29.07.2019

Расторжение контракта в одностороннем порядке 223 фз. Односторонний отказ от исполнения контракта. Особенности размещения информации в Реестре договоров



31.03.2016


Сегодня будут рассмотрены нюансы последних изменений законодательства и изменений в порядке работы ЕИС в 1 квартале 2016 года. То есть речь пойдет обо всех поправках без исключения.

Ввод в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок и официального сайта единой информационной системы в сфере закупок. Правовые последствия ввода в эксплуатацию ЕИС

С 1 января 2016 введена в эксплуатацию Единая информационная система закупок, так называемая ЕИС. Здесь важно влияние 223-ФЗ. Какое это имеет значение? На что она похожа?

Большинство специалистов по 44-ФЗ и 223-ФЗ ошибочно думают, что ЕИС похожа на старый сайт госзакупок и для них ничего не изменилось. Действительно, интерфейс похож на старый сайт госзакупок, добавилось лишь несколько новых кнопок. Но важно то, что с технической точки зрения, действительно, все осталось как прежде, но наступили не очень хорошие юридические последствия для специалистов в сфере госзакупок.

Главное последствие: Становится возможным применение составов Кодекса РФ об административных правонарушениях и наложение штрафов на специалистов в сфере закупок за неразмещение (нарушение сроков размещения) информации о закупке в рамках Закона № 223-ФЗ о закупках.

С 01 января 2016 года возможно наложение штрафов по ч. 4-6 статьи 7.32.3 КоАП РФ .

Введены в действие 14 составов административных правонарушений в рамках 223-ФЗ. Соответственно, неразмещение информации, особенно если нарушены сроки договора, то есть угроза привлечения к административной ответственности. Министерство экономического развития Российской федерации и Центральный аппарат Федеральной антимонопольной службы создали определенные проблемы. Они забыли написать в статье 7.32.3 КоАП РФ примечание, которое имеется в рамках 44-ФЗ: “До ввода в эксплуатацию Единой информационной системы закупок заказчики несут административную ответственность за неразмещение информации о закупках на неофициальном сайте”. Такая поправка есть в статье 7.30 КоАП РФ 44-ФЗ. В 223-ФЗ этого примечания нет. Соответственно, в конце 2015 года было несколько судебных дел, где заказчика наказывали за неразмещение информации о договорах, ежемесячной отчетности. Заказчики ссылались на это обстоятельство, успешно отстаивали свою позицию, поскольку ответственность наступает за неразмещение информации в Единой информационной системе. Здесь наказания не было, так как отсутствовал состав. А с 1 января 2016 года все основания для административной ответственности появились, так как ЕИС введена в эксплуатацию.

Ситуация была в Республике Карелия, была опубликована статья, которую прочитал Центральный аппарат Федеральной антимонопольной службы и Минэкономразвития РФ. Суд пересмотрел дело и признал ошибочным решение Арбитражного суда Республики Карелия. Заказчика освободили от административной ответственности несмотря на малую значимость.

ДЕЛО № А41-86743/2015: решение арбитражного суда Московской области от 25.12.2015 г.

Вместе с тем, частью 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ , по которой общество привлечено к административной ответственности, конкретизировано, что административная ответственность по ней наступает не просто за нарушение сроков размещения информации о закупке товаров, работ, услуг в сети Интернет, а именно в единой информационной системе в сфере закупок .

В данном случае также состав административного правонарушения имел бы место быть только после введения в эксплуатацию ЕИС. Необходимо запомнить это дело, если заказчиков будут привлекать к ответственности за неразмещение информации о договорах за 2015 год. Можно использовать данную правовую позицию для защиты своих интересов. Нет примечания к статье 7.32.3 КоАП РФ, а также если компания будет привлекаться к административной ответственности за 2015 год по решению антимонопольного органа, необходимо ссылаться на Постановление Правительства РФ №26 от 23 января 2015 года. Оно устанавливает сроки ввода в эксплуатацию ЕИС. Также нужно ссылаться на Приказ Федерального казначейства №354 от 22 декабря 2015 года, который также освещает дату ввода в эксплуатацию ЕИС.

Таким образом, состава правонарушения по этим документам нет. Для заказчиков по 44-ФЗ такой оговорки нет. Безусловно, если информация не будет размещена после 1 января 2016 года, то административной ответственности избежать не удастся.

Изменения в порядке заключения договоров и планирования закупок товаров, работ, услуг, касающиеся заказчиков в рамках Закона № 223-ФЗ о закупках

Что это означает?

Договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг заключаются заказчиком в соответствии с планом закупки, размещенным в единой информационной системе (если информация о таких закупках подлежит размещению в единой информационной системе в соответствии с настоящим Федеральным законом) - см. ч. 5.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ о закупках.

ВНИМАНИЕ!

ЕИС не даст зарегистрировать договор, подлежащий обязательному размещению в ЕИС, если он не включён в структурированный план закупки. Другими словами, с начала января действует 5.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ. Любой договор свыше 100 000 рублей или 500 000 рублей (для разных типов заказчиков), который подлежит размещению в ЕИС, содержащие государственную тайну или в отношении которых принято решение Правительством РФ об ограничении размещения информации в ЕИС, — эти закупки не могу размещаться с 1 января 2016 без дополнительного включения в годовой план закупки. В этой части закона есть только несколько исключений, и все они относятся к случаям возникновения потребности в закупке вследствие:

Если говорить проще, то если имеется договор свыше 100 000 рублей, то для его подписания необходимо включение в структурированный план закупки в ЕИС. Таких договоров, как правило, множество. Каждый специалист по закупкам знает о том, что делать в ситуации, когда был заключен договор, к примеру, на поставку. В 223-ФЗ есть так называемая “машина времени”, ведь по 44-ФЗ информация вносится не сразу, а в течение 10 календарных дней. А если такой договор был принесен сегодня? Что мешает поставить дату этого договора в течение 10 дней, ведь вы приняли решение о внесения изменений в план закупки? В этом случае работать по 223-ФЗ легче, ведь там нет этого 10-дневного срока, как в законе 44-ФЗ. Изменения по закону вносятся в течение 10 календарных дней со дня принятия решения об изменениях заказчиком.

К примеру, договор получен 31 марта. Сегодня можно внести изменения в план? Без проблем. Какой еще можно поставить число на договоре? Максимальная дата — 21 марта. Это значит, что если сегодня вносятся изменения в план закупки, то договор может быть по меньшей мере от 21 марта. А договоры свыше 100 000 рублей не могут быть зарегистрированы без принятия такого решения и изменения в плане закупки. Это ограничение закона можно обойти таким нехитрым способом. Такая “машина времени” действует только в течение 10 календарных дней. Сроки размещения о закупке у единственного поставщика можно не прописывать в Положении о закупках.

Изменения в порядке работы с Реестром договоров по 223-ФЗ

О чем идет речь?

С 01.01.2016 г. вступили в силу подпункты "ж", "з", "л" и "м" пункта 2 Правил , утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 октября 2014 г. N 1132

Эти изменения уже реализованы в функционале офсайта ЕИС.

Со 02.01.2016 г. вступил в силу приказ Министерства финансов Российской Федерации от 27.11.2015 N 183н «О внесении изменений в Порядок формирования информации и документов, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 173н»

Со 02.04.2016 г. вступит в силу приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2015 N 226н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 173н" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.03.2016 N 41454)

Суть изменений состоит в работе с Реестром договоров: с начала 2016 года есть обязанность вывешивать сканы договоров, сканы изменений договоров, а также сканы документов об исполнении договоров и сканы соглашений о расторжении договоров по 223-ФЗ. До 1 января 2016 года заказчик имел право не публиковать эти документы на официальном сайте Единой информационной системы. Это не означает, что такая обязанность была раньше установлена законом.

Следующее изменение: порядок предоставления изменений в Реестр договоров. С 1 янвря 2016 при формировании о сроке (периоде) исполнения договора можно указывать сведения о:

  • дате начала исполнения договора в виде условия
    Что обычно пишется при регистрации договора? Дата его начала и окончания его действия.
  • Теперь можно указывать условие окончания исполнения договора
  • Указывается не конкретная дата, а пишется текст: “договор вступает в силу в течение трех дней с даты его подписания” или “действует 30 календарных дней с даты его подписания”. Данная поправка направлена на усовершенствование работы с заказчиками по 223-ФЗ.

    Следующее изменение, которое было внесено в Приказ Министерства финансов РФ:

  1. реквизиты документа(ов) о приемке товаров, работ, услуг, предусмотренных договором (при наличии) , а также определяющего(их) ненадлежащее исполнение договора или неисполнение договора (при наличии)
  2. Теперь не обязательно при предоставлении информации о договоре указывать реквизиты договора о приемке. Они указываются только при наличии таких реквизитов.

    При формировании информации, касающейся результатов исполнения договора, в том числе оплаты договора, теперь заказчиком указываются:

  3. Количество поставленного товара, объем выполненной работы или оказанной услуги, предусмотренные договором, в соответствии с документом(ами) о приемке товаров, работ, услуг, предусмотренных договором (при наличии) , а также определяющим(ими) ненадлежащее исполнение договора или неисполнение договора (при наличии) .
  4. Дата документа, являющегося основанием и результатом приемки товаров, работ, услуг, предусмотренных договором (при наличии).
  5. Как обычно прописывается срок исполнения обязательств по договору? “Договор действует до полного исполнения обязательств сторонами”. Чтобы облегчить процесс внесения информации в реестр, многие заказчики пишут так: “Договор действует до 31 января 2017 года, по наступлении этой даты все обязательства по этому договору прекращаются”. Можно писать и так. Сейчас учитывается эта практика различных госкомпаний.

  6. Легализована возможность пролонгации (продления срока действия) договоров в реестре договоров без заполнения новых первичных сведений о договоре.
  7. Это самое важное изменение, на которое следует обратить внимание. К примеру, договор был заключен на год. В договоре есть условие пролонгации. Предоставлена информация, договор зарегистрирован, предоставлен скан этого договора.

    При пролонгации договора нужно предоставлять новый договор? С точки зрения тех правил, которые были раньше, нужно было сканировать тот же самый договор, создавать карточку договора и так далее. Сейчас можно продлить любой договор, в котором предусмотрено условие о его пролонгации, и не предоставлять сканы первичных документов, которые требуются при регистрации. Технически эта возможность не реализована в Единой информационной системе.

  8. Скорректирован порядок указания информации о месте нахождения (месте жительства) поставщика (подрядчика, исполнителя) по договору, а также легализовано использование классификаторов ОКПД2, ОКВЭД2, ОКМТО при ведении реестра договоров.

Изменения при подготовке проектов договоров, заключаемых автономными учреждениями в рамках 223-ФЗ

С 15 февраля 2016 года в рамках Закона № 223-ФЗ о закупках (для заказчиков) автономные учреждения обязаны включать в проекты заключаемых договоров условие о возможности изменения по соглашению сторон размера и (или) сроков оплаты и (или) объема товаров, работ, услуг в случае уменьшения получателю бюджетных средств, предоставляющему субсидии, ранее доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии.

Эта императивная норма закона, которая касается только автономных учреждений в рамках 223-ФЗ. Для экономии средств учреждения необходимо в свой проект договора переписать из статьи 78.1 пункта 5 Бюджетного кодекса Российской федерации.

Бюджетных учреждений эта поправка касаться не может, так как бюджетный учреждения, которые работают в рамках 223-ФЗ, расходуют средства не по субсидии, а из внебюджета.

Изменения в порядок урегулирования и разрешения споров при заключении, изменении и расторжении договоров

С 1 июня 2016 года вводится обязательный досудебный порядок урегулирования любых споров по договорам — обратиться в арбитражный суд можно будет только по истечении 30 календарных дней со дня направления претензии другой стороне спора, если иной срок не установлен договором .

Претензия поставщику направляется только в том случае, если это предусмотрено договором. Претензионный порядок по умолчанию является добровольным (факультативным). Если это не предусмотрено законом или договором, не нужно направлять претензию другой стороне. Это касается только споров о расторжении и изменении договора. Обязательно соблюдение претензионного порядка, если это прописано в договоре.

Важно то, что если в проекте договора после 1 июня 2016 года не написан срок рассмотрения претензии, то другая сторона должна будет дать на претензию ответ в течение 30 календарных дней. Если юристом по умолчанию не указан срок рассмотрения претензии меньше 30 календарных дней, то в суд можно обратиться только через 30 календарных дней.

Важная информация

Пример: поставщик в Калининграде заключает договор с заказчиком с Сахалина. Договор на поставку лекарств. Этот товар не поставлен, заказчик хочет взыскать неустойку. Чтобы подать иск в суд, необходимо доказать и приложить к исковому заявлению копию уведомления о получении претензии. Не все организации находятся по так называемому “юридическому адресу”. Почтовое уведомление может и не дойти. Суд такое исковое заявление не может принять. Необходимо устанавливать более короткие сроки на рассмотрение претензии, а также записывать в проекте договоров после 1 июня 2016 года условие: претензия считается полученной другой стороной в том случае, если после ее отправки заказным письмом с уведомлением прошло, к примеру, 10 календарных дней. Тогда и можно начинать исчислять срок рассмотрения претензии контрагентом.

С 1 сентября 2016 года устраняется проблема с передачей споров, вытекающих из договоров, заключённых в рамках Закона № 223-ФЗ о закупках, на рассмотрение третейскому суду. - см. Федеральный закон от 29.12.2015 N 409-ФЗ

Некоторые арбитражные суды и ФАС считают, что споры по договорам из 223-ФЗ не могут передаваться третейским судам, а эти споры подлежат рассмотрению только в государственных и арбитражных судах. Нужно понимать, что 409-ФЗ меняет правила передачи споров третейским судам.

Письмо ФАС России от 28 декабря 2015 № АЦ/75923/15 «О применении Федерального закона от 18 июля 2011 No 223-ФЗ и статьи 7.32.3 КоАП РФ»

ФАС России сообщает об особенностях применения законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц при осуществлении контроля в данной сфере.

По мнению ФАС России, соглашения о передаче в третейские суды споров, возникающих из договоров, заключенных в результате проведения закупочной процедуры в соответствии с Законом о закупках, являются недействительными.

Такая арбитражная оговорка, прилагаемая к договору, по мнению ФАС, является ничтожной. С 1 сентября 2016 года это письмо недействительно.

Причиной является новая редакция текста Процессуального кодекса Российской федерации, статья 33. В этой статье указаны все споры, которые нельзя передавать на рассмотрение третейским судам. Споров по 223-ФЗ там нет .

С 1 сентября 2016 года крупный госкомпании и госкорпорации могут использовать свое командные третейские суды в рамках 223-ФЗ.

Помимо споров будет временно запрещено передавать споры по государственным и муниципальным контрактам в рамках 44-ФЗ на рассмотрение третейских судов. Но этот запрет будет действовать временно. Даже по 44-ФЗ будет действовать возможность передачи СПО на рассмотрение третейского суда. Их будут рассматривать специальные арбитражные учреждения, которые утверждены Правительством РФ в особом порядке.

Важно понимать, что по 223-ФЗ никаких ограничений на передачу споров с 1 сентября 2016 года нет.

Необходимость учёта правовой позиции Верховного Суда РФ по вопросам срока на заключение договора с победителем процедуры закупки в положении о закупке

Что необходимо сделать при подаче жалобы, если антимонопольный орган вы вынес решение об аннулировании закупки? Заключить договор до момента направления компании уведомления о приеме жалоб. Например, уведомление поступило сегодня, а договор заключили вчера. С точки зрения закона, ФАС вынести претензию и вмешаться в деятельность не может.

16 марта 2016 года Президиум Верховного Суда РФ утвердил Обзор по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере.

Исходя из принципа обеспечения равных прав участников закупок, в том числе по 223-ФЗ, Верховный суд решил, что арбитражные суды и Верховных суд будут руководствоваться позицией, что договор нельзя подписать ранним сроком на обжалование действий или бездействия заказчика по 223-ФЗ.

Если есть такая позиция, то выдается предписание об изменении Положения о закупке. Такая правовая позиция противоречит действующему законодательству.

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О защите конкуренции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016)

Статья 18.1:

4. Обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

5. В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения.

То есть если процедура закупки не состоялась, необходимо ждать 3 месяца, пока любой потенциальный участник закупки подаст жалобу. А что делать с финансово-хозяйственной деятельностью или коммерческой деятельностью? Теперь нужно учитывать это в практике, это неизбежно. На любое решение ФАС можно ответить нормами действующего законодательства:

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

Статья 4. Информационное обеспечение закупки

10. В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

Некоторые заказчики прописывают этот срок. Например, что договор заключается в течение 30 календарных дней с момента подписания итогового договора. Это чревато предписанием от ФАС.

ВНИМАНИЕ!

Сведений о сроке заключения договора в числе обязательных сведений документации о закупке нет

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016)

Статья 448. Организация и порядок проведения торгов (в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ)

Здесь тоже нет максимального и минимального срока. В законе “О защите конкуренции” срок установлен только на торги, проводимые в рамках антимонопольного законодательства. Для 223-ФЗ срока тоже нет.

Если в законе не указаны сроки на заключение договора, а они в нём не указаны → пишем в положении о закупке: «договор заключается заказчиком в сроки, установленные действующим законодательством РФ» . Продолжаем заключать договоры до даты направления ФАС уведомления о поступлении жалобы на действия заказчика.

Вопросы участников

Если компания не подпадает под Постановление Правительства №1352, а закупка у субъектов малого и среднего предпринимательства, нужно ли размещать отчет?

Ответ: Ежемесячный отчет о закупках у СМП размещается всеми заказчиками, нет никаких исключений. Нужно размещать даже нулевую отчетность.

Нужно ли вносить дополнительное соглашение до вступление в действие 223-ФЗ?

Ответ: Если только происходит пролонгация этих договоров, то такие договоры нужно вносить в Реестр.

Каким документов нужно считать исполнение договора? Как правило, платежное поручение бывает позже акта.

Ответ: Момент исполнения договора в законе не прописан. Исходя из логики Министерства экономического развития РФ и ФАС, договор считается исполненным с момента подписания документа о приемке и оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Товарная накладная + платежка. Но по факту законом не определено, что именно является моментом исполнения договора. Например, может быть дополнительный документ “Об исполнении обязательств по контракту”. Так как клиенты часто несвоевременно предоставляют документы о закрытии договора, во избежание штрафов, считается подписание специального документа о приемке товара. На таком документе не стоит дата. Можно также в Положении о закупке это прописать.

До 1 апреля автономные учреждения должны сообщать об объеме выручки?

Ответ: Какое отношение к автономным учреждениям имеет объем выручки?

Доп. соглашение о пролонгации договора, заключенного до вступлении в силу 223-ФЗ размещать не надо? И сам договор не размещен и его нет в Реестре договоров.

Ответ: При пролонгации договора считается, что договор заключен на тех же условиях, необходимо вносить изменения в реестр договоров.

Нужно ли писать ссылку на закон?

Ответ: С точки зрения договорной практики, не нужно.

Переходящий договор. Закупка проведена в конце 2015 года, поставка в течение 2016 года. Надо ли размещать данные по исполнению договора?

Ответ: Если договор зарегистрирован в Реестре договоров, то безусловно, при его закрытии нужно предоставлять сведения в соответствии с требованиями 223-ФЗ.

Если договор на электроэнергию на 1 300 000 рублей, а по факту по счетчику — 1 250 000 рублей. Нужно ли соглашение об изменении суммы или достаточно разместить данные об исполнении?

Ответ: Зависит от того, какая формулировка используется в договоре. Если в проекте договора, к примеру, прописана сумма договора 1000 рублей, но оплата происходит по факту, компания не обязана выполнять полную стоимость и полный объем по договору и по истечению определенного срока обязательства по договору прекращаются, то делать соглашение об изменении не требуется. Очень мало юристов такие условия прописывают очень редко.

При размещении договора в Реестре договоров выдается, что такого поставщика нет. Через сайт налоговой все в порядке. Что не так?

Ответ: Не так все с ЕИС и ее разработчиками. Судя по всему, проблема с интеграцией данных ФНС в ЕИС не устранена.

Если договор поставки продуктов питания выдан не на всю сумму, то заключается допсоглашение или расторжение договора?

Ответ: В зависимости от того, какая формулировка используется в договоре.

Распространяется ли Постановление Правительства №1457 от 29 декабря 2015 года на 223-ФЗ? И чем это подтверждается?

Ответ: Да, в рамках 223-ФЗ это возможно.

Нужно ли предусмотреть в проекте договора случай поставки, нарушения сроков поставки, удержания пеней и штрафов сразу при оплате товара, то есть несудебный порядок удержания неустойки?

Ответ: Постановление распространяется на все закупки любых товаров, работ и услуг заказчиком по 44-ФЗ, а по 223-ФЗ это Постановление распространяется не на все закупки, а только на строительные работы, закупки услуг по проектированию, гостиничные услуги, услуги по обработке древесины.

Можно ли вести учет поставки электроэнергии как одной услуги, а не кВт?

Ответ: Это не регламентируется. Если необходимо, это можно сделать.

В какой срок от наступления события можно опубликовать исполнение договора? Если подрядчик работает по предоплате, можно ли отчитаться об исполнении договора по платежному поручению?

Ответ: Момент исполнения договора в законе не определен. Это может быть платежка или специальные факторы в Положении о закупке.

По 223-ФЗ есть срок внесения изменений в План закупок?

Ответ: Срока внесения изменений нет, но есть срок на размещение информации. Также о договорах свыше 100 000 рублей, который не могут заключаться, если они не внесены в План закупки.

Размещение исполнения нужно ли размещение платежек или только документов о приемке, когда об оплате есть только информация?

Ответ: Как написано в Положении о закупке.

Работаем только по 223-ФЗ, занимаюсь закупками в должности бухгалтера, как перевестись на должность специалиста по закупкам? Есть ли такая специальность и можно ли в такой должности проводить закупки?

Ответ: Такой специальности нет. С 1 июля 2016 года вступит в силу профессиональный стандарт в сфере закупок и такая должность может появиться в штатном расписании некоторых компаний. Но решение должно быть принято Правительством РФ. Сейчас можно оставаться в должности бухгалтера и проводить закупки.

Пролонгация: размещение закупок, соответствие объемов исполненного периода вносить в План закупки?

Ответ: Изменение объемов — да. Если объемы не меняются, то можно просто пролонгировать договор.

В Реестре договоров за 2015 год разместилось соглашение о расторжении договоров….

Ответ: Лучше разместить информацию о соглашении о расторжении договора. Несвоевременное размещение чревато штрафом. Если штраф будет наложен на физическое лицо, то судиться придется в суде общей юрисдикции. Возможность отстоять свою правоту там сложно.

Какую фразу можно добавить в договор об автономном учреждении по поводу субсидии государственного задания?

Ответ: Эта фраза содержится в пункте 5 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ.

Можно ли заключить договор поставки мяса для гостиниц до 100 000 рублей, если этот договор будет дополнительным как договор поставщика, одного из победителей в конкурсе? Закупка продукции осуществляется в своем городе.

Ответ: Если имеется ввиду единственный поставщик, то почему нет.

Срок заключения договора 10 дней, а в закупке тоже могут натянуть ФАС? Можно обжаловать этот период?

Ответ: Это хороший вопрос об обжаловании 10-дневного срока по закупкам у ИП. Не состоявшаяся процедура закупки обжалуется в течение 3 месяцев. Но здесь ситуация тоже абсурдная.

Как закрыть договор, если он на питание и молоко? Можно не сканировать все накладные, а разместить скан приемки-сдачи товара и акт сверки, где указаны все номера накладных?

Ответ: Можно.

Договор до 100 000 рублей нужно ли включать в план закупки?

Ответ: Можно включать, а можно и не включать. Нужно ли отправлять претензию? до 1 июня 2016 года претензия отправляется только по спорам о расторжении договора, об изменении договора или в тех случаях, когда досудебный порядок обязателен по проекту договора.

Если закупка осуществляется по праву закупок, но ссылки на него нет, — это нарушение?

Ответ: Формально нет. Но как осуществить закупку без включения ее в структурированный план? Сайт не даст этого сделать.

Необходимо ли крепить платежное поручение, акт, товарные накладные при расторжении договора по обоюдному согласию сторон на официальном сайте ЕИС?

Ответ: Нужен только скан о соглашении о расторжении договора.

Особенности размещения информации о закупке в ЕИС в рамках Закона № 223-ФЗ в 2016 году

Спикер: Чижова Елена

С 1 января 2016 введена в эксплуатацию Единая информационная система закупок. В открытой и закрытой частях изменилось название.

Особенности размещения
Плана закупки товаров, работ, услуг

  1. В первой вкладке появилась функция «Закупки осуществляются на сумму, не превышающую размер, установленный в ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ» (до 100/500 тысяч рублей). При формировании плана закупки если устанавливается эта галочка, то можно проходить дальше, не заполняя позиции плана закупки. Это относится и к инновационной продукции.
  2. Появился выбор «Планируемая или фактически размещенная закупка». Сейчас невозможно заключить договор, если он не включен в структурированный план закупки. Чаще всего можно пользоваться галочкой “планируемая закупка”, а также “планируемая закупке” вместе с лотом.
  3. Применяются коды ОКПД2 и ОКВЭД2. Обязательность применения утверждена Правительством. Классификаторы и ключи есть на сайте Минэкономразвития РФ. Коды должны быть по Постановлению №932.
  4. Появились галочки «участниками закупки могут быть только субъекты МСП» и «закупка не учитывается при расчете совокупного годового стоимостного объема договоров». Это касается заказчиков, которые применяют Постановление №1352. А также чей объем выручки за 2015 год - более 2 млрд. рублей. Нужно планировать совокупный планируемый объем закупок. Если Постановление не применяется, нужно просто рассчитать.
  5. Появился Раздел МСП. Если Постановление №1352 не применяется, этот раздел не заполняется вовсе.

Особенности размещения информации в Реестре закупок

  1. Появилась функция выбора позиции плана закупки. Нужно с помощью кнопки “плюс” выбрать позицию Плана закупки. Появляется окно, где нужно выполнить поиск по Плану закупки. Нужно выбрать правильную позицию и необходимая информация подгружается.
  2. Также можно изменять сведения позиции плана.
  3. «Закупка не включена в план закупки в соответствии с ч.15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ». «Закупка осуществляется для заказчика не попадающего под действие Закона № 223-ФЗ». Это касается не только заказчиков по 223-ФЗ, но и организаций, которым поручена организация. Речь идет о стоимости инвестиционных проектов не менее 10 млрд. рублей. При размещении извещения нужно установить вторую галочку “не для заказчика”.
  4. Участие МСП. Есть определенные пункты, которые необходимо отметить в соответсвии с ситуацией.
  5. Применяются коды ОКПД2 и ОКВЭД2.

Особенности размещения информации в Реестре договоров

  1. Участие МСП. Здесь также при необходимости устанавливаются галочки. Учитывается порог объема выручки заказчика 2 млрд. рублей.
  2. Применяются ОКПД2 и ОКВЭД2.
  3. Обязательно прикреплять документы в информации о заключении договора! С 1 января 2016 года вступили изменения в законодательстве. Поэтому вся информация должна прикрепляться обязательно.
  4. Появилась возможность размещения договоров с «пролонгацией». Здесь действует Приказ Минфина России от 29.12.2014 N 173н. В случае если договором предусмотрено условие о его продлении после окончания срока действия договора при формировании информации об изменении условий договора в связи с его продлением указывается "пролонгация" без заполнения сведений о наименовании документа, являющегося основанием изменения условий договора, а также без приложения электронной копии документа-основания, подписанного электронной подписью.
    Как это происходит на практике? Есть выбор: “изменение договора” или “исправление сведений”. Нужно указать “пролонгация” во втором варианте. Дату заключения и информацию о поставщике не меняем. Меняем только последнюю дату и цену договора. Здесь уже двойная сумма за предыдущий и следующий год. Цена также суммируется. Сроки также продлеваются. Также нужно установить актуальность.
  5. Обязательно прикреплять документы об изменении, расторжении, исполнении договора!

Как 44-ФЗ, так и 223-ФЗ устанавливают, что при осуществлении закупок должны соблюдаться нормы ГК РФ 1 . В числе прочего нормы гражданского законодательства регулируют и вопросы, связанные с односторонним расторжением договора (контракта) 3 . И если в «скрупулезно-процедурном» 44-ФЗ имеются отдельные положения касательно одностороннего расторжения контракта 2 , то в «рамочном» 223-ФЗ таких положений нет. Поэтому в отношении одностороннего расторжения договоров, заключенных в рамках 223-ФЗ, единственным правовым регулирующим документом является именно ГК РФ. Отметим, что и содержание положений о закупке конкретных заказчиков по 223-ФЗ, связанное с односторонним расторжением договоров, также не должно противоречить нормам гражданского законодательства 4 . Рассмотрим данные нормы.

  1. Односторонний отказ стороны по договору от исполнения своих обязательств допускается только в случаях, предусмотренных самим ГК, другими законами или иными нормативными актами 5 .
  2. Например, в отношении договора купли-продажи в гражданском законодательстве предусмотрено право покупателя отказаться от исполнения такого договора, если продавец отказывается передать покупателю проданный товар 6 . Другой пример из ГК - в отношении договора проката арендатор вправе отказаться от договора в любое время, письменно предупредив о своем намерении арендодателя не менее чем за 10 дней 7 .

    Также в соответствии с ГК односторонний отказ от исполнения договора возможен в отношении договора поставки и договора возмездного оказания услуг. В первом случае право отказаться от исполнения договора имеет покупатель, если поставщик поставил товар ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок, или неоднократно (то есть более 1 раза) нарушил срок поставки товаров. Такое же право есть у поставщика, если покупатель неоднократного нарушил срок оплаты товаров или допустил неоднократную невыборку товаров. При этом договор будет автоматически считаться расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора, если иной срок расторжения или изменения договора не предусмотрен в уведомлении либо не определен соглашением сторон 8 .

    Во втором случае заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, а исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору при условии полного возмещения заказчику убытков 9 .

    Кроме того и в отношении договора подряда в ГК РФ есть норма, согласно которой, если иное не предусмотрено договором, заказчик в любое время до сдачи ему результата работы вправе отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора, при этом заказчик также обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу 10 .

    Наконец, гражданское законодательство также устанавливает, что в случае отсутствия у одной из сторон договора лицензии на осуществление деятельности или членства в саморегулируемой организации, необходимых для исполнения обязательства по договору, другая сторона вправе отказаться от договора (исполнения договора) и потребовать возмещения убытков 11 .

    Что касается случаев, установленных в «других законах», то в качестве примера можно привести ситуацию с оказанием услуг связи, когда пользователь услуг нарушает требования договора и в течение 6 месяцев после получения письменного предупреждения от оператора услуг связи не устраняет это нарушение, - в этом случае оператор имеет право в одностороннем порядке расторгнуть договор 12 .

    С полным перечнем таких установленных случаев можно ознакомиться по ссылкам к ч. 1 ст. 310 ГК РФ в справочно-правовых системах (например, «Консультант Плюс»).

    Отметим, что к числу данных случаев относятся и закупки по 44-ФЗ, в соответствии с которым заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств (см. выше), при условии, если это было предусмотрено контрактом 13 . Более того, в определенных случаях это даже является его обязанностью - например, если в ходе исполнения контракта выясняется, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 14 . Но если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, то аналогичное право (опять же по основаниям, предусмотренным ГК - см. выше) предусматривается и у поставщика (подрядчика, исполнителя) 15 . При этом в случае принятия такого решения заказчиком или поставщиком (подрядчиком, исполнителем), оно вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления одной стороной другой стороны об одностороннем отказе от исполнения контракта; эти 10 дней даются, условно говоря, на «исправление нарушений» - если они исправлены, то принявшая решение сторона должна его отменить и контракт будет продолжать исполняться 16 .

    Отметим, что это чисто «добавочная» норма 44-ФЗ в отношении порядка и условий одностороннего расторжения контракта, правда, она уже не будет работать в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта, ставшим основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта 17 . Кроме того важно учесть, что информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) 18 .

  3. Если на расторжении договора настаивает только одна из сторон, а другая с этим не согласна, в этом случае договор может быть расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных законами или самим договором; при этом существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора 19 .
  4. Исходя из данной нормы сторона по договору не может расторгнуть заключенный договор только по собственной инициативе без соответствующего судебного решения. Однако нельзя не отметить, что данная норма ГК несколько противоречит как другим нормам того же самого гражданского законодательства, которыми устанавливаются случаи «внесудебного» одностороннего расторжения договора (например, см. выше случай с односторонним отказом от исполнения и расторжением договора поставки), так и соответствующим нормам в других федеральных законах, в том числе в 44-ФЗ.

    На практике нередко возникает вопрос, чем же следует руководствоваться при одностороннем отказе от исполнения и расторжения контрактов по 44-ФЗ - ГК РФ или 44-ФЗ?

    Для ответа на него следует внимательно прочитать ч. 1 ст. 2 закона 44-ФЗ - в ней говорится, что нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие осуществление закупок, в том числе особенности исполнения контрактов, должны соответствовать 44-ФЗ. Следовательно, если по ГК РФ следует расторгать контракт в одностороннем порядке через суд, а в 44-ФЗ такое расторжение предусмотрено без обращения в суд, то превалирует норма 44-ФЗ. Но такой вывод может касаться только сторон по договорам, заключенных в рамках 44-ФЗ. Что касается сторон по договорам, заключенных по 223-ФЗ, то им следует придерживаться исключительно норм, содержащихся в самом ГК РФ (44-ФЗ к их отношениям уже не относится).

    Получается, что, с одной стороны, в соответствии с гражданским законодательством такой контрагент может в одностороннем порядке и без обращения в суд расторгнуть только договор поставки 20 , а во всех остальных случаях, где только идет речь об одностороннем отказе от исполнения договора (например, при договоре возмездного оказания услуг), он может только отказаться от исполнения своих обязательств по этому договору, а вот расторгать договор при невозможности сделать это по соглашению сторон ему придется через суд. Добиться нужного судебного решения, если отказ от исполнения договора уже произошел в соответствии с установленными законодательством случаями, будет в принципе несложно, но лишнее время и другие ресурсы это все равно займет.

    С другой стороны, в ГК РФ есть отдельная норма, согласно которой, в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным 21 . Хотя эта норма опять же несколько не стыкуется с рассматриваемым положением о том, что без согласия одной из сторон договор может быть расторгнут только по решению суда, именно на нее можно опираться в том случае, когда, отказавшись в одностороннем порядке от исполнения договора в разрешенных случаях, отказавшаяся сторона считает, что тем самым она одновременно и расторгла договор. Такой позиции в отношении закупок по 223-ФЗ могут придерживаться и суды 22 .

    Дополнительно отметим, что требование о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение расторгнуть договор по соглашению сторон либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в 30-дневный срок 23 . Также обратим внимание, что на практике степень значительности ущерба определяется судами в каждом конкретном случае.

  5. Сторона по договору может выступить с инициативой о расторжении договора в случае так называемого существенного изменения обстоятельств - настолько существенного, что если бы стороны могли это разумно предвидеть, то договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях 24 .
  6. Если в этой ситуации сторонам не удалось расторгнуть договор по соглашению сторон, то решение принимается судом по требованию инициатора такого расторжения. Отметим, что, в основном судебная практика применительно к данному положению ГК РФ касается расторжения кредитных договоров, договоров аренды, купли-продажи, дарения недвижимого имущества.

    Но можно привести пример и из сферы государственных закупок 25 . В 2014 г. государственное казенное учреждение «Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области» обратилось в суд с иском о расторжении государственного контракта с Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 19 по Иркутской области, заключенного в последний день 2013 г. Причина этого обращения заключалась в том, что на момент заключения договора административные здания территориальных органов налоговой службы были включены в перечень объектов, подлежащих обязательной охране полицией 26 , но уже с 01.01.2014 (то есть со следующего день после заключения контракта) они были исключены из этого перечня 27 . В связи с данным обстоятельством сам поставщик услуги (учреждение вневедомственной охраны) предложил заказчику расторгнуть заключенный контракт, но заказчик не согласился.

    Вероятно, такая позиция поставщика была обусловлена тем, что он был не очень финансово заинтересован в исполнении данного контракта и, скорее, был вынужден заключить его в связи с обязательностью обеспечения охраны полицией зданий налоговых органов, а когда эта обязательность была отменена, то постарался «избавиться» от контракта. Однако суды различных инстанций сочли, что в данном случае поставщик услуг мог предвидеть «существенное изменение обстоятельств» до или в момент заключения договора, так как нормативный правовой акт, исключающий здания налоговых органов из перечня объектов, подлежащих обязательной охране полицией, был опубликован 12.12.2013 на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru и 16.12.2013 в сборнике «Собрание законодательства РФ» № 50 (ст. 6658), то есть за 2 недели до даты заключения контракта. Доказательств же того, что что контракт фактически был заключен ранее даты публикации указанного нормативного правового акта, истец представить судам не смог.

  7. Если основанием для расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора 28 .
  8. Возмещение убытков может быть произведено в досудебном порядке, однако, если это оказывается невозможным, то потерпевшая убытки сторона может обратиться в суд. Рассмотрим пример 29 .

    В 2014 г. федеральное казенное учреждение здравоохранения «Санаторий-профилакторий «Солнечный» внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации» заключило в рамках 44-ФЗ государственный контракт с ООО «СтройЛидер» на выполнение работ по капитальному ремонту на сумму 3,5 млн. руб. В результате исполнения контракта подрядчик допустил нарушения его условий - не в полном объеме и некачественно выполнил предусмотренные контрактом работы, не устранил выявленные недостатки, не освободил объект работ от строительного мусора и т.д. На основании этого заказчик в одностороннем порядке отказался от его исполнения, при этом для подтверждения нарушений условий контракта и оснований одностороннего отказа от его исполнения заказчик провел экспертизу. После чего заказчик обратился в суд с иском о взыскании с подрядчика возмещения своих убытков, связанных с устранением недостатков некачественно выполненных работ, расходов, связанных с исполнением за подрядчика его контрактных обязательств (вывоз строительного мусора) и с проведением экспертизы. В итоге судебных разбирательств, в ходе которых была проведена дополнительная судебная экспертиза нарушений, допущенных подрядчиком, было принято решение о взыскании в пользу заказчика с подрядчика суммы убытков в размере 1,9 млн. руб.

1 Ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3 Ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

4 См. Письмо Минэкономразвития России от 24.02.2015 N ОГ-Д28-2482

5 Ст. 310 ГК РФ.

6 Ч. 1 ст. 463 ГК РФ.

7 Ч. 3 ст. 627 ГК РФ.

8 Ст. 523 ГК РФ.

9 Ст. 782 ГК РФ.

10 Ст. 717 ГК РФ.

11 Ч. 3 ст. 450.1 ГК РФ.

12 Ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи».

13 Ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

14 Ч. 15 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

15 Ч. 19 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

16 Ст. 13-14, 21-22 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

17 Ч. 14 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

18 Ч. 16 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

19 Ч. 2 ст. 450 ГК РФ.

20 В соответствии с ч. 4 ст. 523 ГК РФ.

21 Ч. 2 ст. 450.1 ГК РФ.

22 См., например, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09.06.2016 N Ф01-1936/2016 по делу N А79-9006/2015.

23 Ч. 2 ст. 452 ГК РФ.

24 Ст. 451 ГК РФ.

25 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.09.2014 по делу N А19-2397/2014.

26 Распоряжение Правительства РФ от 02.11.2009 № 1629-р «О перечне объектов, подлежащих обязательной охране полицией».

Договор поставки был заключен на год в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) и положением о закупке. В соответствии с условиями договора поставки осуществляются по заявкам заказчика.
У заказчика потребность в данном товаре пропала (списывают оборудование, для обслуживания которого предназначался объект закупки). Согласно условиям договора его расторжение допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны договора от исполнения договора в соответствии с гражданским законодательством.
При этом указано, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения договора по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения обязательств по договору поставки (параграф 3 главы 30 ГК РФ), в порядке, определенном действующим гражданским законодательством и Федеральным законом РФ от 18.07.2011 N 223-ФЗ.
Может ли заказчик расторгнуть в одностороннем порядке данный договор, если стороны не достигнут соглашения о расторжении?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Основания для расторжения договора по инициативе заказчика (в том числе для отказа от исполнения договора) в приведенной ситуации отсутствуют.

Обоснование вывода:
от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) не содержит положений, которые устанавливали бы специальные основания для расторжения заключенных в соответствии с ним договоров и не определяет каких-либо особенностей, которые должны соблюдаться при расторжении таких договоров. Поэтому основания для расторжения договоров, заключенных заказчиком в соответствии с N 223-ФЗ, определяются положениями ГК РФ.
По общему правилу согласно ГК РФ изменение и расторжение договора осуществляются по соглашению сторон. Упомянутая норма означает, что в отсутствие оснований для прекращения договора по инициативе лишь одной из его сторон ( , ГК РФ) или по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (например, ГК РФ), для расторжения договора, обязательства по которому не исполнены, необходимо обоюдное согласие сторон.
В силу ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства допускается в случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами. Согласно п. 2 этой же статьи односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, допускается в случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором (смотрите также ГК РФ).
Все предусмотренные законодательством основания для отказа покупателя от исполнения договора поставки, равно как и основания для расторжения договора судом по требованию покупателя, связаны с ненадлежащим исполнением поставщиком условий такого договора (смотрите ГК РФ, а также материал: . Расторжение договора поставки). Поскольку в рассматриваемой ситуации стороны не приступили к исполнению договора, у покупателя не имеется оснований для его расторжения в связи с ненадлежащим исполнением со стороны поставщика.
Договором поставки могут быть предусмотрены и дополнительные основания для отказа от его исполнения, в том числе не связанные с неисполнением либо ненадлежащим исполнением договора одной из сторон ( , ГК РФ, смотрите также АС Дальневосточного округа от 12.02.2016 N Ф03-6300/15). Однако если в рассматриваемой ситуации такие условия в договор не включены, основания для отказа от исполнения договора у покупателя (заказчика) отсутствуют.
Основанием для расторжения договора (в том числе судом) является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора ( ГК РФ). Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. Описанные в вопросе причины, на наш взгляд, не могут рассматриваться в качестве основания для расторжения договора по ГК РФ.
Таким образом, в приведенной ситуации договор может быть расторгнут лишь по соглашению сторон. Кроме того, если договором предусмотрено, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон по договору, он прекратится автоматически с истечением срока, на который был заключен ( ГК РФ). Наконец, даже в отсутствие такого условия, если из договора следует, что предусмотренные им обязанности по поставке товара возникают исключительно на основании заявок покупателя (заказчика), и договор не предусматривает обязательств покупателя направить поставщику соответствующие заявки в течение срока действия договора, то представляется, что поставщик не сможет потребовать от заказчика принятия товара в количестве, предусмотренном договором, даже если договор не будет расторгнут. Однако вопрос об обязанности покупателя обеспечить приемку и оплату всего предусмотренного договором количества товара должен решаться исходя из условий договора.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

В данном контексте важно учесть, что информация о поставщике, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от его исполнения, включается в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 16 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Расторжение через суд или во внесудебном порядке? Если на расторжении договора настаивает только одна из сторон, а другая с этим не согласна, договор может быть расторгнут по решению суда только при существенном нарушении его условий, допущенном другой стороной, и в иных случаях, предусмотренных законами или самим договором. Причем существенным признается нарушение договора одной стороной, влекущее для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (п. 2 ст. 450 ГК РФ).

Расторжение договора по 223-фз

Закон предусматривает обязанность госзаказчика отменить решение, если в течение 10ти дневного срока с момента получения поставщиком такого решения, последний устранит нарушения госконтракта, ставшие основанием для расторжения и возместит расходы на экспертизу (если она проводилась экспертами). Данное правило не применяется, если госзаказчик повторно принимает решение о прекращения госконтракта. Важно! Расторжение госконтракта по инициативе госзаказчика влечет включение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков в случае полного соблюдения процедуры расторжения.


Процедура расторжения госконтракта поставщиком практически аналогичная. Поставщик в тот же срок обязан отправить госзаказчику решение о прекращении госконтракта в одностороннем порядке и отменить решение о расторжении, если нарушения устранены.

Отказ от исполнения контракта в одностороннем порядке

Иными словами, сторона не может расторгнуть заключенный договор лишь по собственной инициативе, без соответствующего судебного решения. Однако нельзя не отметить: данная норма ГК РФ вступает в некоторое противоречие как с нормами гражданского законодательства, устанавливающими случаи «внесудебного» одностороннего расторжения договора (например, см. описанную выше ситуацию одностороннего отказа от исполнения и расторжения договора поставки), так и с соответствующими нормами других федеральных законов, в том числе Закона № 44-ФЗ. В связи с этим на практике нередко возникает вопрос: чем же руководствоваться при одностороннем отказе от исполнения и расторжении контрактов по Закону № 44-ФЗ – названным законом или ГК РФ? Чтобы дать ответ, нужно внимательно прочитать ч.
1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ.

Расторжение по 223фз

Внимание

Таким образом, право заказчика на отказ от исполнения обязательства (право на расторжение договора в одностороннем порядке) может быть закреплено в Положении о закупках по 223-ФЗ. Минэкономразвития России в Письме от 24.02.2015 № ОГ-Д28-2482 указывает, что заказчик вправе установить в положении о закупке условие и возможность одностороннего расторжения договора. Вместе с тем, необходимо обратить внимание, что право на расторжение договора в одностороннем порядке не должно нарушать права поставщика (подрядчика, исполнителя).


Можно сделать вывод, что право заказчика на отказ от исполнения обязательства (право на расторжение договора одностороннем порядке) может быть предусмотрено только при неисполнении или ненадлежащим исполнении поставщика (подрядчика, исполнителя) своих обязательств по договору. Согласно п.
По результатам судебных разбирательств, в ходе которых была проведена дополнительная судебная экспертиза нарушений, допущенных подрядчиком, арбитры приняли решение о взыскании с подрядчика в пользу заказчика суммы убытков в размере 1,9 млн руб. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Часть 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ, ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ. Здесь и далее понятия «договор» и «контракт» будут использоваться как тождественные. Статья 95 Закона № 44-ФЗ. См., например, Постановление АС ВВО от 09.06.2016 № Ф01-1936/2016 по делу № А79-9006/2015. Постановление АС ВСО от 25.09.2014 по делу № А19-2397/2014.

223 ap jlyjcnjhjytt расторжение договора исполнителем

Законы № 44-ФЗ и 223-ФЗ устанавливают, что при осуществлении закупок должны соблюдаться нормы гражданского законодательства. Последние в числе прочего регулируют вопросы, связанные с односторонним расторжением договора (контракта). И если в «скрупулезно-процедурном» Законе № 44-ФЗ имеются отдельные положения по одностороннему расторжению контракта, то в «рамочном» Законе № 223-ФЗ таких положений нет.

Важно

В отношении одностороннего расторжения договоров, заключенных в рамках Закона № 223-ФЗ, единственным правовым регулятором является гражданское законодательство. В связи с этим содержание разработанных конкретными заказчиками положений о закупке, связанное с односторонним расторжением договоров, также не должно противоречить ГК РФ (см. Письмо Минэкономразвития РФ от 24.02.2015 № ОГ-Д28-2482).

223 фз односторонее расторжение договора исполнителем

Что касается случаев, установленных в «других законах», в качестве примера приведем ситуацию с оказанием услуг связи, когда пользователь нарушает требования договора и в течение шести месяцев после получения письменного предупреждения от оператора услуг связи не устраняет это нарушение. Тогда оператор имеет право в одностороннем порядке расторгнуть договор (ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»). С полным перечнем подобных случаев можно ознакомиться в справочно-правовых системах, пройдя по соответствующим ссылкам к п.


1 ст. 310 ГК РФ. Дополнительно укажем, что к числу данных случаев относятся и закупки по Закону № 44-ФЗ. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств (см.

Надлежащим уведомлением также считается дата возврата письма госзаказчику с отметкой почты о получении письма, о неполучении письма или отсутствии по месту нахождения организации подрядчика. Если такое подтверждение получить невозможно, то датой официального уведомления считается дата по истечении 30 дней с момента публикации информации на официальном сайте. Закон разрешает направление уведомления о расторжении контракта:

  • почтовым отправлением с уведомлением о вручении,
  • по факсу,
  • телеграммой,
  • по электронной почте с фиксацией факта получения письма.

Но, на практике только отправление почтовой связью достоверно подтверждает получение письма, поэтому на практике госзаказчики используют этот способ.

Важно! Решение о прекращении госконтракта по инициативе гозаказчка вступает в силу через 10 дней с момента надлежащего уведомления поставщика.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав