06.09.2019

Коммерческие гис мировых производителей. Минкомсвязь России перевела ведомственный сегмент системы «Мир» на отечественную аппаратную платформу Как получить выписку из информационной системы мир


Правительство РФ презентовало новую государственную систему миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения идентификационных документов и документов, удостоверяющих личность – ГС «МИР».

Новая государственная система миграционного и регистрационного учета будет создана на основе объединения государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения и государственной информационной системы миграционного учета в соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 августа 2015 года №813. Уникальность системы состоит в том, что в ней будут объединены сведения обо всех гражданах России и их местах жительства, вне зависимости от региона регистрации и проживания. Попадет в систему и информация об иностранных мигрантах. Благодаря этому будет решено сразу много важных проблем, связанных с регистрацией граждан по месту проживания. Данные регистрационного и миграционного учета станут более полными, достоверными, а главное - доступными в режиме онлайн для всех подразделений Федеральной миграционной службы и пограничного контроля на свей территории России. После внедрения системы «Мир» в действие процесс регистрации станет для всех россиян простым и быстрым. Им не придется сниматься с регистрационного учета в своем регионе, чтобы зарегистрироваться по новому месту жительства. Достаточно будет просто проинформировать ФМС и вопрос с регистрацией будет решен «не отходя от кассы». Скорее всего, со временем, система регистрации вообще станет полностью электронной и каждый россиян сможет самостоятельно вставать на регистрационный учет, пользуясь электронными терминалами в ФМС. Что касается, трудовой миграции из стран ближнего и дальнего зарубежья, то как сотрудники миграционной службы, так и работодатели всегда смогут проверить достоверность информации, которую сообщил им работник. Ведь все данные о регистрационном учете и полученных разрешениях и патентах, также будут внесены в систему «Мир». Таким образом, государственные службы смогут отслеживать и контролировать миграционные потоки, а также делать выводы о положении дел в регионах, на основании полученных данных. Надо отметить, что, используя систему «Мир», государственные службы смогут оперативно выявлять все случаи подделки или манипуляций с документами, удостоверяющими личность, и документами миграционного учета. Это даст возможность повысить степень защиты таких документов и предотвратить случаи незаконной миграции. Сразу нескольким министерствам и ведомствам - ФМС, ФСБ, МИД, МВД, Минфину, Минобороны и Минкомсвязи, Правительство РФ дало поручение в срок до 1 января 2016 года определить порядок функционирования всех элементов государственной системы «Мир».

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

Воронежский государственный технический университет

Факультет архитектуры и градостроительства

Кафедра градостроительства

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«Применение ГИС в экономике»

Выполнил : студент группы 2441Б

Опритов А.А.

Проверил : Доц. Колупаев А.В.

Воронеж 2017

1. Введение………………………………………………………………....3

2. ГИС сегодня…………………………………………………………….3

3. Экономическое развитие……………………………………………...5

4. Коммерческие ГИС мировых производителей……………………13

5. Заключение……………………………………………………………..17

6. Список литературы……………………………………………………18

Введение

Географическая информационная система (ГИС) представляет собой совокупность пространственной и атрибутивной информации, программного обеспечения, аппаратной платформы, средств всестороннего анализа информации и ее визуального представления. История развития геоинформационных систем начинается с конца 50-хгодов прошлого столетия. Основной вклад в развитие ГИС за период 50-х - 60-х г.г. внесли США, Канада и западная Европа. Россия же влилась в мировой процесс создания и развития геоинформационных технологий лишь в середине 1980-х годов.

Географическая информационная система (ГИС) сегодня

Сегодня ГИС - одна из современнейших перспективных технологий, которую многие организации внедряют в свою производственную деятельность как инструмент, усовершенствующий бизнес-процессы предприятий.

Существует мнение, что более 60% информации, содержащейся в корпоративных базах данных, имеют пространственный (географический) компонент. Также существует мнение о том, что человек в своей деятельности использует более 70 % информации, имеющей пространственную привязку. Использование геоинформационных систем становится неотъемлемой частью профессиональной деятельности многих предприятий и ведомств. Скорость и простота отображения данных, возможность формирования многогранных запросов, доступ к внешним базам данных и одновременно создание и ведение внутренних баз данных, возможность интеграции с различными корпоративными информационными системами - это далеко не полный список преимуществ, которые получает пользователь, работающий с ГИС.

Геоинформационные системы для различных областей оперируют такими важными понятиями , как:

· определение точного пространственного местоположения объектов,

· отображение совокупности разнообразной информации для принятия взвешенного решения,

· планирование ремонтных и восстановительных работ,

· мониторинг экологической ситуации и природных ресурсов,

· планирование развития социальной инфраструктуры.

Все эти задачи решаются в классических ГИС - отраслевых, муниципальных, прикладных или специализирующихся по определенной проблеме.

Рис. 1. Программа Quantum GIS

Рис. 2. Программа Quantum GIS

Рис. 3 Варианты ГИС программ

Рис. 4. Программа Criticality Analysis

ГИС в экономике

ГИС – совокупность технических, программных и информационных средств, обеспечивающих ввод, хранение, обработку математико-картографическое моделирование и образное интегрированное представление географических и соотнесенных с ними атрибутивных данных для решения проблем территориального планирования и управления.
Эта технология объединяет традиционные операции работы с базами данных, такими как запрос и статистический анализ, с преимуществами полноценной визуализации и географического (пространственного) анализа, которые предоставляет карта. Эти возможности отличают ГИС от других информационных систем и обеспечивают уникальные возможности для ее применения в широком спектре задач, связанных с анализом и прогнозом явлений и событий окружающего мира, с осмыслением и выделением главных факторов и причин, а также их возможных последствий, с планированием стратегических решений и текущих последствий предпринимаемых действий.
Геоинформационные системы были созданы для управления процессом распределения ресурсов в пространстве. Они взаимодействуют с другими системами, управляющими процессами, связанными с пространственным распределением ресурсов.

Рис. 5. Технологии и статистика ГИС

В экономике, с целью облегчения управления экономическими процессами и прогнозирования путей развития территории на единой методологической основе, также могут использоваться ГИС. На крупных предприятиях для более оперативной работы в геоинформационных системах используют компьютерные сети (в частности, Internet), что способствует обмену оперативной информацией.
В США появляется специальный журнал "BusinessGeographies", это приложение к GISWorld, он посвящен описанию базовых принципов ГИС и приложениям этой технологии в бизнесе. А в западной печати все чаще встречаются новые понятия геомаркетинга, связывающее в неразрывное целое бизнес и геоинформанционные технологии.
Сформулируем преимущества ГИС перед другими информационными технологиями:
возможность прямой привязки друг к другу в режиме HotLink всех атрибутивных и графических данных.
обеспечение географического анализа и наглядной визуализации БД в виде различных карт, графиков, диаграмм;
Сфера применения ГИС в бизнесе охватывает разные области:
анализ и отслеживание текущего состояния и тенденций изменения рынка;
планирование деловой активности;
оптимальный выбор местоположения новых торговых точек филиалов фирмы или банка, складов, производственных мощностей;
выбор кратчайших или наиболее безопасных маршрутов перевозок и путей распределения продукции;
демографические исследования, проводимые в целях определения спроса на продукцию;
географическая привязка баз данных о земле и домовладении.
Схема применения геоинформационной технологии в сфере бизнеса достаточно проста. Любая фирма ведет, как правило, несколько баз данных. Даже если это отсутствует, в любой фирме используется справочник телефонов и факсов, справочник адресов клиентов или партнеров, справочник возможностей и услуг фирм. Эти данные необходимо систематизировать и наглядно представить, чтобы повысить эффективность работы с ними. Для этой цели приобретаются настольная ГИС и набор цифровых карт соответствующей тематики. Каталог адресов переводится в базу данных ГИС и становится атрибутивной характеристикой карты, создавая на ней соответствующую нагрузку. Затем заполняются данными другие базы: о клиентах, поставщиках, заказчиках и т.д.
При планировании развития центров экономического управления возникает потребность в оптимальном управлении, совокупностью коммерческих организаций, транспортными потоками, сетями коммуникаций и т.д. Решение подобных задач осуществляется методами ГИС. Сначала создается интегрированная информационная основа. Затем геокодированная информация об объектах загружается в базу данных ГИС, которая уже загружена картографической информацией в нужных масштабах. Путем использования методов теоретического и численного анализа, линейного программирования решаются задачи оптимизации. В результате решения подобных задач осуществляется выбор оптимального местоположения коммерческих центров, выбор областей влияния этих центров, оптимизация транспортных потоков, оптимизация информационного обеспечения.
Геоинформационная система позволит:
1. быстро выявить по карте, где скрываются покупатели и конкуренты;
2. определить наиболее выгодное для бизнеса местоположение новых производственных мощностей, филиалов и торговых точек;
3. составить сводные диаграммы объемов продаж за месяц или год по интересующим торговым предприятиям;
4. визуально оценить и получить полноценную статистическую сводку по динамике спроса и предложения в любой области рынка, например в операциях с недвижимостью;
5. визуально по карте и на основе сопутствующей цифровой и текстовой информации провести сравнение демографических характеристик по разным странам, областям и районам;
6. выявить и оконтурить неблагополучные по экологическим признакам районы или зоны повышенной чувствительности природной среды к антропогенным воздействиям;
7. нанести на карту, выделить и дополнить сопутствующей информацией зоны производства, хранения, сброса и накопления вредных для людей и живых организмов веществ и материалов.
Рассмотрим оперативное использование геоинформационных систем и компьютерной сети на примере учета товаров на предприятии, состоящем из складов и сети магазинов. Электронная карта наглядно показывает расположение всех объектов и движение товара между ними. Система позволяет выделить отдельный объект и определить товарооборот продукции в нем. Изучение спроса помогает оперативно реагировать при управлении производством: вовремя закупить и направить товар в нужную точку. Анализ оперативной сводки состояния дорожного полотна поможет разработать маршрут движения транспорта.
В разных странах ГИС находят применение в бизнесе. С помощью ГИС например, бизнесмены Великобритании открывают новые супермаркеты, бензоколонки и станции техобслуживания автомобилей.
В Южной Африке ГИС применяют при оптовой и розничной продаже автомобилей; рассылке и разноске почты и другой корреспонденции, в том числе рекламной в соответствии с индивидуальными потребностями, профессиональными интересами и доходами каждого занесенного в базу данных жителя; оптовых поставках бакалейных товаров; создании информационной системы с адресной и картографической привязкой по коммерческим компаниям и фирмам.
Во Франции пользователями ГИС являются, например, автомобильные компании Citroen, Renault и Peugeot, активно внедряющие картографию в свою повседневную деятельность.
В США разработана ГИС-система Infomark-GIS, специально предназначенная для маркетинговых приложений и обеспечения процесса принятия решений. Система легко интегрируется с более чем 60 национальными базами бизнес-данных, может быть без больших дополнительных усилий локализована под специальные задачи, характерные: для операций с недвижимостью, ресторанного бизнеса, продажи товаров повседневного спроса, деятельности коммунальных служб, банковско-финансовой индустрии. Эта система объединяет средства пакетов Arclnfo, ArcView и собственного продукта компании-разработчика Infomark.
Компания CastilloCompany, Inc., Феникс, применяя пакет ArcInfo, выявляетрайоны с определенным составом населения, расположенные на заданном расстоянии от аэропорта, с домами, имеющими определенную среднюю стоимость, или отвечающие многим другим критериямна территориях 50 с лишним стран мира.
Предоставляемые компанией результаты и решения способствуют выбору оптимальных, наиболее выгодных стратегии и тактики действий ее клиентов, быстрому реагированию на изменяющиеся условия рынка, при необходимости переориентации профиля деятельности коммерческих фирм.
Не обходится без ГИС и такая специфическая область бизнеса, как быстрая доставка корреспонденции. Более 25 лет частная компания FederalExpress занимается рассылкой почтовых отправлений по всему миру. В этой задействованы средства геокодирования пакета Arclnfo. В его базе данных хранятся адреса, почтовые индексы, названия, имена и фамилии миллионов жителей и организаций разных стран. К соответствующим картам привязаны их местонахождение, маршруты и расписания авиарейсов, границы административных районов, другая полезная для успешной работы информация. Конечная цель использования ГИС - наилучшее удовлетворение потребностей и запросов покупателей и клиентов, причем как в настоящем, так и в будущем и, как следствие, процветание фирмы и ее стабильно высокая конкурентоспособность.
Спектр предлагаемых компанией ESRI программных ГИС продуктов наиболее широк в сравнении с конкурентами на рынке геоинформационных технологий. Он включает простые средства конечного пользователя ArcView 1 и ArcView 2, полнофункциональные ГИС PC Arclnfo и ArcCAD, работающие на персональных компьютерах, а также наиболее мощный по функциональным возможностям программный пакет Arclnfo, работающий на всех основных платформах UNIX- рабочих станций.
Важным преимуществом является комлементарность (полная совместимость) всех разноуровневых продуктов ESRI. Результаты работы с одним пакетом не пропадут, если пользователь сочтет целесообразным заменить его или дополнительно использовать любой другой из семейства ESRI. Все они работают в единой информационной среде Arclnfo. В этой же среде написаны сотни специализированных программных продуктов (приложений) для многих отраслей науки и практики. При разработке последних версий программных продуктов ESRI предусмотрены возможности использования наиболее распространенных типов внешних реляционных баз данных и конвертеров файлов данных популярных форматов.
Первая и вторая версии программного продукта ArcView простые и эффективные средства для визуализации и анализа любых данных об объектах и явлениях, произвольным образом распределенных по территории. Сферы их применения разнообразны: бизнес и наука, образование и управление, социологические, демографические и политические исследования, промышленность и экология, транспортная и нефтегазовая индустрия, землепользование и кадастры, службы коммунального хозяйства.
ArcView может использоваться менеджерами, планировщиками, аналитиками и учеными для более полного понимания сущности перед ними проблем реальной жизни, связанных с деятельностью их компаний, адресно-географической привязки полезной для решения этих проблем информации.
Например, при выборе места для нового магазина по карте в ArcView 2 пользователь имеет возможность сначала просмотреть данные о продажах товара за предыдущие месяцы в других торговых точках, о демографическом и социальном составе потенциальных покупателей, дополнительно вывести на экран монитора фотографию или поэтажный план здания, где предполагается открыть магазин, подсветить на этой либо более подробной карте, выведенной как часть тогоже изображения, магазины конкурентов.
Впервые ознакомившиеся с такими возможностями коммерсанты часто бывают поражены, внезапно увидев и поняв, где они могут найти новых покупателей и клиентов, где наиболее остра конкуренция с соперничающими фирмами, что за люди живут и работают в районе вашей торговой точки, на какой спрос и, следовательно, на какие доходы можно рассчитывать.
После такого анализа целесообразность открытия магазина может стать очевидной, либо становится ясно, что надо подбирать другое место или изменить ассортимент товаров и объем товарооборота.
Таким образом, геоинформационные системы дают широкие возможности для обоснованного принятия оперативных и долгосрочных решений, обеспечивающих устойчивость экономического развития организации. В будущем тематическая карта станет такой же привычной формой представления итоговой деятельности любого предприятия, как сегодня уже стали всевозможные круговые и столбчатые диаграммы.

Рис. 6. Варианты карт программы ГИС

В Южной Африке ГИС применяются при: оптовой и розничной продаже автомобилей; рассылке и разноске почты и другой корреспонденции, в том числе рекламной в соответствии с индивидуальными потребностями, профессиональными интересами и доходами каждого занесенного в базу данных жителя; оптовых поставках бакалейных товаров; создании информационной системы с адресной и картографической привязкой по коммерческим компаниям и фирмам с объемами продаж более 50 тыс.долл.

В Испании ГИС используются крупными банками для разработки планов развития и координации деятельности региональных центров по обслуживанию вкладчиков.

Во Франции пользователями ГИС являются, например, автомобильные компании Citroen, Renault и Peugeot, активно внедряющие картографию в свою повседневную деятельность. Региональный центр IBM-258 France смог увеличить объем продаж аппаратных и программных средств, ускорил сервисное обслуживание клиентов за счет повышения эффективности взаимодействия с 1200 бизнес-партнерами, новых возможностей оперативного анализа результатов работы своих подразделений и многочисленных дилеров в результате совместного использования потенциала аналитических средств ГИС и собственной базы данных "Траектория" (Trajectoire). Опыт использования подобной связки оказался столь успешным, что и сама созданная за две недели универсальная аналитическая бизнес-система стала рыночным товаром, заинтересованность в приобретении которого проявил ряд фирм, напрямую не связанных с компьютерным бизнесом.

В Новой Зеландии компания Eagle Technology на базе пакета Arc View разработала собственное приложение View/NZ - многофункциональное средство анализа сведенных табличных, текстовых и картографических бизнес-данных, демографической, статистической, земельной, муниципальной, адресной и другой информации. Использование этого приложения помогает переориентировать главную цель маркетинговых усилий с удовлетворения усредненных потребностей населения города или района на оперативное реагирование на запросы каждого человека, живущего или работающего в зоне реализации товаров фирмы. Достигаемый при таком подходе принципиально новый уровень сервиса получил наименование персонифицированного маркетинга (personal marketing).

В США располагающейся в г.Сан-Диего (штат Калифорния) компанией Equifax National Decision Systems в середине 1993 г. разработана ГИС-система Infomark-GIS, специально предназначенная для маркетинговых приложений и обеспечения процесса принятия решений. Система легко интегрируется с более чем 60 национальными базами бизнес-данных, может быть без больших дополнительных усилий локализована под специальные задачи, характерные: для операций с недвижимостью, ресторанного бизнеса, продажи товаров повседневного спроса, деятельности коммунальных служб (utilities), банковско-финансовой индустрии.

Одними из первых пользователей системы стали компании Levi Straus & Co., Tennessee Valley Authority, Boston Chicken и Friday"s (бывшая TGI Fridays). Система объединяет средства пакетов Arclnfo, Arc View и собственного продукта компании-разработчика Infomark.

За последнее десятилетие в США и других странах появилась многочисленная группа компаний, специализирующихся на консультационном обслуживании бизнеса, проводящих по заказам аналитические маркетинговые исследования на базе ГИС.

Например, специалисты компании Castillo Company, Inc., Феникс (штат Аризона), применяя пакет Arclnfo, могут без большого труда на территориях 50 с лишним стран мира выявить районы с определенным составом населения, расположенные на заданном расстоянии от аэропорта, с домами, имеющими определенную среднюю стоимость, или отвечающие многим другим критериям.

Заказчиками постоянно расширяющегося спектра решаемых компанией маркетинговых, демографических, социологических, политологических и многих комплексных междисциплинарных задач являются как частные фирмы, так и государственные организации, например Геологическая служба США.

Предоставляемые компанией результаты и решения способствуют выбору оптимальных, наиболее выгодных стратегии и тактики действий ее клиентов, быстрому реагированию на изменяющиеся условия рынка, при необходимости - переориентации профиля деятельности коммерческих фирм. Последние явно доминируют среди клиентов Castillo Company, Inc, в их числе такие гиганты компьютерного бизнеса, как Motorola и Intel.

Не обходится без ГИС и такая специфическая область бизнеса, как быстрая доставка корреспонденции. Более 25 лет частная компания Federal Express занимается рассылкой почтовых отправлений по всему миру. В этой требующей особой тщательности работе последние семь лет задействованы средства геокодирования пакета Arclnfo. В его базе данных хранятся адреса, почтовые индексы, названия, имена и фамилии миллионов жителей и организаций разных стран. К соответствующим картам привязаны их местонахождение, маршруты и расписания авиарейсов, границы административных районов, другая полезная для успешной работы информация.

По мнению многих бизнесменов и аналитиков, сфера приложений ГИС-технологий безгранична. Они входят в мир бизнеса, перевернув все представления о предназначении и экономической эффективности географических методов визуализации и анализа рутинной информации. ГИС преобразует эту информацию в новое, уникальное по своей прикладной ценности знание.

Особенно успешно и выгодно использование ГИС-технологий при массовых перевозках грузов и людей, при создании сетей оптимально размещенных торговых точек, анализе существующих и потенциальных рынков и районов сбыта продукции, в нефтяных, газовых и электрических компаниях, а также в коммерческих фирмах, занимающихся операциями с недвижимостью, для обоснования, расширения и поддержки банковских операций, в работе авиакомпаний и телекоммуникационных корпораций, ряде других сфер деловой активности.

Конечная цель использования ГИС - наилучшее удовлетворение потребностей и запросов покупателей и клиентов, причем как в настоящем, так и в будущем и, как следствие, процветание фирмы и ее стабильно высокая конкурентоспособность.


Рис. 7. Новая архитектура ГИС

Коммерческие ГИС мировых производителей

Компания ESRI (www.esri.com) была основана в 1969 г. Джеком и Лаурой Данжермонд (Jack и Laura Dangermond). Название ESRI - это аббревиатура от Environmental Systems Research Institute, что переводится как «Институт исследования систем окружающей среды». Первый коммерческий продукт ESRI - ARC/INFO - вышел в 1981 г. Сегодня ESRI является одним из лидеров в индустрии ГИС. Семейство разработанных компанией ESRI программных продуктов (ArcGIS) получило широкое распространение в мире и, в частности, в России.

Компания Intergraph (прежнее название компании - MS Computing Inc) была основана в том же 1969 г. и специализировалась на услугах консалтинга. Intergraph консультировала различные государственные учреждения по вопросам использования цифровых компьютерных технологий. Для удовлетворения запросов своих первых клиентов компания предложила технологии, которые позже были применены в графических системах - этот подход нашел отражение в названии компании, сложенном из слов Interactive и Graphics. В настоящее время Intergraph Corporation - всемирно известная организация-разработчик в области таких технологий, как компьютерная графика, геоинформационные системы, аппаратные ускорители компьютерной графики, полноценная среда для проектирования и твердотельного моделирования и многое другое.

Одновременно с ESRI и Intergraph были основаны английская Ferranti и швейцарская Contraves (чуть позже к ним примкнули норвежская Koninglike Wappenfabriek и немецкая Messerschmidt-Boelkow-Bluehm). Ferranti предлагала геоинформационную систему для кадастрового картографирования в конце 70-х годов, но вскоре исчезла с рынка.

Изыскательские компании, например, Wild и Kern (которая позже объединилась с Leica), занялись созданием ГИС под влиянием успешного проекта в Базеле. Компании шли различными путями - одна из них адаптировала американские продукты для европейского рынка, вторая разрабатывала собственный продукт.

Одна из ведущих компаний в сфере разработки ГИС - MapInfo Corporation - была образована в 1986 г. Ее продукция включает настольную ГИС, различные картографические продукты, а также некоторые веб-приложения. Наиболее известным продуктом компании является ГИС MapInfo Proffesional. В Pоссии MаpInfo Proffesional является одной из самых распространенных геоинформационных систем.

Основанная в 1982 г. корпорация Autodesk - крупнейший в мире поставщик программного обеспечения для промышленного и гражданского строительства, машиностроения, рынка средств информации и развлечений - в 1996 г. выпустила программный продукт AutoCAD Map для создания геоинформационных систем. 150 тыс. пользователей AutoCAD, применяющие его в области картографии, заслуживали в тот период особого внимания.

Компания Bentley Systems, Inc. (США) была основана в 1984 г. Ее специализация - комплексные ГИС-САПР-технологии. Первые десять лет существования Bentley была компанией одного продукта MicroStation - профессиональной, высокопроизводительной графической системы для 2D и 3D автоматизированного проектирования. С 1995 г. Bentley начала стремительно расширять сферу интересов и, соответственно, спектр предлагаемых программных продуктов. В настоящее время компания Bentley уделяет особое внимание технологии ГИС.


Рис. 8. Рост мирового рынка ГИС в 2012-2016 г. обеспечен широким использованием 3D-систем государственными учреждениями и организациями

Еще один быстрорастущий рынок применения ГИС – телекоммуникации. Аналитики Infiniti Research утверждают, что среднегодовые темпы роста в этом сегменте в период с 2012 по 2016 гг. составят 9,9%

Постановление Правительства РФ от 6 августа 2015 г. N 813
"Об утверждении Положения о государственной системе миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность"

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о государственной системе миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность.

3. Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству иностранных дел Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Министерству транспорта Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации и Федеральному агентству морского и речного транспорта в рамках компетенции, установленной Положением , утвержденным настоящим постановлением, в срок до 1 января 2016 г. издать акты, определяющие порядок функционирования элементов государственной системы миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность.

4. Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации совместно с Федеральной миграционной службой в срок до 1 января 2016 г. обеспечить внесение в установленном порядке изменений в государственную программу Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", предусмотрев финансирование мероприятий по созданию, эксплуатации, модернизации и развитию государственной системы миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность, в том числе за счет перераспределения финансовых средств, предусмотренных в ней на 2016 - 2020 годы на обеспечение развития и эксплуатации государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения.

Положение
о государственной системе миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность
(утв. постановлением Правительства РФ от 6 августа 2015 г. N 813)

С изменениями и дополнениями от:

28 апреля 2016 г., 30 мая, 13 октября 2017 г., 22 мая, 25 сентября 2018 г., 2 февраля, 6 апреля 2019 г.

I. Общие положения

1. Государственная система миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность (далее - система "Мир"), представляет собой организационно упорядоченную совокупность информационных систем, их частей и (или) иных технологических, организационных и вспомогательных элементов (в том числе государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения), объединенных в ведомственные сегменты, используемых федеральными органами исполнительной власти и организациями (далее - участники системы "Мир") при реализации возложенных на них в соответствии с законодательством Российской Федерации функций по осуществлению процедур миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность, и взаимодействующих посредством единой информационно-технологической инфраструктуры.

2. Целью создания и функционирования системы "Мир" является обеспечение эффективности реализации государственной политики в сфере миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность.

3. Основными задачами системы "Мир" являются:

а) обеспечение национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем совершенствования миграционного и регистрационного учета, а также контроля обращения документов, удостоверяющих личность;

б) обеспечение изготовления, оформления, выдачи и контроля обращения документов, удостоверяющих личность;

в) повышение степени защиты документов, удостоверяющих личность, от подделки за счет применения современных методов и средств защиты;

г) предотвращение незаконной миграции с помощью мер предупреждения фальсификации, подделки или незаконного использования документов, удостоверяющих личность;

д) повышение эффективности пограничного контроля;

е) совершенствование и интеграция государственных информационных ресурсов, используемых в сфере пограничного и миграционного контроля, а также в области борьбы с преступностью и терроризмом, в области пресечения незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ;

ж) обеспечение технической возможности информационного обмена в процессе межгосударственного сотрудничества правоохранительных органов в сфере борьбы с нелегальной миграцией, преступностью, терроризмом и незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ;

з) повышение эффективности контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства требований законодательства Российской Федерации;

и) формирование полной, достоверной и актуальной информации о перемещениях российских и иностранных граждан, в том числе об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности, в целях оценки миграционной ситуации на территории Российской Федерации, выработки и реализации мер, направленных на регулирование миграционных процессов на территории Российской Федерации;

к) обеспечение возможности осуществления автоматизированной проверки виз, в том числе виз в форме электронного документа, с использованием специализированных программно-технических средств.

4. Создание, функционирование и развитие системы "Мир" осуществляются на основании следующих принципов:

а) применение единой технической политики создания и функционирования системы "Мир" (далее - единая техническая политика), основные принципы которой отражены в едином техническом проекте;

б) приоритетное использование информационно-телекоммуникационных технологий при сборе, обработке, хранении и обмене сведениями о миграционном и регистрационном учете, а также сведениями об изготовлении, оформлении и контроле обращения документов, удостоверяющих личность;

в) однократный ввод сведений, размещаемых в ведомственных сегментах системы "Мир", и их многократное использование;

г) персональная ответственность должностных лиц участников системы "Мир" за полноту, актуальность и достоверность сведений, размещаемых ими в ведомственных сегментах системы "Мир", а также за их хранение и уничтожение в установленном порядке;

д) обеспечение комплексной информационной безопасности системы "Мир", в том числе путем использования разрешенных к применению в Российской Федерации и сертифицированных в установленном порядке средств защиты информации от несанкционированного доступа, включая средства как криптографической, так и некриптографической защиты информации;

ж) обеспечение оперативного и недискриминационного доступа участников системы "Мир" к информационным ресурсам друг друга, размещаемым в ведомственных сегментах системы "Мир".

5. В настоящем Положении под документами, удостоверяющими личность, понимаются:

а) паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее - паспорт гражданина Российской Федерации);

б) паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, в том числе содержащий электронный носитель информации (далее - заграничный паспорт);

в) дипломатический паспорт;

г) служебный паспорт;

д) документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации (далее - документ иностранного гражданина);

е) удостоверение личности моряка;

ж) разрешение на временное проживание, выдаваемое лицу без гражданства;

з) вид на жительство, выдаваемый лицу без гражданства;

и) удостоверение беженца;

к) проездной документ, выдаваемый лицу, признанному в порядке , установленном федеральным законом, на территории Российской Федерации беженцем (далее - проездной документ беженца).

6. Система "Мир" состоит из ведомственных сегментов системы "Мир", в том числе ведомственного сегмента Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, представляющего собой одновременно единую информационно-технологическую инфраструктуру системы "Мир" (далее - ведомственный сегмент), и совокупности правил и процессов, обеспечивающих взаимодействие ведомственных сегментов.

Под ведомственным сегментом понимается совокупность информационных систем участника системы "Мир" или их частей, а также иных определяемых настоящим Положением организационных, технологических и вспомогательных элементов, которые используются при осуществлении процессов миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность (в том числе элементов сегмента государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения соответствующего участника системы "Мир").

Решение о создании и (или) развитии ведомственного сегмента принимается соответствующим федеральным органом исполнительной власти с учетом положений единой технической политики.

Положение о ведомственном сегменте, определяющее в том числе порядок функционирования элементов, входящих в этот ведомственный сегмент, утверждается соответствующим федеральным органом исполнительной власти или организацией по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

7. Под оператором ведомственного сегмента понимается федеральный орган исполнительной власти или организация, обеспечивающие функционирование информационных систем, которые частично или полностью входят в этот ведомственный сегмент, а также иных технологических, организационных и вспомогательных элементов, входящих в него.

Федеральный орган исполнительной власти, являющийся оператором ведомственного сегмента, выполняет функции государственного заказчика работ по созданию, обеспечению функционирования и развитию соответствующего ведомственного сегмента, если иное не предусмотрено настоящим Положением.

II. Распределение полномочий

8. Для обеспечения функционирования системы "Мир" разрабатываются следующие документы:

а) единый технический проект системы "Мир";

б) типовая форма соглашения об информационном обмене между участниками системы "Мир";

в) типовая форма соглашения об информационном обмене между участниками системы "Мир" и государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и иными лицами, не являющимися участниками системы "Мир" и уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации на взаимодействие с участниками системы "Мир" (далее - неучастники системы "Мир");

г) проекты соглашений и протоколов об информационном обмене между участниками системы "Мир";

д) проекты соглашений и протоколов об информационном обмене между участниками системы "Мир" и неучастниками системы "Мир";

Информация об изменениях:

Пункт 8 дополнен подпунктом "е" с 18 апреля 2019 г. - Постановление

е) примерная форма соглашения о взаимодействии между участниками системы "Мир" и многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг.

9. Документы, указанные в пункте 8 настоящего Положения, подлежат рассмотрению и одобрению межведомственной рабочей группой, созданной в установленном порядке в рамках деятельности подкомиссии по цифровой экономике Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (далее - рабочая группа).

10. Участники системы "Мир" осуществляют следующие полномочия:

а) Министерство внутренних дел Российской Федерации координирует взаимодействие и деятельность федеральных органов исполнительной власти и организаций в рамках системы "Мир", а также осуществляет функции оператора своего ведомственного сегмента;

б) Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации формирует и обеспечивает реализацию единой технической политики, обеспечивает информационно-телекоммуникационное взаимодействие в рамках системы "Мир", в том числе с использованием сети передачи данных органов власти, а также осуществляет функции оператора своего ведомственного сегмента;

г) Федеральная служба безопасности Российской Федерации в пределах полномочий, определенных законодательством Российской Федерации, отвечает за обеспечение информационной безопасности системы "Мир" с использованием средств криптографической защиты информации, в том числе за обеспечение информационной безопасности элементов ведомственного сегмента Министерства иностранных дел Российской Федерации, расположенных за пределами Российской Федерации, а также осуществляет функции оператора своего ведомственного сегмента (за исключением функций, возложенных на Министерство транспорта Российской Федерации);

д) Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет функции государственного заказчика по созданию ведомственного сегмента Федеральной службы безопасности Российской Федерации в части, обеспечивающей контроль документов, удостоверяющих личность, при осуществлении пограничного контроля;

е) Федеральная служба по техническому и экспортному контролю обеспечивает безопасность (некриптографическими методами) информации, обрабатываемой в системе "Мир", путем установления и совершенствования требований к обеспечению безопасности информации, сертификации средств защиты информации, рассмотрения и согласования проектной и эксплуатационной документации вновь создаваемых (модернизируемых) элементов системы "Мир", контроля за проведением работ по аттестации таких элементов, а также за эффективностью принятых мер по защите информации в рамках полномочий, определенных законодательством Российской Федерации;

ж) Министерство финансов Российской Федерации обеспечивает изготовление и (или) персонализацию бланков документов, указанных в подпунктах "а" - "г" , "з" и "к" пункта 5 настоящего Положения, а также осуществляет функции оператора своего ведомственного сегмента;

з) Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации и Федеральное агентство морского и речного транспорта осуществляют функции оператора своих ведомственных сегментов;

Информация об изменениях:

Пункт 10 дополнен подпунктом "и" с 18 апреля 2019 г. - Постановление Правительства России от 6 апреля 2019 г. N 411

и) многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг осуществляют прием и выдачу документов, удостоверяющих личность, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 5 настоящего Положения, в том числе с использованием государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения.

III. Ведомственные сегменты участников системы "Мир"

11. Ведомственный сегмент Министерства внутренних дел Российской Федерации представляет собой часть единой информационной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, создаваемой на основе объединения государственной информационной системы миграционного учета и ведомственного сегмента Министерства внутренних дел Российской Федерации государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения.

12. Ведомственный сегмент Министерства внутренних дел Российской Федерации содержит информационные ресурсы в сфере миграционного и регистрационного учета, оформления и выдачи документов, указанных в подпунктах "а" , "б" и "ж" - "к" пункта 5 настоящего Положения.

13. Ведомственный сегмент Министерства внутренних дел Российской Федерации выполняет следующие функции:

а) автоматизация механизмов сбора, хранения, обработки, распространения и анализа информации в сфере миграционного и регистрационного учета, оформления и выдачи документов, удостоверяющих личность, в частности обеспечение автоматизированного контроля за выдачей документов, удостоверяющих личность, в том числе содержащих электронный носитель информации, а также в сфере оформления и выдачи виз, в том числе виз в форме электронного документа;

б) автоматизация процессов информационного обеспечения различных миграционных программ и мониторинга их эффективности, автоматизация процессов приема и обработки межведомственных запросов, а также предоставления из соответствующих информационных ресурсов Министерства внутренних дел Российской Федерации сведений о результатах выполнения проверок при оформлении и выдаче документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации;

в) обеспечение предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций, обеспечение межведомственного взаимодействия в сфере миграционного и регистрационного учета, оформления и выдачи документов, удостоверяющих личность, а также оформления и выдачи виз, в том числе виз в форме электронного документа;

г) предоставление заинтересованным федеральным органам исполнительной власти сведений из единой информационной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, указанной в пункте 11 настоящего Положения, необходимых для проведения пограничного и миграционного контроля, в том числе сведений о документах, удостоверяющих личность, содержащих биометрические персональные данные их владельцев, а также списков лиц, которым в установленном порядке ограничено право на выезд из Российской Федерации;

д) обеспечение возможности осуществления информационного обмена в процессе межгосударственного сотрудничества правоохранительных органов в сфере борьбы с нелегальной миграцией, преступностью и терроризмом;

Информация об изменениях:

Пункт 13 дополнен подпунктом "е" с 25 октября 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 13 октября 2017 г. N 1245

е) формирование аналитических отчетов.

15. Ведомственный сегмент Министерства иностранных дел Российской Федерации выполняет следующие функции:

а) обеспечение оформления и выдачи Министерством иностранных дел Российской Федерации заграничных паспортов, содержащих электронный носитель информации;

б) обеспечение оформления и выдачи дипломатических паспортов, содержащих электронный носитель информации;

в) обеспечение оформления и выдачи служебных паспортов, содержащих электронный носитель информации;

г) предоставление участникам системы "Мир" информации об оформлении и выдаче виз, в том числе виз в форме электронного документа.

16. Ведомственный сегмент Министерства иностранных дел Российской Федерации состоит из федерального центра обработки данных Министерства иностранных дел Российской Федерации и территориально распределенных информационных ресурсов, находящихся в ведении дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации за пределами Российской Федерации, занимающихся оформлением и выдачей заграничных паспортов с электронным носителем информации.

17. Ведомственный сегмент Министерства обороны Российской Федерации выполняет следующие функции:

а) обеспечение оформления, выдачи и контроля обращения следующих документов, удостоверяющих личность, в том числе содержащих биометрические персональные данные, включая автоматизированный сбор, хранение, обработку и передачу необходимой служебной информации:

заграничные паспорта, оформляемые военнослужащим и лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации;

служебные и дипломатические паспорта, оформляемые военнослужащим, лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и членам их семей Министерством иностранных дел Российской Федерации;

б) автоматизированный сбор, хранение, обработка и передача информации, собираемой при проведении персонального учета военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации;

в) мониторинг состояния программно-технических комплексов региональных центров обработки данных Министерства обороны Российской Федерации.

18. Ведомственный сегмент Министерства обороны Российской Федерации включает в себя следующие технологические и организационные элементы:

а) программно-технический комплекс федерального центра обработки данных Министерства обороны Российской Федерации;

б) программно-технические комплексы пунктов приема анкет и выдачи паспортов региональных центров обработки данных Министерства обороны Российской Федерации.

19. Ведомственный сегмент Федерального агентства морского и речного транспорта предназначен для комплексной автоматизации, информационной и технологической поддержки процессов оформления, выдачи и контроля обращения удостоверений личности моряка в Федеральном агентстве морского и речного транспорта и его подведомственных учреждениях.

20. Ведомственный сегмент Федерального агентства морского и речного транспорта выполняет следующие функции:

а) обеспечение оформления, выдачи и контроля обращения удостоверений личности моряка;

б) ведение национальной электронной базы данных, содержащей сведения о выданных в Российской Федерации удостоверений личности моряка;

в) предоставление возможности доступа владельца удостоверения личности моряка к своим персональным данным, содержащимся в базе данных;

г) обеспечение функционирования координационного центра, предназначенного для обработки запросов, поступающих от иммиграционных служб и других компетентных органов иностранных государств, в части подтверждения подлинности и (или) действительности выданных удостоверений личности моряка.

21. Ведомственный сегмент Федерального агентства морского и речного транспорта включает в себя следующие технологические и организационные элементы:

а) пункты оформления, выдачи и контроля обращения удостоверений личности моряка;

б) федеральный центр обработки данных указанного ведомственного сегмента;

в) резервный федеральный центр обработки данных указанного ведомственного сегмента;

г) центр управления эксплуатацией ведомственного сегмента Федерального агентства морского и речного транспорта.

22. Ведомственный сегмент Федеральной службы безопасности Российской Федерации выполняет следующие функции:

а) информационное обеспечение и автоматизация процессов проведения проверок при оформлении и выдаче документов, удостоверяющих личность, в части, касающейся компетенции Федеральной службы безопасности Российской Федерации;

б) обеспечение ведения информационных ресурсов, содержащих сведения о пересечении государственной границы Российской Федерации российскими, иностранными гражданами и лицами без гражданства в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

в) аналитическая обработка информации, полученной в ходе пограничного контроля лиц, следующих через государственную границу Российской Федерации, а также формирование статистических отчетов;

г) обеспечение в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации возможности внесения сведений в информационные ресурсы Федеральной службы безопасности Российской Федерации;

д) обеспечение возможности осуществления с использованием специализированных программно-технических средств автоматизированной проверки документов, указанных в пункте 5 настоящего Положения, при осуществлении пограничного контроля;

е) обеспечение возможности осуществления автоматизированной проверки виз, в том числе виз в форме электронного документа, с использованием специализированных программно-технических средств;

ж) обеспечение выполнения специальных задач в сфере пограничного, иммиграционного и иных видов контроля.

23. Ведомственный сегмент Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации представляет собой совокупность программно-технических средств и иных элементов, которые составляют единую информационно-технологическую инфраструктуру системы "Мир", и выполняет следующие функции:

а) управление жизненным циклом сертификатов ключей проверки электронной подписи, используемых при информационном взаимодействии ведомственных сегментов между собой, а также обеспечение аутентификации и авторизации участников системы "Мир" с использованием этих сертификатов;

б) обеспечение целостности информационных сообщений, передаваемых в системе "Мир";

в) обеспечение целостности данных, размещенных на электронном носителе информации документов, удостоверяющих личность, в том числе посредством применения средств криптографической защиты (при условии согласования с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на оформление и выдачу соответствующих документов, удостоверяющих личность);

г) обеспечение бесперебойного функционирования системы "Мир" за счет технологического и антикризисного управления, том числе посредством:

осуществления мониторинга процессов информационного взаимодействия участников системы "Мир", обеспечения дистанционной диагностики, обновления и управления аппаратными и программными средствами ведомственных сегментов (по согласованию с операторами таких ведомственных сегментов);

резервирования информационных ресурсов, размещенных в федеральных центрах обработки данных участников системы "Мир" (по согласованию с операторами таких ведомственных сегментов);

создания, развития и эксплуатации программно-аппаратных комплексов, предназначенных для тестирования процессов информационного взаимодействия ведомственных сегментов;

е) обеспечение информационного взаимодействия ведомственных сегментов между собой, а также информационного взаимодействия ведомственных сегментов с иными информационными системами путем использования межведомственного резервированного центра обработки данных;

ж) мониторинг событий безопасности, централизованное управление и поддержание в актуальном состоянии средств обнаружения компьютерных атак и антивирусной защиты, организация функционирования дополнительных механизмов защиты расширенных биометрических персональных данных владельцев документов, удостоверяющих личность, создание (управление) криптографических ключей, используемых при информационном взаимодействии ведомственных сегментов между собой;

з) обеспечение возможности централизованной технической поддержки пользователей, очного и дистанционного обучения и переподготовки персонала, разработки и рассылки справочных, методических и учебных материалов и пособий в рамках системы "Мир".

27. Создание, развитие и функционирование резервного межведомственного резервированного центра обработки данных осуществляются на основе единой технической политики, а также с использованием программно-технических решений, разрабатываемых в рамках ведомственного сегмента Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и обеспечивающих в том числе функционирование межведомственного резервированного центра обработки данных.

28. Участники системы "Мир" вправе самостоятельно осуществлять персонализацию бланков документов, удостоверяющих личность, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

IV. Межведомственное взаимодействие в рамках системы "Мир"

29. Информационное взаимодействие в рамках системы "Мир" осуществляется с учетом положений единой технической политики и с использованием единой информационно-технологической инфраструктуры системы "Мир".

30. Информационный обмен в рамках системы "Мир" осуществляется на основании соглашений и протоколов об информационном обмене.

Информационный обмен с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг осуществляется на основании соглашения о взаимодействии, примерная форма которого утверждается Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой по техническому и экспортному контролю и Министерством экономического развития Российской Федерации.

33. Протокол об информационном обмене устанавливает технические и организационные требования к информационному обмену.

34. Проекты соглашений и протоколов об информационном обмене рассматриваются и одобряются на заседаниях рабочей группы.

В случае если информационный обмен осуществляется между участниками системы "Мир", соглашения и протоколы об информационном обмене после их одобрения на заседании рабочей группы согласовываются с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и подписываются заинтересованными участниками системы "Мир".

35. В целях реализации задач системы "Мир" участники системы "Мир" могут осуществлять информационный обмен с неучастниками системы "Мир".

В таком случае соглашения и протоколы об информационном обмене после их одобрения на заседании рабочей группы согласовываются с Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой по техническому и экспортному контролю и Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и подписываются заинтересованными участниками системы "Мир" и неучастниками системы "Мир".

Информационный обмен между участниками системы "Мир" и неучастниками системы "Мир" может осуществляться в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в соответствии с Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия". В случае если такой информационный обмен осуществляется с особенностями, не предусмотренными указанным Положением, подписываются соглашения и протоколы об информационном обмене в порядке, предусмотренном абзацем вторым настоящего пункта.

36. Доступ граждан к информации о себе, содержащейся в ведомственных сегментах, осуществляется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на основании их запросов, в том числе в электронной форме, с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

37. Обработка информации в рамках системы "Мир" и ее защита осуществляются с учетом положений Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 28 января 1981 г., законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательства Российской Федерации в области персональных данных и нормативных правовых актов в области миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность.

16.01.2017, Пн, 17:54, Мск , Текст: Денис Воейков

Минкомсвязи перевела ведомственный сегмент системы «Мир» с «железа» и софта IBM на серверы на процессорах «Эльбрусах». В работе ГИС «Мир» использует PostgreSQL, Apache ActiveMQ, Redis и другие свободные программные решения.

ГИС «Мир» перешла на российские решения

Ведомственный сегмент госсистемы миграционного и регистрационного учета «Мир» в 2016 г. был переведен на отечественные аппаратные и открытые программные решения. Об этом сообщила пресс-служба Минкомсвязи, уточнив CNews, что работы были осуществлены в рамках двух проведенных министерством тендеров - на поставку оборудования для изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения.

Сумма контракта по первому тендеру составила p 49,5 млн, по второму - p 195,3 млн. Победителем оба раза был определен Институт электронных управляющих машин им. И. С. Брука. Местом поставки оборудования в обоих случаях был указан подведомственный Минкомсвязи НИИ «Восход». Именно он первоначально выступал самостоятельным заказчиком данных работ, но затем процедура была переформатирована, и право заключения контрактов перешло к Минкомсвязи.

Сейчас на базе «Мира» осуществляется выдача документов, удостоверяющих личность, среди которых паспорт гражданина России, загранпаспорт, документ иностранного гражданина, удостоверение беженца и др. В дальнейшем система будет использована для выпуска электронных паспортов гражданина РФ. Проект реализуется Минкомсвязи и МВД совместно с другими ведомствами.

Минкомсвязи перевело ведомственный сегмент миграционной системы «Мир» на отечественную аппаратную платформу

«Суммарная стоимость закупки отечественного оборудования, внедрения и годовой поддержки данного решения меньше, чем стоимость только годовой поддержки оборудования иностранного производства, - заверяет директор департамента реализации стратегических проектов Минкомсвязи Андрей Черненко .

Замещение «железа»

В Минкомсвязи рассказали, что ранее в системе использовались серверы компании IBM. Теперь на смену американскому «железу» пришло порядка 130 серверов, построенных на отечественных процессорах архитектуры «Эльбрус», одним из соразработчиков которых является вышеупомянутый Институт электронных управляющих машин им. И. С. Брука.

Речь идет об использовании в «Мире» различных типов серверов баз данных, серверов приложений, серверов сетевого распределенного хранилища и технологических серверов.

Также в две поставки вошли коммутаторы сети хранения данных и сети передачи данных, серверные шкафы, переключатели IP KVM, кабели UTP, источники бесперебойного питания.

Импортозамещение ПО

Что касается ПО, то в Минкомсвязи ограничились сообщением о замене различного софта IBM (не уточняя, какие именно продукты были задействованы), на межсетевые экраны «Рубикон-К», произведенные российской компанией НПО «Эшелон», а также «более 20 решений на базе СПО».

Источник CNews, знакомый с ходом проекта, указал, что ответ на вопрос, какие именно открытые программные решения были использованы в «Мире», следует искать в конкурсных документах первоначального тендера на поставку оборудования, который объявлял «Восход».

Рассматривая его, CNews ранее , что требующиеся «Миру» серверы на «Эльбрусах» используют одноименную ОС («Эльбрус»; построена на основе ядра Linux, поддерживает открытые приложения: редактор AbiWord, электронную таблицу GNumeric, браузер Firefox, клиент электронной почты).

По условиям старого тендера, ОС должна была поддерживать СУБД PostgreSQL, брокеры гарантированной доставки сообщений Apache ActiveMQ, ПО хранилища данных Redis, Ceph и Librados, балансировщики нагрузки PgBouncer и Nginx, менеджеры ресурсов кластера и средства защиты от сбоев Pacemaker, ПО для обмена сообщениями между узлами кластера Corosync, средства защиты от сбоев Sentinel, ПО резервного копирования Bacula, утилиты для резервного копирования Barman, ПО сетевого мониторинга Zabbix, ПО сервисной поддержки OTRS, средства IP-телефонии Asterisk, среды разработки Java OpenJDK, серверы приложений Apache Tomcat. По данным источника CNews, именно эти решения и были задействованы в «Мире».

Что еще было сделано для «Мира»

Также в 2016 г. Минкомсвязи провело работы по проектированию программно-технических решений и разработке типового программного обеспечения для оказания государственной услуги по оформлению и выдаче заграничных паспортов нового поколения в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

Благодаря этому в будущем сотрудники МФЦ смогут начать принимать заявления, включая регистрацию биометрических данных заявителей, и выдавать загранпаспорта нового поколения с учетом требований по информационной безопасности. Также для работы в режиме единого окна предусмотрена интеграция разработанных решений с информационными системами МФЦ.

В 2016 г. Минкомсвязи также обеспечила взаимодействие системы «Мир» с Единым электронным сервисом системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ 3.0). Это должно позволить в 2017 г. ускорить доставку информации о снятии ограничений на выезд за границу граждан - от Федеральной службы судебных приставов до пограничных пунктов пропуска.

Также в ноябре 2016 г. в Монреале в рамках XII симпозиума Международной организации гражданской авиации (ИКАО) состоялся переход России на онлайн-обмен с государствами-членами ИКАО страновыми сертификатами. Это должно позволить повысить уровень контроля легитимности документов, удостоверяющих личность на пограничных пунктах.

История и назначение «Мира»

Система «Мир» была постановлением Правительства от 6 августа 2015 г. Система объединяет государственную систему изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения и ГИС миграционного учета.

Взаимодействие и деятельность федеральных госорганов и организаций в рамках системы координирует МВД. Минкомсвязи при этом обеспечивает реализацию единой технической политики, ИКТ-взаимодействие на базе единой информационно-технологической инфраструктуры, а также формирует правила и процессы, обеспечивающие межведомственное взаимодействие.

В состав «Мира» входят ведомственные сегменты МВД, Минкомсвязи, Минфина, Минобороны, МИДа, ФСБ, Минтранса и Росморречфлота.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав