28.06.2020

Понятие и виды выборов в рф. Очередные и внеочередные выборы Понятие и особенности публичных выборов


Выборы - форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица ().

В настоящее время наблюдается тенденция к сокращению числа прямых выборов: сокращена только что восстановленная выборность губернаторов, глав местного самоуправления нередко выбирают депутаты, а не граждане, и даже советы депутатов в некоторых муниципальных районах заменены конференциями поселенческих депутатов. В настоящей статье рассматриваются лишь прямые выборы должностных лиц и депутатов избирателями.

Уровень выборов [  ]

В зависимости от уровня выбираемого органа выделяют выборы:

  • федеральные - выборы президента Российской Федерации и депутатов Государственной думы Российской Федерации;
  • региональные - выборы губернаторов и депутатов законодательных собраний регионов (на более аккуратном юридическом языке это называется выборами высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и депутатов законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации);
  • муниципальные (местные) - выборы глав и депутатов представительных органов местного самоуправления; поскольку местное самоуправление в Российской Федерации является, как правило, двухуровневым , то и муниципальные выборы проводятся отдельно для каждого их этих уровней (выборы на уровне муниципального района и выборы на уровне городского или сельского поселения).

Таким образом, гражданин Российской Федерации стандартно участвует в выборах четырех единоличных и четырех представительных органов. Формально закон о местном самоуправлении позволяет муниципальным образованиям создавать дополнительные органы, также избираемые прямым волеизъявлением граждан, но практические прецеденты такого рода неизвестны.

Избирательные системы [  ]

При выборах представительных органов в Российской Федерации используются две избирательные системы (системы представительства): пропорциональная и мажоритарная . С 2013 года пропорциональная система выборов в чистом виде не применяется, вместо нее повсеместно введена смешанная система, когда часть депутатов избирается по пропорциональной системе, а часть - по мажоритарной. При выборах единоличных органов применяется лишь мажоритарная система.

Пропорциональная избирательная система [  ]

При пропорциональной избирательной системе (ее также называют выборами по партийным спискам) избиратели голосуют за списки кандидатов, выдвинутыми различными избирательными объединениями (партиями). Мандаты распределяются между списками пропорционально числу поданных за список голосов. Важнейшими характеристиками пропорциональной системы являются:

  • избирательный барьер (порог) - минимальная доля голосов, которую должен получить список, чтобы участвовать в распределении мандатов; этот барьер предназначен для снижения фрагментации избираемого органа;
  • метод распределения мандатов, приходящихся на дробные доли математической пропорции;
  • правила формирования территориальных групп и распределения мандатов между ними (при наличии таких норм полученные списком мандаты сначала заполняются кандидатами из общей части списка, а затем распределяются между кандидатами из территориальных групп на основании числа голосов, полученных списком на той или иной территории).

Мажоритарная избирательная система [  ]

Мажоритарные избирательные системы разделяются на мажоритарные системы абсолютного большинства , когда победителю необходимо набрать более 50% голосов избирателей, и мажоритарные системы относительного большинства , когда победителем признается кандидат, набравший большее число голосов по сравнению с другими кандидатами. Мажоритарная система абсолютного большинства всегда предполагает возможность повторного голосования (второго тура выборов), поскольку ни один кандидат может не собрать более половины голосов в первом туре. Второй тур, как правило, проводится с двумя кандидатами, набравшими наибольшее число голосов в первом туре; при этом во втором туре практически всегда применяется система относительного большинства (из-за недействительных бюллетеней оба кандидата все равно могут набрать менее 50%).

В России система абсолютного большинства используется на выборах президента и губернаторов; относительно редко, лишь в некоторых регионах, она применяется для выборов глав муниципальных образований и практически не применяется на выборах депутатов любого уровня. Низкая распространенность системы абсолютного большинства связана, с одной стороны, с более высокой стоимостью процедуры из-за возможного проведения второго тура и, с другой стороны, с более высокими рисками такой системы для административных кандидатов (размытые между несколькими кандидатами в первом туре голоса избирателей-противников действующей администрации объединяются вокруг одного кандидата во втором туре).

При мажоритарной системе относительного большинства возможна ситуация, когда несколько кандидатов получают равное число голосов избирателей. Региональные законы по-разному разрешают такую ситуацию. Чаще всего либо проводится жеребьевка, либо победителем признается кандидат, первым представивший документы для выдвижения/регистрации в качестве кандидата. Однако, например, в Калужской области в таких случаях предусмотрено проведение повторного голосования с участием кандидатов, получивших равное число голосов избирателей.

Избирательные округа [  ]

Важной характеристикой мажоритарной системы при выборах коллегиальных органов является нарезка избирательных округов - т. е. территорий, в пределах которых избиратели выбирают из одного и того же набора кандидатов. В зависимости от числа мандатов, которые распределяются в округе, округа разделяются на одномандатные и многомандатные . В рамках одних и тех же выборов в разных округах могут избирать разное число депутатов (для соблюдения принципов равного представительства число избирателей в округе должно быть пропорционально числу мандатов). запрещает создавать более чем 5-мандатные округа, допуская исключения лишь для сельских поселений (а также для других местных выборов, если весь округ полностью находится в пределах одного избирательного участка).

Следует отметить, что число голосов , которым располагает избиратель в многомандатном округе, не обязательно равно числу мандатов, разыгрываемых в этом многомандатном округе. Для обеспечения равенства избирательных прав граждан устанавливает, что число голосов у избирателя должно быть равно числу мандатов, разыгрываемых в самом малом из округов, либо равно единице.

При использовании пропорциональной избирательной системы законодатель использует термин «единый избирательный округ », который относится ко всей территории, на которой проводятся выборы. Отметим, что этот термин обычно не применяется при выборах единоличных органов (губернаторов и глав МСУ местное самоуправление ).

Голосование против всех кандидатов [  ]

Подробнее см. отдельную статью Против всех

Голосование против всех кандидатов (списков) может быть реализовано при любой избирательной системе. Однако в российском законодательстве эта возможность была упразднена в 2006 году и лишь в 2015 году восстановлена в крайне ограниченном формате (на муниципальных выборах и лишь в 8 субъектах Российской Федерации). Практические способы протестного голосования, в том числе и при отсутствии графы «Против всех кандидатов (списков кандидатов)» в бюллетене, рассмотрены в отдельной статье .

Виды выборов [  ]

«Обычные» выборы глав и представительных органов носят название основные выборы . Если выборы проводятся до истечения установленного законом (уставом муниципального образования) срока полномочий органа (при досрочном прекращении полномочий по любым причинам), то эти основные выборы будут являться досрочными . При проведении досрочных выборов сроки избирательных действий могут сокращаться . Следует отличать досрочные выборы от досрочного голосования - организуемого в некоторых случаях голосования избирателей до общего дня голосования.

При выбытии отдельных депутатов представительного органа для замещения вакансий проводятся дополнительные выборы .

И основные, и дополнительные выборы не могут проводиться, если число зарегистрированных кандидатов не превышает числа разыгрываемых мандатов . В этом случае не позднее чем через три месяца проводятся отложенные выборы - точнее, отложенный день голосования, так как избирательная кампания основных или дополнительных выборов просто продлевается для дополнительного выдвижения кандидатов ().

Если голосование было проведено, но не дало результата (выборы были признаны , либо избранный кандидат не сложил с себя полномочия, не совместимые с мандатом), то проводятся повторные выборы (при этом, подобно досрочным выборам, могут устанавливаться сокращенные сроки избирательных действий).

Сроки выборов [  ]

Очередные выборы [  ]

Все очередные выборы, кроме президентских, в настоящее время проводятся в единый день голосования (сейчас это второе воскресенье сентября, а в год выборов Государственной думы - третье воскресенье сентября). Исключением могут являться первые выборы представительного органа нового муниципального образования.

Общие правила проведения досрочных выборов [  ]

При досрочном прекращении полномочий сроки проведения выборов более сложные.

3. Днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, а если сроки полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, - день голосования на указанных выборах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4−6 настоящей статьи.

4. В случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий, за исключением досрочных выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), которые проводятся в ближайшее с учетом сроков назначения выборов, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, второе воскресенье сентября после такого досрочного прекращения полномочий.

7. Решение о назначении выборов в федеральный орган государственной власти должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящем пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

8. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то законом, назначает дополнительные выборы. Дополнительные выборы назначаются на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на этих выборах. Если дополнительные выборы, в том числе с учетом сроков, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, не могут быть назначены на второе воскресенье сентября, они должны быть проведены не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу. Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, дополнительные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий, при этом сроки избирательных действий по решению органа, уполномоченного законом назначать дополнительные выборы, могут быть сокращены на одну треть.

9. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному избирательному округу, дополнительные выборы назначаются и проводятся в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящей статьи, если в округе замещено менее двух третей депутатских мандатов. Законом могут быть предусмотрены иные основания для проведения в многомандатном избирательном округе дополнительных выборов депутата взамен выбывшего.

10. Повторные и (или) дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года.

12. Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, а проведение дополнительных выборов в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи не предусмотрено, назначаются новые основные выборы, которые проводятся в сроки, установленные пунктом 4 статьи 10 настоящего Федерального закона.

Досрочные выборы губернаторов [  ]

Выборы губернатора проводятся исключительно в единый день голосования (в год выборов Государственной думы - в день выборов Государственной думы). Если вакансия открылась позднее, чем это допустимо для назначения выборов на ближайший день голосования, то выборы проводятся на следующий год (таким образом, при открытии вакансии в июне выборы губернатора состоятся лишь в сентябре следующего года). Отметим, что буквальное прочтение закона позволяет сокращать (не более чем на 1/3) сроки совершения всех избирательных действий независимо от продолжительности интервала между отставкой губернатора и датой выборов.

Досрочные выборы глав муниципальных образований [  ]

Выборы глав муниципальных образований проводятся в течение 6 месяцев со дня открытия вакансии. По решению назначающего выборы органа сроки действий при подготовке к выборам могут быть сокращены, но не более чем на 1/3.

Понятие муниципальных (местных) выборов. В Конституции РФ выборы характеризуются как высшее непосредственное выражение власти народа (ч. 3 ст. 3), способ осуществления гражданами не только государственной власти, но и местного самоуправления (ч. 2 ст. 3, ч. 2 ст. 130). Муниципальные выборы - стадия формирования местной публичной власти. Они являются единственным способом формирования депутатского корпуса представительных органов местного самоуправления, а также замещения должностей глав муниципальных образований. В уставах муниципальных образований круг должностных лиц местного аппарата власти, подлежащих избранию, может расширяться.

Выделим ряд характерных черт выборов.

  • 1. Выборы - один из основных институтов прямой демократии, непосредственного волеизъявления жителей и принятия ими публичных кадровых решений. Эта черта выборов особо выделяется законодателем. В ст. 2 Закона об основных гарантиях избирательных прав выборы названы формой прямого волеизъявления граждан, осуществляемой в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.
  • 2. Выборы выступают не только в качестве формы прямого волеизъявления граждан, но как часть и исходное начало представительного властвования жителей. Конечно, главное и решающее в выборном процессе - акт непосредственного коллективного гражданского волеизъявления, но для успешного проведения выборов требуется организационная активность органов власти и управления, средств массовой информации, системы избирательных комиссий, групп поддержки кандидатов, общественных объединений.

Следует также принимать во внимание, что современное законодательство о местном самоуправлении предусматривает возможность формирования органов местного самоуправления не непосредственно гражданами, а иными органами местного самоуправления. Так, представительный орган муниципального района может состоять из глав поселений, входящих в состав района, депутатов представительных органов данных поселений. По сути, это вариант непрямых двухстепенных выборов. Еще один вариант непрямых выборов - избрание главы муниципального образования представительным органом местного самоуправления. Получается, что наряду с избирателями субъектами выборов оказываются представительные органы власти. Правда, указанные виды выборов не подпадают под ныне действующее избирательное законодательство, требуют отдельного нормативного регулирования.

  • 3. Выборы, с учетом изложенного выше, есть сфера соединения институтов прямой и представительной демократии. Однако их основу все-таки составляют институты прямой демократии и главный из них - непосредственное коллективное голосование избирателей. Применительно к тем же непрямым выборам органов местного самоуправления следует обратить внимание на то, что органы местного самоуправления, становящиеся субъектами выборов, сами избираются непосредственно гражданами. Это заставляет рассматривать непрямые выборы, осуществляемые органами местного самоуправления, как продолжение прямых выборов, в ходе которых формируются последние.
  • 4. Выборы позволяют жителям непосредственно включаться в управление делами своих муниципальных образований, осуществлять собственные конституционные права, свободы и не только те, что напрямую связаны с выборной технологией.

Собственно избирательные права не сводятся к праву граждан избирать и быть избранными в органы власти. Они также включают право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях.

  • 5. Выборы обеспечивают "вторжение" общественного мнения в будущую деятельность избираемых органов и должностных лиц, поскольку предвыборная борьба позволяет четче выявить насущные социальные приоритеты, на которые (вольно или вынужденно) должны ориентироваться народные избранники.
  • 6. По своим масштабам, широте участия разных слоев местного населения выборы представляют собой общемуниципальное мероприятие. Даже те, кто не принимает по тем или иным причинам участия в голосовании, оказываются вовлеченными в ход выборов, хотя бы в форме пассивного их созерцания.
  • 7. Наконец, выборы помогают укреплять гражданское общество, являясь питательной средой для выявления в обществе различных позиций, интересов, их организационного оформления, взаимного согласования.

С учетом сказанного муниципальные (местные) выборы, по смыслу избирательного законодательства, - общемуниципальное мероприятие, в ходе которого избиратели муниципальных образований осуществляют конституционное право непосредственно и самостоятельно путем голосования формировать органы местного самоуправления, иные права; движение, сочетающее в себе формы представительной и непосредственной демократии, упорядочивающее и структурирующее местные сообщества жителей.

В узком смысле выборы есть совокупность организационно-правовых мероприятий по избранию депутатского состава местных представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления. Выборы и в том, и в другом смысле - явление более масштабное и содержательное, чем простой акт голосования избирателей в установленный день. Голосование - один из этапов избирательного процесса наряду с выдвижением кандидатов, их регистрацией, предвыборной борьбой, другими выборными институтами.

Представляется, что непрямые выборы органов местного самоуправления должны стать пусть и своеобразным, но предметом регулирования избирательного законодательства. Это потребует определенной корректировки современного легального определения выборов, других принципиальных положений избирательного законодательства.

Виды выборов. Выборы бывают очередные, дополнительные, досрочные, повторные.

Очередные выборы проводятся в связи с истечением установленного законом срока полномочий представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования. Они назначаются таким образом, чтобы вновь избранные органы местного самоуправления в идеале смогли приступить к исполнению полномочий сразу после истечения срока полномочий у ранее избранных органов. Таким образом, главная целевая установка очередных выборов - обеспечение преемственности муниципальной власти.

Дополнительные выборы направлены на замещение вакантных депутатских мандатов в представительном органе местного самоуправления работающего созыва. Такая вакансия может образоваться после отзыва депутата, перехода его на работу, несовместимую с депутатским мандатом, по иным причинам. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному округу, дополнительные выборы назначаются тогда, когда в округе оказываются замещенными 2/3 мандатов. Дополнительные выборы не проводятся тогда, когда до истечения срока полномочий представительного органа работающего созыва осталось менее одного года. Цель дополнительных выборов - обеспечение максимального уровня представительности муниципальной власти.

Досрочными называют выборы, проводимые в связи с досрочным прекращением полномочий представительного органа местного самоуправления в целом, главы муниципального образования. Здесь применительно к представительному органу местного самоуправления речь идет не о заполнении отдельных депутатских вакансий, а о необходимости новых общих выборов. От очередных выборов эти общие выборы отличает их чрезвычайный характер, необходимость в кратчайшие сроки восстановить муниципальную власть.

Повторные выборы проводятся тогда, когда очередные, досрочные выборы признаются несостоявшимися или недействительными, или кандидат, избранный по одномандатному или многомандатному округу, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица. Повторные выборы депутатов, выборных должностных лиц в случае, если представительный орган местного самоуправления остался в неправомочном составе, проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня признания выборов несостоявшимися, недействительными. В иных случаях повторные выборы проводятся не позднее чем через один год со дня признания выборов несостоявшимися, недействительными. Повторные выборы не назначаются и не проводятся, если в их итоге депутаты не могут быть избраны на срок более одного года. Повторные выборы следует отличать от повторного голосования. При последнем новая избирательная кампания не начинается. Заново проводится только акт голосования по двум кандидатам, набравшим на первичных выборах (очередных, досрочных, дополнительных) наибольшее число голосов. Повторное голосование - это так называемый второй тур.

Очередные, досрочные, повторные выборы представительных органов власти в целом именуют еще общими выборами.

С понятием выборов тесно связано понятие избирательной кампании. Избирательная кампания - деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении (проведении) выборов, до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Муниципальное (местное) избирательное право. В процессе подготовки и проведения выборов возникают многочисленные публичные отношения: между жителями, общественно-политическими, иными негосударственными объединениями, государственными, муниципальными органами, другими субъектами, в значительной своей части подверженные правовому регулированию. Государство, местные органы с помощью права устанавливают определенный порядок выборов, принципы их проведения. Так сложилась целая подотрасль муниципального права - муниципальное избирательное право, предметом регулирования которого и выступают муниципальные выборы. Муниципальное избирательное право следует рассматривать также в качестве составной части российского избирательного права в целом.

Муниципальное избирательное право - система конституционных и обычных норм, исходящих от федеральных органов, органов власти субъектов федерации, органов местного самоуправления, регулирующих общественные отношения в процессе подготовки и проведения местных выборов. Муниципальное избирательное право составляет основу выборного процесса, однако наряду с ним ход выборов определяют и иные социальные регуляторы: нормы морали, деловые обыкновения, соображения целесообразности и т.п.

Муниципальное избирательное право, будучи подотраслью муниципального права, само по себе внутренне членимо и разделяется на ряд самостоятельных институтов, нацеленных на регулирование различных этапов выборного процесса и определение юридического статуса различных его участников. Выделим две группы избирательных институтов. Первая - этапные институты, отвечающие за процедуру выборного процесса. Вторая - статусные институты, отвечающие за определение правосубъектности участников выборного процесса.

Поскольку выборы - это совокупность как бы нанизанных на одну нитку последовательных организационно-правовых действий, этапов, то этапные институты выстраиваются в последовательный ряд и отделяются друг от друга применительно к ходу выборов. К этапным относятся институты: а) назначения выборов; б) образования избирательно-территориальных единиц и системы избирательных комиссий; в) выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты или на выборные должности; г) основ ведения и форм выборной борьбы; д) порядка голосования и подведения итогов голосования и выборов; е) порядка проведения повторных, дополнительных выборов. Отдельные этапные институты, не встраиваясь в общую череду сменяющих друг друга этапов, существуют параллельно с рядом из них. Таковы институты составления и уточнения списков избирателей, обжалования действий избирательных комиссий и проч.

Этапные институты включают процессуальные нормы, а совокупность этапных институтов составляет процессуальное избирательное право.

Статусные институты имеют сквозной характер, поскольку объединяют правовые нормы, фиксирующие правовое положение участников выборного процесса на разных его этапах. К статусным относятся институты: а) статуса избирателей; б) статуса избирательных объединений и их блоков; в) статуса кандидатов в депутаты и на выборные должности; г) статуса доверенных лиц кандидатов, групп поддержки кандидатов; д) статуса наблюдателей от кандидатов, избирательных объединений и блоков, иных субъектов; е) статуса избирательных округов и избирательных участков; ж) статуса избирательных комиссий разного уровня, членов избирательных комиссий с решающим голосом и с совещательным голосом; з) статуса журналистов и средств массовой информации; и) статуса органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц государственного и местного аппаратов власти; к) охранительные: уголовно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые.

Статусные институты объединяют материальные нормы, а совокупность статусных институтов составляет материальное избирательное право.

Безусловно, обе группы институтов (и этапные, и статусные) тесно переплетены. Многие нормы избирательного права имеют как бы "двойную прописку", относясь и к этапным, и к статусным институтам (например, нормы, закрепляющие правомочия участковых избирательных комиссий по работе со списками избирателей, по организации голосования в день выборов и др.).

Муниципальное избирательное право в выделенном нами значении называют избирательным правом в объективном смысле. Наряду с ним выделяют субъективное избирательное право как право граждан избирать (т.е. выступать в роли избирателей) и быть избранными (т.е. выступать в роли кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избранных депутатов, выборных должностных лиц). Право избирать именуют активным избирательным правом, а право быть избранным - пассивным избирательным правом. Пассивный характер данного права заключается не в том, что его обладатели должны занимать недеятельную позицию, а в том, что осуществление этого права (факт избрания) в конечном итоге зависит от волеизъявления избирателей (сторонних лиц).

Избирательное право как индивидуальное право граждан избирать и быть избранными проистекает из положений избирательного права в объективном смысле, производно от него в своей позитивной (нормативной) оболочке. Однако как естественное право индивидов оно во многом определяет содержание объективного избирательного права: требует своего закрепления, подразумевает необходимость предоставления государством, местной публичной властью индивидам широких возможностей по участию в выборном процессе и т.д.

Муниципальная (местная) избирательная система. Под избирательной системой понимается совокупность организационно-правовых мероприятий и иных элементов выборного процесса (правовых, иных регуляторов), объединяемых вокруг способов организации избирательной территории, определения результатов голосования и распределения мандатов между кандидатами, списками кандидатов.

Местные избирательные системы в России базируются по преимуществу на двух способах, давших имя видам избирательной системы: а) мажоритарной избирательной системе; б) пропорциональной избирательной системе.

Суть мажоритарной системы заключается в разделении избирательной территории на несколько территориальных округов, от каждого из которых избирается один или несколько кандидатов (по числу депутатских мандатов, положенных на округ) на основе абсолютного или относительного большинства голосов. Независимо от числа мандатов, положенных на избирательный округ, каждый из кандидатов в юридическом смысле ведет борьбу за свой мандат со всеми иными претендентами. Разновидностью мажоритарной системы являются выборы глав муниципальных образований. Здесь территории избирательной единицы и муниципального образования совпадают.

Пропорциональная система предполагает, что депутатские места в представительном органе распределяются между списками кандидатов от разных избирательных объединений и блоков в зависимости от числа голосов, полученного каждым списком в рамках единой избирательной территории (единого избирательного округа), охватывающей всю территорию муниципального образования. Предвыборная борьба при пропорциональной системе ведется не между отдельными кандидатами, а между списками кандидатов. Депутатские мандаты распределяются вначале между последними, и уже после этого начинается распределение мандатов внутри отдельных списков между входящими в них кандидатами.

В субъектах РФ при проведении местных выборов в настоящее время преобладает мажоритарная избирательная система. Тот же подход предусматривает Временное положение о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Хотя, например, Избирательный кодекс Свердловской области предусматривает право муниципальных образований в собственных уставах закреплять в соответствии с федеральным и областным законодательством как мажоритарную, так и пропорциональную системы выборов (п. 5 ст. 7).

Источники муниципального избирательного права. Муниципальное избирательное право имеет свою систему формальных нормативных источников. Отправное значение имеет, конечно, Конституция РФ (ст. ст. 3, 32, 130, 133 и др.). Избирательное законодательство должно соответствовать также международно-правовым стандартам. Международные стандарты выборов содержат, например, Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. ст. 5, 25), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (ст. ст. 3, 17), Декларация о критериях свободных и честных выборов.

Развернутое регулирование выборов на федеральном уровне обеспечивают Законы: "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления". Последний Закон имеет выборочное действие. Он применяется лишь тогда, когда выборы органов местного самоуправления не могут быть проведены на основе актов конкретных субъектов Федерации, муниципальных образований, например, ввиду их неконституционности. Этим Законом утверждено Временное положение о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.

Федеральное избирательное законодательство применительно к местным выборам является гарантом реальности, демократизма местного выборного процесса, действенности конституционных норм о праве граждан избирать и быть избранными. Отсюда и содержательная направленность федеральных законов, отражающаяся уже в их наименованиях.

В субъектах РФ основными источниками местного избирательного права наряду с их конституциями, уставами являются законы субъектов РФ о местном самоуправлении и о выборах органов местного самоуправления. В ряде субъектов РФ приняты избирательные кодексы, регулирующие организацию как выборов уровня субъекта Федерации, так и местных выборов (Алтайский край, Воронежская область, Свердловская область). Нормы избирательного права содержатся также в уставах муниципальных образований.

В случае принятия в период избирательной кампании закона или устава муниципального образования, содержащих положения, которыми определяется порядок подготовки и проведения соответствующих выборов, либо в случае внесения в указанный период в закон или устав муниципального образования изменений и дополнений, касающихся порядка подготовки и проведения соответствующих выборов, указанные нормативные правовые акты, изменения и дополнения применяются к выборам, назначенным после вступления в силу этих нормативных правовых актов, изменений и дополнений.

КонсультантПлюс: примечание.

Положения ст. 71 (в ред. ФЗ от 04.06.2014 N 146-ФЗ) не распространяются на правоотношения, возникшие в связи с проведением соответствующих повторных и дополнительных выборов, если основные выборы в органы местного самоуправления были назначены до 01.01.2015.

(см. текст в предыдущей редакции)

На выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избранным считается зарегистрированный кандидат, набравший более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них не был избран высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), назначается повторное голосование по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей.

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Законом может быть предусмотрено, что в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в составе списка кандидатов, коллегиальный постоянно действующий руководящий орган политической партии, в составе списка кандидатов которой этот депутат был избран, либо (соответственно уровню выборов) коллегиальный постоянно действующий руководящий орган ее регионального отделения или иного структурного подразделения (если это предусмотрено уставом политической партии), в составе списка кандидатов которого этот депутат был избран, вправе предложить для замещения вакантного депутатского мандата кандидатуру зарегистрированного кандидата из того же списка кандидатов. Если на основании закона список кандидатов разделен на региональные группы кандидатов, кандидатура может быть предложена только из числа кандидатов, включенных в ту региональную группу кандидатов (в часть списка кандидатов, не относящуюся к какой-либо региональной группе кандидатов), в которую был включен депутат, чьи полномочия прекращены досрочно. В случае, если в соответствующей региональной группе кандидатов (в части списка кандидатов, не относящейся к какой-либо региональной группе кандидатов) не осталось зарегистрированных кандидатов или остались только зарегистрированные кандидаты, письменно сообщившие соответственно в коллегиальный постоянно действующий руководящий орган политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения о своем отказе от замещения этого вакантного депутатского мандата, указанный орган политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения вправе предложить кандидатуру другого зарегистрированного кандидата из иной региональной группы кандидатов (из части списка кандидатов, не относящейся к какой-либо региональной группе кандидатов).

Нельзя обойти вопрос о понятии и видах выборов в Российской Федерации, так как именно регулирование отношений, связанных с их подготовкой и проведением, составляет главный смысл образующих данную подотрасль конституционного права норм. Отправным моментом в уяснении сущности и политико-правовой природы выборов служат положения Конституции РФ. В соответствии с ними выборы представляют собой:

  • во-первых, высшее непосредственное выражение власти народа (ст. 3);
  • во-вторых, способ участия граждан в управлении делами государства, реализуемый посредством права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 32);
  • в-третьих, императивный порядок замещения должности Президента РФ (ст. 81) и формирования Государственной Думы Федерального Собрания РФ (ст. 96);
  • в-четвертых, необходимое средство осуществления местного самоуправления, предполагающее обязательное наличие выборных органов местного самоуправления (ст. 130).

Легальное определение выборов содержится в ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Согласно ей выборы являются формой прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов Федерации, законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица. Для уяснения понятия выборов важна правовая позиция Конституционного Суда РФ. сформулированная в постановлении от 10 июня 1998 г. по делу о проверке конституционности положений п. 6 ст. 4, подп. «а» п. 3 и п. 4 ст. 13, п. 3 ст. 19 и п. 2 ст. 58 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Содержащаяся в данном постановлении трактовка выборов характеризует их как способ выявления воли народа и формирования соответствующих легитимных органов государственной власти и местного самоуправления, от его имени осуществляющих публичную власть. Для достижения указанных целей выборы должны быть основаны на приоритете воли большинства избирателей, принявших участие в голосовании.

Виды выборов РФ

Действующее избирательное законодательство не содержит исчерпывающего перечня видов выборов, проводимых в Российской Федерации.

В зависимости от уровня выборов , определяемого территорией их проведения, следует выделять:

  • выборы в органы Союзного государства, проведение которых предусмотрено Договором Российской Федерации и Республики Беларусь от 8 декабря 1999 г. (согласно ст. 39 этого Договора на территории Российской Федерации избираются 75 депутатов Палаты Представителей Парламента Союзного государства);
  • выборы в федеральные органы государственной власти (выборы Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ);
  • выборы законодательных органов субъектов Федерации;
  • выборы в органы местного самоуправления (выборы депутатов представительных органов муниципальных образований, выборы контрольных органов, выборы глав муниципальных образований).

В зависимости от избираемого органа (должностного лица) выделяются:

  • выборы представительных органов (Государственная Дума Федерального Собрания РФ, парламенты субъектов Федерации, представительные органы муниципальных образований);
  • выборы высших должностных лиц соответствующего уровня власти (Президент РФ, главы муниципальных образований);
  • выборы иных органов (контрольные органы муниципальных образований) и должностных лиц (мировые судьи).

В зависимости от оснований (причин) назначения выборов необходимо различать очередные, досрочные, дополнительные и повторные выборы.

Очередные выборы проводятся в связи с истечением установленных законом сроков полномочий выборных органов и должностных лиц.

Досрочные выборы связаны с досрочным прекращением полномочий выборных должностных лиц, а также с досрочным прекращением полномочий депутатов, влекущим за собой неправомочность законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации или представительного органа муниципального образования. Досрочное прекращение полномочий депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации или представительного органа местного самоуправления, если оно не влечет за собой прекращение полномочий соответствующего органа, служит основанием для назначения дополнительных выборов.

Что же касается повторных выборов, то они проводятся тогда, когда очередные, досрочные или дополнительные выборы не привели к избранию органа, должностного лица или депутата по причине признания их несостоявшимися или недействительными. При этом законодательство специально оговаривает, что повторные и дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если по их результатам депутат не может быть избран на срок более одного года. Необходимо также выделять совмещенные выборы — назначенные на один и тот же день и одновременно проводимые выборы нескольких органов (должностных лиц) государственной власти или местного самоуправления. Совмещению выборов объективно способствует установление в законе двух возможных дат их проведения (второе воскресенье марта или второе воскресенье октября), благодаря которому достигается экономия бюджетных средств и материальных ресурсов, используемых на нужды избирательного процесса, повышается заинтересованность граждан в участии в выборах. Законодательство содержит определенные ограничения, касающиеся проведения совмещенных выборов. Во-первых, не допускается совмещение дня голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, проводимых одновременно на всей территории Российской Федерации, с днем голосования на референдуме Российской Федерации. Во-вторых, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» специально оговаривает случаи, при которых не допускается совмещение дней голосования на нескольких выборах, в результате которых избиратель будет иметь возможность проголосовать одновременно более чем по четырем избирательным бюллетеням, за исключением бюллетеней, выдаваемых на досрочных, повторных и дополнительных выборах (ст. 81").

В зависимости от юридического значения выборов как способа формирования органов государственной власти и местного самоуправления целесообразно различать императивные выборы, являющиеся единственным способом наделения публичными властными полномочиями, и выборы, используемые на альтернативной основе с другими способами замещения депутатских мандатов и выборных должностей.

К первой группе необходимо отнести выборы:

  • Президента РФ;
  • депутатов Государственной Думы;
  • депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации;
  • депутатов представительного органа городского округа, городского или сельского поселения.

Вторую группу образуют выборы:

  • мировых судей;
  • глав муниципальных образований;
  • депутатов представительных органов муниципальных районов;
  • контрольных органов муниципальных образований.

Эти выборы являются не единственно возможными способами формирования указанных органов. При этом именно иные, не связанные с выборами, способы нередко получают предпочтительное закрепление в законах субъектов Федерации и уставах муниципальных образований. Особенно наглядно это проявляется при выборах мировых судей. Хотя Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» (ст. 8) предусматривает возможность замещения должности мирового судьи либо посредством назначения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации, либо путем избрания населением соответствующего судебного участка, законодательство всех субъектов Федерации игнорирует выборы как способ замещения указанных должностей.

Под выборами следует понимать установленную законом государственно-правовую процедуру, во время которой граждане отдают свои голоса за партию или кандидата, в результате чего формируется выборный (представительный) орган власти или избирается (занимает свой пост) конкретное должностное лицо - президент, мэр города, судья и т.д. Выборы являются полноценными и реальными лишь при условии, что в конкурентной борьбе участвуют 2 и более кандидатов или несколько партий.

Существенным условием становления и развития демократического правового государства является проведение выборов как единственного допустимого легитимного способа делегирования власти народа представительным государственным органам и органам местного самоуправления.Свободные, периодические, справедливые и нефальсифицированные выборы становятся обязательным атрибутом современной российской государственности. Российское избирательное право неразрывно связано с осуществлением предусмотренного Конституцией РФ (ст. 32) права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Функции выборов:

    Формирование органов публичной власти – парламента, главы государства, правительства (в отдельных случаях), судебных органов, органов местного самоуправления.

    Выражение и представительство интересов различных социальных групп и слоев населения, электората.

    Включение граждан в политический процесс в качестве его субъекта, что для большинства граждан является единственной формой реального участия в политике.

    Легитимация власти как признание гражданами ее законности и права управлять, а также согласие подчиняться.

    Формирование политической элиты, т.е. приведение к власти (с максимальной вероятностью) лучших представителей общества.

    Контроль за институтами власти и воздействие на содержание политического курса.

Вышеназванные функции выборы выполняют лишь в том случае, если сами они организованы демократически. Виды выборов:

    Прямые и косвенные выборы. Первые характеризуются тем, что вопрос об избрании решают граждане. Прямыми выборами избираются нижние или единственные палаты парламентов (лишь иногда и верхние), президенты в президентских и смешанных республиках (за редким исключением) и др. должностные лица. Для косвенных выборов характерно, что вопрос об избрании решают не граждане, а избранные ими лица-выборщики, депутаты. Косвенными выборами часто избираются верхние палаты парламентов, иногда президенты (напр., в США), правительства, судьи и др.

    Всеобщие (общие) и частичные выборы. Всеобщими выборы являются тогда, когда в них призваны участвовать все избиратели страны. Частичные выборы проводятся, когда необходимо пополнить состав палаты парламента из-за досрочного выбытия отдельных депутатов.

    Очередные и внеочередные выборы. Очередные выборы проводятся в сроки, указанные в конституции или законе, либо назначаются в связи с истечением срока полномочий парламента. Внеочередные выборы назначаются в случае досрочного роспуска парламента или палаты.

    По уровню проведения выборы делятся: национальные (федеральные); региональные; муниципальные.

    Безальтернативные выборы (выборы без альтернативы) - вид выборов, при котором в предвыборной гонке участвует только один кандидат или одна партия. Электорат при этом может голосовать только за или против кандидата.

Главным регулятором выборов является избирательная система, определяющая общие принципы организации выборов, а также способы перевода голосов избирателей в мандаты, властные должности. Существует два основных типа избирательных систем: мажоритарная (альтернативная) и пропорциональная (представительная). Подготовка и проведение выборов сопряжены с большим разнообразием политических мероприятий, называемых «избирательный процесс».

Стадии избирательного процесса:

    назначение даты выборов

    образование (определение) избирательных округов

    установление избирательных участков

    создание избирательных органов

    регистрация избирателей

    период выдвижения кандидатов или партийных списков.

    агитационный период - период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию.

    опрос на выходе - неформальное предложение проголосовавшим записать свой выбор для контроля действий избирательной комиссии.

    подсчёт голосов, определение результатов выборов избирательной комиссией. Контроль за соблюдением законоположений об избирательном процессе; избирательно-правовые споры; ответственность за избирательные правонарушения.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав