28.06.2020

Основным федеральным законом служащим правовой основой природопользования. Нормативно-правовые основы природопользования. Вопросы собственности на природные ресурсы


Экологическое право - совокупность эколого-правовых норм (правил поведения), регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью охраны окружающей природной среды, предупреждения вредных экологических последствий, оздоровления и улучшения качества окружающей человека природной среды. Соблюдение правил (норм), в том числе экологических, обеспечивается государством в принудительном порядке.

Источниками экологического права, образующими экологическое законодательство Российской Федерации, являются следующие правовые документы: 1) Конституция РФ; 2) законы и иные нормативные акты РФ и субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды; 3) указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ; 4) нормативные акты министерств и ведомств; 5) нормативные решения органов местного сам оуправления.

  • 1.Конституция Российской Федерации (1993) провозглашает права граждан на землю и другие природные ресурсы, на благоприятную окружающую среду (экологическую безопасность), на возмещение ущерба, причиненного его здоровью, на участие в экологических организациях и общественных движениях, на получение информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране. Одновременно Конституция РФ устанавливает обязанности граждан соблюдать требования природоохранного законодательства, принимать участие в охране окружающей природной среды, повышать уровень знаний о природе и экологическую культуру. Конституция РФ также определяет организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов.
  • 2. Законы и иные нормативные акты РФ и субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей природной среды.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002) лежит в основе природоохранного законодательства РФ. Задачами природоохранительного законодательства Российской Федерации являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Настоящий закон охватывает все аспекты природопользования и охраны окружающей среды, и нормы других законов в области охраны окружающей среды не должны противоречить Конституции РФ и Федеральному закону «Об охране окружающей среды».

Закон включает 16 глав: общие положения (гл. I); основы управления в области охраны окружающей среды (гл. II); права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих организаций (гл. III); экономическое регулирование (гл. IV); нормирование (гл. V); оценка воздействий на окружающую среду и экологическая экспертиза (гл. VI); требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности (гл. VII); зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций (гл. VIII); природные объекты, находящиеся под особой охраной (гл. IX); государственный мониторинг окружающей среды (гл. X); государственный экологический надзор в области охраны окружающей среды (гл. XI); научные исследования (гл. XII); основы формирования экологической культуры (гл. XIII); ответственность за нарушение законодательства (гл. XIV); международное сотрудничество (гл. XV); заключительные положения (гл. XVI).

Федеральный закон «Обэкологической экспертизе» (1995) регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и предусматривает в этой части реализацию конституционного права субъектов Российской Федерации на совместное с Российской Федерацией ведение вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (1995) регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.

Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» (1999) устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха. Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. Важнейшими общими мероприятиями охраны воздушного бассейна названы установление нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) и предельно допустимых выбросов (ПДВ), а также платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.

Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» (1996) определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья. Он провозглашает принцип приоритета здоровья человека и окружающей природной среды при практическом использовании и эксплуатации объектов ионизирующих излучений. В случае радиационной аварии закон гарантирует возмещение ущерба здоровью и имуществу граждан. Законом устанавливается также компенсация за повышенный риск, связанный с проживанием вблизи ядерных и радиационных установок, в виде улучшения социально-бытовых условий населения и др.

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера >> (1994) определяет правовые основы защиты населения, территорий и акваторий при возникновении природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (1998) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Федеральный закон « Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (2011г.) регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Федеральный закон «О недрах» (1992) регулирует правовые отношения при изучении, использовании и охране недр. Закон направлен, в первую очередь, на рациональное использование недр и их охрану от загрязнения.

Земельный кодекс РФ (2001) регламентирует охрану земель и защиту окружающей природной среды от возможного вредного воздействия при использовании земли. Основными правовыми функциями охраны земель являются сохранение и повышение плодородия почв, сохранение фонда сельскохозяйственных земель. Экологическими нарушениями считаются порча, загрязнение, засорение и истощение земель. Кодекс регламентирует куплю-продажу земель и совершение других земельных сделок.

Водный кодекс РФ (2006) регулирует правовые отношения в области использования и охраны водных объектов. Закон направлен на охрану вод от загрязнения, засорения и истощения.

Лесной кодекс РФ (2006) регулируют отношения, возникающие при пользовании лесным фондом Российской Федерации в целях создания условий для рационального использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала.

Федеральный закон «О животном мире» (1995) регулирует отношения в области охраны и использования животного мира, а также в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого использования всех его компонентов, создания условий для устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды.

  • 3. Указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ затрагивают широкий круг экологических вопросов. Например, Указ о концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (1996 г.).
  • 4. Нормативные акты природоохранительных министерств и ведомств издаются по вопросам рационального использования и охраны окружающей природной среды в виде постановлений, инструкций, приказов и т.д. Они являются обязательными для других министерств и ведомств, физических и юридических лиц.
  • 5. Нормативные решения органов местного самоуправления (мэрий, сельских и поселковых органов) дополняют и конкретизируют действующие нормативно-правовые акты в области охраны окружающей природной среды.

Тема 3. Право природопользования и правовой механизм охраны окружающей среды .. 3

Тема 4. Юридическая ответственность за экологические правонарушения . 3

Тема 5. Органы управления охраной окружающей среды и природопользованием .. 3

Тема 6. Правовой режим использования и охраны земель . 3

Тема 7. Правовой режим использования и охраны недр . 3

Тема 8. Правовой режим использования и охраны лесов . 3

Тема 9. Правовой режим использования и охраны вод . 3

Тема 10. Правовой режим использования и охраны животного мира . 3

Тема 11. Правовая охрана атмосферного воздуха . 3

Тема 1. Концепция взаимодействия общества и природы

Форма взаимодействия общества и природы во все времена привлекала внимание различных философов. Жизнь в согласии с природой - один из главных принципов жизни на Земле. На современном этапе тенденции этого взаимодействия можно охарактеризовать как антропогенный экоцид - разрушение людьми экологической жизни на Земле, в том числе и условий собственного существования.


До середины XX в. природа воспринималась как неисчерпаемый ресурс, а экологическая опасность считалась необоснованной. И до сих пор в России немногие осознают всю глубину поразившего Россию экологического кризиса.

Термин «экология» (от греческого oikos - дом, жилище, место пребывания и logos - наука) был введен в научный оборот немецким ученым-биологом Эрнстом Геккелем в 1869 г. Экологией называлась наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и окружающей их среде.

Обобщая огромный опыт человечества во взаимоотношениях с природой, можно утверждать, что на первых порах оно было взаимодополняющим, а впоследствии стало разрушающим.

В настоящее время под экологией понимается система научных знаний о взаимоотношениях общества и природы, живых организмов и среды их обитания, об охране окружающей природной среды.

Существует несколько основных концепций взаимодействия общества и природы.

· Натуралистическая концепция, когда природа рассматривается в качестве божества, некоего идеала, возвышающегося над обществом. Эта концепция проявляется в принципе невмешательства в природу, под девизом «Назад к природе!».

· Потребительская концепция, главной идеей которой является приоритет, превосходство человека и общества над природой под девизом «На наш век хватит!».

· Крайние проявления двух названных концепций иногда называют концепцией алармизма (alarm - тревога), когда все рассматривается или в черных тонах, или в розовых.

Современные концепции в экологии характеризуются концепцией ограничения или пределов роста развития экономики, населения, научно-технического прогресса (нулевой или ограниченный рост - в качестве примера можно назвать теорию Мальтуса), концепцией глобального управления ОПС, концепцией экологических революций (от потребительского подхода к осознанному рациональному природопользованию).

Самая современная концепция охраны и развития была наиболее обоснована на Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию (ЮНСЕД), состоявшейся в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро, и Всемирном саммите по устойчивому развитию, проведенном в сентябре 2002 г. в Йоханнесбурге - концепция устойчивого развития

Вообще-то английское слово sustained правильнее было бы перевести как «сбалансированное», нежели как «устойчивое», кроме того, такой перевод гораздо точнее соответствует идее данной концепции. Первым ученым-исследователем, который упомянул понятие «устойчивое развитие» был в работе «Пределы роста». Хотя в работах ученых, и заявлен ряд идей, которые во многом предвосхитили идею Медоуза.

Можно выделить несколько ее основных принципов:

· человек (люди) как центр внимания, основа всех прилагаемых усилий, сохранение окружающей среды именно для человека;

· необходимость учета интересов не только нынешнего поколения людей, но и будущих поколений, сознание ответственности нынешнего поколения перед будущими;

· охрана окружающей среды является частью прогресса (развития) человечества.

При реализации данных принципов, анализируя концепцию устойчивого развития, можно выделить три фактора, которые необходимо учитывать для достижения основных целей, поставленных в рамках «устойчивого развития»:

1) экологический фактор (состояние окружающей среды, в которой живет человек);

2) экономический фактор (преобразование рыночной системы);

3) социальный фактор (сельскохозяйственное производство, права человека, демография).


В совокупности данные факторы соответствуют идее комплексности, поскольку для достижения экологического благополучия необходимо взаимодействие указанных трех факторов, упущение хотя бы одного проведет к возникновению другой проблемы взамен старой.

Основным документом, принятым на Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию, является Повестка дня на XXI век. Именно в Повестке дня на XXI век отражены высокие политические обязательства государств в отношении сотрудничества по вопросам развития и охраны окружающей среды и перечислены меры, принятие которых необходимо в государствах. Так, например, одна их программных областей первого раздела называется «Создание эффективной правовой и нормативной структуры». Речь здесь идет о повышении эффективности законов и других нормативно-правовых актов, разработке судебных и административных процедур, создании совместной системы профессиональной подготовки по вопросам законодательства в области устойчивого развития, разработке эффективных национальных программ обзора и обеспечения соблюдения законов в области развития.

Всемирный саммит по устойчивому развитию в Йоханнесбурге подтвердил приверженность государств принципам, сформулированным на Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г., и призвал национальные государства вырабатывать практические меры по улучшению условий реализации концепции устойчивого развития, устойчивым развитием способствовать укреплению международного управления.

Однако в большинстве стран-участниц этих конференций не выполнена практически ни одна рекомендация, предвестником которой можно считать учение Вернадского

Русский ученый ввел понятия биосферы и ноосферы. Биосфера - это целостная геологическая оболочка Земли, заселенная жизнью и качественно преобразованная ею в направлении формирования и повышения жизнепригодных свойств. Он разработал теорию по проблемам возникновения и развития жизни на Земле - учение о биосфере. Учение о биосфере дало толчок дальнейшему развитию экологии. считал, что с возникновением человека и развитием его производственной деятельности к человечеству начинает переходить роль основного геологического фактора всех происходящих на поверхности планеты изменений. Цель - не допустить, чтобы изменения природной сферы происходили во вред самим же людям и другим формам жизни, придать им разумно направленный характер. В этом случае биосфера будет переведена регулирующей деятельностью людей в качественно новое состояние - ноосферу.

Наше Российское государство сначала довольно активно отреагировало на Концепцию устойчивого развития. Указом Президента Российской Федерации 4 февраля 1994 г. были утверждены Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития, 1 апреля 1996 г. Указом Президента Российской Федерации утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, 8 мая 1996 г. принято Постановление Правительства Российской Федерации «О разработке проекта государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации».

Идеи и принципы, заложенные в концепции устойчивого развития, должны определять основные направления развития юриспруденции современной России. Прежде всего, концепция устойчивого развития должна быть учтена наукой теории государства и права, которая призвана формировать понятия и категории юриспруденции, соответствующие современным требованиям (экологическая функция государства, социальное назначение права, право каждого на благоприятную окружающую среду в настоящее время и ее сохранение для будущих поколений).

Концепция устойчивого развития затрагивает вопросы, связанные с развитием экологического права, всего законодательства Российской Федерации , основы и принципы его построения.

Согласно данной концепции должны быть переосмыслены роль и значение самого государства в обществе. Если государство свои интересы ставит на первое место, не считается с глобальными проблемами, например теми же проблемами сохранения биосферы, то при подобном отношении всех государств планеты в мире воцарится культ силы и разрушений. Такое развитие будет антиустойчивым, и довольно быстро приведет к экологической катастрофе. Напротив, если все государства в мире, подчиняясь стремлениям ограничить вредоносное влияние человеческой деятельности на биосферу, уменьшат траты на вооружение, изобретение новых разрушительных технологий и направят эти средства на защиту окружающей природной среды, то в мире опасностей будет меньше, и всем людям станет лучше.

В Концепции отмечается, что переход к устойчивому развитию - процесс весьма длительный, так как требует решения беспрецедентных по масштабу социальных, экономических и экологических задач. По мере продвижения к устойчивому развитию само представление о нем будет меняться и уточняться, потребности людей - рационализироваться в соответствии с экологическими ограничениями, а средства удовлетворения этих потребностей - совершенствоваться. Поэтому реализация принципов устойчивого развития должна рассматриваться поэтапно.

«Начальный этап перехода России к устойчивому развитию предопределен необходимостью решения острых экономических и социальных проблем, но поскольку именно они формируют главные целевые ориентиры данного этапа, особенно важно строго соблюдать в этот период обоснованные экологические ограничения на хозяйственную деятельность. Одновременно следует разработать программы оздоровления окружающей среды в зонах экологического кризиса и начать их планомерное выполнение, наметить комплексные меры по нормализации обстановки на экологически неблагополучных территориях и подготовить организационную основу реализации этих мер.

На следующем этапе должны осуществляться основные структурные преобразования в экономике, технологическое обновление, существенная экологизация процесса социально-экономического развития . На этом этапе экологическое благополучие территории страны обеспечивается прежде всего за счет рационализации использования богатого природного потенциала России и снижения его относительных затрат на душу населения.

В дальнейшем постепенно должна решаться проблема гармонизации взаимодействия с природой всего мирового сообщества».

Безусловно, Россия, на долю которой приходится значительная часть ненарушенных экосистем, будет играть в этом процессе одну из ключевых ролей. Однако официальный план перехода к устойчивому развитию предполагает много времени для его реализации. На наш взгляд, показательным фактом, определяющим отношение к экологическим проблемам нашего государства, является разработка в ноябре 1997 г. проекта Государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации. С тех пор прошло одиннадцать лет, а проект так и не был рассмотрен и принят.

Тема 2. Экологическое законодательство

План.

2.4 Законы и подзаконные нормативные акты .

2.5 Законы субъектов РФ.

2.6 Кодифицированное законодательство.

2.1 Нормативно-правовые акты как источники права природопользования.

Каждая отрасль права имеет определенный набор юриди­ ческих (формальных) источников. Тем не менее, характери­зуя систему юридических источников любой отрасли права, в том числе экологического, представляется возможным вы­ делить несколько видов юридических источников, входящих в систему источников российского права в целом. К их чис­лу следует отнести: 1) нормативный правовой акт; 2) норма­ тивный договор или договор с нормативным содержанием; 3) правовой обычай. Определим роль каждого из названных видов источников в формировании отрасли экологического права.

Основную часть юридических источников экологического права составляет национальное экологическое законодательст­ во Российской Федерации, под которым понимается совокуп­ ность нормативных правовых актов , регулирующих отноше­ ния, связанные с реализацией экологических прав граждан Российской Федерации, осуществлением мероприятий по ох­ ране окружающей среды и обеспечению рационального приро­допользования, а также регулирующих иные отношения, скла­ дывающиеся в процессе взаимодействия общества и окружаю­ щей среды. В экологическое законодательство Российской Федерации входят природоохранные нормативные правовые акты, природоресурсные нормативные правовые акты и нор­ мативные правовые акты, содержащие экологизированные нормы права.

Отнесение последних к юридическим источникам экологи­ ческого права России обусловлено комплексным характером исследуемой отрасли права. К их числу, в частности, относят­ ся: Гражданский кодекс РФ (глава 17), Уголовный кодекс РФ (глава 26), Кодекс РФ об административных правонарушениях (глава 8).

Блок природоохранных нормативных правовых актов включает в себя такие правовые акты, которые направлены на регулирование общественных отношений, складывающихся в сфере охраны окружающей среды. К их числу следует отне­сти Федеральные законы «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе», «Об отходах производства и потребления» и др.

К природоресурсным нормативным правовым актам отно­сятся Водный, Лесной, Земельный кодексы, Федеральные за­коны «О недрах», «О животном мире», «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «О землеустройстве», «О переводе земель из одной категории в другую», «О мелио­рации земель» и др. Названные нормативные правовые акты направлены на регулирование сферы общественных отноше­ний по природопользованию.

2.2 Нормативный договор – источник экологического права России. Международно-правые договоры.

Второй вид юридических источников экологического права образуют нормативные договоры, к числу которых прежде все­го следует отнести международные договоры Российской Фе­дерации.

Отнесение международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией, к источникам национальной системы права напрямую вытекает из текста Конституции РФ, которая предусматривает, что эти акты являются составной частью правовой системы Российской Федерации (ст. 15). При этом устанавливается правило, согласно которому в случае если ме­ждународным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

К источникам этой группы можно отнести целый ряд как универсальных формальных источников международного пра­ва, так и специальных, направленных на регулирование эко­логических отношений: Всеобщую декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., Европей­скую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Стокгольмскую декларацию 1972 г., Всемир­ную хартию природы 1982 г., Конвенцию об оценке воздей­ствия на окружающую среду в трансграничном контексте 1991г., рамочную конвенцию ООН об изменении климата 1992 г., Конвенцию о биологическом разнообразии 1992 г., Конвенцию по охране и использованию трансграничных во­дотоков и международных озер 1992 г., Декларацию по окру­жающей среде и развитию 1992 г., Рио-де-Жанейро, Киотский протокол 1998 г., Программу ООН по окружающей сре­де (ЮНЕП) и др.

В названных международных документах закрепляются ос­новы правового статуса личности вообще и эколого-правового статуса в частности, устанавливаются международные стандар­ты организации и проведения мероприятий по охране окру­жающей среды, закрепляются стандарты экологического обра­зования, определяются основы рационального использования природных объектов и другие концептуальные положения, во­бравшие в себя основные достижения человечества в сфере охраны окружающей среды и обеспечения рационального при­родопользования.

Кроме международных договоров Российской Федерации к нормативным договорам как источникам экологического права следует отнести межрегиональные договоры, заклю­чаемые субъектами Федерации, в том числе по вопросам ох­раны окружающей среды и обеспечения рационального при­родопользования. К их числу относится, например, Согла­шение «О совместном использовании и охране водных ресурсов в бассейнах источников питьевого водоснабже­ния г. Москвы на территории Московской, Смоленской и Тверской областей », подписанное в 1993 г. тремя субъек­тами Российской Федерации.

2.4 Законы и подзаконные нормативные акты.

Конституция Российской Федерации - основной источник экологического права . Главенствующую позицию в системе федеральных юриди­ ческих источников экологического права занимает Конститу­ ция РФ. Именно нормативные предписания конституционного характера определяют основные направления развития эколо­ гического права как отрасли права, а также устанавливают пределы правового регулирования рассматриваемой отрасли.

В Конституции РФ содержится целый ряд статей, которые в той или иной степени закладывают основы правового регу­ лирования общественных отношений, складывающихся в сфе­ ре охраны окружающей среды и природопользования, а также определяются основные направления государственной эколо­ гической политики на столь высоком законодательном уров­не - это ст. 9, 36, 41, 42, 58, 71, 72, 73 и 114.

Нормативные положения ст. 9 и 36 Конституции РФ за­ крепляют право собственности на землю и другие природные ресурсы. Так, в соответствии с положениями ст. 9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, го­ сударственной, муниципальной и иных формах собственности, а согласно предписаниям ст. 36, владение, пользование и рас­ поряжение землей и другими природными ресурсами осущест­ вляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

В Конституции РФ находят свое закрепление основные эко­логические права и обязанности граждан России: право на бла­ гоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42), обя­ занность каждого сохранять природу и окружающую среду, бе­ режно относиться к природным богатствам (ст. 58).

Концептуальными для регулирования экологических отно­шений являются нормативные положения Конституции, содер­ жащиеся в ст. 71-73, в которых определяются основания раз­ граничения полномочий Федерации и ее субъектов. К предме­ там исключительного ведения Российской Федерации, согласно предписаниям ст. 71, отнесены: регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе экологических прав) (п. «в»); федеральная государственная собственность и управление ею (п. «д»); установление основ федеральной по­ литики и федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации (п. «е»); внешняя полити­ка, международные отношения , международные договоры Рос­ сийской Федерации (п. «к»).

К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов ст. 72 Конституции РФ относит решение вопросов владения, пользования и распоряжения землей, недрами, вод­ ными и другими природными ресурсами (подп. «в» п. 1); при­ родопользование, охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности , особо охраняемые природные территории (подп. «д» п. 1); земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружаю­ щей среды (подп. «к» п. 1).

Важное значение в определении основ государственной экологической политики в России играют предписания, содер­ жащиеся в ст. 114 Конституции РФ, в соответствии с которы­ ми Правительство РФ обеспечивает проведение единой госу­ дарственной политики в области экологии.

Фундаментальные положения Конституции РФ получают дальнейшее развитие и конкретизацию в законах и подзакон­ ных нормативных правовых актах, направленных на упорядо­ чение общественных отношений, складывающихся в сфере ох­ раны окружающей среды и природопользования.

Федеральные законы как источники экологического права. Основной «несущей конструкцией» экологического законо­ дательства России являются федеральные законы - Природо­ охранные и природоресурсные. Именно в них воплощаются главные элементы механизма правового обеспечения экологи­ ческих отношений.

Особое место среди природоохранных федеральных законо­ дательных актов занимает Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды»1. Он является базовым актом кодификационного типа, сгруппировавшим во­ круг себя все остальные природоохранные и природоресурс ные нормативные правовые акты. Закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружаю­щей среды, обеспечивающие сбалансированное решение соци­ ально-экономических задач, сохранение благоприятной окру­ жающей среды, биологического разнообразия и природных ре­ сурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области ох­раны окружающей среды и обеспечения экологической безо­ пасности.

Законодательство в области охраны природы включает следующие правовые документы:

Конституция РФ (1993);

Законы и иные нормативные акты РФ и субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды;

Указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ;

Нормативные акты министерств и ведомств;

Нормативные решения органов местного самоуправления.

В течение 1990-х гг. и начале XXI в. в России принят ряд законов и кодексов, в том числе Закон РФ «Об охране окружающей среды» (2002), который лежит в основе природоохранного законодательства и охраны окружающей среды.

Экологическое законодательство

Общая часть Особенная часть

Закон «Об охране окружающей среды» Земельный кодекс

Закон «Об экологической экспертизе» Водный кодекс

Закон «Об особо охраняемых территориях» Лесной кодекс

Закон «О санитарно-эпидемиологическом Закон «О недрах»

благополучии населения» Закон «О животном мире»

Закон «Об охране атмосферного

воздуха»

В 1995 г. были приняты федеральные законы «Об экологической экспертизе», «Об особо охраняемых природных территориях», «О радиационной безопасности населения», «»О животном мире», Водный кодекс РФ. В 1992 г. был принят Закон РФ «О недрах», в 1993 г – Основы законодательства РФ по охране здоровья и указ о федеральных природных ресурсах, в 1996 г. – указ о концепции перехода РФ к устойчивому развитию, в 1997 г. – Лесной кодекс РФ. В 1998 г. – закон РФ «Об отходах производства и потребления», в 1999 г. – Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха», в 2001 г. – Земельный кодекс РФ.

Природа всеобща и едина, она не знает государственных границ. Поэтому нарушение в экосистеме одной страны вызывает ответную реакцию в сопредельных. Примером является чернобыльская ядерная катастрофа – она охватила своими последствиями не только Россию, Украину и Белоруссию, но и многие европейские страны.

Первый закон об охране окружающей среды вышел в 1273 г. Он запрещал использование каменного угля для топки жилищ в Лондоне. В России при Петре I были приняты ряд указов направленных на рациональное использование и восстановление лесов, запрещение хищнического лова рыбы, отстрела лосей в окрестностях Санкт-Петербурга. Петр I велел делать опись лесов от больших рек на 50 верст, от малых рек 30 верст по обе стороны от реки – эти леса объявлялись заповедными.

Закон РФ от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» стал комплексным законом, охватывающим все аспекты природопользования.

Право человека на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, а также обязанность каждого сохранять природу и бережно относиться к ее ресурсам закреплены в Конституции РФ (1993).

Систему экологического законодательства возглавляет Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» (1991), который задумывался как головной комплексный законодательный акт.

В 1991 г. выходит закон «Об охране окружающей среды». В последней его редакции следующие статьи (2000):

Статья 11. Право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия природной среды.

Каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от от неблагоприятного воздействия природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий. Это право обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей среды, социальным и государственным страхованием граждан, возмещением в судебном порядке ущерба, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения среды обитания, государственным контролем за состоянием среды, соблюдением природоохранного законодательства, привлечение лиц виновных в экологических правонарушениях.

Статья 12. Полномочия граждан в области охраны окружающей среды.

Граждане обязаны:

Экологическое право – совокупность эколого-правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью охраны окружающей среды, предупреждения вредных экологический последствий, оздоровления и услуг качества окружающей среды.

Принимать в охране окружающей природной среды, своим личным трудом оберегать и приумножать природные богатства, постоянно повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру, содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения.

Граждане имеют право:

Создавать общественные организации по охране окружающей среды, фонды, общественные организации.

Вступать в члены этих организаций и фондов, вносить свои трудовые сбережения.

Принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, демонстрациях, референдумах по охране окружающей среды.

Излагать свое мнение, обращаться с письмами, заявлениями по вопросам охраны окружающей среды, требовать их рассмотрения.

Требовать от соответствующих органов полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах ее охране.

Требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов.

Ставить вопрос об ответственности виновных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями.

За экологические правонарушения должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную либо уголовную, гражданско-правовую, материальную, а предприятия, учреждения, организации – административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с настоящим законом.

Дисциплинарная ответственность – применяют за невыполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды, за нарушение нормативов качества. Руководители предприятий, работники могут быть полностью или частично лишены премий или иных средств поощрения за невыполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды.

Материальная ответственность – должностные лица и работники, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением, несут материальную ответственность перед предприятием.

Административная ответственность – должностные лица, предприятия, учреждения платят за несоблюдение стандартов, норм; за невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы; за нарушение экологических требований при планировании, проектировании, размещении, строительстве и т.д.; за порчу, повреждение, уничтожение природных объектов, памятников природы, истощении и разрушении природных комплексов. Подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке:

Граждане – от однократного до десятикратного размера минимальной месячной оплаты труда в РФ;

Должностные лица – от трехкратного до двадцати кратного размера минимальной месячной оплаты труда в РФ;

Предприятия – от 50 000 до 500 000 рублей.

Наиболее жесткой мерой административного воздействия является решение о приостановке производственной деятельности.

Уголовная ответственность – должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических правонарушениях, посягающие на установленный в РФ экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющий вред окружающей природной среде и здоровью человека, несут уголовную ответственность, предусмотренную УК России.

Чаще всего применяется административное взыскание. Штрафы очень низкие, снисходительность к виновникам экологических преступлений, низкая экологическая культура граждан. Отношение к экологическим законам является индикатором общей культуры. Ежегодно государственные природоохранные органы обследуют до 30 000 предприятий. В 20-30% выявляются правонарушения. Привлекается к ответственности несколько тысяч человек, сумма штрафов сотни млрд. рублей. Уголовных дел 10-13 на всю страну ежегодно.

Кадастры.

Для управления и планирования мероприятий по охране окружающей среды и природопользованию нужен строгий учет природных ресурсов. Такой учет и информация о природных ресурсах дана в кадастрах.

Основу экологического законодательства России составляют природно-ресурсные и природоохранные федеральные законодательные акты, в основу которых основной закон Российской Федерации Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

К природно-ресурсным законодательным актам, в частности, относятся Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 27.12.2009) и (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2010)); Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 27.12.2009); Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 27.12.2009)); законы РФ «О животном мире» (1995) с изменениями от 01 января 2008 г.; Федеральный закон от 30.11.1995 N 187-ФЗ (ред. от 06.12.2007) "О континентальном шельфе Российской Федерации"; Федеральный закон от 31.07.1998 N 155-ФЗ (ред. от 22.04.2003) «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»; Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 27.12.2009); Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О государственном кадастре недвижимости» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.03.2010)); Федеральный закон от 17.12.1998 N 191-ФЗ (ред. от 03.12.2008) «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»; Федеральный закон «О землеустройстве» от 18.06.2001 N 78-ФЗ (ред. от 23.07.2008).

Основные природоохранные федеральные законодательные акты: Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2009); «О природных ле­чебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) (1995); Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 08.05.2009, с изм. от 17.12.2009) «Об экологической экспертизе» (принят ГД ФС РФ 19.07.1995); Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об особо охраняемых природных территориях» (принят ГД ФС РФ 15.02.1995)», Федеральный закон от 19.07.1998 N 113-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О гидрометеорологической службе» (принят ГД ФС РФ 03.07.1998)»; «О состоянии эпидемиологического благополучия населения» (в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 199-ФЗ); Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об охране атмосферного воздуха» (принят ГД ФС РФ 02.04.1999); «Об отходах произ­водства и потребления» (в ред. от 30.12.2008 N 309-ФЗ) (1998); Федеральный закон от 10.01.1996 N 4-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О мелиорации земель» (принят ГД ФС РФ 08.12.1995)»; Федеральный закон от 09.01.1996 N 3-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О радиационной безопасности населения» (принят ГД ФС РФ 05.12.1995)»; «О безопасности гидро­технических сооружений» (в ред. от 27.12.2009 N 374-ФЗ) N 117-ФЗ (1997); Федеральный закон от 19.07.1997 N 109-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (принят ГД ФС РФ 24.06.1997)»; Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 29.12.2009) (с изм. и доп., вступившими в силу с 29.01.2010); Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 27.12.2009) (с изм. и доп., вступившими в силу с 29.01.2010); Закон РФ «О плате за землю» от 11.10.1991 N 1738-1(ред. от 26.06.2007); Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 25.11.2009) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (принят ГД ФС РФ 11.11.1994); Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 17.07.2009); Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (принят ГД ФС РФ 17.06.1997) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.03.2010); приняты «специализированные» федеральные законы Федеральный закон от 01.05.1999 N 94-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «Об охране озера Байкал» (принят ГД ФС РФ 02.04.1999)» (1999). В 2004 г. был принят Федеральный закон от 20.12.2004 N 166-ФЗ (ред. от 03.12.2008) «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», согласно которому сохранение водных биоресурсов и их рациональное исполь­зование признается основополагающим принципом развития рыбного хозяйства России; Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (ред. от 27.12.2009).

Федеральный закон «О состоянии эпидемиологического благополучия населения» регулирует отношения, возникающие в данной облас­ти как одно из основных условий реализации предусмотренных Кон­ституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную ок­ружающую среду. Отношения, возникающие в области охраны окру­жающей природной среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения эпидемиологического благополучия населе­ния, регулируются законодательством РФ «Об охране окружающей среды» и указанным Федеральным законом.

Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ (принят ГД ФС РФ 31.03.1999) (ред. от 18.07.2009) в главах XVIII «Ответственность за ущерб от загрязнения с судов неф­тью» и XIX «Ответственность за ущерб, в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ» определяет ответственность за загрязне­ние морской среды и порядок возмещения ущерба, причиненного за­грязнением.

Федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» определяет правовые основы любой деятельности, так или иначе связанной с озером, являющимся не только уникальной эколо­гической системой России, но и природным объектом всемирного на­следия. Правовое регулирование в области охраны озера Байкал осу­ществляется данным Федеральным законом, другими федеральны­ми законами и нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации.

Закон устанавливает требования к водному режиму, выделяет эко­логические зоны Байкальской природной территории, утверждает ос­новные принципы государственного регулирования в области охраны озера Байкал, определяет виды деятельности, запрещенные или огра­ниченные на Байкальской природной территории, порядок установления нормативов предельно допустимых вредных воздействии на эко­систему озера.

Постановлением Правительства РФ от 22 марта 1999 г. № 321 ут­верждено положение о Правительственной комиссии по Байкалу. Ко­миссия - постоянно действующий орган, осуществляющий координа­цию деятельности федеральных органов исполнительной власти, орга­нов исполнительной власти Республики Бурятия, Иркутской и Читин­ской областей, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа по охране озера Байкал и рациональному использованию природных ре­сурсов его бассейна. Согласно постановлению Правительства РФ от 22 июля 2004 г. № 370, МПР России самостоятельно принимает нор­мативы предельно допустимых вредных воздействий на уникальную экологическую систему озера, а также методы их определения. Кроме того, постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400 Фе­деральной службе по надзору в сфере природопользования поручено осуществлять в пределах своей компетенции мониторинг объектов животного мира озера Байкал.

Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмо­сферного воздуха» устанавливает виды и способы контроля за охраной атмосферного воздуха, а также права и обязанности государственных инспекторов, граждан, юридических лиц и общественных объединений в этой области. Ответственность за нарушение данного закона насту­пает в соответствии со ст. 251 Уголовного кодекса РФ и ст. 77-84 Ко­декса об административных правонарушениях.

Многие статьи закона, касающиеся деятельности государственных органов в области охраны атмосферного воздуха, ссылаются на зако­нодательство Российской Федерации. В связи с этим распоряжением Правительства РФ был утвержден план подготовки нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха».

Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.

На уровне подзаконных актов можно отметить следующие поста­новления Правительства РФ, направленные на развитие системы особо охраняемых природных территорий:

«О расширении территории Лазовского государственного природ­ного заповедника имени Л.Г. Капланова» от 5 апреля 1999 г. № 369;

«О расширении территории Сихотэ-Алинского государственного природного биосферного заповедника» от 10 июня 1999 г. № 621;

«Об учреждении в Алтайском крае государственного природного заповедника «Тигирекский» Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды» от 4 декабря 1999 г. № 1342;

«Об учреждении государственного природного заповедника «Ха­касский»» от 4 сентября 1999 г. № 1004.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 8 августа 1999 г. № 1264-р «Об утверждении плана подготовки проектов норма­тивных правовых актов», необходимых для реализации Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», Министерство транспорта РФ участвовало в рассмотрении и согласовании проектов постановле­ний Правительства РФ «О нормировании выбросов загрязняющих ве­ществ в атмосферный воздух» и «О порядке установления и пересмот­ра гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха и предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух». С его участием был также согласован проект постановления Правительства РФ «О порядке трансграничного пере­мещения отходов».

Россия подписала Венскую конвенцию об охране озонового слоя и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой; для обеспечения взятых по этим документам обязательств были при­няты постановления Правительства РФ «Об усилении мер государст­венного регулирования производства и потребления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации» от 5 мая 1999 г. № 490 и «Об усилении мер государственного регулирования ввоза в Россий­скую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции» от 9 декабря 1999 г. № 1368.

Основополагающим законодательным актом, регулирующим лес­ные отношения в стране, является Лесной кодекс РФ, которым уста­новлены правовые основы рационального использования, охраны, за­щиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ре­сурсного потенциала. Лесное законодательство России, кроме дейст­вующего Кодекса, включает также ряд федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации. Прави­тельством РФ в целях реализации Лесного кодекса и выполнения его положений было утверждено более 20 нормативных правовых актов, в том числе Положение о специально уполномоченных государствен­ных органах управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов; Порядок осуществления госу­дарственного контроля за состоянием, использованием, охраной и за­щитой лесного фонда и воспроизводством лесов; Правила отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации; Положение об аренде участков лесного фонда; Положение о предоставлении участ­ков лесного фонда в безвозмездное пользование и др. Кроме того, в настоящее время действует более 30 нормативных правовых актов, разработанных и утвержденных Федеральной службой лесного хозяй­ства России. Субъектами Федерации принято более 700 нормативных актов, регулирующих взаимодействие их исполнительных органов с Рослесхозом.

В рамках Программы управления охраной окружающей среды в транспортном комплексе совершенствуется нормативно-методи­ческая база природоохранной деятельности отрасли. Группа научно-исследовательских организаций подготовила гармонизированные с Правилами № 83 и № 24 ЕЭК ООН редакции государственных стан­дартов (введены в действие с 1 января 2000 г.) взамен устаревших.

Большая работа проводится Росречфлотом по оказанию консульта­тивно-методической помощи судовладельцам и речным портам в ре­шении конкретных экологических проблем. Большое внимание уделя­ется вопросам взаимодействия с центральными контролирующими органами в области нормативного правового обеспечения экологиче­ской безопасности судоходства и грузовых операций в портах.

Мероприятия по обеспечению экологической безопасности на мор­ском транспорте направлены, прежде всего, на предотвращение загряз­нения моря нефтью и другими перевозимыми вредными веществами, а также сточными водами, выбросами загрязняющих веществ в атмо­сферу, мусором. Состав организационных, технических и технологи­ческих природоохранных мероприятий на судах регламентируется требованиями Конвенции по предотвращению загрязнения с судов (1973) с изменениями, внесенными в нее Протоколом 1978 г. (МАРПОЛ 73/78). Все эти требования содержатся в Правилах Морско­го регистра судоходства России, других национальных нормативных документах по охране окружающей среды на морском транспорте.

Вопросы собственности на природные ресурсы

Право собственности на природные ресурсы в юридическом аспекте можно рассматривать в двух качествах: как правовой институт и как совокупность правомочий собственника.

До 1990 г. в Советском Союзе была единственная форма права собственности на природные ресурсы – исключительная государственная. Сущность исключительной государственной собственности на природные ресурсы состояла в том, что земля, недра, воды, и леса были неизменной принадлежностью государства. Советское государство монополизировало владение и распоряжение данными материальными благами.

В настоящее время формы собственности на природные ресурсы определяются Конституцией РФ. Согласно ч.2 ст.9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Как правовой институт право собственности на природные ресурсы представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности, образуют право собственности в объективном смысле.

Под право собственности на природные ресурсы в субъективном смысле понимается совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землёй, водами, лесными ресурсами и другими объектами собственности.

В ст.209 ГК РФ воспроизведено положение ст.36 Конституции РФ относительно того, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Согласно ч.3 ст.129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Специфические отношения собственности на конкретные природные ресурсы регулируется природоохранительным законодательством.

Все эти особенности обуславливают установление большего количества ограничений права собственности на природные ресурсы. Ограничения связаны с тем, что природные ресурсы представляют собой имущество особого рода. Прежде всего, они являются не только источниками материального потребления, но и естественной средой обитания человека, и как таковые подлежат охране. Кроме того, они являются результатом эволюционного развития природы, а не продуктом человеческого труда, в связи с чем, количество их ограничено. И, наконец, природные объекты не могут переноситься в пространстве (за исключением животных), т.е. являются недвижимым имуществом. Эти ограничения заключаются в следующем:

Устанавливается обязанность собственника использовать принадлежащие ему природные ресурсы рационально и эффективно, в соответствии с установленным государственными органами целевым назначением; обеспечивать их воспроизведение и охрану окружающей среды;

Вводятся особые условия использования имущества в связи с установлением особых правовых режимов охраны (например, при создании природных парков или заказников, установлении водоохранных зон вокруг водоемов и т.п.);

Имущество может обременяться публичными и частными сервитутами;

Ограничивается оборотоспособность природных объектов.

Государственная собственность на природные ресурсы во многом сохраняет свое доминирующее положение и в настоящее время. В исключительной собственности государства находятся недра, леса, животный мир, природные лечебные ресурсы, подавляющая часть водных объектов. Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

Если раньше все природные ресурсы находились в исключительной собственности союзного государства, то таких собственников два. Это Российская Федерация и ее субъекты. В связи с этим встал вопрос о разграничении государственной собственности на природные ресурсы на федеральную и собственность субъектов РФ.

В соответствии с федеральным природоресурсовым законодательством к федеральной собственности относятся:

Земли лесного фонда, земли особо охраняемых природных территорий федерального значения, земли водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в федеральной собственности, земли обороны и безопасности; земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов;

Земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения;

Земли природоохранного, рекреационного и историко - культурного назначения;

Земли водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности;

Земельные участки, предоставленные органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации;

Находящиеся в государственной собственности земельные участки, на которых располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации;

Земельные участки, под поверхностью которых находятся участки недр федерального значения;

Земли запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации;

Земельные участки, приобретённые Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;

Лесной фонд и расположенные на землях обороны леса;

Объекты животного мира:

Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу Российской Федерации;

Обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

Населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации; подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации;

Отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;

Естественно мигрирующие по территориям двух и более субъектов Российской Федерации водные объекты:

Поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

Подземные водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

Водные объекты, расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям Российской Федерации;

Водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;

Трансграничные (пограничные) водные объекты;

Внутренние морские воды;

Территориальное море Российской Федерации;

Водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий;

Водные объекты, являющиеся частью территории курортов или лечебно-оздоровительных местностей федерального значения;

Иные особо охраняемые водные объекты федерального значения;

Участки недр федерального значения, необходимые для гарантированного обеспечения государственных потребностей РФ стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность РФ, обеспечивает основы ее суверенитета, а также для выполнения обязательств по международным договорам РФ.

К собственности субъектов РФ относятся природные объекты и ресурсы, не находящиеся в федеральной собственности и не переданные в частную и муниципальную собственность, а также приобретенные субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Субъектом права муниципальной собственности являются муниципальные образования. От их имени выступают органы местного самоуправления.

В настоящее время в муниципальной собственности могут находиться лишь земельные участки, расположенные на них обособленные водные объекты и древесно-кустарниковая растительность, а также объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке.

В муниципальной собственности находятся земельные участки:

Которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;

Право муниципальной собственности, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

Которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:

Земель особо охраняемых природных территорий местного значения, земель водного фонда, занятых обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности;

Земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко - культурного назначения; земель водного фонда, если на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной или частной собственности, за исключением недвижимого имущества, находившегося до приватизации в государственной собственности; эти находящиеся в государственной собственности земельные участки предоставлены гражданину, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а также муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправления, за исключением земельных участков, не подлежащих передаче в муниципальную собственность; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр местного значения;

Земель запаса в границах муниципальных образований, если на них не располагается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в государственной собственности.

Основание передачи земельных участков, находящихся в собственности городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга в муниципальную собственность устанавливается законами указанных субъектов Российской Федерации.

Субъектами права частной собственности являются граждане и юридические лица. В частной собственности могут находиться:

Земельные участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в установленном законом порядке, а также приобретенные ими в результате совершения земельных сделок;

Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, если иное не установлено федеральным законом;

Древесно-кустарниковая растительность, которая появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу.

Владение, пользование и распоряжение древесно-кустарниковой растительностью, расположенной на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, осуществляются собственником в соответствии с требованиями лесного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о растительном мире.

Владение, пользование и распоряжение древесно-кустарниковой растительностью, которая появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу, осуществляется собственником по своему усмотрению.

Мировая практика в этом отношении весьма разнообразна. Преоб­ладающая часть земельных ресурсов обычно находится в частной соб­ственности. Так, в Великобритании государству принадлежит только 9% земель, в США - 40% (в том числе 32% в федеральной собственно­сти и 8% в собственности штатов). В то же время в большинстве стран законодательно утверждена государственная собственность на недра. Это значит, что лишь государство может дать право, на определенных условиях, на добычу природных ресурсов; определенная доля выручки при этом поступает в бюджет.

В России вопрос о собственности на природные ресурсы пока еще далек от окончательного решения. При принятии соответствующих законодательных актов приходится учитывать многие факторы - поли­тические, экономические и др. Так, согласно ст. 34 Водного кодекса РФ, в России устанавливается государственная собственность на вод­ные объекты. Муниципальная и частная собственность допускается только на обособленные водные объекты (ВО); к ним относятся замк­нутые водоемы, небольшие по площади, непроточные, искусственные, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водны­ми объектами.

В ст. 35 Водного кодекса отмечается, что в государственной собст­венности находятся ВО, принадлежащие на праве собственности Рос­сийской Федерации (федеральная собственность), и ВО, принадлежа­щие на праве собственности субъектам Федерации (собственность субъектов РФ). Данная запись о двойной государственной собственно­сти корреспондирует с Конституцией РФ. Исходя из разъяснений, приводимых в словарях и законодательных документах, под термином «государственная собственность» следует понимать собственность на различные средства (в том числе природ­ные ресурсы) и продукты производства, принадлежащие государству. Поскольку субъекты РФ государствами не являются, у них не может быть «государственной» собственности, а лишь «собственность субъектов РФ» со всеми вытекающими отсюда юридическими следст­виями.

В ст. 36 Водного Кодекса дан перечень характеристик ВО, находя­щихся в собственности РФ. К ним относятся, в частности, поверхност­ные ВО, акватории и бассейны которых расположены на территориях двух или более субъектов РФ. В следующей статье сказано, что в собственности субъектов РФ «могут находиться ВО, акватории и бассейны которых полностью расположены в пределах территории соответствующего субъекта РФ и не отнесенные к федеральной собст­венности».

В нашей стране имеется значительное количество малых рек, кото­рые протекают по территории одного субъекта РФ. Согласно ст. 37 Водного Кодекса, они могли бы принадлежать субъектам РФ, но со­гласно ст. 36 подпадают под перечень ВО, относящихся к собственно­сти РФ. Естественно, возникает вопрос: как возможны такие противо­речия в законодательном документе. На наш взгляд, справедливо было бы считать, что все водные объекты в России являются федеральной собственностью.

В комментариях к Конституции РФ поясняется, что государствен­ная собственность в России делится на федеральную и собственность субъектов Федерации. Поэтому система управления федерального уровня может делегировать часть исполнительных полномочий на природные ресурсы субъектам РФ. Однако эта передача прав не долж­на вступать в противоречие с федеральной системой управления и со­ответствовать интересам российского народа в целом.

Федеральный закон «О разграничении государственной собствен­ности на землю» № 101-ФЗ от 17 июля 2001 г. определяет правовые основы разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность му­ниципальных образований (муниципальную собственность). Согласно ст. 3 этого Закона, основанием для внесения земельных участков в пе­речень, на которые у Российской Федерации имеется право собствен­ности, является включение этих участков в состав земель:

Лесного фонда;

Особо охраняемых природных территорий федерального значения;

Водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в фе­деральной собственности;

Водного фонда, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности;

Обороны и безопасности;

Сельскохозяйственного назначения;

Населенных пунктов;

Промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назна­чения;

Природоохранного, рекреационного и историко-культурного назна­чения;

Земельные участки, предоставленные органу государственной вла­сти РФ, его территориальному органу, а также государственному уни­тарному предприятию, государственному учреждению, другой неком­мерческой организации, которые созданы органами государственной власти РФ, на которых располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности РФ, или под поверхностью которых находятся участки недр федерального значения;

Земли запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собст­венности РФ.

В ст. 4-5 данного Закона изложены основания для внесения зе­мельных участков в перечень объектов собственности субъектов Рос­сийской Федерации и муниципальных образований. В этом же доку­менте (ст. 6-7) приведен порядок разграничения государственной соб­ственности на землю и процедура разрешения споров по этому вопросу.

Постановлением Правительства РФ № 140 от 4 марта 2002 г. ут­верждены «Правила подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собствен­ности». В этом документе уточнены перечни земельных участков, в отношении которых тот или иной субъект может претендовать на право собственности. Для решения вопроса должны быть представле­ны следующие данные:

Кадастровый номер земельного участка (при его наличии);

Местоположение участка;

Площадь участка (га);

Документы, подтверждающие обоснованность претензий заявителя на получение прав собственности.

Водные объекты в России являются не менее важными местами обитания и размножения диких зверей и птиц, а также территориями и акваториями для осуществления охоты и ведения организованного охотничьего хозяйства.

Последние оценки водного достояния России показывают, что на ее долю приходится 2,5 млн. рек, 2,7 млн. озер, 2290 водохранилищ объемом свыше 1 млн. куб. метров, 30 тыс. малых водохранилищ и прудов, 37 тыс. крупных систем межбассейнового перераспределения стока. При этом морское побережье России (около 60 тыс. км) омывается 13 морями. Общая площадь морской акватории, подпадающая под юрисдикцию России, составляет 7 млн. кв. км.

С 1 января 2007 г. введен в действие новый Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ. Принятый Водный кодекс РФ ознаменовал новый этап развития водного права, которое должно обеспечить прозрачность водных отношений и служить уточнению границ водных объектов как предметов права собственности и договоров водопользования. Законодатель по-прежнему предусматривает частную собственность на рукотворные водоемы (пруды, озера и обводненные карьеры), но в то же время оптимизирует условия частного пользования остальным водным фондом. При отмене лицензирования развиваются договорные механизмы водопользования.

Введение передачи прав и обязанностей по договору водопользования, утверждение преимущественного права водопользователей заключать договоры на новый срок (не более 20 лет) призваны обеспечить большую гибкость договорных отношений в области использования и охраны водных ресурсов. Важным новшеством Водного кодекса РФ является передача отдельных полномочий по распоряжению водными объектами от федеральных органов государственной власти к органам государственной власти субъектов Российской Федерации за счет субвенций федерального бюджета, а также местным органам самоуправления.

Согласно Федеральному закону «О введении в действие Водного кодекса РФ» должны быть предусмотрены изменения и дополнения в Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, КоаП и другие федеральные законы. Субъекты РФ также должны обновить свои законы. Именно субъекты РФ будут регулировать договорные отношения в области водопользования.

Нормотворчество органов местного самоуправления должно основываться согласно Водному кодексу РФ 2006 года, в сфере осуществления полномочий собственника муниципальных водных объектов (договоры, ставки платы), установления правил пользования водоемами и водотоками в пределах муниципальных образований для личных и бытовых нужд, а также информирования населения об ограничениях использования таковых.

Водный кодекс РФ 2006 года вводит разграничение предметов права собственности на водные объекты и ближайшие земельные участки, имеющие других хозяев. В этом как раз и сокрыто очень многое. Может ли охотник подойти к водному объекту, находящемуся в частной собственности? Как законодатель определил понятие «береговая линия»?

Береговая линия рек, ручьев, каналов, озер, обводненных карьеров определяется по среднемноголетнему уровню воды в безледный период, а береговая линия прудов и водохранилищ – по нормальному подпорному уровню воды. Однако, согласно государственному наблюдению, состояние водных объектов, многочисленных малых водоемов и водотоков в течение последних 15 лет не отслеживалось.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав