10.09.2019

Об одобрении экологической доктрины российской федерации. Экологическая доктрина россии введение экологическая доктрина российской федерации Экологическая доктрина российской федерации кратко


Содержит следующие разделы :

  1. Общие положения.
  2. Стратегическая цель, задачи и принципы государственной политики в области экологии.
  3. Основные направления государственной политики в области экологии.
  4. Приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности Российской Федерации.
  5. Пути и средства реализации государственной политики в области экологии.

Современный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация природных систем ведет к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни. Преодоление кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды.

К числу основных факторов деградации природной среды на мировом уровне относятся:

  • рост потребления природных ресурсов при сокращении их запасов;
  • увеличение численности населения планеты при сокращении территорий, пригодных для проживания людей;
  • деградация основных компонентов биосферы, включая сокращение биологического разнообразия, связанное с этим снижение способности природы к саморегуляции и как следствие - невозможность существования человеческой цивилизации;
  • возможные изменения климата и истощение озонового слоя Земли;
  • возрастание экологического ущерба от стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • недостаточный для перехода к устойчивому развитию человеческой цивилизации уровень координации действий мирового сообщества в области решения экологических проблем и регулирования процессов глобализации;
  • продолжающиеся военные конфликты и террористическая деятельность.

К числу основных факторов деградации природной среды Российской Федерации относятся:

  1. преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в структуре экономики, что приводит к быстрому истощению природных ресурсов и деградации природной среды;
  2. низкая эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды, включая отсутствие рентных платежей за пользование природными ресурсами;
  3. резкое ослабление управленческих, и прежде всего контрольных, в области природопользования и охраны окружающей среды;
  4. высокая доля теневой экономики в использовании природных ресурсов;
  5. низкий технологический и организационный уровень экономики, высокая степень изношенности основных фондов;
  6. последствия экономического кризиса и невысокий уровень жизни населения;
  7. низкий уровень экологического и экологической культуры населения страны.

1. Общие положения

Экологическая доктрина Российской Федерации определяет цели, направления, задачи и принципы проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии на долгосрочный период.

Указано, что сохранение природы и улучшение окружающей среды являются приоритетными направлениями деятельности государства и общества.

Экологическая доктрина базируется на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также на комплексном научном подходе в области экологии и смежных наук.

2. Стратегическая цель, задачи и принципы государственной политики в области экологии

Стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.

Указано, что для этого необходимо сохранение и восстановление природных систем, их биологического разнообразия и способности к саморегуляции как необходимого условия существования человеческого общества.

Государственная политика в области экологии базируется на следующих основных принципах :

  • устойчивое развитие;
  • приоритетность жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию ее ресурсов;
  • справедливое распределение доходов от использования природных ресурсов и доступа к ним;
  • предотвращение негативных экологических последствий, учет отдаленных экологических последствий;
  • отказ от проектов, связанных с воздействием на природные системы, если их последствия непредсказуемы для окружающей среды;
  • природопользование на платной основе и возмещение населению и окружающей среде ущерба;
  • открытость экологической информации;
  • участие гражданского общества в реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

3. Основные направления государственной политики в области экологии

  1. Обеспечение устойчивого природопользования.
  2. Снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение.
  3. Сохранение и восстановление природной среды.

Обеспечение устойчивого природопользования

Основными задачами в указанной сфере являются неистощительное использование возобновляемых и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов.

Снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение

Основной задачей в указанных сферах является снижение загрязнения окружающей среды выбросами, сбросами и отходами, а также удельной энерго- и ресурсоемкости продукции и услуг.

Сохранение и восстановление природной среды

Основными задачами в указанной сфере являются сохранение и восстановление ландшафтного и биологического разнообразия, достаточного для поддержания способности природных систем к саморегуляции и компенсации последствий антропогенной деятельности.

4. Приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности Российской Федерации

К приоритетным направления относятся:

  1. Обеспечение безопасности при осуществлении потенциально опасных видов деятельности и при чрезвычайных ситуациях.
  2. Экологические приоритеты в здравоохранении.
  3. Предотвращение и снижение экологических последствий чрезвычайных ситуаций.
  4. Предотвращение терроризма, создающего опасность для окружающей среды.
  5. Контроль за использованием и распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов.

Обеспечение безопасности при осуществлении потенциально опасных видов деятельности и при чрезвычайных ситуациях

Основной задачей в этой области является обеспечение экологической безопасности потенциально опасных видов деятельности, реабилитация территорий и акваторий, пострадавших в результате техногенного воздействия на окружающую среду.

Экологические приоритеты в здравоохранении

Основными задачами в указанных областях являются улучшение качества жизни, здоровья и увеличение продолжительности жизни населения путем снижения неблагоприятного воздействия экологических факторов и улучшения экологических показателей окружающей среды.

Предотвращение и снижение экологических последствий чрезвычайных ситуаций

Основной задачей в указанной области является выявление и минимизация экологических рисков для природной среды и здоровья населения, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Предотвращение терроризма, создающего опасность для окружающей среды

Основной задачей в указанной области является предотвращение террористических актов, вызывающих ухудшение экологической обстановки и деградацию природной среды.

Контроль за использованием и распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов

Основной задачей в этой области является организация контроля за ввозом, использованием и распространением на территории страны чужеродных видов и генетически измененных организмов.

5. Пути и средства реализации государственной политики в области экологии

1. Развитие системы государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием.
2. Нормативное правовое обеспечение и правоприменение.
3. Экономические и финансовые механизмы.
4. Экологический мониторинг и информационное обеспечение.
5. Научное обеспечение.
6. Экологическое образование и просвещение.
7. Развитие гражданского общества как условие реализации государственной политики в области экологии.
8. Региональная политика в области экологии.
9. Международное сотрудничество.
10. Реализация экологической доктрины Российской Федерации.

Развитие системы государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием

Основной задачей в указанной сфере является обеспечение эффективного государственного управления охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов, соответствующего демократическому устройству и рыночной экономике.

Нормативное правовое обеспечение и правоприменение

Основными задачами в указанной сфере являются создание эффективного правового механизма обеспечения сохранения природной среды и экологической безопасности, а также совершенствование правоприменительной практики в целях обеспечения адекватной ответственности за экологические правонарушения и ее неотвратимости.

Экономические и финансовые механизмы

Основной задачей в этой области является экономическое регулирование рыночных отношений в целях рационального неистощительного природопользования, снижения нагрузки на природную среду, ее охраны, привлечения бюджетных и внебюджетных средств на природоохранную деятельность.

Экологический мониторинг и информационное обеспечение

Основной задачей в этих областях является обеспечение государственных и муниципальных органов, юридических лиц и достоверной информацией о состоянии окружающей среды и ее возможных неблагоприятных изменениях.

Научное обеспечение

Основными задачами научного обеспечения в сфере защиты окружающей среды являются развитие научных знаний об экологических основах устойчивого развития, выявление новых экологических рисков, порождаемых развитием общества, а также природными процессами и явлениями.

Экологическое образование и просвещение

Основной задачей в этих областях является повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии.

Развитие гражданского общества как условие реализации государственной политики в области экологии

Основной задачей в этой области является государственное содействие экологизации гражданского общества.

Региональная политика в области экологии

Основными задачами в этой области являются экологически обоснованное размещение хозяйственных и жилищно-коммунальных объектов и максимальное использование возможностей и специфики субъектов Российской Федерации для устойчивого развития страны.

Международное сотрудничество

Основной задачей в этой области является реализация интересов Российской Федерации путем участия в решении глобальных и региональных экологических проблем и регулировании глобализации в интересах устойчивого развития мирового сообщества.

Реализация экологической доктрины Российской Федерации

Реализация положений настоящего документа предполагает разработку планов действий на федеральном, региональном и отраслевом уровнях, а также разработку и реализацию мер государственной поддержки и регулирования в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования. Конкретизация положений настоящего документа применительно к отдельным сферам деятельности общества и государства и особенностям проведения государственной политики в области экологии по различным субъектам Российской Федерации может быть осуществлена при разработке программ развития субъектов Российской Федерации и отраслей экономики.

Экологическая доктрина РФ определяет цели, направления, задачи и принципы проведения в РФ единой государственной политики в области экологии на долгосрочный период.
Сохранение природы и улучшение окружающей среды являются приоритетными направлениями деятельности государства и общества.
Экологическая доктрина базируется на:
Конституции РФ;
федеральных законах;
иных нормативных правовых актах РФ;
международных договорах РФ в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.
Основные направления государственной политики в области экологии:
10беспечение устойчивого природопользования;
снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение;
сохранение и восстановление природной среды; Приоритетные направления деятельности по
обеспечению экологической безопасности Россий-ской Федерации:
обеспечение безопасности при осуществлении потенциально опасных видов деятельности и при чрезвычайных ситуациях;
экологические приоритеты в здравоохранении;
предотвращение и снижение экологических последствий чрезвычайных ситуаций;
предотвращение терроризма, создающего опас- V ность для окружающей среды;
5)контроль за использованием и распространением чужеродных видев и генетически измененных организмов.
Пути и средства реализации государственной политики в области экологии:
развитие системы государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием;
нормативное правовое обеспечение и правопри-менение;
экономические и финансовые механизмы;
экологический мониторинг и информационное обеспечение;
научное обеспечение;
экологическое образование и просвещение;
развитие гражданского общества как условие реализации государственной политики в области экологии;
региональная политика в области экологии;
международное сотрудничество.
Основной задачей в этой области является реализация интересов РФ путем участия в решении глобальных и региональных экологических проблем и регулировании глобализации в интересах устойчивого развития мирового сообщества.
Реализация экологической доктрины РФ предполагает разработку планов действий на феде-ральном, региональном и отраслевом уровнях, а также разработку и реализацию мер государственной поддержки и регулирования в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования. Конкретизация положений применительно к отдельным сферам деятельности общества и государства и особенностям проведения государственной политики в области экологии по различным субъектам РФ может быть осуществлена при разработке программ развития субъектов РФ и отраслей экономики.
Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из основных направлений деятельности органов государства и общества.
сирование, обеспечение экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды, лицензирование, учет и социально-экономическая оценка природных ресурсов, установление лимитов на природопользование и платность использования природных ресурсов, экологическое страхование, экономическое стимулирование охраны окружающей среды и т. д.
Закон «Об охране окружающей среды» содержит общие положения, касающиеся порядка проведения государственной и общественной экологической экспертизы. В нем предусмотрены экологические требования строительства, проектирования, реконструкции, эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов. Выполнение данных требований позволяет предотвратить причинение вреда окружающей природной среде.
Глава 9 Закона посвящена чрезвычайным экологическим ситуациям и мерам по восстановлению окружающей среды на территориях, объявленных зонами чрезвычайной экологической ситуации и зонами экологического кризиса. Данная глапа содержит общие положения правового режима особо охраняемых природных территорий и объектов. К ним относятся государственные природные заповедники, заказники, национальные природные парки, памятники, редкие растения и животные, зеленые зоны; курортные и лечебно-оздоровительные зоны.
Специальный раздел Закона (ст. 68-72) посвящен вопросам экологического контроля.
Закон также регулирует вопросы экологического воспитания, образования, организации научных исследований, а также вопросы ответственности за экологические правонарушения, возмещение вреда, и еще вопросы международного сотрудничества области охраны окружающей среды.
циальные нормативно-правовые акты целиком посвящены вопросам окружающей среды. Сюда относятся, например, Закон «Об охране окружающей среды», Земельный кодекс РФ;
по характеру правового регулирования: материальные, процессуальные. Материальные правовые нормы устанавливают права и обязанности, а также ответственность участников экологических отношений. Например, Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях». Нормативно-правовые акты процессуального характера регулируют процессуальные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Они касаются, например, предоставления земель в пользование, экологического лицензирования. Акты процессуального характера - Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ;
по своему характеру нормативно-правовые акты можно условно разделить на кодифицированные и не являющиеся такими. Кодифицированными явля- Q ются систематизированные нормативно-правовые акты. Эти акты отличаются более высоким качеством и являются головными в данной отрасли права (Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ и др.). Выделяют следующие виды источников экологического права:
Конституция РФ;
федеративные договоры;
международные договоры;
общепризнанные принципы и нормы международного права;
федеральные законы;
указы и распоряжения Президента РФ;
постановления и распоряжения Правительства РФ;
нормативно-правовые акты субъектов РФ;
нормативно-правовые акты министерств и ведомств;
К)нормативно-правовые акты органов местного самоуправления;
11)локальные нормативно-правовые акты;
19судебные решения.


ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (проект)

Концепция

В соответствии с инициативой президента России В. Путина, высказанной им 30 января 2001 года на встрече с представителями Общенационального экологического форума, выносится на обсуждение проект концепции Экологической доктрины Российской Федерации (Поиск, 2001, №...........).

Концепция подготовлена группой экспертов Научного совета Российской академии наук по проблемам экологии и чрезвычайным ситуациям. Предложения и замечания по проектам предлагаемой концепции просим направлять в адрес Научного совета: 117333, Москва, ул. Вавилова, д. 44, корп. 2, к. 95, 96. E-mail: [email protected].

1. Общие положения

Экологическая доктрина Российской Федерации (далее экологическая доктрина) включает основные принципы государственной политики в области взаимодействия общества и природы. Ее основная цель – обеспечение эффективного развития общества на основе рационального природопользования с учетом экологической емкости экосистем и их способности к саморегуляции. Достижение этой цели должно обеспечивать экологическую безопасность страны, улучшение качества жизни и здоровья людей, устойчивое развитие общества в интересах нынешних и будущих поколений.

Экологическая доктрина является документом периода становления демократической государственности, многоукладной экономики, укрепления рыночных отношений, совершенствования государственной политики в области взаимодействия человека и природы, глобализации системы международных отношений.

Правовую основу экологической доктрины составляют:

– Конституция Российской Федерации;

– законы РФ в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, другие федеральные законы, регламентирующие природопользование;

– международные договоры и обязательства РФ в области охраны природы и использования природных ресурсов.

Экологическая доктрина учитывает:

– решения Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992);

– основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития (Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. № 236);

– основные установки, содержащиеся в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. № 440).

Положения Экологической доктрины исходят из:

– фундаментальных научных знаний в области экологии;

– глобальных и региональных тенденций взаимодействия человека и природы;

– комплексной оценки современного состояния природной среды и здоровья населения России;

– учета глобальной роли природных экосистем России в стабилизации биосферных процессов.

Реализация Экологической доктрины достигается за счет формирования единой системы государственного управления в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды на основе принципов устойчивого развития и рационального природопользования.

Экологическая доктрина предполагает участие в ее реализации государственных и негосударственных организаций, населения страны.

Положения Экологической доктрины могут уточняться и дополняться с учетом изменений экологической и социально-экономической обстановки, характера угроз для природных экосистем и здоровья населения страны.

2. Основные факторы дестабилизации природной среды

Глобальные факторы:

– рост населения Земли;

– глобализация экономики и рост потребления природных ресурсов;

– изменения климата;

– глобальное загрязнение;

– сокращение биоразнообразия;

– рост природных и техногенных катастроф.

Национальные факторы:

– изменение характера собственности;

– ресурсная направленность развития экономики;

– низкий технологический уровень производства;

– системный экономический кризис, резкое снижение жизненного уровня населения;

– недостаточный уровень экологического воспитания и культуры.

3. Основные принципы взаимодействия человека и природы

Взаимодействие человека и природы основывается на следующих принципах:

– сохранения благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия здоровья людей;

– сохранения жизнеобеспечиваю-щих функций экосистем, их биоразнообразия и способности к саморегуляции;

– гармонизация взаимодействия человека и природы, развития экологически безопасных технологий;

– рационального природопользования; сохранения малонарушенных территорий и эталонных участков дикой природы;

– междисциплинарного подхода к решению комплексных экологических проблем;

– признания экологической безопасности важнейшим компонентом национальной безопасности страны.

4. Основные направления государственной экологической политики

Исходя из изложенных принципов, основные направления государственной политики в области взаимодействия человека и природы включают:

– разработку государственной стратегии и планов действий в области сохранения качества основных компонентов природной среды: воздуха, воды, почв, биоразнообразия;

– разработку экономических механизмов рационального природопользования и государственной стратегии в области использования земли, недр, лесов, водных и биологических ресурсов;

– развитие ресурсо- и энергосберегающих технологий;

– совершенствование системы управления природными ресурсами, создание эффективных средств контроля и экологического мониторинга, повышение уровня экологической экспертизы и информационного обеспечения населения;

– формирование общественного сознания и развитие экологического образования;

Совершенствование правовой и законодательной базы;

– развитие научных исследований в области экологии и природопользования;

– привлечение общественных организаций и населения к решению экологических проблем;

– учет биосферной роли природных экосистем России в глобальной экологической политике и международном сотрудничестве.

Данные направления должны учитываться при разработке стратегий развития всех отраслей народного хозяйства.

5. Обеспечение экологической безопасности

Реализация государственной политики в области взаимодействия человека и природы должна обеспе-чить экологическую безопасность на основе:

– предотвращения загрязнения и деградации окружающей среды и восстановления экологически нарушенных территорий;

– уменьшения риска глобальных изменений климата и природной среды;

– снижения риска природных и техногенных катастроф;

– обеспечения неистощительного использования возобновляемых природных ресурсов;

– оптимизации использования минеральных и энергетических ресурсов;

– обеспечения продовольственной безопасности и качества пищи;

– улучшения качества жизни и здоровья населения;

– оптимального размещения производительных сил с учетом экологической емкости природной среды;

– безопасной утилизации и захоронения отходов;

– устранения последствий гонки вооружений;

– создания государственной системы управления экологической безопасностью.

6. Основные этапы достижения целей

– Оценка современного состояния и разработка возможных сценариев развития взаимодействия человека и природы. Составление краткосрочных и долгосрочных прогнозов экологической безопасности для отдельных регионов страны в целом.

– Корректировка государственной стратегии в области охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития.

– Разработка планов действий в области рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности Российской Федерации.

Составители:

академики Российской академии наук

Н.П. Лаверов, А.С. Исаев, Д.С. Павлов, В.И. Осипов, Ю.А. Израэль

поиск по серверу

Конституция РФ как источник экологического права

Иерархия эколого-правовых нормативных актов (после международного уровня) представляет собой конституционный уровень, являющийся ведущим началом всего нормотворчества. Конституция РФ имеет высшую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, применяемые в РФ, не должны противоречить Конституции (ст. 15). Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией РФ, Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий (ст. 11). Конституция РФ является основным источником всех отраслей права, а значит, и экологического права. Это происходит потому, что Конституцию РФ от других источников отличают особые юридические свойства, которые заключаются: – в верховенстве Конституции. Это означает, что с ее принципами, нормами, закрепленными в ней, должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни. Она выступает как бы доминантой всего общественного развития; – в ее роли как ядра правовой системы ее принципы играют основополагающую роль для всей системы российского права и текущего законодательства; – в особой охране Конституции, т. е. охране закрепленных в ней правил. Для этого задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих охрану в различных формах. Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент России является ее гарантом. Важную роль в охране конституционных норм играет Конституционный Суд РФ, который рассматривает дела о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов как федеральных органов власти, так и ее субъектов. Эти нормы последовательно закреплены в Конституции РФ. Аспекты экологического права, которые отражает и закрепляет Конституция РФ: – земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях (ст. 9, ч. 1); – земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9, ч. 2); – граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю и некоторые другие природные ресурсы (ст. 35); – владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36, гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина»). Условия и порядок пользования землей определяются на основе Земельного кодекса РФ; – каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); – ст. 42 является основополагающей. Она гласит: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями». Вслед за Федеративным договором Конституция РФ вводит в научный оборот трехзвенное определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (ст. 72).

8. Экологическая доктрина рф

Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества. Россия играет ключевую роль в поддержании глобальных функций биосферы, так как на ее обширных территориях, занятых различными природными экосистемами, представлена значительная часть биоразнообразия Земли. Масштабы природно-ресурсного, интеллектуального и экономического потенциала РФ обусловливают важную роль России в решении глобальных и региональных экологических проблем. Экологическая доктрина Российской Федерации – это важнейший документ, отражающий идеологию государства и общества. Она включает приоритетные направления государственной экологической политики в экономической, промышленной, социальной, финансовой, правовой и иных сферах. Доктрина сориентирована на повышение экономической ценности природных ресурсов. Ее проект и План действий по охране окружающей среды и обеспечению рационального природопользования РФ были одобрены распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. Экологическая доктрина базируется на Конституции РФ, федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, международных договорах РФ в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также на фундаментальных научных знаниях в области экологии и смежных наук; оценке современного состояния природной среды и ее воздействия на качество жизни населения России; признании важного значения природных систем РФ для глобальных биосферных процессов; учете глобальных и региональных особенностей взаимодействия человека и природы. Доктрина учитывает также рекомендации Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) и последующих международных форумов по вопросам окружающей среды и обеспечения устойчивого развития. Экологическая доктрина Российской Федерации не только формулирует стратегические цели, задачи и принципы государственной политики, ее основные (например, ресурсосбережение) и приоритетные направления (в частности, контроль за использованием и распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов; предотвращение терроризма, создающего опасность для окружающей среды), но и указывает средства реализации поставленных задач, обозначает факторы, которые должны быть преодолены, в том числе такие процессы, приводящие к деградации окружающей среды в нашей стране, как преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в экономике, высокая доля теневой экономики в использовании природных ресурсов, низкий уровень экологической культуры населения. Значительная роль отводится научному обеспечению, созданию современного правового механизма, совершенствованию правоприменительной практики.

Государственная собственность на природные ресурсы делится на федеральную, муниципальную и субъектов РФ. Действующее российское законодательство не предусматривает каких-либо ограничений к объектам права государственной собственности. В собственности государства может находиться любое имущество, любые природные ресурсы. Удельный вес государственной собственности в целом и в области природных объектов в частности еще очень велик. В частной собственности может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может находиться в собственности граждан и юридических лиц. Таких видов имущества в законодательстве о природных ресурсах указано немало: недра земли, объекты лесного фонда, водного фонда и другие объекты. В любом случае оборотоспособность природных объектов может регулироваться только федеральным законом.

5-Источники ЭП

Можно рассм в узком и широком смысле:

В узком - НПА, в кот содержатся правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

В широком - охватывает также и иные формы права (обычаи, прициденты, договоры с нормативных содержанием).

Эколого-правовые нормы, институты и экологическое право как отрасль права являются содержанием эколого-правового регулирования. Для того чтобы это содержание ежедневно реализовывалось в практику, необходимо придать этому содержанию эффективную форму. Такой формой и являются источники экологического права.

Источники экологического права представляют собой нормативно-правовые акты, содержащие эколого-правовые нормы. Они должны отвечать следующимтребованиям:

- иметь объективно выраженную форму – форму документа, издаваемого соответствующим компетентным органом;

- не всякий документ может быть признан нормативно-правовым актом, а лишь такой, который принят уполномоченным на то государственным органом либо негосударственной организацией, которой делегированы права на принятие данных нормативно-правовых актов;

- однако и уполномоченные органы государства могут принимать не всякие нормативно-правовые акты, а лишь акты такой формы, которая определена законом: Федеральное Собрание – законы и постановления, Президент – указы, Правительство – постановления и распоряжения, министерства и ведомства – приказы и инструкции и т.п.

Наконец, для того чтобы тот или иной нормативный акт стал источником экологического права, он должен быть принят в условиях установленной процессуальной формы правотворчества.

Виды источников экологического права

Источники экологического права можно классифицировать по следующим основаниям:

1. По юридической силе их можно подразделить на законы и подзаконные нормативно-правовые акты:

Законы как источники экологического права представляют собой нормативные акты, принятые высшими органами представительной власти Российской Федерации и субъектов федерации – Федеральным Собранием РФ и законодательными органами республик, краев, областей, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

Подзаконные нормативные акты как источники экологического права представляют собой документы нормативного характера, принятые Президентом РФ, Правительством РФ, а также министерствами и ведомствами как РФ, так и субъектов РФ, органами власти муниципальных образований, а также иными органами и должностными лицами, имеющими право на принятие данных актов.

2. По предмету правового регулирования, всеобщие, общие и специальные.

Всеобщие. Конституция РФ, УК РФ, КоАЛ и т.п., т.е. нормативно-правовые акты, устанавливающие основы всех общественных отношений в той части, где содержатся правовые нормы, регулирующие отношения в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Общие: нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие наиболее общие экологические отношения (Закон ООПС, Закон об экологической экспертизе и др.).

Специальные: нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отдельный вид экологических отношений (Закон о геодезии и картографии, Закон о недрах и др.).

3. По направленности правового регулирования все источники можно подразделить на материальные и процессуальные:

Материальные источники имеют предметом своего регулирования экологические общественные отношения, складывающиеся по поводу использования тех или иных природных объектов и их охраны.

Процессуальные источники в отличие от материальных направлены на процедуру обеспечения охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и являются формой ее обеспечения.

4. По способу систематизации – на кодифицированные и некодифицированные.

К кодифицированным относятся нормативные акты, в которых в ходе правотворческой деятельности произведена систематизация нормативного материала, и он приведен в соответствие с системой регулируемых общественных отношений. Такие нормативно-правовые акты отличаются высоким качеством и, как правило, являются головными в той или иной отрасли права.

Подавляющее большинство эколого-правовых нормативных актов относится к числу некодифицированных , которые регулируют отдельные сферы охраны природной среды. Систематизация таких нормативных актов осуществляется на практике, как правило, в форме инкорпорации, т.е. объединения их в каком-либо издании по предметному признаку без изменения формы самих нормативно-правовых актов.

Характеризуя источники экологического права, необходимо отметить, что п. «д» ст. 72 Конституции РФ относит регулирование экологических правоотношений к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Отсюда следует, что субъекты РФ могут иметь свое экологическое законодательство. В настоящее время дело обстоит именно таким образом.

Виды источников ЭП: Конституция РФ, международные договоры РФ, законы РФ, федеративные договоры РФ, нормативно-правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, законодательные и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ, ведомственные нормативно-правовые акты, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, локальные акты, правовой обычай.

Судебные решения (КС, ВАС, ВС) не являются источниками ЭП, но имеют большое значение с точки зрения расширения содержания экологических правовых норм, их толкования.

Задачами экологического законодательства Российской Федерации являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Для формирования полной базы природоохранных нормативно-правовых документов федерального уровня и уровня субъектов федерации, ее анализа, систематизации и сопоставления с действующим федеральным природоохранительным законодательством и ведомственными нормативными актами предлагается ежеквартально представлять в Госкомэкологии (решение коллегии Минэкологии России от 28.09.1992 г. № 10 и директивное письмо Минэкологии России от 20.11.1992 г. № 06-22/65-5962) тексты изданных и подготавливаемых законодательными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации правовых актов по вопросам экологии и регулирования использования природных ресурсов.

По юридической силе все источники делятся на законные и под законные нормативные акты.

В РФ это Конституция РФ, ФКЗ, ФЗ, указы и распоряжения президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные акты федеральных министерств (погут принимать на), агентств и служб (если это указано в законе).

На уровне субъектов: конституция, уставы, законы субъектов, акты органов исполнит власти РФ.

На уровне МСУ: озеленение, утилизация и вывоз мусора, проведение субботников.

На локальном уровне: локальные на - в рамках предприятия, учреждения, организации.

Основным источником ЭП явл Конституция РФ. Конституционное нормы, касающиеся экологического права, можно разделить на 3 группы:

    Природоресурсные нормы (ст. 9, 36)

    Природоохранные нормы (ст. 41, 42, 58, ч.2 ст. 74)

    Нормы, определяющие компетенцию высших органов гос власти (ст. 71, 72, 84, 86, 88, 114)

Экологическая доктрина РФ. Одобрена распоряжением Правительством РФ от 31.08.2001 года. Это основа экологической политики.

Климатическая доктрина РФ - утверждена рапоряжением Президента РФ от 17.12.2009 года

ФЗ в ред от 21.07.2014 О защите населения и территория от ЧС природного и техногенного характера

Экологически- неблагополучная территори я - это участок земли или водного пространства, в пределах которого экологическая обстановка и состояние здоровья населения не соответствует установленным критериям . В связи с этим актами органов гос власти РФ на данной территории устанавливается особый режим природопользования с целью проведения спец мероприятий по восстановлению качества окруж среды.

Виды таких территорий:

    • Зона экологического бедствия

Зоны экологического бедствия – это такие участки террит РФ, где в рез-те хоз или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окруж среды, повлекшие за собой существенные изменения здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологич систем, деградацию флоры и фауны.

Основные примеры:

    Авария в Челябинской области на ядерном комбинате Маяк 29.09.1957г. В зоне радиоактивного заражения оказались тер областей: Челябинской, Свердловской, Тюменской с населением ок 300 тыс чел. Сам очаг аварии закл во взрыве спец емкости из нержавеющей стали, кот хранились в бетонных хранилищах.

    Авария на 4м энергоблоке Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986г. Причины аварии – неудачно проведенное испытание проектного режима, предусматривающего питание систем реактора в случае потери внешнего электропитания.

Все террит, явл зонами ЧС и зонами экологич бедствия проходит неск этапов развтия:

Нарастание вредного воздействия на окр среду соотв террит

Замедление процесса деградации экосистем

Стабилизация экологич ситуации

Вывод экологичсеки неблагопол террит из экологич кризиса

Устойчивое развитие террит

    • Зона ЧС - это такие участки, где в результате хоз и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем и генетических фондов растений и животных. Виды ЧС:

      • Природные - это результат природных пожаров, землятресений, наводнений и др

        Техногенные - это результат взрывов на атомных, тепловых и гидроэлектростанциях, неполадок на газо и нефтепроводах, химически опасных производствах и др

  • Данными ситуациями занимается Министерство природных ресурсов и экологии и МЧС.

    ЧС природного и техногенного характера подразделяется на:

      1.ЧС локального характера. Террит на кот сложилась такая сит не выходит за пределы террит. Кол-во погибших или пострадавших не более 10 чел, размер ущерба не более 100 000 руб.

      2.ЧС муниципального характера. Террит такой сит не выходит за пределы террит одного поселения, кол-во пострадавших не более 50 чел., размер ущерба не более 5 млн. руб.

      3.ЧС местного муниц хар-ра. Террит такой сит затрагивают террит 2х и более поселений, кол-во пострадавших не более50 чел, размер ущерба не более 5 млн руб.

      4.ЧС регионального характера. Террит не выходит за пределы одного суб РФ, кол-во пострадавших от 50 до 500 чел. Размер ущерба от 5 до 500 млн руб.

      5.ЧС межрегионального хар-ра. Террит такой сит затрагивает террит 2х и более суб РФ. Ущерб от 5 до 500 млн руб,кол-во постадавших от 50 до 500 чел.

      6.ЧС федерального характера. Кол-во пострадавших свыше 500 чел. Размер ущерба свыше 500 млн руб.

    Экологическая доктрина РФ (2002 г.) явилась вторым документом, определяющим продвижение России к экологически устойчивому развитию, а конкретно – отражающим государственную экологическую политику.

    Экологическая доктрина РФ (2002 г.) содержит следующие разделы:

    Введение.

    1. Общие положения.

    2. Стратегическая цель, задачи и принципы государственной политики в области экологии.

    3. Основные направления государственной политики в области экологии.

    4. Приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности РФ.

    5. Пути и средства реализации государственной политики в области экологии.

    Во введении указывается, что современный экологический кризис (отметим, что он обусловлен духовно–нравственным кризисом человека, вызван экономическим кризисом и ведёт к социальному кризису) ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. То есть экологическая доктрина тесно связана с устойчивым развитием.

    Важный исходный тезис – преодоление кризиса (не только экологического, а всей существующей парадигмы развития) возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды. Здесь исключительно важным является понятие «нового типа взаимодействия человека и природы», которое было основным в решениях Рио–92, но опущено в Концепции перехода РФ к устойчивому развитию (1996 г.). Отметим, что в ней (в Концепции) в качестве базовых понятий провозглашены: «освобождение от старых идеологических догм», «качественно новый потенциал», «высокая деловая активность» и тому подобное, ведущее, по‑существу, прямо в противоположную сторону от устойчивого развития (особенно первое положение).

    Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества.

    Перечислены основные факторы деградации природной среды на мировом уровне и в РФ. Среди последних названо преобладание ресурсодобывающих и ресурсоёмких секторов в структуре экономики, низкая эффективность природопользования, низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения страны.

    В первом разделе (общие положения) указано, что доктрина определяет цели, направления, задачи и принципы в области экологии (только!) на долгосрочный период!

    Доктрина базируется на фундаментальных научных основах в области экологии и смежных наук, учёте глобальных и региональных особенностей взаимодействия человека и природы.

    Во втором разделе указана стратегическая цель «экологической доктрины» - сохранение природных систем, поддержания их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения, обеспечения экологической безопасности страны.

    Для этого названы три задачи:

    Сохранение и восстановление природных экосистем;

    Обеспечение рационального природопользования;

    Обеспечение высокого качества жизни и здоровья населения.

    Перечисленные принципы (основные):

    Устойчивое развитие, предусматривающее равное внимание к его экономической, социальной и экологической составляющим;

    Приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию её ресурсов. Отметим, что этот принцип абсолютно противоречит предыдущему, где экологическая составляющая отнесена на последнее место, а приоритетной является экономическая составляющая, полагающая использование природных ресурсов;

    Природопользование на платной основе и возмещение населению и окружающей среде ущерба.

    В третьем разделе названы основные направление государственной политики в области экологии:

    Обеспечение устойчивого природопользования (комплекса природопользования, ориентация на цели устойчивого развития РФ, сокращение доли предприятий, эксплуатирующих природные ресурсы, минимизация ущерба природной среде, поддержание традиционной и хозяйственной деятельности);

    Снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение (перечислены основные традиционные мероприятия по охране окружающей среды);

    Сохранение и восстановление природной среды (отмечена необходимость поддержания способности природных систем к саморегуляции и компенсации последствий антропогенной деятельности).

    В четвёртом разделе названы приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности РФ:

    Обеспечение безопасности при осуществлении потенциально опасных видов деятельности и при чрезвычайных ситуациях;

    Экологические приоритеты в здравоохранении;

    Предотвращение и снижение экологических последствий чрезвычайных ситуаций;

    Предотвращение терроризма, создающего опасность для окружающей среды (предотвращение техногенных аварий, преднамеренное применение химических веществ, предотвращение умышленных пожаров);

    Контроль за использованием и распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов.

    В пятом (последнем) разделе указаны пути и средства реализации государственной политики в области экологии:

    Развитие системы государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием;

    Нормативное правовое обеспечение и правоприменение;

    Экономические и финансовые механизмы (названы рентные платежи, включение в стоимость природных объектов их средоформирующих функций, научно обоснованная методика определения размера компенсаций за ущерб, при изменении форм собственности природных ресурсов (земли) учитывать задачи сохранения и восстановления природной среды, включая оценку прошлого экономического ущерба);

    Экологический мониторинг и информационное обеспечение (отметим – инвентаризацию территорий для выявления и специальной охраны земель, пригодных для производства экологически чистой продукции, для выявления природных комплексов, выполняющих особо важные средообразующие функции и обладающих особым рекреационно–оздоровительным значением);

    Научное обеспечение (отмечено, что основными задачами здесь являются развитие научных знаний об экологических основах устойчивого развития: формирование теоретических и технологических основ перехода к устойчивому развитию, исследование средообразующих функций, определение пределов устойчивости и экологической ёмкости природных систем, разработка методологии и методов эколого-экономической оценки, в том числе определение стоимости природных объектов с учётом их средообразующих функций);

    Экологическое образование и просвещение (перечислены общеизвестные пути и средства повышения экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии; отметим положение о развитии системы подготовки в области экологии руководящих работников различных сфер производства, экономики и управления. Именно от них зависит исполнение всех выше названных благих намерений);

    Развитие гражданского общества как условие реализации государственной политики в области экологии (основной задачей является содействие экологизации гражданского общества; отметим важное для северных территории УрФО положение – «создание условий для поддержания и развития традиционного экологически сбалансированного природопользования коренных малочисленных народов»);

    Региональная политика в области экологии (основная задача – экологически обоснованное размещение хозяйственных объектов и максимальное использование возможностей и специфики субъектов РФ для устойчивого развития; здесь названы важные пути и средства: концентрация производств на уже сформированных землях, исключение из хозяйственного использования освоенных и мало затронутых этой деятельностью, непревышение экологической ёмкости природных систем при их использовании, сохранение целостности природных комплексов, расширение использования местных сырьевых и энергетических ресурсов, приоритетное участие коренных малочисленных народов в выборе стратегии развития территорий, на которых они традиционно проживают);

    Международное сотрудничество (реализация интересов РФ путём участия в решении глобальных и региональных экологических проблем).

    В заключение по «Экологической доктрине РФ (2002 г.)» можно сказать, что в этом документе при наличии множества природоохранных целей отчетливо проявилось их отделение от целей экологически устойчивого развития. А отделение экологии, например, от экономики, конкретно – от экономического механизма принятия экологических решений, подрывает концептуальную основу экологически устойчивого развития.

    Киотский протокол

    Kuomcкuй протокол международный документ, принятый в Киото (Япония) в декабре 1997 г. в дополнение к Рамочной конвенции ООН (Рио-де-Жанейро, 1992) по изменению климата (РКИК). Он обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов в 2008–2012 годах по сравнению с 1990 годом. Период подписания протокола открылся 16 марта 1998 года и завершился 15 марта 1999 года.

    По состоянию на 26 марта 2009 г. Протокол был ратифицирован 181 страной мира (на эти страны совокупно приходится более чем 61% общемировых выбросов). Заметным исключением из этого списка являются США. Первый период осуществления протокола начался 1 января 2008 года и продлится пять лет до 31 декабря 2012 года, после чего, как ожидается, на смену ему придёт новое соглашение.

    Киотский протокол стал первым глобальным соглашением об охране окружающей среды, основанным на рыночном механизме регулирования – механизме международной торговли квотами на выбросы парниковых газов.

    Страны Протокола определили для себя количественные обязательства по ограничению либо сокращению выбросов на период с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2012 г. Цель ограничений – снизить в этот период совокупный средний уровень выбросов 6 типов газов (СО 2 , СН 4 , гидрофторуглеводороды, перфторуглеводороды, N 2 O, SF 6) на 5,2% по сравнению с уровнем 1990 г. (табл. 23).


    Таблица 23. Приложение к Киотскому протоколу (количественные

    ограничения по выбросам парниковых газов в среднем

    за период с 2008 по 2012 гг.)

    Страна Страна Уровень выбросов в процентах от 1990 г.
    Австралия Нидерланды
    Австрия Новая Зеландия
    Бельгия Норвегия
    Болгария Польша
    Великобритания Португалия
    Венгрия Россия
    Германия Румыния
    Греция Словакия
    Дания Словения
    Ирландия США
    Исландия Украина
    Испания Финляндия
    Италия Франция
    Канада Хорватия
    Латвия Чешская Республика
    Литва Швейцария
    Лихтенштейн Швеция
    Люксембург Эстония
    Монако Япония

    Протокол также предусматривает так называемые механизмы гибкости:

    Торговлю квотами, при которой государства или отдельные хозяйствующие субъекты на его территории могут продавать или покупать квоты на выбросы парниковых газов (ПГ) на национальном, региональном или международном рынках;

    Проекты совместного осуществления – проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран Протокола;

    Механизмы чистого развития – проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран РКИК (обычно развивающейся), не входящей в Протокол, полностью или частично за счёт инвестиций страны РКИК. Механизмы гибкости были разработаны на 7-й Конференции сторон РКИК (СОР-7), состоявшейся в конце 2001 г. в Марракеше (Марокко), и утверждены на первой Встрече сторон Киотского протокола (МОР–1) в конце 2005 года.


    © 2024
    artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав