03.03.2020

Государство как субъект частных отношений. Международное частное право. Методологическая основа и методы исследования


Введение.

Субъектами МЧП выступают субъекты различной юридической природы, а именно как субъекты международного права (государства, международные межправительственные организации), так и субъекты национального права (физические и юридические лица).

Появление государств, а затем системы государств осуществление ими не только внутренних, но и внешних функций привело к развитию международного сотрудничества в различных областях. Эти отношения регулируются нормами международного публичного права и международного частного права. В отличие от отношений, которые регулируются международным публичным правом (главное место занимают политические взаимоотношения государств – обеспечения мира, безопасности и т.д.) отношения, регулируемые международным частным правом выделяются в особую группу частноправовых отношений, которые имеют международный характер, это, прежде всего имущественные отношения и связанные с ними неимущественные отношения (в области авторского, патентного права).

Необходимо отметить, что если в международном публичном праве основными субъектами являются государства, то в международном частном праве основным субъектом является не государство, хотя государство и может выступать в этом качестве, а отдельные лица – физические и юридические.

Цель работы – изучение правового положения государства как участника гражданско-правовых отношений по международному частному праву.

1. Проанализировать субъекты международного частного права;

2. Рассмотреть государство как субъект имущественных отношений, иммунитет государства и его виды;

3. Рассмотреть понятие иммунитета государства, его виды;

4. Охарактеризовать российское государство как участника гражданско-правовых отношений в международном частном праве.

1. Субъекты международного частного права: виды, краткая характеристика.

Субъекты международного частного права (МЧП) - это участники гражданских правоотношений, осложненных «иностранным элементом».

Под иностранным элементом понимаются имущественные отношения, где субъектом выступает сторона, имеющая иностранное подданство; субъекты принадлежат одному государству, а объект находится за границей; возникновение, изменение или прекращение отношений, связанных с юридическим фактом, имеющим место за границей.

К числу субъектов международного частного права относятся:

1) физические лица (граждане; лица без гражданства – апатриды; иностранные граждане; лица, имеющие двойное гражданство - бипатриды);

Естественные права и свободы не относятся к исключительной прерогативе государства и должны быть предоставлены каждому человеку безотносительно к тому, где и в каком государстве он проживает. В Российской Федерации они нашли закрепление в Конституции.

Правила, выраженные в виде общепризнанных принципов и норм международного права в сфере прав человека, можно рассматривать в качестве определенных международно-правовых стандартов. Они юридически обязывают государства предоставлять лицам, находящимся под их юрисдикцией, ряд прав и свобод. Согласно ч. 1 ст. 2 ФЗ РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранным гражданином считается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Лицо без гражданства (апатрид) не состоит в гражданстве данного государства и не имеет юридически значимых доказательств принадлежности к гражданству другого государства. Правовое положение апатрида в первую очередь определяется законом государства проживания. При переезде апатрида в другое государство его связь с прежним государством автоматически прекращается и возникает новая связь с государством, где оказался. Права и обязанности апатрида, приобретенные в прежнем государстве, автоматически не возобновляются. Они признаются только в том случае, если в новом государстве действует закон относительно перехода этих прав и обязанностей или это государство выполняет соответствующие международные обязательства. Что касается граждан иностранных государств, то они подчиняются не только правопорядку страны пребывания, но сохраняют права и обязанности по отношению к своему государству.

У иностранных граждан как граждан определенного государства существуют юридически регулируемые правоотношения с этим государством независимо от места нахождения данных граждан. Подобное государство, требуя лояльности от своих граждан, обязано обеспечить им установленные законом права и защиту как на собственной территории, так и за рубежом. Государство распространяет свою власть на граждан, даже если они находятся за пределами его территории. В связи с этим граждане этого государства, находясь за его пределами в качестве иностранцев, пользуются по отношению к государству своего гражданства рядом прав, например правом на формирование органов государственной власти, и соответственно несут ряд обязанностей, например обязанность несения военной службы и соблюдения законов своего государства. Такие права и обязанности отсутствуют у граждан одного государства, находящихся на территории другого государства, по отношению к последнему. Отсутствуют они и у лиц, не имеющих какого – либо гражданства, в отношении любого государства.

2) юридические лица (государственные организации, частные фирмы, предприятия, научно-исследовательские и иные организации);

Государство определяет пределы и основные направления деятельности юридического лица как носителя прав и обязанностей, обладающего такой же юридической и экономической реальностью, какой обладают физические лица в качестве субъектов права. Поскольку юридическое лицо является производным явлением права (и в то же время его существенным элементом), а право всегда связанно с государством, которое территориально всегда ограничено, то возникает необходимость в "прикреплении" этого юридического лица к определенному государству. Независимо от понимания природы юридического лица, для целей гражданского оборота оно всегда обладает достаточной для признания в качестве субъекта права степенью самостоятельности и независимости.

Выяснение национальной принадлежности (личного закона юридического лица) требует ся для определения:

· статуса организации в качестве юридического лица;

· организационно-право вой формы юридического лица;

· требований к наименованию юридического лица;

· вопросов создания, реорганизации и ликвидации юридического лица,
в том числе вопросов правопреемства;

· порядка приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;

· внутренних отношений, в том числе отношения юридического лица
с его участниками;

· способности юридического лица отвечать по своим обязательствам. Соответствующие положения содержатся в ч. 2 ст. 1202 ГК РФ.

· дляопределения режима деятельности иностранного юридического лица на территории РФ (таможенное и налоговое обложение, правовой режим).

3) государства;

4) нации и народы, борющиеся за свободу и независимость, и создание собственной государственности в лице своих руководящих органов (к их числу относится, например, Организация Освобождения Палестины);

5) международные межправительственные организации;

6) государственно-подобные образования, являющиеся субъектами международного публичного права (к ним относятся вольные города и Ватикан - резиденция главы римско-католической церкви).

Государства; нации и народы, борющиеся за независимость и создание собственной государственности; международные межправительственные организации; государственно-подобные образования, как субъекты МЧП только тогда будут входить в состав правоотношения, регулируемого нормами МЧП, когда будет выполнено следующее условие: контрагентом по сделке (или другой стороной в пра­воотношении) будет физическое, либо юридическое лицо. Правоотношения, в которых участниками являются два государства, или две межправительственные организации, или государство и межправительственная организация, не будут регулироваться нормами МЧП. Они бу­дут находиться в сфере действия международного публичного нрава.

Следовательно, если в правоотношении с одной стороны участвует субъект международного публичного права, то другой стороной для того, чтобы правоотношение регулировалось нормами МЧП, может быть только физическое либо юридическое лицо.

2. Государство как субъект имущественных отношений, иммунитет государства, его виды.

Основную группу отношений регулируемых международным частным правом составляют имущественные отношения.

Различают два вида имущественных правоотношений, в которых участвуют государства: во-первых, правоотношения, возникающие между государствами, а также между государствами и международными организациями; во-вторых, правоотношения, в которых государство выступает в качестве только одной стороны; другой стороной в этих правоотношениях могут быть иностранные юридические лица, международные хозяйственные (не межгосударственные) организации и отдельные граждане.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РЕФЕРАТ

ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ЧАСТНОМУ ПРАВУ

НА ТЕМУ

«ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ МЧП»

План

Введение

1.Суверенитет государства как основание формирования особого статуса государства - участника отношений в МЧП. Концепции о видах иммунитета государства

2.Понятие иммунитета государства в законодательстве Российской Федерации, других государств. Практическое значение юрисдикционных иммунитетов для защиты суверенитета государства - участника частноправовых отношений

Заключение

Литература

Введение

Субъектами МЧП выступают субъекты различной юридической природы, а именно как субъекты международного права (государства, международные межправительственные организации), так и субъекты национального права (физические и юридические лица).

Следует учитывать, что один и тот же субъект МЧП может стать участником как международно-правовых, так и национально-правовых отношений. В частности, государство, являясь членом международной валютно-финансовой организации(например, Международного Банка Реконструкции и Развития), обязано вносить взносы в бюджет этой организации в иностранной валюте. В этом случае отношения между МБРР и государством-членом неизбежно принимают межгосударственную форму.В то же время, если это же государство заключит соглашение о предоставлении займа с синдикатом банков, то такие правоотношения будут носить гражданско-правовой характер и будут регулироваться соответствующим применимым национальным правом. В этом случае правовой статус государства не будет отличаться от правового статуса других субъектов регулируемого правоотношения. Ст. 124Гражданского кодекса РФ специально предусматривает, что Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами (п. 1). Ст. 1204 Гражданского кодекса РФ "Участие государства в гражданско-правовых отношениях, осложненных иностранным элементом", непосредственно касается правового статуса государства как субъекта МЧП. Согласно данной статье к гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом, с участием государства правила ГК РФ применяются на общих основаниях, если иное не установлено законом.

Нормы МЧП применяются к сделкам, которые государство совершает или с которыми оно связано иным образом, чем при осуществлении суверенных функций. При определении характера сделки принимается во внимание правовая природа сделки и учитывается ее цель.

Все вышеизложенное указывает на отход российской доктрины МЧП от традиционно поддерживаемой концепции абсолютного иммунитета государства и признание концепции функционального (относительного) иммунитета государства, если оно выступает субъектом имущественных отношений гражданско-правового характера.

Актуальность темы настоящей работы тем и объясняется, что государство как субъект МЧП обладает уникальным правовым статусом, который вызывает не только теоретический интерес, но и практический, особенно в судебной практике.

Объектом настоящей работы является государство как субъект МЧП как правовой институт.

Предметом настоящей работы являются отдельные элементы объекта настоящей работы.

Целью настоящей работы является определить и комплексно охарактеризовать и проанализировать государство как субъект МЧП в соответствии с международно-правовым нормами и национальным законодательством России.

1. Суверенитет государства как основание формирования особого статуса государства - как участника отношений в МЧП. Концепции о видах иммунитета государства

Суверенитет, как писал в прошлом Г. Еллинек , по своему историческому происхождению есть прежде всего политическая идея, которая позднее становится юридической. Не ученые-затворники открыли его в своих кабинетах -- он обязан своим бытием могучим силам, борьба которых наполняется содержанием веков.

Сущность суверенитета воплощается в праве -- национальном (внутригосударственном) и международном, определяет их основу, главное содержание.

Достаточно общепризнанным в отечественной литературе, особенно международно-правовой, является следующее определение этого понятия: суверенитет государства (государственный суверенитет) - это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.

Следовательно, «суверенитет» -- это юридическое понятие, отражающее наиболее общие юридические свойства, присущие государству. Юридические признаки суверенитета (верховенство и независимость) выражают подлинные качественные особенности любого государства, проявляющиеся в реальных общественных отношениях. Государство существует как реальная сила, способная осуществлять верховную власть на своей территории и выступать в качестве суверенной независимой организации в международных отношениях.

Присущие государству признаки суверенитета -- верховенство и независимость -- неразрывно связаны между собой, предопределяют друг друга, являются взаимообусловленными. Без верховенства в пределах государственной территории не существует независимости государства в международных отношениях с другими государствами. Без независимости от других государств неосуществимо и верховенство государства в пределах его территории. Это не препятствует, однако, раздельному рассмотрению сущности указанных юридических признаков (свойств) государства, юридических признаков государственного суверенитета.

Именно по наличию своего суверенитета (а также вытекающего из него иммунитета),государство принципиально отличается от других субъектов МЧП.

В соответствии со ст.4 Конституции РФ Российская Федерация обладает суверенитетом, который распространяется на всю ее территорию. Согласно ст.3Конституции РФ носителем суверенитета является многонациональный народ России.

Суверенитет Российской Федерации как демократического федеративного правового государства, распространяющийся на всю ее территорию, закреплен Конституцией Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя (статья 4, часть 1).Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, согласно Конституции Российской Федерации, является ее многонациональный народ (статья 3, часть 1), который, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов и возрождая суверенную государственность России, принял Конституцию Российской Федерации (преамбула).

Суверенитет, предполагающий, по смыслу статей 3, 4, 5, 67 и 79 Конституции Российской Федерации, верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении, представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно - правовой статус.

Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции Российской Федерации, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации связывает суверенитет Российской Федерации, ее конституционно - правовой статус и полномочия, а также конституционно-правовой статус и полномочия республик, находящихся в составе Российской Федерации, не с их волеизъявлением в порядке договора, а с волеизъявлением многонационального российского народа - носителя и единственного источника власти в Российской Федерации, который, реализуя принцип равноправия и самоопределения народов, конституировал возрожденную суверенную государственность России как исторически сложившееся государственное единство в ее настоящем федеративном устройстве.

Признание Конституцией Российской Федерации суверенитета только за Российской Федерацией воплощено также в конституционных принципах государственной целостности и единства системы государственной власти (статья 5, часть 3), верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, которые имеют прямое действие и применяются на всей территории Российской Федерации, включающей в себя территории ее субъектов (статья 4, часть 2; статья 15, часть 1; статья 67,часть 1). Отсутствие у субъектов Российской Федерации, в том числе у республик, суверенитета подтверждается и положениями статей 15 (часть 4) и 79 Конституции Российской Федерации, из которых вытекает, что только Российская Федерация вправе заключать международные договоры, приоритет которых признается в ее правовой системе, и только Российская Федерация как суверенное государство может передавать межгосударственным объединениям свои полномочия в соответствии с международным договором .

В соответствии со ст.6 Федерального закона от 08.12.2003г. № 164-ФЗ к полномочиям федеральных органов государственной власти в области внешнеторговой деятельности относится в т.ч. защита экономического суверенитета и экономических интересов Российской Федерации и российских лиц.

Принцип иммунитета государства от иностранной юрисдикции, т.е. от юрисдикции любого другого государства, является общепризнанным принципом международного права: он настолько укоренился в международном праве, что безоговорочно признается всеми государствами, соблюдается в практике их взаимоотношений и утверждается в международно-правовой доктрине.

Термин «принцип», как и в других аналогичных случаях, означает юридическую норму общего характера, в концентрированном виде выражающую существо соответствующих правоотношений.

Поскольку об иммунитете государства речь идет как о международно-правовом принципе, то он должен быть соответствующим образом выражен, в частности потому, что является прежде всего обычно-правовой нормой.

Однако этот принцип лежит ныне в основе ряда кодификационных универсальных конвенций. В их числе Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о специальных миссиях 1969 г., Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера1975 г., Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. (подробнее см. гл. XV). Следовательно, принцип иммунитета государства от иностранной юрисдикции может быть сформулирован также исходя из изложенных в этих конвенциях международно-правовых норм.

Представляется, что принцип иммунитета может быть сформулирован следующим образом: «Каждое государство пользуется иммунитетом от юрисдикции другого государства».

Принцип иммунитета означает, что каждое государство пользуется иммунитетом от законодательной, административной и судебной юрисдикции другого государства.

Соответствующее обоснование иммунитета государств давалось и национальными судебными инстанциями. Так, широкую известность получило решение Верховного суда США по делу The Schcouner Exchange v. Macfeddom, вынесенное в1812 г. главным судьей Маршаллом. Оно, в частности, гласило: «Эта полная и абсолютная территориальная юрисдикция, присущая в равной мере каждому суверену и немогущая быть источником экстерриториальных прав, не рассматривает, по-видимому, иностранных суверенов и их суверенные права в качестве своих объектов. Всякий суверен, не будучи ни в каком отношении ответственным перед другим сувереном и будучи связан обязательством высшего характера не унижать достоинства своей нации, подчиняя себя и свои суверенные права юрисдикции другого, может вступать в пределы иностранной " территории лишь с прямо выраженного на то разрешения или же в уверенности, что все связанные с его независимым положением иммунитеты, хотя бы прямо и не оговоренные, подразумеваются сохраняющимися за ним и будут ему предоставлены.

Это совершенное равенство и абсолютная независимость суверенов и этот общий интерес, побуждающий их к взаимным сношениям и взаимному обмену добрыми услугами, привели к возникновению целой категории ситуаций, в которых считается, что каждый суверен частично отказывается от осуществления этой полной исключительной территориальной юрисдикции, присущей, как говорилось, каждому государству» .

Далее в решении суда перечислялись следующие примеры ситуаций: свобода персоны суверена от ареста и задержания на иностранной территории, иммунитет иностранных дипломатических представителей и проход иностранных войск при наличии на то разрешения.

Высказанное более полутора веков тому назад суждение судьи Маршалла весьма близко современному пониманию юридической природы иммунитета государства от иностранной юрисдикции. Оно исходит из того, что в основе юридической природы положений об иммунитете лежит принцип уважения суверенитета государств в международном общении.

Иммунитет государства основывается на том, что оно обладает суверенитетом, что все государства равны. Это начало международного права выражено в следующем изречении: «Par in parem поп nabet imperium» («Равный не имеет власти над равным»).

В теории и практике государств обычно различают несколько видов иммунитета: судебный, от предварительного обеспечения иска и от принудительного исполнения решения.

Судебный иммунитет заключается в неподсудности одного государства судам другого государства («Par in parem поп habet jurisdictionem» - «Равный над равными не имеет юрисдикции»). Без согласия государства оно не может быть привлечено к суду другого государства. Причем не имеет значения, в связи с чем или по какому вопросу государство намереваются привлечь к суду.

Иммунитет от предварительного обеспечения иска состоит в следующем: нельзя в порядке предварительного обеспечения иска принимать без согласия государства какие-либо принудительные меры в отношении его имущества.

Так, 13 марта 1948 г. американские судебные власти наложили арест на прибывший в нью-йоркский порт советский пароход «Россия», пытаясь объяснить эти незаконные действия судебным иском двух пассажиров, которые якобы получили ушибы во время качки судна в море. Арест был произведен в порядке обеспечения иска. Советское посольство по поручению правительства СССР обратило внимание государственного департамента США на недопустимость наложения ареста на судно, принадлежащее иностранному государству и пользующееся поэтому судебным иммунитетом, заявив протест против указанных действий американских властей. После этого представления госдепартаменту 6 апреля 1948 г. в федеральных судах Восточного и Южного округов Нью-Йорка были вынесены решения о снятии ареста с судна.

В данном случае советское государство не давало согласия на рассмотрение дела в суде вообще; здесь действовало общее положение об иммунитете, но и в случае, если согласие государства на рассмотрение дела имеется, оно не распространяется на предварительное обеспечение иска.

Под иммунитетом от исполнения решения понимается следующее: без согласия государства нельзя осуществить принудительное исполнение решения, вынесенного против государства.

Наряду с этими тремя видами иммунитета говорят еще об иммунитете собственности государства. Это более общее понятие, поскольку не всегда вопрос об иммунитете имущества государства возникает в связи с рассмотрением какого-либо иска в суде.

Все эти иммунитеты связаны между собой, потому что их основа одна - суверенитет государства, который не позволяет применять в отношении государства какие-либо принудительные меры.

2 онятие иммунитета государства в за конодательстве Российской Ф едерации, других государств. Практическое значение юрисдикционных иммунитетов для защиты суверенитета государства - участника частноправовых отношений

Действующее российское законодательство традиционно исходит из абсолютного признания принципа иммунитета государства во всех случаях, независимо от характера действий государства и его органов.

В соответствии со ст.124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования - субъекты гражданского права, выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно ст.127 ГК РФ особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности.

Согласно ст.1204 ГК РФ к гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом, с участием государства правила ГК РФ применяются на общих основаниях, если иное не установлено законом.

В соответствии со ст.401 ГПК РФ предъявление в суде в Российской Федерации иска к иностранному государству, привлечение иностранного государства к участию в деле в качестве ответчика или третьего лица, наложение ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Российской Федерации, и принятие по отношению к этому имуществу иных мер по обеспечению иска, обращение взыскания на это имущество в порядке исполнения решений суда допускаются только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Международные организации подлежат юрисдикции судов в Российской Федерации по гражданским делам в пределах, определенных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.

Аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представители иностранных государств, другие лица, указанные в международных договорах Российской Федерации или федеральных законах, подлежат юрисдикции судов в Российской Федерации по гражданским делам в пределах, определенных общепризнанными принципами и нормами международного права или международными договорами Российской Федерации.

В соответствии со ст.251 АПК РФ иностранное государство, выступающее в качестве носителя власти, обладает судебным иммунитетом по отношению к предъявленному к нему иску в арбитражном суде в Российской Федерации, привлечению его к участию в деле в качестве третьего лица, наложению ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Российской Федерации, и принятию по отношению к нему судом мер по обеспечению иска и имущественных интересов. Обращение взыскания на это имущество в порядке принудительного исполнения судебного акта арбитражного суда допускается только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Судебный иммунитет международных организаций определяется международным договором Российской Федерации и федеральным законом.

Отказ от судебного иммунитета должен быть произведен в порядке, предусмотренном законом иностранного государства или правилами международной организации. В этом случае арбитражный суд рассматривает дело в порядке, установленном АПК РФ.

Согласно ст.23 Федерального закона от 30.12.1995 N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» в соглашениях, заключаемых с иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, может быть предусмотрен в соответствии с законодательством Российской Федерации отказ государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного и (или)арбитражного решения.

Из практики английских судов по вопросам иммунитета можно остановиться на деле ТАСС (1949 г.). Некий Крайна предъявил к ТАСС иск в связи с тем, что ему якобы был нанесен моральный ущерб. Английский суд признал, что ТАСС не может быть ответчиком по данному делу, так как ТАСС - этот отдел, часть советского правительства, занимающийся вопросами информации, и поскольку это часть советского правительства, иск к правительству не может рассматриваться при отсутствии согласия ответчика. В суд, указывалось далее в решении, поступило письмо советского посольства в Лондоне, в котором приводились выдержки из устава ТАСС и сообщалось, что советское правительство и ТАСС, ссылаясь на иммунитет, не дают согласия на рассмотрение иска. Таким образом, в решении английского суда по данному делу был признан иммунитет советского государства и его органов.

Приведенные решения были вынесены до принятия в США Закона об иммунитетах иностранных государств 1976 года и в Великобритании Закона об иммунитете государства 1978 года. В законе США 1976 года указано, что иммунитет не будет признаваться, «когда основаниями для иска служат коммерческая деятельность, осуществляемая иностранным государством в Соединенных Штатах, или действие, совершенное за пределами Соединенных Штатов в связи с коммерческой деятельностью иностранного государства вне Соединенных Шаттов, если это действие имеет прямые последствия для Соединенных Штатов» (§ 1605 (а) 2). На имущество иностранного государства, находящееся в США и используемое для коммерческой деятельности в этой стране, не распространяется иммунитет от мер по аресту для обеспечения иска и от мер по обращению взыскания на имущество на основании судебного решения.

В законе США 1976 года указывается также, к какому критерию должны прибегать американские суды, чтобы определить, какие действия являются публично-правовыми, а какие - частноправовыми. По этому вопросу суды в разных странах, в том числе и в США, выносили различные решения, часто противоречивые. В законе США 1976 года в качестве такого критерия избрана не цель, а характер, природа операции или отдельной сделки (§ 1603 (d). Там говорится, что «коммерческая деятельность» означает либо регулярное осуществление коммерческого поведения, либо конкретное коммерческое действие или акт. Коммерческий характер любой деятельности определяется характером поведения или конкретного действия либо акта, а не ее целью. Английский Закон об иммунитете государства 1978 года определяет коммерческое действие при помощи описания его характера и перечисления типов соответствующих контрактов (ст. 3).

Законы об иммунитете, исходящие из аналогичных принципов, что и закон США, были приняты в Канаде(1981 г.), Австралии (1981 г.), Пакистане (1981 г.), Сингапуре (1979 г.), ЮАР(1981 г.).

Когда речь идет об иммунитете государства, то в первую очередь имеются в виду юрисдикционный иммунитет (невозможность привлечения к суду в качестве ответчика) и иммунитет от исполнения (невозможность исполнения вынесенного против государства судебного решения). Одним из важнейших международных документов, регулирующих этот вопрос, выступает Европейская конвенция 1972 г. об иммунитете государств, разработанная в рамках Совета Европы .Рассмотрим ее основные положения более подробно.

Договаривающееся государство, выступающее в качестве истца или третьего лица в судебном разбирательстве в суде другого Договаривающегося государства, признает в отношении предпринятого судебного разбирательства юрисдикцию судов этого государства. Такое Договаривающееся государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в судах другого Договаривающегося государства в отношении встречного иска:

a) в тех случаях, когда этот встречный иск вытекает из юридической взаимосвязи или из фактов, на которых основывается основной иск;

b) в тех случаях, когда это государство, если против него было предпринято отдельное судебное разбирательство в судах другого государства, не смогло в соответствии с положениями Конвенции сослаться на иммунитет.

Договаривающееся государство, выдвигающее в суде другого Договаривающегося государства встречный иск, признает юрисдикцию судов этого государства как в отношении основного иска, так и в отношении встречного иска. Договаривающееся государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в суде другого Договаривающегося государства, если оно взяло на себя обязательство признавать юрисдикцию этого суда в соответствии с:

a)международным соглашением;

b)ясно выраженным положением, содержащимся в договоренности, составленной в письменной форме; или

c)ясно выраженным согласием, данным после возникновения спора (ст. ст. 1 - 2).

Договаривающееся государство не пользуется иммунитетом от юрисдикции в суде другого Договаривающегося государства, если оно ссылается на иммунитет от юрисдикции после принятия решения по существу вопроса. Тем не менее, если оно устанавливает, что факты, на которых оно основывает иммунитет, могли стать ему известны лишь позднее, оно может ссылаться на иммунитет в том случае, если оно приведет эти факты возможно скорее. Договаривающееся государство не рассматривается как отказавшееся от иммунитета в том случае, когда оно выступает в суде другого Договаривающегося государства для того, чтобы сослаться на этот иммунитет.

Договаривающееся государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в суде другого Договаривающегося государства, если судебное разбирательство связано с обязательством государства, которое в силу имеющегося соглашения должно быть осуществлено на территории государства, где происходит судебное разбирательство. Данное правило не применяется:

a) в том случае, когда речь идет о соглашении, которое было заключено между государствами;

b) в том случае, когда стороны в соглашении договорились об ином;

c) в том случае, когда государство является стороной в соглашении, заключенном на его территории, и обязательство государства регулируется его административным правом (ст. 4).

Договаривающееся государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в суде другого Договаривающегося государства в том случае, когда судебное разбирательство связано с трудовым соглашением, заключенным между государством и физическим лицом, и работа подлежит исполнению на территории государства, где происходит судебное разбирательство. Данное правило не применяется:

a) в том случае, когда физическое лицо в момент возбуждения иска имеет гражданство государства-работодателя;

b) в том случае, когда в момент заключения соглашения оно не имело гражданства государства, где происходит судебное разбирательство, а также не имело обычного места пребывания на территории этого государства; или

c) в том случае, когда стороны в соглашении в письменной форме договорились об ином, за исключением тех случаев, когда в соответствии с законами государства, где происходит судебное разбирательство, только суды этого государства компетентны рассматривать этот вопрос (ст. 5).

Договаривающееся государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в суде другого Договаривающегося государства, если оно участвует с одним или несколькими частными лицами в обществе, ассоциации или юридическом лице, имеющем свое реальное или официальное место нахождения или свое главное учреждение на территории государства, где происходит судебное разбирательство, и если судебное разбирательство связано с отношениями между государством, с одной стороны, и организацией или одним из ее участников - с другой, которые вытекают из этого участия (ст. 6).

Договаривающееся государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в суде другого Договаривающегося государства, если оно имеет на территории государства, где происходит судебное разбирательство, бюро, агентство либо другое учреждение, через которые оно осуществляет тем же образом, что и частное лицо, промышленную, коммерческую или финансовую деятельность, и если судебное разбирательство касается этой деятельности бюро, агентства или учреждения (ст.7).

a)патента на изобретение чертежа или промышленной модели, производственного или товарного знака, фирменного наименования или другого аналогичного права, в отношении которого в государстве, где происходит судебное разбирательство, была представлена или зарегистрирована заявка, или которое охраняется иным образом и в отношении которого государство является заявителем или владельцем;

b)несоблюдения государством в государстве, где происходит судебное разбирательство, упомянутого права, которое в нем охраняется и принадлежит третьему лицу;

c)несоблюдения государством в государстве, где происходит судебное разбирательство, авторского права, которое в нем охраняется и принадлежит третьему лицу;

d)права использования названия фирмы в государстве, где происходит судебное разбирательство (ст. 8).

Договаривающееся государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в суде другого Договаривающегося государства, если судебное разбирательство касается:

a)права государства на недвижимость, на владение или на пользование такой недвижимостью государством; или

b)возлагаемого на него обязательства либо как на владельца права на недвижимость, либо как на владельца или пользователя этой недвижимостью, а также если недвижимость находится на территории государства, где происходит судебное разбирательство.

Договаривающееся государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в суде другого Договаривающегося государства, если судебное разбирательство касается права на имущество, движимое или недвижимое, зависящее от права наследования или дарения, либо на бесхозное имущество (ст. ст. 9 - 10).

Договаривающееся государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в суде другого Договаривающегося государства, если судебное разбирательство касается возмещения за телесное повреждение или материальный ущерб, вызванные фактом, имевшим место на территории государства, где происходит судебное разбирательство, и если лицо, причинившее ущерб, находилось там в тот момент, когда этот факт имел место (ст. 11).

Если Договаривающееся государство согласилось в письменной форме вынести на арбитраж уже возникшие споры или те, которые могут возникнуть по гражданским или коммерческим вопросам, оно не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в суде другого Договаривающегося государства на территории или в соответствии с законодательством которого должно иметь место или имело место арбитражное разбирательство в отношении любых действий, связанных:

а) с юридической действительностью или толкованием арбитражного соглашения;

b) с процедурой арбитража;

c) с отменой арбитражного решения,

если арбитражное соглашение не предусматривает иного (ст. 12).

Договаривающееся государство должно привести в исполнение судебное решение, вынесенное в отношении его судом другого Договаривающегося государства, если:

a)согласно Конвенции оно не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции; международный правовой суверенитет государство

b)судебное решение не может или более не может быть опротестовано в случае вынесения его заочно, подачи апелляции или кассационной жалобы или использования любых других обычных путей обжалования.

Тем не менее Договаривающееся государство не обязано приводить в исполнение такое судебное решение, если:

a)его исполнение вступило бы в явное противоречие с публичным порядком этого государства;

b)судебное разбирательство с участием тех же сторон, основанное на тех же фактах и имеющее тот же предмет разбирательства:

Не завершено в суде этого государства, первым начавшем судебное разбирательство;

Не завершено в суде другого Договаривающегося государства, первым начавшем судебное разбирательство, и может привести к принятию судебного решения, которое в силу Конвенции будет обязательным для выполнения государством, являющимся стороной в этом судебном разбирательстве;

c)исполнение судебного решения несовместимо с исполнением другого судебного решения, вынесенного между теми же сторонами;

Судом Договаривающегося государства, если этот суд первым начал судебное разбирательство;

Судом другого Договаривающегося государства, первым отвечающим условиям, предусмотренным Конвенцией;

d)государство не явилось в суд или не прибегло к обжалованию судебного решения, вынесенного заочно.

Кроме того, Договаривающееся государство не обязано приводить в исполнение такое судебное решение:

a)когда суды государства, где происходит судебное разбирательство, оказываются некомпетентными в силу применения mutatis mutandis правил компетенции, не являющихся правилами, предусмотренными в Приложении к Конвенции, действующих в государстве, против которого вынесено судебное решение;

b)когда применение судом закона, не являющегося законом, который был бы применен в соответствии с нормами международного частного права этого государства, привело к результату, отличающемуся от того, который был бы получен при применении закона, определяемого вышеупомянутыми нормами.

Вместе с тем Договаривающееся государство не может отказать в исполнении решения, если оно связано с государством, где происходит судебное разбирательство, договором о признании и выполнении судебных решений и если судебное решение отвечает условиям, предусмотренным в этом договоре относительно компетенции и применимого права (ст. 20).

Заключение

Итак, развитие международного сотрудничества в области экономики, производства, торговли, науки и культуры приводит к тому, что государство все чаще и чаще вступает в самые различные имущественные правоотношения не только с другими государствами, но и с международными организациями, юридическими лицами и отдельными гражданами других государств.

Главным отличием государства, вступающего в международные имущественные отношения от других субъектов МЧП, является наличие у него государственного суверенитета и иммунитета от юрисдикции других государств.

Особое положение государства как участника международных хозяйственных отношений выражается и в том, что к обязательствам государства в принципе может применяться только его право, кроме случаев, когда государство прямо выразило свое согласие на применение иностранного права. Поэтому правоотношения по договору государства с иностранной компанией или иностранным гражданином регулируются внутренним законодательством государства - стороны в договоре, а не законодательством другого государства или международным правом, если в договоре не предусмотрено иное.

Как было показано, действующее законодательство России с одной стороны констатирует, что Россия выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами, что к гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом, с участием государства правила ГК РФ применяются на общих основаниях, если иное не установлено законом. С другой стороны действующее законодательство России констатирует, что она обладает всей полнотой иммунитета государства, отказ от которого возможно только по согласию самой России как суверенного государства.

Подобное положение не соответствует рыночным отношениям, концепция абсолютного иммунитета уже давно не отражает ни практику участия российского государства в экономических, коммерческих отношениях с зарубежными странами, ни современную доктрину иммунитета государства.

Поэтому практика заключения российским государством крупных кредитных соглашений, долговременных концессионных и инвестиционных соглашений идет по пути включения в них условий, предусматривающих прямое согласие на рассмотрение споров в иностранном суде или в порядке арбитражного разбирательства в третейском суде без использования ссылки на иммунитет государства, что основывается, например, на ст.23 Федерального закона от 30.12.1995 N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» и других нормах национального законодательства.

Литература

1. Конституция Российской Федерации.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации.

3. Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации.

4. Арбитражно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

5. Семейный кодекс Российской Федерации.

6. Федеральный закон от 30.12.1995 N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».

7. «Европейская Конвенция об иммунитете государств» (ETS N 74) (вместе с резолюцией (72) 2 Комитета министров Совета Европы). (Конвенция заключена в г. Базеле 16.05.1972) (Резолюция принята 18.01.1972).

8. «Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ». (одобрен Генеральной Ассамблеей ООН 15.12.1976)

9. Международное частное право. Учебник / Под ред. Г.К. Дмитриевой. - М., 2000.

10. Богуславский М.М. Международное частное право: М.,2004.

11. Вольф М. Международное частное право: М.,1948.

12. Лунц Л.А., Мартышева Н.И., Садиков О.Н Международное частное право: М.,1984.

13. Матвеев Г.К. Международное частное право: М., 1985.

14. Перетерский И.С. Крылов С.Б.Международное частное право: М.,1959.

15. Чешир Д., Норт П. Международное частное право: М.,1992.

16. Ануфриева Л.П. Международное частное право: В 3-х т. Т. 1. Общая часть: Учебник. М., 2000. С. 57 - 62.

17. Международное частное право:Учебник для вузов / Под ред. доктора юридических наук Н.И. Марышевой. М., 2000.

18. Ушакова Н.А Международное право: Учебник. - М: Юрист, 2000.

19. Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1999.

20. Лунц Л.А. Курс международного частного права. Особенная часть. М., 1975.

21. Лунц Л.А., Марышева Н.И., Садиков О.Н. Международное частное право. М., 1984.

22. Богуславский М.М. Иммунитет государства. М., 1962;

23. Иванов С.И. Современные тенденции в законодательстве некоторых буржуазных государств по вопросу об иммунитете государства и его собственности (на примере США и Англии) // Сов. ежегодник международного права. 1981. М., 1982.

24. Баратянц Н.Р., Богуславский М.М.,Колесник А.Н. Современное международное право: иммунитет государства // Сов.ежегодник международного права. М., 1989.

25. Хлестова И.О. Проблемы юрисдикционного иммунитета иностранного государства в работе Комиссии международного права // М.1998.

26. Ушаков Н.А. Юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности. М., 1993;

27. Сосна С.А. Комментарий к Федеральному закону о соглашениях о разделе продукции. М., 1997.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Суверенитет государства как основание формирования особого статуса государства - участника отношений в международном частном праве. Концепции о видах иммунитета государства. Понятие иммунитета государства в законодательстве Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2007

    Понятие субъекта международного права. Центральное место государства в системе международного права. Международно-правовой аспект суверенитета. Доктринальные и нормативные подходы к решению проблемы признания международной правосубъектности индивида.

    курсовая работа , добавлен 09.03.2015

    Происхождение государства и права как проблема их генезиса: анализ основных теорий. Подходы к понятию "государство": социологические, либеральные, нормативные. Понятие суверенитета государства. Государство как обладающий суверенитетом субъект права.

    реферат , добавлен 21.01.2016

    Рассмотрение сущности государства как субъекта и объекта управления. Ознакомление с деятельностью органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть. Характеристика политической, социальной, экономической функций государства.

    контрольная работа , добавлен 03.10.2011

    Правовое положение государства в международном частном праве. Понятие и виды иммунитета государства. Иммунитет государства в зарубежном законодательстве и международно-правовых актах. Тенденции развития правового регулирования иммунитета государства.

    курсовая работа , добавлен 15.01.2016

    Характерные признаки государства как субъекта международного права. Международно-правовые акты, касающиеся прав и обязанностей государств. Роль прав и обязанностей в обеспечении эффективной деятельности государства в сфере международных правоотношений.

    дипломная работа , добавлен 22.11.2015

    Сущность и этапы исторического развития понятия "государственный суверенитет", его основные юридические свойства. Взаимосвязь суверенитета государства с суверенитетом народа и национальным суверенитетом, их законодательное отражение в Конституции РФ.

    реферат , добавлен 22.12.2009

    Суверенитет государства. онятие и признаки суверенитета государства. Россия - субъект государственного суверенитета. Свобода личности. Защита права на свободу, на неприкосновенность личности. Юридическая защита личности.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2005

    Понятие правового государства. Возникновение и развитие понятия гражданского общества, его соотношение с правовым государством. Конституция РФ как основа формирования правового государства. Сущность понятий "народный" и "государственный суверенитет".

    контрольная работа , добавлен 30.01.2017

    Конституционно-правовые основы формирования светского государства в России. Религиозное конституционное правосознание как фактор формирования правового светского государства. Правовое регулирование светскости государства и его органов в России.

  • 13. Российское законодательство по международному частному праву.
  • 14.Законодательство зарубежных стран по международному частному праву.
  • 3. Страны, где нормы мчп содержатся в кодифицированных актах разной отраслевой принадлежности (межотраслевая кодификация).
  • 15.Роль международных договоров в развитии международного частного права. Участие рф в договорах по международному частному праву. Роль международных договоров в развитии мчп
  • 17.Место lex mercatoria в регулировании трансграничных отношений. Участие невластных субъектов в его формировании. Международное коммерческое право (lex mercatoria)
  • 18.Унификация права в международном частном праве: понятие, признаки, результаты. Понятие унификации
  • Особенности правого механизма унификации права Особенности правого механизма унификации права
  • Виды унификации
  • Особенности применения унифицированных норм
  • 19.Правовая природа унифицированных частноправовых норм, их место в национальном праве.
  • 20. Гармонизация права: понятие, признаки, соотношение с унификацией. Гармонизация права: понятие, признаки, соотношение с унификацией.
  • 21. Понятие и строение коллизионной нормы. Понятие и строение коллизионной нормы
  • Структура и содержание коллизионных норм
  • 22. Виды коллизионных норм. Виды коллизионных норм
  • 23. Коллизионные принципы, их соотношение с формулой прикрепления. Основные коллизионные принципы.
  • 24. «Гибкие» привязки и их роль в современном международном частном праве. «Гибкие» привязки и их роль в современном международном частном праве.
  • 25. Современные тенденции развития коллизионных норм. Современные тенденции развития коллизионных норм.
  • 27. Обратная отсылка и отсылка к праву третьего государства. Обратная отсылка и отсылка к праву третьего государства.
  • Проблемы, связанные с применением коллизионных норм Обратная отсылка и отсылка к праву третьего государства
  • 28. Конфликт квалификаций, способы их разрешения. «Скрытые коллизии». Конфликт квалификаций. Способы их разрешения.
  • 29. Основания и порядок применения иностранного права. Основания и порядок применения иностранного права
  • 30. Применение иностранного права с множественностью правовых систем.
  • 31. Оговорка о публичном порядке.
  • 32. Нормы непосредственного применения (императивные нормы) в международном частном праве. Императивные (сверхимперативные) нормы в мчп
  • 33. Национальный режим. Режим наибольшего благоприятствования. Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования: понятие, сфера применения.
  • 34. Взаимность и реторсии в международном частном праве. Взаимность и реторсия
  • Реторсии
  • Взаимность в коллизионном праве
  • 35. Гражданская правоспособность физических лиц в международном частном праве. Гражданская правоспособность физических лиц в мчп
  • 36. Гражданская дееспособность физических лиц в международном частном праве.
  • 37. Коллизионные вопросы опеки и попечительства.
  • 38. Коллизионные вопросы безвестного отсутствия и признания лица умершим. Коллизионные вопросы безвестного отсутствия и признания лица умершего
  • 39. Правовое положение иностранцев в Российской Федерации.
  • Теория инкорпорации
  • Теория оседлости
  • Теория центра эксплуатации
  • Теория контроля
  • «Офшорные» компании
  • 43. Допуск иностранного юридического лица к хозяйственной деятельности. Представительства и филиалы.
  • 44. Правовое положение иностранных юридических лиц в Российской Федерации. Правовое положение иностранных юридических лиц в России
  • 45. Государство как субъект международного частного права. Государство как субъект мчп
  • 46. Иммунитет государства: понятие, виды.
  • Виды иммунитета в теории и практике государств:
  • Концепции иммунитета государства
  • 47. Международно-правовое регулирование иммунитета государства. Международно-правовое регулирование иммунитета государства.
  • 48. Законодательство Российской Федерации об иммунитете государства. Законодательство Российской Федерации об иммунитете государства.
  • 49. Международные организации – субъекты международного частного права. Международные организации как субъекты мчп
  • Международные организации как субъекты международного частного права
  • 51. Коллизионно-правовое регулирование отношений собственности в Российской Федерации. Коллизионно-правовое регулирование отношений собственности в Российской Федерации.
  • 52. Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации. Правовое регулирование иностранных инвестиций Законодательство Российской Федерации об иностранных инвестициях
  • Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации.
  • 53. Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций.
  • 54. Международно-правовые стандарты защиты иностранных инвестиций. Международно-правовые стандарты защиты иностранных инвестиций.
  • 55. Система правового регулирования внешнеэкономической деятельности. Система правового регулирования внешнеэкономической деятельности (вэд)
  • 56. Трансграничная сделка и внешнеэкономическая сделка: понятие, особенности. Трансграничная (международная) коммерческая сделка: доктринальное и нормативное понятие; особенности содержания.
  • 58. Коллизионно-правовое регулирование договорных обязательств.
  • 59. Коллизионный принцип «автономии воли» и правила его применения в Российской Федерации Коллизионный принцип автономии воли (lex voluntaris)
  • 60. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.
  • 61. Договор международной купли-продажи товара.
  • 62. Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г
  • 63. Форма внешнеэкономического договора. Форма внешнеэкономического договора (контракта)
  • 64. Международный финансовый лизнг.
  • 65. Международный факторинг
  • 66. Обычаи международной торговли.
  • 67. Базисные условия договора международной купли продажи товаров. Инкотермс-2010
  • 68. Принципы международных коммерческих договоров (Принципы унидруа)
  • Принципы международных коммерческих договоров унидруа.
  • 69. Международные денежные обязательства: понятие, содержание. Международные денежные обязательства: понятие, содержание
  • 2 Основных подхода в расчетах:
  • 70. Вексель и чек в международном частном праве. Вексель и чек в международном частном праве
  • 71. Валютные условия внешнеэкономической сделки. Валютные условия внешнеэкономической сделки
  • 72. Основные формы трансграничных денежных расчетов.
  • Основные термины и понятия
  • 73. Коллизионно-правовые вопросы брака и развода.
  • 74. Коллизонно-правовые вопросы правоотношений между супругами, между родителями и детьми.
  • 75. Правовое регулирование трансграничного усыновления.
  • 76. Вопросы семейного права в договорах об оказании правовой помощи.
  • 77. Современные тенденции развития международного деликтного права. Современные тенденции развития международного деликтного права.
  • 78. Внедоговорные обязательства в международном частном праве: виды, особенности регулирования. Внедоговорные обязательства в международном частном праве: виды, особенности регулирования.
  • 79. Коллизионно-правовое регулирование обязательств по возмещению вреда в Российской Федерации.
  • 80. Коллизионно-правовое регулирование обязательств по возмещению вреда, причиненного товарами, работами, услугами, недобросовестной конкуренцией, в Российской Федерации.
  • 81. Особенности интеллектуальных прав в международном частном праве. Особенности интеллектуальных прав в международном частном праве
  • Понятие и особенности интеллектуальной собственности
  • 82. Международно-правовая охрана авторских прав.
  • 83. Авторские права иностранцев в Российской Федерации. Авторские права иностранцев в Российской Федерации
  • 84. Международно-правовая охрана смежных прав. Международно-правовая охрана смежных прав.
  • 85. Международно-правовая охрана промышленной собственности
  • 86. Международно-правовая охрана товарных знаков. Международно-правовая охрана товарных знаков
  • 87. Международно-правовая охрана интеллектуальной собственности в рамках снг.
  • 88. Права иностранцев на промышленную собственность в Российской Федерации. Права российских граждан за рубежом. Права иностранцев на "промышленную собственность" в Российской Федерации
  • 89. Лицензионные договоры в международном торговом обороте: понятие, виды, содержание. Лицензионные договоры в международном торговом обороте: понятие, виды, содержание
  • 1. Простая
  • 90. Основные подходы к коллизионно-правовому регулированию, наследования в зарубежных странах. Основные подходы к коллизионно-правовому регулированию. Наследования в зарубежных странах.
  • 91. Правовое регулирование трансграничного наследования в Российской Федерации. Международно-правовое регулирование наследственных отношений
  • 92. Вопросы наследственного права в договорах об оказании правовой помощи. Вопросы наследственного права в договорах об оказании правовой помощи
  • 93. Трудовые отношения с участием иностранцев в Российской Федерации.
  • Правила определения норм, применяемых к конкретным трудовым правоотношениям с участием иностранных граждан
  • 94. Международно-правовое регулирование морской перевозки. Международно-правовое регулирование морской перевозки.
  • 95. Международно-правовое регулирование воздушной перевозки. Международные воздушные перевозки.
  • Международные воздушные перевозки
  • 96. Международно-правовое регулирование сухопутной перевозки. Международно-правовое регулирование воздушной перевозки.
  • 97. Понятие международного гражданского процесса и его соотношение с мчп. Понятие международного гражданского процесса и его соотношение с мчп.
  • Понятие международного гражданского процесса
  • 98. Правовое положение иностранцев в гражданском процессе. Судебный залог. Правовое положение иностранцев в гражданском процессе. Судебный залог.
  • Международная подсудность гражданских дел: понятия, виды. Пророгационные соглашения.
  • 100. Правовые основы признания и исполнения иностранных судебных решений. Способы исполнения.
  • Исполнение решений иностранных судов
  • Отказ в принудительном исполнении решения иностранного суда
  • Признание решений иностранных судов
  • Признание и исполнение решений иностранных третейских судов (арбитражей)
  • 101. Признание и исполнение иностранных судебных решений в Российской Федерации. Порядок признания и исполнения решений иностранных судов в Российской Федерации.
  • 102. Легализация официальных документов: понятие, способы. Легализация официальных документов: понятие, способы.
  • Легализация официальных документов: понятие и способы.
  • 103. Правовые основы исполнения иностранных судебных поручений: понятие, виды, способов.
  • Правовые основы исполнения иностранных судебных поручений: понятие, виды, способы.
  • 104. Международно-правовое регулирование оказания правовой помощи в рамках снг. Международно-правовое регулирование оказания правовой помощи в рамках снг.
  • 105. Международный коммерческий арбитраж: правовая природа, виды, принципы деятельности.
  • Правовая природа международного коммерческого арбитража, его понятие и виды
  • Виды мка: институционный и изолированный
  • 106. Международно-правовое регулирование деятельности международного коммерческого арбитража. Единообразные регламенты и типовые законы.
  • 107. Международно-правовое регулирование разрешения хозяйственных споров в рамках снг. Международно-правовое регулирование разрешения хозяйственных споров в рамках снг
  • 108. Порядок рассмотрения трансграничных экономических споров в Российской Федерации. Порядок рассмотрения трансграничных экономических споров в Российской Федерации.
  • 109. Международный коммерческий арбитраж в Российской Федерации.
  • 45. Государство как субъект международного частного права. Государство как субъект мчп

    Международные частноправовые отношения характеризуются независимостью и равноправием субъектов, свободой их воли и неприкосновенностью частной собств. С одной стороны, участие государства не меняет их сущности, но с др.ст., властная природа и суверенитет государства не могут не сказаться на его правовом положении.

    ГК: РФ и ее субъекты участвуют в гражданско-правовых отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юр.лицами.

    Гос-во часто становится участником отношений, осложненных иностр.элементом – арендует участок для дип.миссии, заключает договор с иностр.фирмой на ремонт своих зданий, хранит деньги в иностр.банках…

    При этом гос-во, заключая сделки на террит.иностр.государства , не подчиняется власти этого иностранного государства, т.е.его юрисдикции (иммунитет от юрисдикции).

    В отношении иностр.государства не могут быть применены принудительные меры:

      по принудит.применению закона,

      по принудит.привлечению к суду и др.

    Это не означает полного беспедела. Напротив, Венская конвенция о дип.сношениях прямо предписывает всем гос-м и их должностным лицам осуществлять свою деятельность в соотв.с законами государства, на террит.кот.они находятся, а также соблюдать местные традиции и обычаи.

    Иммунитет:

      право государства на освобождение от юрисдикции другого государства, т.е. право на неприменение к нему принудительных мер со стороны судебных, административных и др.органов другого государства

      частичный отказ государства от осуществления своей юрисдикции, т.е.отказ от применения принудительных мер своими судебными, адм.и другими гос.органами в отношении другого государства.

    О праве на иммунитет можно говорить только тогда, когда правоотношение связано с террит.юрисдикцией иностранного государства (т.е.либо спор рассматривается в иностр.суде, либо имущество находится на территории иностр.государства)

    Если частно-правовое отношение, осложненное иностр.элементом, стороной кот.является государство, осуществляется на территории государства-участника , оно рассматривается правоприменительными органами этого государства на общих основаниях, об иммунитете нет речи .

    Государства являются носителями универсальной международной правосубъектности, т.е. обладают не только международной, но и гражданско-правовой правосубъектностью. Они вправе непосредственно участвовать во внешнеэкономической коммерческой деятельности, заключая гражданско-правовые сделки с иностранными физическими или юридическими лицами. Таким образом, особенностью государств как субъектов МЧП является их правоспособность заключать сделки имущественного характера, не будучи юридическими лицами.

    Важнейшей составной частью статуса государства как субъекта МЧП является институт иммунитета государства в международных политических и имущественных отношениях.

    Под государственным иммунитетом в широком смысле понимается право государства, его органов и его представителей (особенно дипломатических) не подчиняться властным акциям других государств, их органов и представителей.

    Этому праву соответствует обязанность государства, его органов и представителей не осуществлять каких-либо властных акций в отношении других государств, их органов и представителей, а также собственности этих государств. В более узком смысле, применительно к режиму гражданско-правовых сделок, государственный иммунитет выступает как материально-правовое преимущество, проявляющееся в реализации, в частности, процедур исполнительного производства властными структурами иностранных государств относительно государственной собственности.

    Международно-правовой основой защиты государственного иммунитета является Конвенция Организации Объединенных Наций о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (Нью-Йорк, 2 декабря 2004 г.), которая определила, что юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности являются общими принципами международного публичного права и МЧП.

    Участие государств в международных экономических отношениях, в том числе внешнеторговых, кредитных, инвестиционных, расчетных и других, влечет во многих случаях применение института государственного иммунитета и означает особую значимость его использования именно в рамках МЧП.

    По мнению Μ. М. Богуславского, особое положение государства как участника международных хозяйственных отношений состоит в том, что к обязательствам государства в принципе может применяться только его право, кроме случаев, когда государство прямо выразило согласие на применение иностранного права.

    Государственный иммунитет в гражданско-правовых отношениях с иностранным элементом есть одно из проявлений особого конституционного статуса государственной собственности, национального суверенитета, обеспечения экономической безопасности государства, международно-правовых принципов невмешательства во внутренние дела других государств, уважения прав, присущих суверенитету.

    Государственный иммунитет является международно-правовым институтом, поскольку государство в своем внутреннем правопорядке не пользуется таким иммунитетом в гражданско- правовых отношениях, будучи равным партнером с другими хозяйствующими субъектами, что закреплено в ст. 124 ГК РФ.

    Институт государственного иммунитета и его доктрина имеют длительную историю развития как на международном, так и на национальном уровне. В XX в., т.е. до принятия Конвенции 2004 г., государственный иммунитет понимался как "абсолютный" и действовал в качестве обычной международно-правовой нормы. Но "частноправовая составляющая" государственного иммунитета всегда проявлялась в том, что государство, его органы и представители ни в каком случае не могут быть подвергнуты властным акциям со стороны других государств, кроме как с согласия государства. Согласие могло быть выражено в международном договоре, в частноправовом контракте, в публичном устном или письменном заявлении в ходе судебного или иного разбирательства.

    Однако доктрина абсолютного государственного иммунитета не означала, что к государству не могут быть предъявлены имущественные и иные требования. Они не могут предъявляться без согласия государства к нему в судах других государств, но могут предъявляться в судах конкретного государства на общих гражданско-правовых основаниях.

    После вступления в силу Конвенции 2004 г. происходит качественное изменение масштабов участия государств как субъектов МЧП с контрагентами, представляющими собой субъектов частного права других государств. Данный акт регламентировал "устойчивый иммунитет" государственным органам, учреждениям, институтам и иным государственным образованиям в гражданско-правовых сделках с иностранным элементом в том объеме, в каком они правомочны совершать юридические действия от имени суверенной власти государства. Данное положение частично трансформировало доктрину абсолютного иммунитета государства.

    В целях обеспечения исполнения имущественных обязательств субъектами национального рынка государства стали выступать гарантами имущественных обязательств своих частных субъектов. При этом выросла заинтересованность одних государств в сделках с частными субъектами других государств, которые соглашаются на эти сделки на условиях обеспечения имущественной ответственности государств на случай неисполнения ими своих обязательств по сделкам.

    Это также привело к постепенному отходу от концепции абсолютного государственного иммунитета и к возникновению и закреплению понимания государственного иммунитета как ограниченного, коллизионного, судебного (юрисдикционного) иммунитета. Это означает, что государство имеет право на иммунитет от властных действий других государств только тогда, когда оно действует, реализуя свои властные функции. Если государство выступает в качестве коммерческого партнера, т.е. выступает стороной частноправовой коммерческой сделки, оно утрачивает права на иммунитет в отношении своих имущественных и иных прав. Каждое государство само определяет и устанавливает в рамках своей юрисдикции пределы и условия предоставления иммунитетов для других государств.

    Концепция ограниченного государственного иммунитета имеет место в правовой системе Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Греции, Дании, Италии, Канаде, Норвегии, России, США, Финляндии, Франции, Швейцарии и др. Ряд из названных стран участвует и в Европейской конвенции об иммунитете государств (Базель, 16 мая 1972 г.).

    Надо подчеркнуть, что как коммерческий (или некоммерческий) характер сделки (контракта), так и коммерческий (или некоммерческий) характер использования имущества (собственности) подлежат определению с точки зрения критериев характера и целевого назначения сделки или собственности государства, что отражено в Конвенции 2004 г.

    Ограниченный иммунитет государства как субъекта МЧП проявляется не во всей полноте государственного иммунитета, а лишь некоторых его составляющих, т.е. в судебном или процессуальном иммунитете. Но это не означает отказ от иммунитета государственной собственности.

    Концепция коллизионного иммунитета государства вытекает из коллизионной природы международных коммерческих сделок и не является бесспорной. Она означает, что сделки, заключаемые государством с иностранными физическими и юридическими лицами, должны регулироваться правом этого государства, если стороны не договорились об ином. Однако поскольку государства, как хозяйствующие субъекты, выступают в гражданско-правовых сделках на равных основаниях, данная концепция расширяет "нежелательные последствия" ограничения государственного иммунитета в сделках с участием государства.

    Концепция коллизионного иммунитета государства "ограничена" ст. 414 КТМ РФ об определении права, подлежащего применению к отношениям, возникающим из торгового мореплавания с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо осложненным иностранным элементом, согласно которой право, подлежащее применению к отношениям, возникающим из торгового мореплавания с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо осложненным иностранным элементом, в том числе если объект гражданских прав находится за пределами Российской Федерации, определяется в соответствии с международными договорами РФ, другими законами и признаваемыми в Российской Федерации обычаями торгового мореплавания.

    Концепция судебного (юрисдикционного) иммунитета наиболее тесно связана с национальным гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным правом. Согласно ст. 251 АПК РФ иностранное государство, выступающее в качестве носителя власти, обладает судебным иммунитетом в следующих случаях: 1) по отношению к предъявленному к нему иску в арбитражном суде в Российской Федерации; 2) при привлечении его к участию в деле в качестве третьего лица;

    3) при наложении ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории РФ;

    4) при принятии по отношению к нему судом мер по обеспечению иска и имущественных интересов.

    Обращение взыскания на имущество государства в порядке принудительного исполнения судебного акта арбитражного суда допускается только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом.

    Применение юрисдикционного иммунитета (в процессуальном плане) не означает освобождения государства от выполнения им своих обязательств по сделке, или от ответственности за ее неисполнение, или от ответственности за возмещение причиненного вреда. Применение иммунитета означает лишь, что спор может рассматриваться по иску, но только в суде данного государства.

    В правовом смысле, если применяется юрисдикционный иммунитет, можно говорить об использовании соответствующего международного частноправового института. При отказе же в применении иммунитета дело переходит в плоскость того или иного национального правопорядка. В принципе, согласно нормам МЧП отдельных государств право страны, в суде которой рассматривается спор, не обязательно является применимым.

    Нечеткость международно-правовых норм, определяющих критерии коммерческого или некоммерческого характера сделки государства или характера его собственности, приводит к тому, что национальный суд, решающий вопрос о юрисдикционном иммунитете, должен толковать самостоятельно национально-правовые критерии и подходы к разграничению международного публичного договора и внешнеэкономического коммерческого контракта. Это необходимо для определения и выбора судом "типа применяемого иммунитета" к рассматриваемым отношениям с участием государственной собственности.

    Хотя предварительное обеспечение иска есть по существу судебное действие, соответствующий иммунитет в отношении такой судебной акции рассматривается как самостоятельный вид государственного иммунитета, поскольку принудительные меры в большей степени вторгаются в суверенные права государства, нежели рассмотрение судом иска против иностранного государства. Иммунитет от предварительного обеспечения иска означает неприемлемость каких-либо властных, принудительных мер в отношении государственной собственности без согласия данного государства.

    Предварительное обеспечение иска может быть применено в отношении имущества, связанного с коммерческой, культурной, спортивной, благотворительной и иной имущественной деятельностью государства. При этом суд устанавливает характер, целевое назначение действий государства, а также и действительную принадлежность имущества, в отношении которого испрашивается предварительное обеспечение. Принудительность, властность действия при исполнении вступившего в законную силу решения иностранного суда сходно с судебным решением о предварительном обеспечении иска.

    Принудительное исполнение судебного решения, как и предварительное обеспечение иска, в силу норм национального права и соответствующих международных договоров о правовой помощи может осуществляться и за пределами национальной юрисдикции суда, рассматривающего дело.

    Пример

    Так , швейцарская компания "Нога" по судебному делу об иске о возмещении ущерба российской стороной частноправового контракта пыталась добиться предварительного обеспечения иска, а затем исполнить в принудительном порядке решение шведского арбитражного суда (1997 г.) против Российской Федерации в других странах: Люксембург, Швейцария, Франция.

    Современные концепции иммунитета собственности государства как субъекта МЧП , включающие судебный (юрисдикционный) иммунитет, иммунитет от обеспечения иска и иммунитет от принудительного исполнения судебного (арбитражного) решения, устанавливают имущественный международный частноправовой иммунитет государства в качестве самостоятельных видов государственного иммунитета. Иммунитет государственной собственности имеет самостоятельное значение, поскольку он распространяется как на государственную собственность, используемую в дипломатических сношениях (например, помещение дипломатических представительств и иное их имущество), так и вообще на любую иную государственную собственность.

    Этот иммунитет может быть не обязательно связан с судебными, исковыми требованиями к иностранному государству и к его собственности, связанные с возбуждением исков в судах и арбитражах, а касается иного государственного имущества, правомерно находящегося за пределами территориальной юрисдикции данного государства.

    "

    К субъектам международного частного права принято также государства, если они вступают в отношения с физическими или юридическими иностранными лицами.

    Виды правоотношений, в которых участвуют государства:

    Во-первых, регулируемые международным правом отношения, возникающие между государствами, а также между государством и международными организациями (по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, кредитные и т.д.);

    во-вторых, правоотношения, в которых государство выступает в качестве только одной стороны; другой стороной в этих правоотношениях могут быть иностранные юридические лица, международные хозяйственные (не межгосударственные) организации и отдельные граждане.

    Особенности правоотношений с участием государства:

    Государство - особый субъект гражданско-правовых отношений. Оно не является юридическим лицом, так как в своих законах само определяет статус юридического лица;

    К договору между государством и иностранным физическим или юридическим лицом применяется внутреннее право этого государства;

    В силу своего суверенитета государство имеет иммунитеты, поэтому сделки с ним подвергнуты повышенному риску;

    В гражданских отношениях государство участвует на равных началах с другими участниками данных отношений.

    Иммунитет государства основывается на том, что оно обладает суверенитетом, что все государства равны. Это начало международного права выражено в следующем изречении: «Par in parem non habet imperiurn» («Равный не имеет власти над равным»).

    В теории и практике государств обычно различают несколько видов иммунитета: судебный, от предварительного обеспечения иска и от принудительного исполнения решения.

    а) судебный иммунитет заключается в неподсудности одного государства судам другого государства («Par in parem non habet jurisdictionem» - «Равный над равными не имеет юрисдикции»). Без согласия государства оно не может быть привлечено к суду другого государства. Причем не имеет значения, в связи с чем или по какому вопросу государство намереваются привлечь к суду;

    б) иммунитет от предварительного обеспечения иска состоит в следующем: нельзя в порядке предварительного обеспечения иска принимать без согласия государства какие-либо принудительные меры в отношении его имущества;

    в) под иммунитетом от исполнения решения понимается следующее: без согласия государства нельзя осуществить принудительное исполнение решения, вынесенного против государства.

    Все эти иммунитеты связаны между собой, потому что их основа одна - суверенитет государства, который не позволяет применять в отношении государства какие-либо принудительные меры.

    Государство может дать согласие на рассмотрение предъявленного к нему иска в суде другого государства или же на меры по обеспечению иска либо исполнению решения, но такое согласие должно быть явно выражено дипломатическим путем или иным образом. Согласие государства на неприменение к нему правил об иммунитете, об установлении определенных Изъятий из этих правил может быть сформулировано в международных договорах.

    Предыдущая

    К субъектам международного частного права принято относить иностранных по отношению друг к другу физических и юридических лиц, а также государства.

    Государство - субъект международного частного права

    Государство вступает в самые различные имущественные правоотношения с другими государствами, а также с международными организациями, юридическими лицами и отдельными гражданами других государств, выступая при этом субъектом международного частного права. Виды правоотношений, в которых участвуют государства:

    • - во-первых, регулируемые международным правом отношения, возникающие между государствами, а также между государством и международными организациями (по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, кредитные и т.д.);
    • - во-вторых, правоотношения, в которых государство выступает в качестве только одной стороны; другой стороной в этих правоотношениях могут быть иностранные юридические лица, международные хозяйственные (не межгосударственные) организации и отдельные граждане.

    Участие государства в отношениях, регулируемых международным частным правом, имеет свою специфику, которая заключается в следующем: Батычко В.Т. Международное частное право. Конспект лекций / В.Т. Батычко. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011. - С. 24.

    • - государство - особый субъект гражданско-правовых отношений. Оно не является юридическим лицом, т.к. в своих законах само определяет статус юридического лица;
    • - к договору между государством и иностранным физическим или юридическим лицом применяется внутреннее право этого государства;
    • - в силу своего суверенитета государство имеет иммунитет, поэтому сделки с ним подвергнуты повышенному риску;
    • - в гражданских отношениях государство участвует на равных началах с другими участниками данных отношений.

    Например, государство может арендовать или купить участок замели для дипломатического представительства, зафрахтовать иностранное судно, заключать договор подряда с иностранной организацией для строительства или реконструкции своих зданий, выступать в качестве наследника, хранить деньги в иностранных банках, заключать концессионные соглашения и так далее. При этом государство, вступая в частноправовые отношения с иностранными лицами на территории иностранного государства, пользуется особым режимом, согласно которому, его собственность, сделки с его участием не подчиняются власти этого иностранного государства.

    Таким образом, правовое положение государства как субъекта МЧП обладает определенной спецификой. Основная особенность правового режима государства как участника частноправовых отношений с иностранным элементом заключается в его иммунитете от иностранной юрисдикции. С одной стороны, государство является сувереном. Из международного принципа суверенного равенства государств следует, что одно государство не может быть подчинено власти другого государства. Участвуя в частноправовых отношениях, оно остается суверенным, а это означает, что на государство как на субъекта не распространяется юрисдикция иностранного государства. С другой стороны, частноправовой характер отношений, регулируемых МЧП, предполагает равенство субъектов, участвующих в нем. Поэтому государство выступает в частноправовых отношениях на началах равенства с другими субъектами (физическими лицами и организациями), но обладает иммунитетом.

    Иммунитет - это право государства на освобождение от юрисдикции другого государства. Иммунитет государства основывается на том, что оно обладает суверенитетом, что все государства равны. Гетьман-Павлова И.В. Международное частное право / И.В. Гетьман-Павлова. - М.: Эксмо, 2009. - С. 78.

    Иммунитет присущ любому государству. Он распространяется на государство в целом и органы его управления, на учреждения и официальных представителей государства в той мере, в какой они правомочны осуществлять государственную власть, а также на составные части федерального государства и политические подразделения унитарного государства, которые правомочны осуществлять государственную власть. Различают несколько видов иммунитета: судебный, от предварительного обеспечения иска и от принудительного исполнения решения:

    • а) судебный иммунитет заключается в неподсудности одного государства судам другого государства («Par in parem non habet jurisdictionem» - «Равный над равными не имеет юрисдикции»). Без согласия государства оно не может быть привлечено к суду другого государства. Причем не имеет значения, в связи с чем или по какому вопросу государство намереваются привлечь к суду.
    • б) иммунитет от предварительного обеспечения иска состоит в следующем: нельзя в порядке предварительного обеспечения иска принимать без согласия государства какие-либо принудительные меры в отношении его имущества.
    • в) под иммунитетом от исполнения решения понимается следующее: без согласия государства нельзя осуществить принудительное исполнение решения, вынесенного против государства, даже если государство добровольно приняло участие в иностранном судебном процессе.

    А также: иммунитет собственности государства означает неприкосновенность государственной собственности, находящейся на территории иностранного государства, включая случаи, когда она находится во владении лица, не обладающего иммунитетом; иммунитет сделок государства. Он состоит в том, что к сделкам, заключаемым государством с иностранными лицами, применяется право этого государства, если только сами стороны не договорились о применении иностранного права.

    Рассмотренные выше элементы иммунитета взаимосвязаны, потому что их основа одна - суверенитет государства, который не позволяет применять в отношении государства какие-либо принудительные меры, которые вместе составляют содержание иммунитета государства в частноправовой сфере.

    В России признается иммунитет иностранного государства. Согласно ст. 401 ГПК РФ:

    • 1. Предъявление в суде в Российской Федерации иска к иностранному государству, привлечение иностранного государства к участию в деле в качестве ответчика или третьего лица, наложение ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории РФ, и принятие по отношению к этому имуществу иных мер по обеспечению иска, обращение взыскания на это имущество в порядке исполнения решений суда допускаются только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом.
    • 3. Аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представители иностранных государств, другие лица, указанные в международных договорах РФ или федеральных законах, подлежат юрисдикции судов в РФ по гражданским делам в пределах, определенных общепризнанными принципами и нормами международного права или международными договорами РФ.

    Таким образом, иммунитет государства - это его право, вытекающее из суверенитета, но не обязанность. Поэтому государство вправе отказаться от иммунитета как в целом, так от какого-либо его элемента.

    Государство может дать согласие на рассмотрение предъявленного к нему иска в суде другого государства или же на меры по обеспечению иска либо исполнению решения, но такое согласие должно быть явно выражено дипломатическим путем или иным образом. Согласие государства на неприменение к нему правил об иммунитете, об установлении определенных изъятий из этих правил может быть сформулировано в международных договорах.


    © 2024
    artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав