03.07.2020

Политико-административное понятие города. Политико-административная карта Изображение политического и политико административного деления территории


Николай ЖИРНОВ

ПОЛИТИКО-АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ

Политико-административные аспекты управления являются основной проблемой политической теории и практики политической жизни. Важны они как для Запада, так и современной России.

Современное политико-административное управление представляет систему организационно оформленных (институционализированных и неинституционализированных) ценностей, традиций, процедур, правил и центральных органов исполнительной власти, определения и перераспределения между ними основных элементов управленческой связи (целей, функций, задач, обязанностей, права принятия решений, полномочий и ответственности), взаимодействия между собой и институтами гражданского общества по поводу разработки, принятия и осуществления важнейших политических и административных решений, а также внешнего контроля за их исполнением и разрешения споров.

Эти методы, процедуры и правила не обязательно оформлены в законе и продекларированы. Не все из элементов политико-административного управления поддерживаются в институциональном порядке, специально созданными для этого учреждениями. Тем более невозможно привести состав политико-административного управления к правовым институтам, процессам, формам и средствам. В праве и законе оформляется только незначительная по количеству часть норм, регулирующих систему политико-административного управления. В реальности многообразие этих нормативных явлений значительно больше.

Следовательно, политико-административное управление должно включать в свой состав такие части, которые оказывают влияние на формирование элементов организационной структуры данного управления. К таковым можно отнести: цели, функции, задачи, состав подразделений, обязанности, право принятия решений, полномочия, ответственность. Поэтому необходимо включать в состав политико-административного управления не только элементы нормативного регулирования системы административного управления, но и элементы нормативного регулирования системы государственной власти, так как ее специфика и динамика в сильнейшей степени влияют на динамику системы политико-административного управления.

Одним из основных вопросов в политико-административном управлении является определение его составных частей, то есть границ и элементов. Исходя из сказанного выше, можно выделить следующие составляющие политико-административного управления:

институты различной природы, регулирующие организацию и функционирование отношений власти и управления;

ценности, традиции, обычаи, нравы, образцы поведения, устанавливаемые и поддерживаемые стихийно на основе связей самоорганизации в сфере действия отношений власти и управления; процедуры формирования органов власти и управления;

Николай Федорович - к. и. н., доцент Поволжской академии госслужбы

процедуры взаимодействия органов власти и управления;

процедуры взаимодействия с общественными институтами и неорганизованными гражданами органов власти и управления в процессе подготовки, принятия и организации исполнения решений, а также осуществления контроля их исполнения.

В Российской Федерации, как и в других современных демократических государствах, из этого набора вариантов используются три последние, а именно: выборы, кооптация и политические назначения. В России применяются шесть выборных процедур: выборы депутатов Государственной думы, депутатов Законодательных собраний субъектов Федерации, членов представительных органов местного самоуправления, президента РФ, президентов (губернаторов, председателей правительств, глав республик - в зависимости от норм Конституции или Устава субъекта Федерации эти должности называются по-разному), а также выборы глав местного самоуправления. Дополнительно к процедурам выборов имеется большое количество процедур политических назначений, начиная с должности председателя правительства РФ и заканчивая - заместителем главы районной администрации (главы местного самоуправления) на местном уровне. Правила проведения этих процедур могут существенно различаться между собой - и в реальности различаются.

Наиболее сложны и важны процедуры выборов, поэтому они применяются для замещения ограниченного круга государственных и муниципальных должностей. Все указанные процедуры относятся только к формированию органов государственной власти в рамках ее исполнительной ветви. Это важно потому, что существует некоторое отличие понятия «орган власти» и «орган управления».

Орган государственной исполнительной власти, с нашей точки зрения, обладает в отличие от органа государственного управления следующими признаками:

формируется по политической процедуре, а не в административном порядке;

формируется по политическим критериям, а не по критериям профессионализма, квалификации, компетентности и опыта;

является носителем государственного суверенитета, данным Конституцией,

а не организационной автономией, как орган государственного управления;

не имеет вышестоящего уровня организации и подчинения (обладает выделенной исключительной компетенцией), а орган государственного управления всегда имеет вышестоящий уровень организации, которым в предельном случае является орган государственной власти;

самостоятельно определяет все элементы внутренней структуры, за исключением полномочий (по правилу, но не всегда), а орган государственного управления все элементы внутренней структуры получает заданными в безусловном порядке;

обладает низким уровнем регламентации всех элементов внутренней структуры;

замещение должностей производится в нем на срок, ограниченный сроком действия полномочий выборного органа, а не на условиях контракта и карьерного замещения должностей, то есть не на принципе стабильности;

политический характер должностей в нем означает их исключение из состава должностей государственной службы (служение подчинено не интересам государства, а интересам избирателей, народа или интересам политического деятеля - для должностей в личном аппарате);

несет только политическую ответственность за исполнение полномочий власти и выход за их пределы, а орган государственного управления несет все формы ответственности;

часто прибегает к деперсонифициро-ванным формам принятия решений (коллегиальным).

Указанные отличия позволяют четко осознать границу политического уровня организации государственного и административного управления.

Главное назначение государственного органа состоит в эффективном и бесперебойном функционировании, иначе решение политических, экономических и социальных задач не будет результативным и государство станет слабеть. Для этого следует соблюдать следующие условия: обеспечивать стабильность власти и устойчивость конституционных институтов; последовательно выполнять функции, возложенные на государственные органы; правильно использовать мето-

ды политико-правового регулирования в экономической1, социальной и политической сферах; поддерживать баланс элементов механизма государства, не допуская преувеличенной роли одних и недооценки других; способствовать демократизации власти и широкому участию граждан в управлении государственными делами.

Стратегической задачей государственных органов является своевременное и эффективное решение актуальных проблем развития общества и государства и предотвращение негативных явлений. Однако как показала практика развитых западных стран и России конца ХХ столетия, именно социально-экономические факторы нашли негативное выражение в политико-административном управлении2.

Поэтому 80-90-е годы и начало XXI столетия прошли под знаком административных реформ. Их направленность и интенсивность в разных странах Запада и России проходили по-разному. Так, наиболее глубокое реформирование государственного управления проходило в англо-саксонских странах (США, Великобритания). Наименьшему реформированию подвергся государственный аппарат в германских (Германия, Австрия, Швейцария), «наполеоновских» (Бельгия, Греция, Испания, Франция, Нидерланды), северных (Дания, Норвегия, Швеция) странах.

Административные преобразования в России по ряду объективных, а в большей степени субъективных причин закончились без видимых результатов и реальных шагов по модернизации государственного аппарата3. И тем не менее определенные изменения в государственном управлении России и западных стран произошли.

Один из основных выводов состоит в том, что главными задачами являются поиск новых путей совершенствования государственного управления, предло-

1 Мильнер Б. З. Теория организаций. М., 1998, стр. 248-250

2 Политико-административное управление. М, 2004, стр. 192, 273. В. В. Лобанов Модернизация правительства в Великобритании. М., 2000, стр. 3.; И.А. Василенко Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. М., 2000, стр. 119

3 В. В. Лобанов Модернизация правительства в Великобритании, стр. 61

жение эффективных способов решения сложных проблем политико-административного управления.

В этом контексте можно выделить два решающих фактора, которые оказывают основное влияние на динамизм политико-административного управления во всех странах мира: научно-техническое развитие и политический процесс. Оба этих фактора имеют тенденцию к усилению влияния на административно-государственные институты. Это определяется и тем, что политико-административное управление нацелено на программные и проблемные методы с применением компьютерных технологий и использованием плюралистической полосы обеспечения (парламента, партии, группы давления).

Кардинально меняется стиль политико-административного управления. Он стал принципиально иным. Сегодня важное значение имеет постоянное применение инноваций, а значит, умение пойти на риск, отношение к ошибкам с пониманием и учеба на них, концентрация внимания на новых шансах и возможностях, выдвижение на первый план необходимости достижений, стремление к постоянному повышению квалификации.

Поэтому так важно изучить опыт развития мировой науки в области политикоадминистративного управления и творчески применять в российских условиях. Однако при изучении западного опыта не следует перенимать внешние формы и атрибуты государства, так как будет сложно обеспечить эффективное функционирование государственных институтов. России сегодня недостаточно ориентироваться на очевидные формальные свойства демократических институтов политико-административного управления, важнее искать варианты приспособления этих институтов и их функций к нуждам российского народа. Российское политико-административное управление должно делать акцент не на имитацию и перенос западного опыта управления, а на адаптацию к нему и самостоятельное открытие ранее известных решений по организации государственного администрирования.

В этой связи можно согласиться с Г. Атаманчуком, который писал, что нам необходим синтез из собственного

национального опыта и отбора того, что можно реально использовать из мирового опыта. При изучении мирового опыта политико-административного управления необходимо отбирать все самое лучшее и передовое, но обязательно с учетом национальных традиций в этой сложной области человеческой деятельности.

Общественные организации и группы гражданского общества могут влиять на процесс политико-административного управления в трех основных направлениях: осуществляя свой контроль над системой политико-административного управления; выявляя и изучая потребности гражданского общества через сеть общественных центров по изучению социальных проблем; участия в публичных обсуждениях проектов реформ, в переговорах и заключении предварительных соглашений. Это позволит обеспечить необходимый баланс общественных и индивидуальных интересов в процессе принятия государственных решений. Поэтому становление гражданского общества в России будет способствовать формированию демократической системы политико-административного управления.

В данном контексте и контексте развития российской государственности можно согласиться с мнением И. А. Василенко,

что исторические традиции России предполагают сохранение в стране федеративного типа политико-административного управления с сильными центристскими тенденциями, которые следует развивать и поддерживать.

Современный опыт в западных странах показывает, что демократическое государство может эффективно функционировать только в том случае, если в нем однозначно разделены сферы частного и публичного права, сферы политики и исполнения законов, службы федеральные и региональные, а они в свою очередь отделены от служб местного самоуправления. Именно эта концепция и должна быть положена в основу создания новой системы политико-административного управления в России.

В заключение следует сказать, что несмотря на определенные успехи в совершенствовании политико-административного управления, остается немало открытых проблем. К ним можно отнести вопросы об оптимальном сочетании централизации и децентрализации в политико-административном управлении, о рациональной иерархии отношений в системе государственной администрации, об эффективных методах борьбы с бюрократизацией государственного аппарата и многое другое.

Политические карты должны отображать территориально-политическое разделение мира или некоторой его части. Главное в содержании политической карты - это государственные границы и отображение политической принадлежности территории. Изображение границ основывается на официальных источниках, учитываемых на дежурных картах. Выделяются политические центры; показываются столицы государств и главные ядминистративные центры других стран. Важным элементом содержания являются транспортные линии, обеспечивающие международные связи.

Политико-административные карты отражают, помимо госу­дарственных границ, также и основное административно-терри­ториальное устройство государств. Они составляются на отдель­ные государства, их группы или по крупным частям большога государства.

Областные и другие административные карты предназначаются для справок об административно-территориальном устрой­стве и делении, о местоположрнии административных центров и размещении других населенных пунктов, о транспортных связях. Вместе с гидрографией отражаются и некоторые другие природные особенности.

Политическая карта мира рассматривается как важнейшее звено в системе карт (атласов), создаваемых в целом в каче­стве социальной карты мира. К числу карт этого вида по содер­жанию относятся также карты, показывающие направления по­литической экспансии капиталистических государств.

Политические карты имеют большое документальное значе­ние, они связаны, как указано выше, с государственными актами и протоколами специальных комиссий, с правительст­венными постановлениями; согласованы со справочниками по­литико-административного деления. Политические, политико-административные и административные карты призваны быть одним из пособий по изучению географических особенностей, народнохозяйственного развития и национально-политических особенностей территории. (Поэтому эти карты издаются также бланковыми изданиями в качестве картографических основ.)

Вместе с тем велика культурно-просветительная и политико-воспитательная роль этих карт, требующая целеустремленности и объективной точности их содержания.

Большое воспитательное значение имеют карты идеологиче­ской тематики, предназначенные для политического просвеще­ния населения.

Типовые географические основы, их виды и применение. Методики разработки и технологии издания их оригиналов.

Типовая географическая основа - дубликат оригинала географической основы, используемый при изготовлении серии отраслевых, тематических или специальных карт одной и той же области.

При создании тематических карт часто используются географические типовые основы общего со­держания, дающие полную характеристику географических осо­бенностей картографируемой территории. Исходный оригинал тематического содержания используется непосредственно для составления карты. Для этого ставится требование изготовления исходных оригиналов тематического содержания на типовых географических основах, в масштабах издания и в установленных для данных картографических про­изведений проекциях.

При создании составительских оригиналов тематических карт стремятся к максимальному использованию типовых географических основ.

Общеэкономические карты.

Общеэкономические карты призваны отображать с той или иной степенью полноты все основные отрасли хозяйства, их характерные сочетания; на них дается, кроме того, представле­ние о размещении населения. К ним относятся также карты общеэкономического районирования.

При разработке общеэкономической карты, ее типа прежде всего исходят из ее целевого назначения, учитывают ее предпо­лагаемое содержание, направления ее использования, в том чи­сле как карты в серии или отдельной карты. Например, обще­экономические карты социалистических стран зарубежной Ев­ропы для вузов должны синтезировать все основные сведения" по экономической географии этих стран, обобщать все основные характеристики, приводимые на отраслевых картах. Они дол­жны подчеркивать закономерности размещения и развития про­изводительных сил каждой страны и всей группы стран в це­лом, обеспечивать единое отображение и восприятие особенно­стей территориальной организации экономики, специализации народного хозяйства стран, районов и отдельных узлов и центров.

Для создания традиционных общеэкономических карт ис­пользуют подразделение машиностроения на многоотраслевое и узкоспециализированное; разделение центров легкой и пищевой промышленности по тяготению к источникам сырья и потреби­телю; выделение общих характеристик типичных сочетаний от­раслей для обслуживания потребителей крупных городов; выде­ление центров добывающей промышленности и транспортных узлов, центров курортного и туристского обслуживания и т. д.

По своему типу большинство общеэкономических карт - комплексные. Способом значков и линейных знаков на них пере­даются структуры промышленности и системы транспорта; ка­чественным фоном отображается производственная специализа­ция сельского хозяйства.

Совершенствование общеэкономических карт происходит в направлении применения типологических характеристик и син­тетических, интегральных показателей. При этом стремятся бо­лее полно осуществлять типологическое районирование, исполь­зовать его для передачи уровней развития хозяйства, применять для синтетических карт такие показатели, как занятость насе­ления, стоимость основных фондов, национальный доход, чтобы представить экономические явления в сопоставимых величинах и дать целостную экономико-географическую характеристику территории.

Карты природы.

Карты, на которых изображаются объекты, явления и процессы природы, их пространственные закономерности, называются картами природы. К ним относят соответствующие карты Земли, других небесных тел, звездного неба, космического пространства. Среди них основное место занимают физико-географические карты, содержание которых составляет изо­бражение географической среды и географической оболочки, компонентов или явлений природы (климат, почвы и др.) и их закономерных сочетаний - природных территориальных комп­лексов.

В предыдущей главе рассмотрены общие принципы класси­фикации и типологии тематических карт. Поэтому остановимся только на классификации физико-географических карт по со­держанию (тематике). В ней основным принципом является группировка по компонентам природы: литосфере, атмосфере, гидросфере, биосфере, физическим полям Земли и др. Такой подход сочетается с принципом подразделения наук о Земле и позволяет выделить следующие карты природных объектов и явлений: геологические, рельефа земной поверхности, метеоро­логические и климатические, океанографические (вод морей и океанов), гидрологические (поверхностных вод), почвенные, геоботанические, зоогеографические, а также геофизические (земного магнетизма, гравиметрические и др.). В качестве об­щих карт, на которых природные системы отображаются в це­лом, выступают карты ландшафтов, природного районирования и т. п.

Подразделение карт на виды производится преимущественно по отображаемым явлениям, процессам., элементам (карты ле­сов, болот, четвертичных отложений, сейсмические, осадков и т. п.), по различным сторонам исследуемых явлений (гипсо­метрические, морфометрические). Актуальными и новыми на­правлениями природного тематического картографирования яв­ляются создание тематических карт Мирового океана, карт для изучения и освоения космического пространства, карт ресурсно-оценочного направления, карт охраны, контроля и совершенствования природной среды. Определенную важность для народ­ного хозяйства нашей страны имеют государственные темати­ческие карты масштабов 1:1 000 000 и 1:2 500 000. Карты природы создаются также на основе международного сотрудни­чества, в котором Советский Союз принимает активное участие.

Поли́тико-администрати́вная ка́рта

отражает политическое деление и политико-административное устройство какой-либо территории. На карте даются границы государств и входящих в них политико-административных единиц (субъекты федерации, штаты, провинции и т. п.), столицы и административные центры, а также другие нас. пункты и осн. пути сообщения. Площади политико-административных единиц обычно окрашивают в разные цвета. На политико-административной карте Российской Федерации в 2002 г. выделялись 21 республика, 6 краёв, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 авт. область и 10 авт. округов – всего 89 субъектов Федерации (по состоянию на 1 января 2003 г.). См. карту на с. 394–395

  • - ...

    Географический атлас

  • - на которой нанесены изохоры. Она отображает изменения стратиграфического интервала между двумя горизонтами: верхним - опорным и нижним - картируемым...

    Геологическая энциклопедия

  • - ...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - ...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - ...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - Первая часть сложн. прил. в знач. политический, напр. -воспитательный, -просветительный...

    Толковый словарь Ушакова

  • - ПОЛИТИКО- Первая часть сложн. прил. в знач. политический, напр. воспитательный, просветительный...

    Толковый словарь Ушакова

  • - первая часть сложных прилагательных, пишется через...
  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - пол"итико-администрат"...
  • - пол"итико-воспит"...

    Русский орфографический словарь

"политико-административная карта" в книгах

Административная реформа

Из книги История Рима (с иллюстрациями) автора Ковалев Сергей Иванович

КАРТА 2. Обзорная карта.

Из книги Ржев - краеугольный камень Восточного фронта (Ржевский кошмар глазами немцев) автора Гроссман Хорст

КАРТА 2. Обзорная карта.

Административная география

Из книги Византийская цивилизация автора Гийу Андре

Административная география К концу IV в. территория империи делилась на четыре префектуры: Восток, Иллирик, Италия и Галлия, каждая из которых состояла из диоцезов. Префектура Восток, самая дальняя и самая большая, включала пять диоцезов: Египет (с Киренаикой), Восток, Понт,

Административная реформа

Из книги История Рима автора Ковалев Сергей Иванович

Административная реформа Для удобства управления старые крупные провинции были территори­ально уменьшены, а число их увеличено и доведено до 100 (вместе с г. Ри­мом, составившим особый административный округ, - до 101). Во главе провинций стояли наместники под разными

Административная система

Из книги Империя инков автора Берёзкин Юрий Евгеньевич

Административная система

Из книги Инки. Исторический опыт империи автора Берёзкин Юрий Евгеньевич

Административная система Инки несколько изменили и упорядочили соподчиненность провинциальных вождей, введя управление на основе десятичной административно-иерархической системы. Две самых низших ступени (руководители 5 и 10 домохозяйств) не были наследственными, и их

4.3. Карта паломнических путей святого Иакова - это военная карта маршрутов атаманского завоевания святого Иакова = Иисуса Навина XV–XVI веков

Из книги автора

4.3. Карта паломнических путей святого Иакова - это военная карта маршрутов атаманского завоевания святого Иакова = Иисуса Навина XV–XVI веков Сантьяго де Компостела как в средние века, так и сегодня пользуется огромным уважением в христианском мире , с. 9. Мощи Святого

Административная система

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

Административная система Василевс стоял во главе всей административной организации империи. Централизованное управление осуществлялось императорским дворцом, со временем специализировавшимся на разные ведомства.Дворец в административном отношении в первые века

3. АДМИНИСТРАТИВНАЯ СИСТЕМА

Из книги История Испании IX-XIII веков [вычитывается] автора Корсунский Александр Рафаилович

Политико-административная деятельность

Из книги Генерал-фельдмаршал светлейший князь М. С. Воронцов. Рыцарь Российской империи автора Захарова Оксана Юрьевна

Политико-административная деятельность Кавказ хранит на своей земле следы глубокой древности. Почти все народы Старого Света, передвигаясь по Азии в Европу, оставляли на Кавказе поселения, которые, смешиваясь между собой и местными племенами, образовывали множество

1.3. Карта паломнических путей святого Иакова - это военная карта маршрутов атаманского завоевания святого Иакова = Иисуса Навина XV–XVI веков

Из книги автора

1.3. Карта паломнических путей святого Иакова - это военная карта маршрутов атаманского завоевания святого Иакова = Иисуса Навина XV–XVI веков Сантьяго де Компостела, как в средние века, так и сегодня, пользуется огромным уважением в христианском мире , с. 9. Мощи Святого

8 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ЗАРОЖДЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ; СОФИСТЫ)

Из книги История политических и правовых учений [Шпаргалка] автора Баталина В В

8 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ЗАРОЖДЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ; СОФИСТЫ) Так как в Греции было мало земель, пригодных для обработки, то здесь развивается ремесло, в том числе и обработка металлов. Это стало основополагающим фактором высокой эффективности

10. Политико-правовые теории Древней Греции (зарождение политико-правовой мысли; софисты)

Из книги История правовых и политических учений. Шпаргалка автора Шумаева Ольга Леонидовна

10. Политико-правовые теории Древней Греции (зарождение политико-правовой мысли; софисты) В истории возникновения и развития древнегреческой политико правовой мысли выделяют три этапа:Ранний период (IX–VI вв. до н. э.) – связан со временем возникновения древнегреческой

Карта 1. Четырёхсекторная и восьмиуровневая карта реальности

Из книги Интегральный город. Эволюционные интеллекты человеческого улья автора Хэмилтон Мэрилин

Карта 1. Четырёхсекторная и восьмиуровневая карта реальности Интегральная карта – это четырёхсекторная карта, которая показывает, что у города есть и внешняя жизнь (физическая, осязаемая и объективная), и внутренняя жизнь (сознательная, незримая и субъективная). Своей

22 марта 2008 года Пётр Гадзиновский Карта Поляка или Карта Плута?

Из книги Переводы польских форумов за 2008 г. автора Автор неизвестен

22 марта 2008 года Пётр Гадзиновский Карта Поляка или Карта Плута? http://www.voxpopuli.host44.pl/news.php?readmore=102Piotr GadzinowskiKarta Polaka czy Karta CwaniakaПоляк - это звучит ордой. Возвращается Карта Поляка. До 22 июня правительство передаст в Сейм проект закона. Зачем и кому необходима такая карта?

Понятие политико-территориального устройства государства характеризует способ политической и территориальной организации государства, систему взаимосвязей людей, проживающих в центре и различных регионах, и распределения власти на территории государства между центральными и местными органами государственной власти.

Государство объединяет разнородные в этническом, религиозном, языковом, культурном отношениях социальные общности, в результате чего возникает потребность обеспечить взаимодействие этих общностей и целостность государства. К тому же управление большим государством, имеющим значительную территорию и многочисленное население, из одного центра чрезвычайно трудно, если вообще возможно.

Различаются три основные формы территориального устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация . Каждой из них свойственны свои принципы организации территории и взаимосвязей между центром и местами.

1.Принцип унитаризма (от лат. unitas - единство) означает, что государство не имеет в своем составе иных государственных образований на правах его субъектов. Унитарное государство - единое, оно может делиться только на административно-территориальные части, не обладающие суверенитетом (правом иметь собственную политическую власть и проводить самостоятельную политику). На местах действуют государственные органы и должностные лица, подчиненные центральным органам власти.

Унитарными являются большинство современных государств - Франция, Италия, Испания, Швеция, Египет, Греция, Норвегия и другие.

Скорее всего в государственно-территориальном устройстве стран мира в дальнейшем будет расширяться использование принципа федерализма.

2.Принцип федерализма (от лат. foederatio - объединение, союз) - система основных признаков и принципов определенной формы государственного устройства, совокупность структур, норм и методов государственного управления, устанавливающих взаимодействие центра и мест, обеспечивающих рациональное и эффективное функционирование федеративного государства в интересах как федерации в целом, так и ее субъектов.



Смысл федерализма: обеспечить такое соединение различных групп, которое позволяло бы осуществлять общие цели и при этом сохранять самостоятельность частей.

К сущностным признакам федерализма относятся: государствоподобный характер объединенных в единое государство территориальных единиц - субъектов федераций; конституционное разграничение компетенций между ними и центром; недопустимость изменений границ без их согласия.

Принципы федерализма: добровольность объединения государств и подобных образований в единое государство; принятие федеральной конституции и конституций субъектов федерации; однопорядковый (симметричный) конституционный статус субъектов федерации и их равноправие; конституционно-правовые разграничения суверенитета федерации и суверенности ее субъектов; общие территория и гражданство; единая денежная и таможенная системы, федеральная армия и другие институты государства, обеспечивающие его безопасное существование и функционирование.

Федерализм как принцип стал этимологической основой для производного от него и более узкого по смыслу понятия - федеративное государство (федерация).

Федеративное государство - одна из основных форм организации государства, сложная структура которой состоит из нескольких государств или государствоподобных образований (штатов, провинций, земель, субъектов), обладающих конституционно закрепленной политической самостоятельностью вне пределов и полномочий общего государства в целом.

Признаки федерации :

· Территория состоит из территорий субъектов федерации (штатов, республик, земель и т.д.) и в политико-административном отношении не представляет собой единое целое. Вместе с тем, существует единая система границ и ее охраны.

· Субъекты не обладают суверенитетом в полном объеме, не имеют право на сецессию (односторонний выход из федерации).

· Наряду с системой федеральных органов государственной власти субъекты федерации имеют свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов власти. Однако по отношению к федеральной системе они являются подсистемами, пределы их юрисдикции определяются федеральными конституцией и конституционными законами.

· Наряду с федеральной конституцией и законодательством субъекты федерации разрабатывают свою конституцию (устав), систему законов, соблюдая приоритет, соответствие федеральным конституции и системе права.

· В федерации нет единого государственного бюджета, а есть федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации.

· Гражданство в федерации обычно двойное: каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего субъекта федерации. Законодательно регулируется, гарантируется равноправие всех граждан на территории федерации.

· Федеральный парламент обычно двухпалатный. Верхняя палата состоит из представителей субъектов федерации, нижняя - является органом общенародного представительства и избирается всенародно.

Единая в основе сущность федерализма в различных условиях места и времени закономерно получает многообразные формы своего проявления. Любая отдельная федерация соединяет в себе:

1) общее (всеобщее) для всех федераций, выражающее сущность федерализма;

2) присущее только данной группе федераций, отражающее своеобразие формы проявления единой сущности федерализма у данной его разновидности - классический, дуалистический, монархический, республиканский, кооперативный (с акцентом на кооперацию усилий и интеграцию в ведении общегосударственных дел как смысла федерации) и др.

Понятие «модель федерации» выражает групповые особенности данного вида федерации в рамках его единой сущности;

3) единичное, индивидуально-специфическое, свойственное только данной конкретной федерации.

Теоретической основой федерализма является концепция суверенитета народа, выражающаяся в государственном суверенитете.

В специальных исследованиях по данной проблеме утвердилось мнение, что государственный суверенитет исторически возник со времени государственных образований, а его научное осмысление и определение - в конце средних веков. С тех пор продолжаются дискуссии о сущности суверенитета и его субъектах.

Суверенитет (нем. souveranitat, фр. Souverainete - верховная власть, верховные права) - политико-правовое обоснование и определение приоритетной принадлежности у того или иного субъекта (монарха, народа, государства и его составных частей) независимости и самостоятельности в решении своих внутренних дел и во внешних отношениях.

Идея суверенитета возникла в условиях, когда королевская (царская) власть вела борьбу, с одной стороны, с притязанием церкви, а с другой - со своеволием удельных князей (феодалов), продолжавших отстаивать свою независимость от сюзерена и не желавших покориться власти короля. В Московской Руси идея суверенитета верховной власти воплотилась в понятии и политической практике самодержавия (сам, один держу власть). Впрочем, самодержавие на Руси, возникшее во второй половине XV века, не означало неограниченную власть монарха, допускало Боярскую Думу, Земский собор как сословно-представительные институты, но под неизменным верховенством царя. Выше власти царя признавалась лишь власть Бога.

Теоретически и практически вопрос о государственном суверенитете окончательно решен к XVIII веку в пользу верховной власти монарха (установление абсолютизма в большинстве стран Европы).

По мере утверждения демократических форм государственной власти, т.е. перехода от монархических к парламентским, стала преобладать концепция первичности суверенитета народа, нации. При этом целесообразно подчеркнуть, что ограниченной, упрощенной представляется попытка свести понятие «нация» лишь к одной этнический общности. Суверенное государство - нация, как правило, объединяет различные народы (этносы), проживающие на определенной территории или в разных его регионах. Народ как совокупная общность является носителем государственного суверенитета.

С появлением федеративной формы государственного устройства дискуссии о суверенитете ведутся по вопросу его принадлежности федерации и ее субъектам. Представляется аргументированной концепция неделимости государственного суверенитета как качественной категории, выражающей статус федерации в целом, ее многонационального народа, выдвинутая российскими государствоведами Л. Карапетяном, И. Умновой, В. Чиркиным и др.

В теории суверенитета выделяется общая система взаимодействующих принципов (независимо от субъекта суверенитета), концентрированно отражающая его наиболее существенные признаки:

· неотчуждаемость;

· неограниченность;

· верховенство власти;

· неделимость;

· неабсолютность власти;

· юридическое равенство фактически во многих случаях неравных социальных субъектов;

· приоритет народного суверенитета.

На современном этапе развития международного сообщества, межгосударственных и межнациональных отношений проблема суверенитета становится все более актуальной.

Итак, эволюция федерализма имеет свою многовековую историю, а конституционно-правовое установление ее принципов - около двух столетий. Государственно-правовая наука свидетельствует, что появление федерализма в истории человечества обусловливалось как естественным стремлением народов к организации единого общества, так и политикой более могущественных государств по вовлечению в свой состав других народов и государств с сохранением их относительной самостоятельности.

Конституционно-правовое федеративное государство впервые образовалось в США (1787), затем в Мексике (1824), Бразилии (1889 г.), Австралии (1901), России (1918) и других странах. В современном мире из более чем 180 (200) государственных образований, подавляющее большинство которых являются многонациональными, федеративная форма закреплена в конституциях свыше 20 государств, охватывающих около 50% территории планеты и в которых проживает 1/3 населения. Они сформированы, как правило, на основе территориального или национально-территориального деления.

Происходящая в мире динамика глобализации проблем и интеграции различных сфер жизнедеятельности народов обусловливает развитие конфедеративных политико-правовых форм в организации руководства мировыми процессами.

3. Принципконфедерализма объединяет самостоятельные государства для решения общих актуальных проблем (военных, энергетических, финансовых и др.). Конфедерацию, строго говоря, нельзя назвать формой государственного устройства. Это временный межгосударственный союз, образованный на основе международного договора, члены которого полностью сохраняют свой государственный суверенитет. Основные признаки конфедерации:

  • отсутствие единой территории;
  • неограниченное право выхода из союза;
  • центральное правительство зависит от правительств независимых государств, поскольку содержится на их средства;
  • финансовые средства на общие цели, единую политику формируются из взносов членов союза;
  • вооруженные силы конфедерации находятся под общим командованием;
  • общая согласованная международная политика не исключает самостоятельной позиции членов конфедерации в конкретных вопросах;
  • юридически все члены равноправны, но реально приоритетную роль в конфедерации играет государство с более высоким военно-экономическим потенциалом.

Конфедерации обычно недолговечны - они либо распадаются, либо трансформируются в федерацию. Швейцария фактически это федерация. Принцип конфедерализма может стать стимулирующим фактором современных интеграционных процессов (развитие Европейского союза и т.д.).

3.3. Политический режим (от лат. regimen - управление) - характеристика способов, методов, средств осуществления государственной власти, ее реального распределения и взаимодействия с населением, различными институтами гражданского общества («политический климат» в стране).

Выделяют три типа политических режимов - демократический, авторитарный и тоталитарный . Главный критерий

ого деления - наличие в стране выбора (образа жизни, рода занятий, власти, вида собственности, образовательного учреждения, лечебного заведения и т.д.) и плюрализма (множественности): политического - многопартийность, наличие оппозиции; экономического - существование разных форм собственности, конкуренции; идейного - сосуществования различных идеологий, мировоззрений, религий и т.д.

1) Демократическийрежим :

· признание и гарантированность на конституционном и законодательном уровне равноправия граждан (независимо от национального, социального, религиозного признаков);

· широкий перечень конституционных прав и свобод личности;

· реальное участие населения в организации государственной власти, управлении делами государства;

· признание и гарантированность на конституционном и законодательном уровне равенства всех видов собственности, религиозных конфессий, политических идеологий и программ.

· ограничение плюрализма политического. Государственная власть сосредоточивается у политической и административной элиты, не контролируется народом, политическая оппозиция (партии, течения) существует, но в условиях давления и запретов;

· государственное управление строго централизовано, обюрокрачено, осуществляется при преимущественном использовании административных методов воздействия, механизм обратных связей в системе «власть – общество» блокируется, население не вовлекается в управление делами государства;

· существуют идеологический контроль и прессинг органов власти и управления на средства массовой информации, другие институты политической системы и гражданского общества;

· конституционно-законодательные нормы утверждают экономический плюрализм, развитие различных форм предпринимательства и собственности; однако принцип равных прав и возможностей не гарантирован в реальной жизни.

3) Тоталитарный режим воспроизводит политический, идейный и экономический монополизм. Основные черты:

· государственная власть у незначительной группы лиц и властных структур. Выборы и другие институты демократии, если и есть, то формально («декорация»);

· государственное управление - сверхцентрализовано, государственные должности занимаются не конкурсным отбором, а назначением сверху, народ отстранен от участия в управлении;

· полное огосударствление общества (этатизм);

· тотальный идеологический контроль; господствует, как правило, одна официальная идеология, одна правящая партия, одна религия;

· допускается террор в отношении собственного населения, режим страха и подавления.

Было несколько разновидностей тоталитаризма: фашизм, социализм периода «культа личности» и др.

Политические режимы в «чистом виде», в совокупности всех черт, проявляются нечасто. Существуют многочисленные разновидности режимов. Для их характеристики используются такие варианты в названиях:

2) либерально-демократический;

3) военно-бюрократический;

5) диктаторский (диктатура - режим, опирающийся на насилие);

6) деспотический (неограниченная диктатура одного лица, отсутствие правовых и моральных начал в отношениях власти и общества; крайняя форма деспотии - тирания).

Политический режим не прямо зависит от форм правления и государственно-территориального устройства. Монархия, к примеру, не противопоставляет себя демократическому режиму, а республика (Советов, например) допускает тоталитарный режим. Политический режим зависит, прежде всего, от реального функционирования властных структур и должностных лиц, степени гласности и открытости в их работе, процедур отбора правящих групп, фактической политической роли различных социальных групп, состояния законности, особенностей политической и правовой культуры, традиций.

С любезного разрешения Strelka Press публикуем фрагмент «Политико-административное понятие города» из книги Макса Вебера «Город» . «Город» - четвертая книга «малой серии» Strelka Press. Первые три - «Исчезающий город» Фрэнка Ллойда Райта, «Урбанизм как образ жизни» Луиса Вирта и «Почему мужчина должен быть хорошо одет» Адольфа Лооса.

Политико-административное понятие города

Из того, что мы в нашем исследовании данного вопроса должны были говорить о «хозяйственной политике города», о «городской округе», «городских властях», уже видно, что понятие «город» может и должно быть введено не только в ряд рассмотренных до сих пор экономических категорий, но и в ряд категорий политических. Осуществлять хозяйственную политику города может и князь, к сфере политического господства которого относится в качестве объекта город с его жителями. Тогда хозяйственная политика города, если она вообще имеет место, проводится только для города и его жителей, но не самим городом. Так бывает не всегда. Но даже в такой ситуации город остается в той или иной степени автономным союзом, «общиной» с особыми политическими и административными институтами. Во всяком случае, мы можем констатировать, что необходимо строго отличать разобранное выше экономическое понятие города от его политико-административного понятия. Только в последнем смысле городу принадлежит особая территория. В политико-административном смысле городом может считаться и такой населенный пункт, который по своему экономическому характеру не мог бы претендовать на такое наименование.

В Средние века существовали «города» в правовом смысле, девять десятых или более жителей которых - по крайней мере значительно больше, чем среди жителей очень многих населенных пунктов, считавшихся в правовом смысле «деревнями», - обеспечивали себе пропитание исключительно продуктами своего сельскохозяйственного производства. Переход от такого «города сельскохозяйственного типа» к городу потребителей, городу производителей или торговому городу был, конечно, текучим (flüssig).

Однако каждое отличающееся в административном отношении от деревни и рассматриваемое как «город» поселение характеризуется обычно особым способом регулирования отношений владения землей, непохожим на поземельные отношения в деревне. В городах в экономическом смысле слова это обусловлено специфической основой рентабельности владения городской землей: это владение домом, к которому остальная земля лишь прилагается. В административном же отношении особый характер городского землевладения связан прежде всего с иными принципами налогообложения и одновременно в большинстве случаев с решающим для политико-административного понятия города признаком, выходящим за рамки чисто экономического анализа: с тем, что в прошлом, в Античности и Средние века, в Европе и за ее пределами город был своего рода крепостью и местом пребывания гарнизона. В настоящее время этот признак города полностью исчез. Впрочем, и в прошлом он существовал не повсюду. Так, он обычно отсутствовал в Японии. Поэтому можно вслед за Ратгеном сомневаться в том, существовали ли там вообще «города» в административном понимании [Карл Ратген, «Экономика и государственный бюджет Японии» (1891)]. В Китае же, напротив, каждый город был окружен огромными кольцами стен. Впрочем, там, по-видимому, и очень многие в экономическом отношении чисто сельские населенные пункты, которые и в административном смысле не были городами, то есть (как будет показано ниже) не служили местопребыванием государственных учреждений, издавна были окружены стенами.

В ряде областей Средиземноморья, например на Сицилии, человек, живущий вне городских стен, следовательно и житель деревни, земледелец, был почти неизвестен - следствие многовекового отсутствия безопасности. В Древней Греции, напротив, полис Спарта гордился отсутствием стен; однако другой признак города - местопребывание гарнизона - был для Спарты в специфическом смысле характерен: именно потому, что она была постоянным открытым военным лагерем спартанцев, она и пренебрегала стенами. Все еще продолжаются споры о том, сколько времени в Афинах не было стен, но в них, как и во всех эллинских городах, кроме Спарты, существовала крепость на скале - Акрополь; Экбатана и Персеполис также были царскими крепостями, к которым примыкали поселения. Во всяком случае, как правило, восточный и античный средиземноморский, а также средневековый город подразумевал крепость или стены.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав