22.09.2019

Образование для успешной жизни: реалии и перспективы


Качество образования – это принципиально важный вопрос, влияющий не только на интеллектуальный потенциал подрастающего поколения, но и на общее будущее страны. Советская система образования была почти разрушена, но на смену ей не пришло ничего относительного достойного. На кризис российской системы образования влияет не только смена политического строя, но и все более усиливающаяся глобализация.

Рассмотрим основные проблемы российского образования.

Кризис традиционной системы образования

Организация учебной деятельности в современной России во многом унаследована от советской системы образования. Однако на замену индустриальному обществу приходит информационное общество, мир развивается в условиях глобализации, что обуславливает необходимость коренных реформ в нынешней системе образования. В обновлении нуждаются принципы подачи учебного материала, роль учителя в образовательном процессе. Требуется внедрение в учебный процесс инновационных технологий, оснащение учебных заведений компьютерами и современной техникой. Теоретическая подготовка учеников должна быть направлена не на простое заучивание информации, но на ее понимание и умение применить полученные знания в практической деятельности. Стоит отметить, что 21 век – это время стремительного научного прогресса. Таким образом, сегодняшние учебные материалы для образовательных учреждений уже завтра становятся устаревшими. Требуется постоянное обновление преподаваемых знаний в соответствии с последними научными достижениями.

Низкая практическая направленность образования

Сегодняшняя система образования в большей степени направлена на воспитание будущего ученого-теоретика, нежели на подготовку практикующего специалиста. Теоретические знания во многом оторваны от практической деятельности. Ученики, в большинстве своем, не умеют использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности. Большинство людей, окончивших вуз, отмечают, что не чувствуют в себе готовности приступить к практике. Причин тому несколько. Это и плохая практическая подготовка, и слабая связь между преподаваемым теоретическим материалом и практикой, и устаревшая система образования, которая больше не соответствует стремительно меняющимся условиям на рынке труда.

Низкий уровень финансирования

Российские учебные заведения всех уровней сталкиваются с постоянным недофинансированием. Хроническая нехватка денежных средств негативно влияет на уровень зарплат работников в сфере образования. С каждым годом эта проблема становится лишь острее, ведь учебным заведениям требуются компьютеры, современное оборудование, учебники, соответствующие новейшим научным достижениям. Реформации в сфере образования невозможны без качественного обновления педагогического состава, но решение этой задачи затрудняется низкой престижностью профессии учителя, являющейся следствием низких заработных плат в сфере образования.

Слабая система взаимосвязи между различными уровнями образования

Основные уровни образования – дошкольное, школьное и высшее. Низкая преемственность между всеми «ступенями» образовательного процесса негативно влияет на качество обучения и мешает глубокому овладению знаниями со стороны учеников. Дошкольное образование в России – это слабо организованная система, не дающая нужного объема знаний, необходимого для начала обучения в школе. Зачастую, обучением дошкольников занимаются лица, не получившие педагогического образования. Еще сложнее дело обстоит с преемственностью между школой и вузом. На данный момент выпускник школы не получает того объема знаний, который требуется для сдачи ЕГЭ и поступления в вуз. Старшеклассники вынуждены обращаться к платным репетиторам, ведь бесплатное образование не соответствует всем нуждам будущих студентов.

Слабое законодательство в сфере образования

Качество образования во многом зависит от законодательства в данной области. На данный момент предпринимаются попытки качественно реформировать закон «Об образовании», однако многие проблемы так и остались нерешенными. В частности, это «размытые» социальные обязательства со стороны государства, плохо прописанные принципы лицензирования учебных заведений. Недоработанные законы о контрольно-надзорных процедурах умножают коррупцию и увеличивают количество вузов, дающих некачественное образование. Чрезвычайно слабы законы об образовании в сельской местности. В частности, в законах не учитывается особая специфика сельских учебных заведений.

Массовый спрос на высшее образование

Несомненно, хорошие вузы в России как были, так и есть. Однако с каждым годом все больше и больше людей стремятся получить высшее образование, что непосредственно влияет на увеличение количества плохих вузов. Рассматриваемая проблема становится все острее еще и потому, что значительно упал престиж профессиональных училищ. Кроме того, многие юноши поступают в вузы лишь для того, чтобы освободиться от воинской повинности, что дополнительно умножает вузы, дающие плохой образовательный уровень;

Коррупция

Коррупция в российской системе образования – это многоликое и многоуровневое явление. Сюда можно включить и денежные поборы с родителей школьников, и хищение бюджетных средств, и взятки, и продажу подложных дипломов, и изготовление поддельных документов об образовании. Против коррупции предпринимается много законов, однако работают ли они, сложный вопрос. В частности, снизить коррупцию предполагалось при помощи внедрения ЕГЭ, однако привела ли эта мера к нужным результатам, до сих пор спорят не только рядовые граждане, но и эксперты. Высокий уровень коррупции в учебных заведениях блокирует возможность вертикальной мобильности посредством получения качественного образования для детей из необеспеченных семей;

Падение престижности обучения в ПТУ и техникумах

Рассматриваемая проблема возникла еще в 90-е годы. С тех пор дефицит рабочих кадров на рынке труда все увеличивается, а количество студентов, проходящих обучение в ПТУ, снижается. По данным 2009 года в вузах обучалось в 7 раз больше студентов, нежели в техникумах и ПТУ. Как итог, в России недостает собственной рабочей силы, и приходиться прибегать к помощи иностранных рабочих кадров. Следствием рассматриваемой проблемы также можно назвать высокую безработицу среди людей с высшим образованием.

Подводя итоги можно заметить, что для решения проблем в российской системе образования явно недостаточно традиционного «косметического ремонта». Проблемы имеются практически на каждом уровне системы, и их решение – это важнейшая стратегическая задача России. Новое время требует новых реформ, способных повысить образовательный уровень российский граждан, умножить количество квалифицированных сотрудников и поднять качество образования в России до международных стандартов.

СОЧИ, 5 июля. /ТАСС/. Полномочия по управлению школами менее чем за три года перейдут от муниципалитетов на уровень регионов. Об этом в среду заявила журналистам глава Минобрнауки Ольга Васильева.

"У нас нет 5-10 лет. Я думаю, это будет даже быстрее, чем за три года, потому что это необходимость времени", - сказала министр. По мнению главы ведомства, таких субъектов, где было бы предпочтительнее оставить муниципальное управление, нет.

Она подчеркнула, что откладывать решение этого вопроса не стоит, потому что это эффективная модель и не требует затрат. "Передача полномочий, наоборот, снизит затраты. Сейчас при муниципальном управлении есть единицы, которые отвечают за школьные дела. Если вы эти единицы сокращаете и переводите на региональный уровень, то у вас идет оптимизация даже на низовом уровне, потому что такое количество административных единиц является излишним", - отметила Васильева.

Она добавила, что уже сейчас управление образованием осуществляется в нескольких регионах, в том числе Москве, Самарской, Псковской и Тамбовской областях, однако регионы выбрали для себя разные формы. В ближайшее время будет отобрано еще 11-12 пилотных регионов.

"Нужно вернуться к региональному управлению в системе образования, потом что самоуправлением мы школы немного тормозим, по качеству тормозим. А правовые нормы уже сейчас позволяют это сделать", - сказала министр. По ее мнению, передача полномочий на уровень регионов позволит более эффективно тратить выделенные на образование средства. "Все говорят что сфера недофинансирована, но даже то, что есть, должно идти в правильное русло", - считает Васильева.

"Здесь должен быть анализ, будет соответствующий план [по переходу на региональное управление - прим. ТАСС] с учетом положительного опыта регионов, разработана дорожная карта", - сказал журналистам глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.

Единое образовательное пространство

По словам Васильевой, передача управления школами от муниципалитетов к регионам необходима для создания единого образовательного пространства. Сегодня учредителями всех школ в РФ являются муниципалитеты, и закон позволяет им самостоятельно формировать школьную программу.

"Мы видим такое разнообразие представленных образовательных программ, очень сложно говорить сейчас о той, на мой взгляд, главной ключевой задаче российского образования - создания единого образовательного пространства и базового содержания для каждого ребенка", - сказала Васильева.

Она подчеркнула, что каждый ребенок должен получить хорошее и доступное базовое образование, в препятствие для этого - то самое несоответствие, которое связано с учредительством. "Муниципалитеты не очень-то озабочены той программой, которая содержательна", - сказала министр.

Вернуть школы государству

По словам Васильевой, сейчас в РФ наступил такой исторический период, который требует "огосударствления" школ, то есть возвращения их государству. "Сейчас школы вне государственной опеки и заботы, как бы это парадоксально не звучало. Трудно себе представить, что 42 тысячи школ страны никоим образом министерству образования и науки России не подчиняются, также они и не подчиняются и регионам", - сказала министр.

Она добавила, что для родителей нет принципиального значения, кому подчиняется школа, главное, чтобы ребенок получал качественное образование. При этом, по словам Васильевой, российское законодательство позволяет муниципалитетам принимать непосредственное участие в создании образовательных программ.

"Тогда, получается, что мы не собираем страну через важнейшую отрасль, которой является образование со всех точек зрения, а как бы ее, наоборот, растаскиваем", - отметила министр.

Несколько регионов на сегодняшний день уже реализуют практику создания "школьных округов", в частности Самарская и Астраханская области. По словам Васильевой, губернаторы еще 16 регионов выразили готовность реализовать на своей территории пилотные проекты в этом направлении.

История вопроса

Ранее Васильева заявила журналистам, что полномочия по управлению школами от муниципалитетов на уровень регионов должны перейти менее, чем за три года.

По мнению Васильевой, правовые нормы позволяют осуществить передачу управления школами на региональный уровень. Эта мера также позволит более эффективно тратить выделенные на образования средства.

По словам главы Рособрнадзора Сергея Кравцова, для перехода полномочий на региональный уровень должен быть проведен анализ и разработана дорожная карта с учетом положительного опыта регионов в этой сфере.

Главная > Закон

Образование для успешной жизни: реалии и перспективы

Уважаемые коллеги!

Закончился 2010-2011 учебный год. И сегодня традиционно мы собрались на районный педагогический совет, чтобы подвести итоги и поставить задачи на будущее.

Прошедший год стал для нашей педагогики годом формирования новой системы координат, определяющей основные тенденции развития современного образования в контексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Последнее время самые разные экспертные группы формировали свои предложения по модернизации системы образования. Некоторые из них получили законодательное закрепление. Так, стали реальностью единый государственный экзамен, новые образовательные стандарты, обновленная система лицензирования и аккредитации школ и многое другое.

Системным оформлением всех этих новаций является проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Именно он должен связать обновление образовательного законодательства с общими тенденциями социально-экономического развития страны.

Закон «Об образовании» 1992 года решал задачу формирования ясных правил развития системы образования в новых для страны рыночных финансово-экономических условиях.

Сегодня, когда главной фигурой инновационного развития является человек с его потребностями, ценностями и интересами, принципиально важной становится необходимость описать нормы и правила, позволяющие обеспечить каждому гражданину в любом возрасте возможности для непрерывного образования и профессионального роста. Образовательные достижения, образовательная карьера позволят выпустить в жизнь успешного человека, готового к изменениям, происходящим в обществе и экономике.

Ориентация образовательного законодательства на развитие человека, его успешность в жизни означает гарантированную возможность:

    получения каждым дошкольником вариативного качественного образования, обеспечивающего хорошую подготовку к школе (ст. 64-65);

    свободного выбора каждым учащимся учебных курсов при использовании дистанционных и модульных технологий обучения (ст.13-15);

    полноценного образования и социализации граждан с ограниченными возможностями (ст. 83);

    индивидуального развития интеллектуальных и творческих способностей одаренных детей (ст. 34 и 81 проекта закона);

    широкого использования в образовательном процессе электронных образовательных ресурсов и сервисов (ст. 28, 29);

    формирование позитивного отношения к профессии педагога, в том числе нормативное закрепление положений, определяющих статус педагогических работников (ст. 48);

    эффективного использования разнообразных финансово-экономических инструментов для создания развивающей образовательной среды (ст. 102-108);

    развитие механизмов оценки качества образования; в том числе и за счет усовершенствования процедур лицензирования и аккредитации образовательных учреждений (ст. 96-99).

Таковы перспективы. Проанализируем теперь наши достижения, чтобы понять, насколько мы готовы сделать шаг вперед к обновленной школе.

Одним из основных показателей результативности образовательной деятельности остаются результаты единого государственного экзамена.

Уже три года ЕГЭ сдается по всем предметам в штатном режиме. Значительная часть педагогов школ района прошла обучение технологиям подготовки учащихся к единому экзамену, в образовательных учреждениях сложились свои подходы к обучению будущих выпускников, в районе не первый год реализуется проект «Управление качеством образования».

Каковы же итоги прошедшего учебного года? Улучшились ли показатели по сравнению с прошлогодними?

Начну с анализа результатов ЕГЭ по обязательным предметам: русскому языку и математике. Отмечу, что в целом, как в городе, так и в районе показатели по этим предметам повысились по сравнению с 2009-2010 учебным годом, что объясняется сформированностью подходов к подготовке и организации экзаменов. Однако в прошедшем учебном году наш район снизил свои позиции на уровне города.

Предварительные итоги по району в целом: русский язык - 61,17 балла, математика 45,47 балла. К сожалению, мы не выдержали среднегородской показатель ни по русскому языку, ни по математике.

При этом изменилась и доля образовательных учреждений, результаты которых выше городских. Если по русскому языку этот показатель несколько повысился, то по математике он существенно снизился, что, без сомнения, настораживает, требует пристального внимания к подготовке учащихся и усиления контроля не только на уровне образовательного учреждения, но и на уровне района.

Но есть и результаты, внушающие оптимизм.

Так, увеличилось количество учащихся, получивших по итогам экзаменов 100 баллов. В прошлом году их было 4, в этом году уже 6 выпускников: Бороухина Вероника, Михайлова Екатерина, Павлова Эллина, Слабодкин Андрей, выпускники гимназии № 261; Трифонов Георгий, Тютюкина Полина, выпускники школы № 551.

Это очень хороший результат!

Лучшие результаты ЕГЭ по русскому языку:

Среди гимназий и лицеев: у ОУ № 261, 248, 393.

Среди школ с углубленным изучением предметов: у ОУ № 274, 481, 506.

у ОУ Взмах, 551.

По математике показатели намного выше среднегородского:

В гимназиях и лицеях: 393, 261.

В школах с углубленным изучением предметов: № 481, 504; 274.

В общеобразовательных ОУ: Взмах и 551.

Тревогу вызывает количество справок, полученных выпускниками нашего района по результатам обязательных экзаменов. В этом году их 25 с учетом результатов Центра образования №162. Учитывая, что итоговая аттестация сегодня – это не только подведение итогов школьной жизни учащегося, но и шаг в будущее, считаю первостепенной задачей и делом чести образовательных учреждений района в 2011-2012 учебном году - выдать аттестат каждому учащемуся!

Для поступления в высшие учебные заведения учащиеся имели возможность сдать ЕГЭ еще по 12 дополнительным предметам.

В этом году, по-прежнему, наиболее востребованными остались экзамены по обществознанию, физике, истории. Популярными стали также английский язык и биология.

По предварительным итогам ЕГЭ результаты района - выше среднегородских по 6 предметам из 14: биология, литература, английский, немецкий и французский языки, химия. Радуют результаты по литературе (5 место в городе, в прошлом году было 13 место), английскому языку (6 место в городе, в прошлом году было 8 место), химии (3 место в городе, в прошлом году было 11 место). Однако, снизились показатели по физике, географии, информатике.

К сожалению, есть школы, в которых показатели обученности ниже среднегородских по всем предметам – их 3 или по всем предметам, кроме одного - их в этом году 4. Без сомнения, есть над чем работать!

Необходимо отметить, что результативность деятельности образовательного учреждения – зона ответственности, прежде всего, его руководителя. Руководителям образовательных учреждений следует обратить особое внимание на результаты итоговой аттестации выпускников и на педагогических советах обсудить с коллективами школ возможности повышения качества образовательной подготовки учащихся, взять под личный контроль работу по подготовке учащихся к ЕГЭ. Важно помнить, что результативность деятельности школы будет напрямую связана с ее финансированием в соответствии с ФЗ - 83.

Не меньшая ответственность за образовательный результат конкретного учащегося лежит и на плечах всех педагогов, обучавших его с 1 по 11 класс. Хотелось бы обратить внимание на безусловное требование повышения качества знаний по предметам. Мы не имеем морального права на неудачу! Наши дети должны быть уверены в завтрашнем дне!

Считаю, что Отделу образования необходимо усилить контроль за деятельностью школ по подготовке учащихся к итоговой аттестации.

Вместе с тем у нас есть школы, в которых администрация и педагогический коллектив работают эффективно, что, безусловно, отражается на качестве образования и результатах ЕГЭ. Выпускники этих образовательных учреждений показывают результаты выше среднегородских практически по всем предметам.

Среди гимназий и лицеев это ОУ: № 248, 261, 378, 384, 393.

лучшее ОУ 481

Среди общеобразовательных школ: Взмах

Отдельно следует отметить общеобразовательную школу № 551, которая уже второй год подтверждает высокий уровень обученности по профильным предметам: химия и биология. И это при условии, что профильные предметы выбрали 82% ее выпускников, что характерно далеко не для всех профильных школ района.

Более 50% учащихся выбрали профильные предметы или предметы повышенного уровня изучения лишь в 9 образовательных учреждениях из 18 (без учета школ с универсальным обучением). Учитывая, что профильное обучение создает дополнительные благоприятные условия для освоения учебного предмета, считаю, что этот показатель должен более высоким. Именно поэтому администрации каждой школы необходимо провести серьезный анализ причин несоответствия выбора экзаменов профилю учреждения и откорректировать учебный план, а также организовать с учащимися и их родителями дополнительную работу по профориентации и выбору предметов для итоговой аттестации. Отделу образования необходимо взять под строгий контроль и это направление деятельности школ.

В этом учебном году, как и в прошлом, в районе продолжалась реализация проекта «Управление качеством образования». Преимущество проекта - в возможности учащегося получить внешнюю оперативную оценку собственных результатов, учителя – сразу увидеть результаты как отдельного учащегося, так и всего класса в целом, а администрации - принять своевременные управленческие решения по корректировке образовательного процесса.

В 2010-2011 учебном году школам было предложено по 3 диагностические работы по русскому языку и математике и по 2 диагностические работы по 9-ти учебным предметам.

К сожалению, не все образовательные учреждения воспользовались преимуществами разработанной в районе технологии. Настораживает также несвоевременность передачи отчетов о проведении работ по предметам в ЦИК, что осложняло обработку данных. Учитывая значимость проекта для района и его возможности для организации эффективной подготовки учащихся к ЕГЭ, настоятельно рекомендую администрации образовательных учреждений усилить контроль за соблюдением графика реализации данного проекта. Отделу образования совместно с Информационно-методическим центром поручаю провести выборочную проверку эффективности участия образовательных учреждений в данном проекте.

Третий год проходит эксперимент по проведению итоговой аттестации 9-х классов в новой форме. В этом году в ГИА по русскому языку участвовали 29 образовательных учреждений (в прошлом году – 31), по математике – 28 (в прошлом году – 29 ОУ). Необходимо отметить, что уменьшилось и количество участников ГИА: по русскому языку на 53 человека, по математике на 112 человек.

Безусловно, пока ГИА проходит в рамках эксперимента каждое образовательное учреждение самостоятельно принимает решение о необходимости участия в нем. Однако надо помнить, что когда ГИА начнет проходить в штатном режиме, отсутствие опыта участия в нем может вызвать трудности, которые не позволят учащимся достичь достаточно высоких результатов.

Радует существенное повышение результативности ГИА по сравнению с прошлым учебным годом.

В этом году район по рейтингу качества обученности по русскому языку занял 2 место среди районов (в прошлом году – только 9 место), по математике у нас 4 место в городе (в прошлом году было 9 место). Это очень хорошие показатели!

Стоит отметить, что результаты по математике в этом году на 2 балла выше среднегородских, при этом не справились с экзаменом 23 ученика (в прошлом году их было 66).

По русскому языку результаты также выше среднегородских (в районе этот показатель практически не изменился, а вот в городе он в целом понизился с 33 до 32 баллов). Неудовлетворительный результат в районе показали всего 3 человека (в прошлом году 35 человек!).

Конечно, хочется отметить лидеров.

Лучшие результаты по русскому языку:

    среди гимназий и лицеев у ОУ 248, 384;

    среди школ с углубленным изучением предметов у ОУ 254, 501, 481;

    у ОУ 585, 249.

Лучшие результаты по математике:

    среди гимназий и лицеев у ОУ 384, 393, 261;

    среди школ с углубленным изучением предметов у ОУ 254;

    среди общеобразовательных школ у ОУ 551, 585.

Понимая важность эффективной подготовки учащихся к ГИА, в рамках реализации районного проекта «Управление качеством образования» с использованием ПК «Знак» в прошедшем учебном году были проведены по 2 работы по русскому языку и математике и по 1 работе по предметам по выбору. В будущем учебном году эта работа будет, безусловно, продолжена. Считаю важным обратить внимание руководителей на необходимость всех образовательных учреждений, независимо от выбора формы итоговой аттестации 2012 года, включиться в проводимые для учащихся 9-х классов диагностические работы в ПК «Знак».

Всего по итогам экзаменов получили свидетельства об окончании :

- основной школы - 2213 учащихся, из них 42 человека с отличием;

- средней школы – 820 учащихся, окончивших 11 класс, из них «золотую медаль» - 7 человек, «серебряную медаль» - 9 человек.

Внушает оптимизм, что 72 учащихся 10-х классов (по результатам, предоставленным ОУ) являются потенциальными «медалистами» будущего учебного года. Руководителям образовательных учреждений необходимо обратить особое внимание на организацию индивидуальной работы с этими перспективными учащимися.

Значимым видом оценки качества образования в районе являются результаты лицензирования и аккредитации образовательных учреждений. В настоящее время все образовательные учреждения функционируют на основании действующих лицензии и аккредитации.

В 2010-2011 учебном году процедуру аккредитации прошли 14 учреждений. Хочется особо отметить успехи школы №244 (директор Светлицкий Сергей Леонидович), которая по результатам аккредитации получила статус лицея.

О качестве образования в школах района можно судить не только по результатам итоговой аттестации и аккредитации школ, но и по результатам промежуточной аттестации.

2010-2011 учебный год окончили «на отлично» 1046 человек или 4,22% учащихся школ. О результативности деятельности ОУ говорит и существенное уменьшение количества «второгодников» с 208 человек в 2010 году до 147 человек в 2011 году. Еще один оптимистичный показатель – увеличение количества школ, в которых ни один из обучающихся не был оставлен на повторный курс обучения (в прошлом учебном году таких школ было всего 7, а в этом – 13). Это ОУ № 223, 244, 250, 254, 282, 377, 387, 393, 397, 506, 539, 658, ЦИК.

Обращаю внимание руководителей ОУ на то, что в городе проходит апробацию новая система оценки качества образования, в рамках которой анализируется уровень обученности учащихся переводных классов по разным предметам. Таким образом, в перспективе внешнюю оценку будут получать образовательные результаты не только выпускников школ, но учащихся переводных классов. В связи с этим необходимо усилить контроль за осуществлением педагогами индивидуального подхода к учащимся и инициировать деятельность по созданию программ внутреннего аудита и внутришкольной оценки качества. Качество образования становится одной из ключевых тем и нового законодательства. Хочу обратить внимание на то, что в новом законе об образовании будет усилена ответственность образовательного учреждения за качество предоставляемого образования. Об этом говорится, в частности, в статье 46 проекта закона.

В последнее время одна из тем, волнующих и учителей, и родителей – переход на новые образовательные стандарты, которые с 1 сентября 2011 года вводятся в начальной школе всех образовательных учреждений, кроме коррекционных. В районе проделана большая работа, чтобы этот переход был успешным. Так, в течение последних двух лет планово проходила подготовка педагогов к внедрению ФГОС.

Для учителей начальных классов систематически проводились семинары, круглые столы, мастер-классы по освоению методов и технологий, рекомендованных новыми стандартами. Все учителя будущих первых классов прошли обучение на курсах повышение квалификации.

В каждом образовательном учреждении определена система учебно-методических комплексов для первых классов в соответствии с Федеральным перечнем учебников и учебных пособий, разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования, определена модель по организации внеурочной деятельности обучающихся, подготовлен и согласован в соответствии с новыми стандартами и с новыми санитарно-гигиеническими требованиями учебный план. Таким образом, на сегодняшний день каждое образовательное учреждение готово к внедрению новых стандартов. Однако одной готовности недостаточно для получения действительно значимых результатов. Руководителям образовательных учреждений необходимо проводить систематическую работу по отслеживанию хода образовательного процесса в новых условиях, выделив эту деятельность в отдельный блок внутришкольного контроля.

Одновременно с созданием условий для реализации нового стандарта необходимо «выстроить разветвленную систему поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей». Об этом говорится в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Эффективными механизмами реализации такой поддержки являются олимпиадное и конкурсное движение, проведение Научно-практических конференций учащихся.

В 2010-2011 учебном году в районном этапе Всероссийской олимпиады школьников приняли участие 4500 учащихся (на 16% больше, чем в 2009-2010 учебном году).

Наиболее активными участниками районного этапа стали:

    среди гимназий и лицеев ОУ № 261, 384, 397, 393, 248;

    среди школ с углубленным изучением предметов ОУ 504, 506, 282, 254, 274;

    среди общеобразовательных школ ОУ 249, 264, 250, 503, 493.

Особо нужно сказать об участии в предметных олимпиадах учащихся коррекционных школ: № 502 (6 участников олимпиады, 6 победителей) и 565 (7 участников олимпиады, 7 победителей). Из года в год их воспитанники стабильно занимают призовые места и приносят в район дипломы победителей по предмету «Технология».

Всего победителями и призерами районных предметных туров Всероссийской олимпиады стали 856 учащихся.

Однако если рассматривать результаты выступления учащихся Кировского района на городском и всероссийском турах олимпиады, то не все так радужно.

Из 300 учащихся, направленных на городской (региональный) тур, победителями и призерами стали только 36. Безусловно, это больше, чем в прошлом учебном году (27 учащихся). Но 36 дипломов – это всего 12% от числа участников городского тура и 0,8% от числа участников районного тура. Согласитесь, это достаточно скромные результаты!

Наибольшее число дипломов регионального тура у ОУ №261 (7 дипломов), 504 (5 дипломов), 397 (4 диплома), 387 (3 диплома), 248 (3 диплома).

К сожалению, не увеличилось и количество призеров финального этапа Всероссийской олимпиады: четверо учащихся Кировского района в этом учебном году (5 - в прошлом). Это учащиеся школ № 504, 386 и 261.

Все победители финального этапа - кандидаты на вручение премии для поддержки талантливой молодежи в рамках Приоритетного национального Проекта «Образование». Приятно отметить, что ученица ОУ № 504 Скуднова Ирина стала призером финального этапа Всероссийской олимпиады уже второй раз подряд.

Хочется отметить и стабильно высокие достижения учащихся школы – интерната №2 – 8 победителей и призеров региональной олимпиады по русскому языку и литературе для детей с ограниченными возможностями здоровья, один из которых Лапардин Александр Сергеевич во второй раз стал обладателем премии для поддержки талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование. Молодцы!

Между тем, у района есть потенциал успешного участия в олимпиадах. Так, в 2010-2011 учебном году:

12 учащихся стали победителями и призерами в районном туре 4-х и более олимпиад. Это учащиеся ОУ № 261, 397, 378, 384, 387, 393, 504, 506;

25 педагогов подготовили 6 и более победителей и призеров районного тура Всероссийской олимпиады. Это педагоги школ № 244, 248, 250, 261, 389, 392, 393, 397, 501, 504.

Район со своей стороны старается стимулировать участие школьников и педагогов в олимпиадах. Уже традиционной стала торжественная церемония награждения победителей и призеров районного этапа олимпиады. Это настоящий праздник для учащихся и педагогов. А ценные подарки, которые вручает генеральный директор НПО «Приборы ЛЭК» Сергей Алексеевич Дмитриенко, существенно подчеркивают весомость достижений ребят и их наставников.

По-прежнему востребованными в районе остаются конкурсы для учащихся. В 2010-2011 учебном году учащиеся школ Кировского района участвовали в 130 конкурсах различной направленности (в 2009-2010 учебном году – их было 122).

Наибольшее количество участников конкурсов было подготовлено ОУ № 397 (462); 261(460); 389 (443); 386(292);503 (289); 481 (267), 377 (260).

Победителями конкурсов стали 1974 учащихся, что составило 27,7% от общего количества участников конкурсов.

Победы в конкурсах различного уровня (от городских до всероссийских) – важный показатель результативности образовательной деятельности школы. Поэтому особенно приятно отметить учреждения, чьи учащиеся активно и успешно проявили себя в конкурсах разного уровня. Это ОУ 389;

658, 274, 501, 2 интернат, 493; 658, 503, 274, 249, 384.

Всего победителями региональных, Всероссийских и Международных конкурсов стали 238 учащихся Кировского района.

В прошедшем учебном году продолжалось активное участие образовательных учреждений Кировского района в конкурсах, проводимых Российской академией продуктивного обучения. Школы охотно участвовали как в традиционных конкурсах – «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Золотое руно», так и в новых конкурсах «Человек и Природа (ЧиП)», «Компьютеры и Техника (КиТ)», «Британский бульдог». Все эти конкурсы особенно полезны для тех, кто не только хочет много знать, но еще и многому научиться, многое открыть для себя. Радует постоянное увеличение количества участников этих развивающих конкурсов. В 2010-2011 учебном году их стало более 20 000.

Еще каких-то 20-30 лет тому назад российское образование считалась одним из самых качественных в мире. Сегодня же нашу систему образования не ругает только ленивый, а подавляющее большинство выпускников учебных заведений демонстрируют настолько невысокий уровень знаний, что становится "за державу обидно".

Еще каких-то 20-30 лет тому назад российское образование считалось одним из самых качественных в мире. Сегодня же нашу систему образования не ругает только ленивый, а подавляющее большинство выпускников учебных заведений демонстрируют настолько невысокий уровень знаний, что становится "за державу обидно" (в частности, согласно статистическим данным, знания около 80% студентов-первокурсников платных отделений российских ВУЗов соответствует знаниям школьников 8 класса советского периода).

А больше всего огорчает то что, несмотря на регулярное проведение реформ по улучшению отечественной системы образования, "воз и ныне там": качество современного российского образования не столько улучшается, сколько стремительно ухудшается. Если в 1990 году по уровню знаний и грамотности Советский Союз занимал 33 место среди 174 государств, то уже в 1998 году Россия опустилась на 62 место. И "падение" наших позиций все продолжается и продолжается.

Во многом такая ситуация складывается из-за того, что хорошо себя зарекомендовавшая советская школа разрушилась, а новую модель образовательной системы, соответствующей современным европейским тенденциям, нашим специалистам до сих пор создать так и не удалось.

К счастью наше общество понимает, что от состояния системы образования зависит не только престиж, но и судьба государства. Поэтому и правительство России, и общественность прикладывает максимум усилий для того, чтобы выявить актуальные проблемы российского образования и найти эффективные пути их устранения. Что это за проблемы? Давайте рассмотрим наиболее очевидные и актуальные из них.

Падение социального статуса педагога


В Советском Союзе педагоги имели особый статус: родители не сомневались в профпригодности преподавателей и не подвергали сомнению их рекомендации по воспитанию и развитию детей, а школьники и студенты воспринимали учителей, как неких "небожителей", к которым нужно относиться с исключительным уважением и почтением.

Что мы наблюдаем сегодня? Студенты и ученики школ позволяют себе врываться в кабинет во время урока или лекции, препираться с педагогом и оскорблять его, заниматься своими делами в процессе обучения (например, играть на мобильном телефоне или "бродить" по интернету), не реагировать на замечания учителя. При этом, некоторые родители не только оправдывают такое поведение своих детей, но и сами ведут себя не лучшим образом.

Необходимо отметить, что в сложившейся ситуации во многом виновно как правительство, которое не в состоянии предложить педагогам достойный уровень зарплаты, в результате чего качественно ухудшился кадровый состав преподавателей , но и сами учителя, позволяющие себе обсуждать личные проблемы при учениках и "срывать" на них свое плохое настроение.

Несоответствие требований рынка труда и номенклатуры дипломов

Специалисты все чаще говорят о том, что российские ВУЗы основной упор делают на подготовку "денежных" специальностей (то есть, тех, которые пользуются популярностью у абитуриентов и за которые они готовы платить). А специалистов, которые действительно требуются для экономического развития нашей страны, готовят по остаточному принципу.

Кроме того, существующая на сегодняшний день система образования просто не в состоянии оперативно реагировать на изменения рынка труда, содержание востребованных специальностей которого меняется каждые 5 лет. В результате молодой специалист выходит из стен ВУЗа с устаревшими знаниями, из-за чего первые годы своей трудовой деятельности ему приходится "тратить" на приобретение нужных знаний и навыков опытным путем.

Образовательные услуги


Но самой главной ошибкой, допущенной по мнению общественности министерством образования , стала переквалификация системы обучения в систему предоставления образовательных услуг. Такого же мнения придерживаются и многие специалисты, утверждающие, что такие понятия как "обучение" и "услуги" несовместимы.

Дело в том, что предоставление услуг подразумевает выполнение работ, по объему соответствующих размеру оплаты. И если принять за аксиому, что образовательные организации предоставляют населению образовательные услуги, то ни о каком качественном и доступном образовании для всех говорить не приходится. Помимо этого, такое потребительское отношение к образованию дает участникам образовательного процесса полное право на такие заявления, как "я не хочу учиться, но мои родители вам платят, вот и старайтесь меня чему-нибудь научить" или "пока вы мне не заплатите за дополнительные занятия, ваш ребенок не будет получать высокие оценки" и т.д.

В результате, мы имеем выпускников с "купленными" дипломами и аттестатами, за которыми стоит только минимальный от необходимого объем навыков и знаний. Чтобы понять, к чему может привести такой подход к обучению, долго думать не нужно: нас будут лечить доктора, которые не видят разницы между, например, гипертонией и гиподинамией, а стратегию экономического развития страны будут разрабатывать специалисты, которые путают дебит с кредитом.

Пути решения проблем системы образования


Из всего изложенного выше очевидно, что решение проблем современного российского образования невозможно без восстановления статуса педагога как элиты страны и наиболее уважаемого члена общества. Естественно, подобный статус должен быть подтвержден соответствующей зарплатой и уважением, как со стороны общественности, так и аппарата чиновников.

Кроме того, очень важно не просто пытаться внедрить западные образцы образовательной системы, многие из которых, кстати, не адаптированы под российский менталитет, а приложить максимум усилий для возвращения страны на естественный путь развития, который, хотим мы этого или нет, неразрывно связан с социалистическим прошлым нашего государства. Другими словами, сегодня России нужна образовательная система советского типа, оснащенная современными технологиями и методиками обучения.

Отечественные реалии в образовательной сфере

Статистика свидетельствует о том, что из 1,5 миллиона специалистов-экономистов, ежегодно выпускаемых высшими учебными заведениями, отечественный рынок труда, бизнес-сообщество способны принять лишь 500 тысяч человек. Тем не менее в стране обозначился острый дефицит современных менеджеров-управленцев, способных решать задачи в условиях конкуренции и рыночных отношений. По различным социологическим данным, у нас насчитывается только 5-8 процентов управленцев, соответствующих требованиям современных стандартов. Между тем по сравнению с 1995 годом число студентов в России выросло в два раза и сейчас составляет 6,5 миллиона, но устроиться по специальности смогут далеко не все.
Совершенно очевиден огромный разрыв в качестве образования, которое дают ведущие высшие учебные заведения (МГУ им. М.В.Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Государственный университет - Высшая школа экономики и некоторые другие авторитетные вузы), с тем, что получают студенты во многих городах России. Анализ показывает, что этот разрыв за последние годы не только не сократился, но и продолжает увеличиваться.
Кроме того, образованию в Российской Федерации не хватает не только финансовых средств, но и самых современных технологий образовательного процесса, до сих пор у нас не развита система дистанционного обучения. Да и по вполне объективным причинам во многих вузах преподают люди, не знающие требований сегодняшнего дня. Многое из перечисленного будет решаться в рамках реализации национального проекта Образование. Следует отметить, что органы государственной власти не смогут справиться с возникшими трудностями самостоятельно, поскольку сложившаяся ситуация требует вмешательства бизнес - структур.
По словам заместителя министра образования и науки РФ А. Г. Свинаренко, работодатели должны разработать квалификационные требования к специалистам, так называемые профессиональные стандарты, на основании которых должны формироваться государственные образовательные стандарты.

Позитивной тенденцией в сфере образования явилась разработка законопроекта О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации (в части предоставления права объединениям работодателей участвовать в прогнозировании и мониторинге рынка труда) , поскольку частично снизилось усугубление произошедшего разрыва традиционных связей между системой образования и экономикой ввиду функционально неполного законодательства, по существу не предусматривающего участия работодателей и их объединений в решении стратегических вопросов профессионального образования.
Говоря о взаимодействии образования и бизнеса, надо задать вопрос, какова структура бизнеса. Есть государственные структуры - надо говорить о подготовке кадров для государственных структур, есть акционерные общества со стопроцентным государственным капиталом, структуры, в которых 51 процент акций принадлежит государству, а также полностью частные компании. Я считаю, что форма взаимодействия с каждым структурным видом работодателей должна быть разная, - убеждена заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке В. Н. Иванова.
Что касается форм взаимодействия системы образования и бизнеса, то они различны: корпоративный договор и отраслевой заказ, образовательный кредит, участие в оценке качества образования и установлении рейтинга вузов. Важно также развитие систем попечительских советов. Ну и, конечно же, особое внимание должно быть привлечено к созданию эффективной оценки образовательного уровня, мониторинга его инновационного развития и трудоустройства дипломированных специалистов.
Среди вышеперечисленных мероприятий особое внимание в настоящий момент уделяется образовательному кредиту. По мнению Президента Российской Федерации В. В. Путина, бизнес может принять в данной ситуации непосредственное участие. Кредиты будут выдаваться банками-агентами, список которых формируется на конкурсной основе. Такое кредитование пока будет осуществляться в экспериментальном режиме лишь в нескольких вузах.

Таким образом, требуется проведение значительных реформ в области образования и законопроект О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации (в части предоставления права объединениям работодателей участвовать в прогнозировании и мониторинге рынка труда) является ключевым фактором в проведении данных изменений.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав