30.06.2020

Сущность коррупции как социально правового явления. Коррупция как социально-правовое явление. Глава ii. проблемы противодействия коррупции


У коррупции не существует единственно верного, канонического, универсального определения. Одной из главных причин, обуславливающих сложность формирования юридического понятия коррупции, является ее выход как социального явления в широком смысле за границы исследования экономики или права.

Коррупция - сложное социальное явление, имеющие различные и не всегда очевидные формы проявления. Многие исследователи подчеркивают комплексный, системный характер этого явления и понятия, справедливо связывая его со всеми социальными процессами общества, с учетом социально-политических, демографических, национально-психологических и этнических особенностей конкретного государства.

Подходы к этимологическому происхождению термина «коррупция» также различаются большим разнообразием. Зачастую утверждается, что слово «коррупция» произошло от латинского «corruptio», что означало «порча, подкуп», «коррумпировать», «корруптировать» (лат. corrumpere) - подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами».

Однако многие авторы указывают на несколько иную, более широкую трактовку анализируемого термина. Например, в латинско-русском словаре И.Х. Дворецкого, кроме значений «порча» и «подкуп» приводятся такие значения, как «совращение, упадок, извращенность, плохое состояние, превратность (мнения или взгляда)». Авторы сборника «Основы противодействия коррупции» пишут: «Коррумпировать (от лат. «corrumpere») значило повреждать желудок плохой пищей, портить воду в закрытой таре, расстраивать дела, расточать состояние, приводить в упадок нравы и т.п.

Среди прочего, отнюдь не в первом своем значении «коррумпировать» означало подкупать кого-либо или всех - народ (не обязательно должностное лицо) деньгами, щедрыми раздачами».

Свою трактовку предлагает Г.К. Мишин, указывающий, что вопреки утверждениям большинства пишущих по этим вопросам авторов, латинский термин «corruptio» происходит от двух корневых слов «cor» (сердце; душа, дух; рассудок) и «ruptum» (портить, разрушать, развращать). Поэтому суть коррупции не в подкупе, продажности публичных и иных служащих, а в нарушении единства (дезинтеграции, разложении, распаде) того или иного объекта, в том числе органов государственной власти.

Анализируя основные подходы к определению коррупции как социального явления, необходимо помнить о междисциплинарном характере его исследования. Характерные для каждой отрасли обществоведения методы и исследовательские подходы оказывают серьезное влияние на выработку специфических для каждой науки определений.

Так, политическая наука воспринимает коррупцию как фактор, деформирующий политическую организацию общества, разрушающий демократические процедуры. В связи с этим на первое место ставятся такие формы коррупции, как:

Незаконное финансирование политических партий;

Парламентские злоупотребления;

Торговля влиянием и др.

Указанные формы проявления образуют отличную от деловой и бытовой политическую коррупцию, которая, в свою очередь, порождает клептократию - базирующуюся на коррупции форму организации власти и адекватную ей социально-политическую группу.

С позиции социологического подхода коррупция является социальной болезнью, синдром больного общества, ярким примером социальной дисфункции, обусловленной противоречием между индивидуальными целями членов социальной организации и целями самой организации, а также между формально-логической сущностью социальной организации и социальной природой.

В социологии распространен взгляд на коррупцию как форму девиантного поведения. «Коррупция - вид поведения, которое отклоняется от превалирующих норм. Это девиантное поведение, ассоциированное с определенной мотивацией, в частности с получением личной выгоды за общественный счет». Дж. Най определяет коррупцию как «поведение, которое отклоняется от формальных обязанностей публичной роли под воздействием относительно частных (индивидуальных, семейных, частных) материальных или статусных целей».

Необходимо вспомнить и о «этическом подходе» к определению коррупции, который представлен в ряде публикаций международной организации Transparency International. По мнению сторонников такого подхода, коррупция является следствием недостатка этических правил, вызывающего кризис системы управления. Главным средством антикоррупционных реформ должно стать проведение реформы управления в целях установления «good governance» и принятие этических правил в бизнесе и в других структурах общества.

Можно рассматривать коррупцию и как экономический феномен. Экономическая сущность коррупции и губительное воздействие данного явление на мировую экономическую систему раскрыта в работах американских ученых С. Роуз-Аккерман, П. Мауро, И. Шихаты и др.. С. Роуз-Аккерман отмечает, что «экономика - действенный инструмент анализа коррупции. Культурные различия и мораль добавляют свои нюансы и частности, однако для понимания того, где искушение коррупции является наиболее ощутимым и где оно оказывает наибольшее воздействие, необходим общий экономический подход». Среди экономических теорий коррупции выделяют теорию коррупции как статусной ренты за монопольное положение чиновника, повышающей экономические издержки (П. Мауро, И. Шихата), а также так называемая «агентская модель» коррупции. Первая теория хорошо иллюстрируется отечественными учеными Г. Сатаровым и М. Левиным, полагающими, что в характеристике коррупции центральным является должностной момент, то есть «корень» коррупции в наличии «места», положения, из которого можно извлекать прибыль. «Агентская модель» впервые была описана К. Э. Бэнфилдом, считавшим, что «коррупция становится возможной, когда существуют три типа экономических агентов: уполномоченный, уполномочивающий и третье лицо, доходы и потери которого зависят от уполномоченного. Уполномоченный подвержен коррупции в той мере, в какой он может скрыть коррупцию от уполномочивающего. Он становится коррумпированным, когда приносит интересы уполномочивающего в жертву собственным, нарушая при этом закон».

Многообразие точек зрения и подходов к пониманию коррупции свидетельствует о сложности этого социального явления, требующего глубокого и всестороннего изучения. В данной работе основное внимание сосредоточено на углубленном теоретико-правовом исследовании сущности коррупции, ее истоков, признаков и отличительных черт, тех факторов, которые определяют ее негативное содержание и отрицательно-разрушающее влияние на политическую, экономическую, социальную и духовно-нравственную жизнь общества и каждого человека. Рассмотрение коррупции будет проведено не в узком формально-правовом плане, что само по себе крайне важно, а в широком смысле -- сквозь призму всей системы общественных отношений Малько А.В. Антикоррупционная политика современной России: от имитации к решительным действиям // Правовая политика и правовая жизнь. 2010. № 3. С. 38.

Явление коррупции исследуется в рамках различных подходов, течений и направлений научной мысли. Теории различных дисциплин изучают отдельные аспекты коррупции, а многообразие этих подходов свидетельствует не только об актуальности этого явления, но и о том, что коррупционные отношения еще недостаточно изучены. И в первую очередь это связано с тем, что данное явление не столь доступно для изучения. А во-вторых, проявления коррупции, ее механизмы и формы носят абсолютно латентный характер.

Это вполне понятно и оправданно. Ведь коррупция -- это не отдельный аморальный или противоправный проступок. Если бы это было так, то и понятия «коррупция» не потребовалось Охотский Е.В. Социально-правовая сущность и основные признаки коррупции// Государственный аудит. Право. Экономика. 2009. № 3. С. 25. Коррупция -- это структурно сложное социальное явление, которое присутствует практически везде, поражает все сегменты общественной жизни, прежде всего те, где соприкасаются интересы общества, государства, бизнеса, чиновников и граждан, где легче найти выгодный компромисс с властью и конкретными ее представителями Охотский Е.В. Социально-правовая сущность и основные признаки коррупции// Государственный аудит. Право. Экономика. 2009. № 3. С. 25.

Слово «коррупция» дословно с латинского переводится как совращение, подкуп, порча, упадок, извращение, разложение, расстройство Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь. М., 2003. С. 205. Этот термин сложился в результате интеграции двух латинских слов: а) «corei» -- сообщество из нескольких субъектов по поводу единого предмета спора и б) «rumpere» -- нарушить что-либо. Коррупция в этом смысле -- нарушение несколькими лицами сложившихся в обществе норм права и морали для получения взаимной личной выгоды.

Трудно не согласиться и с теми авторами, которые термин «коррупция» трактуют иначе Мишин Г. К. О теоретической разработке проблемы коррупции // Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы / Под ред. В. В. Лунеева. М., 2010. С. 264. С их точки зрения, термин corruptio происходит от двух корневых слов «cor» (сердце, душа, дух, рассудок) и «ruptum» (портить, разрушать, развращать). Поэтому суть коррупции состоит не в подкупе и продажности публичных служащих, а в нарушении единства (дезинтеграции, разложении, распаде) того или иного объекта, в т. ч. органов государственной власти.

В настоящее время в Российской Федерации коррупция является широко распространенным явлением. По оценкам некоторых экспертов, количество правонарушений, связанных с коррупцией, со времен Советского Союза возросло в разы - она стала широко распространенным социально негативным явлением. В научной литературе нередко высказываются точки зрения, и не только юристов, о том, что коррупция является наследием прошлого и что рост числа коррупционных деяний - результат перехода от прежней системы к построению новой России. А существующие масштабы коррупции - это цена, которую стране приходится платить за такие преобразования. Кроме того, коррупция затронула если не все, то большинство ветвей государственной власти, включая и судебную. Ряд авторов и политических деятелей не исключают, что коррупцией поражена вся политическая система Долгова А. И. Криминология: Краткий учебный курс/Азалия Долгова. / М.: Издательство "Норма", М.: ИНФРА-М Изд. дом ООО, 2010., Иншаков С.М..Криминология: Учебное пособие/Сергей Иншаков. М.: Юриспруденция ИД ООО, ИНФРА-М.,2012. С. 37.

Сущность коррупции заключается в «злоупотреблении служебным или социальным положением в корыстных интересах» Антикоррупционные стратегии для стран с переходной экономикой / Под ред. И. Сикоры. Киев, Визком. 2002. С. 9, злоупотреблении общественным доверием для получения неоправданных личных выгод и преимуществ в результате неофициального использования имеющихся правовых и социально-статусных возможностей.

В этом смысле ее отличают:

Сознательное подчинение публичных интересов интересам личным, корыстным;

Скрытность;

Наличие взаимных обязательств между теми, кто принимает решение, и теми, кому оно выгодно;

Попытка гарантированно защитить акт коррупции соответствующим юридическим обоснованием;

Аморальность Охотский Е.В. Социально-правовая сущность и основные признаки коррупции// Государственный аудит. Право. Экономика. 2009. № 3. С. 26.

Хотя значительная часть коррупционных проявлений общественным сознанием не воспринимается как аморальное поведение.

Границы этического осуждения коррупции очень подвижны. Нравственные стандарты гражданского общества могут и чаще всего не совпадают с этикой государственной и негосударственной службы. Даже самые честные правительства и корпорации могут восприниматься общественным сознанием как антинародные и коррумпированные Максимов С. В. Коррупция. Закон. Ответственность. М., 2000. С. 12. Нередко бывает как раз наоборот.

В юридическом смысле коррупция -- это все то, что подпадает под коррупционное деяние (действие или бездействие) с точки зрения действующего антикоррупционного законодательства. Естественно, что чаще всего коррупционным является правонарушение (преступление или проступок) связанное со злоупотреблением служебными полномочиями, превышением полномочий и использованием служебного положения или социального статуса в корыстных целях.

Правовой аспект опасности коррупции состоит также в принятии законодателем нормативных документов, выгодных и удобных криминальным структурам, в предоставлении заинтересованным лицам широких возможностей для произвольного их толкования; в пробелах правового регулирования коррупционно возможных общественных отношений; в преднамеренном искажении содержания законов правоприменителем с целью, например, получения взятки. Ни о каких «законопослушности», «верности службе», «радении о должности», «доброй воле», «профессиональной чести», «бескорыстии» в этом случае речь уже не идет Уголовное право Российской Федерации: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Б. Ф. Здравомыслова. М., 2010. С. 390.

Судя по сегодняшней ситуации, это явление приобрело системный характер и затрагивает практически все общество, включая его основы. А высокий уровень коррупции характерен как для сектора государственного управления, так и для частного сектора. К сожалению, он присущ и государственным структурам, призванным противодействовать коррупции, в частности, правоохранительным органам. Однако в оценке уровня и масштабов коррупции в России не существует единого мнения, более того, эта информация носит довольно общий характер и во многом основывается на предположениях. Ситуация, которая сложилась в стране, нуждается в более подробном изучении, например, путем проведения углубленных научных исследований, анализа и оценок, а также выработке научных рекомендаций, которые дали бы более детальное представление о масштабах и формах коррупции в стране, как на общенациональном, так и региональном уровне. Ведь для того, чтобы подобные комплексные научные исследования имели высокую степень легитимности и объективности, они должны в идеале проводиться постоянно. Более того, они должны основываться на официальных и научных данных, а также на информации со стороны гражданского общества и на отработанной методике международного сообщества.

В экономическом смысле коррупция -- это латентно организованный и незаконно функционирующий механизм принудительного отчуждения собственности и корыстного перераспределения национальных богатств в ущерб государству, местным сообществам, бизнесу, гражданам. Это продажа должностных правомочий, имеющая место, как в государственном, так и частном секторе, определяется как контрактное взаимодействие между экономическими агентами на основе злоупотребления позицией ради частной выгоды Чашин А. Н. Коррупция в России. М., 2009. С. 9. Коррупция позволяет не только изымать и присваивать чужую собственность, но и существенно ограничивать автономию и свободу личности, ущемлять право человека на дееспособность Известия Российского государственного педагогического университета. Научный журнал. 2008. № 26. С. 38--49; Бочкарев С. А. Русские мыслители об антро-пологическом смысле собственности // Известия Российского Государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. № 26 (60): Аспирантские тетра-ди: Научный журнал. СПб., 2008. С. 38--49.

Анализируя социальный смысл коррупции, ученые, в т. ч. юристы-теоретики, утверждают, что коррупция -- это не что иное, как отказ от ожидаемых стандартов поведения ради незаконной личной или корпоративной выгоды.

Коррупцию нельзя объяснить поведением отдельного чиновника и сводить лишь к элементарному противоправному распределению услуг, имущества, информации или злоупотребления ими. Хотя внешне все выглядит именно так. В таком случае коррупция не получает должной ценностно-аксиологической интерпретации. Поэтому мы разделяем точку зрения профессора С.А. Бочкарева, который коррупцию предлагает рассматривать как систему общественных отношений, когда общество и отдельные его члены являются не только объектами коррупционных посягательств, но и самостоятельными субъектами коррупционных отношений Бочкарев С. А. О противодействии коррупции в Российской Федерации: новые подходы без инноваций // Право и политика. 2008. № 11. С. 2591--2594.

С точки зрения морали коррупция трактуется как циничная подмена законов и нормальных человеческих отношений извращенным пониманием всех здоровых норм и принципов общественного бытия: честности, порядочности, принципиальности, скромности. Результат же один -- незаконное обогащение одних за счет других, дискредитация официальной власти и усиление властных возможностей коррупционеров, ослабление здоровых нравственных начал и утверждение аморальных норм.

Коррупция -- это альтернатива праву и морали. Это базовый атрибут, лишающий право и мораль монополии регулирования общественных отношений. Если твердо не противостоять этому злу, то она разрушит буквально все. И очень быстро.

В каждой конкретной стране коррупция, естественно, имеет свои особенности. Свои особенности отличают и российскую коррупцию, которая:

а) стала неотъемлемой частью образа жизни российского общества, не встречает негодования и отторжения у большинства населения;

б) базируется на мощных политических, финансово-экономических и информационных ресурсах, что объективно создает благоприятный моральный климат для коррупционных действий;

в) превратилась в системное явление, проникла во все структуры государственной системы, бизнеса, культуры и социальной сферы;

г) становится все более политизированной, неотъемлемым элементом борьбы за политическую и административную власть;

д) становится все более устойчивым явлением, трансформируется в «мощные коррупционные сети», порождая атмосферу правового нигилизма, недоверия к власти и рыночным механизмам. Некоторые исследователи заговорили даже о «коррупционной оккупации» Малько А. В. Антикоррупционная политика современной России: от имитации к решительным действиям // Правовая политика и правовая жизнь. 2005. № 3. С. 38;

е) в значительной части отличается некриминальностью -- коррупционные вознаграждения принимаются за абсолютно законные действия, которые взяточник обязан совершить в соответствии со из своими должностными обязанностями. Наблюдается также тенденция легализации коррупции, то есть придание видимости законности коррупционных сделок и их маскировки с помощью официально созданных сетевых систем оказания услуг и их оплаты;

ж) стала на путь интернационализации и глобализации. Активизируется коррупционно продуманный кадровый обмен между государствами и коммерческими организациями Охотский Е.В. Социально-правовая сущность и основные признаки коррупции// Государственный аудит. Право. Экономика. 2009. № 3. С. 36.

Поэтому в нашей стране борьба с коррупцией не может быть простым делом, антикоррупционная стратегия может быть реализована только как сложная система самых разнообразных действий государства, общества и всех граждан.

Ключевые слова

КОРРУПЦИЯ / ПРАВО / ГОСУДАРСТВО / ОБЩЕСТВО / СИСТЕМА / ЮРИСТ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CORRUPTION / LAW / STATE / SOCIETY / SYSTEM / LAWYER / ANTI-CORRUPTION POLICY / EDUCATION / CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы - Ахметов Арман Серикович

Анализируется природа и сущность коррупции как отрицательного социального явления. Автором выделены основные характерные черты и базовые принципы коррупции , которые раскрывают ее содержание и специфические особенности. Особое внимание уделяется анализу существующих научных подходов в области изучения особенностей феномена коррупции . Статья подготовлена на основе научных исследований отечественных и зарубежных авторов по вопросам коррупции . Приводятся меры по профилактике коррупции , а также даны рекомендации, направленные на повышение эффективности противодействия коррупционным явлениям в обществе . По мнению автора, коррупция это антиправовое поведение индивида, имеющее отрицательный вектор относительно существующих норм права и правил поведения в обществе , основанное на сформированном коррупционном правосознании личности. Коррупционное правосознание формируется вследствие низкого уровня жизни населения, т. е. оно отражает уровень экономического развития страны, успешности проведения правовых реформ. Кроме того, низовая коррупция обусловливается слабой эффективностью работы государственного аппарата. Сформулирован вывод, что процесс искоренения коррупции возможен только при общих усилиях как государства и общества , так и различных институтов гражданского общества и, в конечном счете, каждого гражданина, несущего ответственность за собственные поступки и принимающего активное участие в антикоррупционной политике государства .

Похожие темы научных работ по праву, автор научной работы - Ахметов Арман Серикович

  • К вопросу об изучении коррупции как социального явления

    2018 / Ахметов Арман Серикович
  • Социальный контроль как ключевой фактор противодействия коррупции

    2017 / Цирин Артем Михайлович, Матулис Сергей Николаевич, Молчанова Марина Алексеевна
  • Правосознание и правовая культура как инструмент противодействия коррупции

    2017 / Телегина Е.Г.
  • Коррупция и правопорядок в фокусе современной юридической доктрины

    2016 / Хабриева Талия Ярулловна
  • Теоретический аспект виктимологического подхода к минимизации коррупционной активности сотрудника ФСИН России

    2017 / Кученев Андрей Владимирович
  • Развитие гражданского общества как важнейший элемент государственной антикоррупционной политики и интеграции современного российского общества

    2016 / Тарская Ольга Юрьевна, Макеев Фёдор Анатольевич
  • Рецензия на монографию «Коррупция: природа, проявление, взаимодействие» /отв. Ред. Акад. Ран Т. Я. Хабриева. М. : ИД «Юриспруденция», 2014. 688 с

    2016 / Милюков Сергей Федорович, Савченков Алексей Викторович
  • Коррупция и право: доктринальные подходы к постановке проблемы

    2012 / Хабриева Талия Ярулловна
  • Проблемы формирования правовой культуры современного общества

    2017 / Ахметов Арман Серикович
  • Правовые аспекты предупреждения коррупционных правонарушений

    2015 / Черепанова Екатерина Викторовна

This article is devoted to the analysis of the corruption "s nature and essence as a negative social phenomenon. In the process of writing the article, the author highlighted the main features and basic principles of corruption , which reveal its content and specific features of this phenomenon. The author pays special attention to the analysis of the researchers" existing scientific approaches in the field of studying the peculiarities of the corruption phenomenon. The present research is based on domestic and foreign authors" researches on the problems of studying corruption . The article cites measures to prevent corruption and also develops recommendations aimed at increasing the effectiveness of counteracting the corruption phenomena in society . In the author"s opinion, corruption is the anti-legal behavior of an individual who treats negatively the existing legal norms and rules of conduct in a society based on the formed individual"s corrupted legal awareness. Corrupted legal awareness is formed due to the population"s low standard of living, i.е. it reflects the level of economic development of the country, the success of legal reforms. In addition, grassroots corruption is caused by a low level of efficiency and the quality of the state apparatus"s functioning. In conclusion it is worse to state that the process of eradicating corruption is possible only through joint action, both from the state and the society and from various civil society institutions, ultimately from every citizen who is responsible for his/her own actions and takes an active part in the anti-corruption policy of our state .

Текст научной работы на тему «Коррупция как социальное явление»

КОРРУПЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

АХМЕТОВ Арман Серикович, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Павлодарского государственного педагогического университета, доктор Ph.D, ассоциированный профессор (доцент)

140000, Казахстан, г. Павлодар, ул. Мира, 60

E-mail: [email protected]

Анализируется природа и сущность коррупции как отрицательного социального явления. Автором выделены основные характерные черты и базовые принципы коррупции, которые раскрывают ее содержание и специфические особенности. Особое внимание уделяется анализу существующих научных подходов в области изучения особенностей феномена коррупции. Статья подготовлена на основе научных исследований отечественных и зарубежных авторов по вопросам коррупции. Приводятся меры по профилактике коррупции, а также даны рекомендации, направленные на повышение эффективности противодействия коррупционным явлениям в обществе. По мнению автора, коррупция - это антиправовое поведение индивида, имеющее отрицательный вектор относительно существующих норм права и правил поведения в обществе, основанное на сформированном коррупционном правосознании личности. Коррупционное правосознание формируется вследствие низкого уровня жизни населения, т. е. оно отражает уровень экономического развития страны, успешности проведения правовых реформ. Кроме того, низовая коррупция обусловливается слабой эффективностью работы государственного аппарата.

Сформулирован вывод, что процесс искоренения коррупции возможен только при общих усилиях как государства и общества, так и различных институтов гражданского общества и, в конечном счете, каждого гражданина, несущего ответственность за собственные поступки и принимающего активное участие в антикоррупционной политике государства.

Ключевые слова: коррупция, право, государство, общество, система, юрист, антикоррупционная политика, образование, гражданское общество.

CORRUPTION AS A SOCIAL PHENOMENON

A. S. AKHMETOV, professor at the Department of social and humanitarian disciplines of the Pavlodar State Pedagogical University, Ph.D, associate professor

60, Mira st., Pavlodar, Kazakhstan, 140000

E-mail: [email protected]

This article is devoted to the analysis of the corruption"s nature and essence as a negative social phenomenon. In the process of writing the article, the author highlighted the main features and basic principles of corruption, which reveal its content and specific features of this phenomenon. The author pays special attention to the analysis of the researchers" existing scientific approaches in the field of studying the peculiarities of the corruption phenomenon. The present research is based on domestic and foreign authors" researches on the problems of studying corruption. The article cites measures to prevent corruption and also develops recommendations aimed at increasing the effectiveness of counteracting the corruption phenomena in society. In the author"s opinion, corruption is the anti-legal behavior of an individual who treats negatively the existing legal norms and rules of conduct in a society based on the formed individual"s corrupted legal awareness. Corrupted legal awareness is formed due to the population"s low standard of living, ке. it reflects the level of economic development of the country, the success of legal reforms. In addition, grassroots corruption is caused by a low level of efficiency and the quality of the state apparatus"s functioning.

In conclusion it is worse to state that the process of eradicating corruption is possible only through joint action, both from the state and the society and from various civil society institutions, ultimately from every citizen who is responsible for his/her own actions and takes an active part in the anti-corruption policy of our state.

Keywords: corruption, law, state, society, system, lawyer, anti-corruption policy, education, civil society.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

DOI: 10.12737^12018.2.8

В современном обществе вопросы повышения качества противодействия коррупции, разработка мер по борьбе с этим социальным явлением находятся в центре внимания многих ученых, специалистов-практиков различных отраслей знания и представителей системы органов государственной власти. Этим вопросам посвящено множество научных, учебно-методических и публицистических ра-

бот, общая цель которых - изучить на качественном уровне феномен коррупции, разработать меры по противодействию этому социальному явлению.

Коррупция - это не просто обычное явление в экономике, это реальная угроза как мировому сообществу в целом, так и отдельным странам в частности. На сегодняшний день это социальное явление выступает одной из главных социально-экономи-

ческих проблем в любом обществе. Происходящие в мире экономические кризисы явились причиной еще большей конкуренции на рынке товаров и услуг, что явилось предпосылкой к развитию коррупционных проявлений, в связи с чем борьба с коррупцией становится актуальной проблемой для любого общества. Практически все ученые, юристы-практики сходятся во мнении, что коррупция является самым значительным «тормозом» экономического роста страны. Отсюда следует, что проблема коррупции затрагивает как государственных служащих, так и простых граждан.

Как отмечает академик РАН Т. Я. Хабриева, «в современной научной литературе представлены два основных подхода к определению понятия "коррупция". В широком смысле данное понятие охватывает негативное социальное явление, которое поражает весь публичный аппарат управления и выражается в разложении всей системы власти, а также умышленном использовании государственными и муниципальными служащими, иными лицами, уполномо -ченными на выполнение государственных функций, своего служебного положения, статуса и авторитета занимаемой должности в личных корыстных целях для собственного обогащения. В узком смысле "коррупция" представлена как совокупность составов правонарушений, которые предусмотрены в законодательстве Российской Федерации и обладают таким важным признаком, как использование должностным лицом своего публичного статуса в личных корыстных целях для собственного обогащения...»1.

По мнению К. М. Лобзова, Ю. М. Смирновой, коррупция оказывает негативное воздействие на все сферы жизни общества (социальная сфера, экономика, по -литика). Наибольшую опасность представляют факт сращивания государственных служащих с преступными сообществами, а также внедрение криминальных элементов во властные структуры различных уровней, включая правоохранительные органы. Отрицательные последствия, порождаемые данным социальным явлением, не только тормозят прогрессивное, поступательное развитие общества, но и представляют серьезную угрозу интересам национальной безопасности государства2.

Например, казахстанский ученый Н. Н. Турецкий считает, что коррупция как социальное явление продолжает существовать на современном этапе развития человечества, эволюционно приспосабливаясь к развитию общества, и для эффективного противодействия этому злу необходима консолидация общества и институтов государственной власти во всех стра-

1 Коррупция: природа, проявления, противодействие: монография / отв. ред. Т. Я. Хабриева. М., 2012.

2 См.: Лобзов К. М, СмирноваЮ. М. Коррупция как угроза национальным интересам // Вестник Поволжского института управления. 2016. № 1. С. 9-14.

нах мира и использование новейших научных изысканий и разработок3.

На сегодняшний день в современном обществе имеются системные причины коррупции, а именно: 1) высокий уровень «закрытости» в работе государственных органов; 2) огромная система отчетности, которая тормозит развитие экономических отношений; 3) отсутствие прозрачности в системе законотворчества; 4) слабый уровень кадровой политики государства; 5) возможность продвижения по службе вне зависимости от действительных результатов работы государственных служащих4.

Многие исследователи, изучающие феномен коррупции, имеют определенное мнение относительно ее классификации, поэтому довольно сложно определить наиболее «подходящую» классификацию это -го социального явления. Например, В. А. Егоров, Н. А. Яковлев полагают, что коррупцию можно клас -сифицировать следующим образом:

1) коррупция на бытовом уровне, т. е. в системе ЖКХ, образования, медицины, в том, с чем человек соприкасается каждый день в процессе своей жизнедеятельности;

2) коррупция на уровне соприкосновения власти и государства, где сращивание их интересов приводит, как правило, к профессиональной коррупции (по -лучение выгодных заказов, бизнес-проектов, система откатов и т. д.);

3) коррупция в судебной системе, которая, к сожалению, подрывает саму систему закона, его леги-тимность5.

Коррупция - опасный в институциональном плане феномен, который оказывает негативное влияние на развитие общественных отношений, а также наиболее деструктивный фактор, носящий системный характер, который существенно усложняет экономическое и социально-политическое развитие общества и обеспечивает приоритет частных интересов малых групп в управлении над большинством. Необходимо признать, что даже после применения различных мер профилактического, предупредительного и карательного характера, коррупция как социаль -ное явление сохраняется и «захватывает» новые сферы жизни общества.

По мнению Э. В. Алехина, Е. В. Ереминой, в современных научных исследованиях феномена коррупции выделяются следующие основные подходы:

3 См.: ТурецкийН. Н. Антикоррупционная политика Казахстана на современном этапе // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 4. С. 100-103.

4 См.: ШаглановА. Н. Коррупция и ее проявления в совре-менной России // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2014. № 1. С. 65-69.

5 См.: Егоров В. А., Яковлев Н. А. Феномен коррупции: основные этапы развития // Теория и практика общественного развития. 2016. № 3. С. 94-97.

криминологический, социально-экономический и социологический.

Криминологический подход делает акцент на самом факте преступления, т. е. согласно данному подходу коррупция представляет собой совокупность преступных деяний, которые совершаются конкретным лицом или группой лиц.

Социально-экономический подход дает возможность говорить о том, что коррупция тесно связана с теневой экономикой и выступает как частный случай экономического поведения субъектов экономических отношений. В данном случае ее цель - приобретение максимальной выгоды, а средствами выступает возможность извлечения непроизводственного дохода за счет манипуляций имеющимися ресурсами, которые находятся в распоряжении определенных должностных лиц.

Социологический подход к пониманию сущности коррупции расширяет горизонты ее научного исследования и дает возможность перейти от анализа отдельных криминальных деяний к исследованию коррупции как социально опасного и масштабного явления6.

Интересна позиция В. В. Невинского, который считает, что системное и целенаправленное исследование феномена коррупции подразумевает всестороннюю проработку вопросов о сущности коррупции, квалифицирующих признаках и негативных последствиях бытовой, административной и экономической коррупции; изучение причин и условий коррупции; исследование экономических, политико-правовых и культурно-воспитательных мер профилактики коррупционных проявлений; выявление и анализ правовых основ обеспечения противодействия коррупции через систему институтов гражданского общества7.

Необходимо отметить, что коррупция как социальное явление влияет практически на все стороны жизнедеятельности общества и государства. Это относится к экономической, социальной и политической сферам.

В экономической сфере коррупция способствует появлению и развитию определенных негативных явлений и процессов, к которым можно отнести:

1) нарушение механизма честной рыночной конкуренции, так как наибольшую прибыль имеет не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто сумел заполучить определенные преимущества за взятки или иным противозаконным путем. Данный факт будет способствовать появлению монополистических тенденций в экономике страны, снижению ее функцио-

6 См.: Алехин Э. В., Еремина Е. В. Коррупция в России: системный анализ // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 4. С. 30-33.

7 См.: НевинскийВ. В. Коррупция в России: системные ме-ры противодействия // Журнал российского права. 2017. № 1. С. 62-72.

нальной эффективности, будет дискредитирована идея свободной и честной конкуренции;

2) неэффективное распределение средств государственного бюджета, это особенно касается процессов распределения государственных заказов и выделения под эти заказы кредитов, поддерживаемых государственными программами;

4) возникновение и развитие организованной преступности и наличие теневой экономики, что приведет к снижению налоговых поступлений в государственный бюджет, а также повлечет отток капитала за рубеж.

Если говорить о социальной сфере, то к отрицательным последствиям коррупции необходимо отнести:

1) нерациональное и несправедливое распределение доходов, при этом обогащаются субъекты коррупционных отношений за счет большинства членов общества;

2) девальвацию традиционных духовно-нравственных ценностей в обществе, т. е. происходит процесс подмены их стандартами «двойной» морали и «мерой» всего в обществе становятся деньги и их количество, а значимость человека определяется размером его личного материального состояния;

3) резкое увеличение уровня криминализации общества;

4) несправедливое перераспределение жизненных благ в пользу малых олигархических групп, что влечет рост имущественного неравенства среди всего населения, рост уровня бедности значительной части общества и появление социальной напряженности в государстве;

5) дискредитацию самого права, которое является основным инструментом регулирования жизни государства и общества.

В политической сфере коррупция несет следующие негативные последствия:

1) девальвация общенациональных целей государства вследствие укрепления определенных олигархических кланов и оппозиционных политических группировок, которые органически связаны с теневым бизнесом в государстве;

2) появление за пределами государства «теневого» капитала коррумпированных субъектов коррупционных отношений, который может активно использоваться против законной власти в стране, спонсировать антигосударственные кампании и т. д.;

Стоит отметить позицию А. М. Цирина, который полагает, что для устранения причин и условий коррупционных преступлений необходимо проводить предупредительные меры как общего, так и специального характера. К общим мерам следует отнести систему социально-экономических и культурно-воспитательных мероприятий. Частная превенция коррупции означает профилактику (предупреждение) совершения возможных новых преступных акций лицами, которые уже совершили коррупционные преступления в прошлом8.

В рамках государственной антикоррупционной политики мы предлагаем следующие меры по борьбе с коррупцией:

1) организация системы борьбы с коррупцией на всех уровнях государственной власти;

2) ограничение условий работы некоторых государственных органов, которые благоприятствуют коррупции;

3) совершенствование системы оказания государственных услуг (например, принцип «одного окна»);

4) общественный контроль и влияние на вероятные мотивы коррупционного поведения индивида;

5) создание атмосферы «общественного порицания» коррупционных проявлений.

По мнению Т. Я. Хабриевой, к важным условиям достижения высоких результатов по формированию неприятия коррупции в обществе необходимо отнести:

1) наличие активного взаимодействия государства и гражданского общества;

2) повсеместное расширение информационного поля посредством современных информационных технологий (интернет-ресурсов);

3) создание и применение различных мультимедийных и электронных средств связи между всей системой органов государственной власти9.

Вся работа в области повышения уровня антикоррупционного правосознания, развития антикоррупционной культуры среди населения должна осуществляться с учетом существующего положительного зарубежного опыта. Это будет положительно вли -

8 См.: Цирин А. М. Предупреждение коррупции: проблемы и перспективы // Журнал российского права. 2016. № 12. С. 106-114.

9 См.: Хабриева Т. Я. Коррупция и правопорядок в фокусе современной юридической доктрины // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2016. № 4. С. 5-13.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ять на качество реализации системы мер по борьбе с коррупцией.

Большую роль в борьбе с коррупцией играет антикоррупционное просвещение, которое призвано искоренить коррупционные составляющие поведения членов общества, повысить уровень антикоррупционной культуры граждан.

По мнению П. А. Кабанова, антикоррупционное просвещение - это целостная система распространения всеми субъектами государственной политики в области противодействия коррупции достоверной информации абсолютно любыми способами, в совершенно любой форме с учетом использования различных коммуникативных средств в отношении неопределенного круга лиц, которая направлена прежде всего на формирование в социуме антикоррупционного мировоззрения, развитие антикоррупционного сознания и антикоррупционной культуры общества10.

Таким образом, можно сделать вывод, что коррупция все же имеет место в нашем обществе и бороться с ней надо общими усилиями. Мы предлагаем следующие меры (механизмы) для эффективного противодействия коррупции:

1) организация целостной государственной антикоррупционной политики;

2) совместная работа правоохранительных органов с институтами гражданского общества;

3) формирование в обществе отрицательного отно -шения к коррупции во всех ее проявлениях;

4) разработка системы антикоррупционных стандартов (предупреждение коррупции);

5) развитие принципа транспарентности деятельности государственных органов (обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти в соответствии с законодательством);

6) привлечение средств массовой информации и обеспечение их независимости;

7) повышение уровня правовой культуры населения;

8) искоренение правового нигилизма (посредством правового воспитания);

9) развитие правосознания граждан, повышение их активности в проведении правовых реформ.

10 См.: Кабанов П. А. Антикоррупционное просвещение как средство противодействия коррупции: понятие и содержание // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4. С. 42-51.

Алехин Э. В., Еремина Е. В. Коррупция в России: системный анализ // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 4. Егоров В. А., Яковлев Н. А. Феномен коррупции: основные этапы развития // Теория и практика общественного развития. 2016. № 3.

Кабанов П. А. Антикоррупционное просвещение как средство противодействия коррупции: понятие и содержание // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4.

Коррупция: природа, проявления, противодействие: монография / отв. ред. Т. Я. Хабриева. М., 2012.

Лобзов К. М., Смирнова Ю. М. Коррупция как угроза национальным интересам // Вестник Поволжского института управления. 2016. № 1.

Невинский В. В. Коррупция в России: системные меры противодействия // Журнал российского права. 2017. № 1.

Турецкий Н. Н. Антикоррупционная политика Казахстана на современном этапе // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 4.

Хабриева Т. Я. Коррупция и правопорядок в фокусе современной юридической доктрины // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2016. № 4.

Цирин А. М. Предупреждение коррупции: проблемы и перспективы // Журнал российского права. 2016. № 12.

Шагланов А. Н. Коррупция и ее проявления в современной России // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2014. № 1.

Наконец, еще одно важное обстоятельство, которое следует учитывать при анализе сущности коррупции, причем как в качестве социального явления, так и объекта правового воздействия. Речь идет о так называемой мелкой (низовой) и крупной (элитарной) коррупции. Несмотря на существенную разницу в уровнях, между ними существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость, обусловленность и общность централизованного, патерналистского, организационного или социально-психологического характера.

Низовая коррупция, существуя на уровне повседневных потребностей граждан и предпринимателей, фактически стала нормой жизни, пронизывает самые различные слои общества. Однако это же делает ее более уязвимой с точки зрения разоблачения конкретных проявлений. Не случайно основная масса официально регистрируемых коррупционных проявлений разоблачается и пресекается именно на этом уровне.

Гораздо изощреннее выглядит элитарная коррупция. Она характеризуется высоким социальным положением субъектов ее совершения, интеллектуальными способами их действий, огромным материальным и нравственным ущербом, латентностью посягательств, снисходительным, если не покровительственным, отношением властей к этому уровню коррупционеров .

В социологии права существует трактовка коррупции как разновидности девиантного (отклоняющегося) поведения, стремления достичь личных целей за счет институтов публичной власти, нарушения ролевых функций членов социума под непосредственным влиянием частных интересов. В такого рода аспекте коррупция как явление юридическое теснейшим образом коррелируется с ее пониманием в морально-этическом ключе. И хотя с точки зрения нормативизма подобное соотнесение может носить деструктивный характер, в практической жизни с ним необходимо считаться, вводя в антикоррупционную проблематику такие категории, как «честность», «прозрачность». Недаром в зарубежной теории и практике права коррупция нередко обозначается в качестве несовместимого со статусом государственного служащего корыстного деяния .

В социально-политическом понимании коррупция достаточно давно воспринимается в качестве объективного показателя степени активности или пассивности, сознательности или иррациональности гражданского общества, поскольку действие «железного закона олигархии», напрямую влияющего на нравственное разложение управленческого аппарата, нейтрализуется только эффективным противодействием со стороны гражданских институтов .

Следует отметить, что коррупция, как социальное явление, представляет собой сложное, многомерное явление, которое охватывает все сферы социальных взаимоотношений между гражданским обществом и государством и посягает на многие охраняемые законом блага различными способами. Помимо правовых, она затрагивает целый ряд других проблем: психологических, культурных, межличностных, что, естественно вызывает трудности в выработке ее общего понятия и отличительных признаков, разработке каких-либо конкретных мер борьбы с нею .

Осознавая роль и значение данного фактора в механизме детерминации коррупционных преступлений и задумываясь о путях противодействия данному негативному явлению, следует признать, что сиюминутное повышение уровня нравственности чиновников в результате указов, распоряжений либо специально организованных компаний недостижимо. Вместе с тем необходимо поставить заслон на пути дальнейшего разложения государственных и иных служащих, выработать систему мер, направленных на усиление социального контроля за выполнением ими служебных обязанностей, финансовой деятельностью и поведением в неслужебной сфере. Необходимо дополнить систему требований, предъявляемых к служащим, механизмам контроля за их соблюдением. В этих целях необходимо создать в каждом ведомстве специализированные структуры, например, Управления по этике, предназначенные для обнаружения и преодоления этических нарушений, не влекущих уголовной ответственности, которые должны караться с помощью административных санкций и дисциплинарных мер, способствуя предотвращению совершения более тяжких правонарушений.

Следует заметить, что коррупция имеет все необходимые признаки для признания ее в качестве социального явления. Прежде всего, она базируется на прочном экономическом фундаменте, она затрагивает интересы общества в целом, различных социальных групп и каждой конкретной личности, она оказывает активное влияние на внешнюю и внутреннюю политику государства, она влияет на государственно-правовые механизмы. Наконец, она воздействует на общественные и личные взгляды, формирует определенные морально-нравственные установки и критерии в обществе .

Немаловажным является и тот факт, что коррупция как явление действительности представляет собой особенный, специфический социальный конфликт, существующий на рубеже экономики и права. Специфика его заключена в том, что он неизбежно возникает между объективно развивающимися экономическими отношениями и регулирующими их нормами права.

Во-первых, развитие экономических отношений, направленное на удовлетворение потребностей человека, вынуждает экономическую деятельность пересекать правовые границы и функционировать за пределами правового поля. Причина в том, что растущие потребности людей объективно обуславливают динамику экономической деятельности, которую право не успевает своевременно и адекватно регулировать. Существующие правовые кордоны вынуждают искать компромисс в виде подкупа лиц, стоящих на страже установленных действующим законодательством ограничений.

Во-вторых, цели и формы удовлетворения отдельных потребностей людей, не соответствующие общественным интересам и потому запрещенные законом как общественно опасные, формируют в экономике нелегитимные виды противоправных экономических отношений. Чтобы избежать изобличения, лица, осуществляющие криминальную экономическую деятельность, инициируют подкуп лиц, профессиональная деятельность которых направлена на их уголовно-правовое преследование.

Последствия коррупции всегда социально значимы. Однако значимость эта в историческом аспекте не всегда имеет однозначное влияние на развитие общественных отношений, особенно на их становление в период формирования нового социально-экономического уклада общественной жизни. В связи с этим экономический, политический, социологический подходы к изучению коррупции могут существенно отличаться от правового подхода. Однако какие бы общественные науки не изучали коррупцию, результаты всегда свидетельствуют о том, что на существующие общественные отношения коррупционные деяния в той или иной мере всегда имеют негативное влияние. Поэтому правовое направление исследования коррупции нацелено на познание, прежде всего, криминальных коррупционных явлений, их детерминант, закономерностей функционирования и т.д. Юристы изучают факты коррупции, проявляющиеся как криминальные события, как акты преступного поведения.

Коррупция как социально-правовое явление представляет собой деятельность коррумпатеров и коррупционеров, направленную на извращение нормальных общественных отношений, криминализацию их содержания путем использования должностными лицами (коррупционерами) с корыстной целью своих служебных полномочий, должностного статуса вопреки интересам службы, способствуя тем самым наступлению последствий, наносящих вред государственным интересам и причиняющих ущерб обществу.

К признакам деяний коррупционного характера обычно относятся: использование государственным служащим своего статуса вопреки интересам государственной службы; наличие у государственного служащего умысла на совершение действия (бездействия), объективно причиняющего ущерб охраняемым законом интересам власти или службы; непосредственное нанесение ущерба авторитету или иным охраняемым законом интересам государственной власти (государственной службы); незаконный характер получаемых государственными служащими благ (материальных и нематериальных) и другие.

Как любое социальное явление коррупция, детерминируется определенными объективными и субъективными факторами, имеет адекватные детерминантам формы проявления, включая преступные, круг своих субъектов и влечет определенные социально значимые негативные последствия.

Провоцируют коррупционную деятельность такие факторы, как: несовершенство законодательства и неадекватность законодательной базы существующей в стране социально-экономической и политической ситуации; разграничение на богатых и бедных; ненадлежащая деятельность государственных структур социального контроля, включая правоохранительные органы; дух стяжательства и беспринципности, пронизавший всю сферу государственной службы; ставшая нормой общественной жизни система корыстных злоупотреблений и взяточничества; правовой нигилизм и отсутствие веры в принципы социальной справедливости у граждан страны; безнаказанность коррупционеров в высших органах власти и др.

Таким образом, на основании вышеизложенного, хотелось бы отметить, что существующая практика исследования коррупции и состояния борьбы с преступными посягательствами коррупционного характера, подтверждает многомерность коррупции как реального явления действительности и указывает на многоуровневость криминологической и криминалистической структур преступных посягательств коррупционного характера. Многочисленная библиография по исследованию указанной проблемы убедительно свидетельствует о том, что коррупция присуща любому обществу и всегда угрожает государственным и общественным интересам.

В заключении данного раздела хотелось бы отметить, что структура коррупции, её масштабы, специфика и динамика её преступных проявлений являются следствием переживаемых страной общих политических, социальных и экономических проблем; коррупция всегда расширяет свои пределы в те периоды, когда общество находится на изломе социально-политических перемен и экономических реформ.

Коррупция как социальное явление

В основе термина «коррупция» лежит латинский глагол «rumpere», означающий «нарушить что-либо». В целом этот перевод дает общее представление о сущности коррупции – порче власти путем ее подкупа. Латинско-русский словарь кроме вышеуказанных значений приводит и такие значения, как «совращение, упадок, извращение, плохое состояние, превратность (мнения или взглядов), а также расстраивать, повреждать, приводить в упадок, губить, разрушать, обольщать, соблазнять, развращать, искажать, фальсифицировать, позорить, бесчестить». В римском праве этим термином обозначалась деятельность нескольких лиц, направленная на нарушение нормального хода судебного процесса или управления обществом, и к коррупционным относился целый ряд деяний связанных с фальсификацией и порчей государственных документов, с подкупом судей или с нравственным развращением чужого раба.Понятие коррупции относится к категории сложных, многоаспектных, к раскрытию сущностного содержания которого исследователи подходят с различных позиций.Мы можем говорить о коррупции как о преступном деянии и рассматривать данный феномен в правовом аспекте (то есть через понятия законности и противозаконности).В контексте социологического дискурса коррупция изучается как сложное, многомерное социальное явление , которое охватывает все сферы социальных взаимоотношений между гражданским обществом и государством и укореняется в обществе, становясь социальной нормой. В социологии коррупция трактуется как разновидность девиантного (отклоняющегося) поведения, как нарушение ролевых функций членов социума под непосредственным влиянием частных интересов,как несовместимое со статусом государственного служащего корыстное деяние («отказ от ожидаемых стандартов поведения со стороны представителей власти ради незаконной личной выгоды»). Вместе с тем, представляется, что коррупция - это социальное явление, заключающееся в разложении власти, когда государственные (муниципальные) служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах. Ее расценивают какболезнь развивающихся обществ, результат бедности. Также есть и бытовое понимание коррупции, которое фор­мируется на основе опыта населения. Феномен коррупции здесь часто сводится к взятке, кумовству, при этом он мифологизируется и подается как неизбежная, неотъемлемая часть культуры, опре­деленные правила игры, которые ими из-за отсутствия выбора должны всеми безоговорочно приниматься. Мздоимство, «административный восторг» (как это метко обозначил Ф. Достоевский), семейственность становятся социальной нормой, находя свое выражение во всем, даже в фольклоре («не подмажешь - не поедешь»). Россияне считают взятки скорее «хозяйственными издержками» и относятся к ним как «к норме».Наиболее полное и глубокое понимание коррупции возможно при исследовании её как социального явления , социальной практи­ки, стереотипов сознания и эмоционального их восприятия. Корруп­ция в социальном плане - одно из проявлений продажности.Процесс социального конструирования коррупции включает:наличие множества фактов продажности (взяточничества) различных государственных служащих и должностных лиц;осознание этих фактов как социальной проблемы;криминализацию некоторых форм коррупционной деятель­ности;реакцию политиков, правоохранительных органов, юристов, средств массовой информации, населения на коррупцию и т.п.В современном обществе, включая российское, коррупция - социальный институт, элемент системы управления, тесно взаимосвязанный с другими социальными институтами - по­литическими, экономическими, культурологическими.Об институционализации коррупции свидетельствуют: 1 выполнение ею ряда социальных функций - упрощение административных связей, ускорение и упрощение принятия управ­ленческих решений, консолидация и реструктуризация отноше­ний между социальными классами и группами, содействие эконо­мическому развитию путем сокращения бюрократических барьеров, оптимизация экономики в условиях дефицита ресурсов и др.наличие вполне определенных субъектов коррупционных взаимоотношений (патрон - клиент), распределение социальных ролей (взяткодатель, взяткополучатель, посредник);наличие определенных правил игры, норм, известных субъектам коррупционной деятельности;сложившийся сленг и символика (например, хорошо извест­ный и всеми понимаемый жест потирания большим пальцем руки указательного и среднего пальцев) коррупционных действий;установившаяся и известная заинтересованным лицам так­са услуг. Например, такса поборов работниками ГАИ была опубли­кована еще в 1996 г. газетой «Стрела». Опубликованы существую­щие таксы в сфере «правоохранительной деятельности»: плата за невозбуждение уголовного дела ($1000 - 10000), за изменение меры пресечения с освобождением из-под стражи ($20000-25000), за смягчение наказания ($5000-15000), за игнорирование тамо­женных нарушений ($10000-20000 или 20-25% от таможенного сбора). А вот «расценка услуг» на высшем федеральном уровне: стоимость назначения депутата Государственной Думы на долж­ность председателя комитета - порядка $30000, стоимость вне­сения любого законопроекта на рассмотрение Государственной Думы - около $250000, статус помощника депутата оценивается в $4000-5000.Оказалось, что теневая реальность - это не только «вторая эко­номика» или коррупция, но охватывающая всё общество в целом, законченная институциональная система (экономика, право, адми­нистративные отношения и т.д.), - вся целиком вне сферы юриди­ческого закона». И коррупция - лишь элемент (пусть один из важ­нейших, быть может - самый главный) этой теневой реальности нашего бытия.



Понятие коррупции ее признаки и виды, формы проявления

В Основных положениях проекта Федерального закона «Основы антикоррупционной политики»: коррупция - подкуп (дача взятки или ее получение), а также любое незаконное использование лицом своего публичного статуса, сопряженное с получением выгоды (имущества, услуг или льгот, в том числе, неимущественного характера) как для себя, так и для своих близких вопреки законным интересам общества и государства, либо предоставление такой выгоды указанному лицу. Вместе с тем, существуют и другие определения коррупции.Например, коррупция –это социальное явление, выражающееся в использовании лицом своих властных, организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций в целях получения материальных и иных благ; это злоупотребление властью лицами, выполняющими управленческие функции в государственных и не государственных организациях и учреждениях для получения выгод имущественного характера в интересах себя и своих близких, причинившее вред правам и законным интересам граждан и организаций, охраняемым законом интересам общества и государства; это злоупотребление (превышение) властных (служебных) полномочий в личных и корпоративных интересах; это состояние публичной власти, при котором осуществление ею своих функций становиться возможным только на возмездной основе, и др.Действительно, коррупция в узком смысле - это когда должностные лица намеренно пренебрегают своими обязанностями или действуют вопреки этим обязанностям ради определенного материального вознаграждения.Наряду с коррупцией в узком смысле существуют взяточничество и самостоятельное чиновничье предпринимательство. Взяточничество отличается от коррупции тем, что чиновника подкупают не ради нарушения его обязанностей, а ради их исполнения.Чиновничье предпринимательство отличается от коррупции отсутствием подкупающей стороны. Заказчик служебного нарушения здесь - сам исполнитель, извлекающий доход из монополии на принятие решения.Все перечисленные формы объединяет использование служебного положения в частных интересах - “приватизация государства”.

Виды коррупции . Как я уже упоминала выше, коррупция очень сложное, в силу своей неоднозначности, и слабоизученное явление. Обычно в литературе выделяют два вида коррупции, присущие абсолютно всем ее механизмам: - верхушечная -низовая. Первая охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену. Например, формулы законов, госзаказы, изменение форм собственности на значительную часть принадлежащего государству имущества. Здесь коррупция начинается тогда, когда цели защиты интересов государства и общества подменяются корыстными интересами должностного лица, воплощенными в конкретных действиях. Проблема очень простая, например госбюджет, он не прозрачен, и в зависимости от ситуации одни могут получить средства в начале года, а другие - через два года после принятия бюджета. Если кому-то полагается какая-то поддержка отрасли, то, конечно, любой сотрудник министерства финансов, распределяющий эти суммы, - есть фигура сверхважная. Это - одна сторона дела. Это три самые значимые услуги, которые можно получить от государственного чиновника. Такими условиями сопровождаются многие акты на выдачу госкредитов, бюджетных средств, а также при распределении госзаказов. Сотрудничество чиновников с коммерческими банками позволило изменить формы получения взяток наличностью и перейти к льготным кредитам, завышенным процентам по вкладам и другим формам благодарности. При этом уход незаконных доходов за границу уменьшает риск коррупционных сделок и тем самым подстегивает коррупцию.

Вторая распространена на среднем и низшем уровнях, и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации и т.п.). Положение, при котором нижестоящие чиновники брали взятки, и часть полученных денег передавали вышестоящим чиновникам существовало только в первые 2 – 4 года развития рыночной экономики в России. Тогда была привычной схема, при которой доступ к вышестоящему чиновнику осуществлялся через нижестоящего чиновника. Это ограничивало возможности доступа к чиновникам высокого уровня со стороны конкурентов. Затем финансовые возможности олигархических группировок настолько увеличились, что им уже стали не нужны посредники для доступа к высшим должностным лицам.

Выделяют следующие виды коррупции: Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В неё входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. К этой категории также относится кумовство (непотизм). Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора, стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.
Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.Официальное определение коррупции дано в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в следующем виде: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Законодательно понятие «коррупция» определяется в двух значениях (простом и сложном - если прибегнуть к языку уголовно-правовых норм): 1) как выявленный и доказанный факт злоупотребления лицом (чиновником или иным лицом) служебным положением. Далее уточняются формы такого злоупотребления: взятка (ее дача или получение), коммерческий подкуп либо иное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и (или) незаконно;
2) как выявленный и доказанный факт злоупотребления лицом служебным положением от имени или в интересах юридического лица.
Отмечается особый подход к определению рассматриваемого понятия, основанный на собирательном содержании.

Формы коррупции. На основе перечисленных выше типов коррупции выделяют следующие формы коррупции:взяточничество за законное и незаконное предоставление благ и услуг;протекционизм, проявляющийся в должностных продвижениях лиц по признакам родства, приятельских отношений или личной преданности;сращивание работников органов управления с преступными элементами и сокрытие преступлений отдельных лиц и обеспечение их безнаказанности;поддержка и лоббирование интересов теневой экономики в ответ на политическую поддержку или выдвижение на должности во властных структурах;инвестирование частных предприятий и организаций за счет государственного или местного бюджета;приватизация с незаконной передачей государственной собственности в частные руки, метко названная в народе «прихватизацией»;предоставление льгот, секретной служебной информации заинтересованным лицам; предоставление права или возможностей заключать выгодные контракты;содействие в заключении невыгодных для государства контрактов с иностранными фирмами и другие. Существующие

формы проявления коррупции разнообразны: взяточничество – собирательный термин, охватывающий два самостоятельных состава должностных преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления – получение и дачу взятки; превышение должностных полномочий и злоупотребление ими – преступление против интересов государственной (муниципальной) службы. Оно заключается в использовании должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы либо явно выходящие за пределы должностных полномочий, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства; фаворитизм – исторически: социокультурное явление, имевшее целью возвысить конкретное лицо (или группу лиц) в связи с личной приязнью монарха к фавориту; непотизм (кумовство) – исторически: раздача папами римскими ради укрепления своей власти доходных должностей, высших церковных званий или земель близким родственникам.Высшие чиновники, как

правило, не имеют возможности передать свою власть детям напрямую, однако они используют свои возможности для предоставления своим близким родственникам. Вред от непотизма заключается в ограничении конкуренции и подавлении отбора лучших людей;протекционизм – незаконное оказание содействия в трудоустройстве, продвижении по

службе, поощрении подчиненного, а также иное покровительство по службе, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности, то есть стремления чиновника извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семействен-

ность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и скрыть свою некомпетентность;лоббизм– любая деятельность организаций или частных лиц, влияющая на органы государственной власти, оказывающая давление на парламентария путем личного или письменного обращения, либо другим способом (организации массовых петиций, потока писем, публикаций), цель которого – добиться принятия или отклонения законопроекта в целях содействия собственным интересам, а также интересам бизнеса и организованной преступности в целом;незаконное распределение и перераспределение общественных ресур сов и фондов,незаконная поддержка и финансирование

политических структур, пар тий, движений;блат (оказание услуг родственникам и знакомым) – знакомства или связи, используемые в личных целях и ущемляющие интересы третьих лиц.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав