28.06.2020

Тенденции развития системы права и системы законодательства. Тенденции развития системы права и системы законодательства в российской федерации Тенденции изменения современных правовых систем


Для новейшего периода истории характерны не только существенные изменения в по - литических системах, конституциях, государственном праве современного общества, но и заметная эволюция всей его правовой системы.

Правовые семейства современного мира, испытывают те же воздействия, которые ха - рактерны для отдельных отраслей, но только с неодинаковым эффектом, поскольку главным и определяющим фактором в таких воздействиях становится сила сопротив - ления.

Обновление, которое произошло в праве стран Запада в XX в., особенно во второй его половине, затронуло как его форму, так и содержание . Оно придало ему новые пер - спективы и возможности активно воздействовать на общественную жизнь. Это обнов - ление связано прежде всего с развитием самого капитализма , вступившего в пост - индустриальную фазу.

На современном этапе развития право:

Используется для решения новых общественных задач , обусловленных

ускоряющейся информационной и научно-технической революцией, услож -

нившейся и модернизирующейся экономикой, поисками разрешения старых

традиционных и вновь возникающих социальных противоречий.

Отражает меняющееся соотношение демократических и реакционных сил на международной арене, региональную политику и набирающие силу интегра - ционные процессы в сфере экономики и политики.

Проявляет черты, не свойственные ранним этапам развития капитализма и в то же время видоизменяет классические правовое принципы . Так, характер - ный для права в XVIII в. индивидуализм сменяется сильной социально-право-вой политикой.

изменяет свое назначение .Так,основная цель права в современных услови-ях состоит не только в защите социополитической структуры, но и в том,

чтобы, сохраняя это общество, трансформировать его, приспосабливая к но - вым общественным потребностям .


Процесс развития права в одних странах характеризовался высокой степенью право -

вой преемственности, в других он ознаменовался крупными реформами законода -

тельства. Но в целом всем правовым системам современного западного мира присущ


резкий рост самой сферы общественных отношений, требующих правового регулиро - вания, увеличение правотворческой активности государственных органов, возраста - ние роли юридической формы общественных отношений, ориентация на право как на

общепризнанную и самостоятельную ценность (идея правового государства).

Демонстрируя более высокую (по сравнению с политическими системами и государ -

ством) степень стабильности и преемственности, право в странах Запада в XX в. от -

личается большой приспособляемостью, гибкостью, способностью регулировать об -

щественные отношения при разных государственных режимах и при крутых поворо -

тах в политике правящих кругов отдельных государств.

Общие тенденции:

Расширение источников права, в особенности делегированного законода-

тельства (законодательства во исполнение законов по инициативе исполни - тельной власти).

Воздействие усложненного устройства государства,в частности,возникно-вение практики законодательства на конкурирующей основе в условиях

федеративного государственного объединения либо на базе остаточной ком-

петенции субъекта федерации и т. д. Сегодня в мире насчитывается около 25 федераций. Влияние их на систему источников права вполне определенное.

Видоизменение некоторых социальных функций права .Помимо его ос-

новной роли в регулировании конфликтов и поддержании социального кон - троля в обществе, все возрастающую роль приобретает функция социаль - ной защиты во всех ее сегодняшних внеправовых(негосударственных)ор-ганизационных формах и процедурах.

На развитие совр правовых систем оказывает влияние глобализация, прежде всего это прослеживается в романо-германских и англо-саксонских правовых системах. Это связано с тем, что гос-ва, относящиеся к этим системам, объединены территорией и развитые промышленные отношения. Общее романо-германского и англо-саксонского – нормативное регулирование Евросоюза. Данное сближение обусловлено:

Общей правовой культуры этих стран,

Взаимоотношение неправительственных организаций,

Принадлежность одного типа цивилизаций. Для Евросоюза общеобязательны судебные прецеденты Европейского Суда. В Великобритании появляются нормативные акты, регулирующие отдельные отрасли общественных отношений.

В общем виде глобализация - это соединение осн региональных, локальных, нац-ых проблем в единое целое. Слияние отдельных хоз. структур, реорганизация полит. и прав. форм постепенная унификация всех сторон жизни людей. В рамках гос.-прав. отношений происходит с 1ой стороны жесткая стандартизация, при этом в качестве образцовой модели использовалось Западно-Европейские и Ам. Цивилизации.

Глобализация порождает нов субъектов гос.-прав. отношений это транс.-нац. Корпорации; надгос-ые организации(ЕС); межправительственные междунар обьединения; междунар организации. В рез-те действия этих субъектов ослабляется сфера воздействия гос-ва на собственную экономику. В связи с необходимостью соблюдать нормы всемирного банка развития, междуна валютного фонда, ВТО.

Воздействию процессов глобализации подвергаются все без исключения прав.системы. Но наиболее зрелыми эти процессы прослеживаются в романно-германских и англо-саксонских ПС, это связанно с тем, что гос-во на территории кот функционируют данные ПС относятся к наиболее развитым в промышленном отношении. Зоной соприкосновения романно-германск. и англосаксон. ПС явл ЕС.,нормативная регламентация в рамках кот дает основание заявлять о так называемой конвергенции прав.систем.

Конвергенция прав.систем Евр-их гос-в может привести к созданию общей, единой прав.семьи Европейское право. Процесс конвергенции прав.систем выражается в сближении системы источников права. В связи с деятельностью Евр. Суда повышается роль суд.прецедента, а с др стороны, правовая стандартизация вынужденуждает Великобританию исп-ть в качестве источников права НПА. Первыми такими законами для Великобритании явл акт о правах человека 1998г.

В рамках развития прав.систем большое значение придается рецепции Ам.права. Правовая Американизация особо затронуло гр-ое, ком-ое, корпоративное право. Это влияние обосновывается в Западной юр.литературе, в качестве особой правовой теории, т.е. бизнес-концепции новых договорных форм. В эконом отношениях лизинг, факторинг, франчайзинг-это термины ам права. Ам. Правовые стандарты используют также в области защиты права потребителей и обеспечения банковской тайны. Такое влияние Америк.прав.стандартов связано с тем, что США явл моделью глобализирующегося мира, а с др. стороны Европ. Континентальное право достаточно близка по своим сущностным проявлениям в подходе к Американск.

86. Роль и значение государственного суверенитета в условиях глобализации .

Конец XX века ознаменовался созданием глобального информационного пространства, распространение унифицированной культуры, МРТа, функц-ие транснац-ых компаний и банков, дефицит природных ресурсов, эколог проблемы, расширение сети междунар организаций – все это признаки глобализирующегося мира. В условиях глобализации меняется место и роль гос-ва в междунар отношениях, меняется и само государство, в частности такой его ключевой признак как суверенитет.

В наст вр глобализации, в т.ч. ее влиянию на суверенитет гос-ва, посвящены множество научных трудов ученых по всему миру. Часть исследователей считают, что нац-ое гос-во полностью изжило себя, уступая место наднац-ым образованиям (Г.А. Белов, А.Б. Кустарев, Ю.М. Павлов и др.); др же, напротив, обосновывают все большее возрастание значимости нац-го гос-ва (Б. Андерсон, Э. Смит, М. Манн, Ф. Фукуяма). Интересна теория Л. Дюги, суть кот в том, что будущему обществу будет соответствовать новая форма гос-ва. Все предыдущие формы были связаны с принципом суверенитета, «кот является лишь еще одним наименованием для принадлежащего гос-ву субъективного права командовать, напротив, гос-во будущего - в лице своих правителей – будет не командовать обществом, а служить ему».

Среди интеграционных процессов, способствующих размыванию суверенитета, немалую роль играет глобальное информационное поле , кот практически неподконтрольно. Созданное на западе информационное пространство в одинаковой степени воздействует на все человечество, навязывая единые стандарты пр-ва и потребления. Кроме того, Интернет открыт для разл рода злоупотреблений и провокаций, в том числе и политических.

Появление в мировой экономике ТНК и ТНБ , сделали мир еще более взаимозависимым. Особенно это проявляется в эконом-ой сфере. Современная мировая экономика функционирует как единая целостная система, в кот ТНК играют важную роль наряду с гос-ми, фактически определяя эконом политику в мире. Экономическая мощь крупных ТНК вполне сравнима с ВВП средних гос-в, и они способны диктовать свою волю правительствам разл стран мира. Вместе с тем ед цель, кот преследуют ТНК – это максимальное извлечение прибыли. Интеграцию мировой экономики, огромную роль в ней ТНК и ТНБ наглядно демонстрирует мировой фин кризис, кот мы сегодня наблюдаем.

Суверенные государства должны адаптироваться в условиях экономической интеграции и, защищая свои нац интересы, максимально получать от нее пользу, моментами уступая свой суверенитет, а в необходимых случаях жестко его охраняя. К примеру, гос-ва должны способствовать тому, чтобы ТНК развивали на ее территории проблемные отрасли, но те пр-ва, кот гос-во может организовать без вмешательства ТНК, оно обязано развивать в приоритетном порядке. Многие негативные последствия эконом-ой глобализации гос-во может избежать, выстраивая равные партнерские взаимовыгодные отношения с ТНК.

Последствия глобализации в политической сфере во многом обусловлены влиянием многочисленных межправительственных и неправительственных организаций. С учреждением ООН значительное число?, кот раньше относились к сугубо внутр компетенции государств, стали рассматриваться и регулироваться междунарорганизациями. В действительности, уже ни одно государство, включая самые развитые, не может проводить действительно независимую внутреннюю и внешнюю политику.

Тенденции развития совр мира свидетельствуют о все возрастающем влиянии международного права на внутригосударственное. На смену примата внутреннего права приходит верховенство международного права, увеличивается число международных договоров в сфере прав человека, и их нормы инкорпорируются во внутреннее право.

Развитие современных государств, формирование единого европейского правового пространства, налаживание и развитие взаимовыгодного сотрудничества между различными государствами приводят к сближению национальных правовых систем и преодолению различий между ними. Государства определяют общие цели в развитии законодательства, формируют правовые стандарты, формулируют общие и единообразные принципы правового регулирования, разрабатывают общеобязательные к применению нормы и правила, создают межгосударственные правовые структуры.

Унификация (от лат. unus (uni) – один и facere – делать) права представляет собой целенаправленный процесс приведения национальных правовых систем к единой системе.

По своей сути унификация права способствует наиболее удобному и эффективному сотрудничеству между государствами. Благодаря этому процессу разрабатываются и вводятся в действие единообразные в применении и общеобязательные для всех участников юридические правила и нормы.

Целью унификации права является устранение или сглаживание различий в национальных правовых системах с учетом общепризнанных принципов права.

Унификация права может быть двусторонней и многосторонней, может охватывать одну или несколько отраслей права, проводиться на уровне международного или внутригосударственного (национального) права.

В основе унификации права лежит сравнительно-правовой анализ сходства и различия законодательства отдельных стран, рациональная оценка правового регулирования, предварительное выяснение возможностей для применения унифицированных актов. Благодаря сравнительно-правовому исследованию, выявляются особенности правового регулирования в рамках отдельных государств, а также пределы, формы, методы и условия унификации, а затем создается правовой акт, включающий в себя нормы, единые для всех государств, участвующих в его реализации и применении.

Унификация права может осуществляться в форме международных договоров и соглашений, модельных законодательных актов, а также через судебную деятельность международных судов и т.д.

Большое значение имеет унификация на уровне норм международного права, в результате которой появляются единые нормы, обязательные для воспринявших их государств. Примерами таких актов могут служить Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Конвенция о правах ребенка от (1989 г.), Конвенция, устанавливающая единообразный закон о переводном и простом векселе (1930 г.) и многие другие.

Список использованной литературы

1. Аннерс Э. История европейского права: Пер. со шведского / Институт Европы. – М.: Наука, 1994.


2. Арчер П. Английская судебная система / Пер. с англ. Л.А.Ветвинского. – М.: Издательство иностранной литературы, 1959.

3. Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования: Пер. с англ. – М.: Издательство МГУ, 1994.

4. Богдановская И.Ю . Закон в английском праве.– М.:Наука,1987.

5. Вестминстерские статуты. – М.: Юридическое издательство Министерства юстиции СССР, 1948.

6. Власова Т.В . Прецедентное право Англии. – Архангельск: Поморский университет, 2004.

7. Гарнер Д. Великобритания: центральное и местное управление: Пер. с англ. Н.А.Шульженко, В.Л. Энтина / Под ред. Г.В.Барабашева. – М.: Прогресс, 1984.

8. Давид Р. Основные правовые системы современности (сравнительное правоведение). – М.: Прогресс, 1967.

9. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности / Пер. с французского В.А.Туманова. – М.: Международные отношения, 1999.

10. Джэнкс Э. Английское право. – М.: Юридическое издательство Министерства юстиции СССР, 1947.

11. Зивс С.Л. Источники права. – М.: Наука, 1981.

12. Качановский Ю. Римское право в XXI веке // Юрист. – 1999. - № 11.

13. Киралфи А. Источники английского права // История права: Англия и Россия. – М.: Прогресс, 1990.

14. Кросс Р. Прецедент в английском праве. – М.: Юридическая литература, 1985.

15. Ленин В.И. О задачах наркомюста в условиях новой экономической политики // Полн. собр. соч. – Т. 44.

16. Лоу С. Государственный строй Англии / Пер. под ред. А.С.Ященко. – М., 1910.

17. Мальцев Г.В. Понимание права: Подходы и проблемы. – М.: Прометей, 1999.

18. Марченко М.Н. Источники права: учебное пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

19. Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. Общая часть. – М.: Зерцало, 2001.

20. Новицкий И.Б. Римское право. – М.: Ассоциация «Гуманитарное знание», 1993.

21. Омельченко О.А. Римское право. – М.: ТОН – Остожье, 2000.

22. Осакве Кр . Типология современного российского права на фоне правовой карты мира // Государство и право. – 2001. - № 4.

23. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Отв. ред. А.Я.Сухарев. – М.: НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М), 2000.

24. Проблемы общей теории права и государства / Под общ. ред. В.С.Нерсесянца. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999.

25. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. – М.: Юридическая литература, 1993.

26. Романов А.К. Правовая система Англии. – М.: Дело, 2000.

27. Саидов А.Х. Введение в основные правовые системы современности. – Ташкент: Фан, 1988.

28. Саидов А.Х . Сравнительное правоведение и юридическая география мира. – М.: Институт государства и права РАН, 1993.

29. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): Учебник / Под ред. В.А.Туманова. – М.: Юристъ, 2000.

30. Синюков В.Н. Российская правовая система: Введение в общую теорию. – Саратов: Полиграфист, 1994.

31. Сравнительное правоведение. М., 1978.

32. Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. – М.: НОРМА, 1996.

33. Томсинов В.А. О сущности явления, называемого рецепцией римского права // Вестник МГУ. Серия 11, Право. – 1998. - № 4.

34. Уолкер Р. Английская судебная система / Пер. с англ. Т.В.Апаровой. – М.: Юридическая литература, 1980.

35. Фридмэн Л. Введение в американское право: Пер. с англ. / Под ред. М.Калантаровой. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1993.

36. Цвайгерт К., Кётц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. – Т.1. Основы. – М.: Международные отношения, 1998.

37. Lord Denning . The Due Process of law. – L., 1980.

38. Merryman J.H., Clark D. Comparative Law: Western European and Latin American Systems. New York, 1978.

судебный прецедент правовой акт

Стратегическими целями развития российской политической системы и государственности сегодня являются:

  • 1) построение такого государственно-правового механизма, который был бы действительно направлен на реальное обеспечение провозглашенного Конституцией РФ положения о правах человека как высшей ценности;
  • 2) отработка системы реального воздействия человека на государство через институты гражданского общества, которые пока находятся в стадии становления. Обе задачи глобальные и долговременные. От их решения, однако, будет зависеть реальность рассматриваемого здесь положения о субъекте как центре и основе российской правовой системы. В настоящее время это -- лишь идеал, цель нашего политико-правового развития.

Не менее важный элемент правовой системы -- правовое сознание, которое не существует в отрыве от субъекта и может рассматриваться отдельно лишь в ходе теоретического анализа.

Русская культура не имела достаточно времени для того, чтобы в ней естественным путем появились только собственные правовые формы и отношения. А потому наряду с последними действовали и заимствованные--византийские, литовские, шведские и др. Россия, как отмечал Ф.М. Достоевский, была предельно открыта чужому историческому опыту. Однако если правовые формы лишены прочной основы в общественном сознании, не вырастают из него, а лишь навязываются извне государством, то они очень легко отторгаются этим общественным сознанием и психологией, которые предпочитают праву иные, более понятные и хорошо знакомые ему формы регуляции общественных отношений: моральные, патриархально-семейные, традиционно-бытовые, религиозные и т. п. Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и A.B. Маль-ко. М., 2003.

Правовое сознание возникает в индивидуализирующейся культуре, когда человек начинает осознавать себя, свою уникальность, свою собственную сущность. Личное самосознание, личное достоинство -- абсолютно необходимые предпосылки формирования правового сознания и правовой культуры в целом. Их отсутствие или слабость, а также авторитарная государственность, ряд других обстоятельств привели к формированию правового нигилизма -- системы взглядов и представлений, отрицательно оценивающих роль права в жизни общества. Широко известна крайняя нигилистичность по отношению к праву не только широких слоев российского населения, но и отдельных знаменитых его представителей: Л. Н. Толстого, всех лидеров коммунистического эксперимента, ряда современных общественных и культурных деятелей.

Если в общественном правовом сознании выделить правовую идеологию и психологию, то можно сказать, что в России правовой нигилизм проявляется на обоих уровнях. В правовую идеологию он проникал через марксизм-ленинизм -- «знамя нашей эпохи». Еще К. Маркс и Ф. Энгельс писали, что коммунисты находятся в оппозиции к праву и даже к такому его проявлению, как права человека, а В. Ленин определял диктатуру пролетариата как государственную власть, не связанную и не ограниченную никакими законами, опирающуюся непосредственно на насилие. В правовой психологии широких слоев населения в силу антинародной политики должностных лиц государства, попрания прав и свобод граждан было бы наивно искать положительное отношение к праву. Исключение составляли одиночки, положившие в середине 60-х гг. начало диссидентскому (правозащитному по сути) движению в СССР. И лишь с середины 80-х можно говорить о начале нового этапа в развитии общественного правового сознания в России, когда внимание общества стало сосредоточиваться на идеях прав и свобод личности, на идее обществейного договора и необходимости формирования такого политического устройства, при котором государство зависит от гражданского общества.

Следующий компонент правовой системы -- правовая деятельность, складывающаяся из правотворческой деятельности органов государственной власти, из право-применительной деятельности правоохранительных (суда, органов внутренних дел, прокуратуры и т.д.) и иных органов государства, а также из деятельности по реализации права всеми названными органами и иными организациями и субъектами российской правовой системы.

Через правотворческую деятельность, которая отражает основные социально-экономические, культурные и иные потребности общества, в нормативно-правовую систему включаются юридические предписания -- нормы, программы, модели поведения деятельности людей и органов (организаций) российского общества.

Крупная, можно сказать, глобальная задача, которую нужно решить в ходе правотворческой деятельности в ближайшие годы - формирование практически новой нормативно-правовой системы (системы законодательства), которая бы отражала и направляла происходящие в обществе изменения фундаментальных начал жизнедеятельности: переход от огосударствленной экономики к экономике, где значительную роль играют частная собственность, приватизированные предприятия, частнопредпринимательская деятельность; от всеобщей имущественной унификации в нищете (за малым исключением) к формированию среднего класса, созданию достойного человека уровня материального благосостояния; от навязываемой народу узкой группой партийного руководства политики к политике, основанной на интересах электората и определяемой в конечном счете избирателями; от имперской национальной политики к политике, основанной на равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и A.B. Маль-ко. М., 2003.

Для выполнения этих задач правотворческая деятельность должна отвечать ряду требований. Прежде всего она должна быть законодательно урегулированной так, чтобы был сформирован работающий механизм по выявлению, учету и согласованию интересов всех групп и слоев российского общества, по созданию юридически совершенных нормативно-правовых актов. На уровне Федерального Собрания РФ требуется выработка основополагающих в этой сфере нормативно-правовых документов -- регламентов палат, в особенности Государственной Думы; на уровне субъектов Федерации -- создание модельного регламента их законодательных (представительных) органов, в котором были бы отражены общие принципы и особенности их собственной законодательной деятельности и участия в федеральном законотворчестве. Особое внимание федеральный законодатель должен уделять системному, кодификационному правотворчеству, результатом которого станут крупные блоки правовых норм, комплексно регулирующие области, виды общественных отношений.

Вторым по значению после правотворчества видом юридической деятельности является правоприменение -- властное индивидуально-правовое регулирование общественных отношений. Основное предназначение правоприменительной деятельности -- проведение в жизнь правовых норм с учетом индивидуальных особенностей ситуации.

Кроме того, через правоприменение осуществляется государственное принуждение в случае нарушения правовых норм. И здесь на первое место выходит правосудие, органы которого тоже действуют на основании закона. Однако их деятельность не ограничивается применением права в точном смысле этого слова. «Правосудие,-- отмечает С. С. Алексеев,-- это не механическое претворение в жизнь писаных юридических предписаний (как это было в советскую эпоху), а само живое право, право в жизни». Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1981. Сказанное означает, что суды при решении конкретных дел могут и должны применять принципы и нормы международного права, которые в соответствии с Конституцией РФ являются составной частью правовой системы России. Они также должны ориентироваться и на фундаментальные правовые ценности-- права человека, которые могут быть закреплены лишь в самом общем виде в принципах права или правового сознания. «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.и обеспечиваются правосудием» (ст. 18 Конституции РФ). Если в ходе рассмотрения дела суд установит факт несоответствия акта государственного или иного органа закону, то решение принимается в соответствии с законом (ст. 120 Конституции РФ). Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 1999.

Термин «законодательство» в теории и на практике используется в широком и узком смысле. В узком смысле -- это система действующих законов. Законодательство в широком смысле слова означает все действующие в стране нормативные акты.

Важными новеллами являются следующие серьезные «приобретения» нашей правовой системы за время реформ.

Новелла первая. Конституция РФ имеет сейчас не только высшую юридическую силу (так было и раньше. хотя формально-теоретически), но и прямое действие, что означает право и обязанность суда, других органов государственной власти и управления, всех должностных лиц при отсутствии необходимого закона применять непосредственно Конституцию, на которую в таком случае делается прямая отсылка.

Новелла вторая. Согласно п.З ст. 15-Конституции РФ «неопубликованные законы не применяются». Данная норма направлена на искоренение практики «тайной дипломатии» советского государства против своего народа, которая была широко распространена и выражалась в том, что неопубликованные нормативные акты регулировали, а точнее, ограничивали права и свободы советских граждан, налагали на них новые обязанности. Но еще более важно положение п. 3 о том, что не только законы, но и «любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Новелла третья. В силу п.4 ст. 15 Конституции «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

В российской правовой системе происходят ныне и другие весьма важные изменения. Например, резко возрастает роль закона в системе источников права. Такое положение обусловлено общим духом и смыслом Конституции РФ, провозгласившей Россию демократическим федеративным правовым государством, прямым ее указанием на то, что законы имеют верховенство на всей территории РФ (п. 2 ст. 4), а суды, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимают решение согласно закону (ст. 120). Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и A.B. Маль-ко. М., 2003.

Сегодня в России идет процесс становления частного права. Государство встает на защиту тех договоренностей, которые заключили между собой частные лица. Этот процесс можно сравнить с разгосударствлением социалистической собственности, приватизацией. Как в сфере экономики появляется субъект, наделенный частной собственностью, так и в правовой сфере возникает субъект, наделенный существенной автономией, независимостью, возможностью самостоятельно, свободно и в своем интересе решать свои частные дела, не причиняя при этом ущерба правам и законным интересам" других лиц, т. е. субъект, частное право которого гарантируется государством. Это приводит к росту значения диспозитивного метода правового регулирования.

Принципиально новым феноменом в истории. российской правовой системы является наделение всех субъектов РФ правом издания законов, что приведет к формированию наряду с федеративной нормативно-правовой системой самостоятельных региональных нормативно-правовых систем, а в рамках федеративного права, кроме того, должна сложиться новая подсистема -коллизионное право (п. «п» ст. 71 Конституции РФ.) Это значительно усложняет правовое регулирование, но увеличивает «приближенность» субъекта регулирования к объектам, а также роль правосудия как центра разрешения всевозможных споров и коллизий.

Российская правовая система находится ныне в ситуации глубоких структурных реформ. При этом основным направлением ее развития- является построение правового государства на базе развитого гражданского общества, где центральным звеном, высшей ценностью выступали бы права человека, реально обеспеченные, гарантированные и защищенные.

Основное направление современной правовой реформы - развитие и укрепление судебной системы как самостоятельной ветви государственной власти, создание условий для осуществления ею независимой и эффективной деятельности по обеспечению защиты прав и свобод, закрепленных в Конституции Российской Федерации, вытекающих из международных договоров Российской Федерации.

Определяющее влияние на развитие права оказывают социально-экономические и политические преобразования в стране. Они ведут к существенному изменению содержания права и обновлению законодательства. В. Д. Перевалов и В. И. Леушин выделяют в развитии системы права и законодательства три группы тенденций: 1) общие, характерные как для системы права, так и для системы законодательства; 2) тенденции развития структуры права; 3) тенденции совершенствования законодательства.

К общим тенденциям относятся следующие:

  • 1. Постепенное изменение соотношения «человек и право». Речь идет о создании такой правовой системы, где в центре внимания человек, его права и свободы. База для таких изменений заложена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, ряде других нормативных актов. Постепенно происходит также изменение соотношения методов правового регулирования: переход от императивных к диспозитивным методам, преобладание общедозволительного типа регулирования в отношениях между людьми. Речь идет о неуклонном расширении сферы действия частного права. В результате в настоящее время происходит выравнивание отношений между государством и отдельным человеком с точки зрения объема прав и обязанностей между ними, гарантий их реализации.
  • 2. Децентрализация правового регулирования. В условиях современной России существует объективная тенденция децентрализации правового регулирования. Речь идет о правотворчестве субъектов Федерации. Конституция РФ создала для этого необходимую базу. На этой основе субъекты федерации уже создали огромное правовое поле, иногда существенно отличающееся от федерального. Значительное развитие получают такие средства децентрализованного регулирования, как договоры, аналогия закона и права.
  • 3. Реальностью развития современной правовой системы России является интеграция в российское законодательство общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации. В первую очередь речь идет об унификации законодательства стран - участниц СНГ в экономическом, информационном пространстве, сфере борьбы с преступностью.
  • 4. Происходят расширение сферы правового регулирования и возрастание роли закона. Несомненно, для повышения эффективности правового воздействия необходимо наличие во всех областях, требующих правовой регламентации, достаточно полной системы законов и основанных на них подзаконных актов. Полнота правового регулирования приобретает в настоящее время особое значение для укрепления конституционной законности и правопорядка.
  • 5. Обращает на себя внимание изменение методов правового регулирования. Налицо трансформация в соотношении между дозволениями и запретами, стимулами и правоограничениями. Идея о том, что именно человек, его интересы должны быть в центре праворегулятивной политики, привели к широкому применению общедозволительного метода «разрешено все, что не запрещено законом».

В то же время нельзя не отметить, что в законотворческой деятельности сохраняется ряд серьезных недостатков.

Наиболее существенными недостатками принятых законодательных актов и законодательного процесса являются:

  • 1) отсутствие системности принятых законодательных актов, которые представляют собой совокупность разрозненных актов по узким вопросам, а не научно обоснованную и взаимосвязанную систему кодифицированных актов, не только часто не соотнесенных между собой, но не соотнесенных и с Конституцией России;
  • 2) внесение изменений в совокупность разрозненных законодательных актов в одном законе или пакете законов;
  • 3) узость тематики отдельных законодательных актов, их принятие по сравнительно мелким, частным вопросам, недостаточное внимание к подготовке кодифицированных актов, охватывающих обширную сферу отношений, что приводит к множественности нормативных актов, загромождает массив действующего законодательства, порождает пробелы, разночтения, а порой и прямые противоречия между нормами разных законодательных актов;
  • 4) большое количество отсылочных норм в принятых законах, что приводит к появлению множества подзаконных актов, регулирующих правовые отношения вместо законов.

В связи со сказанным первостепенное значение имеет совершенствование всей системы российского законодательства. Растущий массив правовых актов предъявляет высокие требования к упорядочению связей между ними. Особенно это относится к законам, которые служат опорной конструкцией системы правовых актов. Законодательство не может быть отождествлено с суммой законодательных актов. Оно должно представлять собой структурно упорядоченную совокупность законов в целях их объективного обзора, учета и систематизации, обновленного законотворчества и правильного применения. К сожалению, происходящий последние полтора десятилетия процесс законотворчества и правоприменение мало учитывали системность законодательства. Оно изменялось нередко по отдельным блокам, быстро вводились новые принципы регулирования, внутренние связи между отдельными частями законодательства рвались или плохо учитывались. В результате до сих пор нарастает объем внутренних юридических коллизий между законами, между законами и подзаконными актами, которые резко ослабляют целостность и эффективность законодательства.

Для устранения этих недостатков и поддержания прогрессивных тенденций развития законодательства необходимо:

  • а) обеспечить устойчивое регулирование основных сфер жизни общества, государства и граждан только с помощью законов. В программах проведения государственных реформ предусматривать раздел «Законодательное обеспечение»;
  • б) в ходе законопроектной деятельности обеспечить строгие внутрисистемные связи отраслей законодательства;
  • в) уделять при оценке деятельности всех органов и организаций первостепенное внимание реализации прав и свобод человека и гражданина и защите законных интересов; привлекать к ответственности виновных должностных лиц.

Слабость законодательного регулирования объясняется в немалой степени утратой четкого представления о его зависимости от реального состояния и тенденциях социально-экономического развития. Закон нередко воспринимается сам по себе как «индикатор» бедствия, его готовят и принимают без строгой связи с реальными общественными процессами. Разрабатываемые министерствами и утверждаемые Правительством России федеральные целевые программы, прогнозные оценки не всегда предопределяют в содержательном плане новые законы и иные правовые акты. «Набору» задач не соответствуют виды, основания и сроки подготовки и принятия законов и подзаконных актов. Законы то идут «впереди», то «сзади», то «сбоку».

Настало время создавать более эффективное законодательное обеспечение всех крупных преобразований. Речь идет о четком выделении в федеральных программах раздела «Нормативное правовое обеспечение». В нем следует определить сопряженность видов законов с решением стратегических и тактических задач, последовательность их принятия на разных этапах решения задач, связь с законами правительственных и ведомственных актов, которые надлежит принять или изменить.

Сказанным объясняется актуальность укрепления системных основ законодательства. Оно достижимо по трем направлениям: во-первых, путем более полной реализации конституционных принципов во всех отраслях законодательства; во-вторых, посредством обеспечения более четкого соотношения законов и иных правовых актов между собой, имея в виду как их баланс внутри отраслей, так и между ними; в-третьих, благодаря упорядочению законодательства субъектов Российской Федерации и их связи с федеральным законодательством. Эти направления должны быть строго согласованы между собой, отражать реальные социально-экономические изменения в стране и потребность удовлетворения публичных интересов.

Ближайшие годы потребуют интенсивного развития законодательства в следующих сферах общественной жизни.

Во-первых, совершенствование законодательных основ государственности и демократии, включая правовые меры по реализации административной реформы и повышению эффективности государственного управления, развитию демократических институтов и гарантий прав и свобод граждан, укреплению правовых устоев национальной безопасности России.

Во-вторых, реализация в экономической сфере активной промышленной и инвестиционной политики, сочетание эффективного государственного регулирования и гарантированной самостоятельности предпринимательства всех экономических субъектов.

В-третьих, интенсивное правовое регулирование социальной сферы путем стимулирования трудовой деятельности, совершенствования оказания публичных услуг гражданам и гарантирования их законных интересов, упорядочения статуса социальных учреждений.

В-четвертых, потребуется больше внимания законодателя к решению правовых вопросов охраны и рационального использования земельных, водных, лесных и иных ресурсов, к повышению роли экологической составляющей всех сфер жизни общества и всех видов деятельности.

В соответствии с этим предстоит:

  • а) продолжить упорядочение всех правовых актов и модернизацию базовых и иных отраслей законодательства;
  • б) укрепить связи отраслей законодательства и способы решения комплексных правовых задач;
  • в) форсировать развитие таких новых отраслей права, как информационное, медицинское, образовательное, инновационное.

Современная Российская Федерация по Конституции 1993 г. строится на основе координации интересов равноправных субъектов. Нет «вышестоящих» и «нижестоящих», каждый субъект в рамках его компетенции самостоятелен, при этом четко разграничены компетенция федеральных органов государственной власти, совместная компетенция и исключительная компетенция субъекта Российской Федерации, в рамках которой его решения обладают абсолютным превосходством.

Существенно изменились по Конституции и принципы формирования единой федеративной правовой системы. Ранее акты нижестоящих органов должны были безусловно соответствовать актам вышестоящих и в случае противоречия могли быть вышестоящими органами отменены. В доктрине конституционного права это объяснялось принципом подчинения меньшинства большинству: поскольку вышестоящий орган представляет территориальную общность более высокого уровня, его решения имеют абсолютный приоритет.

В новой системе федеративных отношений, закрепленных Конституцией России, данный вопрос решается значительно сложнее.

Во-первых, нормы федеральных органов власти имеют безусловный приоритет только по предметам ведения самой Российской Федерации, установленным в ст. 71 Конституции.

Во-вторых, появилась сфера совместной компетенции, в которой субъекты Российской Федерации могут осуществлять правовое регулирование по своей инициативе.

В-третьих, Конституция РФ выделила сферу самостоятельного правового регулирования субъектов Российской Федерации, указав, что в этой сфере законы и иные акты субъектов Российской Федерации имеют приоритет.

В-четвертых, даже в сфере исполнительной власти, где сохраняется определенная вертикальная подчиненность, Президент наделяется правом лишь приостанавливать акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, но не отменять их.

В-пятых, в правовой системе Российской Федерации активно формируется «договорное ядро», статус которого пока не вполне ясен и является предметом споров. За годы существования Государственной Думы первого и второго созывов проделан огромный объем законодательной работы.

Законодательная деятельность за этот период была направлена на решение беспрецедентных по объему и сложности задач формирования правовой базы новых общественных отношений. Приоритеты этой деятельности во многом диктовались динамичной текущей ситуацией, часто приобретающей все более острые кризисные черты. Тем не менее законотворчество велось достаточно целенаправленно, реакция на требования момента сочеталась с формированием базовых основ во многих отраслях законодательства.

В результате этой работы вступили в силу: более тысячи законов, в том числе большинство предусмотренных Конституцией РФ федеральных конституционных законов (о Конституционном Суде РФ, об арбитражных судах в России, о референдуме РФ, о судебной системе РФ, об Уполномоченном по правам человека в России, о Правительстве РФ и т. д.); целый ряд крупных кодифицированных актов : первая, вторая, третья части Гражданского кодекса, Гражданский процессуальный кодекс, первая и вторая части Налогового кодекса, Арбитражный процессуальный кодекс, Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс, Семейный кодекс, Водный, Лесной и Воздушный кодексы, Градостроительный кодекс, Бюджетный кодекс и др.

В сфере государственного строительства в соответствии с положениями Конституции РФ заложены законодательные основы построения правового демократического государства, обеспечения правовых гарантий конституционных прав и свобод личности, совершенствования федеративных и национальных отношений, формирования и функционирования системы органов законодательной, исполнительной и судебной власти, независимого надзора за режимом законности в стране, становления и развития местного самоуправления, значимых институтов гражданского общества, института уполномоченных по правам человека на федеральном уровне и в субъектах РФ, государственной и муниципальной службы.

В экономической сфере были приняты Гражданский, Гражданский процессуальный, Арбитражный процессуальный, Воздушный, Градостроительный и другие кодексы. Созданы правовые основы становления и развития гражданско-правовых отношений, реализации конституционных прав на частную собственность и свободу законной предпринимательской деятельности, регулирующей роли государства в российской экономике. Урегулирован судебный порядок разрешения экономических споров. Созданы определенные условия для эффективного перераспределения собственности, развития малого предпринимательства, повышения активности инвестиционной деятельности. Принят ряд законов, регулирующих правоотношения в отдельных отраслях народного хозяйства.

В социальной сфере законодательство формировалось в условиях изменения содержания государственных социальных гарантий. Базовым для регулирования основных отношений в этой сфере явился закон о прожиточном минимуме. Кроме того, законодатели принимали законы о повышении уровня минимальной заработной платы и минимальной пенсии, по изменению пенсионного обеспечения и социальной защиты различных категорий граждан. Значительное число законов было принято по вопросам семейных отношений, культуры, науки, образования, охраны здоровья. Урегулирован порядок разрешения коллективных трудовых споров. Приняты новые Трудовой и Семейный кодексы.

В бюджетной, налоговой и финансовой сфере созданы правовые основы бюджетного устройства, бюджетного процесса и межбюджетных отношений, налоговой системы, управления и контроля за состоянием государственного долга. Постоянно совершенствовалось законодательство, регулирующее деятельность Центрального банка РФ и банковской системы в целом, организацию страхового дела. Приняты новые законы, обеспечивающие создание и функционирование рынка ценных бумаг, восстановление и защиту вкладов граждан, усиление контроля за соблюдением финансового законодательства.

В сфере обороны и безопасности приведено в соответствие с Конституцией России и значительно расширено законодательство по вопросам обороны. Впервые урегулированы участие России в международных миротворческих акциях и военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами. Реформировано уголовное и уголовно-исполнительное законодательство. Усовершенствовано законодательство о правоохранительных органах и их деятельности, регламентирован оборот оружия и наркотических средств.

В сфере природопользования и охраны окружающей среды созданы определенные условия для рационального использования и восстановления природных ресурсов, урегулирован ряд вопросов обеспечения экологической безопасности хозяйственной и иной деятельности.

В сфере международных отношений Российской Федерации законодательно установлен порядок заключения выполнения и прекращения международных договоров Российской Федерации, регламентированы процедуры внесения, рассмотрения и принятия закона о ратификации (денонсации) международных договоров Российской Федерации.

В результате схема правовых взаимоотношений субъектов законотворчества значительно усложнилась. Возможно ли в этих условиях обеспечить единство законодательства в таком большом и сложном организме, каким является наше государство? Для этого, как показывает практика, требуется выполнение ряда условий.

  • 1. Необходима единая общегосударственная программа законотворчества. Она должна охватывать уровень федерального законотворчества, уровень субъектов Российской Федерации и уровень местного самоуправления. Такая программа - это план развития всего законодательства в целом, в котором каждому субъекту законотворчества определено особое место, чтобы он мог на основании данного документа выработать собственную стратегию законотворчества по крайней мере на десятилетие вперед. К сожалению, пока целостной общегосударственной программы законотворчества нет. Существуют лишь отдельные документы:
    • а) послания Президента России, в которых обозначены некоторые ориентиры и приоритеты законотворчества;
    • б) программа Правительства России, которую оно само себе утвердило, проинформировав об этом Государственную Думу;
    • в) план законопроектных работ Государственной Думы, сводка предложений субъектов законодательной инициативы; какой-либо концепции законотворчества он не содержит.

Разработать целостную программу законотворческих работ ни Президенту, ни Правительству, ни палатам Федерального Собрания, ни субъектам Российской Федерации, ни объединениям муниципальных образований самим по себе, по отдельности, такая задача не под силу. Она может быть решена только в результате взаимодействия всех перечисленных субъектов.

2. Следующий фактор обеспечения единства и системности законодательства - деятельность Конституционного Суда. Это специализированный орган, который дает толкование Конституции, признает законы конституционными либо неконституционными, а также решает споры о компетенции.

Подчеркивая ключевую роль Конституционного Суда в обеспечении единства правовой системы, хотелось бы отметить, что остаются нерешенными многие важные проблемы.

Первая и самая главная задача, от которой напрямую зависит эффективность конституционного правосудия, - разработка механизма исполнения решений Конституционного Суда. Да, Конституционный Суд может признать нормативный акт не соответствующим Конституции, но практика показывает, что ни Государственная Дума, ни субъекты Федерации отнюдь не торопятся изменять или отменять подобные решения. Более того, некоторые признанные неконституционными положения переносятся во вновь принимаемые нормативные акты.

Все более остро ощущается необходимость в укреплении института федерального вмешательства. В тех случаях, когда открыто попираются нормы Конституции, законов, не исполняются решения Конституционного Суда, должен действовать эффективный правовой институт принуждения.

3. Третий механизм обеспечения единства правовой системы, на который следует обратить внимание, - это взаимодействие федерального центра и субъектов Российской Федерации в процессе текущего законотворчества.

К сожалению, Конституция России не воспроизвела чрезвычайно важное положение Федеративного договора от 31 марта 1992 г. о том, что субъекты Российской Федерации участвуют в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации; реализовать этот режим на практике не получается.

Серьезной проблемой здесь является законотворческая активность федерального центра и субъектов Федерации, которые действуют каждый со своей колокольни.

Очевидно, что в области координации законотворчества в сфере совместной компетенции назрела необходимость предпринять ряд действий.

Во-первых, необходимо разработать на федеральном уровне процедуру согласования законопроектов, предусмотрев определенные формы ответственности за ее нарушение.

Во-вторых, самостоятельность регионального законодателя привела к тому, что во многих случаях он обгоняет федерального законодателя. Так, в ряде субъектов Российской Федерации уже приняты законодательные акты по проблемам, которые не имеют нормативного регулирования на федеральном уровне. Принятие общефедерального закона по таким вопросам встречается отнюдь не с восторгом, ибо субъектам Российской Федерации оно сулит тяжелую и неблагодарную работу по приведению своих законодательных актов в соответствие с федеральным законом. В подобных случаях федеральный законодатель должен в самом законе оговаривать сроки переходного периода для приведения актов в соответствие друг другу.

Необходимы также регулярные встречи руководителей федеральных законодательных органов и руководителей органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации по вопросам текущего законодательства.

В-третьих, необходимо упорядочить принятие договоров и соглашений о разграничении компетенции и предметов ведения.

В п. 1 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции РФ по этому поводу записано: «В случае несоответствия положениям Конституции Российской Федерации положений Федеративного договора - Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации, Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт- Петербурга Российской Федерации, Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации, а также других договоров между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации - действуют положения Конституции Российской Федерации».

Практика заключения подобных договоров еще не устоялась. Общим принципом этой работы должен быть следующий: Президент России и глава администрации (губернатор) могут перераспределять только свои собственные полномочия. В тех случаях, когда их решения затрагивают компетенцию других ветвей власти, договоры требуют ратификации или согласования в иной форме с законодательными (представительными) органами власти.

Разумеется, применительно к договорам и соглашениям должно действовать общее положение Конституции: любые нормативные акты, затрагивающие права и свободы, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения.

Как далеко может простираться договорное регулирование?

Большинство юристов полагают, что:

В серьезную проблему вырастают договоры между субъектами Российской Федерации, а также международные обязательства последних. Порой неизвестна даже суть договора, а вопросы решаются чрезвычайно серьезные, затрагивающие и интересы других субъектов, и интересы Федерации в целом. Поэтому должна существовать государственная регистрация подобных договоров - в МИДе или в Совете Федерации.

Необходимо также предотвратить «войну законов» между центром и регионами.

Стремление субъектов Федерации отстаивать свою самостоятельность путем игнорирования решений центра может привести к распаду единого правового пространства.

К чему это приводит, видно на примере распада СССР и событий, связанных с Чечней.

Еще один аспект - технико-юридический. Единство правовой системы Российской Федерации не в последнюю очередь обеспечивается единством терминологии, языка законотворчества, едиными стандартами оформления законов.

В этой сфере накопилась масса проблем. Каких-либо стандартов оформления регионального законодательства не существует, и здесь царит настоящая неразбериха.

Отнюдь не благополучно обстоят дела и с опубликованием принимаемых нормативных актов. Далеко не все законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации имеют официальный орган для опубликования своих решений. Еще меньше тех, кто издает на регулярной основе бюллетени или сборники законодательства. В итоге граждане подчас лучше информированы о федеральном законодательстве, чем о решениях своего регионального законодательного органа.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав