16.08.2019

Выгодно ли гражданину России иметь двойное гражданство? Закон рф о двойном гражданстве Режим иностранцев и его виды


Случаи двойного гражданства возникают из-за применения государствами разных принципов при решении вопросов приобретения гражданства. Ребенок может приобрести гражданство, например, при различном гражданстве родителей или в результате усыновления иностранным гражданином, женщина - при выходе замуж за иностранца, если по законам его государства жена должна "следовать гражданству своего мужа"

До последнего времени российское гражданство стояло на позиции непризнания за гражданами Российской Федерации гражданства в случаях,

когда российский гражданин имел доказательства принадлежности к гражданству иностранного государства и фактически становился лицом с двойным гражданством, законодательство рассматривало его только как российского гражданина. Российский гражданин может одновременно иметь и гражданство иностранного государства, но допускается это только в одном из следующих случаев:

  • - если такую возможность предусматривает федеральный закон
  • - если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Упоминание в Конституции федерального закона означает, что решение вопросов двойного гражданства в других законодательных актах недопустимо. Российскому гражданину может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство, другого государства, с которым имеется соответствующий международный договор. Как видно, к предусмотренному Конституцией обязательному условию - наличие международного договора - Закон о гражданстве других возможностей признания гражданства не допускает.

Отсюда практически вытекает, что гражданин иностранного государства при приобретении российского гражданства может сохранить гражданство этой страны (обязательного отказа от иностранного гражданства, как это предписывалось в прежнем законе о гражданстве, при приеме в российское гражданство не требуется). Но в России в соответствии с нашим законодательством будет рассматриваться только как российский гражданин. Двойное гражданство будет за ним признано в России, если с иностранным государством, гражданином которого он является, имеется на этот счет международный договор.

Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства может создать определенные трудности, поскольку обладатель двух гражданств оказывается связанным с двумя государствами и должен подчиняться законам обоих. Это касается, например, военной службы.

Факт двойного гражданства "не умаляет прав и свобод российского гражданина и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского законодательства". Однако допускается, что федеральным законом или международным договором Российской Федерации может быть предусмотрено то или иное ограничение в правах или освобождение от обязанностей, вытекающих из факта двойного гражданства.

Кроме того, в Конституции определено правовое положение в России иностранных граждан и лиц без гражданства. Иностранными гражданами должны признаваться лица, имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства. Под категорию иностранных граждан подпадают и лица, обладающие подданством иностранного государства.

Лица без гражданства - это такие лица, которые, не являясь российскими гражданами, не имеют доказательства своей принадлежности и к гражданству другого государства. Исходя из статьи 15 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей права каждого на гражданство. Российское государство стремится к устранению и предотвращению, без гражданства проживающих на её территории лиц.

В полном соответствии с общепризнанными нормами международного права Конституция закрепляет приравнивание иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении их прав и обязанностей к российским гражданам, т.е. устанавливает для этих лиц "национальный режим". Этот режим предоставлялся им в нашей стране законодательством и ранее. Принцип приравнивания действует в полной мере, если федеральным законом или международным договором Российской Федерации не установлено иное. Отклонение от национального режима, в сторону ограничения прав или, наоборот, расширения по сравнению с правами российских граждан, могут быть, согласно Конституции, установлены только федеральным законом или международным договором.

Иностранный гражданин, подчиняясь на территории Российской Федерации законам нашей страны, продолжает сохранять правовую связь и с собственным государством, имеет определенные права и обязанности как его гражданин. Поэтому на него возлагаются некоторые обязанности российских граждан (например, обязанность несения военной службы) и не предоставляются отдельные права, принадлежащие в силу их характера исключительно российским гражданам (например, право быть избранным или назначенным на определенные должности - судьи, прокурора, нотариуса и так далее, право участвовать в референдумах и т.п.)

Двойное гражданство проверяется компетентными органами. Распоряжения о двойном гражданстве принимает Президент Российской Федерации, и если разрешение получено, то гражданин Российской Федерации, имеющий так же иное гражданство, не может быть на этом основании быть ограничен в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Российской Федерации.

При Президенте существует комиссия по вопросам гражданства, которая подготавливает документы для рассмотрения и подписи Президенту.

Вопрос оформления двойной гражданской принадлежности в разных государствах решается по-разному. Если возникают ситуации, требующие решения, получать или нет паспорт другой страны, крайне важно знать, может ли сделать это гражданин Российской Федерации. О том, как получить двойное гражданство россиянину, имеет ли он на это право, а также о процедуре оформления такого решения читайте далее.

Двойная гражданская принадлежность означает, что оба государства одновременно признают человека своим гражданином в двустороннем порядке. Обычно это возможно лишь тогда, когда между державами подписано специальное соглашение.

Правовое положение таких бипатридов позволяет им выполнять обязательства по отношению к государству лишь в одной из стран – как правило, в той, где они проживают постоянно.

Двойное гражданство дает право:

  • проживать на территории обоих государств;
  • подчиняться законам только той страны, на территории которой находишься;
  • выполнять обязательства перед государством, в котором непосредственно живешь, например, платить налоги или служить в армии.

Отношение к двойному гражданству в Российской Федерации

Условия приобретения двойного гражданства прописаны в российском законодательстве.

Главным критерием в данной ситуации, как понятно из приведенного выше определения, служит наличие договора между государствами, а потому в России двойное гражданство иметь не запрещается.

Список государств, с которыми подписано подобное соглашение, невелик и включает только Таджикистан, граждане которого, при желании, также могут стать россиянами.

Второе гражданство: основания для получения, возможности, права и обязанности

Отсутствие международных договоров между РФ и другими странами вовсе не означает, что россияне не могут получить второй . Только в данном случае нужно говорить не о двойном, а о втором гражданстве, чего российское законодательство также не запрещает.

Вместе с тем, по российскому закону, россияне рассматриваются только как граждане РФ, которые имеют соответствующие права и обязанности. Еще одним обязательным условием правомерности оформления второго гражданства будет уведомление органов ГУВМ МВД России об этом.

Решение вопроса, как россиянину получить второе гражданство, зависит от законодательной базы другого государства, чей паспорт он собирается получить. Например, Норвегия и Дания исключают двойное гражданство, поэтому, собираясь остаться там на ПМЖ или планируя получить статус гражданина, будьте готовы к тому, что придется отказаться от российского .

Тем не менее политика глобализации и открытие границ позволила многим государствам более лояльно относиться к наличию нескольких иностранных паспортов у своих граждан.

Наличие второго паспорта дает много преимуществ:

  • свободное пересечение границы любой из стран;
  • безвизовый въезд в страны, с которыми у государства подписаны соответствующие договоры;
  • право на медицинскую помощь и образование, открытие бизнеса;
  • возможность пользоваться социальными гарантиями;
  • право работать в государствах, с которыми подписано соглашение: например, гражданин Франции может работать во всех странах Евросоюза.

В каких странах не запрещено множественное гражданство

Крайне важно знать, какое второе гражданство можно получить россиянину, ведь от этого будут зависеть дальнейшие шаги. Очень многие государства положительно относятся к возможности использования нескольких паспортов. К ним относятся: Кипр, Латвия, Мальта, Турция, Бельгия, США, Канада, Польша, Италия, Греция, Венгрия, Ирландия, Финляндия, Швеция, Чили, Доминиканская Республика, Ямайка, Румыния, Израиль, Бельгия, Бразилия, Великобритания. Поздним переселенцам законодательство Германии тоже позволяет оставлять свой прежний паспорт.

Есть страны, где получить второе гражданство для россиян возможно, но на практике крайне трудно, – это Австрия и Швейцария.

А вот Нидерланды, Норвегия, Испания, Казахстан, Япония, Южная Корея, Китай не разрешают иметь еще одно гражданство без окончательного выхода из предыдущего.

Как получить двойное гражданство в Европе

Европу как место для жизни и работы выбирают многие наши соотечественники. И это вполне понятно: она ближе; кроме того, став гражданином одного государства, человек имеет возможность без проблем передвигаться по всему Европейскому союзу, может получать медицинскую помощь, учиться, работать или создать свой бизнес. Еще одним плюсом является упрощенная система оформления виз в некоторые страны – Австралию, США, Великобританию.

Все, что связано с легализацией переселенца в другой стране, а также с тем, как оформить второе гражданство, будет полностью зависеть от законодательства выбранного для жизни европейского государства. Как мы говорили выше, некоторые страны – члены ЕС сделали невозможным получение своего гражданства без отказа от российского.

Если брать общий алгоритм приобретения гражданского статуса в стране Евросоюза, то он выглядит так:

  • лицо на законных основаниях пересекает границу и подает документы на , основываясь на наличии работы, браке с гражданином этой страны, репатриации (возможна не везде), соединении с семьей, наличии бизнеса, покупке недвижимости;
  • проживание в государстве по ВНЖ положенный срок (как правило, от года до трех);
  • подача документов на : проверяется отсутствие проблем с законом, наличие работы, жилья;
  • после получения ПМЖ можно жить в стране 5-7 лет ни о чем не беспокоясь;
  • после отведенного времени подаются документы на оформление еще гражданства.

Такие способы получения второго гражданства абсолютно легальны, но оформляется все это отнюдь не быстро, ведь бумажная волокита займет очень много времени.

Второе гражданство для россиян

Теперь резюмируем все ранее сказанное. Закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 № 62-ФЗ не запрещает россиянам получать иностранный паспорт, поэтому иметь статус гражданина другого государства и, вместе с тем, оставаться россиянином можно в двух случаях:

  • получить двойное гражданство на основе межгосударственного соглашения (как известно, в настоящее время такой договор заключен только Таджикистаном);
  • получить второе гражданство в той стране, в которой это разрешено законодательно.

Страны, в которых россияне предпочитают узаконить гражданскую принадлежность

Есть ряд стран, которые наиболее привлекательны для наших соотечественников, так как сделать двойное гражданство там проще и экономически выгоднее. Это относится к США, Канаде, Финляндии и Израилю. За ними идут Франция, Италия, Чехия, страны Балтии.

Примечательно, что паспорта государств, в которых россияне предпочитают отдыхать и покупать недвижимость, – Черногории, Турции, Египта, Хорватии, Республики Кипр, – пользуются гораздо меньшим спросом.

Способы, ускоряющие получение второго гражданства

Приблизить долгожданный момент, когда в руках можно держать желанную книжечку с гербом государства, в котором решил обосноваться, крайне тяжело, хотя существует несколько способов, один из которых – покупка недвижимости. Это, конечно, дело затратное, однако дает право жить легально или сразу же оформить статус ВНЖ, а через несколько лет задуматься о получении гражданства.

Подобную стратегию приобретения гражданского статуса можно воплотить в следующих странах:

  • Латвия;
  • Мальта;
  • Португалия;
  • Испания;
  • Болгария;
  • Канада;
  • Соединенные Штаты Америки.

Трудовая миграция также имеет свои преимущества и ускоряет процесс оформления документа. Ценная профессия у иностранца позволит сократить срок оформления визы, а затем и легализоваться на постоянной основе.

Процедура уведомления о получении нового паспорта

Регистрация в ГУВМ МВД двойного гражданства предусмотрена Федеральным законом № 142-ФЗ, который был принят 4 июня 2014 года.

Как было сказано выше, человек, получивший паспорт другой страны, должен в обязательном порядке уведомить российскую миграционную службу. Это может происходить двумя способами:

  • регистрация двойного гражданства для живущих за границей осуществляется в случае их приезда в Россию. Уведомить миграционные службы нужно будет в течение 30 дней;
  • если получивший паспорт иностранного государства находится в РФ, то известить об этом нужно в двухмесячный срок (60 дней) со дня его получения.

В обоих случаях документы и их копии (заявление, 2 паспорта, документ, подтверждающий получение второго гражданства, – если гражданство оформляют ребенку) необходимо представить в подразделение ГУВМ МВД или прописки.

Процедура уведомления происходит быстро, особых нюансов и бюрократических сложностей не имеет.

Ответственность за неуведомление

Если же уведомление не будет подано в установленный срок или представлено в некорректном виде, нарушитель понесет административную ответственность в виде штрафа от 500 до 1000 рублей.

За осмысленное решение о неуведомлении о получении гражданства или вида на жительство наступает уголовная ответственность в виде штрафа в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо в виде обязательных работ на срок до 400 часов.

Оформление двойного гражданства в России не предусматривает обязательное информирование миграционных служб об этом.

Стоит помнить, что при оформлении паспорта иностранного государства, гражданин обязан выполнять обязанности, установленные российским законодательством, и если он имеет гражданство другого государства или документ, который подтверждает право постоянного проживания за рубежом (в разных странах это разные документы – их виды и названия зависят от национального законодательства) и фактически живет за границей, то, строго по закону, следует сняться с регистрационного учета по месту жительства в России (выписаться).

Таким образом, двойная прописка при двойном гражданстве (и при втором в том числе), то есть одновременное наличие постоянной регистрации в России и регистрации по месту жительства за рубежом является нарушением закона.

Двойное гражданство (бипатризм) представляет собой одновременное состояние лица в гражданстве двух или нескольких государств.

Такое состояние может возникнуть, например, при рождении ребенка граждан страны, в которой применяется принцип «права крови», на территории государства, применяющего принцип «права почвы». Двойное гражданство может возникнуть при браке женщины с иностранцем, если по законодательству страны мужа предусмотрено автоматическое предоставление ей гражданства. Состояние бипатризма часто возникает при натурализации лица в стране, которая признает двойное гражданство.

Гаагская конвенция о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве 1930 г.

Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г.

Европейская (Страсбургская) конвенция о сокращении случаев множественного гражданства и об исполнении воинской обязанности в случае множественного гражданства 1963 г.

Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства 1995 г.

Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства 1993 г. (в 2003 г. указом президента Туркменистана отменено двойное гражданство)

Соглашения о двойном гражданстве 1958 г. Испании с Чили, в 1959 г. - с Перу и Парагваем; в 1968 г. - с Доминиканской республикой; 1960 г. - между Португалией и Бразилией.

Правовое положение лица с двойным гражданством характеризуется тем, что каждое из государств, считающих его своим гражданином, может потребовать от него выполнения конституционных обязанностей, например воинской повинности, уплаты налогов и т.п. Поэтому большинство государств отрицательно относятся к явлению бипатризма, что повлекло за собой принятие многочисленных двусторонних и многосторонних международных договоров в целях устранения либо предотвращения двойного гражданства. Так, согласно Европейской конвенции о сокращении случаев многогражданства и о воинской повинности в случаях многогражданства 1963 г. совершеннолетние граждане, которые приобрели гражданство путем натурализации, оптации или реинтеграции, теряют предыдущее гражданство. Лицо, обладающее гражданством двух или более государств, может отказаться от одного из них. Статья 5 Конвенции предусматривает, что лица, обладающие гражданством двух или более договаривающихся государств, выполняют воинскую обязанность только в одном из них. Аналогичная норма содержится в ст. 21 Европейской конвенции о гражданстве 1997 г.

Что касается Республики Беларусь, то данный принцип отражен в ст. 11 Закона Республики Беларусь от 1 августа 2002 г. № 136-3 «О гражданстве Республики Беларусь», с изм. и доп. на 4 января 2010 г. № 105-3, где закреплено, что «за лицом, являющимся гражданином Республики Беларусь, не признается принадлежность к гражданству иностранного государства, если иное не предусмотрено международными договорами».

Подход белорусского законодателя к институту двойного гражданства претерпел определенные изменения. Законодательство Союза ССР всегда весьма негативно относилось к двойному гражданству. В нем содержались прямые указания на непризнание состояния бипатризма. Что же касается законодательства Республики Беларусь, то уже в Законе Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь», принятом в октябре 1991 г., косвенно была закреплена возможность обладания двойным гражданством. В п. 1 ст. 20 Закона предусматривалась утрата гражданства Республики Беларусь «вследствие приобретения лицом гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь. Однако на практике ни с одним государством мира Беларусь до настоящего времени не заключила соответствующих соглашений.

Новый Закон Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь», принятый 1 августа 2002 г., сделал еще один шаг к фактическому признанию того обстоятельства, что на практике государство далеко не всегда в состоянии предотвратить получение второго гражданства его гражданами. Законодатель отменил норму, согласно которой получение гражданином Беларуси гражданства другого государства автоматически влекло за собой утрату белорусского гражданства (органы дипломатической службы Республики Беларусь, на которые возлагалась регистрация утраты гражданства такими лицами, постоянно проживающими за границей, зачастую просто не имели информации о наличии у лица паспорта другого государства).

Более практичный и гуманный подход белорусского законодателя к данной проблеме нашел отражение в ч. 2 ст. 11 Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь», которая гласит: «Граждане Республики Беларусь, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Республики Беларусь».

Таким образом, действующий Закон Республики Беларусь о гражданстве допускает, чтобы гражданин Республики Беларусь имеет двойное гражданство, и предусматривает, что не допускается ограничение прав такого лица на основании его бипатризма.

      Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Лица, которые находятся на территории государства и не имеют его гражданства, в доктрине именуются обобщенным термином «иностранцы». Под иностранцами обычно понимают как иностранных граждан, т.е. лиц, имеющих гражданство иностранного государства, так и лиц без гражданства (апатридов), т.е. тех, кто не имеет доказательства наличия у них гражданства какой-либо страны.

Правовой статус иностранцев определяется как внутренним законодательством каждого государства, так и международно-правовыми нормами. Правовой режим иностранцев - это правовой статус, определяющий объем их прав и обязанностей на территории государства пребывания.

В литературе обычно выделяют следующие виды правового режима иностранцев:

1) национальный режим, означающий уравнивание иностранцев в правах с гражданами данного государства. Он может быть предусмотрен как внутригосударственным законодательством, так и международными договорами. Обычно такое уравнивание устанавливается лишь на условиях взаимности, причем на практике невозможно полностью приравнять иностранцев к собственным гражданам;

2) режим наибольшего благоприятствования означает, что иностранцам предоставляются в какой-либо области права и свободы, либо устанавливаются такие обязанности, какие предусмотрены для граждан любого третьего государства.

Таким образом, этот режим должен быть не менее благоприятным, чем режим, который распространяется на любое третье государство. Его природа носит исключительно договорный характер. Он может предоставляться, например, в сфере международной торговли, транспорта, отправления правосудия;

    специальный режим – это дибо более жесткий режим по сравнению с двумя вышеназванными, означающий ограничение прав иностранцев по сравнению со статусом граждан данного государства, а также возложение на них дополнительных обязанностей либо предоставление определенных привилегий и преимуществ. Например, в сфере приграничного общения населения (с соседними странами) либо для военнослужащих, расквартированных на территории иностранных государств.

Под безгражданством (апатризмом, аполидизмом) понимается правовое положение лица, при котором оно не имеет никакого гражданства. Состояние апатризма возникает, например, в результате выхода из гражданства или его утраты, если лицо не приобрело гражданство другой страны. Апатриды пользуются ограниченной правоспособностью по сравнению с гражданами государства, на территории которого они находятся. Они не обладают многими политическими правами (избирательным, правом участвовать в референдумах и др.), не могут занимать большинство должностей, не пользуются правом на дипломатическую защиту со стороны какого-либо государства.

В международных договорах предусматриваются меры, направленные на ликвидацию негативных последствий безгражданства, а также касающиеся сокращения или устранения этого явления. К таким договорам относятся Конвенция о статусе апатридов 1954 г., Конвенция о замужестве женщины 1957 г., Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г., Европейская конвенция о гражданстве 1997 г. Так, согласно п. 1 ст. 7 Конвенции о статусе апатридов 1954 г. (Республика Беларусь не является участником данной Конвенции), государства-участники обязуются предоставлять апатридам такие же права, которыми пользуются иностранные граждане, либо более благоприятный правовой статус. В соответствии со ст. 4, 16, 22, 24 указанного документа договаривающиеся государства должны приравнивать апатридов, находящихся на их территории, к собственным гражданам в отношении пользования такими правами, как право на обращение в суд, право на социальное обеспечение, право на начальное образование, право на свободу исповедовать свою религию и предоставлять своим детям религиозное воспитание.

Конвенция 1961 г. предусматривает, что:

Любое Договаривающееся государство должно предоставлять свое гражданство любому рожденному на его территории лицу, которое иначе было бы апатридом (п. 1 ст. 1);

Найденыш, обнаруженный на территории Договаривающегося государства, должен при отсутствии доказательств противного считаться рожденным на этой территории от родителей, имеющих гражданство этого государства (ст. 2);

Любое Договаривающееся государство должно предоставлять свое гражданство любому рожденному не на территории Договаривающегося государства лицу, которое иначе было бы апатридом, если во время рождения этого лица кто-либо из его родителей имел гражданство этого государства (п. 1 ст. 4);

Отказ от гражданства Договаривающегося государства не должен вызывать утраты гражданства, кроме тех случаев, когда соответствующее лицо имеет или приобретает другое гражданство (пп. а п. 1 ст. 7);

Никакое Договаривающееся государство не должно лишать никакое лицо своего гражданства, если такое лишение сделало бы это лицо апатридом (п. 1 ст. 8).

В 2006 г. была открыта для подписания Конвенция СЕ об избежании безгражданства при правопреемстве государств. Этот документ, основанный на Европейской конвенции о гражданстве 1997 г., содержит более детальные правила, имеющие своей целью предотвратить либо свести к минимуму случаи безгражданства, связанные с правопреемством государств.

Большинство государств, включая Республику Беларусь, отразило положения указанных конвенций в своем законодательстве, независимо от участия (неучастия) в них.

      Право убежища и правовой статус беженцев

Убежище - предоставление физическому лицу иностранным государством возможности укрыться от преследований по политическим, религиозным, расовым и иным мотивам в государстве его гражданства или постоянного места жительства.

В зависимости от места предоставления убежища оно называется дипломатическим - на территории дипломатического представительства, военного судна или военного самолета, территориальным - на территории иностранного государства, религиозным - на территории храма (исторически).

Правовые источники: Декларация ООН о территориальном убежище 1967 г.

Положение о предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства убежища в РБ, его утрате и лишении 2006 г., Гаванская конвенция об убежище 1928 г.

В ст. 1 Декларации подчеркивается, что предоставление убежища лицам, имеющим основание ссылаться на ст. 14 Всеобщей декларации прав человека, является суверенным правом каждого государства и должно уважаться всеми другими государствами. В то же время не могут пользоваться правом на убежище лица, в отношении которых существуют серьезные основания полагать, что они совершили преступления против мира, человечества либо военные преступления.

Лица, получившие убежище, обладают особым правовым статусом, основные черты которого таковы:

1) они не должны выдаваться и высылаться в страну, где смогут подвергнуться преследованию;

2) они должны пользоваться основными правами и свободами человека в объеме не меньшем, чем другие иностранцы, проживающие в данной стране;

3) им может быть разрешена политическая деятельность, однако они не вправе заниматься деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН.

В современном мире традиционным и наиболее распространенным видом убежища является территориальное убежище. В ряде стран Латинской Америки сохранилась и практика предоставления дипломатического убежища. Договорное закрепление оно получило в Гаванской конвенции об убежище 1928 г., в конвенциях, заключенных в Монтевидео в 1933 и 1938 гг., и Конвенции о дипломатическом убежище, заключенной в Каракасе в 1954 г., которая подтвердила положения Конвенции 1928 г.

Беженец - это лицо, которое: - находится вне страны своего гражданства или обычного места жительства; - в отношении его отсутствует защита со стороны этого государства; - имеет вполне обоснованные опасения стать жертвой преследования - по признаку расы, вероисповедания, гражданства, политических убеждений, принадлежности к определенной социальной группе.

Международные акты: Конвенция о статусе беженцев 1951 г. (РБ с 2001 г.) Протокол, касающийся статуса беженцев 1967 г.

Национальные акты: Закон РБ «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в РБ» 2008 г.

В Республике Беларусь дополнительная защита предоставляется иностранному гражданину, находящемуся на территории Республики Беларусь, у которого отсутствуют основания для предоставления ему статуса беженца, но существуют вполне обоснованные опасения столкнуться при возвращении в государство гражданской принадлежности с угрозой смертной казни, пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания либо с угрозой жизни, возникшей по причине насилия в условиях вооруженного конфликта международного или немеждународного характера, и который не может или не желает вследствие таких опасений пользоваться защитой этого государства, или лицу без гражданства, находящемуся на территории Республики Беларусь, у которого отсутствуют основания для предоставления ему статуса беженца, но существуют указанные опасения и которое не может или не желает вернуться в государство прежнего обычного места жительства в силу таких опасений.

Дополнительная защита предоставляется иностранцу на срок до одного года. В случае сохранения в государстве гражданской принадлежности либо прежнего обычного места жительства иностранца оснований, по которым ему предоставлена дополнительная защита, срок ее предоставления может продлеваться до одного года (ст. 21 Закона).

Временная защита предоставляется группе иностранцев, индивидуальное рассмотрение ходатайств о защите которых невозможно по причине их одновременного массового прибытия и в этой связи необходимости решения вопроса об их допуске и пребывании в Республике Беларусь по основаниям, предусмотренным для предоставления статуса беженца или дополнительной защиты.

Срок предоставления временной защиты определяется Советом Министров Республики Беларусь, но не может превышать одного года.

Если после истечения срока предоставления временной защиты иностранцы, которым предоставлена временная защита, не возвратились в государства их гражданской принадлежности либо прежнего обычного места жительства или не переселены в государства, согласившиеся их принять, в отношении данных иностранцев проводится индивидуальное рассмотрение ходатайств о защите (ст. 24 Закона).

Некоторые проживающие Российской Федерации желают получить паспорт иностранного государства, но, при этом, не утрачивая прав резидента нашей страны. Прежде чем подумать о столь серьёзном решении, было бы неплохо разобраться в самом важном в этой ситуации вопросе, а можно ли иметь двойное гражданство в России? Если да, то, как получить двойное гражданство? Разрешено ли иностранным жителям быть резидентами России?

Согласно российскому законодательству, гражданин РФ имеет полное право быть подданным двух государств. Если гражданину присваивается статус резидента иностранного государства, то это не лишает его законных прав оставаться полноправным российским подданным.

Есть понятие «двойное гражданство» и «второе гражданство». С точки зрения закона, последнее ничем не отличается от первого. Принцип действия один и тот же: гражданину России одновременно можно иметь несколько паспортов разных государств.

Однако, с точки зрения юристов, разница между вторым и двойным гражданством всё-таки есть. Чем отличается двойное гражданство от второго с юридической точки зрения? Двойное гражданство Российской Федерации допускается оформить только между странами, заключившими с Россией договор на международном уровне. Согласно ФЗ о двойном гражданстве, такими странами в настоящее время являются Таджикистан и Туркменистан.

Россиянин признаётся резидентом обеих государств. Правовой статус лиц с двойным гражданством позволяет его владельцам выбрать государство, где он будет исполнять государственную службу, осуществлять уплату налогов. В основном, человек платит налоги и получает социальное обеспечение в той стране, где он работает и проживает.

Лицо с двойным гражданством имеет право оформить его своим детям.

Второе гражданство подразумевает, что житель РФ имеет одновременно несколько паспортов иностранных государств, которые не заключили с Россией договор о международных отношениях. Согласно конституционному праву, россиянам разрешается иметь иностранное подданство.

Важно! Получив иностранную резиденцию, россиянину нет необходимости писать отказ от резиденции РФ. Российское правительство считает человека полноправным членом РФ. Даже если житель России имеет несколько иностранных паспортов, для местного правительства он остаётся только подданным Российской Федерации и несёт ответственность за исполнение своих обязательств.

Лицо, получившее второе подданство, принимает на себя ответственность по исполнению обязательств перед обоими государствами. Если при двойном гражданстве к службе в армии человек призывается в выбранном им государстве, то второе подданство не даёт право на выбор, и такого человека могут призвать повторно в иностранном государстве.

Ограничивающие факторы

Перед получением дополнительного подданства стоит взвесить все плюсы и минусы двойного гражданства.

Получение в России двойного гражданства накладывает на его владельца некоторые ограничения:

  1. Имеющих не одну резиденцию не зачисляют на должности госслужащих.
  2. Законопроект о СМИ не позволяет лицам с множественным подданством принимать участие в контроле и редактировании информации, а также даёт право на владение не более 20 % ценных бумаг.
  3. Лицо с двойным гражданством не может быть избрано в качестве депутата Госдумы, судьи, прокурора, а также работать в МВД и следственных органах.

Внимание! Лица, взявшие на себя ответственность нескольких подданств, призываются в армию, несмотря на то, что это один из видов государственной службы.

Особенности двойного гражданства в России

Закон о двойном гражданстве обязывает лицо, его имеющее, своевременно уведомить соответствующие органы. Новый закон вступил в силу в 2014 году, и поясняет, что россиянин, имеющий двойное гражданство и два гражданства, обязан подать письменное уведомление в органы миграционной службы.

Подавать уведомление о двойном гражданстве необходимо в следующих ситуациях:

  1. Россиянин оформил две резиденции, но признаёт своей Родиной Российскую Федерацию и постоянно проживает на её территории.
  2. Житель России имеет двойное подданство, ВНЖ иностранного государства и постоянно проживает на его территории, но кратковременно прибыл в Россию.

Если житель РФ постоянно проживает на территории иностранного государства, но имеет прописку в России, он обязан своевременно сообщить органам по делам миграции о своём положении. Сделать это нужно не позднее 60 дней после приобретения двойного гражданства, независимо от того, будет он въезжать в Россию или нет.

На заметку! Если своевременно не поступило сообщение в надлежащие органы об имеющемся статусе, то может последовать штраф за двойное гражданство от 500 до 1 000 рублей. Если сокрытие информации несёт намеренный характер, то человек понесёт ответственность, согласно Уголовному кодексу, и получит соответствующее наказание.

В Федеральную миграционную службу по месту регистрации предоставляются следующие бумаги:

  1. Российский паспорт.
  2. Документ, подтверждающий наличие иностранной резиденции.
  3. Письменное уведомление в органы по делам миграции. Заполняется уведомление согласно форме Миграционной службы.

Документы заполняются на русском языке. Образец заполнения уведомления можно скачать на сайте миграционной службы.

Если иностранное подданство делается несовершеннолетнему, то уведомление о втором гражданстве также необходимо своевременно представить в органы миграции. По форме заполнения оно отличается от бланка уведомления о двойном гражданстве на взрослого. Образец уведомления также можно скачать на сайте.

К преимуществам двойного гражданства можно отнести:

  1. Согласно закону о двойном гражданстве в России, при оформлении иностранной резиденции нет необходимости отказываться от российской.
  2. Лицо, получившее иностранную резиденцию, считается легальным жителем страны.
  3. Человек, признающий два государства, имеет право на получение ВНЖ и ПМЖ в иностранной республике, например в .

Данные плюсы двойного гражданства не исключают возникновения некоторых трудностей. Например, чтобы стать полноправным членом иностранного государства, требуется прожить на его территории определённое количество лет, изучить культурные ценности жителей и, по возможности, выучить язык.

Важно! Если иностранец желает стать резидентом России, то Конституция РФ обязует его отказаться от своей прежней принадлежности иностранному государству и оформить легальное проживание в российском государстве.

Процедура отказа от двойного гражданства

Чтобы легализоваться в Российской Федерации, иностранцу необходимо выйти из прежнего подданства, так как в России наложен запрет на двойное гражданство для иностранных подданных. В миграционную службу РФ должна быть представлена справка об отсутствии двойного гражданства. Тогда можно будет заняться оформлением документов для получения резиденции России. Список необходимых бумаг можно узнать непосредственно в офисе отдела миграции.

Иностранец не сможет получить справку об отсутствии второй резиденции и выйти из нее, если:

  1. Имеются неоплаченные штрафы, пошлины, налоги.
  2. Имеются административные нарушения закона.
  3. Такой человек участвует в процессе уголовного разбирательства.

Принцип отказа от второго гражданства не действует на беженцев и лиц, приехавших в Россию с целью политического убежища, а также не распространяется на инвестора.

Где можно иметь два гражданства?

Когда человек задумывается о получении второго подданства, он задаётся вопросами: «Какие существуют страны, разрешающие иметь несколько резиденций?», «Каковы проблемы двойного гражданства?», «Как сделать двойное гражданство?»

Есть страны, где не действует принцип двойного подчинения, так как законодательством данного государства запрещено иметь двойное гражданство.

Таковыми являются:

  • Япония;
  • Китай;
  • Дания;
  • Южная Корея;
  • Норвегия;
  • Казахстан.

При желании иметь двойное подданство, эти страны не рассматриваются. В противном случае придётся забыть о гражданстве Российской Федерации.

Где же разрешено иметь двойное гражданство

Такие страны, как , Израиль, Франция, Чехия, Великобритания и многие другие не требуют от россиян писать отказ от своей страны. А значит, иметь двойное гражданство в России можно параллельно с этими странами.

Как получить второе гражданство в России? Необходимо подать заявление о двойном гражданстве в соответствующие органы.

Итак, можно сделать несколько выводов:

  1. С точки зрения юриспруденции о двойном гражданстве в России говорят, когда оно получается в тех странах, с которыми Россия заключила соответствующий договор.
  2. Если такой договор не был заключён, юристы говорят о втором подданстве. Но, с точки зрения закона, никаких отличий в этих двух понятиях не существует.
  3. В 2019 году россиянин вправе подать прошение о двойном гражданстве РФ.
  4. Может ли россиянин быть резидентом параллельно нескольких государств? Да, может. При этом российский житель может не отказываться от уже имеющегося российского паспорта.
  5. Возможно ли иностранцу оформить подданство в России? Нет, не возможно. В России запрещено иностранному представителю сохранять подданство двух государств. За двойное гражданство в России полагается штраф. Если лицо намеренно скроет от правительства факт второго подданства, то оно может понести уголовную ответственность. Иностранный подданный должен отказаться от имеющегося статуса, чтобы взять российскую резиденцию.
  6. Человек обязан представить заполненное уведомление о второй резиденции в службу миграции.
  7. Подданный двух или нескольких государств не может служить на государственной службе, быть депутатом или работать в следственных органах.
  8. Есть страны, где также запрещено множественное подданство, поэтому нужно заранее узнать принцип получения второго подданства в ряде стран. В некоторых странах для получения местной резиденции необходимо отказаться от российской.
  9. Принцип получения множественного подданства имеет свои выгоды, но одновременно сопряжён с дополнительными трудностями. Это можно увидеть на примере призывников к армейской службе.

Несмотря на то, что двойное гражданство является предметом постоянных споров, в России оно не запрещено. Однако с недавних пор законодательство обязывает владельцев вторых паспортов сообщать об этом в миграционные органы. Регистрация лиц с двойным гражданством, по мнению инициаторов нововведения, исключит трудоустройство бипатридов на госслужбу. Но даже если нет чиновничьих амбиций, за нарушение порядка регистрации может наступить уголовная ответственность.

Двойное гражданство: что это

Двойное, множественное гражданство или бипатризм – это правовой статус гражданина России, обладающего иного или нескольких иностранных государств.

Отечественное законодательство не запрещает иметь неограниченное количество иностранных паспортов – их приобретение не обязывает россиян выходить из российского гражданства, не влечет его прекращения, но обязывает в большинстве случаев сообщить об этом в ГУВМ.

Но наряду с этим наличие паспортов других стран не освобождает граждан России от исполнения гражданских обязанностей и реализации гражданских прав – государством бипатриды рассматриваются исключительно как граждане РФ. Правда, если иное не предусмотрено международными договорами России о двойном гражданстве.

Наличие второго или нескольких гражданств предусматривает ряд ограничений для россиян. Во-первых, они не имеют права занимать государственные должности в высших органах исполнительной власти. Во-вторых, вообще лишены права работать на госслужбе. В-третьих, при наличии иностранного паспорта или россияне не имеют права быть членами избирательных комиссий.

Пройдите социологический опрос!

Законодательная база РФ

Позиция государства по поводу бипатризма российских граждан четко изложена в Конституции. Так, согласно ст. 62 КРФ , россияне вполне могут иметь гражданство других стран, и это не может умалять прав, свобод и обязанностей, возникающих у них как граждан РФ. Более подробно двойное гражданство рассматривается ФЗ «О гражданстве». В частности, ст. 6 закона указывает на то, что россияне с иностранными паспортами признаются в первую очередь россиянами и не теряют российского гражданства в случае приобретения паспорта какой-либо другой страны.

Этой же статьей предусмотрена и обязанность граждан уведомлять миграционные органы о наличии второго паспорта. Регистрация граждан с двойным гражданством производится по правилам, предусмотренным данной статьей, а также в Порядке, утвержденном приказом ФМС № 450 от 28.07.2014. Этим же приказом утверждены и формы уведомлений, которые граждане обязаны направлять или предоставлять миграционной службе. Остановимся на данном документе подробнее.

Приказ ФМС № 450: образцы уведомлений

Приказ ФМС № 450 от 28.07.2014 – это подзаконный нормативно-правовой акт, которым утверждены унифицированные формы уведомлений, подаваемых гражданами или их представителями в миграционные органы. Конкретная форма уведомления зависит от личности уведомителя. В любом случае согласно ч. 6 ст. 6 ФЗ «О гражданстве», такое уведомление должно содержать:

  • ФИО, дату и место рождения, другие анкетные данные;
  • место жительства, пребывания или фактического проживания;
  • реквизиты паспорта, иного документа, удостоверяющего личность;
  • наименование и реквизиты документа иностранного государства;
  • дата и ;
  • сведения о продлении срока действия указанного документа;
  • сведения об .

Согласно п. 2 порядка, утвержденного приказом ФМС № 450 от 28.07.2014, указанное уведомление может быть подано:

  • лично гражданином РФ – форма утверждена Приложением №1;
  • законным представителем несовершеннолетнего или признанного недееспособным – форма утверждена Приложением №2;
  • уполномоченным представителем гражданина – форма утверждена Приложением №4;
  • уполномоченным представителем законного представителя – форма утверждена Приложением №5.

Любое из указанных уведомлений еще до подачи нужно заполнить собственноручно или с использованием персонального компьютера все предусмотренные для заполнения поля. Далее рассмотрим непосредственно саму процедуру подачи уведомления. Вносить в бланк сокращения или аббревиатуры закон запрещает. При необходимости можно использовать латиницу.

Процедура регистрации

Сразу обратим внимание, что, согласно ч. 3 ст. 6 ФЗ «О гражданстве», обязанность направлять уведомление в ГУВМ возникает не только у россиян, имеющих паспорт другой страны, но и у владельцев вида на жительство и иных возможных статусов и разрешений, дающих право на проживание на иностранной территории.

Регистрация лиц с двойным гражданством в ГУВМ (бывш. УФМС) осуществляется по месту жительства лица, по месту фактического нахождения или временного проживания. Проще говоря, бипатрид с российским гражданством может обратиться в любое территориальное .

Уведомить миграционную службу необходимо на протяжении 60 суток с момента обретения иностранного паспорта или иного документа с официальным статусом иностранного государства.

Напомним: пошаговая последовательность действий при регистрации второго гражданства определена порядком подачи уведомлений, утвержденным приказом ФМС № 450 от 28.07.2014. Согласно п. 3 этого порядка, уведомитель может представить документы в ГУВМ лично, через своего представителя по доверенности или направить их по почте.

К уведомлению по одной из указанных форм может потребоваться приложить:

  • копию иностранного паспорта или иного документа, подтверждающего законный статус;
  • свидетельство о рождении, если уведомление подается в отношении несовершеннолетнего;
  • акт органа опеки о назначении опекуна, попечителя, если подается в отношении подопечных;
  • копию доверенности уполномоченного представителя и документа, удостоверяющего его личность.

Принимая указанные бумаги, сотрудник ГУВМ проверяет точность и достоверность изложенных данных, количество и полноту поданных вместе с уведомлением документов, сверяет подписи и заполняет отрывной бланк, который передает уведомителю.

Похожие действия должен выполнить и сотрудник почты, если уведомление направляется почтовым отправлением. В случае направления по почте документы должны быть доставлены в отделение ГУВМ уже на следующие сутки.

Порядок уведомления для детей

И приобретение иностранного гражданства часто осуществляется не только одинокими гражданами, но и целыми семьями с детьми. Несовершеннолетние и малолетние россияне, несмотря на возраст, также должны пройти процедуру уведомления о множественном гражданстве или наличии права на проживание на территории другой страны. Однако в силу неполной дееспособности делать это самостоятельно они не могут. Регистрация второго гражданства для детей должна быть осуществлена их законными представителями: родителями, усыновителями, опекунами или попечителями.

Процедура регистрации ребенка-бипатрида аналогична процедуре, предусмотренной для взрослого. Единственные отличия – это другая форма бланка, посмотреть которую можно выше, а также необходимость в представлении дополнительных документов: свидетельства о рождении, акта об установлении опеки, попечительства, решение суда об усыновлении и иных документов, подтверждающих представительство по закону.

Регистрация из-за границы

Напомним, что, по общему правилу, уведомить миграционные органы Российской Федерации о наличии у лица второго и всех последующих гражданств, а также права на проживание в иностранном государстве, необходимо в период до истечения 60 суток с момента получения одного из указанных статусов. Однако в отношении граждан, временно проживающих за пределами страны, данное правило не применяется.

Согласно ч. 3 ст. 6 ФЗ «О гражданстве», они могут отложить процедуру регистрации до следующего посещения территории России, независимо от того, когда оно произойдет. Но в таком случае у них будет лишь 30 суток с момента первого въезда в страну.

Таким образом, находясь за границей, направлять уведомление в ГУВМ не нужно. Однако если есть такое желание, но нет возможности посетить Россию, закон допускает регистрацию через уполномоченного представителя, причем прямо из-за границы – в законе запрета на это нет. Все, что потребуется такому представителю: бланки по форме, утвержденной Приложением № 4 или 5 к приказу ФМС № 450, и доверенность.

Лица, освобожденные от обязанности подавать уведомление

Согласно ч. 8, 9 ст. 6 ФЗ «О гражданстве», закон допускает возможность, что в случае наличия у Российской Федерации международных договоров отдельные лица, имеющие двойное гражданство, могут быть освобождены от обязанности сообщать об этом в миграционные органы. В 2019 году у России действует единственный такой договор, регулирующий вопросы двойного гражданства, и подписан он с Таджикистаном еще в 1995 году. Поэтому граждане России, получившие таджикский паспорт, сообщать об этом в ГУВМ не обязаны.

Похожий договор действовал до 2015 года с Туркменией, однако по причинам его противоречия с положениями туркменской конституции он был расторгнут. Еще один договор, предусматривающий в том числе взаимное признание бипатридов, однако обязанности уведомлять о наличии второго гражданства он не снимает.

Кроме прочего, к числу лиц, освобожденных от обязанности уведомлять миграционные органы, следует относить граждан, временно или постоянно проживающих за пределами России. Поскольку для них действует специальный срок в 30 суток с момента въезда в РФ, до такого въезда прямой обязанности обращаться в ГУВМ у них не возникает.

Ответственность за нарушение

Что немаловажно, за нарушение порядка выше рассмотренной регистрации или и вовсе неисполнение требований закона, граждане могут быть привлечены как к административной, так и к уголовной ответственности. В случае подачи документов после истечения установленного срока, указания в уведомлении неполных или недостоверных сведений, предоставления поддельных документов к гражданину может быть применена ст. 19.8.3 КоАП, которая предусматривает наложение административного наказания в виде штрафных санкций в размере 500-1000 рублей.

Если гражданин проигнорирует требование закона и уклонится от подачи уведомления, ему будет грозить уголовное наказание. Согласно ст. 302.2 Уголовного кодекса, за такие проступки может быть наложен штраф в размере 200 тыс. рублей или годовой зарплаты, либо возложена обязанность отбытия 400 часов обязательных работ.

Какой-либо иной ответственности не предусмотрено. Однако то, как российские миграционные органы узнают о наличии у гражданина второго паспорта – большой вопрос: единого механизма законом не предусмотрено. Тем не менее рисковать все же не стоит.

Заключение

Бипатризм – распространенное и легальное явление на территории России. Единственное, чего требует закон, – уведомить российские власти о наличии иностранного паспорта, за непрохождение процедуры предусмотрена ответственность.

Регистрация предельно проста и предполагает направление в ГУВМ уведомления и минимального пакета документов. Государство не вводит какие-либо санкции в отношении бипатридов, единственное ограничение – запрет на работу в правительстве, на госслужбе и в руководстве избирательных комиссий.

Двойное Гражданство Второе Гражданство: Видео


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав