10.09.2019

Уголовный кодекс российской федерации. Уголовный кодекс российской федерации Конституция российской федерации глава 5


Глава 5. Вина

Статья 24. Формы вины
1. Виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности.
2. Деяние, совершенное только по неосторожности, признается преступлением лишь в случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса.

Статья 25. Преступление, совершенное умышленно
1. Преступлением, совершенным умышленно, признается деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом.
2. Преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.
3. Преступление признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично.

Статья 26. Преступление, совершенное по неосторожности
1. Преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности.
2. Преступление признается совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий.
3. Преступление признается совершенным по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.

Статья 27. Ответственность за преступление, совершенное с двумя формами вины
Если в результате совершения умышленного преступления причиняются тяжкие последствия, которые по закону влекут более строгое наказание и которые не охватывались умыслом лица, уголовная ответственность за такие последствия наступает только в случае, если лицо предвидело возможность их наступления, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение, или в случае, если лицо не предвидело, но должно было и могло предвидеть возможность наступления этих последствий. В целом такое преступление признается совершенным умышленно.

Статья 28. Невиновное причинение вреда
1. Деяние признается совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий (бездействия) либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было или не могло их предвидеть.
2. Деяние признается также совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, хотя и предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но не могло предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

ГЛАВА 1 . ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ (СТ.1-16)

ГЛАВА 2 . ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА (СТ.17-64)

ГЛАВА 3 . ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО (СТ.65-79)

ГЛАВА 4 . ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (СТ.80-93)

ГЛАВА 5 . ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ (СТ.94-109)

ГЛАВА 6. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (СТ.110-117)

ГЛАВА 7. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ (СТ.118-129)

ГЛАВА 8. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ (СТ.130-133)

ГЛАВА 9. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОПРАВКИ И ПЕРЕСМОТР КОНСТИТУЦИИ (СТ.134-137)

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГЛАВА 1 . ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ (1-16 ст.)

Статья 1 Понятие РФ.

Статья 2 Права и свобода высшая ценность.

Статья 3 Народ и власть.

Статья 4 Суверенитет РФ (территория).

Статья 5 Состав РФ (равноправие): субъекты (83), республик-21, краев-9, областей-46, городов Ф.З - 2., автономная область-1, округов-4.

Статья 6 Гражданство РФ.

Статья 7 РФ - социальное государство.

Статья 8 Свобода Экономического пространства, перемещение товаров, услуг и финансовых средств.

Статья 9 Земля и природные ресурсы (основы, собственность).

Статья 10 Ветви власти в РФ (разделение властей).

Статья 11 Кто осуществляет власть в РФ.

Статья 12 В РФ признается и гарантируется местное самоуправление.

Статья 13 Идеологическое, политическое многообразие (объединения). Статья 14 РФ - светское государство (религия).

Статья 15 Высшая юридическая сила Конституции РФ.

Статья 16 Глава составляет основы конституционного строя.

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (17-64 ст.)

Статья 17 Права и свободы человека и гражданина (обеспечение).

Статья 18 Права и свободы, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность власти.

Статья 19 Все равны перед законом и судом. (Мужчина и женщина).

Статья 20 Право на жизнь (смертная казнь).

Статья 21 Достоинство личности охраняется (пытки, насилие, эксперименты, опыты).

Статья 22 Право на свободу и личную неприкосновенность (защита чести, доброго имени).

Статья 23 Частная жизнь, личная (семейная) тайна, (переписка, переговоры).

Статья 24 Информации о частной жизни (доступ, использование, распространение).

Статья 25 Жилище неприкосновенно.

Статья 26 Право Национальной принадлежности и родного языка.

Статья 27 Свобода передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Статья 28 Свобода совести, вероисповедания (гарантируется государством).

Статья 29 Свобода мысли и слова (гарантируется государством). Цензура запрещается.

Статья 30 Право на объединение, профессиональные союзы.

Статья 31 Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 32 Право участвовать в управлении, избирать и быть избранными равный доступ к государственной службе.

Статья 33 Право обращаться лично в государственные органы и органы местного самоуправления.

Статья 34 Право на использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности.

Статья 35 Право частной собственности охраняется законом. Право наследования.

Статья 36 Право иметь в частной собственности землю.

Статья 37 Труд свободен. распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию право на отдых.

Статья 38 Материнство и детство, семья.(защита).

Статья 39 Социальное обеспечение по возрасту, болезни, пенсии и социальные пособия.

Статья 40 Каждый имеет право на жилище.

Статья 41 Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Статья 42 Право на благоприятную окружающую среду.(информацию о ней).

Статья 43 Право на образование (общедоступность, обязательность начального, бесплатность).

Статья 44 Свобода литературного, художественного, научного, технического творчества, беречь памятники истории и культуры.

Статья 45 Государственная защита прав и свобод человека и гражданина. (Каждый вправе защищать свои права).

Статья 46 Гарантируется судебная защита его прав и свобод (самозащита).

Статья 47 Не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, присяжных заседателей.

Статья 48 Право на бесплатную юридическую помощь (адвокат).

Статья 49 Презумпция невиновности.

Статья 50 Осужден за одно и то же недопустимые доказательства, пересмотр приговора помилование или смягчение наказания.

Статья 51 Свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников.

Статья 52 Права потерпевших охраняются законом.

Статья 53 Право на возмещение государством вреда.

Статья 54 Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

Статья 55 Отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

Статья 56 Ограничения в условиях ЧП (Чрезвычайного Положения).

Статья 57 Обязанность платить налоги и сборы.

Статья 58 Обязанность сохранять природу и окружающую среду.

Статья 59 Защита Отечества является долгом и обязанностью.

Статья 60 Самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Статья 61 Не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому государству (покровительство).

Статья 62 Двойное гражданство (права и обязанности).

Статья 63 Политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Статья 64 Основы правового статуса личности в РФ.


1. Государственная Дума избирается сроком на четыре года.

Глава 5 раскрывает основы организации и деятельности парламента Российской Федерации. Согласно ст.11 Конституции Федеральное Собрание наряду с Президентом, Правительством и судами Российской Федерации осуществляет государственную власть в нашей стране. Как установлено ст.10 , государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. На федеральном уровне Федеральное Собрание представляет законодательную власть Российской Федерации.
Правовой статус Федерального Собрания определен не только в гл.5 Конституции. Основы взаимодействия Федерального Собрания с Президентом Российской Федерации установлены в гл.4 «Президент Российской Федерации» и охватывают чрезвычайно широкий спектр вопросов, в частности согласование назначений ряда должностных лиц, назначение выборов и роспуск Государственной Думы, участие Президента в законодательном процессе, введение военного и чрезвычайного положения, отрешение Президента от должности и некоторые другие. Порядок назначения Председателя Правительства Российской Федерации, а также выражения недоверия Правительству Государственной Думой отражены в гл.6 «Правительство Российской Федерации». В гл.7 «Судебная власть» определены полномочия Конституционного Суда во взаимоотношениях с палатами Федерального Собрания.
Изменился конституционный статус законодательного и представительного органа государственной власти Российской Федерации. Если прежней Конституцией за ним признавалось право решения практически всех вопросов, относящихся к ведению Российской федерации, в новой Конституции перечень вопросов, подлежащих рассмотрению палатами Федерального Собрания, ограничен. Из сферы ведения парламента исключены распорядительные функции. Претерпели изменения также контрольные функции законодательного органа. Парламентский контроль достаточно ограничен. За палатами парламента сохранено право осуществлять контроль за исполнением федерального бюджета (ст.101),а за Государственной Думой - также полномочие решать вопрос о доверии Правительству Российской Федерации (ст.103).
Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Формально Совет Федерации не является верхней палатой парламента и соответственно Государственная Дума - его нижней палатой, так как это не установлено Конституцией. Подобные характеристики вытекают главным образом из аналогии с зарубежной практикой организации двухпалатных парламентов.
Как правило, палаты Федерального Собрания заседают раздельно. В отдельных случаях проводятся совместные заседания палат. На заседаниях палаты Федерального Собрания осуществляют полномочия, отнесенные к их ведению Конституцией Российской Федерации. Большая часть полномочий палат разграничена в Конституции исходя из характера представительства, заложенного в способе формирования палат, и их функционального назначения.
В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации независимо от места их проживания на территории Российской Федерации. Совет Федерации формируется из представителей органов государственной власти субъектов Федерации (депутаты Совета Федерации первого созыва были избраны на основе всеобщего прямого избирательного права). Таким Образом, через Совет Федерации обеспечивается выработка решений, наиболее точно учитывающих интересы субъектов Российской Федерации.
Существуют три основные группы полномочий палат Федерального Собрания, установленные Конституцией:
1) относящиеся к исключительному ведению каждой из палат Федерального Собрания (ст. и );
2) связанные с организацией деятельности палат (ст.101);
3) полномочия по принятию федеральных законов (ст.105).
В ст. и определены вопросы, которые выходят за пределы законодательной деятельности парламента и являются юридическим выражением системы сдержек и противовесов в построении и функционировании высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Рассмотрению парламентом подлежат и другие вопросы, которые находятся в ведении Российской Федерации и должны решаться представительным органом.
Вопросы, предусмотренные ст. и Конституции, палаты решают самостоятельно и независимо друг от друга, при этом они не вправе принимать к своему рассмотрению и решать вопросы, отнесенные к ведению другой палаты.
Большинство вопросов, предусмотренных ст.101 Конституции (избрание председателей палат, принятие регламентов, образование парламентских комитетов), палаты также решают самостоятельно. В то же время возможно совместное осуществление полномочий палат по проведению парламентских слушаний и контролю за исполнением федерального бюджета.
Следует особо отметить закрепленное в Конституции различие функций палат по принятию федеральных законов. Согласно Конституции законодательная деятельность сосредоточена преимущественно в Государственной Думе: законопроекты вносятся в Государственную Думу; существует возможность преодоления несогласия Совета Федерации с законом, принятым Государственной Думой; ограничены сроки, в течение которых Совет Федерации обязан рассмотреть законы, переданные ему Государственной Думой. Функции Совета Федерации в области законотворчества состоят в рассмотрении законов, принятых Думой, их одобрении или неодобрении.
По вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией, палаты Федерального Собрания принимают постановления. Особой разновидностью актов палат Федерального Собрания являются их регламенты.
Существует два основных способа уточнения положений Конституции, определяющих статус Федерального Собрания. Во-первых, по спорным конституционным вопросам либо при восполнении пробелов в Конституции, возможно ее толкование Конституционным Судом Российской Федерации в соответствии с ч.5 ст.125 Конституции. Во-вторых, следуя духу и букве Конституции, палаты Федерального Собрания могут самостоятельно решить большинство вопросов, относящихся к организации их работы, путем принятия регламентов палат, а в случае необходимости - и федеральных законов. Принятие федеральных законов необходимо, в частности, для решения ряда вопросов, связанных с определением статуса депутатов палат Федерального Собрания, статуса и порядка деятельности комитетов и комиссий палат Федерального Собрания.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Комментарий к Статье 94 Конституции РФ

Данной статьей открывается гл. 5 Конституции - "Федеральное Собрание". Поскольку в этой статье дается определение Федерального Собрания, включающее характеристику его конституционной природы и основных функций, то ею предопределяется также структура и содержание всей главы (см. комментарии к ст. 95-109). В свою очередь комментируемая статья, равно как и иные статьи гл. 5, является развитием основ конституционного строя, включая осуществление государственной власти в Российской Федерации Президентом РФ, Федеральным Собранием (Советом Федерации и Государственной Думой), Правительством РФ, судами РФ (см. комментарии к ч. 1 ст. 11). Таким образом, статус Федерального Собрания в числе органов, осуществляющих государственную власть, также отнесен к основам конституционного строя и может быть изменен не иначе, как в порядке пересмотра Конституции (см. комментарии к ст. 135, 136).

Федеральное Собрание как представительный и законодательный орган впервые в истории отечественного конституционализма характеризуется как парламент государства, а именно - парламент Российской Федерации, т.е. употребляемые в Конституции понятия "федеральное собрание" и "парламент" являются синонимами. Парламент (англ. parliament, от франц. parler - говорить) - представительный орган власти суверенного государства, во многих странах также имеет специальное название (Конгресс США, Сейм Финляндии, Стортинг Норвегии и др.), избирается населением и выполняет законодательные функции.

Из определения Федерального Собрания как парламента следует, что этот орган призван выражать волю многонационального народа РФ, являющегося носителем суверенитета и единственным источником власти в России. В условиях разделения государственной власти в России на законодательную, исполнительную и судебную Федеральное Собрание олицетворяет самостоятельную федеральную законодательную власть. В самом названии российского парламента - Федеральное Собрание - закреплено его положение как органа федеративного государства. В структуре, порядке формирования, предметах ведения палат Федерального Собрания (Совета Федерации и Государственной Думы), его законодательной и иной деятельности должно учитываться федеративное устройство России (см. также комментарии к ст. 65-79).

В системе органов, осуществляющих государственную власть, Конституция (ч. 1 ст. 11 и гл. 5) закрепляет место Федерального Собрания непосредственно вслед за Президентом - главой государства. Помимо гл. 5 Конституция закрепляет основы взаимодействия Федерального Собрания с Президентом (гл. 4), Правительством (гл. 6), судебной властью (гл. 7). Из взаимосвязанных положений ст. 2 и статей гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина" Конституции вытекает особая роль Федерального Собрания в признании, соблюдении и защите прав и свобод, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (см. комментарий к ст. 18).

Из ст. 94 Конституции во взаимосвязи с ее ст. 1 и 5 следует, что представительным и законодательным органом РФ именно как федеративного государства является парламент в целом, т.е. Совет Федерации и Государственная Дума, полномочия которых соответствующим образом сбалансированы (Постановление КС РФ от 17.11.1998 N 26-П*(989)). При этом Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации, реализуя свое конституционное назначение в установленных Конституцией формах, всегда одновременно выступает как представительный и законодательный орган. Однако это не исключает и отдельной характеристики каждой из его конституционных функций.

Представительным органом Федеральное Собрание является в силу того, что оно призвано выступать представителем всего многонационального народа РФ, всех субъектов РФ, находящихся в составе РФ, учитывать специфические интересы проживающих в них наций и народностей, всех социальных слоев российского общества. Достигается это путем формирования Федерального Собрания на основе всеобщего политического участия граждан РФ и прежде всего на всеобщих свободных вы борах.

Условиями, соблюдение которых обеспечивает представительный характер парламента, являются уровень (процент) участия избирателей в его формировании, реальная альтернативность при выборах его членов, фактическая возможность реализации гражданами (в том числе беспартийными) пассивного избирательного права, влияние парламента на формирование персонального состава исполнительной власти. Федеральному Собранию, как действительно представительному органу власти, должны быть адекватны (соответствовать) политическая и избирательная системы РФ, а также политический режим.

Представительным должен быть сам состав Федерального Собрания, а значит и каждой из его палат. Принципиальные позиции на этот счет были сформулированы в указанном Постановлении КС РФ. Согласно им, исходя из общепризнанных принципов народовластия, демократическое большинство, на основе которого, по смыслу и , должна определяться воля народа, выраженная им на выборах, и наличие которого необходимо для признания легитимности органа народного представительства, каковым является Государственная Дума, не может быть лишь относительным большинством. Как указал Суд, демократия, основанная на конституционных положениях о политическом многообразии и многопартийности, исходит из необходимости существования оппозиции и не допускает монополии на власть, а законодатель должен стремиться к тому, чтобы была обеспечена максимально возможная реализация принципа пропорционального представительства*(990).

В федеральных актах о выборах депутатов Государственной Думы (Указ Президента РФ от 01.10.1993 N 1557 "Об утверждении уточненной редакции положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и внесении изменений и дополнений в положение о федеральных органах власти на переходный период" (в ред. от 04.02.1994); Федеральные законы от 21.06.1995 N 90-ФЗ, от 24.06.1999 N 121-ФЗ, от 20.12.2002 N 175-ФЗ), как и в законодательстве других стран, предусматривался так называемый заградительный пункт (5%), означающий некоторое ограничение пропорционального представительства (с 2007 г. - 7%).

Данное ограничение, как установил Конституционный Суд, позволяет избежать раздробления депутатского корпуса на множество мелких групп, к образованию которых может привести пропорциональная избирательная система при отсутствии процентного барьера, с тем, чтобы обеспечить нормальное функционирование парламента, стабильность законодательной власти и конституционного строя в целом. Суд признал соответствующим Конституции такое применение процентного барьера, которое позволяет обеспечить участие в распределении депутатских мандатов не менее чем двум избирательным объединениям (по действующему Закону - политическим партиям), которые при этом в совокупности получат больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В целях сохранения целостности федеративного устройства государства равное избирательное право может быть ограничено законом таким образом, чтобы гарантировать представительство субъектов Федерации с малочисленным населением и тем самым обеспечить надлежащий представительный характер и легитимность федерального парламента. Соответствующее нормативное регулирование было признано не противоречащим Конституции Постановлением КС РФ от 17.11.1998 N 26-П.

Законом о выборах депутатов ГД ФС РФ (N 51-ФЗ, в ред. от 09.02.2009) введена пропорциональная система выборов на основе партийных списков, предусмотрено, что федеральный список кандидатов должен быть разбит (полностью или частично) на региональные группы кандидатов, соответствующие субъекту РФ, группе субъектов РФ, части территории субъектов РФ (п. 9 ст. 36). При этом к распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов от политических партий, каждый из которых получил 7% и более голосов избирателей, принявших участие в голосовании при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 60% голосов избирателей, принявших участие в голосовании (п. 7 ст. 82), а при условии, если за федеральные списки, получившие 7% и более голосов, подано в совокупности 60% и менее голосов избирателей, к распределению депутатских мандатов допускаются списки, получившие менее 7% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, пока общее число голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов, допускаемых к распределению депутатских мандатов, превысит в совокупности 60% от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании (п. 8).

В порядке реализации предложения Президента РФ о расширении представительства в ГД так называемых малых партий Закон дополнен положением: если за один федеральный список кандидатов подано более 60% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, а остальные федеральные списки кандидатов получили менее 7% голосов избирателей, к распределению депутатских мандатов допускается указанный федеральный список кандидатов (п. 9).

По итогам выборов участвующие в них политические партии получают право на государственное финансирование.

Первые выборы в Государственную Думу по указанному Закону, право участия в которых предоставлено только политическим партиям (при полном отказе от одномандатных округов, запрете избирательных блоков и отмене минимального порога явки избирателей), состоялись 2 декабря 2007 г. Насколько эффективным будет переход к пропорциональной избирательной системе (впервые после выборов в Учредительное Собрание Российской Республики в 1917 г.), подтвердят ли свою дееспособность политические партии, как будет представлена в парламенте оппозиция, как в конечном счете будет обеспечен представительный характер парламента - покажет практика работы Госдумы нового созыва.

Обеспечение представительного характера парламента РФ является одновременно и задачей самого Федерального Собрания, реализуемой прежде всего в принимаемых федеральных законах. В этой связи, возможно, предстоит оценить конституционность действующего Закона о выборах депутатов ГД ФС РФ, первая практика реализации которого привела к тому, что около 25% основных кандидатов из списков победивших партий не стали получать депутатские мандаты, передав их иным, подчас малоизвестным избирателям людям, что, естественно, не может не сказаться на представительном характере Государственной Думы.

Из конституционной природы Федерального Собрания как представительного органа в равной мере вытекает также необходимость обеспечения представительного характера и его другой палаты - Совета Федерации. Совет Федерации по своему конституционному статусу, положению в системе органов власти, вопросам, отнесенным Конституцией только к его ведению, режиму его работы (равно как и Государственной Думы, т.е. Федерального Собрания в целом), как постоянно действующего органа, призванного непосредственно отражать особенности федеративного государства, должен также быть представительным органом по своему составу. Вопрос о том, кого призван представлять Совет Федерации, решен самой Конституцией: всех субъектов Федерации, находящихся в составе РФ, а значит население соответствующих территорий. Иной подход к оценке природы и назначения Совета Федерации входил бы в противоречие с принципом народного представительства, закрепленного Конституцией (ст. 3, 32), а также равным конституционным статусом членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания - парламента РФ (см. комментарии к ст. 5, 65, 95, ч. 1 ст. 99, ст. 136, 137).

Согласно Конституции в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Тем самым первичным в статусе каждого из двух равноправных членов Совета Федерации от каждого субъекта Федерации, носителем полноты власти в котором вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов (см. комментарий к ст. 73) является население (граждане РФ, проживающие на их территориях), служит представительство ими интересов данного населения. Условие же о том, что один из членов палаты должен войти в ее состав от представительного, а другой - от исполнительного органа власти данного субъекта РФ, является вторичным в статусе каждого члена Совета Федерации и связано прежде всего с порядком формирования палаты, который, как показывает практика, может быть различен (см. комментарии к ч. 2 ст. 95 и ч. 2 ст. 96).

Депутаты Совета Федерации первого созыва (1993-1995 гг.) в день всенародного голосования по проекту Конституции были избраны в каждом из субъектов Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (см. комментарий к п. 7 и абз. 2 п. 9 раздела второго). Это позволило сформировать Совет Федерации практически одновременно с выборами Государственной Думы, что послужило гарантией начала деятельности Федерального Собрания как представительного и законодательного органа РФ.

По Федеральному закону от 05.12.1995 N 192-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" в состав палаты непосредственно входили глава исполнительной власти и председатель законодательного (представительного) органа государственной власти каждого из субъектов РФ. В период действия данного Закона был повсеместно завершен переход к всенародному избиранию глав исполнительной власти субъектов РФ.

В третий раз порядок формирования Совета Федерации был изменен в связи с принятием аналогичного по названию Федерального закона от 05.08.2000 N 113-ФЗ. В соответствии с ним Совет Федерации формируется из работающих на профессиональной постоянной основе представителей законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, избираемых ими на срок их полномочий, и представителей от исполнительных органов власти, назначаемых высшими должностными лицами соответствующих субъектов РФ (руководителями их высших исполнительных органов государственной власти) на срок их полномочий. В последнем случае у регионального парламента имеется право большинством в 2/3 от общего числа его депутатов проголосовать против назначения данного представителя в Совет Федерации.

Для оценки представительного характера Совета Федерации существенным является последовавшая затем отмена всенародных выборов глав исполнительной власти субъектов РФ и введение нормы о "наделении их полномочиями" региональными парламентами исключительно по представлению Президента РФ. Вопросы об адекватности порядка формирования Совета Федерации его конституционному статусу, о необходимости укрепления связей палаты с регионами (их населением) продолжают оставаться дискуссионными.

В четвертый раз Федеральный закон (N 21-ФЗ от 14.02.2009), который вступает в силу с 1 января 2011 г., дополнил порядок формирования Совета Федерации условием, что кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации может быть гражданин РФ, являющийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или депутатом представительного органа местного самоуправления.

Конституционный статус Федерального Собрания, как законодательного органа РФ, означает, что только федеральный парламент вправе в процедуре, установленной Конституцией, издавать федеральные конституционные законы и федеральные законы - нормативные акты, имеющие верховенство и прямое действие на всей территории РФ, которые обязаны соблюдать все другие органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения и которые не должны противоречить Конституции. Федеральное Собрание - единственный законодательный орган РФ; никакой иной орган, осуществляющий государственную власть в Российской Федерации, не имеет права издавать законы или другие нормативные акты, обладающие юридической силой закона. Никто не может вмешиваться в прерогативы Федерального Собрания как законодательного органа РФ. Деятельность всех органов государственной власти, органов местного самоуправления осуществляется на основе Конституции и федеральных законов. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (см. комментарии к ч. 2 ст. 4, ст. 15, 76, 105-108). Если выявляется несоответствие федерального закона Конституции, то по решению Конституционного Суда такой закон или его отдельные нормы утрачивают силу (см. комментарий к ст. 125).

Конституционная конструкция законодательного процесса закрепляет как самостоятельность участвующих в нем органов государственной власти, так и их последовательное взаимодействие. Федеральные законы принимаются Государственной Думой, в которую также вносятся законопроекты конституционными субъектами права законодательной инициативы; принятые законы передаются на рассмотрение Совета Федерации, который их одобряет или отклоняет, при этом закон считается повторно принятым, если за него проголосуют не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы; Президент РФ подписывает и обнародует принятый федеральный закон и вправе отклонить его, а палаты Федерального Собрания, в свою очередь, при повторном рассмотрении вправе одобрить федеральный закон в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов в каждой из палат; Правительство РФ дает заключение на законопроекты, предусматривающие расходы, прокрываемые за счет федерального бюджета. Таким образом, Конституцией гарантируется ведущая роль Федерального Собрания в непрерывном законодательном процессе и вместе с тем не допускается его монополизация кем-либо из его конституционных субъектов.

Конституционным средством обеспечения выполнения Федеральным Собранием функции представительства интересов многонационального народа России и выражения его воли в федеральных законах являются контрольные полномочия парламента.

В соответствии с Конституцией с согласия Государственной Думы Президентом РФ назначается Председатель Правительства РФ (п. "а" ч. 1 ст. 103, ст. 111); Правительство разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение и представляет отчет об исполнении федерального бюджета (п. "а" ч. 1 ст. 114); Государственная Дума решает вопрос о доверии Правительству и может в конституционной процедуре выразить ему недоверие (п. "б" ч. 1 ст. 103, ч. 3 и 4 ст. 117); палатами Федерального Собрания на паритетной основе формируется Счетная палата как орган парламентского контроля за исполнением федерального бюджета (ч. 5 ст. 101, п. "и" ч. 1 ст. 102, п. "г" ч. 1 ст. 103); Президент назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания (п. "м" ст. 83); Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека (п. "д" ч. 1 ст. 103), который в соответствии с федеральным конституционным законом вправе обратиться к ней с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан; Совет Федерации и Государственная Дума проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания (ч. 3 ст. 101); к ведению Совета Федерации отнесено назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ (п. "з" ч. 1 ст. 102), а Государственной Думы - назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ (п. "в" ч. 1 ст. 103); подлежат утверждению Советом Федерации указы Президента о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения; в ведении Государственной Думы находится выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности, а в ведении Совета Федерации - отрешение Президента от должности (ст. 93, п. "е" ч. 1 ст. 102, п. "ж" ч. 1 ст. 103).

В соответствии с Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, вступившим в силу 31.12.2008 (РГ. 2008. 31 дек.), к ведению Государственной Думы относится заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой (п. "в" ч. 1 ст. 103 Конституции РФ).

Другие средства парламентского контроля закрепляются федеральными конституционными законами (например, Законом о Правительстве РФ), федеральными законами (Законами о ЦБ РФ и о статусе члена СФ и депутата ГД и др.). Принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации Федеральный закон от 27.12.2005 N 196-ФЗ "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации" (в ред. от 30.12.2006). Данным Законом регулируются отношения, связанные с осуществлением палатами Федерального Собрания деятельности по расследованию фактов и обстоятельств, имеющих негативные последствия для общества и государства. К целям парламентского расследования отнесены защита гарантированных Конституцией прав и свобод человека и гражданина, обеспечение палатами Федерального Собрания контроля деятельности Правительства РФ, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления по устранению причин и последствий событий, послуживших основанием для проведения парламентского расследования. Соответствующие расследования осуществляются палатами Федерального Собрания на паритетных началах. К сожалению, данный Закон почти не находит практического применения.

Функция парламентского контроля органически присуща любой деятельности Федерального Собрания: подготовке, рассмотрению и принятию законов и постановлений, работе членов палат в субъектах Федерации, в муниципальных образованиях, приему избирателей и рассмотрению их обращений. Контроль также осуществляется на пленарных заседаниях, заседаниях комитетов и комиссий, путем направления парламентских запросов органам власти и должностным лицам и в других формах.

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г. предложено расширить контрольные функции парламента в отношении исполнительной власти (см. комментарий к ст. 103).

Глава 5. Федеральное Собрание Статья 94 Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. См. комментарии к статье 94 Конституции...

Глава 5. Федеральное Собрание

Статья 94

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

См. комментарии к статье 94 Конституции РФ

Статья 95

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.
3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

О прекращении производства по делу о толковании положений статьи 95 Конституции РФ см. Определение Конституционного Суда РФ от 7 декабря 1995 г. N 80-О

См. комментарии к статье 95 Конституции РФ

Статья 96

1. Государственная Дума избирается сроком на четыре года.
2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

О прекращении производства по делу о толковании положений части 2 статьи 96 Конституции РФ см. Определение Конституционного Суда РФ от 7 декабря 1995 г. N 80-О

О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации см. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 113-ФЗ

О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации см. Федеральный закон от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ

См. комментарии к статье 96 Конституции РФ

Статья 97

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

См. комментарии к статье 97 Конституции РФ

Статья 98

1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

См. комментарии к статье 98 Конституции РФ

Статья 99

1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.
2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.
3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.
4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

См. комментарии к статье 99 Конституции РФ

Статья 100

1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.
2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.
3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

См. комментарии к статье 100 Конституции РФ

Статья 101

1. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.
2. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.
3. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.
4. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.
5. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

См. комментарии к статье 101 Конституции РФ

Статья 102

1. К ведению Совета Федерации относятся:
а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

О порядке утверждения Советом Федерации Федерального Собрания РФ указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения см. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ

Г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
д) назначение выборов Президента Российской Федерации;
е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;
ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;
и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.
3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

См. комментарии к статье 102 Конституции РФ

Статья 103

1. К ведению Государственной Думы относятся:
а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

См. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"

Е) объявление амнистии;
ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

О толковании части третьей статьи 103 Конституции см. постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. N 2-П

3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

См. комментарии к статье 103 Конституции РФ

Статья 104

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.
2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.
3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

См. комментарии к статье 104 Конституции РФ

О толковании статьи 105 Конституции см. постановление Конституционного Суда РФ от 23 марта 1995 г. N 1-П

Статья 105

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

О толковании части второй статьи 105 Конституции см. постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. N 2-П

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.
3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.
4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

О толковании части пятой статьи 105 Конституции см. постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. N 2-П

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

См. комментарии к статье 105 Конституции РФ

О толковании статьи 106 Конституции см. постановлением Конституционного Суда РФ от 23 марта 1995 г. N 1-П

Об отказе в принятии к рассмотрению запроса о толковании статьи 106 Конституции РФ см. Определение Конституционного Суда РФ от 4 декабря 1995 г. N 133-О

Статья 106

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
а) федерального бюджета;
б) федеральных налогов и сборов;
в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
е) войны и мира.

См. комментарии к статье 106 Конституции РФ

Статья 107

О толковании отдельных положений статьи 107 Конституции см. постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. N 10-П

1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.
2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

О толковании части третьей статьи 107 Конституции см. постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. N 2-П

О подтверждении обязанностей Президента РФ, предусмотренных частью третьей статьи 107 Конституции РФ, см. постановление Конституционного Суда РФ от 6 апреля 1998 г. N 11-П

3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

См. комментарии к статье 107 Конституции РФ

Статья 108

1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

О толковании части второй статьи 108 Конституции см. постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. N 2-П

2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

См. комментарии к статье 108 Конституции РФ

Статья 109

См. толкование положений статей 84 (пункт "б"), 109 (части 1 и 2), 111 (часть 4) и 117 (части 3 и 4) Конституции РФ (во взаимосвязи с другими ее положениями), данное в Постановлении Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1999 г. N 15-П

1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.
2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.
3. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.
4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.
5. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

Согласно Федеральному конституционному закону от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" Государственная Дума продолжает свою работу в течение всего периода действия чрезвычайного положения

См. комментарии к статье 109 Конституции РФ

Глава 6. Правительство Российской Федерации

Статья 110

1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
2. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

См. комментарии к статье 110 Конституции РФ

Статья 111

1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.
2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.
3. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

О толковании положений части 4 статьи 111 Конституции РФ см. Постановления Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 г. N 28-П, от 11 ноября 1999 г. N 15-П

4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

См. комментарии к статье 111 Конституции РФ

Статья 112

О толковании части первой статьи 112 Конституции РФ см. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. N 2-П

1. Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.
2. Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

См. комментарии к статье 112 Конституции РФ

Статья 113

Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу.

См. комментарии к статье 113 Конституции РФ

Статья 114

1. Правительство Российской Федерации:
а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
г) осуществляет управление федеральной собственностью;
д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

См. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"

См. комментарии к статье 114 Конституции РФ

Статья 115

1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

См. комментарии к статье 115 Конституции РФ

Статья 116

Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия.

См. комментарии к статье 116 Конституции РФ

Статья 117

1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.
2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.

О толковании частей третьей и четвертой статьи 117 Конституции РФ см. Постановления Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. N 2-П, от 11 ноября 1999 г. N 15-П

3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.
4. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.
5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.

См. комментарии к статье 117 Конституции РФ

14.12

© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав