20.06.2020

Юридические факты, которые порождают административно-правовые отношения. Юридические факты в административном праве. Структура административно-правового отношения Какие юридические факты в административном праве


Административное правоотношение как разновидность правового регулирования, его специфика и структура. Роль юридических фактов в административном праве. Виды административно-правовых отношений. Обобщенная характеристика предмета административного права.

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Правовое регулирование общественных отношений в сфере государственного управления. Понятие и виды административно-правовых норм, особенности их реализации. Юридические факты в административном праве. Основные черты административно-правовых отношений.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2014

    Понятие, особенности и структура административно-правовых отношений, сфера государственного управления. Юридические факты в административном праве. Виды административно-правовых отношений и их характеристика, основные и неосновные управленческие связи.

    реферат , добавлен 02.10.2011

    Понятие административно-правовых норм, их классификация по характеру правового воздействия и юридическому содержанию. Особенности и институты системы административного права. Сущность, свойства, виды и структура административно-правовых отношений.

    курсовая работа , добавлен 29.04.2013

    Понятие, особенности, виды и структура административно-правовых норм. Проявление регулятивной роли административного права. Основные варианты реализации административно-правовых норм. Источники административного права, их систематизация и кодификация.

    реферат , добавлен 17.11.2011

    Административное право как отрасль права и наука. История развития науки административного права. Понятие и элементы механизма административно-правового регулирования. Административно-правовые нормы: понятия, особенности, виды, формы реализации.

    реферат , добавлен 22.05.2008

    Административно-правовые формы. Понятие административно-правовых форм. Правовые акты управления: понятие, юридическое значение понятие административно-правовых методов. Виды административно-правовых методов. Административное принуждение.

    курсовая работа , добавлен 28.03.2004

    Исследование понятий "административно-правовые нормы" и "административно-правовые отношения" в их взаимосвязи, рассмотрение их особенностей. Основные черты административно-правовых отношений. Ответственность участников правовых управленческих отношений.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2014

Юридические факты являются основаниями возникновения, изменения или прекращения административно правовых отношений. Они подразделяются на правомерные и неправомерные.

Правомерные действия всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм. В качестве юридических фактов выступают правомерные действия граждан и других возможных участников административно-правовых отношений. Например, подача гражданином жалобы влечет за собой возникновение конкретного административного правоотношения между ним и исполнительным органом (должностным лицом), которому жалоба адресуется. Особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, т.е. относящийся к конкретному адресату и делу, характер. Прямое их юридическое последствие - возникновение, изменение или прекращение административно-правового отношения. Неправомерные действия нарушают требования административно-правовых норм.

Это - дисциплинарные и административные проступки как наиболее характерные для сферы государственного управления. Они влекут за собой юрисдикционные правоотношения. К числу неправомерных относится также бездействие (непринятие службой внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка). Административно правовые отношения могут возникать не только в результате действий людей, т.е. их волеизъявления, но и при наступлении определенных событий, имеющих юридическое значение (рождение, смерть, чрезвычайная ситуация и др.) В этих случаях возникновение административно правовых отношений не зависит или не всегда зависит от воли людей. ???????????????? ?????. ??????? / ??? ???. ?. ?. ??????. 2-? ???., ???????. ? ???. - ?.: ??????, 2005. - ?. 42-43.

Виды административно-правовых отношений

Виды административно правовых отношений различаются по содержанию, соотношению прав и обязанностей их участников, характеру порождающих юридических фактов, способу защиты. По своему содержанию административно правовые отношения делятся на материальные и процессуальные. К материальным административно правовым отношениям относятся общественные отношения, возникающие в сфере управления, регулируемые материальными нормами административного права, закрепляющие полномочия органа исполнительной власти, или права и обязанности граждан. Административно процессуальные отношения - это отношения, которые складываются в связи с разрешением индивидуально конкретных дел и регулируются административно процессуальными нормами. По характеру юридических фактов, порождающих административно правовые отношения, эти правоотношения делятся на отношения, порожденные правомерными и неправомерными фактами. По способу защиты можно выделить отношения, защищаемые в административном и в судебном порядке. Административно-правовым правоотношениям присуще широкое разнообразие в зависимости от характера и видов управленческой деятельности, ее участников, от того, какие функции государственного управления реализуются, от поставленных перед органами исполнительной власти (местной администрацией) целей и т.д. По целям административно-правовые отношения подразделяются на охранительные (в том числе деликтные) и регулятивные, что соответственно сказывается на применении различных методов и форм управленческой деятельности. По составу участников административно-правовые отношения можно разграничить на отношения, участники которых принадлежат к государственному аппарату (государственные органы и их должностные лица), отношения между органами исполнительной власти (местной администрацией) и государственными предприятиями, учреждениями, организациями, отношения между органами исполнительной власти (местной администрацией) и общественными организациями, трудовыми коллективами, отношения между органами исполнительной власти (местной администрацией) и негосударственными коммерческими организациями, отношения между органами исполнительной власти (местной администрацией) и гражданами.

По направлению деятельности выделяются:

Административно-правовые отношения органов исполнительной власти (местной администрации) общей компетенции, т.е. по всем вопросам жизнедеятельности на соответствующей территории (Правительство РФ; правительства республик - субъектов РФ; правительства (администрации) краев, областей, автономных образований; городская, районная, сельская администрация);

Административно-правовые отношения исполнительной власти отраслевой компетенции в отношении субъектов управления, находящихся в их ведении;

Административно-правовые отношения органов межотраслевой компетенции надведомственного характера по решению специальных вопросов, осуществлению контрольно-надзорных и координационных полномочий;

Административно-правовые внутриорганизационные отношения, затрагивающие деятельность аппарата данного органа и учреждений, предприятий, находящихся в его непосредственном подчинении.

Выделяются также субординационные, координационные и реординационные отношения. Субординационные отношения базируются на полномочии одного из субъектов использовать распорядительные, контрольные полномочия по отношению к другим участниками отношений (например, отношения в системе государственной службы, складывающиеся между должностными лицами). Координационные правоотношения также характеризуются наличием властных полномочий, но они используются не только для реализации своей власти, но и для обеспечения эффективной совместной деятельности нескольких субъектов, желающих достичь одной цели и решить схожие задачи (отношения между органами федеральной исполнительной власти - министерствами, государственными комитетами и пр., а также в рамках деятельности самих этих органов). Субординационным и координационным отношениям присуща возможность издания административных актов, которые должны исполняться другими субъектами. Реординационными отношениями являются такие, которые образуются в целях обеспечения обратного воздействия управляемого субъекта на управляющий субъект, т.е. воздействие снизу на верхние инстанции (например, обращение граждан в органы публичного управления). Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право. Учебник. 2-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2005. - с. 113-116. Емкая характеристика административно-правовых отношений как властеотношений, акцентируя внимание на их сущностной природе, не исключает возможности их видовой классификации по различным критериям. Существуют следующие две группы административно-правовых отношений:

1) отношения, непосредственно выражающие основную формулу управляющего воздействия («субъект - объект»), в которой отчетливо проявляется властная природа государственно-управленческой деятельности. Это - собственно властеотношения;

2) отношения, складывающиеся за рамками непосредственного управляющего воздействия на тот или иной объект, но органически связанные с его осуществлением.

Названные группы административно-правовых отношений характеризуются как основные и неосновные управленческие связи.

Первая группа административно-правовых отношений характеризуется в качестве основной, так как в данном случае правоотношения в максимальной степени причастны к упорядочивающему воздействию на социальные связи, т.е. к основному функциональному назначению управления. Они отчетливо выражают присущую управлению авторитарность, т.е. приоритет воли субъекта управления. Здесь основная формула управляющего воздействия - «субъект - объект». Это, прежде всего, отношения между вышестоящими и нижестоящими звеньями механизма реализации исполнительной власти, между руководителями и подчиненными им по службе административно-управленческими работниками, между исполнительными органами (должностными лицами) и гражданами, несущими определенные административно-правовые обязанности, и т.п. При характеристике второй группы отношений главное внимание акцентируется на том, что они не имеют своим прямым назначением непосредственное управляющее воздействие субъекта на управляемый объект. Это, например, отношения между двумя сторонами, функционирующими в сфере государственного управления, но не связанными между собой соподчиненностью (например, отношения типа «субъект - субъект»). Такого рода отношения весьма разнообразны и необходимы для создания нормальных условий реализации исполнительной власти. Но они имеют вспомогательное значение по сравнению с отношениями первой группы. Фактически они служат организационно-правовой предпосылкой собственно властеотношений.

Можно выделить также:

1) внутриорганизационные административно-правовые отношения, возникающие в рамках внутренней деятельности органов управления (решение структурных и кадровых вопросов, распределение обязанностей работников управленческого аппарата, определение их ответственности и т.п.);

2) внешние административно-правовые отношения, возникающие в рамках внешней сферы управления, т.е. непосредственно в процессе реализации функций управления применительно к управляемым объектам.

В данном случае следует исходить не из противопоставления этих видов административных правоотношений, не из подхода к их внешнему варианту как к определяющему, а как к двум основным проявлениям единого по своей значимости и управленческой сути механизма, обеспечивающего целевое управляющее воздействие. Очевидно, что от «внутреннего» состояния исполнительного органа (организованность, упорядоченность) полностью зависят и его возможности действовать вовне, т.е. за рамками собственного аппарата. Значит, в рамках как «внутренних», так и «внешних» правоотношений исполнительная власть реально реализуется. Административное право. Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005. - с. 43-46 Наиболее важной является классификация административно-правовых отношений по юридическому характеру взаимодействия их участников. В соответствии с этим критерием, поглощающим в определенной мере ранее рассмотренные, выделяются вертикальные и горизонтальные правоотношения. Вертикальные административно-правовые отношения в наибольшей степени выражают суть административно-правового регулирования и типичных для государственно-управленческой деятельности субординационных связей между субъектом и объектом управления. Это и есть властеотношения. Возникают они между соподчиненными сторонами, что свидетельствует об отсутствии в них, в отличие от гражданско-правовых отношений, равенства сторон. Однако соподчиненность нельзя трактовать в буквальном смысле. Фактически вертикальность означает, что у одной стороны есть юридически властные полномочия, которых либо нет у другой стороны (например, у гражданина), либо их объем меньше (например, у нижестоящего органа управления). Властной стороной при этом выступает соответствующий субъект исполнительной власти (исполнительный орган, орган государственного управления). Столь же очевидно, что именно в вертикальных отношениях реализуется непосредственное управляющее воздействие субъекта управления на тот или иной объект, который далеко не во всех случаях ему организационно подчинен. В сфере государственного управления можно обнаружить несколько вариантов административно-правовых отношений, которые относятся к числу вертикальных. Об этом свидетельствуют следующие признаки, характерные для такого вида урегулированных административно-правовыми нормами управленческих отношений:

Безапелляционность тезиса о неравенстве сторон как ведущего показателя вертикальности данного вида правовых отношений; сосредоточение в руках управляющей стороны, т.е. субъекта исполнительной власти, юридически властных полномочий; невозможность стороны, выступающей в роли управляемого, «управлять» таковым субъектом;

Неравенство сторон логически предполагает подчинение одной стороны («объекта управления») другой («субъекту управления»). Отсюда - бытующая формула «власть - подчинение», используемая для характеристики административно-праваовых отношений именно вертикального типа;

Подчиненность (соподчиненность) в административно-правовых отношениях далеко не во всех случаях имеет четко выраженное проявление. Например, гражданин или негосударственное формирование (коммерческая структура и т.п.) организационно не подчинены субъектам исполнительной власти. В отношениях между отдельными звеньями механизма исполнительной власти также прямая подчиненность одного звена другому часто отсутствует;

Говоря о подчиненности, присущей взаимоотношениям сторон в сфере государственного управления, необходимо иметь в виду прежде всего организационную подчиненность, как наиболее характерную для управленческой вертикали и проявляющуюся в связях между вышестоящими и нижестоящими звеньями, например между исполнительными органами и подведомственными им организациями. Само «подчинение» управляемой стороны отношения «управляющей» может выражаться неодинаково. В буквальном смысле о нем можно говорить как об организационной подчиненности (связи между вышестоящими и нижестоящими исполнительными органами, между ними и подведомственными им предприятиями и т.п.). Но и отсутствие такой подчиненности (соподчиненности) не отрицает возможности возникновения между сторонами отношений вертикального характера;

Многие административно-правовые отношения вертикального типа возникают между несоподчиненными их участниками. Но и в подобных случаях одна из сторон в силу своей компетенции правомочна издавать юридические акты, обязательные для исполнения организационно неподчиненной ей другой стороной данного правоотношения. Обычно такого рода управленческие связи типичны для системы межотраслевого государственного управления (в области охраны окружающей природной среды и т.п.). Налицо, следовательно, особый вариант подчиненности, а именно - координационный;

В сфере государственного управления в широком масштабе осуществляется контрольно-надзорная деятельность, причем ее субъектами являются сами исполнительные органы (должностные лица). Это, например, административный надзор, который осуществляется специально создаваемыми федеральными надзорными службами и их территориальными подразделениями, органами внутренних дел, налоговыми инспекциями и т.п. Надзорные полномочия носят юридически властный характер и распространяются на организационно неподчиненные объекты. Налицо еще один вариант подчиненности - подконтрольность или поднадзорность;

Субъекты исполнительной власти в соответствии с требованиями соответствующих административно-правовых норм вправе адресовать свои юридически властные волеизъявления гражданам, общественным объединениям, которые ни в какой подчиненности у названных субъектов не находятся. В подобных случаях налицо известный вариант вертикальности - подчинения воли управляемых воле управляющих;

Несмотря на разный характер подчиненности во всех названных случаях, сохраняется главное качество - неравенство сторон в юридическом смысле. Подчиненность, выраженная прямо или опасредованно, по существу, есть логическое и фактическое следствие закрепленного административно-правовыми нормами неравноправного положения управляющих и управляемых;

Наиболее емким по своему правовому содержанию признаком, убедительно иллюстрирующим фактическую вертикальность и неравенство сторон в административно-правовых отношениях, по-разному выражаемых, является следующий: все вертикальные отношения такого типа практически выражают юридическую зависимость одной стороны от другой. Подобная зависимость предопределяется наличием юридически властных полномочий, необходимых для решения того или иного вопроса, только у одной стороны - у соответствующего субъекта исполнительной власти.

Итак, общие черты неоднозначных вертикальных административно-правовых отношений - это осуществление в их рамках прямого управляющего воздействия и приоритета юридически выраженной воли одной стороны. Князев С. Д. Административное право РФ: предмет, система, реформирование // Правоведение, 2001, № 5, с. 41 - 45. Горизонтальными административно-правовыми отношениями признаются те, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. В них, соответственно, отсутствуют юридически властные веления одной стороны, обязательные для другой. Конечно, такого рода правоотношения не столь распространены в сфере государственного управления, как вертикальные. И это понятно, ибо они как бы выпадают из общего русла административно-правового регулирования. Тем не мение, возможность их возникновения имеет место быть. Сам факт признания равенства сторон в административно-правовых отношениях находится в прямом противоречии с сущностью административно-правового регулирования и с принципиальными особенностями административно-правовых отношений. Поэтому необходимо учитывать следующие определяющие обстоятельства:

1) действительное, а не формальное юридическое равенство участников административно-правовых отношений, т.е. качество, традиционно связываемое с гражданско-правовыми отношениями, вполне реально при наличии одинакового правового уровня сторон и, соответственно, отсутствии выраженной в любой форме их соподчиненности;

2) обязательное одновременное наличие в конкретных управленческих связях этих двух признаков, ибо отсутствие соподчиненности не всегда тождественно юридическому равенству сторон;

3) столь же обязательно отсутствие юридически властного волеизъявления одной стороны, адресованного другой.

К числу горизонтальных отношений относятся следующих административно-правовых отношения:

а) отношения, предшествующие непосредственному управляющему воздействию. Они служат предпосылкой вертикальных отношений, т.е. предназначены для создания условий, необходимых для принятия одностороннего юридически властного решения. Это - связи, возникающие между находящимися на одинаковом правовом уровне исполнительными органами, в которые они вступают по поводу, например, подготовки и принятия совместных нормативных актов управления; отношения по согласованию совместных управленческих действий; отношения в связи с проведением совместных заседаний и т.п.;

б) отношения, возникающие после осуществления непосредственного управляющего воздействия с целью создания условий для эффективной реализации принятого в одностороннем порядке юридически властного решения.

Названные группы отношений относятся к числу административно-процедурных;

в) отношения административно-процессуального характера, в которых стороны занимают равноправное положение (например, в рамках производства по жалобам граждан, по делам об административных правонарушениях). Содержанием этих отношений является рассмотрение административно-правовых споров;

г) отношения административно-договорного характера, носящие форму различного рода соглашений (например, предварительное соглашение о приеме на ту или иную должность). Соглашения возможны и между субъектами исполнительной власти.

Характеристика горизонтальных административно-правовых отношений предполагает учет ряда особенностей. В частности, любые совместные действия однопорядковых и равноправных сторон (отношения типа «субъект - субъект»), равно как и процессуальное равноправие, перерастают в вертикальные отношения. Моментом такого перерастания служит, например, принятие совместного юридически властного акта (совместного приказа) либо принятие полномочным исполнительным органом (должностным лицом) одностороннего юридически обязательного решения по жалобе гражданина или по делу об административном правонарушении. Отсюда - временное проявление горизонтальности таких правоотношений, а также их вспомогательный характер по отношению к основным вариантам административно-правовых отношений.

Рисунок - 1. Административно-правовые отношения

Вертикальные, горизонтальные и даже диагональные (идею об их существовании выдвигали В.А. Юсупов, М.С. Студеникина) административно-правовые отношения наиболее наглядно можно представить в виде схемы, изображенной на рисунке 1 (административно-правовые отношения на ней показаны соответствующими стрелками). Горизонтальные административно-правовые отношения могут иметь место как:

Предшествующие непосредственному управленческому воздействию;

Возникающие после непосредственного управляющего воздействия в целях наиболее эффективной его реализации;

Отношения административно-договорного характера.

Проблема диагональных административно-правовых отношений на сегодняшний день остается дискуссионной.. Солдатов А.П., Мельников В.А. Административное право Российской Федерации: Учебник. - Ростов-на-Дону: Фенис, 2006. - 31-32 с.

Горизонтальные административно-правовые отношения своей непосредственной задачей воздействие на управляемый объект не имеют. Фактически они подготавливают последующее управляющее воздействие. Поэтому можно встретить такие названия вертикальных и горизонтальных административно-правовых отношений, как отношения основные и не основные. Схожа с ними и классификация административно-правовых отношений на субординационные (властности) и координационные (властность отсутствует). Горизонтальные административно-правовые отношения понимаются как совокупность конкретных вертикальных административно-правовых отношений между двумя субъектами государственного управления, которые в целом уравновешивают их положение по поводу того, по поводу чего они вступили в это множество конкретных правоотношений. Найти сегодня пример одного конкретного административно-правового отношения нельзя. Во-первых, это противоречит важнейшему признаку административно-правовых отношений - их властности. Во-вторых, анализ конкретных ситуаций приводит автора в одних случаях к выводу о том, что они являются отношениями, не урегулированными нормами права. Тогда это не правоотношения вообще и не административно-правовые отношения, в частности. В других же случаях рассмотренные примеры не имеют хотя бы одного из признаков горизонтальных административно-правовых отношений, отчего становятся правоотношениями вертикальными.

Классификация административно-правовых отношений и оснований их возникновения и прекращения является необходимым предварительным условием правовой регламентации способов их реализации и эффективного практического их применения органами государственного управления или местного самоуправления.

Просто так возникнуть не могут никакие отношения. Данному процессу всегда предшествуют определенные события или разнообразные действия, совершаемые субъектами. В совокупности они представляют собой основание для возникновения административных правоотношений, их изменения либо прекращения - иначе говоря, юридические факты.

Юридический факт: понятие

Юридический факт в административном праве определяется как обстоятельство, при котором между сторонами, в соответствии с требованиями административно-правовой нормы, должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения. В определении заключен и смысл названия. Юридическими они именуются по той причине, что предусмотрены прямым образом в гипотезе административно-правовой нормы и косвенным - в ее диспозиции либо санкции. В этом прослеживается четкая логическая цепочка. Как только возникают факты, обозначенные в гипотезе нормы административного права, так сразу она начинает действовать. Следовательно, лица, являющиеся ее адресатами, приобретают права и обязанности, отраженные в диспозиции.

Кроме того, юридический факт в административном праве может именоваться таковым в тех случаях, когда он совместно с его нормами обуславливает определенное содержание отношений.

Существует развернутая классификация юр. фактов по нескольким критериям, в числе которых предмет (волевой признак), характер последствий, количественный состав. Данный вопрос подробно оговаривает теория государства и права. Остановимся на основных моментах классификации.

Классификация по предмету

В зависимости от волевого признака определяются следующие виды юридических фактов в административном праве: действия (наиболее распространены) и события. Под первыми подразумеваются такие обстоятельства, которые зависят напрямую от волеизъявления человека. Совершаемые действия, в свою очередь, могут быть разделены на две категории: правомерные и неправомерные. Иными словами, соответствующие предписаниям нормы или нарушающие их.

В свою очередь, действия правомерного характера могут выражаться в двух формах: юридические акты и поступки. Их отличие заключается в том, что одни специально направлены на достижение (наступление) определенных юридических последствий, а другие нет, но, тем не менее вызывают их.

Классификация по характеру последствий, которые наступили

В зависимости от наступивших последствий юридический факт в административном праве может быть:

  • правообразующим, то есть вызывающим возникновение определенных правоотношений (прием на работу, поступление на военную службу и пр.);
  • правопрекращающим - вызывает прекращение правовых отношений (окончание вуза, увольнение и т. д.);
  • правоизменяющие - юридические факты, изменяющие правовые отношения (обмен жилой площади, перевод сотрудника на другую должность).

В понимании сути и значения данного явления могут помочь примеры юридических фактов в административном праве. Так, могут выражаться в находке лицом потерянной вещи, обнаружении клада и т. д. Кроме того, к ним можно отнести действия, заключающиеся в создании произведений литературы, искусства и науки. Одновременно с ними на результат интеллектуальной деятельности возникают авторские права. При этом автор может и не подозревать о них. Однако в любом случае он становится обладателем прав при наличии факта создания произведения.

Классификация по количественному составу

Довольно часто один юридический факт в административном праве не может привести к образованию последствий, предусмотренных правовой нормой, нужно чтобы их было несколько. К примеру, для возникновения пенсионных правоотношений необходимо наличие сразу нескольких условий: достижение определенного возраста, трудовой стаж, решение компетентного органа о назначении человеку пенсии. То есть возникает определенная совокупность фактов, которая получила название «юридический состав». Он, в свою очередь, классифицируется на несколько видов:

  • завершенные юридические составы - имеют место, когда в наличии все необходимые факты;
  • незавершенные юридические составы, то есть когда процесс накопления фактов продолжается;
  • простые юридические составы - все факты принадлежат к одной конкретной отрасли права;
  • сложные юридические составы - образуются комплексом фактов, принадлежащих к различным отраслям, причем их накопление происходит в определенной последовательности.

Функции юридических фактов

Во-первых, основная роль юридических фактов в административном праве заключается в обеспечении гарантии соблюдения на практике принципа законности, подразумевающего четкую определенность норм. Иными словами, если государство на поведение людей налагает определенные ограничения, то они как минимум должны иметь четкие и недвусмысленные границы и формулировки.

Во-вторых, как уже было сказано выше, юридические факты в административном праве обеспечивают возникновение административных правоотношений, их изменение или прекращение.

Юридические факты напрямую соотносятся с реальной жизнью людей и, по сути, представляют собой отдельный эпизод действительности, последствия которого носят правовой характер.

Пособие содержит все вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «Административное право». Доступность изложения, актуальность информации, максимальная информативность, учитывая небольшой формат пособия, – все это делает шпаргалку незаменимым подспорьем при подготовке к сдаче экзамена.

7. Юридические факты в административном праве

Основания возникновения, изменения и прекращения – факты объективного характера, с появлением которых административно-правовое отношение возникает, изменяется или прекращается. Поскольку эти факты предусмотрены законодательством в качестве именно оснований возникновения (изменения, прекращения) административно-правовых отношений, они называются юридическими фактами. Юридические факты играют важную роль в правовой системе, так как связывают нормы права с реальными общественными отношениями.

Признаки юридического факта:

1) конкретное жизненное обстоятельство, выраженное вовне;

2) обстоятельство, предусмотренное нормой права;

3) информация об определенном состоянии общественных отношений;

4) наличие данных обстоятельств, вызывающее определенные последствия.

В сфере административно-правового регулирования юридические факты делятся, как и в других отраслях права, на действия и события.

Действия – юридические факты, которые являются волевыми по их происхождению и в процессе осуществления. Например, назначение лица на должность, поощрение, отправка корреспонденции с соответствующим оформлением и т. д.

Действия по их характеру можно условно разделить на две группы:

1) правомерные;

2) неправомерные.

Правомерные действия – действия, всегда соответствующие закону, требованиям административно-правовых норм. В качестве юридических фактов могут выступать правомерные действия граждан и других возможных участников (органов, объединений и т. п.) административно-правовых отношений. Например, подача гражданином жалобы влечет за собой возникновение конкретного административно-правового отношения между ним и исполнительным органом – должностным лицом, которому жалоба адресуется.

В литературе также отмечается следующая особенность юридических фактов в административном праве: основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный характер, относящиеся к конкретному адресу и делу.

К числу неправомерных действий относятся такие, которые не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их. Это дисциплинарные и административные правоотношения, характерные для сферы исполнительной власти. Они влекут за собой юрисдикционные правоотношения. К числу неправомерных действий относят также бездействие органов, должностных лиц (например, непринятие органами внутренних дел предусмотренных законодательством мер по обеспечению общественного порядка).

События – юридические факты, которые не зависят от воли людей в период своего существования и нередко не являются волевыми и по источнику их происхождения (например, стихийное бедствие).

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Административное право. Шпаргалка (Д. С. Белоусов, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром -

Административное право - одна из важнейших отраслей правовой системы РФ, представляющая собой совокупность правовых норм , регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с практической реализацией исполнительной власти , или, в более широком понимании, - в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

  • является публичным правом , призванным обеспечить публичный интерес, регулируя отношения, связанные с управлением общественными процессами;
  • нормы административного права обеспечивают интересы общества , государства граждан и т. д.;
  • составляет основу правового регулирования

Управление - действия распорядительного характера, направленные на функционирование сложно организованных систем, призванные обеспечить их сохранность, поддержать режим деятельности.

Выделяют объект, субъект и содержание управления.

Объект управления - различные системы и их составляющие (люди, явления, события и т. д.).

Субъекты управления - это всегда люди. Выделяют две группы субъектов управления :

  1. единоличные;
  2. коллегиальные (группы людей).

г) специальный субъект управления - органы власти или иное уполномоченное лицо.

Виды управления:

  • государственное;
  • коллективное - регулирование на уровне коллектива;
  • семейное.
  • является публичным правом , призванным обеспечить публичный интерес;
  • нормы административного права обеспечивают интересы общества , государства , коллективов, права и интересы граждан и т. д.;
  • составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений.

Предмет административного права - общественные отношения, которые урегулированы нормами административного права.

В предмет административного права входят 3 области правоотношений , а именно:

1) управленческие правоотношения - представляют собой исполнительно-распорядительную деятельность. В рамках данных правоотношений непосредственно реализуются цели, задачи, функции, полномочия исполнительной власти ;

2) организационные правоотношения - вспомогательные. Организационные правоотношения реализуются в процессе формирования состава государственных органов , распределения между ними прав, обязанностей и ответственности в целом при формировании структуры управления ;

3) контрольные правоотношения - как и любой другой вид деятельности, осуществление государственного управления контролируется специализированными органами. В какой-то мере контрольные полномочия характерны для любого государственного органа, но для некоторых органов данная функция является основной. Методом административно-правового регулирования является совокупность средств и способов воздействия на управленческие отношения, на поведение их участников.

Выделяют следующие методы административного права :

1) метод власти-подчинения, согласно которому один участник административных правоотношений подчиняется другому, а другой осуществляет управление первым и вправе давать ему обязательные для исполнения указания;

3) метод согласования характерен лишь для субъектов, не находящихся в подчинении друг у друга, но при этом они могут быть неравноправны, например согласование порядка работы между двумя государственными органами, должностными лицами, разными по правовому статусу;

4) метод равенства - в некоторых источниках называется как подвид метода согласования, особенностью которого является то, что данный метод применяется лишь между равноправными лицами;

5) метод дозволения - юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению;

6) метод запрета - возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. Воздействие административного права на общественные отношения:

  • регулирует отношения во всех сферах общественных отношений - в экономике , административно-политической, социально-культурной и т. д.;
  • определяет систему и структуру органов, задействованных в общественных отношениях;
  • устанавливает правила поведения граждан, должностных лиц, организаций и других субъектов(правила в сфере торговли, дорожного движения, строительства и т. д.);
  • за нарушение установленных правил нормами административного права предусматривается ответственность, закрепляется порядок привлечения к ответственности, порядок обжалования решений и т. д.

Функции и принципы административного права

Виды функций:

  • регулятивная - выражается в создании нормами административного права определенного правового режима организации деятельности субъектов;
  • охранительная - обеспечивает соблюдение установленного правового режима в рассматриваемой сфере и защиту законных прав и интересов субъектов;
  • правоисполнительная - основное назначение состоит в обеспечении нормами административного права действий по практической реализации исполнительной власти ;
  • правотворческая - заключается в наделении субъектов исполнительной власти полномочиями по принятию административно-правовых норм;
  • организационная - исходит из необходимости регулирования нормами административного права деятельности, направленной на организацию всего процесса правоисполнения в сфере управления ;
  • координационная - выражается в обеспечении нормами административного права эффективного и согласованного взаимодействия всех субъектов, участвующих в управленческом процессе.

Принципы - основополагающие начала любого вида деятельности.

  • принцип приоритета личности , ее прав, свобод и интересов - в процессе реализации исполнительной власти становятся реальными и гарантированными права и свободы человека и гражданина , обеспечивается их защита;
  • принцип разделения властей - исполнительная власть самостоятельна в пределах, определенных Конституцией РФ ;
  • принцип федерализма - основан на федеративном устройстве РФ , в соответствии с которым административное и административно-процессуальное законодательство РФ отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов;
  • принцип законности - предполагает, что все правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации, должны соответствовать положениям Конституции РФ;
  • принцип гласности - предусматривает открытость для всеобщего сведения результатов, достигнутых в процессе государственно-управленческой деятельности;
  • принцип ответственности - означает, что должностное лицо подлежит административной или дисциплинарной ответственности за нарушение требований общеобязательных административно-правовых норм, за неправомерное применение норм административного права, за недобросовестное исполнение своих обязанностей и иные нарушения.

Источники административного права

2. Конституция РФ, а также конституции и уставы субъектов Федерации - содержат нормы, имеющие определенную административно-правовую направленность, например нормы, устанавливающие основы организации и функционирования исполнительной власти и др.

Формы источников административного права:

  • правила - чаще всего обязательны для обеих сторон управленческого процесса, утверждаются, как правило, указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ;
  • положения - делятся на предметные (группируют нормы, призванные регулировать определенную группу отношений, и органические);
  • инструкции, порядки, методические указания (рекомендации);
  • уставы - в данной форме группируется значительное количество норм;
  • кодексы - группируют нормы института административной ответственности .

Систематизация - это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативного материала путем его обработки и расположения по классификационным критериям, избираемым в соответствии с разрешаемыми этой деятельностью задачами.

Цель систематизации - упорядочение накопленного нормативно-правового материала с его последующим анализом , в результате чего определяются взаимосвязи законодательных актов, выявляются противоречия, дублирование, пробелы и другие недостатки; далее, как следствие, вместо нескольких законов разрабатывается комплексный закон в определенной сфере.

Соотношение административного права с другими отраслями права

Признаки норм административного права:

1) предмет регулирования административных норм совпадает с предметом административного права;

2) строгая иерархия, в случае противоречия одной нормы другой действует высшая по юридической силе;

3) большинство норм административного права носят императивный (обязывающий) характер;

4) действие административно-правовых норм обеспечено специальными видами ответственности: административной и дисциплинарной;

5) административно-правовая норма имеет специфическую структуру: как правило, она не имеет гипотезы либо не выражена. Диспозиция и санкция часто разъединены и могут быть закреплены в разных частях одного закона либо помещены в различные нормативно-правовые акты .

Особенная часть содержит нормы, регулирующие общественные отношения в конкретных отраслях и сферах хозяйства страны (экономической, социально-культурной, административно-политической).

Институты административного права отражают наиболее важные, общие проблемы административно-правового регулирования общественных отношений, позволяют комплексно подойти к решению многих вопросов, связанных с функционированием всей системы исполнительной власти .

Виды институтов административного права:

  • принципы государственного управления;
  • административно-правовой статус граждан (физических лиц);
  • административно-правовой статус органов исполнительной власти;
  • государственная и муниципальная служба ;
  • административно-правовой статус негосударственных (общественных объединений);
  • административно-правовой статус предприятий , учреждений;
  • формы государственного управления;
  • методы государственного управления;
  • обеспечение законности в государственном управлении;
  • административно-правовые основы управления в сфере экономики ;
  • административно-правовые основы управления в социально-культурной сфере;
  • административно-правовые основы управления в административно-политической сфере.

Административно-правовые нормы: понятие, виды, особенности

Структура административно-правовой нормы:

  • гипотеза - указывает на условия применения того или иного правила поведения, конкретные фактические условия применения нормы права ;
  • диспозиция - основная часть нормы, в которой определяется само правило поведения, предписывающего, запрещающего или дозволяющего характера;
  • санкция - всегда закрепляется в нормах, предусматривающих конкретные составы административных правонарушений .

Виды административно-правовых норм:

1) по предмету:

а) материальные - нормы, закрепляющие права, обязанности, ответственность субъектов административных правоотношений ;
б) процессуальные - нормы, определяющие порядок реализации прав, обязанностей и ответственности, закрепленной в нормах материального права;

а) обязывающие - предписывающие субъектам административно-правовых отношений в обязательном порядке совершать определенные активные действия;
б) управомочивающие - нормы, предоставляющие субъектам административно-правовых отношений право совершать какие-либо действия либо воздержаться от них;
в) запрещающие - нормы, закрепляющие обязанности субъектов административно-правовых отношений воздержаться от определенных действий;
г) рекомендательные - нормы, в которых участникам административно-правовых отношений предлагается в качестве рекомендательной определенная модель поведения;
д) поощрительные - нормы, содержащие меры поощрения за наиболее благоприятные действия со стороны субъектов административно-правовых отношений;

3) по юридической силе:

а) законодательные;
б) подзаконные;

4) по территориальному действию:

  • являются публичными правоотношениями, имеющими в своей основе общественный, государственный интерес;
  • носят властный характер, так как в процессе возникновения, изменения и прекращения данных правоотношений реализуется государственное управление ;
  • являются организационными, поскольку государственное управление связано с организационными установками, что и проявляется в организационном характере административных правоотношений;
  • в случае нарушения административно-правовых отношений наступает административная ответственность как способ их защиты.

Административные правоотношения отличаются особым административно-правовым порядком разрешения споров участников правоотношений. Разрешение спорных ситуаций, возникающих в процессе существования административного правоотношения, может осуществляться в рамках других административно-правовых отношений. Таким образом, административные правоотношения разрешаются внутри самой системы.

Способы защиты административно-правовых отношений (самозащита, административный, судебный).

Виды административно-правовых отношений:

1) по характеру правоотношений:

  • материальные, основанные на нормах материального права ;
  • процессуальные, возникающие в связи с практической реализацией материальных норм;

2) по виду взаимоотношений, возникающих между субъектами:

  • горизонтальные - возникают при взаимодействии властных структур между собой в условиях, когда отсутствует соподчиненность;
  • вертикальные - возникают с случаях, когда одна сторона правоотношений организационно или иным образом подчинена другой либо когда законом предусмотрена обязательность актов управляющего субъекта;
  • субординационные - основаны на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого (соподчинение);
  • координационные - властные полномочия используются для эффективной совместной деятельности нескольких управляющих субъектов;
  • административных правоотношений ;
  • гарантия соблюдения принципа законности .

Классификация юридических фактов:

1) по характеру наступивших последствий:

  • правообразующие - юридические факты, определяющие возникновение правовых отношений (возбуждение административного производства и т. д.);
  • правоизменяющие - юридические факты, определяющие изменения правовых отношений, например перевод на другую должность;
  • правопрекращающие - юридические факты, определяющие прекращение правовых отношений, например увольнение со службы;
  • события - обстоятельства, не зависящие от воли и сознания человека и возникающие сами по себе, например стихийные бедствия;
  • действия - обстоятельства, зависящие от волеизъявления человека. Действия делятся на правомерные (основанные на требованиях закона) и противоправные (совершение административного правонарушения);

3) по наличию фактов, необходимых для возникновения, изменения и прекращения правоотношений:

  • простые юридические факты (поступление на службу);
  • сложные юридические факты (юридические составы правонарушений) - для возникновения, изменения или прекращения административных правоотношений необходимо наличие нескольких условий.

Необходимо отметить, что в ряде случаев юридические факты, с которыми связано возникновение (изменение или прекращение) административного правоотношения также порождает возникновение иного правоотношения, урегулированного иными отраслями права (так, поступление на государственную службу является юридическим фактом для возникновения не только административных, но и трудовых отношений).

Так, например, дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, при наличии следующих условий:

  • если для этого имеется хотя бы один из поводов, предусмотренных данной статьей;
  • достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

  • непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  • поступившие из правоохранительных органов , а также из других государственных органов , органов местного самоуправления , от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  • сообщения и заявления физических и юридических лиц , а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27, ст. 14.12, 14.13 КоАП РФ).

© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав