеческой, естественной сущности, должны найти наиболее правильный реальный путь применения правовой активности, в частности, в избирательном праве, где необходимость выбора продиктована уже в определении.

Итак, причин для уклонения от выборов существует достаточно много, но, среди перечисленных выше причин, наиболее серьезной для молодежи является низкая политическая и правовая культура, безразличие и отчуждение от избирательного процесса, что заведомо ведет нас не к лучшему будущему. Необходимо изменить существующий в обществе стереотип, ведь свободные выборы - это не свобода ходить или не ходить на выборы, а свобода выбора среди представленных кандидатов.

В современной России доля политически апатичных людей в составе населения довольно большая. Это обусловлено кризисом массового сознания, конфликтом ценностей, отчуждением большинства населения от власти и недоверием к ней, политико-правовым нигилизмом. Многие потеряли веру в собственные возможности, не верят, что могут повлиять на политические процессы, считают, что политические решения принимаются независимо от их участия в голосовании и других политических акциях. Люди не ощущают личной выгоды от участия в политике, считая, что она обслуживает интересы элиты.

На абсентеизм определенной части российского населения значительное влияние оказало крушение мифа о скорейшем вхождении в круг высокоразвитых стран.

Оценка роли абсентеизма в политической науке неоднозначна. Одни исследователи настаивают на необходимости вовлечения как можно большей части людей в различные формы политического участия. Другие считают, что ограниченное участие и неучастие может рассматриваться как стабилизирующий фактор, поскольку активизация аполитичных слоев населения, включение их в политический процесс может привести к дестабилизации политической системы.

Российская практика развития политического процесса свидетельствует о непредсказуемом, а иногда и противоположном ожиданиям характере поведения российского избирателя. Проявившаяся в последние десятилетия XX века тенденция к ослаблению зависимости между социальным статусом, принадлежностью к определенной группе и электоральным выбором говорит о том, что нет корреляции между политическим выбором, социально-профессиональной принадлежностью и социальным статусом личности, который осуществляет этот выбор. В этом отличительная особенность развития политического процесса в России. Проблема абсентеизма является одной из ключевых проблем российской демократии.

Стремительное расширение масштабов абсентеизма в последние годы говорит о нестабильности сложившейся в России политической системы. Снижение избирательной активности является, прежде всего, выражением разочарования населения в российской избирательной системе, утратой доверия к власти, свидетельством нарастания протестного потенциала в различных социальных группах, нигилистического отношения к демократическим институтам, политическим партиям и их лидерам Политология: Учебник / Под ред. М.А. Василика. - М.: Гардарики, 2005 .

«Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют»

Джордж Джин Нейтан.

Как гласит Конституция, Российская Федерация - демократическое государство. Единственным источником власти является народ, который осуществляет ее непосредственно (референдум, свободные выборы) и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Выборы это - форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.

Избирательное право является высшей ценностью демократического государства. Граждане обладают активным (могут избирать) и пассивным (могут быть избраны) избирательным правом. Реализуя свое право, народ выбирает своего правителя, свой путь дальнейшего развития государства и общества. Однако, одной из актуальных проблем современности стало категорическое нежелание населения участвовать в политической жизни. Предполагая о том, что воздержавшись от голосования, ничего не измениться, люди глубоко заблуждаются. Они неосознанно создают перевес в пользу оппонентов. Вдобавок, дают шанс сжульничать при подсчитывании результатов. В итоге к власти приходят люди, которые не заинтересованы в проведении прогрессивных реформ. В сложившейся ситуации целесообразно высказывание О. Бисмарка « неучастие в политике не освобождает от еѐ результатов». Несмотря на все сказанное, возникают вопросы: быть может, в семье и школе отсутствует воспитание политической культуры населения? Или быть может, пассивное отношение к политической жизни общества, есть результат когда-то существовавшего тоталитарного режима? Представляется, что для каждого существует свой ответ.

Итак, низкая посещаемость на выборах или вообще ее отсутствие, а также лень и простое нежелание участвовать в политической жизни общества в научной среде именуется абсентеизмом. Однако, прежде чем рассматривать проблему абсентеизма, необходимо разобраться в понятие явления «абсентеизм».

В политических системах всего мира абсентеизм достаточно распространенное явление: нередко в голосовании не принимают участия 50% и даже более избирателей, имеющих право голоса, или при голосовании хотя бы трех избирателей выборы считаются состоявшимися. В России это явление также распространено.

Абсентеизм (от лат. absens, absentis - отсутствующий, англ. absenteeism) - отсутствие индивидов в определенном месте в определенное время и связанное с этим невыполнение соответствующих социальных функций. Данная трактовка дефиниции является более общей по отношению к различным ее проявлениям в иных сферах жизни. Например, можно выделить трудовой, земледельческий, политический абсентеизмы. В данной статье речь идет о политическом абсентеизме как об одной из форм сознательного бойкотирования избирателями выборов, отказ от участия в них; пассивный протест населения против существующей формы правления, политического режима, проявление безразличия к осуществлению человеком своих прав и обязанностей. Иными словами изучаемое явление понимается как равнодушное отношение населения к политической жизни, аполитичное представление групп людей о том, что «один голос ничего не изменит», политика «не мое дело».

Свобода, которая выражается в том, что население не участвует в выборах, перевоплощается в отсутствующее сознание, индифферентизм к различным сферам общества и государства. Именно поэтому, как говорилось ранее, необходимо воспитывать политическую культуру в каждом человеке, чтобы он смог в дальнейшем претворить в жизнь свои избирательные права. То обстоятельство, что электорат активно игнорирует свое право, может привести к тому, что демократические основы страны будут подорваны. В результате происходит деформация: человек пассивен, население становится объектом манипулирования.

Как и в зарубежных странах, в Российской Федерации наибольшая активность избирателей проявляется на общенациональных выборах, значительно ниже она на региональных выборах и выборах органов местного самоуправления. Существующая разница объясняется рядом факторов.

Общенациональные выборы представляются более организованными, наблюдается более организованная работа избирательных комиссий. Предвыборная агитация проходит на высшем уровне. Незадолго до начала выборов проводят ряд телевизионных передач, посвященных кандидатам и их партиям для того, что бы донеси до населения политическую программу. Также на улицах страны размещаются баннеры с фотографиями, именами кандидатов и кричащими лозунгами, побуждающие население голосовать. Несомненно, для осуществления контрольной функции за проведением выборов предоставляются лучшие специалисты своего дела, для предотвращения фальсификации, мошенничества и иных преступлений и правонарушений. Резюмируя все сказанное, автор приходит к мнению о том, что население накануне голосования достаточно информировано, что даже ребенок сможет назвать кандидатов. Неявку на голосование при данных обстоятельствах можно объяснить только нежеланием населения участвовать в выборах, незаинтересованностью дальнейшего политического развития страны.

Обратной стороной является участие в региональных выборах и выборах в органы местного самоуправления. Всегда ли население знает список всех кандидатов? Или всегда ли политическая программа донесена до избирателя? Из личного опыта автора, можно сделать вывод о том, что население крайне мало информировано. Вдобавок ко всему наблюдается некачественная организация работы избирательных комиссий. Бюллетени доставляются с опозданием, когда голосование уже началось. Технические ошибки в бюллетенях могут доставлять сложности при голосовании. Например, был случай, когда в графе фамилии кандидата могло быть указано две фамилии, а голосовать, как известно, можно только за одного. Или, например, закон допускает осуществлять процедуру голосования на дому избирателям, которые не в состоянии по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) прибыть в помещения для голосования. При указанном случае встречались ситуации, когда член избирательной комиссии мог посоветовать кандидата или выездная бригада с урной брала с собой большое количество бюллетеней, а также члены комиссии разрешали голосовать родственникам по нескольким паспортам за отсутствующих граждан и тому подобное .

Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что неявка на региональные выборы или выборы в органы местного самоуправления объясняется тем, что население неуверенно в своем кандидате и не желает отдавать решение судьбы государства, города, села неизвестному человеку. Однако, цитата Нейтона, указанная в качестве эпиграфа к статье, не дает оправдания и этому аргументу, определяя, что таким образом народ выбирает плохую власть.

Чем же объясняется такое отношение к выборам? Что служит причиной уклонения граждан от участия в выборах?

О многие граждане, в частности молодые или люди, которые не обладают достаточными знаниями, не понимают значения выборов, не осознают, что участие в выборах это право, которое им предоставлено Конституцией Российской Федерации. По их мнению, так как это не обязанность, то можно и воздержаться от реализации данного права. Однако хочется донести до читателя, что хоть это и право, а не обязанность, но иногда от одного бюллетеня может зависеть исход выборов;

О многие граждане не верят в способность воздействовать на власть посредством выборов и считают, что результат выборов предопределен;

О избиратели могут не видеть среди кандидатов человека, который им импонировал бы, вызывал у них доверие или могут быть информированность населения о списке кандидатов;

О население считает, что отсутствует интриги и победитель известен заранее;

О также среди ученых существует мнение о том, что нежелание участвовать в выборах может быть вызвано боязнью взять на себя ответственность за принятое решение;

Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны непременно бороться с данным явлением, которое подрывает основу демократии. Однако каждый человек должен помнить о том, что, игнорируя возможность реализации своего избирательного права, он позволяет усидеть на месте не квалифицированному и коррумпированному бюрократу, прокладывающему путь к авторитаризму.

Как же заставить население участвовать в выборах? Наверно, данный вопрос становится одним из самых актуальных после подведения их итогов. На сегодняшний день из средств массовой информации все чаще можно услышать о том, что выборам необходимо придать статус праздника. Несмотря на то, что это серьезный день в жизни страны, города, района, предполагается, что его нужно сопровождать развлекательными мероприятиями, парадами, концертами. Положительным также считается появление самих кандидатов в избирательных участках, общение с населением. Актуальным остается поощрение подарком человека, который пришел на избирательный участок первым. К примеру сказать, избирателям- «дебютантам» дарят Конституцию Российской Федерации, ручки, блокноты, альбомы для фотографий, книги. Необычный подарок преподнесла комиссия Калтасинского район Республики Башкортостан. Они презентовали первой избирательнице гуся в корзине.

Однако, «метод пряника» не всегда реализуется в полном объеме, считает ряд ученых, и, когда абсентеизм нарастает с каждым годом все больше, встает вопрос о принятии радикальных мер. Речь идет о введении определенных санкций за уклонение от участии в выборах. Изучив зарубежную практику, можно привести в пример Италию, Германию, Австрию, Кипр, Люксембург, где за неучастие в выборах, граждане облагаются штрафов в размере от 25 евро до 70 евро. Гражданин Бельгии, за систематическое нарушение своего права, помимо штрафа, может быть лишен избирательного права на 10 лет. Примерами еще более радикальной системы являются Пакистан, Турция, Египет, где наряду со штрафом могут быть назначены каторжные работы, нарушитель может подвергаться уголовному преследованию или вообще ему может грозить тюремное заключение. Разумеется, процент зарегистрированных избирателей в указанных странах всегда очень высокий. Вдобавок, среди ученых, существует мнение о том, что, возможно стоит ввести имущественный или социальный ценз для участия в голосовании. Жестоко и неправомерно покажется читателю? «Честно и без принуждения»,- ответят они. Однако, не нужно забывать, что для них избирательное право является обязанностью, а не правом, как у нас в Российской Федерации. Поэтому для нашего правового государства применение таких радикальных мер недопустимо во избежание подрыва основ института демократии.

Избирательное право должно оставаться правом, согласно Конституции Российской Федерации. Необходимо воспитывать политическую культуру населения, политическую заинтересованность, а также заинтересованность в судьбе своего государства, города, района и желание внести вклад в их развитие. Ко всему сказанному, также учить молодежь уметь свободно мыслить, быть ответственными за свой выбор. Разумеется, не нужно забывать о совершенствовании средств агитирования и информирования.

Таким образом, эффективная борьба с абсентеизмом, совершенствование института демократии, воспитание политической культуры каждого, в конце концов, приведут к удовлетворению интересов как государственных органов и органов местного самоуправления, так и всего населения.

Список литературы

1. Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Конституционное право России: энциклопедический словарь / Под общей ред. В.И. Червонюка. - М.: Юрид. лит., 2002. - 432 с.

2. Мартынов С.А. Муниципальные выборы как фактор демократизации политического процесса. Автореф. дис…кондид. политич. наук. М., 2000

3. Политология: Учебник / Под ред. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2005.

4. Социологический словарь // [Электронный ресурс] URL: http://bizdel.ru/dict.html/

5. Федеральный Закон № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской Федерации» от 12 июня 2002 года.

6. Шоладеми С. Как заставить народ ходить на выборы? За неявку- беспощадно штрафовать // [Электронный ресурс] URL:

Регистрация кандидатов

8) Агитационная кампания . Законодатель определяет: сроки агитационной компании (начала, конца), условия и способы, места, использование СМИ (равные условия и равное время выступления кандидатов). В некоторых странах запрещено публиковать опросы общественного мнения за несколько дней до окончания агитации. Финансирование – см. вопрос 39.

9) Голосование . В большинстве стран голосование тайное, личное, методом бюллетеней. Бюллетени печатаются государством официального образца (в большинстве стран) и самими партиями (напр.Франция). Допускается голосование по почте (Великобритания, ФРГ), по доверенности, выдаваемой на родственников (Франция, ФРГ), во многих странах допускается досрочное голосование. Бывают и др.методы: механический рычаг, перфокарта (пробивание отверстия), электронная система прямой записи (сенсорный экран, кнопочные машины) и т.д.

10) Подсчет голосов, подведение итогов, опубликование . Подсчет осуществляется членами избирательных комиссий и др.органами, производится открыто и гласно, присутствуют партийные наблюдатели, представители независимых кандидатов, общественности, СМИ, международных наблюдателей (дают заключение о степени легитимности выборов). Действительность выборов или их недействительность подтверждается различными органами: прежде всего центральными избирательными комиссиями, подтверждение действительности может входить в компетенцию Парламента, Судебный порядок, Конституционным судом, Конституционный совет (Франция).

Это обязательные стадии. Также предусматриваются факультативные стадии:

12) Окончательное определение результатов голосования и опубликование итогов

Избирательные споры решаются в административном порядке (избирательными комиссиями) и судебном. Для судебного в некоторых странах создаются специализированные избирательные суды (Бразилия), в некоторых не создаются (США).


Абсентеизм (от латинского absentia - отсутствие), уклонение избирателей от участия в голосовании при выборах представительных органов или должностных лиц.

Абсентеизм – одна из форм сознательного бойкотирования избирателями выборов, отказ от участия в них; пассивный протест населения против существующей формы правления, политического режима, проявление безразличия к осуществлению человеком своих прав и обязанностей. В широком плане под абсентеизмом можно понимать факт равнодушного отношения населения к политической жизни , обывательское представление отдельных людей о том, что от них в политике ничего не зависит, политика "не мое дело" и т.д.



Масштаб абсентеизма напрямую связан с историческими условиями становления институтов демократии, с различиями в менталитете народов, с существованием различных традиций и обычаев в данном социуме.

ПРИЧИНЫ:

Абсентеизм вызван, как правило, аполитичностью граждан, утратой их доверия к государственным органам власти, низким уровнем политической компетенции избирателей, низкой значимостью результатов выборов для граждан. Абсентеизм оказывает негативное влияние, поскольку снижает легитимность власти и свидетельствует об отчуждении граждан от государства; в некоторых странах (Италия, Бельгия, Греция, Австрия) преследуется по закону.

Рост числа абсентеистов – это свидетельство несовершенства сложившейся политической системы, показатель роста недоверия к демократическим институтам, индикатор нарастания социальной напряженности в обществе.

Одной из характерных черт политической жизни постиндустриального общества является резкое снижение политической активности граждан. Рост числа абсентеистов фиксируется практически во всех высокоразвитых в экономическом отношении странах. (По данным Международного института демократии и содействия выборам (Стокгольм, Швеция), проводившего анализ активности избирателей на всеобщих парламентских и президентских выборах в 163 странах мира, среднестатистический показатель явки избирателей снизился за последние годы с 70 до 64%3). Таким образом, с известными допущениями можно утверждать, что абсентеизм стал своеобразной "визитной карточкой" новейшего времени.

Главной причиной абсентеизма является неприемлемость для части избирателей социального строя , института выборов, отсутствие интереса к политике и потребности заниматься политической деятельностью, а не сложности технического или организационного порядка, как это утверждает ряд западных авторов.

Можно выделить два основных вида абсентеизма : пассивный абсентеизм - низкая политическая и правовая культура определенных слоев населения, порождающая безразличие к политическому процессу и отчуждение от него и активный абсентеизм - результат отказа от участия в выборах по политическим мотивам, например несогласие с вынесением вопроса на референдум, отрицательное отношение ко всем кандидатам на президентских выборах и т.п.

Абсентеизм. Пути преодоления

Проблема абсентеизма в России сейчас стоит достаточно остро, чтобы она нуждалась не только в обсуждении, но и в принятии каких-то мер и решений. Однако прежде чем рассматривать проблему абсентеизма в электоральном поведении во всевозможных ее ракурсах, необходимо понять, что же такое абсентеизм.

Абсентизм – (от лат. «absens, absentis» – отсутствующий) – отстранение избирателей от участия в голосовании. В современных демократических странах абсентеизм достаточно распространенное явление: нередко в голосовании не принимают участия 50% и даже более избирателей, имеющих право голоса. В России это явление также распространено. Как и в зарубежных странах, в Российской Федерации наибольшая активность избирателей проявляется на общенациональных выборах, значительно ниже она на региональных выборах и выборах органов местного самоуправления.

Однако в контексте жизненных реалий, равно как и в рамках проведенного нами исследования, феномен абсентеизма необходимо понимать значительно шире. Сам по себе абсентеизм это термин широкого применения. В общих чертах абсентизм определяется как отсутствие индивидов в определенном месте в определенное время и связанное с этим невыполнение соответствующих социальных функций. При этом выделяется бесчисленное количество оттенков этого явления. Так, можно говорить о политическом, трудовом, земледельческом абсентеизме; определим каждый из этих видов в рамках заданной проблематики.

Политический абсентеизм – уклонение избирателей от участия в голосовании при выборах представителей власти, главы государства и т.д.

Политический абсентеизм не означает, тем не менее, полного выключения человека из поля политических властных отношений, так как он, как правило, остается законопослушным гражданином, добросовестным налогоплательщиком. Позиция неучастия, занятая человеком, касается только тех видов политической деятельности, где он может каким-то образом проявить себя как активная личность: высказать свое мнение, выразить свою сопричастность какой-то группе или организации, определить свое отношение к тому или иному кандидату в депутаты парламента.

Абсентеизм возникает тогда, когда исчезает внешнее принуждение к политической деятельности, когда у человека появляются право и реальная возможность воздержаться от политических действий. Как массовое явление абсентеизм отсутствует в тоталитарных обществах. Поэтому многие исследователи не дают однозначной оценки данному феномену. С одной стороны, существование проблемы абсентеизма свидетельствует о том, что у индивида есть право выбора той линии поведения, которая соответствует его интересам, но с другой – абсентеизм, несомненно, является свидетельством индифферентности людей к выборам, политическим событиям.

Абсентеизм опасен тем, что приводит к снижению численности избирателей, при явке которых выборы считаются состоявшимися.

Трудовой абсентеизм – в широком смысле – вызванное разными причинами отсутствие индивида на рабочем месте; в узком смысле – уклонение от работы без уважительной причины. Обычно такие прогулы выражаются в однодневном отсутствии на работе в связи с болезнью, но без посещения врача.

Земледельческий абсентеизм – форма землевладения, при которой собственник земли, не участвующий в производстве продукции, получает доход в виде ренты. При этом земля обрабатывается арендаторами-фермерами или издольщиками в отсутствие ее владельца.

Таким образом, абсентеизм затрагивает не только узкие политические стороны жизни, но является довольно широким социальным явлением, выраженным в невыполнении самых разнообразных социальных функций. Борьба с существующим в нашем обществе абсентеизмом должна вестись не только в рамках его преодоления в электоральном сознании общества, но и затрагивать все прочие жизненные сферы, ведь в данном случае все глобальное начинается с малого.

Однако мы не будем расширять наше исследование до решения глобальных социальных проблем, а остановимся на проблеме абсентеизма в электоральном поведении граждан России.

На сегодняшний день среди проблем общественного сознания, связанных с абсентеизмом, наиболее актуальной является абсентеизм молодежи. При этом необходимо отметить, что низкий уровень политического участия молодежи, или политический абсентеизм, не является исключительно российской проблемой. «Абсентеизм в большей степени наблюдается у молодежи» независимо от ее гражданства. Даже в развитых демократических странах Европы привлечение молодежи к участию в выборах – самой массовой, общедоступной, простой и наименее время- и ресурсозатратной форме политического участия – представляет собой задачу отнюдь не тривиальную. Меры, направленные на повышение уровня политического участия молодежи, принимаются на самом высоком уровне, создаются программы, выделяются средства, но молодежь по-прежнему отказывается приходить на избирательные участки.

В России же ситуация более сложная. Если говорить о причинах политического абсентеизма молодежи в России, то эксперты выделяют целый комплекс таковых, среди которых важнейшими мне представляются следующие.

Низкий уровень жизни населения страны (особенно молодежи). Все помыслы людей сводятся к поиску средств для существования, ни на что другое, в том числе и активность в общественной сфере, не остается ни времени, ни сил, ни желания. Люди с низкими доходами были и остаются крайне аполитичными.

Отсутствие реальных, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, результатов политического участия, что лишает молодежь веры в способность изменить хоть что-то в своей жизни посредством политического участия.

Политико-правовая безграмотность, когда большинство молодых людей просто не представляют себе, как можно участвовать в политической жизни страны. Даже председатель Центральной избирательной комиссии РФ отметил, что «многие проблемы на выборах в России возникают из-за низкого уровня правовой культуры».

Эмоциональное отчуждение молодежи от власти, связанное с высоким уровнем коррумпированности и некомпетентности существующих властных институтов.

Противодействие со стороны старших поколений, которые укрепились в политике и зачастую не желают допускать в нее конкурентов в лице молодежи.

С политическим участием населения в России дело всегда обстояло плохо, власти предержащие редко когда соглашались уступить хоть малую толику своих полномочий народу. Определенная политическая активность населения проявилась после Отечественной войны 1812 г. и особенно после заграничного похода российской армии в 1813 г., когда вернувшиеся из Европы войска принесли в Россию либеральные идеи. Неудовлетворенность демократических ожиданий привела в 1825 г. к восстанию декабристов, среди которых было немало молодых максималистски настроенных офицеров. Однако в целом выступление декабристов было малочисленным и не достигло намеченных целей.

К сожалению, эти тенденции сохранились и по сей день, пережив все наши исторические катаклизмы. Исследуя проблему абсентеизма в рамках проблемы влияния социальных факторов на поведение российского электората, мы отметили среди одного из направлений работы по повышению электоральной активности населения – работу с молодежью. Ведь молодежь с ее свежими силами, активной жизненной позицией, минимальной зависимостью от социальных условностей должна являться основой и опорой выборного института в государстве.

Институт выборов, как известно, был «импортирован» в Россию сравнительно недавно, и его освоение отечественной политической культурой при любых обстоятельствах не могло не быть более или менее длительным процессом. Однако результаты последнего опроса свидетельствуют о том, что ценность этого института в глазах российских граждан не только не растет, но, напротив, ощутимо снижается.

По результатам проведенного в апреле 2003 г. социологического опроса, 73% россиян признавали, что выборы в принципе нужны, тогда как 20% – считали их ненужными. Сейчас первую точку зрения разделяют только 61% опрошенных; доля сторонников противоположной позиции выросла не слишком значительно (до 23%), однако более чем вдвое – с 7 до 16% – увеличилось число затрудняющихся с ответом на это вопрос.

Чаще других признают необходимость выборов молодые респонденты (68%), граждане с высшим образованием (73%), жители мегаполисов и других крупных городов (66%).

Тенденция к снижению субъективной ценности выборов проявляется и в реальном электоральном поведении российских граждан, и – в еще большей степени – в их отношении к участию в голосовании. Сегодня 39% опрошенных утверждают, что всегда участвуют в выборах, 22% – что делают это часто, 26% – что редко, и 11% – что никогда не участвуют в выборах. Стоит отметить, что молодые респонденты, которые охотнее других признают выборы необходимыми, особенно часто заявляют, что ходят на выборы редко или не ходят никогда – 31% и 21% соответственно. Вопрос об участии в выборах в той же редакции задавался респондентам на протяжении одного года (с ноября 2002 г. по октябрь 2003 г.) четыре раза. Доля ответивших, что они всегда приходят к избирательным урнам, варьировалась в узком «коридоре» 47–53%. Сейчас таких респондентов 39%.

Таким образом, реальное сокращение электоральной активности россиян не столь значительно, как можно было бы предположить на основании этих данных. Однако они, очевидно, свидетельствуют о тенденции к дискредитации института выборов, о том, что скептическое отношение к ним становится все более «принятым» в российском обществе, а электоральный абсентеизм – все более легитимной практикой.

Среди проводимых опросов населения сотрудниками и аналитиками фонда Общественное мнение нередко звучал вопрос о причинах снижения электоральной активности наших сограждан. Отвечая на соответствующий открытый вопрос, они чаще всего объясняли абсентеизм разочарованием в институте выборов, восприятием его как бесполезного, не влияющего на жизнь людей («разочаровались в выборах – ничего не меняется», «не видят смысла в участии в выборах») и недоверием к выборам, опасением фальсификаций («видимо, есть при подсчете голосов какие-то искажения», «люди не верят в честные выборы, они чувствуют, что их обманывают»).

Термин политический абсентеизм появился в первой половине XX века. Американские ученые начали использовать его, описывая нежелание граждан участвовать в политической жизни страны, и в первую очередь в выборах. Исследования феномена политического абсентеизма породили множество теорий и гипотез, объясняющих его причины и последствия.

Понятие

Согласно политологической науке, политический абсентеизм - это самоустранение избирателей от участия в каком-либо голосовании. Современные представляют собой наглядную демонстрацию этого явления. Согласно статистике, во многих государствах, где проводятся выборы, в не участвует больше половины граждан, имеющих право голоса.

Политический абсентеизм имеет много форм и оттенков. Человек, не посещающий выборы, вовсе не изолирован от отношений с властью полностью. Вне зависимости от своей политической позиции, он остается гражданином и налогоплательщиком. Неучастие в таких случаях распространяется только на ту деятельность, в которой человек может проявить себя как активная личность, например, определить собственное отношение к партии или кандидатам на должность депутата.

Особенности политического абсентеизма

Избирательская пассивность может существовать только в государствах, где нет внешнего принуждения к политической деятельности. Она исключена в тоталитарных обществах, где, как правило, участие в бутафорских выборах является обязательным. В таких странах руководствующее положение занимает единственная партия, переиначивающая под себя. Политический абсентеизм при демократическом строе возникает, когда человек лишается обязанности и получает права. Распоряжаясь ими, он может и не участвовать в выборах.

Политический абсентеизм искажает результаты голосований, так как в итоге выборы демонстрируют точку зрения только пришедших на участки избирателей. Для многих пассивность является формой протеста. По большей части граждане, игнорирующие выборы, своим поведением демонстрируют недоверие системе. Во всех демократиях распространена точка зрения о том, что выборы - инструмент манипуляции. Люди не идут на них, потому что убеждены, что в любом случае их голоса посчитают в обход законной процедуры или результат будет искажен каким-нибудь другим менее явным способом. И наоборот, в тоталитарных государствах, где есть подобие выборов, участки посещают почти все избиратели. Эта закономерность является парадоксом только на первый взгляд.

Абсентеизм и экстремизм

В некоторых случаях последствия политического абсентеизма могут обернуться политическим экстремизмом. Хотя избиратели с таким поведением и не идут голосовать, это вовсе не означает, что им безразлично то, что происходит в их стране. Раз абсентеизм - это мягкая форма протеста, значит, этот протест может перерасти в нечто большее. Отчуждение избирателей от системы является плодотворной почвой для дальнейшего роста недовольства.

Из-за молчания «пассивных» граждан может появиться ощущение, что их не так много. Однако когда эти недовольные доходят до крайней точки своего неприятия власти, они идут на активные действия, чтобы поменять ситуацию в государстве. Именно в этот момент наглядно видно, сколько таких граждан в стране. Отличающиеся друг от друга виды политического абсентеизма объединяют совершенно разных людей. Многие из них вовсе не отрицают политику как явление, а только лишь выступают против существующего строя.

Злоупотребление пассивностью граждан

Масштаб и опасность политического абсентеизма зависят от многих факторов: зрелости государственной системы, национального менталитета, обычаев и традиций конкретного социума. Некоторые теоретики объясняют это явление как ограниченное электоральное участие. Однако эта идея противоречит основным демократическим принципам. Любая государственная власть в такой системе легитимизируется с помощью референдумов и выборов. Эти инструменты позволяют гражданам управлять собственным государством.

Ограниченное электоральное участие - это исключение определенных слоев населения из политической жизни. Такой принцип может привести к меритократии или олигархии, когда доступ к управлению государством получают только «лучшие» и «избранные». Такие последствия политического абсентеизма полностью изживают демократию. Выборы как способ формирования воли статистического большинства перестают работать.

Абсентеизм в России

В 90-е годы политический абсентеизм в России проявил себя во всей своей красе. Многие жители страны отказывались от участия в общественной жизни. Они были разочарованы громкими политическими лозунгами и пустыми прилавками в магазинах через дорогу от дома.

В отечественной науке сформировалось несколько точек зрения об абсентеизме. В России это явление - своеобразное поведение, проявляющееся в уклонении от участия в выборах и других политических акциях. Кроме того, это апатичное и равнодушное отношение. Абсентеизмом можно назвать и бездействие, но оно не всегда продиктовано индифферентными взглядами. Если рассматривать такое поведение проявлением воли граждан, то его даже можно назвать одним из признаков развития демократии. Это суждение будет верным, если отбросить случаи, когда подобным отношением граждан пользуется государство, меняющее политическую систему без оглядки на «пассивных» избирателей.

Легитимность власти

Важнейшей проблемой политического абсентеизма является тот факт, что в случае голосования малой части общества невозможно говорить о действительно всенародном голосовании. При этом во всех демократиях с социальной точки зрения структура посетителей избирательных участков сильно отличается от структуры общества в целом. Это приводит к дискриминации целых групп населения и ущемлению их интересов.

Увеличение количества участвующих в выборах избирателей придает власти большей легитимности. Часто кандидаты в депутаты, президенты и т. д. пытаются найти дополнительную поддержку именно среди пассивного населения, которое еще не определилось со своим выбором. Политики, которым удается сделать своими сторонниками таких граждан, как правило, и выигрывают на выборах.

Факторы, влияющие на абсентеизм

Активность граждан на выборах может колебаться в зависимости от , региональных особенностей, уровня образования, типа поселения. В каждой стране есть своя политическая культура - совокупность общественных норм, касающихся избирательного процесса.

Кроме того, у каждой кампании есть свои индивидуальные особенности. Статистика показывает, что в государствах с пропорциональной избирательной системой активность избирателей выше, чем в тех, где установлена мажоритарно-пропорциональная или просто мажоритарная система.

Электоральное поведение

Выключенность из политической жизни часто происходит от разочарования властями. Особенно ярко эта закономерность проявляется на региональном уровне. Количество пассивных избирателей увеличивается, когда муниципальная власть каждый политический цикл продолжает игнорировать интересы граждан.

Отторжение от политики наступает после того, как чиновники не разрешают проблемы, которые волнуют жителей их города в повседневной обыденной жизни. Сравнивая рыночную экономику и некоторые ученые выделили следующую закономерность. Электоральное поведение становится активным, когда человек понимает, что от его действий он сам получит какой-то доход. Если в экономике речь идет о деньгах, то избиратели хотят видеть в своей жизни ощутимые перемены к лучшему. Если они не наступают, то появляется апатия и нежелание связываться с политикой.

История изучения явления

Осмысление феномена, представляющего собой абсентеизм, началось в конце XIX - начале XX в. Первые исследования были проведены в Чикагской школе политических наук учеными Чарльзом Эдвардом Мерриамом и Госснелом. В 1924 году они провели социологический опрос простых американцев. Эксперимент проводился для того, чтобы определить мотивы уклонявшихся от выборов избирателей.

В дальнейшем изучение темы продолжили Пол Лазарсфельд, Бернард Берельсон и другие социологи. В 1954 году Энгус Кемпбелл в своей книге «Избиратель принимает решение» проанализировал итог работы своих предшественников и построил собственную теорию. Исследователь понял, что участие или неучастие в выборах определяется целым рядом факторов, которые в сумме своей образуют систему. К концу XX века появилось несколько гипотез, объясняющих проблемы политического абсентеизма и причины его появления.

Теория о социальном капитале

Эта теория появилась благодаря книге «Основы социальной теории», написанной Джеймсом Коулманом. В ней автор ввел в широкий обиход понятие «социальный капитал». Термином описывают совокупность коллективных отношений в обществе, которая работает по рыночному экономическому принципу. Поэтому автор и назвал ее «капиталом».

Первоначально теория Коулмана не имела ничего общего с тем, что уже стало известно как «политический абсентеизм». Примеры использования идей ученого появились в совместной работе Нэйла Карлсона, Джона Брэма и Уэнди Рана. С помощью этого термина они объяснили закономерность участия граждан в выборах.

Ученые сравнили избирательные кампании политиков с исполнением обязательств перед обычными жителями страны. У граждан на это есть свой ответ в виде посещения выборов. Только во взаимодействии этих двух групп и рождается демократия. Выборы - это «ритуал солидарности» ценностей свободных обществ с открытой политической системой. Чем больше доверие между избирателями и кандидатами, тем больше бюллетеней будет опущено в урну. Приходя на участок, индивид не только вовлекается в политический и общественный процесс, но и расширяет собственную сферу интересов. Одновременно с этим у каждого гражданина увеличивается круг знакомых, с которыми ему приходится спорить или искать компромисс. Все это развивает навыки, необходимые для участия в выборах.

Влияние общества

С увеличением доли заинтересованных в избирательном процессе граждан растет и собственно социальный капитал. Эта теория не объясняет, к чему может привести политический абсентеизм, но показывает его природу и генезис. Отличным примером для этой гипотезы является Италия, которую можно разделить на два региона. На севере страны развиты горизонтально интегрированные социальные связи между людьми одного класса, достатка, образа жизни и т. д. Им легче взаимодействовать друг с другом и находить общие точки соприкосновения. От этой закономерности растет социальный капитал и солидарное положительное отношение к выборам.

Иначе обстоит дело на юге Италии, где много богатых землевладельцев и бедных граждан. Между ними лежит целая пропасть. Такая вертикальная социальная связь не способствует сотрудничеству жителей между собой. Люди, оказавшиеся в самых нижних общественных слоях, теряют веру в политику, мало интересуются избирательными кампаниями. В этом регионе гораздо чаще встречается политический абсентеизм. Причины различия севера и юга Италии заключаются в неоднородной социальной структуре общества.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав