16.08.2019

Авторский договор об использовании готового произведения. Портал "Юристъ" - Ваш успех в учебе и работе


В каждом отдельном случае покупатель прав на произведение (заказчик) и автор выбирают и согласуют оригинальный текст авторского договора. Авторский договор не обязательно представляет собой единый документ. Он может включать и различного рода дополнительные соглашения.

Содержание договора о передаче исключительных прав состоит в выдаче разрешения на использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах лицу, которому эти права передаются, и в наделении этого лица правом запрещать подобное использование произведения другим лицам, что свидетельствует о предоставлении такому лицу исключительной лицензии.

Содержание договора авторского заказа состоит в том, что автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику. Договор авторского заказа должен содержать четкие требования к будущему произведению (жанр, содержание, примерный объем и т.п.) и к сроку его представления. В законодательстве предусмотрена обязанность заказчика выплатить автору аванс в счет обусловленного вознаграждения, размер, порядок и сроки выплаты которого устанавливаются по соглашению сторон. Ответственность автора за непредставление заказанного произведения ограничена реальным ущербом, причиненным заказчику.

Договор подписывается автором и организацией - покупателем прав на произведение, а если договор заключается с коллективом авторов, то всеми соавторами произведения. Первый экземпляр договора хранится у покупателя, второй передается автору.

В качестве управомоченного лица договор от организации - покупателя может заключать главный редактор, директор или другие должностные лица. В учредительных документах любой организации указывается, кто имеет право подписывать договор или кому это поручается по доверенности либо внутренним приказом организации. Соответственно, автор при исполнении договора должен передать рукопись для принятия именно тому должностному лицу, который наделен такими полномочиями своей организацией. Дозорцев В.А. Субъекты исключительных прав. // Сборник статей. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. М.: «Статут», - 2008. С. 218.

Если речь идет об издании произведения умершего автора, то договор заключается с наследниками. Не исключено, что автор имеет договор с литературным агентством или литературным агентом, которые и представляют интересы автора. В этом случае переговоры о заключении договора можно вести либо с агентством (агентом), либо с самим автором, который также вправе подписать договор.

1) предмет договора -- путем указания на результат интеллектуальной деятельности, право использования которого предоставляется по договору с указанием в соответствующих случаях номера и даты выдачи документа, удостоверяющего исключительное право на такой результат или на такое средство (патент, свидетельство);

2) способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору);

3) срок и территорию, на которые передается право;

4) размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора.

В случае не достижения согласия между сторонами по этим вопросам договор будет считаться незаключенным на основании ст. 432 ГК.

Большинство условий авторского договора направлено на защиту интересов автора как более слабой экономически стороны, поскольку его контрагентом, как правило, выступает юридическое лицо или предприниматель. Поэтому законодательство позволяет восполнить возможные пробелы в содержании авторского договора с тем, чтобы избежать его признания незаключенным. Так, при отсутствии в договоре условия о территории, на которую передается право, предполагается, что это территория Российской Федерации. При отсутствии условия о сроке, на который передается право, договор может быть расторгнут автором по истечении 5 лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора. По истечении срока действия договора все права возвращаются автору и издательство не вправе тиражировать договорное произведение. Однако договор должен предусматривать возможность реализации экземпляров тиража, изготовленного в соответствии с договором.

Все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, остаются у автора. Требование прямого указания в договоре перечня правомочий, предоставляемых по лицензионному договору, не только защищает автора от произвольного толкования договора его контрагентом, но и указывает на возможность дробления передаваемых прав. Автор может, например, одному контрагенту предоставить право на издание и распространение, а другому - право на экранизацию. Вполне возможна также ситуация, когда на какие-то правомочия по использованию произведения выдается исключительная лицензия, а на какие-то - неисключительная. Права, предоставленные по лицензионному договору, могут передаваться полностью или частично другим лицам (сублицензия) лишь в случае, если это прямо предусмотрено договором.

Запрещено заключать договоры в отношении будущих произведений: о передаче прав на использование таких произведений и об ограничении автора в их создании. Этот запрет не распространяется на договоры заказа, предусматривающие создание конкретного произведения с заранее обусловленными характеристиками.

Вознаграждение в процентах от дохода за соответствующий способ использования произведения закреплено в законе в качестве основного способа платежа. В то же время вознаграждение может выплачиваться и в виде фиксированной суммы (или иным образом), если его невозможно выплатить в виде процентов из-за характера произведения или особенностей его использования. В этом случае в договоре должен быть указан максимальный тираж произведения. Законом предусмотрена также возможность применения минимальных ставок авторского вознаграждения, которые устанавливаются Правительством РФ. Мирошникова М. Авторский договор // Интеллектуальная собственность: Авторское право и смежные права - 2009. - № 1. - С. 26.

Таким образом , авторский договор должен содержать следующие существенные условия: предмет договора, способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору); срок и территорию, на которые передается право; размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора.

Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

Понятие и содержание авторского договора

Похожие рефераты:

Понятие права на опубликованные статьи, книги и другие литературные произведения. Понятие, виды, классификация и юридическая природа авторского договора. Права и обязанности сторон договора. Основания изменения и прекращения авторского договора.

Первичные субъекты авторского права. Первичные субъекты авторского права обладают личными неимущественными правами и имущественными правами. Отчуждение имущественных прав. Передача права на использование произведения. Понятие авторского вознаграждения.

Авторское право, объекты авторского права, авторское вознаграждение. Неимущественные авторские права. Патентное право, объекты патентного права. Промышленный образец как объект патентного права. Патентнообладатель, соавтор, их права и обязанности.

Понятие, субъекты и объекты авторского права. Охрана прав исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания (смежные права). Субъекты смежных прав. Защита авторских и смежных прав. Прекращение, изменение правоотношений.

Понятие и источники авторского права, задачи и принципы. Традиционное разделение авторских прав на две группы. Блок прав на произведение как на имущество особого рода и на личные неимущественные права (связана с личностью автора и не отчуждается).

Этапы становления законодательства Республики Беларусь в области авторского права и смежных прав. Ответственность за нарушение авторского права и смежных прав. Основные мероприятия по совершенствованию охраны и управления интеллектуальной собственностью.

Общая характеристика современного законодательства об авторском праве на музыкальные произведения. Авторские право на произведения науки, литературы и искусства. Объекты авторских прав, их охрана. Распространение оригинала или экземпляров произведения.

Институт интеллектуальной собственности в системе информационного права обеспечивает реализацию предписания основной конституционной информационной нормы: "Каждый имеет право свободно производить и распространять информацию любым законным способом".

Авторское право как один из основных институтов гражданского права, его объекты и субъекты, история становления и развития. Содержание и осуществление права авторов. Основные способы и механизмы защиты авторских прав, юрисдикция специальных органов.

Типы, виды и форма авторского договора. Права и обязанности сторон и их ответственность. Сущность издательского и постановочного договора. Объекты смежных прав. Охрана прав исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания.

Понятие, субъекты и объекты авторского права и их защита. Авторский договор. Соблюдение правил в сфере интеллектуальной собственности: объекты авторского права и смежных прав правообладателей. Регулирование правил правопреемства и передачи прав.

Субъекты (участники) хозяйствования и предпринимательства, их правовое положение, виды коммерческих организаций. Нормы, регулирующие правоотношения, связанные с присвоением материальных благ. Субъекты и объекты интеллектуальной собственности, ее защита.

Общее понятие авторского права, его субъекты и объекты. Личные и имущественные права владения данным правом. Виды ответственности за нарушение авторских прав по российскому законодательству. Функции и основные задачи Российского Авторского Общества.

Авторское право как система норм права, регулирующая личные неимущественные и имущественные отношения, возникающие с созданием и использованием произведений науки и искусства. Объекты и субъекты авторского права. Способы защиты авторского права.

Юридическим фактом, влекущим за собой возникновение авторских прав, служит факт создания произведения в результате творческой деятельности. Основанием приобретения прав на произведение издательствами, театрами, студиями, другими предприятиями, физическими и юридическими лицами служит договор с автором.
Авторский договор - это соглашение двух или нескольких лиц, направленное на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей. Взаимные права и обязанности сторон авторского договора касаются имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав.
Авторский договор представляет собой реализацию авторских правомочий, так как использование произведения автора другими лицами допускается не иначе как на основании договора с автором или его правопреемниками.
Исходя из норм ст. 30 и 31 Закона об авторском праве, можно дать следующее определение авторского договора: «Авторский договор - это договор, по которому автор произведения литературы, науки и искусства или его правопреемники, с одной стороны, передают другой стороне, пользователю, имущественные права в установленных пределах, на срок, территорию, согласованные сторонами, и за определенное вознаграждение либо безвозмездно».
Авторский договор относится к гражданско-правовым договорам. В соответствии с этим к нему применимы правила о двух- и многосторонних сделках, о формах и условиях действительности сделок, свободы договоров, нормы обязательственного права, которые касаются заключения и исполнения договоров, ответственности сторон.
Исходя из общепринятой классификации договоров в гражданском праве, авторский договор является двусторонним (по количеству сторон), при этом обязательства автора или иного обладателя авторского права, с одной стороны, и пользователя - с другой, взаимны. Авторские договоры могут быть и многосторонними, если в правоотношении участвуют несколько авторов или несколько пользователей, каждый из которых обладает определенными правами и обязанностями. Многосторонним договором является авторский договор, в котором каждый из соавторов выступает как сторона.
Авторский договор является консенсуальным, так как для его заключения и вступления в действие достаточно согласия автора и пользователя.
Следующая характеристика авторского договора — это его возмездный характер (п. 1 ст. 31 Закона об авторском праве), который проявляется в получении сторонами вознаграждения либо иного встречного удовлетворения за исполнение обязательств по договору согласно положению ст. 423 ГК РФ. На практике встречное удовлетворение может быть выражено в передаче издательством автору экземпляров готового произведения, хотя такая передача в судебном порядке будет расценена как предоставление «авторских экземпляров».
Доход, вознаграждение, получаемые автором от реализации своих произведений, являются не только обязательным условием договорных отношений, но и материальным стимулом для дальнейшей творческой деятельности в целях развития культуры и образования в обществе. Таким образом, между автором и обществом возникают духовно-нравственные отношения, которые укрепляются авторско-правовыми нормами.
Возмездные договоры делятся на меновые и рисковые (алеаторные). Авторский договор признается меновым, если в момент его заключения стороны способны оценить ту выгоду, которую они смогут получить при исполнении договора. В данном случае при заключении договора будут играть роль определенные условия, например популярность автора, актуальность темы, излагаемой автором, и др.
Алеаторный договор содержит в себе условие, по которому невозможно точно определить, принесет он издателю и автору выгоду или убытки. Творческая неудача, постигшая автора, может послужить основанием для расторжения авторского договора, но в силу его возмездности за автором при этом сохраняется часть выплаченного вознаграждения.
Статья 31 Закона об авторском праве не дает исчерпывающего ответа на вопрос о возмездности или безвозмездности авторского договора.
Субъектами авторско-договорных отношений являются физические, юридические лица, государство - так сказать, субъекты в широком смысле. Первоначальные же субъекты авторского права, творцы - это физические лица (граждане, иностранцы и лица без гражданства), поскольку именно их творческим трудом создается произведение. Только в лице автора право является первоначальным, в лице других субъектов оно носит производный характер, стоит в зависимости от воли автора.
Действующее законодательство об авторском праве в отличие от советского не содержит классификации авторских договоров. Однако в настоящее время на практике используются типовые формы ранее существовавших договоров.
Договоры могут быть сгруппированы по различным основаниям, например по способу использования произведения (издание - издательский договор, постановка - постановочный договор и др.).
Так, размножение и распространение научных, литературных, музыкальных произведений производится чаще всего на основе издательских договоров, заключающихся между автором и издательством. Издательские договоры по своей специфике отличаются от договоров по передаче авторских прав. Целью издательского договора, по словам Г. Ф. Шершеневича, являются размножение и распространение произведения, которые совершаются за счет издателя, принимающего на себя риск издания. В силу договора издатель приобретает право распространения лишь на время, определяемое известным сроком или распродажей одного или нескольких изданий. Этим временным характером издательский договор отличается от передачи по договору авторского права.
В российском законодательстве не разработано понятие издательского договора, хотя многие государства (например, Германия, Франция) отводят такому договору немаловажную роль. Издательский договор в России иногда составляют под названием «Авторский договор», суть которого состоит в обеспечении издания, прав и обязанностей сторон.
Постановочный договор оформляется, когда произведение используется для публичного исполнения зрелищными организациями. Предметом такого договора являются музыкальные, драматические произведения.
Сценарные договоры регулируют отношения в области кино и телевидения. Каждый такой договор имеет свою специфику в зависимости от сценария той или иной передачи либо от формы киноленты (художественной или документальной и т. д.).
Специфичен по своему значению договор на создание рекламы. Предметом такого договора является реклама, которая учитывает требования, предъявляемые Федеральным законом от 18 июля 1995 г. «О рекламе». При этом реклама как произведение либо часть произведения (включая его название) должна обладать признаками объекта авторского права, т. е. быть результатом творческой деятельности независимо от назначения и достоинства произведения.
Следующим основанием деления авторских договоров является передача исключительных и неисключительных авторских прав.
По авторскому договору о передаче исключительных прав покупатель становится фактическим владельцем произведения (п. 2 ст. 30 Закона об авторском праве). Однако автор или иной правообладатель может оставить часть этих прав за собой, разделить их поровну с покупателем. При этом всегда за автором сохраняются личные неимущественные права, которые могут принадлежать только автору произведения.
Современная жизнь тесно связана с такими объектами авторского права, как программы для ЭВМ. Независимо от формы выражения программы для ЭВМ рассматриваются как произведения литературы или науки. Важно при этом, чтобы они являлись результатом творческой работы автора.
Каждый обладатель компьютера сталкивается с заключением особого вида договора о передаче авторских прав (в данном случае - неисключительных) на программу для ЭВМ. Такие договоры именуют «оберточными» лицензиями, так как заключаются они путем конклюдентных действий: сторона, изъявившая желание участвовать в сделке, выражает свое согласие не письменно или устно, а своим поведением - вскрытием упаковки программы для ЭВМ. Лицензия на программу для ЭВМ располагается на запечатанной прозрачной упаковке, на которой указывается условие ее использования.
Договор о передаче неисключительных прав разрешает покупателю использовать произведение наравне с лицом, обладающим исключительными правами, и всегда выгоден для автора.
Еще одно основание классификации авторских договоров — наличие или отсутствие самого произведения на момент заключения договора. Авторский договор может быть заключен на уже существующее произведение или на произведение, еще не обретшее реальной формы.
Последний определяется в Законе об авторском праве как договор заказа (ст. 33). Это единственный законодательно закрепленный вид авторского договора. По договору заказа автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику (п. 1 ст. 33).
В авторском праве часто сравнивается договор с автором на создание произведения и договор подряда. Чтобы раскрыть особенности первого из них, сопоставим два вида договора.
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат и оплатить его (ст. 702 ГК РФ). Согласно договору подряда подрядчик должен достичь определенного результата, например создать какую-либо вещь, сделать ремонт. Цена по договору подряда включает издержки подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.
По договору заказа автор обязуется создать произведение, передать его заказчику, который должен выплатить автору аванс в счет обусловленного вознаграждения. В случае творческой неудачи в результате работы аванс остается у автора.
По сравнению с договором подряда, в котором подрядчик может привлекать к исполнению других лиц, если он не обязан по договору лично исполнить обязательство, авторский договор заказа должен быть выполнен непосредственно автором. Автор вправе привлечь к исполнению договора других лиц лишь при условии письменного согласия со стороны заказчика. В противном случае заказчик по договору заказа вправе отказать в выплате вознаграждения соавторам, кроме того, он может потребовать возврата аванса и отказаться от принятия созданного произведения. В отличие от подряда в авторском договоре заказа существенное значение имеет личность автора, творческим трудом которого будет создано произведение.
Предметом договора подряда является результат работы, не обладающий творческим характером, например пошив платья по эскизам заказчика. Но работа по подряду тоже может носить интеллектуальный характер, будь то перевод, постановка фильма или театральной пьесы и др. Поэтому на практике часто путают договор авторского заказа и договор подряда. Однако нормы, регулирующие подряд, не применимы к авторскому договору заказа. Предметом последнего должен быть результат интеллектуального, творческого труда, который к тому же должен удовлетворять заказчика.
Наряду с авторскими договорами заказа, которые связаны с последующим неоднократным использованием произведения, например с изданием рукописи, на практике существуют договоры, по которым произведение используется один раз, скажем, договор на изготовление памятника, написание сценария для телепередачи, если автор не связан трудовым соглашением с телестудией, изготовление эскизов театральных декораций внештатным художником. Такие договоры с авторами могут заключаться на основании публичного конкурса, при этом преимущественное право на заключение договора с автором приобретает лицо, объявившее этот конкурс (ст. 1060 ГК РФ).
Ранее после выплаты вознаграждения победителю организатор конкурса мог свободно использовать произведение без последующих выплат. Договор с автором заключался только при закрытом конкурсе. Ныне конкурсные произведения, обладающие творческим характером, становятся объектами авторского права. Отсюда следует, что отношения между автором и организатором являются авторско-правовыми, а не служебными, и автор будет обладать всеми правами на созданное произведение.
Таким образом, если скульптура, картина и другие произведения используются затем лицом, объявившим конкурс, то последнее, получая за использование данных работ вознаграждение, должно определенную долю отчислять автору. К сожалению, на практике эти правила не действуют. Для того чтобы защитить автора, следовало бы внести в закон изменения в отношении коммерческого или некоммерческого использования конкурсного произведения.

Сущность авторского договора. Авторский договор является одним из видов гражданско-правовых договоров, опосредующих создание и использование охраняемых авторским правом произведений науки, литературы и искусства.

Авторский договор, как и любой гражданско-правовой договор, представляет собой соглашение двух и более лиц, направленное на установление, изменение или прекращение взаимных прав и обязанностей**. Взаимные права и обязанности сторон касаются имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав и, следовательно, входят в предмет гражданско-правового регулирования. Поэтому к авторским договорам применимы, по общему правилу, все нормы обязательственного права, за исключением тех, которые несовместимы со спецификой отношений по использованию результатов творческой деятельности.

См.:Штумпф Г. Договор о передаче ноу-хау. М., 1976. С. 81.

** См.: Чернышева С.А. Правоотношения в сфере художественного творчества. М., 1979. С.105-107.

Авторский договор представляет собой реализацию субъективных авторских правомочий. Так, поскольку использование произведения автора другими липами допускается не иначе как на основании договора с автором или его правопреемниками, кроме случаев, установленных в законе (ст. 488 ГК), свое согласие на использование произведения автор осуществляет путем заключения соответствующего авторского договора. Аналогичная норма закреплена в ст. 139 Основ, устанавливающей, что использование произведений автора другими лицами (пользователями) осуществляется на основании авторского договора.

В Гражданском кодексе нормы об авторских договорах помещены в разд. IV "Авторское право", дополняя и развивая нормы об абсолютных авторских правоотношениях. Тем самым специфика разд. IV ГК состоит в сочетании абсолютных и относительных правоотношений в рамках одного раздела. Такой же принцип был сохранен и при построении разд. IV "Авторское право" Основ гражданского законодательства.

Определение авторского договора. В литературе были высказаны различные определения авторского договора. Некоторые юристы понимают авторский договор как договор, определяющий условия использования Ц произведения третьими лицами на национальной территории, а также связанные с таким использованием права автора или его правопреемника*.

Данное определение страдает несколькими недостатками. Во-первых, оно искусственно ограничивает деятельность авторского договора только определенной территорией, какой бы она ни была. Авторский договор с иностранным элементом может быть подчинен действию законов России. С этой точки зрения правильнее говорить о понятии авторского договора по законодательству России, а не о его действии на территории России. Во-вторых, права автора или его правопреемника связаны не только с использованием произведения, но и с обеспечением выполнения сторонами обязательств по договору, последствиями неисполнения условий договора и многими другими.

Другие юристы определяют авторский договор как соглашение сторон, касающееся использования охраняемых авторским правом произведений науки, литературы и искусства**. Указанное определение представляется более обоснованным, при этом, однако, необходимо отметить, во-первых, тот факт, что использование произведения является основным элементом авторского договора и, во-вторых, что в договоре присутствуют и иные права и обязанности сторон.

С учетом изложенного возможно дать определение авторского договора как договора, опосредующего права и обязанности сторон по использова-

* См.: Комментарий к ГК РСФСР. М., 1982. С. 596 (автор комментария к гл. IV "Авторское право" - В.А. Дозорцев).

Правопреемство по авторским договорам. Значительное место в теории авторского договора в отечественной науке гражданского права занимает вопрос о правопреемстве по авторскому договору. Категория "правопреемник" была введена в Гражданский кодекс РСФСР в связи с присоединением нашей страны ко Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1952 года*.

Однако и до этого времени специалисты в этой области придерживались двух диаметрально противоположных позиций: первая, наиболее распространенная, заключалась в том, что автор никаких авторских прав по договору не передает, и вторая - что авторский договор и является средством передачи авторских прав. Была высказана и комплексная точка зрения о том, что одни авторские договоры (авторские договоры о передаче произведения для использования) не допускают передачу авторских прав, а другие (авторские лицензионные договоры) - такую передачу допускают**.

При оценке данной дискуссии необходимо учитывать, что авторское право нашей страны, являясь частью традиционно европейской континентальной правовой системы, базировалось на признании автора обладателем всей совокупности авторских прав. Теперь подобная позиция входит в противоречие с развитием индустрии интеллектуальных продуктов. В современных условиях автор не в состоянии сам осуществлять и контролировать использование созданного им произведения. Именно поэтому автор должен обладать правом передавать свои права различным организациям (издательствам, театрально-зрелищным предприятиям и др.), которые в силу этого правомочны реализовывать произведение.

Юридическим фактом, влекущим возникновение авторских прав, для автора служит факт создания произведения в результате творческой деятельности. Для издательств, театров и других предприятий, а также физических лиц основанием приобретения ими прав на произведение служит договор с автором. В силу этого права юридических лиц, приобретенные ими по договору, не являются в подлинном смысле авторскими, однако по объему и уровню их защиты могут быть равнозначны правам самого автора (ср.: право собственности и право полного хозяйственного ведения).

Однако авторское право включает в себя совокупность имущественных прав (право на использование произведения и право на вознаграждение) и личных неимущественных прав (именуемых в законодательстве и доктрине зарубежных европейских стран моральными правами). Такие личные неимущественные права, как право авторства и право на имя, не могут передаваться.

* См. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 марта 1974 г.- Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1974. № 10. Ст. 286.

Право на использование произведения возникает у организаций, выпускающих в свет энциклопедии, энциклопедические словари, газеты, журналы, периодические и иные аналогичные издания, относительно издания в целом (п. 4 ст. 135 Основ; ст. 485 ГК).

Обладателями права на заключение авторского договора могут выступать различные правопреемники авторских прав. К этой категории относятся наследники авторов, к которым переходят правомочия по использованию произведения (п. 6 ст. 135 Основ; ч. 2 ст. 496 ГК). К наследникам переходи? также право на опубликование или на первый выпуск произведения в свет.

Что же касается иных правопреемников, то речь идет о приобретении по договору с автором (иными обладателями первоначального авторского права) или с его наследником права не только использовать произведение, но и уступать третьим лицам права на такое использование. Если использовать применительно к авторским договорам термин "лицензия", то в данном случае можно говорить о праве на выдачу "сублицензий".

Наличие права на заключение сублицензионных договоров полностью определяется условиями первого авторского договора.

Одной из важных новелл Основ гражданского законодательства явилось установление охраны так называемых смежных прав. Эти правомочия, по сути близкие к авторским, тем не менее относятся к категории производных от авторских. Речь идет об исполнителях: артистах, режиссерах-постановщиках, дирижерах и других; изготовителях звуко- и видеозаписей; организациях эфирного вещания (ст. 141)*.

Поскольку принадлежащие им смежные права исполнители, изготовители звуко- и видеозаписей и организации эфирного вещания должны осуществлять без ущерба для прав авторов исполняемых или передаваемых произведений, отношения по использованию произведений - объектов смежных прав включают два уровня договоров: авторский договор с авторами исполняемых или передаваемых произведений и договор с обладателями смежных прав на эти i роизведения.

Форма авторского договора. Авторский договор должен быть заключен в письменной форме (ст. 505 ГК), за исключением договоров об опубликовании произведения в периодических изданиях и энциклопедических словарях. Несоблюдение требуемой простой письменной формы лишает стороны в случае спора права ссылаться в подтверждение сделки на свидетельские показания.

* "Смежные" ("примыкающие" к авторским) права были признаны на международном уровне в специальной Конвенции об охране интересов авторов-исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций, заключенной в Риме в 1961 году. Однако Римская конвенция не получила такого же широкого признания, как Бернская и Всемирная конвенции об охране авторских прав (см.: Матвеев Ю.Г. Международная охрана авторских прав. М., 1987. С. 137 и ел.).

Статья 506 ГК закрепляла порядок утверждения и юридическую силу типовых авторских договоров. Предусматривалось, что типовые авторские договоры должны были утверждаться по согласованию с заинтересованными ведомствами и творческими союзами. Однако на практике министерства и ведомства закрепили за собой прерогативу разработки и утверждения типовых авторских договоров. Так, Государственный комитет СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли утверждал типовые издательские договоры, Государственный комитет СССР по телевидению и радиовещанию - типовые договоры на телевидении и радио и т.д. И хотя в некоторых случаях типовые договоры формально согласовывались с соответствующими творческими союзами, основные положения типовых договоров отражали прежде всего интересы соответствующих ведомств.

С теоретической точки зрения типовые договоры были призваны служить защите интересов автора. Согласно ст. 506 ГК, авторский договор мог содержать условия, не предусмотренные типовым договором. Условия заключенного с автором договора, ухудшающие его положение по сравнению с положением, предусмотренным в законе или типовом договоре, недействительны и заменяются условиями, установленными законом или типовым договором.

Принимая во внимание то, что типовые договоры разрабатывались в основном министерствами и ведомствами, их положения превратились в застывшую проформу, лишающую стороны по авторскому договору свободы выработки договорных условий и в значительной степени охраняющую интересы соответствующего ведомства.

Основы гражданского законодательства обоснованно отказались от такого способа регулирования авторских договоров, как типовые договоры. Вместе с тем ст. 139 Основ вновь подтверждает правило о том, что условия авторского договора, ухудшающие положение автора по сравнению с положением, определенным законодательством, не имеют юридической силы и заменяются условиями, установленными законодательством.

Такая попытка создания гарантий для автора путем ограничения усмотрения сторон по договору вряд ли плодотворна. Если эти гарантии направлены на защиту только авторов, т.е. физических лиц - творцов произведения, то они не будут касаться авторских договоров с иными обладателями авторских прав, что создаст крайне сложное положение на практике. Все это вновь подтверждает необходимость и целесообразность распространения на авторские договоры общих правил о гражданско-правовых договорах.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав