Классификация норм по методу правового регулирования.
Из содержания предыдущего параграфа следует: правовые нормы в зависимости от метода правового регулирования можно подразделить на нормы императивные и диапозитивные. Иногда к ним добавляют также нормы рекомендательные, в рамках которых государство предоставляет еще большую степень свободы действий, чем при диспозитивном регулировании. В рекомендательных нормах государство формулирует свои рекомендации, пожелания и не предусматривает каких-либо санкций за нарушение рекомендаций. Рекомендательных норм, понятно, не так уж много, поскольку они не обеспечивают четкого и жесткого регулирования, в котором нуждается государство.
Система законодательства.
Если право это много норм, то законодательство - это много нормативных актов. Законодательство - система нормативных актов, т.е. официальных документов, содержащих нормы права: законов, подзаконных актов. Право содержится в законодательстве, поэтому и соотносятся они друг с другом как содержание и форма. Право и законодательство имеют собственные системы. В чем-то эти системы похожи, но есть и существенные отличия.
И право, и законодательство организованы в институты и отрасли. Только в системе права насчитывается порядка 20 отраслей, а в системе законодательства - около 50. Отрасли в системе законодательства создаются, можно сказать, для удобства использования нормативных актов. Каждая отрасль - это отдельная "полочка", на которой лежат подобранные "по теме" законы и подзаконные акты.
Не удивительно, что имеются отрасли законодательства, которые "повторяют" по названию отрасли права (уголовное, гражданское законодательство), но есть отрасли законодательства, которые не имеют аналогов в отраслях права: хозяйственное право, аграрное право, законодательство о водном, воздушном, железнодорожном транспорте, об образовании и т.п. Отмечается тенденция к формированию новых комплексных отраслей законодательства -о байках, приватизации, банкротстве предприятий.
Понятие правоотношения, его структура.
Когда норма права "включается" и начинает регулировать общественное отношение, возникает правоотношение. Когда гражданину, например, исполняется 18 лет, он оказывается стороной множества новых правоотношений. Часто от человека зависит, "войти" ли в то или иное правоотношение либо не "входить" в него. Так, если одно лицо дает другому лицу в долг некую сумму, то между двумя лицами возникает правоотношение по поводу суммы долга.
Итак, правоотношение - это общественное отношение, урегулированное юридической нормой, порождающей субъективные права и юридические обязанности. В правоотношении две стороны связаны друг с другом: у одной стороны возникает субъективное право, а у другой - юридическая обязанность. У лица, давшего в долг, возникает право требовать возврата долга, а у лица, взявшего в долг, - обязанность вернуть сумму долга. Право и обязанность представляют собой неразрывное единство; они и есть содержание правоотношения.
Слово "субъективное" перед словом "право" означает, что данное право принадлежит конкретному субъекту и в конкретных обстоятельствах. Сторона, которая несет обязанность, называется обязанной стороной, а сторона, имеющая субъективное право, - управомоченной стороной. Стороны правоотношения - это субъекты; сумма долга - это объект правоотношения.
Каждый человек находится в сотнях и тысячах правоотношений с другими людьми, даже незнакомыми ему. Это и делает из нас общество. Если обязанная сторона выполняет свою юридическую обязанность (т.е. возвращает сумму долга, например), то данное правоотношение "закрывается": два лица больше не связаны между собой по поводу этой суммы.
От такого - правомерного - поведения выигрывают все стороны: одно лицо воспользовалось полученными в долг деньгами и вернуло сумму долга; другое лицо получило свои деньги назад, возможно с процентами; интересы обеих сторон были удовлетворены, а государство и общество получили порядок во взаимоотношениях. Следовательно, норма права (и право в целом) выполнили свою регулирующую функцию. Многие правоотношения сопровождают человека на протяжении всей жизни или ее значительной части.
Например, с рождением человека "открывается" серия правоотношений между ним и государством по поводу гражданства, прав и свобод гражданина. Соответственно со смертью человека "закрываются" все правоотношения, которые связывали его с обществом. Со вступлением в брак, "включаются" брачные правоотношения, рождаются права и обязанности между супругами - по поводу имущества, рождения и воспитания детей. С рождением детей появляются новые правоотношения - родительские; это правоотношения между каждым из родителей и каждым из детей. За невыполнение родительских обязанностей государство может лишить родителей родительских прав.
Важными являются правоотношения собственности. Некое лицо, например, является собственником квартиры или дома, и у лица, соответственно, имеется субъективное право владеть, пользоваться и распоряжаться квартирой/ домом. Складывается правоотношение между собственником и неопределенным кругом лиц (всеми остальными) по поводу его собственности: все остальные несут юридическую обязанность НЕ препятствовать тому, чтобы собственник владел, пользовался и распоряжался своей собственностью.
Как видно из вышеизложенного, правоотношения имеют свою структуру, состав. В состав правоотношения входят следующие елементы:
- o субъекты правоотношения;
- o объект правоотношения;
- o субъективное право;
- o юридическая обязанность.
Условно структуру правоотношения можно было бы изобразить следующим образом.
По методу правового регулирования: императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные нормы.
Содержание методов правового регулирования составляют в основном четыре способа воздействия на поведение субъектов: властно-побудительный (императивный), направленный на обеспечение предписанного государством, строго обязательного поведения субъектов; автономный (диспозитивный), оставляющий им значительный простор для свободного волеизъявления; поощрительный, стимулирующий желательное для государства и общества правомерное и социально активное поведение; рекомендательный, предлагающий наиболее приемлемый с точки зрения государства вариант поведения. В соответствии с ними и классифицируются юридические нормы, каждая разновидность которых в свою очередь составляет нормативную основу соответствующего метода, предопределяет его своеобразие, является существенным элементом его предметной характеристики.
Императивные нормы - категорические, строго обязательные, не допускающие отступлений и иной трактовки предписания. Императивными являются большинство норм права, относящихся к различным его отраслям, а исходные юридические нормы будут таковыми всегда.
Диспозитивные нормы предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению. Суть такой более широкой правовой автономии, которой наделяются участники отношений, регулируемых диспозитивной нормой, заключается в том, что сторонам предоставляется возможность самим договориться о своих взаимных правах и обязанностях, и лишь на случай, если они не сделают этого, предписывается определенный обязательный вариант поведения. Это обуславливает и особенности изложения диспозитивной нормы. Обычно контекст формулировки соответствующего правила поведения включает слова: «если иное не предусмотрено (не установлено) законом или договором».
Самостоятельность субъектов права проявляется, таким образом, в предоставленной им возможности поступить по своему усмотрению.
Диспозитивные нормы есть во многих отраслях российского права. В трудовом праве, например, это норма, содержащаяся в ст. 30 КЗоТ РФ, которая устанавливает, что если трудовые отношения по истечении срока трудового договора фактически продолжаются и ни одна сторона не потребовала их прекращения, то действие договора продолжается на неопределенный срок. Однако в наибольшей мере диспозитивные нормы присущи гражданскому праву, так как специфический метод правового регулирования данной отрасли базируется на автономном положении субъектов.
Поощрительные нормы - это предписания о предоставлении соответствующими государственными органами определенных мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования.
Поощрительные нормы стимулируют высокопроизводительный труд людей, их творческую и социальную активность (нормативные предписания об орденах, медалях, премиях и др.).
Рекомендательные кормы адресуются, главным образом, колхозам и государственным предприятиям, научно-производственным объединениям. По мере развития рыночных отношений рекомендательные нормы ждет двоякая судьба: многие из существующих ныне потеряют свой смысл и будут отменены, поскольку государство освободит от своей мелочной опеки предприятия, сельскохозяйственные объединения, предоставив им полную хозяйственную и организационную самостоятельность. Однако получат развитие рекомендательные нормы, приходящие на смену нормам императивным.
Такая замена будет свидетельствовать о «смягчении» метода правового регулирования в условиях рыночных отношений.
Предмет правового регулирования;
Они и выступают системообразующими факторами.
Под предметом правового регулирования понимается то, что регулирует право, т.е. определенные виды общественных отношений. Последние, как известно, представляют собой сложную, многоаспектную категорию. В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы :
а) субъекты - индивидуальные и коллективные;
б) их поведение, поступки, действия;
в) объекты (предметы, явления) окружающего мира, по поводу которых люди вступают во взаимоотношения друг с другом и к которым проявляют свой интерес;
г) социальные факты (события, обстоятельства), выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения соответствующих отношений.
Предмет в данном случае - это все то, что подпадает под действие правовых норм. Иными словами, сфера, на которую распространяется право и которая находится под его юрисдикцией.
Подобные общие рамки (границы) нередко называют правовым или юридическим полем. За пределами этого поля находится неправовое пространство.
Под методом понимаются определенные приемы, способы, средства воздействия права на общественные отношения. Метод отвечает на вопрос,как право осуществляет свою регулятивную роль, ибо правовые нормы регулируют не только разнохарактерные отношения, но и различным образом. От методов в значительной мере зависит Эффективность правового регулирования, достижение выдвигаемых при этом целей.
Предмет является главным, материальным критерием разграничения норм права по отраслям, поскольку он имеет объективное содержание, предопределен самим характером общественных отношений и не зависит в принципе от воли законодателя. Метод же служит дополнительным, юридическим критерием, так как произведен от предмета. Самостоятельного значения он не имеет. Однако в сочетании с предметом способствует более строгой и точной градации права на отрасли и институты. Ведь наличие различных видов общественных отношений еще не создает само по себе системы права, не порождает автоматически его отраслей.
Именно предмет прежде всего диктует необходимость выделения той или иной отрасли, а когда отрасль выделяется, появляется и соответствующий метод регулирования, который в значительной мере зависит от воли законодателя. Последний, находясь в рамках необходимости и учитывая характер регулируемых отношений, может избирать тот или иной способ правового воздействия на них. Он может варьировать эти способы, используя их в различных комбинациях. В этом заключается субъективность метода, отличающая его от предмета. Но оба они играют важную роль в построении системы права, тесно взаимодействуют друг с другом.
Следует помнить, что право регулирует не все, а лишь наиболее принципиальные с точки зрения интересов государства отношения. И притом такие, которые объективно нуждаются в правовом опосредовании. Государство не ставит своей целью тотальной юридической регламентации общественной жизни, поэтому многие взаимоотношения между людьми регулируются другими социальными нормами - моралью, обычаями, традициями и т.д. К тому же не всякие отношения право способно урегулировать, а только такие, которые поддаются внешнему контролю. Отношения, подвергнутые правовому регулированию, приобретают правовую форму и выступают как правовые.
Группировка норм по отраслям и институтам зависит прежде всего от видового разнообразия общественных отношений, их качественной специфики. Однако не всегда по одному лишь предметному признаку можно отличить одну отрасль права от другой, так как существуют такие отношения, которые опосредуются нормами ряда отраслей.
Например, отношения собственности во всех ее формах регулируются гражданским правом, уголовным, административным, конституционным. В таких случаях на помощь приходит метод регулирования, ибо каждая правовая отрасль имеет свой, характерный для нее способ воздействия на поведение субъектов (либо их сочетание).
Словом, одного материального ориентира недостаточно: если руководствоваться только им, то трудно было бы разграничить смежные отрасли и институты. Тем более что в праве не существует абсолютно независимых отраслей, так как они - части единой системы. Если бы основанием для деления права служил только предмет, то отраслей оказалось бы слишком много.
В общее понятие метода правового регулирования (как собирательной категории) входят следующие компоненты, дающие представление о том, каким образом государство с помощью права воздействует на происходящие социальные процессы :
а) установление границ регулируемых отношений, что в свою очередь зависит от ряда объективных и субъективных факторов (особенности этих отношений, экономические и иные потребности, государственная заинтересованность и др.);
б) издание соответствующих нормативных актов, предусматривающих права и обязанности субъектов, предписания о должном и возможном их поведении;
в) наделение участников общественных отношений (граждан и юридических лиц) правоспособностью и дееспособностью, позволяющих им вступать в разнообразные правоотношения;
г) определение мер ответственности (принуждения) на случай нарушения этих установлении.
В целом правовой метод представляет собой известный набор юридического инструментария, посредством которого государственная власть оказывает необходимое воздействие на волевые общественные отношения в целях придания им желательного развития.
Указанная специфика отличает данный вид социального упорядочения от других форм нормативной регуляции общественной жизни. Значение описанного правового механизма состоит в том, что он во многом определяет эффективность и результативность действия права.
Однако наряду с общим существуют конкретные методы правового регулирования, характерные для тех или иных отраслей права и опосредуемых ими отношений. К ним относятся:
Императивный и диапозитивный методы, используемые главным образом в уголовном и гражданском праве (соответственно). В разной степени они присущи и другим отраслям. Ведь всякая правовая норма - это властное предписание, веление государства; в то же время она дает субъектам известную альтернативную возможность выбора вариантов поведения в рамках закона. Указанные методы в какой-то мере носят универсальный характер.
Такое же сквозное значение имеютдозволения, обязывание и запрет, свойственные в различных комбинациях всему правовому регулированию. Разрешая (дозволяя) одни действия, предписывая в обязательном порядке другие, запрещая под угрозой санкции третьи, право тем самым придает поведению субъектов строго целенаправленный характер, вводит общественные отношения в нужное русло.
В административном праве действуетметод субординации и властного приказа, позволяющий эффективно регулировать управленческую, служебную, оперативную и иную деятельность государственных органов и должностных лиц. Исполнительская дисциплина, строгая подчиненность одних субъектов другим, обязательность решений и распоряжений вышестоящих звеньев госаппарата для нижестоящих - характерные черты указанного метода.
Поощрения свойственны в основном трудовому праву, где действуют разного рода премиальные системы, направленные на стимулирование моральной и материальной заинтересованности в росте производительности труда, повышении работниками своей квалификации, приобретении новых профессий и т.д. Нормы, устанавливающие порядок награждения граждан орденами и медалями, присвоения почетных званий, также считаются поощрительными, но они относятся к административному праву.
Метод автономии и равенства сторон типичен для процессуальных отраслей права, где истец и ответчик, другие участники судебного разбирательства находятся в одинаковом процессуальном положении друг перед другом, законом и судом, их отношения характеризуются самостоятельностью. Равенством субъектов отличаются также многие гражданские отношения.
не государственные организации и по отношению к ним властно-императивные средства воздействия неприемлемы. Государство оказывает на них свое влияние лишь путем разрешений, содействия, организационной помощи, рекомендательных актов, советов.
В качестве особых методов правового регулирования используютсяубеждение и принуждение, характерные как для права в целом, так и отдельных его отраслей, разумеется, в разных сочетаниях.
В последнее время в связи с развитием рыночных отношений и предпринимательства все большее распространение получает индивидуальный метод регулирования (или метод свободного волеизъявления), под которым понимается форма самостоятельной юридической деятельности субъектов, направленной на упорядочение единичных общественных отношений с помощью правовых средств, не обладающих качеством юридической общеобязательности. Например, путем принятия ненормативных актов, заключения различных договоров, соглашений, сделок, добровольного установления обязательств и т.д.
Все рассмотренные выше методы тесно взаимосвязаны, переплетены, действуют не изолированно, а в сочетании друг с другом. Вместе с тем они относительно самостоятельны, имеют свои особенности, что и позволяет их классифицировать.
Проблема объединения правовых норм в институты и отрасли права имеет важное теоретическое и практическое значение. С ее решением создаются предпосылки для создания стройной, логически непротиворечивой системы нормативно-правовых регуляторов в обществе, а также для систематизации нормативно-правовых актов, приведения их в состояние, позволяющее оперативно находить необходимые нормативные установления.
Российские ученые называют два критерия выделения отраслей в системе права.
Критерием деления права на отрасли и институты выступают предмет и метод правового регулирования.
Предмет правового регулирования – это определенная совокупность однородных общественных отношений. Под предметом правового регулирования понимается то. Что подлежит урегулированию, то есть те отношения, которые подвергаются правовому воздействию. К таким отношениям относятся не все, а лишь юридически значимые отношения, которые:
Являются устойчивыми и характеризуются повторяемостью событий и действий людей;
Создают объективную потребность в их урегулировании.
В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы:
а) субъекты – индивидуальные и коллективные;
б) их поведение, поступки, действия;
в) объекты (предметы, явления) окружающего мира, по поводу которых люди вступают во взаимоотношения друг с другом и к которым проявляют свой интерес;
г) социальные факты (события, обстоятельства), выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения соответствующих отношений.
Предмет в данном случае – это все то, что подпадает под действие правовых норм, сфера, на которую распространяется право и которая находится под его юрисдикцией.
Предмет правового регулирования является объективным, лежащим вне права критерием. Правовые нормы группируются по отраслям права в силу объективных причин в соответствии со спецификой связей между общественными отношениями, поэтому главным основанием, по которому одна отрасль права отличается от другой, служит предметное своеобразие регулируемых этими отраслями общественных отношений.
Вторым основанием для распределения норм права по отраслям служит метод правового регулирования. Метод правового регулирования.
Метод правового регулирования – есть совокупность способов и приемов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения.
Если предмет – на вопрос что , то метод на вопрос – как регулирует.
Предмет является главным материальным критерием разграничения норм права по отраслям, поскольку он имеет объективное содержание, предопределен самим характером общественных отношений и не зависит в принципе от воли законодателя. Метод является дополнительным , юридическим критерием, самостоятельного значения он не имеет. Однако в сочетании с предметом способствует более строгой и точной градации права на отрасли и институты.
Наряду с общим методом правового регулирования существуют и конкретные методы, характерные для тех или иных отраслей права. К ним относятся: 1) императивный методы, 2) диспозитивный метод, 3) метод поощрения, 4) рекомендаций, 5) метод автономии и равенства сторон, 6) убеждения, 7) принуждения, 8) альтернативный, 9) наказания.
1) Императивный метод – метод властных предписаний, абсолютно определенного характера, исходящий от компетентного лица, обеспечивается мерами принудительного характера, содержащий, как правило, нормы-запреты. Он является властно-авторитарным, строго обязательным, это метод «вертикали». Предполагает запреты, обязанности, наказания. Характерен в основном для уголовного, административного, финансового и некоторых других отраслей права.
2) Диспозитивный метод дает субъектам известную альтернативную возможность выбора вариантов поведения в рамках закона. Он построен на началах автономии, юридического равенства субъектов, соглашения сторон, их несоподчиненности между собой, это – метод «горизонтали». Предполагает дозволения. Присущ в первую очередь гражданскому праву.
3) Метод поощрения свойствен в основном трудовому праву, где существуют льготные системы стимулирования работников. Поощрения присущи также административному праву (присвоение классных чинов, почетных званий, награждение орденами и медалями).
5) Метод автономии и равенства сторон характерен для процессуальных отраслей права, где истец и ответчик, другие участники судебного разбирательства находятся в одинаковом процессуальном отношении друг перед другом, законом и судом; их отношениям присуща самостоятельность.
6-7)В качестве особых методов правового регулирования используются убеждение и принуждение . Эти методы присущи как для права в целом, так и для отдельных его отраслей, хотя и в разных сочетаниях.
8-10) Метод дозволения, обязывания и запрет , свойственные в различных комбинациях всему правовому регулированию. Разрешая (дозволяя) одни действия, предписывая в обязательном порядке другие, запрещая под угрозой санкции третьи, право тем самым придает поведению субъектов строго целенаправленный характер, вводит общественные отношения в нужное русло.
11) В административном праве действует метод субординации и властного приказа позволяющий эффективно регулировать управленческую, служебную, оперативную и иную деятельность государственных органов и должностных лиц. Исполнительская дисциплина, строгая подчиненность одних субъектов другим, обязательность решений и распоряжений вышестоящих звеньев госаппарата для нижестоящих – характерные черты указанного метода.
Все названные методы могут действовать самостоятельно и в совокупности, во взаимодействии друг с другом.
Процесс изменения, совершенствования системы права происходит не только за счет уточнения и конкретизации имеющихся научных выводов и представлений, но и по объективным причинам, вследствие изменений, которые претерпевают сами общественные отношения. Одни отрасли и институты утрачивают значение, поскольку устаревают регулируемые ими отношения, и, наоборот, появление новой сферы общественных отношений или усиление их значимости неизбежно влечет за собой создание новых структурных частей системы права. Так, в современных условиях колхозное право утратило статус отрасли в связи с утратой колхозами доминирующего положения в сельскохозяйственном производстве и возникновением новых форм ведения сельского хозяйства. Природоохранительное право, наоборот, из подотрасли земельного права превратилось в основной компонент системы права Российской Федерации, поскольку общественные отношения, связанные с охраной окружающей природной среды, выделились в самостоятельную сферу производственных и социальных отношений и потребовали специфического метода правового регулирования.
Говоря о разделении права на отрасли, необходимо иметь в виду следующее:
1. Все отрасли права по своему содержанию могут быть разделены на отрасли материального права и отрасли процессуального права.
Материальное право - это совокупность правовых норм (объединенных, естественно, в институты, подотрасли и отрасли права), регулирующих содержательную сторону общественных отношений. Таким образом, это отношения складывающиеся между людьми и их объединениями, отношения связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, его куплей-продажей, формами собственности, трудовой и политической деятельностью, государственным управлением, реализацией субъектами прав и обязанностей, вступлением в брак и т.д. К отраслям материального права относятся конституционное, уголовное, административное, гражданское, исправительно-трудовое, финансовое, земельное, семейное, трудовое, аграрное право. Нормы указанных отраслей права непосредственно регулируют управленческие, имущественные, трудовые, семейные отношения и т. д.
Процессуальное право - совокупность правовых норм (объединенных в институты, подотрасли, отрасли права), регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления и защиты норм материального права. Таким образом, это отрасли, которые определяют порядок разрешения споров, конфликтов, расследования и судебного рассмотрения преступлений и иных правонарушений, т.е. регламентируют чисто процедурные или организационные вопросы, имеющие, однако, важное, принципиальное значение.
К отраслям процессуального права относятся уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, а согласно позиции некоторых авторов - и конституционно-процессуальное, арбитражное и административно-процессуальное право.
2. Разделение права на частное и публичное. Это разделение, сложилось в юридической науке и практике еще в Древнем Риме. По широко известному определению римского юриста Доминиция Ульпиниана (III в.), публичное право относится «к положению Римского государства», частное – «к выгоде отдельных лиц». Публичное право – это область дел государственных, а частное право – область частных дел.
Такое деление права было воспринято континентальной правовой системой.
Частное право - совокупность отраслей права, регулирующих отношения, обеспечивающие частные интересы граждан и негосударственных объединений. Речь идет главным образом об имущественных и личных неимущественных отношениях. К частному праву относятся прежде всего гражданское, торговое (в странах, где оно выделилось в самостоятельную отрасль права), семейное право.
Специфику частного права составляют следующие черты :
1. Частное право представляет собой совокупность правовых норм, охраняющих и регулирующих отношения частных собственников в процессе производства и обмена, имущественно-стоимостные отношения и личные неимущественные отношения, возникающие по поводу духовных благ и связанные с личностью их участников.
2. Предметом регулирования частного права является область «частных дел»: сфера статуса свободной личности, частной собственности, свободных договорных отношений, наследования, свободного перемещения товаров, услуг и финансовые средства и т.д.
Регулирование отношений частных лиц между собой;
Обеспечение частного интереса с акцентированием внимания на экономической свободе, свободном самоизъявлении и равенстве товаропроизводителей, защите собственников от произвола государства;
Обеспечение свободного волеизъявления субъектов при реализации своих прав;
Широкое использование договорной формы регулирования;
Включение в себя норм, обращенных к субъективному праву и обеспечивающих судебную защиту;
Преобладание диспозитивных норм, рассчитанных на самоответственность по своим обязательствам и действиям;
Использование классической юридической техники.
4. Метод частного права – преимущественно диспозитивный.
5. Отрасли, основу которых составляют нормы частного права: гражданское право, семейное право, трудовое право, земельное право и др.
Публичное право - совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, публичный, общегосударственный интерес. К публичному праву относятся, например, конституционное, уголовное, административное право.
Специфику публичного права составляют следующие черты :
1. Публичное право представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих порядок деятельности органов государственной власти и управления, организации и деятельности представительных учреждений, осуществление правосудия, борьбу с посягательствами на конституционный строй.
2. Предметом регулирования публичного права является область «государственных дел»: сфера устройства и деятельности государства как публичной власти всех, публичных институтов, аппарата государств, административных отношений, государственной службы, уголовного преследования и ответственности, принципов, норм и институтов межгосударственных отношений и международных организаций и т.д.
Регулирование отношений между государственными органами или между частными лицами и государством;
Обеспечение публичных интересов с акцентированием внимания на запретах, обязанностях граждан перед государством;
Обеспечение одностороннего волеизъявления субъектов права;
Включение в себя общих и безличных норм, имеющих нормативно ориентирующее воздействие;
Преобладание директивно-обязательных норм, рассчитанных на иерархические отношения субъектов и субординацию правовых норм и актов;
Широкое использование новейших технических приемов.
4. Метод публичного права – преимущественно императивный.
5. Отрасли, основу которых составляют нормы публичного права: конституционное право, административное право, уголовное право, финансовое право, уголовно-процессуальное право и др.
В качестве критерия разграничения частного и публичного права в современной юридической науке признается и различие методов правового регулирования. Для публичного права характерен метод централизации (субординации, власти-подчинения), для частного права - метод децентрализации (координации, автономии, равноправия). Нормы публичного права, как правило, императивны, их содержание не может быть изменено по воле участников правоотношений.
Абсолютной публично-правовой или частноправовой отрасли не существует. Публично-правовые элементы могут присутствовать в отраслях частного права, и наоборот. Так, например, в земельном праве – отрасли частного права – присутствуют и публично-правовые элементы в виде определения порядка землеустройства, предоставления (отвода) земель, изъятия земель и др. В семейном праве к публично-правовым элементам относятся судебный порядок расторжения брака, лишения родительских прав, взыскания алиментов.
Границы между частным и публичным правом исторически подвижны и изменчивы. Так, изменение в Российской Федерации форм собственности на землю принципиально повлияло на характер земельного права: оно перешло в состав отраслей частного права, сохраняя публично-правовые элементы.
Возрастание влияния современного государства на экономические отношения и увеличение объема его социальной деятельности обусловливают тенденцию к более тесной связи и взаимопроникновению норм публичного и частного права. Договор, который является типичным проявлением частноправового регулирования, все более внедряется в публично-правовые отношения в современной России (например, договор о поступлении гражданина на государственную службу, контракт о службе в Вооруженных Силах РФ, контракт о службе в органах внутренних дел и т.д.).
В какой-то степени разделение права на публичное и частное носит условный характер (заметим, что в странах с англосаксонской системой права такого разграничения нет); ведь частный интерес, не соответствующий интересу всего общества, т. е. публичному интересу, не может рассчитывать на юридическую защиту.
Соотношение | Публичное право | Частное право |
1. Выражают интересы | государства | Частные интересы отдельных лиц |
2.Регулируют отношения | Между государственной властью и гражданином | Граждан и их частных объединений между собой |
3.Соотношение сторон, положение участников | Присутствует подчиненность, неравноправие участников (субординация) | Участники юридически равноправны (равноправие) |
4.Характер правоотношений | Вертикальные по типу «власть-подчинение» | Горизонтальные «координационного» типа |
5.Регулирование отношений | Централизованная регуляция общественных отношений гос. власти | Децентрализованное регулирование из независимых центров |
6. Метод правового регулирования | императивный | диспозитивный |
7. Правовые нормы | Обязанности, запреты | дозволение |
8. Средство правового регулирования | Односторонне-властный акт компетентного государственного органа | договор |
9. Сущность отношений (целевые установки) | Сущность образует коллективное начало | Образует индивидуальное начало |
10. Защита прав исходит | Исходит от государства | Исходит от заинтересованного частного лица |
11. Статус государства | Властный субъект, наделенный компетенцией | Юридическое лицо |
3. Международное право не входит ни в одну национальную систему права, поэтому ни одно государство мира не может считать его своим. Оно занимает особое (наднациональное) место, поскольку регулирует не внутригосударственные, а межгосударственные отношения. В нем выражается коллективная воля народов, выступающих субъектами данного права. Его нормы и институты закрепляются в различных международных договорах, соглашениях, уставах, конвенциях, декларациях, документах ООН. Эти акты определяют взаимные права и обязанности государств - участников мирового сообщества, принципы их взаимоотношений, поведение на международной арене.
Это правовая система, включающая международное публичное право, регулирующее межгосударственные отношения, и международное частное право, регулирующее внутригосударственные отношения с участием иностранных физических и юридических лиц.
В современной юридической науке сложились различные концепции соотношения международного и национального права:
1) монистические концепции, сторонники которых признают международное и национальное право составными частями единой системы права:
Концепция примата (приоритета) национального права над международным;
Концепция примата международного права над национальным.
2) дуалистическая концепция, сторонники которой рассматривают международное право и право внутригосударственное как самостоятельные, равнопорядковые, изолированные и независимые друг от друга правовые системы, которые активно взаимодействуют в процессе нормотворчества и правоприменения.
Интернационализация жизни народов, расширение международного партнерства и сотрудничества в различных областях общественной жизни, рост значения роли международных отношений, углубление их воздействия на внутреннюю жизнь государств, судьбы отдельных народов и отдельной личности, придающих современному миру целостность, усиливают значение международного права. Современное международное право становится универсальным регулятором, выражающим общественные ценности и приоритеты.
В этих условиях все большее число сторонников находит концепция верховенства международного права, разработанная основателем нормативистской школы права австрийским юристом Г. Кельзеном (1881-1973). Он исходил из того, что в мире существует единая система права, включающая право международное и право национальное всех без исключения государств; истинность норм национального права определяется нормами международного пава.
Международное право:
1. Международное право является составной частью правовой системы каждого государства. Оно активно «вторгается» в сферу внутригосударственных отношений.
2. Международное право создается международными организациями, а т.ж. совместной деятельностью различных государств, а национальное право – компетентными субъектами, определяемыми в каждом отдельном государстве.
3. Международное право распространяет свое действие на территорию всех государств, а национальное право – на территорию соответствующего отдельно взятого государства.
4. Источниками международного права являются пакты, декларации, конвенции, международные договоры. Источниками национального права являются внутригосударственные нормативные правовые акты, договоры обычаи.
5. В современном мире реализуется концепция примата (верховенство) международного права над национальным.
Россия признала приоритет международного права над внутригосударственным, особенно в гуманитарной области (права человека, правосудие, свобода личности, информации и т.д.). В КонституцииРФ записано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ст. 15 ч. 4).
Заметим, что международное право является, как сказано в Конституции, составной частью российской правовой системы, но это не значит, что оно входит в систему права РФ в качестве самостоятельной отрасли. Да и в правовую систему оно включается не в полном объеме, а лишь в той мере, в какой выступает источником права страны и не противоречит ее национальным интересам.
Интеграция России в мировое сообщество, развитие сотрудничества с другими государствами, участие в разрешении региональных конфликтов, выполнение по мандату ООН миротворческих миссий свидетельствует о признании конструктивного влияния России на решение международных проблем. С другой стороны, возросла роль международного права и во внутренней жизни России, о чем, в частности, свидетельствует возможность граждан РФ в случае нарушения их прав и законных интересов обращаться за помощью в международные организации, если на месте они исчерпали все меры защиты.
Похожая информация.
Выделяются три основных способа воздействия на поведение субъектов :
императивный - строго обязательное предписание;
автономный (диспозитивный) - возможность для выбора или свободного волеизъявления;
В соответствии с ними выделяют:
1. Императивные нормы - категорические, строго обязательные, не допускающие отступлений и иной трактовки предписания. Например, «Финансирование судов производится только из федерального бюджета...» {статья 124 Конституции РФ).
2. Диспозитивные нормы либо позволяет выбрать из предложенных в норме вариантов поведения, либо предоставляют субъектам возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению. Сторонам предоставляется возможность самим договориться о взаимных правах и обязанностях и лишь на случай, если они не сделают этого, предписывается определенный вариант поведения.
Все это влияет на особенности изложения диспозитивной нормы. Обычно контекст формулировки включает слова: «если иное не предусмотрено договором». В наибольшей мере диспозитивные нормы присущи гражданскому праву. Наприме р: часть 2 статьи 273 ГК РФ «Если иное не предусмотрено договором об отчуждении здания или сооружения, к приобретателю переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята зданием (сооружением) и необходима для его использования».
3. Рекомендательные нормы устанавливают варианты наиболее желательного с точки зрения государства урегулирования общественных отношений. Например, Указ Президента РФ от 21.03.1996 № 408 «Об утверждении Комплексной программы мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров» (с изменениями от 02.04.1997, 16.10.2000) п. 4.5.1.В случае неисполнения предписаний Центрального банка РФ,... Центральному банку РФ рекомендуется предъявлять учредителям (участникам) банка требования о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению банка либо о реорганизации банка и решать вопрос о замене его руководителей.
4. Поощрительные нормы - это предписания о предоставлении органами и должностными лицами определенных мер поощрения за одобряемый государством и обществом полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования.
В поощрительных нормах может содержаться и правомочие (право работника на дополнительное вознаграждение или льготы при перевыполнении норм выработки и т. п.) и связывание (обязанности администрации поощрить выплатить подобное вознаграждение).
VIII. По степени регламентации поведения.
1. Абсолютно определенные и относительно определенные нормы .
Если норма формулирует правило, условия его действия с исчерпывающей полнотой, не допуская каких-либо вариантов или дальнейшей конкретизации в ходе реализации, то она абсолютно определенная .
Например , п. 1 ст. 4 Патентного закона: «Изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо».
2. Относительно определенные нормы допускают возможность вариантов поведения с учетом конкретных обстоятельств. Эти нормы, в свою очередь, подразделяются на ситуационные и альтернативные. Первые допускают возможность усмотрения адресата норм в зависимости от ситуации, а вторые - предоставляют возможность выбора из обозначенных в нормативном акте вариантов.
Например, п. 4 ст. 13. Патентного закона: «В интересах национальной безопасности (в случае если сложится ситуация затрагивающая интересы национальной безопасности) Правительство РФ имеет право разрешить использование объекта промышленной собственности без согласия патентообладателя с выплатой ему соразмерной компенсации» и «В случае если Государственная Дума в течение 3-х месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу» (п. 3 ст. 117 Конституции РФ).
IX. По времени действия выделяют постоянные нормы и временные .
Большинство правовых норм относятся к постоянным нормам, что видно из признаков правовой нормы. Однако достаточно часто в переходных положениях нормативно правовых актов используются и временные нормы.
Например , Совет Федерации первого созыва и Государственная Дума первого созыва избираются сроком на два года (пункт 7 Раздела второго - Заключительные и переходные положения Конституции РФ).
Кроме того, оперативные нормы выполняют кратковременную задачу: вводят новые и исключают устаревшие нормы.
Нормы права классифицируются по различным критериям.
По роли и месту в правовой системе (по социальному назначению):
Учредительные нормы – выполняют функцию норм – принципов. Данные нормы закрепляют:
1) основы общественно – политического;
2) права и свободы граждан;
3) основы политической системы;
4) основы правовой системы.
Примером указанных норм, являются конституционные нормы.
Регулятивные нормы – выполняют функции правил поведения. Регулирование осуществляется путем предоставления участникам правоотношения субъективных прав и возложения на них обязанностей. Данные нормы могут быть:
1) управомочивающие – предоставляют субъектам правоотношения право на совершение положительных действий;
2) обязывающие – вынуждают к определенным действиям;
3) запрещающие – устанавливают запрет на совершение, или не совершение тех или иных действий.
Охранительные нормы – выполняют функцию охраны общественного порядка. Указанные нормы вступают в действия с момента нарушения требований регулятивных и иных правовых норм. Пример – норы уголовного кодекса, устанавливающие наказание за совершение преступления.
Обеспечительные нормы играют роль норм – гарантий, которые способствуют исполнению других норм, т.е. гарантируют их исполнение).
Декларативные нормы играют информационную роль. Как правило, это нормы программного характера (ст. 7 Конституции РФ, РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека).
Дефинитивные нормы – выполняют функцию норм – определений и объясняют содержание тех или иных понятий.
Коллизионные нормы являются нормами – арбитрами и предписывают действия субъектов в спорных ситуациях.
Оперативные нормы – выполняют роль норм – инструментов и устанавливают даты вступления нормативных актов в силу и прекращения их действия.
По предмету правового регулирования выделяются нормы отдельных отраслей права – материальных и процессуальных.
По методу правового регулирования правовые нормы могут быть:
1) императивными – применяются при отношениях, власти и подчинении, носят строгий обязательный характер;
2) диспозитивными – применяются при регулировании отношений, равных субъектов (как правило, в сфере гражданского права), допускают возможность выбора участниками правоотношения взаимно приемлемого варианта поведения;
По субъектам правотворчества выделяются:
Нормы, исходящие от государства, т.е. изданные государственными органами – к ним относятся большинство правовых норм;
Нормы прямого народного правотворчества (решение сельского схода, референдума).
По сфере действия правовые нормы могут быть:
Нормами общего действия – действуют на территории всей страны в отношении всех граждан – нормы Конституции;
Нормами ограниченного действия – действуют в отношении, как правило, всех граждан, проживающих на какой – либо ограниченной территории – нормы законов, акты субъектов РФ;
Локальными нормами – распространяют свое действие только на членов отдельных государственных либо негосударственных структур – работники предприятий, организаций.
По времени действия выделяются:
Постоянные нормы – действуют неограниченный период до тех пор, пока нормативно – правовой акт не будет отменен, либо изменен;
Временные нормы – действуют в течение определенного, специально указанного промежутка времени.
По кругу лиц различаются нормы, регулирующие статус и поведение отдельных категорий граждан. Например: нормы воинских уставов регламентируют поведение военнослужащих.
По функциональной роли правовые нормы могут быть:
Общими – присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов в соответствующей отрасли права;
Специальные – охватывают часть институтов соответствующей отрасли права, и регулируют исключительно важные, требующие более детальной регламентации вопросы.