20.06.2020

Правовое регулирование в сфере конкуренции. Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности. Список использованной литературы


ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ Литература Конкурентное право России: учебник / Д. А. Алешин, И. Ю. Артемьев, Е. Ю. Борзило и др. ; отв. ред. И. Ю. Артемьев, А. Г. Сушкевич; НИУ «Высшая школа экономики» . - М. , 2012. – электронная библиотечная система knigafund. ru Конкурентное право: теория и практика применения: учебник для магистров: учебник для студентов высших учебных заведении, обучающихся по юридическим направлениям и специальностям / Д. А. Петров; под общ. ред. В. Ф. Попондопуло. Москва: Юраи т, 2015. – электронная библиотечная система biblio-online. ru

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ Конкурентное право России / под ред. С. А. Пузыревского. М. 2013. Городов О. А. Право промышленнои собственности: Учебник. – М. : Статут, 2011. Варламова А. Н. Правовое обеспечение развития конкуренции: учебное пособие. – М. : Статут, 2010. России ское предпринимательское право: Учебник / Отв. ред. И. В. Ершова, Г. Д. Отнюкова – М. : Проспект, 2011. Рыночное предпринимательское право Российской Федерации: учебное пособие / С. П. Бортников, А. В. Пашков. – Самара: Изд во «Самарский университет» , 2011.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ Периодика Конкурентное право Конкуренция и право Российское конкурентное право и экономика Современная конкуренция

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ Веб ресурсы http: //government. ru сайт Правительства РФ http: //www. fas. gov. ru сайт Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ http: //samara. fas. gov. ru сайт Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Самарской области

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ Понятие, предмет и метод конкурентного права. Термин «конкурентное право» (Competition Law) многозначен. Можно выделить, по крайней мере, четыре его основных значения: конкурентное право как отрасль (подотрасль, институт) права; конкурентное право как отрасль законодательства; конкурентное право как научная дисциплина; конкурентное право как учебная дисциплина, изучаемая в юридических и экономических высших учебных заведениях. Российская доктрина в на стоящее время формирует понимание «конкурентного права» в узком и широком смысле. В узком смысле «конкурентное право» российскими юристами используется для обозначения актов антимонопольного законодательства. В такой трактовке законодательство о конкуренции традиционно рассматривается в рамках общих курсов предпринимательского (хозяйственного) права. В широком смысле конкурентное право охватывает все нормы о развитии и защите конкуренции, содержащиеся в феде ральных законах и иных нормативных правовых актах.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ Предмет конкурентного права составляют общественные отношения по защите конкуренции, включая: отношения по предупреждению и пресечению монополистической деятельности; отношения по запрету антиконкурентых действий органов власти; отношения по предоставлению государственных и муниципальных преференций; отношения по контролю экономической концентрации; отношения по обеспечению конкуренции проведению торгов; отношения по привлечению к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ Метод конкурентного права – это совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется регулирование отношений, входящих в предмет конкурентного права. При этом метод конкурентного права имеет свое уникальное сочетание императивных и диспозитивных начал регулирования, которое характеризуется: централизованным регулированием отношений в сфере защиты конкуренции на федеральном уровне и запретом регулирования этих отношений на уровне субъектов РФ и муниципальном уровне; предоставлением свободы действий хозяйствующим субъектам на товарных рынках, ограниченной необходимостью защиты конкуренции; спецификой способов защиты конкуренции.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ Принципы конкурентного права – это основные положения, отражающие кратко сущность системы антимонопольного законодательства и политику государства в сфере защиты конкуренции. Принципы конкурентного права в зависимости от источника их закрепления могут быть классифицированы на: конституционные принципы; отраслевые принципы конкурентного права.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ Можно выделить общеправовые и специальные принципы регулирования конкуренции. Общеправовые принципы: 1. Принцип свободы экономической деятельности 2. Принцип государственного регулирования рыночных отношений 3. Принцип законности

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ Специальные принципы: 1. Принцип поддержки добросовестной конкуренции 2. Принцип недопустимости экономической деятельности, направленной на монополизацию рынков и недобросовестную конкуренцию 3. Принцип специального регулирования в сфере естественных и государственных монополий 4. Принцип единого экономического пространства 5. Принцип дифференциации и защиты частных и публичных интересов 6. Принцип эффективности антимонопольного регулирования 7. Принцип запрета злоупотреблений 8. Принцип сочетания предварительного и последующего антимонопольного контроля 9. Принцип защиты отечественных недобросовестной иностранной конкуренции товаропроизводителей от

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ Лекция 1. 1. Предпринимательство и защита конкуренции Татаринова Светлана Сергеевна, ассистент кафедры гражданского процессуального и предпринимательского права

Лекция 1. 1. Предпринимательство и защита конкуренции Предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ)

Лекция 1. 1. Предпринимательство и защита конкуренции Признаки предпринимательской деятельности: Родовые признаки – присущи любой свободной деятельности: Самостоятельность Рисковый характер: при этом риск может объективный субъективный Видовые признаки – присущи предпринимательской деятельности: Систематическое получение прибыли Необходимость государственной регистрации быть именно

Лекция 1. 1. Предпринимательство и защита конкуренции Незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ) Предпринимательство признается незаконным в одном из следующих пяти случаев: 1) осуществляется без регистрации; 2) осуществляется с нарушением правил регистрации; 3) при регистрации в орган, осуществляющий государственную регистрацию, были представлены документы, содержащие заведомо ложные сведения; 4) осуществляется без специального разрешения (лицензии), когда такое разрешение обязательно; 5) осуществляется с нарушением лицензионных требований и условий.

Лекция 1. 1. Предпринимательство и защита конкуренции ФЗ «О защите конкуренции» № 135 -ФЗ 2006 года дает следующее определение: конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке Конкуренция имеет несколько характерных черт, в том числе: наличие нескольких соперников, принадлежность к одной и той же сфере деятельности, совпадающие цели на рынке.

Лекция 1. 1. Предпринимательство и защита конкуренции Существует 4 основных вида конкуренции (структуры рынка): чистая (совершенная) конкуренция; монополистическая конкуренция; олигополия; чистая монополия.

Лекция 1. 1. Предпринимательство и защита конкуренции Рынок чистой (совершенной) конкуренции Для него характерно то, что в борьбе за внимание и деньги покупателей сталкиваются между собой множество производителей однотипных, стандартизированных товаров. При этом ни один из них не обладает контролем над такой долей рынка, которая позволяет ему навязать остальным выгодные ему условия сбыта. Препятствия для вступления в отрасль и неценовая конкуренция при чистой конкуренции отсутствуют. Именно так конкурировали некогда ремесленники на базарах древних городов, именно так по сей день конкурируют между собой мелкие производители сельскохозяйственной продукции. Экономисты называют такую конкуренцию совершенной потому, что здесь она развивается без всяких ограничений, и рыночное равновесие достигается в результате массовых сделок продавцов и покупателей, которые не могут навязать другу свою волю и вынуждены искать компромисс в виде рыночной цены (цены рыночного равновесия). В такой ситуации достоинства рыночных механизмов (впрочем, как и их недостатки) проявляются наиболее полно. Именно рынок совершенной конкуренции наиболее точно описывает взаимодействие спроса и предложения.

Лекция 1. 1. Предпринимательство и защита конкуренции Рынок олигополистической конкуренции (олигополия) Если каким то фирмам удалось придумать наиболее привлекающее покупателей разновидности товаров или привлечь за счет низких цен наибольшее число покупателей, они смогут в итоге вытеснить с рынка остальных, менее удачливых продавцов. И тогда эти несколько крупнейших фирм станут хозяевами рынка, ведя конкурентную борьбу лишь между собой. Такая ситуация была характерна, например, для российского рынка легковых автомобилей. Плановые органы СССР сформировали эту отрасль таким образом, что в ней были лишь три основных производителя: «ВАЗ» (изготовитель «Жигули»), «АЗЛК» (изготовитель «Москвичей») и «ГАЗ» (изготовитель «Волги»). Это машины различных классов, и каждый класс машин производится лишь одним заводом. Ситуация олигополии на отечественном рынке легковых автомобилей была разрушена лишь массовым появлением на внутреннем рынке автомобилей иностранного производства. Нетрудно догадаться, что на рынке олигополистической конкуренции возможности покупателей выторговать себе наилучшие условия покупки еще меньше, чем на рынке монополистической конкуренции. Ведь практически весь товар определенного типа производится и предлагается к продаже всего несколькими фирмами, и купить его больше не у кого.

Лекция 1. 1. Предпринимательство и защита конкуренции Рынок чистой монополии На таком рынке для покупателя складываются самые худшие условия. При чистой монополии возможности покупателя торговаться становятся крайне ограниченными, поскольку альтернативного изготовителя (продавца) просто не существует. Если покупатель не может обойтись без товара, он вынужден будет его покупать даже ценой отказа от других благ.

Лекция 1. 1. Предпринимательство и защита конкуренции Признаки ограничения конкуренции (ФЗ «О защите конкуренции» № 135 -ФЗ 2006 г.): сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Лекция 1. 1. Предпринимательство и защита конкуренции Монополия (монопольное положение) – это доминирующее положение одного или нескольких субъектов предпринимательства (группы лиц) на соответствующем рынке. Признаки монополии: Исключительное положение, в которое поставлен хозяйствующий субъект на рынке. Исключительность состоит в том, что он сосредоточивает в своих руках значительную часть производства и сбыта определенного товара; Особое поведение господствующего на рынке субъекта и использование доминирующего положения в своих интересах. Это проявляется в назначении продавцом монополистом цен, исходя из собственных издержек производства, намечаемых соотношением прибыли и спроса; Несправедливое перераспределению дохода от потребителей монополистической фирме за счет установления монопольных цен; к Исключительное право. Оно может предоставляться государством одному или нескольким субъектам на осуществление определенной деятельности.

Лекция 1. 1. Предпринимательство и защита конкуренции ВИДЫ МОНОПОЛИЙ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ в результате регулирующего государства непосредственного воздействия ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ в результате обладания исключительными правами ВРЕМЕННАЯ МОНОПОЛИЯ вследствие самостоятельных действий субъектов предпринимательства без непосредственного регулирующего воздействия государства

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ Тема 1. 3. Рынок: понятие и структура. Татаринова Светлана Сергеевна, ассистент кафедры гражданского процессуального и предпринимательского права

Тема 1. 3. Рынок: понятие и структура. Понятие и функции рынка. Рынок – это особая форма организации хозяйственной жизни общества, предполагающая взаимодействие экономических субъектов хозяйственных единиц (производителей и потребителей). Рынок – это совокупность всех взаимоотношений между производителями и потребителями товаров и услуг в сфере обмена и реализации товаров. Рынок возникает при условии: 1. Общественного разделения труда. 2. Обособленности производителей, предполагающей ответственность за результаты деятельности. 3. Появления частной собственности. Рынок предполагает равноправие всех субъектов (производителей и потребителей), отношения между которыми выражаются в форме добровольной передачи имущественных прав на частные блага.

Тема 1. 3. Рынок: понятие и структура. Классификации рынков: по экономическому назначению: рынок товаров, рынок труда, денежный ранок и др. ; по организации рыночного обмена: оптовый и розничный рынки; по формам собственности: частный, кооперативный и государственный рынки; по отраслям: текстильный, автомобильный, сельскохозяйственный, компьютерный и другие; по видам конкуренции: рынки совершенной и несовершенной конкуренции (монополистический рынок, олигополистический рынок, рынок монополистической конкуренции); по правовому положению: легальный, «теневой» , криминальный рынки; по географическому положению: местный, региональный, национальный, мировой рынки.

Тема 1. 3. Рынок: понятие и структура. Существует три подхода к определению термина «товарный рынок»: Субъектный подход (экономический) Территориальный подход (легальный, существовал до 1995 г.) Объектный подход (легальный, действующее законодательство)

Тема 1. 3. Рынок: понятие и структура. Субъектный подход: Рынок – это совокупность отношений между участниками обмена, которые тесно связаны друг с другом через те или иные средства (Р. Барр) Рынок – это механизм, посредством которого покупатели и продавцы взаимодействуют для установления цен и количества товара и услуг (К. Макконелл и С. Брю) Рынок – это эффективный способ связи производства и потребления, в котором определяются потребности общества и возможности производителя, осуществляется общественная оценка эффективности (Р. О. Халфина)

Тема 1. 3. Рынок: понятие и структура. Территориальный подход: Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» предложил разделение товарного рынка на два уровня – республиканский и местный: Республиканский товарный рынок – это сфера обращения товаров в пределах границ РСФСР. Местный товарный рынок – это сфера обращения товаров в пределах границ республики, входящей в состав РСФСР, автономной области, автономного округа, края, области.

Тема 1. 3. Рынок: понятие и структура. Объектный подход: Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135 -ФЗ «О защите конкуренции» Товарный рынок – это сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (п. 4 ст. 4 ФЗ)

Тема 1. 3. Рынок: понятие и структура. Структура и инфраструктура товарного рынка: § Структура – производители, посредники и продавцы. Инфраструктура – это система организаций, обеспечивающая взаимосвязи между структурными элементами товарных рынков и способствующая свободному движению товаров, непрерывному процессу воспроизводства и бесперебойному функционированию сфер конечного потребления. Постановление Правительства РФ от 03. 08. 1996 № 936 «О комплексной Программе развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 33. Ст. 4005. Постановление Правительства РФ от 15. 06. 1998 № 593 «О Комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков РФ на 1998 2005 годы» // Собрание законодательства РФ", N 25, 22. 06. 1998, ст. 2910.

Тема 1. 3. Рынок: понятие и структура. В Комплексной Программе названы следующие подсистемы инфраструктуры товарного рынка: подсистема торговых посредников и складского хозяйства; подсистема информационного обеспечения; подсистема тароупаковочной индустрии; подсистема транспортного обеспечения (рассматривается только в части обеспечения требований к развитию и функционированию инфраструктуры товарных рынков); финансово кредитная подсистема; подсистема организационного обеспечения; подсистема нормативно правового обеспечения.

Тема 1. 3. Рынок: понятие и структура. Порядок определения границ товарного рынка I Этап - определение продуктовых границ рынка: представляет собой процедуру выявления товара (его потребительских свойств) и товаров заменителей, а также формирования товарной группы (группы товаров, рынки которых оцениваются как один товарный рынок). В основе этой процедуры должно лежать мнение покупателей (как физических, так и юридических лиц) о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу. Это мнение определяется в результате сплошного или выборочного опроса покупателей и подкрепляется данными товароведческой экспертизы. Опрос следует проводить по группам покупателей, дифференцированным по способам участия в обороте товара (оптовый, мелкооптовый покупатель, покупатель единичного количества товара).

Тема 1. 3. Рынок: понятие и структура. Примерный перечень показателей, необходимых для изучения товара: Потребительские свойства товара: функциональное назначение; физические параметры (вес, габариты и т. д.); технические и эксплуатационные показатели; цена товара. Условия потребления или эксплуатации товара покупателями: обеспеченность электроэнергией; обеспеченность водоснабжением; обеспеченность услугами по сборке, транспортировке и т. п. ; обеспеченность техническим обслуживанием. Условия реализации товара: через систему оптовой, мелкооптовой торговли; через систему розничной торговли, в том числе фирменные магазины организаций изготовителей; по прямым договорам между продавцами и покупателями, в том числе посредством бартерных сделок.

Тема 1. 3. Рынок: понятие и структура. II Этап - определение состава продавцов и покупателей. Выявляются все продавцы, функционирующие на товарном рынке, для которого определены продуктовые границы. Если это невозможно, выделяются группы продавцов, и для каждой из них оцениваются объемы продаж, которые в совокупности дают общий объем продаж на данном товарном рынке. Определяются все группы покупателей, приобретающих товар у конкретного продавца. Группировку покупателей следует производить по способам приобретения ими конкретного товара (оптовые покупатели, мелкооптовые, розничные). Состав выделенной группы покупателей уточняется по следующему критерию: каждый покупатель выделенной группы может приобрести товар у любого продавца, реализующего товар на определенном товарном рынке. Наряду с фактически действующими желательно выявить и потенциально возможных продавцов и покупателей на определяемом товарном рынке.

Тема 1. 3. Рынок: понятие и структура. III Этап – определение географических границ товарного рынка. Географические границы товарного рынка обусловлены экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможности участия покупателей в приобретении данного товара на рассматриваемой территории, и устанавливают территорию, на которой покупатели из выделенной группы имеют экономическую возможность приобрести рассматриваемый товар, не имея такой возможности вне этой территории. Территория рынка определяется так же, как и товарная группа: по принципу признания покупателями равной доступности товаров. Если покупатели считают товар, продаваемый в одном регионе, заменителем товара, продаваемого в другом регионе, то эти регионы можно рассматривать как один и тот же географический рынок данного товара.

Тема 1. 3. Рынок: понятие и структура. При определении географических границ рынка, учитываются следующие факторы: возможность перемещения спроса между территориями, предположительно входящими в единый географический рынок, т. е. доступность транспортных средств для перемещения покупателя к продавцу и незначительность транспортных расходов на перемещение покупателя к продавцу; возможность перемещения товара между территориями, предположительно входящими в единый географический рынок: незначительность дополнительных издержек на транспортировку товара от продавца к покупателю; сохранность уровня качества и потребительских свойств товара в процессе его транспортировки; отсутствие на данной территории административных ограничений на ввоз или вывоз товаров и пр. ; сопоставимый уровень цен на соответствующие товары внутри границ этого рынка.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ Тема 2. 2. Правовое регулирование пресечения недобросовестной конкуренции. Татаринова Светлана Сергеевна, ассистент кафедры гражданского процессуального и предпринимательского права

Тема 2. 2. Правовое регулирование пресечения недобросовестной конкуренции. Недобросовестная конкуренция любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» № 135 -ФЗ 2006 г.)

Тема 2. 2. Правовое регулирование пресечения недобросовестной конкуренции. Запрет на недобросовестную конкуренцию (ст. 14 ФЗ «О защите конкуренции» № 135 -ФЗ 2006 г.) 1. Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе: 1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; 2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей; 3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами; 4) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг; 5) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну. 2. Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

Тема 2. 2. Правовое регулирование пресечения недобросовестной конкуренции. Формы недобросовестнои конкуренции: СУЩЕСТВУЮЩИЙ ПОДХОД НОВЕЛЛЫ ЗАКОНОПРОЕКТА Введение в заблуждение (п. 2 ч. 1 ст. 14) Дискредитация применения п. 1 ч. 1 ст. 14) Некорректное сравнение (п. 3 ч. 1 ст. 14) (расширение Недобросовестные деи ствия отчуждении имущества при Незаконное использование результатов Недобросовестная конкуренция, интеллектуальнои деятельности (п. 4 ч. 1 связанная с созданием смешения ст. 14) НДК с использованием информации, Использование деловои репутации составляющеи коммерческую или иную другого хозяи ствующего субъекта охраняемую законом таи ну (п. 5 ч. 1 ст. 14) Незаконное использование приобретение и Недобросовестная конкуренция путем прав на средства дезорганизации деятельности

Тема 2. 2. Правовое регулирование пресечения недобросовестной конкуренции. НОВЕЛЛЫ ЗАКОНОПРОЕКТА Недобросовестные деи ствия при отчуждении имущества деи ствия хозяи ствующих субъектов, направленные на получение преимуществ в предпринимательскои деятельности вследствие безвозмезднои передачи товара другому лицу, если при этом дополнительное оборудование предлагается за плату. направлено на пресечение злоупотреблении под видом благотворительности исключает применение нормы к актам благотворительности, не создающим преимущества для дарителя в дальнеи шем (без необходимости приобретения в дальнеи шем дополнительного оборудования и/или расходных материалов либо без условии об обязательном приобретении их у дарителя либо его представителеи)

Тема 2. 2. Правовое регулирование пресечения недобросовестной конкуренции. НОВЕЛЛЫ ЗАКОНОПРОЕКТА Недобросовестная конкуренция, связанная с созданием смешения направлено на пресечение деи ствии, влекущих смешение товаров хозяи ствующих субъектов конкурентов как с использованием охраняемых средств индивидуализации, так и путем копирования внешнего вида товара, упаковки, этикетки, наименования, цветовои гаммы, фирменнои одежды, оформления торгового зала, витрины или иных отдельно не охраняемых элементов ранее факты копирования дизаи на, этикетки и т. п. могли быть предметом рассмотрения ФАС России и квалификации на основании п. 2 ч. 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции как введение в заблуждение, в том числе относительно производителя товара

Тема 2. 2. Правовое регулирование пресечения недобросовестной конкуренции. НОВЕЛЛЫ ЗАКОНОПРОЕКТА Использование деловои репутации другого хозяи ствующего субъекта касается практики получения преимуществ при осуществлении предпринимательскои деятельности путем использования репутации другого хозяи ствующего субъекта, в том числе не являющегося конкурентом, путем использования принадлежащих ему средств индивидуализации либо путем создания впечатления о причастности к предпринимательскои деятельности такого хозяи ствующего субъекта (о партнерстве, наличии правопреемства и т. п.) требует оценки конкурентнои тактики нарушителя в целом для доказывания направленности деи ствии на получение преимуществ за счет репутации иного лица напправлено на внедрение в России сложившеи ся практики применения положении Парижскои конвенции к защите «гудвилла» , что уже отражено в судебнои практики ВАС РФ, Суда по интеллектуальным правам, ФАС России (дело Vacheron Constantin)

Тема 2. 2. Правовое регулирование пресечения недобросовестной конкуренции. НОВЕЛЛЫ ЗАКОНОПРОЕКТА Недобросовестная конкуренция путем дезорганизации деятельности хозяи ствующего субъекта (его работников) направлено на пресечение практики подрыва сложившихся деловых, гражданско правовых и иных контрактных связеи хозяи ствующего субъекта путем недобросовестными (незаконными) методами не может быть применено фактам распространения достовернои информации либо, например, к разовым случаям перехода работников к работодателю конкуренту

Современная российская экономика, основанная на рыночных отношениях, немыслима без здоровой конкуренции, которая должна поддерживаться и защищаться государством, в первую очередь, посредством принятия соответствующих нормативно-правовых актов, контроль за исполнением которых должен также обеспечиваться государством.

Законодательство РФ основывается на Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ и состоит из Закона о защите конкуренции, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ст. 3 Закона о защите конкуренции.

Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности осуществляется также с помощью подзаконных нормативных правовых актов.

В Конституции РФ содержатся определяющие положения, регламентирующие основы конкурентного правопорядка. В частности:

Гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции (ст. 8);

Вводится запрет на осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34);

Определяется, что установление правовых основ единого рынка находится в ведении Российской Федерации, и, следовательно, антимонопольное законодательство имеет федеральный уровень (п. «ж» ст. 71);

Не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на территории Российской Федерации (ст. 74).

Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Так, Российская Федерация как правопреемница СССР является участницей Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г.

Одним из направлений сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств является сотрудничество в антимонопольной сфере. В частности, в целях гармонизации отношений в области поддержки и развития конкуренции был подписан Договор о проведении согласованной антимонопольной политики (Москва, 25 января 2000 г.).

Ст. 10 ГК РФ, устанавливая пределы осуществления гражданских прав, говорит о недопустимости использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции; злоупотребления доминирующим положением на рынке.

Сегодня основным среди правовых источников, направленных на регулирование конкуренции, является Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В этом Законе даны определения таких понятий, как:

- конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

- недобросовестная конкуренция - любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям российского законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации;

- доминирующее положение - исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам;

- монополистическая деятельность - противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействия) хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции;

- монопольно высокая цена - цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощностей, и (или) получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара;

- монопольно низкая цена - цена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, результатом установления которой является или может являться ограничение конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка;

- аффилированные лица - физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность и др.

Закон в ст. 9 указывает на недопустимость участия в предпринимательской деятельности должностных лиц органов государственной власти и государственного управления.

В Законе также перечислены формы недобросовестной конкуренции, а именно:

Распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

Введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;

Некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

Продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;

Получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции до образования Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства осуществлял федеральный антимонопольный орган Государственный антимонопольный комитет РФ (ГАК РФ), являвшийся федеральным органом исполнительной власти. Указом Президента РФ от 22 сентября 1998 г. №1142 было создано названное выше Министерство РФ - МАП РФ. Постановлением Правительства РФ от 12 июля 1999 г. №793 было утверждено Положение о Министерстве РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

В соответствии с этим Положением МАП РФ являлось до 2004 года федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, развития предпринимательства и конкуренции на товарных рынках, обеспечения контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей и о рекламе, о регулировании и контроле деятельности субъектов естественных монополий в области связи и на транспорте.

Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, международными договорами Российской Федерации, а также указанным Положением.

С 2004 года органом государственной исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и проводящим конкурентную политику, является Федеральная антимонопольная служба России (ФАС России).

МАП РФ вправе создавать собственные территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции.

Основными задачами Министерства являются:

Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

Содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;

Осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства РФ, законодательства РФ о защите прав потребителей, о государственной поддержке предпринимательства, о рекламе, а также в пределах своих полномочий законодательства РФ о естественных монополиях и товарных биржах;

Проведение государственной политики, направленной на поддержку предпринимательства, в том числе малого и среднего, содействие становлению и укреплению предпринимательского сектора экономики Российской Федерации, государственное регулирование, межотраслевая и межрегиональная координация в сфере развития и поддержки малого предпринимательства;

Государственное регулирование и контроль деятельности субъектов естественных монополий в области связи (оказание услуг общедоступной электрической и почтовой связи) и субъектов естественных монополий на транспорте (железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов).

Необходимо отметить, что история правового регулирования конкуренции насчитывает не более 20 лет, поскольку в советский период, в условиях административно-командной системы управления государством и плановой экономики, конкуренции как таковой просто не существовало. Поэтому законодательство, направленное на поддержание и защиту конкуренции, стало формироваться только во время «перестройки». На протяжении всего процесса становления и развития законодательства о защите конкуренции, которое в первую очередь имело антимонопольную направленность, регулирование конкуренции на товарных рынках и рынке финансовых услуг осуществлялось раздельно, т.е. с применением различных подходов. В сфере регулирования конкуренции на товарных рынках основным правовым источником являлся Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности», в который перманентно вносились изменения и дополнения, а для финансовых рынков - Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».

Но правоприменительная практика и обращение к мировому опыту антимонопольного регулирования вскоре показали, что существует объективная необходимость в совершенствовании правового регулирования отношений по защите конкуренции. Тогда для законодателя стало очевидным, что следует уточнить правовые основы государственной политики в указанной сфере, а также унифицировать подходы правового регулирования отношений по защите конкуренции на товарных рынках и отношений, складывающихся на финансовых рынках. В связи с этим был разработан и принят в 2006 году единый законодательный акт - Федеральный закон «О защите конкуренции».

Принятию указанного закона предшествовала долгая и методичная работа специалистов в области права и экономической теории, был проанализирован опыт правового регулирования конкурентных отношений и основные направления защиты конкуренции развитых стран. Рассматривались различные модели антимонопольных законов стран - участниц Европейского Союза. Так, по мнению экспертов, принятый закон в значительной степени соответствует лучшим европейским законам, направленным на защиту конкуренции.

При этом, как показал первый опыт применения указанного законодательного акта, некоторые проблемы, которые поднимались и раньше, остались неразрешенными.

Остается открытым вопрос о законодательном закреплении перечня мер государственного воздействия на недобросовестную конкуренцию, а также расширения перечня форм недобросовестной конкуренции, исходя из фактически сложившейся обстановки на российских рынках и принимая во внимание накопленный международный опыт.

В частности, Федеральный закон «О защите конкуренции» содержит ряд бланкетных норм, наличие которых предполагает принятие нормативно-правовых актов Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации самого закона. Следовательно, до принятия соответствующих нормативно-правовых актов некоторые аспекты останутся до конца неурегулированными.

Существуют и другие нарекания в отношении Федерального закона «О защите конкуренции». Это касается и введения в нормативно-правовой оборот некоторых унифицированных понятий (например, понятие «рынок финансовых услуг» теперь интегрировано с понятием «товарный рынок»).

В правовых источниках и научной литературе систему нормативно - правовых актов, направленных на развитие и защиту конкуренции, принято называть антимонопольным законодательством. При этом этимологически понятие «антимонопольное законодательство» связано напрямую с понятиями «монополия» и «монополистическая деятельность». В то же время существуют две отдельные категории - «монополистическая деятельность» и «недобросовестная конкуренция», имеющие разную правовую природу, а анализируемые нормативно-правовые акты направлены на защиту конкуренции в целом, без применения какого-либо дифференцированного подхода. Поэтому исследуемую область законодательства предлагается считать не антимонопольным законодательством, а «законодательством о защите конкуренции».

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» носит экстерриториальный характер. ФЗ «О защите конкуренции» состоит из 54 статей и 10 глав.

Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Целями ФЗ «О защите конкуренции» являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Сфера применения.

ФЗ «О защите конкуренции» распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Положения ФЗ «О защите конкуренции» применяются к достигнутым за пределами территории Российской Федерации соглашениям между российскими или иностранными лицами либо организациями, если в отношении таких соглашений в совокупности выполняются следующие условия:

1) соглашения достигнуты в отношении находящихся на территории Российской Федерации основных производственных средств и (или) нематериальных активов либо в отношении акций (долей) российских хозяйственных обществ, прав в отношении российских коммерческих организаций;

2) соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции в Российской Федерации.

В случае нарушения антимонопольного законодательства коммерческие и некоммерческие организации (их руководители) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления (их должностные лица), граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны в соответствии с предписаниями МАП РФ прекратить нарушение, восстановить первоначальное положение, расторгнуть договор или внести в него изменения, заключить договор с другим хозяйствующим субъектом, отменить акт, не соответствующий законодательству, перечислить в федеральный бюджет прибыль, полученную в результате нарушения, осуществить реорганизацию в форме разделения или выделения с соблюдением установленных условий и сроков, выполнить иные действия, предусмотренные предписанием.

В случае нарушения антимонопольного законодательства МАП РФ либо его территориальные органы вправе в административном порядке налагать штрафы и выносить предупреждения в соответствии с законодательством.

За виновные противоправные деяния, нарушающие антимонопольное законодательство, должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации или их руководители, а также граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, несут гражданско-правовую, административную либо уголовную ответственность.

В соответствии с Законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» коммерческие и некоммерческие организации несут ответственность в виде штрафа за следующие нарушения:

Неисполнение в срок предписания федерального антимонопольного органа (территориального органа) - в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда за каждый день просрочки исполнения предписания, но не более 25 тыс. минимальных размеров оплаты труда;

Совершение действий (бездействие) в нарушение порядка, установленного указанным Законом, - в размере до 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда;

Неисполнение законных требований федерального антимонопольного органа (территориального органа), - в размере до 8 тыс. минимальных размеров оплаты труда;

Непредставление в срок по требованию федерального антимонопольного органа (территориального органа) документов либо иной информации, подлежащей представлению в соответствии с Законом, - в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда за каждый день нарушения установленного срока, но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда;

Предоставление федеральному антимонопольному органу (территориальному органу) недостоверных сведений - в размере до 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда;

Нарушение установленного порядка представления сведений о своих аффилированных лицах - в размере до 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

Руководители коммерческих и некоммерческих организаций, должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, индивидуальные предприниматели несут административную ответственность за следующие нарушения:

Неисполнение в срок предписания федерального антимонопольного органа (территориального органа) - в виде предупреждения или штрафа в размере до 200 минимальных размеров оплаты труда;

Воспрепятствование выполнению сотрудниками федерального антимонопольного органа (территориального органа) возложенных на них обязанностей - в виде предупреждения или штрафа в размере до 120 минимальных размеров оплаты труда.

Должностные лица, зарегистрировавшие коммерческие организации или их объединения (союзы или ассоциации) без согласия федерального антимонопольного органа (территориального органа) в случаях, предусмотренных Законом о конкуренции, несут административную ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 80 минимальных размеров оплаты труда.

Граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, виновные:

В непредставлении в срок по требованию федерального антимонопольного органа (территориального органа) документов либо иной информации, необходимой для осуществления его деятельности, в случаях, предусмотренных Законом о конкуренции, несут административную ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 80 минимальных размеров оплаты труда;

В неисполнении законных требований федерального антимонопольного органа (территориального органа) несут административную ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда.

Руководители коммерческих и некоммерческих организаций, а также должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, виновные в повторном в течение года совершении указанных выше действий, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством.

Помимо специального законодательства, нормы, определяющие антимонопольные требования при осуществлении предпринимательской деятельности, содержатся в иных нормативно-правовых актах: ст. 32 ФЗ «О банках и банковской деятельности», ФЗ - 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд», ст. 15, 17, 20 ФЗ «О связи», ФЗ «О рекламе» и др.

Конкуренция является ведущей характеристикой рыночной среды, в которой осуществляется коммерческая деятельность предприятий. Государство проводит политику поддержки добросовестной конкуренции и ограничения монополистической деятельности в интересах повышения эффективности общественного производства и его социальной направленности. Правовое регулирование конкуренции осуществляется на основе ст. 8 Конституции РФ, ряда антимонопольных норм, содержащихся в Гражданском кодексе РФ (ст. 10, 57, 1033, 1222), специальных антимонопольных законов: Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", далее - Закон о защите конкуренции, Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (в ред. от 26 июля 2006 г.), далее - Закон о конкуренции на товарных рынках; Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" (в ред. от 21 июля 2007 г.); Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях" (в ред. от 29 декабря 2006 г.); Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" (в ред. от 25 ноября 2006 г.), а также ряда нормативных актов разной юридической силы.

Основополагающим в антимонопольном законодательстве является Закон о защите конкуренции.

Механизм конкуренции является составной частью экономического механизма управления деятельностью предприятии и определяется параметрами рыночной среды, конкурентными стратегиями, механизмами рыночного ценообразования, динамикой спроса и предложения.

Механизм конкуренции

Понятие конкуренции

1. Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (Закон о защите конкуренции).

Такое определение конкуренции предполагает, что:

  • o участниками рынка являются только хозяйствующие субъекты (предприятия);
  • o конкуренция присуща только совершенному рынку. Ни то, ни другое не является обоснованным, так как:
  • o важнейшую роль в конкуренции играет рынок потребительских товаров, где активными участниками рынка на стороне покупателей выступают различные социальные группы населения;
  • o наиболее интенсивная конкуренция реально имеет место в условиях достаточно "широкой" олигополии.
  • 2. Конкуренция - борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.

Это определение предполагает только конкуренцию продавцов (предложение превышает спрос), имеющую место при олигополии в условиях развитой рыночной экономики.

3. Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства. Продавцы и покупатели конкурируют между собой, чтобы добиться каждый своей цели за счет конкурентов (продавцы - более высокой прибыли; покупатели - более высокой полезности). Цена, установившаяся в ходе конкурентной борьбы, выполняет функцию регулирования спроса и предложения. В процессе соперничества на рынке заключаются сделки и изменяются доли участия в рыночной сфере.

В этом неформальном определении понятие конкуренции раскрывается более содержательно, так как оно предполагает как совершенный, так и несовершенный рынок и содержит указания о характере соперничества участников рынка, целевой направленности и функциях конкуренции.

Нормативно-правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности основано на нормах Конституции РФ и содержится в антимонопольном законодательстве, принятых в соответствии с ним подзаконных нормативных правовых актах.

В Конституции РФ содержатся определяющие положения, регламентирующие основы конкурентного правопорядка. В частности:

Гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции (ст. 8);

Вводится запрет на осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34);

Определяется, что установление правовых основ единого рынка находится в ведении Российской Федерации, и, следовательно, антимонопольное законодательство имеет федеральный уровень (п. "ж" ст. 71);

Не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на территории Российской Федерации (ст. 74).

Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Так, Российская Федерация как правопреемница СССР является участницей Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г.*(656) Одним из направлений сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств является сотрудничество в антимонопольной сфере. В частности, в целях гармонизации отношений в области поддержки и развития конкуренции был подписан Договор о проведении согласованной антимонопольной политики (Москва, 25 января 2000 г.).

Антимонопольное законодательство основывается на Конституции РФ и состоит из федеральных законов, которые распространяются на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках и рынках финансовых услуг Российской Федерации.

Основным законодательным актом, входящим в состав антимонопольного законодательства, является Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"*(657) (далее - Закон о конкуренции). Данный Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, ограничения конкуренции органами власти на товарных рынках в Российской Федерации и действует на всей территории Российской Федерации. Действие Закона о конкуренции может носить экстерриториальный характер в случае, если действия (соглашения), совершаемые (заключаемые) за пределами территории Российской Федерации, приводят к ограничению конкуренции на рынках в Российской Федерации.

Определенные особенности имеет действие Закона о конкуренции по кругу лиц. Так, под действие норм Закона подпадают: хозяйствующие субъекты, органы власти, за исключением федерального органа законодательной власти, органов судебной власти, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации*(658). Кроме того, положения Закона о конкуренции, относящиеся к хозяйствующим субъектам, распространяются на группу лиц*(659).

Особенности предусмотрены и в отношении действия данного Закона по сфере регулируемых отношений.

В частности, Закон о конкуренции не распространяется, во-первых, на отношения, связанные с объектами исключительных прав, за исключением случаев, если соглашения, связанные с их использованием, направлены на ограничение конкуренции либо приобретение, использование и нарушение исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности могут привести к недобросовестной конкуренции*(660).

Во-вторых, на отношения, связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках финансовых услуг, за исключением случаев, когда складывающиеся на этих рынках отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарных рынках. Отношения, связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках финансовых услуг, регулируются другими федеральными законами. Существенная роль в этой группе законов отведена Федеральному закону от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг"*(661) (далее - Закон о конкуренции на финансовых рынках).

Закон о конкуренции на финансовых рынках регулирует отношения, влияющие на конкуренцию на рынке финансовых услуг и связанные с защитой конкуренции на этом рынке. Данный Закон также применяется на всей территории Российской Федерации, аналогично Закону о конкуренции может иметь экстерриториальный характер действия.

Круг лиц, в отношении которых распространяются нормы Закона о конкуренции на финансовых рынках, составляют финансовые организации и органы власти. При этом следует учитывать, что Закон действует в отношении федеральных органов исполнительной власти, Центрального банка Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Положения Закона относительно финансовых организаций распространяются на аффилированных лиц*(662) и группу лиц.

Закон о конкуренции и Закон о конкуренции на финансовых рынках являются системообразующими в структуре антимонопольного законодательства, но нормы антимонопольного регулирования содержатся и в иных законодательных актах, прежде всего в ГК РФ. Так, ст. 10 ГК РФ, определяя пределы осуществления гражданских прав, устанавливает, что не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке. В случаях совершения таких действий (бездействия) суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права*(663).

Приведем и другие примеры. Статья 25 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"*(664) содержит положения, касающиеся антимонопольного регулирования и контроля на оптовом и розничных рынках электрической энергии; ст. 26-27 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации"*(665) определяет исходные положения антимонопольного регулирования газоснабжения; ст. 32 Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР"*(666) устанавливает основы антимонопольных правил деятельности кредитных организаций.

При характеристике антимонопольного законодательства необходимо учитывать и тот факт, что определенные сферы экономической деятельности функционируют в условиях государственной либо естественной монополии и подвержены специальному законодательному регулированию. В частности, сферы деятельности субъектов государственных монополий определены в нескольких законодательных актах. В их числе: Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"*(667), Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами"*(668) и др.

Правовое положение федеральных естественных монополий установлено Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях"*(669) (далее - Закон о естественных монополиях).

Подзаконные нормативные правовые акты развивают отдельные положения антимонопольного законодательства. Правовой формой таких нормативных актов являются постановления Правительства РФ и приказы федерального антимонопольного органа*(670).

Следует также обратить внимание, что полномочия антимонопольного органа, которые в настоящее время осуществляет Федеральная антимонопольная служба*(671), определены законами о конкуренции и конкретизированы в подзаконном нормативном акте*(672). Федеральная антимонопольная служба осуществляет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы*(673) во взаимодействии с другими органами власти и организациями.

Еще по теме 12.1. Нормативно-правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках и рынках финансовых услуг:

  1. 12.7. Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности на рынках финансовых услуг
  2. 12.4. Понятие и виды монополистической деятельности на товарных рынках. Ограничение конкуренции органами власти

Конкуренция - одно из важных условий эффективного осуществления предпринимательской деятельности, представляет собой состязательность, возникающую в связи с производством и обменом материальных прав между участниками предпринимательской деятельности.

Конкурентные отношения регулируются и поддерживаются государством. Поддержка государством конкуренции осуществляется посредством предусмотренных законодательством правовых способов. Законодательство, регулирующее конкуренцию, включает в себя:

  • 1) акты антимонопольного законодательства - нормативно-правовые акты, направленные на ограничение монополизации путем государственного контроля за положением субъектов предпринимательства, капиталов и объединением субъектов предпринимательства, предупреждение и преследование монополистической деятельности;
  • 2) законодательство о недобросовестной конкуренции - совокупность нормативных правовых актов, направленных на предупреждение и преследование недобросовестной конкуренции.

Различают конкуренцию:

  • 1) на товарных рынках, т.е. состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на рынке;
  • 2) на рынке финансовых услуг, т е. состязательность между финансовыми организациями, при которой их самостоятельные действия ограничивают возможность каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке.

Признаками конкуренции являются:

  • 1) самостоятельные действия;
  • 2) конкурирующие субъекты;
  • 3) существование определенных экономико-правовых сфер предпринимательской деятельности, именуемых рынками.

Особыми методами осуществления предпринимательской деятельности являются конкурентные действия, которые направлены на приобретение субъектами предпринимательства преимуществ в своей деятельности, направленных на получение прибыли путем привлечения спроса покупателей (потребителей) и удовлетворения их потребностей. Различаются следующие конкурентные действия:

  • 1) ценовые действия, при которых субъект предпринимательства снижает продажную цену своего товара, работы, услуги, привлекая к себе покупателей (потребителей) ;
  • 2) неценовые действия. Это другие конкурентные действия, не связанные непосредственно с установлением или снижением цен и выражающие свободный доступ на рынок для осуществления сходной предпринимательской деятельности по удовлетворению потребностей покупателей.

Субъектами конкуренции (конкурентами) признаются лица, имеющие право осуществлять конкурентные действия в виде:

  • 1) хозяйствующих субъектов. Сюда относятся российские и иностранные коммерческие организации, некоммерческие организации, кроме не занимающиеся предпринимательской деятельностью, индивидуальные предприниматели;
  • 2) финансовых организаций. Это юридическое лицо, которое осуществляет на основании лицензии банковские операции и сделки либо предоставляет услуги на рынке ценных бумаг, услуги по страхованию или иные услуги финансового характера.

© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав