30.06.2020

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства. Правовое положение иностранцев Право на политическое убежище


На территории России временно или постоянно проживают иностранные граждане и лица без гражданства. В нормах конституционного права содержатся положения, устанавливающие основы взаимоотношений государства с этими лицами.

Иностранными гражданами признаются лица, нс являющиеся гражданами России и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству (подданству) иностранного государства.

Лица без гражданства - это лица, проживающие на территории России, не являющиеся ее гражданами и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству иностранного государства.

Основы взаимоотношений этих лиц с государством установлены Конституцией и Законом о правовом положении иностранных граждан.

Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства регулируется также гражданским, гражданским процессуальным, уголовным, таможенным законодательством, Законом о Государственной границе, ВК РФ, Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», КТМ РФ и другими актами.

Правовой статус этих лиц определен в ст. 62 Конституции: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

В Конституции закреплен также институт политического убежища. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора РФ (ст. 63).

В основе правового статуса иностранцев и лиц без гражданства лежат те же принципы, которые определяют статус гражданина России. В законодательстве отсутствуют какие бы то ни было дискриминационные положения, в нем учтены нормы таких международно-правовых актов, как Всеобщая декларация о правах человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и др.

Иностранные граждане и лица без гражданства равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств.

В отношении граждан тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав и свобод российских граждан, Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения.

Закон о правовом положении иностранных граждан, закрепляя основные права, свободы и обязанности, относит к их числу право на: трудовую деятельность; отдых; охран}" здоровья; социальное обеспечение; жилище; имущественные и личные неимущественные нрава; получение образования; пользование достижениями культуры; участие в общественных организациях (если это не противоречит уставам этих организаций); свободу совести; право заключать и расторгать браки с гражданами Российской Федерации и другими лицами; неприкосновенность личности и жилища; право передвижения по территории РФ и выбора места жительства; уплату установленных налогов и сборов; обращение в суд и другие государственные органы для защиты своих прав.

Иностранцы и лица без гражданства могут временно пребывать или проживать в течение срока визы. Кроме того, они могут проживать на территории РФ постоянно при наличии вида на жительство, выдаваемом органами внутренних дел сроком на пять лет (с возможным неограниченным продлением).

В Законе о правовом положении иностранных граждан урегулированы ответственность за правонарушения, за нарушения правил пребывания в Российской Федерации и транзитного проезда; порядок и основания сокращения срока пребывания в Российской Федерации, а также выдворения за ее пределы. Основаниями для выдворения являются: совершение действий, противоречащих интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка; необходимость охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации и других лиц; грубое нарушение законодательства о правовом положении иностранных граждан, таможенного, валютного или иного законодательства.

Законодательство устанавливает определенные ограничения в правах, свободах и обязанностях для иностранных граждан и лиц без гражданства. Закрепляя права и свободы, Конституция РФ в одних случаях употребляет термин «каждый», в других - «граждане Российской Федерации», что означает распространение этих прав и свобод только на граждан.

Так, иностранные граждане не пользуются избирательными правами, не могут работать в государственном аппарате, не исполняют обязанности воинской службы, что допускает добровольное поступление на военную службу. Так, Закон о гражданстве 2002 г. в ст. 13 установлен упрощенный порядок приема в гражданство Российской Федерации для граждан государств, входивших в состав СССР, проходящих не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях.

Все положения Закона о правовом положении иностранных граждан распространяются и на лиц без гражданства, если иное не вытекает из законодательства.

Нормы этого Закона не затрагивают установленных законодательством РФ и международными договорами иммунитетов глав и сотрудников иностранных дипломатических и консульских представительств, а также других лиц.

Согласно статье шестьдесят второй (параграф третий) Конституции РФ «Иностранцы, а также граждане, не имеющие гражданства пользуются на территории РФ правами и несут обязанности в том же объёме, что и граждане РФ, кроме тех случаев, что установлены Федеральным законодательством или же международным договором РФ. Положения третьей части устанавливают фактические конституционные базисы правового статуса иностранцев, а также лиц, не имеющих гражданство РФ. Согласно Федеральному закону от двадцать пятого июля 2002 года «О правовом положении иностранцев в РФ» иностранным гражданином считается лицо, которое не имеет российского гражданства, но имеющее доказательство подданства (гражданства) иностранного государства. Лицом без гражданства является физическое лицо, которое не является российским гражданином и которое не имеет фактических доказательств своей принадлежности к подданству иного государства.

  • Иностранцы равны перед законом вне зависимости ни от чего. Все иностранные граждане, находящиеся на территории РФ должны соблюдать её законы.
  • Иностранцы, постоянно проживающие в РФ могут работать на тех же основаниях, что и граждане РФ.
  • Иностранцы имеют право на образование, собственность, пенсии, пособия, охрану здоровья, а также отдых.
  • Кроме того, иностранные граждане могут вступать в разные общественные объединения и профсоюзы.
  • Иностранцам гарантируется неприкосновенность жилища и личности, а также свобода совести.
  • Иностранцы не имеют права голосовать.
  • Они не имеют права занимать государственные должности.
  • Они не несут воинских обязанностей.
  • Иностранцы могут передвигаться по территории РФ, а также выбирать место жительства.
  • Могут устанавливаться различные ограничения в интересах государственной безопасности.
  • При совершении преступления на территории РФ иностранцы подлежат ответственности наравне с гражданами РФ.

Все вышеперечисленные положения также распространяются и на лиц, которые не обладают гражданством, если другое не предусматривается законодательством, однако они не затрагивают иммунитетов и привилегий сотрудников и глав иностранных консульских и дипломатических представительств, а также иных лиц, которые установлены международными договорами и законодательством.

Конституция (а именно, статья шестьдесят три) РФ предоставляет убежище (политическое) в соответствие с общими нормами международного права. Согласно ей, не допускается выдача лиц, которые преследуются за политические убеждения, а также за действия, которые не признаются законами РФ как преступные. За другие преступления выдача осуществляется в соответствии с Федеральным законодательством и пр.

Понятие иностранного гражданина и лица без гражданства. Режимы пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации ? Конституционные права, свободы и обязанности иностранных граждан, законно находящихся на территории Российской Федерации ? Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации ? Соотечественники за рубежом ? Конституционно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации. Предоставление политического убежища

Перечень компетенций

ПОНЯТИЕ ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА И ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА. РЕЖИМЫ ПРЕБЫВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Иностранный гражданин - это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется в первую очередь Конституцией РФ. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Статус иностранных граждан в Российской Федерации регулируется специальным Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Указанный закон также распространяется на лиц без гражданства (апатридов), под которыми понимаются физические лица, не являющиеся гражданами РФ и не имеющие доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Главное отличие лица без гражданства от иностранного гражданина, находящегося на территории Российской Федерации, заключается в том, что у иностранного гражданина существует правовая связь и с государством его гражданской принадлежности, и с государством пребывания. В то время как апатрид состоит в правовой связи только с государством пребывания.

Правовой статус иностранных граждан, законно находящихся на территории Российской Федерации, основан на ряде принципов. К таким принципам относятся:

  • национальный режим - заключается в том, что иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;
  • взаимность - означает, что в отношении граждан тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав и свобод отечественных граждан, могут быть установлены ответные ограничения.

Кроме того, в основе прав и свобод иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, лежат такие общие конституционные принципы, как признание прав и свобод человека высшей ценностью, принцип равноправия и неотчуждаемости основных прав и свобод, принцип гарантированности прав и свобод, принцип их непосредственного действия.

Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» закрепляет три правовых режима законного нахождения иностранцев на территории Российской Федерации.

1. Режим временного пребывания. Под временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином понимается лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы. По истечении данного срока иностранец обязан покинуть территорию РФ. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток. Безвизовое пребывание иностранного гражданина возможно только в том случае, если есть соответствующее международное соглашение.

[ЛГЦ Для справки

В настоящее время такие безвизовые соглашения Российской Федерацией заключены с Казахстаном, Республикой Беларусь, Республикой Таджикистан и др. Если иностранец прибыл в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, то срок его временного пребывания не может превышать 90 суток.

Следует отметить, что срок временного пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации может быть продлен или сокращен в случаях, предусмотренных федеральным законодательством. Так, например, срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу.

2. Режим временного проживания. Временно проживающим считается лицо, получившее разрешение на временное проживание. Разрешение на временное проживание выдается территориальными органами Федеральной миграционной службы сроком на 3 года. Такое разрешение может быть выдано только в пределах квот, которые ежегодно утверждаются Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. При утверждении квот учитываются демографическая ситуация в субъекте Федерации, возможности субъекта Федерации по трудоустройству иностранных граждан, криминогенная обстановка, экономическая ситуация.

Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» закрепляет перечень лиц, которым разрешение на временное проживание может быть выдано без учета утвержденной Правительством РФ квоты. К таким лицам относятся:

  • 1) родившиеся на территории РСФСР и состоявшие в прошлом в гражданстве СССР или родившиеся на территории Российской Федерации;
  • 2) признанные нетрудоспособными и имеющие дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве РФ;
  • 3) имеющие хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве РФ;
  • 4) состоящие в браке с гражданином РФ, имеющим место жительства в Российской Федерации;
  • 5) осуществившие инвестиции в Российской Федерации в размере, установленном Правительством РФ;
  • 6) поступившие на военную службу, на срок его военной службы;
  • 7) являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам его семьи, переселяющимся совместно с ним в Российскую Федерацию;
  • 8) имеющие ребенка, состоящего в гражданстве РФ, и иные лица.

Из приведенного перечня видно, что в его основе лежит родственная

  • («принцип крови») или территориальная («принцип почвы») связь лица с Российской Федерацией.
  • 3. Режим постоянного проживания. Под постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином понимается лицо, получившее вид на жительство. Вид на жительство представляет собой документ, который, во-первых, подтверждает право иностранного гражданина на постоянное проживание в России и, во-вторых, право на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Для лица без гражданства вид на жительство является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, не позднее, чем за 6 месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. При этом до получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

Вид на жительство выдается иностранному гражданину на 5 лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на 5 лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять территориальный орган федераль-

ного органа исполнительном власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о подтверждении своего проживания в Российской Федерации. Такое уведомление осуществляется иностранным гражданином лично или почтовым отправлением.

Закон устанавливает основания отказа в выдаче либо аннулирования вида на жительство. Вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин:

  • 1) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан РФ;
  • 2) финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;
  • 3) подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортировался либо передавался Россией иностранному государству в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии;

Для справки

Под договорами о реадмиссии (реадмиссия от англ, to readmit - принимать назад) понимаются взаимные обязательства государств принять обратно своих граждан, граждан третьих стран или лиц без гражданства, незаконно прибывших на территорию одной договаривающейся стороны или остающихся там без законных оснований, если данные лица прибыли с территории другой договаривающейся стороны. Например, такие межправительственные соглашения у России в настоящее время заключены с Республикой Узбекистан, Украиной, Литовской Республикой .

  • 4) представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;
  • 5) осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;
  • 6) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;
  • 7) неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства РФ в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации;
  • 8) не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случая, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным;
  • 9) по истечении 3 лет со дня въезда не имеет в Российской Федерации жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством
  • 10) выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания;
  • 11) находится за пределами Российской Федерации более 6 месяцев;
  • 12) заключил брак с гражданином Российской Федерации, послуживший основанием для получения вида на жительство, и этот брак признан судом недействительным;
  • 13) является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
  • 14) если в отношении лица было принято решение о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации;
  • 15) если иностранный гражданин передавался иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии.

Лица, находящиеся на территории того или иного государства, в зависимости от наличия или отсутствия гражданства государства пребывания, могут относиться к одной из следующих категорий: гражданин данного государства, иностранный гражданин или лицо без гражданства (апатрид). Гражданами называются физические лица, имеющие устойчивую правовую связь с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. См: Герасименко Ю.В, Лица не являющиеся гражданами России, как субъект конституционно-правовых отношений // Государство и право. 2002. № 6. С. 22.

Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" дает следующие определения понятиям "иностранный гражданин" и "лицо без гражданства". Иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. См: ч. 1, 2 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Российская газета от 31 июля 2002 года № 140

Данные определения не являются единственными и в ряде других нормативно-правовых документов содержаться иные определения, отражающие характер правоотношений и специфику той сферы деятельности, в которой участвуют иностранные граждане.

По смыслу п.2 ст.2 Федерального закона Российской Федерации «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.

Правовое положение См: Маковский А.Л. «О понятиях «правовое положение», «правовой статус» иностранцев». Вступительная статья // Правовое положение иностранных граждан в России. Сборник нормативных актов. М.: 1996. иностранных граждан и лиц без гражданства формируется в целом на основе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров, права страны гражданства (страны места жительства) лица и права страны его пребывания.

Законодательство о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации основывается на нормах Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», и иных законодательных актов. Наряду с этими нормами правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.

Базисным законодательным актом является Закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Как закреплено в ст.1 Закона, он определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

Наряду с вышеуказанным Законом существуют также нормы, направленные на регулирование особенностей правового статуса иностранных граждан. Такие нормы можно встретить в: Налоговом кодексе Российской Федерации, Жилищном кодексе, Таможенном кодексе, Трудовом кодексе, Земельном кодексе, кодексе внутреннего водного транспорта, Кодексе торгового мореплавания, Воздушном кодексе, Уголовно-процессуальном и Уголовно-исполнительном кодексе, Уголовном кодексе, Семейном кодексе, Гражданском кодексе, Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья и иных законодательных актах.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется также международными договорами Российской Федерации. Ратифицированные международные акты являются базисом национального законодательства Российской Федерации.

Среди международных договоров необходимо выделить Декларацию о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Женевская Конвенция о статусе беженцев См: сборник Действующее международное право т. 1, 2 и ряд других международных договоров.

Отдельно необходимо выделить двухсторонние международные соглашения Российской Федерации с иностранными государствами, и, прежде всего, в рамках СНГ. Это, например: О правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого государства, См: Договор о правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого государства // Ведомственное приложение к «Российской газете» от 12 мая 1998 года Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, См: Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, постоянно проживающих на территории Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 февраля 2002 года № 8, ст. 747 Договор между Российской Федерацией и Туркменистаном о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Туркменистана, и граждан Туркменистана, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, См: Договор между Российской Федерацией и Туркменистаном о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Туркменистана, и граждан Туркменистана, постоянно проживающих на территории Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации от 11 августа 1997 года № 32, ст. 3748 Договор между Российской Федерации и Республикой Казахстан о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, и граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. См: Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, и граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 августа 1997 года № 34, ст. 3950

Данные двухсторонние соглашения вводят такую дополнительную дефиницию как «постоянный житель», означающую гражданина одной стороны, постоянно проживающие на территории другой стороны на основании разрешения, выданного этой другой стороной.

Здесь «иностранные граждане, образно говоря, находятся как бы в двойном подчинении - под действием законов страны пребывания и законов страны своего гражданства». См: Герасименко Ю.В., Залевский Л.А. Конституционно-правовой статус лиц, не являющихся гражданами России: проблемы теории и практики. Омск. 2003. С. 12 Это естественно никак не может относиться к лицам без гражданства, так как они имеют правовую связь лишь с тем государством, на территории которого в данный момент находятся (проживают).

Говоря о правовом положении и правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства, не следует забывать и о правовом режиме иностранцев. Правовой режим иностранцев - это правовой статус, определяющий объем их прав и обязанностей на территории государства пребывания. См: Лазарев Л.В., Марышева Н.И., Пантелеева И.В. Иностранные граждане (Правовое положение). М.: 1992. С. 13. В российской правовой науке выделяют следующие виды режима иностранцев:

Национальный режим;

Специальный режим;

Режим оккупации;

Режим наибольшего благоприятствования;

Преференциальный режим.

Национальный режим означает уравнивание иностранцев в той или иной области с собственными гражданами государства пребывания. Это наиболее распространенный в правовых системах режим иностранцев. Так, например, п.3 ст.62 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором.

В российском законодательстве имеются примеры включения специальных норм о национальном режиме в законы, регулирующие определенную сферу правоотношений. Так, в соответствии с положением Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» право на получение адвокатского статуса не зависит от принадлежности к гражданству, причем особо оговорено, что иностранные граждане и лица без гражданства, получившие в установленном порядке статус адвоката, допускаются к осуществлению адвокатской деятельности на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом. См: п. 6 ст. 9 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // Российская газета от 5 июня 2002 года № 100

Специальный режим предусмотрен в некоторых случаях, связанных с привлечением иностранцев к юридической ответственности. Так, если граждане России не могут быть выданы иностранным государствам, то экстрадиция иностранных граждан и лиц без гражданства вполне допустима. А Кодекс об административных правонарушениях, называя среди возможных видов наказания выдворение за пределы Российской Федерации, устанавливает, что оно может быть применено только к иностранным гражданам или лицам без гражданства. См: пп. 7 п. 1 ст. 3.2, ст. 3.10 Кодекса об административных правонарушений от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ // Российская газета от 31 декабря 2001 года № 256

Если национальный и специальный режимы являются по своей сути производными от правоспособности граждан государства пребывания, то режимы наибольшего благоприятствования и преференциальный режим существуют в отношении прав и обязанностей граждан третьих государств предоставляемых на территории данного государства.

Режим наибольшего благоприятствования предусматривается межгосударственными договорами и соглашениями путем оговорки, содержание которой сводится к положению об обязательстве одного государства предоставить другому государству режим наиболее благоприятствующего государства.

Фактически режим наибольшего благоприятствования носит отсылочный характер, и выражается в установлении либо специального, либо национального режима в зависимости от того, какой из них более выгоден с точки зрения прав иностранцев. См: Международное право. Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. М., 1998. С. 124

В российской Федерации режим наибольшего благоприятствования, предоставляется в сфере международной торговли, транспорта, правосудия и выполнения соответствующих иностранных судебных решений.

Преференции сводятся обычно к предоставлению национального режима там, где для всех иностранцев предусмотрен специальный режим в его ограниченной форме. Так, если по общему правилу иностранные граждане в Российской Федерации не могут находиться на государственной или муниципальной службе, См: ст. 14 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Российская газета от 31 июля 2002 года № 140 то в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Киргизской Республики, могут занимать должности руководителей и заместителей руководителей структурных подразделений областных, районных, городских, сельских, поселковых администраций. См: п. 3 ст. 4 Договора между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Киргизской Республики, и граждан Киргизской Республики, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (Бишкек, 13 октября 1995 года) // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 февраля 2001 года № 9. ст.786

Кроме того, преференциальный режим может сводиться к предоставлению в той или иной сфере льготного специального режима, распространяемого только на граждан тех государств, для которых эта преференция предусмотрена.

Следует упомянуть еще об одном принципе правового положения иностранных граждан - принцип не дискриминации.

Принцип не дискриминации по критериям социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности зафиксирован в международных договорах. В частности, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, См: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 года) // сборник Действующее международное право т. 2 закрепляя обязательства участвующих государств принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры для обеспечения полного осуществления экономических, социальных и культурных прав, устанавливает, что участвующие в Пакте государства обязуются гарантировать, что права, провозглашенные в Пакте, будут осуществляться без какой-либо дискриминации и, в частности по языковому признаку. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года См: Международный пакт гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 года) // сборник Действующее международное право т. 2 также закрепляет принцип не дискриминации по языковому признаку. Принцип языковой не дискриминации закрепляется, как отмечает Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 года, Декларацией о праве на развитие 1986 года и рядом других актов". См: Васильева Л.Н. Международное право и законодательство Российской Федерации о праве граждан на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения // Журнал российского права. 2001. № 3. С. 154-157

Российское государство гарантирует распространение на иностранных граждан также общеправовых принципов, которые закреплены в Конституции Российской Федерации, в том числе, равноправия человека с человеком, равноправие женщины и мужчины, равноправие независимо от национальной принадлежности.

Характеризуя положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, следует подчеркнуть, что сами понятия «правовое положение», «конституционно-правовой статус» в полном объеме подходят для тех иностранных граждан и лиц без гражданства, которые на законных основаниях находятся на территории Российской Федерации, то есть имеют действительные вид на жительство либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в России. См: ч. 7 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Российская газета от 31 июля 2002 года № 140

Таким образом, из всего приведенного выше видно, что в законодательство Российской Федерации имеет место ограничение прав и обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства. Но, вместе с тем, права т обязанности иностранных граждан могут быть уравнены с правами и обязанностями граждан РФ, в случае наличия соответствующего двухстороннего соглашения со страной к гражданам которой применяется уравнивание.

ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»

иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.

лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства.

Законодательство о правовом положении иностранных граждан в РФ основывается на Конституции РФ и состоит из ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и иных ФЗ. Также правовое положение иностранных граждан в РФ определяется международными договорами РФ.

Ограничения в правах иностранцев : иностранцы не могут поступить на гос. службу (в т.ч. в органы внутренних дел, гос. безопасности), не могут быть судьями, прокурорами, следователями, государственными нотариусами, частными нотариусами, адвокатами, командирами воздушных и морских судов (независимо от того, частное это судно или нет), иностранец не может владеть на праве собственности приграничными участками, землями с/х назначения (могут арендовать с/х участки).

Отдельные права предоставляются на началах взаимности с другими гос-ми. Отдельные права предоставляются иностранцам при соблюдении определенных условий, которых нет для российских граждан.

Основы правового положения иностранцев в РФ: иностранцы пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ (исключение - случаи, предусмотренные ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»).

Иностранцы могут заниматься трудовой деятельностью только в разрешенном порядке. Решение двойное – его получает иностранец и организация, которая берет его на работу. Разрешение платное, выдается всем иностранцам (исключение – временно находящиеся или постоянно проживающие на территории РФ).

Иностранцы пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях, наравне с гражданами РФ (применяется принцип национального режима). В РФ не признаются ограничения на трудовую деятельность, установленные национальным законодательством страны-иностранца. Иностранцы, постоянно проживающие в РФ, могут заниматься трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленных для граждан РФ (искл - определенными профессиями могут заниматься только граждане РФ).

Временно-пребывающих в РФ иностранцы - могут заниматься трудовой деятельностью в РФ, если это совместимо с целями их пребывания (работодатель обязан получить разрешение федеральной миграционной службы, а иностранец - подтверждение на право работы в РФ).

Характерной чертой трудовых договоров с любыми временно пребывающими в РФ иностранцами является их срочный характер. В этих случаях обычно применяется трудовое законодательство РФ в сочетании с законодательством страны иностранца.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав