03.07.2020

Функции теории государства и права. Обычно выделяют:С помощью онтологической функции (онтология – учение о бытии) ТГП. Функции теории государства и права Организационно прикладная функция теории государства и права


Функции науки ТГП - это основные направления научного воздействия, требуемое состояние науки.

Это те направления её действия, которые требуются, которые необходимы для решения стоящих перед ней задач, которые характеризуют должное состояние и развитие науки.

Понятие «функция» применительно к теоретической системе даёт описание, характеристику именно её требуемого, должного действия (деятельности) или состояния, и в этом плане функцию науки ТГП следует отличать от её реального фактического действия и состояния, которые на практике от функции могут отклоняться. Поэтому функция - один из критериев (эталонов) оценки состояния и эффективности действия теоретической системы. Они характеризуют её роль в системе юридических наук.

Функции ТГП как науки:

1. Гносеологическая (познавательная) функция. Она заключается в исследовательской разработке своего предмета, в его теоретическом освоении. Её называют основной, главной функцией ТГП. Состоит в наращивании научных знаний как знаний истинных, обоснованных, проверяемых. На основе реализации данной функции происходит становление ТГП как системы знаний. Особенность состоит в том, что эта функция выполняется наукой (ТГП) как бы для себя, для своего развития.

2. Онтологическая функция. Онтология - учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономер-ности. Выполняя онтологическую функцию, ТГП объясняет сущность и содержание государственно-правовых явлений, причины их возникновения и функционирования.

3. Эвристическая функция. ТГП не ограничивается познанием и объяснением государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии, в наше время, в частности, в условиях рыночной эко-номики. Эта функция характеризует творческие возможности ТГП. Это не просто познание, а открытие нового в государственно-правовых явлениях на основе глубокого проникновения в их сущность.

4. Методологическая функция. Будучи фундаментальной наукой, ТГП выполняет по отношению к отраслевым юридическим наукам методологическую функцию, закладывая основу для их исследования. Знания, разрабатываемые ТГП, по своему характеру таковы, что в основном своём объёме они используются как средство решения отраслевых теоретических проблем, так как в её рамках выявляются общеправовые и общегосударственные закономерности, разрабатываются общие понятия и конструкции. Связана с разработкой методов исследования, принципов и понятий, которые широко используются в отраслевых и иных юридических науках, находят в них свою конкретизацию.

5. Прогностическая функция. На основе признания закономерностей развития государства и права анализируемая наука выдвигает гипотезы об их будущем, ис-тинность которых затем проверяется практикой. Она определяет предполагаемую эффективность принимаемых нормативно-правовых решений, то есть речь идёт о функции научного предвидения в сфере государственно-правовых явлений, функция выдвижения научно обоснованных гипотез.


6. Идеологическая функция. Идеология - система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, ценностей, в соответствии с которыми формируется мировоззрение и жизненная по-зиция личности, социальных групп, общества в целом. Мировоззрение - система обобщённых взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.

ТГП аккумулирует и приводит в систему идеи о государстве и праве, создает научную основу для формирования общественной и индивидуальной политической и правовой культуры. Она участвует в формировании такого компонента правосознания, как правовая идеология. Более того, учитывая политико-юридический характер данной науки, можно говорить о её мировоззренческой роли.

7. Прикладная. Связана с непосредственным её выходом на практику - правотворческую и правореализационную. Её осуществление состоит в разработке правил юридической техники, методов толкования нормативных правовых актов, предложений по совершенствованию законодательства, его систематизации и решении других вопросов практического характера. ТГП призвана формировать научные основы как внутренней, так и внешней государственной политики, обеспечивать научность государственного управления.

8. Воспитательная . К её содержанию относится, в частности, обучающее начало данной науки, поскольку на её базе строится соответствующая учебная дисциплина. ТГП должна способствовать росту правовой культуры населения, помогать находить верные ориентиры в сфере государственно-правовой жизни, воспитывать уважение к праву, правосудию, конституции.

Нaиболее знaчимыми для хaрaктеристики нaуки ТГП являются пять функций: гносеологическaя (познaвaтельнaя), прaктико-оргaнизaционнaя, идеологическaя, прогностическaя и методологическaя.

Гносеологическaя функция вырaжaется в том, что ТГП осуществляет познaние окружaющего мирa. Онa познaет госудaрство, прaво и другие госудaрственные и прaвовые явления, получaет о них необходимые знaния, объясняет их с нaучных позиций.

Прaктико-оргaнизaционнaя функция (или прaксеологическaя) вырaжaется в том, что ТГП должнa обслуживaть прaктику. Онa вырaбaтывaет рекомендaции, нaпрaвленные нa совершенствовaние госудaрственно-прaвового строительствa, зaконодaтельствa, юридической прaктики.

Идеологическaя функция ТГП хaрaктеризуется тем, что этa нaукa aккумулирует рaзличные идеи, взгляды, предстaвления о госудaрстве и прaве, вырaбaтывaет определенные идеологические ориентиры, связaнные с объяснением госудaрственно-прaвовых явлений.

Прогностическaя функция состоит в том, что ТГП прогнозирует будущее госудaрственно-прaвовых явлений. Выявляя зaкономерности их рaзвития, теория госудaрствa и прaвa способнa дaвaть прогнозы кaк нa ближaйшее будущее, тaк и нa перспективу в виде нaучных гипотез.

Методологическaя функция ТГП вырaжaется в том, что этa нaукa выступaет в кaчестве своеобрaзной методологической основы для всех других юридических нaук: онa исследует методологические вопросы всей юридической нaуки, формируя основные подходы в познaнии госудaрственно-прaвовых явлений, т. е. выступaет для других юридических нaук в кaчестве философии госудaрствa и прaвa, a тaкже кaк нaиболее общaя нaукa в системе юридических дисциплин, онa вырaбaтывaет основополaгaющие госудaрственно-прaвовые понятия, положения и выводы, которые используются другими юридическими нaукaми в кaчестве бaзовых при исследовaнии своих предметов.

Понятие и признаки государства.

Сущ-ет много различных точек зрения на понятие гос-ва. Государство – политико-территориальная, суверенная организация публичной власти в социально-дифференцированном обществе, имеющая специальный аппарат принуждения, издающая законы, собирающая налоги.

Это единая организация суверенной, публичной, политической власти, которая посредством аппарата управления и принуждения и на основе правовых средств обеспечивает регулирование общественных отношений на строго определенной территории и собирает налоги.

Госудaрство отличaется от других оргaнизaций, входящих в политическую систему обществa, рядом существенных признaков .

1) территориальная организация населения. - поверхность суши с границами, водные объекты в пределах гос.границы, территориальные воды (12 миль от береговой линии), недра, воздушное пространство, территории посольств и консульств, морские, воздушные и космические суда под флагом).

2) наличие публичной политической власти, располагающей спец.аппаратом управления и принуждения (спец.органы, которые правомочны и имеют силы и средства для принудительного исполнения государственной воли – милиция, общественная безопасность и др.)

3) гос.суверенитет – это верховенство гос-й власти в нутри страны и независимость на международной арене..

3) институт гражданства (поддонства) гражданство – это устойчивая правовая связь м/д физ.лицом и гос-вом, кот.-я выражается во взаимных правах и обязанностях подданство-устойчивая правовая связь м/д физ.лицом и гос-вом при кот-й у частного лица одни обязанности, а у публич.субъекта-права.

4)население-пост. Проживающие и граждане РФ.

5)возможность издавать законы и другие нормативные акты, которые имеют силу на территории всего государства, содержат нормы права, обязательные для исполнения;

6)наличие государственных символов : флага, гимна, герба;

7)обеспечение соблюдения законов и порядка с помощью специальных карательных и правоохранительных органов – суда, прокуратуры, милиции и др.;

8)распоряжение национальными ресурсами ;

9)наличие собственной финансовой и налоговой системы;

10)наличие связи с правом , так как только государство обладает правом и одновременно обязанностью издавать в пределах своей территории законы и подзаконные нормативные акты;

11)в распоряжении государства имеются вооруженные силы и органы безопасности, которые обеспечивают оборону, суверенитет и территориальную целостность

  • 4. Соотношение тгп с другими науками, изучающими государство и право
  • 6.Функции тгп.
  • 7. Понятие, признаки и структура юридической практики.
  • 1. Прецедент толкования
  • 8. Виды юридической практики.
  • 2. В советской правовой системе отчетливо различаются следующие три вида юридической практики (названия условные):
  • 9. Функции юридической практики.
  • 10. Взаимодействие юридической науки и практики.
  • 11. Понятие метода и методологии в научном познании.
  • 1. По сфере применения
  • 2. По стадии применения (по уровню познавательного процесса)
  • 12. Всеобщие методы.
  • 13. Общенаучные методы.
  • 14.Специальные (частнонаучные) и частноправовые методы.
  • 16. Власть как способ управления совместной деятельностью людей: понятие, особенности, формы (разновидности)
  • 17. Структура власти.
  • 18. Виды власти.
  • 3) С точки зрения ее социального уровня можно различать:
  • 4) По отношению к политике
  • 5) По способу организации
  • 8) По широте распространения выделяются следующие виды власти:
  • 9) По способам взаимодействия субъекта и объекта власти выделяют власть:
  • 19. Понятие и свойства государственной власти.
  • 20. Догосударственное общество
  • 21.Предпосылки происхождения государства
  • 22.Многоообразие теорий происхождения государства и права
  • 23.Современная наука о происхождении теории государства и права
  • Теория специализации
  • Восточный (азиатский) путь возникновения государства
  • Западный путь возникновения государства
  • 24.Основные закономерности развития государства и права
  • 25. Плюрализм в понимании и определении государства
  • 26. Государство: понятие, признаки.
  • 27.Сущность государства
  • 28.Соц.Назначение госва
  • 29. Понятие политики. Системный подход к анализу политической жизни.
  • 30. Политическая система: понятие, элементы.
  • 31. Место и роль государства в политической системе.
  • 34. Понятие, значение и объективный характер функций государства. Их соотношение с задачами и целями.
  • Соотношение с задачами и целями
  • Алгоритм:
  • 35. Виды функций
  • 36. Формы осуществления функций
  • 37. Методы осуществления функций государства
  • 38. Функции Российского государства, их эволюция
  • 39. Государственный аппарат: понятие, особенности.
  • 40. Принципы организации аппарата современного государства.
  • 41. Органы государства: понятие, признаки, виды.
  • 42. Структура аппарата современного государства
  • 3. Законодательные органы
  • 4. Исполнительные органы
  • 5. Судебные органы
  • 43. Понятие и элементы формы государства.
  • 44. Форма правления.
  • 45. Форма государственного устройства.
  • 1. По способу образования субъектов федерации делятся на:
  • 2. По способу централизации федерации делятся на:
  • 3. По положению субъектов федерации:
  • 4. По наличию права выхода из федерации:
  • 5. По способу образования:
  • 46. Межгосударственные союзы.
  • 47. Политический режим
  • Политический и государственный режим: соотношение
  • Демократический режим
  • Тоталитарный режим
  • Авторитарный режим
  • 48. Соотношение элементов формы государства.
  • 49. Форма современного российского государства
  • 2 Точки зрения
  • 50. Подходы к классификации государств.
  • 3) В настоящее время в юридической и иной литературе доминируют два основных подхода к типологии государств: формационный и цивилизованный.
  • 51. Формационный подход к типологии государства.
  • 52. Цивилизационный подход к типологии государств.
  • 53. Понятие гражданского общества.
  • 6.Функции тгп.

    Функции теории государства и права - это основные направления теоретической деятельности по исследованию государственно-правовой действительности, отражающие значение этой науки.

    Функции науки зависят от её места в системе иных наук, от той роли, которую выполняет наука, а это обуславливается, в первую очередь, содержанием предмета науки.

    Виды функций:

    1. Онтологическая функция. Онтология - это наука о бы­тии. Данная функция теории государства и права заключается в исследовании государства и права как явлений правовой дейс­твительности, их сущности, содержания, закономерностей раз­вития и т.д.

    Выполняя данную функцию, общая теория отвечает на вопросы, что такое государство, право, как они возникли, в силу каких причин, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба в будущем и т.д.

    2. Гносеологическая функция. Гносеология - это наука о познании. Гносеологическая функция теории государства и права состоит в развитии, совершенствовании самого познания государства и права путём выработки, совершенствования раз­личных теоретических концепций, конструкций, способов поз­нания.

    Гносеологическая функция в науке ТГП выражается в том, что ТГП как и любая другая наука осуществляет познание окружающего мира. Она познает государство, право и другие государственно правовые явления, получает о них необходимые знания, объясняет эти явления с научных позиций

    Применительно к теории государства и права данная функция означает изучение и объяснение процессов, происходящих в государственно-правовой надстройке, определение их сущности и содержания, а также тенденций развития.

    3. Эвристическая функция. Эвристика - это искусство на­хождения истины. Осуществление данной функции выражается в получении новых знаний о государстве и праве, открытии но­вых закономерностей их развития.

    Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением основных закономерностей государственно-правовой действительности, а уясняя тенденции их развития и взаимодействие с другими общественными явлениями, открывает новые закономерности в прогрессе государственно-правовых явлений. Например, глубокие преобразования и изменения в жизни российского общества ставят задачу формирования новых теоретических положений.

    4. Прогностическая функция. Исследуя наличное бытие государства и права, используя для изучения ряда вопросов ис­торические методы познания, теория государства и права вы­двигает предположения, гипотезы о путях развития государства и права, их отдельных сторонах и институтах. Данная функция, в частности, выражается в том, что на основе рекомендаций учёных теоретиков вносят изменения в законодательство, го­сударственный механизм в расчёте на будущую эффективность произведённых мероприятий.

    П рогностическая функция - это социальная (прикладная) функция, когда знания, полученные ТГиП, используются для предсказаний, прогнозов развития государственно-правовых явлений и процессов. Эта функция может включать как критическое, так и поддерживающее содержание по отношению к тем или иным сторонам конкретных государств и правовых, она выражается в том, что ТГП должна прогнозировать будущее государственно правовых явлений. Выявляя закономерности их развития ТГП вполне способна давать прогнозы на ближайшее будущее и на перспективу.

    5. Идеологическая функция. Любая общественная наука несёт идеологическую нагрузку. Для теории государства и пра­ва, изучающей на высоком теоретическом, обобщающем уров­не реально существующие государство и право идеологическая функция является очень важной.

    Идеологическая функция характеризуется тем, что ТГП аккумулирует в себе различные идеи, взгляды, представления о государстве и праве. Вырабатывает определенные идеологические ориентиры связанные с объяснением государственно правовых явлений. В современной ТГиП эта функция заключается в том, что с одной стороны, происходит отказ от ограничений и догм марксистко-ленинского этапа развития общественной юридичической науки, а с другой – утверждение общедемократических, гуманистических идеалов.

    6. Методологическая функция. Теория государства и пра­ва выполняет большой объём работы по развитию методологии всего правоведения. Понятия, категории, принципы выработан­ные теорией государства и права, активно используются дру­гими юридическими науками, что придаёт им и всей системе юридического знания эту самую системность, теоретическую и логическую целостность.

    При реализации этой функции теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как в процессе обобщения государственно-правовой практики она изучает методологические вопросы всей юридической науки, формирует базовые государственно-правовые понятия, выводы, основополагающие утверждения, которые используют другие юридические науки в качестве основных при изучении своих предметов;

    7. Прикладная функция. Теория государства и права выра­батывает предложения по совершенствованию различных сто­рон государственно-правовой жизни.

    Например, теория государства и права разрабатывает рекомендации и предложения по совершенствованию действующего законодательства, улучшению правотворческой и правоприменительной деятельности государства, способствует своими выводами принятию наиболее совершенных нормативных правовых актов, позволяет своевременно выяв лять малоэффективные или устаревшие правовые нормы, правильно уяснить содержание актов, выявить в них пробелы, противоречия, иные несовершенства, определяет эффективность действия норм права и. актов, факторы, воздействующие на реализацию законов, и т.д.

    8. Политическая (другие названия: политико-управленческая или организационно-управленческая). Функция, которая направлена на выработку методов и средств для перестройки правовых и государственных институтов использования норм права, дальнейшего укрепления законности, а также формирования органов государственной власти, создает условия для обеспечения научности государственного управления, построения научных основ как для внутренней, так и для внешней политики;

    9. Воспитательная функция, с помощью которой теория государства и права обеспечивает правовое воспитание граждан государства; Воспитательная функция проявляется в трех формах.

    Во-первых, она имеет обучающее значение, так как призвана знакомить студентов юридических вузов с исходными понятиями правовой науки, обучать приемам юридической техники, например правилам составления юридических документов, толкования правовых норм и актов и т.д.

    Во-вторых, теория государства и права способствует воспитанию уважения к праву, закону, повышению правовой культуры, поскольку дает знания о сущности, назначении государства и права в современном обществе.

    В-третьих, вооружает государственные органы, должностных лиц, средства массовой информации правильными ориентирами в сфере государственно-правовой жизни. Особенно это касается органов правосудия, прокуратуры, других правоохранительных органов.

    "

    Функции ТГП

    Функции ТГП:

    1) онтологическая

    2) эвристическая (

    3) методологическая:

    4) идеологическая

    5) организационно-прикладная

    6) прогностическая

    7) гносеологическая

    Методология теории государства и права.

    Методология – совокупность принципов, способов и методов изучения ТГП.

    Выделяют три группы методов: общелогические, общенаучные, частнонаучные.

    Общелогические методы - совокупность интеллектуальных приемов для достижения истинного знания об изучаемой реальности. (Дедукция и индукция, анализ и синтез, методы рассуждения по аналогии от противного, доказательство от абсурдного) .

    Общенаучные методы - способы, при помощи которых предлагается объяснение тех проблем, которые были поставлены (функциональный, структурный, системный, сравнительный, исторический, генетический).

    Частнонаучные методы – это приемы, которые выступают следствием усвоения ТГП научных достижений (частных) технических, естественных и гуманитарных наук. К ним относят конкретно-социологический, статистический, кибернетический, математический и т.д.

    Социологический метод позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере.

    Статистический метод позволяет получить количественные показатели тех или иных массовых повторяющихся государственно-правовых явлений, таких, как правонарушение, юридическая практика.

    Кибернетический метод – это прием, позволяющий с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики познать государственно-правовые явления.

    Математический метод – это совокупность приемов оперирования с количественными характеристиками. Можно выделить два метода, которые относят к частноправовым , являющимся сугубо юридическим: формально-юридический и сравнительно-правовой.

    Формально-правовой метод позволяет определять юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификации, толковать содержание правовых предписаний (право государства изучается как таковое ни с чем не сравнивается, не увязывается, изучается в чистом виде).

    Сравнительно-правовой позволяет сопоставить два государственно-правовых явления, выявить преимущества, недостатки, общие свойства, позволяет сформировать закономерности.

    3. Закономерности возникновения государства .

    Первопричиной создания государства явилось возникновение производящей экономики, которая создала предпосылки классового деления общества. На первоначальном этапе это были клановые сегменты: протокласс производителей (охотники, скотоводы, ремесленники, земледельцы); протокласс торгового люда (купцы, менялы); протокласс управленцев (вожди, советы старейшин, племенные советы); протокласс воинов (княжеская дружина, наемники, мореплаватели).

    Причины возникновения государства:

    1. Переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;

    2. Разделение труда (выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов);

    3. Появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;

    4. Появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально–классовое расслоение общества;

    Государственная власть, ее свойства.

    Власть – это отношения господства и подчинения, при которых одно лицо (властвующий) способно навязать свою волю подвластным.

    Государственная власть – это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

    Государственная власть ведет к установлению таких отношений, в которых она выступает как высший авторитет, добровольно или вынуждено признаваемый всеми членами социального общества, сложившегося на данной территории.

    Государственная власть:

    1) распространяется на все общество (это единственная власть, которая имеет отношение ко всем лицам, проживающим в данной стране, является общеобязательной);

    2) носит публично-политический характер (призвана выполнять общественные функции, решать общие дела);

    3) опирается на государственное принуждение (имеет право применять силу, когда это необходимо для достижения законных и справедливых целей);

    4) осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);

    5) устанавливает систему налогов;

    6) организует население по территориальному признаку;

    7) характеризуется легитимностью и легальностью.

    Если легальность означает юридическое обоснование власти, её соответствие правовым нормам, что выступает её юридической характеристикой, то легитимность – это доверие и оправдание власти народом, что выступает её нравственной характеристикой.

    Формы осуществления государственной власти : через монарха; через аппарат управления, государственный аппарат; народом непосредственно.

    Способы осуществления власти : убеждения; издания нормативных актов; принуждения.

    1. Понятие и назначение государства.

    Государство – суверенная территориальная организация политической власти, обладающая аппаратом управления и управляющая обществом с помощью права.

    Г лавное предназначение государства - служить обществу.

    В этих целях государство должно :

    1.устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его;

    2. обеспечивать социальный мир и стабильность в обществе, выступая своего рода социальным арбитром в отношениях между различными группами, слоями общества при столкновении их интересов, умерять эти столкновения и добиваться определенного социального компромисса;

    3. обеспечить безопасность общества от преступных посягательств внутри страны, а также от внешних врагов и агрессии;

    4. защищать личность от произвола, создавать нормальные условия жизни для всех членов общества независимо от их непосредственного участия в производстве благ, заботиться о социально слабых слоях и группах населения, т.е. быть социальным;

    5. добиваться мира и согласия в обществе, заботиться о развитии культуры, образования, искусства, здравоохранения.

    Формы государства.

    В настоящее время форму государства рассматривают как единство трех основных элементов – формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

    Элементами формы государства являются:

    1) форма правления – характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением;

    2) форма государственного устройства – отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами;

    3) политический режим

    Таким образом, форма государства – это его структурное, территориальное и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих.

    1) Под формой правления понимается организация верховной государственной власти. Порядок образования её органов и их взаимоотношения с населением.

    К верховной государственной власти относят главу государства, законодательный орган, правительство.

    Монархия – это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха): короля, царя, шаха, императора т.д.

    Признаки монархии:

    1) власть передается по наследству;

    2) осуществляется бессрочно;

    3) не зависит от волеизъявления населения.

    Монархии бывают неограниченными, т.е. в них отсутствуют представительные учреждения народа, а единственным носителем суверенитета государства является монарх (Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (Великобритания, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и др.).

    Республика – это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.

    Признаки республики:

    1) выборность власти;

    2) ограниченность срока полномочий власти;

    3) зависимость от избирателей.

    В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские (США, Бразилия, Сирия), парламентские (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль) и смешанные (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия).

    2) Форма государственного устройства – это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства в органами его составных частей.

    Унитарное государство - простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии.

    Федерация – сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например, в Германии, Индии, Мексике, Канаде.

    Конфедерации – временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединялись, и лишь координирующего свойства.

    Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения , названное содружеством государств. Примером может являться СНГ, в составе которого государства, ранее входившие СССР.

    3) Политический (государственный) режим – представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти.

    Правовым называют государство, которое во всем подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан. Это конституционное государство. Конституция оформлена в виде нормативного документа. Закон может отменить и изменить только уполномоченный орган. Обеспечено равенство всех граждан перед законом.

    Принципы правового государства:

    Полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

    Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

    Федерализм;

    Верховенство закона;

    Взаимная ответственность государства и личности;

    Высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе;

    Понятие и признаки права.

    Право - система общеобязательных норм, охраняемых государством и регулирующих общественные отношения.

    Признаки права:

    1) право носит волевой характер , ибо оно есть проявление воли и сознания людей, но не любой воли, а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства членов общества;

    2) общеобязательность , в чем воплощается суверенитет государства, означающий, что выше официальной, публичной, власти в обществе никого нет и не может быть и что все принимаемые нормы права распространяются на всех либо большой круг субъектов;

    3) нормативность права заключается в том, что оно прежде всего состоит из норм, т.е. общих правил поведения, регулирующих значительный круг общественных отношений;

    4) связь с государством состоит в том, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью. Государство для того и функционирует, чтобы гарантировать соблюдение исполнения юридических норм;

    5) формальная определенность права заключается в том, что нормы права имеют внешне выраженную письменную форму, должны быть четко объективированы, точно определены, воплощены вовне;

    6) системность права проявляется в том, что оно представляет собой не механическую совокупность юридических норм, а внутреннее согласованный, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое место и играет свою роль, где юридические предписания взаимосвязаны, расположены определенным иерархическим образом, группируются по отраслям и институтам.

    7) объективность;

    8) институциональность .

    Принципы права.

    Принципы права – это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. Они воплощают закономерности права его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла.

    В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

    Общеправовые принципы – основные начала, которые определяют наиболее существенные черты права в целом, его содержание, его особенности как регулятора общественных отношений распространяются на все нормы права, к ним относятся такие принципы, как: 1) справедливости, которая означает соответствие между ролью лица в обществе и его социально-правовым положением; 2) юридическое равенство граждан перед законом и судом, провозглашающее равный правовой статус всех субъектов; 3) гуманизм, означающий, что Конституция и законы должны закреплять права и свободы человека и гражданина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое достоинство; 4) демократизм; 5) единство прав и обязанностей; 6) федерализм; 7) законность; 9) сочетание убеждения и принуждения.

    Межотраслевые принципы – руководящие начала, которые выражают особенности нескольких родственных отраслей права. Среди них выделяют: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства и т.д.

    Отраслевые принципы – характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли. К ним относят: в гражданском праве – принцип равенства сторон в имущественных отношениях; в уголовном праве – презумпция невиновности; в трудовом праве – принцип свободы труда; в земельном праве – принцип целевого характера использования земли и т.п.

    Принципы правовых институтов – это наиболее существенные, руководящие начала конкретного правового института.

    Функции права.

    Функции права - это основные пути (каналы) правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений. Имеются в виду методы воздействия права на общественные отношения, которые отражают его сущность и природу, необходимость самого данного явления

    Функции права:

    - экономическая (право, устанавливая "правила игры" в экономической сфере, упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности, определяет механизм распределения общественного богатства и т.п.);

    - политическая (право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государства, регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.);

    - воспитательная (право, отражая определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения);

    - коммуникативная (право, являясь информационной системой, выступает способом связи между субъектом и объектом управления, специфическим "посредником" между законодателем и обществом, между творцами правовых предписаний и физическими или юридическими лицами).

    - Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творческий характер, ибо право с помощью этой функции призвано содействовать развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей. Подобную функцию обеспечивают, как правило, правовые стимулы - поощрения, льготы, дозволения, рекомендации и т.п. Данные средства способствуют удовлетворению интересов лиц, открывая простор для их активности, инициативы, предприимчивости.

    - Охранительная функция реализуется с помощью правовых ограничений (обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений) и имеет вторичный характер. Эта функция права направлена на охрану основополагающих ценностей - жизни, здоровья, чести, достоинства, свободы, собственности, правопорядка, безопасности и т.д.

    Формы (источники) права.

    Формы права - это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения.

    Под правовой формой понимаются практически все юридические средства, участвующие в правовом регулировании и опосредовании тех или иных социальных процессов, в решении социальных задач (например, правовые формы регулирования экономики).

    Выделяют четыре основные формы права:

    - нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. К их числу относятся: конституция, законы, подзаконные акты и т.п. Нормативный акт - одна из основных, наиболее распространенных и совершенных форм современного континентального права Германии, Франции, Италии, России и т.п.;

    - правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям.

    - юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел. Распространен преимущественно в странах общей правовой семьи - Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т.д. Признание прецедента источником права означает признание правотворческой функции суда;

    - нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.; коллективный договор, который заключают между собой администрация предприятия и профсоюз).

    Действие нпа во времени.

    Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Согласно ст. 6 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", "федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу".

    Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу.

    Придание закону обратной силы возможно в двух случаях:

    1) если в самом законе об этом сказано;

    2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.

    Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях:

    по истечении срока действия акта, на который он был принят;

    в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);

    на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).

    Действие нпа по кругу лиц.

    С вышеизложенными проблемами тесно связано действие акта по кругу лиц. На территории России нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан или должностных лиц (военнослужащих, пенсионеров, милиционеров, студентов, преподавателей, госслужащих, врачей, избирателей, депутатов, судей, прокуроров, ветеранов войны, многодетных матерей и т.д.).

    Здесь важно иметь в виду и принцип гражданства, согласно которому граждане России, где бы они ни находились, обязаны соблюдать российские законы. Если гражданин России совершил преступление на территории другого государства, он несет уголовную ответственность по законам России, даже если это деяние не является преступлением в той стране, где он его совершил.

    Систематизация нпа.

    Система законодательства - совокупность нормативных правовых актов различной юридической силы, которые исходя из необходимости решения стоящих перед государством задач обладают согласованностью действий и внутренним единством.

    Систематизация законодательства - это упорядочение, приведение действующих нормативных актов в единую, согласованную, целостную систему.

    Под законодательством в широком смысле понимают совокупность законов и подзаконных актов.

    Законодательство по уровню юридической силы делится на законы, нормативные указы главы государства и другие. А по сферам регулирования общественных отношений - на гражданское, трудовое, семейное и другие.

    Инкорпорация - это объединение нормативно-правовых актов в хронологическом, алфавитном или тематическом порядке в различного рода сборники или собрания без изменения их содержания.

    Различают генеральную - полную и выборочную - специализированную инкорпорацию. Широко распространено издание официальных собраний нормативно-правовых актов уполномоченными государственными органами. В России на федеральном уровне к такого рода собраниям относятся «Собрание законодательства Российской Федерации», «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», «Вестник Конституционного Суда Российской Федерации» и некоторые другие.

    Консолидация - это объединение нескольких однородных по предмету правового регулирования и юридической силе нормативно-правовых актов в один, укрупненный акт.

    В результате консолидации появляется новый, объединенный нормативный акт. При этом вошедшие в него отдельные нормативно-правовые акты утрачивают силу.

    Примером конолидации может служить вторая часть Налогового кодекса РФ, которая заменила собой цедый ряд федеральных законов, каждый из которых был посвящён правовому регулированию порядка сбора, начисления и уплаты отдельных налогов и сборов.

    Кодификация - это создание единого, систематизированного нормативно-правового акта, устанавливающего правовые основы какой-либо отрасли права (Гражданский, Уголовный, Таможенный, Земельный кодексы) или правового института (Кодекс об административных правонарушениях, Лесной, Водный, Бюджетный, Жилищный кодексы).

    Кодификация представляет собой особый вид правотворчества. В процессе кодификации нормативный материал подвергается коренной переработке как по форме, так и по содержанию. Цель кодификации заключается в структурированп отрасли, подотрасли права или правового института. Виды кодифицированных актов могут быть различны - это Основы законодательства, Кодекс, Устав, Положение.

    Функции теории государства и права.

    Функции ТГП представляют собой основные направления действия данной науки, необходимые для решения стоящих перед ней целей и задач.

    Функции ТГП:

    1) онтологическая (учение о бытие): стремится познать суть государственно-правовых явлений, отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникают и действуют и т.п.;

    2) эвристическая (искусство нахождения истины): открывает новые закономерности в развитии государственно-правовых институтов, в частности в условиях современных рыночных реформ;

    3) методологическая: осуществляется по отношению к другим юридическим наукам (создается система понятий и категорий, применяющаяся во всех иных юридических науках);

    4) идеологическая : стремиться разобрать понятия, определения (приводит в систему идеи и взгляды о государстве и праве, воздействует непосредственно на сознание субъектов и социальную жизнь);

    5) организационно-прикладная : использование науки на практике (проявляется в преобразовании, реформировании государственно-правовой жизни, в разработке рекомендаций и предложений по решению актуальных проблем государственно-правового строительства);

    6) прогностическая : проявляется в предвидении тех или иных изменений в государственно-правовой действительности, в определении тенденций развития гос-ва, в выдвижении гипотез об их будущем);

    7) гносеологическая (теория познания): состоит в выработке научных концепций, доктрин, правовых понятий, категорий, а также приемов и способов, помогающих научному познанию государства и права.

    Функции государства - главные направления и виды деятельности государства, обусловленные его задачами и целями и характеризующие его сущность.

    Функции государства нельзя отождествлять с функциями его отдельных органов, которые являются частью аппарата государства и находят свое выражение в компетенции, в предмете ведения, в правах и обязанностях (полномочиях), закрепленных за ними.

    Приведенные ниже функции государства отражают реализацию общесоциальных или «общих дел» (а не классовых), обеспечивающих объективное существование людей.

    Можно классифицировать функции современного государства по различным критериям: субъектам, объектам, способам, средствам и другим элементам государственной деятельности.

    Функции государства по способам его деятельности".

    Законодательная,

    Исполнительная (управленческая),

    Судебная,

    Правоохранительная,

    Информационная.

    Функции цивилизованного государства по сферам (объектам) его деятельности можно разделить на внутренние и внешние.

    Внутренние функции - обеспечивают его внутреннюю политику:

    V) политическая - выработка внутренней политики государства, регулирование сферы политических отношений, обеспечение народовластия;

    Раздел П. Теория государства

    2) экономическая - регулирование сферы экономических отношений, создание условий для развития производства: организация производства на основе признания и защиты различ-ных форм собственности, предпринимательской деятельности;

    прогнозирование развития экономики;

    3) налогообложения и финансового контроля - организация и обеспечение системы налогообложения и контроля над легальностью доходов граждан и их объединений, а также за расходованием налогов;

    4) социальная - обеспечение социальной безопасности граждан, создание условий для полного осуществления их права на труд, жизненный достаточный уровень; снятие и смягчение социальных противоречий путем гуманной и справедливой социальной политики;

    5) экологическая - обеспечение экологической безопасности и поддержание экологического равновесия на территории государства; охрана и рациональное использование природных ресурсов; сохранение генофонда народа;

    6) культурная (духовная) - консолидация нации, развитие национального самосознания; содействие развитию самобытности всех коренных народов и национальных-меньшинств; организация образования; содействие развитию культуры, науки;

    охрана культурного наследия;

    7) информационная - организация и обеспечение системы получения, использования, распространения и хранения информации;

    8) правоохранительная - обеспечение охраны конституционного строя, прав и свобод граждан, законности и правопорядка, окружающей природной среды, установленных и регулируемых правом всех общественных отношений.

    Внутренние функции государства ещё можно разделить на две основные группы: регулятивные и правоохранительные.

    Внешние функции - обеспечивают его внешнюю политику:

    1) политическая (дипломатическая) - установление и поддержание дипломатических отношений с иностранными государствами в соответствии с общепринятыми нормами и принципами международного права;

    2) экономическая - установление и поддержание торгово-экономических отношений с иностранными государствами; раз-

    1яава 4. Государственная власть и государство

    витие делового партнерства и сотрудничества в экономической сфере со всеми государствами, независимо от их социального строя и уровня развития; интеграция в мировую экономику;

    3) экологическая - поддержание экологического выживания на планете;

    4) культурная (гуманитарная) - поддержание и развитие культурных и научных связей с иностранными государствами; обеспечение сохранения исторических памятников и других объектов, имеющих культурную ценность; принятие мер к возвращению культурных ценностей своего народа, находящихся за рубежом;

    5) информационная - участие в развитии мирового информационного пространства, установление режима использования информационных ресурсов на основе равноправного сотрудничества с другими государствами;

    6) оборона государства - защита государственного суверенитета от внешних посягательств как экономическими, дипломатическими, так и военными способами;

    7) поддержание мирового правопорядка - участие в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов;

    борьба с международными преступлениями.

    Во внешних функциях государства можно выделить два основных направления: внешнеполитическая деятельность (здесь особое значение имеет функция обороны страны) и внешнеэкономическая деятельность. Особенности классовых функций эксплуататорского государства Внутренние Внешние 1. Функция подавления угнетенных классов. 2. Функция охраны частной собственности эксплуататоров

    на средства производства. 3. Функция идеологического подавления своих классовых и политических противников. 1. Функция захвата чужих территорий. 2. функция подавления освободительных движений. 3. Функция охраны интересов господствующих классов от посягательств на них извне.

    Раздел II. Теория государства

    Нельзя отождествлять функции государства с формами их реализации - правовыми и организационными, а также с методами их реализации (убеждение, поощрение, государственное принуждение, подавление).

    Основные правовые формы осуществления функций государства: правотворческая, правоприменительная, правоохранительная, учредительная, контрольно-надзорная.

    Конкретная функция государства представляет собой единство содержания, форм и методов осуществления государственной власти в определенной сфере деятельности государства; характеризуется известной самостоятельностью, однородностью, повторяемостью.

    Содержание внутренних и внешних функций государства изменяется на разных этапах его развития. Например, в период становления буржуазного государства экономическая функция была слабо развита. С середины XIX века, особенно в XX веке с конца 50-х гг., в странах Западной Европы и Северной Америки ее роль значительно возросла как по значимости, так и по объему. Государственно-правовое регулирование социально-экономической сферы общественных отношений направлено на обеспечение политики «полной занятости» населения и предотвращения экономических кризисов. Западные страны прибегают к помощи системы планирования (в том числе - долгосрочного), создания специальных ведомств по прогнозированию развития экономики и социального развития. Возросло воздействие на частный сектор путем различных способов регулирования и контроля - политики цен, налогов, инвестиций, экспорта, импорта, государственных заказов, кредитной политики и т. п. Но это не означает, что государство поглощает деятельность частного сектора в экономике, не создает условий для его развития.

    В отличие от западных буржуазных стран, в СССР, в состав которого входила Советская Украина, очень ограниченное время (нэп) был разрешен частный сектор. Государственное регулирование экономических отношений занимало господствующее положение. Государство было монополистом во всех сферах жизнедеятельности общества, а в экономической сфере взяло на себя буквально все - от установления уровня инвестиций в ту или иную отрасль экономики до наименования продуктов и цен на них.

    Глава 4. Государственная власть и государство

    В независимой Украине с переходом к рыночным отношениям содержание экономической функции государства (по сравнению с СССР) существенно меняется. Сфера государственного управления не сводится к государственному сектору экономики. Устанавливаются только пределы для вмешательства государства в частный сектор экономики.

    С определением курса на построение социального правового государства расширяется содержание и значение политической, правоохранительной и других функций. Особое значение приобретает социальная функция - создание государством условий, обеспечивающих достойную жизнь человека (см. главу «Социальное правовое государство»).


    © 2024
    artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав