29.07.2019

Нарушение правил пожарной безопасности ук. Нарушение требований пожарной безопасности. Обучение противопожарной безопасности в МКД для управляющей организации


Нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219 УК)

Основным объектом преступления являются отношения общественной безопасности, обеспечиваемые соблюдением правил пожарной безопасности. Обязательный дополнительный объект предполагает каждая из частей данной статьи: в ч. 1 это отношения охраны здоровья человека, в ч. 2 и 3 соответственно - жизнь одного и нескольких лиц.

Объективная сторона. Состав является материальным: преступление окончено с наступлением указанных в диспозиции нормы последствий, возникших из-за нарушения правил пожарной безопасности: тяжкого вреда здоровью (ч. 1), смерти человека (ч. 2), смерти двух и более лиц (ч. 3). Нарушение правил пожарной безопасности может быть совершено как путем действия (ненадлежащее выполнение правил), так и бездействием (их невыполнение).

Пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Правила пожарной безопасности содержатся в Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в принимаемых в соответствии с ним федеральных законах, законах субъектов РФ, других нормативно-правовых актах, направленных на предотвращение пожаров и обеспечение безопасности в случае их возникновения. Пленум Верховного Суда РФ обращает внимание судов на то, что в части, определяющей более низкие, чем федеральное законодательство, требования пожарной безопасности, иные нормативно-правовые акты не могут признаваться действующими. Необходимо также устанавливать, в чем конкретно состояло нарушение, какие именно правила были нарушены, доказать, что именно их нарушение привело к наступлению результата.

К. Р. приобрел, небрежно ввел в эксплуатацию и использовал для обогрева склада бытовой химии газовый генератор горячего воздуха, который установил около входа на склад (с его внутренней стороны) вблизи запасного выхода, расположив газовый баллон вблизи генератора. В результате разгерметизации баллона произошло истечение газа в помещение склада, возгорание газа от открытого источника огня (теплового газового генератора горячего воздуха), что повлекло возгорание склада бытовой химии. В результате возникшего пожара наступили общественно опасные последствия, выразившиеся в гибели пяти сотрудников организации, смерть которых наступила в результате отравления окисью углерода и угарным газом. Поскольку К. Р., являясь лицом, на которое возложена обязанность по соблюдению правил пожарной безопасности, допустил нарушение п. 18, 53, 499, 515 Правил пожарной безопасности (ППБ-01 -03) и п. 10.3.3, 10.3.4 Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением (ПБ 03-5576-03), что повлекло по неосторожности смерть пяти лиц, его действия были квалифицированы судом по ч. Зет. 219 УК.

Для отграничения от смежных составов следует учитывать, что нормы ст. 215-218 УК в части создания пожароопасности являются специальными по отношению к ст. 219 УК. Возникновение пожара в связи с нарушениями правил, предусмотренных ими, дополнительной квалификации по ст. 219 УК не требует, здесь действует правило конкуренции общей и специальной норм. Не образуют преступного нарушения правил пожарной безопасности и случаи умышленного или неосторожного причинения вреда здоровью или смерти, уничтожения или повреждения чужого имущества путем поджога. Такие деяния относятся к преступлениям против личности или против собственности.

Субъект преступления специальный - это лицо, на которое возложена обязанность исполнять правила пожарной безопасности. Это должностные лица, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, лица, уполномоченные обеспечивать выполнение или выполнять соответствующие правила по характеру своей работы, собственники имущества (в том числе и жилища), арендаторы, наниматели.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несет не только собственник имущества или лица, которым переданы права на владение, пользование и распоряжение имуществом. Данное обстоятельство необходимо учитывать, в том числе, и управляющим компаниям. В противном случае в отношениях с пожарной инспекцией возникнут серьезные проблемы.

Суть дела

В управляющую компанию ООО УК «Жилсервис+» пришли пожарные инспекторы. В ходе плановой проверки жилых домов, обслуживаемых организацией, было выявлено множество нарушений правил пожарной безопасности. В протоколах об административных правонарушениях и постановлении о привлечении к административной ответственности в числе основных нарушений указаны следующие:

В многоквартирных домах отсутствует автоматическая пожарная сигнализация;
- на лестничных клетках эксплуатируются светильники со снятыми плафонами;
- двери в лифтовые шахты и на чердак не отвечают требованиям огнестойкости;
- на лестничных клетках устроены кладовые;
- между этажами и в подвальном помещении имеются отверстия, не заделанные специальным цементом;
- эксплуатируются электрические кабели с видимыми нарушениями электроизоляции и др.

По результатам проверки инспекторы оштрафовали организацию на 150 000 рублей.

Руководство компании решило, что пожарные были несправедливы, и обратилось с жалобой в арбитражный суд. В первой инстанции дело было проиграно. Впрочем, организация сдаваться не желала, и решение суда было обжаловано в вышестоящей инстанции. Окончательное решение в споре принял Верховный Суд РФ.

Позиция пожарной инспекции

Инспекторы исходили из того, что выявленные недостатки в пожарной безопасности жилых многоквартирных домов нарушают требования:

Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390);
- СНиП 31-01-2003 (приняты постановлением Госстроя России 23 июня 2003 г. № 109);
- СНиП 2-08.02-89 (приняты постановлением Госстроя России 16 мая 1989 г. № 78);
- СНиП 2-09.04-87 (приняты постановлением Госстроя России от 30 декабря 1987 г. № 313);
- нормы Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (принят Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ);
- Свода правил «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы СП 1.13130.2009» (утвержден приказом МЧС России от 25 марта 2009 № 171) и других норм пожарной безопасности, перечисленных в постановлении о привлечении к административной ответственности.
Проверка была проведена на основании распоряжения главного государственного инспектора отдела надзорной деятельности № 11 по пожарному надзору ГУ МЧС России по Челябинской области. В ходе инспекторских мероприятий сотрудниками МЧС законы не нарушались. Протоколы и постановления о привлечении к административной ответственности составлены обоснованно.

Позиция заявителя

С момента получения актов проверки и предписаний об устранении нарушений пожарной безопасности ООО УК «Жилсервис+» был устранен ряд выявленных нарушений, а именно:

На электрические светильники установлены колпаки (рассеиватели);
проведены работы по заделке строительным раствором отверстий в потолочном перекрытии помещений;
- проведены работы по устранению щелей и отверстий в стволах мусоропроводов, при этом мусоропроводы не используются, приемники заварены, а мусор собственниками помещений выносится на контейнерные площадки;
- электрические кабели с видимыми нарушениями изоляции обесточены, а используемые - заизолированы.

Заявитель считает, что в ряде случаев нельзя использовать нормы СНиП 31-01-2003 и СНиП 21-01-97, поскольку некоторые дома построены намного раньше, чем эти документы вступили в силу. И требования по пожарной безопасности к ним были другие. А управляющая компания не могла внести изменения в конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения без проекта.

Жилые дома, как считает заявитель, не должны оборудоваться автоматическими установками пожаротушения и пожарной сигнализацией (п. 4 таблицы 1 НПБ 110-03).

Отсутствие сертификатов огнестойкости на люки лифтовых шахт и двери, ведущие в щитовые, а также в машинные отделения лифтовых шахт, не доказывает, что они выполнены с нарушением норм пожарной безопасности. Инспекция не проводила исследование люков и дверей на предмет огнестойкости, а потому утверждение, что они не соответствуют действующим требованиям, необоснованно.

Утверждение, что люки для выхода на кровлю домов не отвечают требуемым размерам, также необоснованно, поскольку их не измеряли специальными поверенными средствами измерений.

Инспекторы не установили, отвечают ли светильники технической документации, а потому невозможно сказать, нужны ли для них в данном случае колпаки (рассеиватели).

Инспекция не представила доказательств того, что электрокабели применяются с нарушением изоляции и не соответствуют требованиям, установленным статьями 142 и 143 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Их техническая документация не исследовалась, замеры сопротивления тока не проводились.

Заявитель считает, что ответственность за возведение на лестничных клетках кладовых несут жильцы домов.

По поводу нарушения, выразившегося в размещении на путях эвакуации радиаторов отопления, выступающих из стен на высоте менее 2,2 метра, заявитель считает, что нарушения не было. Так, в пункте 4.4.4 Изменений № 1 к СП 1.13130.2009 указано, что внутри незадымляемых лестничных клеток допускается предусматривать приборы отопления. Пункт 1.19 СНиП 2.08.01-89 допускает устанавливать внутри лестничных клеток приборы отопления, не уменьшая нормативной ширины прохода по лестничным площадкам и маршам. Кроме того, радиатор отопления и батарея отопления являются приборами системы отопления, а не оборудованием, что исключает сам факт нарушения.

Не установлено и нарушения ширины и высоты дверных проемов эвакуационных выходов, поскольку их измерение при помощи специальных поверенных средств измерения не проводилось. Аналогичное возражение имеется к якобы имевшим место нарушениям высоты ограждения лестниц и крыш домов. Тем более что требования относятся к наружным лестничным маршам, которые в жилых домах отсутствуют, а высота ограждения крыши с парапетом должна быть меньше.

Выход из подвального помещения от лестничной клетки жилого многоквартирного дома отвечает нормам, поскольку в акте приемки в эксплуатацию дома указано, что он соответствует проекту и СНиП.

На основании указанных возражений представитель общества просил отменить решения пожарной инспекции как незаконные и необоснованные.

Позиция суда

В ходе судебного заседания суд пришел к выводу, что требования ООО УК «Жилсервис+» не могут быть удовлетворены. Свою позицию судьи обосновали так.

Из материалов дела следует, что в период с 14 по 28 февраля 2013 года была проведена проверка заявителя сотрудниками Главного управления МЧС России по Челябинской области. Основанием явилось распоряжение от 30 января 2013 г. № 28 главного государственного инспектора отдела надзорной деятельности № 11 по пожарному надзору о проведении плановой выездной проверки.

В результате был выявлен ряд нарушений и составлен акт проверки. На его основании оформлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса об административных правонарушениях.

Доводы заявителя о том, что он не является субъектом выявленных правонарушений, судом во внимание не приняты по следующим причинам. Права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат собственнику этого имущества (п. 1 ст. 209 ГК РФ). При этом пунктом 2 указанной статьи определено, что собственник вправе по своему усмотрению передавать другим лицам, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать управляющую компанию для управления домом (п. 3 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ). По договору управления многоквартирным домом управляющая организация в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников в многоквартирном доме, выполнять иную деятельность, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом (ч. 2 ст. 161 ЖК РФ).

На основании указанной нормы собственниками помещений, подвергшихся проверке пожарной инспекции, с ООО УК «Жилсервис+» заключены договоры управления многоквартирными домами.

Управление жилым фондом включает в себя техническое обслуживание, ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий и санитарное содержание (п. 1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170). Таким образом, составляющими управления многоквартирным домом являются: сохранение имущества, содержание его в надлежащем состоянии, обеспечение функционирования оборудования, обслуживающего помещения многоквартирного дома, в соответствии с его назначением, а также обеспечение решения вопросов пользования общим имуществом в многоквартирном доме. Суть обязательства управляющей организации состоит не в совершении отдельных юридических и фактических действий в отношении имущества, а в комплексном управлении этим имуществом. Поэтому обязанности управляющей организации нельзя разбивать на отдельные действия, как это предлагается заявителем.

Следует также учесть, что управление многоквартирным домом реализуется независимо от воли на это собственника, в силу того, что собственник не может самостоятельно управлять имуществом либо для него это является затруднительным. Лицо, управляющее имуществом, наряду с собственниками, имеет определенные правомочия по владению и распоряжению имуществом. Так, для достижения всех целей управления многоквартирным домом управляющий имеет доступ к общему имуществу многоквартирного дома (чердакам, подвалам, подъездам, оборудованию), может распоряжаться общим имуществом путем передачи его во временное пользование, если решение о возможности такой передачи принято собственниками помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, услуга управляющей компании состоит в том, что она выполняет фактические и юридические действия по владению, пользованию и распоряжению определенным имуществом в интересах его собственника. Следовательно, управляющая компания относится к числу лиц, несущих ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.

Советует:
Надежда РЕЗАНОВА, ведущий юрисконсульт ООО «Европейская Юридическая Служба» (Москва)
Управляющая компания отвечает, в том числе, и за пожарную безопасность жилых домов. Это вытекает из Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491. В пункте 10 данного документа сказано, что общее имущество многоквартирного дома должно содержаться так, чтобы обеспечивалась безопасность жизни и здоровья граждан. А пункт 11 говорит о том, что содержание общего имущества многоквартирного дома, в том числе, включает в себя осмотр имущества собственниками и управляющей компанией и принятие мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Управляющей компании необходимо выполнять данные требования, а результаты осмотра - фиксировать в акте осмотра (п. 14 Правил). Если будет установлено, что собственники загораживают пути эвакуации своим имуществом, создают незаконные кладовые на лестничных клетках и т. п., управляющая компания сможет переложить ответственность за нарушение противопожарных правил на собственников имущества.

Учитывая, что одной из целей управления жилищным фондом является создание безопасных условий проживания граждан в жилом доме, в том числе путем выполнения требований пожарной безопасности, именно ООО УК «Жилсервис+» должно соблюдать требования пожарной безопасности.

Доводы заявителя о том, что его вины в выявленных нарушения нет, отклонены по следующим причинам.

Подтвердить соответствие объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности можно только сертификатом соответствия (ч. 3 ст. 145 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»). Кроме того, пунктом 13 части 7 статьи 146 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что для подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности конструкций заполнения проемов в противопожарных преградах предусмотрена сертификация по схемам 2с, 3с, 4с, 5с, 6с, установленным частью 2 статьи 146 указанного закона. ООО УК «Жилсервис+» сертификат соответствия пожарной безопасности спорных дверей, люков и преград не представлен, следовательно, указание на данный факт как на нарушение требований пожарной безопасности является обоснованным.

Нарушений, выразившихся в обнаружении в подвалах, в потолочных перекрытиях, в полу, в стенах и лестничных маршах коммуникационных отверстий, не заделанных строительным раствором с требуемым пределом огнестойкости и газодымонепроницаемости, а также в обнаружении щелей и отверстий в стволах мусоропровода, заявитель не оспаривает. Вместе с тем он указал, что ответственность за данные нарушения должен нести руководитель организации, а не юридическое лицо.

Мнение заявителя является ошибочным, поскольку указание в «Правилах противопожарного режима в Российской Федерации» в качестве лица, обязанного обеспечивать соблюдение соответствующих требований, руководителя организации не свидетельствует о закреплении законодателем исключительного субъекта административного правонарушения.

Юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности, если на это имеется прямое указание в законе. А статья 20.4 Кодекса об административных правонарушениях такую возможность предусматривает. Следовательно, инспекция приняла правильное решение.

Доводы по поводу того, что в ходе проверки не проводились замеры сопротивления электрического тока, также отклоняются. Нарушение изоляции электропроводов и кабелей выявлено инспектором в ходе визуального осмотра. Оно зафиксировано в акте проверок и протоколах об административных правонарушениях, подписанных представителем заявителя без замечаний и возражений. Кроме того, данные нарушения подтверждаются представленными заявителем в ходе судебного заседания фотоснимками. Такие провода запрещает эксплуатировать пункт 42а Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390. При этом проводить замеры сопротивления электрического тока не требуется. Привлечение к административной ответственности за данное нарушение является обоснованным.

Эксплуатация светильников без защитных колпаков выявлена визуально, зафиксирована в акте проверки и протоколах об административных правонарушениях. Представители заявителя возражений не высказали. В судебном заседании предоставили фотографии светильников с установленными колпаками. Следовательно, нарушение имело место. Поэтому привлечение к ответственности было обоснованным.

Заявитель утверждал, что мусоропроводы не нужно оборудовать автоматическим пожарным стволом, поскольку здания построены ранее, чем вступил в силу Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Однако данные требования установлены не федеральным законом, а СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», принятыми и введенными в действие постановлением Госстроя России от 23 июня 2003 г. № 109.

Кроме того, требования пункта 9.31 СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные» и его актуализированная редакция - СП 54.13330.2011 о необходимости оборудовать мусоропровод устройством автоматического пожаротушения ствола не обязывают заявителя изменять конструктивные особенности здания, производить реконструкцию, перепланировку или изменение объемно-планировочных решений. Следовательно, данное требование должно выполняться заявителем с момента вступления в действие СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные».

Также заявитель считает, что многоквартирные жилые дома не должны оснащаться автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией. Однако данный довод также отклоняется. Жилые здания высотой более 28 м должны оснащаться автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией (п. 6.2 таблицы 1 НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. № 315).

Можно было бы привлечь к ответственности жильцов дома за организацию на лестничных клетках кладовых, если бы заявитель представил данные о том, что он требовал их ликвидировать. Однако в суде такие доказательства не были представлены.

Вместе с тем доводы заявителя о недоказанности пожарной инспекцией нарушений в размерах ограждений лестничных пролетов и крыш являются обоснованными. В ходе измерений должны применяться измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку (ч. 1 ст. 26.8 КоАП РФ). Их показания отражаются в протоколе. Инспекция не представила доказательств того, что использовала сертифицированные средства измерения. Ни в актах проверки, ни в протоколах сведений о них нет. Таким образом, инспекция не доказала факт нарушения.

Остальные нарушения имеют место, что делает невозможным освобождение от административной ответственности.

Оспаривая постановление о привлечении к административной ответственности, заявитель также указал на процессуальные нарушения, допущенные административным органом при составлении протоколов об административных правонарушениях. Однако представитель заявителя был уведомлен в день окончания проверки о месте и времени составления протокола. При этом уведомление было сделано как нарочным, так и почтой.

На составление протоколов Общество своего представителя не направило, в результате чего протоколы составили в его отсутствие. В этот же день их вручили директору ООО УК «Жилсервис+» Фоменко А.Г., который внес в них свои пояснения о согласии с выявленными нарушениями.

Таким образом, доводы о наличии процессуальных нарушений не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания.

Также заявитель указывал на фальсификацию протоколов. По мнению заявителя, фальсификация заключается в том, что директор ООО УК «Жилсервис+» подписал протоколы после, а не в момент их составления. Однако данное обстоятельство не свидетельствует о том, что указанные документы были сфальсифицированы сотрудниками ответчика. Заявляя о фальсификации, директор ООО УК «Жилсервис+» указывает на свои же действия, которые, по его мнению, повлекли фальсификацию документов. В суде установлено, что содержащиеся в протоколах об административных правонарушениях сведения соответствуют действительности.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что фальсификации доказательств не было.

Судом установлено, что у Общества имелась возможность соблюдать правила и нормы, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

Ответственность заявителя заключается в том, что им не было обеспечено выполнение правил пожарной безопасности соответствующими физическими лицами (конкретными работниками), действующими от имени Общества. Заявителем не были приняты все зависящие от него меры по их надлежащему выполнению, а именно: не осуществлялись какие-либо действия, направленные на надлежащее выполнение норм пожарной безопасности или устранение выявленных нарушений.

За совершение каждого из правонарушений, предусмотренных частями 1, 3 и 4 Кодекса об административных правонарушениях, предусмотрен штраф в размере от 150 000 до 200 000 руб. Таким образом, размер наказания избран минимальный.

Вышестоящие инстанции подтвердили выводы первой судебной инстанции.

Решение

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 10 февраля 2014 г. № А76-6230/2013, постановление Верховного Суда РФ от 16 февраля 2015 г. по делу № 309-АД14-3378.

Запомните главное:
1 Одна из целей управления жилищным фондом - создание безопасных условий проживания граждан в жилом доме, в том числе путем выполнения требований пожарной безопасности. Поэтому управляющая компания должна соблюдать требования пожарной безопасности.

2 Сложившаяся арбитражная практика подтверждает: правомерным является привлечение к административной ответственности, предусмотренной статьей 20.4 Кодекса об административных правонарушениях, за нарушение требований пожарной безопасности организации, которой по договору переданы функции по содержанию, обслуживанию и эксплуатации жилищного фонда, а не собственников общего имущества многоквартирного дома.

3 Свои возражения на ход и результат проверки нужно фиксировать в акте проверки и протоколе об административном правонарушении. Тогда шансы на успех в судебном споре с проверяющими увеличатся.

4 Снизить размер штрафа по административному правонарушению невозможно, если он назначен по нижнему пределу санкции. Никакие смягчающие обстоятельства не помогут.

5 Управляющая компания должна требовать от жильцов, чтобы они выполняли правила пожарной безопасности.

6 Проводить замеры пожарных люков, проходов, ограждений и т. п. пожарные инспекторы должны при помощи специальных измерительных средств, которые прошли поверку. В акте проверки и протоколе об административном правонарушении должно быть указано, чем проведено измерение.

1. Нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, -

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, -

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к статье 219 Уголовного Кодекса РФ

1. Объект преступления - пожарная безопасность. Дополнительный объект в основном составе преступления - здоровье человека, в квалифицированном - жизнь человека, в особо квалифицированном - жизнь двух и более лиц.

2. Нарушение требований пожарной безопасности может выразиться как в действии, непосредственно приведшем к возгоранию (например, брошенная непотушенная сигарета), так и в действии (бездействии), опосредованно приведшем к наступлению последствий: захламление пожарных проходов, недооборудование помещений средствами пожарной сигнализации и пожаротушения, несвоевременный инструктаж персонала о путях эвакуации при пожаре. В каждом случае необходимо установить, какие именно требования были нарушены, был ли субъект ознакомлен с этими требованиями, была ли на него возложена обязанность по их соблюдению. Преступление окончено с момента наступления последствий, указанных в ч. ч. 1, 2 или 3 ст. 219 УК. Во всех случаях необходимо установление причинной связи. О понятии тяжкого вреда здоровью см. комментарий к ст. 111 УК.

3. Субъективная сторона преступления - неосторожность.

4. Субъект преступления специальный - лицо, достигшее возраста 16 лет, обязанное соблюдать требования пожарной безопасности. Субъектом может быть как ответственный за пожарную безопасность на любых предприятиях, в учреждениях или организациях и т.п. независимо от форм собственности, так и любое иное лицо, обязанное соблюдать требования пожарной безопасности.

Несоблюдение пожарной безопасность МКД может привести не только к финансовым потерям в виде утраты материальных ценностей, административных штрафов и временному прекращению хозяйственной деятельности, но и к гибели людей, а значит - к уголовной ответственности. Чтобы избежать подобного рода негативных последствий, следует неукоснительно соблюдать установленные законодательством нормы для мероприятий в области профилактики и борьбы с возгораниями.

Каким требованиям должна отвечать пожарная безопасность в МКД

Законы и различные акты, отраслевые, ведомственные и региональные нормативы регламентируют деятельность управляющих компаний и ЖКХ, а также представляют собой агрегацию опыта по предотвращению пожаров. К сожалению, данные документы достаточно часто содержат противоречащие друг другу утверждения или устаревшие требования. При этом важно понимать, что подобный факт все равно не исключает необходимости соблюдения правил, описанных в этих актах.

Пункт 1 части 1.1. статьи 161 ЖК РФ гласит, что собственники жилых или нежилых помещений в МКД должны , соблюдая требования следующих документов и норм:

Только абсолютное соблюдение всех вышеперечисленных документов поможет обеспечить пожарную безопасность в МКД.

Первым делом собственники, представители управляющей компании и иные заинтересованные лица на соответствие всем требованиям и нормам. Не стоит подходить к данному вопросу исключительно с формальной точки зрения, так как сохранность жизней всех людей, которые пребывают на территории дома, напрямую зависит от уровня его защищенности от огня.

Первоначально система борьбы с возгораниями должна быть заложена еще на стадии разработки проекта МКД. Затем согласно этому документу реализуются все запланированные меры на этапе строительства. В дальнейшем, при вводе МКД в эксплуатацию, ответственность за пожарную безопасность ложится на управляющую компанию или ТСЖ.

На этапе предпроектной подготовки должен быть собран пакет документов, в состав которого входят пояснительная записка и графические материалы. Эти бумаги представляют собой описание и обоснование будущего проекта, а также включают в себя изложение мер по предотвращению возгораний в МКД (согласно статье 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Кроме того, пакет документов также должен содержать часть, где отражается раздел «Перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности» (согласно статье 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» существуют определенные требования к соблюдению мер для борьбы с возгораниями, которые распространяются также на жилые многоэтажные дома.

Согласно этим предписаниям для обеспечения пожарной безопасности МКД необходимо:

  • сохранять устойчивость здания или сооружения, а также обеспечивать прочность несущих строительных конструкций в течение времени, которое может потребоваться на экстренную эвакуацию людей в случае пожара и осуществление иных действия для сокращения ущерба от него;
  • ограничивать образование и распространение опасных пожарных факторов в пределах очага возгорания;
  • обеспечивать сохранность соседних зданий и сооружений (исключить распространение пожара);
  • эвакуировать людей в безопасное место, устранив нанесение вреда их здоровью и жизни огнем;
  • обеспечить свободный доступ пожарников к очагам возгорания и местам локализации пламени и беспрепятственную доставку во все помещения дома необходимых для тушения пожара средств;
  • предоставить возможность подачи ОГТВ в очаг возгорания;
  • согласно статье 8 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» необходимо обеспечить условия беспрепятственного проведения всех мероприятий, направленных на спасение людей и сокращение ущерба окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений от возникшего пожара.

На стадии проектирования МКД требования к механической безопасности и ее обеспечению в доме включают в себя учет аварийной расчетной ситуации, имеющей небольшую вероятность возникновения и малую продолжительность, однако являющейся важной из-за возможных последствий в виде достигнутого предельного состояния, которое может случиться из-за пожара или из-за отказа одной из несущих строительных конструкций (согласно пункту 6 статьи 16 данного ФЗ).

Проектная документация МКД должна также содержать обоснования:

  • противопожарного разрыва или расстояния от проектируемого дома до ближайшего здания, сооружения или наружной установки;
  • принимаемых значений характеристик огнестойкости и пожарной опасности элементов строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения;
  • принятых разделений здания или сооружения на пожарные отсеки;
  • расположения, габаритов и протяженности, обеспечения противодымной защиты путей эвакуации людей при возникновении возгорания, характеристик пожарной опасности материалов отделки стен, полов и потолков на путях эвакуации, а также количества, расположения и габаритов эвакуационных выходов;
  • характеристик или параметров систем обнаружения пожара (извещателей), оповещения и управления эвакуацией людей при возникновении огня (СОУЭ), учитывающих особенности групп населения с ограниченными возможностями здоровья с точки зрения передвижения (инвалидов), а также автоматического пожаротушения (АУПТ) и систем противодымной защиты;
  • мер, которые приняты для обеспечения возможности проезда и подъезда пожарной техники, безопасности доступа личного состава подразделений пожарной охраны и подачи ОГТВ к очагу возгорания, параметров систем пожаротушения, в том числе наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения;
  • организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности здания или сооружения в процессе их строительства и эксплуатации (согласно статье 17 Федерального закона № 384-ФЗ).

Согласно СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные» (распространяется на проектирование и строительство вновь сооружаемых и реконструируемых многоквартирных жилых зданий высотой до 75 м, в том числе общежитий квартирного типа, а также жилых помещений, входящих в состав зданий другого функционального назначения) в каждом МКД обязательно должны быть предусмотрены все необходимые инженерные системы для защиты от пожара, регламентированные соответствующими нормативными документами:

  • СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»;
  • СП 112.13330.2011 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;
  • НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией»;
  • СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты»;
  • ФЗ от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (в главе 19 этого закона подробно изложены правила для состава и функциональных характеристик систем обеспечения пожарной безопасности МКД, электроустановок, АУПТ и АУПС, СОУЭ, эвакуационных и аварийных путей и выходов, противодымной защиты, противопожарного водоснабжения);
  • другими нормативными актами.

Важно знать и понимать, что на жильцов также возлагается ответственность за пожарную безопасность МКД. Аналогичные обязательства несут и арендаторы помещений, управляющая компания или ТСЖ и уполномоченные должностные лица.

Как разрабатывается инструкция по пожарной безопасности в МКД

Согласно пункту 42 Правил содержания общего имущества в МКД, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, УК и иные лица, которые оказывают различные услуги и управляют МКД, являются ответственными за несоблюдение правил и невыполнение своих обязанностей и должны обеспечивать содержание общего имущества во исполнение законодательства Российской Федерации и договора, а также подотчетны в этом вопросе собственникам помещений МКД.

Это значит, что если было составлено соглашение с управляющей компанией на обслуживание дома, то и ответственность за сохранность здания, в том числе и за пожарную безопасность МКД, всецело ложится на эту организацию.

Ежегодно весной сотрудники хозяйствующей организации должны проводить инструктаж по мерам профилактики и противодействия возгораниям для нанимателей, арендаторов и собственников жилых помещений. Кроме того, в ходе такой беседы также рассказывается о правилах содержания и эксплуатации инженерного оборудования МКД.

В «Правилах противопожарного режима в РФ» прописаны действия, которые запрещены .

Согласно этим нормам не допускается:

  • хранить и использовать на чердачных и в подвальных помещениях, а также на цокольных этажах легковоспламеняющиеся, горючие и взрывчатые вещества (пиротехнику, аэрозоли и баллоны с газами, целлулоид и пр.), кроме случаев, предусмотренных иными нормативными документами по пожарной безопасности;
  • организовывать мастерские, кладовые и складские помещения для хранения продукции, оборудования, мебели и иных предметов на чердаке, техническом этаже, в вентиляционных камерах и других технических помещениях производственных участков;
  • организовывать мастерские или какие-либо другие хозяйственные участки в подвалах и на цокольных этажах в тех случаях, когда там отсутствует самостоятельный выход или же если он не является изолированным от общих лестничных клеток специальными противопожарными преградами;
  • организовывать подсобные помещения или хранить вещи, мебель, какие-либо иные горючие легковоспламеняющиеся материалы на лестничных клетках и площадках, под лестничными маршами, а также в поэтажных коридорах подсобных площадей;
  • размещать в холлах лифтов киоски, ларьки и иные вспомогательные строения;
  • проводить самостоятельную модернизацию эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, в особенности дверей, предусмотренных проектной документацией и препятствующих распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации;
  • изменять объемно-планировочные решения и размещать инженерные коммуникации или оборудование таким образом, что будет ограничен доступ к огнетушителям, пожарным кранам и иным средствам борьбы с огнем или уменьшена зона действия автоматических систем противопожарной защиты (АУПС, АУПТ, СОУЭ, системы дымоудаления и вентиляции);
  • загромождать какими-либо предметами двери, люки на лоджиях и балконах (в том числе и заваривать эти люки), переходы в соседние секции и выходы на наружные эвакуационные лестницы, проходы к местам крепления спасательных устройств, а также запрещено демонтировать межбалконные лестницы;
  • проводить уборку помещения и стирать одежду, используя легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (растворитель, ацетон и прочее), а также отогревать замерзшие трубы с помощью паяльных ламп или других способов, в основе которых лежит применение открытого огня;
  • остеклять балконы, лоджии и галереи, которые ведут к незадымляемым лестничным клеткам;
  • устанавливать внешние блоки кондиционеров на лестничных клетках;
  • использовать электронагревательные приборы без устройств тепловой защиты, неснабженные исправной системой терморегуляции, которая была предусмотрена заводской комплектацией, в том числе оборудование с самодельной или нестандартной конструкцией терморегуляторов;
  • использовать розетки, рубильники и иные электроустановочные изделия, которые имеют какие-либо повреждения;
  • оставлять без присмотра включенные в электросеть электрические приборы (даже в режиме ожидания), за исключением такого оборудования, которое может (или должно) находиться во включенном состоянии круглосуточно согласно инструкции изготовителя.

Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» запрещает устраивать производственные и складские помещения для применения и хранения взрывоопасных, пожаровзрывоопасных и пожароопасных веществ и материалов в квартирах, жилых комнатах общежитий и номерах гостиниц. Кроме того, запрещено изменение функциональных назначений этих помещений, даже при сдаче в аренду. Исключениями могут стать только те случаи, которые предусмотрены нормативными правовыми актами и нормативными документами по пожарной безопасности.

Также запрещено хранить баллоны с горючими газами в частных жилых домах, квартирах и комнатах, в том числе и на кухне, эвакуационных путях, лестничных клетках, на цокольных и технических этажах, в подвале или на чердаке, а также на лоджии или балконе.

Баллоны с газом, которые используются для различных бытовых приборов (кухонные плиты, водонагревательные котлы, газовые колонки), должны быть расположены вне здания в специальных пристройках (шкафах или под кожухами, закрывающими верхнюю часть емкости и редуктор), изготовленных из особых негорючих материалов и расположенных у глухой стены на расстоянии не менее пяти метров от входа в здание, а также от прохода на цокольный и подвальный этажи. Исключением может стать лишь один баллон, объем которого не превышает пяти литров, подключающийся к газовой плите заводского изготовления.

Вышеописанные устройства для хранения емкостей с газом (пристройки и специальные шкафы) обязательно должны закрываться на замок и быть оснащенными жалюзи, обеспечивающими возможность проветривания. Кроме того, и шкафы, и пристройки с газовыми баллонами в обязательном порядке должны иметь надпись с предупреждением об угрозе ("Огнеопасно. Газ").

Если в частном жилом доме или в каком-либо помещении здания применяется емкость с газом, то у входа должен быть установлен предупреждающий знак пожарной безопасности с соответствующей надписью ("Огнеопасно. Баллоны с газом").

При использовании бытовых газовых приборов строго запрещено:

  • присоединять детали газовой арматуры с помощью искрообразующего инструмента;
  • эксплуатировать бытовые газовые приборы при наличии утечки газа;
  • проверять герметичность соединений, используя источники открытого огня, в том числе спичи, зажигалки, свечи.

Инструкция, согласно которой должна обеспечиваться пожарная безопасность МКД, разрабатывается управляющей компанией, и ее требуется размещать на специальном информационном стенде, расположенном в общем помещении дома. Данный документ содержит несколько основных разделов.

  • Общие требования.
  • Обязанности жителей в случае обнаружения возгорания.
  • Правила содержания территории жилого дома и помещений.
  • Рекомендации жильцам по содержанию их собственности и защите от пожара.

Обучение противопожарной безопасности в МКД для управляющей организации

В настоящее время можно выделить :

  • противопожарный инструктаж;
  • изучение минимума пожарно-технических знаний.

Сотрудники управляющий компании, которые являются ответственными за соблюдение пожарной безопасности МКД, должны освоить пожарно-технический минимум в течении первого месяца с даты приема на работу в УК. В дальнейшем персоналу полагается повторять обучение не реже чем один раз в три года (пп. 31, 32 НПБ № 645).

Как показывает практика, чаще всего организации, которые имеют лицензию на предоставление образовательных услуг такого рода за определенную плату, пытаются убедить руководителей управляющей компании и ТСЖ в том, что удостоверение о прохождении пожарно-технического минимума должно быть получено всеми работниками УК. На самом деле это не так. Это, конечно, быть может полезно для сотрудников, но для предприятия это всего лишь лишние траты.

В действительности управляющей компании нужно обучить пожарно-техническому минимуму всего лишь двух работников - руководителя и еще одного человека, который будет являться ответственным за данный вопрос. При этом если согласно уставу организации или же с помощью отдельного приказа ответственность за пожарную безопасность МКД возложена только на начальника (например, председателя ТСЖ), то достаточно пройти курс ему одному. В таком случае после окончания обучения этот руководитель должен провести инструктаж остальным сотрудникам управляющей компании.

Согласно «Методическим рекомендациям по организации обучения руководителей и работников организаций. Противопожарный инструктаж и пожарно-технический минимум», утвержденным МЧС России (п. 3.1), все граждане, которые собираются поселиться в доме, также должны прослушать лекцию по пожарной безопасности МКД. Этот инструктаж тоже проводится руководителем управляющей компании или же председателем ТСЖ.

Повторно проходить такой курс жители не обязаны, но в случае необходимости органы местного самоуправления могут его инициировать. С предложением выполнить инструктаж также может выступить сам руководитель ЖЭУ. Кроме того, потребовать в очередной раз провести занятия с жителями о пожарной безопасности МКД могут представители органов Государственного пожарного надзора.

  • соответствие проводимого противопожарного инструктажа требованиям пожарной безопасности;
  • наличие списков ответственных жителей МКД, которые прослушали лекцию о мерах по профилактике и действиях на случай возгорания;
  • системность обучения мерам пожарной безопасности;
  • наличие списков людей, которые являются неработающими и еще не прошли такой инструктаж (с указанием адресов);
  • уровень квалификации тех лиц, которые читают лекции на противопожарную тему;
  • наличие методических материалов и наглядных пособий для проведения инструктажа;
  • количество тематических буклетов, брошюр, листовок, распространенных среди жильцов;
  • отчеты о работе, включая пропаганду соблюдения противопожарных мер.

Кем контролируется пожарная безопасность МКД

Региональный центр Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ), а также управление МЧС РФ по субъекту Российской Федерации публикует ежегодный план проверок органа государственного пожарного надзора на своих сайтах не позднее 10 дней до начала нового календарного года. Таким образом, УК всегда может отследить, какие дома включены в этот самый график обследований.

Важно знать, что основанием для проведения инспекции в конкретном доме является истечение трехлетнего срока с момента его ввода в эксплуатацию или с даты последней плановой проверки.

Внеочередные обследования проводят в тех случаях, когда истек срок исполнения предписания об устранении выявленных ранее нарушений, которое было выдано руководителю УК или лицу, ответственному за пожарную безопасность МКД. Также проверка вне графика может быть вызвана поступлением в орган государственного пожарного надзора обращения и заявления граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц или даже органов власти о факте нарушения требований пожарной безопасности.

УК имеет право произвести независимую оценку риска возгораний на объекте защиты, обратившись для этого в специальную аккредитованную организацию. Если экспертное заключение будет положительным, то очередная проверка объекта появится в плане государственного пожарного надзора лишь спустя три года после него.

Согласно Правилам содержания общего имущества МКД, которые были утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), управление коллективной собственностью здания включает в том числе и соблюдение мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о ПБ (подпункт «е» п. 11 Правил № 491).

Также Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, на организации, которые осуществляют обслуживание жилищного фонда, возложены обязанности по соблюдению принципов пожарной безопасности на подведомственных объектах, а также по проведению осмотра пожарной сигнализации и средств тушения возгораний в домах.

Когда осуществляется проверка объекта по вопросу его защищенности от возгораний, сотрудниками государственного пожарного надзора проверяется также и документация .

  1. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица, в том числе и выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, а также свидетельство о постановке на учет в налоговый орган. Кроме того, инспектор запрашивает протокол о выборе собственниками способа управления домом, договор руководства зданием (о содержании жилья), приказ о назначении генерального директора, доверенность (или протокол об избрании председателя правления), техпаспорт БТИ на дом, перечень арендаторов с указанием занимаемых помещений и др.
  2. Документы, которые отражают состояние пожарной безопасности МКД. К таковым относится:
  • приказ о назначении лиц, ответственных за пожарную безопасность на объекте (согласно п. 4 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, далее - ППР);
  • приказ о порядке и сроках проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума (согласно п. 3 ППР);
  • приказы о назначении ответственных за проведение вводного противопожарного инструктажа в организации, а также о назначении лиц, выполняющих первичный и повторный противопожарные инструктажи на рабочих местах;
  • приказы об утверждении программы проведения вводного инструктажа и программы первичного противопожарного инструктажа;
  • график противопожарных инструктажей, которые будут выполняться повторно;
  • журнал учета проведенных инструктажей по пожарной безопасности (согласно п. 3 ППР);
  • удостоверения о прохождении обучения пожарно-техническому минимуму (согласно п. 3 ППР);
  • приказ об установлении противопожарного режима на объекте;
  • инструкция о мерах пожарной безопасности на объекте (согласно п. 2 ППР);
  • инструкция о мерах пожарной безопасности для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения, при наличии таких помещений (согласно п. 2 ППР);
  • декларация пожарной безопасности (согласно ст. 6, 64 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, утвержденного Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ, далее - Техрегламент);
  • исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (согласно п. 61 ППР);
  • акты проверки средств противопожарной защиты - автоматической пожарной сигнализации, автоматической установки пожаротушения, противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией, противопожарных дверей и т. п., а также договор на техническое обслуживание данных систем с лицензированной организацией (согласно п. 61 ППР) (составляются ежеквартально);
  • годовой план-график проведения работ по техническому обслуживанию и плановому ремонту систем противопожарной защиты здания (согласно п. 63 ППР) (составляется ежегодно);
  • акты огнезащитной обработки сгораемых конструкций кровли (при наличии чердачных помещений, срок действия определяется огнезащитным составом) и акты проверки качества огнезащитной обработки (согласно п. 21 ППР) (при наличии огнезащитных покрытий, составляются не реже двух раз в год);
  • протоколы эксплуатационных испытаний наружных пожарных лестниц и ограждений кровли здания (согласно п. 24 ППР) (срок действия протоколов - 5 лет);
  • протокол испытаний противопожарного водопровода - при наличии противопожарных водопроводных сетей (согласно п. 55 ППР) (мероприятия проводятся дважды в год);
  • журнал учета наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения, паспорта на огнетушители (согласно п. 478 ППР);
  • акт испытания пожарных гидрантов наружной водопроводной сети на водоотдачу (если на балансе организации находятся гидранты, испытания проводятся весной и осенью, но, как правило, пожарные гидранты МКД являются оборудованием водоканала);
  • акты проверок молниезащиты и защиты от статического электричества (касается высотных зданий);
  • схемы противопожарного водоснабжения и схемы обвязки насосов в помещении насосной станции. При этом на каждой задвижке и пожарном насосе-повысителе должна содержаться табличка с информацией о помещениях, которые защищаются от пожара, об их типе и количестве пожарных оросителей (согласно п. 58 ППР) (при наличии такого оборудования);
  • журнал проверки работоспособности задвижек с электроприводом и пожарных насосов-повысителей (согласно п. 59 ППР) (записи производятся дважды в год);
  • сертификаты пожарной безопасности на продукцию (материалы), которая подлежит обязательной сертификации (пожарные шкафы, рукава, огнетушители, противопожарные двери, огнезащитные составы и т. д.) (согласно п. 70 ППР);
  • расчеты по определению категорий помещений по взрывопожарной и пожарной опасности, относящихся к категории «В» (согласно п. 20 ППР);
  • акты проверки огнезадерживающих устройств (заслонок, шиберов, клапанов и др.) в воздуховодах, элементов блокировки вентиляционных систем, которые обладают автоматическими установками пожарной сигнализации или пожаротушения, автоматических приспособлений отключения вентиляции при возгорании (при наличии такого оборудования периодичность проверок определяется в соответствии с инструкцией завода-изготовителя) (согласно п. 49 ППР);
  • график работ по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов и акты их проведения (такие мероприятия должны выполняться не менее одного раза в год) (согласно п. 50 ППР).

Кроме вышеперечисленных документов, инспектора проверяют, есть ли на объекте и его территории:

  • таблички с указанием номера телефона для вызова пожарной охраны и ответственного за пожарную безопасность (п. 6 ППР);
  • специальные знаки, которые обозначают отведенное для курения место (п. 14 ППР) (в подъездах МКД курение допускается только в том случае, если на общем собрании собственников жилья принималось соответствующее решение и были оборудованы специально отведенные площади с необходимой системой вентиляции);
  • знаки, которые обозначают категории помещений МКД по взрывопожарной и пожарной опасности, а также классы зоны (для электрощитовых и машинных отделений лифтов) (п. 20 ППР).

Типичные нарушения противопожарной безопасности в МКД

К наиболее частым нарушениям ПБ в МКД относятся:

  • персонал организации допущен к работе без проведения обучения мерам пожарной безопасности (без инструктажа);
  • руководитель организации не назначил лицо, ответственное за пожарную безопасность на объекте;
  • отсутствует инструкция о мерах ПБ;
  • помещения МКД не укомплектованы первичными средствами пожаротушения согласно нормам или не произведена их перезарядка;
  • отсутствует журнал учета наличия первичных средств пожаротушения, периодичности их осмотра и сроков перезарядки;
  • имеющиеся в МКД огнетушители не пронумерованы;
  • не определена категория по взрывопожарной и пожарной опасности помещений разных классов функциональной пожарной опасности;
  • эксплуатируются светильники (на лестничных клетках, в подвалах, электрощитовых) со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией;
  • в лестничных клетках и поэтажных коридорах устроены кладовые и прочие подсобные помещения, вещи, мебель и другие горючие материалы хранятся под лестничными маршами и на лестничных площадках;
  • в подвальном этаже МКД отсутствуют знаки пожарной безопасности «Курение табака и пользование открытым огнем запрещено»;
  • технические помещения эксплуатируются как складские;
  • эвакуационные пути загромождены предметами;
  • на путях эвакуации (например, в объеме лестничной клетки на первом этаже) устроена железная дверь, препятствующая свободному передвижению людей;
  • в электрощитовой дома, у электродвигателей и пусковой аппаратуры хранятся мебель и другие горючие (в т. ч. легковоспламеняющиеся) вещества и материалы;
  • на чердаках, в подвалах и цокольных этажах хранятся и применяются легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, кроме случаев, предусмотренных нормативными документами по ПБ;
  • отделка стен на лестничных клетках (пути эвакуации) выполнена горючими материалами (масляной краской);
  • на путях эвакуации на полу постелен горючий линолеум;
  • установлены непроектные перегородки и двери в парадных, поэтажных коридорах (например, тамбурные двери), из-за которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей, ограничивается доступ к пожарным кранам и другим средствам борьбы с возгораниями и уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты;
  • эксплуатируются электрические провода с видимыми нарушениями изоляции, допускается монтаж жил электропроводов не в соединительных (разветвительных) коробках, электрическая проводка в помещениях жилого здания выполнена с нарушениями ПУЭ;
  • мусоропроводы в подъездах дома не оборудованы устройством автоматического пожаротушения ствола;
  • размеры люков, ведущих на кровлю или чердак, не соответствуют требуемым габаритам, не соответствуют противопожарному исполнению;
  • ограждающие конструкции лифтовых шахт и помещений машинных отделений лифтов не отвечают противопожарным требованиям по качеству изготовления (сертификаты не представлены);
  • двери электрощитовой, вентиляционной камеры, в машинное отделение лифтовой шахты не выполнены противопожарными с пределом огнестойкости не менее Е1-30;
  • имеются отверстия и зазоры в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными (в т. ч. электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями (в подъездах, подвалах, электрощитовых), не заделанные раствором с требуемым пределом огнестойкости и дымогазонепроницаемости;
  • в лестничных клетках размещено оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте менее 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц (радиаторы отопления и коммуникации);
  • не выполнена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердака;
  • не проведены эксплуатационные испытания наружных пожарных лестниц (в т. ч. лестниц на перепаде высот кровли) и ограждений на крыше дома с составлением соответствующего акта испытаний (не реже одного раза в пять лет), ограждения на крыше здания содержатся в неисправном состоянии (деформированы, имеют разрывы, следы коррозии);
  • помещения подвальных и цокольных этажей, предназначенные для одновременного пребывания более шести человек, не обеспечены двумя эвакуационными выходами;
  • помещения правления, вахтера, поста охраны, подземная автостоянка эксплуатируются без автоматической пожарной сигнализации;
  • пути эвакуации не оборудованы аварийным освещением;
  • в отсеках подвального или цокольного этажа, выделенных противопожарными преградами, окна дымоудаления выполнены менее требуемого размера 0,9 × 1,2 м, без приямков;
  • отсутствует армированное остекление (заменено на обычное) на дверях эвакуационных выходов из лифтовых холлов и лестничных клеток;
  • в зданиях высотой 28 м и более внутренние стены и перегородки (в т. ч. из светопрозрачных материалов), отделяющие пути эвакуации, не имеют требуемого предела огнестойкости (не менее (R)EI 45);
  • противопожарные расстояния между жилыми домами используются для стоянки автотранспорта;
  • вдоль фасадов зданий, не имеющих входов, не предусмотрена полоса шириной 6 м, пригодная для проезда пожарных машин;
  • мусоросборная камера не защищена по всей площади спринклерными оросителями;
  • отсутствует (или неисправна) автоматическая пожарная сигнализация в жилых зданиях высотой более 28 м;
  • отсутствует (или неработоспособна) система вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре из коридоров и холлов МКД высотой более 28 м;
  • не организовано проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты здания (не реже 1 раза в квартал);
  • отсутствует (не представлена) исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта;
  • не обеспечено исправное содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к МКД, наружных пожарных лестниц и пожарных гидрантов (например, загроможден проезд для пожарной техники металлической трубой или забором);
  • система внутреннего противопожарного водопровода разукомплектована либо неработоспособна; не организовано проведение проверок ее исправности не реже двух раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов;
  • у пожарных гидрантов, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские со светоотражающим покрытием, стойкие к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации) с четко нанесенными на них цифрами, указывающими расстояние до водоисточника;
  • пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода не укомплектованы пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями, не организована перекатка пожарных рукавов (не реже 1 раза в год);
  • перепланировка помещений и изменение их функционального назначения производится без учета требований действующих норм и правил ПБ (например, установлены непроектные перегородки, препятствующие нормальному функционированию системы дымоудаления);
  • двери эвакуационных выходов из помещений с принудительной противодымной защитой (лестничных клеток, лифтовых холлов, коридоров и др.) не имеют приспособлений для самозакрывания и уплотнений в притворах, не оборудованы устройствами, обеспечивающими их автоматическое закрывание при пожаре;
  • двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей и лестничных клеток имеют запоры, препятствующие их свободному открыванию изнутри без ключа;
  • не определен порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных камер, воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующего акта (акты не представлены), при этом указанные мероприятия должны выполняться не реже одного раза в год;
  • горизонтальное расстояние от извещателей пожарной сигнализации до электросветильников менее 0,5 м.

При инспекции дома старой постройки орган ГПН может проверить соответствие здания только тем требованиям ПБ, которые действовали на момент его проектирования и строительства. И этот момент учитывают суды при оспаривании предписаний и протоколов о наложении штрафов (постановления ФАС ВВО от 30.09.2013 № А29-11120/2012, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2014 по делу № А55-552/2014). Если же в доме проводился капремонт или реконструкция, то в части, соответствующей объему произведенных работ по восстановлению, должны применяться требования нормативных документов по ПБ, действующие на момент их выполнения.

Что грозит за нарушение требований пожарной безопасности МКД

Как говорилось выше, ответственным за пожарную безопасность МКД назначается руководитель управляющей компании или какой-либо человек. Следовательно, и санкции за нарушение соответствующих нормативов и мер применяются к тому же человеку.

Как гласит п. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, несоблюдение требований пожарной безопасности может обернуться для ответственного лица не только предупреждением, но и наложением административного штрафа. Размер взыскания будет неодинаков для разных категорий: для граждан - в размере от 1 до 1,5 тыс. руб.; для должностных лиц - от 6 до 15 тыс. руб.; для юрлиц - от 150 до 200 тыс. руб. Сумма штрафа за нарушение отдельных требований пожарной безопасности определяется согласно пп. 3-8 вышеуказанной статьи.

Важно знать, что в судебной практике очень редко встречается формулировка о наличии признаков малозначительности отклонения от требований пожарной безопасности, так как нарушения такого рода представляют прямую угрозу не просто здоровью, но и жизням людей. Однако ответственное лицо может снизить штраф ниже минимального порога, который равен 150 000 рублей.

Так, в постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2014 по делу № А43-19497/2013 суд уменьшил размер взыскания со 150 тыс. руб. до 20 тыс. руб. для ТСЖ по определенным основаниям. Обвинительный приговор был пересмотрен связи с тем, что ТСЖ не является коммерческой организацией и была создана для управления общим имуществом МКД, взносы со стороны собственников помещений дома - это единственный источник дохода и финансирования деятельности ТСЖ.

При этом, как разъяснено в постановлении Конституционного Суда РФ от 25.05.2014 № 4-П, до внесения в КоАП РФ надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юрлицам за совершение административных правонарушений, минимальная величина взыскания за которые установлена в сумме 100 тыс. руб. и более, может быть снижен на основе требований Конституции РФ и с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ. Такое послабление возможно, если наложение штрафа в установленных соответствующей санкцией КоАП пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.

В случае когда организация не хочет вести судебные разбирательства, то во время составления протокола можно предпринять попытку договориться о наложении штрафных санкций на ТСЖ или управляющую компанию в размере, равном наказанию, применяемому к юридическому лицу, а на руководителя - как к должностному лицу. При такой схеме общее взыскание не так сильно ударит по бюджету компании.

В случае когда нарушение мер пожарной безопасности влечет за собой смерть человека или причинение тяжкого вреда его здоровью, то виновное лицо привлекается не к административной, а к уголовной ответственности. При этом согласно ст. 219 Уголовного кодекса Российской Федерации минимальное наказание за такое правонарушение - 7 лет лишения свободы.

Как управляющая компания может оспорить предписания ГПН по поводу нарушения пожарной безопасности МКД

Чаще всего управляющая компания или ТСЖ пытаются оспорить предписания Государственного пожарного надзора, аргументируя свое поведение тем, что мероприятия по профилактике и борьбе с возгораниями не предусматриваются договором о содержании дома, а значит и плата с собственников жилья за эти работы не взимается. Таким образом, УК и ТСЖ пытаются снять с себя ответственность за пожарную безопасность МКД. Существует два вида отношения с точки зрения суда к вышеописанному вопросу.

  1. Данный подход превалирует над вторым. Суть его заключается в том, что действия по обеспечению исполнения нормативных требований к эксплуатации и содержанию МКД, проходящие в штатном режиме, возложены на управляющего как бы заочно, по умолчанию. При этом все срочные, неотложные и сезонные работы также считаются предусмотренными договором на содержание МКД и должны выполняться вне зависимости от того, прописаны ли они в соглашении в виде конкретных действий со стороны управляющей компании или нет (постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2014 по делу № А43-8800/2014, ФАС СЗО от 21.05.2013 по делу № А26-9656/2012).

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2014 по делу № А76-6230/2013 разъясняет, что обязательства управляющего по соблюдению мер и выполнению работ заключаются не в отдельных мероприятиях по факту относительно имущества, а в комплексном руководстве активами МКД. Иначе говоря, обязанности директора хозяйствующей компании не нужно воспринимать как обособленные действия, так как он обязан обеспечить эффективное обслуживание всего имущества, которое ему вверено, а это в том числе подразумевает и соблюдение пожарной безопасности.

  1. Этот подход подразумевает, что большинство полномочий, которые возложены на управляющую компанию или ТСЖ, просто неосуществимо без общего собрания собственников жилья, а значит и решение владельцев относительно выполнения работ по соблюдению мер пожарной безопасности МКД должно быть сформулировано. Задача хозяйствующей организации при этом заключается в том, чтобы обеспечить возможность принятия такого решения. А это значит - совершить нужные шаги, чтобы инициировать собрание собственников помещений и объяснить им необходимость утвердить те или иные меры, выполнение тех или иных действий. Кроме того, необходимого оговорить с жильцами сроки и стоимость этих работ.

Например, в постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2014 по делу № А60-8210/2014 судьи освободили ТСЖ от административной ответственности, подчеркнув факт невиновности. Такое решение было принято в связи с тем, что в процессе судебных разбирательств был установлен факт наличия предпринятых мер для сбора финансовых средств от жильцов со стороны ТСЖ. Привлеченные деньги должны были пойти на противопожарные мероприятия. На состоявшемся собрании сотрудники ТСЖ объяснили необходимость проведения работ по предписанию Государственного пожарного надзора. Были озвучены сроки и предоставлены сметы. Однако собственники приняли решения об отказе в финансировании и не стали платить из личных средств за эти мероприятия.

Другое дело, которое было рассмотрено в постановлении ФАС ВВО от 25.04.2014 № А28-9515/2013, завершилось вменением административного наказания управляющей компании за непроявление инициативы со стороны последней, направленной на организацию собрания. Судьи постановили, что УК виновна также в связи с отсутствием разъяснений необходимости устранения всех обнаруженных нарушений пожарной безопасности.

Достаточно часто УК стараются обжаловать предписания Государственного пожарного надзора и указывают, что все обнаруженные этим органом нарушения связаны исключительно с недоработками застройщика. Однако чаще всего этот довод вовсе не состоятелен. Судьи почти всегда полагают, что поддержание в исправном порядке всех систем и средств противопожарной защиты и обеспечение пожарной безопасности МКД должно быть заботой хозяйствующей компании вне зависимости от действий или бездействия застройщика. В случае обнаружения недоработок последнего управляющий обязан составить письменное обращение в компетентные органы по данному вопросу и указать несоответствие требованиям пожарной безопасности МКД. При бездействии застройщика УК должна своими силами провести ремонт и уже потом взыскать с него понесенные расходы (решение АС Нижегородской области от 03.09.2014 по делу № А43-3252/2014, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2014 по делу № А43-28310/2013).

Большинство нарушений, касающихся пожарной безопасности МКД, связаны с самовольством собственников жилья и квартирантов (установка непредусмотренных проектом МКД перегородок, дверей в подъезде, создание тамбуров и кладовых помещений и так далее). Однако этот факт не является основанием для снятия обязательств с управляющего МКД за несоблюдение требований по предотвращению возгораний в здании.

Судьи подчеркивают, что УК и ТСЖ обязаны принимать все меры, которые необходимы для ликвидации отклонений от норм пожарной безопасности МКД: начиная от письменного уведомления проживающих в доме о необходимости устранения проблем и заканчивая обращением в суд с соответствующим заявлением (постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2014 по делу № А56-25055/2013). Лишь только тогда, когда управляющий действительно сделал все возможное для приведения обстановки в соответствие с правилами, но по каким-либо причинам, которые от него не зависят, работы выполнены не были, он может не быть осужденным за административное правонарушение по несоблюдению требований пожарной безопасности.

Вложенные файлы

  • ИНСТРУКЦИЯ по пожарной безопасности в жилых помещениях многоквартирного дома.doc

Правила пожарной безопасности (ППБ) – это свод требований и комплекс мероприятий для предотвращения возгораний и пожаров или для минимизации их последствий. Итогом пожара является имущественный ущерб различной степени и урон, причиненный физическому состоянию или жизни человека. Именно поэтому пренебрежение правилами пожаробезопасности влечет за собой наступление административной или уголовной ответственности. Рассмотрим, какие меры уголовной или административной ответственности предусмотрены за нарушение требований пожарной безопасности.

Виды нарушений ППБ

Законодательством установлено, что нарушение ППБ – это действия или бездействие лица или группы лиц, ненамеренно повлекшие возникновение пожара или ставшие препятствием для его ликвидации.

Классификация нарушений

Лица, несущие ответственность

Правила пожарной безопасности обязательны для исполнения всеми гражданами без исключения. Тем не менее, ответственность за их соблюдение возлагается только на граждан от 16 лет, круг которых определен на законодательном уровне:

  • руководители федеральных исполнительных органов;
  • руководители органов самоуправления;
  • руководитель организации, предприятия, иной структуры, имеющей на своем балансе какое-либо имущество;
  • лица, официально назначенные ответственными за соблюдение ППБ;
  • собственники недвижимости.

Меры наказания

Степень наказания за несоблюдение ППБ напрямую зависит от тяжести последствий, наступивших вследствие пожара. Если налицо только факт несоблюдения мер безопасности, то это наказуемо в рамках административного производства. Если же между фактом нарушения ППБ и пожаром обнаруживается причинно-следственная связь, то такие нарушения уже находятся под юрисдикцией Уголовного Кодекса (УК) РФ.

Административные

Ответственность за правонарушения, касающиеся несоблюдения ППБ, прописаны в ст. 20.4 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ, а за игнорирование указаний органов пожарного надзора – в ст. 19.5.

Уголовные

Уголовная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности зафиксирована в ст. 219 УК РФ и дифференцируется в зависимости от тяжести наступивших последствий.

Статья УК Суть правонарушения Меры ответственности
219, ч. 1 несоблюдение ППБ, в результате которого был нанесен тяжкий ущерб физическому состоянию гражданина
  1. штраф до 80 тыс. рублей или заработок виновного за полгода;
  2. ограничение свободы до 3 лет;
  3. принудительные работы или лишение свободы до 3 лет с возможным запретом заниматься определенной деятельностью до 3 лет
219, ч. 2 несоблюдение ППБ, итогом которого стала смерть человека принудит. работы или лишение свободы до 5 лет с возможным запретом на занятия определ. деятельностью до 3 лет
219, ч. 3 нарушение ППБ, повлекшее смерть 2 и более человек
  1. принудит. работы до 5 лет с возможным запретом заниматься определ. деятельностью до 3 лет;
  2. лишение свободы до 7 лет с возможным запретом на занятия определ. видом деятельности до 3 лет

Примеры из судебной практики

Тяжелые последствия после пожаров, возникших в результате пренебрежения правилами пожарной безопасности – очень распространенное явление. Приведем два примера.

Знаете ли Вы

По официальной статистике, только за период январь-июнь 2017 года, в России прошло более 64 тысяч пожаров. Среди главных причин — неосторожное обращение с огнем и нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования и бытовых электроприборов.

Пример первый

Гр. Петрова использовала неисправный бытовой электрический удлинитель. Подключив к нему электрообогреватель, она вышла из дома в магазин. Вернувшись, обнаружила в квартире возгорание и сильный едкий запах горящего пластика. Пожар только начинался, электрические пробки выбило, поэтому ей удалось самостоятельно потушить возгорание до приезда пожарных. Дым через вентиляционные отверстия проник в квартиру, расположенную выше. Результатом стало отравление угарным газом гр. Сидоровой, проживающей в ней. Урон состоянию здоровья был признан судебной экспертизой средней степени тяжести. К гр. Петровой, в соответствии со ст. 20.4 КоАП РФ, было применено наказание в форме штрафа на сумму 5000 рублей.

Пример второй

ИП Иванов, проводя ремонтные работы в купленной для обустройства магазина квартире, находящейся на нижнем этаже жилого дома, пренебрег ПББ. Он проводил сварочные работы вблизи лакокрасочных средств, приобретенных для продажи. Результатом стало возгорание, стремительно переросшее в сильный пожар. Вследствие данного пожара был причинен тяжкий вред жильцу квартиры, расположенной над магазином. Суд присудил гр. Иванову наказание по ст. 219, ч. 1 УК в виде лишения свободы на 2 года.

Хотите получить больше информации? Задавайте вопросы в комментариях


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав