30.06.2020

Презентация "профилактика противоправного поведения несовершеннолетних". Система работы школы по профилактике и предупреждению правонарушений среди учащихся Скачать презентацию по профилактике правонарушений в школе


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Организация деятельности педагогического коллектива школы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу - в результате будет зло, ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать В.А.Сухомлинский

2 слайд

Описание слайда:

Цель: Создание системы работы школы по профилактике правонарушений несовершеннолетних

3 слайд

Описание слайда:

Задачи: - определить основные направления работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних; спланировать формы разноуровневой профилактической работы со всеми участниками учебно-образовательного процесса; -разработать систему взаимодействия школы со службами и учреждениями профилактики правонарушений несовершеннолетних;

4 слайд

Описание слайда:

Нормативно-правовая база по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних: 1.Конституция РФ; 2.Гражданский кодекс РФ; 3.Семейный кодекс РФ; 4.Кодекс Российской Федерации об административно-правовых нарушениях; 5. Конвенция о правах ребенка 6. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и другие законодательные акты Российской Федерации» от 7.07.2003г. № 111-ФЗ

5 слайд

Описание слайда:

7.Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; 8.Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.; 9.Федеральный закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»159-ФЗ от 21.12.2004 г.;

6 слайд

Описание слайда:

10.Указ Правительства РФ «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2012 г. » № 154 от 13.03.2012 г.; 11.Письмо Министерства образования РФ «О мерах по выявлению и учету детей в возрасте 6-15 лет, не обучающихся в ОУ» №419/ 25-8 от 21.03.2012 г.; 12.Письмо Министерства образования РФ «Минимальный социальный стандарт РФ. Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в ОУ общего образования» № 30-51-914/ 16 от 15.12.2013 г.

7 слайд

Описание слайда:

ВОЗМОЖНЫЕ формы проявления в поведении детей, склонных к совершению преступлений, правонарушений 1. Уклонение от учебы вследствие: - неуспеваемости по большинству предметов; - отставания в интеллектуальном развитии; - ориентация на другие виды деятельности; - отсутствие познавательных интересов. 2. Общественно-трудовая активность: - отказ от общественных поручений; - пренебрежительное отношение к делам класса; - демонстративный отказ от участия в трудовых делах; - пренебрежение к общественной собственности, ее порча. 3. Негативные проявления: - употребление спиртных напитков; - употребление психотропных и токсических веществ; - тяга к азартным играм; - курение; - нездоровые сексуальные проявления.

8 слайд

Описание слайда:

4. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым: - грубость; -драки; - прогулы, пропуски занятий; - недисциплинированность на уроках; - избиение слабых, младших; - вымогательство; - жестокое отношение к животным; - воровство; - нарушение общественного порядка; немотивированные поступки. 5. Отношение к воспитательным мероприятиям: - равнодушное; -скептическое; - негативное; - ожесточенное.

9 слайд

Описание слайда:

Причины отклоняющегося поведения Стремление привлечь к себе внимание Стремление к самоутверждению Нравственно-духовная незрелость Стремление отомстить.

10 слайд

Описание слайда:

Неблагополучная семья - семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению, содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение

11 слайд

Описание слайда:

Формы работы с семьей: Посещения Беседы Приглашения на совет профилактики Вид учета Консультации Занятость ученика(цы)

12 слайд

Описание слайда:

Анализ индивидуального анкетирования родителей по выявлению обучающихся, требующих дополнительного педагогического и социального внимания №п\п да нет не всегда Постоянно Иногда Никогда Звоню ребенку Общаюсь с друзьями и их родителями отслеживаю общение в интернете 1Знаетели Вы, с кем общается Ваш ребенок в школе и вне ее? 509 2 65 2.Знаетели Вы, чем занимается Ваш ребенок в свободное от учебы и занятий в кружках (секциях) время? 525 24 27 3.Легколи Ваш ребенок нарушает запреты? 90 486 4. Какчасто и убедительно разговариваете Вы с ребенком о личной безопасности, умении действовать в нестандартной обстановке? 425 151 0 5.Контролируете ли Вы время и местонахождение своего ребенка? 536 0 40 6.Какие способы контроля Вы используете? 374 119 77 Вызывает ли этот контроль раздражение, неудовольствие со стороны ребенка? 82 494 8. Поддерживаетели Вы с ним связь, когда он находится вне дома? 525 2 49 9.Нуждаетесьли Вы в помощи для грамотного и бесконфликтного общения со своим ребенком? 22 465 89

13 слайд

Описание слайда:

Профилактика ОБЩАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ создание системы корреция качеств личности профилактики правонарушений и поведения подростка в школе

14 слайд

Описание слайда:

Мерами индивидуальной профилактики правонарушений среди несовершеннолетних являются: 1) профилактическая беседа; 2) представление об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений; 3) профилактический учет и контроль; 4) направление в специальные организации образования и организации образования с особым режимом содержания; 5) меры воспитательного воздействия; 6) защитное предписание; 7) административное взыскание; 8) меры, принимаемые по приговору суда. Меры индивидуальной профилактики правонарушений среди несовершеннолетних определяются с учетом индивидуальных особенностей несовершеннолетних, в отношении которых они применяются, характера и степени общественной опасности совершенных ими правонарушений.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Доклад на тему: «Работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в МОУ СОШ №3» Докладчик: Социальный педагог И.В. Шалова Презентация: Заместитель директора по ВР Е.С. Ершова Сентябрь, 2015 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3

2 слайд

Описание слайда:

В ходе российских реформ - государственного, политического и хозяйственного переустройства России - выявилось множество проблем, затрагивающих различные сферы жизнедеятельности человека: образование, труд, свободное время. И одной из актуальных стала проблема общения с «трудными» детьми.

3 слайд

Описание слайда:

Находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, подростки не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, позволяющая спрятаться от действительности, различные виды злоупотреблений психоактивных веществ и алкоголя, повышение количества правонарушений, вследствие безнадзорности детей. Преступность молодеет.

4 слайд

Описание слайда:

Поэтому профилактика преступлений и правонарушений несовершеннолетних стала сегодня главным, самым приоритетным направлением в деятельности государственных структур и общественных институтов по борьбе с преступностью. Одна из самых главных задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики.

5 слайд

Описание слайда:

И на педагогов возложена огромная ответственность за воспитание личности с социально-активной позицией, формирование у учащихся понятия «свобода слова», умений правильно вести дискуссию, спор, умение аргументировано отстаивать свою позицию, умение слушать других и быть услышанным другими, умение сказать «НЕТ» негативным проявлениям, умение словом и делом помочь другому. .

6 слайд

Описание слайда:

Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, получать высокий уровень образования и искать своё место в будущем.

7 слайд

Описание слайда:

Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, т.к. ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Исключение составляет семья, однако и она сама нередко выступает в качестве объекта профилактической деятельности.

8 слайд

Описание слайда:

Профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних обучающихся МОУ СОШ №3 является одним из важнейших направлений воспитательной работы, цель которого - создание условий для формирования у обучающихся норм нравственного поведения.

9 слайд

Описание слайда:

Данная цель достигается решением следующих задач: 1.отслеживание, предупреждение и анализ нарушения учебной дисциплины, режимных моментов и основных норм поведения обучающихся; 2.оказание психолого-педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в учебной деятельности и поведении; 3.выявление несовершеннолетних, семей, находящихся в социально-опасном положении, трудной жизненной ситуации; 4.оказание помощи родителям несовершеннолетних в вопросах воспитания и обучения; 5.проведение мероприятий по реализации программ и методик, направленных на формирование нравственного поведения несовершеннолетних и их родителей.

10 слайд

Описание слайда:

Решение этих задач происходит на разных уровнях: -Индивидуальные беседы с учащимися, беседы в присутствии родителей; -Беседы с родителями; -Психологические занятия; -Классные часы; -Родительские собрания; -Профилактическая работа с приглашением инспектора ОДН; -Приглашение на Совет профилактики; -Наблюдения в урочное и внеурочное время.

11 слайд

Описание слайда:

В целях профилактики правонарушений среди несовершеннолетних используются различные методы работы: анкетирование; тестирование; наблюдение; опрос; беседа; рефлексия; убеждение; социальное проектирование; анализ документов; социометрия; метод поощрения; метод убеждения; методика организации коллективной творческой деятельности; индивидуальная консультация; создание ситуации успеха в социально-значимой деятельности и др.; тренинги социальных навыков и модификации поведения; индивидуальная педагогическая поддержки.

12 слайд

Описание слайда:

В работу по профилактике правонарушений несовершеннолетних вовлечен весь коллектив. Классный руководитель осуществляет систематический контроль за посещением занятий, организует досуг детей через различные мероприятия, своевременно «обнаруживает» отклонения в поведении ребенка и их причины, принимает меры по их устранению, проводит консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения.

13 слайд

Описание слайда:

Вопросы профилактики правонарушений систематически рассматриваются на педсоветах, совещаниях, заседаниях МО классных руководителей, Совете по профилактике правонарушений и безнадзорности, родительских собраниях.

14 слайд

Описание слайда:

Педагог-психолог, педагог, ответственный за работу с детьми «группы риска», классные руководители и администрация школы осуществляют индивидуальную работу с детьми и родителями, посещают социально неблагополучные семьи и семьи группы риска, организуют встречи учащихся с сотрудниками правоохранительных органов, проводят тематические классные часы и беседы, осуществляют работу с подростками, состоящими на учете в КДН, ОДН, внутришкольном учете.

15 слайд

Описание слайда:

В начале учебного года классные руководители посетили семьи обучающихся с целью изучения жилищно-бытовых условий. Особое внимание уделялось вновь прибывшим обучающимся. На основе данных обследования, а также на основе наблюдения за обучающимся в процессе урочной и внеурочной деятельности был составлен банк данных школы; составлены планы индивидуальной работы с обучающимися, состоящими на учете КДН/ОДН и внутришкольном учете.

16 слайд

Описание слайда:

Важным звеном в профилактической деятельности МОУ СОШ №3 выступает социально-психологическая служба, на которую ложится диагностическая и коррекционная работа с несовершеннолетними обучающимися, а также работа с педагогами и родителями школы. В школе создан Совет профилактики.

17 слайд

Описание слайда:

Немаловажной частью профилактической работы является обеспечение занятости обучающихся. Для этого среди обучающихся была проведена работа по привлечению к занятиям в кружках, секциях. В школе организованы кружки и элективные курсы. Наши ребята занимаются также в ДХШ, ДЮСШ, ЦДК, ЦДТ. В целом, охват дополнительным образованием составляет 84,3%. Особое внимание уделяется обучающимся, состоящим на учете КДН и ВШУ. Динамику учета несовершеннолетних, состоящих на особом контроле, нельзя назвать положительной, но следует отметить, что количество детей, состоящих на учете в КДН, в этом учебном году увеличилось за счет учащихся, пришедших к нам из других школ – МОУ СОШ№7 и Панинской ООШ.

18 слайд

Описание слайда:

Анализируя склонности детей к преступному поведению, прослеживается значимость недостатков, упущений семейного воспитания и такие факторы, как распад семьи, потеря подростком одного или двух родителей, если это не компенсируется своевременной помощью в общественном воспитании. Так 14 учащихся из 21, состоящих на внутришкольном учете, проживают в неблагополучных семьях.

19 слайд

Описание слайда:

Из 10 случаев семейного неблагополучия, 7 связаны с педагогической некомпетентностью родителей, что говорит о недостатках и упущениях воспитания в неблагополучных семьях, причем наиболее пагубное влияние на детей оказывает конфликтная атмосфера таких семей, которые отношением и поведением прививают им грубость, жестокость, неуважение к нормам поведения и другие отрицательные качества.

20 слайд

Описание слайда:

Поэтому необходимой формой работы с такими семьями является проведение индивидуальных консультаций по темам: «Психологические особенности современного подростка», «Социализация подростка», «Особенности современного воспитания», «Профилактика аддиктивного поведения», «Как правильно любить детей», «Акцентуации характера», «Детская одаренность», «О СПИДе и не только», «Как помочь подростку», «Хроническая неуспешность», «Аддиктивное поведение: проблемы и причины», «О проблеме пивного алкоголизма», «Суицид: проблемы и решения», «Права ребенка в семье», «Давайте задумаемся», «О правовой ответственности родителей», «Нравственное воспитание в семье».

21 слайд

Описание слайда:

Для обучающихся были проведены единые классные часы «Агрессия и жестокость в детском мире», «Жить по правилам – осознанный выбор», «Что такое «хорошо», что такое «плохо», «Подросток и закон», «Как возникают правовые отношения», «Дела красят человека» и др. Одной из действенных форм с трудными детьми, направленными на информирование и консультирование, являются дистанционные видео-уроки. Организован просмотр вебинаров: «Семья без насилия», «Имею право знать», «Спайсы. Мифы и реальность», «Наркотики: ситуация в регионе» и др. На них были приглашены специалисты Ивановской области.

22 слайд

Описание слайда:

Проводятся и другие мероприятия по профилактике правонарушений и других негативных явлений в среде несовершеннолетних: месячник правовых знаний, месячник гражданской защиты, месячник ПДД, месячник безопасности детей, месячник здорового образа жизни. В течение года к работе привлекаются специалисты служб профилактики: Инспектор ОДН, инспектор по пропаганде ПДД, специалисты медико-педагогической школы, врач-нарколог, сотрудники МО МВД «Фурмановский».

23 слайд

Описание слайда:

Ежегодно проводится совместная работа с органами исполнительной власти (Отдел социальной защиты, КДН, ОДН, ЦЗН, СРЦН). Результатом данной работы является: сбор и накопление информации о многодетных и социально незащищенных семьях, обеспечение пособиями детей из многодетных семей, помощь в преодолении негативных явлений в семье, коррекции поведения ребенка. Для детей из опекаемых и многодетных семей организуется бесплатное питание.

24 слайд

«Нынешняя молодёжь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу и изводят учителей?»

/Сократ 5 век до н.э./


Кто-то, когда-то должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной, как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

С миром оборваны тонкие нити.

Словно стена без дверей, без окон.

Вот они, главные истины эти:

«Поздно заметили» «Поздно учли»

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли.

С. Давидович


Подростки решают судьбы

Серьёзных взрослых людей.

В своих одиноких прогулках,

В компании шумной своей.

Они намечают цели,

Они выбирают пути

От этого выбора взрослым

Порой никуда не уйти.

/Валентин Берестов/



Профилактика безнадзорности и правонарушений обучающихся

это система

социальных, правовых, педагогических мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям, антиобщественным действиям обучающихся, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с учащимися и семьями, находящимися в социально – опасном положении.


  • Закон Об образовании в РФ
  • Закон Об образовании Пермского края
  • Устав школы
  • Семейный кодекс РФ. Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей
  • Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
  • Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
  • Закон Пермского края «О системе профилактики детского и семейного неблагополучия в Пермском крае» от 19 июня 2014 года

  • Конвенция о правах ребенка.
  • Закон Пермского края N 844-ПК «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию»
  • Постановление КДН ПК № 7 от 14.07.2014 г.

«Об утверждении порядков межведомственного взаимодействия по профилактике детского и семейного неблагополучия, по работе с несовершеннолетними, совершившими общественно опасные деяния, преступления, регламентов проведения субъектами профилактики профилактических мероприятий с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении, а также снятыми с учета социально опасного положения»

  • Приказы управления образования, направленные на повышение эффективности профилактической работы в образовательных учреждениях
  • Положение о педагогическом консилиуме
  • Положение о совете профилактики
  • Положение о конфликтной комиссии
  • Положение о школьной службе примирения
  • Положение об Управляющем Совете
  • Положение о ШСП

ФЗ №120 от 24.06.1993г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» В компетенцию образовательных учреждений входят следующие задачи:

  • 1) Оказание социально – психологической помощи и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;
  • 2) Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально – опасном положении или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;
  • 3) Выявление семей, находящихся в социально – опасном положении;
  • 4) Обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
  • 5)Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на законопослушное поведение.


Работа с родителями

Профилактическая работа

Социально-педагогическая служба

Организация досуговой деятельности

Правовой всеобуч

Кружки, секции, дополнительное образование

Совет по профилактике правонарушений

Изучение конвенции о правах ребенка

Работа с детьми девиантного поведения

Посещение на дому РК, кл. руководителем,

социальным педагогом инспектором ПДН

Консультации для родителей, кл. руководителей, учителей

Работа по выполнению прав и обязанностей учащихся школы

Беседы «Здоровый образ жизни »

Проведение вечеров, дискотек

Консультации, беседы, родительские собрания

Тематические классные часы

Организация каникул

Оказание помощи в сложной жизненной ситуации

Беседы с инспектором ПДН

Взаимодействия с врачом

Работа органов ученического самоуправления


Взаимодействие субъектов профилактики

внутри школы

Директор

Заместитель директора по ВР

Заместитель директора по УВР

Социальный

предметники

Классные

руководители

Ученик

Семья

Педагоги

дополнительного

образования


Виды наблюдения

Работа в школьном коллективе

включенное

Работа с семьей

Работа в социуме

систематическое

Социальный педагог

Организационная деятельность

Диагностика деятельности

несистематическое

Охранно-защитная деятельность

Предупредительно-профилактическая деятельность

Работа с трудновоспиту-емыми детьми

ситуативное

анкетирование

интервью

убеждения

Коррекция развития

тестирование

Поддержка личности

Преодоление конфликтов


Межведомственное взаимодействие субъектов профилактики

Центр социально-

психологической помощи

КДН и ЗП

Центр

занятости населения

ШКОЛА

Участковый

инспектор

Управление

образования

Опека

и соцзащита

ЗДОРОВОХРАНЕНИЕ


Социальный состав ученического коллектива 2015-2016 учебный год

Общее число учащихся – 136 + 20 ф

  • из неполных семей – 47 (30%)
  • из малоимущих семей – 87 (56%)
  • из многодетных семей – 34 (22%)
  • опекаемые – 11 (4%)
  • семья СОП – 5 (3%)
  • на внутришкольном учете – 24 (15%)
  • на учете в ОДН – 2 (1,3%)
  • подвозимые дети – 42 (27%)

Семья СОП

  • Всего 5 семей
  • Воспитываются 6 несовершеннолетних:

5 – учащиеся и 1 дошкольник

  • Все семьи неполные, воспитательный потенциал родителей низкий
  • Образование родителей – неполное среднее
  • Родители не имеют постоянную работу
  • Зависимые от алкоголя - 2 семьи

Внутришкольный учет

  • На учете 24 обучающихся (22 семьи), из них:
  • 3 ребенка – воспитываются в опекаемых семьях, 11 – в неполных семьях.
  • Причины постановки на учет:
  • Поведение (дисциплина) – 9
  • Пропуски – 3
  • Успеваемость – 9
  • Правонарушения – 2
  • ПАВ(токсикомания) – 1
  • Всего родителей – 30
  • Родители имеют постоянную работу в 8 семьях
  • Воспитательный потенциал семей низкий.
  • Зависимость от алкоголя - 6 семей
  • Образование родителей:

высшее -0; среднее профессиональное – 9;

среднее – 8; неполное среднее – 11;

коррекционная школа – 2.


СЕМЬЯ – основа основ

  • Семья – базисная основа первичной социализации личности. Именно в семье начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей
  • Семья закладывает основы формирования личности и обеспечивает важнейшие условия ее развития
  • Семья – это основа, где дети приобретают соответствующий возрасту жизненный опыт
  • Семья является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребенка

Взаимодействие школы и семьи

Любое преступное поведение несовершеннолетнего является следствием социальной дезадаптации (отклонения в поведении). Подросток, у которого сформированы правосознание и нравственная культура, не пополняет ряды правонарушителей. Важный по значимости фактор, который может способствовать появлению и развитию асоциального поведения детей, - школа. Имеет значение стиль работы. Важное значение имеет подготовка учителей для работы с детьми имеющие девиации. Практика показывает, что учителя часто не имеют социально-педагогической подготовки поэтому необходимо сотрудничество с подготовленными кадрами - психологами, социальными педагогами.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

« Система работы по профилактике и предупреждению правонарушений среди учащихся »

ЛЮБОЕ ПРЕСТУПНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ЯВЛЯЕТСЯ СЛЕДСТВИЕМ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ (ОТКЛОНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ)

физические психические педагогические социальные болезни нарушения зрения, слуха нарушения опорно-двигательного аппарата задержка психического развития умственная отсталость нарушения речи нарушения эмоционально-волевой сферы одаренность Связаны с умственным развитием, психическими недостатками. Могут быть врожденными или являться результатом болезни, травмы или другой причины.

ПРИЧИНЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (В ПОРЯДКЕ ПРИОРИТЕТНОСТИ) Дисгармоничная семья Личностные особенности ребенка (заболевания, характер, темперамент, психические отклонения) Школьная дезадаптация подростка Асоциально - ориентированное неформальное окружение сверстников Социально - демографические проблемы

Характеристики семей, вызывающих асоциальное поведение детей: семьи, члены которых имеют психические или другие тяжелые заболевания; пристрастие к наркомании, алкоголю или асоциальное поведение. семьи, в которых во взаимоотношениях между родителями непонимание, дефицит любви, враждебность, доминирующее влияние одного из родителей, проявление насилия. семьи, в которых отец является авторитетом и в то же время не интересуется личностным развитием ребенка, а мать отвечает за воспитание ребенка семьи с дефицитом заботы и любви у одного или двух родителей к ребенку; штрафным воздействием; ограничивающим характером; авторитарным воспитательным воздействием направлено на формирование строгого послушания и дисциплины у ребенка; либеральным воспитательным воздействием, затрудняющим формирование системы ценностей и норм у ребенка; чрезмерной опекой над ребенком; воспитание ребенка в духе неуважения к общественным нормам и формам социального контроля. Малая или дружеская группа может также является фактором асоциального поведения, если присутствуют асоциальные элементы в системе норм, которыми руководствуются члены группы в своем поведении; во взаимоотношениях в группе господствует авторитарный стиль, проявляется насилие; если в группе распространена антишкольная субкультура.

Важный по значимости фактор, который может способствовать появлению и развитию асоциального поведения детей, - школа. Имеет значение стиль работы. Важное значение имеет подготовка учителей для работы с детьми имеющие девиации. Практика показывает, что учителя часто не имеют социально-педагогической подготовки. Необходимо сотрудничество с подготовленными кадрами - психологами, социальными педагогами. 1. Авторитарный характер Работа направлена на достижение послушания, дисциплины, порядка. Из педагогических средств преобладают санкции, наказания, ограничения. Отсутствует индивидуальная и дифференцированная работа. Организация, формы и методы обучения не создают возможностей для успеха каждого подростка. 2. Либеральный характер Относится чаще не столько к школе, сколько к некоторым группам учителей. При этом нередко отсутствует систематическая и последовательная работа, необходимая для достижения воспитательных целей. 3 . Вся работа направлена на усвоение знаний; не уделяется необходимого внимания воспитательной работе.

НЕВОЗМОЖНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ ВЫНУЖДАЕТ ПОДРОСТКА ИСКАТЬ ОБХОДНЫЕ ПУТИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СВОИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ В РАЗВИТИИ. Следствием этого являются: Трудности во взаимоотношениях с родителями Уход из семьи Поиск и нахождение людей которые «дают » возможность реализовать свои потребности в развитии (молодежные движения- готы, эму, религиозные секты) Эксперименты с наркотиками и ПАВ (нет навыков умения справляться с жизненными ситуациями, умения радоваться жизни, отсутствие защищенности, уверенности)

ПРОЯВЛЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ оскорбления, побои, поджоги, садистские действия, мелкие кражи, вымогательство, распространение и продажа наркотиков демонстрация, агрессия, вызов, отклонение от учебы; уходы из дома бродяжничество, пьянство и алкоголизм; ранняя наркотизация; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида.

ПОДРОСТОК, У КОТОРОГО СФОРМИРОВАНЫ ПРАВОСОЗНАНИЕ И НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА, НЕ ПОПОЛНЯЕТ РЯДЫ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

ЦЕЛЬ: РАННЯЯ ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ.

Задачи школы по профилактике предупреждению правонарушений своевременное выявление неблагополучных семей, оказание социальной помощи семьям; раннее выявление детей «группы риска» и проведение работы сними на индивидуальном уровне; формирование у педагогов навыков конструктивного взаимодействия с подростками «группы риска»; Правовое просвещение через систему мероприятий; организация досуговой деятельности подростков, для воспитания, развития творческого потенциала, самоопределения и самореализации подростков; профориентация и трудовое устройство;

Профилактическая работа Формирование ЗОЖ

Кружки нравственно-эстетического, интеллектуального направлений Кружки, объединения уч-ся правового направления.”Дар речи” «Рукодельница»; .”Ступенька к музыке” Искусство звучащего слова Молодые петербуржцы; .”Занимательный клубок”, «Робототехника», Спортивные кружки и т.д. Элективный курс «Право» Общешкольные праздники и мероприятия ДТЮТ, ЦВР, театральная студия Каникулы Формирование ЗОЖ

Формирование ЗОЖ

Формирование ЗОЖ

РАБОТА СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ УЧАЩИХСЯ» Формирование ЗОЖ

РАННЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА

ОСНОВНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГОВ ЯВЛЯЮТСЯ: изучение положения ребенка в окружающей социальной микросреде; выявление положительных и отрицательных качеств личности ребенка, его склонности и способности; определение уровня обучаемости; изучение состояние физического здоровья ребенка; установление степени искажений духовных потребностей; изучение основных ценностных ориентиров школьника.

МЕТОДЫ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА ИЗУЧЕНИЯ: изучение школьной документации запрос информации из подразделений по делам несовершеннолетних. беседа, опрос мнений наблюдения на уроках, внешкольных мероприятиях, в семье методы педагогической диагностики методы самоизучения и самооценки (анкетирование, тестирование, сочинения, игры на самопознание) психологический диагностический комплекс

Во-первых, изучение школьной документации и запрос информации из подразделений по делам несовершеннолетних, использование методики сопровождения классным руководителем (социальным педагогом) обучающегося, находящегося в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации. Во-вторых, беседы с учителями, учащимися, родителями, соседями, опросы мнений. В-третьих, проведение педагогической диагностики: Социометрия. Комплексная методика

По результатам изучения и анализа диагностики отклоняющегося поведения раз в четверть классным руководителем совместно с социальным педагогом и психологом заполняется Карта наблюдений

Социальный педагог (способствует социализации ребенка, оказывает возможную помощь в семье и т.д.) Медицинский работник (организует углубленный осмотр ребенка, консультации узких специалистов и т.д.) Психолог (осуществляет психологическое сопровождение коррекционной работы с ребенком, родителями, учителями). Коррекционную работу осуществляют: Классный руководитель, проводит начальную диагностику, организует индивидуальную работу по адаптации в кассе, наблюдает изменения

ЗАСЕДАНИЕ СЛУЖБЫ ПО ДЕЛАМ ДЕТЕЙ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ. На основании собранной и полученной информации из школы инспектор по делам несовершеннолетних составляет протокол о нарушении Кодекса об административных правонарушениях Затем материалы передаются и рассматриваются в суде.

… Дети подобны нежным цветам в огромном саду. Им нужен утренний ветерок и весеннее солнце, а не изнуряющий зной и сильная буря. Нельзя оскорблять и ненавидеть своих детей, обижать их, нельзя использовать силу, унижать в присутствии друзей, преувеличивать их ошибки. Обращайтесь с детьми с величайшей добротой и любовью, и тогда их уважение к вам будет идти из глубины сердца, и они исполнят свой долг... А. Фурутана, « Отцы, матери, дети »


Концепция воспитательной работы

Пояснительная записка

Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встаёт на переломах, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества. Да и человеку трудно приспособиться к новым условиям. В самом тяжёлом положении оказываются педагоги и другие работники образования, связанные с подготовкой молодых людей к жизни. Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Мы живём во время крушения всех нравственных идеалов: у большинства людей коммунистические идеалы изжили себя, в сознании многих – вакуум. Воспитывая детей, мы должны обращать их взор к доброму, вечному, благому. В сегодняшних условиях педагоги должны найти нравственные силы, знания, мудрость ту педагогическую теорию, которые помогут осуществить задачу нравственного воспитания молодёжи, раскрыть её духовные качества, развить и раскрыть нравственные чувства, привить навыки борьбы со злом, умение сделать правильный выбор, нравственное самоопределение. Вот основные категории, которые являются главными в работе с детьми.

Несомненно, что мировоззренческой идеологической основой современной школы является идея гуманизма. Гуманитарная педагогика рассматривает личность ребёнка как цель, объект, субъект, результат воспитания и показатель его эффективности.

Цель воспитательной системы – поэтапное создание в школе условий для развития личности ребёнка. Это значит создание условий для решения каждой личностью четырёх задач на каждом возрастном этапе своей жизни.

Самосознание. Самоопределение. Самореализация. Саморегуляция.

Школа должна помочь ребёнку на каждом возрастном этапе решить все четыре задачи в пяти основных сферах жизнедеятельности.

1. Сфера познания (учёба, информация, знания).

2. Сфера практической деятельности (трудовая деятельность, умения, навыки).

3. Сфера игры (игровая активность, реализация творческих и природных возможностей, способностей).

4. Сфера физического развития (реализация физических возможностей).

5. Сфера отношений (познание себя, людей, взаимодействия с ними).

Таким образом, создание в школе условий для развития личности ребёнка – это процесс создания в школе системы отношений, помогающей ребёнку на каждом возрастном этапе успешно решать задачи в основных сферах своей жизнедеятельности.

Принципы построения воспитательной системы школы

§ принцип гуманистического воспитания предполагает, что дети, как и педагоги, субъект воспитательной системы. Важнейшее условие эффективности такой системы – объединение детей и взрослых в единый коллектив, а главный критерий эффективности развития гуманистическо- воспитательной системы – развитие личности ребёнка.

§ Принцип личностно – ориентированного воспитания лежит признание личности ребёнка высшей социальной ценностью; принятие его таким, какой он есть. Умения влиять на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности. Личностный подход можно осуществить только при основательной психологизации образовательного процесса.

§ Педагогика сотрудничества – понимание процессов воспитания как взаимодействия (сотрудничества) взрослых и детей, с целью создания благоприятных условий для саморазвития всех субъектов образовательного процесса.

§ Принцип дифференциации в обучении и воспитании (позволяет воспитывать) предполагает отбор содержания, форм и методов, учёт специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе, учёт их эстетических, религиозных, исторических, культурологических условий, признаний уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.

§ Принцип природоспособности воспитания предполагает, что оно основывается на понимании взаимосвязи природных и самокультурных процессов, на основании их возраста, пола, особенностей психики и физиологии.

§ Культурологический подход обеспечивает режим наибольшего благоприятствования учащихся, в приобщении к культуре, в формировании эстетического вкуса, иммунитета против низкопробной духовной продукции. Культурологический подход выходит на союз базового и дополнительного образования.

§ Принцип комплексного подхода позволяет воспитывать и развивать какие – либо качества ребёнка в комплексе, а не по очереди. Следует так организовать деятельность учащихся, чтобы в ней человек раскрылся с разных сторон и развивал свои личностные качества.

Важна опора на чувства ребёнка, а не только на его сознание и поведение. Только через чувства, жизненные ценности, нравственные нормы могут стать собственными ценностями и нормами.

Воспитательная работа строится исходя из того, что воспитание есть управление процессом развития личности.

Гуманистический характер воспитания и образования предполагает реализацию воспитательных задач на:

Каждом учебном и внеклассном занятии;

Создание воспитывающей среды во внеурочное время;

Построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого ребёнка.

Система внеклассной работы обеспечивает разнообразные потребности ребёнка. Системный подход к воспитанию реализуется через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Ученическое самоуправление обеспечивает формирование активной жизненной позиции учащихся, приучает его к анализу и самоанализу, контролю и самоконтролю.

Важной частью системы воспитательной работы является формирование и укрепление школьных традиций.

Системный и деятельностный подход к воспитанию диктует необходимость выйти за рамки школы, активно участвовать в городских, областных мероприятиях. Таким образом, воспитание предполагается строить с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно – организаторскую, допрофессиональную.

Важнейшими условиями повышения эффективности работы педагога, воспитателя являются:

Диагностическая основа всех видов управляющей деятельности;

Чёткая и эффективная организация методической работы школы;

Реализация личностно – ориентированного подхода в работе с педагогами;

Формирование благоприятного психологического климата в коллективе, который можно охарактеризовать как гуманитарный, творческий, интеллектуальный, деловой;

Разработка различных видов мотивации (система поощрений, стимулирование, контроль);

Эффективное управление воспитательным процессом, сохранение и развитие демократического стиля управления;

Оперативный и эффективный контроль.

Воспитание осуществляется через организацию жизнедеятельности ребёнка. Формы организации воспитательной деятельности самые разнообразные:

Воспитание в процессе обучения;

Внеучебная деятельность:

а) внутриклассная,

б) межклассная,

в) внеклассная,

г) участие в работе творческих объединений,

д) внешкольная,

е) массовая, общешкольная,

ж) работа с семьёй и общественностью,

з) работа по месту жительства.

Цель: формирование личности человека, способной воспитывать и развивать самого себя, строить жизнь достойную человека – человека самосовершенствующегося.

1. На основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений, желаний создать максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей.

2. Дальнейшее сплочение и развитие единого воспитательного коллектива и гуманистического характера внутришкольных отношений.

3. Формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, формирование потребности к самосовершенствованию и саморазвитию; способности адаптироваться в окружающем мире.

Модель выпускника

Мы хотим видеть свободную, творчески развитую, социально ориентированную личность, способную к саморазвитию и самореализации.

Под критериями приближенности к идеалу мы понимаем качественные характеристики учащихся в их единстве, взаимосвязи и соподчинённости.

В качестве основных направлений содержания воспитательной работы предусмотрены:

Организация интересной, содержательной внеурочной деятельности;

Обеспечение нравственного, духовного, интеллектуального, эстетического, этического, культурного развития, а также саморазвития личности ребёнка;

Организация работы по патриотическому, гражданскому воспитанию;

Развитие творческих способностей и творческой инициативы детей и взрослого;

Развитие ученического самоуправления;

Развитие коллективно – творческой деятельности;

Организация работы по предупреждению и профилактике асоциального поведения учащихся;

Организация работы с одарёнными детьми;

Приобщение учащихся к здоровому образу жизни.

Таким образом, у выпускника школы в достаточной мере будут развиты:

Патриотизм, гражданственность;

Нравственные нормы поведения;

Культура общения в коллективе;

Потребность к труду;

Способность к профессиональной деятельности;

Здоровый образ жизни;

Интеллектуальное развитие;

Саморазвитие;

Результатом воспитательной деятельности школы является воспитание человека, готового к постоянному изменению, развитию человеческой культуры, способного на основе усвоения современной культуры продолжить эстафету поколений.

Программа реализации концепции

Воспитание успешно, если оно имеет систему. Целостность природы личности требует и целостного подхода к её воспитанию. Систему школьного воспитания мы делим на четыре этапа:

I . Воспитание младшего школьника (1-4 классы)

Направление раскрытия личности «Я – природа»

Цель: выявить и развить добрые наклонности детей живой практической деятельностью, воспитывать внутренние качества, развивать их душу, ум, здоровье.

Основные ценности: знание, жизнь, красота.

Задачи:

1. Оказание помощи ребёнку в преодолении трудностей в различных видах деятельности, формирование самостоятельности.

2. Воспитание любви к чтению, развитие любознательности, любви к природе, к здоровому образу жизни.

3. Способность созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире и приобщению к национальным традициям.

4. Научить соблюдать социальные нормы, принятые в школе, формировать адекватное отношение к одноклассникам, учителям, самим себе, учить жить в коллективе, воспитывать товарищество, коллективизм, сопереживание.

5. Учить видеть красоту в жизни и создать её.

6. Знакомство с культурой семейных отношений; формирование отношения к природе как ценности.

7. Пробудить у ребёнка интерес к самому себе, своему внутреннему духовному миру.

8. Формировать положительно эмоциональную «Я – концепцию: «Я нравлюсь», «Я способен», « Я защищён».

II . Воспитание младшего подростка (5-6 кл.)

«Я – другой»

Направления развития личности «Познай себя»

Основные ценности: вера, надежда, любовь.

Направление развития личности «Познай себя»

Цель воспитания: создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждой отдельной личности.

Задачи:

1. Формирование позитивной «Я – концепция», устойчивой, адекватной самооценки.

2. Создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.

3. Формирование отношения к другому человеку как ценности.

4. Формировать мотивы самовоспитания.

5. Формирование поведения в соответствии с нормами и правилами этики (в основе которых национальные эстетические традиции).

6. Формирование отношения к окружающему миру через комплекс ценностей.

III . Воспитание старшего подростка (7-8 кл.)

«Я – общество»

Направление становления личности

Основные ценности: свобода, равенство, братство.

Цель: формирование способностей к активному самопроявлению и самовыражению сообразно своим личностным особенностям.

Задачи:

1. Пробудить интерес ребёнка к своему внутреннему миру, укрепить веру в собственные возможности, способствовать поиску внутренних ресурсов и саморегуляции личности.

2. Формирование эмоционально положительной «Я – концепция»: я нравлюсь, способен, значу».

3. Создание условий для поддержания стабильного здоровья учащихся.

4. Развитие национального самосознания на основе расширения краеведческой, художественно- эстетической деятельности.

5. Формировать устойчивое позитивное положение в группе сверстников, способность к сотрудничеству.

6. Создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.

7. Приобщение к ведущим духовным ценностям своего Отечества, воспитание гражданственности.

8. Формирование полового самосознания и нравственная подготовка к семейной жизни.

9. Формирование отношения к обществу как к ценности.

IV . Воспитание юноши, девушки и образование в старшем звене (9- 11 кл.)

«Я в мире, мир – во мне»

Направление самоактуализации личности

Основные ценности: воспитание личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной к самоопределению, самореализации и совершенствованию

Задачи:

1. Обеспечение высокого уровня общего интеллектуального развития личности учащегося.

2. Сформировать положительные ценностные ориентации и установки в отношении трудовой деятельности и семейно – бытовой сферы.

3. Дальнейшее развитие национального самосознания, формирования нравственных и гражданских качеств на основе разнообразной творческой деятельности.

4. Сориентированность на дальнейшее самосовершенствование.

5. Дать выпускникам понимание смысла жизни и счастья на разных уровнях (философском, практическом, социальном, семейном).

6. Подготовить к доступному по уровню и форме дальнейшему непрерывному образованию.

7. Формирование субъект – субъективного отношения к миру.

Методическая работа школы, связанная с воспитательным процессом, осуществляется через:

МО классных руководителей

Совет классных руководителей и учителей – предметников

Творческое объединение педагогов дополнительного образования

Творческие и инициативные группы

Секции кл. руководителей: 1-3 классы, 5-8 классы, 9 -11 классы.

Одной из основных задач методической службы является включение в процесс внутриклассного управления непосредственно участников педагогического процесса – классного руководителя и учителя – предметника.

Основными направлениями методической работы является:

Информационно- методическая (семинары, педсоветы, 2круглые столы», конференции),

Практико – ориентированное (открытые уроки и мероприятия, предметные недели, работа с молодыми кадрами),

Научно – методическое (психолого – педагогические консилиумы, работа творческих групп, аналитико – диагностическая деятельность),

Инструктивно – методическое (знакомство педагогов с нормативными документами, методические рекомендации, изучение различных тенденций в становлении и развитии воспитательной системы),

Личностно- ориентированное (регулирование межличностных отношений, психо- корректированная работа).

Основные формы методической работы.

а) индивидуальная (с молодыми кадрами, систематизация и обобщение опыта, самообразование педагогов);

б) массовая (тренинги, практикумы, семинары, деловые игры);

в) групповая (оказание методической помощи МО кл. руководителям, руководителям творческих групп, органам ученического самоуправления).

Эти формы осуществляются в виде различного рода творческих дел, в воспитательных мероприятиях. Прежде всего, это система школьных традиций:

Праздник первого звонка (сентябрь)

День рождения классных коллективов (сентябрь)

День учителя, осенняя спартакиада (октябрь)

День матери (ноябрь)

Новогодние праздники (декабрь)

Зимняя спартакиада (январь)

Месячник гражданско – патриотической работы, фестиваль талантов «Звёздный дождь» (февраль)

Ученик года (март)

День семьи (апрель)

Праздники в честь окончания учебного года (май).

Традиции формируют дух школы, определяют её лицо, являются объединяющим началом для детей и педагогов. Содержательная сторона воспитательного процесса строится по принципу:

Сохранения и отработки всех удачных, состоявшихся, эффективных моментов;

Учёта и анализа неудачного опыта, внесения корректив;

Поиска нового или варьирования уже знакомого, хорошо известного.

Таким образом, в практику воспитательной работы школы вошли самые разнообразные творческие дела, отвечающие требованиям и интересам детей и педагогов. Важнейшей задачей руководителя является привлечение к общественной управленческой деятельности возможно большего числа людей (педагогов, родителей, детей), стимулирование максимальной самомотивации, самоконтроля.

В жизни школьной воспитательной системы большое значение имеет проблема лидерства. Именно лидер – яркая человеческая индивидуальность – способен проявить инициативу, взять на себя ответственность, показать образец деятельности. Через лидеров реализуется управленческий механизм. В связи с этим, встаёт ещё одна важная проблема – проблема самоуправления.

Именно органы школьного самоуправления призваны решить одну главных задач управления воспитание – привлечение к общественной управленческой деятельности детского коллектива, учащихся. Участвуя в этих органах, дети получают личный опыт реального управления, непосредственного участия в планировании, проектировании, организации воспитательного процесса, приобретают опыт общения практических действий.

Система мер по созданию новой школьной воспитательной системы

1. Стратегия воспитания, доля каждого ученика определяется на основе изучения его индивидуальных особенностей и прогноза развития ситуации.

2. Сотрудничество детей и взрослых, ученическое самоуправление, поиск новых интересных форм работы школы позволит раскрыть творческие способности учителей, учащихся, родителей.

3. Система мер по повышению профессионального мастерства педагогов поможет преодолеть недостаточную психолого – педагогическую и методическую подготовку классных руководителей, учителя, воспитателя.

4. В целях получения информации для достоверного прогнозирования необходимо совершенствовать социально – психологическую службу.

5. Необходимо расширить и обновить формы работы с родителями.

6. Аналитико- прогностические материалы из управленческой деятельности школы по организации внеурочной и внеклассной работы с учащимися, помогут проводить мониторинг воспитательного процесса, прогнозировать развитие ситуации и принимать обоснованные решения.

7. Необходимо взять на вооружение идею дифференцированной оплаты труда классных руководителей, стимулирующей самообразование педагогов, способствующей поиску эффективности форм работы как с классом в целом, так и с каждым членом классного коллектива.

Направления воспитательной системы

Внеклассная и внешкольная работа строится на основе программы «Здоровое поколение в 21 век », которая включает в себя 5 подпрограмм: «Мы одна семья- педагог, родитель, я»; «Россия – мой дом и семья»; «Трудные дети»; «Здоровье»; «Эстетически- досуговый центр «Вдохновение».

Цель : создание в школе единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является здоровая личность каждого ребёнка.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав