26.11.2018

Права передаваемые по авторскому договору считаются. Обязательства по использованию прав на объекты интеллектуальной собственности


Субъектами авторского договора являются автор или его правопреемник, с одной стороны, и пользователь произведения, с другой. К сторонам авторского договора в полной мере относятся все те положения, которые раскрывались выше применительно к субъектам авторского права. Поэтому нет необходимости вновь подробно характеризовать понятия «автор произведения», «правопреемник автора» и т.д. Остановимся лишь на тех моментах, которые свойственны субъектам авторского права именно как сторонам авторского договора. Непременным участником авторского договора является автор произведения или его правопреемник. В тех случаях, когда автором произведения является совершеннолетнее дееспособное физическое лицо, никаких осложнений не возникает. Обычно такой автор сам заключает авторский договор или делает это с помощью поверенного. За малолетних авторов, не достигших 14 лет, авторские договоры подписывают их родители или опекуны. Несовершеннолетние авторы в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют свои авторские права (в том числе заключают авторские договоры) самостоятельно, без контроля родителей и попечителей. Если автор признан вследствие душевной болезни недееспособным, от его имени действует назначенный ему опекун.

Авторские договоры по поводу использования коллективных произведений заключаются со всеми соавторами. При этом все они могут принимать участие в согласовании условий и подписании договора либо это может сделать по их поручению любой из соавторов. При подготовке сборника соответствующие договоры должны заключаться не только с его составителем, но и с авторами всех охраняемых законом произведений, включаемых в сборник. На практике это зачастую не делается, поскольку организации, осуществляющие выпуск сборников, полагают, что отношения с авторами включаемых в сборник произведений должны быть урегулированы самим составителем. Такая позиция совершенно не основана на законе, и в случае возникновения спора, например в связи с бездоговорным использованием произведения, всю ответственность перед авторами несет организация, выпустившая сборник.

После смерти автора договор об использовании произведения заключается с его наследниками по закону или завещанию. Однако наследник должен для этого обладать гражданской дееспособностью. За наследников, не достигших 14 лет, наследников, признанных недеес- пособными, авторские договоры подписывают их родители или опекуны. Наследники в возрасте от 14 до 18 лет, а также наследники, ограниченные в своей дееспособности по суду, заключают авторские договоры сами, но с согласия родителей или попечителей. Если наследников несколько, для заключения авторского договора необходимо их общее согласие. Возникший спор между наследниками разрешается в судебном порядке по иску любого из них.

Другой стороной авторского договора является пользователь произведения. Чаще всего в его роли выступают специализированные организации, основной функцией которых является осуществление издательской, театрально-зрелищной, выставочной и иной аналогичной деятельности. Вместе с тем возможность заключать авторские договоры имеют и любые другие организации, уставные цели не препятствуют осуществлению деятельности по воспроизведению, распространению и иному использованию произведений науки, литературы и искусства. В настоящее время на практике не проводится характерный для прошлых лет жесткий контроль за соблюдением пользователями их узкой специализации. Например, сейчас, в условиях кризиса, многие специализированные издательства вынуждены в целях выживания издавать непрофильную для себя, но коммерчески выгодную литературу. Однако необходимо учитывать, что для осуществления отдельных видов деятельности по использованию произведений, в частности издательской деятельности, публичного показа и распространения аудиовизуальных произведений и др., пользователи должны обладать соответствующей лицензией1.

В российской юридической науке практически общепризнанно, что договоры, по которым организации приобретают права на творческие произведения не для их использования в авторско-правовом значении этого слова, а для удовлетворения собственных нужд, не относятся к авторским.

Как правило, такие организации не имеют права заниматься издательской и иной деятельностью, связанной с использованием авторских произведений, для извлечения прибыли. Это, однако, не означает, что они не могут вступать в договорные отношения с авторами произведений в качестве заказчиков. Например, на практике промышленные предприятия, сельскохозяйственные кооперативы, общественные организации и т.д. нередко заключают договоры с профессиональными писателями и журналистами на написание летописи предприятия или истории развития организации; с художниками и скульпторами заключаются договоры на художественное оформление фасадов, интерьеров, создание памятников и т. п. Указанные договоры ни в коей мере не противоречат действующему законодательству, однако носят не авторский, а подрядный характер.

См. ст. 17 Закона РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25 сентября 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 39. Ст. 4857.

Традиционно считается также, что не могут выступать на стороне пользователя в авторском договоре физические лица. Те договоры, в рамках которых по заказам отдельных граждан создаются произведения науки, литературы и искусства, в судебной практике и в теории квалифицируются как подрядные со всеми вытекающими отсюда последствиями. Так, гражданка Ш. заключила со скульптором Г. договор на создание скульптуры умершего мужа для установления на могиле и выплатила в качестве аванса 1000 руб. Поскольку автор серьезно заболел, работа осталась незавершенной, в связи с чем Ш. потребовала от скульптора возврата аванса. Если признать, что между сторонами был заключен авторский договор, аванс возврату не подлежал, так как невыполнение договора произошло не по вине автора. Напротив, если договор сторон квалифицировать как подрядный, аванс должен быть возвращен, так как подрядчик выполняет работу на свой риск. Суд требование Ш. удовлетворил. В принципе, с такой позицией следует согласиться, так как было бы неоправданно возлагать на граждан, по заказам которых создаются произведения, веете обязанности, которые закон возлагает на профессиональных пользователей произведений. Но следует учитывать, что в настоящее время граждане могут заниматься воспроизведением и распространением произведений как самостоятельным видом предпринимательской деятельности. В этом случае они не только могут, но и должны заключать с носителями авторских прав авторские договоры, приобретая по ним в полном объеме все права и обязанности пользователя.

В период действия авторского договора может произойти перемена участвующих в обязательстве лиц, которая имеет определенную специфику по сравнению с общегражданскими правилами об уступке права требования и переводе долга. Что касается замены автора, изменения авторского коллектива, привлечения соавторов и т. п., то это, как правило, допускается лишь с согласия пользователя (заказчика) произведения. Лишь в случае смерти автора (одного из авторов), если произведение уже готово, его в силу закона замещает наследник.

В ранее действовавшем законодательстве большинство типовых авторских договоров предоставляло пользователям возможность переуступки приобретенных ими прав на произведение третьим лицам. Причем это могло быть сделано без согласия автора, который лишь уведомлялся об этом. В новом авторском законе данный вопрос решен прямо противоположным образом: права, переданные по авторскому договору, могут передаваться полностью или частично другим лицам лишь в случае, если это прямо предусмотрено договором (п. 4 ст. 31 Закона).

С момента создания произведения у автора возникают личные неимущественные права авторства право на имя право на неприкосновенность произведения. Предметом исследования является национальное и зарубежное законодательство в области авторского права. Среди них: системный метод анализа норм права комплексность исследования метод сравнения системно-структурный анализ и другие.1 Понятие авторского договора Федеральным законом РФ внесены изменения в четвертую часть Гражданского кодекса РФ предусматривающую Права на результаты интеллектуальной...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

573. Коллективный договор и порядок его заключения 10.39 KB
Коллективный договор и порядок его заключения Коллективный договор – правовой акт регулирующий социальнотрудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Содержание и структура коллективного договора определяется сторонами. В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя по следующим вопросам: формы системы и размеры оплаты труда; выплата пособий и компенсаций; занятость переобучение; рабочее время и время отдыха включая...
2947. Порядок заключения трудового договора 4.97 KB
Порядок заключения трудового договора Процесс заключения трудового договора это прием трудящегося на работу в качестве работника. Трудовой кодекс устанавливает определенный порядок и юридические гарантии при приеме на работу в гл. Прием на работу производится по принципу подбора кадров по деловым качествам. Статья 64 ТК устанавливает гарантии при приеме на работу.
19068. Порядок заключения договора аренды предприятия и его государственная регистрация 67.98 KB
Понятие аренды предприятия. Договор аренды предприятия. Общая характеристика договора аренды предприятия. Характеристика предприятия как объекта договора аренды и имущественного комплекса.
9867. Личность в условиях заключения 19.58 KB
Если у нас такое огромное число заключенных то каким образом следует нам относиться к личности осужденного личности преступника человеческой личности Под личностью преступника в криминологии понимается такая совокупность свойств и отношений лица совершившего преступление которая обусловила вместе с иными обстоятельствами его преступное поведение. Понятие личность преступника тесно связано с общесоциологическим понятием человеческой личности. Герцензон писал что изучение личности преступника это частный случай изучения...
1811. Порядок планирования работы ИТС, документация ИАС, порядок ведения, хранения и восстановления формуляров на АТ 38.6 KB
Для успешного решения задач по инженерно-авиационному обеспечению боевых действий и боевой подготовки части ИАС разрабатывает планы предусматривающие выполнение личным составом определенных мероприятий в заданные сроки.
10117. Основные виды договоров 22.47 KB
Общие положения о классификации договоров. Основные классификации договоров. Основные виды договоров. Основные и предварительные договоры.
10699. Обязательства из договоров аренды 27.72 KB
Задания для СРС Обязательные формы самостоятельной работы: Составьте схему Гражданскоправовая характеристика договора аренды. Составьте схему Элементы договора аренды. Составьте таблицу Содержание договора аренды. Права Обязанности Арендодатель Арендатор Составьте таблицу Основания изменения и расторжения договора аренды.
729. Гражданско-правовое регулирование порядка заключения и исполнения договора на выполнение проектных и изыскательских работ 40.42 KB
Общая характеристика договора на выполнение проектных и изыскательских работ. Общие отличия и специфика договора на выполнение проектных и изыскательских работ. Краткая характеристика и особенности договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ. Гражданско-правовое регулирование порядка заключения и исполнения договора на выполнение проектных и изыскательских работ.
8536. Построение системы Г-П договоров (Г-П обязательств) 86.76 KB
ГК при толковании договора приоритет имеет волеизъявление. Признаки: 1 опосредуемые экономические отношения 2 необходимые признаки договора конститутивные чтобы признать его типом ГП договора. Вопросы: 1 понятие договора кп 2 элементы договора кп 3 права и обязанности сторон 4 отдельные виды договора кп. Понятие договора куплипродажи Глава 30 в совокупности со спец.
10098. Заключение, изменение и расторжение договоров 32 KB
Целью данной курсовой работы является рассмотрение общих вопросов касающиеся понятия значения договора его места в современном гражданском праве законодательстве содержания и формы договора а также такой вопрос имеющий важное теоретическое и практическое значение для понимания сущности договора как процесс его заключения изменения и расторжения. Задачи данной работы: Выявить сущность содержание основные условия и форму договора.

Каким образом можно оформить передачу авторских прав?

Автор может временно передавать имущественные права на произведение другим лицам (организациям) с выплатой автору вознаграждения. Единственной законной формой передачи этих прав в России является авторский договор, составленный в письменном виде. Устная договоренность о передаче авторских прав не дает другому лицу законных оснований для использования произведения. Только в случае передачи произведения автором в периодическое издание договор может быть заключен в устной форме.

Договор считается заключенным с момента, когда стороны достигли соглашения по всем существенным условиям договора и удостоверили этот факт своими личными подписями (в случае, если стороной является юридическое лицо, то подпись заверяется еще печатью с наименованием этого лица). К существенным условиям договора относятся:

Условия, признанные таковыми законом;
- условия, признанные таковыми сторонами.

В случае несогласования этих условий договор считается незаключенным.

Какие условия необходимо согласовать при заключении авторского договора?

Конкретные имущественные права, передаваемые по данному договору;
- срок и территория, на которые передается право;
- размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения;
- порядок и сроки выплаты вознаграждения.

Для обеспечения интересов сторон в Законе определено содержание этих условий, если стороны по той или иной причине не сделали этого в договоре. Исключение из этого перечня составляют конкретные права на использование произведения, передаваемые по договору, которые стороны должны определить самостоятельно. При этом необходимо учитывать, что права на использование произведения, прямо не оговоренные в договоре, считаются не переданными. В связи с этим при заключении договора рекомендуется специально перечислять все авторские права, отнесенные законом к числу имущественных прав. Ограничение только общей формулировкой о передаче прав на использование произведения не рекомендуется, поскольку наше законодательство не предусматривает возможности продажи прав на использование произведения в целом, как в зарубежном праве.

В конечном итоге могут пострадать интересы обеих сторон:

Автора, поскольку за каждый случай и форму использования его произведения он имеет право на получение отдельного вознаграждения;
- приобретателя авторских прав - в случае возникновения спора объем перешедших к нему прав будет определяться, исходя из представлений и интересов сторон, которые они преследовали при заключении договора.

Например, при приобретении музеем или выставочным залом права собственности на оригинал произведения изобразительного искусства (картину, скульптуру, др.) он не приобретает при этом авторские имущественные права, то есть не имеет право на изготовление копий для продажи их другим музеям, воспроизведение путем издания репродукций.

Договор, в котором стороны не оговорили срок, считается заключенным на неопределенный срок. Однако его расторжение возможно не ранее истечения пяти лет с даты его заключения, и при условии предварительного уведомления за шесть месяцев до расторжения договора.

Мнения по данному вопросу среди специалистов-правоведов в области авторского права расходятся.

Одни специалисты считают, что нужно придерживаться буквального толкования норм Закона об авторском праве, в котором указано: авторские имущественные права "могут передаваться только по авторскому договору". В числе прочих к числу обязательных условий авторского договора относится вознаграждение, выплачиваемое автору. Таким образом, передача авторских имущественных прав без выплаты вознаграждения автору не допускается.

Другие специалисты рассматривают авторское право как одну из составляющих частей гражданского права. Следовательно, в отношении авторского права должны действовать общие положения гражданского права, где каждый участник гражданских отношений вправе по своему усмотрению распоряжаться принадлежащими ему правами. Значит, автор вправе передать безвозмездно принадлежащие ему авторские имущественные права любому лицу.

Поскольку в практике применения авторского права единой позиции по данному вопросу так и не возникло, рекомендуем заключать авторские договоры с указанием вознаграждения, которое автор получает при передаче своих имущественных прав на произведение. При этом форма вознаграждения может иметь не только денежный, но и иной имущественный характер, например, передача части экземпляров произведения автору.

Авторские договоры можно разделить на два типа. Первый тип договора - договор о передаче исключительных прав. Это означает, что только то лицо, которому права были переданы, может использовать произведение.

На основании договора о передаче исключительных прав у пользователя появляется право запрещать всем третьим лицам использование данного произведения теми способами, которые были переданы по договору, и преследовать нарушителей в судебном порядке. Данный запрет распространяется также и на автора произведения, поскольку обладателем прав на использование произведения теперь является то лицо, с которым автор подписал подобный договор.

В случае же, если пользователь прав не преследует нарушителя, у автора появляется право делать это самостоятельно.

Отличительной чертой второго вида авторского договора - договора о передаче неисключительных прав - является то, что у автора остается возможность передать права на использование произведения одним и тем же способом нескольким лицам одновременно. При этом у пользователей не возникает право запрещать использование произведения другим лицам, такое право остается в распоряжении автора произведения.

Законом предусмотрена обязательная оговорка о характере передаваемых по договору прав: в случае, если в договоре не сказано, какие именно по объему права передаются приобретателю, считается, что переданы неисключительные права на использование произведения.

Следует помнить, что передача исключительных прав разрешает использование произведения только определенным способом. Передача исключительных прав не означает передачи прав на использование произведения каким угодно образом, но только в рамках тех прав, которые прямо указаны в договоре.

Даже если произведение было создано в рамках авторского договора заказа, то и в этих случаях в нем следует прямо указывать те авторские права, которые заказчик намерен использовать. Данные договоры подчиняются требованиям, предъявляемым к авторским договорам. Особенностью авторских договоров заказа является то, что при заключении данного договора заказчик обязан выплатить автору аванс.

В статье 32 Закона об авторском праве предусматривается, что авторский договор должен быть заключен в письменной форме. Допускается заключение договора в устной форме только при использовании произведения в периодической печати. Необходимо, чтобы в договоре были оговорены все существенные условия, предусмотренные Законом.

Авторский договор может быть заключен в виде одного документа или в виде нескольких документов: сам договор и приложения к нему. В договоре должно быть сказано, что все приложения являются его неотъемлемой частью и должны быть подписаны обеими сторонами.

Если стороны в договоре забыли предусмотреть срок, на который были переданы права автора, то можно ли расторгнуть такой договор?

В статье 31 Закона об авторском праве предусмотрено, что в случае, если в договоре не определен срок его действия, у автора возникает право расторгнуть договор по истечении пяти лет с даты его заключения. При этом автор обязан письменно уведомить пользователя об этом за шесть месяцев до предполагаемого расторжения договора.

В каких еще случаях возможно расторжение авторского договора?

По общему правилу, до истечения срока действия договор может быть расторгнут только по соглашению сторон. Одностороннее расторжение договора допускается только, если это предусмотрено Законом или условиями договора. Закон об авторском праве не предусматривает права сторон в одностороннем порядке расторгнуть авторский договор.

По требованию одной из сторон договор может быть расторгнут по решению суда только:

При существенном нарушении договора другой стороной;
- в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, в результате которого другая сторона не получает значительную часть дохода, на который она рассчитывала.

К иным случаям, предусмотренным законодательством, относится и существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора. Законодатель не дает перечня таких обстоятельств, а определяет, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Существуют ли какие-либо ограничения на заключение авторского договора?

Не могут быть предметом авторского договора права на использование произведений, неизвестные на момент его заключения. Необходимость данной нормы объясняется развитием научно-технического прогресса, созданием новых, неизвестных сейчас способов использования произведений. В этой связи было бы незаконно обязывать автора к передаче прав, о содержании которых он не имеет четкого представления.

Ту же цель - защиту интересов авторов - преследует и норма, закрепленная в п.5 ст.31 Закона об авторском праве. Она говорит о том, что предметом авторского договора не могут быть права на использование произведений, которые автор может создать в будущем, поскольку такое условие ограничило бы автора в осуществлении им своих гражданских прав.

Сходную цель преследует и норма п.6 ст.31 Закона об авторском праве, в соответствии с которой признаются недействительными условия договора, ограничивающие автора в создании в будущем произведений на данную тему или в данной области. Также признаются недействительными условия договора, противоречащие любым другим положениям Закона.

Какие еще права и обязанности необходимо предусмотреть в авторском договоре?

Однако, представляется целесообразным отразить в договоре вопросы, связанные с передачей оригинала произведения, условия о сроках представления и одобрения произведения, об обязанности автора доработать произведение в случаях, предусмотренных договором. Но наличие или отсутствие данных положений в конкретном договоре зависит от воли сторон.

Например, условия и порядок передачи экземпляра произведения должны оговариваться в договоре. При этом произведение должно быть предоставлено в виде, пригодном для использования способами, предусмотренными в договоре.

При заключении договора заказа на автора возлагается, помимо обязанностей, вытекающих из авторского договора, обязанность создать произведение. В этом случае произведение должно отвечать требованиям, предусмотренным в договоре. Договором может быть предусмотрена обязанность автора доработать произведение по требованию заказчика. В случае заключения договора о передаче исключительных прав на использование произведения на автора также возлагается обязанность не передавать третьим лицам права на использование произведения, предусмотренные в договоре.

Входит ли в обязанности пользователя фактическое использование произведения, в отношении которого заключен договор о передаче исключительных прав?

Само по себе неиспользование объекта интеллектуальной собственности, права на который переданы по договору, не есть нарушение договора. Следовательно, получив по договору право на использование произведения, пользователь вправе и не использовать фактически данный объект.

Поэтому при заключении договора автору следует обращать внимание на то, насколько неиспользование произведения, права на которое предполагается передать, будет нарушать его право на получение вознаграждения, а также право на ознакомление с созданным им произведением широкого круга лиц (право на обнародование). Например, если вознаграждение писателя поставлено в зависимость от дохода, полученного от продажи тиража произведения, то, соответственно, неиздание произведения будет серьезным образом ущемлять его права. Порой ознакомление с произведением широкого круга лиц является для автора даже более важной потребностью, чем получение вознаграждения. Так, для художника размещение его картины в экспозиции музея является принципиальным условием при выборе покупателя картины, поэтому для него будет принципиально важным предусмотреть в договоре сроки и условия размещения картины на открытом доступе, а не просто удовлетвориться ее хранением в запаснике музея.

Право на передачу авторских прав третьему лицу появляется у пользователя только в том случае, если в договоре специально предусмотрена такая возможность. Это право не зависит от объема прав, переданных по договору, то есть переуступить полученные права могут и пользователи, получившие как исключительные, так и не исключительные права на произведение.

Объем переуступаемых прав также может быть различным. Пользователь может уступить часть имеющихся у него прав, а может передать имеющиеся права в полном объеме. Пользователь, обладающий исключительными правами на произведение, может переуступить их третьим лицам как в неисключительное, так и в исключительное пользование.

Законодательство об авторском праве является составной частью гражданского законодательства. В соответствии с этим положением, закрепленным в ст.2 Закона об авторском праве, положения об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий авторского договора регулируются на основании общих принципов гражданского права.

Ответственность сторон по авторскому договору регулируется ст.34 Закона, в соответствии с которой в случае нарушения условий договора виновная сторона обязана возместить убытки, причиненные другой стороне, включая упущенную выгоду. Однако пунктом 2 ст.34 ограничивается право пользователя на возмещение упущенной выгоды. В случае, если автор не представил произведение, которое он должен был создать в соответствии с условиями договора заказа, на автора возлагается обязанность возместить только реальный ущерб, причиненный заказчику, упущенная выгода при этом не взыскивается. Данная норма направлена на защиту интересов автора в случае так называемой творческой неудачи.

При заключении договора стороны могут предусмотреть и иные виды ответственности. Стороны могут определить размер и условия применения в качестве штрафных санкций пени или неустойку, например, при пропуске автором срока предоставления пользователю произведения или при просрочке пользователем срока выплаты авторского вознаграждения.

Использование произведения автора другими лицами осуществляется на основании авторского договора, кроме случаев, специально указанных законом. Договорная форма использования произведений в большей степени, чем какая-либо другая, обеспечивает реализацию и охрану как личных, так и имущественных прав автора.

Авторский договор – это соглашение двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении прав и обязанностей в отношении имущественных прав на объекты, охраняемые авторским правом. По авторскому договору автор передает или обязуется передать приобретателю свои права на использование произведения в пределах и на условиях, согласованных сторонами.

В соответствии с Законом “Об авторском праве и смежных правах” имущественные права автора могут быть уступлены полностью или в части и могут быть переданы для использования по авторскому договору. Следовательно, действующее законодательство различает уступку имущественных прав и их передачу по авторскому договору.

    договоры об уступке исключительных имущественных прав

    договоры о передаче исключительных имущественных прав (на основании п.3 ст.984 ГК к ним применяются правила о лицензионном договоре) – авторский лицензионный договор.

В зависимости от вида произведений, по поводу которых заключаются авторские договоры, они делятся на авторские договоры на создание и использование:

    литературных

    музыкальных

    аудиовизуальных

    архитектурных и других произведений.

В зависимости от того, является ли предметом договора готовое произведение или произведение, которое еще необходимо создать, выделяют:

1) авторские договоры заказа. В соответствии с п.1 ст. 986 ГК автор может принять на себя по договору обязательство создать в будущем произведение, изобретение или иной результат интеллектуальной деятельности и предоставить заказчику, не являющемуся его работодателем, исключительные права на использование этого результата. Такой договор должен определять характер подлежащего созданию результата интеллектуальной деятельности, а также цели либо способы его использования.

В зависимости от того, становится ли приобретатель авторских прав по договору единственным их обладателем или не становится, авторские договоры согласно ст. 25 Закона “Об авторском праве и смежных правах” подразделяются на:

1) договоры о передаче исключительных прав – разрешает использование произведения определенным способом и в установленным пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам.

2) договоры о передаче неисключительных прав – пользователю разрешается использование произведения наравне с самим автором и другими лицами, получившими от автора разрешение на использование произведения аналогичным способом.

В зависимости от способа использования произведения авторские договоры делятся на:

1) издательский договор. В рамках данного договора осуществляется издание и переиздание любых произведений, которые могут быть зафиксированы на бумаге.

2) постановочный договор – заключается, когда основным способом использования произведения является его публичное исполнение.

3) сценарный договор – договор, регламентирующий отношения. связанные с использованием текста, по которому снимается кино-, телефильм, делается радио- или телепередача, проводится массово-зрелищное мероприятие и т.д.

4) договор о депонировании рукописи – регулирует условия и порядок обнародования и последующего использования произведения, которое помещается на хранение в специальный информационный орган. Обычно путем депонирования публикуются научные произведения, представляющие интерес лишь для ограниченного круга специалистов.

5) договор художественного заказа – опосредует отношения, связанные с созданием произведения изобразительного искусства в целях его публичной демонстрации. Его предметом являются разнообразные произведения изобразительного искусства, которые изготавливаются авторами под заказ организаций и частных лиц и переходят в собственность последних.

6) договор об использовании в промышленности произведения декоративно-прикладного искусства.

7) договор о публичном исполнении или сообщении для всеобщего сведения – разрешает использование произведений путем их исполнения или передачи для всеобщего сведения в эфир или по кабелю как непосредственно, так и с помощью различных технических средств.

Стороны, предмет, существенные условия, форма и срок авторского договора

    пользователь произведения – с другой стороны.

Авторские договоры по поводу использования коллективных произведений заключаются со всеми соавторами. При подготовке сборника соответствующие договоры должны заключаться не только с его составителем, но и с авторами всех охраняемых законом произведений, включаемых в сборник.

Другой стороной авторского договора является пользователь произведения. Чаще всего в его роли выступают специализированные организации, основной функцией которых является осуществление издательской, театрально-зрелищной, выставочной и иной аналогичной деятельности. Вместе с тем возможность заключать авторские договоры имеют и любые другие организации, уставные цели которых не препятствуют осуществлению деятельности по воспроизведению, распространению и иному использованию произведений науки, литературы и искусства.

Предметом авторского договора являются те имущественные права, которые создатель произведения или заменяющее его лицо передает пользователю. Поскольку право не существует без объекта, то предмет авторского договора следует понимать как определенные права по использованию конкретного произведения.

В соответствии со ст.45. Закона, в авторском договоре должны быть предусмотрены конкретные способы использования произведения. В случае, если авторский договор является возмездным, в нем должны предусматриваться размер авторского вознаграждения или порядок определения размера авторского вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты.

При отсутствии в авторском договоре условия о сроке его действия авторский договор может быть расторгнут автором по истечении трех лет с даты его заключения, если лицензиат будет письменно уведомлен об этом не менее чем за три месяца до расторжения договора.

Если в авторском договоре о воспроизведении произведения авторское вознаграждение определяется в виде фиксированной суммы, то в договоре должно быть установлено максимальное количество воспроизводимых экземпляров произведения.

Если авторским договором предусмотрено право лицензиата на заключение сублицензионного договора, то в авторском договоре указывается доля от вознаграждения, получаемого лицензиатом от сублицензиата, которую лицензиат должен выплачивать автору. При этом вознаграждение, получаемое автором за использование произведения сублицензиатом, не может быть меньше вознаграждения, которое должен выплачивать сам лицензиат за соответствующий способ использования произведения в соответствии с условиями авторского договора, если иное прямо не предусмотрено авторским договором.

Согласно ст.986 ГК договоры, обязывающие автора предоставлять какому-либо лицу исключительные права на использование любых результатов интеллектуальной деятельности, которые этот автор создаст в будущем, ничтожны.

    противоречащие положениям Закона.

Авторский договор должен быть заключен в письменной форме. При продаже экземпляров компьютерных программ и баз данных договор считается заключенным в письменной форме, если его условия (условия использования программы и базы данных) изложены соответствующим образом на экземплярах программы или базы данных.

Права, обязанности и ответственность сторон по авторскому договору

Права и обязанности сторон образуют содержание авторского договора. Этот договор носит взаимный характер, т.е. соответствующими правами и обязанностями обладают обе стороны. При этом обязанностям одной стороны корреспондируют права другой стороны.

Если заключается договор о создании какого-либо произведения, автор наделяется следующими обязанностями.

1. Создание и передача организации-заказчику своего произведения – основная обязанность. Чтобы выполнить данную обязанность надлежащим образом, автор должен прежде всего создать такое произведение, которое соответствует условиям заключенного договора.

2. Автор обязан лично выполнить заказанную работу. Привлечение к работе над произведением других лиц, изменение состава соавторов могут производиться только с согласия организации-заказчика, что обычно оформляется составлением нового или изменением прежнего договора. Для выполнения работ технического характера (например, сбор материала, подстрочный перевод и т.д.) автор может за свой счет привлекать любых лиц, не спрашивая согласия заказчика.

3. Автор должен предоставить заказанное ему произведение в определенный договором срок. Произведение должно быть передано организации-заказчику в готовом для использования виде, в частности в комплекте всех оговоренных договором элементов. Соглашением сторон может предусматриваться передача произведения по частям.

4. Доработка произведения по требованию организации-заказчика. Решение о необходимости доработки произведения принимается организацией по результатам рассмотрения произведения, когда оно в целом отвечает условиям договора, но требуется внесение в него определенных исправлений, изменений, уточнений. Причем подобные требования могут выдвигаться только в пределах условий договора. Предлагаемые изменения и дополнения произведения должны быть точно указаны заказчиком. Кроме того, стороны должны согласовать новый срок представления измененного или дополненного произведения.

Обязанностью автора, независимо от вида авторского договора, является его участие в подготовке произведения к использованию. Содержание данной обязанности, которое зависит от вида произведения и способа его использования, обычно раскрывается в конкретных авторских договорах.

В течение всего срока действия авторского договора о передаче исключительных прав автор не вправе без согласия другой стороны передавать третьим лицам указанное в договоре произведение или часть его для использования тем же способом и в установленных договором пределах. Данная обязанность возникает для автора в момент заключения договора и действует в течение всего срока договора.

1. Организация должна принять и рассмотреть представленное автором произведение. Принятие произведения означает проверку качества его оформления и комплектности, которая осуществляется в порядке, установленном конкретным договором. Принятое произведение должно быть рассмотрено организацией по существу в установленный договором срок. Организация должна письменно известить автора о результатах рассмотрения произведения (одобрение, отклонение, необходимость внесения поправок).

3. Обязанность использовать одобренное произведение. Объем и способы использования определяются сторонами договора. Автор может передать пользователю все имеющиеся у него имущественные права на произведение, но чаще всего по договору передается лишь часть, а остальные сохраняются за автором и могут быть им переданы другим лицам. Организация обязана использовать произведение именно тем способом, который предусмотрен договором.

При заключении любого авторского договора пользователь должен обеспечить соблюдение всех личных неимущественных прав автора, а также выплатить автору вознаграждение за использование произведения. Размер, форма, сроки и порядок выплаты авторского вознаграждения определяются самими сторонами.

Ответственность по авторскому договору является одним из видов гражданско-правовой ответственности. Поэтому она может быть определена как мера государственного принуждения имущественного характера, применяемая в целях восстановления нарушенного состояния и удовлетворения потерпевшей стороны за счет стороны, нарушившей договорную обязанность.

Согласно ст.28 Закона “Об авторском праве и смежных правах” в случае нарушения обязательств по договору виновная сторона несет ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Иными словами, вопрос об ответственности сторон по авторскому договору решается исходя из общих положений об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств (гражданско-правовой ответственности – гл.25 ГК).

Сторона договора, права и законные интересы которой нарушены контрагентом, может потребовать через суд принудительного осуществления своих прав.

Специфика ответственности за нарушение авторского договора заключается в том, что спектр возможных мер принуждения значительно уже, чем в других гражданско-правовых обязательствах. Например, основные обязанности сторон по авторскому договору заказа не могут быть исполнены под принуждением. Нельзя принудить автора создать и представить произведение, внести в него исправления и т.п., равно как невозможно заставить организацию-заказчика начать использование произведения. Поэтому принуждение ограничивается в данной сфере обычно расторжением договора и возвращением сторон в первоначальное положение, взысканием убытков и некоторыми другими мерами.

Ответственность автора за нарушение обязанностей по договору может выражаться в возврате полученного им гонорара, в одностороннем расторжении заключенного с ним договора, в возложении на него обязанности по возмещению возникших у пользователя убытков, а также в уплате им неустойки.

Заказчик (пользователь) может нести ответственность за нарушение обязанности использовать произведение (выплата всего авторского вознаграждения, одностороннее расторжение договора с ним), за причинение автору убытков (например, в связи с утратой материального носителя произведения), за нарушение целостности произведения, за невыплату автору обусловленного договором вознаграждения и т.д.

Основания, условия и последствия прекращения авторского договора регулируются как общими положениями гражданского законодательства (гл.26 ГК), так и специальными нормами авторского права.

1. Истечение срока действия договора. Обычно за этот период стороны исполняют свои обязанности по договору, что является самостоятельным основанием прекращения существовавшего обязательства.

2. Досрочное прекращение договора (например, в связи с отказом пользователя от дальнейшего использования произведения).

3. Невозможность исполнения договора, если она вызвана обстоятельством, за которое должник не отвечает (стихийные явления природы, военные действия, общественные беспорядки, случайная гибель произведения).

5. Взаимное соглашение сторон.

6. В случаях, предусмотренных законом или договором, авторский договор может быть прекращен в одностороннем порядке автором или пользователем (например, при существенном нарушении условий договора одной из сторон).

Порядок прекращения авторского договора специально авторским законодательством не регламентирован. Иногда это происходит автоматически (например, по истечении срока действия договора), либо оформляется специальным соглашением сторон, либо делается на основе одностороннего заявления одной из сторон.

Общим последствием прекращения действия авторского обязательства является прекращение прав и обязанностей сторон. Нередко наряду с ним возникают обязательства, связанные с урегулированием имущественных последствий прекращения договора, в частности уплатой (возвратом) авторского гонорара, возмещением убытков и т.д., что зависит от конкретных оснований прекращения договора.

В соответствии со ст. 32 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» авторские договоры должны заключаться в простой письменной форме. Конечно, по желанию сторон договор может быть нотариально удостоверен, однако Закон этого не требует. Чаще всего авторский договор заключается путем составления сторонами единого документа. Обычно издательства, театры, студии и иные организации, использующие произведения, имеют разработанные с учетом норм Закона стандартные бланки договоров, которые заполняются и подписываются сторонами. Специфика конкретного договора отражается в разделе «Особые условия». По предложению автора договор может быть составлен и в иной форме. Важно лишь, чтобы он отражал все существенные условия, по которым должно быть достигнуто соглашение, и не ухудшал положение автора по сравнению с требованиями Закона.

Нередко авторский договор представляет собой по форме не единый документ, а их совокупность. Так, организации, использующие произведения, направляют авторам заказы на создание произведений. Если такой заказ содержит все существенные условия предлагаемого автору договора, он имеет значение оферты. Эти условия, меняющиеся в зависимости от вида произведения и способа его использования, во всех случаях включают: наименование сторон, характеристику вида произведения и формы его предполагаемого использования, наименование и (или) характеристику произведения, срок и форму передачи произведения, срок его использования, размер вознаграждения по договору. При всех обстоятельствах должны быть зафиксированы те условия, которые на основании действующего законодательства подлежат согласованию сторонами. Те условия, которые предопределены нормативными актами как определяющие минимальный уровень прав автора, могут и не воспроизводиться в таком заказе1.

Заказ-оферта должен быть подписан руководителем организации или иным должностным лицом, уполномоченным выступать от имени организации как юридического лица. Направленный автору заказ может содержать указание о сроке для ответа В этом случае в соответст- вии с общегражданским правилом договор считается заключенным, если лицо, сделавшее предложение, получило от автора ответ о принятии предложения в течение этого срока (ст. 440 ГК РФ). Если срок для ответа в оферте не указан, он должен быть дан в течение нормально необходимого для этого времени. Не акцептованная автором оферта не связывает организацию, так как авторский договор не может считаться заключенным.

На практике, однако, иногда встречаются случаи, когда автор, получивший заказ на создание произведения, не акцептует его, но начинает работать над заказанным ему произведением и представляет его заказчику к установленному в заказе сроку. Представляется, что в этом случае действия автора должны рассматриваться как новая оферта, которая должна быть еще акцептована организацией-заказчиком. Если организация принимает у автора произведение, ее действие равносильно акцепту со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но подобная оценка может быть дана лишь действиям той организации, которая первоначально выступала с инициативой создания данного произведения конкретным автором. Разумеется, издательства и иные организации, которые принимают к предварительному рассмотрению произведения, представленные по инициативе авторов, еще не вступают с последними в юридические отношения и не несут перед ними договорных обязанностей.

Помимо заказа на создание произведения и ответа автора составной частью авторского договора могут быть и некоторые другие документы, в частности, приложенный к договору план-проспект произведения, соглашение о распределении вознаграждения между соавторами, дополнительное соглашение о перенесении срока представления произведения или изменении вида произведения и т. п. Всякое изменение условий договора должно оформляться в письменном виде и обязательно согласовываться обеими сторонами.

Несоблюдение письменной формы авторского договора само по себе не делает данный договор недействительным, но влечет за собой последствия, предусмотренные ст. 162 ГК РФ. Иными словами, если одна из сторон будет оспаривать факт заключения договора, другая сторона не может ссылаться в подтверждение договора на свидетельские показания. Во внимание суд принимает лишь письменные доказательства, в частности, переписку между автором и организацией, расписку в получении аванса, рецензии, утвержденные планы организации, бухгалтерские документы и т. п. Указанные письменные документы должны свидетельствовать именно о наличии авторского договора, а не о предварительных договорных контактах автора и организации. Например, автору Д. было поручено выполнить литературоведческую работу, посвященную творчеству известного поэта, в связи с юбилеем которого издательство решило выпустить сборник. Вся организационная работа по сборнику выполнялась составителем, с которым был заключен авторский договор в письменной форме. Автор Д., привлеченный к написанию сборника, выполнил порученную ему работу, но к этому моменту решение о выпуске сборника было отменено. В письменной форме договор с Д. не заключался. Издательство отказалось выплатить Д. вознаграждение, ссылаясь на отсутствие договора. Поскольку свидетельские показания в этом случае не допускались (такими свидетелями могли быть другие авторы сборника и составитель), доказательством заключения договора с Д. по данному делу явилось распоряжение издательства о работе над сборником, в котором были названы все авторы, в том числе и Д., объем представляемых ими рукописей, сроки представления223. Аналогичным образом решаются споры, возникающие в связи с ненадлежащим оформлением изменений авторских договоров и дополнений к ним.

Как исключение из общего правила, письменная форма не обязательна для договора об использовании произведения в периодической печати (п. 1 ст. 32 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»), Иначе говоря, авторский договор здесь может быть совершен в любой форме, в том числе в устной или конклюдентной, с возможным привлечением свидетелей для доказательства факта заключения договора. В частности, о заключении договора может свидетельствовать извещение автора редакцией о принятии его рукописи либо сам факт опубликования произведения. Напротив, если в орган периодической печати поступает незаказанная рукопись, предварительная работа над ней еще не доказывает, что между сторонами уже возникли договорные отношения. Так, автор по своей инициативе прислал в редакцию статью. Она была набрана для очередного номера журнала, но затем не была опубликована. Суд отказал автору в иске о взыскании гонорара на том основании, что, поскольку рукопись не была заказана, до напе- чатания рукописи, если каким-либо иным путем автор не был извещен редакцией о принятии его рукописи, таковая принятой считаться не может и, следовательно, соглашения между автором и издательством не существует.

Внутриорганизационные и технические действия редакции и даже предварительный набор рукописи еще не являются доказательством соглашения о приеме рукописи224.

При продаже экземпляров программ для ЭВМ и баз данных и предоставлении массовым пользователям доступа к ним допускается применение особого порядка заключения договоров, установленного Законом РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных». В частности, ст. 14 указанного Закона предусматривает возможность изложения типовых условий договора на передаваемых экземплярах программ для ЭВМ и баз данных."

Что касается договоров об уступке (передаче) прав на программу для ЭВМ или базу данных, то они, помимо письменного оформления, моїуг, а в некоторых случаях должны быть зарегистрированы в Российском агентстве по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем (далее - Агентство)225. Согласно п. 5 ст. 13 Закона РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» обязательной регистрации в Агентстве подлежат договоры о полной уступке всех имущественных прав на зарегистрированную программу для ЭВМ или базу данных; договоры о передаче имущественных прав на зарегистрированную или незарегистрированную программу или базу данных могут быть зарегистрированы в Агентстве по соглашению сторон. Более конкретно эти вопросы регламентированы в Правилах регистрации договоров на программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных микросхем, утвержденных Роспатентом 31 декабря 1998 г.226

Договор о полной уступке всех имущественных прав на зарегистрированную программу для ЭВМ или базу данных может быть заключен с даты его официальной регистрации в Агентстве и вступает в силу только с момента регистрации. Договор о передаче имущественных прав на программу для ЭВМ или базу данных может быть заключен в любое время и вступает в силу с указанной в нем даты. Для регистрации договора в Агентство подается заявление по установленной форме, к которому должны быть приложены: -

договор о полной уступке всех имущественных прав или договор о передаче имущественных прав на программу для ЭВМ или базу данных в трех экземплярах; -

свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ или базы данных (для зарегистрированных программ и баз данных); -

документ, подтверждающий уплату регистрационного сбора в установленном размере или основания для освобождения от уплаты регистрационного сбора, а также для уменьшения его размера.

Размеры регистрационных сборов установлены Положением о регистрационных сборах за официальную регистрацию программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем, утвержденным постановлением Совета Министров РФ от 12 августа 1993 г. № 7933. Так, за регистрацию договора о полной уступке всех имущественных прав на зарегистрированную программу для ЭВМ или базу данных и публикацию сведений о регистрации этого договора взимается регистрационный сбор в размере 1,5 МРОТ; за регистрацию договора о передаче имущественных прав на программу для ЭВМ или базу данных регистрационный сбор взимается в размере 1 МРОТ и т. п. С физических лиц, проживающих за пределами России, или иностранных юридических лиц, кроме лиц, проживающих или находящихся в стране, участвующей в международном соглашении с Российской Федерацией о взаимных расчетах в рублях, регистрационные сборы взимаются в иностранной валюте по особой шкале ставок, содержащейся в приложении к указанному выше Положению.

Регистрация договоров осуществляется Агентством в месячный срок, в течение которого проводится проверка представленных материалов. При положительном результате проверки Агентство производит их регистрацию в Реестре договоров и направляет сторонам соответствующее уведомление.

При публичном исполнении, воспроизведении звукозаписи и некоторых других видах использования произведений, имущественными правами в отношении которых управляет РАО или иная подобная организация, авторский договор на использование произведений заключается в форме лицензионного соглашения. Как уже отмечалось, организация, управляющая имущественными правами авторов на коллективной основе, не имеет права отказать пользователю в выдаче лицензии без достаточных оснований, а сами условия лицензий должны быть одинаковыми для пользователей одной категории. Заключаемое на таких началах лицензионное соглашение напоминает публичный договор (ст. 426 ГК РФ), хотя ввиду особого некоммерческого статуса организаций, управляющих имущественными правами авторов на коллективной основе, им в точном смысле считаться не может. Вместе с тем данное соглашение является договором присоединения (ст. 428 ГК РФ), поскольку его условия определяются такими организациями в стандартных формах и могут быть приняты пользователями не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.

В лицензионном соглашении определяются разрешенные пользователю способы использования произведений; размер вознаграждения за использование, который обычно устанавливается на уровне утвержденных Правительством РФ минимальных ставок; порядок и периодичность представления отчетности об использовании произведений; условия досрочного прекращения действия соглашения; ответственность за нарушение его условий и др. Лицензия выдается, как правило, на один год с возможностью автоматического продления ее действия на новый срок.

Лицензионное соглашение носит общий характер, т.е. разрешает использовать предусмотренными им способами все произведения, имущественными правами в отношении которых управляет соответствующая организация. Если, однако, пользователь получает лицензию на воспроизведение фонограммы, он должен оформить специальную заявку на каждый альбом с указанием тиража, срока воспроизведения, вида материального носителя, репертуара и других реквизитов. Игнорирование данного требования рассматривается в судебной практике как бездоговорное использование произведения.

ЗАО «ТВИК-Лирек» и АООТ «Алрелевский завод грампластинок» в 1995 г. выпустили аудиокассету «Русские народные сказки. Василиса Прекрасная. Сивка-бурка», на которой воспроизведены произведения Г. - инсценировки сказок и обработки песен сказки «Сивка-бурка». Обе фирмы заключили с РАО лицензионные соглашения «О воспроизведении промышленным способом обнародованных произведений в форме звукозаписи и их распространении на территории Российской Федерации», однако вопреки требованию п. 2.2 лицензионных соглашений не подали в РАО до начала тиражирования кассет заявку на воспроизведение фонограммы. Поскольку переговоры с нарушителями успехом не увенчались, РАО обратилось с иском в суд о выплате компенсации. Суд расценил действия ответчиков как бездоговорное использование производных произведений Г. и взыскал в его пользу компенсацию в размере 41 745 ООО руб. (неденоминированных)1.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав